Исполнение расходов федерального бюджета предусматривает. Исполнение бюджета по расходам

Осуществляется финансовым органом соответствующего уровня. На федеральном уровне это Минфин. Он и производит, и регулирует в основном.

Исполнение производится на основе бюджетной росписи и кассового плана.

Принципы – единство кассы и подведомственность расходов.

Приказ Минфина от 23.11.2011 № 159н – о составлении сводной бюджетной росписи.

По каждому получателю организуется учет, сколько средств должно быть выплачено. И для этого существует сводная бюджетная роспись.

Сводная бюджетная роспись содержит бюджетные ассигнования по главным распорядителям, то есть ведомственную структуру расходов. Составляется Минфином на основании закона о бюджете. Сводная бюджетная роспись изменяет параметры по текущему году (который был плановым и стал основным) и производится корректировка по последующим. Структура – по главным распорядителям. Главным распорядителям утверждаются лимиты бюджетных обязательств, то есть объем прав в денежном выражении на принятие бюджетных обязательств. Главные распорядители будут распределять лимиты распорядителям, те – получателям, а получатели будут исполнять бюджетные обязательства.

До получателей, которые осуществляют исполнение нормативных обязательств, доводятся объемы ассигнований, лимиты по нормативным обязательствам не утверждаются (так как в нормативных актах объемы обязательств рассчитаны).

Предельные объемы финансирования – это предельные объемы оплаты денежных обязательств в конкретный период финансового года. То есть это те деньги, которые даются получателю на определенный период, например, на месяц. Объемы финансирования отражаются на лицевых счетах получателей. Устанавливаются на основе заявок на финансирование.

Приказ Минфина от 27.11.2007 № 120н – о кассовом плане.

Кассовый план отражает оперативное планирование формирования доходов и расходов. Денежные средства постоянно поступают и расходуются, поэтому для упорядочения этого процесса нужен кассовый план. Он – помесячный, с детализацией по рабочим дням. Цель кассового плана – не допустить кассового разрыва, то есть недостатка доходов в конкретный момент финансового года.

Кассовый план ведется на основе прогноза поступлений доходов, сведений о поступлении доходов от ФНС, ФТС, ФАУФИ, Минфина.

На основании объемов ассигнований, лимитов каждый главный распорядитель и распордяитель составляет и ведет свою бюджетную роспись по подведомственным распорядителям и получателям.

Главный распорядитель на основе бюджетной росписи распределяет ассигнования и лимиты по подведомственным.

Распорядитель распределяет ассигнования и лимиты по подведомственным получателям.

Объемы бюджетных ассигнований и лимитов в обязательном порядке доводятся до получателей бюджетных средст, включая казенные учреждения. Получателям утверждаются бюджетные сметы (ст. 221 БК). Доведение – чтобы знали, сколько могут потратить.

Доведение производится сначала Минфином главным распорядителям, в том числе через органы Федерального казначейства. Дальнейшее доведение до распорядителей и получателей производится также посредством Федерального казначейства. Документы предосталвяются в ФК, ФК формирует информацию о лимитах и ассигнованиях и доводит.

Приказ Минфина от 30.09.2008 № 104н – о порядке доведения лимитов и ассигнований. Оно производится ФК путем доведения казначейских уведомлений до главных- распорядителей. Главные распорядители формируют расходные расписания в соответствии с тем, как они распределили средства. Эти расходные расписания они через органы ФК доводят до подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств.

Таким образом, каждлый подведомсвтенный орган или казенное учреждение получают данные о лимитах или ассигнованиях, чтобы принять на себя соответствующие расходы за счет бюджетных средств. У каждого органа или учреждения должна быть сформирована бюджетная смета. Определение бюджетной сметы – это документ, который устанавливает в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательстви ассигнования.

Порядок разработки и утверждения: общие требования разработаны Минфином, главные распорядители осуществляют более детальное регулированиепорядка мсоставления сметы. Получатель составляет и утверждает бюджетную смету. Как правило, смета утверждается главным распорядителем или распорядителем. Если это главный распорядитель или распорядитель, то утверрждение производится руководителем, либо руководитель вправе предоставить подведомственному органу или учреждению право самостоятельно утверждать смету.

Смета отражает те расходы, которые учреждение/ орган будет нести в соответствии с бюджетными обязательствами… Это расчеты по соответствующим группам расходов.

Чтобы механизм исполнения бюджета по расходам заработал, у получателей должны быть бюджетные сметы, доведенные объемы лимитов, ассигнований.

Исполнение бюджета по расходам происходит через лицевые счетав органах ФК. Лицевой счет – понятие в БК. Детальный порядок – приказ ФК от 07.10.2008 № 7н. Лицевой счет – это счет аналитического учета. На счете отражаются все основные операции с бюджетными данными, лимиты бюджетных обязательств, предельные объемы финансирования, дополнительные объемы, валютные операции, поставленные на учетбюджетные обязательства, источники дополнительного финансирования.

У каждого участника бюджетного процесса вне зависимости от статуса открывается свой счет. Есть лицевые счета главного распорядителя (распорядителя), лицевые счета получателей, администраторов (главных администраторов), есть также лицевой счет бюджета. При этом, так как орган может выступать сразу в качестве разных участников, у него может быть несколько разных счетов. Например, у ФНС – как у главного администратора, главного распордителя и получателя.

Лицевой счет отражает все операции получателя, отражается на нем и объем доведенных средств.

Поскольку бюджетные и автономные учреждения не являются получателями средств бюджета, они за рамками бюджетного процесса. Однако им тоже открываются и ведутся лицевые счета в органах ФК для того, чтобы они вели расчеты.

На лицевом счете отражаются в том числе бюджетные обязательства, которые поставлены на учет в органах ФК. В свое время этот учет бюджетных обязательствапоявился сначала в законе о бюджете и бюджетном кодексе. Это механизм защиты от принятия учреждениями таких обязательств, которые излишни и по которым РФ должна будет нести субсидиарную ответственность.

В чем здесь смысл? ФК осуществляет учет, а не регистрацию того обязательства, которое подлежит исполнению по НПА или договору, который не заключается в письменной форме (?). Орган ФК получает от получателя сведения о принятом бюджетном обязательстве и учитывает это бюджетное обязательство. Нельзя отождествлять учет обязательства и регистрацию договора.

Если обязательство не поставлено на учет, то есть нет однозначной уверенности.что возникло обязательство, то постановка на учет может произойти при исполнении обязательства.

Смысл постановки на учет – если ФК увидит, что получатель превышает лимиты бюджетных ассигнований, то тем не менее он не вправе отказать в принятии обязательств или принять какие-либо меры, но ФК вправе указать получателю, что он превышает лимиты, и поэтому ФК имеет право не санкционировать операцию по списанию средств. Казначейство не может помешать установлению обязательства, но оно может не санкционировать его исполнение.

Исполнение бюджета по расходам предусматривает:

    Принятие бюджетных обязательств (заключение договоров, контрактов, соглашений в рамках лимитов бюджетных обязательств )

    Подтверждение денежных обязательств (после принятия возникает денежное обязательств – обязанность осуществления денежной выплаты, тогда перед оплатой денежного обязательства нужно его подтвердить, подтверждение означает, что получатель оформляет платежные документы и заявку на кассовый расход, и все документы, необходимые для оплаты, отправляет в орган ФК ).

    Санкционирование оплаты денежных обязательств (ФК проверяет законность принятия и исполнения обязательства (проверка заявки на кассовый расход по приказу Минфина от 1.09.2008 № 87н) и принимает решение о разрешении произвести оплату в форме, предусмотренной приказом, либо возвращает документы получателю). Если не было раньше произведено подтверждение обязательства, то на этом этапе происходит подтверждение, что обязательство возникло. Если в отношении получателя введено приостановление операций по лицевому счету, то Казначейство не санкционирует платеж, пока не будут устранены нарушения.

    Подтверждение исполнения бюджетных обязательств (на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу того субъекта, которому предназначался платеж ). Оплата – в пределах лимитов бюджетных обязательств или доведенных средств бюджетных ассигнований (по публичным нормативным обязательствам).

Ст. 119 БК – об исполнении бюджета: это действия соответствующих лиц, которые принимают обязательства, их санкционируют, исполняют. Раньше в исполнение бюджета по расходам включалось и составление бюджетных росписей и т. Д.

Когда финансовый год подходит к концу, установлены (кем?) правила завершения бюджетного года, исполнения бюджета по расходам.

Все операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций по распределению поступлений отчетного финансового года между бюджетами бюджетной системы РФ. Последние производятся в первые пять рабочих дней текущего финансового года и отражаются в отчетности об исполнении бюджетов отчетного финансового года.

Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего года прекращают свое действие 31 декабря. До последнего рабочего дня года включительно орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, обязан оплатить санкционированные к оплате бюджетные обязательства в пределах остатка средств на едином счете бюджета. Не использованные получателями остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями на единый счет бюджета.

Неиспользованные межбюджетные трансферты, полученные в форме субвенций и субсидий, подлежат использованию в очередном финансовом году на те же цели.


Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.
Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются:
составление и утверждение бюджетной росписи;
утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;
утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;
принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.
Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.


Комментируемой статьей предусмотрен новый порядок исполнения бюджета по расходам.
Основным правилом исполнения бюджетов является исполнение в пределах фактического наличия бюджетных средств на бюджетном счете. Установленные процедуры санкционирования и финансирования и их порядок обязательны. Проведение финансирования допускается только после завершения процедуры санкционирования. Процедура санкционирования включает ряд обязательных этапов.
Первым этапом является составление и утверждение бюджетной росписи. Министерство финансов РФ составляет сводную бюджетную роспись по главным распорядителям бюджетных средств, утверждает порядок ее исполнения и доводит годовой объем бюджетных ассигнований и лимиты бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств.
На следующем этапе утверждаются и доводятся до распорядителей и получателей бюджетных средств уведомления о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и утверждаются сметы доходов и расходов получателей бюджетных средств. Главные распорядители на основе установленных им объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств доводят распределенные бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств до распорядителей и получателей средств федерального бюджета, находящихся в их ведении. Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся в форме уведомлений и не дают право бюджетному учреждению на расходование бюджетных средств. После получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение в вышестоящий орган смету доходов и расходов. Смета доходов и расходов главного распорядителя бюджетных средств утверждается руководителем этого органа.
Получатели средств федерального бюджета представляют утвержденные в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств в соответствующий орган казначейства для контроля за расходованием средств.
На четвертом этапе получатели бюджетных средств принимают на себя бюджетные обязательства. Принятие обязательств осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов. Принятие обязательств реализуется через составление платежных и иных документов. Принятие обязательства при осуществлении закупок оформляется соответствующими договорами с поставщиками продукции, исполнителями работ и услуг. Определение бюджетного обязательства дается в ст. 222 БК РФ и комментарии к ней.
Завершающим этапом санкционирования является подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств. Орган казначейства осуществляет расходование бюджетных средств после проверки соответствия принятых денежных обязательств получателем бюджетных средств лимитам бюджетных обязательств и поступившему на его лицевой счет финансированию. Орган казначейства, где открыт лицевой счет получателю бюджетных средств, может отказаться подтвердить принятые денежные обязательства исключительно в случаях, установленных п. 4 ст. 226 БК РФ.
В ходе исполнения федерального бюджета по представлению главных распорядителей бюджетных средств в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения по следующим трем основаниям. Во-первых, в случае передачи полномочий по финансированию отдельных учреждений, мероприятий или видов расходов. Во-вторых, в случае уменьшения ассигнований на сумму, израсходованную получателем бюджетных средств незаконно или не по целевому назначению, по предписаниям контрольных органов Минфина и Счетной палаты РФ. В-третьих, в случае образования в ходе исполнения федерального бюджета экономии по отдельным статьям экономической классификации расходов бюджетов. В последнем случае главные распорядители предоставляют в Минфин обязательство о недопущении кредитования задолженности по тем статьям экономической классификации расходов, по которым уменьшаются лимиты бюджетных обязательств.
Финансирование согласно БК РФ заключается в расходовании бюджетных средств. Финансирование осуществляется органами казначейства России. Действия по финансированию включают разрешение на формирование платежного документа и осуществление самого платежа. Федеральное казначейство может также осуществлять исполнение территориальных бюджетов при заключении бюджетных соглашений между органами Федерального казначейства, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

СТ 219 БК РФ

1. Исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), с соблюдением требований настоящего Кодекса.

2. Исполнение бюджета по расходам предусматривает:

принятие и учет бюджетных и денежных обязательств;

подтверждение денежных обязательств;

санкционирование оплаты денежных обязательств;

подтверждение исполнения денежных обязательств.

2.1. Финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом) в установленном им порядке направляет финансовому органу публично-правового образования (органу управления государственным внебюджетным фондом), бюджету которого предоставляются межбюджетные трансферты, уведомления о предоставлении субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, по форме, установленной Министерством финансов Российской Федерации.

3. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

4. Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий и осуществлением мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, в соответствии с платежными документами.

5. Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

Для санкционирования оплаты денежных обязательств по государственным (муниципальным) контрактам дополнительно осуществляется проверка на соответствие сведений о государственном (муниципальном) контракте в реестре контрактов, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и сведений о принятом на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту условиям данного государственного (муниципального) контракта.

Оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.

Оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований.

6. Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств.

Комментарий к Ст. 219 Бюджетного кодекса РФ

Исполнение бюджетов включает в себя две необходимые процедуры: санкционирование и финансирование, которые, - в свою очередь, подразделяются на этапы. Процедура санкционирования включает в себя этапы составления и утверждения бюджетной росписи (см. статью 217 Бюджетного кодекса), утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях (статья 220), утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств (статья 223), принятие получателями денежных средств денежных обязательств (статья 225) и подтверждение денежных обязательств (статьи 222, 226). Процедура санкционирования расходов является основой и ключом к пониманию сущности казначейского исполнения бюджетов. Главным в процедуре санкционирования расходов бюджетов является последовательное выполнение всех стадий в том порядке, как это установлено Бюджетным кодексом. Нарушение последовательности стадий санкционирования расходов бюджетов деформирует исполнение бюджета и лишает смысла большинство норм, содержащихся в главах 24, 25 Бюджетного кодекса. Следует иметь в виду, что большое количество санкций главы 28 Бюджетного кодекса предусмотрено именно за нарушение процедуры санкционирования расходов бюджетов (например, статьи 294 - 297 Бюджетного кодекса).

Процедура финансирования является понятием более широким, чем кассовый расход, производимый со счета бюджета, в связи с чем формулировка законодателя при определении процедуры финансирования является неудачной. Статья 227 определяет финансирование только как расходование бюджетных средств, которое заключается в списании средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства. Можно сказать, что финансирование расходов бюджетов распадается на ряд самостоятельных этапов, завершающим из которых является операция по кассовому расходованию, который предваряет процедура разрешения на осуществление платежа. Такое определение финансирования расходов для федерального бюджета дано в статье 252 Бюджетного кодекса, смысл и содержание которой не совпадают с комментируемой статьей.

Особенностью исполнения бюджета по расходам является то, что эта часть формируется расчетно- и полностью зависит от объема доходных поступлений. Расходы осуществляются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином бюджетном счете. При этом обязательно соблюдаются две последовательные процедуры - санкционирование и финансирование. Финансирование заключается в расходовании бюджетных средств. Задача санкционирования расходов заключается в том, чтобы обеспечить принятие к финансированию только тех расходов, которые предусмотрены утвержденным законом о бюджете и обеспечены поступлениями в бюджет доходов и заимствований.

Основой для осуществления расходов государства является закон о бюджете, принятый на текущий год, и бюджетная роспись. В общем виде процесс расходования средств бюджета выглядит следующим образом. На основе росписи для каждого бюджетного учреждения определяется объем бюджетных ассигнований. Получив уведомление о нем, учреждение составляет смету своих расходов. Смета утверждается вышестоящим распорядителем средств и представляется в казначейство. Для всех бюджетополучателей устанавливаются лимиты бюджетных обязательств - предельный объем расходов, который может быть профинансирован из государственного бюджета. Бюджетные учреждения самостоятельно не осуществляют платежи; все платежные документы направляются казначейству, которое проверяет целевой характер расходов и лишь затем производит платеж. Рассмотрим эти этапы более подробно.

В течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи казначейство доводит ее показатели до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств, направляя им уведомления о бюджетных ассигнованиях на очередной период. Такие уведомления еще не предоставляют права принятия обязательств по осуществлению бюджетных расходов, они являются инструментом их планирования. Изменения в распределение ассигнований из федерального бюджета вправе вносить министр финансов и главные распорядители средств федерального бюджета. Если такое решение было принято, в течение 15 дней уведомления об изменении должны быть доведены до распорядителей средств и бюджетополучателей.

После того, как бюджетное учреждение получило уведомление об ассигнованиях, оно должно в течение 10 дней составить смету своих доходов и расходов. Подготовленная смета представляется вышестоящему распорядителю бюджетных средств, который в течение 5 дней ее утверждает. Если учреждение является главным распорядителем бюджетных средств, смета утверждается его руководителем. В течение одного рабочего дня после утверждения смета направляется казначейству.

На основе доведенных бюджетных ассигнований, бюджетной росписи и прогноза поступления доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета для каждого распорядителя средств и бюджетополучателя утверждаются лимиты бюджетных обязательств. Они определяются на срок не более 3 месяцев. Под бюджетным обязательством понимается признанная казначейством обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и сводной бюджетной росписью. Для главных распорядителей бюджетных средств лимиты утверждаются Федеральным казначейством. Для нижестоящих бюджетных учреждений они устанавливаются главными распорядителями. Утвержденные лимиты должны быть до всех бюджетополучателей не позднее чем за 5 дней до начала их действия. Такие уведомления направляются через казначейство, которое отвечает за их своевременность. Лимиты по всем получателям средств федерального бюджета сводятся в единый реестр, который представляется казначейством в Счетную палату.

Министерством финансов и Главным управлением федерального казначейства составляются реестры к перечислению бюджетных средств по управлениям казначейства в субъектах федерации. В них включается информация о лимитах финансировании по всем распорядителям, которые расположены в том или ином регионе. Все виды расходов бюджета систематизируются на основе бюджетной классификации, им присваиваются соответствующие коды. Реестры ежемесячно направляются в территориальные казначейские органы. Полученный органом реестр сам по себе не означает факта финансирования расходов, необходимо еще зачислить средства на соответствующие лицевые счета.

После того, как бюджетное учреждение получило уведомление о выделенном ему лимите бюджетных обязательств, оно вправе принимать такие обязательства: делать закупки, начислять денежные выплаты, согласно утвержденной смете своих доходов и расходов. На этом этапе бюджетополучатели не осуществляют расходы, они принимают обязательства по их осуществлению. Для этого составляются необходимые платежные документы, которые затем передаются казначейству. Формы платежных документов утверждены Министерством финансов по согласованию с Центральным банком. Особенность их оформления заключается в том, что плательщиком в них выступает не само бюджетное учреждение, а орган федерального казначейства, в котором открыт его лицевой счет. Поэтому в платежном документе все реквизиты плательщика заполняются от имени казначейства. Назначение платежа, его сумму и реквизиты получателя определяет распорядитель бюджетных средств, он же несет ответственность за целевой характер расходов.

Орган федерального казначейства проверяет все платежные документы на предмет правильности их оформления, целевого характера платежей, соответствия расходов утвержденной смете и лимитам бюджетных обязательств. Все операции по платежным документам осуществляются в пределах остатка средств по статье экономической классификации, и при этом контролируется целевое назначение платежей. Банки, напротив, осуществляют операции пределах остатка средств на лицевом счете и назначение платежа не контролируют.

Финансирование расходов включает два последовательных действия: разрешение на осуществление платежа и собственно платеж. Органы казначейства несут ответственность за полноту и своевременность перечисления бюджетных средств их получателям. Платеж осуществляется казначейством в день совершения разрешительной надписи, при этом средства списываются с единого бюджетного счета. Все платежные документы, принятые от распорядителей, направляются казначейством в банк, который исполняет их через лицевой счет казначейства. Банк осуществляет операции по лицевому счету в пределах остатка средств на нем, за сумму и назначение платежа он ответственности не несет.

Переход к финансированию бюджетных учреждений через лицевые счета, открытые им в органах казначейства, был значительным этапом реформирования российской бюджетной системы. Он в обязательном порядке предполагал закрытие всех бюджетных счетов распорядителей в банковских учреждениях. С того момента, как для распорядителя открыт лицевой счет, в роли банка перед ним выступают казначейские органы.

Лицевые счета бюджетных учреждений открываются в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства. На них отражается объем средств, которым данное учреждение располагает при осуществлении расходов. В зависимости от того, по каким целевым статьям организация получает финансирование, она должна открыть несколько лицевых счетов в органах казначейства. Порядок учета операций, открытия и ведения лицевых счетов устанавливается Главным управлением федерального казначейства.

Через лицевые счета осуществляются:

  • · финансирование расходов учреждений на основании бюджетных назначений, утвержденных смет, других обоснований и расчетов;
  • · межбюджетные расчеты с администрациями субъектов РФ и муниципальных образований по трансфертам, дотациям;
  • · компенсации, субвенции, субсидии, целевые программы;
  • · предоставление средств федерального бюджета на условиях возвратности и платности;
  • · расчеты с предприятиями и организациями в части компенсаций и социальных выплат по федеральным программам.

Блокировка расходов - это сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями или отказ в подтверждении принятых обязательств, применяемый при невыполнении тех условий, на которые бюджетополучателю были выделены ассигнования в соответствии с законом о бюджете.

Финансовые органы могут блокировать расходы бюджета на любом этапе его исполнения. Для этого требуется решение руководителя данного органа. Блокировке могут быть подвергнуты расходы исключительно в тех размерах, в которых их финансирование было связано условиями, определенными Бюджетным кодексом или законом о бюджете, а также те расходы, по которым выявлены факты нецелевого использования. В других случаях блокировать расходы запрещено. Решение о блокировке отменяется руководителем финансового органа по ходатайству главного распорядителя или получателя бюджетных средств только после устранения выявленных нарушений.