Какие налоги платят малые предприятия. Налогообложение малого бизнеса – выбираем систему и какие налоги будет платить ИП или ООО

Правительство стремится к усовершенствованию экономической ситуации в стране. Этому способствует развитие предприятий малого и среднего бизнеса. С целью облегчения процесса формирования и функционирования небольших по численности и масштабу деятельности предприятий предусмотрена особая система налогообложения малого бизнеса.

В рамках помощи предприятиям малого бизнеса уполномоченный государственный орган предоставляет возможность выбора одного из трех существующих способов расчета и взыскания обязательных сумм в бюджет и внебюджетные органы. Итак, юридическое лицо может воспользоваться стандартной и упрощенной системой, а также налогообложением вмененного дохода. Российское законодательство разделяет все существующие методы на две группы:

  1. Общая система взыскания налогов
  2. Специальная система взыскания налогов

Предприниматель или организация имеют право самостоятельно принимать решение о выборе конкретного режима. Налогообложение малого бизнеса, выступающее в качестве упрощенной системы, должно подтверждаться желанием юридического лица в виде заявления, которое предоставляется в налоговую службу.

Если документально не подтверждено использование специальной системы, то автоматически применяется общая или традиционная. При данной системе предприятия в обязательном порядке предоставляют периодическую отчетность, которая в полной мере раскрывает все произведенные расходы денежных средств и выручку, полученную в результате реализации готовой продукции. Основными налогами, которые необходимо выплатить государству, являются:

  • Налог на прибыль и имущество юридического лица. Исключением является такая форма, как индивидуальное предпринимательство.
  • Налог на доходы физических лиц

Специальное налогообложение малого бизнеса предполагает выплату единого налога, который включает перечень нескольких их видов в зависимости от определенного Например, в агропромышленном секторе уплачивается ЕСХН, то есть, При этом он может взиматься только с предприятий, которые занимаются непосредственным производством новой продукции, а не их реализацией или перепродажей по более высоким ценам. Благодаря ЕСХН у организаций нет необходимости выплачивать налог на доходы либо имущество организаций либо физического лица и, конечно, НДС

Господдержка малого предпринимательства направлена на организацию особых условий, в рамках которых учреждениям становится легче выполнять свое предназначение. Налогообложение малого бизнеса на основе упрощенной системы осуществляется только по желанию юридического лица.

В качестве объекта налогообложения выступает доход либо доход организации за минусом произведенных расходов. осуществляется с помощью произведения установленной процентной ставки и объекта. Ставка дифференцированная и зависит от величины получаемой прибыли за каждый отчетный период. Как правило, она составляет от 5 до 15 процентов.

Переход на другую систему может произойти только после подачи заявления в налоговый орган и по окончании календарного года.

Налогообложение малого бизнеса проводится с помощью оплаты патента (документ, дающий право на осуществление собственной деятельности). Существует конкретный перечень определенных видов деятельности, который включает 69 наименований.

В данной сфере предусмотрено наличие льгот в виде вычетов страховых сумм и пенсионных взносов. Длительность действия патента может достигать от нескольких месяцев до года. Именно поэтому налоговая служба предоставляет возможность выбора другой системы в начале каждого месяца.

К моменту завершения формирования в 2002 году системы специальных налоговых режимов для представителей малого бизнеса на территории РФ было официально зарегистрировано около 850 тысяч предприятий, попадающих под категорию малого предпринимательства. Кроме того, к этому времени в России работало более 4 млн индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Таким образом, в сферу налогообложения малого бизнеса попадало около 5 млн налогоплательщиков. В то же время, по оценке Госкомстата России, около 30% представителей этого бизнеса занимались предпринимательской деятельностью, не представляя никаких данных о своей деятельности в налоговые и статистические органы, 25-30% - представляли «нулевые» балансы и 3-5%, зарегистрировавших свою деятельность, - не вставали на учет в налоговых органах.

При этом сфера малого бизнеса не играла к тому времени существенной роли в формировании доходов бюджетов всех уровней. В бюджетную систему Российской Федерации от деятельности указанных предпринимателей поступало менее 1% от общей суммы доходов консолидированного бюджета.

Учет особенностей деятельности малого бизнеса в виде отдельных законов был сформирован в Российской Федерации только спустя несколько лет после создания налоговой системы страны в двух формах. Первая - на упрощенном порядке определения налоговой базы и введения отчетности, вторая - на оценки потенциального дохода налогоплательщиков и установлении фиксированного размера платежей в бюджет.

Первая форма налогообложения не получила в Российской Федерации достаточного развития: ее применяли к концу 2002 года всего лишь около 50 тысяч организаций и чуть более 100 тысяч индивидуальных предпринимателей.

Вторая форма налогообложения малого бизнеса была введена в Российской Федерации в 1999 году. При ее введении преследовалась цель заставить платить налоги и вывести из «теневой» сферы сложно поддающийся учету налично-денежный оборот субъектов малого бизнеса, занимающихся такими видами деятельности, как розничная торговля, оказание бытовых услуг и ряд других.

Было принято решение о введении особого режима налогообложения отдельных организаций и предпринимателей путем установления вмененного дохода. Это решение имело целью увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему страны. Введение системы налогообложения по методу вмененного дохода преследовало и другую не менее важную цель - упрощение процедур расчета и сбора налогов. Эта система в решающей степени упрощала для субъектов малого предпринимательства процесс ведения бухгалтерского учета и отчетности, а также налогового учета.

Принципиальным отличием особого режима налогообложения с помощью налога на вмененный доход от традиционных схем налогообложения частных предприятий является то, что база налогообложения по каждому налогоплательщику и объекту обложения определяется не по их отчетности, а на основе определенной расчетным путем доходности различных видов бизнеса в соответствующих региональных и других условиях. При этом расчет потенциального дохода привязан к исчерпывающему перечню формальных и легко проверяемых, в первую очередь физических, показателей деятельности отдельных категорий налогоплательщиков.

В отличие от упрощенной системы она с момента введения является обязательной для налогоплательщиков, занимающихся определенными видами деятельности. Единый налог на вмененный доход к моменту введения его во всех регионах России уплачивали около 150 тыс. организаций и 1,3 млн индивидуальных предпринимателей. С введением и уплатой этого налога также возник ряд проблем. Во многих субъектах Федерации показатели базовой доходности, оказывающие влияние на величину налога, были установлены для организации в заниженных размерах, что не обеспечивало компенсацию уплачиваемых ими налогов при общей системе налогообложения. В силу ряда обстоятельств, в том числе лоббирования и отдельных просчетов, устанавливаемый размер базовой доходности зачастую не был экономически обоснован. В результате показатели базовой доходности по одним и тем же видам деятельности в различных регионах существенно разнились.

Есть необходимость существования для малого предпринимательства особой системы налогообложения, которая учитывала бы особенности функционирования этого сектора экономики. Указанная система должна строиться исходя из определенных критериев , важнейшие из которых следующие.

Во-первых , действующий для любой налоговой системы принцип определенности налогообложения в налогообложении малого бизнеса должен быть доведен до совершенства. Это означает, что данное законодательство обязано быть простым и попятным не только, специалистам, но и любому предпринимателю, не имеющему специального образования и подготовки.

Во-вторых , налогообложение малого бизнеса должно предусматривать замену для этих организаций одним налогом максимально возможного числа действующих в стране налогов и сборов. Естественно, что идеальная система налогообложения малого бизнеса предполагает наличие всего одного налога, но построить такую систему довольно сложно. Это связано, в частности, со спецификой отдельных видов деятельности организаций.

В-третьих , система бухгалтерского учета и отчетности для малого предпринимательства должна быть максимально упрощена, одновременно позволяя осуществлять необходимый налоговый контроль за формированием налоговой базы и полнотой уплаты соответствующих налогов. При этом ведение соответствующего учета и отчетности не должно превращаться для малого предприятия в своего рода дополнительный вид деятельности, а проводимые налоговыми органами проверки не должны отнимать много времени ни у проверяемых, ни у проверяющих.

В-четвертых , система налогообложения малого бизнеса должна решать проблему укрывательства получаемых доходов и соответственно налогов, имея в виду, что именно малый бизнес действует в основном в сферах деятельности, связанных с оказанием услуг и вытекающими из этого огромными потоками налично-денежного обращения.

В-пятых , система налогообложения должна побуждать организации малого бизнеса работать не только эффективно, но и открыто. Это можно достигнуть лишь благодаря установлению для этих организаций щадящей налоговой нагрузки по отношению к организациям, работающим в обычном налоговом режиме.

Принятые в середине 2002 года и вступившие в действие с 1 января 2003 года главы Налогового кодекса нацелены именно на решение этих задач и реализацию государственной политики совершенствования системы налогообложения малого предпринимательства, в том числе на снижение налогового бремени, упрощение процедур налогообложения и представления отчетности, а также на создание благоприятных условий для легализации и развития малого предпринимательства.

Статья посвящена вопросу выбора системы налогообложения, оптимального для малого бизнеса. Приведен обзор действующих режимов налогообложения - УСН, ЕНВД, патентной системы налогообложения. Какие налоги будет платить ИП или ООО при этом.

Законодательного определения категории «малый бизнес» на сегодняшний день не существует. Однако все мы, так или иначе, понимаем, что, говоря о малом бизнесе, речь идет о многочисленных предпринимателях и небольших компаниях, работающих в сфере торговли, услуг, бытового обслуживания, развлечений, туризма и т.д. То есть фактически сфера малого бизнеса получила огромное распространение.

Тем не менее, начать свой, пусть даже и «малый» бизнес не так просто, как может показаться. Существуют многочисленные аспекты, требующие первостепенного внимания на начальных этапах создания бизнеса. В данной статье, хотелось бы остановиться на одном из них – выборе системы налогообложения, оптимально подходящей именно для Вашего бизнеса.

Итак, действующее налоговое законодательство предлагает нам сегодня несколько вариантов. Во-первых, это общая система налогообложения, или как ее еще называют традиционная. Эта система предполагает уплату налога на прибыль организаций в размере 20%, если вы организация, либо уплату налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 13%, если вы являетесь индивидуальным предпринимателем. Помимо этого, вы также будете являться плательщиками остальных налогов – налога на добавленную стоимость (НДС), налога на имущество и других, при наличии соответствующих объектов налогообложения. В довершении, Вам придется сдавать полный комплекс бухгалтерской и налоговой отчетности – это ежеквартальные декларации, бухгалтерские балансы и т.д. То есть общая система налогообложения не предоставляет каких-либо льгот и преимуществ малому бизнесу. Применяя ее, все налогоплательщики находятся в равных условиях, не зависимо от размера бизнеса, его годовых оборотов, численности сотрудников и т.д.

Альтернативой общей системе налогообложения, являются специальные налоговые режимы, рассчитанные как раз на рассматриваемую категорию бизнеса. Специальные налоговые режимы являются как бы упрощенными, льготными по сравнению с общим режимом. Они либо заменяют уплату совокупности налогов единым налогом - как при упрощенной системе налогообложения (УСН), либо рассчитываются исходя из определенных четко фиксированных физических показателей, без непосредственной привязки к реальным денежным потокам фирмы или предпринимателя – как при едином налоге на вмененный доход (ЕНВД) или патентной системе налогообложения.

Остановимся коротко на каждом.

УСН (упрощенка)

УСН представляет собой систему, при которой налогоплательщик освобождается от уплаты налога на прибыль организаций или НДФЛ, НДС и налога на имущество, а вместо них платит единый налог по упрощенной системе налогообложения.

Расчет налога при выборе УСН производится в зависимости от выбранного объекта налогообложения, либо 6% с полученного дохода, либо 15% с разницы между доходами и расходами. Естественно, что все операции по получению доходов и расходов должны иметь документальное подтверждение. Выбор объекта налогообложения зависит от специфики Вашей будущей деятельности. Как показывает практика, второй вариант предпочтительней, если доля ваших расходов будет составлять порядка 70% от доходов.

Расчет и уплата налога производятся ежеквартально, однако налоговая декларация предоставляется всего 1 раз в год.

Обратите внимание, применение данной системы налогообложения доступно налогоплательщикам, соответствующим определенным критериям, установленным в Налоговом Кодексе РФ (глава 26.2 НК РФ). Это - годовой лимит по уровню доходов – 60 млн. руб. с учетом ежегодной индексации, средняя численность сотрудников – не более 100 человек, стоимость основных средств – не более 100 млн. руб. и т.д.

Однако все же для большинства предпринимателей и небольших фирм данная система вполне приемлема и удобна.

ЕНВД или «вмененка»

Это режим, под который подпадают лишь строго определенные виды деятельности – оказание бытовых услуг, услуг по перевозке пассажиров и грузов, розничная торговля с площади не более 150 кв. м, общепит с площади не более 150 кв. м, оказание услуг по временному размещению и проживанию и т.д. Полный перечень видов деятельности можно найти в Налоговом Кодексе РФ (глава 26.3 НК РФ).

Итак, если Вы занимаетесь одним из вышеперечисленных видов деятельности, то система ЕНВД будет наиболее простой и понятной. Расчет налога производится исходя и физических показателей бизнеса – например, площадь помещения, количество посадочных мест, численность работников и т.д. Для каждого вида деятельности физических показатель установлен Налоговым Кодексом РФ, а также установлена фиксированная базовая доходность на единицу физического показателя. Например, если у вас магазин, то вы умножаете его площадь на фиксированное значение базовой доходности за 1 кв. м. и получаете свою налоговую базу, которую далее умножаете на ставку 15%. Расчет налога очень прост, предоставление декларации и уплата налога производятся ежеквартально. Преимущество заключается в том, что размер налога никак не зависит от реальной величины Ваших доходов, и при этом Вы четко знаете, какую сумму вы должны уплатить государству один раз в квартал.

Кроме того, аналогично, как и при УСН, при выборе ЕНВД вы не являетесь плательщиком налога на прибыль организаций или НДФЛ, НДС и налога на имущество.

Патентная система налогообложения

Наиболее молодой и узкоспециализированный режим налогообложения. Он предназначен исключительно для индивидуальных предпринимателей с численностью наемных работников не более 15 человек. Принцип данного налогового режима схож с ЕНВД - применение возможно при осуществлении одного из 46 видов предпринимательской деятельности, обозначенных в Налоговом Кодексе РФ. В их числе также бытовые услуги, общепит, торговля. Расчет налога не зависит от реальных оборотов, а производится исходя из размера потенциально возможного годового дохода, установленного законом субъекта РФ для каждого вида деятельности. Расчитать стоимость патента можно на сайте налоговой - https://patent.nalog.ru/ .

Огромным плюсом является то, что даже сам расчет налога Вам произведут в инспекции при выдаче патента – документа, подтверждающего переход на данный режим налогообложения. На этом общение с налоговиками закончится, налоговых деклараций при патентной системе подавать не нужно. Патент Вы можете приобрести как на целый год, так и на несколько месяцев по своему усмотрению. Отличный вариант для сезонной работы

Таким образом, начиная свое дело, необходимо тщательно подойти к выбору налогового режима, взвесить все «за» и «против» и только после выбора оптимального для Вас варианта – действовать!

Зверева Наталья Александровна

студент 3 курса, кафедра экономики ЮГУ, РФ, г. Ханты-Мансийск

Солодовникова Ульяна Николаевна

научный руководитель, доцент ЮГУ, РФ, г. Ханты-Мансийск

Малый бизнес является неотъемлемой частью крупного производства. Он позволяет более эффективно использовать местные ресурсы и отходы крупных предприятий, создавать новые дополнительные рабочие места, осуществлять перераспределение затрат производства в значительно коротком инвестиционном цикле, стал надежным источником поступления денежных доходов в государственные внебюджетные фонды и бюджеты всех уровней. Он способствует формированию среднего класса, выступающего в современном обществе гарантом политической стабильности .

Налогообложение малого бизнеса зависит от того, какая система налогообложения малого бизнеса выбрана. По состоянию на 2014 год для российских индивидуальных предпринимателей и организаций предусмотрено 5 режимов налогообложения: 1 общий (ОСНО) и 4 специальных (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН). Рассмотрим каждый из них более подробно:

Общая система налогообложения (ОСНО, традиционная, основная) - налоговый режим, который назначается автоматически всем ИП и организациям после их создания (за исключением случаев когда вместе с документами на регистрацию было подано заявление о переходе на один из специальных режимов).

ОСНО является самым тяжёлым налоговым режимом по части уплаты налогов и ведения отчётности. Как правило, общий режим используют, те предприниматели и организации, которые по каким-либо причинам не могут находиться на других системах налогообложения (например, из-за большой численности сотрудников или превышающего доступные пределы размера дохода) .

Находясь на общей системе налогообложения, малый бизнес налоги платит все, предусмотренные законодательством, если, конечно, индивидуальный предприниматель не освобожден от их уплаты. В этом случае налоги для малого бизнеса, которые являются федеральными, будут следующими:

· налог на добавленную стоимость;

· акцизы;

· Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) с доходов ИП;

· НДФЛ с доходов работников;

· страховые взносы с выплат в пользу работников и за свое страхование;

· сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

· налог на добычу полезных ископаемых;

· водный налог;

· транспортный налог (который является региональным);

· земельный налог местный налог) .

Упрощенная система налогообложения (УСН, упрощенка) - специальный налоговый режим, который чаще всего является самым выгодным для уплаты налогов и ведения отчетности. По сравнению с другими специальными режимами под действие УСН попадает гораздо большее количество видов предпринимательской деятельности.

Применяя УСН, предприниматели и организации платят только один налог в соответствии с самостоятельно заранее выбранной облагаемой базой (6 % от доходов или 15 % от доходов, уменьшенных на величину расходов) .

Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, освобождены от уплаты (п. 3 ст. 346.11 НК РФ):

· НДФЛ с доходов, полученных от предпринимательской деятельности (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ);

· налог на имущество физических лиц с имущества, используемого для предпринимательской деятельности;

· Налог на добавленную стоимость (НДС) (за исключением налога, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также уплачиваемого согласно статье 174.1 НК РФ) .

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД, вмененка) - специальный налоговый режим, который применяется только в отношении определённых видов деятельности (как правило, это розничная торговля и оказание услуг населению).

Главной особенностью ЕНВД, является тот факт, что при исчислении и уплаты налога размер реально полученного дохода значения не имеет. ЕНВД считается исходя от размера предполагаемого дохода предпринимателя, который устанавливается (вменяется) представительными органами муниципальных образований .

Индивидуальные предприниматели, применяющие режим уплаты ЕНВД, уплачивают следующие налоги и взносы:

· страховые взносы с выплат работникам и за свое страхование;

· НДФЛ из заработной платы наемных работников .

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) - специальный налоговый режим, который предназначен специально для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Применять ЕСХН имеют право только те ИП и организации, у которых доход от сельскохозяйственной деятельности составляет больше 70 %.

Как и любой другой специальный режим, ЕСХН позволяет одним единым налогом заменить все основные налоги общей системы налогообложения: НДС, налог на имущество и НДФЛ .

Налогоплательщики, применяющие ЕСХН кроме сельхозналога уплачивают страховые взносы с выплат работникам и за свое страхование, а также могут уплачивать НДФЛ из заработной платы наемных работников .

Патентная система налогообложения (ПСН) - специальный налоговый режим, который могут применять только индивидуальные предприниматели, при этом средняя численность наёмных работников, у них не должна превышать 15 человек.

Применяя ПСН, индивидуальный предприниматель получает право покупать патенты (по одному на каждый) на определённые виды деятельности (как правило, это оказание бытовых услуг населению и розничная торговля).

При расчёте стоимости патента размер реального полученного дохода не имеет значения. Налог на ПСН рассчитывается исходя от потенциально возможного к получению дохода, который устанавливается законами субъектов России .

Объектом налогообложения признается потенциально возможный к получению годовой доход ИП по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом субъекта РФ.

Налоговая база определяется как денежное выражение потенциально возможного к получению ИП годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется патентная система налогообложения, устанавливаемого на календарный год законом субъекта РФ.

Налоговым периодом признается календарный год или срок, на который выдан патент.

Налоговая ставка устанавливается в размере 6 %.

Индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН, освобождены от уплаты:

· НДФЛ (за себя);

· налог на имущество физических лиц;

При такой системе налогообложения необходимо платить страховые взносы во внебюджетные фонды .

Совмещение систем налогообложения:

Подавляющее большинство ИП и организаций во время своей деятельности используют только один из вышеперечисленных налоговых режимов, однако законом не запрещено совмещение некоторых систем налогообложения .

Важные изменения в законодательстве для малого бизнеса в 2014 году. С 1 января вступили в силу несколько значимых поправок по налогам УСН:

· Минэкономразвития приказом от 07.11.2013 № 652 установило коэффициент-дефлятор по УСН на 2014 год в размере 1,067. С учетом корректировки для перехода на УСН с 1 января 2015 года предельный размер доходов увеличен с 45 млн. руб. до 48,015 млн. руб. А для применения УСН на протяжении 2014 года нужно, чтобы доходы не превышали 64,02 млн. руб. (в 2013 году - 60 млн. руб.).

· Совокупная ставка страховых взносов в 2014 году осталась на уровне 2013 года - 30 %. В ПФР - 22 %, ФСС - 2,9 %, ФФОМС - 5,1 % (Федеральный закон от 02.12.2013 № 333-ФЗ). В 2014 году порог для начисления взносов составит 624 000 руб. «Упрощенцы», применяющие в 2014 году отдельные виды деятельности, могут по-прежнему использовать льготную ставку взносов - 20 %. Взносы уплачиваются только в ПФР до достижения уровня 624 000 руб. (постановление Правительства РФ от 30.11.2013 № 1101). Суммы превышения взносами не облагаются, в то числе по ставке 10 %.

Предприниматели, купившие патент, могут в 2014 году, как и в 2013-ом, применять пониженные ставки страховых взносов (20 % вместо 30 %). За исключением тех, которые осуществляют виды деятельности, указанные в подпунктах 19, 45-47 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ.

Тарифы страховых взносов на травматизм в 2014 году также остались на уровне 2013 года (Федеральный закон от 02.12.2013 № 323-ФЗ). То есть в зависимости от класса профессионального риска. Минимальный тариф - 0,2 %, максимальный - 8,5 %. Льготы также сохранены: взносы на зарплату инвалидов начисляются со скидкой 60 %. Тарифы и скидки предусмотрены Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ.

· Президент подписал федеральный закон об увеличении минимального размера оплаты труда (МРОТ) с 1 января 2014 года. И теперь можно подсчитать размер страховых взносов, которые должны будут заплатить предприниматели на свое страхование за 2014 год. Ведь фиксированный платеж считается как раз на основе МРОТ. МРОТ увеличен с 5205 руб. до 5554 руб. А фиксированный платеж в ПФР за 2014 год составляет 17 328,48 руб., в ФФОМС - 3399,05 руб. Данные платежи нужно уплатить до 31 декабря 2014 года.

Если доходы предпринимателя за 2014 год превысят 300 000 руб., он должен будет доплатить в ПФР еще 1 % с доходов, превышающих эту сумму. Этот платеж нужно перечислить до 1 апреля 2015 года. Отметим, что 1 % считается с доходов без уменьшения их на расходы. Плательщики на УСН для расчета взносов в ПФР берут доходы, перечисленные в статье 346.15 НК РФ.

· Налоговики рекомендовали налогоплательщикам начиная с 2014 года в декларациях в поле «код ОКАТО» указывать код ОКТМО. Эти рекомендации касаются и декларации по УСН, утвержденной приказом Минфина от 22.06.2009 № 58н. В письме от 17.10.2013 № ЕД-4-3/18585 ФНС подчеркнула, что проставление кода ОКТМО носит рекомендательный характер до утверждения новых форм деклараций. Когда же декларации изменятся, указывать код ОКТМО нужно будет в обязательном порядке. Список налоговых деклараций, в которые внесены изменения. Узнать, какой код ОКАТО соответствует коду ОКТМО, можно на сайте Минфина.

С 2014 года изменены также правила заполнения платежек. В платежных поручениях, как и в декларациях, вместо кода ОКАТО нужно указывать код ОКТМО .

Желание каждого предприятия - платить меньше налогов.

Прежде всего, руководителей при выборе системы налогообложения интересует уровень налоговой нагрузки. Анализируя этот показатель при разных режимах налогообложения, можно сделать выбор в пользу той или иной системы налогообложения.

Налогообложение субъектов малого предпринимательства осуществляется, как на общих основаниях, так и с помощью специальных налоговых режимов.

Особый режим налогообложения для малого бизнеса принят в большинстве стран. Для этого существуют различные причины. Прежде всего, малое предпринимательство является важной сферой функционирования экономики. Малые предприятия отличаются большей гибкостью, легче приспосабливаются к изменяющейся конъюнктуре рынка. Поддержка малого предпринимательства позволяет увеличить занятость населения и таким образом улучшить социальную атмосферу в обществе и уменьшить расходы на выплату пособий по безработице. Упрощение налогообложения и, соответственно, учета позволяет улучшить условия функционирования малого бизнеса за счет снижения затрат (как финансовых, так и трудовых) на ведение учета и расчет налогов.

Список литературы:

  1. Важные изменения в законодательстве для малого бизнеса в 2014 году // Российский налоговый портал. - 2006-2014. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://taxpravo.ru/analitika/statya-345139-vajnyie_izmeneniya_v_zakonodatelstve_dlya_malogo_biznesa_v_2014_godu (дата обращения 17.11.2014).
  2. Налоговый кодекс РФ: часть 1 от 31.07.98 № 146-ФЗ (ред. от 04.10.2014); часть 2 от 05.08.00 № 117-ФЗ (ред. от 04.10.2014).
  3. Налогообложение малого бизнеса // Журнал Бухгалтерия ИП - практический журнал для индивидуальных предпринимателей. - 2011-2014. - № 6. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.indpred.ru/nalogooblojenie_malogo_biznesa (дата обращения 17.11.2014).
  4. Одарченко А.В. Проблемы развития малого бизнеса // Налоги и налогообложение | лекции, рефераты и шпоры по налогам и налогообложению. - 2014. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://nalogpro.ru/problemy-razvitiya-malogo-biznesa/ (дата обращения 17.11.2014).
  5. Системы налогообложения в России // Малый бизнес. - 2011-2014. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.malyi-biznes.ru/sistemy/ (дата обращения 17.11.2014).

Малое предпринимательство является неотъемлемой частью экономики России, поэтому для привлечения предпринимателей в малый бизнес государство разрабатывает более удобные и привлекательные системы налогообложения, чем для других форм хозяйствования. Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства – одна из волнующих тем для начинающих бизнесменов.

Основные моменты и отличительные черты данного вида налогообложения раскроем далее.

Выбор формы налогового режима

Малому бизнесу предоставляется возможность самостоятельного выбора налогообложения, благодаря чему вновь создаваемые предприятия имеют комфортные и доступные условия для своего функционирования.

Малый бизнес, как и другой любой другой легальный бизнес, характеризует его универсальность. В малых предприятиях, так же как и в крупных, налоговые отчисления в казну государства имеют значительный удельный вес в финансовых потоках организации. Недосмотр этой стороны ведения бизнеса оборачивается для фирмы большими финансовыми потерями. Поэтому если Вы только начинаете работать или желаете обратитесь к хорошему бухгалтеру,а лучше станьте им сами.

Конечно, можно признать, что система налогов в РФ несовершенна, однако разумный подбор оптимального метода уплаты налогов вполне возможен.

На сегодняшний день, при создании малого предприятия есть возможность выбрать одну из нескольких действующих на данный момент налоговых систем, наиболее подходящую для планируемой деятельности компании.

Общий режим

Налогообложение предприятий всех форм собственности и видов по умолчанию устанавливается в виде общего режима – ОСНО. При данном режиме в обязанность предприятия входит . Если организация работает на ОСНО, оно платит государству следующие налоги:

  • на добавленную стоимость,
  • на организации,
  • на прибыль (юридические лица),
  • на доходы физических лиц (индивидуальные предприниматели).

Преимущества ОСНО

К преимуществам данной системы можно отнести:

  • возможность заниматься различными видами деятельности, при этом, не имея лимита на размер выручки;
  • возмещение из бюджета НДС по разным основаниям;
  • большая привлекательность для контрагентов за счет возмещения их НДС;
  • обладание любым количеством наемных работников и другие.

Недостатки ОСНО

К недостаткам общего режима можно отнести:

  • обязанность уплаты большого количества налогов,
  • обязанность предоставления в налоговые органы и прочие государственные организации большого количества отчетности,
  • сложная форма ведения доходов и расходов,
  • сбор и обязательное хранение всей документации, связанной с деятельностью предприятия и другие.

Малый бизнес в сельском хозяйстве

Предприниматели, в деятельность которых входит только производство сельскохозяйственной продукции, и которые не перерабатывают ее, имеют возможность работать по системе ЕСХН.

В этом случае сбор налогов с малого бизнеса намного упрощается, так как организация вправе не уплачивать в казну следующие виды налогов:

  • на имущество;
  • на добавленную стоимость.

В том случае, если фирма хочет работать на данном режиме, ей необходимо показать удельный вес всего дохода от продажи произведенной продукции в общей выручке от реализации, причем его доля должна превышать 70% .

Отчетность сдается каждое полугодие, налоговым периодом является один год. Поэтому следует помнить, что перейдя на ЕСХН невозможно поменять режим налогообложения до окончания налогового года. Впрочем, при иных системах смена режима также затруднена и производится лишь с начала года. Причем, заявление на смену формы налоговых сборов необходимо подать заблаговременно в строго определенный период.

Патентная система налогообложения

Ранее малый бизнес имел право применять упрощенную систему налогов, платежи которого рассчитывались на основе патента. Сегодня положения законодательства существенно поменялись – с 2013 года введен новый самостоятельный режим – патентная система налогообложения. Поэтому сейчас особенности налогообложения малого бизнеса в части оплаты стоимости патента дифференцированы от налогообложения субъектов предпринимательства, работающих на других режимах, так как по новой системе необходимо уплатить только лишь стоимость патента.

Общая сумма патента рассчитывается по ставке 6% от предполагаемого годового дохода компании. Однако следует знать, что его теперь нельзя уменьшить как ранее, на сумму страховых взносов, выплаченных по обязательному страхованию.

Применение данного режима возможно только для индивидуальных предпринимателей. Помимо этого, патентное налогообложение применяется только при определенных видах деятельности – в законе их указано 69 и этот список окончательный. Следует помнить, что при покупке патента на срок меньше чем 6 месяцев , полную его стоимость необходимо оплатить в срок до 25 числа месяца после начала его действия. При большем сроке действия патента можно сначала оплатить его треть, а остальные две трети ближе к концу окончания срока его действия – но не позже чем за 30 дней до его прекращения.

Единый налог на вменённый доход (ЕНВД)

Налоги для субъектов малого предпринимательства значительно изменилось в 2013 году. С этого года, а также и теперь, переход на единый налог на вмененный доход стал добровольным. Также подвергся изменению и расчет – теперь он рассчитывается, начиная со дня постановки на учет, исходя из количества дней, которые были отработаны фактически в данном месяце.

Рассчитывается он по формуле, куда входит величина базовой доходности, установленная субъектом федерации, коэффициенты, которые зависят от специфики работы предприятия и ставка налога. Быстро посчитать и оплатить налог помогут .

Предельный расчет количества наемного персонала рассчитывается не как ранее, а от средней численности рабочей силы. Число работников, как и ранее должно быть не более 100.

Преимущества ЕНВД

Налогообложение деятельности предприятия по ЕНВД имеет следующие преимущества:

  • освобождению от уплаты следующих налогов:
  • на прибыль (юридические лица);
  • на доходы физических лиц (индивидуальные предприниматели);
  • на имущество;
  • на добавленную стоимость.

Как уже было отмечено ранее, по вышеуказанным налогам требуется ведение достаточно сложного бухгалтерского и налогового учета. Соответственно, замена указанного ряда налоговых выплат намного упрощает ведение учета и сокращает документооборот.

  • несложность расчета налога;
  • фиксированная сумма налога;
  • налог, который не зависит от реальной выручки предприятия, позволяет легально вести бизнес с различными оборотами без страха перед налоговыми органами;
  • легкость ведения простота учета доходов и расходов.

Недостатки ЕВНД

Налоговую нагрузку вполне реально рассчитать еще до открытия своего предприятия, поэтому высказывание о том, что огромные налоги неожиданно подкосили бизнес, несерьезны. При правильно составленном бизнес-плане налоги станут стабильными для бизнеса.

В том случае, если предприятие уже работает, выходом из запутанной ситуации станет налоговое планирование, при котором обязательно своевременное отслеживание всех изменений в законодательстве.

Проблемы налогообложения предприятий заключены, прежде всего, в отсутствии высококлассных специалистов, стоимость работы которых достаточно высока. На подобные издержки предприниматели часто не желают тратить свои доходы. В результате складывается противоположная ситуация – высокие налоговые платежи и штрафы снижают эффективность ведения бизнеса. Поэтому, чтобы получать высокую прибыль, следует уделять внимание оптимизации налогообложения предприятия и привлекать для этого профессионалов: или в штат, или работать со специалистами на аутсортинге (договор со сторонней компанией).

Только в этом случае оптимизация налогообложения малого бизнеса максимально приблизит предприятие к успеху.