Городское и сельское население зарубежной европы. Урок по географии

Городское и сельское население зарубежной европы. Урок по географии "население зарубежной европы"

Зарубежная Европа относится к одной из самых густозаселенных частей современного мира – плотность населения здесь составляет в среднем 100 человек на квадратный километр. Всего в регионе проживает 9% от общего количества жителей планеты, то есть численность населения Зарубежной Европы – около 500 млн. чел.

Урбанизация и размещение населения

Размещение населения Зарубежной Европы обусловливается расположением городов, поскольку уровень урбанизации в этом регионе – 74%, что является одним из самых высоких показателей в мире. И это средний показатель, в некоторых государствах он превышает 80% и даже 90%.

Уровень урбанизации Бельгии – 97,8%, Дании – 87,5%, а Швеции – 85,7%.

Рис. 1. Бельгия.

У европейской урбанизации есть определенные характеризующие черты:

  • густая городская сеть;
  • особый тип городской застройки по западноевропейскому типу (обязательное наличие старой части города с ратушей и площадью);
  • изменения, которые начались в конце 20 века – рост объема застройки пригородов и городов-спутников. Явление, названное субурбанизацией, привело к тому, что городское население растекается и формируются значительные урбанизированный зоны, что отражено в учебнике за 11 класс;
  • размывание границ между городом и деревней.

Национальности Зарубежной Европы

Когда-то население стран Зарубежной Европы было достаточно стабильным по национальному показателю, но современные тенденции постепенно вносят в вопрос свои изменения. Тем не менее на данный момент оно отличается стабильными национальными показателями, чему способствует отнесенность в общей языковой семье – индоевропейской.

Это не отменяет сложности национального состава и наличия регионов, где время от времени обостряются межнациональные отношения.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Сложен и религиозный состав населения. Основной религиозной конфессией является христианство, но оно разделено на разные течения: на севере это, в основном, протестантизм, южная часть характеризуется преобладанием католицизма, а в центре наблюдается смешение конфессиональных течений. Есть страны с преобладающим православием.

Рис. 2. Схема распределения течений христианства в Зарубежной Европе.

Демографические проблемы Зарубежной Европы

Демографические проблемы Западной Европы имеют свои особенности, которые можно охарактеризовать простым словосочетанием: “старение населения”. Из-за увеличения средней продолжительности жизни уровень рождаемости снижается все ощутимее. Также на прирост населения в значительной степени влияет то, что “цена” ребенка в каждым годом возрастает.

Таким образом, естественный прирост населения в последние десятилетия держится на низком уровне (1,5%), некоторые страны даже заявляют о том, что количество их жителей убывает. География последнего явления такова: Эстония, Латвия, Болгария, Венгрия, Германия. В этих странах больше всего пожилых людей, причем их возрастной состав имеет постоянную тенденцию к увеличению этой прослойки населения.

Для этого региона характерна половая диспропорция, женщин здесь на 2% больше, чем мужчин (51% и 49%) соответственно.

Миграция в Зарубежной Европе

Неутешительные демографические тенденции привели к тому, что Европа из очага эмиграции стала центром трудовой иммиграции. При этом большинство рабочей силы – это люди, имеющие временный статус “гостей-рабочих”.

В настоящий момент в этой части мира легально трудится около 20 миллионов иностранных граждан.

Данные таблицы ниже продемонстрируют общие иммиграционные тенденции в Зарубежной Европе.

Таким образом, можно сделать вывод, что главным регионом иммиграции в процентном соотношении является Швейцария, а по количеству людей – Германия. В то же время Италия занимает последнее место по обоим показателям, что объясняется относительно низким по европейским меркам уровнем жизни в стране. Она же характеризуется массовой эмиграцией населения в более благополучные страны – Францию, Германию, Великобританию.

Рис. 3. Трудовые мигранты в Европе.

Что касается структуры занятости, то процент населения, работающего в сфере услуг, очень высок и превышает показатель в 35%. Безработица тоже находится на высоком уровне, например, в странах ЕС средний показатель составляет 11,5%.

Что мы узнали?

Основную информацию о том, какова численность Зарубежной Европы и уровень ее урбанизации. Какими проблемами характеризуется этот регион – снижение уровня прироста населения и массовый поток трудовых иммигрантов. Получили общее представление об иммиграционных тенденциях и составе населения по религиозному признаку.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 177.

Население Зарубежной Европы

Цели: сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы.

Оборудование: карта «Народы мира» или «Народы Европы», «Плотность населения Европы».

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Изучение нового материала

Комментарии для учителя. Работу по изучению демографических показателей населения Европы можно выполнить в группах. Каждая группа получает задание найти черты сходства и черты отличия по одному из показателей населения в разных регионах Европы.

Можно предложить на этом этапе урока изучение нового материала в виде самостоятельной работы. В любом варианте изучение населения Европы очень удобной для систематизации новых знаний на уроке будет данная таблица. Сначала строки таблицы: «численность», «плотность», «форма правления» и «административно-территориальное деление» заполняется учащимися самостоятельно с помощью различных источников информации (учебник, атлас). Затем эти строки таблицы проверяется.

Сравниваемые черты

Северная Европа

Южная Европа

Западная Европа

Восточная Европа

Черты сходства

1. Численность

2. Тип правления

3. Форма административно-территориального деления

4. Тип воспроизводства

5. Возрастная структура

6. Демографическая политика

7. Плотность населения

8. Уровень урбанизации

9. Национальный состав

10. Религиозный состав

Оставшиеся разделы таблицы заполняются на основе докладов учащихся, рассказа учителя, совместной работы учителя и учеников, практикумов и т. д.

Учитель. Зарубежная Европа - регион с весьма сложной и не очень благоприятной демографической ситуацией. На мировом фоне он выделяется низкой рождаемостью и низким естественным приростом, такое явление демографы называют демографической зимой. После второй мировой войны рождаемость в регионе повысилась, но в 50-е годы отчетливо наметилась тенденция к снижению рождаемости. В результате она упала до 13 человек на 1000 жителей (в сравнении с мировым показателем 26 промилле). В среднем европейская женщина производит 2,1 ребенка, при таком уровне рождаемости воспроизводство населения не обеспечивается.

Причины такой низкой рождаемости разнообразны. Главной среди них считается увеличение средней продолжительности жизни, что приводит к постепенному старению населения, а также резкое возрастание «цены» ребенка, влияние городского образа жизни, непрочность семьи, слабое влияние религии.

Задание: Проанализируйте таблицу «Воспроизводство населения в Зарубежной Европе». Найдите страны, являющиеся лидерами по показателям рождаемости, смертности, естественного прироста. Проанализируйте причины такого распределения. (В Албании самый высокий уровень рождаемости и естественного прироста, это связано с влиянием мусульманства. Сравнительно высокий уровень рождаемости в Ирландии, Исландии, Македонии. Но вместе с этим в Европе есть страны с очень низким рождаемости - Болгария, Греция, Испания, Италия, ФРГ.)

В каких странах особенно остро стоит демографическая проблема? {В странах с низкой рождаемостью и низким и естественным приростом.)

Какой вывод о типе воспроизводства населения можно сделать? (Все страны Европы, кроме Албании, имеют первый тип воспроизводства населения: низкую рождаемость, низкий естественный прирост.)

Воспроизводство населения в Зарубежной Европе

Рождаемость

Смертность

Естественный прирост

Герцеговина

Болгария

Великобритания

Ирландия

Исландия

Македония

Нидерланды

Норвегия

Португалия

Словакия

Словения

Финляндия

Хорватия

Швейцария

Сравним регионы Европы по данным показателям. Самая неблагоприятная ситуация в странах Восточной Европы. Это связано с тем, что долгое время в условиях административного правления этими странами проводилась жесткая демографическая политика. Так, например, в Болгарии и Венгрии право на аборты и использование контрацептивов было ограничено. В Румынии до 1989 года аборт разрешался только женщинам, имеющим пять и более детей, а за незаконный аборт врачам грозило тюремное заключение. Ввоз и продажа контрацептивов были запрещены. Но после снятия таких ограничений рождаемость в этих странах резко упала, что привело к отрицательному естественному приросту.

В Западной Европе ситуация также неблагоприятная. Правительство этих стран вынуждено проводить демографическую политику, направленную на повышение рождаемости, причем без ограничений на аборты и использование контрацептивов. Но, тем не менее, расширенное воспроизводство населения наблюдается не во многих странах, а в некоторых, таких как ФРГ, наоборот, проявляется естественная убыль.

В Южной Европе до 80-х годов ситуация была благоприятной, но сейчас также наблюдается низкий уровень рождаемости.

В северной Европе благоприятная демографическая ситуация наблюдается только в Ирландии и Исландии.

Миграции

На этом же этапе урока учитель предлагает проанализировать направления, динамику трудовых миграций. Для этого следует использовать рисунок в учебнике на с. 164. Учитель обращает внимание учащихся, что существует закономерность между странами эмиграции и иммиграции. В чем она заключается? (Страны эмиграции - страны бывшие колонии, страны иммиграции - страны метрополии.)

Урбанизация

Задание: С помощью карт атласа разделить страны Европы на сильно-, средне -, и слабоурбанизированные, результаты оформить в виде схемы.

Проанализируйте полученные результаты. (В группе слабоурбанизированных стран преобладают страны Южной Европы. Это связано с тем, что в этом регионе благоприятные условия для развития сельского хозяйства, сохраняются традиции многодетных семей и т. д.).

Задание: Пользуясь картой городских агломераций в учебнике, выделите крупнейшие агломерации. Проанализируйте причины появления городов-миллионеров именно в тех районах, где они находятся. Результаты оформите в виде схемы.

Классификация городов - миллионеров по их географическому положению:

Сравните страны по числу городов-миллионеров. Какой вывод можно сделать? (Самое большое количество городов миллионеров находится в Великобритании - 7, ФРГ - 6, Италия - 5, Франция - 3, Польша - 3, крупнейшие города Европы размещаются вдоль европейского коридора - центральная ось развития.)

Вопрос: Пользуясь текстом учебника, определите основные этапы урбанизации в Европе. {Долгое время для Европы была характерна высокая степень урбанизации. Большая часть населения жила в крупных городах, однако в 70-е годы XX века начался отток населения в пригороды и в сельскую местность. Такое явление называется субурбанизацией. Субурбанизация объясняется многими причинами: изношенностью жилого фонда, скученностью населения в центральных районах городов, ухудшением состояния окружающей среды, переносом в пригороды предприятий, дороговизной земли и жилья в центре города, желанием жить в собственном доме. В тоже время субурбанизация характеризуется растеканием городского образа жизни и формирования обширных урбанизированных зон)

Национальный состав населения Европы

Вопрос: Вспомните, какие страны называются однонациональными, какие двунациональными, а какие - многонациональными? Какие из Европейских государств относятся к каждой из этих групп? Результаты работы можно оформить в виде таблицы.

Однонациональные страны Европы

Двунациональные страны Европы

Многонациональные страны Европы

Норвегия

Швейцария,

Великобритания,

Языковой состав населения Европы

Задание: Пользуясь картами атласа, приведите примеры народов Европы, относящихся к различным языковым группам. Заполните таблицу:

Индоевропейская семья

Уральская семья

Славянская

Балтийская

Германская группа

Кельтская

Романская

Греческая группа

Албанская

Финно-угорская

При изучении национального состава региона, можно заслушать доклады учащихся на тему «Межнациональные конфликты в Европе».

Проблема межнациональных конфликтов в Европе

Половина стран Европы считаются однонациональными. Но остальные являются многонациональными и двунациональными. Именно в этих странах возникают национальные конфликты.

Примером страны, в которых существуют межнациональные конфликты, является Бельгия. На государственном гербе начертан девиз: «В единении наша сила». Но достичь такого единения не удалось со времени образования этого государства, а именно с 1830 года. В этой стране живет два народа: фламандцы и валлоны. Фламандцы живут на севере страны, валлоны - на юге, их родным языком является французский. Причиной межнационального конфликта является то, что долгое время экономическим ядром страны считался юг, то есть Валлония. Здесь добывался уголь, была развита черная металлургия, ремесла, населения было богаче, жили здесь и аристократы. Государственным языком считался валлонский, он же был и литературным языком. Фландрия же выполняла функцию сельскохозяйственного придатка. Ее население подвергалось экономической и национальной дискредитации. Но после второй мировой войны ситуация коренным образом поменялась. Районы юга стали старопромышленными, а север стал развивать наукоемкие отрасли. Выросло и значение Антверпена. Благодаря более благополучной демографической ситуации, численность населения Фландрии выросло. Все это резко обострило межнациональные отношения между фламандцами и валлонами. Для выхода из кризиса правительство постановило осуществить переход к федеративному устройству страны. Теперь в страны два государственных языка, все вывески и документы производятся сразу на двух языках.

Непростые национальные проблемы есть и в Испании. К коренным народам относятся испанцы (71%), каталонцы (18%), галисийцы (8%) и баски (2,4%). При этом каталонцы сходны в культурном отношении с французами, галисийцы с португальцами, а баски вообще своеобразный народ, не схожий ни с одним из народов Пиренейского полуострова. Национальная проблема возникла после того, как каталонцы и галисийцы были лишены некоторых привилегий. Во времена правления Франко любое проявление их национальных чувств преследовалось. Например, нельзя было исполнять национальные песни и танцы. В 1978 году была принята новая конституция, которая признала автономии Каталонии, Галисии и страну Басков, но радикально настроенные баскские националисты ведут бессмысленную террористическую борьбу. Поэтому национальный вопрос в Испании нельзя признать полностью решенным.

Особой остротой отличаются национальные проблемы в Восточной Европе. Так, в Румынии в конце 80 гг. началась кампания по ликвидации тысяч деревень под предлогом создания крупных агропромышленных центров городского типа. Это привело к эмиграции венгров и ухудшению румыно-венгерских отношений.

В Болгарии туркам было запрещено пользоваться родным языком, носить национальную одежду, совершать мусульманские обряды. В результате тысячи турков эмигрировали из страны.

В конце 80-х гг. ухудшились и национальные проблемы в Югославии (СФРЮ). Федерация распалась на пять государств. Но и в новых странах национальные проблемы не решены, так как вновь образованные государства - многонациональные, кроме Словении. В Сербии есть проблема автономного края Косово, населенного албанцами, требующими присоединения к Албании. Для Хорватии основной национальной проблемой является проблема с Сербской Краиной, провозгласившей в 1991 году выход из Хорватии. Для Македонии это проблема албанского меньшинства. Для Боснии и Герцеговины эта проблема заключается в том, что в стране живут сербы, хорваты и хорваты - мусульмане. Недовольными в стране являются мусульмане, что привело к войне, в которой погибло более 200 тыс. человек. Кроме перечисленных национальных проблем, Югославия является районом компактного проживания приверженцев нескольких религий: сербы, черногорцы и македонцы - православные, словенцы, хорваты - католики, часть хорватов, сербов в результате долго Османского владычества приняли мусульманскую веру.

Европейскую территорию, которая находится за пределами стран бывшего СНГ, обычно называют «зарубежной Европой». Она состоит из четырех десятков стран, связанных друг с другом целым букетом исторических и политических отношений. Территория зарубежной Европы составляет порядка 5,4 млн квадратных километров, а население - более 500 млн человек. Данный район, безусловно, является одним из центров мировой цивилизации и занимает важное место в мировой политике. Сегодня мы с вами поговорим на такую тему, как общая характеристика зарубежной Европы. 11 класс школьной программы предполагает рассмотрение этой темы. Давайте вспомним, чему нас учили в школе, и почерпнем для себя что-то новое!

Государства

Территория, которую мы сегодня рассматриваем, простирается на 5000 км с севера на юг и на 3000 км с запада на восток. Среди есть крупные и средние, но в своем большинстве они все же невелики. К примеру, есть шутка, что въехав в Бельгию, нужно успеть нажать на тормоз, иначе можно заехать в другое государство. Скорый поезд проезжает сквозь эту страну всего за 140 минут. Таких государств в Европе большинство. Именно поэтому во многих из них отсутствует такое понятие, как спальный вагон.

Как показывает общая характеристика стран зарубежной Европы, они, с точки зрения имеют две основные черты. Первая из них - соседнее положение стран. При небольших (сравнительно, разумеется) размерах территории и ее малой «глубине», государства имеют хорошо налаженную систему транспортных связей. Вторая черта - приморское положение основного количества стран Европы. Многие из них находятся недалеко от самых оживленных водных путей. Жизнь таких государств, как Англия, Нидерланды, Дания, Исландия, Португалия, Норвегия, Италия и Греция, с древнейших времен тесно связана с морем.

На протяжении ХХ века политическая карта Европы трижды претерпела весомые изменения: после Первой и Второй мировых войн, а также в конце 90-х годов. На сегодняшний день в зарубежной Европе можно встретить республики, монархии, а также унитарные и федеративные государства.

Природа и ресурсы

Создавалась под влиянием природных предпосылок, а именно состава полезных ископаемых. В северной (платформенной) и южной (складчатой) частях региона он отличается. Северная часть богата на рудные и топливные ископаемые. Основными каменно-угольными бассейнами являются Рурский (Германия) и Верхне-Силезский (Польша). Среди нефтегазовых бассейнов стоит выделить Североморский. А среди железорудных - бассейн Кируна (Швеция) и Лотарингский (Франция).

Южная часть региона богата на рудные месторождения магматического и осадочного происхождения. Что касается запасов топливных ресурсов, то здесь они не столь велики, как на севере Европы.

Общая характеристика зарубежной Европы в плане энергетики показывает, что ее ресурсы здесь весьма объемны, однако приходятся они в основном на горные районы, а именно: Альпийский, Скандинавский и Динарский. В большом количестве стран ресурсы уже практически иссякли. Природа региона позволяет вести активное сельское хозяйство. Единственная проблема - нехватка земель. Небольшие приморские государства борются с ней, расширяясь в сторону морей. К примеру, третья часть территории Нидерландов была «отвоевана» у моря с помощью плотин и дамб. Местные жители в этой связи говорят: «Бог создал Землю, а Нидерландцы - Нидерланды». Такое вряд ли напишут в разделе книги "География" (11 класс). Общая характеристика зарубежной Европы тем не менее не может оставить без внимания этот факт.

Регион находится в умеренном и субтропическом (на юге) поясах. В районе Средиземноморья стабильное земледелие невозможно без искусственного орошения. В основном этим страдают Италия и Испания. Лучшими условиями для ведения лесного хозяйства могут похвастаться Финляндия и Швеция. Недаром есть поговорка: «Финляндия без леса, как медведь без шерсти». здесь также представлены довольно широко.

Теперь пришло время рассмотреть следующий пункт разговора на тему «Общая характеристика зарубежной Европы».

Население зарубежной Европы

Национальный состав довольно однороден. Большинство народов относятся к индоевропейской семье. Господствующей религией в регионе является христианство. Однако южная часть также склонна к католицизму, а северная - к протестантству. Зарубежная Европа считается одним из наиболее густонаселенных регионов Земли. Плотность населения здесь составляет более 100 человек на 1 квадратный километр. Размещение определяет главным образом география народов. По уровню урбанизации Европа также занимает высокие позиции. В городах в среднем проживает около 78% населения. Есть страны, в которых эта цифра доходит до 90%.

На протяжении последних лет население Европы стало расти слишком медленно. В 15 государствах наблюдается убыль населения. Кроме того, меняется его состав - растет количество пожилых людей. Это повлияло на долю региона в мировом механизме внешних миграций. Постепенно зарубежная Европа превращается в очаг трудовой эмиграции. Здесь насчитывается порядка 20 миллионов рабочих из-за границы. 7 млн из них проживают в Германии.

11 класс школьной программы разбирает такие вопросы поверхностно, мы же коснемся их более детально. Как целостный регион, зарубежная Европа имеет мировое первенство по масштабам экспорта товаров, размерам промышленного производства и развитию туризма. В первую очередь экономическая мощь региона держится на таких странах, как: Франция, Великобритания, Италия и Германия. За последнее десятилетие лидером этой четверки стала Германия, экономика которой очень динамично развивается. «Мастерская мира» - Великобритания, начала сдавать свои позиции. Среди остальных государств наибольший вес имеют: Нидерланды, Швейцария, Бельгия, Испания и Швеция. Они, в отличие от «главной четверки», делают упор на отдельные отрасли.

Промышленность

Ведущая зарубежной Европы - машиностроение. На нее приходится треть продукции региона и две третьих экспорта. Ни для кого не секрет, что Европа славится своими автомобилями. Прежде всего, машиностроение тяготеет к большим городам, включая столицы. При этом, как правило, каждая подотрасль ориентируется в определенном районе государства.

На втором месте находится химическая промышленность. Особенными успехами в этом направлении отличается Германия. Химическая промышленность региона до Второй мировой войны ориентировалась в основном на уголь (каменный и бурый), соли (поваренные и калийные) и пириты. Затем произошла переориентация промышленности на углеводородное сырье. Крупнейшие центры нефтехимии располагают в эстуариях Сены, Темзы, Эльбы, Рейна и Роны. Здесь данная отрасль переплетается с нефтедобычей.

Природный газ и нефть, добытые в месторождениях Северного моря, отправляются в разные страны по огромной системе магистральных трубопроводов. Газ из Алжира перевозят в танкерах-метановозах. Большую роль играет также российский газ, который покупают 20 стран Европы.

Следующая по масштабу промышленность - металлургическая. Она сформировалась здесь еще до начала НТР. Черная металлургия наиболее широко развита в Германии, Англии, Испании, Франции, Чехии и Польше. Большую долю занимает также алюминиевая и цветная металлургия. Алюминий выплавляют не только в государствах, располагающих обширными запасами бокситов, но и в странах с развитой добычей электроэнергии.

Лесная промышленность сосредоточена главным образом в Финляндии и Швеции, а легкая - в южной Европе. Италия является второй в мире страной по изготовлению обуви, после Китая. А Португалия считается главной «швеей» региона. В большинстве стран по сей день сохраняются национальные традиции по производству музыкальных инструментов, мебели, стеклянных изделий.

Сельское хозяйство

Общая характеристика хозяйства зарубежной Европы была затронута выше, теперь поговорим предметнее. Большинство стран региона полностью обеспечивают себя продуктами сельскохозяйственной деятельности и активно продают их за границу. После Второй мировой войны регион перешел от мелкого крестьянского хозяйства к специализированному высокотоварному. Основные отрасли - растениеводство и животноводство, распространяются по всей Европе и тесно переплетаются друг с другом. Природные и исторические условия вызвали образование таких видов сельского хозяйства: североевропейское, среднеевропейское и южноевропейское.

Североевропейское хозяйство распространено в Финляндии, Скандинавии и Великобритании. Ему характерно интенсивное молочное животноводство, которое обслуживается благодаря растениеводству серых хлебов и кормовых культур. В среднеевропейском типе основную роль играет мясное и молочное животноводство, а также птицеводство.

Южноевропейскому типу присуще преобладание растениеводства. Посевы направлены в основном на зерновые культуры, однако международной специализацией южной части Европы считается производство винограда, оливок, цитрусовых, табака, орехов и эфироносов. Главный «сад» Европы - побережье Средиземного моря. Обычно каждое государство имеет свою специализацию сельского хозяйства. К примеру, Голландия славится выращиванием цветов, Франция и Швейцария - производством сыра, и так далее.

Туризм

Общая характеристика зарубежной Европы не может обойтись без туризма. Европа была, есть и будет основным регионом международного туризма. Здесь он проявлен во всех направлениях. Наибольшей популярностью пользуются Франция, Италия, Испания, Великобритания и другие крупные страны. А в небольших государствах типа Андорры, Монако и прочих, туризм является валютообразующей отраслью. Основные типы туризма в зарубежной Европе - горный и морской.

Транспортное сообщение

Сегодня мы даем общую характеристику зарубежной Европы, и без транспортной системы она невозможна. Европа уступает по дальности перевозок Америке и России, однако по обеспеченности транспортной сетью она лидирует во всем мире. Густота движения очень высока. Главную роль в перевозке пассажиров и грузов играет автомобильный транспорт. Железнодорожная сеть в большинстве государств активно сокращается.

Сухопутная транспортная сеть имеет сложную конфигурацию. Ее образуют автомагистрали меридиального и широтного направлений, основное количество которых имеет международное значение. Речные пути также ориентированы на эти направления. Особую роль играет река Рейн. По ней ежегодно перевозят более двухсот млн тонн грузов. В местах, где сухопутные и водные пути пересекаются, возникли транспортные узлы, которые превратились со временем в настоящие портовопромышленные комплексы. К примеру, ежегодно отгружает порядка 350 млн тонн.

Западная Европа является примером того, как огромные природные преграды перестают быть препятствием для транспортной системы. Железнодорожные и автомобильные пути, а также трубопроводы пересекают Альпы по всем необходимым направлениям. Берега Балтийского, Средиземного и Северного морей связаны паромными переправами.

Общая характеристика зарубежной Европы: наука и деньги

В Европе на сегодняшний день существует множество технополисов, которые делают ее одним из мировых центров науки. Крупнейшие из них расположились в окрестностях Мюнхена и Кембриджа. А в южной части Франции сформировалась «Дорога высокой технологии».

В Европе находится львиная доля крупнейших банков мира. Эталоном банковского дела стала Швейцария. В сейфах ее банков хранится порядка 50% ценных бумаг со всего мира.

Защита окружающей среды

Общая характеристика зарубежной Европы показывает, что на ее территориях резонансным является вопрос защиты природы. Из-за высокой плотности населения и активного развития промышленности Европа давно уже столкнулась с рядом экологических проблем. Одни из них связаны с добычей и переработкой угля. Другие - с обилием нефтехимических и металлургических заводов в крупных городах. Третьи - с возрастающим количеством авто на улицах. Четвертые - с развитием туризма, которое ведет к деградации природы. Ну и так далее.

Все страны, расположенные в регионе, проводят активную экологическую политику. В результате принимаются все более решительные меры: пропаганда велосипедов и электромобилей, активное восстановление растительности и прочее.

Заключение

Сегодня темой нашего разговора стала общая характеристика зарубежной Европы. 11 класс - время, когда на плечи школьников падает огромная нагрузка, поэтому многие фундаментальные вещи они упускают из виду. Мы напомнили себе все, что могло быть забыто, и почерпнули что-то новое на тему "Общая характеристика зарубежной Европы". Презентация (11 класс) с помощью этой статьи станет простой задачей для любого школьника.

В регионе живет более 500 млн человек, или около 9% населения мира.

Размещение населения

Зарубежная Европа – один из самых густонаселенных районов мира со средней плотностью населения свыше 100 человек на 1 вк. км. При этом размещение населения, прежде всего, определяется географией городов. Уровень урбанизации здесь один из самых высоких в мире – 74 %, а в некоторых странах до 80 и даже 90%.

Урбанизация в зарубежной Европе имеет свои отличительные черты:

    очень густая сеть городов;

    особый западно-европейский тип городов (наличие «старого города» с главной площадью, ратушей и собором и расходящимися от площади радиальными узкими улочками, а также новых застроек);

    с 70-х годов 20-го века рост концентрации населения в крупных городских агломерациях сменился процессом субурбанизации (роста пригородных зон и городов-спутников); это приводит к «растеканию» городского населения и формированию обширных урбанизированных районов и зон;

    граница между городской и сельской местностью становится все более условной.

Национальный состав населения

Население Зарубежной Европы характеризуется относительной национальной однородностью, так как подавляющее большинство народов региона относится к индоевропейской языковой семье.

Тем не менее, этническая карта региона очень сложна. Наряду с однонациональными государствами здесь немало государств со сложным национальным составом, в которых в последнее время наблюдается обострение межнациональных отношений.

Религиозный состав населения Европы довольно сложен. Господствующая религия - христианство. В целом можно сказать, что на севере преобладает протестанство, на юге – католицизм, в центре – их различное соотношение. Кроме того, в некоторых странах преобладает православие.

Воспроизводство населения зарубежной Европы характеризуется очень сложной демографической ситуацией с депопуляцией и «старением наций». Естественный прирост населения очень низок (около 1,5%) и в отдельных странах (ФРГ, Венгрия, Болгария, Эстония, Латвия и др.) даже наблюдается естественная убыль населения. В составе населения значительна прослойка лиц старших возрастов. Все это привело к изменению роли региона в системе внешних миграций населения: из главного очага эммиграции зарубежная Европа превратилась в главный мировой очаг трудовой иммиграции (12-13 млн иностранных рабочих). Значительная часть иностранных рабочих находится на положении не граждан, а временных гостей-рабочих («гастарбайтеров»).

Основные направления трудовых иммиграций:

    из Португалии, Испании, Италии, Греции, Боснии и Герцеговины, а также стран северной Африки во Францию ;

    из Испании, Италии, а также Индии, Пакистана, Ирландии и стран Африки в Великобританию ;

    из Италии, Хорватии, Греции, Турции в Германию .

Для структуры занятости населения характерна большая доля (примерно 1/3) экономически активного населения занятого в сфере услуг. Очень высок уровень безработицы (в странах ЕС составляет около 11,5% рабочей силы).

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова»

Кафедра географии и экологии

План - конспект урока по курсу «Экономическая и социальная география мира» 11 класс

Тема: Население Зарубежной Европы.

Выполнила: магистрантка 1-го курса

Естественно-географического факультета

Группы МПГз-16

Князева М.С.

Руководитель: Борщ Е.А.


Ульяновск,2016

Население Зарубежной Европы

Тип:

Урок изучения нового материала

Цель:

Сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы

Задачи:

    Обучающие: сформировать знания о населении Зарубежной Европы, его особенностях и составе; изучить национальный состав, религии и миграции; выяснить причины неблагоприятной демографической ситуации в изучаемом регионе.

    Воспитательные : воспитывать чувство ответственности, способствовать формированию личных представлений о ценности знаний; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину; способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.

    Развивающие: создать условия для познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей у учащихся; развивать умения самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературы, применять различные источники знаний для доказательства, сравнения, конкретизации.

Планируемый результат

Личностные

Метапредметные

Предметные

Формирование эмоционально - ценностного отношения к окружающему миру; формирование личного представления о ценности полученных знаний и применение их в повседневной жизни.

Сформировать умение ставить учебные цели; умение работать с текстовым компонентом учебника и дополнительными источниками информации, объяснять значение изучаемой темы

Дать определение понятиям:демографическая зима, депопуляция, миграция населения, национальный состав, урбанизация; объяснить причины и особенности населения Зарубежной Европы

Организация образовательного процесса

Межпредметные связи

Методы познания

Формы работы

Биология, история, обществознание, математика, экономика.

Анализ, сравнение, алгоритмизация, систематизация, конкретизация

Индивидуальная, фронтальная, групповая

Используемые ЦОРы(цифровые образовательные ресурсы)

Средства обучения: Экономическая и социальная география мира: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ В.П. Максаковский. – 12-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 2004. – 400с.: ил., карт. – (География). Политическая карта Зарубежной Европы, атлас 10 кл.

Новые термины: демографическая зима, депопуляция, миграция, эмиграция, иммиграция, урбанизация, субурбанизация.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

1. Организационный момент:

Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку.

Цель - эмоционально- положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха и доверия.

Ребята, здравствуйте! Сегодня на уроке мы продожим изучать Зарубежную Европу

    Изучение нового материала:

- Тема нашего урока «Население Зарубежной Европы»

Запишите число и тему урока в тетрадь.

- Цель урока – Сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы.

Для достижения данной цели, на уроке мы решим следующие задачи :

    познакомиться с естественным движением изучаемого региона и его причинами;

    объяснить процессы миграции на данной территории;

    изучить национальный и религиозный состав;

    дать определение понятию урбанизация.

Естественное движение населения

Ребята, как вы считаете, как изменяется население Зарубежной Европы в данный момент? Возрастает или уменьшается? Объясните причины.

Зарубежная Европа – регион с весьма сложной и не очень благоприятной демографической ситуацией. Запишите в тетрадь.

На мировом фоне этот регион выделяется низкой рождаемостью и низким естественным приростом населения. Такое явление демографии называют демографической зимой. Демографическая зима – низкий естественный прирост за счет низкой рождаемости. Запишите это определение в тетрадь.

Рождаемость в регионе повысилась после второй мировой войны, но в 50-е годы 20 века отчетливо наметилась тенденция к снижению рождаемости. В результате она упала до 13 человек на 1000 жителей. Общемировой показатель 26 человек на 1000 жителе (промилле.) Запишите общемировой показатель в тетрадь. В Среднем европейская женщина производит 2, 1 ребенка. Такой уровень рождаемости приводит к тому, что воспроизводство населения не обеспечивается. Это, в свою очередь, приводит к старению населения.

Попробуем объяснить причины низкой рождаемости в регионе:

    высокая продолжительность жизни;

    старение населения;

    резкое возрастание «цены» ребенка;

    влияние городского образа жизни;

    непрочность семьи;

    слабое влияние религии.

За счет этих причин происходит убыль населения, т.е. депопулияция. Запишите определение в тетрадь.

Такая депопуляция находит отражение в возрастно- половых пирамидах. Обратите внимание на рис.46. на стр. 184 в вашем учебнике. Проанализируйте данный рисунок.

(Меняется возрастной состав населения: пирамиды имеют «суженное основание»,т.е. низкая рождаемость, растет доля пожилых людей)

Рождаемость европейских стран растет за счет мигрантов. Самая высокая рождаемость и естественный прирост в Албании (26 промилле). Как вы думается, почему?

Высокая рождаемость в Албании связана с влиянием мусульманства.

Сравнительно высокая рождаемость в Ирландии, Исландии, Македонии.

Но вместе с этим есть страны с очень низкой рождаемостью – Болгария, Греция, Испания, Италия, ФРГ. Запишите эти страны в тетрадь.

В каких странах особо остро стоит демографическая ситуация? (В странах с низкой рождаемостью и низким естественным приростом)

Какой вывод можно сделать о типе воспроизводства населения в странах Зарубежной Европы?

Вывод: все страны Европы, кроме Албании, имеют первый тип воспроизводства населения: низкую рождаемость и низкий естественный прирост.

Сравним регионы Европы по данным показателям. Самая неблагоприятная ситуация в странах восточной Европы. Связано это, в первую очередь, с тем, что в этих странах долгое время проводилась жесткая демографическая политика. В Болгарии и Венгрии право на аборты и использование контрацептивов было ограничено. В Румынии до 1989 года аборт разрешался только женщинам, имеющим 5 или более детей. За незаконный аборт врачам грозило тюремное заключение. Ввоз контрацептивов в страну и их продажа были запрещены. После снятия этих ограничений рождаемость резко снизилась, что привело к отрицательному естественному приросту.

В Западной Европе ситуация также неблагоприятная. Правительство этих стран проводит демографическую политику, направленную на повышение рождаемости, без запрета на аборты и использование контрацептивов. Но расширенное производство наблюдается не во многих странах. В некоторых, таких как ФРГ, проявляется естественная убыль населения.

Миграции

Все это привело к резкому изменению доли региона в мировой системе внешних миграций населения. Вспомните, что такое миграция? Ее виды.

(Миграция- перемещение население. Виды миграции: эмиграция- выезд из страны, миграция- въезд в страну.)

Европа превращается в очаг трудовой иммиграции. Проанализируйте рис. 47 на стр. 184 в учебнике.

Между странами эмиграции и иммиграции существует определенная закономерность. Какая?

(Страны-эмиграции- страны бывшие колонии, странны иммиграции- страны метрополии.)

Почему Европа стала очагом трудовой иммиграции?

(1.Нехватка трудовых ресурсов: насчитывается около 20 млн. иностранных временных гостей- рабочих, а не граждан. Больше всего в Германии- около 7 млн. человек.

2. Приток иммигрантов положительно сказывается на приросте населения, его возрастном составе, но вместе с этим ухудшается качество жизни населения, обостряются многие социальные проблемы.)

Национальный состав

- П о национальному составу население Европы относительно однородно. Подавляюще количество из 62 народов этого региона относится к индоевропейской семье. Какие страны называют однонациональными, двунациональными, многонациональными? Ответ на этот вопрос оформим в виде таблицы

Однонациональные страны Европы

Двунациональные страны Европы

Многонациональные страны Европы

Норвегия

Бельгия

Швейцария

Великобритания

Испания


В двунациональных и многонациональных странах зачастую возникают национальные конфликты.

Межнациональный конфликт в Бельгии. Надпись на государственном гербе гласит: «В единении наша сила». Но достичь этого единения не удается со времен образования государства (1830год). На территории этой страны проживает 2 народа: фламандцы и валлоны. Причиной конфликта является то, что долгое время экономическим ядром страны считался юг, т.е. Валлония. Здесь активно добывались полезные ископаемые, развиты ремесла, население жило гораздо богаче. Государственным языком считался валлонский, он же был и литературным языком. Фландрия выполняла сельскохозяйственную роль. Ее население подвергалось экономическому и национальному дискредитированию. Ситуация изменилась после второй мировой войны. Районы юга стали старопромышленными, север стали развивать наукоемкие отрасли. Благодаря благополучной демографической ситуации население Фландрии выросло. Это привело к обострению конфликтов между фламандцами и валлонами. Для выхода из кризиса правительство постановило осуществить переход к федеративному устройству страны. Теперь в стране два государственных языка. Все вывески и документы производятся сразу на 2 языках. Непростые ситуации наблюдаются и в Испании, Румынии, Болгарии.

Примером многоязыковой страны, где нет конфликтов на этой почве, может служить Швейцарская Конфедерация.

Религиозный состав

- Как вы думаете, какие религии преобладают в Европе?

На основе текста учебника на стр.182 и карт атласа составьте схему «Религиозный состав стран Европы»

Религии Европы

Католическая церковь Православная церковь Мусульманство

Католики Протестанты

В Европе очень много течений протестанства: лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.)

Урбанизация

- Что такое урбанизация?

(Рост городского населения)

Зарубежная Европа - один из наиболее густозаселенных регионов мира со средней плотностью населения свыше 120 человек на 1 кв. км. Уровень урбанизации здесь один самых высоких – 78%. Некоторые страны достигают уровня 80-90 %. Люксембург -100%. Запишите эти данные в тетрадь.

Для городов характерен западноевропейский тип. В центре обычно находится главная площадь с ратушей и собором, от которого радиально отходят улицы с жилыми зданиями, магазинами.

Обратите внимание на рис.48 на стр. 185.

Назовите крупные агломерации (Лондонская, Парижская, Рейнско- Рурская). Население более 10 млн. человек. Запишите крупнейшие агломерации в тетрадь.

Отметьте самое большое количество городов-миллионеров в странах:

Великобритания -7,ФРГ-6, Италия-5, Польша-3, Франция- 3.

Крупнейшие города Европы размещаются вдоль европейского коридора – центральная ось развития. Пометьте это в тетради.

Европа долгое время характеризовалась высоким уровнем урбанизации. Большая часть населения жила в крупных городах. Однако, в 70-е годы 20 века начался отток населения в пригородные и сельские зоны. Как называется такое явление? В чем его причины? Какие города подверглись этому явлению? Найдите ответ на стр. 183 в учебнике.

(Субурбанизация – процесс роста пригородных зон городов и городов-спутников, который происходт значительно более быстрыми темпами и приводит к оттоку населения и мест приложения труда из более центральных частей.

Города: Лондон, Париж, Милан, Гамбург, Вена

Причины: изношенность жилого фонда, скученность населения в центральных частях городов, ухудшение состояния окружающей среды, недостаток места для реконструкции предприятий, перенос рабочих мест в пригородные зоны, массовая автомобилизация, желание многих семей жить в частном доме).

3. Закрепление.

Ответьте на вопросы:

    Дайте краткую характеристику демографической ситуации в Европе?

    Назовите причины низкой рождаемости в европейских странах?

    Какое влияние оказывают миграции на Зарубежную Европу?

    Расскажите о национальном составе изучаемого региона?

    Перечислите преобладающие религии европейских стран?

    Охарактеризуйте уровень урбанизации в Европе?

    Поясните, что такое субурбанизация и каковы причины этого явления?

    Домашнее задание

Пункт 3 стр.181-183 прочитать, нанести на контурную карту крупнейшие агломерации, выполните задания 4, 5, 6 на стр. 216-217 письменно.

Выставление оценок

Литература:

1. Экономическая и социальная география мира: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ В.П. Максаковский.12-е изд., испр. И доп. М.: Просвещение, 2004. С.400.: ил., карт. (География).

2. Жижина Е.А., Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии.10 класс. М.: ВАКО, 2014. С. 320.

3. Примерная школьная программа по географии для 10 класса.

1-2 минуты

25-27 минут

Запись числа и темы урока в тетрадь

Беседа

Постановка цели и задач урока

Объяснительно – иллюстративный метод

Запись в тетрадь

Запись определения в тетрадь.

Запись в тетрадь

Частично- поисковый метод

Ответ учащихся

Запись определения в тетрадь

Работа с учебником

Запись в тетрадь

Ответ учащихся

Запись вывода в тетрадь

Запись в тетрадь

Объяснительно- иллюстративный метод

Работа с учебником

Ответ учащихся

Запись в тетрадь

Оформление таблицы

Рассказ

Запись в тетрадь

Работа с текстом учебника. Составление схемы в тетради

Запись в тетрадь определения

Запись в тетрадь

Работа с учебником

Запись в тетрадь.

Запись в тетрадь.

Работа с учебником.

Запись определения в тетрадь

Ответ учащихся

6-7 минут

2 минуты