Арест расчетного счета налоговой инспекцией (часто так называют приостановление операций по счетам) осуществляется на основании ст. 76 НК РФ и фактически замораживает все денежные средства на счете компании. На каких основаниях происходит арест и как его снять, читайте далее в материале.
По решению налоговой инспекции на расчетный счет налогоплательщика может быть наложена блокировка (иногда ее называют арестом) — прекращение выполнения банком расходных операций по счету (абз. 2 п. 1 ст. 76 НК РФ). Исключения составляют первоочередные платежи (оплата труда, алименты, налоги).
Что спишут раньше с заблокированного счета: зарплату или налоги? Ответ вы найдете по ссылке .
Арест счета налагает следующие ограничения:
Какие операции доступны при заблокированном счете, см. .
Для того чтобы наложить арест на счет, налоговики должны принять решение о блокировке расчетного счета налогоплательщика. Оснований для такого решения может быть несколько:
Однако заблокировать можно не все счета налогоплательщика, а только открытые по договору банковского счета, который заключается также при открытии валютного счета. Следовательно, налоговая инспекция имеет право на блокировку как рублевых, так и валютных расчетных счетов (п. 2 ст. 11, абз. 5 п. 2 ст. 76 НК РФ). Возможно также приостановление операций по счетам, открытым в драгоценных металлах (с 01.06.2018 — см. закон о внесении изменений в НК РФ от 27.11.2017 № 343-ФЗ).
Могут ли налоговики заблокировать залоговый счет, см. в этой публикации .
В отношении процентов, начисляемых на основании гл. 9 НК РФ, следует заметить, что ст. 46, 76 не содержат прямого указания на право приостановления операций по расчетным счетам. Однако оно вытекает из того, что проценты взыскиваются в том же порядке и в те же сроки, что и недоимки, в то время как приостановление операций по счетам — обеспечительная мера взыскания недоимки.
Арест счета может быть отменен после устранения его причины (абз. 2 п. 3, п. 8 ст. 76 НК РФ). Если арест накладывался с целью обеспечения средств для взыскания недоимки, то после уплаты задолженности по налогам, пеням, штрафам и процентам арест счета будет снят по решению налоговых органов.
Если арест связан с непредставлением налоговой декларации или расчета 6-НДФЛ, РСВ то снятие произойдет после того, как документы будут представлены в налоговую службу. То же относится и к пропуску срока представления квитанции о приеме документов.
На снятие ареста по решению налоговиков потребуется определенное время, срок зависит от основания ареста. При этом инспекция несет ответственность за нарушение сроков снятия ареста со счета в виде процентов (п. 9.2 ст. 76 НК РФ). Решение об отмене имеет установленную форму, утвержденную приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@.
Когда блокировка счета считается незаконной, узнайте из этой публикации .
Если у вас нет возможности ожидать отмены ареста счета, то можно ускорить процесс:
Для снятия ареста предусмотрены иные основания, регламентированные федеральными законами. Арест со счета снимается автоматически, если предприятие находится на стадии ликвидации, конкурсного производства или признано банкротом. При этом инспекция не выносит соответствующего решения (письма Минфина России от 16.09.2013 № 03-02-08/38179, от 16.11.2010 № 03-02-07/1-534 (п. 1), постановление 9-го арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 № 09АП-11202/2011-АК).
Возможны ли выплаты по судебному решению, если счет заблокирован за несдачу декларации, узнайте по ссылке .
Чтобы наложить арест на счет, налоговики должны принять решение о блокировке расчетного счета налогоплательщика. Оснований для такого решения может быть несколько: компания не исполнила требование ИФНС об уплате налога (пеней, штрафов), не представила налоговую декларацию и/или расчет 6-НДФЛ и др.
Арест счета может быть отменен после устранения его причины (уплаты недоимки (пени, штрафа), представления налоговой отчетности и т. д.).
Арест со счета снимается автоматически, если предприятие находится на стадии ликвидации, конкурсного производства или признано банкротом.
Приостановление операций по счетам в банке — весьма серьезное событие для любого хозяйствующего субъекта, поскольку может парализовать почти всю его деятельность. Каковы основания приостановления и как решить эту проблему, рассмотрим в нашей статье.
Эти меры предполагают временное прекращение списания денег со счета и применяются для обеспечения соблюдения требований законодательных актов и судебных решений.
Арест налагается на определенную сумму в рамках процессуального законодательства:
Приостановление операций по счетам в банке осуществляется:
Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ) предоставил фискальным органам право принимать решения о приостановлении операций по счетам в банке (блокировании) участника хозяйственной деятельности и гражданского оборота. Блокирование счетов имеет целью воздействие на организацию для обеспечения выполнения норм налогового законодательства.
Причины блокирования счета перечислены в НК РФ. Условно их можно разделить на группы по степени ограничения возможности владельца счета распоряжаться своими средствами. Блокирование может быть полным или частичным.
Частичное приостановление операций по счету в банке состоит в запрете на списание со счета определенной суммы и применяется, если:
Полное блокирование счета вводится, если:
ВАЖНО! Блокирование не затрагивает те перечисления, которые в силу п. 2 ст. 855 ГК РФ осуществляются до уплаты налогов и сборов (п. 1 ст. 76 НК РФ).
Так как для организации приостановление операций по счету в банке является достаточно серьезной проблемой, принять такое решение вправе исключительно руководитель (заместитель) фискального органа. Решение о блокировании направляется в финансовую организацию посредством электронной связи не позднее следующего дня после его принятия. Налогоплательщику в эти же сроки отправляется копия документа.
Финансовая организация, получив решение, обязана исполнить его установленным законом способом. В НК РФ четко определяются действия, связанные с блокированием счетов организации. Руководствуясь ст. 76 НК РФ, финансовая организация:
ВАЖНО! В этом случае налогоплательщик не сможет открыть счета и в другой финансовой структуре (п. 12 ст. 76 НК РФ).
Зачисление поступающих на счет организации средств осуществляется в обычном режиме.
Частичное приостановление операций по счету в банке применяется фискальными органами, если:
Решение выносится в течение 2 месяцев после окончания срока, определенного для добровольной уплаты долга (п. 3 ст. 46 НК РФ). Для обеспечения выполнения данного решения фискальный орган ограничивает операции по счету. При этом если денег на счете больше, чем размер долга, то суммой, превышающей размер долга, организация может распоряжаться без каких-либо ограничений (подп. 1 п. 2 ст. 76 НК РФ).
Полностью списание денег со счета в банке прекращается в следующих случаях:
Как следует из п. 5.1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщик обязан заключить договор с оператором электронного документооборота для обеспечения обмена документами с фискальным органом.
Организациям, сдающим отчетность в электронном виде, следует:
С 01.01.2016 организация, являющаяся налоговым агентом, должна представлять в фискальный орган документы, касающиеся расчета и удержания сумм НДФЛ.
Во всех вышеназванных случаях законодателем установлен дополнительный срок в 10 рабочих дней для принятия решения о блокировании счета. Указанный срок исчисляется в соответствии с правилами исчисления сроков — на следующий рабочий день после даты ненадлежащего исполнения обязанности налогоплательщика или установления факта ее неисполнения.
ВАЖНО! Приведенный перечень исчерпывающий. Иные основания блокирования счета (несвоевременная сдача финансовой отчетности или устаревшая форма налоговой декларации) являются незаконными (постановление 11-го ААС от 24.02.2011 № А65-22703/2010).
Банк заблокировал счет юридического лица - что делать в этом случае? Действия, которые необходимо предпринять, чтобы разблокировать счет организации в банке, зависят в первую очередь от причин блокирования. Как правило, достаточно выполнить требования фискального органа:
Во всех этих случаях фискальный орган обязан отменить приостановление операций по счету в банке не позднее 1 дня, следующего за днем выполнения организацией своих обязанностей.
Если блокированию подверглись несколько счетов и общая сумма средств на них больше суммы долга, можно обратиться в фискальный орган с заявлением. Оно должно содержать информацию о счете, на котором достаточно средств для погашения долга (подтверждается выпиской из банка), а также о тех счетах, с которых следует снять ограничение. Решение о снятии блокирования должно быть принято в течение 2 дней после получения такого обращения (п. 9 ст. 76 НК РФ).
Кроме того, решение фискального органа о блокировании счета можно обжаловать, если оно вынесено с нарушением закона.
Так, перспективным для налогоплательщика стоит признать обжалование в ситуации, когда:
Как следует из п. 2 ст. 11 НК РФ, понятие счета, используемое в рамках налоговых правоотношений, распространяется на расчетные (текущие) и иные счета в финансовых структурах, открытые по договору банковского счета. Таким образом, все счета, договор на ведение которых заключен в соответствии с правилами ст. 845 ГК РФ, могут рассматриваться фискальными органами как счета, в отношении которых применима блокировка.
То есть в первую очередь блокирован будет расчетный счет организации. Также возможно блокирование:
Фискальные органы не вправе ограничивать операции по следующим счетам:
ВАЖНО! По истечении срока действия депозитного договора средства с данного счета могут быть по требованию фискального органа переведены на расчетный счет организации и, соответственно, списаны для погашения задолженности по налогам (п. 5 ст. 46 НК РФ).
Так как приостановление операций по счету в банке создает для любого хозяйствующего субъекта серьезные проблемы, законодателем предусмотрена ответственность фискальных органов за неправомерные действия (бездействие), касающиеся такого решения, а также за несоблюдение сроков, связанных с отменой этой меры.
Фискальный орган обязан отменить блокировку счета строго в сроки, установленные в ст. 76 НК РФ, и не позднее следующего дня проинформировать об этом финансовую организацию посредством электронной связи (п. 4 ст. 76 НК РФ).
Если эти сроки нарушены, а также в случае неправомерного блокирования счета фискальный орган обязан уплатить проценты за каждый день нарушения срока или неправомерного блокирования счета. Методика начисления процентов определена в п. 9.2 ст. 76 НК РФ.
В случае несогласия с действием фискального органа, в том числе в отношении блокирования счета, его следует сначала обжаловать в порядке подчиненности в вышестоящую организацию и только потом в суд (ст. 137, п. 2 ст. 138 НК РФ).
Фискальные органы также несут ответственность за убытки, причиненные действиями (бездействием) их сотрудников (ст. 16 ГК РФ, п. 1 ст. 35 НК РФ). Под убытками понимают реальный ущерб, а также неполученные доходы (упущенную выгоду). При этом истцу необходимо будет доказать, что убытки связаны с действиями (бездействием) фискального органа, а также обосновать размер убытка, особенно в отношении упущенной выгоды.
Проверить, не произошло ли блокировки счета юридического лица в банке налоговой, можно, воспользовавшись созданным ФНС России веб-сервисом «Сведения о наличии решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков». Данный ресурс является общедоступным и позволяет любому заинтересованному лицу оперативно получать данные о блокировках. Веб-сервис размещен на сайте ФНС России, в разделе «О ФНС России / Взаимодействие с другими государственными учреждениями РФ / Взаимодействие с Банком России...» (https://service.nalog.ru/bi.do). Для получения сведений необходимо знать ИНН плательщика и БИК обслуживающего банка.
ВАЖНО! На федеральный уровень поступают только решения о блокировании счетов, направленные в электронном виде, поэтому базы федерального и местного уровней могут не совпадать. В этом случае изменения в картотеку вносятся в том числе и по заявлению организации (письмо ФНС России от 20.02.2014 № ПА-4-6/3003).
Арест денежных средств на счете — одна из мер принудительного исполнения, применяемая службой судебных приставов для выполнения требований исполнительного документа. Эта мера подразумевает прекращение списания денег со счета должника в размере, установленном в постановлении судебного пристава-исполнителя.
Арест денежных средств на счете применяется:
Самым действенным способом снятия со счета ареста, наложенного судебным приставом, является погашение долга, ставшего причиной ограничения расходных операций по счету.
Если долг погашен в добровольном порядке, для снятия ограничения необходимо:
После удовлетворения ходатайства пристав выносит постановление о прекращении исполнительного производства, в котором отменяет блокировку счета. Копия постановления направляется в финансовую организацию, которая снимает ограничительные меры. Арест должен быть снят после получения финансовой структурой отменяющего постановления, которое подлежит исполнению в указанный в нем срок (п. 4 ст. 14 закона № 229).
Также следует иметь в виду, что согласно п. 1 ст. 37 закона № 229 должник имеет возможность обратиться с обоснованным заявлением в орган, выдавший исполнительный документ, о предоставлении ему отсрочки (рассрочки) для исполнения данного документа. На основании решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) можно будет отменить арест по счету.
Незаконные действия судебного пристава по аресту денежных средств на счетах могут быть обжалованы в течение 10 дней в порядке подчиненности или в суд. Порядок обжалования установлен в гл. 18 закона № 229.
Закон № 115-ФЗ предоставляет финансовым организациям возможность приостанавливать операции по счетам. Условно эти основания подразделяются на 2 группы:
Основания для самостоятельной блокировки дают финансовой структуре право приостановить расходные операции по счету в размере суммы, указанной в платежном поручении, если хотя бы одна из сторон:
Срок такой блокировки не должен превышать 5 дней. Если в течение этого срока финансовая организация не получает постановления уполномоченного органа о приостановлении списания, то заблокированное перечисление подлежит исполнению.
ВАЖНО! В данном случае приостанавливается только та операция, которая соответствует вышеназванным признакам. В остальной части перечисление денег в пользу других получателей допустимо.
В случае блокировки счета на основании постановления уполномоченного органа РФ все списания приостанавливаются на срок до 30 суток, а в случае блокировки на основании судебного решения — до отмены такого решения.
Расходные операции по счету возобновляются в течение 1 рабочего дня после окончания срока, указанного в постановлении уполномоченного органа, или получения судебного решения об отмене замораживания активов.
Таким образом, любое ограничение прав организации по распоряжению денежными средствами возможно только в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством. Организация же, в свою очередь, для исключения проблем, связанных с блокировкой счетов в банке, должна вести свою хозяйственную деятельность в соответствии с требованиями законодательства.
Зачастую налоговый орган применяет такую меру воздействия на налогоплательщиков, как приостановление операций на счетах в банке, тем самым значительно затрудняя деятельность предприятия. При этом действия налоговиков не всегда правомерны. Разберемся, в каких случаях контролирующий орган имеет право приостановить операции и чем грозит блокировка счета. Можно ли в данном случае открыть счет в другом банке? Что можно сделать, если средства на счете превышают ту сумму, из-за которой приостановлен счет? Как снять блокировку?
Итак, право на приостановление операций на счетах возникает у налоговиков в следующих случаях:
Обратите внимание
С 01.01.2015 налоговый орган получает дополнительное право заблокировать счет, если налогоплательщик в течение 10 дней после окончания установленного срока не исполнил обязанность по передаче квитанций о приеме направленных ему в электронной форме требований о представлении соответствующих документов, пояснений, уведомлений о вызове в налоговый орган (пп. «а» п. 5 ст. 10 Федерального закона № 134-ФЗ ).
Напомним, что с 01.01.2014 представление декларации по НДС на бумажном носителе не предусмотрено. Столичные налоговики в Письме от 12.03.2014 № 24-15/022540 разъясняют, что несоблюдение порядка представления налоговой декларации в электронной форме грозит ответственностью в соответствии со ст. 119.1 НК РФ - в виде штрафа в размере 200 руб. При этом отмечается, что приостановление налоговым органом операций по счетам в банке за непредставление декларации по НДС в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не предусмотрено.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки налоговый орган вправе принять обеспечительные меры, в качестве которых выступает в том числе приостановление операций по счетам в банке (п. 1 ст. 76 , пп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ ).
По иным основаниям счет не может быть заблокирован.
Решение о блокировке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и направляется в банк в электронной форме (п. 4 ст. 76 НК РФ ). Копия решения передается налогоплательщику-организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения, в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.
Получается, что блокируется счет, на который денежные средства могут зачисляться и с которого могут расходоваться. Это, прежде всего, расчетный счет, причем как рублевый счет, так и валютный - при недостаточности средств на рублевых счетах (п. 1 , 2 , 5 , 6.1 ст. 46 , п. 2 ст. 76 НК РФ ). Заблокирован может быть и корпоративный счет, предназначенный для проведения работниками расчетов за счет средств организации с использованием банковских корпоративных карт и для учета операций, совершаемых с использованием названных карт. Мнение о том, что корпоративный счет обладает всеми признаками банковского счета, высказал Президиум ВАС в Постановлении от 21.09.2010 № 2942/10 по делу № А 50-8557/2009 .
Так, если счет заблокирован на сумму, указанную в решении о взыскании недоимки, то с расчетного счета могут производиться операции сверх названной суммы (абз. 3 , 5 п. 2 ст. 76 НК РФ ). Приостановление операций по счетам не распространяется и на платежи очереди более ранней, чем списание налогов (абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ ). Очередность платежей установлена п. 2 ст. 855 ГК РФ . Согласно данной норме при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований определена следующая очередность:
Платежи одной очереди осуществляются в порядке календарной очередности поступления документов. Например, платежное поручение на выплату заработной платы и инкассовое поручение ИФНС относятся к одной очереди - третьей, поэтому если платежка на зарплату поступит в банк раньше, чем поручение ИФНС, то банк обязан будет сначала исполнить его, а затем, если деньги на счете останутся, - поручение ИФНС (Письмо Минфина РФ от 06.03.2014 № 03 02 07/1/9689 ).
Если операции приостановлены по причине непредставления декларации (на основании п. 3 ст. 76 НК РФ ), при отсутствии поручения налогового органа на перечисление налога (соответствующих пеней, штрафа) в бюджет банк вправе исполнить расчетные документы (чеки) клиента банка по оплате труда лиц, работающих по трудовому договору (Письмо Минфина РФ от 11.07.2013 № 03 02 07/1/26857 ).
Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам, переводов его электронных денежных средств подлежит безусловному исполнению банком (п. 6 ст. 76 НК РФ ).
Заметим, что с 01.01.2014 согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 23.07.2013 № 248-ФЗ в п. 12 ст. 76 НК РФ , при наличии решения о приостановлении операций по счетам банкам запрещено открывать новый счет или предоставлять право использовать новые электронные средства платежа.
В целях обеспечения требований данного пункта ФНС в Письме от 20.02.2014 № ПА -4-6/3003 сообщила, что с 03.02.2014 в эксплуатацию внедрен интернет-сервис «Сведения о наличии решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков», который позволяет банкам получать актуальную информацию о наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) и переводов его электронных денежных средств в банке. Интернет-сервис является открытым, общедоступным и предназначен для использования в банках.
Напомним, что до внесения соответствующих поправок организации и предприниматели не могли открыть счет только в тех банках, куда было направлено решение о приостановлении операции по счетам.
Также не удастся закрыть арестованный счет, если на нем есть остаток денег, поскольку при закрытии счета остаток должен быть израсходован, а расходные операции производиться не могут. Даже в том случае, если остатка денег на счете нет и счет закрывается, решение о приостановлении операций все равно продолжит действовать, и новый счет открыть тоже не удастся. Закрытие банком счета, в отношении которого принято данное решение, не является основанием признания соответствующего решения утратившим силу или прекратившим действие (Постановление ФАС ВСО от 01.02.2013 по делу № А 19-12728/2012 ).
Поэтому организация или предприниматель заинтересованы в том, чтобы счет как можно быстрее был разблокирован.
Если названные сроки будут нарушены, равно как в случае неправомерного приостановления операций, инспекция должна будет выплатить проценты за дни неправомерной блокировки счетов. Порядок начисления процентов прописан в п. 9.2 ст. 76 НК РФ : они начисляются за каждый календарный день нарушения срока в принятии решения об отмене блокировки и (или) за каждый день просрочки в передаче решения об отмене приостановления операций в банк. Если решение об аресте счета изначально было вынесено неправомерно, то проценты начисляются за каждый календарный день начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам до дня получения банком решения об отмене приостановления операций.
Начисляются проценты на ту сумму денежных средств, которая непосредственно была заблокирована на счете, то есть которой организация не могла распоряжаться из-за неправомерных действий налоговиков, а не на сумму, указанную в решении. Например, если по решению налогового органа счет был неправомерно заблокирован на 100 000 руб., но на счете находилось всего 30 000 руб., то проценты будут начислены только на 30 000 руб. Подтверждается это и арбитражной практикой (см., например, Постановление ФАС МО от 13.02.2013 по делу № А 40-59298/12 99 342 ).
В случае неправомерной блокировки счета в связи с неполучением налоговым органом декларации (то есть когда счета блокируются полностью) проценты следует начислить на те денежные средства, которые находились на заблокированных счетах.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни неправомерного приостановления операций по счетам, нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций.
Итак, блокировка счета может быть признана неправомерной в следующих ситуациях:
Итак, мы выяснили, что ст. 76 НК РФ установлен закрытый перечень оснований для приостановления операций по счетам налогоплательщика. Все остальные основания являются поводом для оспаривания решения.
Приостановить операции налоговый орган вправе только по тем счетам, которые открыты по договору банковского счета. Он не вправе приостанавливать операции по транзитным, ссудным, депозитным счетам, а также счетам, открытым для осуществления совместной деятельности.
Если на счете денег больше, чем указано в решении о приостановлении операций, сверх этой суммы операции можно осуществлять. Однако если не представлена налоговая декларация, счет блокируется полностью. Также приостановление операций по счетам не распространяется на платежи очереди более ранней, чем списание налогов.
Блокировка счета создает проблемы в текущей деятельности предприятия, и, чтобы избежать этого, рекомендуется не откладывать отправку деклараций по почте или телекоммуникационным каналам связи на последний день, а также не тянуть с уплатой налогов, сборов. Если все же приостановление произошло, то в силах предприятия ускорить его отмену, устранив причину блокировки счета и максимально быстро уведомив об этом инспекцию.
Согласно статье 858 Гражданского кодекса РФ ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом. В то же время пункт 3 статьи 845ГК допускает возможность ограничения распоряжения средствами на счете и в случаях, установленныхдоговором между клиентом и банком.Как былоотмечено в литературе,указанные в статье 858 Кодекса ограничения, в отличие от предусмотренных пунктом 3 статьи 845, относятся к случаям вмешательства не участвующих в договоре банковского счета уполномоченных государственных органов в данные договорные отношения.
Законодательству Российской Федерации известны два вида подобных ограничений: арест денежных средств на счете и приостановление операций по счету. Рассмотрим же их по порядку.
Согласно статье27 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»от 2 декабря 1990 г. N 395-I(далее - закон о банках) на денежные средства и иные ценности юридических и физических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, арест может быть наложен не иначе как судом и арбитражным судом, судьей, а также по постановлению органов предварительного следствия при наличии санкции прокурора.Кроме этого законавозможностьареста денежных средств предусмотрена также в других федеральных законах. По ним правом ареста средств на счете обладают:
а) суды (судьи) по гражданским и уголовным делам, находящимся у них в производстве, в качестве меры обеспечения иска, обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества по уголовным делам (ст. 140 ГПК РФ, 91 АПК РФ, ст.230 УПК РФ);
б)органы предварительного расследования по уголовным делам в качестве меры обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества по уголовным делам (прокурор, следователь или дознаватель с согласия прокурора и при наличии судебного решения (ст. 115 УПК РФ);
в) судебные приставы-исполнители в целях последующего взыскания денежных средств (ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В соответствиисо статьей 27 ФЗзакона о банках при наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах, кредитная организация незамедлительно по получении решения о наложении ареста прекращает расходные операции по данному счету (вкладу) в пределах средств, на которые наложен арест.Часть7 ст. 115 УПКРФ также предусматривает, что при наложении ареста на принадлежащие подозреваемому обвиняемому денежные средства и иные ценности, находящиеся на счете, во вкладе или на хранении в банках и иных кредитных организациях, операции по данному счету прекращаются полностью или частично в пределах денежных средств, на которые наложенарест. Другие законодательные акты не дают описания процедуры ареста денежных средств на счете (во вкладе). Таким образом, под арестом денежных средств на счете в кредитной организации следует понимать блокирование определенной денежной суммы на счете, на которую наложен арест, и исключение возможности ее списания. Высший арбитражный суд России дал разъяснения нижестоящим судам, что арест налагается на денежные средства на счете, а не на сам счет. То есть, невозможно наложить арест, если на счете отсутствуют денежные средства.Если к моменту поступления в банк постановления об арестеостаток по счету превышает арестовываемую сумму, то в части превышения клиент может свободно распоряжаться денежными средствами, если остаток меньше арестовываемой суммы – арест налагается на имеющуюся сумму средств.Но, а если средств на счете вообще не имеется, то банк возвращает документ о наложении ареста и извещает уполномоченное на арест лицо об отсутствии средств на счете.На практике возможны случаи, когда в кредитную организацию поступает постановлениеоб арестес требованием не только арестовать имеющиеся насчете суммы, но и блокировать суммы, которые будут поступать на счет в дальнейшем. Конечно арест сумм, поступающих на счет в будущем, не укладывается в законодательное определениеареста, и подобные требования представляются неправомерными. Однакоарест средств в нынешнем виде малоэффективен. К моменту поступления в банк постановления об аресте средств на счете может не быть, но они могут поступить на него в последующем, когда банку уже ответил полномочному на арест лицу о неисполнении либо о частичной неисполнении постановления об аресте в связи с отсутствием (полным или частичным) средств на нем. Данные обстоятельство следует признать недостатком действующего законодательства, так как резко снижается возможность достижения тех целей, для которых собственно и производится арест. Представляется, что de lege ferenda необходимо изменитьрежим ареста денежных средств на счете, прямо предусмотрев в законодательстве возможность ареста средств, поступающих на счет в последующем.
Нельзя согласиться смнением Ф. Гизатуллина о том, что «при аресте средств на счете, наложенногосудами общей юрисдикции в силу ст.390 ГПК РФ, а также для ареста, наложенного постановлением судебного пристава - исполнителя об аресте и списании денежных средств в силу п.12.7 положения Банка России от 3.10.02 г. N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации", применяется накопительный метод, поскольку в соответствии с указанными нормами все причитающиеся клиенту платежи до полного погашения взыскиваемой суммы должны перечисляться взыскателю или на депозитный счет суда.» .Из приведенных автором норм такое совершенно не следует! Накопительный метод используется при исполнении исполнительного или расчетного документа о взыскании, а не решения уполномоченного органа об аресте средств.
Наложение ареста на денежные средства не означает, что обеспеченное арестом требование получает преимущество перед иными требованиями, предъявленными к счету, то есть очередность списания, установленная ст. 855 ГК РФ продолжает действовать.
Приостановление операций по счетам в самом Законе о банках не упоминается, но предусмотрено следующими законодательными актами:
а )Налоговым кодексом РФ в качестве полномочий налоговых и таможенных органов (ст. ст. 34,76);
б) Федеральным законом«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ в качестве полномочийуполномоченного органа финансового мониторинга и самих банков (ст. ст. 7, 8);
в) Бюджетным кодексом РФ в качестве полномочий органов федерального казначейства (ст. ст. 282, 284).
Согласно пунктам 1, 2ст. 76 Налогового кодекса РФ приостановление операций по счетам организации применяется в целях обеспечения исполнения решенияналогового (таможенного) органа о взыскании налога (сбора) либо в случае непредставления налоговой декларации, а по счетам индивидуального предпринимателя – только в случае непредставления декларации. Определение банковского счета, по которому возможно приостановление операций,дается в ст. 11 Налогового кодекса РФ. По счетам налогоплательщика-организации приостановление операций означает в соответствии с п. 1 ст.76 НК прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Иное предусмотренное в том же пункте статьи: владелец счета может совершать расходные операции со счета, если эти платежи по очередности исполнения, установленной гражданским законодательством, предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов. Такая очередность установлена статьей 855 ГК РФ для случаев, когда средств на счете не хватает для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, но для целей ст. 76 НК имеет значение не достаточность средств на счете, а назначение платежа при списании. Списанию в целях исполнения обязанности по уплате налогов и сборов предшествуют списания первой и второй очередей, установленных п. 2 ст. 855 ГК РФ : списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов, списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору. В таком случае оказывается невозможнымвыплатить заработную плату работникам организации, поскольку списание для нее оказалось в одной очереди с выплатой налогов и сборов, но есть возможность списать заработную плату работникам по исполнительным документам на основании судебного решения (вторая очередь).
Большие споры вызываетвозможность списания средств со счета во исполнение обязанности по уплате налогов и сборов в случаях приостановления операций по счету.Имеются два мнения. По первому, основанномуна целевом толковании норм ст. 76 НК РФ, признается, что если операции приостановлены в связи с неуплатой налога, то банк обязан исполнить поручение клиента или налогового органа, направленное на уплату (взыскание) налога. Аргументом сторонников этого мнения является также диспозиция ст. 134 НК РФ, по которой исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента их поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд) влечет ответственность банка в виде штрафа.
Второемнение основано на буквальном толковании и исходи из невозможности списания со счета в целяхуплаты (взыскания) налогов.Такое мнение в некоторых случаях разделяется и арбитражной практикой. Представляют интерес выводы,содержащиеся в решении Арбитражного судаКрасноярского края от 14 октября 2003 г. Суд в мотивировочной части своего решения сослался натак и не получивший юридической силы (по причине отказа Минюстом в госрегистрации) Порядок направления требования об уплате налога, вынесения решения о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках и решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, утв. приказом МНС РФ от 2 апреля 2003 г. N БГ-3-29/159. Согласно пункту 7 Порядкав банки направляются только решения (о приостановлении операций – А. А.) по тем счетам, на которые налоговый орган не выставляет инкассовые поручения. Действительно, платежный документ по исполнению налоговой обязанности исполняется фактически в третьей очереди (с учетом нормы статьи 26Федерального закона от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год"). Значит, независимо от того, приостановлены операции или нет, платежи первой и второй очереди все равно должны быть исполнены до уплаты налога. А платежи четвертой и пятой очередей не проходят, пока не уплачены налоги. Кроме того, только при принятии второй точки зрения имеет смысл абз. 2 п. 3 ст. 75 НК РФ, по которому не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке. При поддержке первой позиции платежи, находящиеся в той же очереди, что и налоги, а это - заработная плата по трудовым договорам, оказываются ущемленными, что противоречит правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 23.12.1997 № 21-П. Только если допустить возможность их оплаты можно принять первую точку зрения.
При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета (п. 9 ст. 76 НК).
Другим законодательным актом, регламентирующим приостановление операций по банковским счетам, является Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Согласно его п. 10 ст. 7организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе и кредитные организации, приостанавливают такие операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию о них в уполномоченный орган в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с пунктом 2 статьи 6указанного законапорядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица. Такие перечни рассылаются в кредитные организации Федеральной службой по финансовому мониторингув соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства РФ от 18 января 2003 г. N 27. При неполучении в течение указанного срока постановления уполномоченного органа о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок на основании части третьей статьи 8 настоящего Федерального закона организации осуществляют операцию с денежными средствами или иным имуществом по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством Российской Федерации не принято иное решение, ограничивающее ее осуществление.
Уполномоченный орган издает постановление о приостановлении операций по счетам на срок до пяти рабочих дней в случае, если информация, полученная им в соответствии с пунктом 10 статьи 7закона, по результатам предварительной проверки признана им обоснованной (абз. 3 ст. 8).
В данных случаях, в отличие от приостановления операций налоговым (таможенным) органом, приостанавливаются все расходные операции, независимо от очередности, установленной гражданским законодательством. Отличия такжесостоят в том, что, во-первых, приостановление операций начинается с даты, когда распоряжение клиента о списании должно быть выполнено, то есть не позднее следующего операционного дня, следующего за днем дачи распоряжения клиентом, если иной срок не установлен законом или договором банковского счета (ст. 849 ГК РФ), а во-вторых, имеет срок действия, по истечении которого автоматически утрачивает силу.С учетом всего этогооно представляется неэффективным, учитывая его максимальный срок в пять дней и отсутствиеполномочий каким-то образом решать судьбу средств на счете. Если в иных случаях денежные средства могут блокироваться на счете до последующего их взыскания, то в данном случае уполномоченный орган таких прав не имеет. Единственное, что он может сделать уполномоченный орган, так это направить информацию и материалы вправоохранительные органы, но пока он это сделает, так и пятидневный срок пройдет.
Законодательство Российской федерации также предусматривает приостановление операций по счетам в кредитных организацияхв качестве меры в отношениинарушителей бюджетного законодательства (ст. 282 Бюджетного кодексаРФ). В соответствии с ч. 3 ст.284 БК РФ руководители Федерального казначейства, его территориальных органов имеют право приостанавливать в предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации случаях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях.В отношении именно банковских счетов такой случай предусмотрен статьей 117 Федерального закона от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" при установлении факта незакрытия федеральными учреждениями счетов в валюте Российской Федерации, открытых им в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Порядок приостановления операций при этом должен быть установлен Правительством Российской Федерации. Однако для случаев приостановления операций именно по банковским счетам Постановлением от 14 февраля 2004 г. N 80 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год"утверждение такого порядка было возложено наМинистерство финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Приказом Минфина РФ от 26 октября 2004 г. N 94н утвержден Порядок приостановления органами федерального казначейства операций по счетам, открытым федеральным учреждениям в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях (филиалах) для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Согласно пункту 8 Порядка приостановление операций по счетам федеральных учреждений в банке означает прекращение банком всех операций по списанию средств за исключением исполнения обязанностей федерального учреждения по уплате налоговых платежей в бюджет и платежей, очередность исполнения которых, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также за исключением перечисления, на основании платежного поручения федерального учреждения, суммы остатка денежных средств на счете, открытом в банке, на счет органа федерального казначейства.
Постановление органа федерального казначейства подлежит исполнению банком с момента его получения и до закрытия счета федеральным учреждением.
При любом из видов ограничений на распоряжение счетом дискуссионнойявляется возможность закрыть счет с имеющимся остатком средств на нем ираспорядиться ими (ст. 859 ГК РФ). Право клиента расторгнуть договор банковского счета и, соответственно, закрыть счет в любое время, является безусловным, однако свободное распоряжение остатком на счете при его закрытии фактически не согласуется с ограничениями на расходные операции, которые устанавливаются при аресте и приостановлении операций по счету. В таком случае, получив заявление клиента о закрытии счета с остатком и арестом или приостановлением операций банк не должен его принимать к исполнению. Аналогичное мнение налоговых органов изложено в Письме МНС РФ от 16 сентября 2002 г. N 24-1-13/1083-АД665.
Определенные трудности такжеможет вызвать вопрос конкуренции нескольких актов ограничения средств на счете.Вполне реальна ситуация, когдапо счету сарестованными средствами приостанавливаются операции, либо наоборот.Какому акту следует отдать предпочтение?Оба вида ограничений установлены федеральными законами и обе направлены на достижение конституционно значимых целей: исполнение судебных решений и уплату налогов. Судебная практикаисходит из невозможности исполнения постановления о приостановлении операций при аресте средств на счете. Мне кажется, в такой ситуации более верным будет не исключать полностью возможность исполнения более позднего по времени поступления в банкрешения об аресте (приостановлении операций),а исключать его в той мере, в какой это исполнение противоречит предшествующему решению.
С. В. Сарбаш. Договор банковского счета: проблемы доктрины и судебной практики. М. «Статут». 1999- С. 155
См.п. 6Постановления Пленума Высшего Арбитражного СудаРФ от 31.10.1996 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции», а такжеп. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"// СПС «Гарант» индивидуальных предпринимателей.
С учетом содержания Постановления Конституционного суда РФ от 23.12.1997 № 21-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 26Федерального закона от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год"
см. Ф. Гизатуллин. Указ соч, а также Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 января 2004 г. NА33-1874/03-С3-Ф02-4976/03-С1; Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 июня 2003 г. N Ф09-1745/03АК; Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 марта 2003 г. N Ф09-501/03АК; письмо МНС от№ // СПС «Гарант»
Несогласованность ст. 134 НКсо ст. 76нашло отражение в п. 47 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
См.решение Арбитражного суда Красноярского края от 14 октября 2003 г. N А33-11564/03-С3, оставленное без измененияПостановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 4 марта 2004 г. N А33-11564/03-С3-Ф02-621/04-С1; Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 апреля 2002 г. N А65-15261/2001-СА1-7к; Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 февраля 2001 г. N Ф08-288/2001 // СПС «Гарант»
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14 мая 2003 г. N А64-9/02-11 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 октября 2004 г. N КА-А40/9323-04 // СПС «Гарант»
Зачастую компании подвергаются аресту счетов, а разблокировка счёта может быть затянута налоговиками на несколько месяцев. В соответствии со статьёй 76 Налогового Кодекса РФ, временное прекращение совершения операций по банковским счетам способно принести компаниям и предпринимателям огромные убытки, причём даже пара дней ареста банковских счетов может нести серьёзные негативные последствия.
В данной статье речь пойдёт о том, возможно ли более быстрое снятие ареста с расчётного счёта легальными методами и каким образом целесообразнее всего это сделать.
Какие существуют меры по ограничению прав по распоряжению денежными средствами, находящимися на банковских счетах организаций? С точки зрения законодательства (статья 858 ГК РФ ), существует две меры ограничения:
Меры ограничения прав по распоряжению банковскими денежными средствами | ||
Арест денежных счетов на расчётном счёте | Приостановление (блокировка) операций по расчётному счёту | |
– Аресту подлежит определённая сумма денежных средств, которые находятся на счёте; – Арест не может быть наложен на сам счёт организации и на будущие поступления денежных средств, со есть не происходит блокировки самого счёта и новые, неарестованные суммы, могут быть использованы организацией на расходные операции. Нормативно-правовой акт: 2 раздел информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.07.1996г. №6 | Кто может остановить операции по банковским счетам? 1) Налоговая инспекция; 2) Таможенные органы. |
№ | Ситуация | Ответ | Комментарий |
1 | Имеют ли право сотрудники ИФНС и ФТС (Федеральной Таможенной службы) на арест расчётного счёта организации, признанной банкротом ? | Нет, не имеют права | Действия банка при получении от ИФНС решения об аресте счёта компании-банкрота: сообщение о невозможности исполнения данного решения. Момент признания организации банкротом и начало завершающего этапа процедуры банкротства – открытие конкурсного производства позволяет снять ограничение на распоряжения имуществом организации (в том числе и распоряжение денежными средствами), которые были наложены ранее, при этом возникает недопущение наложения новых ограничений (согласно пункту 1 статьи 126 ФЗ от 26.10.2002г. №127 ). Другие документы, подтверждающие данное решение: 1) Контролирующие ведомства: письмо Минфина России от 16.12. 2008г. №03-02-07/1-514, п.7 письма УФНС России по г. Москве от 02.042003 г. №11-15/17644; 2) Арбитражный суд: постановление Президиума ВАС РФ от 18.12.2007г. №6615/07, ФАС Уральского округа от 25.11.2008г. №Ф09-8801/08-С3, Московского округа от 06.03.2008г. №КА-А40/1365-08, и проч. |
2 | Возможен ли перевод денег с арестованного счёта на другой счёт в другом банке одной и той же организации? | Нет, не возможен | Факт получения банком от ИФНС или ФТС решения о приостановлении операций по счёту является причиной прекращения любых операций по данному счёту, однако существуют платежи, на которые арест счёта не распространяется, согласно пункту 1 статьи 76 НК РФ и пункту 1 статьи 155 ФЗ №311 от 27.11.2010г. |
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 76 НК РФ, ИФНС может приостановить операции по расчётному счёту в следующих случаях:
В первом случае, согласно абзацам 3 и 4 пункта 2 статьи 76 НК РФ, операции по расходованию денежных средств приостанавливаются банком в рамках суммы, которая была указана в решении о приостановке, остальные суммы, сверх арестованных, согласно письму Минфина РФ №03-02-07/1-268, от 09.07.2008г. и №03-02-07/1-304 от 21.06.2007г., могут быть использованы организациями и ИП по назначению.
Во втором случае, согласно информации из письма Минфина РФ №03-02-07/1-182 от 17.04.2007, не возникает никаких ограничений на сумму блокировки, а, следовательно, организации и ИП не имеют права расходовать эти денежные средства со своего расчётного счёта. Важно отметить, что новые поступления также подвергаются блокировке.
Итак, как долго длится блокировка расчётного счёта? Ответом на этот вопрос служит информация из пункта 7 статьи 76 НК РФ, на основании которой можно сказать, что блокировка счетов длится с момента получения банком решения ИФНС или ФТС о приостановлении операций по счетам организации до момента отмены этого решения.
Перечислим решения, которые служат основанием для разблокировки расчётного счёта:
Вопрос: Возможна ли разблокировка счёта организации или ИП банком, после получения им от представителя организации или ИП копии решения об отмене блокировки счёта от ИФНС или ФТС?
Ответ: Нет, такой исход не возможен.
Комментарий: Решение о разблокировке счёта банк (его представитель) может получить от ИФНС или ФТС под расписку или в электронном виде (это важно, чтобы точно знать дату получения данного решения), согласно пункту 4 статьи 76 НК РФ и пункту 6 статьи 155 ФЗ №311 от 27.11.2010г.
Следовательно, никакая копия решения о разблокировке счёта не может служить основанием для отмены банком приостановки операций по счёту, только оригинал данного решения имеет влияние на действия банка в отношении заблокированного счёта. Данное мнение также подтверждается в письмах Минфина РФ №03-02-07/1-150 от 30.03.2007г., №03-02-07/1-266 от 31.05.2007.
Основания для ареста счёта | Когда отменяется арест счёта | НПА, служащий доказательством для отмены блокировки счёта |
Неисполнение требования ИФНС или ФТС по уплате налога/пени/штрафа | Решение об аресте должно быть отменено не позднее одного дня с момента получения документов или копий таких документов о взыскании платежей | Пункт 8 статьи 76 НК РФ |
Несвоевременная подача налоговой декларации | Решение об аресте подлежит отмене не позднее одного дня после представления декларации в ИФНС | Пункт 3 статьи 76 НК РФ |
Решение отменяется, когда сумма средств на счёте превосходит сумму, которая указана в решении (организация предварительно обращается в ИФНС с заявлением об отмене блокировки счёта
, при этом в заявлении должны быть указаны реквизиты счетов на, которых есть сумма, которая необходима для взыскания). Не позднее, чем через 2 дня ИФНС должна принять решение об отмене блокировки на сумму, которая превышает размер взыскания (которая заблокирована). Банк получает такое решение на следующий день или ранее. | Пункт 9 статьи 76 НК РФ; Приказ ФНС РФ №ММВ-7-8/662 от 03.10.2012 (форма решения об отмене ареста). Пункт 4 статьи 76 НК РФ |
№ | Ситуация | Комментарий |
1 | Каким образом может быть отменено решение ИФНС о блокировке счёта, если оно признано судом недействительным? | ИФНС в своей деятельности и решениях подчиняются и руководствуются положениями Налогового Кодекса РФ, и другими федеральными законами, в частности, Арбитражным процессуальным кодексом (АПК) РФ, согласно пункту 3 статьи 30 НК РФ. При этом, согласно пункту 1 статьи 16 АПК РФ, все решения арбитражного суда, которые вступили в силу, обязательны к исполнению на всей территории РФ. Следовательно, если арбитражным судом было признано решение о блокировке счёта недействительным, то необходимо представить в ИФНС действующее судебное решение и только тогда в самые кратчайшие сроки должна произойти разблокировка счёта. Важный момент: согласно пункту 9.2 статьи 76 НК РФ, неправомерная блокировка счёта ИФНС влечёт за собой выплату процентов организации, счёт которой был заблокирован. |
2 | Какая ИФНС вправе принять решение о разблокировке банковских счетов организации, которая за время ареста счёта изменила свой адрес? | Согласно разъяснениям, которые даны в письме Минфина №03-02-07/1-484 от 14.12.2007г. на положения пункта 7 статьи 76 НК РФ, решение об отмене блокировки счёта вправе принимать другая ИФНС, соответствующая новому местонахождению организации. |
3 | Возможно ли получение сотрудником организации (по доверенности, которая выдана банком) получить в ИФНС оригинал решения об отмене блокировки счёта для того, чтобы принести его в банк для ускорения процесса разблокировки? | Да, такой исход возможен. Согласно пункту 1 статьи 185 Гражданского Кодекса РФ, банк имеет право на выдачу доверенности сотруднику организации: таким образом, сотрудник организации становится доверенным лицом банка. |
№ | Период, на который возможно сократить процесс разблокировки | Описание способа |
1 | Несколько часов | Личное общение с сотрудниками банка: необходимо обратиться к сотрудникам банка с просьбой о своевременном и незамедлительном предупреждении о блокировке счёта или каких-либо ограничениях по банковским операциям (так как ИФНС и ФТС, как правило, не предупреждают о таких решениях организации). |
2 | Несколько дней | Попытка разблокировки части счетов: важно немедленно подать заявление в банк, в котором будет сказано, что сумма денежных средств на заблокированных счетах превышает сумму, указанную в требовании, на основании которого было принято решение о блокировке. Подтверждается такое заявление банковской выпиской. Не позднее двух дней ИФНС обязана вынести решение о разблокировке. |
3 | Несколько дней | Замена блокировки счёта на другие меры обеспечительного характера
(согласно пункту 11 статьи 101 НК РФ): – гарантия банка ; |