Кто является безработным по российскому законодательству

Кто является безработным по российскому законодательству

человек в трудоспособном возрасте, умеющий и желающий работать, но не имеющий работы и трудового дохода по независящим от него причинам. В соответствии с Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 г Б. - это трудоспособный гражданин, который не имеет работы и заработка, зарегистрирован в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готов приступить к ней.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БЕЗРАБОТНЫЕ

трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Согласно Закону РФ "О занятости населения в Российской Федерации" подходящей считается такая работа (в том числе работа временного характера), которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. При этом максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности. Любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера, требующая или не требующая предварительной подготовки, считается подходящей для граждан: впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии, отказавшихся повысить или восстановить квалификацию по имеющейся профессии, получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального, 12-месячного периода безработицы; состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших; обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ. Подходящей не может считаться работа, если она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда; предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Однако последнее условие не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал уровень средней заработной платы в данном субъекте Российской Федерации. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже уровня средней заработной платы в данном субъекте Федерации. Государство гарантирует безработным гражданам: бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости; обеспечение социальной поддержки; компенсацию материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости; бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение; возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан. Для содержания безработных выделяются специальные средства внебюджетного Государственного фонда занятости населения, образуемого за счет отчислений всех предприятий и других источников. Средства Фонда являются государственной собственностью. Они направляются не только для выплат пособий по безработице, но также на мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке и переподготовке безработных, на организацию общественных работ, содержание органов службы занятости и на другие цели, касающиеся содержания и трудоустройства безработных.

Развитие рыночной экономики происходит неравномерно: периоды оживления деловой активности чередуются со спадами. Это не может не отразиться на изменении численности занятого в экономике населения. Однако и в периоды подъемов в странах с рыночной экономикой существует некоторое количество безработных.

Даже в 1944 г. в США, когда шестая часть трудоспособного населения была в армии, пенсионеры вновь выходили на работу, а рабочая неделя составляла 6 или 7 дней вследствие острой нехватки рабочих рук, 1,2% желающих трудиться не могли найти работу.

В чем причины подобных явлений? Может ли быть достигнута 100%-ная занятость? Для того чтобы ответить на эти вопросы, нам необходимо более внимательно рассмотреть структуру населения страны. Прежде всего отметим, что следует различать трудоспособное и нетрудоспособное население . Не все население является трудоспособным, и, значит, не все люди могут участвовать в 85 производстве товаров и услуг. К нетрудоспособному населению статистика России относит людей моложе 16 лет и лиц, достигших пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет). Законодательство России и большинства других стран запрещает использовать на производстве труд детей.

Однако не все трудоспособные люди намерены участвовать в производстве. Например, домашние хозяйки не склонны трудиться за пределами своего домашнего хозяйства. Не участвуют в производстве и трудоспособные лица, отбывающие срок заключения или находящиеся в спецлечебницах. Эти люди относятся к так называемому институциональному населению . Поэтому из состава трудоспособного населения следует выделить экономически активную часть населения, или рабочую силу. Эту часть населения иногда называют самодеятельным населением.

Таким образом, ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ , или совокупная рабочая сила , - это все те лица, которые могут и намерены работать. В 2011 г. экономически активное население России составляло 75 575 тыс. человек, или 52,9% общей численности населения страны. Но не все люди, которые могут и хотели бы работать, трудятся на государственной службе, на предприятиях и в организациях или заняты частным бизнесом. Какая-то часть экономически активного населения работы не имеет. Поэтому следует различать занятых и безработных.

ЗАНЯТЫЕ - та часть экономически активного населения страны, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится. Это отражено и в российском законодательстве. Согласно действующим в России законам занятыми считаются граждане:

  • работающие по найму на условиях полного или неполного рабочего времени;
  • отсутствующие на рабочем месте в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском и т. д.;
  • самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели;
  • проходящие службу в Вооруженных силах и органах внутренних дел;
  • обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, высших и средних специальных учебных заведениях.

БЕЗРАБОТНЫЕ - относящиеся к экономически активному населению люди, которые намерены работать, ищут работу, но не могут ее получить по той или иной причине. Российское законодательство признает безработными граждан, которые:

  • не имеют работы и заработка;
  • зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы;
  • готовы приступить к работе. Таким образом, не любой человек, не имеющий работы, может быть отнесен к категории безработных.

Безработными являются лишь те, кто не утратил трудоспособности, постоянно подтверждает свою готовность приступить к работе, а для этого, зарегистрировавшись в службе занятости, периодически (в России - не реже двух раз в месяц) проходит перерегистрацию и осведомляется об имеющихся там вакансиях.

Источник: Экономика. Основы экономической теории: учебник для 10–11 кл. для общеобразовательных организаций. Углубленный уровень: в 2 кн. Кн. 2 // Под редакцией: Иванов С. И., Линьков А. Я. Издательство: Вита-Пресс, 2018 Основные виды безработицы В зависимости от того, какая причина порождает безработицу, различают и ее формы, или типы. Меры миграционной политики Непроизводительный труд в России: рост доли занятых в сфере контроля и перераспределения Сколько рабочих в России: численность и структура Экономическая активность мужчин в пенсионном возрасте Экономическая активность женщин в пенсионном возрасте Безработица и профсоюзы: причины безработицы по неоклассикам Как рассчитывается уровень безработицы Масштабы безработицы определяются, во-первых, показателем, который называется абсолютным числом безработных, а во-вторых, уровнем безработицы. Социально-экономические последствия безработицы Что плохого в безработице?

(Пока оценок нет)

Как хорошо, что мир, развивая экономику, пришел к мысли о социальной защите. Иначе половина населения умерла бы от голода. Речь идет о тех, кто по определенным причинам не в состоянии пристроить свои способности за определенную плату. Вы задумывались о том, кто такая безработная? Это лентяйка, неумеха или жертва обстоятельств? А вот ученые все изучили и по полочкам разложили. Только читать учебники и трактаты - дело не для каждого. Да и не всем интересно. Поэтому многие не знают своих прав. Давайте коротко ознакомимся со всеми аспектами, используя простой человеческий язык.

Определение

К безработным относятся люди, которые временно остались не у дел. Как говорится в учебниках, они не востребованы в хозяйственной деятельности. Оказывается, что ситуация эта объективная. Дело в том, что экономика развивается по своим правилам. Рыночная - тем более. В определенное время возникают ситуации, когда рабочих рук больше, чем требуется. С этой точки зрения, безработная - это женщина, не имеющая возможности применить свои Просто они пока никому не нужны. Она может обратиться в специализированное учреждение, где ей присвоят статус безработного. Кроме того, будут оказывать всевозможную помощь, часто действенную. Кроме того, безработица объективна, но не желательна. Она относится к негативным Государство с ним повсеместно борется имеющимися средствами.

Виды безработицы

На бытовом уровне все, вроде, ясно. Наука так не считает. Явление принято рассматривать шире, структурно. Оказывается, безработица может быть разной: структурной, сезонной и так далее. Например, выделяют маргинальный вид данного явления. Это люди, не имеющие работы по моральным соображениям, в противовес обществу. Надо сказать, что таких в «цивилизованном» обществе крайне мало. А вот, например, в Индии - серьезный процент от работоспособного населения. Верования в этой стране еще не стерты глобализацией, имеют огромное влияние на население и его мировоззрение. Но там статус безработного им не дают, да и вряд ли учитывают. Еще говорят об официальности явления. То есть сидеть по диванам могут толпы работоспособных людей, но это не показатель безработицы. А если они станут активно искать себе место, обратятся в службы, то уже дело другое. Их признают безработными, учтут в соответствующем показателе.

Немного подробнее о видах на примерах

Чтобы понять, что экономика рассматривает, говоря о безработице, давайте обратимся к жизненным ситуациям. Например, если женщина работала на газодобывающем предприятии, которое закрылось по причине истощения месторождения. Применить свои способности ей более негде. Такая безработная - это жертва структурных изменений. Производство закрылось, специалисты остались не занятыми. Такая безработица называется структурной. Если же рассмотреть женщину, которая занимается сбором клубники, то ее занятость зависит от периода созревания ягод. Все остальное время она вынуждена сидеть дома. Такая безработная - это заложник сезонных изменений. То есть ее занятость не зависит от специальности, а лишь от природных факторов. И вид безработицы называется сезонным. Надо отметить, что в условиях рынка явление развивается благодаря конкуренции. Люди стремятся получить ту профессию, что пользуется спросом. Специалистов получается много, следствие - часть из них пополняет ряды безработных.

Изучение явления

Многие ученые мужи занимались выявлением закономерностей, которым подвержено это явление. Это не пустая трата времени и сил. Согласитесь, что безработица как явление наносит достаточно большой ущерб экономике. С точки зрения государства, непорядок, что люди, способные и желающие приносить пользу, не имеют такой возможности. Просто нет производства, где они могут себя применить.

С другой стороны, тот же человек не зарабатывает средств к существованию, что чревато его смертью от голода. Тоже пользы обществу никакой, ущерб один. Получается, что знание закономерностей экономического развития, в частности касательно возможности трудоустройства, жизненно необходимо для нормального развития любого государства. Многие экономисты в своих исследованиях уделили этому вопросу самое пристальное внимание. От Адама Смита до Джона Кейси. Надо сказать, что выводы мудрых ученых пока еще актуальны. Их мысль позволила создать схемы и правила, которые действуют в современных условиях. (О «пока» будет дальше.)

Теперь о практике

К безработным относятся совсем не все люди, которые лежат на диване и не летят к определенному времени в офис. Чтобы стать членом этой «касты», необходимо зарегистрироваться. Обычно с людьми, занимающимися поиском работы, возится служба занятости. Это официальное государственное учреждение, выполняющее целый перечень задач. Среди них основная - создать «мостик» между работниками и «хозяевами». То есть это учреждение работает как с населением, так и с теми, кто заинтересован в привлечении новых тружеников. Служащие учитывают тех, кто стремится трудоустроиться, анализируют соответствующие предложения, затем предоставляют необходимую информацию человеку. То есть просто так туда не обращаются. Необходимо «соответствовать» определенным условиям.

Кто может стать безработным

Для того чтобы получить желаемый статус, а также пособие, необходимо, прежде всего, быть трудоспособным. Что это значит? Во-первых, возраст. В законодательстве РФ прописано, кто имеет право работать. То есть детей (до 16 лет) или граждан пенсионного возраста служба занятости не будет обслуживать. Одни еще не достигли того возраста, когда необходимо трудоустройство, другими занимается совсем иная служба. Во-вторых, нужно доказать, что вы можете трудиться. Есть люди, которые официально не имеют права оказывать услуги работодателю. Например, те, кто признан судом недееспособными, инвалиды (в зависимости от группы).

Что спросят в службе занятости

Чтобы вас не выпроводили из учреждения без «ответа и привета», при себе необходимо иметь ряд документов. Во-первых, это паспорт гражданина РФ. Затем вам обязательно придется не просто рассказывать о своей профессии и квалификации, но и доказывать слова документами. То есть необходим диплом (иная корочка). Пособие безработным назначают в зависимости от предыдущего заработка. Следовательно, если вы уволились, то необходим документ, в котором указано, сколько вы получали (справка). Еще понадобится трудовая книжка. По ней судят о квалификации, чтобы подобрать подходящие вакансии (в идеале). Кроме того, там сделают запись о факте вашего обращения в службу. Если у человека несколько дипломов (профессий), тем лучше! Необходимо предоставить все. И вообще, чем более подробно человек о себе рассказывает, тем легче ему помочь. Особенно если он обратился не просто за пособием, а за трудоустройством! Лишних бумаг у вас, конечно, не потребуют. Но показать не запретят. А там, как говорится, общение - гарантия получения необходимой помощи!

Назначение пособия по безработице

Что греха таить, большая часть народа согласна на учет только ради прибыли. Давайте выясним, всем ли «светит» пособие? Итак, если уволились и обратились в службу в течение года, то вам станут платить по определенной схеме целых шесть месяцев. Но, на сумму, превышающую 6370 рублей, не надейтесь. Какова бы ни была ваша зарплата, указанная сумма - потолок. Если ваша трудовая деятельность изобилует нюансами (ее не было вообще, вы не работали более года, уволены «по статье» и так далее), то рассчитывать вам можно только на минимум. Он в 2014 году составляет 1105 рублей. Выплаты безработным производятся ежемесячно. Только прожить на них вряд ли можно. Всего пособие платят в течение двадцати четырех месяцев из тридцати шести. То есть чтобы получить денежки от службы, необходимо периодически работать официально. Только в том случае, если вы сможете доказать, что не лодырничали, сможете оформить пособие повторно.

Если вы еще не работали

Тем, кто ищет первое рабочее место (нет еще трудовой книжки), служба станет не только платить минимальное пособие, но и всячески помогать. Во-первых, таким гражданам должны предложить вакансии согласно заявленной специальности. Если таковых нет, то не отчаивайтесь. У этой государственной структуры есть специализированные учреждения, которые занимаются переобучением. Только профессию получить вам предложат ту, которая пользуется популярностью в данной местности. В мегаполисах можно рассчитывать на бухгалтера, парикмахера, продавца. А вот в селе - выбор не широк. Надо сказать, безработные граждане зачастую соглашаются на сельские работы. Не сидеть же без средств. Но служба строга с теми, кто с ней сотрудничает. необходимо выполнять, иначе накажут (лишат пособия).

Социальная защита безработных

Надо признать: то отношение, что сложилось в обществе к службе занятости, не совсем соответствует ее целям, обозначенным существующей законодательной базой. Вопреки досужим утверждениям, люди, там работающие, призваны помочь иным гражданам в сложных условиях. За это, так сказать, зарплату получают. В их задачи входит анализ рынка труда, оценка его состояния, прогнозирование развития. Затем, если все правильно продумано, можно сделать вывод, какие профессии будут востребованы в конкретной местности. Людей, обратившихся за помощью, ориентируют на переподготовку, создают для них условия и так далее. Естественно, что задача связывать между собой труженика и работодателя, никуда не девается. Но она не основная. Просто подобрать место из имеющегося перечня человек и сам может.

А вот понять, где он может пригодиться, да получить соответствующую квалификацию, это уже более высокий уровень.

Что еще делается для безработных

Если копнуть глубже, то есть посмотреть, а зачем, в принципе, государство тратит деньги на такую службу, то можно получить два больших вывода. Во-первых, оно стремится использовать с толком весь потенциальный трудовой ресурс. Во-вторых, не допустить социального напряжения. Последнее вполне возможно там, где живет множество людей, которым негде работать. Кроме того что им не на что есть, так они еще и пребывают в состоянии крайнего раздражения. Этого государству допускать нельзя. Поэтому помощь безработным оказывается различная. Там, где закон исполняется, с каждым человеком проводят целый комплекс мероприятий. Беседуют, чуть ли не в душу заглядывая. Выясняют, к чему он более склонен. Стараются направить именно туда.

А что означает безработица?

Понятно, что человеку остаться без дохода плохо. Оказывается, государство также страдает от этого явления. В статистике есть целый перечень показателей, по которым специалисты оценивают перспективы развития экономики. Например, фактический говорит о росте или снижении уровня в данном регионе. То есть если предприятия закрываются, людей на улицу выгоняют, то понятно, что идет спад. Государству это невыгодно. Если есть безработица, значит, оно недополучает налоги. Ведь их платят не только предприятия, но и каждый человек. А нет бюджета - нет средств для развития. Не строятся дороги, социальные программы останавливаются и так далее. Если ничего не делать, то может возникнуть маленькое напряжение, плавно переходящее в революцию. Об этом говорили еще столпы экономики. Актуальность утверждения пока сохраняется.

О «пока»

Сейчас говорят о больших переменах в которые происходят на наших глазах. Об удаленной работе уже все слышали. Это первая ласточка перемен. Законодательство еще остается ориентированным на «старые нормы». Да и куда спешить. Но дело в мире идет к тому, что физический труд начинает уступать свое место интеллектуальному. И если сейчас он воплощен, в основном, в офисных работниках, то в перспективе, это будут создатели разнообразных интеллектуальных продуктов. То есть, мир движется к тому, что безработица будет видоизменена. Как? Пока об не говорят. Просто общество постепенно перерастает. Оно отдает сферу материального производства машинам, а людской потенциал ориентирует на творчество. Процесс пока малозаметный. Ученые говорят, что перемены станут видны при жизни одного поколения! Уже сейчас можно твердо говорить о том, что поиск работы будет выглядеть совсем по-другому. Есть мнение, что и денежные отношения изменятся. Все это еще впереди! А пока безработная - это несчастная женщина трудоспособного возраста, которой никто не хочет предоставить место, соответствующее образованию. Да! И обязательно «находящаяся в активном поиске» такового!

БЕЗРАБОТНЫЕ

трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории РФ,.зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней. По общему правилу решение о признании гражданина Б. принимают органы службы занятости по месту его жительства не позднее 11 дней со дня предъявления указанным органам паспорта, трудовой книжки (или документов, их заменяющих), документов, свидетельствующих о профессиональной квалификации, справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы. Ранее не работавшие предъявляют паспорт и документ об образовании. Органы службы занятости при отсутствии возможности предоставить подходящую работу гражданину в течение 10 дней со дня его регистрации обязаны признать его Б. с первого дня предъявления необходимых документов (Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").

Решение о признании инвалида Б. принимается соответствующими органами в соответствии с ФЗ РФ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Для принятия решения о признании инвалида Б. он представляет в орган ФСЗ РФ наряду с документами, установленными Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации", индивидуальную программу реабилитации.

Б. не могут быть признаны: а) не достигшие 16-летнего возраста; б) пенсионеры (по старости и по выслуге лет);

в) отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации от 2 вариантов подходящей работы, а впервые ищущие работу - в случае 2 отказов от получения профессиональной подготовки; г) не явившиеся в течение 10 дней со дня регистрации без уважительных причин для предложения им подходящей работы; д) осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы (а также к лишению свободы).

Под подходящей понимается работа, которая соответствует профессиональной пригодности лица с учетом уровня его подготовки, состояния здоровья, а также условий последнего места работы и транспортной доступности рабочего места. Правомерен отказ от подходящей работы в случае, если:

а) она связана с переменой места жительства; б) условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда; в) предлагаемая зарплата ниже среднего заработка,исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы. В случае согласия гражданина трудоустроиться на предложенную работу служба занятости выдает ему рекомендательное письмо(направление), которое работодатель возвращает в

5-дневный срок с указанием дня приема гражданина на работу.

Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным Б. Решение о назначении такого пособия принимается одновременно с решением о признании гражданина Б. Выплата пособия производится не реже 2 раз в месяц при условии прохождения Б. перерегистрации в установленные сроки (но не реже 2 раз в месяц). Его размеры дифференцируются в зависимости от категории граждан, признанных Б.:

а) гражданам, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель, пособие в течение первых 3 месяцев начисляется в размере 75% от среднего заработка за 3 месяца по последнему месту работы; в течение следующих 4 месяцев - 60%; в дальнейшем - 45%, но не ниже минимального размера оплаты труда и не выше уровня средней заработной платы, сложившейся в данном регионе; б) во всех остальных случаях - в размере МРОТ. Продолжительность выплаты пособия по общему правилу не может превышать 12 месяцев. В строго определенных Законом случаях срок выплаты пособия может быть увеличен. С пособия производятся удержания подоходного налога, а также по судебным решениям и приговорам.

Б., утратившим право на пособие в связи с истечением срока его выплаты, а также лицам, находящимся на содержании В., органы службы занятости могут продолжать оказывать материальную и иную помощь (дотации на пользование детскими дошкольными учреждениями, жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания). Материальная помощь в пределах 12-кратного МРОТ налогообложению не подлежит, и никакие виды удержаний с нее не производятся.

Щербаков И.И.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "БЕЗРАБОТНЫЕ" в других словарях:

    Незанятые. Ant. работающие Словарь русских синонимов. безработные нетрудоустроенные; лишние люди (ирон.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    Безработные - лица трудоспособного возраста и старше, которые не имеют работы (доходного занятия), занимаются поиском работы и готовы приступить к работе. Из их общей численности выделяются безработные официально признанные и получившие статус в соответствии с … Словарь юридических понятий

    Юридический словарь

    Лица трудоспособного возраста, не имеющие определенное время работы и заработка и ищущие его самостоятельно или при посредничестве организаций по трудоустройству. Зарегистрированные Б., которые имеют какую либо работу, даже как временное или… … Словарь бизнес-терминов

    Безработные, безработных, безработным, безработных, безработными, безработных (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    - … Википедия

    безработные - трудоспособные граждане, которые не имеют работы (заработка), зарегистрированы в службе занятости в целях ее поиска и готовы к ней приступить … Большой юридический словарь

    Безработные - трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Согласно Закону РФ О занятости населения в Российской Федерации… … Административное право. Словарь-справочник

    БЕЗРАБОТНЫЕ - трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней … Большой экономический словарь

    безработные - Syn: незанятые Ant: работающие … Тезаурус русской деловой лексики

Книги

  • Безработные и лица с низкими доходами: специфика интервенции , Елена Бебриш. Эта книга предназначена для социальных работников и прочих специалистов, которые консультируют безработных и их семьи. Вместе с тем, книга может быть полезной любому человеку, интересующемуся… электронная книга

Правовой статус безработного включает в себя: определение понятия безработного; его права и обязанности; социальные гарантии и компенсации при потере работы и в других случаях.

Безработными признаются граждане, которые:

а) являются трудоспособными;

б) не имеют работы и заработка;

в) зарегистрированы в службе занятости;

г) готовы приступить к работе.

Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости по месту его жительства не позднее 11 дней с момента обращения и предъявления необходимых документов. Лишь со дня предъявления требуемых документов гражданин признается безработным.

Выделяются виды категорий безработных, исходя из существующих на сегодняшний день типов и форм безработицы, с учетом российских особенностей. Прежде всего, выделяют безработицу добровольную и вынужденную по характеру отношения индивида к процессу общественного производства. По данному критерию можно говорить о добровольном безработном и вынужденном. Обычно добровольную безработицу рассматривают в рамках фрикционной безработицы, возникающей в результате естественного желания части активного населения периодически менять место работы. Но в российских условиях фрикционная безработица приобретает черты вынужденной безработицы. Безработица может носить сезонный характер в таких отраслях, как сельское хозяйство, промысловые отрасли, строительство и т.п., значит есть сезонные безработные. Безработица выделяется краткосрочная и застойная. Соответственно есть безработные, длительно не работающие и безработные, не работающие менее года. Выделяют полную и частичную безработицу, т.е. есть полностью безработный и частично безработный. Частичная безработица-это сокращение нормальной или установленной законом продолжительности рабочего времени. По российским критериям к такой безработице можно отнести работников, переведенных на режим неполного рабочего времени в соответствии со ст. 74 ТК РФ Трудовой кодекс Российской Федерации 21 декабря 2001 года. (ред. от 07.05.2013) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2001, №256.. Различают безработицу открытую и скрытую. Открытая безработица означает, что реальное число безработных известно. В зависимости от способа учета она может быть официальной - по числу зарегистрированных безработных, и фактической - с учетом тех, кто не пожелал обратиться в органы занятости. Значит, можно выделить официально зарегистрированных безработных и фактических безработных. Под скрытой безработицей понимается наличие формально занятых граждан, но не имеющих дохода. По российским критериям к ним можно отнести работников, находящихся в отпусках без сохранения заработной платы по желанию работодателя; работников, находящихся в длительном простое по вине администрации. Смирнов О.В., Снегирёва И.О. Трудовое право: учебник - М., Проспект, 2012. С. 148.

Выделяют половозрастную безработицу, так называемую женскую и молодежную безработицу. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в августе 2011 г. составила 48,3%, средний возраст безработных -34,2 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 31,2%. Есть еще фиктивная безработица -- это безработица лиц, состоящих на учете в органе службы занятости, но не с целью получения работы, а с целью получения пособия по безработице. См. там же. С. 133.

По критерию обращение за содействием в трудоустройстве в органы службы занятости выделяются две категории безработных: безработные, обратившиеся в органы службы занятости; безработные, ищущие работу самостоятельно. Как показывают материалы обследования населения по проблемам занятости, 64,8% безработных ищут работу самостоятельно без содействия службы занятости. Среди лиц, обратившихся за содействием в трудоустройстве в орган службы занятости, выделяется еще две категории: лица, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, и зарегистрированные в качестве безработных.

Безработными не могут быть признаны граждане:

Не достигшие 16-летнего возраста, а также граждане, которым назначена пенсия;

Отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа дважды. Никифорова A.A. Рынок труда: занятость и безработица М.: Международные отношения, 1991, С.133.

Однако такой отказ не лишает гражданина права на повторное обращение в службу занятости, но не ранее чем через две недели. В этом случае он может быть признан безработным со всеми вытекающими отсюда последствиями. С отказами от подходящей работы связано и сохранение статуса безработного. Если безработный отказался от двух предложений подходящей работы, выплата пособия по безработице может быть отложена на срок до 3 месяцев. Учитывая возможность конфликтов по этому поводу, законодательство раскрывает понятие как подходящей, так и неподходящей работы.

Требования подходящей работы не могут быть едиными для всех категорий граждан. Так, для граждан, впервые ищущих работу, не имеющих специальности, а также для лиц, отказавшихся восстановить квалификацию или получить смежную профессию после трехгодичного перерыва в работе или после окончания 12-месячного периода безработицы, эти требования понижаются. Для них подходящей считается оплачиваемая работа, включая работу временного характера, отвечающая требованиям законодательства о труде, независимо от того, требует или не требует она предварительной подготовки. По смыслу Закона, предлагаемая работа признается подходящей, если безработный гражданин с учетом его возраста, состояния здоровья и других особенностей способен ее выполнить, и поэтому он не должен отказываться от предложения. При возникновении спора вопрос может быть решен как в вышестоящем органе службы занятости, так и в судебном порядке.

Подходящей не может считаться работа, если: она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда; предлагаемый заработок ниже среднемесячного заработка гражданина за 2 последних месяца по последнему месту работы, за исключением некоторых случаев.

Право граждан на трудоустройство, т. е. право на выбор места работы, может быть реализовано как путем прямого обращения к работодателям, так и через бесплатное посредничество службы занятости. В первом случае оно осуществляется путем заключения трудового договора между работодателем и гражданином, устраивающимся на работу. Однако учитывая двусторонний характер договора и провозглашенную свободу предпринимательской деятельности, следует признать, что реализация этого права зависит от усмотрения работодателя.

Во втором случае обращение гражданина к службе занятости порождает обязанность соответствующих государственных органов зарегистрировать гражданина в качестве безработного и оказать ему посреднические услуги при подыскании подходящей работы. Именно в этом втором смысле право на трудоустройство приобретает характер субъективного права, составляющего правовой статус безработного. Регистрация безработных осуществляется в органах службы занятости по месту постоянного жительства при предъявлении паспорта и трудовой книжки.

Наряду с этим правом граждане, зарегистрированные в качестве лиц, ищущих работу, имеют право на бесплатную консультацию по профориентации, на профессиональную подготовку и переподготовку, а также на получение соответствующей информации с целью выбора вида занятости, места работы и режима труда Малева Т.М. Российский рынок труда и политика занятости: противоречия и перспективы реформирования. Политэконом, // М.: - 2011 С. 92..

Было бы целесообразно с позиции обеспечения эффективной занятости ставить на учет в службе занятости и тех трудоспособных граждан, которые имеют работу, но не удовлетворены характером или условиями труда и намерены сменить место работы. Это придало бы организованный характер стихийному движению рабочей силы, облегчило поиски новой работы и содействовало в конечном счете трудоустройству потенциальных безработных.

Впервые в нашем законодательстве легализуется право граждан на профессиональную деятельность в период их пребывания за границей, а также право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за границей. Для этого заключаются межгосударственные соглашения, предусматривающие численность миграционных потоков, их квалификационный состав, сроки и условия найма. Если учесть возможность свободного выезда наших граждан и благоприятные условия найма и оплаты труда за границей, можно предвидеть, какое значение будет иметь зарубежная миграция в нашей стране.

Что касается обязанностей безработного, то они сводятся в основном к регулярной перерегистрации в органах службы занятости и недопустимости отказов от предложений подходящей работы. Поэтому и выплата пособия по безработице ставится в зависимость от выполнения этих основных обязанностей. В частности, выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях нарушения безработным условий его регистрации и перерегистрации, трудоустройства безработного на временную работу или работу с неполным рабочим днем без уведомления службы занятости. При отказе без уважительных причин явиться в службу занятости для получения направления на работу и неявке без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение 3 дней со дня направления размер пособия может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право: Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. С.183.

Потеря работы для трудоспособного человека по существу означает лишение средств существования его самого и нетрудоспособных членов семьи. Поэтому государство вынуждено брать на себя часть расходов, связанных с содержанием безработных и членов их семей.

Системы материального обеспечения безработных в других странах различаются по уровню обеспечения, условиям выплаты пособий, но все они имеют один общий знаменатель -- они опираются на участие самих наемных работников в образовании фондов страхования. Эта идея воспринята и в российском законодательстве -- трудящиеся производят страховые отчисления в Государственный фонд занятости. По нашему законодательству пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за два последних месяца по последнему месту работы. Во всех иных случаях, в том числе гражданам, ищущим работу впервые, пособие выплачивается в размере минимальной оплаты труда. При наличии у безработного нетрудоспособных иждивенцев размер пособия увеличивается на 10% на каждого иждивенца, «о максимальный размер его не может превышать среднего заработка по последнему месту работы.

Социальные гарантии и компенсации устанавливаются как для граждан, потерявших работу, высвобожденных с предприятий, из учреждений, организаций, так и для граждан, впервые ищущих работу или желающих возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва. Необходимыми условиями предоставления таких гарантий и компенсаций являются достижение трудоспособного возраста (16 лет) и получение статуса безработного. По достижении гражданином пенсионного возраста право на получение пособия по безработице или компенсации утрачивается и возникает право на пенсионное обеспечение.

К гарантиям (компенсациям) материальной и социальной поддержки безработных относятся:

Предоставление компенсаций работникам, высвобождаемым с предприятий, из организаций и учреждений; выплата стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации; выплата пособия по безработице;

Возможность участия в общественных работах;

Компенсация затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости. Сафонов В.А. Профсоюзное право: теоретические и практические проблемы. 2009, С.77.

Все виды пособий и других выплат безработным подлежат индексации в установленном законом порядке.

Важной социальной гарантией служит также льготный порядок исчисления трудового стажа. Время, в течение которого безработный получает стипендию, пособие по безработице, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, а также время, необходимое для переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства, засчитывается в общий трудовой стаж и не прерывает стажа.

По условиям выплаты пособий безработные могут быть разделены на три категории. Первую категорию составляют граждане, потерявшие работу и заработок, -- пособие им выплачивается в случае, если они в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, имели доход не менее 12 календарных недель. По нашему мнению, началом безработицы в этом смысле следует считать календарный день, последовавший после дня увольнения, а под «доходом» -- любую оплачиваемую работу, независимо от юридических оснований ее выполнения, в том числе работу по договорам подряда и поручения. Для этой категории безработных размер пособия зависит не только от размера среднего месячного заработка по последнему месту работы, но и от продолжительности пребывания в качестве безработного. Чтобы заинтересовать безработного в самостоятельном поиске работы, размер его пособия по мере удлинения сроков его выплаты уменьшается Иванов С.А. Трудовое право переходного периода// Государство и право. 1995. С. 93..

К «иным категориям» относятся граждане, ищущие работу впервые или возобновляющие трудовую деятельность после длительного перерыва, а также уволенные граждане, не имевшие 12 недель оплачиваемой работы в течение года перед безработицей. Им выплачивается пособие в размере минимальной месячной заработной платы.

Наконец, третью категорию составляют трудоспособные безработные, имеющие общий трудовой стаж, который дает им право на пенсию по старости, в том числе на пенсию на льготных условиях. Для этой категории продолжительность периода выплаты пособия увеличивается на две календарные недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. К этой категории примыкают также граждане предпенсионного возраста. Они имеют право по предложению службы занятости на досрочный выход на пенсию или удлинение срока выплаты пособия до 24 месяцев.

Органам государственной службы занятости населения предоставлено право оплачивать период временной нетрудоспособности гражданам, потерявшим работу и заработок и признанным безработными, в размере установленного для данной категории граждан пособия по безработице, исходя из фактического количества дней временной нетрудоспособности, но не свыше 30 календарных дней.

В условиях массовой безработицы и нестабильности экономики возможны ситуации, когда срок выплаты пособия истек, а подходящей работы не найдено. Для этих случаев законодательство предусматривает возможность оказания материальной и иной помощи безработным и членам их семей, включая дотации за пользование жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания. Порядок и условия оказания помощи определяются законодательством, решениями местного самоуправления, коллективными договорами и иными соглашениями. Курс российского трудового права. Т. 2: Рынок труда и обеспечение занятости (правовые вопросы) / Под ред. С.П. Маврина, A.C. Пашкова, Е.Б. Хохлова. М.: Юристъ, 2001. С. 176.

Важно подчеркнуть, что к безработным обычно относят не только уволенных по различным причинам, но и лиц, добровольно оставивших работу и предпринимающих попытку найти новую. Структура безработицы по её причинам включает четыре основные категории рабочей силы:

a) потерявшие работу в результате увольнения;

б) добровольно оставившие работу;

в) пришедшие на рынок труда после перерыва;

г) впервые пришедшие на рынок труда.

Безработица является типичным социально-экономическим явлением для рыночной формы производственной деятельности, которая выражается в том, что часть экономически активного населения по независящим от нее причинам не имеет работы и заработка.

Причины безработицы, которая является постоянной угрозой всем занятым в производстве и только вступающим в рабочую жизнь, разнообразны, как и отдельные слои армии безработных. Основная же причина многих видов безработицы связана с изменением спроса предпринимателей на рабочую силу, которая в свою очередь постоянно меняется под воздействием накопления капитала. Он при расширении производства, изменении его структуры, отталкивает рабочие силы, делая их то недостаточными, то относительно избыточными.

Динамика, уровень и структура безработицы в разных странах в различные периоды очень разнообразны. Для анализа безработицы важно использовать следующие показатели:

Уровень безработицы, который исчисляется, как доля официально зарегистрированных полностью безработных к численности населения, живущего на доходы своего труда;

Продолжительность безработицы, показывающая, сколько времени безработные пребывают в таком состоянии;

Но вернемся к причинам этого сложного явления, которыми экономисты различных направлений считают различные факторы: мультузианцы видят причины безработицы в избытке народонаселения, т. е. рабочие слишком быстро и легкомысленно размножаются; широко распространенная сегодня технологическая теория перекладывает вину на технический прогресс, т.к. каждое техническое нововведение выталкивает рабочих с производства; у кейнсианцев безработица обусловлена недостатком эффективного (совокупного) спроса на товары и факторы производства; монетарист Ф.Хайек полагает, что это явление порождается “отклонением равновесных цен и заработков от стабильного рынка и стабильных цен”, от этого отклонения возникает экономически не обоснованное размещение трудовых ресурсов, что ведет к дисбалансу спроса и предложения труда; марксистская теория исходит из того, что причиной “относительного перенаселения” является рост органического строения капитала в процессе его накопления, в следствие чего относительно сокращается спрос капитала на рабочую силу, причем это свойственно только капиталистическому способу производства Хайек Ф. Право, законодательство и свобода: Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики. -- М.: ИРИСЭН, 2006. -- 644 с..

Является бесспорным факт, что все эти теории правильно отмечают с различных позиций причинную обусловленность безработицы. Обобщив их, мы сможем получить объективное единое определение: образование безработицы обусловлено недостатком совокупного рыночного спроса на товары и факторы производства, с учетом роста органического строения капитала. Роль технического прогресса учитывается здесь в повышении органического строения капитала, а теории Ф.Хайека и Т.Мальтус вошли в это определение через изменение совокупного спроса.

Состояние безработицы характеризуется двумя показателями, которые дополняют друг друга. Такими показателями являются уровень безработицы и продолжительность безработицы. Уровень безработицы определяется отношением официально зарегистрированных полностью безработных к численности самодеятельного населения, к которому относятся люди, живущие в основном на доходы от своего труда. Однако сам по себе показатель уровня безработицы не позволяет получить достоверное представление о состоянии рынка труда с точки зрения занятости. Это вызвано тем, что данный коэффициент, отражая долю безработных в самодеятельном населении, не учитывая фактор времени, т.е. продолжительность пребывания людей без работы. Поэтому более высокий показатель уровня безработицы может оказаться для экономики предпочтительнее по сравнению с менее низким.

Не совсем значительные сроки продолжительности безработицы свидетельствуют мобильности рабочей силы, интенсивности миграционного потока трудовых ресурсов, наличии добротной информационной системы, развитой инфраструктуры рынка труда, что обеспечивает быструю адаптацию свободных трудовых ресурсов к изменяющейся экономической ситуации под воздействием как рыночных механизмов, так и структурных сдвигов в народном хозяйстве.

При анализе фактора труда, равно как и других факторов производства, с целью выявления условий успешного развития национально экономики возникает проблема резерва рабочей силы. Объективно обусловленный резерв рабочей силы отвечает естественным условиям рынка труда. Естественная форма безработицы находит свое проявление в нескольких формах своего существования: фрикционной, добровольной и институциональной. Киселев И.Я. Сравнительное трудовое право: Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 186.

Фрикционная безработица обусловлена тем, что люди, покинувшие прежнее место работы, находятся в движении, переходят на новое предприятие. Главным признаком такой безработицы является ее небольшая продолжительность. Поиск подходящего рабочего места требует определенного времени и усилий. В самом деле, поскольку различные рабочие места различаются и по сложности, и по оплате труда, безработный может даже отказаться от первого предложенного ему рабочего места. Фрикционная безработица считается неизбежной и в какой-то мере желательной. Почему желательной? Потому что многие рабочие, добровольно оказавшиеся "между работами", переходят с низкооплачиваемой, малопродуктивной работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает более высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а следовательно, и больший реальный объем национального продукта. Фрикционная безработица - безработица, связанная с краткосрочным периодом, необходимым для поисков новой работы, в связи с получение образования, выходом из декретного отпуска, переездом. С ростом благосостояния фрикционная безработица может возрастать, а сокращение ее возможно по мере улучшения методов сбора информации о рабочих местах, что, тем не менее, требует увеличения издержек.

Добровольная безработица обусловлена тем, что среди трудоспособного населения всегда есть люди, которые по каким-то причинам не желают работать.

Институциональная безработица порождена правовыми нормами, устройством рынка рабочей силы, факторами, влияющими на ее спрос и предложение. Так, чрезмерные социальные выплаты вызывают снижение предложения труда, способствуют увеличению уровня безработицы. Более того, чем больше размер пособия, тем длительнее поиск нового рабочего места и продолжительность безработицы. Джиоев С.Х. Содействие трудовой занятости. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 29.

Институциональная безработица может быть вызвана введением гарантированного минимума заработной платы. Однако в рыночной экономике возникают ситуации, когда человек согласен трудиться за сравнительно низкую заработную плату, но работодатель не вправе нарушать законы и устанавливать оплату ниже минимума.

Иногда институциональную безработицу провоцирует несовершенство налоговой системы. Слишком высокие ставки подоходного налогообложения, сокращая доходы, делают их сопоставимыми с суммами выплат по социальным программам. Тогда ограничивается предложение рабочей силы и удлиняются сроки безработицы.

Другой тип безработицы представляет собой, так называемая вынужденная безработица, к которой относятся следующие виды.

Структурная безработица - безработица, связанная с периодом поиска работы теми работниками, чья специальность или квалификация не позволяют им найти необходимую работу. Структурная безработица связана, таким образом, с несоответствием спроса и предложения на рабочую силу. Такое несоответствие может существовать не только в видах работ, но и меду регионами страны.

Экономисты используют термин «структурный» в значении «составной». С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, ранее не существовавшие, увеличивается. Возникает безработица, потому что рабочая сила реагирует медленно и ее структура полностью не отвечает новой структуре рабочих мест. В результате оказывается, что у некоторых рабочих не таких навыков, которые можно быстро продать; их навыки и опыт устарели и стали ненужными из-за изменений в технологии и характере потребительского спроса. К тому же постоянно меняется географическое распределение рабочих мест Андреева Л.А., Медведев О.М. К вопросу о понятиях трудовой занятости и ее обеспечения / Сборник научных трудов (межвузовский). Т. IV. Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук / Под ред. Г.К. Овчинникова. -М.: МГИУ, 2010. С. 218..

Разница между фрикционной и структурной безработицей весьма неопределенна. Существенное различие состоит в том, что у «фрикционных» безработных есть навыки, которые они могут продать, а «структурные» безработные не могут сразу получить работу без переподготовки, дополнительного обучения, а то и перемены места жительства; фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, а структурная безработица более долговременная и поэтому считается более серьезной. Капелюшников Р. Российская модель рынка труда: что впереди? // Вопросы экономики. 2003. С.123.

Несмотря на объективный характер безработицы, социальные потери, которые она порождает, очевидны:

Снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата.

Ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т.д.

Безработица не только подрывает материальное положение, но и влечёт за собой тяжёлые социальные явления: преступность, наркоманию, проституцию. Бурно растёт число самоубийств: 32 % смертельных случаев - добровольный уход из жизни.

Как следствие данных фактов могут возникнуть такие проблемы проблемам, как:

Низкая эффективность труда

Стагнация в экономике:

Оттеснение России к странам третьего мира

Потеря научного потенциала страны

Рост девиантного поведения

Рост социальной напряженности

Рост правового нигилизма

Возможность манипуляции населением

Последствия социальной напряженности могут вылиться в следующее:

Рост числа забастовок

Рост преступности

Отрицательный естественный прирост населения

Уменьшение количества браков

Увеличение разводов

Увеличение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума

Увеличение количества самоубийств Доброхотова E.H., Филиппова М.В. Курс российского трудового права. 1999. Т. 2. 448 с..

В этой связи одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы. Государство, кроме того, может оказывать финансовую поддержку тем предприятиям, где планируется массовое увольнение, с целью сохранения или модернизации рабочих мест. Далее, государство может вводить налоговые льготы для тех предприятий, которые принимают на работу наименее защищённые группы населения (инвалиды, многодетные матери, «чернобыльцы», «афганцы») См. там же. Т. 2. 460 с..

Оценивая работу, как социально-экономическое явление, нельзя однозначно утверждать: хорошо это или плохо. С точки зрения человека, оставшегося без работы, это может оказаться трагедией. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление - объективная необходимость. Другое дело, что государство должно «амортизировать» её негативные последствия, а работники должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы.

Циклическая безработица - это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность - к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, распаду семьи, а также к общественным и политическим беспорядкам.

История убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. Об этом свидетельствует сдвиг влево в американской политической теории во время депрессии 30-х годов. Вызванный депрессией «новый курс» был подлинной революцией в американском политическом и экономическом мышлении. Более того, нет сомнений в том, что большой процент безработицы среди негров и других национальных меньшинств также является серьезной причиной беспорядков и насилия, которые периодически возникают в городах Америки и других стран. Что касается простых людей, исследователи находят прямую связь между ростом самоубийств, убийств, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, психических болезней и высоким уровнем безработицы. С. Теркел. “Тяжёлые времена: Ненаписанная история Великой депрессии” (Hard Times, 1970). С 55.

В отличие от заграницы, поиски работы и статус безработного у нас вызывает более мягкие последствия, у нас нет такого общепринятого понятия как ""неудачник"", то время когда профессора становились дворниками еще свежо в памяти и заставляет нас относиться к безработице по философски. К тому же тот незначительный разрыв в уровне жизни у многих категорий работающих и безработных сглаживает эту черту.

Технологическая безработица особенно заметна в странах, где научно-технический прогресс сочетается с высоким уровнем доходов. Такая комбинация делает сокращение рабочих мест экономически эффективным, превращает его в постоянное явление.

Технологические нововведения делают ненадежными даже рабочие места, сосредоточенные в новейших отраслях экономики. Например, в развитых странах ожидается безработица среди специалистов вычислительных центров, где эксплуатируются устаревшие компьютеры, которые вытесняются персональными компьютерами, объединенными в интегрированные системы связи. Компьютерные технологии радикально меняют само понятие «рабочее место». Например, распространение персональных компьютеров, включенных в интегрированные коммуникационные системы, ведет к увеличению надомной занятости.

Региональная безработица формируется под воздействием сложной комбинации исторических, демографических, социально-психологических факторов, которые непреодолимы с помощью одних только средств экономической политики. Судя по мировой практике, местным органам государственной власти, тоже не по силам справиться с этой проблемой, которую обычно приходится решать на основе общегосударственных целевых программ. Региональная безработица имеет и международный аспект. Так, выправление региональных деформаций, включая и рынки рабочей силы, составляет одну из важнейших задач Европейского союза.

Особое место в структуре вынужденной безработицы занимает скрытая безработица, характеризуемая неполной занятостью в течение рабочего дня, рабочей недели, месяца, года. Она включает в себя и ту часть занятой рабочей силы, которая выполняет неполный объем работ Подшибякина Н.Д. Проблемы трудовых отношений: атипичные формы занятости. Труд и социальные отношения. 2009. С. 23-28..