Лифты выведены из реестра опасных производственных объектов. Жилищный фонд перестал быть ОПО. Что является страховым случаем

Лифты выведены из реестра опасных производственных объектов. Жилищный фонд перестал быть ОПО. Что является страховым случаем

Российская Госдума одобрила очередной законопроект. Он касается лифтов, которые есть в каждом многоэтажном доме. Теперь эти, необходимые гражданам средства транспортировки между этажами, вновь отнесены в категорию опасных производственных объектов, а это значит, что повышаются требования к их безопасности. Соответствующие изменения будут внесены и Градостроительны й кодекс Российской Федерации. Чем это было вызвано?

Согласно данным печальной статистики, которая приводилась в Госдуме и имеется в распоряжении специалистов, за четыре месяца, с конца 2015 года, в стране наблюдался какой-то «лифтопад». За это время в результате 20 аварий погибло 14 человек, а получили травмы 10. Статистика еще печальнее, если взять данные за последние пять лет. За этот период из-за аварий и несчастных случаев с лифтовым оборудованием лишились жизни 73 человека.

Эти печальные цифры специалисты объясняют двумя главными причинами:

Во-первых , по некоторым данным, в России сегодня эксплуатируется около 430 тысяч лифтов, из которых свыше 120 тысяч – устарели и морально, и физически. Их требуется менять. Еще 10 тысяч подъемных механизмов ежегодно пополняют их число, ибо заканчивается срок их безопасной эксплуатации. Это ведет к гигантским затратам. На замену устаревших лифтов потребуется не меньше 200 миллиардов рублей.

Вторая причина – нехватка квалифицированны х специалистов. По некоторым данным на одного специалиста в той же Москве может приходиться до 200 лифтов. Каждый из них должен периодически осматриваться, на лифтах требуется проводить профилактические и регламентные работы. По существующим требованиям в домах, где не больше 10 этажей монтируется один лифт на подъезд. В зданиях, где от 11 до 17 этажей лифтов должно быть два – «пассажирский» и грузовой, а в более высоких домах уже четыре лифта. Одним словом, если в стране ежегодно монтируется около 35 000 новых лифтов, то нехватка специалистов закономерная вещь.

Сегодня проблемами безопасности в этой сфере занимается множество организаций – от Росстандарта и МЧС, до Минприроды. На практике это означает только то, что нет конкретной организации, которая отвечает за все, от лицензирования обслуживающих лифтовое хозяйство организаций, до контроля за эксплуатацией и заменой оборудования. Положение усугубляется тем, что в 2013 году лифты были выведены из категории «опасных производственных объектов». Именно это могло привести к общему снижению уровня контроля за безопасность лифтов и как результат – рост аварийности да еще с человеческими жертвами.

Этот последний фактор и вызвал появление нового законодательного акта. Лифты снова становятся «опасными», а контроль за их монтажом, обслуживанием и эксплуатацией будет ужесточен, как и за теми, кто этими работами занимается.

P.p.s. Друзья, хочу Вам также порекомендовать "Генератор исполнительной документации - Генератор-ИД" от сайта ispolnitelnaya.com . Программа настолько простая и действенная, что сэкономит кучу времени. Всем советую ознакомиться!!!

Началась перерегистрация опасных производств по четырем классам опасности. 15 марта вступили в силу изменения в Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Все опасные производства определены поправками в ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Для этого на портале госуслуг необходимо заполнить электронную форму для внесения данных об опасных производственных объектах.

Законом вводится классификация опасных производственных объектов, учитывающая степень риска возникновения аварий и масштабы их возможных последствий, гармонизированная с законодательством Европейского союза. Всего определено четыре класса опасных производственных объектов.

В отношении опасных производственных объектов первого класса опасности плановые проверки будут проходить под постоянным надзором. Плановые проверки организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов второго класса опасности, будут производиться не чаще одного раза в год. Всего один раз в три года будут проверяться объекты третьего класса опасности. А в отношении опасных производственных объектов четвертого класса проверки органом надзора специально на планируются, они будут проходить по необходимости с представлением прокуратуры или иных органов власти
Неясным пока остается, каким надзором будут охвачены лифты. Дело в том, что согласно новым поправкам к ФЗ из списка опасных объектов вертикальный транспорт, платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения, эскалаторы и пассажирские конвейеры из категории опасных производственных объектов оказались исключены.

Однако, как рассказал "РГ" руководитель Комитета правового обеспечения Национального лифтового союза Максим Звягинцев, согласно изменениям, которые вносятся в Федеральный закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", вводится четвертая группа опасных объектов. Сюда как раз относятся лифты, платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения, эскалаторы и пассажирские конвейеры, которые подлежат обязательному страхованию ответственности. "Помимо страхования других обязательств на владельцев лифтов этот статус не накладывает, - отметил Максим Звягинцев.- Что касается тарифов по страхованию, то такая обязанность установлена, но сами тарифы на сегодняшний день отсутствуют, так как они утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2011 г № 808 относятся к лифтам как опасным производственным объектам. Тогда как Законом лифты исключаются из перечня опасных производственных объектов.

"отсутствие проверок и государственного контроля за состоянием лифтов сослужили плохую службу" - не согласен с автором статьи. Так как лифты по прежнему продолжали обслуживаться специализированными организациями по договору. По прежнему работает обслуживающий лифты персонал (тот же самый, заметьте). Выполняются графики обслуживания и ремонта. Т.е. в режимном плане и плане обслуживания лифтов ничего не поменялось. А это - безопасность. Значит безопасность не уменьшилась с этой стороны.
Дело в износе.
И Ваша фотография "потрёпанного временем" лифта как раз говорит об обратном - о предыдущих многих годах безнадзорщины!
На ум приходит, что и сам дом (где установлен этот лифт) в подобном "убитом" состоянии: кровля протекает, мыши бегают, радиаторы холодные. Разруха одним словом.
Согласен с Вами, что "замена лифта – это очень затратная процедура"
Но!
Выход есть - низкие процентные ставки по кредитам! Под 0 или 5% уже можно покупать лифты. Разве жители откажутся? Сделали хороший механизм - собственников жилья. Пусть ТСЖ на собрании примет решение.
А вот низкие процентные ставки - этого надо требовать от Центробанка.

Центробанк - вот кто настоящий злодей! 70 руб за доллар - написано же у него в функциях - держать национальную валюту. В 2 раза обесценил! И ничего, терпим.

Ещё у меня вопрос - та авария в Алых парусах 14 января http://www.1tv.ru/news/social/299941 , когда погибла известная девушка - ваша коллега, кстати, - резонансное дело - было бы любопытно ознакомиться с материалами расследования аварии Ростехнадзора. Как понимаю, тот лифт был новый - моложе 25 лет.
Вопрос:
1. Изготовитель лифта?
2. Кто монтировал?
3. Как принимался в эксплуатацию?
4. Какая организация обслуживала (уровень профессионализма людей)
5. Обслуживающий персонал(уровень профессионализма людей)?
6. Были ли инциденты и аварии до момента происшествия?
7. Журнал по лифту посмотреть бы
8. Проверить знания у обслуживающего персонала внепланово.

Спасибо за статью! Продолжайте, а мы будем "критиковать", если Вы не против.

Направьте запрос, пожалуйста, в Ростехнадзор, с запросом предоставить материалы расследования в т.ч. Акт расследования, т.к.:

1. погибла ваша коллега
2. погибшая критиковала "безобразие с лифтами"
3. происшествие затрагивает интересы неограниченного количества граждан
4. Материалы расследования скрыты от общественности (по умыслу или по не умыслу)
5. Материалы расследования прольют свет на произошедшее и возможно вскроют уровень "бедствия"
6. это ваша прямая обязанность - освещать произошедшие события и доносить общественности.
7. граждане РФ требуют опубликования результатов.


«Лифты в России остались без надзора…». Об этом говорят эксперты, собственники объектов, специалисты госорганов. Действительно, с 18.03.2013г., когда вступил в силу техрегламент Таможенного союза «О безопасности лифтов», Ростехнадзор утратил возможность контролировать данный сегмент «грузоподъемной» отрасли. Процесс определения нового надзорного ведомства пока задерживается, что явно вредит вопросу безопасности при эксплуатации этих ГПМ. Одни участники рынка считают, что в надзор за лифтами должен включиться Росстандарт. Другие полагают, что контролировать эти объекты должна специальная комиссия, в которую войдут сотрудники обслуживающей организации, уполномоченные представители собственника ГПМ, госчиновники и т.д. И все же любые решения в данной сфере функционируют на уровне проектов и обсуждений.

Однако есть один подтвержденный факт - с 15.03.2013г. лифты официально исключены из числа опасных производственных объектов (поправки ФЗ 22 в закон о промбезопасности). Следовательно, отменена их обязательная регистрация в госреестре ОПО . Но пока реестр Ростехнадзора содержит сведения об объектах лифтового хозяйства, они по-прежнему относятся к категории опасных. Как следствие, инспекторы ФСЭТАН в любой момент (как минимум, 1 раз в год) могут прийти с детальной проверкой - осмотреть оборудование, проанализировать имеющуюся техническую документацию.

Выход из этой ситуации прост - выведение лифтов из реестра ОПО , т.е. снятие их с регистрации в органах Ростехнадзора.

Почему нужно выводить лифты из реестра Ростехнадзора

Цель процедуры предельно ясна - избежать проверок со стороны сотрудников Ростехнадзора. Ведь тот факт, что госреестр ОПО включает сведения о ваших объектах (лифтах, эскалаторах, которые также исключены их перечня ОПО), влечет за собой ежегодную проверку. Инспектор проанализирует эксплуатационную документация (паспорта ТУ и т.д.) на предмет правильности заполнения и ведения, осмотрит грузоподъемные механизмы. Кроме того, специалист ФСЭТАН может затребовать нормативно-технические документы, которые нужны для работы на объекте - ППК, ПЛАС, заключение экспертизы промбезопасности и т.д. Ведь, по его мнению, ваш лифт - все еще опасный производственный объект.

Как известно, мой дом - моя крепость. Но насколько эта известная фраза актуальна в нашей современной жизни? Так ли уж безопасны наши «крепости» или все же в них есть некоторые изъяны? Например, каждый городской житель практически ежедневно пользуется лифтом. Эта конструкция настолько часто используется в нашей повседневной жизни и стала такой привычной, что мало кто задумывается о ее безопасности. А ведь находясь в шахте лифта, а также в его кабине, человек подвергается нешуточной опасности.

Пользуясь различными видами подъемников, мы раз за разом подвергаем себя неконтролируемому риску. Непонятно? Попробуем пояснить. Например, передвигаясь в автомобиле, человек подвергает себя риску контролируемому. Достаточно соблюдать правила дорожного движения, не садиться за руль в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, пользоваться исправным транспортным средством, пристегиваться и риск наступления травматической ситуации значительно снижается. В случае же с лифтом мы никак не можем контролировать процесс и вынуждены всецело полагаться на организацию, осуществляющую техническое обслуживание лифтов. Именно от их профессионализма и ответственности зависит наше благополучие.

Вот тут и возникает вопрос о страховании лифтов. Каким образом осуществляется этот процесс? Кто должен за него платить? Эти и некоторые другие нюансы мы и рассмотрим сегодня.

Объект повышенной опасности

Оказывается, лифтовое хозяйство — территория опасная. Поэтому с некоторых пор, а точнее, с января 2012 года принято обязательное страхование лифтов во всех местах, где таковые имеются. Такая норма предусмотрена пятой статьей ФЗ No 225, где говорится о непременном страховании ответственности владельца объекта повышенной опасности.

Невзирая на то, что в многоквартирном жилом доме хозяевами и собственниками подъемника являются жильцы, страхованием лифтов должна заниматься управляющая фирма. Причем стоимость такого действия входит в плату за обслуживание всего дома. Решение жильцы могут принять отдельно на собрании совладельцев. Но тут-то и начинаются вопросы. Подавляющее число жителей не задумывается об этом вопросе и по умолчанию считает, что страхование лифтов в жилых домах - дело само собой разумеющееся. Однако на практике оказывается, что это не так.

Управляющие компании чаще всего «забывают» страховать лифтовое оборудование или не вовремя продляют договор. А вот включать соответствующие суммы в тариф по оплате услуг продолжают регулярно. В результате средства накапливаются на счетах управляющей организации, но вот только случись что — на страховку можете не рассчитывать.

Кто должен заключать договор?

Управляющая организация, нанятая жильцами для обеспечения сохранности и работоспособности всех объектов общего пользования, в том числе подъемников и шахты лифта, просто обязана от имени жильцов оформлять договор страхования подъемников. Также УК должна следить и за своевременным продлением срока действия документа. Чтобы этот вопрос не остался без контроля, жильцы многоквартирного дома могут на общем собрании жильцов письменно закрепить такую обязанность, указать источники и объемы финансирования. Также следует определить и формы контроля за выполнением такого указания.

Поскольку страхование лифтов как опасных объектов обязательно, его стоимость, наряду с другими статьями расходов, уже заложена в графу «За содержание жилья». Так что отдельно жильцы ничего оплачивать не обязаны.

Любой житель дома может выяснить где и на какую сумму застраховано лифтовое оборудование, установленное в его доме. Для этого достаточно написать соответствующее заявление в УК и изучить договор.

Поскольку по закону страхование лифтов - процедура, которая доступна только для юрлица, жителям домов, выбравшим форму самостоятельного управления домом и отказавшимся от услуг управляющей организации, придется дополнительно создавать ИП или ООО. Именно от его имени и будут заключаться все договоры.

Зачем страховать?

Страхование лифтов - наиболее цивилизованный способ защитить тех, чьи здоровье, жизнь и имущественные интересы могут пострадать от пользования объектом. Для физических лиц, пострадавших в момент происшествия, это гарантия финансовой компенсации. Для организаций - вероятность того, что ущерб, полученный в результате аварии, будет возмещен страховщиком. А для государства в целом страхование пассажирских и грузовых лифтов является методом снижения финансовой нагрузки на бюджеты разных уровней.

Обязательная страховка — дополнительный способ стимулировать собственников осуществлять своевременное техническое обслуживание лифтов. Ведь чем лучше состояние подъемника, тем дешевле будет стоить договор. Кроме того, если в результате расследования будет доказано, что в происшествии есть вина собственника подъемника, то СК, произведя выплату, имеет право обратиться с регрессным иском и возместить потраченную сумму. Так что можно с уверенностью утверждать, что страхование грузовых лифтов, равно как и пассажирских, влечет за собой качественное обслуживание и более высокий уровень безопасности.

Считаем цену страховки

П = (С х Т) х 0,01, где

  • П - стоимость полиса;
  • Т - тариф;
  • С - страховая сумма (прописана в статье 6 ФЗ No 225).

Базовый тариф определяются очень просто и зависит от общего числа лифтов, имеющихся в наличии. Например, если управляющая компания обслуживает всего 1 дом и в ее ведении находится не более 5 подъемников, то базовая ставка страхового тарифа составляет 0,05. А вот если в ведении компании находится от 101 до 150 лифтов, тариф принимает значение 1,30. Полный перечень тарифов можно посмотреть в Указании Центробанка РФ No 4234-У от 19.12.2016 г.

Иногда в указанной выше формуле может появляться так называемый понижающий коэффициент и тогда расчет будет таким:

П = (С х Т х К) х 0,01.

Снижающий коэффициент принимается индивидуально, исходя из степени опасности подъемника, сроков его эксплуатации, качества обслуживания и других показателей. Максимальный коэффициент равен 0,6, что означает снижение цены страховки на 40%.

Что нужно для оформления договора?

Хотя Ростехнадзор и исключил лифты из перечня опасных производственных объектов, все равно, наличие страхового полиса — одно из необходимых условий законности использования вашего подъемника. Более того, Ростехнадзор имеет право явиться с проверкой техсостояния лифтового хозяйства. При выявлении отсутствия страховки будут выписаны штрафы как на юрлицо, в ведении которого остается подъемник, так и на должностное лицо, ответственное за получение полиса.

Для оформления страховки понадобятся такие документы:

  • заявление;
  • документ о регистрации объекта в реестре;
  • карточка учета;
  • техдокументация на объект;
  • реквизиты организации.

Правильно заполнить все бумаги вам помогут сотрудники выбранного страхового агентства.

Что грозит тем, кто игнорирует закон?

Делать этого не стоит, ведь ответственность в данном случае хоть и является административной, но все же здорово бьет по карману.

Для юридических лиц за несоблюдение требований законодательства предусмотрен штраф от 300 тысяч до полумиллиона рублей. Для должностных - от 15 000 до 20 000 руб.

Если учесть, что максимальная стоимость страховки не превышает 150 тысяч, расходы могут быть немалыми. Кстати, если проверяющая организация выяснит, что лифт использовался без страховки, с собственников жилья все равно будет взыскана причитающаяся сумма. Даже если со времени неправомерной эксплуатации прошло уже несколько лет.

Что делать в случае аварии?

А что же делать в том случае, когда с лифтом произошел некий конфуз? Прежде всего — спасать потерпевших! Для начала следует обеспечить оказание первой помощи, а при необходимости вызвать скорую.

Также следует документировать все обстоятельства происшествия с применением фото или видеофиксации, а также немедленно вызвать сотрудников управляющей компании. Если результатом аварии стала гибель человека, следует немедленно вызвать сотрудников правоохранительных органов.

На протяжении суток после происшествия необходимо проинформировать об этом страховую организацию, выдавшую полис. Далее нужно просто следовать инструкциям страховщика.

Что является страховым случаем?

Таким событием признается любая авария, в результате которой был нанесен вред здоровью или жизни граждан. Например, таковым может считаться отказ аварийного тормоза, из-за чего лифт очень быстро спускается на самый нижний этаж, а люди, находящиеся в нем, могут получить травмы различной степени тяжести.

Для получения выплаты необходимо обратиться в соответствующую СК и предоставить необходимые документы.

Какую компенсацию можно получить?

В данном случае все зависит от степени тяжести полученного увечья. Страховая организация обязана возместить пострадавшему все суммы, потраченные на лечение, если они подтверждены чеками.

В случае смерти пассажира его семья может рассчитывать на максимальную компенсацию в размере 2 миллионов российских рублей. Кроме того, дополнительно будет выплачено 25 тысяч на расходы, связанные с погребением.

Компенсацию можно получить даже в том случае, когда лифт не был застрахован. Пострадавшему следует обратиться в Национальный союз страхования ответственности (НССО).