Основания внесения изменений в учетную политику. Когда можно изменять и дополнять учетную политику

Основания внесения изменений в учетную политику. Когда можно изменять и дополнять учетную политику

В соответствии с п. 9 ПБУ 1/08 способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения учетной политики, приказом (распоряжением) руководителя организации.

Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику (издает приказ об утверждении учетной политики) не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица.

Исходя из принципа непрерывности применения учетной политики, организация ежегодно, не позднее 31 декабря текущего года должна принимать изменения в учетную политику, а не утверждать ежегодно новый приказ об учетной политике.

Однако, в связи со значительными изменениями в учетной политике, которые ежегодно происходят в действующем законодательстве, формирование заново учетной политики лучше, чем существенное обновление многих ее элементов.

При этом решения о любых изменениях должны отражаться в учетной политике для целей налогообложения и применяться с начала нового налогового периода.

Поскольку налоговым периодом по налогу на прибыль является год, следовательно, все изменения в налоговой политике по налогу на прибыль должны быть внесены до 31 декабря текущего года, чтобы их действие распространялось на следующий год.

В соответствии с п. 10 ПБУ 1/08 изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

    изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

    разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;

    существенного изменения условий хозяйствования.

Согласно п. 21 ПБУ 1/08в случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую информацию:

    причину изменения учетной политики;

    порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерском учете;

    суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию. – также по данным о базовой и разводненной прибыли 9убытку) на акцию;

    сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, - до той степени, до которой это практически возможно.

Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.

Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации.

Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и других аналогичных обстоятельств изменения деятельности организации.

Не считается изменением учетной политики учреждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Законодательством по налогам и сборам предусмотрено внесение дополнений в учетную политику в целях налогообложения по налогу на прибыль в случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности.

Изменения учетной политики оформляются в том же порядке, как и ее утверждение, то есть приказом (распоряжением) руководителя организации.

Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/08 предусматривает порядок отражения в отчетности последствий изменений в учетной политике.

В соответствии с п.13 ПБУ 1/08 последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении.

Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

В случае, когда изменения в учетную политику вызваны изменением законодательства Российской Федерации или нормативными актами по бухгалтерскому учету, то такие изменения отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом.

При ретроспективном отражения последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) за самый ранний представленный в отчетности период, а также значений связанных статьей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения такого измененного способа (перспективно).

Согласно п. 16 ПБУ 1/08 изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что если в течение отчетного периода у организации появится новый объект бухгалтерского или налогового учета, по которому не определен один из элементов учетной политики, то определение такого элемента не будет являться внесением изменений в учетную политику, а будет являться дополнением к ней.

Такое дополнение применяется организацией, начиная с того отчетного периода, в котором такое дополнение утверждено приказом (распоряжением) руководителя организации.

Учетная политика (УП) применяется на предприятии последовательно из года в год. Но возникают ситуации, когда необходимо вносить изменения. Рассмотрим причины, по которым может понадобится обновить такой документ, а также порядок их оформления.

Под таким изменением подразумевается корректировка уже имеющихся методов учета. Причиной этого может быть:

  1. Разработка и внедрение новых способов ведения учета. Эти нововведения оправданы в том случае, если повышают достоверность и качество информации, либо уменьшают трудоемкость процесса. Например, компания переходит на электронный документооборот с поставщиками и покупателями.
  2. Нововведения в законодательстве. Например, компания применяет метод учета, который отменяется на законодательном уровне. В этой ситуации, также необходимо внести поправки.
  3. Смена условий деятельности. Изменение учетной политики организации может быть следствием реорганизации предприятия, смены собственника или смены вида деятельности. Допустим, организация меняет сферу деятельности с торговли на строительство, что необходимо отразить в документе.

Когда нововведения вступают в силу

Если изменяются методы учета по инициативе бюджетной организации, нововведения вступают в силу с начала следующего года (ч.

7 ст. 8 Закона №402-ФЗ от 06.12.2011).

Если вносятся поправки в закон, то корректировки вступают в силу тогда, когда вступает в действие новый правовой акт.

В бухгалтерской отчетности раскройте и поясните все новые положения УП, если эти поправки существенно повлияли на финансовый результат организации (п. 16 ПБУ 1/2008).

В пояснениях требуется указать:

  • почему поменялась содержание документа в отчетном году. Например, смена способа списания ТМЦ (так как это привело к увеличению достоверности информации), номер закона, вступление силу которого повлекло поправки или смена деятельности компании;
  • какие именно корректировки внесены;
  • как отражаются последствия сделанных корректировок в отчетности;
  • суммы корректировок, связанных с нововведениями. Если компания не является субъектом малого предпринимательства, то необходимо также сделать ретроспективный расчет.

Как оформить нововведения

Изменение учетной политики должно вводится приказом руководителя бюджетной организации.

В документе укажите причины и пункты, которые меняете.

Приведем образец внесения изменений в учетную политику,сделанных в связи с изменениями в законодательстве — например, вступил в силу новый приказ Минфина.

Как внести дополнения

Случается, что в течение года компании возникают новые операции, методы учета которых не отражены в учетной политике. Например организация, которая выполняла услуги, начала продавать покупные товары, и новый порядок учета товаров необходимо отразить в документе. В этом случает его дополняют (п. 10 ПБУ 1/2008).

Такие дополнения вводятся аналогично любым другим изменениям. Вносить их можно в любое время, в том числе и в середине года.

Разберем на примере внесение дополнений в УП. Организация впервые привлекла заемные средства, в учетной политике порядок учета займов не отражен. Приказом были внесены дополнения.

III. Изменение учетной политики

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета.

Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает повышение качества информации об объекте бухгалтерского учета;

(см. текст в предыдущей)

существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

11. Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Положения.

12. Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.

13. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

14. Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету. Если соответствующее законодательство Российской Федерации и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном пунктом 15 настоящего Положения.

15. Последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от указанных в пункте 14 настоящего Положения, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и (или) других статей бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

текст в предыдущей)

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).

15.1. Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету.

15.1 введен Приказом Минфина России от 08.11.2010 N 144н; в ред. Приказов Минфина России от 27.04.2012 N 55н, от 06.04.2015 N 57н)

(см. текст в предыдущей)

16. Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

Как составить учетную политику для целей бухучета

Разработать и принять учетную политику для целей бухучета должна каждая организация, которая ведет бухучет, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (п. 1–3 ПБУ 1/2008). Применять положения этого документа должны все подразделения организации, включая территориально отдаленные и те, у которых есть отдельный баланс (п. 9 ПБУ 1/2008).

Для чего нужна учетная политика

Учетная политика – это документ, в котором организация закрепила выбранные способы ведения бухучета. Такие, которые учитывают специфику ее деятельности.

Требования к учетной политике прописаны в пункте 6 ПБУ 1/2008. Среди них, например:
— полное отражение всех факторов хозяйственной деятельности, то есть в бухучете нужно отражать все операции без исключения;
— своевременный учет операций, то есть их необходимо показывать в тех периодах, в которых они были совершены;
— приоритет экономического содержания фактов хозяйственной деятельности над их правовой формой. Например, операции, связанные с приемом-передачей арендованного объекта недвижимости, нужно отражать в бухучете независимо от даты госрегистрации договора аренды (постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 февраля 2005 г. № А42-6647/03-20).

Сдача в инспекцию

В состав бухгалтерской отчетности копии приказов об утверждении учетной политики для целей бухучета не входят (ст. 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 5 ПБУ 4/99). Поэтому по инициативе организации сдавать их в налоговую инспекцию не нужно.

Состав учетной политики

Учетная политика должна включать в себя:
— рабочий план счетов;
— формы первичных документов;
— регистры бухучета;
— формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности (если организация планирует ее составлять);
— порядок проведения инвентаризации;
— методы оценки активов и обязательств;
— порядок документооборота, технологию обработки учетной информации;
— порядок контроля за хозяйственными операциями;
— другие элементы и принципы, влияющие на организацию бухучета.

Такие правила устанавливает пункт 4 ПБУ 1/2008.

Кто должен разрабатывать учетную политику

Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер или другой сотрудник, ответственный за ведение бухучета в организации (например, руководитель).

Утверждает учетную политику руководитель организации. Об этом сказано в пункте 4 ПБУ 1/2008.

Приказ об утверждении учетной политики можно составить в произвольной форме .

Ситуация: обязана ли организация, применяющая упрощенку, разрабатывать учетную политику для целей бухучета?

Ответ: да, обязана.

Организации, применяющие упрощенку, обязаны вести бухучет в полном объеме (ст. 2, 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Поэтому организация, применяющая упрощенку, обязана разработать и утвердить учетную политику для целей бухучета.

Такие выводы позволяют сделать положения пунктов 1–3 ПБУ 1/2008 и статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Когда и как часто утверждать учетную политику

Вновь созданная организация и те, которые появились в результате реорганизации, должны утвердить учетную политику в течение 90 дней с момента госрегистрации. Применять этот документ нужно с момента создания новой организации (организации-правопреемника). Такой порядок установлен абзацем 2 пункта 9 ПБУ 1/2008.

Принятую учетную политику можно и нужно применять последовательно из года в год (ч. 5 ст. 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). То есть утверждать каждый год новый документ не требуется.

Выбор способов ведения учета

В учетной политике закрепляют способы ведения бухучета, выбранные из нескольких предусмотренных законодательством. Если же в законе прописан единственный способ учета конкретных операций, то указывать его в учетной политике не обязательно.

Однако в нормативных документах имеются способы учета не для всех операций. В таком случае разработайте свою методику исходя из положений других ПБУ или правил МСФО.

Такой порядок предусмотрен пунктом 7 ПБУ 1/2008.

Перечень возможных вариантов ведения учета, из которых нужно выбрать один, представлен в таблице .

Организации, которые относятся к категории микропредприятий или социально ориентированных некоммерческих организаций, могут вести бухучет по простой системе (без применения двойной записи) или в общем порядке – с применением метода двойной записи. Следовательно, такие организации могут выбрать способ ведения учета. Свой выбор они должны прописать в учетной политике. Такой порядок предусмотрен пунктом 6.1 ПБУ 1/2008.

Ситуация: можно ли в учетной политике для целей бухучета закрепить различные способы оценки для разных групп материально-производственных запасов?

Ответ: да, можно.

Для каждой группы (вида) материально-производственных запасов организация вправе выбрать наиболее удобный способ их оценки при выбытии (списании в производство) (п. 16 ПБУ 5/01). Каждый из выбранных способов применительно к каждой группе материально-производственных запасов нужно закрепить в учетной политике для целей бухучета (п. 7 ПБУ 1/2008).

Внесение изменений и дополнений

Учетную политику можно менять или дополнять только в трех случаях. Первый: меняются требования законодательства, регулирующего порядок ведения бухучета, федеральные или отраслевые стандарты.

Второй случай: организация разрабатывает и внедряет новые способы ведения бухучета, которые позволят повысить качество информации об объекте бухучета (например, переходит на компьютерную обработку данных).

И третий случай: существенно меняются условия деятельности организации (смена собственников, реорганизация, отказ от какой-либо деятельности, освоение новых видов бизнеса и т. д.). Такие правила установлены частью 6 статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пунктом 10 ПБУ 1/2008.

Информация об учетной политике в отчетности

Информацию об учетной политике нужно раскрывать в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах. Там же потребуется привести сведения об измененной учетной политике.

Так, обновив учетную политику в отчетном году, в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах необходимо раскрыть следующую информацию:
— причину изменения;
— содержание обновленных или новых пунктов;
— порядок того, как будут отражены последствия изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности (ретроспективно или перспективно);
— суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов;
— сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, – в той степени, в которой это практически возможно.

Такой порядок предусмотрен пунктом 21 ПБУ 1/2008.

При этом изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, нужно показывать в бухгалтерской отчетности обособленно (п. 16 ПБУ 1/2008).

Главная — Статьи

Когда можно изменять и дополнять учетную политику

Все организации обязаны составить и утвердить учетную политику в течение 90 дней с момента своей госрегистрации (абз. 2 п. 9 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций»). Данный срок установлен законодательством по бухучету и применяется прежде всего для бухгалтерской учетной политики. Однако поскольку в НК РФ не прописаны сроки утверждения учетной политики для целей налогового учета, то необходимо руководствоваться нормами других отраслей законодательства, в том числе и бухгалтерского (п. 1 ст. 11 НК РФ). Соответственно разработать налоговую политику лучше в тот же срок, что и политику для целей бухучета. Что касается предпринимателей, то они бухучет вести не обязаны, поэтому бухгалтерской политики у них не будет. А вот налоговую надо утвердить в том же порядке, что и организации.

После того как учетная политика составлена и утверждена, ежегодно пересматривать и корректировать ее нет необходимости. Документ будет применяться последовательно из года в год. Но иногда все же нужно вносить в него поправки, и далее мы расскажем об этих случаях. Сразу отметим, для того чтобы внести изменения или дополнения, заново утверждать учетную политику нет необходимости. Достаточно подготовить приказ о внесении изменений (дополнений) в политику и в нем указать все поправки. Но если вам удобнее издать новую политику, можете поступить и так, запрета нет.

Изменились нормы законодательства, регулирующие учет

Корректировка политики может потребоваться в связи с новшествами в законодательстве.

Например, если изменились нормы, регулирующие бухгалтерский или налоговый учет, федеральные стандарты и пр. В связи с этим вам нужно как-то изменить организацию учета (абз. 6 ст. 313 НК РФ, абз. 2 п. 10 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Вы можете внести изменения в учетную политику в любое время, как вам станет известно о новшествах. Они начнут действовать в порядке, указанном в нормативном акте, который их вводит (п. 12 ПБУ 1/2008).

Примечание. Изменить учетную политику из-за новшеств в законодательстве можно в любое время в течение года. Поправки начнут действовать в порядке, указанном в документе, который их вносит.

Так, с 1 июля на территории Москвы вводится торговый сбор (Закон г. Москвы от 17.12.2014 № 62). Его будут платить «упрощенцы», осуществляющие торговлю через торговые объекты (магазины, склады и пр.) хотя бы раз в квартал (п. 1 ст. 412 и ст. 413 НК РФ). Сумму уплаченного торгового сбора можно будет учесть при УСН. Так вот, если вы применяете УСН с объектом доходы минус расходы, то вы вправе списать сумму сбора в затраты на основании подпункта 22 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ — как траты на уплату налогов и сборов. Если же вы работаете на УСН с объектом доходы, то величину торгового сбора вы можете поставить в вычет по единому налогу (п. 8 ст. 346.21 НК РФ). Однако если у вас несколько видов деятельности, то сократить базу вы вправе только по той деятельности, в отношении которой уплачивался сбор (письмо Минфина России от 27.03.2015 № 03-11-11/16902). Соответственно вам нужно вести раздельный учет доходов и сумм налога, который уплачивается в отношении бизнеса, подпадающего под торговый сбор. Таким образом, в связи с этими изменениями уже в июне вы можете прописать порядок раздельного учета доходов в учетной политике для целей налогового учета. Примерный образец таких поправок мы представили ниже.

Вы решили перейти на более выгодную систему учета

Еще одна причина поправить учетную политику — вы хотите поменять применяемые способы учета на более выгодные, повышающие достоверность данных и снижающие трудоемкость. Допустим, вы решили перейти на компьютерную обработку данных или сменить форму применяемых документов (регистров, «первички») на предусмотренные программой (абз. 3 п. 10 ПБУ 1/2008, подп. 2 п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Обратите внимание! Поменять способы учета в учетной политике на более выгодные можно только в конце года, издав приказ руководителя, например, 31 декабря. Изменения начнут действовать с нового года.

Так вот, в подобных ситуациях поправки в учетную политику вносите в конце года. Например, 31 декабря текущего года. Использовать новые правила вы сможете с начала нового года. Поскольку способы ведения учета, избранные в учетной политике, применяются с 1 января года, следующего за годом их утверждения (п. 9 ПБУ 1/2008 и ст. 313 НК РФ). Если вы внесете поправки раньше, то действовать они все равно начнут только с нового года. Примерный образец оформления изменений в этом случае мы представили ниже.

У вас появились новые операции или виды деятельности, которых раньше не было

Помимо изменений в учетную политику, можно внести еще дополнения. Это может потребоваться, если у вас появились новые операции или виды деятельности, которых раньше не было, и в связи с этим понадобились правки в учете (абз. 7 ст. 313 НК РФ, письма Минфина России от 14.04.2009 № 03-03-06/1/240 и от 03.10.2008 № 03-03-06/2/136). Допустим, если ваша организация раньше оказывала услуги, а теперь начала продавать товары, тогда ей потребуется установить порядок их учета.

Обратите внимание! Дополнять учетную политику можно в любое время. Это может потребоваться, например, если у вас появились новые операции или виды деятельности и вам понадобилось регламентировать порядок их учета.

Так вот, в подобных случаях можете без проблем внести дополнения в учетную политику, как только это потребуется. Применять новшества можно с момента, когда они были утверждены (абз. 5 п. 10 ПБУ 1/2008 и ст. 313 НК РФ). Образец дополнений мы привели выше.

Компания приняла решение из-за убытков не начислять резерв на годовое вознаграждение. Можно ли внести изменения в учетную политику, и как сделать перерасчет?

Вопрос: Как правильно поступить в такой ситуации. В Учетной политике на 2017 год было закреплено начисление резерва на годовое вознаграждение, и за полугодие 2017 года он был начислен. В настоящее время из-за убытков принято решение не начислять резерв на годовое вознаграждение. Могу ли я сделать изменение в Учетную политику, и как сделать перерасчет, нужны ли уточненки

Ответ: Нет, внести изменение в УП в середине года в данном случае нельзя. Изменением учетной политики признается корректировка уже существующих описаний фактов хозяйственной деятельности или операций.

Изменения в учетную политику в БУ можно вносить только в случаях, когда:

Такой порядок предусмотрен частью 6 пунктом 10 ПБУ 1/2008

Изменения в учетную политику в НУ можно внести только в двух случаях:

В зависимости от причины, вызвавшей изменения в учетной политике, они вступают в силу в разное время:

при смене метода учета - с начала нового налогового периода (с 1 января года, следующего за внесением изменений);

при изменении законодательства - не ранее даты вступления изменений в силу.

Обоснование

Как изменить учетную политику для целей бухучета

Учетную политику для целей бухучета организация должна применять последовательно из года в год. Тем не менее, в этот документ можно вносить необходимые изменения и дополнения. Такие правила установлены частью 6 статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пунктом 10 ПБУ 1/2008.

Дополнения учетной политики

Дополнением учетной политики является описание факта хозяйственной жизни или операции, которые возникают в деятельности организации впервые (п. 10 ПБУ 1/2008).

Если учетная политика была дополнена в течение года, то информацию об этом необходимо раскрыть в к промежуточной отчетности. А те новые способы ведения учета, которые применяются с начала года, следует привести в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах к годовой бухгалтерской отчетности ().

Дополнения в учетную политику вносите на основании приказа (распоряжения) руководителя организации (п. 8 ПБУ 1/2008). Типового образца для такого приказа нет, поэтому его можно составить в произвольной форме .

Пример внесения дополнений в учетную политику для целей бухучета

ООО «Альфа» получило в банке кредит на пополнение оборотных средств. Срок кредитования - 5 лет. Прежде «Альфа» не привлекала заемных средств, поэтому вучетной политике организации не было указаний по их учету. Дополнения в учетную политику были внесены на основании приказа руководителя.

Изменения учетной политики

Изменением учетной политики признается корректировка уже существующих описаний фактов хозяйственной деятельности или операций.

Изменения в учетную политику можно вносить только в случаях, когда:

изменяются нормативно-правовые акты, регулирующие порядок ведения бухучета, федеральные и отраслевые стандарты;

организация разрабатывает и внедряет новые способы ведения бухучета, снижающие трудоемкость и повышающие достоверность данных и качество информации (например, переходит на компьютерную обработку бухгалтерской информации);

существенно меняются условия деятельности организации (реорганизация, смена собственников, перепрофилирование).

Такой порядок предусмотрен частью 6 статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пунктом 10 ПБУ 1/2008.

Пример: как скорректировать учетную политику для целей бухучета. В середине года появились новые льготы для субъектов малого предпринимательства.

С 20 июня 2016 года изменились правила бухучета для субъектов малого предпринимательства. В связи с этим генеральный директор ООО «Альфа» Львов подписалприказ , которым изменил учетную политику для целей бухучета.

Изменения, внесенные в учетную политику, вступают в силу с 1 января года, следующего за годом их утверждения, если нет оснований вносить изменения в течение текущего года (ч. 7 ст. 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ , п. 12 ПБУ 1/2008).

Если же изменения в учетной политике обусловлены изменениями в законодательстве, то они вступают в силу в порядке, указанном в нормативном правовом акте, который их вносит (п. 14 ПБУ 1/2008).

Если изменения в учетной политике существенно повлияли на финансовые результаты (движение денежных средств) организации, их необходимо раскрыть в бухгалтерской отчетности (п. 16 ПБУ 1/2008).

Как составить учетную политику для целей налогообложения

Как внести изменения

Изменения в учетную политику можно внести только в двух случаях:

вы решили поменять ранее выбранный метод учета;

меняется законодательство о налогах и сборах.

Для этого нужно:

подготовить текст изменений или дополнений с их обоснованием;

проверить, соблюдаются ли ограничения, связанные с продолжительностью применения отдельных методов налогового учета (некоторые методы организация должна применять, не изменяя, в течение нескольких налоговых периодов);

утвердить изменения или дополнения в учетной политике приказом руководителя.

Меняя учетную политику в части расходов, помните о таких правилах.

Во-первых, измененные положения о порядке учета прямых расходов распространяются только на операции нового налогового периода - задним числом применять их нельзя. Прямые расходы по операциям, не завершенным к началу нового налогового периода, учитывают в прежнем порядке. Например, с нового года организация исключила из состава прямых расходов затраты на хранение материалов. Тогда в порядке, предусмотренном для списания косвенных расходов, можно учитывать лишь те затраты, которые случились после нового года. Недосписанные расходы, понесенные организацией до нового года, будут уменьшать налогооблагаемую прибыль в прежнем порядке. То есть по мере реализации продукции, в стоимость которой эти затраты были включены ( , абз. 6 ст. 313 НК РФ, письмо Минфина России от 20 мая 2010 г. № 03-03-06/1/336).

Во-вторых, скорректированный порядок учета косвенных или внереализационных расходов распространяется на отношения, возникшие до изменений. Например, с нового года организация изменила способ определения предельной величины процентов по кредитам и займам (). Измененные положения применяются ко всем расходам в виде процентов, возникшим с начала нового года. Независимо от того, когда организация получила кредиты или займы, по которым начисляются проценты (письмо Минфина России от 9 ноября 2010 г. № 03-03-06/2/191).

Также существует минимальная периодичность, которую должны действовать некоторые правила. В частности, в течение двух налоговых периодов подряд нельзя изменить метод:

оценки остатков незавершенного производства ();

формирования покупной стоимости товаров ().

Как использовать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков (ежегодного вознаграждения за выслугу лет и вознаграждения по итогам года) в налоговом учете

Инвентаризация резерва

По состоянию на 31 декабря проведите инвентаризацию созданных резервов предстоящих выплат сотрудникам. В ходе инвентаризации сравните фактическую сумму расходов с фактической суммой отчислений в резервы.

Если окажется, что сумма начисленного резерва меньше суммы фактических расходов (перерасход резерва), то разницу включите в состав текущих затрат (п. 3 ст. 324.1 НК РФ).

Если окажется, что сумма начисленного резерва больше суммы фактических расходов (резерв использован не полностью), то порядок учета разницы зависит от того, будет ли организация создавать такой же резерв в следующем году или нет.

Если при формировании учетной политики на следующий год организация отказалась от создания какого-либо резерва, то всю сумму недоиспользованного резерва по состоянию на 31 декабря текущего года включите в состав внереализационных доходов текущего года. Такое правило установлено пунктом 5 статьи 324.1 Налогового кодекса РФ.

Если организация решила продолжить создавать резервы, то остаток недоиспользованного резерва можно не включать в состав внереализационных доходов, а учесть эту разницу при формировании резерва на следующий год (письмо Минфина России от 5 апреля 2013 г. № 03-03-06/2/11148).

Налоговый учет отчислений в резерв

Ежемесячную сумму отчислений в резерв учтите при расчете налога на прибыль в составе расходов на оплату труда (п. 24 ст. 255 НК РФ).

Момент включения суммы отчислений в налоговую базу зависит от того, к прямым или косвенным расходам относятся выплаты, для покрытия которых создан тот или иной резерв (п. 1 ст. 318 , п. 2 ст. 324.1 НК РФ). Организации могут самостоятельно устанавливать в своей учетной политике перечень прямых расходов, связанных с производством товаров, выполнением работ или оказанием услуг (п. 1 ст. 318 НК РФ).

Соответственно, решение о том, к каким именно расходам (прямым или косвенным) относить отчисления в резерв, бухгалтер вправе принять самостоятельно. Например, расходы на формирование резерва на оплату отпусков сотрудников, непосредственно занятых в процессе производства, можно отнести к прямым расходам, если согласно учетной политике их зарплата включается в состав прямых расходов. Вместе с тем, бухгалтер вправе выбрать и другой порядок. Например, включать все отчисления в резерв в состав косвенных расходов независимо от того, на оплату чьих отпусков он формируется - сотрудников, занятых в производстве, или людей, непосредственно не связанных с производственным процессом.

Отчисления в резерв, которые относятся к прямым расходам, учтите при расчете налога на прибыль по мере реализации продукции (работ, услуг), в стоимости которой они учтены (абз. 2 п. 2 ст. 318 НК РФ). Отчисления в резерв, которые относятся к косвенным расходам, учтите при расчете налога на прибыль в момент начисления (п. 2 ст. 318 НК РФ).

Если организация оказывает услуги, то прямые расходы, как и косвенные, можно учесть в момент их начисления (абз. 3 п. 2 ст. 318 НК РФ).

В торговых организациях отчисления в резерв предстоящих выплат сотрудникам признаются косвенными расходами (абз. 3 ст. 320 НК РФ). Поэтому учтите их при расчете налога на прибыль в момент начисления.

Позволяет экономить на налогах либо наоборот. Например, выбор варианта определения и порядка начисления амортизации. Организация, которая вправе применять , может определять первоначальную стоимость ОС не как сумму фактических затрат на приобретение (сооружение) объекта, а только по цене продавца либо в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью сооружения (приобретения, изготовления ОС) (п. 8.1 ПБУ 6/01 " "). Понятно, что использование данного упрощенного варианта позволяет снизить первоначальную стоимость объектов ОС и, как следствие, уменьшить размер налога на имущество (если он уплачивается исходя из среднегодовой, а не кадастровой стоимости объектов). Противоположные последствия - увеличение базы по указанному налогу - возникнут, если такая организация будет начислять амортизацию не ежемесячно, а единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года (п. 19 ПБУ 6/01).

Положения учетной политики для целей налогообложения могут произвести еще больший налоговый эффект. Один из примеров - выбор способа расчета пропорции для распределения сумм общего "входного" НДС. Другой - определение перечня для оценки стоимости незавершенного производства и остатков готовой продукции. Если сократить этот перечень, можно увеличить размер учитываемых расходов, но тут главное не переборщить. Почему? Потому что ИФНС может указать на получение необоснованной налоговой выгоды и тогда налогоплательщику придется убеждать суд в обратном. Какие аргументы использовать? Ответим на этот вопрос, опираясь на ситуации из судебной практики.

Опасно сокращать перечень прямых расходов при отсутствии изменений в технологии производства

При камеральной налоговой проверке декларации по налогу на прибыль инспекторы:

  • обратили внимание, что организация изменила перечень прямых расходов, исключив из него суммы амортизации по объектам основных средств, непосредственно участвующим в производстве продукции;
  • признали действия организации неправомерными;
  • пересчитали суммы расходов, учитываемых в целях налогообложения;
  • указали на завышение размера убытков.

Организация в суде ссылалась на следующее:

  • абзац 10 п. 1 ст. 318 НК РФ предоставляет организации право самостоятельно определять перечень прямых и косвенных расходов с учетом технологического процесса предприятия;
  • спорное оборудование участвует в производстве нескольких видов продукции, в различных технологических процессах, в связи с чем невозможно разделить суммы амортизации по видам произведенной продукции, поэтому предприятие квалифицировало амортизацию всех объектов ОС как косвенные расходы;
  • под косвенными затратами следует понимать расходы, связанные с производством нескольких видов продукции;
  • размер амортизации не зависит от результатов производства и объемов произведенной продукции;
  • налогоплательщик не обязан представлять экономическое обоснование применяемой им учетной политики;
  • оценка целесообразности внесения изменений в учетную политику выходит за пределы компетенции налогового органа.

Арбитры согласились с мнением инспекции о том, что законодательство не обязывает учитывать суммы амортизации по каждому виду продукции . Суммы амортизационных расходов достаточно распределить на две группы: относящиеся к производству и не относящиеся. Если плательщик все амортизационные отчисления относит к косвенным расходам, он получает налоговую выгоду, увеличивая размер расходов.

Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета (Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды").

Арбитры указали: общество ссылается на право самостоятельного определения состава расходов в учетной политике. Это действительно так, но в силу ст. 252, 318, 319 НК РФ выбор налогоплательщика в отношении расходов, формирующих в налоговом учете стоимость произведенной и реализованной продукции, должен быть обоснованным. Механизм распределения затрат на производство и реализацию должен содержать экономические показатели, обусловленные технологическим процессом . Право самостоятельно определять перечень расходов требует от налогоплательщика обоснования принятого решения.

В период 2014 - 2015 годов значительных изменений в составе основных производственных фондов организации не произошло. Ранее спорные расходы на амортизацию относились к прямым расходам.

Поскольку технологический процесс производства невозможен без основных средств и оборудования, которые заняты в производстве либо в какой-либо момент не заняты, но предназначены исключительно для производства, суммы амортизации должны быть отнесены к прямым расходам.

Учетная политика налогоплательщика не содержит экономического обоснования исключения из состава прямых расходов сумм амортизации, начисленных на основные средства, непосредственно используемые при производстве выпускаемой продукции.

Таким образом, суд подтвердил: суммы амортизации по производственному оборудованию - это прямые расходы, несмотря на то, что оборудование используется для производства нескольких видов продукции (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2016 N 18АП-14094/2016 по делу N А76-14348/2016). Применительно к подрядным строительным организациям эта точка зрения означает, что использование техники на разных объектах не является достаточным основанием для отнесения сумм амортизации к косвенным расходам.

Некоторым удается доказать "косвенность" сумм амортизации

Бывает, что одинаковые аргументы один суд отклоняет, а другой - принимает во внимание. В рамках рассматриваемой темы такое тоже возможно. Это подтверждает, в частности, Постановление ФАС ЦО от 04.08.2014 по делу N А36-4628/2013. Организация занималась производством десятков видов продукции. Большое количество объектов ОС использовалось для одновременного изготовления нескольких видов продукции. Амортизационные начисления по технологическому оборудованию учитывались в составе косвенных расходов. Состав прямых расходов в целях бухгалтерского и налогового учета был одинаковым (см. схему).

При проведении проверки инспекция потребовала от налогоплательщика представить экономическое обоснование того, почему суммы амортизации оборудования, непосредственно используемого при производстве продукции, не включены в прямые расходы.

В ответ на данное требование организация представила пояснения и документы, обосновывающие применяемую методику распределения затрат на прямые и косвенные, включая приказы по учетной политике и инструкции, описывающие технологический процесс производства. В частности, налогоплательщик указал, что определяя свою учетную политику, он исходил из того, что, ни одним нормативным документом не предусмотрено, каким должно быть экономическое обоснование распределения затрат на прямые и косвенные . Согласно позиции Минфина, изложенной в Письме от 05.12.2011 N 03-03-06/1/803, одним из таких критериев являются нормативные акты бухгалтерского учета, в соответствии с которыми и действовало общество.

Так, согласно изданному руководителем организации распоряжению "Об изменении учетной политики" уполномоченным работникам было дано задание скорректировать учетную политику таким образом, чтобы она позволяла:

  • оптимизировать бизнес-процессы;
  • систематизировать учет расходов по переменным (прямым) и постоянным (косвенным) статьям затрат;
  • сблизить управленческий, бухгалтерский и налоговый учет;
  • снизить трудоемкость обработки информации.

Для исполнения поставленной задачи было решено считать прямыми расходами переменные расходы на сырье, упаковку, энергетические ресурсы, заработную плату производственных работников, поскольку их размер в каждом отчетном периоде непосредственно зависит от количества произведенной продукции. В связи с этим руководство организации сочло экономически обоснованным и целесообразным с точки зрения достоверности и упрощения ведения учета себестоимости распределять эти расходы на незавершенное производство и готовую продукцию в порядке, установленном ст. 319 НК РФ.

Учитывая, что амортизация начисляется линейным методом ежемесячно по каждому объекту основных средств , то есть ее размер не зависит непосредственно от объема произведенной продукции , распределение начисленной суммы амортизации между незавершенным производством и готовой продукцией было признано нерациональным (требующим дополнительных затрат и усложняющим процесс учета).

В суде налогоплательщик ссылался на невозможность распределения начисленной суммы амортизации на конкретные виды производимой продукции и указывал на соответствие данного подхода принципам определения учетной политики, закрепленным в ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", и отраслевым методическим рекомендациям по планированию, учету, калькулированию себестоимости продукции.

К сведению. Согласно отраслевой методичке по бухучету под косвенными расходами следует понимать расходы, связанные с производством нескольких видов продукции , - расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные, общехозяйственные расходы и т.п., включая амортизационные отчисления на полное восстановление и затраты на ремонт основных средств и производственного оборудования.

Судьи учли довод организации, что в соответствии с позицией Минфина указанная методичка рекомендована к применению до утверждения министерствами и ведомствами новых отраслевых нормативных документов по вопросам организации учета затрат на производство, калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

Окончательный вердикт суда: решение ИФНС незаконно, налогоплательщик экономически обосновал применяемый метод распределения затрат на прямые и косвенные, указанное обоснование было представлено налоговому органу в ходе проведения проверки.

О применении измененной учетной политики

Абзац 6 ст. 313 НК РФ определяет, что решение о внесении изменений в учетную политику в части применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода. В связи с этим при изменении перечня прямых и косвенных расходов новый порядок действует только в отношении расходов, осуществленных с начала нового года. Расходы, которые в прошлом году являлись прямыми и которые по состоянию на 31 декабря учтены в составе стоимости незавершенного производства и готовой продукции, нельзя единовременно признать в составе косвенных расходов в январе. Суммы таких не признанных на начало нового года расходов должны учитываться по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимость которых они включены в соответствии со ст. 319 НК РФ. Такие разъяснения по переходу на новый перечень прямых расходов Минфин дал в Письме от 20.05.2010 N 03-03-06/1/336.

Утверждение изменений учетной политики не дает налогоплательщику права корректировать показатели расходов и доходов прошлых лет и представлять в ИФНС уточненные налоговые декларации. Нововведения в учетной политике, в том числе новый порядок учета прямых и косвенных расходов, применяются с начала года и не означают, что в предшествующих периодах были допущены ошибки. Положения ст. 11, 313, 318, 319 НК РФ не позволяют вносить изменения в учетную политику за прошлые налоговые периоды (Определение ВАС РФ от 06.03.2013 N ВАС-1842/13 по делу N А27-21136/2011).

Этот вывод справедлив не только в целях налогообложения прибыли, но и в отношении НДС. В частности, в Определении ВАС РФ от 28.02.2013 N ВАС-1483/13 по делу N А62-7945/2011 указано: налогоплательщик не вправе по своему усмотрению распространять изменения, внесенные в учетную политику, на отношения, возникшие в период, предшествовавший утверждению таких изменений.

Выводы

Если внесенные в учетную политику изменения позволяют снизить налоговую нагрузку организации (ИП), нужно быть готовым доказать правомерность получения налоговой выгоды. Перераспределение расходов между прямыми и косвенными требует экономического обоснования. Так считают не только налоговые органы, но и суды.

О том, каким должно быть экономическое обоснование распределения затрат на прямые и косвенные, не сказано ни в одном из нормативных документов. Это предоставляет налогоплательщику свободу и право учесть особенности осуществляемой деятельности и положения отраслевых методичек по бухгалтерскому учету в целях налогообложения.

Подготовка экономического обоснования не может быть возложена только на плечи бухгалтерской и финансовой служб. Качественное выполнение этой работы невозможно без участия специалистов основного производства (инженеров, технологов и т.п.).

Изменить учетную политику и дополнить – разные понятия. В отличие от изменений, порядок дополнений учетной политики организации четко не регламентирован. Сравним и посмотрим отличия на примере.

Правила составления учетной политики

  1. Учетную политику (УП) утверждает руководитель организации.
  2. УП обязательна для применения всеми филиалами, представительствами и другими подразделениями компании (запрещено, чтобы в разных подразделениях применялись разные правила бухгалтерского учета).
  3. Приказ об учетной политике к формам бухгалтерской отчетности не относится ! При этом основные элементы принятой учетной политики следует отразить в пояснительной записке, включенной в состав годовой бухгалтерской отчетности.
  4. УП формируется один раз — при создании организации — и применяется последовательно из года в год. Вовсе необязательно ежегодно формировать учетную политику для бухгалтерского учета. Но это необходимо, если изменилось законодательство РФ.
  5. УП можно дополнить или изменить. В чем разница?

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Дополнить или изменить. В чем разница?

Учетная политика дополняется, если в деятельности компании появилось что-то новое, для чего в УП нет правил учета (п. 10 ПБУ 1/2008):

  1. Дополнили учетную политику — применяйте новые правила.
  2. В течение года дополнять УП можно несколько раз — ограничений по количеству дополнений нет!
  3. Нет необходимости пересчитывать предыдущие показатели.

В отличие от дополнений, порядок внесения изменений в учетную политику строго регламентирован:

  1. Изменить учетную политику можно только в трех случаях (перечислены в п. 6 ст. 8 Закона 402-ФЗ).
  2. Сроки вступления в силу изменения строго регламентированы, по общему правилу — с начала года (п. 12 ПБУ 1/2008).
  3. По общему правилу организация должна отразить результаты изменения УП ретроспективно, то есть пересчитать данные бухгалтерской отчетности предыдущих периодов (п. 13-16 ПБУ 1/2008).

Случаи изменения учетной политики:

    Изменилось законодательство РФ либо нормативные правовые акты по бухучету (например, вступил в силу новый закон о бухучете).

    Организация разработала или выбрала новые способы ведения бухучета с целью повысить качество информации об объекте бухучета (например, изменила способ начисления амортизации, посчитав его более выгодным).

    Существенно изменились условия хозяйствования (компания реорганизована, изменились виды деятельности и пр.) (п. 6 ст. 8 Закона 402-ФЗ).

Пример. Когда в учетную политику вносить изменения, а когда дополнения?

Представьте ситуацию... В 2012 году магазин «Прорыв» хорошо заработал на продаже нано-пончиков. Прибыль возросла втрое! Вдохновленный головокружительным успехом, директор Игнатий Васечкин решил расширить горизонты бизнеса и с нового года заняться оптовой торговлей. Подумал — сделал! В феврале директор нанял пять новых сотрудников, арендовал два новых склада, договорился о продажах с нужными людьми.

А что же в это время делала трудолюбивая Мария — главный бухгалтер компании? В начале месяца она подготовила необходимый пакет документов, а также дополнила учетную политику:

  • прописала способы ведения учета операций, связанных с оптовой торговлей;
  • прописала способы оценки товаров;
  • установила порядок расчета цен.

Компания устремилась к новым вершинам бизнеса! Мария знает, что дополнить учетную политику можно, если в деятельности компании появится что-то новое. А вот изменять учетную политику — только в трех случаях (п. 6 ст. 8 Закона 402-ФЗ, перечислены выше).

Интересно, а что будет делать главный бухгалтер компании «Прорыв», если директору придет еще одна гениальная идея о развитии бизнеса? Например, если помимо нано-пончиков он решит производить нано-коржики и реализовывать их на мировом рынке? В этом случае Мария тут же дополнит учетную политику. И будет делать это сколько угодно раз в течение года, поскольку ограничений на внесение дополнений в этот документ в законодательстве нет!

С какой даты вступают в силу изменения в учетную политику?

Изменения в учетную политику вступают в силу с 1 января года, следующего за годом их утверждения (п. 7 ст. 8 Закона 402-ФЗ).

Узнайте 5 правил, которые помогут внести изменения и дополнения в учетную политику для целей бухгалтерского учета, .

24 434 просмотра