Курсовая работа: Проблема выбора в экономике. Экономический выбор

Курсовая работа: Проблема выбора в экономике. Экономический выбор

Какие две сто­ро­ны эко­но­ми­че­ско­го вы­бо­ра от­ме­ти­ли авторы? В чём со­сто­ит про­бле­ма эко­но­ми­че­ско­го выбора? При­ве­ди­те при­мер си­ту­а­ции эко­но­ми­че­ско­го выбора.


За последние 250 лет человечеству удалось существенно увеличить производство и улучшить качество жизни. И сейчас экономический прогресс общества открывает всё более и более эффективные способы превращения имеющихся в его распоряжении ресурсов в желанные товары и услуги. Но это не отменяет фундаментального закона - человек всё равно испытывает и будет испытывать дефицит. Ресурсы в мире ограничены, а человеческие желания бесконечны. И, поскольку всего того, что хочется, иметь невозможно, приходится выбирать.

Если для производства какого-либо одного товара мы используем труд, станки, природные ресурсы, - это вынуждает отказываться от других товаров, которые могли бы быть произведены в иной ситуации. Этот выбор в рыночной экономике осуществляют потребительский спрос и издержки производства. Спрос на товар - сигнал потребителя, указывающий предпринимателю, что следует производить. Однако чтобы произвести, исходные ресурсы должны быть «откуплены» у других направлений их использования. Издержки на закупку ресурсов напоминают предпринимателю, что существуют и другие производства, требующие тех же ресурсов.

В результате производители имеют сильный стимул поставлять на рынок только те товары, которые могут быть проданы по цене, по крайней мере равной издержкам их производства, и особенно те товары, ценность которых в глазах потребителя в наибольшей степени превышает издержки на их производство.

Важно понимать, что товар может быть предоставлен человеку или группе людей бесплатно, только если его кто-то оплатит, и это лишь перераспределит бремя издержек, ничуть его не уменьшая. Политики часто говорят о «бесплатном образовании», «бесплатной медицине» или «бесплатном жилье». Эти выражения способны лишь ввести в заблуждение. Ни одно из благ не предоставляется бесплатно - для производства каждого из них требуются дефицитные ресурсы. Например, здания, труд и другие ресурсы, вовлечённые в процесс обучения, могли бы использоваться для производства продовольствия, оказания услуг в сфере отдыха и развлечений и т. д. Издержки «производства образования» есть стоимость тех товаров, от которых пришлось отказаться в результате того, что требуемые для их производства ресурсы были потрачены на образование. Правительство может переложить эти издержки с одних плеч на другие, но избавиться от них невозможно. Правило «за всё надо платить» верно во всех случаях жизни.

(Р. Строуп, Дж. Гвартни)

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие элементы:

1. Стороны: по­тре­би­тель­ский спрос и из­держ­ки производства.

2. Проблема: ис­поль­зо­ва­ние ре­сур­сов для про­из­вод­ства какого-либо од­но­го то­ва­ра вы­нуж­да­ет от­ка­зы­вать­ся от дру­гих товаров, ко­то­рые могли бы быть про­из­ве­де­ны в иной ситуации.

Стороны и про­бле­ма могут быть ука­за­ны в иных, близ­ких по смыс­лу формулировках.

3. Пример: если на гряд­ке по­са­же­ны кабачки, то вы­ра­щи­вать на этой же гряд­ке клуб­ни­ку не удастся.

Могут быть при­ве­де­ны дру­гие примеры.

1. Распредели по соответствующим графам таблицы примеры потребностей человека. Запиши в каждую графу таблицы номера соответствующих потребностей.

1) пища; 2) общение с другими людьми; 3) сон; 4) воздух; 5) признание со стороны других людей; 6) познание; 7) труд; 8) комфортный температурный режим; 9) успех в делах; 10) занятия музыкой


Понятия:

А) потребность
Б) ресурсы
В) блага

Определения:

1) всё, что является полезным для человека, ценится им
2) средства, необходимые для удовлетворения различных нужд
3) нужда в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей и общества в целом

Запиши в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

А-3 Б-2 В-1


3. Используя текст учебника, заполни пропуски в приведённом ниже тексте.

При организации различной деятельности люди сталкиваются с проблемой ОГРАНИЧЕННОСТИ ресурсов. Человеческие ПОТРЕБНОСТИ постоянно растут и практически безграничны, а РЕСУРСОВ для их удовлетворения всегда недостаточно. Это одна из главных ЭКОНОМИЧЕСКИХ проблем, определяющая во многом жизнь общества. Ресурсы необходимы для производства БЛАГА.


4. В регионе Z крайне низкая плотность населения, поэтому фирма, начавшая там разработку газового месторождения, вынуждена приглашать рабочих из других регионов на полугодовые вахты. Как этот факт соотносится с проблемой ограниченности ресурсов?

Ограниченность рабочих ресурсов в регионе Z- Недостаток рабочей силы.


5. Прочитай текст учебника и заполни схему.


6. В чём заключается проблема экономического выбора? Объясни и проиллюстрируй примером её сущность. Человек, делая свой экономический выбор, делает важный шаг. К примеру: выбор института для дальнейшей работы. Сам выбирает куда тратить свои ресурсы.
7. Анна решила заниматься восточными танцами. Сами занятия, приобретение костюмов и аксессуаров — удовольствие не из дешёвых. Вполне вероятно, что Анне придётся отказаться от затрат на удовлетворение других потребностей. Что в данном случае может выступить в качестве альтернативной стоимости? Обведи номера правильных ответов.

1) затраты на еду
2) затраты на посещение бассейна
3) затраты на одежду
4) затраты на изучение иностранного языка


8. Вспомни, какой была последняя крупная покупка твоей семьи.

Телевизор

Что являлось её альтернативной стоимостью?

Ноутбук

Объясни мотивы экономического выбора своей семьи.

Телевизор в зал, нужда.

2. Установи соответствие между понятиями и определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца.

Экономический выбор -- это принятие субъектом, осуществляющим выбор, одного экономического действия и одновременный отказ от другого в связи с невозможностью одновременного осуществления этих действий.

Субъектом, делающим экономический выбор, может быть любой экономический агент. Но в зависимости от того, в какой фазе общественного производства он осуществляет или планирует осуществить свою экономическую деятельность, он может быть:

  • - производителем экономических благ, выбирая в условиях ограниченных производственных ресурсов;
  • - потребителем экономических благ, выбирая в условиях ограниченных возможностей и обусловленности потребительских предпочтений.

«Ограниченность ресурсов» часто называют редкостью ресурсов относительно безграничности человеческих потребностей. Последние постоянно растут и изменяются по мере развития общества, роста хозяйственной деятельности, расширения рынка и т. д. Неслучайно появилось утверждение: «Чем больше имеешь, тем больше хочется!».

Эта проблема по мере развития общества не только сохраняется, но порой и возрастает, что объясняется истощением невоспроизводимых природных ресурсов и ростом потребностей общества в потребительских товарах и инвестициях.

Экономика - это производство, реализующее свободный выбор каждого его участника. Итак, выбор очередности удовлетворения потребностей превращает абсолютную ограниченность ресурсов в относительную, а производство - в экономику.

Любое общество, является ли оно полностью коллективизированным коммунистическим государством, капиталистической индустриальной нацией, племенем индейцев, затерянным в джунглях Амазонки или даже если оно состоит из одного Робинзона, должно решать тем или иным путем три коренные взаимосвязанные экономические проблемы (три главных вопроса), представленные на рис.

Рис.1.

Эти три вопроса - основные и общие для всех экономических систем, но способы их решения в каждой экономической системе разные. В условиях слаборазвитого общества поведение людей определяется обычаями и при решении вопросов: что, как и для кого производить? - можно обращаться к традициям и обычаям, закрепленным веками. Представителям другой культуры такая практика может показаться странной и безрассудной, но сами члены племени настолько привыкли к существующей практике, что будут удивлены и даже обижены, если их спросят о мотивах поведения.

В экономике (например, СССР) на эти фундаментальные вопросы ответ давало государство в лице своих административных органов (министерств, ведомств, комитетов). Этот антирыночный мир был основан на директивном планировании, государственных фондах ресурсов, закреплении предприятий-поставщиков за предприятиями-потребителями, талонной системе продажи товаров народного потребления и нескончаемых очередях за самыми разными благами и услугами. Одновременно на складах хранилось огромное количество продукции, не востребованной потребителем, но произведенной по плану.

Рыночная экономика в своем чистом виде предполагает наличие ответственных и самостоятельных производителей и потребителей. Производители производят те товары, от продажи которых они рассчитывают получить прибыль. Следовательно, еще до начала производственной деятельности они должны знать, для кого производят продукцию, какими потребительскими свойствами она должна обладать, когда ее нужно произвести и сколько. При этом производители используют те средства производства, которые позволяют максимально сэкономить затраты, ибо их они покрывают из собственного кармана. Понятно, что уровень потребления будет зависеть от полученных доходов. Иначе говоря, производитель будет производить для того, кто заплатит.

Таким образом, рыночная экономика - это такая форма организации хозяйства, при которой индивидуальные производители и потребители взаимодействуют посредством рынка, отвечая на вопросы: что, как, для кого производить - с помощью системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения.

Эк. выбор – способ распределения ограниченных ресурсов, который позволяет добиться максимума благ.

Но выбор – всего лишь волевой акт. Необходима еще материальная сила, которая смогла бы реализовать, осуществить этот выбор. Такой материальной силой является производство. Экономика – это производство, реализующее свободный выбор каждого его участника. Итак, выбор очередности удовлетворения потребностей превращает абсолютную ограниченность ресурсов в относительную, а производство – в экономику.

Любое общество, является ли оно полностью коллективизированным коммунистическим гос-вом, кап. индустриальной нацией, племенем индейцев, затерянным в джунглях Амазонки или даже если оно состоит из одного Робинзона, должно решать тем или иным путем три коренные в/связанные эк. проблемы (три главных вопроса).

Эти три вопроса – основные и общие для всех эк. систем, но способы их решения в каждой эк. системе разные. В условиях слаборазвитого общества поведение людей определяется обычаями и при решении вопросов: что, как и для кого производить? – можно обращаться к традициям и обычаям, закрепленным веками. Представителям другой культуры такая практика может показаться странной и безрассудной, но сами члены племени настолько привыкли к существующей практике, что будут удивлены и даже обижены, если их спросят о мотивах поведения.

В командной экономике (например, СССР) на эти фундаментальные вопросы ответ давало государство в лице своих административных органов (министерств, ведомств, комитетов). Этот антирыночный мир был основан на директивном планировании, государственных фондах ресурсов, закреплении предприятий-поставщиков за предприятиями-потребителями, талонной системе продажи товаров народного потребления и нескончаемых очередях за самыми разными благами и услугами. Одновременно на складах хранилось огромное количество продукции, не востребованной потребителем, но произведенной по плану.

Рыночная экономика в своем чистом виде предполагает наличие ответственных и самостоятельных производителей и потребителей. Производители производят те товары, от продажи которых они рассчитывают получить прибыль. Следовательно, еще до начала производственной деятельности они должны знать, для кого производят продукцию, какими потребительскими свойствами она должна обладать, когда ее нужно произвести и сколько. При этом производители используют те средства производства, которые позволяют максимально сэкономить затраты, ибо их они покрывают из собственного кармана. Понятно, что уровень потребления будет зависеть от полученных доходов. Иначе говоря, производитель будет производить для того, кто заплатит.



Т.о., рыночная экономика – это такая форма организации хозяйства, при которой индивидуальные производители и потребители взаимодействуют посредством рынка, отвечая на вопросы: что, как, для кого производить – с помощью системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения.

В процессе хоз деятельности экономические отношения между людьми функционируют всегда как определенная система, включающая в себя объекты и субъекты этих отношений, различные формы связей между ними. Экономика любой страны функционирует как самостоятельная большая система. И каждое звено этой системы может существовать только потому, что получает что-либо от других звеньев, т.е. находится с ними во взаимосвязи и взаимозависимости.

Т.о.,экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг.

Система всегда находится в развитии. Современный мир характеризуется наличием самых разных эк. систем, которые, возникая в тот или иной исторический период, не оставались неизменными, а постоянно развивались. Чтобы лучше понять то или иное явление в жизни общества, необходимо наблюдать его не у одного какого-либо народа и не в одну какую-либо эпоху, а рассматривать его в процессе исторического развития. Ученые-экономисты неодинаково понимают историч. процесс, что объясняется использованием различных критериев для характеристики данного явления.

Например, известен формационный подход, лежащий в основе анализа явлений и процессов общественной жизни. Его применял К. Маркс, который выделял три основные формации: первичная (архаичная), куда относится первобытнообщинный способ производства; вторичная, основанная на частной собственности (рабство, крепостничество, капитализм); коммунистическая. По Марксу, коммунизм есть “не идеальный способ производства”, а историческая эпоха, включающая целый ряд способов производства, основным содержанием которой является уничтожение частной собственности. Формационный подход позволил выявить закономерные ступени в историческом развитии общества и выделить пять способов производства: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический.

Способ производства – это особый способ присвоения труда непосредственных производителей и его результатов, обусловленный формой собственности на средства производства и соответствующей ей общ. формой труда. Сегодня классическое выделение 5 способов производства вызывает сомнения, поскольку оно применимо лишь к Западн. Европе и не учитывает азиатский способ производства, широко распространенный в древн. цивилизациях Востока.

Современная эк. мысль (Джон Гэлбрейт и др.) на основе использования критерия “степень индустриального развития общества” выделяет следующие эк. системы:

Индустриальное общество - развитие техники и технологии достигает такого уровня, что преодолевается зависимость человека от внешней природы, происходит развитие научной организации труда, форм организации бизнеса, внедряется поточно-массовое производство;

Постиндустриальное общество, в котором наука превращается в непосредственную производительную силу, а центр тяжести экономического развития переносится в непроизводительную сферу;

Неоиндустриальное(информационное) -ведущим фактором становятся информация и накопленные знания.

Наибольшее распространение получила классификация хоз. систем по двум признакам:

по форме собственности на средства производства;

по способу, посредством которого координируется и управляется хозяйственная деятельность.

Вхоз. деят-ти людей известны два основных правовых режима: частной собственности и гос. собственности, поэтому средства производства могут находиться или преимущественно в частной, или преимущественно в гос. собств-ности.

Экономика рассматривает два основных способа координации и управления хоз. деят-тью: спонтанный , или стихийный , порядок и иерархия. В спонтанных порядках информация, необходимая производителям и потребителям, передается путем ценовых сигналов. Если, например, цены на ресурсы и произведенные с их помощью блага изменяются, то хозяйственные агенты получают информацию, что следует предпринять в ответ, как следует изменить объем производства этих благ. Т.о, механизм колебания цен может скоординировать экономический выбор людей. Спонтанный порядок возник естественным путем, он называетсярынком.

Но есть и др. способ получения информации, посредством которого координируется и управляется хоз. деятельность. Это иерархия, т.е. система приказов и поручений, идущая сверху вниз, от некоего центра к непосредственным производителям.

На основе этих двух критериев все экономические системы можно подразделить на четыре вида.

1-Традиционная экономическая система – система, в которой традиции и обычаи определяют практику использования редких ресурсов. Эта система распространена в слаборазвитых странах, экономика которых базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности, в которых преобладающую роль в жизни общества играет кастовое и сословное деление, освященные веками традиции и обычаи.

2-Рыночная система (чистый капитализм) – хозяйство, в котором господствует частная форма собственности, экономическая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами за свой счет, все основные решения принимаются ими самостоятельно на свой страх и риск.Эта система была характерна для капитализма эпохи свободной конкуренции. В ней поведение каждого участника мотивируется его личными, эгоистическими интересами; каждая экономическая единица стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. Рыночная система функционирует в качестве механизма, посредством которого индивидуальные решения и предпочтения предаются гласности и координируются. Тот факт, что товары и услуги производятся, а ресурсы предлагаются в условиях конкуренции, означает, что существует много самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. В результате экономическая власть широко рассеяна. Роль правительства ограничивается только защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков.

3-Полярной альтернативой чистому капитализму является административно-командная экономика – хозяйство, в котором господствует гос. форма собственности и основные, а также менее значимые, эк. решения принимаются на высшем уровне управления в виде команд, обязательных для выполнения, доводятся до каждой эк. единицы. Предприятия являются собственностью гос-ва и осуществляют производство на основе гос. директив.План конкретизирует количество ресурсов, которое должно быть выделено каждому предприятию, чтобы оно могло выполнять свои производственные задания. Соотношение в нац. продукте средств производства и средств потребления устанавливается централизованно, таким же образом осуществляется и распределение потребительских товаров среди населения.

4-В реальной действительности эк. системы располагаются где-то между крайностями чистого капитализма и командной экономикой, т.е. проявляются как смешанные системы. Смешанная экономика – современное хозяйство, складывающееся в наиболее развитых странах, а также некоторых развивающихся странах; представляет собой рыночную экономику, в которой активную роль играет государство, взаимодействующее с рынком, дополняющее его и корректирующее его провалы. Так, даже в бывших социалистических странах доминирующее административно-командное управление допускало существование рынка. Большинство развитых стран, включая США, Англию, Францию, Германию, имеют смешанную экономику, в которой и государство, и частный сектор (предприятия и домашние хозяйства) играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ. Государство вмешивается в рыночную экономику, но не настолько, чтобы совсем уничтожить регулирующую роль рынка.

Особое место в развитии чел. общества занимает переходная экономика экономика административно-командной системы в процессе её трансформации в рыночное хозяйство. От переходной экономики следует отличать переходный период в развитии общества, в ходе которого осуществляется смена общественных отношений одного типа на другой, как это сейчас происходит в России.

В каждой системе существуют свои нац. модели организации хозяйства, так как страны отличаются уровнем экономическогоразвития, социальными и национальными условиями. В современной рыночной системе существуют различные модели. В зависимости от степени воздействия гос-ва на экономику и от приоритетных задач выделяют следующие модели современного рыночного хозяйства .

Шведская модель отличается сильной соц. политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения путем высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название “функциональной социализации”, при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни – на государство.

Социальное рыночное хозяйство ФРГ сформировалось на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. При этом особым покровительством пользуются мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно воздействует на эк. процессы, например, влияет на цены, налоги, технические нормы.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активнойчасти населения. Малообеспеченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача соц. равенства здесь вообще не ставится. Модель основана на высоком уровне производ-сти труда и массовой ориентации на достижение личн. успеха.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе заработной платы) от уровня производит.-сти труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком самосознании, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные мат. жертвы ради процветания страны.

Сегодня Россия находится на перепутье, и теоретически возможен выбор между несколькими моделями. Однако необходимость дальнейших рыночных реформ, традиционно высокая роль гос-ва, усиление соц. начал в современной экономике, невозможность и нежелательность возврата к тотальному доминированию гос-ва в экономике сужают этот теоретически широкий выбор до модели соц. рыночного хозяйства.

6. Сущность кривой производственных возможностей. (КПВ)

Производственные возможности – это возможности производства эк. благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов и данном уровне развития научно-технического прогресса.

Т.к. ресурсы ограничены, а потребности людей, как мы уже отмечали ранее, безграничны, то общество должно делать выбор: от чего оно вынуждено отказаться, чем поступиться, т.е. какую жертву принести, чтобы получить желаемый результат. Здесь мы сталкиваемся с проблемой альтернативности использования ресурсов. Например, если эк. ресурсы (земля, материалы, рабочая сила) исп. для строительства жилых домов, то общество отказывается от строительства больниц, офисов, школ, которые мб построены из этих же ресурсов. Т.о, общество вынуждено от чего-то отказываться, чем-то жертвовать, чтобы получить желаемый результат. Количество одного товара, которым нужно пожертвовать для увеличения производства другого товара, называется альтернативными издержками.

Для их обозначения иногда исп. другой термин – вмененные (скрытые) издержки достижения выбранного обществом результата. В нашем примере вмененными издержками будут больницы, офисы, школы и т.д. Общество может абсолютно все ресурсы направить на строительство жил. домов, а может построить меньшее количество домов, но зато какое-то количество других объектов.

Суть проблемы выбора в том, что если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей фактор ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его исп-я и поиска лучшего сочетания факторов производства. Помимо указания на проблемы редкости и выбора важно еще раз напомнить о рацион. поведении человека в процессе хоз. деятельности. Его суть – минимизация затрат и максимизация выгоды. Показатель = Выгоды


Экономический выбор - это принятие субъектом, осуществляющим выбор, одного экономического действия и одновременный отказ от другого в связи с невозможностью одновременного осуществления этих действий.
Субъектом, делающим экономический выбор, может быть любой экономический агент. Но в зависимости от того, в какой фазе общественного производства он осуществляет или планирует осуществить свою экономическую деятельность, он может быть:
- производителем экономических благ, выбирая в условиях ограниченных производственных ресурсов;
- потребителем экономических благ, выбирая в условиях ограниченных возможностей и обусловленности потребительских предпочтений.
Проблема экономического выбора отражается в трех основных вопросах экономики.
1. Что производить? Производитель, прежде чем запустить производство, должен быть уверен, что его продукт будет пользоваться спросом. В противном случае продукт не будет покупаться, производитель не будет получать прибыль и производство будет бессмысленно. Продукт будет покупаться только в том случае, если он максимально удовлетворяет потребности покупателей и доступен для них. Каждый производитель решает этот вопрос индивидуально. Значение имеет не только ориентация на потребительские предпочтения, но и наличие факторов производства, их стоимость.
2. Как производить? Этот вопрос ставит производителя перед выбором технологии производства. Задача состоит в том, чтобы сделать производство продукта максимально дешевым, а значит, и более привлекательным для потребителя.
3. Для кого производить? Изучение сегмента рынка потребителей позволяет производителю снизить производственные затраты путем удовлетворения именно тех потребностей, которые важны для данного класса потребителей.
Ограниченные ресурсы - это все виды экономических ресурсов, которые в результате использования теряют свои качественные и количественные свойства.
Ограниченность производственных ресурсов порождает проблему выбора. Проблема выбора в свою очередь находит решение в альтернативности производимых благ - замене производства одного блага другим с учетом производственных возможностей и ценности производимых благ.
Практическое применение альтернативности очень просто. Например, государству не хватает ресурсов для выращивания зерна, но при этом имеется избыток ресурсов для производства самолетов. Естественным экономическим выбором будут увеличение производства самолетов и сокращение производства зерна.
Правильному экономическому выбору способствует изучение кривой производственных возможностей. Ее экономический смысл заключается в том, что общество в условиях полной занятости и полного использования ресурсов каждый раз должно делать выбор между производством экономических благ путем перераспределения ресурсов.
Анализ кривой производственных возможностей:
- каждая точка на кривой обозначает абсолютное использование всех ресурсов и показывает максимальное производство благ;
-все точки ниже кривой свидетельствуют о неполном использовании ресурсов;
- все точки выше кривой означают, что производство при данном ресурсном потенциале невозможно;
- увеличение производства одного блага возможно только за счет одновременного уменьшения производства другого блага;
- кривая, как правило, имеет выпуклую форму. Это говорит о том, что при максимизации производства одного блага эффект его использования в условиях ограниченности ресурсов снижается.
Экономическая система - это система отношений и связей, которая возникает в результате взаимодействия производителей и потребителей материальных и нематериальных благ.
В задачи экономической системы входят:
- организация хозяйственной деятельности;
- координация хозяйственной деятельности;
- эффективное использование экономических ресурсов;
- решение трех главных вопросов экономики: что производить, как и для кого.
К элементам экономической системы относятся:
- производительные силы;
- экономические отношения;
- ограниченные экономические ресурсы;
- проблема выбора в условиях ограниченности ресурсов.
Центральным звеном, позволяющим классифицировать экономические системы, является собственность как экономическая категория.
Собственность - это система экономических отношений, складывающаяся между отдельными индивидами,социальными группами и индивидами, между группами и государством.
Эта система включает следующие виды экономических отношений:
- присвоения - экономическая связь между людьми, которая формирует отношение к факторам производства и экономическим благам как к своим;
- отчуждения - экономическая связь между людьми, которая формирует отношение к факторам производства и экономическим благам как к чужим;
- хозяйственного использования - экономические отношения, характеризующие временное владение и использование факторов производства и экономических благ (например, лизинг, прокат);
- экономической реализации - отношения, возникающие, когда собственность приносит доход, например, рента (собственность - земля), ссудный процент (собственность - денежный капитал).
В качестве собственника могут выступать:
- домохозяйства (в том числе отдельный человек);
- организации;
- регионы;
- государство.
Выделяют следующие формы собственности:
- частную, представленную собственностью граждан, юридических лиц;
- совместную, основанную на собственности совместных организаций;
- государственную, представленную собственностью федеральной и образований в составе государства.
Экономические системы подразделяются по следующим критериям:
- форме собственности на средства производства;
- способу, посредством которого управляется и координируется хозяйственная деятельность.
Выделяют четыре типа экономических систем.
1. Традиционную, обладающую следующими характеристиками:
- преобладание частной формы собственности;
- осуществление хозяйственной деятельности на основе традиций, обычаев и обрядов;
- значительная роль государства и силовых структур в регулировании экономики;
- низкий уровень социально-экономического развития.
2. Командную, обладающую следующими характеристиками:
- вся собственность - общественная, из всех форм собственности на факторы производства возможна только государственная;
- осуществление хозяйственной деятельности на основе централизованного государственного планирования;
- управление экономикой государством и силовыми структурами;
- отсутствие конкуренции.
3. Рыночную, характеризующуюся:
- преобладанием частной формы собственности на факторы производства;
- осуществлением хозяйственной деятельности на основе рыночных законов экономики;
- невмешательством государства и силовых структур в регулирование экономики, так как в этом нет необходимости;
- свободой предпринимательства, экономического выбора, конкуренции.
4. Смешанную - рыночную экономику, дополненную государственным регулированием.