Какой лимит на усн в году. Увеличение остаточной стоимости основных средств. Уменьшение налога за счет взносов в ПФР и на ОМС

Вступил в силу ряд поправок в Налоговый кодекс, которые существенно повлияли на деятельность «упрощенцев» вплоть до 2020 года. Рассмотрим изменения по УСН.

Благодаря изменениям по УСН больше компаний и индивидуальных предпринимателей (далее — ИП) смогут работать на «упрощенке». Налоги теперь за них вправе уплачивать третьи лица. Кроме того, в Налоговый кодекс внесены технические поправки и уточнения.

Изменения по УСН в части предельного размера доходов за 9 месяцев

Увеличен до 112,5 миллиона рублей предельный размер доходов за девять месяцев, при котором организация вправе перейти на УСН (абз. 1 п. 2 ст. 346.12 НК РФ в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ (далее — Закон № 401-ФЗ)). Данное значение будет применяться при переходе на «упрощенку» с 1 января 2018 года (Информация ФНС России «Об изменении с 1 января 2017 года порогового значения по доходам для перехода на УСН»).

Для организаций, перешедших на УСН с 1 января 2017 года, величина дохода за девять месяцев 2016 года составляет не более 59,805 миллиона рублей (величина предельного дохода 45 млн руб. (абз. 1 п. 2 ст. 346.12 НК РФ в ред. до 01.01.2017), увеличенная на коэффициент-дефлятор (абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ в ред. до 01.01.2017), установленный на 2016 г. в размере 1,329 (приказ Минэкономразвития России от 20.10.2015 № 772 (далее — Приказ № 772))).

Отметим, что на период с 2017 по 2019 год приостановлена норма об индексации предельного размера дохода, позволяющего перейти на УСН (ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ (далее — Закон № 243-ФЗ)). Значение коэффициента-дефлятора на 2020 год равно 1 (ч. 4 ст. 4 Закона № 243-ФЗ).

Таким образом, с 2018 по 2020 год девятимесячный лимит доходов составляет 112,5 миллиона рублей.

Изменения по УСН касаются лимита стоимости основных средств

С 2017 года увеличен до 150 миллионов рублей лимит остаточной стоимости основных средств, при превышении которого организация не вправе применять УСН (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ; Закон № 243-ФЗ; письмо Минфина России от 07.11.2016 № 03-11-11/65043).

Так, если остаточная стоимость основных средств по состоянию на 1 октября 2016 года составляла более 100 миллионов рублей, но по состоянию на 1 января 2017 года не превысила 150 миллионов рублей, организация вправе применять «упрощенку» с 1 января 2017 года ().

Отметим, что изначально законодатели хотели повысить лимит до 1 миллиарда рублей (проект Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую НК РФ» (подготовлен Минфином России 25.03.2016)), но чиновники посчитали это нецелесообразным, так как увеличение могло бы привести к сокращению налоговых поступлений в бюджет (письмо Минфина России от 12.05.2016 № 03-11-11/27340).

Кроме того, хотя согласно Налоговому кодексу (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ) рассматриваемый лимит и касается только организаций, по мнению Минфина России, ИП также утрачивает право на применение УСН при превышении лимита с начала того квартала, в котором допущено превышение (письма Минфина России от 28.10.2016 № 03-11-11/63323, ).

Изменения по УСН для годового предела доходов

Увеличен до 150 миллионов рублей предельный размер дохода за налоговый период (календарный год (п. 1 ст. 346.19 НК РФ)), при превышении которого налогоплательщик утрачивает право на применение УСН (абз. 1 п. 4 ст. 346.13 НК РФ в ред. Закона № 401-ФЗ).

В 2016 году лимит доходов за год составлял 79,740 миллиона рублей (письмо Минфина России от 29.04.2016 № 03-07-11/25412) (величина предельного дохода 60 млн руб. (абз. 1 п. 4 ст. 346.13 НК РФ в ред. до 01.01.2017), увеличенная на коэффициент-дефлятор (абз. 4 п. 4 ст. 346.13 НК РФ в ред. до 01.01.2017), установленный на 2016 г. в размере 1,329 (Приказ № 772)).

На период с 2017 по 2019 год приостановлена норма об индексации предельного размера дохода, позволяющего применять УСН (ч. 4 ст. 5 Закона № 243-ФЗ).

На 2020 год коэффициент-дефлятор равен 1 (ч. 4 ст. 4 Закона № 243-ФЗ).

Таким образом, с 2017 по 2020 год лимит доходов за налоговый период составляет 150 миллионов рублей.

Расходы на независимую оценку квалификации

С 2017 года введен институт независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам. Это процедура подтверждения соответствия квалификации работника положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ (далее — Закон № 238-ФЗ)).

При проведении оценки квалификации по направлению работодателя он и оплачивает ее стоимость (ч. 2 ст. 4 Закона № 238-ФЗ; ч. 2 ст. 187 ТК РФ). При этом в целях стимулирования к участию стоимость оценки можно включить в расходы при расчете базы по «упрощенному» налогу (подп. 33 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Учет производится аналогично расходам на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников (п. 3 ст. 264 НК РФ).

Работодатель обязан хранить документы, подтверждающие расходы на прохождение независимой оценки квалификации, в течение всего срока действия договора по оказанию таких услуг и одного года работы сотрудника, который проходил оценку, но не менее четырех лет.

Изменения в части уплаты налогов другим лицом

С 30 ноября 2016 года уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. Причем это лицо не вправе требовать возврата уплаченной суммы из бюджетной системы РФ (абз. 4 п. 1 ст. 45 НК РФ в ред. Закона № 401-ФЗ). С 2017 года данное правило применяется и в отношении страховых взносов (абз. 1 п. 9 ст. 45 НК РФ). Цель нововведения — улучшение исполнения обязанности по уплате налогов и страховых взносов.

Законодатель уточнил, как учитывать перечисления в бюджет, осуществленные третьими лицами. Их отражают в расходах в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком при погашении задолженности перед третьим лицом. При наличии задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов расходы на ее погашение отражают в пределах фактически погашенной задолженности в те периоды, когда налогоплательщик погашает ее перед третьим лицом (подп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ в ред. Закона № 401-ФЗ).

Изменения по УСН: нулевая ставка для ИП

С 2015 года субъекты РФ наделены правом предоставлять двухлетние «налоговые каникулы» для впервые зарегистрированных ИП (Федеральный закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ). Речь идет о налоговой ставке 0 процентов для «упрощенцев», осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытовых услуг (п. 4 ст. 346.20 НК РФ).

Законодатель ввел ряд технических уточнений, чтобы исключить двоякое толкование норм Налогового кодекса (Закон № 243-ФЗ; Федеральный закон от 03.07.2016 № 248-ФЗ).

Во-первых, нулевая ставка может быть введена для предпринимателей, выбравших объект как «доходы», так и «доходы, уменьшенные на величину расходов» (абз. 1 п. 4 ст. 346.20 НК РФ). Ранее не было сказано, при каком объекте применяется льготная ставка, и не было прописано никаких ограничений (письмо Минфина России от 05.05.2016 № 03-11-11/26185).

Во-вторых, в период действия нулевой ставки предприниматели с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов» не уплачивают минимальный налог (абз. 2 п. 4 ст. 346.20 НК РФ) (1% от доходов), ведь минимальный налог не применяется при объекте «доходы» (п. 6 ст. 346.18 НК РФ).

В-третьих, виды деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых устанавливается нулевая ставка, определяются на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОКВЭД2 (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (принят и введен в действие приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (далее — Приказ № 14-ст); абз. 3 п. 4 ст. 346.20 НК РФ). Ранее также применялся Общероссийский классификатор услуг населению (ОК 002-93) ОКУН (принят и введен в действие пост. Госстандарта России от 28.06.1993 № 163), но он утратил с силу с 1 января

14 июня 2016 года Государственной Думой принят в третьем (окончательном) чтении законопроект № 1040802‑6 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование». Кроме урегулирования новых полномочий налоговых органов по администрированию страховых взносов данный законопроект вносит существенные изменения в гл. 26.2 НК РФ.

Увеличение предельного размера доходов при УСНО

Одним из важнейших ограничений на применение УСНО является ограничение предельного размера доходов как для перехода на данный спецрежим, так и для его применения.

Согласно действующей редакциигл. 26.2 НК РФ организация имеет право перейти на УСНО, если по итогам девяти месяцев того года, в котором она подает уведомление о переходе на УСНО, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 45 млн руб. (п. 2 ст. 346.12 НК РФ). На индивидуальных предпринимателей ограничение по доходам для целей перехода на УСНО не распространяется.

Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 60 млн руб., такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСНО с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Приведенные предельные величины - 45 и 60 млн руб. - подлежат ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор.

С учетом индексации в 2016 году предельный размер доходов при УСНО равен 79,74 млн руб., а для целей перехода на УСНО с 2017 года - 59,805 млн руб.

Налогоплательщики не раз предлагали увеличить предельный размер доходов при УСНО, но представители Минфина были против этого. Они считают, что существующий предельный уровень доходов, ограничивающий право субъектов малого предпринимательства на применение УСНО, не является сдерживающим фактором для применения данного специального налогового режима, поскольку по результатам проведенного ФНС анализа уровня доходов налогоплательщиков, применявших УСНО в 2013 году, из 2,48 млн организаций и индивидуальных предпринимателей доход до 20 млн руб. получили 2,37 млн (95,6 %) налогоплательщиков, а доход до 50 млн руб. - 2,46 млн (99,2 %) налогоплательщиков.

Количество налогоплательщиков, применяющих УСНО и получивших доход, граничивший с пороговым значением (от 50 до 60 млн руб.), составляет всего 0,8 %.

Из приведенных цифр делался вывод, что величина предельного размера дохода, ограничивающая право налогоплательщиков на применение УСНО, не является сдерживающим фактором для применения данного специального налогового режима (письма Минфина России от 30.12.2015 № 03‑11‑11/77673, от 20.05.2016 № 03‑11‑11/29186).

При этом критерии отнесения к субъектам малого бизнеса следующие: предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для микропредприятий должны быть равны 120 млн руб. (Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»).

И «упрощенцы» неоднократно предлагали увеличить предельный размер доходов при УСНО до величины 120 млн руб., которая соответствует критериям отнесения к микропредприятиям по величине доходов.

Наконец, предприниматели были услышаны: с 2017 года предельный размер доходов при УСНО будет равен 120 млн руб. Соответствующие изменения вносятся в п. 4 и 4.1 ст. 346.13 НК РФ: 60 млн руб. будут заменены на 120 млн руб.

Следовательно, размер доходов для перехода на УСНО пропорционально увеличивается до 90 млн руб., поправки вносятся в п. 2 ст. 346.12 НК РФ.

Но действие механизма индексации предельного размера доходов приостанавливается до 1 января 2020 года. При этом на 2020 год сразу установлен коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения гл. 26.2 НК РФ, равный 1.

Таким образом, начиная с 1 января 2017 года до 31 декабря 2020 года предельный размер доходов при УСНО будет равен 120 млн руб., соответственно, для целей перехода на УСНО - 90 млн руб.

К сведению:

Принятие рассматриваемых изменений является реализацией п. 74 и 75 Плана действий Правительства РФ, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития РФ в 2016 году, утвержденного Председателем Правительства РФ Д. А. Медведевым 1 марта 2016 года № 1349п-П13, которыми и были предусмотрены увеличение пороговых значений для применения специальных налоговых режимов (до 120 млн руб.) и повышение предельного размера стоимости основных средств, используемого в целях применения УСНО.

Для индивидуальных предпринимателей, совмещающих УСНО и ПСН, отметим, что ограничение по доходам налогоплательщика для целей применения ПСН установлено в размере 60 млн руб. (пп. 1 п. 6 ст. 346.45 НК РФ).

По мнению финансистов, принятие решения о повышении ограничения по доходам налогоплательщиков для применения ПСН с 60 до 120 млн руб. может привести к росту числа индивидуальных предпринимателей, перешедших на указанную систему налогообложения, и сокращению поступлений в бюджетную систему РФ по НДС, НДФЛ и налогу на имущество физических лиц, уплачиваемым в соответствии с общим режимом налогообложения (Письмо от 12.05.2016 № 03‑11‑11/27340). С учетом изложенного увеличивать размер ограничения по доходам налогоплательщиков для применения ПСН с 60 до 120 млн руб. в настоящее время считается нецелесообразным. Рассматриваемым документом предельное значение доходов при ПСН не увеличивается.

При этом в соответствии с п. 2 ст. 346.44 НК РФ переход на ПСН или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно в порядке, установленном гл. 26.5 НК РФ. В связи с этим индивидуальные предприниматели могут самостоятельно выбирать систему налогообложения: общий режим налогообложения, УСНО, спецрежим в виде ЕНВД или ПСН.

Представители Минфина считают, что в случае, если доходы индивидуального предпринимателя, применяющего ПСН, превышают 60 млн руб., указанный индивидуальный предприниматель может перейти на УСНО в порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК РФ, либо на уплату ЕНВД в порядке, установленном гл. 26.3 НК РФ.

Увеличение остаточной стоимости основных средств

Еще одним важным ограничением для применения УСНО является величина остаточной стоимости основных средств.

Согласно пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСНО организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб. В данном случае учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом на основании положений гл. 25 НК РФ.

В отличие от предельной величины доходов при УСНО, ограничение по остаточной стоимости основных средств не менялось ни разу начиная с 2002 года - года введения в НК РФ гл. 26.2. Это ограничение является препятствием для применения УСНО организациями и индивидуальными предпринимателями, которые имеют дорогостоящие основные средства или занимаются фондоемкими видами деятельности, особенно если вспомнить о ценах на коммерческую недвижимость или производственные здания в крупных городах.

В связи с этим предприниматели не раз обращались в Минфин с просьбой увеличить размер остаточной стоимости основных средств, называлась цифра «1 млрд руб.».

Однако, с точки зрения финансистов, принятие решения о повышении ограничения по остаточной стоимости основных средств со 100 млн до 1 млрд руб. для применения УСНО может привести к сокращению поступлений в бюджетную систему РФ. Соответственно, увеличивать размер ограничения по остаточной стоимости основных средств со 100 млн до 1 млрд руб. для применения юридическими лицами УСНО в настоящее время нецелесообразно (Письмо от 12.05.2016 № 03‑11‑11/27340).

В итоге остаточная стоимость основных средств для целей применения УСНО увеличена в полтора раза - до 150 млн руб. Конечно, можно было бы увеличить эту цифру и побольше с учетом имеющейся инфляции, но остается довольствоваться тем, что принято. Итак, с 2017 года «упрощенцы» вправе иметь основные средства остаточной стоимостью до 150 млн руб.

Обратите внимание:

На момент подготовки материала законопроект № 1040802‑6 находится на рассмотрении в Совете Федерации.

Отметим, что рассматриваемым законопроектом не преду­сматривается внесение поправок в п. 2 ст. 346.12 НК РФ в части распространения применения ограничения по остаточной стоимости основных средств в отношении индивидуальных предпринимателей для целей перехода на УСНО (Письмо Минфина России от 20.05.2016 № 03‑11‑11/29186). Но для целей применения УСНО ограничение по остаточной стоимости основных средств по‑прежнему распространяется на индивидуальных предпринимателей.

Уточнение налоговых ставок

С 2017 года вносятся изменения в п. 4 ст. 346.20 «Налоговые ставки» НК РФ. В данной норме речь идет о налоговой ставке 0 % для индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу соответствующих законов субъектов РФ и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере оказания бытовых услуг населению. В действующей редакции рассматриваемой нормы не сказано, о каком объекте налогообложения идет речь. Финансисты разъясняли, что ограничений на применение налоговой ставки в размере 0 % для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу соответствующих законов субъектов РФ и перешедших на УСНО, в зависимости от выбранного ими объекта налогообложения не предусмотрено (Письмо от 05.05.2016 № 03‑11‑11/26185).

Внесенные в п. 4 ст. 346.20 НК РФ поправки исключают какое‑либо двоякое толкование этой нормы.

Также теперь будет более корректно прописано, что в период действия налоговой ставки в размере 0 % указанные индивидуальные предприниматели, выбравшие объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, не уплачивают минимальный налог, предусмотренный п. 6 ст. 346.18 НК РФ. Данный порядок действовал и ранее.

* * *

С 2017 года вступают в силу изменения, внесенные в гл. 26.2 НК РФ:
  • предельный размер доходов при УСНО будет равен 120 млн руб. Соответственно, размер доходов для перехода на УСНО пропорционально увеличивается до 90 млн руб.;
  • действие механизма индексации предельного размера доходов приостанавливается до 1 января 2020 года. При этом на 2020 год сразу установлен коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения гл. 26.2 НК РФ, равный 1;
  • остаточная стоимость основных средств для целей применения УСНО увеличена в полтора раза - до 150 млн руб.;
  • уточнены положения п. 4 ст. 346.20 «Налоговые ставки» НК РФ в части применения ставки 0 %.
Документ вступает в силу 1 августа 2016 года вместо Постановления Правительства РФ от 13.07.2015 № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

Законопроект «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», который принят в третьем чтении, внес серьезные поправки в Налоговый кодекс.

В данной статье мы рассмотрим вопросы, касающиеся возможности применения УСН в 2017 году.

Значительно повышена величина доходов для применения УСН

Величина доходов является одним из существенных критериев как для перехода на систему налогообложения УСН, так и для продолжения работы на этом режиме.

В настоящее время в Налоговом кодексе (гл. 26.2) установлено два значения:

  • Первое – максимальный доход за 9 месяцев, при котором возможен переход на УСН. Он составляет 45 миллионов рублей. Этот показатель имеет значение только для организаций. ИП может перейти на УСН без ограничения по доходам (Письмо Минфина от 05.11.2013 N 03-11-11/47084).
  • Второе – максимальный доход за год (или другой отчетный период с начала года нарастающим итогом), при котором организация лишается права на применение УСН. Этот показатель по нормам НК РФ равен 60 миллионам рублей.

Однако эти показатели каждый год корректируются в зависимости от темпа инфляции. И в 2016 году эти показатели достигли 59’805 тысяч рублей и 79’740 рублей соответственно.

В законопроекте утверждены новые критерии, которые соответствуют показателям для отнесения юрлиц к микропредприятиям и с 2017 года предельные показатели дохода установлены в следующих размерах:

  1. Для перехода на УСН – 90 миллионов рублей
  2. Для продолжения работы на УСН – 120 миллионов рублей.

Однако введено ещё одно новшество – вплоть до января 2021 года эти показатели не будут корректироваться в зависимости от роста инфляции.

К сожалению, для перехода на УСН организаций с начала 2017 г. будут действовать ограничения 2016 года. Такие разъяснения были даны, например, в Письме Минфина от 30.10.2015 N 03-11-06/2/62828. Предельный доход за 9 месяцев считается в том году, в котором организация подает заявление о переходе на УСН и применяет действующие в данном году нормы Налогового кодекса. А на 2016 год предельный показатель дохода равен 59’805 тысяч рублей.

Увеличен размер остаточной стоимости основных средств

Другим критерием, ограничивающим возможность применения УСН, является сумма остаточной стоимости амортизируемых основных средств.

Этот показатель рассчитывается по нормам бухгалтерского учета. В настоящее время этот показатель равен 100 миллионам рублей.

В законопроекте установлена повышенная величина этого показателя – 150 миллионов рублей.

Для ИП, которые решили перейти на УСН, ограничение по величине остаточной стоимости основных средств не применяется. Но для того, чтобы не потерять право применять УСН, ИП, так же, как и организация, должны вести учет основных средств и отслеживать предельную величину их остаточной стоимости.

В настоящее время этот законопроект принят и с 1 января 2017 года вступит в действие Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ.

Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ ещё раз увеличен лимит доходов с 2017 года. Подробней в статье "

Упрощенную систему налогообложения имеют право применять:

1. Организация не являющаяся бюджетным или казенным учреждением, или участником о разделе продукции, микрофинансовой организацией, частным агентством занятости;

2. Организация не занимается игорным бизнесом, или производством подакцизных товаров, или добычей полезных ископаемых, кроме общераспространенных;

3. Организация не имеет филиалов. Наличие обособленных подразделений не препятствует применению УСНО (до 2016г. было ограничение);

Учредители - взаимозависимые лица не смогут перевести фирму на УСНО. Доля непосредственного участия других организаций в уставном капитале компании - не более 25%. Такое правило действует в 2016 году. С 2017 года запрещено будет применять УСНО организациям, в деятельности которых участвуют взаимозависимые лица. Определение таких лиц содержится в статьях 105.1 и 105.2 НК РФ. Учредитель - физическое лицо сможет по-прежнему применять УСН.

Условия перехода на УСНО:

1. Своевременно подано заявление о переходе на УСНО.

Организации и индивидуальные предприниматели могут перейти на упрощенную систему налогообложения лишь с начала следующего календарного года, подав не позднее 31 декабря в налоговую инспекцию заявление по ф. № 26.2-1, утвержденное приказом ФНС России от 02.11.2012г. № ММВ-7-3/829@

2. Соблюдение количественно-стоимостных лимитов показателей перехода на УСНО - величина дохода, стоимость основных средств, численность.

Критерии перехода на УСНО

При переходе на УСНО с 2018г. доход за девять месяцев 2017г. не должен превышать 90 млн. рублей.

Применение коэффициента дефлятора с 01 января 2017г. заморожено до 2020года, а с 2020 года коэффициент принимается равным 1.

С 2017 года лимит остаточной стоимости основных средств увеличен до 150 млн. рублей.

Чтобы не потерять право применять УСНО, должны соблюдаться следующие критерии:

Критерии работы на УСНО

Если вышеуказанные критерии не выполняются, организации и индивидуальные предприниматели переходят на общий режим налогообложения, с того квартала, в котором допущены нарушения. При этом налогоплательщик обязан поставить в известность об этом налоговую службу в срок не позднее 15 дней со дня прекращения деятельности на УСНО.

Организации и предприниматели, применяющие УСНО будут обязаны вести книгу учета доходов и расходов по новой форме. В книге появится новый раздел, в нем будут отражаться суммы уплаченного торгового сбора, уменьшающие сумму налога на УСНО. Новый раздел должны будут заполнять налогоплательщики, которые выбрали объект «доходы».

С 01 января 2017 года «Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) прекратит свое действие. Правительством РФ составлен перечень бытовых услуг, который должны будут использовать организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО и ЕНВД. Этот перечень необходимо будет использовать начиная с 2017 года в целях применения статей Налогового Кодекса 346.20, 346.26, 346.27, 346.43 и 346.50, а именно:

При определении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых устанавливается налоговая ставка 0% по УСН;

При определении возможности применения ЕНВД при оказании бытовых услуг;

При определении в целях ЕНВД понятия ветеринарных услуг и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;

При дифференциации видов деятельности при установлении потенциального дохода и при определении субъектами РФ дополнительного перечня видов деятельности в целях ПСН;

При определении видов предпринимательской деятельности, для которых устанавливается налоговая ставка по 0% ПСН.

Минфин РФ на своем сайте опубликовал сопоставительную таблицу кодов бюджетной классификации на 2016 - 2017 годы. Плательщики УСНО с объектом «доходы минус расходы» до 2016г. платили налог по двум КБК: на КБК 182 1 05 01050 01 1000 110 - минимальный налог, на КБК 182 1 05 01021 01 1000 110 - налог и авансовые платежи. По итогам 2016 года Минфин РФ оставил из двух КБК только один общий, как для минимального налога, так и для исчисленного по обычной налоговой ставке. В платежке на перечисление «упрощенного» налога (в т.ч. минимального) нужно будет указывать КБК 182 1 05 01021 01 1000 110.

Пониженные тарифы страховых взносов могут применять организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСНО, основной вид экономической деятельности, которых указан в пп.5 п.1 ст.427 НК РФ.

В течение 2017-2018 годов тарифы страховых взносов устанавливаются:

На обязательное пенсионное страхование в размере 20%;

На обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование - 0%.

Указанные пониженные тарифы применяются, если доходы в налоговом периоде не превысят 79 млн. рублей.

Контролировать страховые взносы будет налоговая инспекция. Взносы на случай травматизма останутся в ведении Фонда Социального Страхования РФ. Формы РСВ-1 и 4-ФСС с 2017года будут отменены. Вместо них с отчетности за 1 квартал 2017года будем предоставлять В ИФНС ежеквартально 30-го числа следующего месяца за отчетным кварталом.

С 1 января 2017 года работодатели - субъекты малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям, вправе отказаться полностью или частично от разработки и утверждения локально-нормативных актов. Например, можно не разрабатывать правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, графики отпусков и многие другие документы. Все условия найма работника должны будут прописываться в трудовом договоре. Правительство РФ утвердит типовую форму договора. Если статус микропредприятия будет утрачен, то в четырехмесячный срок необходимо оформить все кадровые документы.

Проверить относится ли Ваша организация к микропредприятиям можно на сайте ИФНС России в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

С 2017 года в обязательном порядке организациям и предпринимателям при осуществлении ими расчетов предстоит перейти на использование онлайн кассы, соответствующий закон был принят Госдумой в июне 2016 года. Для тех, кто применяет ККТ старого образца, зарегистрированную до 01.02.2017г. допускается переход до 1 июля 2017 года. После 1 июля 2017 года необходимо либо модернизировать старую ККТ, либо приобрести новый аппарат.

Минимальная сумма штрафа за проведение сделки без ККМ:

На сотрудников - 1,5 тыс. руб.

На должностных лиц - 10 тыс. руб.

На организацию - 30 тыс. руб.

Право не использовать какие-либо контрольно-кассовые машины (том числе и онлайн- кассы) дано тем, кто:

  • продает газеты, мороженое, билеты на проезд в транспорте, овощи и фрукты (вразвал в сезон);
  • обеспечивает питанием учащихся в учебных заведениях;
  • торгует на розничных рынках, ярмарках;
  • занимается мелкими бытовыми услугами: ремонтом обуви, металлоремонтом, изготовлением ключей, присмотром и уходом за детьми, престарелыми, инвалидами;
  • торгует продовольственными и непродовольственными товарами в пассажирских вагонах поездов, с ручных тележек, велосипедов, корзин, лотков;
  • продает из автоцистерн квас, молоко, растительное масло, живую рыбу, керосин;
  • принимает от населения стеклопосуду и утильсырье;
  • реализует изделия народных художественных промыслов;
  • занимается вспашкой огородов и распиловкой дров;
  • оказывает услуги носильщиков на вокзалах.

Предприниматели при сдаче в аренду жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, также освобождены от использования касс.

Мы рассмотрели основные изменения, которые нас ждут с 2017 года и на какие моменты необходимо обратить внимание.

С 1 января 2017 года в два раза увеличат лимиты для перехода и применения УСН, а также размер остаточной стоимости основных средств для упрощенцев. Об этих и других изменениях в работе упрощенцев рассказали на открытом вебинаре в Школе бухгалтера.

Приняты поправки в главу 26.2 Налогового кодекса (Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ и др.). Изменения вступают в силу с 1 января 2017 года. О них рассказали на вебинаре УСН: изменения с 2017 года , который состоялся в Школе бухгалтера 13 сентября. Запись вебинара доступна всем желающим до 13 октября 2016 года.

Вы можете не только бесплатно посмотреть лекцию с одним из лучших экспертов Школы бухгалтера, но и сразу после вебинара пройти онлайн-тестирование по вопросам работы на УСН и в случае успеха получить электронный Сертификат Контур.Школы.

Изменения по УСН: новые лимиты для организаций и предпринимателей

Лимиты доходов на УСН увеличат в два раза.

Лимит В 2016 году С 2017 года
Коэффициент-дефлятор на УСН

Коэффициент дефлятор на 2016 год — 1,329 (приказ Минэкономразвития РФ от 20.10.2015г. № 772). На этот коэффициент умножают размеры лимитов для перехода и применения УСН.

До 2017 года индексировался ежегодно. С 2017 до 2020 года лимиты не будут индексироваться на коэффициент-дефлятор. На 2020 год величина коэффициента составит 1.

Лимит для перехода на УСН (п. 2 ст. 346.12 НК РФ)

45 млн. руб. - перейти на УСН могут организации и предприниматели, чьи доходы по итогам 9 месяцев предшествующего года не превысили эту сумму.

Пример : перейти на УСН с 2017 года могут те, у кого доходы за 9 месяцев 2016 года не превысят 59,805 млн. руб. (45 млн руб. х 1,329).

90 млн. руб. - чтобы перейти на УСН с 2018 года, сумма дохода за 9 месяцев 2017 года не должна превышать 90 млн. руб.
Лимит для применения УСН (п. 4 ст. 346.13 НК РФ)

60 млн. руб. - если доход на УСН по итогам года больше этой суммы, то организация или ИП теряет право на спецрежим с начала квартала, в котором допущены превышение. Чтобы остаться на УСН в 2016 году, надо уложиться в лимит доходов за год 79,74 млн. руб. (60 млн. руб. × 1,329).

Пример : доход на УСН в октябре 2016 года составил 82 млн. руб. Право работать на УСН потеряно со IV квартала 2016 года — с этого квартала придется применять общий режим.

120 млн. руб. - чтобы не потерять право применять УСН в 2017 году доходы за 2017 год не должны превысить эту сумму.

Бухгалтерский, налоговый учет и отчетность при УСН - онлайн-курс в Школе бухгалтера. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основе требований профессионального стандарта «Бухгалтер».

Лимит по основным средствам

Организации на УСН должны контролировать остаточную стоимость основных средств. Общая остаточная стоимость всех ОС в течение 2016 года не должна превышать 100 млн. рублей. Иначе теряется право на «упрощенку» с начала квартала, в котором допущено превышение (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). С 2017 года лимит увеличен до 150 млн. руб.

На 1 января 2017 года и в течение налогового периода остаточная стоимость основных средств на УСН не должна превышать 150 млн. руб.

Какие лимиты применять для перехода на УСН с 2017 года?

Если компания решит сменить общую систему на упрощенку с 2017 года, она должна ориентироваться на прежние лимиты:

  • перейти на УСН с 2017 года смогут те организации и ИП, у кого доходы за 9 месяцев 2016 года не превысят 59,805 млн. руб. (45 млн. руб. х 1,329).
  • вправе работать на УСН в 2016 году организации и ИП, чьи доходы за 2016 года не превысят 79,74 млн. руб. (60 млн. руб. × 1,329).

Когда применять новые лимиты по УСН?

  • Новый предельный доход - 90 млн. руб. - будет действовать в 2017 году. То есть перейти на УСН с 2018 года смогут те организации и ИП, у кого доходы за 9 мес. 2017 года не превысят 90 млн. руб.
  • Вправе работать на упрощенке в 2017 году организации и ИП, чьи доходы за 2017 год не превысят 120 млн. руб.

«УСН: изменения с 2017 года». Лектор Наталья Горбова расскажет про изменения в НК РФ, про лимит доходов при совмещении УСН и ЕНВД, УСН и «патента»; про действия при превышении доходного лимита при УСН.