Как почти всегда в экономике, в данных государственного долга важны не абсолютные, а относительные значения. К примеру, в случае абсолютного показателя ВВП, Китай находится на втором месте. Однако, стоит разделить его на количество человек (1,371 млрд.), производящих этот ВВП, чтобы оценить эффективность, и КНР уже на 71-ом месте - рядом с Россией.
Да, долг действительно большой, cейчас он приближается к $20 трлн. Однако при этом и экономика США не маленькая. Размер годового ВВП немногим меньше - $19,3 трлн. Если переводить на человеческий язык - это долг, размером с годовую зарплату, что вполне приемлемо.
По аналогии с зарплатой, долг в 100 тысяч для человека с доходом в 15 тыс. - огромная сумма, а 500 тысяч для человека с доходом в 100 лишь неудобство. Поэтому, для того чтобы оценить долговую нагрузку, экономисты рассматривают отношение государственного долга к ВВП - доходу той или иной страны. Которое, впрочем, тоже ничего не значит.
Небольшой долг может означать, например, как в случае с Венесуэлой, не то, что вы не хотите брать взаймы, а то, что вам не хотят давать.
Место | Страна | % ВВП |
---|---|---|
1 | Япония | 250.91 |
2 | Ливан | 147.62 |
3 | Италия | 131.71 |
4 | Эритрея | 127.5 |
5 | Португалия | 127.33 |
6 | Кабо-Верде | 122.25 |
7 | Бутан | 122.12 |
8 | Ямайка | 116.07 |
9 | США | 107.48 |
10 | Барбадос | 106.58 |
11 | Бельгия | 106.52 |
12 | Гамбия | 99.24 |
13 | Ливия | 98.94 |
14 | Франция | 98.84 |
15 | Испания | 98.47 |
16 | Сингапур | 97.93 |
17 | Мальдивы | 95.84 |
18 | Кипр | 95.32 |
19 | Ирак | 95.22 |
20 | Мавритания | 94.58 |
21 | Сан-Томе и Принсипи | 93.77 |
22 | Украина | 92.31 |
23 | Белиз | 92.04 |
24 | Бахрейн | 92.01 |
25 | Канада | 90.56 |
26 | Хорватия | 88.99 |
27 | Египет | 88.82 |
28 | Антигуа и Барбуда | 88.08 |
29 | Великобритания | 87.92 |
30 | Сент-Люсия | 87.87 |
31 | Иордания | 87.45 |
32 | Ирландия | 84.6 |
33 | Австрия | 83.85 |
34 | Мозамбик | 82.02 |
35 | Словения | 81.78 |
36 | Сент-Винсент и Гренадины | 81.73 |
37 | Доминика | 81.28 |
38 | Бразилия | 80.49 |
39 | Гренада | 78.26 |
40 | Сербия | 77.94 |
41 | Черногория | 76.99 |
42 | Шри-Ланка | 74.83 |
43 | Венгрия | 74.46 |
44 | Киргизия | 73.52 |
45 | Гана | 72.21 |
46 | Тринидад и Тобаго | 69.4 |
47 | Республика Конго | 68.99 |
48 | Беларусь | 68.89 |
49 | Ангола | 68.65 |
50 | Албания | 67.77 |
51 | Израиль | 67.69 |
52 | Багамские Острова | 67.56 |
53 | Малави | 67.45 |
54 | Финляндия | 66.25 |
55 | Лаос | 66.11 |
56 | Германия | 65.88 |
57 | Индия | 65.56 |
58 | Нидерланды | 64.89 |
59 | Вьетнам | 64.82 |
60 | Уругвай | 64.01 |
61 | Марокко | 63.97 |
62 | Пакистан | 63.66 |
63 | Того | 63.13 |
64 | Сальвадор | 61.79 |
65 | Джибути | 61.33 |
66 | Аргентина | 60.87 |
67 | Мальта | 60.78 |
68 | Тунис | 59.27 |
69 | Эфиопия | 59.03 |
70 | Замбия | 58.61 |
71 | Лесото | 58.5 |
72 | Сейшельские Острова | 58.49 |
73 | Йемен | 58.15 |
74 | Пуэрто-Рико | 57.7 |
75 | Маврикий | 57.56 |
76 | Самоа | 57.01 |
77 | Катар | 56.38 |
78 | Сенегал | 56.22 |
79 | Сент-Китс и Невис | 55.98 |
80 | Малайзия | 54.96 |
81 | Кения | 54.96 |
82 | Мексика | 54.89 |
83 | Зимбабве | 54.89 |
84 | Таджикистан | 54.43 |
85 | Гайана | 54.1 |
86 | Польша | 52.85 |
87 | Исландия | 52.63 |
88 | Судан | 52.43 |
89 | Сьерра-Леоне | 52.14 |
90 | Центральноафриканская республика | 52.11 |
91 | Южно-Африканская Республика | 52.11 |
92 | Словакия | 51.89 |
93 | Гондурас | 49.76 |
94 | Габон | 49.52 |
95 | Китай | 49.32 |
96 | Армения | 48.93 |
97 | Боливия | 48.28 |
98 | Колумбия | 47.99 |
99 | Нигер | 47.85 |
100 | Дания | 47.73 |
101 | Либерия | 47.65 |
102 | Коста-Рика | 47.34 |
103 | Гвинея-Бисау | 45.83 |
104 | Молдова | 45.02 |
105 | Гвинея | 44.71 |
106 | Босния и Герцеговина | 44.5 |
107 | Таиланд | 44.49 |
108 | Фиджи | 44.18 |
109 | Швейцария | 44.12 |
110 | Азербайджан | 43.8 |
111 | Руанда | 43.27 |
112 | Суринам | 43.07 |
113 | Папуа – Новая Гвинея | 42.71 |
114 | Танзания | 42.58 |
115 | Швеция | 41.9 |
116 | Оман | 41.7 |
117 | Литва | 41.42 |
118 | Камерун | 41.33 |
119 | Чехия | 40.97 |
120 | Бенин | 40.63 |
121 | Румыния | 40.21 |
122 | Уганда | 40.16 |
123 | Австралия | 39.96 |
124 | Македония | 39.67 |
125 | Грузия | 38.77 |
126 | Чад | 38.46 |
127 | Мадагаскар | 38.11 |
128 | Эквадор | 37.89 |
129 | Вануату | 37.79 |
130 | Южная Корея | 37.45 |
131 | Панама | 37.41 |
132 | Тайвань | 37.3 |
133 | Бурунди | 36.96 |
134 | Республика Гаити | 36.21 |
135 | Мали | 36.07 |
136 | Доминиканская Республика | 35.85 |
137 | Латвия | 34.67 |
138 | Бангладеш | 34.18 |
139 | Филиппины | 33.79 |
140 | Тувалу | 33.32 |
141 | Буркина-Фасо | 33.01 |
142 | Камбоджа | 33.01 |
143 | Маршалловы Острова | 32.5 |
144 | Мьянма | 32.24 |
145 | Никарагуа | 32.16 |
146 | Намибия | 31.82 |
147 | Кот-д’Ивуар | 31.47 |
148 | Болгария | 30.62 |
149 | Южный Судан | 30.47 |
150 | Коморские Острова | 29.59 |
151 | Непал | 29.45 |
152 | Турция | 29.2 |
153 | Новая Зеландия | 29.02 |
154 | Индонезия | 28.4 |
155 | Норвегия | 27.94 |
156 | Парагвай | 27.28 |
157 | Экваториальная Гвинея | 27.25 |
158 | Венесуэла | 27.13 |
159 | Саудовская Аравия | 25.77 |
160 | Перу | 25.48 |
161 | Микронезия | 25.25 |
162 | Туркменистан | 24.54 |
163 | Алжир | 24.45 |
164 | Kosovo | 24.36 |
165 | Гватемала | 24.28 |
166 | Свазиленд | 22.77 |
167 | Чили | 22.51 |
168 | Демократическая Республика Конго | 22.18 |
169 | Люксембург | 22.13 |
170 | Кувейт | 22.08 |
171 | Сан-Марино | 21.57 |
172 | Кирибати | 20.77 |
173 | Казахстан | 20.46 |
174 | Объединённые Арабские Эмираты | 19.71 |
175 | Россия | 19.43 |
176 | Иран | 17.71 |
177 | Узбекистан | 15.19 |
178 | Нигерия | 13.98 |
179 | Ботсвана | 11.83 |
180 | Соломоновы Острова | 10.07 |
181 | Эстония | 9.16 |
182 | Афганистан | 8.01 |
183 | Бруней | 3.52 |
184 | Гонконг | 0.06 |
185 | Макао |
По данным МВФ. Обновлено 10.09.2017
Россия имеет относительно небольшой госдолг. По данным ЦБ чуть более $254 млрд. Однако вместе с долгами предприятий (они в качестве гос.долга не учитывается, хотя предприятия в основном государственные) сумма уже существенна - $513 млрд. Это уже 40% от номинального ВВП.
Пока нельзя с уверенность говорить о перспективах внешнего кредитования Республики в текущем году.Известно, что ведется определенная предварительная работа для получения кредита от МВФ. Беларусь обсуждает с МВФ возможность реализации программы сотрудничества, рассчитанной на 3 года, с выделением кредита на3 миллиарда долларов под 2,28% годовых сроком на 10 лет. Международный валютный фонд призывает Беларусь к реализации комплексной стратегии экономических реформ в отношении госпредприятий с целью повышения эффективности и производительности, а также уменьшения бюджетных рисков. МВФ рекомендовано также определить и предпринять последовательные меры по достижению полного возмещения издержек в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Вероятно, этим можно объяснить резкое подорожание коммунальных услуг и общее ужесточение бюджетной политики в конце 2015 – начале 2017 года.
По данным Министерства финансов Республики Беларусь, внешний государственный долг Беларуси по состоянию на 1 января 2017 года составил 13,6 млрд долларов и увеличился за год на 1 198,8 млн. долларов США (с учетом курсовых разниц), или на 9,6%.
Внешний госдолг Беларуси по данным Минфина увеличился с начала 2017 года на 1,9 миллиардов долларов, или на 14,2% (с учетом курсовых разниц) и составил на 1 июля 15,6 миллиардов долларов США.
по состоянию | млрд. долларов США |
---|---|
на 1 июля 2016 г. | 13,1 |
на 1 августа 2016 г. | 13,3 |
на 1 сентября 2016 г. | 13,3 |
на 1 октября 2016 г. | 13,4 |
на 1 ноября 2016 г. | 13,5 |
на 1 декабря 2016 г. | 13,5 |
на 1 января 2017 г. | 13,6 |
на 1 февраля 2017 г. | 13,5 |
на 1 марта 2017 г. | 13,6 |
на 1 апреля 2017 г. | 13,6 |
на 1 мая 2017 г. | 13,9 |
на 1 июня 2017 г. | 13,9 |
на 1 июля 2017 г. | 15,6 |
Напомним, что в 2016 году была подписана программа о привлечении кредита ЕФСР на сумму 2 млрд долларов, из них 800 миллионов было выдано двумя траншами в 2016 году. ЕФСР выделил очередной транш в размере 300 миллионов долларов в 2017 году. ЕФСР в полном объеме планирует перечислить кредитные средства в течение 2016-2018 годов при условии реализовать комплекса мер по реформированию экономики Беларуси.
Подсчитаны новые данные государственного долга стран мира в 2017 году. Учитывая уникальность экономики каждой страны, для более объективного сравнения государственный госдолг сравнивается с валовым внутренним продуктом (ВВП).
Государственный долг различают двух типов:
Текущий - тот, который нужно вернуть иностранным кредиторам в текущем году, то есть в 2017.
Общий государственный - накопленный за несколько лет вместе с невыплаченными процентами, его следует возместить в последующие годы.
Чтобы оценить величину госдолга отдельно взятого государства, специалисты, работающие в сфере экономики и финансов, пользуются соотношением между кредитной задолженностью и валовым внутренним продуктом самой страны-должника. В этом случае ВВП (валовой внутренний продукт ) выступает макроэкономическим показателем, представляющим суммарное количество всего, что страна заработала за год на производимых товарах и услугах.
Так, в 2016 году государственный долг Японии составлял около 248,1 % от ВВП. Это означает, что для полного погашения государственного долга, всё население страны должно работать в течение 2,5 лет, полностью отказавшись от использования ВВП в других целях, например как собственное потребление. В действительности в течение этого периода возникнет новая задолженность, так как полный отказ от собственного потребления невозможен. С другой стороны, Япония является, наряду с Китаем, самым крупным кредитором США. И при взаиморасчёте, положение Японии может оказаться лучше, чем США. Напомним, государственный долг стран мира 2016 .
Стоит отметить, что экономика США при наличии крупнейшего госдолга в мире и самого крупного ВВП в соотношении находится лишь на 9 месте.
Эксперты утверждают, что госдолг отражается не только на экономической сфере страны-заемщика, но и может привести к долгосрочной политической зависимости. Это определяется критическим уровнем общих показателей задолженности.
Далее приведены значения государственного долга (брутто, без встречных требований других государств) по отношению к ВВП. При этом не учитываются обязательства государств по пенсионному страхованию, медицинскому страхованию, здравоохранения и другие виды финансирования. В том числе и скрытая задолженность.
Государственный долг стран мира 2017 в процентах от ВВП: Таблица
1 Япония - 250,91
2 Ливан - 147.62
3 Италия - 131.71
4 Эритрея - 127.5
5 Португалия - 127,33
6 Кабо-Верде - 122.25
7 Бутан - 122.12
8 Ямайка - 116.07
9 США - 107.48
10 Барбадос - 106.58
11 Бельгия - 106,52
12 Гамбия - 99.24
13 Ливия - 98.94
14 Франция - 98.84
15 Испания - 98,47
16 Сингапур - 99,93
17 Мальдивы - 95.84
18 Кипр - 95.32
19 Ирак - 95.22
20 Мавритания - 94.58
21 Сан-Томе и Принсипи - 93.77
22 Украина - 92.31
23 Белиз - 92.04
24 Бахрейн - 92.01
25 Канада - 90.56
26 Хорватия - 88.99
27 Египет - 88.82
28 Антигуа и Барбуда - 88.08
29 Великобритания - 87.92
30 Сент-Люсия - 87.87
31 Иордания - 87.45
32 Ирландия - 84.6
33 Австрия - 83.85
34 Мозамбик - 82.02
35 Словения - 81.78
36 Сент-Винсент и Гренадины - 81.73
37 Доминика - 81.28
38 Бразилия - 80.49
39 Гренада - 78.26
40 Сербия - 77.94
41 Черногория - 76.99
42 Шри-Ланка - 74.83
43 Венгрия - 74.46
44 Киргизия - 73.52
45 Гана - 72.21
46 Тринидад и Тобаго - 69.4
47 Республика Конго - 68.99
48 Беларусь - 68.89
49 Ангола - 68.65
50 Албания - 67.77
51 Израиль - 67.69
52 Багамские Острова - 67.56
53 Малави - 67.45
54 Финляндия - 66.25
55 Лаос - 66.11
56 Германия - 65.88
57 Индия - 65.56
58 Нидерланды - 64.89
59 Вьетнам - 64.82
60 Уругвай - 64.01
61 Марокко - 63.97
62 Пакистан - 63.66
63 Того - 63.13
64 Сальвадор - 61.79
65 Джибути - 61.33
66 Аргентина - 60.87
67 Мальта - 60.78
68 Тунис - 59.27
69 Эфиопия - 59.03
70 Замбия - 58.61
71 Лесото - 58.5
72 Сейшельские Острова - 58.49
73 Йемен - 58.15
74 Пуэрто-Рико - 57.7
75 Маврикий - 57.56
76 Самоа - 57.01
77 Катар - 56.38
78 Сенегал - 56.22
79 Сент-Китс и Невис - 55.98
80 Малайзия - 54.96
81 Кения - 54.96
82 Мексика - 54.89
83 Зимбабве - 54.89
84 Таджикистан - 54.43
85 Гайана - 54.1
86 Польша - 52.85
87 Исландия - 52.63
88 Судан - 52.43
89 Сьерра-Леоне - 52.14
90 Центральноафриканская республика - 52.11
91 Южно-Африканская Республика - 52.11
92 Словакия - 51.89
93 Гондурас - 49.76
94 Габон - 49.52
95 Китай - 49.32
96 Армения - 48.93
97 Боливия - 48.28
98 Колумбия - 47.99
99 Нигер - 47.85
100 Дания - 47.73
175 Россия - 19.43
Экономическая и политическая нестабильность, дефицит бюджетов вынуждает правительства стран прибегать к заёмным средствам. Деньги, взятые в долг у других государств, у международных фондов и инвесторов помогают увеличить финансовые возможности и пополнить ресурсы страны. Но с другой стороны они увеличивают риски проявления экономического кризиса. Внешний долг− это разница между заёмными средствами и выплатами по процентам и основному долгу. Он измеряется в долларах для удобства сравнения с показателями ВВП. Во многих странах такой долг копился десятилетиями. Его увеличению способствовал мировой кризис 2007-2008 гг. Но внешний долг стран мира на 2015 год побил все рекорды. В лидеры среди должников выбились страны Еврозоны. Первую позицию держит самая крупная экономика мира – США.
1,49 трлн. долларов
Открывает десятку стран мира с самым большим внешним долгом.
Задолженность страны начала активно расти во время кризиса 2008 года. С того времени для покрытия дефицита бюджета и стимулирования экономики страна задолжала миру 1,49 триллионов долларов. Если поделить эту сумму, то на каждого канадца придётся по 39 тысяч долларов долга. В 2015 году в Канаде наблюдался экономический спад и в стране снизился объём ВВП. Основную позицию в экономике занимают лесозаготовительная и нефтедобывающая отрасли. Причем нефть добывается гораздо более сложным и дорогостоящим методом в отличие от традиционного. Падение цен на нефть заставили промышленников сокращать расходы на добычу. В первую очередь за счёт сокращения рабочих мест. Государство вынуждено было прибегнуть к займам, чтобы обеспечить социальные гарантии населению и стабилизировать экономическую ситуацию.
1,5 трлн. долларов
на девятой строчке рейтинга. Внешний долг этой страны достиг наивысшего значения за всю историю. Если разделить его на душу населения, то на каждую придётся 31 тысяча долларов. А если разделить долг по процентам, то на каждого придётся более чем 720 евро и это при том, что средняя зарплата в стране чуть больше 650 евро. На погашение долга правительство выделяет больше средств, чем на борьбу с безработицей и на социальные программы. Вместе с тем на 3% вырос ВВП и специалисты прогнозируют ещё такой же прирост в 2016 году. По итогам 2015 года общая внешняя задолженность страны оценивалась в 1,5 триллиона долларов.
1,8 трлн. долларов
Задолжала миру порядка 1,8 триллионов долларов. Для одной самых крупных стран Латинской Америки 2015 год ознаменовался экономическим спадом производства почти на 4%, взлётом инфляции и безработицы. Падение цен на сырьё (а это в основном сельское хозяйство), снижение спроса со стороны основного торгового партнёра Китая, неблагоприятная политическая обстановка явились предпосылками роста государственного долга государства. Инвесторы стараются не вкладываться в облигации Бразилии. Но тем не менее валютные резервы страны достаточно прочны, чтобы не возникало проблем с обслуживанием внешнего долга.
2,3 трлн. долларов
Растёт госдолг ещё одного государства Еврозоны − Франции . На 2015 год сумма займа составила 2,3 триллиона долларов. Низкая потребительская активность, высокий уровень безработицы в 10,5% и практически отсутствие инвестиций тормозят развитие экономики. Но не мешают наращивать государственный долг, который на 2015 год составлял чуть выше 95 % от ВВП. Каждый француз должен 34 тысячи евро и этот долг продолжает расти.
2,5 трлн. долларов
С долгом в 2,5 триллионов долларов попала в десятку стран с самым большим займом. Правительство не собирается останавливаться, увеличивая объёмы заёмных средств. Тем самым она старается стабилизировать экономическую ситуацию в стране. На каждого жителя страны приходится 41 тысяча евро долга, который составляет более 130% ВВП. Эксперты видят проблему в неблагоприятном климате для бизнеса, который создало государство, в высоком уровне коррупции, в отсутствии реформ способных изменить действующую структуру власти. Не смотря на то, что Италия набирает долги на поднятие экономики, роста последней не наблюдается.
2,52 трлн. долларов
Экономика Великобритании
считается одной из самых развитых в мире. Но в 2015 году долг страны перевалил отметку в 2,52 триллиона долларов. Основную его часть составляют краткосрочные займы коммерческих банков. Больше всего Великобритания должна США и Германии, Франции и Испании. Благодаря большому запасу золотовалютных активов, эксперты не бьют тревогу и не говорят о кризисе экономики. Английский фунт стерлингов, являясь конвертируемой валютой, прочно держит свои позиции.
2,6 трлн. долларов
Расположилась в шаге от тройки крупнейших задолжников мира. Сумма, которую задолжала страна, оценивается в 2,6 триллионов долларов.
Но несмотря относительно большой долг, экономика Германии остаётся стабильной. Что касается соотношения долга и ВВП, то в стране самый высокий показатель по этим критериям в мире – более 80%.
3,1 трлн. долларов
(КНР) является крупнейшим в мире кредитором и, как не парадоксально, он же и один из основных должников по данным 2015 года. Но Китай считается «хорошим» должником, так как его огромные резервы золота и валюты обеспечивают своевременные выплаты долга. Сумма задолженности КНР составила на начало 2016 года 3,1 триллиона долларов.
12,2 трлн. долларов
– одна из самых скрупулёзных стран в плане финансов стала и одним из самых крупнейших задолжников в мире по итогам 2015 года. Её долг на сегодняшний день составляет 12,2 триллиона долларов, и он с каждым днём всё больше и больше растёт. Только за последний год его сумма увеличилась более чем на 1,4 триллиона долларов. Очень сильно на экономике страны отразилась авария на атомной станции Фукусима после цунами 2011 года. Государство было вынуждено увеличить долг для устранения последствий.
19,75 трлн. долларов
занимают первую строчку рейтинга. Самая развитая экономика и одна из самых больших стран имеет и самый большой внешний долг, который оценивается в 19,75 триллионов долларов. Эта цифра говорит только о том, что американцы не экономят, а их расходы порой превышают доходы.
Основными инвесторами США являются Китай и Япония. Эти страны при любом уровне долга Соединённых Штатов будут покупать их облигации, чтобы Америка могла вырученными деньгами оплачивать их товары. Россия также входит в десятку крупнейших кредиторов Америки.
В настоящее время многих россиян интересуют сведения, касающиеся внешнего долга не только нашего государства, но и других стран мира. У кого из них внешний долг является наименьшим, а у кого – наибольшим? Наши эксперты помогут разобраться с этими вопросами.
Прежде чем составлять рейтинг стран мира по величине и размеру внешнего долга, следует рассмотреть само это понятие. Оно устанавливается в первую очередь на законодательном уровне. Так, в нашей стране работает Бюджетный кодекс, согласно которому внешний долг любой страны перед другими государствами понимается как финансовая кредитная задолженность в иностранной валюте.
В словаре экономических терминов это понятие рассматривается в виде суммарных денежных обязательств, которые стране-заемщику необходимо вернуть в определенный срок государству-кредитору. В сумму такой кредитной задолженности будут входить и сам заем, и проценты за его использование, требующие выплат. Для страны эта сумма задолженности включает обязательства:
Внешний долг различают двух типов:
Чтобы оценить величину внешнего долга отдельно взятого государства, специалисты, работающие в сфере экономики и финансов, пользуются соотношением между кредитной задолженностью перед иностранными кредиторами и валовым внутренним продуктом самой страны-должника. В этом случае ВВП (валовой внутренний продукт) выступает макроэкономическим показателем, представляющим суммарное количество всего, что страна заработала за год на производимых товарах и услугах.
Специалисты утверждают, что внешний долг отражается не только на экономической сфере страны-заемщика, но и может привести к долгосрочной политической зависимости. Это определяется критическим уровнем общих показателей задолженности:
Благодаря этим показателям, затрагивающим практически все сферы экономики, можно просчитать, как быстро государство-должник вернет одолженные у других стран мира денежные средства. Так, например, о безопасном уровне долга свидетельствует отношение задолженности к доходам от экспорта, не превышающим 200% (если данный показатель будет выше 275%, то внешний долг может быть частично списан как невыплаченный).
В отношении к местному ВВП критический уровень задолженности будет считаться от 60% (по расчетам МВФ) и от 80-100% (по расчетам Всемирного банка). Превышение этой предельной цифры говорит о том, что погашение финансовой задолженности от других стран мира идет за счет перебрасывания ресурсов. Вместо производства товаров и услуг для внутренних нужд государства идет их производство для экспортной торговли.
Также для прогноза возврата долговых обязательств с процентами следует учитывать:
Если в стране ограничен доступ к собственным и международным резервам, то ни о какой платежеспособности не может быть и речи. Поэтому многие развивающиеся государства имеют трудности с возвратом денежных кредитов. У них на выплату внешней задолженности идет вся получаемая от внутреннего производства прибыль, а текущие затраты на собственную деятельность берутся из новых кредитных поступлений.
Казалось бы, что кредитная финансовая задолженность перед другими странами для государства не несет в себе ничего хорошего – это неэффективное использование полученных в кредит денег, обслуживание кредитных обязательств, экономическая зависимость от страны-кредитора, ведущая к изменению политических отношений между государствами. Но эксперты экономики и финансов и во внешнем долге находят положительные стороны:
Но эти положительные аспекты начинают работать только в случае эффективного распределения заемных денежных средств.
Эксперты, работающие в Мировой банковской системе, ежегодно просчитывают все возможные перспективы погашения внешнего долга для стран всего мира. Также в сферу их деятельности входит и составление рейтинговых таблиц по внешнему долгу с просчетом процентного соотношения задолженности этого типа к номинальному ВВП. На 2019 год составлен топ-10 стран мира, у которых наименьший внешний долг:
Название страны | Внешний долг (млн. долларов) | Внешний долг к ВВП (%) |
США | 16 893 000 | 101 |
Великобритания | 9 836 000 | 396 |
Германия | 5 624 000 | 159 |
Франция | 5 633 000 | 188 |
Нидерланды | 3 733 000 | 309 |
Япония | 2 719 000 | 46 |
Испания | 2 570 000 | 165 |
Италия | 2 684 000 | 101 |
Ирландия | 2 357 000 | 1060 |
Люксембург | 2 146 000 | 3411 |
В результате анализа этих таблиц можно сделать вывод, что стран, не имеющих внешнего долга, удивительно малое количество – только три (Бруней, Макао и Республика Палау), в отличие от других государств, которые должны практически всему миру.
Есть страны, которые являются одновременно и заемщиками, и кредиторами в отношении друг друга. Так почему же они не произведут взаимозачет своих финансовых задолженностей? А вот это зависит не только от политических взаимоотношений между ними, но и от условий кредитного займа – сроков погашения, процентных выплат и т. д. Ведь взаимозачет таких долгов может не только обнулить задолженности, но и серьезно повлиять на оборотные средства государственных финансовых компаний. Такая ситуация в свою очередь может привести к кризису экономики обоих государств.
Средства массовой информации регулярно оперируют суммами, которые те или иные страны задолжали по своим внешним счетам. Речь идет, конечно же, о миллиардах долларов. Но на общем фоне мировой статистики становится понятно, что такая задолженность есть у большей части держав. Что такое внешний долг стран мира, попробуем для себя прояснить.
Сама по себе задолженность перед мировым сообществом представляет собой разницу между суммой займов и выплатам по ним. Как правило, это государственные займы, приобретенные с целью погашения дефицита бюджета. Расчитывается такой показатель обычно в национальной валюте, но чаще в долларах, для большей наглядности они всегда представлены как доля заимствования от ВВП.
Если принять во внимание целостную картину мира, то было установлено, что на момент начала 2014 года общая сумма таких долгов приближалась к 50 триллионам американских долларов.
Не стоит, однако, путать долг государственный и внешний.
Все невыплаты по обязательствам внутри самой страны рассматриваются как государственные, а вот все, что было заимствовано и не выплачено вовне — внешняя задолженность.
Государственный долг стран мира находится в ведомстве Международного Валютного Фонда. Именно он ежегодно оглашает рейтинги и суммы непогашенных займов.
Среди основных причин роста задолженности специалисты выделяют следующие:
Но, вопреки всем попыткам уменьшить дефицит бюджета, суммы долгов продолжают неустанно расти. Чтобы увидеть целостную картину, мы объединили долги стран мира в 2015 году в таблицу. Такую картину аналитики ожидают увидеть к концу года.
Для удобства в этой же таблице приводим данные, отражающие результаты прошлого года.
Прогнозируют, что к концу года общий долг первой десятки государств превысит 55 триллионов долларов. И эта сумма имеет тенденцию к росту. Так, по прогнозам, США уже через три года преодолеет отметку в 25 триллиона долларов.
Исходя из перечисленных данных, можно сделать вывод, как может выглядеть внешний долг на душу населения в каждом государстве. Прошедший год показал, что на каждого японца приходилось по 99,7 тысяч долларов долга, а на каждого американца — 58,6 тысяч. Как увеличатся данные показатели к концу нынешнего года, пока можно только делать прогнозы.
Среди самых распространенных мер предотвращения роста задолженности можно выделить следующие:
Как показывает опыт, единственно верный путь, который поможет значительно снизить долг стран мира, — это стремление к росту и благополучному функционированию экономики каждого отдельного государства.
Но осуществить это можно только посредством экономии на бюджетных издержках внутри державы. Такой путь, конечно же, не даст немедленного и кардинального результата, но сможет значительно снизить задолженность в мировом масштабе. Пока единственная страна, которая добилась успеха в оптимизации бюджетных расходов, — Ирландия.
В заключение следует отметить, что залогом процветающей экономики является успешно работающие производство и бизнес, которые платят налоги, тем самым поднимая благополучие всей страны. Пока данный сегмент рынка будет находиться «в тени», ни о какой стабилизации экономики не может быть и речи.