Газификация населения. Минус газификация всей страны. Газификация Ленинградской области

Газификация населения. Минус газификация всей страны. Газификация Ленинградской области

В комитете Госдумы по энергетике 21 ноября обсудили газификацию России и необходимые для этого законодательные решения. Открывая дискуссию, председатель комитета Павел Завальный заявил, что газификация необходима стране и газовой отрасли для поддержания и расширения спроса на газ на внутреннем рынке. Это одно из обязательных условий устойчивого развития отрасли в условиях профицита добычных и магистральных транспортных мощностей, усиления конкуренции на внешних рынках, а также при перспективе снижения темпов роста спроса на энергию по мере роста энергоэффективности и применения возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

«Но газификация должна быть экономически рентабельной. А это невозможно сегодня, при нашей системе ценообразования на газ. В условиях низких цен на газ на внутреннем рынке для «Газпрома» газификация нерентабельна, для независимых производителей – неинтересна. Отказ от государственного регулирования цен на газ в пользу межтопливной конкуренции резко увеличил бы темпы газификации в стране, так как заработала бы экономика», – полагает Завальный.

По мнению Кирилла Молодцова, заместителя Министра энергетики РФ, для реализации задач, заложенных в документах стратегического планирования, в том числе в части газификации страны, в ближайшие годы необходимо определиться и с моделью ценообразования на газ, и с концепцией внутреннего рынка в целом. Главной целью при принятии решений должно быть обеспечение граждан страны природным газом на приемлемых условиях и в долгосрочной перспективе.

«Стопроцентная газификация страны невозможна и экономически нецелесообразна. Целевой показатель – 85%, включая автономную газификацию»,

– отметил Кирилл Молодцов.

Сегодня основная ответственность за газификацию лежит на субъектах РФ и ПАО «Газпром». В 38 регионах действуют утвержденные программы, в 33 программы проходят стадию согласования, в семи программы пришлось вернуть на доработку. Еще в семи регионах – на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, вне зоны Единой системы газоснабжения, – таких программ пока не может быть: вопрос можно будет решать по мере реализации Восточной газовой программы или через автономную газификацию.

Одной из основных проблем замминистра энергетики назвал неисполнение субъектами Федерации обязательств по подготовке потребителей к приему газа в части строительства газотранспортной инфраструктуры. По его данным, порядка трети регионов в той или иной степени нарушают взятые на себя обязательства.

«Не менее важно снятие разного рода барьеров, упрощение процедуры подключения к газотранспортной инфраструктуре. Минэнерго работает над этим. Целевой показатель – сокращение срока подключения (с момента обращения до момента подачи газа) с 500 дней до 135», – сообщил Молодцов.

В свою очередь, и.о. директора Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Министерства экономического развития РФ Дмитрий Вахруков отметил необходимость расширения пропускной способности существующей газотранспортной инфраструктуры.

«Газораспределительные сети перегружены, недостаток возможностей по присоединению к газопроводам ограничивает экономическое и социальное развитие регионов. Так, в Московской области из-за этого не реализуется порядка 50 инвестиционных проектов»,

– заявил Вахруков.

Минэкономразвития предлагает законодательно прописать механизмы, которые обязали бы собственника системы газоснабжения вести расширение пропускной способности инфраструктуры. Это потребует меньших капитальных затрат, чем строительство новой, имея большой потенциал расширения газопотребления в уже газифицированных регионах.

Наталья Пронина, заместитель начальника Управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС, рассказала о намерении службы внедрить в двух регионах – Тюменской области и Пермском крае – пилотные проекты по заключению так называемых регуляторных контрактов между ФАС, региональным тарифным органом и поставщиком газа, предполагающих другой подход к тарифообразованию. ФАС полагает, что они дадут более прозрачную систему цен, возможность долгосрочного планирования и оптимизацию затрат на газификацию, при этом цена на газ для потребителя не меняется.

Новации, предлагаемые Минэкономразвития и ФАС, вызвали большой скепсис у заместителя председателя правления ПАО «Газпром» Валерия Голубева. Он отметил, что «Газпром» фактически остается единственной организацией, занимающейся газификацией, и основным поставщиком природного газа для населения, несмотря на то, что его доля на внутреннем рынке газа за 10 лет снизилась со 100% до 45% без учета собственного потребления.

Проводя газификацию, «Газпром» решает поставленную перед ним государством социальную задачу, а экономически газификация является нерентабельной.

Неудивительно, что независимые поставщики газа, поставляя газ промышленным потребителям на внутреннем рынке по коммерческим ценам, совершенно в ней не участвуют. При этом «Газпром» систематически сталкивается с нарушениями платежной дисциплины, что является одной из серьезнейших проблем.

«Сегодня неплатежи достигают 170 млрд руб. Это сопоставимо с объемом инвестиций, вложенных в программы газификации с 2005 года. Получается парадоксальная ситуация: чем больше мы вкладываем в газификацию, чем больше потребителей подключаем, тем меньше денег получаем. Они заложены в инвестиционные программы, но реально они не будут получены. Мы вынуждены изыскивать другие источники для выполнения задач газификации, для поддержания надежности газоснабжения, ремонта и модернизации единой системы газоснабжения (ЕСГ), и на этом фоне нас хотят еще к чему-то обязывать законодательно», – заявил Голубев.

Между тем, несмотря на экономические сложности, совместная работа «Газпрома» и администраций субъектов РФ, начатая в 2005 году, идет достаточно эффективно. С 2005 по 2016 год в нее было вложено около 295 млрд руб., построено 2046 газопроводов протяженностью более 28 тыс. км, газифицировано 5060 котельных, 815 тыс. домовладений. Средний уровень газификации в России за это время вырос с 53,3% до 67,2%, в том числе в городах – с 60% до 70,9%, в сельской местности – с 34,8% до 57,1%.

В 2017-2020 годах в стране планируется построить около 24 тыс. км газопроводов, создать условия для газификации в 3,5 тыс. населенных пунктов, что будет соответствовать 3 тыс. котельных и 700 тыс. домовладений.

Если эти планы будут реализованы, темпы газификации увеличатся более чем в два раза.

Участники круглого стола предоставят в комитет Госдумы по энергетике конкретные предложения с целью их внесения в законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации», посвященный стимулированию газификации.

Когда мы слышим слова «деревня» или «село», нам тот час представляются старенькие домики с покошенными крышами, поля, заросшие сорняком, отсутствие дорог, постоянные перебои с электричеством, колодцы с ключевой водой и бабушки, сидящие на лавочках вдоль столетних заборов, якобы заботящихся об их безопасности и безопасности их скудного хозяйства.

Чтобы изменить стереотипы малых населённых пунктов в XXI веке, требуется внедрение на их территориях инновационных энергоэффективных нересурсоёмких экологичных технологий, позволяющих с избытком обеспечить хозяйство жителей таких территорий и их самих достаточным потенциалом для модернизации, улучшения и развития «жизни на селе».

Немаловажным критерием внедряемых инноваций должен стать принцип экономической эффективности эксплуатации и производства конечного продукта.

Таким образом, мы приходим к тому, что главными задачами Государства в настоящий период должны стать:

  • развитие и организация инфраструктуры;
  • улучшение инвестиционного климата не только региона, но и отдельно взятых населенных пунктов, что в свою очередь зачастую невозможно без совершенствования Российского законодательства.

Когда мы говорим об инфраструктуре, мы должны учитывать весь необходимый для современной жизни и ведения бизнеса спектр ресурсов.

Ключевыми здесь должны стать :

  • газификация,
  • электрификация,
  • водоснабжение,
  • водоотведение,
  • телефонизация,
  • Интернет,
  • дороги.

Развитие инфраструктуры значительным образом повлияет, в том числе, и на улучшение инвестиционного климата для того, чтобы регион или населённый пункт стал более инвест-привлекательным.

Но без установления специальных налоговых режимов или особых экономических зон, решение столь сложного вопроса считаю не возможным! Необходимо дать все возможности отечественному инвестору организовывать и развивать бизнес в экономически неэффективных неразвитых регионах, привлекать свежую рабочую силу, осуществлять идею социального развития региона.

Каждый здравомыслящий человек понимает, что первостепенным критерием развития инфраструктуры региона является показатель газификации данного региона. От того, в каждом ли малом населённом пункте есть газ, напрямую зависит – есть ли там более или менее цивилизованная «жизнь».

В отсутствие газификации деревни и села погибают – жители покидают свои дома в поисках «нормальной» жизни, достойной уровня XXI века. Остаются лишь те, кто принял решение «доживать свой век здесь», а зачастую это люди, которые защищали нашу Родину - те, о ком Государство обязано позаботиться в первую очередь!

Ярким примером беспрецедентной безответственности Государства и несовершенства Российского законодательства, может стать деревня Кощейково, расположенная на 43-ем километре трассы «Холмогоры», вошедшая в состав городского поселения Лесной Пушкинского муниципального района Московской области.

По настоящее время деревня не газифицирована. Совет депутатов городского поселения Лесной в 2010 году выдели 2 млн. рублей на проектно-изыскательские работы по газификации данной деревни, которые были выполнены. Проект прошёл экспертизу с положительным заключением ГАУ МО «Мособлэкспертиза» № 50-1-5-0135-11 от 16.02.2011г., после чего в Топливно-энергетический комитет Московской области было направлено письмо Администрации Пушкинского муниципального района с просьбой о включении деревни Кощейково в программу Правительства Московской области «Газификация населённых пунктов Московской области на 2005-2012 годы».

28.06.2011 года за № 1/12-2590 в адрес руководителя Администрации Пушкинского муниципального района пришёл ответ, в котором сообщается, что деревня Кощейково не включена в Программу по причине недостаточного количества постоянно зарегистрированных жителей.

В ответ на наше обращение на имя Заместителя Председателя Правительства Московской области о газификации д. Кощейково городского поселения «Лесной» Пушкинского муниципального района Московской области (Исх. № 39 от 22.03.2012г.) Топливно-энергетический комитет Московской области (в воём письме № 10/2741 от 16.04.2012) сообщает, что согласно реализуемой в настоящее время на территории Московской области Программы Правительства Московской области «Газификация населённых пунктов Московской области на 2005-2013 годы», утвержденной постановлением Правительства Московской области от 20.12.2004 № 778/50, предусмотрено строительство газопроводов высокого давления к населённым пунктам с количеством постоянно зарегистрированных жителей от 200 человек.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Московской области количество постоянно зарегистрированных жителей в д. Кощейково составляет 26 человек, в связи с чем газификация деревни не предусмотрена вышеуказанным нормативным правовым актом.

В случае с деревней Кощейково есть готовый проект, положительное заключение ГАУ МО «Мособлэкспертиза», фактическая необходимость газификации домов, где постоянно прописаны 26 человек, а постоянно проживают 82 семьи, но нет возможности бюджета городского поселения «Лесной» и бюджета Пушкинского муниципального района профинансировать работы по газификации.

Стоит обратить внимание, что обсуждаемая проблема - это проблема не только Пушкинского муниципального района, но и ряда других районов Московской области, и России в целом.

Замечу, что проблема газификации имеет большую социальную важность и способствует снятию социальной напряжённости среди населения. Также отмечу, что газификация малых населенных пунктов (таких, как деревня Кощейково) позволит развивать территории малых деревень, сделать их более привлекательными в инвестиционном плане для малоэтажного строительства, развития индивидуального жилищного строительства и, в конечном счете, будет способствовать улучшению качества жизни и росту сельского населения в России.

Таким образом, в деревне Кощейково решить вопрос газификации можно лишь двумя способами:

  • Изыскать возможность выделения бюджетом Московской области городскому поселению Лесной Пушкинского муниципального района целевых средств (субсидий) в сумме 12 млн. рублей для завершения мероприятий по газификации деревни Кощейково.
  • Внести изменения в концепцию формирования Перечня мероприятий по газификации сельских населенных пунктов в Московской области в 2007-2014 годах, утвержденную Постановлением Правительства Московской области от 30.08.2006 № 837/33 «О мероприятиях по газификации сельских населённых пунктов в Московской области в 2007-2014 годах» (в части изменения ценза – числа постоянно зарегистрированных жителей с 200 человек до 25 человек).

Андрей Одинцов , депутат Совета депутатов городского поселения Лесной Пушкинского муниципального района Московской области, участник проекта «Я - Депутат»

Постановление Правительства РФ № 1314 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (ссылка на скачивание) регламентирует порядок технологического присоединения (подключения) и утверждает размер платы за подключение газового оборудования . В соответствии с Постановлением № 1314 были разработаны и утверждены Методические указания, по которым производится расчет платы за подключение к газовым сетям. К примеру, для потребителей с почасовым расходом газа от 5 м3 до 15 м3 и расположенных на расстоянии до 200 метров до газовой магистрали, стоимость подключения составляет от 20 000 до 50 000 рублей.

В 2001 году был утвержден план газификации регионов России, который осуществляют власти субъектов РФ совместно с компанией «Газпром», которая берет на себя расходы, связанные с проведением газопроводов до населенных пунктов. В свою очередь, региональные власти должны прокладывать уличные газовые сети с одновременной подготовкой к приему газа конечных потребителей.

Новый закон о газификации утвердил подключение газа по новым правилам. В основе нормативных документов и положений о подключении газа лежит Федеральный закон о газификации. В нем содержатся все основные правовые, экономические и организационные положения. Помимо этого, ФЗ о газификации регламентирует взаимоотношения между поставщиками и потребителями газа, которые подробно изложены в «Положении об утверждении правил поставки газа». В нем описываются основные принципы газификации частных домов, дачных кооперативов и предприятий, а так же расчет стоимости подключения и порядок оплаты за услуги газоснабжения.


Подключение газа по новым правилам

Раньше для подключения газа к частному (загородному) дому жителям приходилось ждать годами. В новых правилах четко прописаны сроки подключения. Газораспределительная компания обязана выдать технические условия в течение 14 дней, а сам трубопровод должен быть проложен в течение 2 лет. Значительно уменьшилась и стоимость самого подключения. Если раньше подключение газа к частному дому обходилось в сумму 100 000 до 700 000 рублей, то теперь - от 20 000 до 50 000 рублей, при условии, что расстояние от дома до газовой магистрали не превышает 200 метров. В том случае, если расстояние до газораспределительного пункта больше, то жителям поселка (дачного кооператива) можно посоветовать создать общественную организацию, которая будет добиваться подведения газовой магистрали к домам за счет бюджета. Кроме того, в новых правилах детально прописан порядок подключения, что исключает возможность разночтений (имевших место ранее).

Президент РФ В. Путин:
«Принципиальный вопрос - газификация. Поддерживаю инициативу компании «Газпром» по реализации масштабной программы газификации страны. В нее должно быть вложено не менее 35 миллиардов рублей в ближайшие три года. Такая программа особенно необходима сельским территориям страны. При этом улучшение жизни на селе, развитие агропромышленного производства считаю, безусловно, приоритетным».
(Из выступления на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета,
5 сентября 2005 года)
Первый заместитель председателя Правительства Д. Медведев:
«В ближайшее время на совещании в «Газпроме» мы рассмотрим программу газификации страны, которая будет в предстоящие три года реализована в регионах России».
(Выступление на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов,
29 ноября 2005 года)
113

«Газпром» серьезно подготовился к реализации своей очередной государственной задачи - программы газификации субъектов РФ. Объемы беспрецедентны, сроки очень напряженные. Новая инициатива «Газпрома» - расширенная газификация населенных пунктов, квартир, домов, социальных объектов - будет всячески поддержана на федеральном уровне и, я уверен, на региональном уровне. Сегодня мы дали старт еще одному корпоративному проекту национального масштаба».
«Программа газификации - это пример плодотворного партнерства государства и бизнеса в решении самых насущных проблем россиян lt;...gt; Мы довольно часто говорим о сотрудничестве бизнеса и власти. В данном случае это не просто разговоры, а реальная программа действий».
(Выступление на совещании по газификации регионов РФ в Новом Уренгое, 16 декабря 2005 года) мая 2005 года в Самаре прошла научно-практическая конференция «Региональная политика в газовой отрасли», в которой приняли участие представители Госдумы, Министерства регионального развития РФ, руководители крупнейших газовых компаний страны.
Основным пунктом принятой на конференции резолюции стало утверждение, что России необходима единая программа газификации регионов и единая концепция развития газовой отрасли. октября 2005 года состоялось заседание Комиссии по региональной политике ОАО «Газпром», которое провел руководитель комиссии, заместитель председателя правления
114

компании Александр Рязанов. На заседании были рассмотрены предварительные итоги выполнения Программы газификации регионов РФ в 2005 году и принципы ее формирования на 2006 год.
Комиссия рекомендовала ООО «Межрегионгаз» и ОАО «Газпромрегионгаз» при формировании проекта программы газификации ОАО «Газпром» на 2006 год, наряду с предложениями федеральных органов власти и положениями Концепции участия «Газпрома» в газификации российских регионов, в каждом конкретном случае обратить особое внимание на: состояние оплаты текущих поставок и погашения имеющейся задолженности за поставленный в регион газ; уровень газификации региона; наличие Генеральной схемы газификации и договора о газификации между ОАО «Газпром» и администрацией субъекта РФ.
В настоящее время уровень газификации природным газом составляет в России 53%, в т. ч. в городах - 60%, сельской местности - 34%.
Общее количество газифицированных квартир и домовладений превышает 28,7 млн.
Для поставок газа на внутренний рынок построено и находится в эксплуатации более 3,5 тыс. газопроводов-отводов протяженностью свыше 40 тыс. км и около 430 тыс. км газораспределительных сетей.
Регионы газифицированы крайне неравномерно. В некоторых регионах России уровень газификации уже сейчас приближается к 100%, в первую очередь в Татарстане и Башкирии, но большинство территорий далеки от этого показателя. К примеру, в довольно благополучной Нижегородской области он равен 70%. В Сибирском федеральном округе снабжение природным газом домов, коммунально-бытовых и про-
115

мышленных предприятий в городах и поселках городского типа составляет 4,9%, в сельской местности - 1,7%.
В России создана разветвленная сеть магистральных и распределительных газопроводов общей протяженностью свыше 520 тыс. км, которая обеспечивает поставки газа почти в 1,5 тыс. городов и поселков городского типа, а также в 19,7 тыс. сельских населенных пунктов. Ежегодно на селе вводится в действие по 10-12 тыс. км распределительных газовых сетей.
Поставки газа на внутренний рынок в среднем составляют 53% от общего объема продаж. Однако отсутствие единой программы газификации страны и органов исполнительной власти, ответственных за газификацию регионов, региональной политики газоснабжения на государственном уровне привело к тому, что значительная часть субъектов Российской Федерации, включая регионы Восточной Сибири, Дальнего Востока и Северо-Запада, не газифицированы при наличии ресурсов природного и попутного (нефтяного) газа.
Финансовые средства, ежегодно предусматриваемые в федеральном и региональных бюджетах, разобщены по разным статьям и программам, во многих регионах не используются возможности включения инвестиционных составляющих в тарифы газораспределительных организаций.
Открытое акционерное общество «Газпром» - крупнейшая газовая компания мира, занимающаяся геологоразведкой и добычей газа, его транспортировкой и переработкой, а также реализацией газа в России и за ее пределами.
Государство является крупнейшим акционером «Газпрома» - на его долю приходится 38,37% акций компании. «Газпром» располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах газа составляет 16%, в российских - почти 60%. Разведанные запасы газа «Газпрома» оцениваются в 28,8 трлн. куб. м.
116

За последние 4 года за счет собственных средств «Газпром» построил 4800 км распределительных газопроводов.
Объем финансирования только строительства новых трубопроводов рос быстрыми темпами: с 1,2 млрд. рублей в 2003 году до 2,7 млрд. в 2004 году и почти 5 млрд. рублей в нынешнем году. Причем на 2005 год в планы газификации «Газпрома» попали 40 регионов вместо 34, значившихся в планах прошлого года. По плану газовый гигант тратит на газификацию около 8-10 млрд. рублей в год.
16 декабря 2005 года на совещании по газификации регионов РФ в Новом Уренгое первый заместитель председателя Правительства РФ, председатель совета директоров ОАО «Газпром» Дмитрий Медведев поднял вопрос реализации социального проекта федерального значения - новой программы «Газпрома» по газификации регионов России.
Новая программа газификации регионов, разработанная ОАО «Газпром», должна стать весьма крупным социальным проектом, «органически связанным с реализацией существующих национальных приоритетов».
Программа предусматривает: газификацию более 1120 населенных пунктов. В результате ее реализации повысится уровень жизни почти 11 млн. человек. Дополнительно будут газифицированы 20 тыс. больниц, детских садов и школ; в течение 2-3 лет необходимо поднять средний уровень газификации в России до 60%, в том числе в городах - до 66%, в сельской местности - до 42%; на программу в общей сложности выделяется 35 млрд. рублей, из них 5 млрд. рублей в 2006 году.
За последние 3 года на развитие газоснабжения и газификации регионов РФ «Газпромом» было направлено 11,5 млрд. руб.
117

Для обеспечения программы газификации потребуется добывать дополнительно 9 млрд. куб. м газа ежегодно, в том числе 4,4 млрд. куб. м - для коммунально-бытовых потребителей.
Для начала работы программы необходимо усиление работы по подготовке к газификации - в ряде регионов эта работа находится лишь на начальной стадии. Со стороны администраций регионов необходима активизация работы по погашению имеющейся задолженности за поставленный газ, поскольку полная и своевременная оплата поставок является главным условием бесперебойного обеспечения природным газом потребителей регионов.
Среди федеральных округов наибольшую задолженность имеет Южный федеральный округ. Важной составляющей эффективной работы по газификации регионов является совершенствование деятельности региональных газораспределительных систем, входящих в систему «Газпрома», путем поэтапного объединения газораспределительных организаций в общую структуру в рамках отдельных субъектов РФ.
Необходимо упорядочить нормы потребления природного газа населением, которые зачастую отличаются в пределах одной климатической зоны более чем в 3 раза.
«Газпром» рассчитывает на деловое и конструктивное сотрудничество с администрациями субъектов РФ, на их помощь в оперативном решении вопросов, связанных с принятием постановлений о начале проектирования и строительства, оформлением актов выбора газотранспортных трасс и отвода земель, получением технических условий и согласований.
В регионах должны быть приняты дополнительные меры по форсированию подготовки потребителей к приему газа, чтобы построенные дорогостоящие объекты газификации не простаивали из-за неготовности потребителей. Одновременно с увеличением объемов поставок должна быть усиле-
118

на работа на местах по энергосбережению и повышению эффективности использования газа, а на федеральном уровне - по формированию рациональной ценовой и тарифной политики в сфере распределения и поставок газа.
Реализация программы газификации на 2005-2007 годы позволит газифицировать 3851 тыс. квартир и домовладении, из них в городах - 2673 тыс., в сельской местности - 1178 тыс., перевести на природный газ около 20 тыс. коммунально-бытовых предприятий (больницы, детские сады, школы и т. д.), более 5 тыс. сельских и поселковых отопительных котельных, более 500 сельскохозяйственных предприятий. За время действия программы должно быть построено более 12 тыс. км новых газопроводов.
Программы ОАО «Газпром» по газификации регионов РФ формируются на современных методологических принципах.
В их основе - Генеральные схемы газоснабжения и газификации, разработанные с учетом оптимизации структуры региональных топливно-энергетических балансов и учитывающие социальную значимость потребителей. В Генеральных схемах предусматривается вовлечение в хозяйственный оборот местных ресурсов, реализация имеющегося потенциала энергосбережения в сфере потребления газа, максимальное использование современных технических решений, материалов и строительных технологий.

Россия снабжает голубым топливом всю Европу, но не может провести газ в дома собственных жителей. Почему так происходит и кто виноват в провале газификации регионов России?

Сапожник без сапог, Россия без газоснабжения

По состоянию на первый квартал 2016 года показатель газификации в Российской Федерации составил 66,2%. Много это или мало? Для сравнения приведем уровень газификации других государств:

  • Голландия – 99,9%;
  • Армения – 93%;
  • Азербайджан – 80%;
  • Узбекистан – 75%;
  • Украина – 72%.

В Европе средний показатель газификации по странам превышает 90%. Как же так сложилось, что великая газовая держава не обеспечила своих жителей газом?

Карта газификации России.

Естественно, во всем виноваты «папередники», то есть СССР, если верить словам Дмитрия Медведева, который в 2007 году заявил «НТВ», что по состоянию на 1991 год РСФСР была газифицирована только на 30%, и в 2009-м пообещал провести газ для всех к 2015 году. Тогда успехи России в газификации кажутся ошеломляющими: всего за 25 лет мы провели голубое топливо в большее количество домов, чем это было сделано при СССР. Нам есть, чем гордиться, не правда ли?

Нет, не правда. По официальным данным, уровень газификации РФ на 1991 г. – 40%. В 1998 году он составил 47,6%, т.е. динамика ежегодного прироста – всего лишь 1,085%. Конечно, столь невысокие темпы можно списать на « » и постперестроечный . Но что мы видим дальше? За период с 1999 по 2012 год газификация страны увеличилась на 15,6%, т.е. ежегодный прирост газифицированных потребителей составил 1,2%, и это притом, что прибыли «Газпрома» за эти годы возросли многократно! А если посмотреть на вложенные средства, то окажется, что «Газпром» за тот же 13-летний период потратил на газификацию…4,6% своей прибыли!

Темпы газификации за 2001-2012 годы.

Но уже в 2015 году темпы газификации снизились до 0,9%, поскольку «Газпром» теряет интерес к инвестированию этого проекта. Почему так происходит?

Почему газификация в РФ провалилась?

Для объяснения этого есть несколько причин, но самая главная из них весьма банальна: «Газпрому» просто невыгодно вкладываться в столь масштабное строительство.

1. Невыгодная инвестиция

Какой смысл вкладывать средства в строительство местных газопроводов, если выгоднее продавать топливо в Европу по уже имеющейся трубе? При этом следует учесть, что цены на газ для европейцев и для населения России разные. Если раньше в «Газпроме» рассчитывали, что сравняют стоимость голубого топлива для жителей РФ и Европы уже в 2014 году, то сейчас говорят как минимум о 2019-2020 годах.

А ведь есть еще и , в первую очередь нуждающиеся в финансовых вливаниях, например, разработка месторождения Чаянда. Так зачем же тратить деньги на заведомо убыточную прокладку труб для россиянина, если европеец уже сейчас платит больше и, что немаловажно, регулярно, в отличие от наших должников?

2. Должники

А задолженность россиян за газ действительно впечатляет: 65,6 млрд. рублей – долг теплоснабжающих предприятий, и 67,5 млрд. рублей – долг населения; общий долг за газ всех потребителей составил 189,3 млрд. рублей на апрель 2016 года. Из них 52,5 млрд. приходится на Северо-Кавказский федеральный округ. И пока эта ситуация не исправится, .

Наоборот, неплательщиков отключают от услуги. И раз уже существующие потребители не могут платить за газ, то как за него заплатят неимущие селяне, на которых и нацелена программа газификации?

3. Нищее население

Если посмотреть на недавно газифицированные деревни, можно заметить парадокс: газовая труба есть, но местные жители не спешат к ней подключаться и продолжают топить печи дровами и углем. Почему так? Да просто это дешевле!

Дело в том, что даже при наличии газовой трубы в деревне нужно еще заплатить за подключение к ней. А для этого придется:

  • подать заявку на подключение дома к газу;
  • составить проект газификации;
  • проложить газовую трубу как от магистрали до дома, так и внутри него;
  • врезать трубу в магистраль;
  • пройти инспекцию.

И все это стоит больших денег! Например, проект обойдется в среднем от 3500 р., а монтаж газовой трубы – от 35 000 р. (10-20 метров) до 65 000 р. и выше (более 30 метров). Средний ценник на газификацию домовладения по Сибири в 2016 году – 200 000 рублей. А в Подмосковье стоимость газификации дачного товарищества может достигать 20 000 долларов! Откуда у деревенской бабушки возьмутся такие деньги, если учесть, что средняя пенсия по итогам 2015 года в России составляет 12 000 р.?

4. «Просто денег нет»

Если посмотреть на европейский опыт, то там государство помогает населению с проведением газа в дом, предоставляя выгодный кредит. У нас же процентная ставка на «газовый» кредит составляет 18%. Не удивительно, что мало кто соглашается на такой грабительский процент.

С другой стороны, местные власти могли бы позаботиться о газификации населенных пунктов, ведь чем развитее инфраструктура, тем дороже цена земли. Но тут тоже все не так просто: доля муниципальных бюджетов составляет всего лишь 5% от общего бюджета страны, да и те успешно разворовываются местными чиновниками. Иными словами, у государства на помощь населению в газификации, а переложить на потенциальных потребителей эту задачу тоже оказалось невозможным: у них денег тоже нет.

Вот и получился замкнутый круг, выхода из которого не видно. А это значит, что Россия вряд ли будет газифицирована не то, что к 2020, но даже к 2030 году. Тем более что даже в тех регионах, где газ добывается, уровень газификации крайне низок, как, например, в Ямало-Ненецком автономном округе. Здесь находится одно из самых крупных газовых месторождений мира, но при этом газификация составляет менее 50%. И это можно считать символичным: точно так же и Россия, крупнейшая газовая страна, не может обеспечить своим гражданам подвод газа в каждый дом.

Иван Сергеев,

специально для Анвиктори