Как проверить декларацию по НДС (контрольные соотношения)? Как проверить декларацию по ндс

Небольшие погрешности в начислении НДС со стороны организации могут быть восприняты налоговой инспекцией как попытка обмана государства. Банальная, даже незначительная, ошибка в начислении может обернуться для предприятия . При серьезных недоплатах возможны судебные разбирательства.

Именно поэтому сотрудники бухгалтерии стараются особо тщательно следить за правильностью начисления. Для проверки они используют различные способы. И сегодня мы расскажем вам, как проверить НДС онлайн и без использования интернета, кто проверяет статистику по ввозному НДС в РФ, как проверить регистрацию плательщика по базе и о других важных нюансах.

Как самостоятельно проверить НДС

Условно проверить исчисление НДС можно двумя путями: самостоятельно и при налоговой проверке. У контролирующих органов свои способы. Внутренняя бухгалтерия использует несколько методов.

Самостоятельно проверять правильность расчета налога на добавленную стоимость нужно такими путями:

  • По авансовым платежам
  • Проверкой по продажам
  • По оборотно-сальдовой ведомости
  • Анализом расчетов по книгам покупок.

Своевременный мониторинг правильности исчисления позволяет избежать множества проблем. Это правильный подход, но он совсем не обещает быть простым и быстрым.

Данный видеоролик расскажет, как проверить плательщика НДС:

По общему обороту по продаже продукции

При таком способе проверки легко определить ошибки в расчете НДС. Сам процесс не сложен, но требует много времени, внимательности и усидчивости. Требуется проанализировать все записи о следующих операциях:

  • документация об авансовых платежах
  • возврат поставленных на учет товаров
  • информация о исполнении своих обязательств налоговыми агентами
  • документы о получении любых средств, увеличивающих налоговую базу
  • данные о получении средств при продаже, оказании услуг или выполнении работ,в том числе и для своих нужд, при передаче имущественных прав.

В расчет не берутся операции, не подлежащие налоговым отчислениям. Все остальные данные необходимо тщательно просчитать. Анализ данных по книге продаж всегда должен проводиться совместно с документациями о покупках.

По книге покупок

При подсчете НДС по книге покупок можно определить сумму средств, подлежащих вычету. Для плательщиков НДС этот документ обязателен, а при самостоятельной проверке бухгалтеру нужно учесть такие позиции:

  • Авансовую документацию
  • Командировочные расходы
  • Счет-фактуры от продавцов
  • Корректировочные счет-фактуры
  • Расходы на СМР для собственных нужд
  • Таможенную декларацию и сопутствующие документы
  • Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Полученные данные обязательны для правильного расчета НДС. Они позволяют определить сумму вычетов, уменьшающих размеры налога, но должны быть подтверждены документально.

По оборотно-сальдовой ведомости

Для правильного подсчета нужно сравнить дебетовые данные на субсчетах 60.2 и 62.1, учесть кредитные расчеты (60.1 и 62.2). Определить сальдо перечисленных счетов на момент завершения налогового периода, свериться с книгами покупок и продаж. Дополнительно нужно проверить НДС по авансам и приобретенным ценностям. При правильном расчете данные по субсчетам дебета и кредита будут совпадать с продажами и покупками. В противном случае нужно проверять правильность внесения информации в продажах, покупках и авансовых платежах.

Давайте узнаем, как проверить НДС с полученных авансов.

По авансовым платежам

Авансовые платежи, подлежащие обложению НДС, требуют особого внимания. У бухгалтерии часто возникают вопросы относительно расчетов. Особенно часто это происходит, если аванс и отгрузка товара происходили в один и тот же налоговый период.

Ряд приказов Минфина подразумевает отдельные расчеты по авансу и остальной сумме, подлежащей оплате. В некоторых случаях допустимо не оформлять на авансовый платеж счет-фактуру. Это происходит в случае оплаты аванса и отгрузки товара в один день. Также иногда практикуют отказ от исчисления НДС с аванса при разнице с отгрузкой не более 5 дней.

ФНС России рекомендует избегать такой практики, чтобы исключить ненужные вопросы при проверке. Налоговая база от своевременного исчисления НДС не увеличивается, поэтому его правильное документальное проведение предотвращает спорные ситуации с контролирующими органами. При этом требуется обязательно учитывать не только оплаченные авансы, но и полученные.

О том, как налоговики (налоговая) проверяют , расскажем ниже.

О том, как получить вычет по НДС, а после проверить его начисление, расскажет это видео:

Проверка через налоговую

При составлении документации по НДС нужно быть предельно внимательными, они тщательно изучаются налоговыми органами. Также декларации будет проверятся и при камеральной проверке. Первым делом специалисты проверяют представленные декларации и определяют насколько корректно сформирована налоговая база, особое внимание уделяя отчислениям по отгрузкам.

Обязательно учитываются такие нюансы:

  • Продажа и покупка задолжнностей
  • Договора уступки финансовых прав
  • Безвозмездная передача имущества
  • продажа имущества облагаемого НДС
  • Получение прибыли по договорам с контрагентами
  • Цена продукции, не подлежащей налогообложению.

Эти данные сравниваются с информацией из представленной декларации. Обязательно исследуется соответствие номеров, дат и других данных счет-фактур организации с их записями в соответствующие документы. Также анализу подлежать все авансовые платежи и итоговая правильность заполнения декларации.

Всем предприятиям-плательщикам НДС необходимо знать, что полномочия проверяющих налоговых органов расширились. Теперь они, согласно закону №134-ФЗ могут провести углубленную проверку при предоставлении документов на возмещение налога из бюджета. Для предотвращения неприятных последствий необходимо устраивать тщательную самостоятельную проверку правильности исчисления НДС перед подачей документации в налоговую.

О том, как проверить НДС и как применять коды по налогу, расскажет видео ниже:

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Политика обработки персональных данных (далее – Политика) разработана в
соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – ФЗ-152).
1.2. Настоящая Политика определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных в ООО Адвокатская Коллегия “Налоговые адвокаты” (далее – Оператор) с целью защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
1.3. В Политике используются следующие основные понятия:
- автоматизированная обработка персональных данных - обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
- блокирование персональных данных - временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);
- информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
- обезличивание персональных данных - действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;
- обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
- оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
- персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
- предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
- распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;
- трансграничная передача персональных данных - передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу.
- уничтожение персональных данных - действия, в результате которых невозможно восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;
1.4. Компания обязана опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к настоящей Политике обработки персональных данных в соответствии с ч. 2 ст. 18.1. ФЗ152.
2. ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
2.1. Принципы обработки персональных данных
2.1.1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов:
- законности и справедливой основы;
- ограничения обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;
- недопущения обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;
- недопущения объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
- обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки;
- соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки;
- недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;
- обеспечения точности, достаточности и актуальности персональных данных по отношению к целям обработки персональных данных;
- уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Оператором допущенных нарушений персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.2. Условия обработки персональных данных
2.2.1. Оператор производит обработку персональных данных при наличии хотя бы одного из следующих условий:
- обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
- обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
- обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
- обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
- осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее - общедоступные персональные данные);
- осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
2.3. Конфиденциальность персональных данных
2.3.1. Оператор и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.4. Общедоступные источники персональных данных
2.4.1. В целях информационного обеспечения у Оператора могут создаваться общедоступные источники персональных данных субъектов персональных данных, в том числе справочники и адресные книги. В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, должность, номера контактных телефонов, адрес электронной почты и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных.
2.4.2. Сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных, уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных либо по решению суда.
2.5. Специальные категории персональных данных
2.5.1. Обработка Оператором специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, допускается в случаях, если:
- субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;
- персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных;
- обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о государственной социальной помощи, трудовым законодательством, законодательством Российской Федерации о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению, о трудовых пенсиях;
- обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц и получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
- обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;
- обработка персональных данных необходима для установления или осуществления прав субъекта персональных данных или третьих лиц, а равно и в связи с осуществлением правосудия;
- обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством об обязательных видах страхования, со страховым законодательством.
2.5.2. Обработка специальных категорий персональных данных, осуществлявшаяся в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 10 ФЗ-152 должна быть незамедлительно прекращена, если устранены причины, вследствие которых осуществлялась их обработка, если иное не установлено федеральным законом.
2.5.3. Обработка персональных данных о судимости может осуществляться Оператором исключительно в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.
2.6. Биометрические персональные данные
2.6.1. Сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность - биометрические персональные данные - могут обрабатываться Оператором только при наличии согласия субъекта персональных данных в письменной форме.
2.7. Поручение обработки персональных данных другому лицу
2.7.1. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ-152 и настоящей Политикой.
2.8. Обработка персональных данных граждан Российской Федерации
2.8.1. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях» при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев:
- обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
- обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - исполнение судебного акта);
- обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;
- обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных.
2.9. Трансграничная передача персональных данных
2.9.1. Оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных, до начала осуществления такой передачи.
2.9.2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях:
- наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных;
- исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
3. ПРАВА СУБЪЕКТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
3.1. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных
3.1.1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.
3.2. Права субъекта персональных данных
3.2.1. Субъект персональных данных имеет право на получение у Оператора информации, касающейся обработки его персональных данных, если такое право не ограничено в соответствии с федеральными законами. Субъект персональных данных вправе требовать от Оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
3.2.2. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с субъектом персональных данных (потенциальным потребителем) с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных.
3.2.3. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных в вышеуказанных целях.
3.2.4. Запрещается принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, или при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
3.2.5. Если субъект персональных данных считает, что Оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований ФЗ-152 или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие Оператора в Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.
3.2.6. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда.
4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
4.1. Безопасность персональных данных, обрабатываемых Оператором, обеспечивается реализацией правовых, организационных и технических мер, необходимых для обеспечения требований федерального законодательства в области защиты персональных данных.
4.2. Для предотвращения несанкционированного доступа к персональным данным Оператором применяются следующие организационно-технические меры:
- назначение должностных лиц, ответственных за организацию обработки и защиты персональных данных;
- ограничение состава лиц, допущенных к обработке персональных данных;
- ознакомление субъектов с требованиями федерального законодательства и нормативных документов Оператора по обработке и защите персональных данных;
- организация учета, хранения и обращения носителей, содержащих информацию с персональными данными;
- определение угроз безопасности персональных данных при их обработке, формирование на их основе моделей угроз;
- разработка на основе модели угроз системы защиты персональных данных;
- использование средств защиты информации, прошедших процедуру оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности информации, в случае, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз;
- проверка готовности и эффективности использования средств защиты информации;
- разграничение доступа пользователей к информационным ресурсам и программно-аппаратным средствам обработки информации;
- регистрация и учет действий пользователей информационных систем персональных данных;
- использование антивирусных средств и средств восстановления системы защиты персональных данных;
- применение в необходимых случаях средств межсетевого экранирования, обнаружения вторжений, анализа защищенности и средств криптографической защиты информации;
- организация пропускного режима на территорию Оператора, охраны помещений с техническими средствами обработки персональных данных.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. Иные права и обязанности Оператора в связи с обработкой персональных данных определяются законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
5.2. Работники Оператора, виновные в нарушении норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных, несут материальную, дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в порядке, установленном федеральными законами.

Камеральная проверка по НДС проводится по правилам, закрепленным законодателем в Налоговом кодексе РФ. Связанные с проведением камеральной проверки по НДС нюансы будут рассмотрены в этой статье.

Камеральная налоговая проверка по НДС: определение и предмет

Камеральная проверка налоговой декларации по НДС — это форма контроля. С ее помощью представители налоговой службы выявляют расхождения и ошибки в отчетности, представляемой плательщиком соответствующего налога (ст. 82, 87 НК РФ).

Проводится такая проверка на территории налогового органа, в общем случае посещение офиса проверяемой компании не предусмотрено (ст. 88 НК РФ). При необходимости документы и пояснения запрашиваются через телекоммуникационные каналы связи (ТКС). В тоже время с 01.01.2015 у налоговиков появилось право в ходе камеральной проверки проводить осмотр помещений налогоплательщика.

Камеральная налоговая проверка по НДС — это проверка информации, которую представил налогоплательщик в виде декларации. Последняя выступает предметом проверки.

Срок, отпущенный на проведение необходимых процедур, составляет 3 месяца (ст. 88 НК РФ). Отсчитываться срок камеральной проверки по НДС начинает с даты (дня), когда декларация была получена налоговой службой.

С 01.07.2017 для добросовестных налогоплательщиков срок камеральной проверки декларации по НДС с суммой налога к возмещению может быть сокращен с 3 до 2 месяцев. Подробнее об этом расскажем в следующем разделе нашего материала.

Крайний срок подачи декларации по НДС — 25 число месяца, наступившего за налоговым периодом, который истек (п. 5 ст. 174 НК РФ).

При этом срок камеральной проверки декларации по НДС составляет 3 месяца со дня представления налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).

С июля 2017 года камеральная проверка декларации по НДС с суммой налога к возмещению может сокращаться до 2 месяцев (письмо ФНС «Об ускоренном возмещении НДС добросовестным налогоплательщикам» от 13.07.2017 № ММВ-20-15/112@).

Налоговикам предписано завершать камеральные проверки по истечении 2 месяцев со дня представления декларации по НДС при одновременном соблюдении следующих условий:

  • в декларации отсутствуют противоречия, и содержащиеся в ней сведения соответствуют сведениям об операциях, представленным другими налогоплательщиками (либо не устраненные расхождения не свидетельствуют о занижении суммы налога к уплате в бюджет);
  • отсутствуют признаки нарушений налогового законодательства, приводящие к занижению налога к уплате (либо завышению заявленного к возмещению налога), и информация, свидетельствующая о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

При этом налогоплательщик должен соответствовать одному из условий, перечисленных в п. 1 письма ФНС № ММВ-20-15/112@.

С особенностями камеральной проверки к возмещению вас познакомит публикация .

Форма декларации по НДС

Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ утверждены:

  • форма декларации;
  • порядок ее заполнения;
  • формат представления отчетности в налоговые органы.

Узнать детальнее о составе декларации, скачать ее бланк и образец вы можете из материалов рубрики «Образец заполнения и бланк налоговой декларации по НДС — 2017-2018» .

Если фирма начисляет НДС, а затем предъявляет налог к вычету, ей придется указать соответствующие данные о счетах-фактурах, которые явились основанием для расчетов. Для этого в декларации предусмотрены разделы для отражения данных из книги покупок, книги продаж, журнала учета счетов-фактур.

Кто сейчас обязан заполнять журнал учета счетов-фактур, узнайте .

В настоящее время налоговые инспекторы получили возможность сравнивать данные, отраженные в книге продаж и книге покупок фирмы-продавца и фирмы-покупателя. Это позволяет выявлять в ходе камеральной проверки по НДС недобросовестных лиц, которые налоги в бюджет не платят, но претендуют на получение вычета по НДС.

Ответственность за нарушение формы подачи декларации

Большинство плательщиков НДС обязаны подавать декларацию в электронном виде. Если же вместо электронной декларации будет представлена бумажная, организацию ждет штраф.

В п. 5 ст. 174 НК РФ сказано, что декларация по НДС, представленная на бумажном носителе, не является представленной. В результате и последствия стали серьезнее: штраф вырос, возможно и привлечение к административной ответственности.

Подробнее об ответственности см. в нашем материале «Какова ответственность за опоздание с декларацией?» .

Кроме этого, счет вашей организации могут заблокировать (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Подробнее о приостановлении операций по счетам см. в нашем материале «Опоздали с декларацией? Готовьтесь к блокировке счета» .

Получение электронных документов от налоговой нужно подтвердить

В п. 5.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ сказано, что каждый налогоплательщик, пересылающий в налоговую службу электронную декларацию, обязан обеспечить получение от инспекции в электронной форме по ТКС документов, высылаемых налоговой в ходе контроля. Что же может затребовать ваша налоговая инспекция? Здесь подразумевается:

  • уведомление о вызове налогоплательщика (ст. 31 НК РФ);
  • требование о представлении пояснений (ст. 88 НК РФ)/документов в отношении поданной отчетности (ст. 93 и 93.1 НК РФ).

Список могут дополнять и другие документы, необходимые для проведения камеральной проверки.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Неисполнение обязанности по передаче означенной квитанции будет иметь серьезные последствия (ст. 76 НК РФ). Так, налоговая служба наделена правом заморозить все операции по счетам фирмы-нарушителя — от банковских операций до переводов денег по электронным каналам.

Отмена такого решения возможна на основании ст. 76 НК РФ. Разблокировка замороженных счетов производится при условии, что налогоплательщик:

  • передал квитанцию, подтверждающую прием документов, которые были направлены налоговой инспекцией;
  • представил документы/пояснения, затребованные изначально налоговым органом.

Тогда отмена постановления о блокировке счета должна произойти не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из указанных дат.

Когда налоговики могут истребовать документы

Налоговые органы имеют право требовать в ходе камеральной проверки представления налогоплательщиком счетов-фактур, первичных и иных документов, относящихся к операциям, отраженным в поданной декларации (ст. 88 НК РФ). Ниже перечислены случаи, когда данное право подлежит реализации:

  1. Если данные, представленные двумя разными налогоплательщиками по одной и той же операции, не соответствуют друг другу.
  2. Если информация, указанная в декларации, не соответствует данным из журнала учета счетов-фактур.
  3. Если в поданной декларации выявлены противоречия.

ВАЖНО! Намерение истребовать документацию у налогоплательщика должно иметь под собой веские основания. То есть выявленные фискальной службой «неровности» в отчетности должны говорить о стремлении налогоплательщика занизить размер суммы налога к уплате и попытке завысить размер возмещения из бюджета.

О том, какие моменты могут влиять на возникновение вопросов при проверке, читайте в материале «Налоговики обобщают ошибки: проверьте свою декларацию по НДС» .

Любые пояснения по НДС налоговики принимают только в электронном виде. Узнайте об этом .

Камеральная проверка НДС: территорию — к осмотру!

У представителей налоговой службы в ходе камеральной проверки есть право проводить осмотр территорий организации, занимаемых ею помещений, а также иного имущества (ст. 92 НК РФ).

См. также наш материал «Осмотр: правила проведения и оформления результатов» .

То есть камеральная проверка НДС — это работа, проводимая фискалами не только в пределах рабочего кабинета, но и на территории налогоплательщика.

Осмотр возможен не только у проверяемого лица, но и у его контрагентов. См. материал «При проверке контрагента осмотр могут провести у вас» .

Когда допускается проведение осмотра? Осмотр возможен в следующих случаях (п. 1 ст. 92, п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ):

  • представление декларации, в которой заявлена к возмещению сумма НДС;
  • выявление противоречий и несоответствий, которые дают основания считать, что хозяйствующий субъект пытается занизить размер налога к уплате или завысить сумму налога к возмещению.

Постановление контролирующего лица, проводящего проверку, — достаточное основание для осмотра территорий, помещений и иного имущества юридического лица. При этом оно должно обладать следующими признаками:

  • во-первых, иметь мотивацию;
  • во-вторых, быть утвержденным руководителем налогового органа либо же его заместителем.

В полной мере соответствующее этим требованиям постановление является основанием для доступа фискальной службы на территорию/в помещения проверяемой компании. Кроме того, представители налоговой службы обязаны иметь служебные удостоверения.

Налоговый мониторинг и камеральная проверка НДС: точки соприкосновения

Начиная с 2015 года некоторых налогоплательщиков может заинтересовать новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг.

Кому доступен налоговый мониторинг, см. в материале «С 01.01.2015 крупных налогоплательщиков смогут "мониторить"» .

Предметом налогового мониторинга выступает правильность расчета налогов, а также соблюдение сроков их уплаты в бюджет, в частности это касается и проверки НДС (ст. 105.26 НК РФ).

Налоговики не имеют права проводить камеральные (кстати, и выездные тоже) проверки в рамках временного периода, который подпал под мониторинг.

Правда, законодатель предусмотрел для этого правила несколько исключений. Например, если в периоде, подвергнутом мониторингу, представители налоговой инспекции выявят, что сумма налога, которая должна бы поступить в бюджет, не соответствует той, которую указало предприятие в своей декларации, проверка будет проведена обязательно.

Заметим, что налоговый мониторинг может быть проведен исключительно добровольно. Обязательным основанием для него выступает решение, принятое по факту рассмотрения заявления, поданного организацией, инициирующей его проведение. Более того, это не единственное, что потребуется. Заявление нужно дополнить определенными документами и сообщить об организации ряд данных.

В приказе ФНС от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@ утверждены новые формы документов, используемые при проведении налогового мониторинга. Узнайте о них по ссылке .

Итоги

Камеральная проверка декларации по НДС проводится в налоговой инспекции. При необходимости инспекторы могут запросить документы или прийти к налогоплательщику для осмотра помещений и территорий.

Срок камеральной проверки декларации по НДС в общем случае составляет 3 месяца. Этот срок может быть сокращен до 2 месяцев, если в декларации заявлен НДС к возмещению из бюджета и заявитель, по данным налоговиков, является добросовестным налогоплательщиком.

Ныне действующая форма декларации по НДС, а также тот факт, что она сдается в ИФНС именно в электронном виде, позволяет налоговикам проводить более углубленные камеральные проверки представленной НДС-отчетности (п. 5 ст. 174 НК РФ , Письмо ФНС России от 20.08.2015 № ПА-3-17/3169@ ).

Ведь теперь инспекторы могут не только при помощи контрольных соотношений проверить декларацию на наличие несоответствий в ней (Письмо ФНС России от 23.03.2015 № ГД-4-3/4550@ ), но и провести перекрестную проверку данных, указанных в вашей декларации и декларациях ваших контрагентов.

К примеру, если налоговики обнаружат, что в разделе 8 декларации (сведения из книги покупок) вы отразили данные счета-фактуры от поставщика, но сам поставщик не отразил данные этого же счета-фактуры в разделе 9 декларации (сведения из книги продаж), то этот факт вызовет у инспекторов вопросы, и вас попросят:

  • или представить пояснения;
  • или сдать уточненную декларацию.

Поэтому самостоятельная проверка декларации перед ее сдачей в ИФНС не будет лишней. Ведь правильно заполненная декларация по НДС является залогом того, что сумма налога к уплате/возмещению рассчитана безошибочно, а, следовательно, у налоговиков не возникнет претензий ни к самой декларации, ни к сумме, поступившей в бюджет.

Самостоятельная проверка декларации по НДС

Во-первых, при помощи контрольных соотношений проверьте, нет ли расхождений в показателях вашей декларации.

Во-вторых, с помощью специального сервиса на сайте ФНС можно проверить реквизиты контрагента (его ИНН и КПП). Это даст гарантию того, что разделы 8-12 в части указания данных реквизитов заполнены верно.

В-третьих, опция сверки НДС-данных с контрагентами заложена во многих бухгалтерских программах. Также существуют различные сервисы, позволяющие провести такую сверку. Для ее проведения нужно загрузить данные книг покупок и продаж, а также журнала учета счетов-фактур. И если ваши контрагенты так же подключены к данному сервису, то сверка будет произведена автоматически. Результатом может быть сообщение, например, о том, что сверка прошла успешно и разногласий не выявлено. А могут быть выявлены и расхождения при сопоставлении данных счетов-фактур. В этом случае имеет смысл связаться с контрагентом и устранить все разногласия еще до подачи декларации по НДС.

Сверка по НДС с налоговой инспекцией

Помимо проверки декларации по НДС важным является и проведение сверки расчетов с бюджетом по данному налогу.

Чтобы проверить, все ли ваши платежи по НДС поступили в бюджет и нет ли у вас налоговой задолженности, подайте в ИФНС заявление о желании провести сверку. Подать такое заявление можно:

  • или на бумаге;
  • или в электронном виде (по ТКС или через Личный кабинет юрлица /ИП на сайте ФНС).

На формирование акта сверки у налоговиков есть 5 рабочих дней со дня получения вашего заявления (п. 3.4.3 Регламента, утв. Приказом ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ ), после чего акт передается вам для ознакомления.

Если ваши данные по расчетам с бюджетом по НДС совпадают с данными ИФНС, то подписывается акт без разногласий. Если же данные не совпадают, то в акте необходимо указать свои показатели и вернуть данный акт инспекторам для того, чтобы затем разобраться в причинах расхождений.

Задача бухгалтерских сотрудников – полно и корректно отражать в учете все хозяйственные операции, происходящие на предприятии. Практика не всегда соответствует теории, поэтому никто не застрахован от различных ошибок и неточностей. Чтобы своевременно проконтролировать свою работу, полезно знать, как проверить НДС . Впоследствии даже небольшие оплошности могут стать фатальными для организации – привести к длительным разбирательствам с налоговыми службами, в том числе и судебным, к наложению штрафов.

Чтобы проверить правильность начисления налога, следует определить совокупные обороты организации по операциям, облагаемым НДС. Если сравнить их с данными бухгалтерского учета, станет ясно, все ли товары приняты в расчет.

Чтобы определить обороты, связанные с продажей продукции, используются следующие типы источников информации:

    банковские выписки по расчетному счету компании;

    приходные и расходные кассовые ордера;

    ведомости расчетов с контрагентами;

    счета, выставляемые заказчикам и покупателям.

При рассмотрении ведомости продаж становится очевидно, какие суммы поступали в виде аванса, какие – в форме фактической оплаты. Ошибки, допущенные в ходе расчета налога, делаются явными. Сверяйте все строчки документа и поверяйте каждый расчет, чтобы ничего не упустить. Впоследствии этим же алгоритмом будут пользоваться представители ИФНС.

Выявив допущенные недочеты, бухгалтер может подать уточнения в налоговую. Это необходимо сделать не позднее положенного срока, иначе на организацию будут наложены штрафы. Если неточности выявят в ходе камеральной проверки, недоплаченные суммы налога будут обложены пенями.

Проверка НДС: алгоритм действий

Чтобы проверить правильность расчета косвенного налога, можно воспользоваться сведениями из главной книги. Изучите каждую ее строчку. Проверьте, правильно ли указаны номера и суммы первичных документов, корректно ли произведен расчет НДС. Если в записях были допущены ошибки, исправьте их. Желательно сделать это до сдачи декларации в ИФНС.

Сформируйте оборотно-сальдовые ведомости по 60 и 62 счетам (расчеты с поставщиками и покупателям соответственно). Проверьте правильность проводок. Чтобы это сделать, достаточно отследить один момент: 60.2 и 62.1 могут проходить только по дебету, 62.2 и 60.1 – по кредиту. Если правило нарушается, нужно проверить данные учета и выявить, когда была сделана неправильная проводка.

Обратите внимание на сальдо по «обороткам». Оно должно совпадать с цифрами, указанными в Книгах продаж и покупок. Если это не так, просматривайте проводки и ищите, где указана неверная сумма.

Сформируйте «оборотку» по счету 41 «Товары». Обратите внимание на то, где находятся остатки на складе. Они должны быть положительными и проходить по дебету. Если это не так, поднимите первичные документы и выявите, в какой момент произошла пересортица.

Проверьте ведомость по счету 19. На конец периода на нем не должно быть остатка в дебете или кредите. Если он имеется, в ходе квартала были сделаны неверные проводки.

Изучите счет авансов, полученных от покупателей и заказчиков. Конечное сальдо, отраженное в «оборотке» по кредиту, должно быть равно произведению остатка по счету 62.2 на налоговую ставку.

Создайте в учетной программе отчет-субконто по всем контрагентам. Проверьте, все ли суммы разнесены по счетам согласно первичной документации. У вас не должно быть «зависших» сумм. Если у поставщика или покупателя есть несколько договоров, имеет смысл рассматривать отчет в разрезе каждого из них.

Как проходит сверка НДС налоговыми органами

Проверяя данные налогового учета предприятий, специалисты ИФНС в первую очередь обращают внимание на правильность формирования налоговой базы (НБ). Они смотрят на несколько значимых моментов:

    При реализации товаров и услуг НБ признается их стоимость, очищенная от налогов. Если речь идет о подакцизном товаре, то акцизы прибавляются к цене.

    Если организация продает основные средства, отраженные в балансе с учетом НДС, то НБ будет считаться разница между ценой реализации и остаточной стоимостью имущества.

    Если организация работает по агентскому договору, то налог рассчитывается не со всей суммы полученных от контрагента средств, а от величины агентского вознаграждения.

    Если товар передается безвозмездно, налоговая база исчисляется как его стоимость исходя из среднего уровня цен на рынке.

    Если речь идет об уступке финансовых требований, используется стандартный алгоритм расчета.

Проверка начисленного НДС – важный элемент работы бухгалтера. Анализ данных учетной программы и их сверка с первичными документами позволяет своевременно выявить допущенные ошибки и неточности. Если они «вскроются» после сдачи декларации или в ходе камеральной проверки, компании могут грозить длительные разбирательства с налоговыми органами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .