Формы монополий. Уровень развития России в начале XX века


Концентрация капитала и производства подготовляет почву для возникновения и роста монополистических объединений. На известной ступени своего развития концентрация производства вплотную подводит к монополии.

Сущность монополии

Монополии бывают разного вида, разного типа. Но если попытаться дать общее определение, которое охватило бы самые различные формы монополий, то можно сказать: монополия - это крупнейшая капиталистическая фирма или объединение таких фирм, сговор или союз капиталистов, которые, сосредоточив в своих руках значительную долю производства и сбыта тех или иных товаров, ограничивают конкуренцию и получают монопольно высокие лрибыли путем продажи товаров по монопольным ценам.
Пока производство каждой отрасли распылено среди многих сотен и тысяч самостоятельных мелких и средних предприятий, переход к монополии затруднен. Положение меняется с концентрацией производства. Когда в результате концентрации в определенной отрасли остается несколько десятков гигантских предприятий, то им несравненно легче прийти к соглашению между собой, чем сотням средних или тысячам мелких. В то же время именно крупный размер предприятий толкает их владельцев на путь соглашения с целью совместной эксплуатации рынка.
Монополистические организации появились и стали господами положения прежде всего в тяжелой индустрии. Вслед за тем монополии охватили также отрасли легкой индустрии, подчинив себе эти отрасли одну за другой.
Монопольные союзы капиталистов были едва заметными зародышами в 60-70-х годах, когда свободная конкуренция достигла своего наивысшего развития. После кризиса 1873 года поднялась широкая волна монополистических соглашений.
Соглашения эти носили на первых порах кратковременный, непрочный и неустойчивый характер, они часто распадались под напором конкуренции. В следующие десятилетия монополистические объединения распространились в различных отраслях промышленности.
С особенной быстротой возникли и распространились монополистические объединения в странах молодого капитализма - в Соединенных Штатах Америки и Германии. Монополии стали играть большую роль и в странах старого капитализма-в Англии и во Франции. Оли охватили многие отрасли промышленности царской России.
Очередной мировой кризис 1900-1903 годов уже прошел под знаком господства монополий в тяжелой индустрии. К началу XX века монополистические объединения стали одной из основ всей хозяйственной жизни. Старый капитализм свободной конкуренции сменился монополистическим капитализмом -империализмом.

Формы монополий

Простейшей формой монополий являются кратковременные сговоры о ценах. Участники такого соглашения обязываются в течение определенного срока соблюдать установленные продажные цены. Подобного рода соглашения (пулы, ринги, корнеры) большей частью неустойчивы. Они быстро распадаются при изменении условий на рынке.
Более прочный характер носят монополистические соглашения о ценах и условиях сбыта, называемые картелями и синдикатами (картель - французское слово; синдикат-слово греческого происхождения; оба эти слова означают соглашение, союз).
Участники картеля делят между собой рынки сбыта и обязуются не снижать цен на свои товары ниже установленного уровня. Часто участники картеля получают определенную норму сбыта - квоту и обязуются не производить больше этой нормы. За нарушение квоты они платят штраф в общую кассу.
Входя в картель, каждое предприятие сохраняет самостоятельность в производственном и торговом отношении. В синдикате предприятия теряют свою коммерческую самостоятельность, сохраняя, однако, производственную и юридическую самостоятельность. Сбыт товаров, а иногда и закупка сырья переходят в руки синдикатской конторы.
Более высокую форму монополистического объединения представляют собой тресты. Входя в трест, отдельные предприятия полностью теряют свою самостоятельность, но не только в коммерческом, но и в производственном отношении. Прежде самостоятельные предприятия, войдя в трест, полностью сливаются в одно предприятие; руководство ими переходит в руки правления треста; владельцы предприятий превращаются в пайщиков треста, получающих дивиденды по числу принадлежащих им акций.
Тресты регулируют производство, устанавливают цены, определяют условия продажи товаров, сроки платежа, распределение прибылей. С образованием треста обычно часть вошедших в его состав предприятий закрывается, а производство сосредоточивается на тех заводах и фабриках, где это оказывается более выгодным.
Тресты и синдикаты нередко входят в еще более крупные монополистические объединения, носящие название концернов. В крупных концернах участвуют десятки, а иногда и сотни предприятий различных отраслей промышленности, а также торговые фирмы, банки, транспортные компании и т. д. Акции всех предприятий, входящих в состав концерна, переходят в руки главенствующей в концерне финансовой группы, которая осуществляет контроль и господство над огромными массами капитала.
Таким образом, практика капиталистического хозяйства знает самые различные формы монополий - от кратковременных соглашений до гигантских союзов, охватывающих различные отрасли хозяйства. Как бы ни были различны формы монополий, цель их одинакова: захватить господство над производством и рынком, использовать это господство для получения высоких сверхприбылей.
В течение нескольких десятилетий роль монополий в экономике капиталистических стран, их размеры и удельный вес гигантски выросли.

Американские монополии

Соединенные Штаты Америки по праву называются «страной трестов». Крупнейшие американские монополии эксплуатируют десятки и сотни тысяч рабочих и ворочают многомиллиардными капиталами. Их владения охватывают почти всю капиталистическую часть мира. По последним опубликованным данным на 1954 год, в США четыре крупнейшие компании (в каждой отрасли) монополизировали производство железнодорожных вагонов на 100 проц., легковых автомобилей - на 98 проц., листового стекла-на 98 проц., турбин и генераторов -на 97 город., черновой меди-на 94 проц., производство электроламп - на 93 процента. Восемь крупнейших компаний сосредоточили 82 проц. выпуска чугуна и ферросплавов, 91 проц. производства покрышек и камер, 99 проц. производства сигарет.
В американской металлургии, по данным на 1957 год, восемь монополий, среди которых крупнейшими являются «Юнайтед Стейтс стил корпорейшн» и «Бетлехем стил корпорейшн», сосредоточивают около 72 проц. мощностей страны по стали.
В «большой восьмерке» американской черной металлургии первое место занимает гигантский металлургический трест «Юнайтед Стейтс стил корпорейшн». Он основан в 1901 году, в его владении находится более сотни предприятий, до трех четвертей всех железорудных запасов Соединенных Штатов Америки, железные дороги и пароходы для перевозки руды, угля и металла, ряд концессий на добычу железной и марганцевой руды за пределами США. Фактическим хозяином треста является группа Моргана, которой принадлежит примерно одна пятая всего капитала США.
На 1 января 1958 года производственные мощности треста по выплавке стали составляли 40,2 млн. тонн в год, или около 30 проц,. производственных мощностей всех металлургических компаний США. В 1956 году на предприятиях «Юнайтед Стейтс стил корпорейшн» было выплавлено 32 млн. тонн стали.

Старейшей американской монополией является нефтяной трест «Стандард ойл», существующий как одна яз нефтяных фирм с 1870 года, а как трест-с 1882 года. Это одна из крупнейших монополий капиталистического мира. Ее капитал превышает миллиард долларов. «Стандард ойл» располагает промыслами не только в США, но и в Венесуэле, Колумбии, Перу, Канаде, на Ближнем Востоке и т. д. В период между двумя мировыми войнами американский нефтяной трест охватывал половину всего сбыта нефтепродуктов на американском рывке. С ним тесно связано несколько сот компаний в разных странах. Трест находится в руках второй по величине в США финансовой группы - Рокфеллера, конкурирующей с группой Моргана.

В американской автомобильной промышленности господствуют две монополии. В 1956 году «Дженерал моторс корпорейшн» производила и продавала 52,8 проц., а «Форд мотор компани» - 28,8 проц. легковых автомобилей. Оба крупнейших автомобильных треста США имеют филиалы и отделения в большинстве капиталистических стран Европы, в Южной Америке, Азии, Африке, Канаде. «Дженерал моторс» имеет владения в 20 странах, включая Англию и Новую Зеландию, Мексику и Пакистан, Канаду и Южную-Африку, Западную Германию и ОАР. На 102 заводах этого треста в США и 33 заводах за границей занято около 500 тыс. рабочих.

Алюминиевая промышленность США контролируется концерном Меллона, химическая -концерном. «Дюпон де Немур энд компани», электропромышленность - концерном «Дженерал электрик», авиационная - концерном «Дуглас эйркрафт компани» и т. д.
На протяжении полувека в мясной промышленности США господствуют четыре монополии - «Армор», «Свифт», «Вильсон» и «Кадахи пэккинг». На их предприятиях сосредоточено две пятых производства мяса и мясных изделий в США. Концерн «Армор» имеет 35 мясных заводов, 44 предприятия, занятых переработкой молока, производством маргарина, мыла, удобрений и других продуктов. В мукомольной промышленности три крупнейшие монополии сосредоточили в своих руках 38 проц. производства муки.
Фирма «Юнайтед фрут компани» полностью господствует в производстве бананов, перевозке и торговле ими. В ее руках находится 3-4 млн. акров земли в восьми странах Центральной и Южной Америки и в США. Кроме того, «Юнайтед фрут компани» контролирует пеньковую промышленность в Гватемале, Гондурасе и Панаме, производство пальмового масла, сахарного тростника, какао, ценных сортов дерева. Компания владеет 1,5 тыс. миль железнодорожных путей, торговым флотом в 65 судов, радиостанциями, телеграфными линиями.
В обстановке второй мировой войны быстро превратились в гиганты некоторые предприятия тех отраслей промышленности, которые особенно разжирели на крови миллионов людей. Так, например, в авиационной промышленности компания «Дуглас эйркрафт» в начале войны имела 8500 рабочих, а в начале 1945 года - 187000 рабочих. В 1935 году она продала продукции на 11 млн. долларов, а в 1943 году она поставила американской армии самолетов на 1 млрд. долларов.

Английские монополии

В Англии монополистические объединения по отдельным видам производства стали возникать еще в конце XIX века. Производство рельсов было объединено в синдикат в 1880 году. В 1911 году была организована монополистическая ассоциация чугунного литья, охватившая 95 проц. этого вида производства. Еще до первой мировой войны возникли крупные монополии в химической промышленности - «Бруннер-Монд» и «Юнайтед Алкали».
В текстильной промышленности с конца XIX века действовал ряд монополистических объединений-компания «Коутс», охватившая значительную часть производства ниток; ситценабивной трест, объединивший 85 проц. производства ситца, ряд объединений тонкого бумагопрядения, крашения тканей и т. д.
Однако процесс монополистического объединения английской промышленности шел медленнее, чем в других странах, в особенности в старых отраслях промышленности, где сохранялось большое количество мелких и средних предприятий. Среди английских монополий того временя преобладала форма картелей и синдикатов.
После первой мировой войны, когда английской промышленности пришлось столкнуться с возросшей конкуренцией на мировом рынке, начался ускоренный рост монополий, охвативший все решающие отрасли производства.
Крупнейшие монополии черной металлургии - «Юнайтед стил компани», компания Болдуина, «Дорман-Лонг», компания Томаса - объединились в картель «Британская федерация чугуна и стали». В электротехнической промышленности решающее место заняли две крупнейшие монополии - «Дженерал электрик» и «Томпсон-Хаусон». Концерн «Виккерс-Армстронг», играющий.руководящую роль в военной промышленности Англии, включил ряд крупнейших предприятий металлургии, машиностроения, судостроения, электротехники и т. д.
Английский химический трест «Имлириэл кемикл индастриз» объединил в 1927 году ряд химических трестов и стал контролировать около девяти десятых всей продукции основной химии, около двух пятых всего производства красителей, почти все производство азота и т. д. Большая часть производства искусственного волокна сосредоточилась в компании «Кэртолд», мыловаренной и маргариновой промышленности - в англо-голландском тресте «Юнилевер».
Значительная сеть текстильной промышленности вошла в монополистическое объединение «Ланкашир коттон корпорейшн». Англо-голландский нефтяной трест «Ройял Датч-Шелл» стал вторым в мире нефтяным трестом. До второй мировой войны он имел около 11 проц. мировой добычи нефти и владел месторождениями в Индонезии, Венесуэле, Египте, Румынии и т. д.
Вторая мировая война и послевоенный период ознаменовались дальнейшим ростом английских монополий.
В настоящее время подавляющая часть производства электротехнических товаров в Англии сосредоточена в руках четырех-пяти крупнейших компаний, связанных друг с другом и с рядом менее крупных фирм сетью картельных соглашений. Фирмы «Ассошиэйтед электрикл индастриз» (АЭИ) и «Дженерал электрик» производят около 50 проц. ламп накаливания и свыше 40 проц. газоразрядных ламп. АЭИ, компании «Дженерал электрик», «Инглиш электрик» и «Парсонз», по данным за 1957 год, производят около девяти десятых турбин и семи десятых электромоторов в стране. Систему картельных соглашений в электрической промышленности возглавляет «Британская ассоциация производителей электротоваров», основанная в 1902 году.
Химический трест «Импириэл кемикл индастриз» (ИКИ) - самая мощная монополия в английской промышленности. ИКИ дает почти девять десятых продукции основной химии. Его предприятия производят 12 тыс. различных продуктов, от взрывчатых веществ до медикаментов и красителей. ИКИ выпускает 100 проц. производимого в Англии нейлона и терилена, 95-100 проц. соды, свыше 50 проц. хлора и красителей. Трест занимает монопольное положение в производстве около 40 химических продуктов.
Англо-голландский трест «Юнилевер» производит две трети всего мыла, потребляемого в Британской империи, и семь восьмых всего масла и маргарина, потребляемых в Западной Европе. Тресту принадлежит каждый пятый бакалейный магазин в Англии. Дочерние компании «Юнилевер» занимаются производством колбасных изделий, мороженого, корма для скота.
Компания «Юнайтед Африка» является одной из крупнейших торгово-промышленных компаний мира. Она контролирует производство и скупку земляного ореха, пальмового масла, копры и других ценных продуктов в Конго, Нигерии и Гане, имеет сети факторий «а западном тюбережье африканского континента, и свой торговый флот.
На долю англо-голландской группы «Ройял Датч-Шелл» приходится одна восьмая добычи сырой нефти в капиталистической части мира. «Ройял Датч-Шелл» и «Бритиш Петролеум» контролируют 40 проц. танкерного флота всех стран капитализма.
В хлопчатобумажной промышленности Англии ведущей компанией является фирма «Коутс». Компания «Кэртолд» контролирует 85 проц. производства вискозы в стране.
Важное место в системе английского монополистического капитализма занимает ряд компаний, монопольно эксплуатирующих источники сырья в британских колониях и слаборазвитых странах. Сюда относятся разработки олова и каучуковые плантации в Малайе, Бирме, залежи меди, а также других цветных и редких металлов в странах Африки, плантации какао, чая, земляного ореха и т. д. Эти монополии, охватывающие значительную часть мировой добычи сырья, играют крупную роль на капиталистическом мировом рынке. Английские компании и их филиалы располагают 88 проц. разведанных в Африке запасов хрома, 43 проц. меди, 34 проц. кобальта и олова, 52 проц. бокситов. Группа Оппенгеймера контролирует добычу свинца, цинка, урана и ванадия в Северной Родезии, алмазов, урана и золота в Южно-Африканском Союзе, Юго-Западной Африке, частично - в Танганьике и Конго.

Германские монополии

В Германии картели получили широкое pаспостранение еще в конце прошлого века. Тяжелая индустрия, создававшаяся под покровительством и при активной поддержке милитаристского государства, представляла особо благоприятную почву для развития монополий.
Еще до первой мировой войны монополистические объединения занимали господствующее положение в решающих отраслях германской промышленности. Так, стальной синдикат «Штальферейн» располагал девятью десятыми всего производства стали, в военной промышленности господствовала фирма Круппа, в угольной -- угольный синдикат, в электротехнической - два крупнейших концерна: «Всеобщая компания электричества» (АЭГ) и «Сименс-Шуккерт». Главари монополий, тесно связанные с юнкерством, военной кастой и государственным аппаратом, являлись вдохновителями агрессивной политики кайзеровской Германии.
После первой мировой войны позиции германских монополий еще более усилились в результате полученных во время войны огромных прибылей, разорения и ликвидации множества менее мощных предприятий, а также за счет крупных займов, предоставленных главным образом американским финансовым капиталом. Прошла новая волна концентрации производства и капитала, образовался ряд крупнейших монополистических объединений.
В 1925 году возник химический трест «Интерессен-Гемейншафт Фарбениндустри». Он сосредоточил в своих руках все основные химические производства, почти все производство красителей, значительную часть производства синтетического азота, бензина, каучука и других заменителей. На его предприятиях до второй мировой войны работало свыше 100 тыс. человек.
В 1926 году путем слияния крупнейших металлургических комбинатов образовался стальной трест «Ферейнигте Штальверке». В 1938 году стальной трест располагал около 15 проц. добычи каменного угля, около 40 проц. выплавки чугуна и 30 проц. выплавки стали. На его предприятиях насчитывалось около 200 тыс. рабочих и служащих.
Главари химического и стального треста, как и других организаций монополистического капитала, вместе с юнкерством и военной кастой сыграли решающую роль в возрождении агрессивных планов германского империализма, в фашизации Германии, в определении курса внутренней и внешней политики гитлеровских властей как до, так и во время войны.
После прихода фашизма к власти процесс концентрации капитала и рост монополий пошел еще более ускоренным темпом. Фашистские правители всячески поддерживали и укрепляли монополии. По распоряжениям гитлеровских властей ряд отраслей промышленности, где еще преобладали самостоятельные предприятия, был принудительным порядком подвергнут объединению в картели. Принудительное картелирование полностью лишило предприятия самостоятельности и отдало их в руки крупнейших монополистов, возглавлявших отдельные объединения. Капиталы владельцев, не причисленных к «арийской расе» (общей суммой в 6-8 млрд. марок), были конфискованы и розданы заправилам монополий и главарям гитлеровской клики.
В ходе подготовки к агрессивной войне концерны Крупна, Тиссена, химический и стальной тресты и другие монополии получили огромные прибыли. Во время войны германские монополии превратились в аппарат для разграбления и экономического закабаления оккупированных гитлеровскими войсками стран и областей. С этой же целью гитлеровцы заблаговременно создали ряд специальных монополий.
Крупнейшей из них явился концерн «Герман Геринг», организованный в 1937 году. За годы хозяйничанья гитлеровцев на захваченных ими территориях этот грабительский концерн стал крупнейшим предприятием в Европе, присвоив себе львиную долю тяжелой индустрии Австрии, Чехословакии, Польши и Румынии.
Тяжелая индустрия Эльзас-Лотарингии была разделена между германскими концернами Рехшинта, Ото Вольфа и Геринга. Концерн «ИГ Фарбениндустри» включил в свой состав химические заводы Кюльмана во Франции, электрохимические заводы «Норска-Гидро» в Норвегии и т. д.
После разгрома гитлеровской Германии в решениях Потсдамской конференции 1945 года была предусмотрена ликвидация господства германских монополий как важнейшее условие создания демократического миролюбивого германского государства. В восточной зоне Германии декартелизация, последовательно проведенная под руководствам советских оккупационных властей и при активном участии сил германской демократии, послужила одной из предпосылок успешного еоциалистическоро строительства в Германской Демократической Республике.
В западных зонах Германии решения Потсдамской конференции о роспуске монополий были грубейшим образом нарушены Соединенными Штатами, Англией и Францией. Такие крупнейшие монополии, как стальной трест, фирма Круппа, химический трест «ИГ Фарбениндустри», подверглись формальной «реорганизации», которая превратила декартелизацию в подлинный фарс.
Фактически всевластие монополий тяжелой индустрии было полностью восстановлено. В 1957 году «большая семерка» Рура (концерны Тиссена, Крупна, Маннесмана, «Рейнише Штальверке», Ганиэля, Геша и Клекнера) распоряжалась 75 проц. выплавки стали в ФРГ и контролировала не менее трех четвертей добычи угля.
Западногерманский концерн «ИГ Фарбениндустри», после войны разделенный на три фирмы (компания Баденских анилино-содовых заводов, «Фарбверке Хехет» и «Байер»), фактически действует и сейчас как единая монополия с прежними хозяевами и занимает господствующее положение в химической промышленности.
В электрической промышленности ФРГ господствуют концерны «Сименс» и АЭГ. Доля фирмы «Сименс» в обороте товаров электротехнической промышленности страны составляет около 25 проц., АЭГ - около 13 процентов.
Западная Германия - единственная страна в капиталистическом мире, где атомная промышленность полностью находится в руках частных концернов. В 1956 году в атомной промышленности ФРГ было создано объединение в составе основных монополий Рура, группы «ИГ Фарбениндустри» и электротехнических концернов.
Монополии ФРГ объединены в отраслевые и территориальные союзы промышленников, которые в свою очередь входят в «Федеральный союз промышленности». Эта всеохватывающая организация является прямым преемником Союза германской промышленности, возникшего в 1919 году и выступавшего во время власти Гитлера под названием «Имперской группы промышленности».

Французкие монополии

Во Франции в металлургической промышленности господствует картель, охватывающий почти все предприятия этой отрасли. По данным за 1956 год, четыре крупнейшие металлургические компании - «Юзинор», «Лоррэн-эско», «Сиделор» и «Соллак» - производили 51,7 проц. всей выплавляемой в стране стали. На долю четырех автомобильных компаний - «Рено» (самая крупная), «СИМКА», «Ситроен» и «Пэжо» - в 1956 году пришлось 83,9 проц. грузовиков и 96,7 проц. легковых автомобилей, произведенных в стране.
Крупную роль играет известный комбинат военной промышленности Шнейдер. Электротехническая промышленность находится в руках нескольких монополистических компаний. В машиностроении виднейшую роль играют комбинаты «Альзасьен», «Фив-Лилль», в химической промышленности - «большая пятерка» самых крупных трестов. В относительно раздробленной текстильной промышленности две крупнейшие фирмы располагают значительной долей продукции.

Итальянские монополии

В Италии концерны тяжелой индустрия «Ансальдо» и «Ильва» владеют крупнейшими рудниками, судостроительными верфями, машиностроительными заводами. Компании «Терни» и «Бреда» играют руководящую роль в военной промышленности и в производстве железнодорожного оборудования.
На долю концерна ФИАТ в 1956 году приходилось 92 проц. всех автомобилей и 62 проц. тракторов, выпущенных в стране.
Концерн Монтекатини монополизировал производство серы, кислот, органических красителей, лекарств, сосредоточил у себя 59 проц. производства алюминия. Предприятия Монтекатини производят 90 проц. красителей, 75 проц. серной кислоты, соляной кислоты, аммиака, 65 проц. медикаментов и взрывчатых веществ, 100 проц. нейлона. 80 проц. синтетического.каучука. Около 70 проц. производства искусственного и синтетического волокна и тканей из него находится в руках треста «СНИА-Вискоза». Фирма «Итал-чементи» дает 60 проц. цемента. Концерн «Пиррели» обладает монополией в производстве резиновых изделий (65 проц.), электропроводов, кабелей (80 проц.) и пластмасс.
Точно так же монополии господствуют и в хозяйственной жизни других капиталистических стран. Современная действительность ярко и наглядно подтверждает вывод Ленина о том, что различия между отдельными капиталистическими странами «обусловливают лишь несущественные различия в форме монополий или во времени появления их, а порождение монополии концентрацией производства вообще является общим и основным законом современной стадии развития капитализма».

Монополии в дореволюционной России

Монополии занимали господствующее положение и в промышленности дореволюционной России. Они играли особенно большую роль в решающих отраслях индустрии-в металлургии, добыче угля и т. д.
Крупную роль в царской России играл синдикат «Продуголь» (Русское общество торговли минеральным топливом Донецкого бассейна). Его организовали в 1906 году 18 крупнейших угольных предприятий Донбасса, находившихся под командой французского капитала. Синдикат «Продуголь» с первых же шагов своей деятельности охватил около трех четвертей всей добычи угля в Донбассе.
Совет этого объединения пребывал в Петербурге, но фактически синдикат был подчинен особому комитету из представителей французских банков, находившемуся в Париже. Синдикат на основании заключенных с предприятиями договоров имел исключительное право на продажу всего угля и кокса, добываемых его участниками. Он поддерживал высокие цены на уголь, ограничивая добычу его. С каждого пуда угля, проданного сверх квоты или по пониженной цене, взимался штраф.
В металлургии решающую роль играл синдикат «Продамет», сосредоточивший в своих руках до 95 проц. всего производства черных металлов. Синдикат загребал огромные сверхприбыли, резко ограничивая производство и искусственно создавая в стране состояние металлического голода.
Спичечный синдикат распоряжался тремя четвертями всего производства спичек. Крупные компании безраздельно хозяйничали в речном и морском транспарте. Синдикатское общество «Океан» захватило почти полное господство на рынке соли. Накануне первой мировой войны крупнейшие капиталисты хлопчатобумажной промышленности-- Рябушинские, Коноваловы, Егоровы - начали сколачивать монополистическую организацию.
Синдикат «Продвагон» (общество для продажи изделий русских вагоностроительных заводов) был создан в 1904 году. В его состав вошли 13 предприятий, которые держали в своих руках почти вое производство и сбыт вагонов. Синдикат паровозостроительных заводов объединял семь-восемь заводов, дававших 90- 100 проц. всей продукции.
Синдикат сахарозаводчиков настолько взвинтил цены на сахар, что сбыт сахара в стране сокращался. Сахар вывозился в Англию и продавался там по бросовым ценам. Потери от этой операции с избытком покрывались за счет высоких цен внутри страны и специальных премий за экспорт, которые выплачивало синдикату царское правительство.
Наиболее крупные монополистические объединения царской России были тесно связаны с иностранными синдикатами, картелями и банками. В ряде случаев они представляли собой фактически отделения иностранных монополий. Такими филиалами были синдикаты «Продвагон», «Океан», спичечный, цементный, табачный, сельскохозяйственных машин и др. Нефтяная промышленность царской России, занимавшая видное место на мировом рынке, фактически находилась в руках иностранных монополистических групп, конкурировавших между собой.
В годы первой мировой войны монополии, находившиеся в зависимости от иностранного капитала и тесно связанные с ним, -своим хищническим хозяйничаньем углубили разруху и развал экономики царской России.

Миф о благах частного предпринимательства

Гнет монополий в капиталистических странах ненавистен самым широким кругам населения. Плоды хищнического хозяйничанья монополистов бьют по кровным интересам подавляющего большинства населения. В этой обстановке идеологи буржуазии видят одну из главных своих задач в том, чтобы постараться затушевать факт всевластия ничтожной кучки монополистов, скрыть от глаз трудящихся господство монополий в современном капитализме.
С этой целью апологеты капитализма прежде всего ссылаются на тот факт, что даже в наиболее развитых капиталистических странах наряду с монополиями существует множество мелких и средних предприятий в области промышленности и торговли. Но факты показывают, что сотни тысяч мелких предприятий, существующих рядом с немногими гигантами, живут под вечным страхом гибели и разорения. Так, например, в США в 1945 и 1946 годах родилось около миллиона мелких предприятий, погибло же почти 400 тыс. предприятий. В последующие четыре года на свет появилось 1 637 100 мелких предприятий, а погибло 1 414300. Таким образом, как пишет один американский буржуазный журналист, за первые шесть с половиной послевоенных лет более 2 млн. мелких предприятий было похоронено «на полях американского свободного предпринимательства»
Три из каждых десяти новых мелких предприятий обычно существуют менее года, два из десяти живут не более двух лет, а одному или двум удается протянуть четыре года. Лишь одна четверть из них умудряется просуществовать шесть лет или более; только немногие доживают до зрелых лет, если сравнивать их существование с возрастом человека, и лишь в виде редкого исключения мелкие предприятия передаются сыновьям или внукам их основателей. Стейн, приводя эти факты, признает, что огромная смертность мелких предприятий «имеет прямое отношение к существованию гигантских корпораций».
В других случаях апологеты капитализма пытаются установить несуществующее различие между якобы заслуживающим положительной оценки крупным предпринимательством и заслуживающими всяческого порицания злыми трестами. Эта апологетическая идейка лежит в основе так называемого антитрестовского законодательства в США. Законодательство это, призванное обмануть массы, создавая видимость «борьбы» властей против засилья монополий, носит насквозь лицемерный и фарисейский характер.
Даже буржуазные политики зачастую бывают вынуждены признать, что законы против престав остаются на бумаге
«Значительная часть законов, направленных против трестов,-признал президент Теодор Рузвельт в послании конгрессу 3 декабря 1901 года, спустя 11 лет после принятия пресловутого закона Шермана, - была бы чрезвычайно вредной, если бы они не были в то же время совершенно бесплодными».
Полвека спустя, в 1952 году, один из руководящих деятелей атомного дела в США Д. Лилиенталь писал: «Наша государственная политика в отношении большого бизнеса, которая выражается в нескончаемых антитрестовских процессах, совершенно ясно, не приводит ни к каким реальным результатам. Она поэтому лишь подрывает уважение граждан к правительству».
Обосновывая антитрестовское законодательство, Вудро Вильсон в ходе выборной кампании 1912 года утверждал, что трест, мол, является «соглашением, имеющим целью освободиться от конкуренции, между тем как крупное предпринимательство - это предпринимательство, которое выжило при конкуренции, одержав победу в области знаний и экономии расходов». В действительности невозможно найти такой трест, который, с одной стороны, не являлся бы детищем самой ожесточенной, разрушительной конкуренции, и, с другой стороны, найти такое «крупное предпринимательство», которое не ставило бы своей целью удушить своих конкурентов.
В современной буржуазной экономической науке широкое распространение получили попытки замазать господство и произвол монополий с помощью игры словами: монополия и олигополия. Цепляясь за буквальное значение этих слов (монополия означает господство одного, олигополия - господство немногих), ученые прислужники изображают дело так, что, дескать, для современного капитализма характерна не монополия, а олигополия.
При этом марксистской науке приписывается нелепое утверждение, будто господство монополии означает непременно объединение каждой отрасли в одной единственной форме. Между тем всевластие монополий, как учит марксизм-ленинизм, нисколько не исключает наличия нескольких крупнейших монополистических фирм в любой отрасли производства или сфере хозяйственной деятельности.
Наличие нескольких монополий в каждой отрасли не только не исключает господства монополий, а, наоборот, делает это господство еще более очевидным и ощутимым, ибо борьба между монополистическими спрутами особенно наглядно демонстрирует разрушительную природу монополий. Таким образом, попытки жонглирования словечком олигополия в целях сокрытия факта господства монополий не достигают цели.
Буржуазные экономисты и политики продолжают хором воспевать пресловутую «частную инициативу» и «свободу предприимчивости». В то же время они вынуждены признавать непреложные факты, свидетельствующие о господстве монополий, при котором эти «нетленные блага» капитализма уже давно превратились в пустышку, в фикцию.
Любопытно признание, которое содержится в исследовании «биг бизнеса», выпущенном Брукингским институтом. В этой насквозь апологетической книге можно прочитать следующие строки: «Многие американцы, которые твердо верят в систему предпринимательства в условиях конкуренции и которые никогда не читали Маркса, тем не менее опасаются того, что он предсказал, а именно-что концентрация деловой организации ускоряет распад частного капитала, основанного на конкуренции».
В. И. Ленин разоблачал апологетов капитализма, которые восхваляют «свободу инициативы» и «частную предприимчивость» в обстановке, когда самостоятельное мелкое товарное производство» при котором существовала свободная конкуренция, способная развивать инициативу и предприимчивость, уже давно уступило место крупному производству и господству монополий. А при господстве монополий конкуренция означает неслыханное, зверское подавление предприимчивости, инициативы и энергии подавляющей массы населения, замену соревнования финансовым мошенничеством, деспотическим хозяйничаньем монополий. И тем не менее ссылки на благодетельную силу «частного предпринимательства» по-прежнему занимают видное место в арсенале буржуазной идеологии.
Так, в экономическом послании бывшего президента США Эйзенхауэра за январь 1958 года можно было прочитать утверждение, что «американская экономика полагается на частное предпринимательство и на стимулы и возможности, которые эта система создает для развития и использования талантов и энергии отдельных лиц».

Частные и государственные монополии

Процесс перерастания монополистического в государственно-монополистический капитализм ведет к тому, что наряду с частными монополиями появляются и развиваются государственные монополии, занимающие видное место в экономике большинства капиталистических стран. Еще в годы первой мировой войны Ленин, говоря, что «огосударствление промышленности пошло вперед не только в Германии, но и в Англии», указывал: «От монополии вообще перешли к государственной монополии».
Государственные монополии возникают двумя путями. Первый путь заключается в том, что буржуазное государство строит за свой счет, то есть за счет налогоплательщиков, составляющих основную массу населения, предприятия для удовлетворения государственных нужд (например, производства вооружений во время войны, обеспечения военной промышленности сырьем и т. п.). Второй путь заключается в том, что буржуазное государство под давлением обстоятельств (военных нужд, или соображений о поднятии конкурентоспособности технически отсталых отраслей, или под напором трудящихся масс) огосударствляет некоторые уже существующие частнокапиталистические предприятия.
При буржуазной национализации прежние собственники предприятий получают возмещение, которое не только не меньше, но зачастую значительно больше реальной стоимости их предприятий. Таким образом, буржуазная национализация ни в какой мере не затрагивает основ капиталистической частной собственности.
Государственные монополии могут иметь различную правовую форму В одних случаях они составляют полную собственность государства и управляются чиновниками, назначаемыми правительствами. В других случаях они имеют акционерную форму, причем акции либо целиком принадлежат государству, либо распределены в той или иной пропорции между государственной казной и частными капиталистами. Тогда предприятия носят смешанный государственно-частный характер. Акционерные общества управляются соответствующими органами, в которых представителя государства обычно участвуют совместно с представителями частных монополий и банков.
После второй мировой войны в ряде западноевропейских стран (Англия, Франция) была осуществлена буржуазная национализация многих предприятий и отдельных отраслей. В других странах (Западная Германия и Италия) значительный объем государственной собственности остался в наследство от довоенного периода, когда фашистские власти (Муссолини и Гитлер) форсировали подготовку к агрессии. В Австрии в руки государства перешла промышленность, созданная гитлеровскими властями перед и во время войны.
В период после второй мировой войны государственные монополии, теснейшим образом связанные с частными монополиями и обслуживающие прежде всего потребности последних, занимают существенное место в экономической жизни капиталистических стран. Так, в Англии в 1958 году государственные вложения в основной капитал составляли (в ценах 1954 г.) 1258 млн., а частные- 1709 млн. фунтов стерлингов. В Западной Германии капитал государственных предприятий в 1958 году составлял 18,3 проц. всего акционерного капитала страны. Во Франции на государственных предприятиях (по данным на конец 1954 г.) в области энергетики было занято 85,1 проц. всех рабочих и служащих, на транспорте- 47,9 процента. В Италии на предприятиях ИРИ (самой крупной государственно-монополистической группы) в 1957 году было занято в металлургии 51,5 проц. всего числа работающих в этой отрасли, в электроэнергетике - 27,7 проц., в судостроении - 32,6 процента.
Буржуазное огосударствление не затрагивает ни основ частнокапиталистической собственности, ни отношений эксплуатации труда капиталом. На государственно-монополистических предприятиях производство остается производством прибавочной стоимости. Буржуазное государство выступает по отношению к занятым на этих предприятиях рабочим как коллективный капиталист, как представитель всего класса капиталистов в целом.
Буржуазное огосударствление отдельных предприятий или целых отраслей происходит в условиях господства частнокапиталистических монополий, чьи интересы защищаются буржуазным государством и его аппаратом. В этих условиях частные и государственные монополии переплетаются воедино, в результате чего мощь монополий сливается с мощью государства.
В своей деятельности государственные монополии руководствуются интересами монополистического капитала. При этом они выполняют подчас важные функции по обслуживанию частных монополий. Так, государственные железные дороги перевозят массовые грузы крупнейших частных фирм по сниженным тарифам. Государственные монополии снабжают частную промышленность дешевой электроэнергией, многими видами сырья. Все это ведет к увеличению монопольных сверхприбылей частных фирм. Отсюда ясна несостоятельность утверждений защитников капитализма, будто государственные предприятия при буржуазном строе служат «общему благу».
Отношение монополистов к огосударствлению предприятий и отраслей носит двойственный характер. В тех случаях, когда перевод близких к краху частных монополий в государственную собственность означает спасение их владельцев от разорения, магнаты капитала, естественно, выступают за национализацию. Они одобряют национализацию во всех случаях, когда она им сулит выгоды или когда иным путем монополисты не в состоянии справиться с возникающими трудностями, например ео время войны или кризиса. В других случаях монополисты выступают за обратную передачу национализированных предприятий в частные руки (реприватизацию), если они считают это выгодным для себя.
Столь же двойственный характер носит оценка буржуазной национализации идеологами капитализма и его реформистскими прислужанками. В одних случаях они превозносят государственные монополии, объявляя их осуществлением социалистического идеала трудящихся. В других случаях они осуждают национализацию предприятий как недопустимое вмешательство в царство «частной инициативы».
Революционный рабочий класс видит действительный выход из противоречий капитализма только в социалистическом преобразовании общества. Для этого необходимо социалистическое обобществление средств производства. Оно осуществимо лишь с переходом власти из рук буржуазии в руки рабочего класса, возглавляющего огромное трудящееся большинство общества. Марксистско-ленинские партии разоблачают обман реформистов, стремящихся представить буржуазную национализацию как переход к социализму или к какой-то «смешанной» экономике, состоящей из элементов капитализма и социализма.
В то же время революционные партии рабочего класса выступают за национализацию важнейших отраслей экономики и демократизацию управления ими. В этой мере наряду с другими аналогичными мерами, как перевод экономики на мирные рельсы, проведение радикальных аграрных реформ, улучшение жизненных условий трудящихся, коммунистические партии видят серьезный шаг по пути социального прогресса, отвечающий интересам большинства населения. «Все эти меры (носят демократический характер,- говорится в Заявлении Совещания представителей коммунистических и рабочих партий. - Они не уничтожают эксплуатации человека человеком. Но их реализация ограничила бы мощь монополий, увеличила авторитет и политический вес рабочего класса в жизни страны, способствовала изоляции наиболее реакционных сил и облегчила объединение всех прогрессивных сил».

2.1 Причины и история возникновения монополий.

Монополия - это крупнейшее предприятие или объединение предприятий, которые концентрируют в своих руках производство и сбыт значительной доли продукций в интересах установления высоких цен и получения максимальной прибыли.

Монополии стали образовываться в хозяйстве отдельных стран в конце XIX начале XX столетия.

Причины возникновения монополий:

1.крупные научно-технические открытия

2.Появление новых форм собственности

3.Усиление процессов концентрации и централизации капиталов в результате развития производительных сил общества. Монополии появились и в России, но их развитие было своеобразным. Первые монополии образовались в 80-х годах 19 века. Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80-90 годах действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал. До начала 20 века роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-03 г. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства. Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты – “Продамет”, “Продуголь”, “Продвагон”, “Кровля”, “Медь”, “Проволока”, РОСТ и др. – по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях. В период промышленного подъема (1910-14г.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т. п. Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефти, угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) - уровень монополизации был невысок.

2.2 Виды монополий.

Разграничение монополий носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий.
1. Естественная монополия-вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополий-это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (например: системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги).

Плюсы и минусы естественной монополии
Плюсы:
возможность максимально использовать эффект от масштаба производства, что приводит к снижению издержек на производство единицы продукции;
возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов для поддержания средств производства на должном уровне;
возможность использования достижений научно-технического прогресса;
возможность следования единым стандартам на производимую продукцию и предоставляемые услуги;
возможность замены рыночного механизма, т. е. рыночной экономической организации;
внутрифирменной иерархией и системой контрактных отношений, что позволит сократить потери, связанные с риском и неопределенностью.

Минусы:
возможность определять уровень продажной цены, создавать искушение переложить издержки в значительной мере на конечного потребителя, который не в состоянии оказывать обратного влияния на производителя;
возможность блокировать технический прогресс;
возможность «экономить» за счет снижения качества производимой продукции и предоставляемых услуг;
возможность принимать форму административного диктата, подменяющего экономический механизм.
Видно, что у естественной монополии достоинства становятся недостатками и наоборот. Эта форма экономической организации глубоко противоречива. Не возможно однозначно определить, что перевешивает - плюсы или минусы. Однако общество не может жить в условиях такой неопределенности, зависимости от естественных монополистов. Рыночная форма экономической организации не в состоянии преодолеть или даже ослабить действия негативных факторов естественной монополии. Рыночный механизм распределения ресурсов в данном случае не работает. Разрешить существующие противоречия общество может только одним способом - регулированием естественной монополии.
2. Государственная монополия-монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.
3. Чистая монополия-ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.
4. Закрытая монополия. Она защищена от конкуренций: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.
5. Открытая монополия - монополия, при которой одна фирма, по крайней мере, на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.
6. Чистая монополия. Чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта или услуг, у которых нет близких заменителей. Чистые монополии в настоящее время - редкпое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с другом. Более того, понятие чистой монополии является абстракцией. Имеется много товаров, у которых нет заменителей.

Характерные черты чистой монополии:
Единственный продавец, абсолютный монополист его фирма единственная в отрасли производящий товар или услугу.
Товар монополии уникален в том смысле, что нет близких или хороших заменителей этого товара.
Монополия самостоятельно устанавливает (диктует) цену на товар (услугу), а покупатель либо вынужден покупать товар по данной цене, либо обходиться без него.
Вхождение в отрасль заблокировано.
Отсутствие конкуренции (неценовая конкуренция).


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21

краткое содержание других презентаций

«Экономическое развитие России в начале 20 века» - Экономическое развитие России. Развитие сельского хозяйства. Экономическое развитие России в начале 20 века. Монополии в России. Формы монополий. Укладка путей на Средне-Сибирской железной дороге. Национальный доход. Промышленный подъем. Монополистический капитализм. Крестьяне у биржи труда. Иностранный капитал. Российский монополистический капитализм. Синдикат. Характерные черты. Роль государства в экономике.

«Россия вступает в 20 век» - Участь царской семьи. В каком году Россия стала империей. Война шла с переменным успехом. Самая страшная из войн – гражданская. Россия вступает в XX век. Большевики. Гражданская война. Первая мировая война. В каком году Ломоносова отправили на учёбу в Питер. Когда закончили печатать. Николай Александрович Романов. Николай II. Революция. Бедствие для людей. Дополнительные вопросы. Дата Куликовской битвы.

«Первая революция в России» - Колонны рабочих. Манифест 17 октября. Подвести учащихся к пониманию причин, характера, последствий первой российской революции. Ход революции. Первая российская революция. Революция 1905-1907 годов в России. Итоги революции. Требования политических свобод. Последствия Русско-японской войны. Альтернативные пути развития России. Рабочие. Кровавое воскресение. Форма правления. Портреты царя.

«Развитие России в 1894-1904 гг» - Трагизм личности Николая. Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг. Консерваторы и либералы. Зубатовский социализм. Национальная политика. Марксизм. Большевики. Создание РСДРП. Создание ПСР. Зубатовщина. Ю.О.Мартов. Нарастание противоречий. Либеральное движение. Различия между различными оппозиционными силами. П.Д.Святополк-Мирский. Борьба либералов и консерваторов. Тактика борьбы.

«Русская революция 1905-1907 гг.» - Генеральная репетиция 1917 года. Первая русская революция. Охранительные партии. Характер революции. Основные события. Столкновения в Варшаве. Законодательный представительный орган. Экономический кризис. Причины революции. Кровавое воскресенье. Первые уступки самодержавия. Георгий Гапон. Восстание на броненосце «Потёмкине». Стачка в Иваново. Либеральные партии. Собрание русских фабрично-заводских рабочих.

«События русско-японской войны» - Цусимское сражение. Убит комендант крепости. Россия признала Корею сферой японских интересов. Раскол Европы. Основные направления. Внешняя политика. Гибель «Варяга». Основные направления внешней политики России в начале 20 века. Переоценка возможностей. Основные направления внешней политики. Причины русско-японской войны. Сближение России и Англии. Окончание войны. Раскол мира. Начало русско-японской войны.


Введение…………………………………………………………………………3

1 Монополии в России в конце 19 в начале 20 века……………………………5

1.1 Возникновение монополий в России………………………………………...5

1.2 Специфика русских монополий……………………………………………...7

1.3 Иностранный капитал………………………………………………………...7

1.4 Внешняя политика России в период империализма………………………..7

1.5 Особенности экономического развития России…………………………….8

1.6 Монополии в Первой мировой войне………………………………………..9

1.7 Ликвидация монополий в России……………………………………………9

2 Монополизм в Советской экономике……………………………………...10

Заключение………………………………………………………………………13

Список использованной литературы…………………………………………..15


Введение

Монополия – это исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции. В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникают различные виды монополий: естественные, легальные и искусственные.

Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений: картели и синдикаты. Более сложные формы монополистических объединений возникли тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений, как трест.

Монополии, обладая исключительным положением, всюду устраняют конкурентов, разрушая тем самым нормальный рынок, снижают качество продукции, игнорируя достижения НТП, вызывают снижение общей эффективности производства.

Монополия экономики – серьезное препятствие для развития рынка, для которого более характерной является монополистическая конкуренция. Она предполагает смешение монополии и конкуренции. Монополистическая конкуренция представляет такую рыночную ситуацию, когда значительное число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Каждое предприятие обладает относительно небольшой долей рынка, поэтому имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. Наличие большого числа предприятий гарантирует, что тайный сговор, согласованные действия предприятий с целью ограничения объема производства и повышения цен почти невозможен.

Всеобщая форма монополий развивается тогда, когда объединение предпринимателей всесторонне – с помощью государства подчиняют себе народное хозяйство и оказываются на большинстве рынков и основными продавцами, и основными покупателями. При этом само государство выступает крупнейшим монополистом, сосредотачивая в своих руках целые отрасли и производительные комплексы, как, например, военно-промышленный комплекс.

Отношение общественности и государства к различным формам монополий всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. Монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обуславливает усиление неравенства доходов. Монополия снижает жизненный уровень населения. Не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения НТП (научно-технического прогресса). Монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции.


1 Монополии в России в конце 19 в начале 20 века

1.1 Возникновение монополий в России

Первые монополии в России образовались в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80-90 годах действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле.

Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал.

До начала 20 века роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-1903 г.г.

Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа (Товарищество «Бр.Нобель», ниточный трест и др.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства («Продпаравоз», военнопромышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты – «Продамет»,

«Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Медь», «Проволока», РОСТ и др. – по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях.

В период промышленного подъема (1910-14г.г.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, «Треугольник», «Коломна-

Сормово», «Россуд-Новаль», военнопромышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) - уровень монополизации был невысок.

1.2 Специфика русских монополий

Принципиально не отличаясь от капитализма более развитых стран, российский монополистический капитализм имел некоторую специфику. Государственное вмешательство в экономическую жизнь привело к раннему возникновению в России государственно-монополистических тенденций. Они выражались также в прямом сращивании банковских монополий с Кредитной канцелярией Министерства финансов и Госбанком и в государственном контроле через эти учреждения частных предприятий и банков.

1.3 Иностранный капитал

С 1900-1903 годов основным каналом проникновения иностранного капитала в русское народное хозяйство стали акционерные коммерческие банки России, которые начали оказывать решающее влияние на деятельность промышленных предприятий. Главным направлением иностранных капиталовложений в акционерной форме была тяжелая промышленность. Франко-бельгийские капиталы направлялись в основном в металлургию и угольную промышленность Юга России, английские – в нефтяную, медную и золотодобывающую промышленность, германские капиталы – в тяжелую промышленность Царства Польского и Прибалтики, а также в учрежденные в России дочерние предприятия химических и электротехнических концернов. В России иностранный капитал функционировал принципиально иначе, чем в странах колониального и полуколониального типа. Основанные с участием иностранных капиталовладельцев крупные промышленные предприятия являлись неразрывной частью российской экономики, а не противостояли ей.

1.4 Внешняя политика России в период империализма

На рубеже 19-20 веков Российская империя участвовала в борьбе за окончательный раздел мира между империалистическими государствами. Вступление в империалистическую стадию развития сказалось и в области внешней политики. К традиционным средствам достижения собственных целей добавились новые, типичные для империалистической эпохи - кабальные займы, концессии.

Придерживаясь политики сохранения статус-кво на Балканах, Россия активно проникала в Иран и, стремясь обеспечить здесь монопольное положение, дважды - в 1899 и 1903 годах отвергала предложения Великобритании о разделе Ирана на сферы влияния. В 1900 году русские войска участвовали в соединенной интервенции шести держав (Германия, Великобритания, Франция, Италия, Япония и Россия) в Китай для подавления Ихэтуаньского восстания. В ходе военных действий Россия оккупировала Маньчжурию, но закрепить ее за собой не смогла. Обострение противоречий с Японией привело к Русско-японской войне 1904-1905 годов, империалистической с обеих сторон.

1.5 Особенности экономического развития России

Можно охарактеризовать основные особенности экономического развития страны в начале 20-го века - самое отсталое землевладение, самая дикая деревня. Россия вступила в империалистическую стадию капитализма. И вместе с тем она оставалась страной с незавершенными буржуазно-демократическими преобразованиями, страной, в которой новейше-капиталистический империализм был оплетен особенно густой сетью докапиталистических отношений. Последние проявлялись в области экономики - в широком распространении феодально-крепостических пережитков (помещичьи латифундии, отработки); в социально-политической структуре - в сохранении самодержавия; в области внешней и колониальной политики - в наличии наряду с новейше-капиталистическим военно-феодального империализма, носителем которого являлся царизм. В начале 20-го века России были присущи все типичные социально-экономические противоречия тогдашнего мира: между трудом и капиталом, между развивающимся капитализмом и значительными феодально-крепостническими пережитками, между высокоразвитыми промышленными районами и отсталыми окраинами.

1.6 Монополии в Первой мировой войне

В годы первой мировой войны 1914-18 г.г. прекратилась деятель-ность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, бр. Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме «принудительных объединений» по инициативе и при участие правительства (организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др.). Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы связанные с ними.

1.7 Ликвидация монополий в России

Монополии в России были ликвидированы в результате Октябрьской революции 1917 года в ходе национализации промышленности и банков в 1917-1918 годах. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством.


2 Монополизм в Советской экономике

Большая часть современных российских монополий сформировалась в СССР, где монополия являлась универсальной государственной собственностью, пронизывавшей почти все сферы хозяйственной жизни общества. Особенности социалистической монополии касаются и самих условий ее возникновения и роли в этом процессе государства.

В основе советского монополизма лежит деформация так называемой общенародной собственности. Формальным собственником являлось общество в целом, а фактическим -административный аппарат. Национализация крупных и мелких промышленных предприятий, развитие крупных коллективных хозяйств в аграрном секторе привели к тому, что во всех сферах народного хозяйства установилась государственная монополия.

Политическая надстройка закрепляла юридическими и идеологическими формами государственно-экономическую монополию, охватившую основные производственные процессы. В ее рамках сформировались отношения, процессы, связи, взаимозависимости отраслей и предприятий, органов управления, возникли новые пропорции, иерархии. Материальное производство и непроизводственная сфера, экономика и политика, накопление и потребление, обмен и распределение, науки практика, образ жизни и мышление - вес это испытывало воздействие единой государственно-экономической монополии.

Монопольная роль государства реализовывалась через рассредоточение по определенным ступеням иерархической лестницы властно-распорядительных функций. В советский период она проявилась в виде монополии административно-командной системы, ее органов и штатного аппарата на средства производства и результаты труда производителя, организацию труда и производства, управление им.

Государственный сверхмоноиолизм характеризовался тем, что в центре принимались решения, связанные с функционированием общественной системы в целом. Государство распоряжалась ресурсами, внутренней и внешней торговлей, определяло плановые задания - «контрольные цифры», устанавливало «государственные заказы», каждой хозяйственной единице диктовало характер и объемы производства, посредством лимитов и материально-технического снабжения определяло адресаты, объемы и источники ресурсов, направления и количество реализуемой продукции.

С помощью централизованного планирования государство монополизировало рынок, взяв на себя функции определения потребительной стоимости каждого товара. Рынок подменялся субъективным решением группы лиц. Такая организация хозяйствования порождала командно-бюрократические методы управления. Монополия государственной собственности, которая определяла и определяет характер распоряжения се объектами, присвоения созданного на госпредприятиях продукта и монопольной прибыли, явилась главной причиной отсутствия конкуренции.

Централизованная система создавала идеальную среду для воспроизводства монополизма собственности, монополизма управления и технологического монополизма предприятии (объединений). Это был своеобразный трехступенчатый монолит, в основании которого находился доминирующий в экономике государственный сектор. Его составляющими выступали ведомственные гиганты, контролировавшие различные сферы производства, а так-же предприятия и организации, монополизивавшие выпуск отдельных товаров и услуг.

В командной экономике преобладал искусственный монополизм. Он пронизывал все его разновидности, имевшие место в советский период и сохранившиеся до сих пор, проявлялся в монополии государственной собственности и центральных органов власти и управления, министерств и ведомств, в совокупности явлений, обусловленных искусственным созданием экономически привилегированного положения отдельных субъектов (государства, ведомства, предприятия), навязывающих своим контрагентам и обществу в целом собственные интересы, игнорируя их реальные потребности. Монополизация стала закономерностью командном системы хозяйствования, особой формой бюрократизма, способом реализации монопольной власти отдельных хозяйствующих субьектов или их групп.

При отсутствии демократии и ограниченных товарно-денежных отношениях госмонополизм представлял собой универсальный способ обеспечения управления воспроизводством в масштабе республики и каждой его подсистемы. Предприятие, даже являясь единственным производителем определенной продукции либо доминируя в производстве пли на рынке, не обладало реальной самостоятельностью и. тем более, монопольной властью, хотя формально считалось монополистом. Особенность такой монополии заключалась в том. что. будучи искусственно созданной, она не выступала детерминантой своей деятельности, не могла реализовать монопольного положения ни в области ценовой политики, ни в выборе рынков сбыта, ни в способах извлечения и присвоения прибыли.


Заключение

Первые монополистические образования в России начали появляться в конце XIX - начале ХХ веков. В это время, благодаря привлечению крупных иностранных капиталов. Стали образовываться гигантские тресты и синдикаты, государство же имело лишь «спиртовую» монополию. Но с началом первой мировой войны государство, заинтересованное в налаживании ритмичного, могущего обеспечить военные потребности производства, начало процесс огосударствления основных сфер производства. И к началу революции основная часть российской промышленности уже находилась под контролем государства.

Пришедшие к власти большевики, в свою очередь, декларировали ряд положений о социальном равенстве и начали осуществлять их на практике. Очевидно, что в условиях разрушенной военной экономики, решать эти задачи можно было лишь путем государственного регулирования производства и потребления. Новое государство, исходя из того, что крупное производство эффективнее мелкого и на его базе легче осуществлять единый хозяйственный план, начало централизацию экономики. В условиях конкурентной борьбы на рынке монополистам могло стать лишь предприятие с максимальным научным и техническим потенциалом, а при социалистическом обобществлении монополия, наоборот, могла складываться на отсталой технической базе.

Различной была и сама реакция экономики на возникновение монополий. Рыночной экономикой монополия была отвергнута, к середине прошлого века в развитых капиталистических странах широкое распространение получили олигополии, оказавшиеся более экономически выгодными. В советской же экономике складывавшаяся командно-административная система лишь укрепила положение монополий, ускорив процессы концентрации и специализации производства. Причем в этом были заинтересованы даже не столько сами предприятия, сколько высшие органы управления, которые таким образом могли с легкость осуществлять контроль за производством.


Список использованной литературы

1 Ахмедуев А. Гос.монополия: основное содержание и пути преодоления // Вопросы экономики. 1990. № 6.

2 Грановский Е.А. Монополистический капитализм в России, Л., 1979

3 Вильсон Дж., Цапелик В. Естественные монополии России //Вопросы экономики 1995 год № 11.

4. Лившин Я.И. Монополии в экономике России, М., 1961

5.Миронов В., Зимогляд А, Яковлев А. Российский монополизм и приватизация// Экономист 1995 год № 6.

6 Курс экономической теории. Учебное пособие. Киров, 1993 год.

Монополии появились и в России, но их развитие было своеобразным. Первые монополии образовались в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80-90 годах действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал. До начала 20 века роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-03 г. г. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован, сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа (Товарищество “Нобель", ниточный трест и др.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства (“Продпаравоз”, военно-промышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты - “Продамет", “Продуголь", “Продвагон", “Кровля", “Медь”, “Проволока", РОСТ и др. - по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях. В период промышленного подъема (1910-14г. г) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, “Треугольник”, “Коломна-Сормово", “Россуд-Новаль”, военно-промышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) - уровень монополизации был невысок.

В годы первой мировой войны 1914-18 г. г. прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, бр. Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме “принудительных объединений" по инициативе и при участии правительства (организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др.). Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы связанные с ними. В российской промышленности, в данный момент, существуют четыре тысячи предприятий - монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий - 500. Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне - коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.; такие отрасли либо регулируют, либо они находятся в государственной собственности. Но следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.

Прибыли, получаемые продавцами на рынке, служат как сигнал для предпринимателей о том, стоит ли выходить на данный рынок или нет. Естественно, что высокая экономическая прибыль, получаемая монополистом, привлечет на рынок потенциальных производителей данного товара. Поддержание чистой монополии, следовательно, требует наличия условий, которые предотвращают конкуренцию новых продавцов с монополистом. Барьер для входа в отрасль (Barrier entry) - ограничитель, который предотвращает появление новых дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Барьеры для входа на рынок необходимы для того, чтобы поддерживать монополию в долгосрочном плане. Так, если бы был возможен свободный вход на рынок, то экономические прибыли, получаемые монополистом, привлекли бы на рынок новых продавцов, значит, возросло бы предложение. Монопольный контроль над ценами исчез бы вовсе, так как рынки, в конечном счете, стали бы конкурентными. Можно выделить несколько основных типов барьеров для входа в отрасль:

Исключительные права, полученные от государства. Иногда, правительство сознательно идет на то, чтобы предоставить отдельной фирме статус монополиста в данной отрасли или в определенном секторе национального рынка. Часто в качестве такого монополиста может выступать само государство.

Патенты и авторские права. Патенты и авторские права обеспечивают создателям новых продуктов или произведений искусства, литературы, музыки etc исключительные права на продажу, использование, предоставление лицензии на использование их изобретений и творений. Патенты могут выдаваться на производственные технологии. Но патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции лишь на ограниченное количество лет, в зависимости от местного законодательства. После окончания срока действия патента барьер для входа в отрасль исчезает. Идея патентов и авторских прав стимулирует фирмы и отдельные личности к изобретению новых продуктов, так как изобретателю заранее гарантируются эксклюзивные права на реализацию продукта.

Уникальные способности и знания также могут создать монополию. Так певцы, художники, спортсмены обладают монополией на использование своих услуг. Фирма, обладающая технологическим секретом, при условии, что другие фирмы не могут воспроизвести данную технологию, обладает монополией на данный продукт. Хотя, как правило, такая монополия не является чистой, так как могут существовать близкие заменители данного продукта.

Преимущество низких издержек крупного производства, обусловленного монополизацией рынка, Преимущества в затратах, имеющиеся у очень крупных фирм, могут позволить одной фирме, обслуживающей весь рынок в качестве единственного продавца, производить продукцию с более низкими издержками, чем это было бы возможно, если бы на рынке было бы большее количество продавцов. Это может способствовать монополизации рынка, так как монополист имеет возможность устанавливать низкие цены, соответствующие его издержкам, что сделает недоступным данный рынок для потенциальных продавцов, так как они не смогут получать прибыль при данной цене. Так, если фирмы могут последовательно снижать средние издержки и при этом получать прибыль, путем расширения производства, удовлетворяя долгосрочный рыночный спрос, то в итоге на рынке останется только одна фирма - монополист.

Особое и значительное место в экономике России занимают естественные монополии. Естественная монополия - это монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса.

Три главных естественных монополиста России:

РАО “ЕЭС” (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач);

ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа);

МПС (железнодорожные перевозки);

Четвертым можно назвать “Ростелеком" (услуги междугородной и международной электрической связи).

Санкт-Петербургские естественные монополисты: ПТС, Водоканал, Метрополитен и др.

В независимости от того, является ли предприятие-монополист естественным или искусственным, каждое из таких предприятий обладает монопольной властью, т.е. способностью регулировать цену на производимый товар через ограничение предложения. Зачастую монополисты злоупотребляют этой властью, пытаясь ограничить конкуренцию, и таким образом причиняют ущерб потребителям. Такое явление называется монополистической деятельностью, и проявляется эта деятельность в форме ценовых злоупотреблений.

Предприятия-монополисты злоупотребляют своим особым положением устанавливая либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены. Сейчас в России практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда демпинговые. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше 1/3 предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.

Как правило, монопольно высокой ценой компенсируются необоснованные затраты предприятий.

Анализ затрат предприятий-монополистов выявил две причины их роста:

1. отсутствие конкурентного давления на норму прибыли ведет к более слабому контролю над расходами;

2. искушение получить монопольную сверхприбыль может стимулировать увеличение расходов на усиление и защиту монопольного положения.

В условиях современной российской экономики монопольная рыночная власть реализуется прежде всего за счет раздувания издержек, а не получения дополнительной прибыли, о чем свидетельствует превышение индекса затрат на оплату труда и прочих затрат на производство над индексом инфляции.

Помимо ценовых злоупотреблений в российской экономике наблюдаются примеры дискриминирующего поведения по отношению к конкурентам. Например, администрация Кировской области создала унитарное государственное предприятие “Кировфармация", включив в него ранее самостоятельные аптеки, магазины “Оптика", фармацевтическую фабрику, аптечную базу и контрольно-аналитическую лабораторию. Государственный антимонопольный комитет усмотрел в этом нарушение закона “О конкуренции" и предписал ликвидировать незаконно созданную структуру. После реорганизации предприятия ассортимент медицинских препаратов в аптеках намного расширился, что можно расценить как улучшение положения потребителя вследствие разукрупнения монопольного предприятия.

Для преодоления высокой степени монополизации российской экономики и для развития конкуренции были разработаны специальные государственные программы. Основной задачей этих программ являлось снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на рынках РФ по приоритетным группам товаров, а также диверсификация производства и увеличение выпуска конкурентоспособной продукции. Исследования показывают, что число предприятий, не ощущающих конкуренции, постепенно сокращается и во многих отраслях не превышает 10-15%, лишь в отдельных достигая 20% и выше.

Особое место в проблеме демонополизации экономики принадлежит вопросу о реформировании естественных монополий национального значения: РАО “ЕЭС", Газпром и МПС. Общая концепция реформ - отделение монопольных видов деятельности от потенциально конкурентных, изменение ценовой и тарифной политики предприятий-монополистов.

Цели реформирования РАО “ЕЭС": развитие конкуренции в производстве электроэнергии, создание оптового рынка электроэнергии в тех регионах страны, где это технически возможно и экономически целесообразно, а также совершенствование государственного регулирования и контроля в сфере передачи и распределения электроэнергии.

Реформа Газпрома заключается в отделении транспортировки и распределения газа (монопольных видов деятельности) от добычи (потенциально конкурентных). Помимо этого необходим переход на контрактные цены и отход от принципа формирования цен на основе издержек замыкающего производителя.

Реформа МПС предполагает три этапа.1-й этап: создание грузовых и пассажирских компаний.2-й этап: отработка взаимоотношений между созданными компаниями, МПС и пользователями услуг.3-й этап: разделение инфраструктуры на ремонтный и эксплуатационный сегменты.

У каждой из концепций реформ есть как сторонники, так и противники. Но все они сходятся в одном: реформы следует проводить постепенно и они не должны ухудшать положение предприятий, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.