Лидеры по выращиванию каучука. Производство синтетических каучуков: анализ мировых мощностей

Гевея - главное каучуконосное дерево

Вьетнам занимает 3-е место в мире по производству натурального каучука (чуть более 1 млн. тонн). Россия импортирует каучук только из стран Юго-Восточной Азии, так как доставка из Южной Америки обходится дороже. 80% импорта идет из СРВ из-за хорошего сочетания цена-качество. Этот товар поступает через порты Владивосток и Санкт-Петербург.

По-вьетнамски слово «каучук» пишется cao su.

Производить каучук во Вьетнаме выгодно. В последние годы экспортная цена натурального каучука непрерывно увеличивается и он приносит самый большой доход по сравнению с другими растениями. Кроме того, первоначальные инвестиции требуются меньшие, чем при выращивании других культур.

Натуральный каучук

Натуральный каучук получают из латексного молочка, которое содержится в раcтении гевеи и в других каучуконосах. Каучук является высокомолекулярным углеводородом (C5H8)n. Его свойства происходят от особой конфигурации молекул. Натуральный каучук перерабатывают в резину путем вулканизации.
Каучуконосы лучше всего произрастают до 10 градуса широты к северу и к югу от экватора. Полоса шириной 1300 километров по обе стороны от экватора называется «каучуковым поясом».

Каучуконосы

Во Вьетнаме каучук выращивается, преимущественно, в южных провинциях страны. Первые плантации появились в 1897 г. при французской колониальной администрации, когда в мире стал резко увеличиваться спрос.

В настоящее время площади под гевею планомерно увеличиваются - такова политика вьетнамского Минсельхоза СРВ. Например, в местности Тай Нгуен плантации кофе уменьшаются и отдаются под гевею. Расширение посадок гевеи продолжается и в условиях мирового финансового кризиса. С одного гектара посадок гевеи собирается 1.6 тонн каучука в год, а все время жизненного цикла один гектар дает 30 тонн.
Те деревья, которые из-за возраста уже не дают латекс для производства каучука, спиливают и используют в производстве мебели .

Центром выращивания каучуконосов и производства каучука является провинция Бинь Фыок. В ней действуют более 30 заводов по переработке каучукового сока общей мощностью более 340000 тонн/год. Качество продукции отвечает самым строгим требованиям покупателей, в том числе ведущих компаний по производству шин, таких как Мишлен и Мицубиси.

В связи с увеличением выпуска каучука вьетнамские товаропроизводители создали совместные предприятия в соседних Лаосе и Камбодже для выращивания гевеи. Например, Vietnam Rubber Group (VRG) планирует расширить свои плантации каучуконосов в Камбодже и довести к 2012 г. их общую площадь в этой стране до 100 тыс. га.

Плантации гевеи расширяются и на севере страны. Однако вьетнамские экологи считают, что здесь это может привести к ряду экологических и экономических проблем. Они говорят, что экономического эффекта нет так как север из-за климатических и почвенных условий мало подходит для гевеи. В то же время, для новых плантаций гевеи вырубаются другие деревья, например, фруктовые.

Производство каучука и изделий из резины

Координацией производства и экспорта каучука занимается Генеральная корпорация каучука СРВ. В провинции Бинь Зыонг работает НИИ каучука. Он занимается выведением новых сортов деревьев, разработкой методов обработки почвы, техники выращивания и ухода за деревьями, технологий сбора и переработки латекса.

Самым большим государственным холдингом по производству каучука является Vietnam Rubber Group (VRG), известный еще как GERUCO, которому принадлежат 22 компании.

Ежегодный рост производства каучука доходит до 10%. Объем производства к 2020 г. должен вплотную приблизиться к 1,2 млн. тонн.
Основными потребителями являются производители шин. Однако, из-за правительственных установок на увеличение экспорта и налоговой политики производители каучука охотнее продают его за рубеж. Поэтому шинные предприятия часто вынуждены покупать импортный каучук.

Стратегия развития каучуковой отрасли на ближайшие годы такова:
— создание новых и обновление старых плантаций на площади 42 тысячи га
— увеличение сбора каучука до 2 тонн с га
— совершенствование структуры отрасли в выращивании, переработке и сбыте продукции
— внедрение новых видов обслуживания
— снижение доли экспорта каучукового сырья и увеличение доли готовой продукции.

Отрасль добычи каучука в настоящее время является одной из самых прибыльных. Один гектар гевеи после полного цикла производства условно дает доход около ста миллионов донгов в год (более $5000).

С 2008 г. в провинции Донг Най работает шинный завод Maxxis. Ежегодное производство достигает 16 тыс. мотоциклетных шин. Площадь завода составляет 200 тыс. кв. м. Производство направлено на внутренний рынок, а также на рынки соседних стран.

Из резины выпускаются различные товары: матрасы, в том числе, надувные, резиновые ленты, перчатки, кондомы.

В производстве вьетнамского натурального каучука немного участвует и Россия. Существует вьетнамо-российское предприятия «Висорутекс». Частью акций этого СП владеет госкорпорация «Ростехнологии».

Многие производители объединены в ассоциацию Vietnam Rubber Association. По вьетнамски она пишется так - Hiệp hội Cao su Việt Nam.

Марки вьетнамского каучука

Основной маркой является SVR 3L. Другие марки: SVR CV50, SVR CV60, SVR L, SVR5, SVR 10, SVR 20. Кроме того, производятся каучуковые листы RSS3. Марки различаются содержанием в каучуке грязи, сажи, азота, летучих веществ, а также, по показателям пластичности.

Экспорт

Натуральный каучук входит в список основных экспортных статей. Ежегодно его экспортируется около 800 тыс.тонн. СРВ занимает 5-е место в мире по экспорту каучука с долей в 7.3% на мировом рынке и получает ежегодно около $3.0 млрд. от его продаж за рубеж.
Самым крупным импортером вьетнамского каучука является Китай, за ним Европа и США.

Производство

мяса

животного масла

молока

куриных яиц

Бразилия

Бразилия

Аргентина

Нидерланды

Чехословакия

Великобритания

Великобритания

Великобритания

Нидерланды

Австралия

Бразилия

Великобритания

Тесты для самоконтроля

1. Закончите фразу: «Крупнейшими в мире производителями пшеницы в середине 1990-х годов являлись…» (выбрать верную строку):

а) Канада, Австралия, США, Россия, Китай

б) США, Китай, Аргентина, Казахстан, Пакистан

в) Китай, Индия, США, Франция, Россия

2. Отметьте, какие страны являлись крупнейшими в мире производителями риса в середине 1990-х годов (выбрать верную строку):

а) Китай, Индия, Индонезия, Бангладеш, Вьетнам

б) Индия, Китай, Шри-Ланка, Бразилия, Мьянма

в) Китай, Индонезия, Япония, Вьетнам, Таиланд

3. Закончите фразу: «Среди развивающихся стран лидерами в мировом улове рыбы и добыче морепродуктов являются…»:

а) Индонезия е) Бразилия

б) Таиланд ж) Перу

в) Индия з) Венесуэла

г) Чили и) Египет

д) Марокко к) Бангладеш

4. Найдите неверное утверждение:

а) Главный экспортер чая в мире – Шри-Ланка

б) Больше всего тростникового сахара производится в Индии

в) Лидеры по производству натурального каучука – страны Юго-Восточной Азии

г) Три главных зерновых культуры мире – пшеница, рис и кукуруза

5. Какая страна мира считается «родиной» кофе?

а) Кения г) Эфиопия

б) Китай д) Колумбия

в) Бразилия

2.4.6. Мировой транспорт

Современное состояние, факторы размещения, особенности размещения. Классификация отраслей транспорта (структура, грузооборот):

речной, железнодорожный, морской, воздушный, автомобильный. Страны-лидеры в мировом транспорте.

Транспорт - от­расль материальной сферы, которая осуществляет пере­движение грузов и пассажиров. Транспорт является основой географического разделе­ния труда, объем и структура перевозок отражают уровень и структуру экономики, а география транспортной сети - размещение производительных сил.

Мировая транспортная система сформировалась в XX веке и включает следующие виды транспорта: морской, речной (внутренний водный), железнодорожный, автомобильный, воздушный, трубопроводный. По объему перевозимых грузов и дальности перевозки (грузообороту) в мире лидирует морской транспорт: по интенсивности движения лидирует Атлантический океане, Тихий океан, занимающий второе место по объему морских перевозок, на третьем месте – Индийский. Наиболее крупными флотами (по тоннажу) располагают следующие страны: Либерия, Панама (страны-обладательницы «удобных и дешевых флагов»), Япония, Великобритания.

В структуре мировых морских перевозок наибольшая доля принадлежит наливным грузам (нефть, нефтепродук­ты, газ).

На географию мирового морского транспорта боль­шое влияние оказывают международные водные каналы, особен­но Суэцкий и Панамский. Большую роль в географии морского транспорта иг­рают также морские проливы - Ла-Манш, Гибралтарский и другие.

В размещении видов транспорта существуют региональные различия. Например, во внутренних перевозках в США лидирует автомобильный транспорт, Индии, России, Китае – железнодорожный, Японии, Норвегии – морской и т.д.

Тесты для самоконтроля

1. Какие показатели определяют грузооборот любого вида транспорта?

а) объем перевозимых грузов

б) расстояние, на которое они перевозятся

в) себестоимость перевозок

г) быстрота перевозок

2. Закончите фразу: «Доля морского транспорта в мировом грузообороте составляет…%» (выбрать верную строку):

а) более 60%

б) около 50%

в) около 45%

3. Назовите крупнейшие морские каналы:

а) Волго-Балтийский е) Эри-канал

б) Каракумский ж) Великий Китайский

в) Суэцкий з) Панамский

г) Беломорско-Балтийский и) Волго-Донской

д) Кильский

4. Укажите город, в котором располагается крупнейший в мире (по объему пассажироперевозок) аэропорт:

а) Лондон

в) Чикаго

5. Выберите пролив, через который проходит наибольше число морских судов:

а) Ла-Манш б) Баб-Эль-Мандебский

в) Босфор г) Малаккский.

Добро пожаловать на сайт, на котором Вы можете узнать все о такой необходимой вещи в жизни каждого из нас, как ЛАСТИК!

Когда Вы читаете эти строки, Ваш ластик, в лучшем случае, сиротливо лежит в канцелярском наборе, не напоминая о себе днями или даже неделями. А может, Вы, вообще не пользуетесь ластиком и предпочитаете писать шариковой ручкой. Но если ластик сейчас находится в поле Вашего зрения, то не поленитесь – возьмите его в руки и подумайте, сколько людей в разных уголках мира не только имеют отношение к его , но и стараются сделать его красивым, веселым и максимально удобным для Вас. И уверяю Вас, что Вы поневоле станете уважать эту безделицу за то внимание, которое оказывает ему индустрия канцелярских товаров, за те усилия дизайнеров и ведущих инженеров, которые делают ассортимент ластиков таким широким и интересным.

Интерес к ластику привел меня к идее создания коллекции, история которой уходит в безденежный 1996 год, когда в придачу к какому-то нужному подарку на день рождения мама приложила безделицу: четыре ластика, бренды которых впоследствии я ни разу не встречала. Тогда у меня не поднялась рука их изводить (подарок же!) да и не было необходимости в их одновременном использовании, поэтому они стали прародителями моей коллекции, где до сих пор находятся на особом положении.

Сейчас в моем собрании уже более 1000 ластиков. Но смысл коллекции, конечно, не в количестве экземпляров, а в их разнообразии. В активном пополнении моей коллекции принимают участие все, кто знает о моем увлечении и кто неравнодушен к идее коллекционирования в целом. Больше всех, безусловно, помогает мама, которой вывеска «канцтовары» каждый раз напоминает обо мне и заставляет задержаться у прилавка. Однако все осложняется тем, что окружающие не могут помнить всех ластиков моей коллекции, поэтому частенько преподносят дубли уже имеющихся. Но, что греха таить, я сама иногда тоже умудряюсь покупать дубли! Упомнить все мои экспонаты сложно даже мне самой.

География покупок ластиков моей коллекции самая разнообразная. В России - от «солнечного» Мурманска на севере до не менее солнечного Пятигорска на юге, от Бреста на западе до Перми на востоке. Самый большой «улов» пришелся на Пятигорск и столицу Карелии Петрозаводск, где я купила по 20-25 ластиков одновременно. В последние годы, видимо, исчерпав все "ластиковые резервы" в России, я стала все чаще приобретать новые экземпляры за рубежом. Отныне я не возвращаюсь из отпуска меньше чем с парой-тройкой килограммов ластиков.

Скажу честно, что коллекционировать ластики известных фирм, таких как , и др., любопытнее, поскольку официальные сайты этих производителей очень информативные, а ассортимент разнообразен и четко определен, что облегчает поиски и делает их целенаправленными. Поэтому покупка очередного тайваньского или китайского ластика вызывает у меня не восторг, а скорее недоумение; мне непонятно, кто производитель этих ластиков, и какой у него ассортимент.

Мои ластики (все, без исключения!) заслуживают очень нежного и трепетного отношения. Зная, что резина со временем сохнет, трескается и теряет свои эластические свойства, я обернула каждый ластик полиэтиленовой тонкой пленкой. Я очень надеюсь, что мою коллекцию ждет долгая жизнь…

Если Вы знаете о ластиках больше меня и интересуетесь этим предметом, я приглашаю Вас пройтись по моему сайту! Буду благодарна, если Вы отправите свой отзыв по электронной почте, а также если не поленитесь и обратите мое внимание на найденные ошибки и неточности.

С уважением, Кокина Юлия

Мировой рынок каучуков  

Две трети производимых в мире синтетических каучуков - это универсальные каучуки, конкурирующие с натуральными каучуками. Обострение конкуренции на рынке НК и универсальных СК (на долю этого рынка приходится примерно 3/4 мирового рынка каучуков) заставляет производителей снижать издержки и цены.  


Одна треть производимых в мире СК относится к категории специальных. Специальные СК не являются конкурентами натуральных каучуков. Конкуренция на рынке специальных СК не может быть такой острой, как на рынке универсальных СК и НК. Рынок специальных СК (равный примерно 1/4 мирового рынка каучуков) более монополизирован. Поэтому цены на специальные СК достигают уровня 2000 долл./т и выше.  

Число стран-конкурентов на мировом рынке НК растет, увеличивается площадь земель, занятых каучуконосами, наблюдается обострение конкуренции между странами-производителями натуральных каучуков. На рынке НК наблюдается периодическое перепроизводство, сопровождающееся падением цен на них.  

Вся разорительность новых расходов на нефть становится особенно очевидной в сравнении с теми небольшими доходами, которые сами развивающиеся страны получают на мировом рынке от продажи их важнейшей экспортной продукции - сельскохозяйственных товаров . Согласно данным Продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединенных Наций (ФАО), страны третьего мира в 1976 г. получили на мировом рынке , например, за кофе 7,3 млрд. долл., хлопок - менее 4 млрд., каучук - 2,2 млрд., рис -2,1 млрд., за чай - 0,8 млрд. долл. А в целом развивающиеся страны получили от экспорта сельскохозяйственной продукции примерно 30 млрд. долл.2  

Изменения на одном из рынков обычно вызывают волнообразный процесс изменений на других рынках. Например, насыщение автомобильных рынков мира, начавшееся в 1990-е годы, вызвало насыщение рынка автомобильных шин, а вслед за ним и насыщение рынка каучуков. Поэтому за 1950-1970 гг. мировое производство натурального и синтетического каучука вы-  

Еще больше эта картина усложняется тем обстоятельством, что и на различных отраслевых рынках насыщение спроса происходит также не в одно и то же время. Насыщение спроса на мировом рынке алюминия , к примеру, началось еще в 1970-е годы основные изменения, происшедшие с тех пор на данном рынке, сводятся главным образом к изменениям в сырьевой базе отрасли (росту добычи высококачественных бокситов и сильному сокращению добычи низкокачественного сырья увеличению масштабов оборотного, повторного использования металлического алюминия). Насыщение рынка стали в США началось еще в конце 1960-х годов, в Западной Европе - в 1970-е и в Японии - в 1980-е годы в настоящее время рынок стали насыщен практически во всех странах мира . Насыщение спроса на рынках минеральных удобрений , автомобилей, каучука началось в 1990-е годы. А мировые рынки текстильных волокон и туристских услуг, судя по всему, до сих пор являются ненасыщенными.  

В результате мощного развития крупного машинного производства , появления крупного акционерного капитала , углубления международного разделения труда и появления современных средств транспор-тА и связи получил развитие мировой рынок . Сейчас жители, скажем, Европы хорошо знают товары, создаваемые в США, Японии и многих других странах. Мировой рынок уже давно снабжает все государства таким сырьем, как нефть, олово, каучук, пшеница, сахар, кофе, чай. Новейшие средства связи позволяют точно знать, что происходит с ценами на товары в разных частях земного шара. Стало возможно заключать торговые сделки, покупать иностранную валюту без того, чтобы контрагенты лично встречались друг с другом. Интернационализация рыночных связей привела к тому, что уровень мировых цен на Товары и услуги стал важным ориентиром для хозяйственной деятельности подавляющего числа предпринимателей экономически развитых стран.  

Схематично столетняя эволюция международной специализации развивающихся экономик выглядит следующим образом. В начале XX в. развивающиеся страны специализировались преимущественно как поставщики на мировой рынок сельхозпродукции - продовольствия (чая, кофе, какао, пшеницы), хлопка, джута, других натуральных волокон, а также каучука и тропической древесины. Определенное значение имел также экспорт тканей.  

В начале XXI в. в мире насчитывается более 70 тыс. ТНК и 850 тыс. их филиалов. Материнские компании расположены главным образом в развитых странах (50,2 тыс.), большее число филиалов приходится на развивающиеся страны (495 тыс.). Около половины мирового промышленного производства и свыше 2/3 внешней торговли приходится на ТНК. Они контролируют примерно 80% патентов и лицензий на изобретения, новые технологии и ноу-хау. Под контролем ТНК находятся отдельные товарные рынки 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута и железной руды, 85% - рынка меди и бокситов, 80% - рынка чая и олова, 75% - рынка сырой нефти, натурального каучука и бананов. До половины экспортных операций США осуществляется американскими и зарубежными ТНК, в Великобритании аналогичные операции осуществляют до 80% ТНК, в Сингапуре - до 90%. На предприятиях ТНК работает более 70 млн человек, которые-ежегодно  

Значительно изменились по сравнению с началом века роль и значение различных стран. В 1930-е гг. Великобритания и ее колонии были крупнейшими представителями мировой торговли на их долю приходилось более 50% мирового рынка шерсти, чая, каучука и олова и более 30% - пшеницы, сливочного масла, говядины, телятины, баранины, риса, и муки. Однако вскоре после начала Второй мировой войны торговля стандартизированными товарами претерпела изменения. Строгий валютный контроль радикально изменил способы ведения торговли. Правительства Великобритании и США закупали продукты оптом у производителя и доставляли конечному потребителю . Экспортеры имели дело с одним или двумя крупными покупателями, это означало замену частной торговли практически полным правительственным контролем. Только в 1956 г. система частной торговли была восстановлена и начал развиваться маркетинг стандартизированных товаров.  

В 80-90-х гг. формировалась индустриально-аграрная экономика, ориентированная на потребности мирового рынка . Экспортная квота , составлявшая в середине 60-х гг. порядка 50 % ВВП, увеличилась к середине 90-х гг. до 80 %. Помимо традиционных товаров каучука, пальмового масла, древесины, нефти и газа, с середины 80-х гг. ведущей статьей малайзийского экспорта стала электроника. В 90-е гг. Малайзия наряду с США, Японией, Южной Корей и Тайванем вошла в число крупнейших в мире производителей полупроводников, автомобилей, бытовой электроники, текстиля и одежды.  

Мы провели исследование тенденций развития мировых и национальных рынков стали, алюминия, текстильных волокон, натурального и синтетических каучуков, других синтетических полимеров, минеральных удобрений , автомобилей, нефти и других энергоносителей, а также туристских услуг (была проанализирована динамика рыночных процессов на них за 1970-2000 гг.). Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.  

На большинстве исследованных нами рынков наблюдается насыщение спроса , ведущее к превышению предложения над спросом и увеличению незагруженных производственных мощностей . Например, производственные мощности мировой сталелитейной промышленности в 1999 году были загружены на 68 %, загрузка мощностей по производству синтетических каучуков в 1994 году составила примерно 70 %, загрузка мощностей по добыче фосфатного сырья в 1997 году составила 84 %, мировые избыточные мощности по производству поливинилхлорида в 1997 году составили 8 %, по производству полипропилена - 11 %, полиэтилена и полистирола - 21 %.  

Концентрированным выражением сложности перехода от рынка продавца к рынку покупателя является нелинейный характер этого процесса. Рассчитав объем национального и мирового потребления различных продуктов (стали, алюминия, нефти, каучука и др.) на душу населения (в натуральном выражении) и, взяв полученные цифры за основу анализа тенденций развития соответствующих отраслевых рынков , мы пришли к следующим выводам.  

Зависимость. Нечего даже и спрашивать о том, зависят ли США от мировой экономики . США почти целиком зависят от других стран в потреблении бананов, кофе, какао, специй, чая, натурального шелка, никеля, жести, каучука и алмазов. Даже беглый взгляд показывает, что импортные товары конкурируют на многих внутренних рынках японские видеокамеры и видеомагнитофоны, французские и итальянские вина, швейцарские и австрийские лыжи, японские мотоциклы и автомобили - это лишь отдельные примеры. Иностранные автомобили обеспечивают 33% общего объема продаж автомобилей в Соединенных Штатах. Даже великое американское времяпрепровождение - бейсбол - очень сильно зависит от импорта перчаток и мячей.  

Функционируют М.р. отдельных товаров, которые определяют цены и другие условия реализации этих товаров. Однако существует взаимосвязь между рынками разных товаров, при этом не только взаимозаменяемых (например, натурального или искусственного каучука) или представляющих технологическую цепочку (сырье - полуфабрикат - готовая продукция), но и совершенно независимых друг от друга. Существует общий объем реализации товаров на М.р., определяемый состоянием мировой экономики и влияющий на состояние отдельных мировых товарных рынков.  

ОРГАНИЗАЦИИ СТРАН - ЭКСПОРТЕРОВ СЫРЬЯ - объединения развивающихся стран (основных поставщиков на мировой рынок сырьевых товаров) в целях координации поступлений товара на мировой рынок , а также стабилизации рынка. Созданию таких организаций и активизации их деятельности способствовали успехи Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) в борьбе за повышение своей доли в доходах от экспорта нефти и повышение цен на нее. Кроме ОПЕК существуют Организация стран - экспортеров меди (СИПЕК), Ассоциация стран - производителей олова, Международная организация по кофе, Союз стран - экспортеров бананов, ассоциации стран - производителей бокситов, железной руды, вольфрама, серебра, фосфатов, лесоматериалов, джута, каучука, арахиса, мяса, перца, какао и др. Так же как и международные товарные соглашения, О.с. - э.с. в целях стабилизации рынков на определенном этапе устанавливают экспортные квоты для своих участников, которые в других условиях могут быть отменены (ОПЕК. Ассоциация стран - экспортеров олова). Деятельность некоторых О.с. - э.с. связана с подписанием международных товарных  

Развитие мирового К. ц. в послевоен. период оказывает сущест пенное влияние на экономику развивающихся стран . Падение нропз-ва в империалистич. странах, как правило, сопровождалось резким падением цен на многие сырьевые товары, поставляемые на мировой рынок развивающимися странами . Так, под влиянием мирового экономического кризиса 1969 - 71 лишь на протяжении 1971 снизились рыночные цепы на фосфаты, олово, медь, натуральный каучук - примерно на 1/5. Общие потери развивающихся стран во внешнеторговом обороте с промыгаленно развитыми капиталистическими государствами составили в 1971 ок. 5 млрд. долл. это непосредственно отражалось на увеличении дефицитности торг, балансов развивающихся стран нх совокупный дефицит составил 2,6 млрд. долл. в 1971 против 1,9 млрд. долл. в 1970. Замедлились темны роста пром. произ-ва в развивающихся странах , сократились их закупки производств, обору-  

Современная внешнеторговая практика свидетельствует, что первостепенный интерес представляет прогнозирование мировых цен на основные товары , спрос и предложение на них на

Базируясь на требованиях и возможностях, которые предоставляют международные транспортные коридоры, Сингапур разработал один самых мощных в мире компьютеров. Малайзия, еще полстолетия назад выходившая на мировой рынок лишь с каучуком и оловом, сейчас достигла таких успехов, что ее амбиции простираются до тех пределов, чтобы строить собственный космодром.  

На долю четырех ПРС, являющихся крупнейшими производителями СК (США, Японии, Германии и Франции), в 1990 г. пришлось только 41,6% мирового производства синтетических каучуков. Следовательно, рынок СК - это демонополизирующийся рынок. В 70-80-е годы мощностями по производству СК обзаводились многие страны, включая и P (Южная Корея , Бразилия, Индия и др.). Быстрое наращивание производственных мощностей привело к тому, что значительная часть их оказалась незагруженной. В 1994 г., например, загрузка мировых мощностей по производству СК составила примерно 70%.  

Важная составная часть экономики - внешняя торговля . В 1986 г. экспорт составил св. 22 млрд дол., импорт - ок. 26 млрд. Значительная часть товарооборота приходится на реэкспорт нефти, каучука и нефтепродуктов. В экспорте увеличивается удельный вес оборудования, приборов и машин, продукции легкой пром-сти. Осн. торг, партнеры - Япония, США, Малайзия, Великобритания, КНР, Саудовская Аравия . Значительное развитие получило пром. произ-во. Св. 1,5 тыс. пром. предп-тий, преимущ. по переработке нефти и каучука, а также электронной, электротехнической, машино- и судостроительной, судоремонтной, нефтехимической, оптической и легкой пром-сти,- капиталоемкие отрасли, использующие квалифицированную рабочую силу . В 1987 г. появились признаки преодоления застоя в экономике, вызванного в последние годы падением цен на мировом капиталистическом рынке. Но все еще с недогрузкой работают, в частности, нефтеперерабатывающие предп-тия (их полная мощность - до 55 млн т в год). Значительное развитие получил иностр. туризм (до 3 млн туристов в год).  

После 2-й мировой войны 1939-45 подъём экономики каниталистич. стран продолжался недолго. Уже в 1948-49 капиталистич. экономика пережила своё первое после войны кризисное потрясение. Э. к. обрушился в первую очередь на гл. страну капитализма - США. Объём продукции амер. пром-сти с окт. 1948 по июль 1949 упал на 18,2%. Кризис в нром-сти дополнился пе-репроиз-вом в с. х-ве. Резко сократился объём внеш. торговли США. В Канаде пром. произ-во упало на 12%. Общий объём пром. продукции в развитых каниталпс-тич. странах сократился почти на 6% по сравнению с предыдущим годом. Товарный голод, характерный для первых послевоен. лет, сменился общими трудностями сбыта на мировом капиталистич. рынке. Упал экспорт (по стоимости) мн. стран Европы и Азии. Сократился мировой экспорт пшеницы, кофе, каучука, шерсти, угля. Всё это нанесло удар по и без того тяжёлому валютному положению мн. стран, что вызвало массовую девальвацию каниталистич. валют осенью 1949. Т. о., кризис 1948-49 не был локальным явлением, свойственным только США и Канаде, а имел по существу мировой характер.