Экономический кризис и проблемы с наполнением бюджета приводят к вынужденному сокращению государственных расходов, в том числе на оплату труда госслужащих. В текущем году зарплаты федеральных служащих остались без индексации, последние новости свидетельствуют, что повышение окладов возможно уже в 2017 году.
Низкие цены на нефть привели к стремительному сокращению поступлений от экспорта «черного золота». Сложная экономическая ситуация вынуждает правительство сокращать расходы бюджета. В том числе были снижены расходы на социальную сферу – индексация пенсий в феврале осуществилась на минимальном уровне, а накопительная часть осталась замороженной.
В 2016 году зарплаты госслужащих не индексировались, соответствующие поправки были приняты Госдумой в начале года. При этом данная норма принята только на 1 год, подчеркивают чиновники. Положительная динамика экономики позволит возобновить повышение зарплаты федеральным госслужащим в 2017 году.
Динамика нефтяного рынка вселяет определенный оптимизм представителям экономического блока правительства. В конце мая нефтяные котировки преодолели отметку 50 долл./барр., что является критически важным уровнем для российской экономики. Ранее эксперты прогнозировали существенное улучшение экономической ситуации, если стоимость «черного золота» преодолеет данную планку.
Еще одним положительным фактором является ожидаемая отмена западных санкций. Страны Евросоюза, которым санкционный режим принес значительные финансовые потери, все активнее обсуждают необходимость отмены ограничений. ЕС сконцентрировался на решении внутренних проблем, связанных с размещением беженцев, выходом Великобритании из ЕС и замедлением экономического роста.
Улучшение внешнего фона позволит улучшить ситуацию с дефицитом бюджета и возобновить полноценную индексацию зарплат и пенсий.
В 2017 году ожидается повышение зарплат депутатов, представителей министерств, сотрудников судебных инстанций и сенаторов. Для реализации этой задачи в бюджете предусмотрено 47,5 млрд руб.
Правительство предусмотрело еще 450 млрд руб. для повышения зарплат остальных категорий госслужащих. При этом будет реформирована сама система оплаты труда, что позволит повысить эффективность государственного аппарата. 193 млрд руб. в 2017 году будет направлено на дополнительное стимулирование госслужащих, что составит 40% от фонда оплаты труда. В результате рост заработных плат произойдет за счет дополнительного стимулирования.
Эксперты отмечают, индексация зарплат и пенсий госслужащих в 2017 году связана не только с экономической ситуацией. Перед выборами 2018 года власти традиционно осуществляют подобные меры.
Выплата пенсий федеральным госслужащим в 2017 году будет осуществляться по новым принципам. Со следующего года стартует поэтапное повышение пенсионного возраста. В результате данный показатель ежегодно будет увеличиваться на шесть месяцев. Кроме того, по такому же принципу стартует повышение минимального стажа госслужбы, дающего право на пенсию за выслугу лет.
Восстановление полноценной индексации пенсий при нынешней динамике нефтяного рынка вполне реалистично, считают эксперты. Более того, если котировки «черного золота» сохранятся выше 50 долл./барр., то власти смогут осуществить повторную индексацию уже в этом году.
Индексация пенсий работающим пенсионером, которая была приостановлена в текущем году, может возобновиться в 2017 году. Однако чиновники планируют возобновить ежегодное повышение только для низших должностей. Решение данного вопроса будет зависеть от дальнейшей динамики экономической ситуации.
Дальнейшая судьба зарплат и пенсий госслужащих зависит от динамики нефтяного рынка. Повышение цен на нефть может иметь краткосрочный характер, уже в скором времени котировки могут продолжить падение. Это станет очередным ударом для отечественного бюджета, что отразится на расходах на социальную сферу.
Если экспортеры продолжат наращивать нефтедобычу, то «черное золото» вернется к уровню 30-35 долл./барр. В таком случае правительство станет перед непростым выбором:
Для реализации второго варианта потребуется сократить финансирование двух ключевых направлений: социальной сферы и обороны. В результате будущая индексация пенсий и зарплат останется под большим вопросом.
Кроме того, Запад может продолжить действие санкций, учитывая затянувшийся конфликт на востоке Украины. Мирное урегулирование проходит с большим скрипом и противостояние в любой момент может войти в острую фазу. В таком случае действие ограничений будет пролонгировано на неопределенный срок.
Развитие экономической ситуации будет определять, что ждет федеральных госслужащих в 2017 году. При сохранении положительных тенденций на нефтяном рынке госслужащие смогут рассчитывать на возобновление индексации зарплат и пенсий. Новый этап обвала нефтяных котировок поставит под угрозу реализацию данных инициатив. Кроме того, многое будет зависеть от решения санкционного вопроса.
Читателям, относящимся к структуре государственной службы, важно знать многое. Свежие новости: повышение зарплаты федеральным госслужащим в 2017 году в России состоится. Кому интересно, кого данное заявление может интересовать, должен иметь принадлежность к органам:
Когда разгорелся кризис, президенту страны пришлось принять серьезное решение, приведшее к уменьшению сумм окладов лицам, пребывающим на госслужбе. Вычеты произвели даже тем, кто относится к госаппарату и к приближению президента лично. Всему виной резкий спад экономических показателей, на фоне стремления в противоположную сторону инфляционного процесса. Но как следствие всего этого, страдает в большей мере население. Чиновникам, остальным служащим федерального уровня на государственных местах не приходилось думать о прибавке к окладам.
В правительстве не отказываются от проведения индексации на будущий период. Но каковы бы меры ни были предприняты, ощутимого эффекта не стоит ожидать. Лишь в случае, если индексация зарплат федеральным бюджетникам в 2017 году пройдет по уровню 10 или выше процентов изменится финансовое благополучие конкретного специалиста. Однако за всем этим последует колоссальный рост нагрузки на бюджетный карман. Там без того чрезвычайно ослабленное положение в нынешнем времени. Однако нет надобности вдаваться в отчаяние, ведь правительством предусмотрены повышения для отдельных категорий служб. Кто эти счастливчики – далее.
В числе ожидающих повышение зарплаты федеральным госслужащим в 2017 году в России есть несколько категорий граждан. Здесь речь идет о депутатах и генеральных прокурорах; сенаторах и представителях министерств; представителях аудиторских организаций и работниках судебных органов. Финансирование плановое, сумма выделена на 47,5 миллиардов в рублях. Здесь указаны еще не все, кому стоит радоваться, или хотя бы надеяться на финансовые изменения к лучшему. В ожидании восстановительного провеса в экономике в будущем году стоит рассчитывать на прибавку заработной платы многим госслужащим.
В рамках Проекта бюджетной политики процедура повышения происходит по двум этапам на протяжении нескольких лет. Как следствие, это должно привести к удвоению окладов. Чтобы полностью прошла индексация зарплат федеральным бюджетникам в 2017 году, необходимо выделить за весь период 450 рублевых миллиардов. А для систематического обновления и оптимизации по оплате труда требуется еще порядка 462 миллиардов рублей. Все это уже предусмотрено бюджетным проектом.
Для дополнительного стимулирования трудовой деятельности служащих предоставлены, пока только на бумаге, 380 млрд. рублей. Причем на 2017 год из этой суммы отводят сразу 193 миллиарда рублей. Согласно Проекту, будут внедрена измененная структура по фонду оплаты труда. Стимулирование должно занять 40-процентную долю, а увеличение самого фонда ожидается вдовое. Таковы планируемые расходы на повышение денежного содержания федеральных бюджетников в 2017 году.
Существенной прибавки стоит ожидать тем, кто имеет отношение к высоким категориям специальности. В числе счастливчиков есть медики, имеющие отметку высшей категории, вместе с представителями культуры и искусства, заслуженными деятелями этих направлений и другими личностями. Отдачей данных нововведений планируют получить рост престижа трудовой деятельности в этих направлениях как в числе государственной службы, так и среди бюджетных направлений.
Все это немаловажно, прежде всего, для тех, кто только планирует направиться на трудовую деятельность или отдать на учебу по данным направлениям своих детей. Ведь сохраниться на должности, работая на государство, пусть даже и в кризисное время, стабильнее, нежели оставаться на вольных хлебах, без стажа и постоянного оклада. Тем более что времена меняются, у кризиса рано или поздно наступит завершение.
Прежде, чем перечислить перечень ветеранских льгот, стоит упомянуть про критерии, по которым должен соответствовать человек званию ветерана труда. Здесь речь идет про лиц, начавших трудовую деятельность с несовершеннолетнего возраста в период военных лет. Стажа должно насчитывать более четырех десятилетий для мужчин и трех с половиной для женщин. Также необходимо распоряжаться хотя бы одним из трудовых званий времен советского союза, обладать наградами в виде медали, ордена по трудовым заслугам. Не обойтись ветерану и без рабочего стажа согласно категории пенсии за выслугу лет.
Ветераном может себя считать и тот, у кого имеется ведомственный знак за трудовые заслуги. Важно иметь в распоряжении к медали удостоверение. Без подтверждающего документа добиться статуса ветерана просто невозможно. Также сложно добиться положения при наличии медали ударника социалистического/коммунистического труда. Если вы заинтересованны в приобретении свидетельства о заключении брака в Москве, то есть предложение - купить свидетельство о браке в Москве любого столичного загса, покупайте только качественные свидетельства о браке!
Списком льгот определяют для ветеранов такие привилегии:
Ежемесячно ветеранам полагается получать на федеральном уровне утвержденную пенсию. Однако рассчитывать на ее получение, пока не будет достигнут пенсионный возраст, не приходится. Ежемесячно регионы начисляют денежные выплаты на сумму 454 рубля тем, кому не выплачивают из федерального бюджета. А для компенсации за телефонию полагается еще по 218 рублей каждому ветерану. Предусматриваются индивидуальные выплаты ветеранам труда федерального значения в 2017 году в России с пенсией, не дотягивающей до прожиточного минимума. При отказе от пакета социальных услуг можно воспользоваться компенсацией.
В числе привилегий ветеранам достаются налоговые скидки в виде:
Зная о всех привилегиях со стороны государства, уже сейчас стоит задуматься о продолжении трудовой деятельности для нового поколения. Ведь на смену ветеранам советских времен приходят новые, молодые, жаждущие великого времени люди.
В 2018 году федеральные органы сократят предельную численность своих работников и смогут тратить сэкономленные зарплаты на премии. В предыдущие три года действовали антикризисные ограничения на такие стимулирующие выплаты
Фото: Алексей Филиппов / ТАСС
Правительство предлагает в 2018 году сократить предельную численность федеральных чиновников, а сэкономленный таким образом фонд оплаты труда (ФОТ) направить на материальное стимулирование госслужащих. Это должно повысить эффективность работы органов исполнительной власти, следует из документа, размещенного на портале нормативно-правовых актов.
Штат федеральных органов и так сокращается: по данным Минфина (есть у РБК), в 2016 году сокращение на федеральном уровне составило 11,3% (данных за 2017 год еще нет). Но перераспределять свободные средства ФОТ между работающими чиновниками последние три года могли не все ведомства, а только те, в которых вакантные места не превышают 10% от утвержденной предельной численности. Это была одна из антикризисных «тактических» мер, фигурировавшая в федеральном бюджете в 2015, 2016 и 2017 годах. Теперь, когда бюджет стабилизирован, от этой нормы решено отказаться (хотя еще в августе Минфин планировал продлить ее и на 2018 год).
Оклады госслужащих не индексировались последние четыре года, и премирование сотрудников в тех органах, где коэффициент замещения превышал 90%, было одной из лазеек по увеличению выплат чиновникам. Другую возможность предоставляло правительство, более 100 млрд руб. на стимулирующие выплаты чиновникам (сверх базового оклада) по майским указам 2012 года; на ближайшие три года на эти цели тоже предусмотрено по 95-97 млрд руб.
С 2018 года правительство возвращается к индексации зарплат госслужащих, депутатов, сенаторов и судей — и это тоже возврат к докризисному порядку вещей после нескольких лет бюджетной экономии.
Минфин во исполнение поручений правительства (соисполнителями также названы Минтруд, Минэкономразвития и министр «открытого правительства» Михаил Абызов) разработал два документа по оптимизации численности госорганов и материальному стимулированию госслужащих — проект указа президента и проект постановления правительства. В соответствии с ними федеральные органы исполнительной власти направят в правительственную комиссию по проведению административной реформы (ее возглавляет вице-премьер Сергей Приходько) предложения по «оптимизации системы управления и структуры с целью сокращения предельной численности» работников. По результатам рассмотрения правкомиссией предельная численность и фонд оплаты труда в этих ведомствах будут скорректированы: бюджетные ассигнования на оплату труда сократятся, но пропорционально вырастут ассигнования на материальное стимулирование. Окончательное решение по оптимизации численности и премиальному фонду в тех ведомствах, которыми руководит правительство, будет принимать соответственно правительство, а в тех органах, которые подчинены президенту (это силовые ведомства, такие как МВД, Минобороны, ФСБ, ФСО, Росгвардия, а также Минюст, МИД), — соответственно президент.
Президент Владимир Путин уже начал оптимизировать подчиненные ему органы: 31 декабря 2017 года он подписал указ о сокращении предельной численности в МВД на 10 тыс. человек, до 894,9 тыс.
Что входит в понятие материального стимулирования
Согласно закону «О государственной гражданской службе РФ», денежное содержание гражданского служащего состоит из суммы должностных окладов, включающих должностные оклады и оклады за классный чин, и ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Дополнительными выплатами могут быть меры как материального поощрения, так и материального стимулирования. К последним относятся премии по результатам профессиональной служебной деятельности; премии по результатам деятельности отдельного структурного подразделения федерального органа; премии по результатам деятельности органа; продвижение по службе с учетом достигнутых результатов деятельности; предоставление льгот и социальных гарантий с учетом результатов деятельности.
Единого нормативного акта о материальном стимулировании российских госслужащих нет, все детали, включая частоту премий, регулируются каждым ведомством самостоятельно, пояснили РБК два чиновника в федеральных министерствах и представитель пресс-службы Минтруда. К примеру, в Минпромторге премии бывают месячными и годовыми, в Счетной палате — ежеквартальными, в Минэкономразвития и Минтруда — квартальными и годовыми.
Проект об оптимизации численности госорганов и материальном стимулировании был разработан в рамках поручения президента об усовершенствовании контрольно-надзорной системы, сказал РБК член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин. «Первоначальная идея была в том, чтобы дать возможность контрольно-надзорным органам направить средства, которые они высвободят за счет сокращения внутри себя, на повышение оплаты труда оставшихся сотрудников и информатизацию», — говорит он.
По словам Брагина, в территориальных органах многих ведомств зарплаты инспекторов, которые проверяют предприятия и выписывают штрафы на десятки миллионов, составляют 15-17 тыс. руб. Вторая проблема, по его словам, заключается в том, что «в региональных органах контроля, условно ветеринарном органе Ульяновской области, зарплата инспектора на 20-30% больше, чем в территориальном органе федерального Россельхознадзора». Из-за этого, отмечает Брагин, происходит переток кадров, а качество кадров в территориальных органах «федеральных контролеров» выше.
РБК направил запросы в Минфин, Минтруда и Минэкономразвития, но не получил ответов в выходной день, 8 января.
Согласно данным Минфина, по состоянию на 2016 год в большинстве федеральных ведомств число вакансий было больше 10% от предельной численности (в целом по всем федеральным госорганам был замещен 91% установленной предельной численности). Наиболее низкий процент замещения должностей был в центральных аппаратах Ростехнадзора (66%), Верховного суда (66%), Спецстроя (70%), Росприродназдора (74%), ФАС (76%), ФАНО (76%), МЧС (77%). Среди причин недозамещения Минфин называет длительность и сложность процедуры конкурсов на замещение вакансий, частые командировки работников территориальных органов, а также высокие требования к профессиональным знаниям и навыкам при низкой оплате труда.
Ограничения на премирование служащих за счет экономии на ФОТ по вакантным должностям, действовавшие в 2015-2017 годах, Минфин объяснял необходимостью ускорить замещение вакантных должностей, чтобы снизить уровень загрузки чиновников, а также устранить диспропорцию в уровне оплаты труда федеральных чиновников, так как их уровень оплаты труда в значительной мере зависит от укомплектованности должностей в соответствующем федеральном органе исполнительной власти, следовало из пояснительной записки к соответствующему постановлению правительства в 2016 году.
По данным Росстата, за 2016 год средняя зарплата среди всех федеральных чиновников составляла 116 тыс. руб. Самые низкие зарплаты были в федеральных агентствах по недропользованию и по делам национальностей, а также в Следственном комитете (ниже 60 тыс. руб.). Наибольший уровень средних зарплат — у сотрудников Счетной палаты, администрации президента и аппарата правительства (от 180,7 тыс. до 228,5 тыс. руб.). Данные за прошлый год пока не обнародованы, но с 1 января 2018 года оклады всех чиновников впервые за несколько лет были проиндексированы на 4%.
При участии: Юлия Старостина, Иван Ткачёв
Минфин высказался за отмену правила, по которому государство обязуется увеличивать зарплаты служащим ежегодно, не менее чем на величину инфляции. Это правило уже нарушалось в 2015 и в 2016 годах. О том, вырастет ли зарплата госслужащих в 2017 году, последние новости говорят очень невнятно.
Министерство финансов требует сохранить выплаты на прежнем уровне, Минтруд выступает с обратным заявлением о том, что . На этом фоне интересно смотрится заявление вице-премьера О.Голодец, в котором она анонсировала повышение МРОТ до 8 800 рублей, однако . Повышение зарплаты госслужащим в 2017 году могло бы сделать их наиболее обеспеченной прослойкой общества. Но так как не произошло роста реальных доходов остальной части населения, в текущих условиях госслужащие и так остались привилегированным классом, просто сохранив свой уровень жизни.
Ответ на этот вопрос очень прост и сложен одновременно. Прост, потому что под категорию госслужащих попадают все, кто получает зарплату из федерального бюджета. Сложен потому, что непонятен статус работников предприятий, которые работают в государственных компаниях. Если повышение зарплаты военнослужащим в 2017 имеет в качестве источника финансирования бюджет на оборону, то откуда берутся средства для выплаты другим категориям чиновников и служащих, понять очень сложно.
Так, на сайте Федеральной Налоговой службы есть вакансии для специалиста 1 разряда отдела камеральных проверок Межрайонной инспекции. Естественно, этот человек находится на службе у государства. Но на сайте ФНС размещена вакансия для ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России по централизованной обработке данных. Проблема даже не в ведомственной подчиненности, а в невозможности определить источник формирования фонда оплаты труда.
Даже те статьи бюджета, которые расписывают распределение по министерствам и ведомствам, не дают полной картины. В бюджете 2017 произошло сокращение почти на 1 трлн. руб. трат на безопасность. Но до 20% расходов расписано по «тайным статьям». Куда пойдут эти деньги, знает только руководство страны. Есть вероятность того, что зарплата военных в 2017 году будет дифференцирована, последние новости говорят именно об этом.
То есть лейтенант, который защищает страну на родной земле, не выходя из офиса, будет получать в разы меньше тех, кто делает это в очагах напряженности. Об этом говорят и отзывы военных, молодой лейтенант «обычной части» получает на руки от 30 тысяч, а доходы сержанта спецназа доходят до 80 000 рублей.
Все хорошо, но денег ждать не приходится. Если уж федеральные власти не смогли индексировать пенсии, которые составляют в среднем 13 000 при прожиточном минимуме в 9 800 рублей, то повышение зарплаты прокурорам в 2017 году на серьезные суммы ожидать не приходится. У них и так доход в среднем составляет 50-70 тысяч. Конечно, своя рубашка ближе к телу, и появляется соблазн получить компенсацию за счет коррупционных схем.
Эту лазейку перекрывают правоохранительные органы, примером чему служит арест министра Улюкаева. А чтобы дать сигнал чиновникам из правоохранительных органов, было устроено показательное задержание Дмитрия Захарченко, исполняющего обязанности начальника одного из управлений ГУЭБ МВД. Изъятые у него 8 млрд. рублей говорит о том, что зарплата полиции в 2017 году интересует только честных сотрудников. А для остальных уже приготовлены камеры. И даже если в 2017 году доходы не вырастут, то поддаваться на соблазн не стоит. Правительство и так решает проблему экономии бюджета всеми законными способами, дошла очередь и до госслужащих.
В непростых экономических условиях создание Национальной гвардии не должно вызывать опасений по поводу повышенной нагрузки на бюджет. Просто те подразделения, которые принадлежали частям особого назначения МВД, будут выведены в отдельное подразделение. Зарплата в национальной гвардии России 2017 вряд ли будет существенно отличаться от прежних зарплат служилых людей, постоянно рискующих жизнью и здоровьем. Нацгвардия включила в свои ряды:
Работники данных подразделений и ранее получали от 60 до 120 тысяч, так что глобальных изменений не произойдет. Кроме того момента, что служащие Нацгвардии будут обеспечиваться бесплатным жильем в первую очередь, но к вопросу зарплат это имеет косвенное отношение.
Государственный сектор России – это обширная сфера, в которой трудоустроено огромное количество людей. Согласно статистической информации от начала 2017 года, на должностях непосредственно госслужащих и в качестве сотрудников госучреждений работает около 5,4 миллионов россиян, которые получаю оклады из . Напомним, что на протяжении последних нескольких лет (а именно – с 2014 года) заработная плата госслужащих и муниципальных работников была подвергнута мораторию на повышение.
Тем не менее, исходя из майских указов Владимира Путина, в 2018 году им должны с лихвой окупить период ожидания, проиндексировав оклады сразу в полтора раза. Естественно, что момент повышения зарплат вызывает интерес как у самих представителей госсектора, так и у простых россиян, ведь, как показывает российская практика, их реальные доходы часто являются тайной.
Однако не так давно бывший глава Министерства финансов РФ Алексей Кудрин заявил, что консолидированный бюджет страны на сегодняшний день не располагает достаточными средствами для того, чтобы произвести такое значительное повышение зарплат. Впрочем, это заявление не вызывает удивления – кризисные явления в экономике, нестабильность , необходимость погашать внешние долги и неустойчивые котировок на рынке черного золота не дают соответствующей возможности.
Похоже, кризис в стране мешает повышению зарплат госслужащих
Конечно, можно использовать для повышения окладов средства региональных бюджетов, однако их наполняемость тоже оставляет желать лучшего. Кроме того, эти средства нужны для ремонта школ, детсадов и медицинских учреждений. В итоге было сказано, что указы президента выполняться будут, но, скорее всего, не в полном объеме и в отношении лишь некоторых категорий чиновников. Повышение будет происходить не одномоментно, а постепенно. Давайте разберемся, на какие оклады могут рассчитывать госслужащие в 2018 году.
Прежде чем перейти к обсуждению возможного повышения окладов представителям государственных служб, давайте разберемся, какие категории граждан имеют отношение к этому сектору. Согласно нормативной трактовке, к числу госслужащих относятся специалисты, исполняющие обязанности в рамках службы в организациях и учреждениях государственного сектора. Данная категория в Российской Федерации представлена работниками, трудящимися на благо законодательной, исполнительной и судебной власти.
По сути, это работники президентского аппарата и налоговой инспекции, специалисты, занятые в миграционной службе, лица, работающие в таможенных органах, специалисты из Роспотребнадзора и Росреестра, сотрудники пограничной службы, сенаторы, представители министерств, прокуроры, сотрудники мэрий, депутаты и так далее.
Как уже было сказано, несколько последних лет в России действует мораторий на повышение заработной платы государственным служащим. Указ, закрепляющий данную норму, был издан и вступил в силу с 1 января 2016 года, а затем был пролонгирован и на 2017 год. Причинами такого шага стали негативные как на внутреннем, так и на мировом рынке, а также инфляционный рост и увеличение безработицы. Напомним, что данный указ лишь продлил действие ранее введенного запрета.
Запрет отменил индексации зарплат государственных служащих еще в 2014 году. Тем не менее, в 2018-2019 годах оклады тех, кто служит в госсекторе, могут резко взлететь вверх – в рамках компенсации ущерба за годы моратория предложено повышение в размере 38% текущего уровня оплаты труда. Средняя сумма заработной платы чиновников сегодня измеряется цифрой 99,9 тысяч рублей. При этом, согласно информации из источников Росстата, текущие зарплаты государственных служащих характеризуются следующими цифрами:
Однако вопрос с региональными решениями на 2017 год требует отдельного обсуждения. Конечно, большая часть чиновников на местах не решилась нарушить президентский указ о продлении моратория – Омская, Тюменская, Ростовская области, Ставропольский и Приморский края подтвердили, что в местных бюджетах не предусмотрено средств на индексацию окладов. Однако в президентском указе есть небольшая лазейка, которой чиновники не преминули воспользоваться.
В документе сказано, что заработную плату запрещено подвергать индексации, то есть – увеличивать её всем категориям на один и тот же коэффициент. Но вот про отдельно взятое увеличение оплаты труда там не сказано ни слова. Так что, если опираться на данные, представленные Роскомстатом, коэффициент среднемесячного уровня оплаты работы тех, кто занят в представительствах министерского сектора и центральных ведомствах, еще в 2016 году ознаменовался ростом в 103,5%, а у работников региональных ведомств – в 107,7%.
Если же говорить о ситуации на местах, которая наблюдалась в регионах в 2017 году, то можно привести следующие данные:
Как показывают последние новости, вполне возможно, что в 2017 году некоторые категории чиновников все-таки получат повышение окладов и на общефедеральном уровне. В их число могут войти судебные и министерские работники, сенаторы, депутаты и представители генпрокуратуры РФ. Предполагается, что для реализации данной цели будет выделено 47,5 миллиардов рублей.
В 2018 году чиновникам нужно приготовиться к тому, что система оплаты их труда будет подвергнута некоторым изменениям. Кроме факта повышения гарантированной части окладов, правительство сообщило, что данную сферу ждут инновации. Они направлены на выявление зависимости заработной платы от того, насколько эффективно работает отдельно взятый представитель госсектора. В законопроекте про бюджетную политику на 2018 год сказано, что категории государственных служащих в два раза следует повысить оклады.
Это выразится в сумме 450 млрд рублей. При этом около 380 млрд предусмотрено в рамках дополнительного стимулирования госслужащих, из которых 193 млрд будет освоено уже в 2017 году. Если текущий средний оклад в виде 99900 р. будет повышен на 38%, ежемесячный оклад составит примерно 140000 р. По словам Олега Митволя, ранее занимавшего должность замруководителя Росприроднадзора, в среде чиновников наблюдается довольно резкая дифференциация доходов, так что нельзя повышать оклады в одинаковых пропорциях.
Например, средний оклад в президентской администрации равен 208000 рублей, зарплата чиновников высшего ранга доходит до 750000, а специалист 1-й категории в столичных службах получает 26000 рублей в месяц, что приводит к желанию молодого специалиста получить неправомерный доход. Именно этой категории специалистов нужно повышать оплату труда, чтобы стимулировать молодежь идти в госслужбы и работать там честно и эффективно.
Согласно новым законодательным нормам, получение максимального оклада и дополнительных выплат в 2018 году потребует от должностного лица выполнить целый ряд требований. Каждый чиновник будет подписывать трудовой договор с четко прописанными нормативами и показателями, которые следует выполнить, а также критериями оценки эффективности его труда. Тот, кто не сумеет «доказать» свою полезность на рабочем месте, получит урезанную зарплату и лишится дополнительных стимулирующих надбавок.
Напомним, что сейчас заработная плата госслужащих комбинируется из таких элементов:
Сегодня два первых элемента – это основная часть финансирования труда чиновников, которая часто составляет лишь около 1/8 всей зарплаты. С 2018 года именно ее планируют повысить, сократив динамичную часть в виде надбавок и бонусов.
К слову, вопрос оценки качества работы чиновников остается сложным и открытым. В правительстве говорят, что для каждого ведомства будет разработан отдельный список показателей эффективности. Что касается нынешней ситуации, то ни в одном из министерств не смогли четко ответить на вопрос, как сейчас определяется качество работы людей, занятых в данных ведомствах.
Представители Минкомсвязи, Минфина, Минобрнауки и Минэкономразвития довольно туманно говорят о каких-то плановых показателях работы вышеперечисленных учреждений, по которым они дают ежегодный отчет. Сотрудники министерств выполняют свои функции согласно регламентам, в которых определены образовательные критерии, необходимые навыки, компетенция и стаж. Если ознакомиться с указанными регламентами, можно заметить, что там нет ни единого слова о привязке уровня оплаты труда к каким-то конкретным показателям.
По словам президента Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергея Филатова, система оценки работы чиновников является для России актуальной и необходимой. Он сообщил, что шаг в виде сокращения надбавок и увеличения окладов весьма разумен, однако не стоит увлекаться введением множества коэффициентов и критериев – это только усложнит и запутает систему оценки. Кроме того, не всегда показатели деятельности чиновника могут быть оценены количественно, а качественный признак не всегда понятен.
По мнению Дмитрия Абзалова, президента Центра стратегических коммуникаций, идею можно назвать верной, но он не видит возможности реализовать её по отношению к госструктурам. Например, если для служащих экономического сектора можно предложить показатель в виде привлечение капитала или создания новых мощностей на производствах, для представителей Минтруда – сокращение числа безработных или количество новых рабочих мест, то в политическом блоке измерять эффективность попросту нечем.
Отдельно упомянем, что в новом календарном периоде госслужащих ожидает сокращение. После внедрения контрактной системы правительство предполагает заняться пересмотром полномочий госорганов так, чтобы исключить их дублирование в разных учреждениях и ведомствах. Так что не исключено, что именно таким образом в бюджете и появятся средства на увеличение окладов.
В мае 2017 года также было заявлено, что в бюджете вполне могут найтись средства и на индексацию окладов госслужащих – в привязке с зафиксированным уровнем инфляции она может составить около 4-5%.