Как привлечь иностранные инвестиции с помощью апии. Привлечение иностранных инвестиций: политика, способы и в Россию

Среди важных факторов устойчивого развития экономики республики существенное место занимает привлечение иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции, привлекаемые в страну, можно разделить на три канала. Между собой эти три финансовых потока различаются по назначению применения, условиям предоставления и т.д.

Группу А составляют экспортные кредиты, обычно связанные с одним или группой проектов, которые понимаются как кредиты, выданные с условием закупки товаров или услуг только из страны-экспортера. Они выступают в двух основных формах: инвестиционные, которые предоставляются с целью поставки технологии, оборудования и т.д. на срок более 3 лет, и товарные кредиты, предоставляемые на условиях поставки уже готовых потребительских товаров, а также запчастей и оборудования без привязки к инвестиционным проектам (срок до 3 лет).

В мировой практике подобные экспортные кредиты предоставляются обычно под гарантии первоклассных банков. Однако для страны с переходной экономикой, где обычно присутствуют большие политические и экономические риски, экспортеры чаще всего требуют правительственных гарантий. В этом случае гарантийная база привлечения экспортных кредитов имеет три уровня: контргарантия конечного заемщика, контргарантии банка страны-заемщика, гарантия государства-заемщика. Таким образом, ответственность за погашение кредита ложится, в первую очередь, на конечного заемщика, а с учетом риска - на банк и затем - на бюджет. Правительственная гарантия является основанием для заключения банковского соглашения о кредите.

Группу В составляет официальная помощь развитию (ОПР). ОПР предоставляется государству на межправительственном уровне и также подразделяется на две формы: техническую и финансовую. Техническая помощь подразумевает предоставление услуг в самых разных сферах: обучение, консультации, покупка оборудования. Такая техническая помощь предоставляется в двух видах: грант - безвозмездная передача стране-получателю технической помощи и займа - передача технической помощи на условиях платности, срочности и возвратности. Финансовая помощь в рамках ОПР. направляется на поддержание платежного баланса, критического импорта товаров и в инвестиционные проекты, необходимые, прежде всего в пределах социально-экономических задач.

К группе С относятся инвестиции, которые понимаются как капитализация части прибавочной стоимости (прибыли), в данном случае приток иностранного капитала в экономику страны. Они разделяются на два вида. Прямые инвестиции - вложение иностранного капитала в экономику страны под собственный риск предпринимателя. Под портфельными инвестициями понимают вложение финансовых средств в фиктивный капитал - акции и другие ценные бумаги. Преимуществом этого вида деятельности (по крайней мере, для правительства) является то, что здесь не требуется финансовых гарантий.

Между тем при выборе оптимального решения надо иметь в виду, что существуют разные формы сотрудничества с иностранными партнерами и привлечения иностранных ресурсов.

Среди них можно назвать:

  • 1) международную кооперацию производства, сопровождающуюся передачей технологии, а иногда и созданием совместной собственности;
  • 2) получение зарубежных кредитов;
  • 3) получение иностранного оборудования на основе лизинга;
  • 4) получение кредитов на компенсационной основе;
  • 5) привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе путем продажи иностранным инвесторам акций;
  • 6) создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;
  • 7) сотрудничество с иностранными компаниями в развитии производства на базе договора (контракта) без создания юридического лица;
  • 8) привлечение иностранного капитала на основе концессий или договоров о разделе продукции;
  • 9) создание свободных экономических зон, направленных на более активное привлечение иностранных капиталов на определенной территории.

Схема составлена по данным Минфина и Госкомитета по управлению госимуществом и привлечению прямых иностранных инвестиций.

Все эти формы сотрудничества имеют позитивный шанс решения стратегических задач по стабилизации и подъему экономики Кыргызской Республики. Однако необходимо подчеркнуть, что все они подвержены воздействию инфляции, политической и экономической нестабильности.

Сотрудничество в 1-4-й формах не связано с привлечением иностранного капитала в предпринимательской форме. Международная кооперация может быть вообще не связана с привлечением финансовых средств из-за рубежа, но она часто позволяет привлечь зарубежную технологию, а иногда и поставки некоторых видов оборудования, которые потом будут оплачены поставками комплектующих. Кооперация позволяет компаниям сохранить полностью свой контроль над предприятиями и в то же время быть эффективным способом выхода на мировой рынок. Только в отдельных случаях кооперация может сопровождаться созданием совместной собственности, например, при передаче иностранному партнеру пакета акций в качестве оплаты за передачу лицензий и «ноу-хау» на новую технологию, при создании совместного производства и т.д.

Разные формы кредита (просто получение кредита, компенсационные сделки, лизинг) означают ввоз финансовых средств в ссудной форме и предполагают, что они должны быть возвращены с уплатой определенного процента. Однако собственность на производство, освоенное с помощью кредита, остается в руках владельца. В случае твёрдой уверенности, что, получив кредит, он может освоить рентабельное производство и поставлять свою продукцию на внешний рынок, эта форма привлечения зарубежных финансовых ресурсов может оказаться предпочтительнее. Формы, связанные с непосредственным привлечением иностранного капитала (формы 5-9-я), позволяют сопрягать трудовые и природные ресурсы, производственный и научно-технический потенциал, а также (кроме формы, связанной с созданием предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу) капитал принимающей страны с капиталом иностранного партнера в весьма эффективной форме, так как иностранные инвестиции требуют не полной оплаты, а лишь прибыли на капитал, которая к тому же не может быть «отоварена» конкретным продуктом, получаемым зарубежным партнером в покрытие прибыли на произведенные им инвестиции.

Однако если при получении кредита оплата завершается при погашении всей его суммы и процентов, выплата прибыли иностранному инвестору (которую или часть которой он может вывозить из страны) осуществляется постоянно, пока функционирует это предприятие. В сфере добычи полезных ископаемых предприятие с иностранными инвестициями или иностранный инвестор, получивший концессию, получают право самостоятельно распоряжаться добытыми природными ресурсами. Все это надо учитывать при принятии решения о выборе той или иной формы привлечения иностранного капитала и проведении соответствующей государственной политики. Вместе с тем следует учитывать, что цели привлечения иностранных инвестиций в различных формах и возможности их использования не одинаковы на отдельных уровнях хозяйствования. Поэтому при сопоставлении различных вариантов привлечения иностранных средств необходимо, прежде всего, учитывать цели и интересы субъектов хозяйствования.

Привлечение материальных ресурсов из-за рубежа требуется и для внедрения собственных технических разработок, использование которых сдерживается из-за отсутствия необходимого оборудования.

Если же речь идет о регионе или стране в целом, то круг целей, которые могут быть достигнуты на базе привлечения иностранного капитала, значительно расширяется:

  • - создание совершенно новых предприятий для структурной перестройки, производства продукции, которая сейчас не выпускается или выпускается в недостаточном количестве для нужд внутреннего рынка;
  • - создание новых экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств;
  • - создание новых хозяйственных единиц для развития конкуренции;
  • - ускорение освоения новых месторождений полезных ископаемых, как для внутреннего рынка, так и для расширения экспортного потенциала;
  • - ускоренное развитие менее развитых территорий;
  • - создание структур с иностранным участием для использования зарубежного опыта в области консалтинга.

С учетом этих целей и должен решаться вопрос о выборе форм привлечения иностранных инвестиций, при этом не все эти формы могут использоваться на разных уровнях. На уровне отдельного предприятия (независимо от формы его собственности) нет возможности использовать такие формы привлечения иностранных инвестиций, как, например, концессия или создание свободной экономической зоны. Поэтому на каждом уровне хозяйствования необходимо сопоставлять те варианты привлечения иностранного капитала, которые приемлемы для данного уровня.

Определенную роль в привлечении иностранных инвестиций играет создание коммерческих организаций со 100%-м иностранным участием. Серьезных западных инвесторов в настоящее время интересует не столько партнерство, сколько приобретение надежных элементов контроля над производством. Для Кыргызской экономики весьма полезны средние и мелкие предприятия, принадлежащие иностранному капиталу, в отраслях, не имеющих стратегического значения, особенно в переработке сельскохозяйственной продукции, производстве одежды, обуви и других товаров народного потребления. В этих отраслях нет опасности, что предприятие со 100% участием захватит монопольное положение на внутреннем рынке республики.

Вопрос о привлечении иностранного капитала в приоритетные отрасли решается теперь не непосредственно органами управления, а путем проведения ими соответствующей политики или осуществления определенных административных мер. В частности, предоставляя налоговые и другие льготы, органы управления могут способствовать привлечению иностранного капитала в форме совместных предприятий в приоритетные отрасли производства.

В некоторых случаях органы управления на региональном или национальном уровне должны сами принимать решение о выборе той или иной формы привлечения иностранных ресурсов. Например, если речь идет об освоении месторождений полезных ископаемых, то здесь возможны различные варианты:

во-первых, заключить соглашение о привлечении иностранных средств на компенсационной основе, сохранив контроль над самим производством полностью в руках национальных предприятий (государственных или частных);

во-вторых, создавать для разработки месторождения совместные предприятия, определив при этом оптимальную долю иностранного партнера;

в-третьих, предоставить концессию или заключить соглашение на основе разделения продукции по разработке месторождения иностранной фирме или группе фирм.

Иностранные инвестиции в топливно-энергетический комплекс могут осуществляться в различных формах. К числу основных форм привлечения иностранного капитала в эту отрасль относятся прямые иностранные инвестиции на основе договоров о концессии, контрактов типа «продакшен шеринг» (контрактов на раздел продукции), сервисных контрактов с риском и без риска. В международной практике в добыче полезных ископаемых разведка и разработка месторождений с привлечением иностранного капитала давно осуществляются в вышеназванных формах. Условно эти формы можно разделить на две основные категории - концессии и контракты. При этом если до 70-х годов концессии были практически единственным видом соглашений между нефтяными компаниями и правительствами принимающих стран, то впоследствии стали шире применяться новые, более совершенные формы соглашений. В настоящее время, наряду с концессионными соглашениями, широко применяются соглашения о разделе продукции, сервисные и подрядные оглашения. Существующее разнообразие видов соглашений в добыче позволяет регулировать полноту выполняемых работ - от проведения поиска, разведки, разработки месторождений до сдачи объекта «под ключ» и развития инфраструктуры района, проведения чисто сервисных работ. Говоря о различных формах разработки природных ресурсов, следует отметить одну общую черту, характерную практически для всех стран. Это существование лицензионной (разрешительной) системы доступа к полезным ископаемым. Прежде чем приступить к разведке или разработке месторождения, необходимо получить от государства разрешение па проведение тех или иных видов работ. Такое разрешение предоставляется в форме лицензии, концессии, договора, аренды и т.д. Концессия представляет собой соглашение (сделку), по которому государство передает свои монопольные права на эксплуатацию месторождения компании-концессионеру, который взамен полученных прав принимает на себя определенные обязательства - погашение всех своих затрат и уплату определенных налогов, ведение разведки на месторождении, а в случае обнаружения запасов концессионер обязуется добывать и продавать нефть и газ. Право на транспортировку обнаруженных углеводородов обычно тоже предусматривается в концессионном соглашении. Основным преимуществом концессии является то, что это проверенный временем эффективный механизм. Ее предоставление и реализация могут быть оговорены законодательством. Одним из серьезных недостатков концессии является то, что правительству принимающей страны предоставляется меньше прав вмешиваться в деятельность предприятия и участвовать в его управлении. Ограничивается возможность государства по таким вопросам, как например, подготовка национальных кадров, контроль над развитием отрасли. Этот недостаток можно устранить, оговорив в концессионном соглашении участие государственного ведомства в форме партнера по совместному предприятию, а также обязательства иностранной нефтяной компании по подготовке кадров. Предоставление концессий пока не получило широкого распространения в Кыргызской Республике. Республика должна учитывать мировой опыт в области концессий, в том числе и при принятии закона о концессиях. Соглашения о разделе продукции во многом напоминают концессионные договоры. Различие состоит в том, что иностранная фирма, берущая на себя обязательства осваивать разработку определенного приодного ресурса, расплачивается с принимающей стороной частью добытой продукции (осуществляется «раздел продукции»).

В настоящее время, особенно в сфере недропользования, иностранные инвестиции более привлекательны для Кыргызской Республики в форме соглашений о разделение продукции, так как не требуют первоначальных затрат кыргызстанской стороны. Уже подписан ряд соглашений, основанных на этой форме сотрудничества, хотя нерешенность правовых вопросов сдерживает их реализацию. Сервисное соглашение в чистом виде предполагает заключение простого контракта на выполнение конкретных видов работ, за которые подрядчику выплачивается оговоренная сумма. Сервисные контракты бывают двух видов; без риска и с риском. Соглашение предполагает, что иностранная сторона вкладывает капитал с риском на разведку месторождения (рисковый капитал), а также капитал, требующийся для разработки месторождения в случае обнаружения запасов. Этот капитал приобретает форму займа и с процентами возвращается инвестору в виде продукции предприятия. Учет многих факторов необходим и при принятии решения об образовании свободных экономических зон как территорий, на которых за счет льготного режима хозяйственной и внешнеэкономической деятельности и создания необходимой инфраструктуры создается более благоприятный инвестиционный климат для отечественных и главным образом иностранных инвесторов. Именно такие зоны, особенно зона экспортного производства, при относительно небольших затратах на их создание, дают максимальный эффект в сравнительно короткие сроки. Зоны этого типа создаются, как правило, в непосредственной близости от крупных международных морских портов, аэропортов, железнодорожных узлов при наличии свободных территорий, рабочей силы и специалистов. При этом для финансирования создания ключевых объектов производственной инфраструктуры свободных экономических зон, развитие которых будет признано приоритетным с точки зрения общегосударственных интересов, должно быть предусмотрено выделение средств из государственного бюджета.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность и виды иностранных инвестиций, условия их реализации. Проблемы и перспективы активизации иностранных инвестиций в экономике Украины, оценка климата в государстве и направления его улучшения. Основные проблемы и условия привлечения инвестиций.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2014

    Понятие, сущность и виды иностранных инвестиций, мировой опыт их государственного регулирования. Современное состояние иностранного инвестирования в России, присутствие предпринимательского капитала, проблемы и перспективы привлечения инвестиций.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2012

    Понятие и цель инвестиций – долгосрочных вложений капитала в экономику с целью получения дохода. Их формы, группы (прямые и портфельные), роль и необходимость привлечения. Объекты капиталовложений в России. Способы осуществления иностранных инвестиций.

    реферат , добавлен 12.07.2011

    Механизм привлечения и управления иностранными инвестициями. Условия осуществления иностранного инвестирования. Объекты и субъекты инвестиционной деятельности. Изучение влияния иностранных инвестиций на экономику развития принимаемого государства.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2014

    Активное привлечение иностранных инвестиций в экономику страны как следствие системы международного разделения труда и перераспределения капитала в отрасли. Средства федерального бюджета - источник финансирования инвестиционных проектов в России.

    статья , добавлен 21.09.2017

    Понятие инвестиций и инвестиционного потенциала. Характеристика инвестиционного потенциала экономики. Анализ притока иностранных инвестиций в экономику России за 2009 год. Инвестиционный потенциал регионов России. Формы привлечения иностранных инвестиций.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2010

    Понятие, функции и классификация инвестиций. Анализ возможности привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России. Формы зарубежного инвестирования в мировой практике. Пути повышения инвестиционной привлекательности российских предприятий.

    Сегодня ставки по кредитам из-за финансового кризиса и увеличения ставки рефинансирования выросли настолько, что даже получение кредита нивелирует потенциальную прибыль. Увеличение ставки по кредитам ведет к тому, что компании не могут заложить в сметах нужную рентабельность.

    Например, в строительной отрасли во втором квартале 2015 г. наблюдалось ухудшение ситуации с обеспеченностью строительных организаций кредитными и заемными финансовыми средствами (по сравнению с предшествующим кварталом). Баланс оценки изменения показателя снизился на 4 п. п. и составил –11 %.

    Недостаточный спрос на продукцию, низкая платежеспособность заказчиков и высокие ставки по кредитам в коммерческих банках не способствовали повышению инвестиционной активности организаций. Среди строительных компаний с различной численностью занятых наиболее активно осуществляли инвестиционную деятельность крупные фирмы (90 %), малых организаций было значительно меньше (61 %).

    За рубежом кредиты и займы достаточно дешевые. Правда, получить их в европейских странах сложно, поэтому многие компании обращаются к азиатским инвесторам (Китай, Сингапур).

    Для любой компании привлечение иностранных инвестиций можно рассматривать с нескольких позиций:

    • получение статуса международной компании;
    • получение дополнительных средств на развитие;
    • возможность создания холдинговой структуры и расширения географии бизнеса;
    • получение гарантий со стороны иностранных инвесторов в отношении российских кредиторов.

    Оценка экономических показателей проекта

    В большинстве случаев инвесторам не требуются дорогостоящие отчеты и бизнес-планы компании. Для потенциального инвестора важно понять, какую прибыль он получит, когда вложения окупятся и принесут максимально ощутимый эффект. Прежде всего нужно показать потенциальному инвестору, какие капиталовложения необходимы для реализации того или иного проекта. Обычно достаточно рассчитать планируемые доходы и расходы в пятилетней перспективе. Пример таких вложений в строительной компании представлен в таблице.

    Расчет показателей вложений в проект и выручки, тыс. руб.

    № п/п

    Показатель

    2015 г.

    2016 г.

    2017 г.

    2018 г.

    2019 г.

    Инвестиционная деятельность

    Капиталовложения

    Прирост собственного капитала

    Сальдо инвестиционной деятельности

    Операционная деятельность

    Выручка от реализации

    Фонд оплаты труда со страховыми взносами

    Стоимость материальных ресурсов (сырье, материалы, энергия)

    Накладные расходы

    Амортизация

    Налоги в себестоимости

    Проценты по кредитам

    Прибыль до налогообложения (п. 2.1 – п. 2.2 – п. 2.3 – п. 2.4 – п. 2.5 – п. 2.6 – п. 2.7)

    Налог на прибыль (20 %)

    Чистый доход

    Оценка сильных и слабых сторон проекта

    Как показывает практика, очень часто для развития компании важно получить доступ к заемным средствам, иметь достаточный спрос и предложение на товары и услуги. В данном случае нужно представить инвестору SWОТ-анализ, предполагающий оценку различных положительных и отрицательных моментов деятельности.

    Рассмотрим пример оценки сильных и слабых сторон строительной компании (рис. 1).

    Преимущества компании

    Недостатки компании

    Опыт работы в строительной отрасли с 1998 г.;

    Опыт возведения 12 жилых домов;

    Высокая компетентность;

    Опыт грунтовых работ и проведения работ в тяжелых климатических условиях;

    Партнерство с европейскими компаниями (Bauer, SoilMec);

    Наличие гарантийных условий после сдачи домов в эксплуатацию в течение двух лет;

    Наличие программы социальной ответственности;

    Наличие высококвалифицированных рабочих

    Отсутствие возможности получить банковское финансирование по низким процентам;

    Непостоянство денежных средств и наличие дебиторской и кредиторской задолженности, нереальной к взысканию;

    Высокие издержки строительного производства;

    Слабая маркетинговая политика

    Возможности рынка

    Угрозы рынка

    Необеспеченность потенциальных потребителей дешевым жильем;

    Наличие постоянного спроса на жилье;

    Приток частного и внешнего (иностранного) капитала в строительную отрасль

    Угроза нарушения сроков строительства и штрафных санкций;

    Дефицит специалистов в области строительства;

    Изменение контроля в области строительства;

    Угроза поглощения более крупной компанией

    Рис. 1. SWОТ-анализ строительной компании

    Исходя из слабых и сильных сторон, строительная компания может выбрать одно из четырех направлений развития:

    1. Стратегия быстрого роста . Пути реализации данной стратегии:

    • внешнее кредитование иностранными инвесторами;
    • продажа части компании или выход на IPO с целью получения новых финансовых возможностей для реализации новых проектов в строительной отрасли.

    2. Стратегия укрупнения посредством слияния и поглощения . Подобная стратегия характеризуется слиянием с другими строительными компаниями, продажей части акций иностранному инвестору с целью получения дополнительного финансирования для реализации новых строительных проектов.

    3. Стратегия диверсификации предполагает:

    • выпуск на рынок новых продуктов (например, предложение вариантов малоэтажного, дачного строительства);
    • кооперацию с другими отраслями (производство бетона и железобетонных конструкций).

    4. Создание холдинга . Для привлечения иностранных инвестиций компания может разработать концепцию создания холдинговой структуры с иностранным участием.

    Иностранные инвесторы часто опасаются заключать договоры с российскими компаниями непосредственно в России и предпочитают выбрать иную юрисдикцию, которая позволит максимально обезопасить финансовые вложения. Это может быть как европейская юрисдикция (Великобритания, Германия), так и азиатское направление с использованием в холдинговой структуре Сингапура, Китая.

    Оценка юридической стратегии привлечения инвестиций

    Необходимо представить инвестору правовые аспекты привлечения инвестиций.

    1. Продажа акций компании . При использовании данной стратегии важно понять, какую долю компании-учредители готовы продать для привлечения инвестиций.

    Согласно ст. 93 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) переход доли или части доли участника общества в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к другому лицу допускается на основании сделки или в порядке правопреемства либо на ином законном основании. Важно, чтобы все участники общества были готовы на отчуждение доли иностранному инвестору, ведь они пользуются преимущественным правом покупки доли или части доли участника общества.

    Порядок осуществления преимущественного права и срок, в течение которого участники общества могут воспользоваться указанным правом, определяются законом об обществах с ограниченной ответственностью и уставом общества. Уставом общества также может быть предусмотрено преимущественное право покупки обществом доли или части доли участника общества, если другие участники общества не использовали свое преимущественное право покупки доли или части доли в уставном капитале общества.

    Публичные и непубличные общества вправе проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и осуществлять свободную продажу акций с учетом требований правовых актов Российской Федерации (Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (в ред. от 29.06.2015) «Об акционерных обществах»).

    2. Привлечение займов и кредитов . Привлечение займов и кредитов позволяет при сохранении доли владения компанией получить дополнительные инвестиции и открыть новые проекты и направления деятельности. Плюсом такой схемы является возможность сохранения контроля над компанией, минусом - необходимость выплаты процентов.

    Обратите внимание

    Предоставляя целевое финансирование, иностранные инвесторы часто прописывают в договоре специальные условия в отношении достижения объемов производства или продаж. В связи с этим необходимо внимательно изучать все пункты договора.

    В соответствии со ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

    Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.

    Предметом договора займа может быть иностранная валюта (п. 2 ст. 807 ГК РФ). Займы в иностранной валюте также имеют свои особенности. Поскольку контрагентом организации является нерезидент России, валютные операции, связанные с исполнением договора займа, осуществляются без ограничений (подп. «б» п. 7 ст. 1, ст. 6 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (в ред. от 29.06.2015) «О валютном регулировании и валютном контроле»).

    Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения прибыли пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Банком России на дату признания соответствующего дохода (расхода) (п. 8 ст. 271, п. 10 ст. 272 Налогового кодекса РФ; далее - НК РФ).

    В силу положений подп. 7 п. 4 ст. 271, подп. 6 п. 7 ст. 272 НК РФ датой признания доходов и расходов в виде курсовых разниц по имуществу и требованиям (обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте, является последнее число текущего месяца.

    Из приведенных норм можно сделать вывод : пересчет обязательств по займу, выраженных в иностранной валюте, и признание доходов и расходов в виде курсовых разниц следует производить ежемесячно.

    3. Создание новой компании . Часто инвесторы предлагают создать совместное предприятие для целей реализации нового инвестиционного проекта. Порядок создания такого предприятия определяется сторонами. Российская компания может внести НИОКР, свой бренд и имущество, иностранный инвестор - денежные средства. Создание такой компании можно показать схематично (рис. 2).

    Рис. 2. Создание совместного предприятия

    Создание совместного предприятия с участием иностранного капитала позволяет повысить привлекательность компании, расширить географию работы компании.

    Создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляются на условиях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и ГК РФ. Особенность данной схемы: создается новое юридическое лицо, не обремененное рисками предыдущей деятельности учредителей, директоров, принятием неправильных решений. Репутация компании создается заново.

    Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

    4. Выход на IPO . Выход на IPO позволяет действительно привлечь в компанию денежные средства. Например, в российской экономике в первой половине 2000-х гг. отсутствовали длинные инвестиционные деньги при хорошем экономическом росте. В эти годы наши компании массово отправились за инвестиционными деньгами на международные рынки капитала. В результате повального выхода российских компаний на IPO сформировался отчетливый тренд по приглашению в состав совета директоров иностранного директора. Это обеспечивало условную уверенность иностранных инвесторов в приемлемом качестве корпоративного управления, а следовательно, более высокую оценку стоимости акций.

    Публичным признается обращение ценных бумаг на организованных торгах, а также обращение ценных бумаг путем их предложения неограниченному кругу лиц, включая использование рекламы.

    Публичное обращение эмиссионных ценных бумаг возможно только при наличии следующих условий, которые должны быть соблюдены одновременно :

    • регистрация проспекта ценных бумаг, допуск биржевых облигаций или российских депозитарных расписок к организованным торгам с представлением бирже проспекта ценных бумаг либо допуск эмиссионных ценных бумаг к организованным торгам без их включения в котировальные списки;
    • раскрытие эмитентом информации в соответствии с требованиями, установленными в законе, а в случае допуска к организованным торгам эмиссионных ценных бумаг, в отношении которых не осуществлена регистрация проспекта ценных бумаг, - в соответствии с требованиями организатора торговли.

    Сегодня азиатские биржи с удовольствием принимают российские компании для выхода на IPO. Азиатские зарубежные компании готовы инвестировать даже в маленький бизнес. Достаточно получить независимое заключение и разместить биржи с помощью посредников на зарубежных площадках, таких как Сингапур или Китай.

    Привлекательность страны для прямых иностранных инвестиций зависит от целого ряда определяющих факторов, которые должна учитывать политика привлечения иностранных инвестиций каждой страны. При этом сле­дует отметить, что каждый тип иностранных инвестиций имеет свою шкалу приоритетности данных факторов и требует использования различных стратегий привлечения инвестиций.

    Вместе с тем, как показывают исследования, макроэкономическая стабильность, собственность на землю, ясные процедуры приватизации, транспарентность, предсказуемость, последовательность и либеральность законов/положений/норм, квалифицированная рабочая сила, хорошо развитая инфраструктура входят в число факторов, оказывающих наибольшее влияние при принятии решений о прямом иностранном инвестировании. Следует отметить, однако, что, несмотря на важность наличия квалифицированной рабочей силы, недавние исследо­вания показывают, что высокая заработная плата отрицательно влияет на приток ПИИ.

    Следует специально остановиться на воздействии налоговых стимулов на приток ПИИ. Поскольку инвесторы сравнивают налоговую нагрузку в различных странах, считается, что такого рода стимулы могут привлечь их внимание, и нередко страны начинают сорев­новаться друг с другом в снижении налогов, как правило, сокращая налог на прибыль. Существует большое количество исследований чувствительности ПИИ к налоговой нагруз­ке. Они показывают, что в среднем при повышении налогов на один процент, прямые иностранные инвестиции сокращаются на 3,7%, однако, в зависимости от страны и отрас­ли снижение может составлять от 0% до 5%.

    Более того, недавние исследования показы­вают, что ПИИ становятся все более чувствительны к налогообложению по мере роста мо­бильности капитала и ликвидации неналоговых барьеров для их притока. Такого рода ис­следования очень полезны и могут быть использованы при оценке долгосрочного влияния на прямые иностранные инвестиции реформы налога на прибыль корпораций5. Ряд стран для привлечения инвестиций используют временное освобождение от налога ряда секто­ров или некоторые виды деятельности, а не снижают налог в целом.

    Однако следует помнить, что налогообложение прибыли является важным, но не основ­ным определяющим фактором при принятии компаниями решения об инвестировании за границу, оно в большей степени зависит от выгодности данного проекта с точки зрения долгосрочной перспективы.

    К тому же, не стоит недооценивать значимость для инвесторов налога на зарплату и прочих налогов, не связанных с прибылью, а также дружественность налогового администрирования, определенность, предсказуемость и последовательность налоговых правил — данные факторы оказывают ничуть ни меньшее влияние, чем налог на прибыль.

    Более того, исследования показывают, что низкая налоговая нагрузка не компенсирует непривлекательный в целом климат для ПИИ. Страны, где при высоком на­логе на прибыль хорошо развита инфраструктура, и предоставление услуг, в том числе общего пользования, а также существует привлекательная для бизнеса деловая среда, выигрывают в конкуренции за инвестиции у стран, имеющих более низкие налоги, но не обладающих вышеназванными преимуществами.

    Примером этому служат целый ряд стран, обладающих большим внутренним рынком, у которых при относительно высоком налоге на прибыль наблюдается большой приток ПИИ. Поэтому при выработке политики по при­влечению ПИИ необходимо тщательно взвесить все «за» и «против» предоставления ино­странным инвесторам налоговых стимулов, возможно, более важное значение будет иметь проводимая макроэкономическая политика, создание благоприятного климата в опреде­ленных отраслях и ряд других факторов.

    Еще одним важным вопросом является политика обменного курса с точки зрения ее при­влекательности для ПИИ. Ряд экономистов полагают, что девальвация валюты относи­тельно стран основных инвесторов сокращает удельные издержки производства и может стимулировать приток ПИИ, особенно в экспортоориентированные сектора. Вместе с тем существуют и свидетельства того, что укрепление валюты может также являться факто­ром, способствующим ПИИ, поскольку позволяет репатриировать больше прибыли в ино­странной валюте. Однако с макроэкономической точки зрения наиболее эффективной яв­ляется политика по поддержанию стабильности обменного курса, в целом экономисты сходятся во мнении, что данный фактор серьезно не влияет на принятие решений об ин­вестировании, за исключением случаев его значительных колебаний.

    СПОСОБЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

    Существуют следующие способы привлечения иностранных инвестиций: покупка иностранным инвестором местной организации; создание заграничного филиала (нового), а также смешанного или совместного предприятия. Сегодня же существует новая тенденция к направлению прямых иностранных инвестиций уже на приобретение действующих организация в развитых экономиках, в то время как в прошлом больше строили такие предприятия с нуля. Это можно объяснить глобализацией и усилением конкуренции, что вызывает необходимость ускорения процесса наладки производства и скорейшего начала работы предприятия и более быстрого получения прибыли.

    Еще несколькими способами по привлечению прямых иностранных инвестиций является покупка активов предприятие, которое является экспортером и инвестирует, заработанные средства, в зарубежные организации, а также производит торговлю акционерным капиталом с фирмами различных стран.

    ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЮ

    Правительство России проводит свою политику по привлечению иностранных инвестиций, которая делится на несколько направлений.

    За годы рыночных реформ производство (больше всего промышленность) в Россию значительно сокращалась до 2004 года, что ухудшило привлечение иностранных инвестиций в Россию, однако, уже с 2006 до 2008гг. привлечение иностранных инвестиций резко начало увеличиваться и пика достигло в 2008г., однако уже в период с 2009-2011гг. объем иностранных инвестиций уменьшился в связи с

    Мировым финансово-экономическим кризисом, который сильно отразился на экономике России. Но в 2012г. и уже с середины 2011г. привлечение иностранных инвестиций в Россию начало набирать темпы и уже в текущем году почти вышло на уровень 2008г. Основными отраслями по привлечению данных инвестиций являются: нефтедобывающая и нефтеперабатывающая, машиностроение, металлургия и добыча с переработкой различных полезных ископаемых.

    С одной стороны это хорошо, что эти отрасли развиваются, но необходимо привлекать инвестиции и в другие, особенно в инновационные отрасли: IT-индустрию, нанотехнологии и т.д.

    Кризис на Украине и санкции уменьшили приток в Россию свободных капиталов. Но рынки США и ЕС - лишь части глобальной финансовой системы. Если есть спрос, то всегда найдется тот, кто готов его удовлетворить. Возможна ли переориентация инвестпотоков в РФ с Запада на Восток? Об этом сайт рассказал член Торгово-промышленной палаты Николай Силин.


    Восток - дело выгодное?

    - Николай, некоторые аналитики сейчас уверяют, что без западных инвестиций российской экономике придется тяжело. Насколько велик вклад иностранных инвесторов в экономику России и критично ли его уменьшение?

    Сразу скажу, что в значительной степени иностранные инвестиции были так называемые портфельные — в акции, в ценные бумаги. И в силу глобализации этих рынков пугливые инвесторы как только наступала какая-то критическая ситуация очень быстро выходили из российских активов.

    Гораздо интереснее для страны вложения прямые, когда инвесторы участвуют в капитале компаний, совместных предприятий, открывают здесь производство или занимаются добычей полезных ископаемых, вкладываются в инфраструктурные объекты.

    Понятно, что просто так забрать в таком случае деньги практически невозможно — это всерьез и надолго. Но, к сожалению, такой объем инвестиций для российской экономики крайне незначителен. В 2014 году (по последним данным) в российскую экономику поступило около 19 млрд долларов прямых инвестиций. При этом утечка капитала за тот же год составила 150 млрд.

    Но когда говорят об утечке капитала, зачастую не очень понимают, куда он, собственно, утекает. И здесь надо понимать, что утечка капитала — это просто цифры на счетах, а вот если посмотреть какой объем внешних долгов за тот же период погасили, а это 133 млрд долларов.

    - То есть б ольшая часть этих так называемых утекших долларов ушла именно на погашение долгов…

    Это не утечка, а просто добросовестные платежи.В 2014 году многие российские компании, которые брали дешевые кредиты за рубежом, попали в ситуацию, когда им надо было срочно рассчитываться по этим долгам, но никто им вновь в долг давать не собирался. Но, несмотря на эти трудности, они все-таки справились. При этом, тоже для сравнения, из Великобритании за 15 месяцев на конец 2014 года утекло 356 млрд долларов.

    - А у них по какой причине?

    Потому что не такой уж замечательный инвестиционный климат в Великобритании. Она находится в кризисе, поскольку спрос на финансовые и юридические услуги, которые составляют значительную долю ВВП Великобритании, падает. Кроме того, они активно начали в последнее время исследовать происхождение вложенных в экономику Великобритании средств.

    Соответственно российские, китайские, арабские инвесторы начали сильно задумываться, а надо ли им инвестировать в Великобританию. И в последнее время статистику в Европе в основном спасают манипуляции с ВВП.

    - Но давайте вернемся к России и иностранным инвесторам. Если их вклад не столь значителен, почему все-таки эта тема настолько важна, что мы ищем партнеров и активно стараемся переориентироваться с Запада на Восток.

    Дело в том, что мы заинтересованы не столько в деньгах от иностранных инвесторов, сколько в передаче технологий. Поскольку иностранными многих инвесторов можно считать с большой натяжкой. Часто это, собственно, российские деньги, которые были ранее выведены в офшорные компании, а теперь они возвращаются в Россию.

    Теперь инвесторы предпочитают структурировать сделки по англо-саксонскому праву, не доверяя российской судебной, налоговой и законодательной системам. К примеру, продажа АвтоВАЗа, одна из последних самых больших и громких сделок, была структурирована в Нидерландах, а отнюдь не в России.

    Те инвестиции, которые приходят, очень сложно реализовать с технико-внедренческих позиций. Приходят проекты, которые в принципе не могут быть реализованы у нас, исходя из имеющихся технологий. Например, те же японцы открывают производство комплектующих. Но трубки для тормозной системы автомобилей, которые сделаны из отечественного металла и на отечественном оборудовании, не могут использоваться в принципе, потому что наши металлурги привыкли выпускать полуфабрикаты, не вкладываясь в конечный передел продукции.

    Поэтому мы заинтересованы в том, что называется smart money, "умные деньги", которые позволяют получить не только относительно дешевые финансовые ресурсы, но и получить технологии, улучшить организацию труда, восстановить производственные цепочки и так далее.

    - В какие направления предполагается привлекать инвестиции в первую очередь, в какие конкретно отрасли?

    Дело в том, что правительство Российской Федерации предполагает, а инвестор располагает. То есть, мы можем сколько угодно говорить о том, что нас интересуют прежде всего инвестиции в высокие технологии, но если инвесторы предпочитают вкладываться в нефтянку или добычу полезных ископаемых, их переубедить крайне сложно, тем более что у нас нет никаких специальных отраслевых режимов, например, налогового.

    У нас есть законодательство о СПГ (Соглашение о разделе продукции), но, во-первых, этот режим действовал только для Сахалина, и новые договоренности отсутствуют. Наглядный пример избирательности — это обсуждение проекта высокоскоростной железной дороги Казань-Москва, куда Китай согласился вложить деньги только после того, как ему было обещано, что все конструкторские работы и все технические решения будут китайскими или теми, которые он хочет привлечь.

    То есть никаких дочерних компаний РЖД, никаких компаний, которые китайцам будут активно рекомендовать в качестве субподрядчиков, там быть не должно. То есть Китай индивидуально для себя расчистил площадку.

    Но далеко не все инвесторы обладают такими возможностями, и поэтому получается, что мы в основном сосредотачиваемся на крупных инвестициях в государственные или окологосударственные компании. Очень плохо обстоит дело с массовым звеном, то есть с частным инвестором, который здесь пытается создать какое-то небольшое предприятие.

    Я принимал участие в общественных слушаниях по проектам законов, которые пытается предложить московское правительство для создания определенных привилегий для иностранных и прочих инвесторов и размещения производства в Москве. Местные власти имеют очень мало рычагов для того, чтобы дать этим предприятиям какие-то привилегии, которые бы действительно их привлекли.

    Надо понимать, что за инвестора конкурируют все — и Россия привлекла 19 млрд долларов в прошлом году, а Китай привлек 128 миллиардов. Этот порядок цифр показывает, куда инвесторы идут с наибольшей охотой, несмотря на то, что Китай никак не соответствует европейским ценностям, идеалам демократии.

    - Получается, что инвестиционный климат, то есть привлекательные условия для инвесторов, важнее всего?

    - Основная проблема — это именно условия ведения бизнеса. В настоящее время в России проводится большая работа по дорожным картам, которые должны поднять нас в индексе Всемирного банка, то есть ведения бизнеса в стране.

    И мы действительно совершили там достаточно большой рывок, где-то с 60-й позиции на 40-ю сразу перешли. Сам по себе индекс включает как раз все ключевые стороны ведения бизнеса — от открытия предприятия до подключения к энергосетям и удобства уплаты налогов.

    Но мы, к сожалению, не сможем пока конкурировать с тем же самым Сингапуром, Гонконгом, Китаем именно по большей части административных процедур, потому что, например, в Китае создано порядка пяти десятков государственных технологических парков, в каждом из которых сидит координатор от государства, который решает все вопросы. То есть инвестору не надо ходить по министерствам и ведомствам, он может поднять трубку, вызвать какого-нибудь замминистра и изложить ему просьбу, требование и так далее.

    Китай исторически та держава, которая обладает очень серьезными административными традициями. Достаточно вспомнить о процедуре отбора чиновников в Китае, которые должны не только знать грамоту, но и слагать стихи и обладать достаточно широким кругозором…

    - Для меня, например, "административные процедуры" — это синоним слова "бюрократия".

    - Дело ведь не в том, насколько все забюрокроатизировано, а в том, насколько эта бюрократизация является оптимальным управлением. То есть, это некий алгоритм, который оптимальным образом позволяет найти баланс интересов между обществом, государством и инвесторами, что наглядно показала ситуация, например, с добычей сланцевого газа в Европе. Очень много разговоров, но все уперлось в то, что если вы хотите добывать в этой стране сланцевый газ, то выберите место, куда можно переселить население.

    Америка это себе может позволить, поскольку есть достаточно большие незаселенные территории, но в плотно заселенной Европе заниматься разрывом гидропластов — это нонсенс, поэтому американские компании практически свернули все изыскания, которые были в Польше, на Украине, и решили с этим направлением в Европе не связываться. Это вот как раз процедуры бюрократические.

    Другое дело, что современная Европа — она как раз очень сильно политизирует эту проблему, и как раз беспристрастная бюрократия Китая, не связанная ни с какими уходами в "зеленую энергетику" или в "необходимость пропорционального представительства женщин в компании", оказывается более эффективной и привлекательной для инвесторов. Потому что это чистый бизнес, не отягощенный какими-то идеологическими, политическими или социальными нагрузками.

    - Если вернуться к нашему инвестиционному климату, то, получается, что все дело упирается в институциональные преобразования, то есть в реформу управления? Это очень сложное дело, потому что отсюда вытекает и борьба с коррупцией, и еще много чего, на чем, соответственно, во многом, к сожалению, пока наша система и держится, да?

    К сожалению, в традициях Российской империи наша система заточена на максимальный контроль. Контроль, который требует значительных ресурсов, и получается, что число охранников и контролеров у нас зашкаливает по сравнению с производительной силой.

    Откупщики, конечно, были и в Западной Европе. Во Франции, чиновникам отдавали в кормление целые области, таким образом собирая налоги. Проблема в том, что мы стремимся не создать условия, чтобы что-то было, а стремимся создать условия, чтобы чего-то не было.

    Конкретный пример — Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, который не могли закрыть десятилетиями, несмотря на экологическую экспертизу и даже на попытки переориентации города на другие виды бизнеса, тот же самый туристический. При этом те, кто сидел в московских кабинетах и планировал, они не понимали одну простую вещь.

    Вопрос заключался даже не в том, насколько очистные сооружения готовы перерабатывать весь объем сброса, сколько в том, что это производство в прямом смысле дурно пахнет. И когда опять запустили ЦБК, то весь туристический бизнес, естественно, скончался, потому что гулять по берегу Байкала в противогазе или с отдушкой нашлось мало желающих.

    - Сейчас Россия пытается переориентироваться с Запада на Восток, искать инвесторов на Востоке. Какие страны наиболее нам интересны? И интересны ли этим странам мы?

    - Нам, в первую очередь, интересны те страны, которые входят в так называемую БРИКС, то есть Бразилия, Индия, Китай и Южная Африка. Ну, насчет Южной Африки вопрос спорный, потому что непонятно, есть ли у нее свободные деньги для инвестиций в Россию, а вот Индия и Китай такими ресурсами вполне располагают.

    Но при этом надо понимать, что опять-таки их интерес достаточно специфический, и наши отношения с ними специфические. Например, объем наших инвестиций в Индию больше, чем у них в нашу страну. Индийские инвестиции в основном приходились на полезные ископаемые, то есть Индия участвовала в наших нефтяных проектах или в создании фармпредприятий, благо в Индии огромный объем производства не лицензируемых лекарственных препаратов, так называемых дженериков.

    Вот именно это они, собственно говоря, собираются выпускать в России. А вот наш экспорт в Индию, наши инвестиции — это как раз высокие технологии: самолетостроение, производство грузовиков КАМАЗ, и так далее.

    Нас, естественно, в большей степени сейчас интересует Китай. Есть планы довести объем инвестиций до 12 млрд в год.

    Но Китай прежде всего вкладывается в крупные проекты, связанные с полезными ископаемыми — Ямал-СПГ, Уралкалий или какие-то сельскохозяйственные и лесные проекты.

    Но наши инвестиции в Китай пока выглядят достаточно смешно — официальная цифра по российским инвестициям в КНР 22 млн долларов. Другое дело, что эта цифра отчасти лукавая, мы же не знаем, какие инвестиции пришли из тех же Нидерландов, офшоров Британских Виргинских островов и так далее. Вовсе необязательно, что российские компании вкладывались в Китай напрямую из России.

    Ситуацию во многом может изменить отказ от использования доллара в сделках, поскольку сейчас создана система, которая позволяет осуществлять прямой обмен "рубль-юань". Когда мы сможем спокойно привлекать инвестиции в рупиях и в юанях, тогда ситуация может радикально измениться.

    Сейчас в рамках прямых двусторонних договоров уже начинаются какие-то подвижки. Кроме того, Россия, Индия и Китай фактически являются главными участниками амбициозного проекта под названием "Великий шелковый путь". Он позволит многие инвестиции конвертировать в инфраструктурные проекты.

    В чем интерес Китая? КНР хочет получить, условно говоря, прямую железную дорогу Пекин-Лондон, путь для перевозки своих товаров в Европу. Сейчас это можно сделать контейнерами по морю, либо через Россию по Транссибирской магистрали. Но она и медленная, и обладает относительно низкой пропускной способностью, тем более, что мы не можем даже увеличить грузоподъемность платформ.

    Поэтому Китай заинтересован в том, чтобы сделать нормальную дорогу, а вот где она пройдет — это и есть предмет торга. Мы уже говорили о высокоскоростной дороге Казань-Москва. Основной проблемой была попытка навязать Китаю какие-то российские компании, которые выступали у него субподрядчиками.

    Китай на это не пойдет, то есть если Китай придет как инвестор, то большая часть его средств достанется китайским компаниям, которые будут и производить работы, и выпускать рельсы, вагоны, тепловозы и так далее.

    Введение режима санкций показало, что надежды на поставки высокотехнологичной продукции со стороны Запада крайне ненадежны. Мы с тем же самым Ямал СПГ имеем сейчас колоссальные проблемы, потому что американцы отказались поставлять насосы для газовых резервуаров и их нечем заменить.

    Мы создали ситуацию, когда у нас проблема даже не в том, чтобы провести импортозамещение, поднять какие-то отрасли, а надо элементарно восстановить какие-то технологические разрывы.

    - Импортное сырье. Иногда даже в голове не укладывается. Сельское-то хозяйство абсолютно все, от мальков до цыплят, оказывается, закупалось за рубежом, не говоря уже о более серьезных отраслях, как нефтегазовое оборудование…

    С другой стороны, у нас сейчас вот тормозится производство спутников, потому что высоконадежная компьютерная электроника, не та, бытовая, которую мы совершенно спокойно ставим в обычные компьютеры, а та, которая способна выдержать космические излучения, нагрузки, удары — она в основном американская. И быстро провести импортозамещение вряд ли удастся.

    Сейчас запущен проект производства двух, по крайней мере, отечественных процессоров — это "Эльбрус" и "Байкал". Но тот же самый "Байкал" производиться будет на Тайване, потому что, к сожалению, возможности отечественных технологических кластеров пока не позволяют достичь нужного уровня производства. "Байкал" — это 25 нанометров размерностью, а у нас — 45.

    - Получается, что у нас привлечение инвесторов упирается, с одной стороны, в управленческие недостатки, с другой стороны, в технологический пробел.

    Это одна сторона проблемы, а другая сторона проблемы — инвестор же не собирается здесь организовывать экспортное производство, его интересует Россия как рынок. И соответственно его интересует возможность встроиться в систему государственного заказа.

    И здесь он попадает в такие тяжелые джунгли, просто не понимая даже, как вообще проводятся тендеры, почему тендер может выиграть компания, у которой нет вообще на балансе ни оборудования, ни специалистов в штате, которая просто предложила минимальную цену.

    - Казалось бы, разговоры об этом идут уже лет 10, причем такие предметные, но ведь чего проще, изменить критерии конкурса?

    Их изменили, были внесены поправки, приняты новые законы — 44-й, 223-й.

    - И они не работают?

    Они не просто не работают, они ухудшили ситуацию, потому что, введя в качестве гарантии исполнения контрактов банковскую гарантию, разработчики этого закона как раз малый и средний бизнес фактически отстранили.

    Чтобы получить банковскую гарантию, надо в банке депонировать тот аванс, который компания получила на исполнение контракта, и в этой ситуации она фактически должна исполнить контракт вообще без денег, да еще потом подождать 40-60 дней, когда с ней наконец рассчитаются господрядчики.

    При этом передать это, например, факторинговой компании, которая может расплатиться не сразу, а с дисконтом уже, скидкой, а потом взыскивать с заказчика после исполнения контракта невозможно, потому что по законодательству уступка права требования третьей стороне госконтрактом не предусмотрена.

    И инвесторы (индийские, китайские) вкладывают в то, что позволяет им решать собственные проблемы. То есть либо создавать инфраструктуру, как Китай поступает в Азии — строит трубопроводы, чтобы качать себе газ, строит дороги, чтобы вывозить свои товары, участвует в разработке месторождений, чтобы контролировать, например, нужные ему редкоземельные металлы.

    Многие, может быть, не знают, что в настоящее время Китай контролирует 70 процентов месторождений редкоземельных металлов в мире и 90 процентов их производства, то есть вся абсолютно электроника мира зависит от Китая.

    Мало того, Китай не вкладывает в быстрорастущие компании, в акции предприятий, он вкладывает во что-то реальное, грубое, то есть в землю, в месторождения полезных ископаемых. Даже если китайцы покупают заводы, они зачастую их демонтируют и перевозят к себе, как это было с заводом Rover в Англии, например.

    — То есть их интересуют технологии?

    Станки, оборудование и технологии, а вот патенты, какие-то новые финансовые решения, быстрорастущие юридические компании их не интересуют совершенно. Китай готов идти на все для того, чтобы достигнуть цели. И как раз когда инвесторы начинают смотреть, как вот в случае санкций против России через призму идеологии, через призму контроля со стороны Соединенных Штатов, они как раз и освобождают место для китайских инвестиций.

    С другой стороны, Китай прекрасно понимает, что, будучи самым крупным держателем долларов в мире, ему их надо куда-то пристроить, потому что перспективы американской валюты никому не понятны. Это пирамида, но она может как пирамида Хеопса простоять 3 тысячи лет, а может, как пирамида Мавроди, рухнуть через два года.

    - Наши планы не ограничиваются Индией и Китаем. Чем больше инвесторов, чем больше стран мы привлечем, тем лучше. Какие еще государства могут быть нам интересны и почему?

    Нам интересны страны, которые отвечают двум критериям — имеют свободные средства и имеют технологии, которые в чем-то превосходят наши технологии. Есть еще третий критерий — это страны, которые не завязаны на американский доллар.

    Нас интересуют в данном случае, например, корейские воны, если мы будем с Южной Кореей потом подписывать прямые соглашения. Южная Корея — это технологический гигант, который ничем не хуже Японии, а в настоящее время, может быть, даже лучше, тем более, что корпорация Samsung является чуть ли не одной из немногих, кто в состоянии бороться с тем же Apple, с точки зрения технологий и продвижения в мире.

    Нас могут интересовать страны Юго-Восточной Азии, такие как Индонезия, Малайзия, которые будут заинтересованы в продукции нижнего передела — в первую очередь, это поставка продовольствия, леса, полезных ископаемых и так далее.

    Мы сейчас, создавая банк БРИКС и участвуя в Азиатском банке инфраструктурных инвестиций, постепенно налаживаем механизмы, приводные колеса, которые позволят нам уйти из-под долларового контроля и создать собственную систему. На основе односторонних или двухсторонних договоров без доминирования какой-то валюты будет создана корзина валют, которая еще недавно существовала в Европе и прекрасно себя чувствовала до введения евро.