Основные методы и принципы экономического анализа. Курсовая работа: Методология исследования экономических процессов и явлений

Основные методы и принципы экономического анализа. Курсовая работа: Методология исследования экономических процессов и явлений

Экономическая модель - это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

В связи с построением моделей важно отметить роль функционального анализа в экономической теории.

Экономико-математическое моделирование как метод экономической теории получило широкое распространение в XX в. Однако элемент субъективности в построении экономических моделей иногда ведет к ошибкам. Лауреат Нобелевской премии М. Аллэ писал в 1989 г., что в течение сорока лет экономическая литература развивалась в ошибочном направлении: в сторону совершенно искусственных и оторванных от жизни математических моделей с преобладанием математического формализма, что представляет собой, по сути дела, большой шаг назад.

При изучении экономической жизни людей, их групп и всего общества возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты, хотя далеко не всегда можно предвидеть все вероятные результаты этих экспериментов.

Экономический эксперимент - это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.

Сознательное массовое экономическое экспериментирование на микроуровне связано с деятельностью Р. Оуэна, П.Ж. Прудона, Ф. Тейлора, Г. Форда, а на макроуровне - с именами Дж.М. Кейнса и М. Фридмена. Широкие эксперименты на макроуровне проводились и в бывшем СССР.

11. Экономические категории – это логические понятия, отражающие в обобщенном виде наиболее существенные стороны (условия) экономической жизни общества. Категории выражают отдельные формы бытия, условия существования, характеризуют отдельные стороны развития системы экономических отношений.

Логическая взаимосвязь экономических категорий дает возможность выяснить существенное, постоянное, прочно остающееся в движении и развитии экономических процессов, явлений. Познавая сущность экономических категорий, экономическая теория приходит к определению экономических законов, изучение которых является задачей науки.

Закон (экономический закон) – это устойчивое, прочное, многократно повторяющееся явление, как выражение внутренней, существенной, необходимой, причинно-следственной, постоянной, всеобщей, качественной и количественной взаимосвязи (отношения), свойственной данному явлению или процессу.



Не следует смешивать экономические законы с законами природы, так же как и с законами естествознания, так как между ними имеется ряд существенных и принципиальных различий:

1. естественные законы - это законы природы, экономические - законы развития общественной жизни, хозяйственной деятельности людей;

2. естественные законы - вечные, экономические носят исторический характер;

3. открытие и применение естественных законов происходит более или менее гладко, а экономические законы встречают сильное противодействие со стороны отживающих общественных сил.

Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономических законов развития общества, которая включает в себя различные группы и виды законов.

Экономические законы классифицируются по следующим группам (в зависимости от их исторической устойчивости):

1) специфические экономические законы;
2) особенные экономические законы (законы для ряда эпох);
3) общие экономические законы.



Специфические экономические законы - это законы развития конкретных, исторически определенных форм хозяйствования. Например, законы распределения при рабстве, крепостничестве и др.

Особенные экономические законы - это законы, свойственные тем историческим эпохам, где сохраняются условия для их действия. Например, закон стоимости (ценности).

Общие экономические законы - законы, свойственные всем без исключения историческим эпохам. Они выражают поступательный процесс развития общественного производства. Например, закон экономии времени, закон возвышения (возрастания) потребностей, закон распределения общественного труда.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Дать определение экономике.
  2. Стадии общественного производства, охарактеризовать их.
  3. Дать определение потребностей и раскрыть их классификацию.
  4. Что собой представляет экономический интерес?
  5. Какие виды благ и ресурсов Вы знаете?
  6. Назовите мобильные факторы производства, почему Вы так считаете?
  7. Назовите главные свойства информации как экономического ресурса.
  8. Дайте определение процесса производства и назовите основные его элементы.
  9. Какие Вы знаете технологические способы производства?
  10. Дайте определение общественному разделению труда.
  11. Охарактеризуйте структуру общественного производства.
  12. Что собой представляет альтернативная стоимость, проиллюстрируйте свой ответ примером?
  13. Дайте определение категории производственные возможности, каким образом их можно проиллюстрировать?
  14. Назовите уровни анализа экономических явлений и процессов.
  15. Какие Вы знаете методы экономики?
  16. Дайте определение экономической категории, приведите пример.
  17. Назовите группы экономических законов.
  18. Тестовые задания:

1. Альтернативные издержки платного обучения не включают в себя:

а) зарплату, которую можно было бы получить, работая вместо учебы;
б) расходы на учебную литературу и канцелярские принадлежности;>
в) расходы на питание;
г) плату за обучение.

2. Установите, что входит в понятие «факторы производства»:

а) издержки производства и показатели рентабельности;
б) основные и оборотные фонды;
в) труд, земля, капитал.

3. Блага - это …;

а) недостаток чего-либо;
б) средства, удовлетворяющие потребности;
в) наслаждение, счастье.

4. Основная проблема, с которой сталкиваются все экономические системы:

а) производство;
б) инвестиции;
в) ограниченность ресурсов.

а) высокое качество;
б) ограниченность;
в) неповторимость.

6. Кривая производственных возможностей показывает:

а) точное количество двух товаров хозяйство намеревается осуществлять;
б) альтернативную комбинацию товаров при наличии определенного количества ресурсов;
в) свойства выпускаемых товаров.

Метод - это те приемы и инструменты исследования, которыми располагает методология как самостоятельная наука о методе.

При изучении экономических процессов и явлений следует говорить о двух аспектах анализа. Во-первых, - это исследование внутренних процессов на уровне микроэкономики. Оно предполагает использование метода установления минимума или максимума при определении предельных величин. Во-вторых, - аспект рассмотрения внешних связей, характеризующих взаимоотношения агентов производства. Преобладающим здесь выступает метод установления равновесия как на уровне макроэкономики, так и на уровне микроэкономики.

Связь экономической теории и методологии не исчерпывает роли метода исследования, он имеет свои особенные приемы и специфику. Прежде всего это принцип ему, необходимо рассматривать явления в развитии. Исследовательский потенциал принципа историзма весьма велик, он включает сравнительный исторический метод, единство исторического и логического и т.д.

К числу способов и приемов анализа экономической действительности относятся индукция и дедукция, анализ и синтез. Индукция - это процесс создания теории из набора наблюдений. Она обеспечивает переход от частных наблюдений к обобщению. Дедукция - процесс прогнозирования будущих событий с помощью теории. Она обеспечивает переход от общего к частному. Анализ означает изучение предмета по частям, то есть его отдельных сторон и свойств, с тем, чтобы полученные результаты свести затем в целое, произвести синтез.

Важнейшим методом экономической теории является системный подход, исследующий функциональные связи - прямые и обратные зависимости между переменными величинами. Его использование показало, что экономические законы и категории носят не абсолютный, а относительный характер, что позволяет отойти от односторонности и категоричности суждений.

Экономическая теория широко использует математические и статистические методы, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. Особое значение для экономической теории имеет моделирование, то есть формализованное описание экономического процесса или явления, чья структура определяется объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования. При построении модели применяется метод абстракции: сохраняя главные функциональные зависимости переменных экономических величин и не учитывая второстепенные, модель воспроизводит упрощенные экономические связи, что позволяет создавать сложные теоретические системы. После построения модели необходимо проверить, насколько она соответствует реальным экономическим процессам. Модели бывают статические, в которых анализируется экономическая система в определенный момент времени, и динамические, являющиеся основой для прогнозирования развития в будущем. Различают также линейные и нелинейные модели. Отличительной чертой нелинейных моделей является сложный характер связей, которые невозможно выразить системой линейных уравнений. Кроме математических (знаковых) моделей в экономической теории используются графические модели.

Экономические принципы - это обобщения, содержащие в себе несколько неточные количественные определения в виде средних данных или статистических вероятностей.

Среди экономических принципов наиболее распространенными являются:

Допущение «при прочих равных условиях», позволяющее считать все экономические переменные, за исключением тех, которые в данный момент рассматриваются, неизменными;

Принцип «издержки-выгоды», требующий экономически рационального выбора из целого ряда альтернатив;

Принцип «после этого, не означает по причине этого», требующий не смешивать в анализе корреляцию (зависимость) с причинностью.

При изучении экономических проблем часто используют позитивный и нормативный анализ. На основе этого различают позитивную и нормативную экономическую теории. Позитивный анализ дает возможность увидеть связи между реальными экономическими явлениями и процессами, нормативный анализ основан на исследовании того, что и как должно быть. Нормативное утверждение обычно выводится из позитивного, но объективные факты не могут доказать его истинность или ложность. При нормативном анализе выносятся оценки - справедливо или нет, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо.

Экономические теории формулируются в виде позитивных утверждений, хотя большинство расхождений между экономистами возникает при рассмотрении вопросов нормативного анализа.

Таким образом, изучение экономических проблем ведет к выявлению и сбору фактов, установлению принципов, характеризующих реальное поведение индивидов и институтов. Выведение принципов из фактов и составляет содержание экономической теории, которая необходима для разработки успешной экономической политики (см. схему 3).

Экономическая политика - целенаправленная система мероприятий государства в области общественного производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных групп, и направлена на укрепление национальной экономики.

Крупные преобразования, изменения в системе ведения хозяйства, управления экономикой, путях и способах осуществления экономической политики составляют содержание экономических реформ.

Реформа - специально организованные и на законных началах проводимые высшими органами власти преобразования общественных отношений (экономических, социальных, политических и др.) или отдельных сфер жизнедеятельности государства и общества (финансы, образование, оборона и т. д.), причем речь идет о достаточно существенных слоях этих отношений, о важных областях общественной и государственной жизни.

Предпосылками современной экономической реформы в России можно считать попытки трансформации централизованной плановой экономики, получившие название «перестройки» (весна 1985 г. - август 1991 г.), когда были сделаны первые шаги в сторону реальной рыночной экономики. При этом главной задачей считалась коренная реконструкция народного хозяйства на основе научно-технического прогресса, с глубокими структурными сдвигами в общественном производстве, с радикальной реформой хозяйственного механизма, способной придать социализму новое качество. В развитии современной экономической реформы в России, связанной с попыткой построения рыночной системы, можно выделить несколько этапов (см. таблицу 1)

Таблица 1

Глубочайший кризис, в котором оказалась страна, безуспешность попыток прервать его течение свидетельствуют о неадекватности принятого варианта реформ требованиям времени и условиям страны и настоятельно ставят вопрос о необходимости создания новой концепции реформирования с современными характеристиками качества жизни народа на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной, социально ориентированной, динамичной рыночной экономики при значительной роли государства в регулировании. Особое значение в процессе выработки новой стратегии реформы придается региональной политике. Это обусловлено существованием тенденций экономической и политической дезинтеграции. Пример Чечни показывает, каких опасных пределов может достичь процесс суверенизации, к каким жертвам среди населения и в экономике это может привести, если он не блокируется вовремя или не решается в рамках закона. Развитие рыночных реформ в Приморском крае, приведших к его значительному отрыву от центра, не носит такой взрывоопасный характер. Однако цифры даже за последние пять лет свидетельствуют о постоянном ухудшении социально-экономической ситуации (табл. 2).

Таблица 2

Важно отметить, что эти данные превышают среднероссийские показатели. Это доказывает необходимость применения более эффективных инструментов реформирования, принятия взвешенных политических и экономических решений, способствующих сохранению целостности государства. Такие требования обусловлены общим ходом экономической реформы во всех регионах страны. Поэтому во многих документах, касающихся региональной политики, говорится, что современная экономическая реформа должна быть направлена на: выравнивание экономического и социального развития регионов по всем показателям, определяющим уровень жизни населения; формирование эффективных территориальных пропорций, крупных производственных комплексов, создание условий для территориальной системы расселения; преодоление диспропорций в развитии народнохозяйственного комплекса и отдельных отраслей на основе сокращения сырьевой сферы экономики в пользу перерабатывающей сферы и сферы услуг; изменение административно-территориального устройства России и ее районирования


Экономическое моделирование можно определить как разработку моделей, отражающих различные стороны хозяйственной деятельности, т.е. создание различного типа аналогов, воспроизводящих те или иные аспекты хозяйственной активности человека. Экономическая модель - материальный или идеальный аналог, отображающий или воспроизводящий исследуемый хозяйственный объект и способный дать об этом объекте принципиально новую информацию.
Можно дать и иное определение экономической модели: «Экономическая модель - это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования».
Р. Нуреев также указывает на основные достоинства метода экономического моделирования:
«Во-первых, модель, значительно упрощая действительность, помогает отделить главные характеристики исследуемого явления от второстепенных, внутренние от внешних, постоянно повторяющиеся от случайных. Во-вторых, модель помогает формализовать происходящие в обществе события. Формализация позволяет в значительной степени уточнить первоначальные эксплицитные представления, типичные для обыденного сознания и неформальных (т.е. полностью неформализованных. - А.О.) моделей. В-третьих, модели предоставляют возможность более точно описать существующие закономерности, о наличии которых мы могли догадываться и до создания модели, более строго определить структуру тех или иных явлений, временные лаги и т.д. .В-четвертых, моделирование позволяет установить сущностные взаимосвязи более высокого уровня, увидеть черты общности у разнородных явлений».
Тем не менее существенной характеристикой любой экономической модели остается ее неполнота. Экономическая модель неполна, потому что она абстрактна, и, сделав акцент на одни характеристики хозяйственного процесса, она отвлекается от других.
«Так, в простейшей модели спроса считается, что величина спроса на какой-либо товар определяется его ценой и доходом потребителя. На самом же деле на величину спроса оказывает также влияние и ряд других факторов: вкусы и ожидания потребителей, цены на другие товары, воздействие рекламы, моды и так далее. Обычно предполагают, что все факторы, неучтенные явно в модели, оказывают на объект относительно малое результирующее воздействие в интересующем нас аспекте. Состав учтенных в модели факторов может быть уточнен в ходе совершенствования модели».
Экономические модели удобно классифицировать тем же способом, как в одной из предыдущих глав мы классифицировали экономические эксперименты. Во-первых, все экономические модели следует разделить на идеальные экономические модели и предметные (вещественные, натурные) экономические модели. Далее идеальные экономические модели можно разделить на мысленные экономические модели, компьютерные (виртуальные) экономические модели и математические экономические модели (экономикоматематические модели). Предметные экономические модели делятся на лабораторные экономические модели и полевые экономические модели.
Далее мы подробно рассмотрим экономико-математическое моделирование и деловые игры, которые представляют собой тип лабораторной экономической модели - иногда с элементами виртуального (компьютерного) моделирования.
Приведем несколько определений экономико-математической модели:
«Математическая модель экономического объекта - это его гомоморфное отражение в виде совокупности уравнений, неравенств, логических отношений, графиков».
«Экономико-математическая модель - математическое описание экономического процесса или объекта, произведенное в целях их исследования и управления ими: математическая запись решаемой экономической задачи (поэтому часто термины “модель” и “задача” употребляют как синонимы)».
«Эти (экономико-математические. - А.О.) модели можно определить как систему имеющих экономический смысл математических символов, формул, призванных отразить наиболее существенные черты изучаемого объекта и определить пути его эффективного развития. К экономико-математическим моделям относят числовые и графические модели, если в последних графические изображения сочетаются с числами и математическими символами».
Из вышеприведенных определений хорошо видна главная задача экономико-математического моделирования - это отображение и воспроизведение на математическом языке основных свойств исследуемого хозяйственного объекта с целью анализа и прогнозирования развития этого объекта. Согласно точке зрения И.П. Суслова, экономико-математическая модель выполняет три основных функции: вычислительную (помогает вычислять), управленческую (выступает исходным пунктом управления и инструментом прогнозирования) и познавательную.
Далее российский исследователь замечает:
«Модели представляют собой одно из лучших средств восприятия и понимания объектов больших масштабов и сложности. Они позволяют рассматривать сложные объекты как совокупность взаимосвязанных систем, помогают объяснить механизм процесса. Экономико-математические модели экономны и емки, они заменяют длинную цепочку слов короткой записью на языке математических символов, тем самым обеспечивая и упрощая понимание и чтение мыслей, делая более эффективным процесс познания в целом».
Существует почти безграничное число классификаций экономико-математических моделей. Их можно делить: а) по результатам - на оптимальные и неоптимальные; б) по характеру связи - на однозначные и стохастические; в) по динамике - на статические и динамические; г) по масштабу - на макроэкономические, микроэкономические, межотраслевые, отраслевые и т.п.; д) по конструкции - на аналитические, графические, числовые; е) по равновесности - на равновесные и неравновесные; ж) по задачам - на дескриптивные и прескриптивные; з) по открытости - на открытые, закрытые и изолированные и т.д.
В современной экономической науке также широко обсуждается проблема математического компьютерного моделирования.
Такое моделирование de facto есть не только определенная форма экономико-математического моделирования, но одновременно его можно рассматривать как вариант математического эксперимента (поскольку такое моделирование, как правило, бывает многократным), и, естественно (что вытекает из самого определения), модели подобного вида есть разновидность виртуальных (компьютерных) моделей.
Вот как резюмируют основные цели математического компьютерного моделирования Р. Нельсон и С. Уинтер:
«Техника компьютерного моделирования применяется в экономическом анализе по множеству разных причин. В некоторых случаях (вероятно, охватывающих наиболее широкие известные приложения) есть убежденность в том, что модель основана на хорошем понимании большого числа различных компонентов целостной проблемы. В крупномасштабных макроэкономических моделях эти компоненты могут принимать форму оцениваемых поведенческих отношений. При этом желательно проанализировать воздействие разнообразных гипотетических изменений (протекание времени, увеличение ставки налогообложения) на совокупность переменных, представляющих интерактивный результат большого количества этих процессов (как-то: валовой национальный продукт, занятость, потребительские расходы). Однако эта задача слишком сложна и имеет слишком много ограничений, чтобы решать ее аналитически. Поэтому аналитик закладывает всю модель в компьютер и “экспериментирует” с переменными, воздействие которых хочет оценить. В ситуациях такого рода аналитик держит в голове ясную “структуру” модели, которую он хочет анализировать. Хотя он может анализировать весьма упрощенную форму модели и с более традиционной техникой, компьютерное моделирование диктуется нежеланием нести издержки такой “сверхупрощенности”».
Но у математического компьютерного моделирования есть свои недостатки, и в целом они вполне соотносимы с недостатками математического метода, о которых мы писали в главе 9.
«Нет надобности говорить, что у компьютерного моделирования в сравнении с аналитической моделью есть известные издержки. Прежде всего, - неопределенная степень общности результатов. Если область определения представляющих интерес независимых переменных и параметров достаточно велика, то решительно нет никакой возможности обследовать все ее части. Задача еще более осложняется, если модель стохастическая. Тогда возникает неуверенность по поводу репрезентативности результатов даже в обследованных частях области определения. Однако, по нашему мнению, наиболее серьезной проблемой многих компьютерных моделей является недостаток прозрачности: модели дают результаты, которые нелегко понять. Хотя в случае компьютерных моделей эта опасность очевиднее, чем при других стратегиях моделирования, было бы ошибочным полагать, что непрозрачность органически присуща компьютерным моделям или что результатам применения более традиционной аналитической техники органически присуща прозрачность. Случайная выборка статей из современных журналов по экономической науке, похоже, содержит изрядную долю примеров, где “заключения”, выводимые с помощью традиционной аналитической техники, имеют вид сложных математических выражений, за которыми исключительно трудно (а порой и невозможно) разглядеть самостоятельный экономический смысл».
Экономико-математическая модель - важнейший инструмент познания хозяйственных явлений. И хотя проблема «замоделиро- ванности» современной экономической науки стоит очень остро, никто из экономистов-исследователей еще пока не поставил под сомнение высокую продуктивность разработки подобных моделей.

Еще по теме ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ:

  1. 66. Экономический рост, его типы, темпы и модели. Факторы экономического роста.
  2. 66. Экономический рост, его типы, темпы и модели. Факторы экономического роста
  3. 32. Экономическое развитие. Основные показатели развития. Факторы и типы экономического развития. Экономический рост.
  4. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
  5. 2. Основные направления анализа поведения человека в различных экономических системах. Модели человека в экономической теории
  6. ИСТОРИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
  7. 2. Классификация и типы экономических систем. Роль экономической культуры в экономической системе общества
  8. 1.Экономический рост и его типы. Факторы и проблемы экономического роста

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -

Системный метод исследования - детище Х Х в. Однако предпосылки его возникновения складывались еще в XIX в. в процессе перерастания формальной логики в математическую. Именно в этот период Д. Буль создает алгебру логики, а У. Джевонс и Э. Шредер - первую систему математической логики.

В начале XX в. А. А. Богданов (1873-1928) попытался создать всеобщую организационную науку -тектологию, которая, по мысли ее творца, как и математика, отвлекается от конкретного характера элементов системы, изучая их с точки зрения организованности или дезорганизованности. Это позволяет объединить на основе общего строения социально-экономические, энергетические и биологические процессы. В основе такого объединения лежит идея равновесия: статического и динамического. В соответствии с этим подходом А. Богданов делил все системы на уравновешенные и неуравновешенные.

Мощным импульсом для развития экономического моделирования стали теория и практика народнохозяйственного планирования в СССР (ГОЭЛРО, межотраслевой баланс 1923-1925 гг., модели экономического роста Г. А. Фельдмана и др.). В 1939 г.

Л. В. Канторович создал метод линейного программирования. Развитие технических наук (теории машин и механизмов, теории связи и информации), математики (теории алгоритмов, математической логики, теории вероятностей, математического программирования), а также биологии и физиологии (исследование систем регулирования в живых организмах, учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности и т. д.) способствовало возникновению во второй половине 40-х гг. кибернетики.

"Отцом" новой науки стал американский исследователь Н. Винер. Кибернетика возникла как наука об управлении сложными динамическими системами (независимо от того, является ли такая система механической конструкцией или живым организмом). Применение кибернетических принципов к экономике увенчалось в начале 60-х гг. созданием экономической кибернетики (В. С. Немчинов, О. Ланге, Г. Греневский, С. Вир и др.).

Распространение системных методов исследования и рождение кибернетики сопровождались бурным развитием экономико-математического моделирования.

Экономическая модель - это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

Создание модели связано с потерейчасти информации. Это позволяет абстрагироваться от второстепенных элементов, сконцентрировать внимание на главных элементах системы и их взаимосвязи. Известные величины, вводимые в модель в готовом виде, называются экзогенными; величины, которые получаются в рамках модели при решении поставленной задачи, называются эндогенными.


Связь модели с объективной экономической действительностью двояка: с одной стороны, модель отражает реальный мир, является его условным воспроизведением, с другой - служит его преобразованию в соответствии со сформулированными целями.

Простейшим видом экономико-математического моделирования является моделирование в двухмерном пространстве - при помощи графиков.

Если с увеличением значения аргумента Х значение функции У растет, наклон графика называют положительным,

Если с увеличением значения аргумента значение функции уменьшается, наклон называют отрицательным.

Если с изменением значения аргумента значение функции не меняется, то говорят, что у функции нулевой наклон.

Если, наконец, одному и тому же значению аргумента соответствует бесконечное число значений функции, то наклон функции равен бесконечности (см. рис. 1-10).

На рис. 1-10 показаны простейшие линейные зависимости; однако в реальной действительности зависимости носят более сложный характер и изображаются кривыми. Чтобы определить уровень наклона функции в окрестностях данной точки, необходимо к ней провести касательную так, как показано на рис. 1-11. Кроме того, наклон функций может меняться, переходя из положительного в отрицательный и наоборот.

Мир моделей многообразен. Они различаются по уровню обобщения (абстрактно-теоретические и конкретно-экономические), сфере охвата (макро- и микроэкономические), времени и характеру действия (статические и динамические), степени структурализации (малоразмерные и многоразмерные), характеру взаимосвязи элементов (линейные и нелинейные) и т. д. Наибольшее значение в экономической науке играет микро- и макромоделирование.

Предпосылки для возникновения микроэкономики складываются во второй половине XIX в., когда в экономической науке все большее внимание начинает уделяться психологическому фактору. Австрийская школа предельной полезности стала рассматривать в качестве исходного пункта экономической науки автономного индивида, независимого от окружающего мира. Основная задача его деятельности - удовлетворение потребностей в условиях ограниченности ресурсов. Поведение этого индивида рассматривается в различных гипотетических ситуациях с целью выбора оптимального варианта (теория выбора А. Маршалла). При этом предполагается почти полная взаимозаменяемость факторов (труда, капитала и т. д.).

Экономическая наука выступает при таком подходе как сборник готовых рецептов поведения индивида, фирмы и т. д. в стандартных ситуациях, как нормативная наука. Специфически капиталистическое выдается за общечеловеческое, рыночная экономика - за экономику вообще. При таком подходе неизбежно представление о современном обществе как о наилучшем, как о самой гармоничной системе.

Крах золотомонетного стандарта после 1914 г., а затем Великая депрессия 1929-1933 гг. наглядно обнажили несовершенство функционирующей системы. Возникла необходимость возвращения к объективному подходу, типичному для предшествовавшей экономической теории, рассмотрению функционирования народного хозяйства как единого целого (макроэкономика).

Это достигается, во- первых, в анализе таких категорий, как национальный доход, сбережения, инвестиции и моделирование взаимосвязей между ними; во-вторых, путем значительного расширения эмпирической базы и совершенствования экономико-математических методов их обработки (развитие эконометрики, кибернетики и т. д.). Причинно-следственные связи вытесняются функциональными и структурными, происходит четкое разграничение микро- и макроэкономики.

Изучение естественного хода явлений и процессов экономической жизни ставит на повестку дня проведение экспериментов.

Экономический эксперимент - это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического изменения. Эксперименты могут проводиться как на микро- ,так и на макроуровне, как в условиях рыночной экономики,так и вне ее.

Сознательное массовое экономическое экспериментирование - порождение XIX в. Наиболее известные экономические эксперименты, проведенные на микроуровне, связаны с деятельностью Р. Оуэна, "банками справедливого обмена" П. Ж. Прудона, а также с теоретиками научной организации труда, производства и управления - Ф. Тейлором, Г. Фордом и Э. Мейо.

Широкие эксперименты на макроуровне проводились в СССР с первых лет советской власти. На Западе они связаны прежде всего с именами Дж. М. Кейнса, М. Фридмена и их последователей.

В последующий период роль экономических экспериментов заметно возросла, и в настоящее время серьезная, научно обоснованная политика немыслима без проведения широких и разнообразных экономических экспериментов.

Экономические эксперименты позволяют на практике проверить обоснованность тех или иных экономических рекомендаций и программ, не допустить крупных народнохозяйственных ошибок и провалов.

В экономике, как в науке, так и в учебном курсе обязательно присутствует методология. Методология – это наука о методах, учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

В экономике как науке используются самые различные формы и способы научного познания, в том числе наблюдения; обработка полученного материала посредством синтеза и анализа; индукции и дедукции; системного подхода; разработка гипотез и их проверка; проведение экспериментов; разработка моделей в логических и математических формах.

Методы экономической науки – совокупность способов и приёмов познания экономических отношений и воспроизведение их в системе категорий и законов.

Рассматривая закономерности изменения экономических процессов, экономическая теория использует методы экономико-математического моделирования (изучение процессов и явлений ни непосредственно, а через вспомогательные объекты), появившегося в XX в.

В экономической науке широко используются методы научной абстракции, анализа и синтеза, системный подход, методы моделирования (прежде всего графический, математический и компьютерного моделирования).

Метод научной абстракции (абстрагирование) состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных деталей и выделении сущности предмета или явления. В результате этих допущений возможно выработать, например, научные понятия, выражающие наиболее общие свойства и связи явлений действительности - категории. Так, абстрагируясь от бесчисленных различий во внешних свойствах производимых в мире миллионов различных товаров, мы объединяем их в одну экономическую категорию - товар, фиксируя то главное, что объединяет различные товары, - это продукция, предназначенная для продажи.

Метод анализа и синтеза предполагает изучение явления как по частям (анализ), так и в целом (синтез). Например, изучая главные свойства денег (деньги как мера стоимости, как средство обращения, платежа, сбережения), мы можем на этой основе попробовать сложить их вместе, обобщить (синтезировать) и сделать вывод, что деньги - особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Сочетая анализ и синтез, мы обеспечиваем системный (комплексный) подход к сложным (многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.

Широко используются также индукция и дедукция .

Индукция – это процесс создания теории из набора наблюдений. Посредством индукции обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам.

Дедукция процесс прогнозирования будущих событий с помощью теории. Дедукция делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

Важнейшим методом эк. теории является системный подход , исследующий функциональные связи – прямые и обратные зависимости между переменными величинами. Его использование показало, что эк. законы и категории носят не абсолютный, а относительный характер, что позволяет отойти от односторонности и категоричности суждений.

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

Модель в экономике даёт упрощённую картину реальности, позволяет сделать обобщения и предположения в абстрактной форме (графической, математической).

Моделирование, т.е. построение моделей, отражает главные экономические показатели (данные, переменные) исследуемых объектов и связи между ними (их взаимосвязи). Если в модели есть только самое общее описание показателей и их взаимосвязей, то это текстовая модель. Если этим показателям и связям задаются количественные значения, то на базе текстовой модели можно построить графическую, математическую и компьютерную модели, отражающие, как меняются показатели (данные, переменные).

Модели делятся на статические и динамические.

Статические модели - предназначены для изучения явления в определённый момент времени.

Динамические модели – модель иллюстрирует изменение изучаемого явления в течение определённого периода.

Экономико-математическое моделирование , являясь одним из системных методов исследования, позволяет определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и результаты влияния на ход изменений, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов.

Также используется графический метод – предполагает использование графиков, таблиц для иллюстрации изображений.

Графический метод (метод графического моделирования) основан на построении моделей с помощью различных рисунков - графиков, диаграмм, схем. Взаимозависимость экономических показателей особенно хорошо демонстрируют графики - изображения зависимости между двумя и более переменными.

Зависимость может быть линейной (т.е. постоянной), тогда график представляет собой прямую линию, расположенную под углом между двумя осями - вертикальной (ее обычно обозначают буквой У) и горизонтальной (Х).


Если линия графика идет слева направо по нисходящей, то между двумя переменными существует обратная связь (так, по мере снижения цен на товар обычно растет объем его продажи - рис. 1,а). Если линия графика идет по восходящей, то связь прямая (так, по мере роста издержек производства товара обычно растут цены на него - рис. 1,6). Зависимость может быть нелинейной (т.е. изменяющейся), тогда график приобретает форму кривой линии (так, по мере уменьшения инфляции безработица имеет тенденцию к увеличению - кривая Филлипса, рис.1,в).

Рис. 1. Основные виды графиков: а - график обратной линейной зависимости; б - график прямой линейной зависимости; в - график нелинейной зависимости

В рамках графического подхода широко применяются диаграммы - рисунки, показывающие соотношение между показателями. Они могут быть круговыми, столбиковыми и др. (рис. 2).


Рис. 2. Примеры диаграмм: а - круговая; б - столбиковая

Схемы наглядно, графически демонстрируют показатели моделей и их взаимосвязи. Примером могут быть схемы хозяйственного кругооборота (см. рис. 4.1 и 4.2).

Метод математического моделирования основывается на описании экономического явления формализованным языком с помощью математических инструментов: функций, уравнений, неравенств и т.д. При этом экономико-математические модели позволяют не просто формализовать экономическое явление, но и выявить его особенности. Например, в соответствии с так называемой формулой Фишера потребность экономики в деньгах выражается уравнением: MV = РТ, где М - объем денежной массы; v - скорость обращения денег; Р - общий уровень цен на товары; Т- объем текущих сделок купли-продажи товаров и услуг в стране. Отсюда следует, что,

M = P × T ÷ V

т.е. объем денежной массы зависит не только от общего уровня цен в стране и объема совершаемых в ней сделок, но и от скорости обращения денег. Если далее преобразовать формулу Фишера:

P = M × V ÷ T

то можно сделать вывод, что уровень цен в стране зависит от объема денежной массы и скорости обращения денег, а также объема текущих сделок купли-продажи товаров и услуг.

Метод компьютерного моделирования основывается на экономико-математических моделях и используется прежде всего в тех случаях, когда моделируемое экономическое явление описываете сложной системой уравнений.

При изучении экономической жизни возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты. Но, конечно же, не всегда можно спрогнозировать их вероятные результаты. Экономический эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего критического изменения (Р. Оуэн, П. Ж. Прудон).