Объективные индикаторы качества жизни. Понятия и система индикаторов уровня и качества жизни

Объективные индикаторы качества жизни. Понятия и система индикаторов уровня и качества жизни

Горшенина Е.В.

Региональные экономические исследования: теория и практика. Монография. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009. - 203 с.

Редакция журнала «Экономические исследования» продолжает публикацию материалов вышедшей в свет монографии Е.В. Горшениной «Региональные экономические исследования: теория и практика». В данном номере вниманию читателей предлагается параграф 1.4 из монографии. Продолжение публикации материалов монографии в следующих номерах журнала.

1.4. СИСТЕМА ИНДИКАТОРОВ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНЕ-СУБЪЕКТЕ РФ

Повышение уровня и качества жизни населения в регионе - это главная цель развития в соответствии с принципиальной схемой механизма рыночных преобразований в регионе-субъекте РФ, которая разработана автором в п. 2.1. (рис. 2.1.1). Данный пункт посвящён исследованию главного звена этого механизма - уровня и качества жизни населения в регионе. Практические действия по оценке уровня жизни в регионе сталкиваются с серьёзными методологическими трудностями, т. к. в настоящее время нет целостной концепции исследования. Так, довольно сложно определить набор количественных и качественных показателей уровня жизни в регионе: в одних случаях требуются комплексные оценки, а в других - обобщающие показатели. Автором данного исследования даётся обоснование обобщающего показателя для оценки уровня жизни в регионе - это использованный валовой региональный продукт.

Проблемы оценки уровня жизни

Обеспечение уровня жизни, необходимого для эффективного воспроизводства рабочей силы, является главной задачей, объективно стоящей сегодня перед правительством России. Кризис переходного периода привел к обнищанию населения и социальной напряженности в стране. В таких условиях мониторинг уровня жизни должен стать постоянной составляющей экономической политики на всех уровнях управления. Однако повседневная практика свидетельствует об очень вольном обращении с понятием «уровень жизни», часто его представляют в виде некого агрегированного показателя, характеризующего весь комплекс социальных проблем. Иногда за этим понятием скрываются лишь некоторые конкретные показатели, затрагивающие те или иные стороны явления. Оба подхода, по нашему мнению, методологически неверны, здесь требуются комплексные оценки и целая система показателей.

«Уровень жизни населения - это уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей людей» . Более широкий смысл имеет обобщающая социально-экономическая категория - качество жизни, включающая удовлетворение духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия окружающей среды, морально-психологический климат, душевный комфорт . Другими словами, уровень и качество жизни представляют собой степень развития и удовлетворения материальных и духовных потребностей живущего в обществе человека. Удовлетворение потребностей определяется потреблением различных благ или уровнем полезности потребительского набора. Таким образом, теоретически изменение жизненного уровня означает перемещение потребителя на более высокую или более низкую кривую безразличия .

На практике изменение уровня и качества жизни интерпретируется многими показателями . Однако оценить количественно уровень жизни сложно по ряду причин.

Во-первых, невозможно численно определить степень удовлетворения потребностей, которые соответствуют какой-либо кривой безразличия.

Во-вторых, оценки уровня и качества жизни существенно изменяются во времени и в пространстве.

В-третьих, сложно определить количественно такие характеристики, как здоровье, условия труда, культурный уровень, удовлетворение духовных потребностей, безопасность граждан и др.

Ввиду вышеперечисленных причин для оценки уровня жизни требуются не только количественные, но и качественные характеристики, а также интегральные социологические оценки. Жизненный уровень неуловим, невозможно подобрать показатели, адекватно отражающие его, поэтому любые измерения уровня жизни вообще носят условный характер. В такой ситуации правомерно говорить лишь о наборе ориентирующих экономических показателей или социально-экономических индикаторов уровня жизни населения.

Социально-экономические индикаторы уровня и качества жизни населения в регионе-субъекте РФ

В настоящее время нет целостной концепции и методики оценки уровня жизни в региональном разрезе . А информационная база (публикации Госкомстата) даёт лишь приблизительное представление о некоторых компонентах уровня жизни. Это подтверждают

многочисленные исследования уровня и качества жизни (в основном не затрагивающие региональный аспект), а также официальные статистические документы. Одной из самых полных, хотя и не выделяющей региональный аспект, можно считать систему основных показателей уровня жизни населения в условиях рыночной экономики, разработанную в Центре экономической конъюнктуры и прогнозирования при Министерстве экономики РФ в 1992 году. В ней представлены 7 разделов:

1) обобщающие показатели,

2) доходы населения,

3) потребление и расходы населения,

4) денежные сбережения населения,

5) накопленное имущество и жилище,

6) социальная дифференциация населения,

7) малообеспеченные слои населения .

По нашему мнению, заслуживает внимания и одобрения тот факт, что среди обобщающих показателей назван использованный ВНП на душу населения. Однако имеются и явные недоработки. Так, предлагается анализ реальных доходов населения наряду с анализом номинальных расходов. Кроме того, в системе использован ограниченный круг показателей.

Другой источник является наиболее авторитетным. Это -современные методологические положения по статистике, которые содержат набор исходных показателей и социальноэкономических индикаторов для оценки уровня жизни населения . В качестве исходных показателей используются следующие:

Располагаемый доход домашних хозяйств,

Фактическое конечное потребление домашних хозяйств,

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств,

Денежные доходы населения,

Денежные расходы и сбережения населения,

Среднедушевые денежные доходы,

Реальные располагаемые денежные доходы,

Среднемесячная начисленная заработная плата,

Средний размер назначенной месячной пенсии,

Покупательная способность денежных доходов населения,

Распределение населения по уровню среднедушевых денежных доходов,

Распределение общего объёма денежных доходов по различным группам населения,

Коэффициенты дифференциации доходов населения,

Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини),

Величина прожиточного минимума,

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума,

Дефицит дохода.

В роли социально-экономических индикаторов

предлагаются три группы показателей:

1) показатели распределения и дифференциации по уровню доходов населения (ряд распределения населения по размеру среднедушевого денежного дохода, кривая Лоренца, коэффициент концентрации Лоренца или индекс Джини, коэффициент фондов, децильный коэффициент дифференциации) ;

2) показатели, характеризующие уровень и распределение низких доходов (величина прожиточного минимума, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, дефицит дохода, индекс глубины бедности, индекс остроты бедности) ;

3) баланс денежных доходов и расходов населения (доходы и их структура, расходы и их структура, превышение расходов над доходами или превышение доходов над расходами) .

Вышеприведённая система оценки уровня жизни, по мнению автора, является неполной, в ней отсутствуют важнейшие индикаторы, оценивающие состояние социальной сферы и окружающей среды, а также характеризующие региональный аспект экономического развития (валовой региональный продукт). Поэтому автором предлагается другой вариант социально-экономических индикаторов для оценки уровня жизни населения в регионе-субъекте РФ (таблица 1.3.1).

Таблица 1.3.1

Система основных социально-экономических индикаторов уровня и качества жизни населения в регионе-субъекте РФ

Индикаторы Показатели

1. Денежные доходы 1.1. Динамика реальных доходов 1.2. Соотношение темпов роста номинальных доходов и потребительских цен 1.3. Структура доходов 1.4. Покупательная способность доходов 1.5. Социально-имущественная структура населения 1.6. Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума (коэффициент бедности) 1.7. Соотношение средней оплаты труда с учётом выплат социального характера с прожиточным минимумом 1.8. Соотношение среднедушевого денежного дохода с прожиточным минимумом 1.9. Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) 1.10. Коэффициент дифференциации доходов населения (коэффициент фондов)

2. Денежные расходы 3. Система социальной защиты 4. Социальная сфера 2 . 1 . Д инамика реальных расходов 2.2. Структура расходов 2.3. Уровень потребления продуктов питания 3.1. Комплекс показателей, характеризующих социальное обеспечение, систему предоставления пенсий, пособий, материальной помощи больным, престарелым, детям 4.1. Образование. Система показателей, характеризующих деятельность дошкольных учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, дополнительного образования 4.2. Культура и искусство. Система показателей, характеризующих работу учреждений культуры и искусства, а также отражающих выпуск книжной, журнальной и газетной продукции 4.3. Здравоохранение. Система показателей статистики здравоохранения, статистики заболеваемости населения, статистики инвалидности, статистики производственного травматизма 4.4. Туризм, отдых, физическая культура и спорт. Система показателей развития и использования сети санаторнокультурных учреждений, учреждений отдыха и туризма, спортивных сооружений 4.5. Жилищное хозяйство. Система показателей, характеризующих наличие, состав и состояние жилищного фонда, его благоустройство, жилищные условия населения 4.6. Коммунальное хозяйство. Система показателей, характеризующих производственную деятельность предприятий и служб, обеспечивающих население водоснабжением, теплом, газом, гостиницами и другими видами благоустройства населённых пунктов 4.7. Платные услуги. Система показателей, характеризующих предоставление населению различных услуг (бытовые услуги, пассажирский транспорт, связь, правовые услуги, банковские услуги и др.)

Продолжение таблицы 1.3.1

5. Окружающая среда 6.Валовой региональный продукт (ВРП) 5.1. Система показателей, характеризующих состояние и охрану атмосферного воздуха, водных ресурсов, земельных ресурсов, лесного хозяйства, заповедников, национальных парков 6.1. Динамики использованного ВРП 6.2. Структура использованного ВРП 6.3. Использованный ВРП в расчете на душу населения 6.4. Типология регионов по уровню использованного ВРП на душу населения

1. Денежные доходы. Денежные доходы населения являются основным индикатором уровня жизни. В соответствии с «Методикой расчёта Баланса денежных доходов и расходов населения» денежные доходы населения включают:

Оплату по труду всех категорий населения,

Пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты,

Поступления от продажи продуктов сельского хозяйства,

Доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивиденды,

Доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью,

Страховые возмещения и ссуды,

Доходы от продажи иностранной валюты и другие доходы.

Принципиально важно различать номинальные и

реальные денежные доходы. Номинальный денежный доход не учитывает изменений покупательной способности денег и уровня цен вследствие инфляции, поэтому не может быть использован для анализа. Реальный денежный доход определяется количеством товаром и услуг, которое может быть приобретено на номинальный доход, или это номинальный доход с поправкой на изменение уровня цен. Пересчёт номинального дохода в реальный производится с использованием индексов потребительских цен. Реальный денежный доход исчисляется как в целом, так и на душу населения.

Наибольший интерес представляет динамика реальных денежных доходов в расчёте на душу населения. Этот

показатель, рассчитанный на базе цепных или базисных темпов роста, отражает основную тенденцию в изменении уровня жизни. При использовании базисных показателей важно правильно определить точку отсчёта или базисный уровень, с которым производятся сравнения. Следует учитывать, что уровень реального дохода населения зависит от соотношения темпов роста номинального дохода и потребительских цен по различным группам товаров и услуг. Если денежные доходы растут быстрее, чем потребительские цены, то это свидетельствует о повышении уровня жизни.

Структура доходов. Рассмотрим источники формирования денежных доходов населения. Оплата труда теряет своё главенствующее значение и в настоящее время занимает в структуре доходов около 40 %. Оплата труда в значительной степени дифференцирована по отраслям экономики. Наибольшие заработки имеют место в таких отраслях, как транспорт, кредитование, финансы, строительство, а наименьшие характерны для сельского хозяйства, культуры, искусства, образования. Доходы от предпринимательской деятельности и собственности имеют тенденцию к росту и составляют в структуре доходов 40-45 %, социальные трансферты, напротив, имеют тенденцию к снижению и не превышают 15 % .

Другими каналами доходов, не учитываемыми статистикой, и позволяющими поддержать приемлемый уровень жизни, являются такие, как дополнительная работа, летние запасы с дач и огородов, помощь родственников, одалживание денег, жесткая экономия и отказ от многих необходимых расходов.

Уровень покупательной способности денежных доходов определяется двумя способами:

1) как товарный эквивалент различных видов товаров и услуг, которые можно приобрести на среднедушевой денежный доход;

2) как количество определённых наборов товаров и услуг, которые можно приобрести на среднедушевой денежный доход .

Имущественное и социальное расслоение общества,

происходящее в результате смены форм собственности и типа экономической системы, является характерным показателем уровня жизни. Однако расчёт именно этого показателя представляет наибольшие сложности, т. к. наряду с объективными социальными нормами необходимо использовать субъективные оценки населения.

Статистические обзоры систематически публикуют отчёты о социально-имущественной структуре населения, которые в значительной степени различаются по социальному составу. В отчетах центральных статистических органов встречаются разные группировки. Например, выделяются следующие пять групп:

1) богатые,

2) относительно обеспеченные («средний класс»),

3) переходный слой населения,

4) бедные,

Кроме того, используется и такая группировка:

1) богатые,

2) состоятельные,

3) обеспеченные,

4) малообеспеченные,

5) бедные.

Однако критерии, по которым семьи относят к той или иной группе, не всегда чётко определены как количественно, так и качественно.

По мнению автора, социально-имущественная структура населения должна определяться на основе таких показателей, как среднедушевой доход, физиологический минимум питания (минимальная продуктовая потребительская «корзина»), минимальный потребительский бюджет (прожиточный минимум) и рациональный потребительский бюджет.

Физиологический минимум питания определяет необходимый уровень удовлетворения потребностей в питании, ниже которого существование человека недопустимо. Минимальный потребительский бюджет, или прожиточный

минимум, кроме стоимости минимальной продовольственной потребительской «корзины», включает стоимость минимальной непродовольственной потребительской «корзины».

Рациональный потребительский бюджет формируется на научных нормах потребления продуктов питания, обеспеченности гардеробом, домашним имуществом, предметами культурно-бытового и хозяйственного обихода, услугами культурно-бытового назначения.

Таблица 1.3.2 Социально-имущественная структура населения

Группы населения Душевой доход

нижняя граница верхняя граница

1. Бедные семьи 2. Малообеспечен ные семьи 3. Обеспеченные семьи 4. Состоятельные семьи Физиологический минимум питания Прожиточный минимум Рациональный потребительский бюджет Бюджет, превышающий рациональный Прожиточный минимум Рациональный потребительский бюджет Бюджет, превышающий рациональный Бюджет, многократно превышающий рациональный

Прожиточный минимум. Прожиточный минимум в нашей стране рассчитывается по принятому в международной практике нормативно-статистическому методу. «Прожиточный минимум представляет собой натуральный набор продуктов питания, учитывающий диетологические ограничения и обеспечивающий минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджетам низкодоходных семей» .

Продуктовые наборы, используемые в расчётах, составлены для пяти социально-демографических групп населения:

1) мужчин 16-59 лет,

2) женщин 16-54 лет,

3) пенсионеров,

4) детей 0-6 лет,

5) детей 7-15 лет.

Кроме того, минимальная продовольственная «корзина» дифференцируется по восьми природно-климатическим зонам в зависимости от природно-климатических условий, половозрастного состава населения, размера и структуры семей, плотности населения, характера расселения, экономического развития территории, особенностей национального быта и др. Причём проведённое зонирование не совпадает с экономическим районированием. Так, в четвёртую зону попали шесть из одиннадцати областей Центрального экономического района, а именно: Владимирская, Ивановская, Костромская, Московская, Тверская, Ярославская. Остальные девять регионов, также включённые в четвёртую зону, приходятся на разные экономические районы, к ним относятся Нижегородская, Вологодская, Новгородская, Псковская, Ленинградская, Калининградская, Тульская области, а также города Москва и Санкт-Петербург.

Удельный вес населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума характеризует уровень бедности в регионе. Однако усреднённые показатели по оплате труда искажают ситуацию и делают её внешне вполне благополучной. Так, практически во всех регионах ЦЭР соотношение средней оплаты труда с учётом выплат социального характера и величины прожиточного минимума трудоспособного населения больше единицы. Такая же ситуация складывается с соотношением среднедушевого денежного дохода с прожиточным минимумом.

Дифференциация доходов населения. Основными показателями дифференциации доходов населения считаются

кривая и коэффициент концентрации Лоренца. Кривая Лоренца, или линия фактического распределения, характеризует процентное соотношение всех доходов и всех их получателей. Чем дальше линия фактического распределения отклоняется от линии теоретического распределения, тем больше дифференциация доходов, а соответственно и степень неравенства. Коэффициент концентрации Лоренца, или индекс Джини, даёт возможность численно оценить степень этого неравенства. Чем ближе к единице коэффициент Джини, тем выше степень неравенства.

2. Денежные расходы. Денежные расходы населения представляют собой форму реализации населением своих денежных доходов. Следует различать номинальные расходы, не учитывающие инфляционных процессов, и реальные расходы, скорректированные на темп инфляции. Динамика реальных денежных расходов определяется по темпам роста аналогично с денежными доходами.

Структура расходов показывает удельный вес основных расходов в бюджете семей и является важным индикатором уровня жизни. Денежные средства расходуются по следующим направлениям:

Покупка товаров и оплата услуг,

Обязательные платежи и добровольные взносы,

Прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах,

Покупка жилых помещений,

Приобретение иностранной валюты,

Деньги, отосланные по переводам

В мировой практике в качестве одного из обобщающих индикаторов уровня жизни используется доля расходов на продовольствие в бюджете семьи: чем ниже эта доля, тем выше уровень жизни людей. Тенденция падения доли расходов на питание в общей сумме потребительских расходов по мере роста доходов свидетельствует о повышении уровня жизни. Цивилизованная структура расходов предполагает затраты на питание в объёме не более 15 % семейного бюджета. В настоящее время даже в обеспеченных

слоях населения России эти расходы составляют около 30 %, а в основной массе семей продукты питания отнимают более 60 % бюджета.

Снижение реальных доходов населения отразилось на потреблении продуктов питания. В годы устойчивой экономики в РФ уровень потребления по одним продуктам (хлеб, сахар, картофель, яйца) был выше рационального, а по другим продуктам (мясо, молоко, рыба, растительное масло, овощи и бахчи) - ниже рационального. Сегодня практически по всем позициям, кроме хлеба и картофеля, наметилась тенденция к снижению потребления.

3.Система социальной защиты. В любом даже самом благополучном обществе есть граждане, нуждающиеся в помощи государства. А в стране, переживающей ломку старой экономической и политической системы, таких людей особенно много. В первую очередь это престарелые, больные, плохо обеспеченные материально люди, дети.

Как правило, организацией и проведением социальной защиты населения занимаются органы государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления. Сама система социальной защиты населения переживает период реформирования в самостоятельную и многопрофильную отрасль. Особое внимание уделяется системе социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов. В стране функционируют стационарные дома-интернаты, дома и отделения милосердия, палаты сестринского ухода, отделения надомного социального обслуживания, отделения очной социальной помощи, территориальные центры по комплексному социальному обслуживанию, учреждения социальной помощи детям и подросткам.

Для оценки эффективности социальной защиты используется комплекс показателей, характеризующих социальное обеспечение, систему предоставления пенсий, пособий, материальной помощи больным, престарелым, детям.

4.Социальная сфера. Социальная сфера включает отрасли, предприятия, организации, деятельность которых определяет не только уровень жизни людей, но и качество и образ их жизни. К социальной сфере относят образование, культуру и искусство, здравоохранение, туризм, отдых, физкультуру, спорт, жилищно-коммунальное хозяйство,

транспорт, связь, бытовые услуги, правовые услуги, банковские услуги. Изменения в каждой из приведённых отраслей представляются стандартными количественными показателями, рассчитываемыми органами статистики.

5.Окружающая среда. Окружающая среда в значительной степени определяет условия жизнедеятельности и здоровье человека, т.е. влияет на качество его жизни. Окружающая среда включает следующие компоненты: атмосферный воздух, воды, почвы, недра, животный и растительный мир.

Загрязнение окружающей среды происходит в результате хозяйственной и бытовой деятельности человека, вызывающей выбросы твёрдых, жидких и газообразных отходов в природные сферы: атмосферу, гидросферу, почву. Кроме того, деятельность человека способствует появлению в окружающей среде нежелательных физических факторов: шума, тепла, радиации, ионизирующего излучения, ультразвуковых волн, вибрации и т.д. . Остро стоит проблема обезвреживания, утилизации, захоронения производственных и бытовых отходов.

Состояние и охрана окружающей среды оцениваются по нескольким направлениям:

Атмосферный воздух,

Водные ресурсы,

Земельные ресурсы,

Лесное хозяйство,

Заповедники,

Национальные парки.

Система показателей для оценки разработана статистическими органами и применяется практически во всех регионах. Кроме того, в регионах действуют целевые программы федерального и регионального значения,

направленные на улучшение процесса природопользования, уменьшения негативного воздействия на окружающую среду.

6.Валовой региональный продукт (ВРП). Валовой региональный продукт - один из важнейших показателей экономического развития, а соответственно и уровня жизни в регионе. По нашему мнению, оценку уровня жизни в регионе следует проводить по следующим направлениям: динамика

использованного ВРП, структура использованного ВРП, использованный ВРП в расчете на душу населения, типология регионов по уровню использованного ВРП на душу населения. Исчисление показателей по первым трём направлениям не вызывает трудностей, последнее направление требует серьёзных пояснений (см. п.п 1.3).

Список литературы

1. Бектемирова З. Качество жизни: продовольственная безопасность // Экономист. - 2003. - № 2. - С. 78-84

2. Бобков В., Васильев В., Гулюгина А. и др. Качество и уровень жизни населения: территориальный разрез // Экономист. - 2008. - № 1. - С. 76- 81.

3. Иванов Ю. О показателях экономического благосостояния // Вопросы экономики. - 2003. - № 2. - С. 116-121.

4. Калугина З.И., Бессонова О.Э, Тапилина В.С. Основные направления региональной социальной политики // Регион: экономика и социология. - 1997. - № 2. - С. 3-13.

5. Лексин В., Швецов А. Приоритеты региональной политики. Вопросы методологии анализа и оценок // Российский экономический журнал. -1995. - № 2. - С. 22-30.

6. Методологические положения по статистике. Выпуск 1 /

Госкомстат России. - М.: Логос, 1996. - 674 с.

7. Методология статистического изучения жизненного уровня населения и финансово-экономических процессов. - М.: Госкомстат СССР, 1989. -389 с.

8. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: ИНФРА, 1997. - 494 с.

9. Региональные проблемы развития социальной инфраструктуры / Отв. ред. В.П. Можин (СССР), И.Марко (ВНР). - М.: Наука, 1987. - 271 с.

10. Регионы России: Информ.-стат. Сборник: В 2т. - М.: Госкомстат России, 1997. Т.2.- 648 с.

11. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики / Штульберг Б.М. и др. - М.: Наука,1993. - 127 с.

12. Севастьянов Л.И. Индикаторы социально-экономического развития регионов: методологические подходы к разработке // Регион: экономика и социология. - 1996. - № 1. - С. 44-58.

13. Селиверстов В.Е., Бандман М.К., Гузнер С.С. Методологические основы разработки федеральной программы помощи депрессивным и отсталым районам // Регион: экономика и социология. - 1996. - № 1. -С. 3-43.

14. Социальная статистика: Учебник / Под ред. чл.-кор. РАН Н.И.

Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 416 с.

15. Уровень жизни населения регионов России / Всероссийский центр уровня жизни. - М.: Минтруда России, 1996. - 56 с.

16. Экономическая теория (политэкономия). Учебник / Под ред. В.И.

Ведяпина, Г. П. Журавлёвой. - М.: ИНФрА, 1997. - 560 с.

Уровень жизни отражает обеспеченность населения необходимыми для его жизнедеятельности материальными и духовными благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Он характеризуется различными компонентами: здоровьем, питанием, жилищем, домашним имуществом, услугами, образованием, условиями труда и отдыха и т.д.
Для уровня жизни важно наличие двух взаимосвязанных сторон: уровня развития и степени удовлетворения потребностей населения. Уровень развития характеризует развитость потребностей, которые выступают исходным фактором, побуждающим человека к действию. Степень удовлетворения потребностей населения определяется путем сравнения удовлетворенных и желаемых потребностей. В качестве желаемых могут выступать нормативные потребности (например, достигнутый уровень потребления человеком того или иного продукта питания, уровень потребления населением материальных благ и услуг в развитых капиталистических странах, желаемый порог потребления, устанавливаемый на основе научных разработок, медицинских рекомендаций и т.д.). На удовлетворение потребностей направлены меры государственного воздействия, связанные с решением социальных проблем.
Уровень жизни населения измеряется различными индикаторами и показателями, позволяющими всесторонне его характеризовать и определить дальнейшее развитие социальной политики государства и меры по ее реализации. К таким индикаторам относятся основные параметры уровня жизни (доходы, покупательская способность, расходы, уровень образования, продолжительность жизни и др.) и конкретные, частные показатели, позволяющие отразить все стороны жизни населения (средний доход, расходы на обучение, количество лет обучения в школе и т.д.). Всемирный банк, например, использует более 90 индикаторов для характеристики социального развития 210 стран мира, население которых превышает 30 ООО человек.
Для систематизации используемых в мировой практике социальных индикаторов и показателей их разбивают на четыре группы:

  • индикаторы дохода (данные о доходах и расходах населения);
  • индикаторы социального участия (индикаторы и показатели, отражающие уровень жизни семьи: структуру питания, регулярность потребления определенных продуктов, участие в общественных мероприятиях и т.д.);
  • субъективные индикаторы (кого считать бедным, соотношение уровня жизни человека с уровнем бедности и др.);
  • комбинированные индикаторы, включающие индикаторы дохода и недоходные индикаторы (грамотность, обеспечение жильем, здоровье и др.), они чаще всего используются для отражения уровня жизни населения различных стран.
В отечественной практике для характеристики уровня жизни населения в зависимости от поставленных целей и задач также используются различные группировки показателей. Например, для характеристики отдельных сторон жизни человека используют следующую группировку показателей:
  • социально-демографические показатели (смертность, рождаемость, продолжительность жизни, заболеваемость в целом и по отдельным социальным группам населения; удельный вес молодежи, пенсионеров, трудоспособного населения в его общей численности и др.);
  • показатели удовлетворения потребностей населения в труде (занятость экономически активного населения, уровень безработицы и ее структура, доля неквалифицированного и тяжелого труда и др.);
  • показатели, характеризующие состояние окружающей среды (вредные выбросы в атмосфере, уровень шума, обеспеченность питьевой водой и т.д.);
  • показатели уровня обеспеченности жильем (общая площадь жилья на одного человека, социальная норма площади жилья на человека и т.д.);
  • объемы потребления материальных благ и услуг (потребление продуктов питания, число перевезенных пассажиров различными видами транспорта, обеспеченность товарами длительного пользования и др.);
  • доходы и расходы населения (в целом, по группам и на душу населения).
По функциональному признаку социальные индикаторы и показатели в системе государственного регулирования можно представить через следующие блоки.
  1. Доходы и расходы населения.
  2. Социальное обеспечение (пенсии, пособия, предоставляемые льготы).
  3. Социальная демография (удельный вес молодежи, пенсионеров, трудоспособного населения в его общей численности, рождаемость, смертность людей, среднее количество детей и др.).
  4. Потребление населением материальных благ и платных услуг (обеспеченность товарами длительного пользования - холодильниками, легковым автотранспортом, телевизорами и т.д., радиоэлектронными средствами связи; количество механизированных прачечных, кинотеатров, театров и др.).
  5. Жилищно-коммунальные условия жизни (количество жилой и общей площади на одного жителя, обеспеченность горячей и холодной водой, отопление, число жителей, в том числе молодых семей, нуждающихся в получении и улучшении жилья, и др.).
  6. Развитие торговли, общественного питания и бытового обслуживания (количество торговых предприятий, их удаленность от потребителей, объем реализации товаров в торговых предприятиях различных форм собственности, обеспеченность столовыми, парикмахерскими и др.).
  7. Транспорт и связь (транспортная подвижность населения, количество поездок одним жителем в общественном транспорте, удаленность остановок общественного транспорта от мест работы и проживания, средняя продолжительность и протяженность поездки одного пассажира, количество установленных телефонных аппаратов на 100 жителей и др.).
  8. Охрана здоровья населения (средняя продолжительность жизни, обеспеченность лечебными учреждениями, детская смертность, наличие инфекционных заболеваний, качество продуктов питания и др.).
  9. Рабочее, внерабочее и свободное время (продолжительность рабочего дня, время, связанное с прибытием на работу и возвращением домой, восстановлением жизнеспособности, повышением общеобразовательного потенциала и др.).
  10. Организация и условия труда (коэффициент занятости трудовой деятельностью, уровень загрязнения воздуха в производственных помещениях, наличие ионизирующих излучений, степень механизации ручного и тяжелого физического труда и т.д.).
  11. Состояние и охрана окружающей среды (наличие вредных выбросов в воздушный бассейн, на местность, обеспеченность питьевой водой, зелеными насаждениями, уровень шума, облучение от воздействия радиоактивных веществ и др.).
В отечественной практике при оценке уровня жизни населения определяющая роль отводится доходам населения.
В составе доходов выделяют доходы населения в целом, а также доходы, расходы и потребление домашних хозяйств.
Домашнее хозяйство - это хозяйство одного лица либо группы лиц, для которых общими являются бюджет и место проживания. При этом родственные связи не обязательны. Домашние хозяйства при оценке уровня жизни населения позволяют дать оценку его материального положения: характеризовать структуру доходов и потребительских расходов населения, уровень доходов, расходов, потребления и т.п. различных групп населения; позволяют выявить различие в этих уровнях в зависимости от состава семьи, занятости ее членов; показать роль отдельных источников в формировании доходов и зависимость потребления от уровня доходов; показать дифференциацию населения по уровню доходов.
Наиболее общим индикатором, характеризующим уровень жизни народа и его доходы, служит валовой внутренний продукт в расчете на душу населения. Он используется при выработке макроэкономической и социальной политики и позволяет:
во-первых, как результат деятельности экономики охарактеризовать ее состояние и развитие;
во-вторых, представляя собой сумму доходов, полученных в данной стране в расчете на душу населения, охарактеризовать уровень жизни населения.
Для характеристики доходов населения используется и такой показатель как совокупные доходы населения, включающий все виды и формы доходов: натуральные и денежные доходы в виде льгот (налоговые льготы, всевозможные поступления от государства и негосударственных организаций), доходы от личного подсобного хозяйства и других видов домашней деятельности.
Особую роль при характеристике доходов населения и домашних хозяйств играют денежные доходы, потребление населением основных продуктов питания (мясо и мясопродукты; молоко и молочные продукты, яйца, мука, крупа, хлеб и макаронные изделия, картофель, овощи, фрукты, ягоды), а также потребительские расходы домашних хозяйств (денежные расходы на питание, покупку непродовольственных товаров и алкогольных напитков, а также на оплату услуг).
При характеристике доходов населения выделяют три вида доходов: номинальные, реальные и реально используемые (конечные).
Номинальные доходы - это совокупность денежных, натуральных и косвенных доходов населения.
Денежные доходы составляют основную долю совокупных доходов населения. Источниками денежных доходов населения являются: заработная плата, чистый доход от самостоятельной деятельности, прибыль от предпринимательской деятельности, доход от личных инвестиций (рента, проценты, дивиденды), гонорары и комиссионные сборы, алименты, пенсии, пособия, стипендии, вознаграждения и другие поступления в виде денег.
Натуральные доходы населения формируются от семейного хозяйства, фермерского хозяйства, предприятий и организаций различных форм собственности.
Косвенные доходы население получает в процессе использования услуг, предоставляемых бесплатно учреждениями непроизводственной сферы, обслуживающими население.
Реальные доходы - это один из основных обобщающих показателей уровня жизни народа. К ним относятся денежные доходы - накопления, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги, которые население использует в текущем периоде на приобретение и накопление. Реальные доходы определяются путем вычета из номинальных доходов сумм, уплаченных населением в виде налогов, других обязательных платежей и оплаты услуг.
Реально используемые (конечные) доходы - это часть реальных доходов, направляемая для приобретения материальных благ и услуг. Они определяются путем исключения из реальных доходов денежных сбережений, добровольных платежей и взносов, а также задолженностей за товары, имущество, купленные в кредит.
Схему формирования доходов населения можно представить следующим образом:
  1. Денежные доходы.
  2. Натуральные доходы.
  3. Материальные затраты учреждений, бесплатно обслуживающих население.
  4. Номинальные доходы населения (1+2+3).
  5. Оплата услуг.
  6. Обязательные платежи и налоги.
  7. Реальные доходы населения (4-5-6).
  8. Добровольные платежи и взносы.
  9. Прирост сбережений.
10 Сокращение задолженности населения за товары, имущество, купленные в кредит.
  1. Конечные (реально используемые) доходы (7-8-9-10).
  2. Индекс цен и тарифов.
  3. Конечные (реально используемые) доходы в сопоставимых ценах и тарифах, всего:
в том числе:
  • на душу населения;
  • индекс роста (падения) доходов.
В качестве основных социально-экономических показателей в Республике Беларусь используются:
  • реальные денежные доходы населения;
  • номинально начисленная среднемесячная заработная плата работающих;
  • реальная заработная плата;
  • средний размер начисленной месячной пенсии (с учетом компенсационных выплат);
  • реальный размер назначенной месячной пенсии.
В составе денежных доходов выделяются:
  • оплата труда рабочих, служащих, колхозников;
  • социальные трансферты;
  • поступления из финансовой системы, доходы от собственности, предпринимательской деятельности и другие.
В денежных расходах и сбережениях населения выделяются:
  • покупка товаров и оплата услуг;
  • обязательные платежи и добровольные взносы;
  • накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах, покупка валюты.
Важное значение для характеристики доходов населения имеют размер минимальной заработной платы и тарифная ставка первого разряда.
Для характеристики домашних хозяйств используется такой показатель, как располагаемые ресурсы домашних хозяйств, которые представляют собой их денежные средства, включая стоимость потребленных продуктов питания, произведенных в личном подсобном хозяйстве, за минусом материальных затрат на их производство, и стоимость представленных в натуральном выражении социальных дотаций и льгот. Этот индикатор рассчитывается в соответствии с международными стандартами.
Для характеристики домашних хозяйств используют минимальный потребительский бюджет и прожиточный минимум, которые позволяют определить численность населения с уровнем располагаемых ресурсов ниже их уровня, а также представить соотношения среднедушевых располагаемых ресурсов и минимального потребительского бюджета и прожиточного минимума.
В условиях становления рыночных отношений в Республике Беларусь обозначилась дифференциация населения по размеру среднедушевого совокупного дохода, выделились богатые и малообеспеченные слои населения. Это обусловило необходимость характеризовать расслоение общества по уровню доходов, выделять группы населения с различным уровнем доходов.
Для характеристики домашних хозяйств в Республике Беларусь проводятся выборочные обследования 5 тысяч домашних хозяйств, что позволяет выделить общие для республики тенденции в их доходах, расходах и потреблении.
Для изучения неравномерности распределения показателей их благосостояния используется метод группировок, в результате которого домашние хозяйства (население) группируются в:
  • квинтильные (20-процентные) группы
  • децильные (10-процентные) группы
  • интервальные ряды, построенные в порядке возрастания уровня среднедушевых располагаемых ресурсов
При построении квинтильных групп семьи ранжируются по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов в порядке их возрастания, а затем делятся на 5 равных групп, каждая из которых включает 20% всех семей. В результате первая квин- тильная группа (низшая) включает 20% семей с наименьшим уровнем располагаемых ресурсов, вторая квинтильная группа - последующие 20% семей и т.д., а пятая квинтильная группа (высшая) - 20% семей с наиболее высоким уровнем располагаемых ресурсов на члена семьи.
Децильные группы населения строятся в аналогичном порядке и делят ранжированный ряд на 10 равных групп.
Распределение населения по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов характеризует дифференциацию населения по уровню материальной обеспеченности и представляет собой показатель численности (или доли) населения, сгруппированного по уровню его располагаемых ресурсов в заданных интервалах.
Численность населения с располагаемыми ресурсами ниже прожиточного минимума определяется на основе данных распределения населения по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов и является результатом суммирования числа лиц, располагаемые ресурсы которых ниже величины прожиточного минимума.
Для характеристики населения по уровню доходов используются различные способы и приемы.
Один из способов характеристики населения по уровню доходов предполагает определение доли домашних хозяйств со среднедушевыми располагаемыми ресурсами ниже прожиточного минимума (рис. 18.1).

и более человек
ресурсами ниже прожиточного минимума

Доля домашних хозяйств со среднедушевыми располагаемыми
ресурсами ниже прожиточного минимума с учетом шкалы эквивалентности
Рис. 18.1. Доля домашних хозяйств со среднедушевыми располагаемыми ресурсами ниже прожиточного минимума в 1999 году[†††††]
Чтобы привести среднедушевые располагаемые ресурсы различных по размеру домашних хозяйств к сопоставимому виду, используются шкалы эквивалентности.
Использование шкал эквивалентности позволяет учесть так называемую экономию, которая возникает в условиях совместного проживания домашних хозяйств, состоящих из 2 и более человек.
С этой целью используются следующие весовые коэффициенты:
1,00 - для 1-го члена домашнего хозяйства;
0,74 - для всех остальных взрослых членов домашнего хозяйства;
0,50 - для каждого ребенка в возрасте до 16 лет.
Этот способ позволяет определить долю населения, приходящегося на каждый уровень дохода, и равномерность этого распределения.
Другой способ описания распределения доходов основан на ранжировании людей по величине дохода: рассчитывается доход 1, 2, 3% и т.д. беднейшего населения, а затем определяется, какую часть суммарного дохода в процентах получает 1% беднейшего населения, какую часть - 2% и т.д. Кривые, отражающие процент совокупного дохода, полученного различающимися по доходу группами населения, известны как кривые Лоренца.
Неравенство в распределении располагаемых ресурсов по квинтильным (20%-ым) группам населения в Республике Беларусь представлено на рис. 18.2.
Кривая Лоренца отражает степень неравенства доходов. Она показывает, какой долей совокупного дохода располагает то или иное (в %) количество населения (или семей в % от их общего числа). Чем больше отклоняется кривая от прямой равномерного распределения располагаемых ресурсов, тем более неравномерным является распределение дохода в обществе. И наоборот, если линии совпадают, то имеет место равномерное распределение дохода.

Процент населения -О 1997 1998 -А- 1999

Рис. 18.2. Неравенство в распределении располагаемых ресурсов по квинтильным (20%-ным) группам населения (кривая Лоренца)
Для характеристики уровня доходов населения используют также так называемый децильный коэффициент. Он отражает соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных граждан. Этот коэффициент используется и в Республике Беларусь. Соотношение ресурсов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения в республике в 1995-

  1. гг. равнялось 5,5; 5,3; 5,3; 6,2 раза соответственно.
Для характеристики концентрации ресурсов используется также коэффициент (индекс) Джини. Этот коэффициент является наиболее часто используемым измерителем различия в распределении дохода (располагаемых ресурсов) в обществе. Этот показатель применяется в Республике Беларусь для характеристики степени неравномерности распределения всей суммы доходов (располагаемых ресурсов) между отдельными группами населения (квинтильными группами).
Величина индекса (коэффициента) Джини может колебаться от 0 до 1. Если он равен 0, то в обществе нет неравенства. Если коэффициент Джини равен 1, то весь доход принадлежит богатейшей части общества. Следовательно, чем ближе величина этого коэффициента к 1, тем более неравномерно распределены ресурсы в обществе.
Для США и большинства развитых стран коэффициент Джини колеблется около 0,3 и практически не меняется в последние десятилетия.
В Республике Беларусь этот коэффициент составил 0,261; 0,254; 0,258, 0,283 и 0,270 в 1995, 1996, 1997, 1998 и 1999 гг., соответственно, что позволило утверждать, что уровень дифференциации населения по располагаемым ресурсам в республике растет.
Важную характеристику уровня жизни и доходов населения дает структура потребительских расходов по квинтиль- ным группам (табл. 18.1). Она позволяет выявить как позитивные, так и негативные складывающиеся тенденции в структуре потребительских расходов населения в разрезе выделенных пяти групп, проследить ее динамику за ряд лет, что, безусловно, является важнейшим материалом для выработки политики доходов населения на перспективу.
При выработке долгосрочной стратегии государства по повышению уровня жизни населения используются агрегированные индикаторы, в качестве которых выступают: уровень занятости, безработицы; характер, условия и оплата труда; здоровье; образование; жилищные условия; состояние среды обитания; безопасность личности; отношения между людьми.
В качестве обобщающего показателя в республике принят рекомендованный ООН агрегированный показатель - индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), включающий уровень грамотности взрослого населения, ожидаемую продолжительность жизни, производство ВВП на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности.
Таблица 18.1 Структура потребительских расходов населения по квинтильным группам в 2000 г.
(по материалам выборочного обследования домашних хозяйств, в % к итогу)


Квинтильные (20% -е) группы населения по уровню располагаемых ресурсов


низшая

вторая

третья

четвер
тая

высшая

Потребительские расходы - всего в том числе:

100

100

100

100

100

продукты питания

64,7

62,0

61,4

59,6

55,4

из них питание вне дома

0,8

1,0

1,3

1,5

2,4

алкогольные напитки

2,8

3,1

3,4

3,6

4,0

табачные изделия

2,2

2,0

1,8

1,7

1,7

одежда, обувь, ткани

11,0

11,8

12,1

12,3

11,3

предметы личной гигиены

1,8

2,0

1,9

1,9

2,2

здравоохранение

1,7

1,9

2,1

2,0

2,6

жилищно-коммунальные услуги

4,6

3,6

3,0

2,7

2,4

транспорт и связь

4,4

5,5

5,9

6,5

9,5

товары домашнего обихода, мебель

2,8

3,7

3,5

4,2

5,2

образование, культура, отдых

1,8

1,8

2,1

2,3

2,5

прочие товары и услуги

2,1

2,6

2,6

2,5

3,3

В целом следует отметить, что повышение уровня жизни населения является основным критерием оценки выбранной в Республике Беларусь стратегии социально-экономического развития государства.

В 1970 году в рамках ОЭСР началось осуществление специальной программы, целью которой было - создание единой международной системы социальных индикаторов для стран - членов ОЭСР. Необходимо было создать такую систему, которая бы содержала минимальный набор социальных индикаторов, с одной стороны, а с другой - была прямо связана с качеством жизни, его структурными компонентами.

Первая система индикаторов качества жизни в рамках ОЭСР была создана в 1973 году. Она включала 8 основных компонентов, в состав которых входило 24 показателя.

А. Здоровье.

1. Возможности здоровой жизни на всех ступенях жизненного

2. Влияние нарушения здоровья на отдельных лиц.

Б. Индивидуальное развитие путем обучения.

  • 3. Усвоение детьми основных знаний и навыков, а также ценностей, необходимых для их индивидуального развития и успешной деятельности как члена общества.
  • 4. Возможности продолжения самообразования и умение использовать эти возможности.
  • 5. Использование и развитие индивидуумами своих знаний, навыков и мобильности, требующихся для реализации их экономического потенциала и при желании дающих возможность для их интеграции с экономическим процессом.
  • 6. Удовлетворенность человека процессом своего развития посредством обучения.
  • 7. Сохранение и развитие культурного наследия индивидуумом для того, чтобы внести свой вклад в благополучие членов различных социальных групп.

В. Занятость и качество трудовой жизни.

  • 8. Наличие выгодной работы для тех, кто стремится ее получить.
  • 9. Характер трудовой деятельности.
  • 10. Удовлетворенность индивидуума своей трудовой жизнью.

Г. Время и досуг.

11. Возможность выбора своего времяпровождения.

Д. Возможность приобретения товаров и пользования услугами.

  • 12. Личная возможность приобретения товаров и пользования услугами.
  • 13. Количество людей, испытывающих материальные лишения.
  • 14. Степень равенства в распределении товаров и услуг.
  • 15. Качество, возможности выбора и доступность товаров и услуг, производимых в частном и общественном секторах.
  • 16. Защита индивидуумов и семей при возникновении экономических трудностей.

Е. Физическая среда.

  • 17. Жилищные условия.
  • 18. Подверженность населения влиянию вредных и (или) неприятных загрязнений.
  • 19. Выгода, получаемая населением от использования и управления средой.

Ж. Лычная безопасность и правовые органы.

  • 20. Насилие, преследования и беспокойство, причиненные индивидууму.
  • 21. Справедливость и гуманность правовых органов.
  • 22. Степень доверия, оказываемого индивидуумом правовым органам.
  • 3. Социальные возможности и социальная активность.
  • 23. Степень социального неравенства.
  • 24. Степень возможного участия в общественной жизни, в тех или иных общественных институтах и принятии решений.

В 1978 году ОЭСР предложила модифицированную систему социальных индикаторов (СИ), которая включала уже 12 основных групп показателей: а) демографические характеристики населения (рождаемость, смертность, заболеваемость, продолжительность жизни и т.д.); б) санитарно-гигиенические условия жизни, в) потребление продуктов питания; г) жилищные условия и обеспеченность потребительскими благами длительного пользования (автомобиль, холодильник, телевизор и т.д.); д) образование и культура; е) занятость и условия груда; ж) доходы и расходы населения; з) стоимость жизни и потребительские цены; и) транспортные средства; к) организация отдыха, физкультура и спорт; л) социальное обеспечение; м) свобода человека. Кроме этих двенадцати разделов, был выделен еще один раздел, не имеющий непосредственного отношения к уровню жизни. Сюда были включены: национальный доход, ВНП на душу населения и среднегодовой коэффициент его роста, объем и виды социального обслуживания, расходы на личное потребление населения, их структура и средний годовой коэффициент роста, плотность населения, транспортное обслуживание, работа средств связи, печать, и др.

В 1980 году Советом ОЭСР был утвержден список социальных индикаторов ОЭСР. Рассматривая предложенные ОЭСР системы социальных индикаторов, можно сделать следующие выводы: во-первых, в данной системе представлен очень широкий спектр социальных индикаторов; во- вторых, система ОЭСР ориентирована скорее на анализ того, как индивид распоряжается имеющимися у него возможностями, а не того, как удовлетворяются его потребности; в-третьих, система ОЭСР содержит мало субъективных индикаторов, в основном это индикаторы объективные.

Более широкая система социальных индикаторов была предложена специалистами ООН. Система, разработанная в рамках ООН, должна использоваться на национальном и международном уровнях. Данная система содержала 186 индикаторов по 11 социально значимым областям (таблица 2).

Социальные индикаторы ООН

Таблица 2.

В частности, анализируя существующие системы индикаторов, можно выделить проект «Городской аудит» (1997 г.), созданный в рамках Европейской комиссии. Целью данного проекта являлось измерение качества жизни в городских поселениях Европейского союза с помощью набора относительно простых и наглядных индикаторов. Участниками этого проекта стали 58 городов Европейского союза. Качество жизни оценивалось по следующим направлениям: социально-экономические аспекты; политическая активность граждан; образование; городская среда; культура и отдых.

Комплексное исследование уровня жизни населения возможно только с помощью системы статистических показателей. В последние годы было предложено несколько систем, различающихся структурой и набором показателей.

Наиболее полной и отвечающей современным требованиям служит система «Основные показатели уровня жизни населения в условиях рыночной экономики», разработанная в Центре экономической конъюнктуры и прогнозирования при Министерстве экономики РФ в 1992 г. В ней представлено 7 разделов, охватывающих 40 показателей.

I. Обобщающие показатели

  • 1. Критерий уровня жизни.
  • 2. Индекс стоимости жизни.
  • 3. Валовой национальный продукт (фонд потребления, фонд личного потребления) в расчете на душу населения.

II. Доходы населения

  • 1. Реальные общие доходы населения.
  • 2. Реальные располагаемые доходы населения.
  • 3. Совокупные доходы населения.
  • 4. Личные доходы населения.
  • 5. Личные располагаемые доходы населения.
  • 6. Денежные доходы населения.
  • 7. Средний доход и средняя заработная плата работников.
  • 8. Средний размер реальной заработной платы.
  • 9. Средний размер пенсии, пособия, стипендии.

III. Потребление и расходы населения

1. Общий объем потребления населением материальных благ и

  • 2. Денежные расходы населения.
  • 3. Потребительские расходы населения.
  • 4. Потребление населением основных продуктов питания.
  • 5. Покупательная способность средней заработной платы.
  • 6. Покупательная способность средней пенсии.

IV. Денежные сбережения населения

1. Сумма денежных сбережений населения.

V. Накопленное имущество и жилище

  • 1. Стоимость накопленного домашнего (личного) имущества.
  • 2. Наличие и характеристика предметов длительного пользования в собственности населения.
  • 3. Жилищные условия населения.

VI. Социальная дифференциация населения

  • 1. Распределение населения по размеру среднедушевого (среднего по домохозяйству) совокупного дохода.
  • 2. Потребление основных продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг населением с разным уровнем среднедушевого (среднего по домохозяйству) совокупного дохода.
  • 3. Структура потребительских расходов населения с разным уровнем среднедушевого (среднего по домохозяйству) дохода.
  • 4. Динамика стоимости фактической и нормативно потребительских корзин различных слоев населения.
  • 5. Индекс концентрации доходов (коэффициент Джини).
  • 6. Децильные коэффициенты дифференциации доходов и потребления населения.
  • 7. Соотношение средних значений дохода и потреби в границах верхней и нижней децилей.
  • 8. Доля квинтельных (децильных) групп населения (домашних хозяйств) по уровню среднедушевого (среднего по домохозяйству) дохода в совокупном доходе общества.

VII. Малообеспеченные слои населения

  • 1. Прожиточный минимум (порог бедности).
  • 2. Минимальный потребительский бюджет.
  • 3. Минимальный размер заработной платы.
  • 4. Минимальный размер пенсии.
  • 5. Покупательная способность минимальной зарплаты.
  • 6. Покупательная способность минимальной пенсии.
  • 7. Коэффициент (уровень) бедности.
  • 8. Дефицит дохода.
  • 9. Зоны бедности.
  • 10. Социальный портрет бедности.

Наиболее важные 12 показателей из перечисленных 40 включены в систему показателей для оценки хода экономической реформы в России в раздел 10 «Социальная сфера, жизненный уровень населения» и в подраздел 10.3 «Уровень жизни».

Эта Система показателей разработана Министерством экономики РФ и Госкомстатом России, согласована с заинтересованными министерствами и ведомствами, администрациями регионов и введена в действие с 1993 г.

Она рекомендована органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга для использования в анализе хода экономической реформы на соответствующих территориях.

К 12 показателям относятся:

  • 1. Средняя оплата труда работников.
  • 2. Покупательная способность населения со средними заработной платой и пенсией.
  • 3. Минимальный потребительский бюджет по основным социально-демографическим группам населения.
  • 4. Прожиточный минимум по основным социальнодемографическим группам населения.
  • 5. Численность и доля населения, имеющего среднедушевые доходы ниже минимального потребительского бюджета и прожиточного (физиологического) минимума.
  • 6. Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах с различным уровнем среднедушевого дохода.
  • 7. Денежные доходы и расходы определенных социальнодемографических групп населения.
  • 8. Показатели дифференциации населения.
  • 9. Соотношение среднедушевых доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения.
  • 10. Индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини).
  • 11. Структура потребительских расходов различных социальнодемографических групп населения.
  • 12. Распределение населения по размеру среднедушевого дохода.

Система социальных показателей изменяется вместе с преобразованием социальных отношений. Так, развитие рынка жилья вызывает потребность в появлении такого показателя, как «число квартир, предназначенных для продажи (во вновь построенных домах, в домах после капитального ремонта)»; развитие платного обучения также должно быть отражено специальным показателем «доля обучающихся за плату» и т. д.

Разработка обобщающего (интегрального) показателями жизни населения составляет одну из важнейших задач социальной статистики. Его необходимость не вызывает сомнений.

В целом, любая система показателей должна завершаться обобщающим показателем, обеспечивающим методологическое единство всех частных показателей системы и однозначную оценку уровня и динамики исследуемого процесса.

Поскольку частных показателей уровня и качества жизни много и они имеют разную размерность, построение интегрального показателя предполагает переход к неким единообразным характеристикам. В качестве таковых могут быть использованы ранги стран по каждому показателю. В этом случае страны упорядочиваются по каждому из рассматриваемых показателей от 1 до п (п - число стран) для показате- лей-стимулянт (таких, например, как средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении или число телевизоров на 10 000 жителей и т. д.); для показателей-дестимулянт порядок упорядочивания обратный, т. е. на первом месте будет та страна, для которой показатель- дестимулянта имеет наименьшее значение (примерами дестимулянт являются коэффициент младенческой смертности, показатель смертности женщин при родах, число несчастных случаев и т. д.).

Присвоив ранги по отдельным показателям, находят средний ранг страны по всем показателям:

где R.. - ранг i-й страны по j-му показателю; т - число показателей.

Чем меньше значение, тем более развита страна (регион) по

рассматриваемым характеристикам.

К недостаткам данного метода относятся: во-первых, механическое соединение исходных показателей; во-вторых, то, что полученные средние ранги не отражают фактического расстояния между объектами исследования. В этом смысле упорядочивание стран по значениям главных компонент или главных факторов предпочтительнее.

Все большее признание получает оценка достигнутого уровня жизни населения путем сопоставления фактических его показателей с нормативными, т. е. по степени удовлетворения потребностей населения в жизненных благах и разнообразных услугах.

При таком подходе к общей оценке уровня жизни устраняются многие трудности и недостатки, присущие другим оценкам.

Совокупность нормативов в наборе показателей уровня жизни

образует вектор целей , а совокупность фактических

показателей - вектор достигнутых результатов

Тогда величина угла между ними явится мерой пропорциональности развития, а произведение отношения длин векторов на cos ф (угла между векторами) - мерой степени приближения к целевому (нормативному) состоянию:

где - длина вектора результатов;

- длина вектора целей; i=l,2,...,n - компоновка векторов.

Отношением скалярного произведения векторов к произведению их длин определяется следующим образом:

где

Закончить приведенный анализ целесообразно графиком, на оси абсцисс которого показывается время, а на оси ординат - величины о ф ,

фиксирующие степень приближения фактических показателей к нормативным, и выравненные значения таких приближений.

При таком подходе к оценке уровня жизни в задачу статистики не входит обсуждение самих норм - они принимаются за рациональные, хотя они будут постоянно пересматриваться и совершенствоваться. Нормы воспринимаются не только как цель, но и как условия для всестороннего развития личности. В этом плане особенно важны продуктовый состав норм, их согласование с показателями статистики потребления и спроса, торговли и общественного питания, цен и сбережений. Более четкими должны быть социиально-демографические параметры типичных потребителей, без чего невозможно создать стабильные эталоны потребления.

Для измерения уровня и качества жизни населения применяется целая система различных индикаторов и показателей, которые позволяют всесторонне его охарактеризовать, а также помогают определить дальнейшее развитие социальной политики государства и меры по ее реализации. К таким индикаторам относятся основные параметры уровня жизни (среди них доходы, покупательная способность, расходы, уровень образования, продолжительность жизни и др.) и конкретные, частные показатели, позволяющие отразить все стороны жизни населения (средний доход, расходы на обучение, количество лет обучения в школе и т.д.). Всемирный банк, например, использует более 90 индикаторов для характеристики социального развития 210 стран мира.

Экономической базой уровня жизни населения является объем валового внутреннего продукта (ВВП) страны в расчете на душу населения, а также соблюдение пропорций его использования на потребление и накопление.

Для систематизации используемых в мировой практике социальных индикаторов и показателей выделяют несколько групп:

Индикаторы дохода, в которых отражены данные о доходах и расходах населения;

Индикаторы социального участия, которые отражают уровень жизни семьи: структуру питания, регулярность потребления определенных продуктов, участие в общественных мероприятиях и т.д.;

Комбинированные факторы, среди которых можно выделить индикаторы дохода и недоходные индикаторы (грамотность, обеспечение жильем, здоровье и др.), они чаще всего используются для отражения уровня жизни населения различных стран;

В отечественной практике для характеристики уровня жизни населения в зависимости от поставленных целей и задач также используются различные группировки показателей. Так, для характеристики отдельных сторон жизни человека используют следующие показатели:

Социально-демографические показатели (смертность, рождаемость, продолжительность жизни, заболеваемость в целом и по отдельным социальным группам, удельный вес молодежи, трудоспособного населения);

Показатели удовлетворения потребностей населения в труде (занятость экономически активного населения, уровень безработицы и ее структура, доля неквалифицированного и тяжелого труда и др.);

Показатели, характеризующие состояние окружающей среды (вредные выбросы в атмосфере, обеспеченность питьевой водой и др.);

Показатели уровня обеспеченности жильем (общая площадь на одного человека, социальная норма площади жилья на человека и т.д.);

Объемы потребления материальных благ и услуг (потребление продуктов питания, число перевезенных пассажиров различными видами транспорта, обеспеченность товарами длительного пользования и др.);

Доходы и расходы населения (в целом, по группам и на душу населения).

Министерство статистики и анализа Республики Беларусь в группу основных социально-экономических показателей включает денежные доходы населения, реальные располагаемые денежные доходы, доходы на душу населения, среднемесячную начисленную заработную плату одного работника, реальную начисленную заработную плату, объем потребляемых благ и услуг, размер социальных трансфертов, объем накопленного имущества и сбережений, условия труда, продолжительность жизни и др.

Реальные располагаемые доходы населения Д р определяются делением общей суммы денежных доходов на индекс потребительских цен:

где Д д - общая сумма денежных доходов населения;

I - индекс потребительских цен.

Различаются реальные доходы населения без учета услуг и с учетом услуг.

Реальные доходы без учета услуг - часть ВВП, используемая населением для удовлетворения материальных и культурных потребностей.

Реальные доходы с учетом услуг - часть ВВП, используемая населением на потребление и накопление материальных благ и услуг.

Реальная начисленная заработная плата - составная часть реальных доходов (с учетом услуг). Она определяется путем деления номинальной (начисленной) заработной платы на индекс потребительских цен на товары и услуги:

где ЗП р - реальная заработная плата,

ЗП н - номинальная заработная плата;

І - индекс потребительских цен.

В политике доходов и заработной платы далеко не последнее место занимают также индикаторы, характеризующие их дифференциацию.

Дифференциация доходов и заработной платы позволяет оценить происходящие социальные изменения, уровень социальной напряженности и определить характер политики доходов и заработной платы.

Индикаторами дифференциации доходов и заработной платы являются:

Распределение населения по уровню среднедушевых доходов - показатель удельного веса или процента населения в тех или иных заданных интервалах среднедушевых денежных доходов;

Распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения - показатель доли общего объема денежных доходов, которой обладает каждая из 20%-х (10%-х) групп населения;

Децильный коэффициент дифференциации доходов - соотношение среднедушевых денежных доходов, выше и ниже которых находятся десятые доли наиболее и наименее обеспеченного населения;

Коэффициент дифференциации заработной платы - соотношение наибольшего и наименьшего уровней заработной платы между отраслями, регионами, профессиями, внутри отраслей и предприятий и т.д. .

Одними из наиболее распространенных индикаторов дифференциации доходов являются также коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) и кривая Лоренца, позволяющие судить о степени удаления от состояния равенства в распределении доходов. Расчет индекса Джини связан с кривой Лоренца.

График неравенства доходов (кривая Лоренца) изображен на рисунке. 1


Рисунок 1 - Кривая Лоренца

Если бы доходы у всех людей были одинаковыми, т.е. 1% населения располагал 1% доходов, 15% населения - 15% доходов, то кривая Лоренца заняла бы положение линии абсолютного равенства и превратилась в прямую. На рисунке 1 теоретически абсолютно равное распределение доходов иллюстрирует линия ОЕ, ее угол наклона к оси абсцисс составляет 45°. Чем больше кривая Лоренца отклоняется от линии абсолютного равенства, тем более неравномерно распределены в обществе доходы .

Степень неравенства в распределении доходов в западной экономической литературе измеряется по методологии Парето - Лоренца - Джини.

Согласно закону Парето, 80% ВВП присваивают 20% населения, а остальные 20% ВВП распределяются среди 80% населения. Поэтому закон Парето называют законом 80/20.

Выделяют еще один показатель распределения совокупного дохода - коэффициент Джини, по имени итальянского экономиста и статика Коррадо Джини (1884-1965 гг.). Этот показатель характеризует степень отклонения фактического распределения денежных доходов населения от линии их равномерного распределения. Он варьируется от 0 до 1, и чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе. Если коэффициент равен 0, кривая Лоренца совпадает с линией ОЕ, доходы в обществе распределены абсолютно равномерно. Считается, что его значение, большее, чем 0,4 (40), отражает достаточно высокую степень расслоения общества .

Денежные доходы составляют основную долю совокупных доходов населения. Важное значение для характеристики доходов населения имеют размер минимальной заработной платы и тарифная ставка первого разряда.

Немаловажным также является исследование эффективности экономической деятельности домашних хозяйств. Для характеристики домашних хозяйств используется такой показатель, как располагаемые ресурсы домашних хозяйств, которые представляют собой их денежные средства, включая стоимость потребленных продуктов питания, произведенных в личном подсобном хозяйстве, за минусом материальных затрат на их производство, и стоимость представленных в натуральном выражении социальных дотаций и льгот. Этот индикатор рассчитывается в соответствии с международными стандартами.

Сложно дать оценку уровня жизни населения без анализа уровня пенсионного обеспечения, поскольку к категории пенсионеров относится четверть населения страны. Необходим учет и анализ динамики таких показателей, как средний размер назначенной месячной пенсии, реальный размер назначенной месячной пенсии и др.

Также отслеживаются показатели структуры и динамики потребления населением основных продуктов питания. Государством осуществляется контроль над качеством продукции и установление стандартов на выпускаемую продукцию, которые также соответствуют мировым стандартам.

Государством анализируется и контролируется уровень занятости населения и безработицы, а также уровень «бедности» населения, степень дифференциации доходов разных групп населения.

Экономический и Социальный Совет ООН дал следующее определение бедности: «К бедным относятся лица, семьи, группы лиц, ресурсы которых (материальные, культурные, социальные) являются столь ограниченными, что не позволяют им вести минимально приемлемый образ жизни в государствах, в которых они живут».

Коэффициент бедности характеризует распространение бедности в обществе и представляет собой долю населения с низкими доходами. Для отнесения населения к бедным принципиально важным является определение черты бедности. Черта бедности представляет собой объективно устанавливаемую величину, основанную на минимальных нормах потребления материальных благ и услуг, которые устанавливаются как на национальном, так и на субнациональном уровне. Она означает необходимый для сохранения здоровья и жизнедеятельности человека предел доходов и определяет те условия и тот порог, за которыми отдельный гражданин или семья переходит в категорию малоимущих.

Для оценки уровня жизни применяют ряд показателей: потребление основных продуктов на душу населения (семью); потребительская корзина; потребительский бюджет; прожиточный минимум.

Потребление основных продуктов на душу населения - это их использование для удовлетворения потребностей. Потребление всегда многообразно, потому что разнообразны потребности человека. Существует понятие «норма потребления». Это средняя величина потребления продуктов в течение определенного промежутка времени (например, года, месяца, суток). Нормы бывают двух видов: реально существующие (реальные) и научно обоснованные (рациональны).

Для подсчета реальных норм используют показатели потребления населения всей страны. Иногда применяются показатели потребления только части населения, например детей, инвалидов и т.д. Это касается товаров и услуг, которые потребляются лишь этой частью населения (детское питание, инвалидные коляски).

Реальные нормы потребления используются для сравнения с научно обоснованными нормами потребления. Научно обоснованные нормы разрабатываются, чтобы знать, к чему надо стремиться, чтобы удовлетворить потребности человека с наибольшей пользой. Здесь не обходиться без привлечения к их разработке, кроме экономистов, и биологов, физиологов, врачей. Они учитывают, сколько белков, жиров и углеводов, а также минеральных солей и витаминов необходимо потреблять человеку посредством этих продуктов.

Потребительская корзина - расчетный набор, ассортимент товаров и услуг, характеризующий уровень и структуру месячного (годового) потребления человека и семьи. Она включает продовольственные и непродовольственные товары и услуги. Размер потребительской корзины зависит от достигнутого уровня и качества жизни и сильно отличается по странам. Она насчитывает несколько сотен наименований товаров и услуг.

При расчете потребительской корзины рекомендуется брать рациональный уровень потребления (наиболее благоприятный для человека), минимальный уровень потребления (на грани обеспечения нормальных условий существования) и физиологический минимум потребления (уровень физического существования).

Потребительская корзина используется для расчета минимального потребительского бюджета исходя из стоимости потребительской корзины в действующих ценах. Она служит также базой сравнения расчетных и реальных уровней потребления .

Стоимость минимальной потребительской корзины, то есть её содержание в денежном выражении представляет собой минимальный потребительский бюджет.

Прожиточный минимум - стоимость минимального необходимого человеку набора благ, жизненных средств, позволяющих поддерживать жизнедеятельность. Некоторые экономисты рассматривают этот показатель как наименьшее количество жизненных средств, необходимых для поддержания жизнедеятельности трудящегося и членов его семьи, восстановления затраченной рабочей силы и продолжения человеческого рода. Прожиточный минимум выступает в качестве размера денежного дохода, обеспечивающего при данном уровне цен удовлетворение основных физических, духовных и социальных потребностей человека. Он включает стоимость соответствующей потребительской корзины, налоги и обязательные платежи. Прожиточный минимум определяется в расчете на «среднестатистического» жителя и для различных социально обоснованных норм потребления, рациональных и других особенностей и с учетом реальных возможностей экономики.

Прожиточный минимум используется в качестве базы для основания минимальной заработной платы. Минимальная заработная плата представляет собой минимально допустимый уровень выплат работнику за его труд. Минимальная заработная плата - это официально устанавливаемый государством минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любых форм собственности в виде наименьшей месячной ставки или почасовой оплаты.

Потребительский бюджет семьи - семейный бюджет, таблица доходов и расходов семьи за определенный период времени, чаще всего за месяц и год. Потребительский бюджет бывает: фактический; нормативный (рациональный); минимальный.

Минимальный потребительский бюджет складывается на основе традиций потребления, конъюнктуры рынка потребительских товаров и представляет собой прожиточный минимум, исчислённый из средних доходов на душу населения. Поэтому это сравнительно более высокий стандарт прожиточного уровня.

Минимальный потребительский бюджет, или бюджет прожиточного минимума рассчитывается на душу населения и по его основным социально - демографическим группам.

Бюджет прожиточного минимума представляет собой показатель потребления важнейших материальных благ и услуг на минимальном уровне, рассчитанный исходя из минимальных норм потребления важнейших продуктов питания, товаров и услуг. Наиболее рациональный минимальный потребительский бюджет должен выдерживать примерно следующие пропорции: питание должно составлять - 41,1, непродовольственные товары - 39, услуги - 13,2, налоги и сборы - 2,7 .

В качестве обобщающего показателя в республике принят рекомендованный ООН показатель - индекс развития человеческого потенциала. Он рассматривается мировым сообществом в качестве комплексной оценки уровня развития и использования человеческого потенциала. Он представляет собой среднеарифметическое трех индексов - ожидаемой средней продолжительности жизни, уровня образования и ВВП на душу населения (в долларах, по паритету покупательной способности):

где I ж - индекс ожидаемой средней продолжительности жизни;

I о - индекс уровня образования;

ВВП/Н - валовой внутренний продукт на душу населения.

К основным статистическим показателям качества жизни следует отнести количество учреждений образования, культуры и отдыха, количество учреждений медобслуживания и степень обеспеченности их современным оборудованием, уровень эффективности системы здравоохранения и социального обслуживания.

Имеет немаловажное значение уровень развития науки и внедрение инноваций в производство.

Необходимо также учитывать количественные и качественные характеристики системы транспортного обслуживания.

Следует отметить, что социальные параметры являются индикаторами и показателями, характеризующими уровень экономического развития страны в социальном плане. Набор показателей и их динамика отражают ход реализации социальной политики, фиксируют достижения и сигнализируют об угрозах социальной безопасности.

Анализ социально-экономических показателей необходим для построения и принятия наиболее эффективных программ в области социально-экономической политики государства.