Факторы переходной экономики. Основные черты переходной экономики и особенности ее функционирования

Факторы переходной экономики. Основные черты переходной экономики и особенности ее функционирования

Сущность переходной экономики. Необходимость реформиро­вания экономики бывших социалистических стран назревала дав­но, что выражалось в попытках проведения различных экономи­ческих преобразований и экспериментов, однако все эти попытки не шли дальше совершенствования существующей административ­но-командной системы. В итоге улучшения экономической ситуа­ции не происходило. Напротив, положение в экономике еще более осложнялось по мере исчерпания экстенсивных факторов роста.

Неэффективность функционирования административно-коман­дной системы была связана по крайней мере с двумя негативными явлениями. Во-первых, с ее негибкостью, неспособностью быстро адаптироваться к экономическим переменам. Адаптационные ме­ханизмы в форме происходящего по решению высшего руководства перераспределения материальных и финансовых средств включа­лись лишь тогда, когда глубина диспропорций в экономике при­ближалась к критической точке. Механизмы же рыночного саморе­гулирования не работали из-за формального существования товар­но-денежных отношений и централизованного, директивного пла­нирования.

Во-вторых, для командной экономики характерна низкая про­изводительность вследствие ее невосприимчивости к достижениям НТР. Плановый характер управления экономикой, показавший свои позитивные черты в первые годы советской власти, в дальней­шем, по мере усложнения экономики, начал давать сбои и в итоге оказался неспособным эффективно реализовать достижения НТР. .Централизованное же, тотальное планирование подавляло хозяй­ственную инициативу и, как результат, - страны с плановой эко­номикой резко отстали от стран с развитой рыночной экономикой в техническом и технологическом отношениях.

Все это обусловило необходимость глубокого реформирования административно-командной экономики, причем требовался но­вый, качественно иной подход, затрагивающий саму основу адми­нистративно-командной системы. Действительно, если страна рас­полагает значительным экономическим и интеллектуальным по­тенциалом, но нет нужных результатов от его использования, при­чину надо искать в самой общественной системе. Именно в силу внутренней целостности создание эффективной экономической системы предполагает изменение всей совокупности экономичес­ких отношений. Это закон изменения любой системы.

Отсюда следует, что переход от неэффективной административ­но-командной системы к эффективной может основываться на из­менении всей совокупности экономических отношений прежней системы, механизма ее функционирования. Обществу известны два основных типа механизма функционирования: на основе прямого директивного и косвенного рыночного регулирования. Следова­тельно, необходимость трансформации административно-командной (централизованно регулируемой) экономики не оставляет иного выбора, как экономика рыночного типа.

Становление современной рыночной экономики - дело доволь­но сложное, поскольку предстоит коренным образом трансформи­ровать сложившуюся на протяжении десятилетий административ­но-командную систему, которая по своей природе отвергала нор­мальные рыночные отношения. Рыночная система функционирует на механизмах экономического развития, принципиально отлич­ных от административно-командных, а потому и сформировать ее в сжатые сроки невозможно. Нельзя быстро преобразовать отноше­ния собственности и изменить сложившуюся социально-экономи­ческую структуру общества, создать рыночную структуру и соот­ветствующую нормативно-правовую базу, сформировать, наконец, новое мировоззрение у субъектов хозяйствования.

Следовательно, переход от одной социально-экономической системы к другой - весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития. С одной стороны, необходимы посте­пенный "подрыв" коренных социально-экономических отношений прежней системы, зарождение а развитие в ее недрах новых, про­тиворечиво соединяющихся с первыми внутри старой системы. С другой стороны, в экономике будет постепенно происходить разви­тие и усиление отношений и элементов современного рыночного хо­зяйства и ослабление отношений и элементов административно-ко­мандной системы.

Таким образом, процесс становления современной рыночной экономики требует довольно продолжительного периода, в тече­ние которого будет существовать так называемая переходная эко­номическая система, или переходная экономика, представляю­щая собой некую смесь отношений и элементов административ­но-командной и современной рыночной систем. Переходная эко­номика характеризует как бы "промежуточное" состояние общес­тва, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только фор­мируется и развивается. И те изменения, которые происходят в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сло­жившейся системы.

Основные черты переходной экономики. Изменения, происхо­дящие в переходной экономике, обусловливают и характерные чер­ты, присущие ей. Во-первых, для переходной экономики характер­ны изменчивость, нестабильность, носящие "безвозвратный" ха­рактер. Эти черты не просто временно нарушают устойчивость системы, после чего она может вернуться в равновесное состояние, а ослабляют ее, в результате чего она постепенно уступает место дру­гой экономической системе.

Следовательно, в условиях переходной экономики неустойчи­вость будет сохраняться постоянно с тем, чтобы обеспечить в итоге постепенный переход к другой экономической системе. Эта неус­тойчивость, нестабильность состояния переходной экономики обус­ловливает, с одной стороны, особый динамизм ее развития и соответствующий характер изменений - необратимость, неповтори­мость, а с другой - рост неопределенности итогов развития пере­ходной экономики, вариантов формирования новой системы. Эта вариантность итогов развития (в определенных границах, конечно) обусловлена как спецификой переходной экономики, сочетающей в себе элементы старого и нового состояний, так и многообразием факторов, влияющих на процесс развития.

Во-вторых, для переходной экономики, представляющей собой некую смесь старого и нового, характерно существование особых переходных экономических форм, например акционерной формы собственности, которая лишь внешне совпадает с той же формой в современных рыночных системах. Фактически это разновидность номенклатурно-корпоративной собственности (закрытые акцио­нерные общества). Таковыми являются и формы распределения, противоречиво соединяющие в себе элементы социализма и рыноч­ной экономики. Эта."нечистота" (переходность) экономических форм прежде всего свидетельствует о степени развитости, или зре­лости, переходной экономика. По мере наполнения этих форм но­вым содержанием и уменьшения в них элементов старой системы переходная экономика все больше и больше будет соответствовать экономике рыночного типа.

В-третьих, переходной экономике присущ особый характер противоречий. Это противоречия не функционирования, а разви­тия, т.е. противоречия нового и старого, различных, стоящих за те­ми или другими субъектами отношений, слоев общества. Измене­ния, происходящие в переходной экономике, ведут в конечном сче­те к смене экономической системы, а в социально-политическом плане переходные эпохи часто сопровождаются резким обострени­ем противоречий, приводящих к социально-политическим потря­сениям.

В-четвертых, характерной чертой переходной экономики явля­ется ее историчность, что обусловлено особенностями экономичес­кого развития отдельных стран. Проблемы, с которыми столкну­лись восточноевропейские страны и новые независимые государ­ства, входившие ранее в СССР, сложнее, чем, например, проблемы латиноамериканских стран, где уже ранее существовали некоторые рыночные институты и число государственных предприятий, под­лежащих приватизации, исчислялось сотнями, а не тысячами. Кроме того, обусловливают специфику протекания переходных процессов конкретные уровни развития каждой страны, степень развитости товарно-денежных отношений и способность общества к рыночным изменениям.В Польше, например, в 80-е гг. уже существовало множество рыночных институтов и более 1/3 польской рабочей силы было за­нято в частном секторе. В бывшем СССР, как известно, начальные элементы рыночной экономики стали возникать лишь в конце 80-х гг. с принятием Закона о государственном предприятии и Закона о кооперативах. Поэтому общие для переходной экономики законо­мерности имеют разные формы проявления в различных условиях что необходимо учитывать при разработке программ реформирова­ния экономической системы в переходный период.

Особенности функционирования переходной экономики. Спе­цифика переходной экономики как смешанной, структура которой представлена единством элементов современного рыночного хозяй­ства и административно-командной системы и в которой не дей­ствуют в полной мере экономические связи как прошлой, так и бу­дущей системы, обусловила следующие особенности ее функциони­рования.

Первая особенность связана с преемственностью (инерционнос­тью) воспроизводственного процесса, исключающего возможность быстрой замены существующих экономических форм другими, же­лательными. Подобные действия неизбежно внесли бы хаос в про­изводственный процесс. Именно инерционность воспроизводства предполагает такую особенность функционирования переходной экономики, как сохранение в течение достаточно длительного пе­риода старых экономических форм и отношений.

Второй особенностью функционирования переходной экономи­ки является интенсивное развитие всех новых форм и отношений. Понимание необратимости эволюционного процесса, его основных тенденций позволяет ускорить его путем осуществления той или иной программы реформ. В силу этого резко возрастает роль субъ­ективного фактора, от которого зависит правильность выбора нап­равлений и путей развития, и его практическая реализация. Успех ускорения переходных процессов обеспечивается в случае, если ре­формы намечены не произвольно, а на основе познания закономер­ностей эволюции, построения системы действий в соответствую­щих направлениях.

Переходная экономика - это экономическая система, которая существует в период перехода из одной системы общественно-экономической системы в другую. В этот период радикально изменятся и преобразуются социальные и экономические системы, происходит общая трансформация отношений в вопросах собственности, меняются механизмы и инструменты в управленческой сфере, полностью меняются как средства так и цели экономического развития. В случае с Россией, а также стран постсоветского пространства, термин переходная экономика применим в период перехода от модели централизованного управления экономикой к новой экономике рыночного типа.

В современной классической экономической теории изучается рыночная экономика как устойчивая, упорядоченная и равновесная система, которая находится в состоянии поступательного развития. В конце ХХ века, в период перехода индустриального общества в постиндустриальное, сформировалась новая наука транзитология, которая изучает теоретические основы экономических трансформаций. Таким образом, транзитология - это наука об экономике переходного периода. Предметом этой науки являются проблемные вопросы трансформации системы хозяйствования. Субъектом же исследований транзитологии является экономическая система конкретной страны (или стран) которая находится в переходном состоянии, от одного качественного уровня к другому.

Особенность переходной экономики в том, что, по сути, одновременно экономическая система имеет характерные черты сразу двух, зачастую диаметрально противоположных, систем. Эти особенности переходной экономики делают ее нечто большим, нежели процесс реформирования некоторых частей и элементов, это процесс смены всей существующей системы экономических отношений.

Классификация переходных процессов по характеру и типу

В процессе анализа истории экономических процессов выявилось, что в процессе развития существует несколько типов переходных экономик, отличающихся друг от друга по масштабам, а также по характеристике протекания процессов.

По масштабу принято разделять экономические процессы на:

  • глобальные;
  • и локальные.

По данной классификации локальная переходная экономика существует в некотором отдельном районе, регионе или отдельно взятой стране. В своей основе локальная экономика переходного периода содержит конкретные экономические процессы, которые присущи данному региону, и делающие экономику данного региона уникальной и отличительной от экономики других стран и регионов. В плане масштаба локальная переходная экономика является экономикой исходного типа.

Под глобальной переходной экономикой подразумевают всеобщий процесс изменений, протекающий в масштабах мирового хозяйства или даже всей цивилизации, как правило, специалисты разделяют восточную и западную цивилизации. Естественно, что глобальные процессы по определению не возможны без включения в них локальных экономических изменений, именно благодаря этим локальным изменениям и происходят масштабные подвижки глобального характера. Однако глобальные процессы могут развиваться и вследствие неких глобальных факторов, как, например, глобальное разделение труда. Глобальные изменения процессы всегда имели место быть на протяжении существования человеческого общества. Для примера можно взять процесс разделения человеческой цивилизации на западную и восточную цивилизации в I тысячелетии до нашей эры. На данном этапе развития нашего общества существуют все предпосылки к тому, что вскоре произойдет объединение этих двух цивилизаций.

По тому, как протекают процессы, также выделяются два типа переходной экономики:

  • естественно-эволюционная;
  • и реформаторско-революционная.

Первый тип происходит при естественном ходе истории, второй - при возникновении в обществе, зачастую в случае революционных кардинальных процессов, программ и направлений развития общества, в том числе и в сфере экономики. Одним из примеров второго типа переходной экономики можно считать опыт воплощения в жизнь программы Л. Эрхарда в Германии после окончания Второй Мировой Войны.

Некоторые экономические школы считают, что в чистом виде эти типы переходной экономики встречаются весьма редко. В большинстве случаев имеет место их переплетение, по сути, это и есть переходная система экономики. Совершенно очевидно, что любая реформа будет ускорять (или замедлять) ход естественной экономической эволюции. В качестве примера можно рассмотреть реформу 1861 года в России, которая была направлена на ускорение перехода от традиционного уклада в экономике к экономике нового капиталистического, то есть рыночного типа. Логичным продолжением этих реформ можно рассматривать реформы Столыпина. По сути, эти реформы в экономической плоскости можно сравнивать с социально-политическими революциями, которые произошли в России.

Конец ХХ века ознаменовался массовым переходом от административно-командной экономической системы к рыночной во многих странах мира. В целом способы осуществления этих переходов можно разделить на два типа. Это переход путем создания специальных экономических институтов (это сделали Китай, а также Венгрия в Европе), или же путь «шоковой» терапии (этот тип характерен для большинства стран Восточной Европы, в том числе и для России). Классическую форму такого перехода продемонстрировала Польша 90-х годов.

Разница между этими вариантами состоит не только в сроках, за которые проведены изменения, но и объеме регулируемых секторов, избранных мер стабилизации, степени охвата отраслей. Вопреки расхожему мнению, что выбор пути перехода зависит от политической воли руководства страны, экономисты считают выбор того или иного пути обусловленным целым комплексом социальных, политических и экономических факторов. Чаще всего шоковый вариант обусловлен сложившимися тяжелыми обстоятельствами в экономике страны, финансовым дисбалансом, товарным дефицитом и структурными нарушениями по отраслям экономики, которые остались от предыдущей системы хозяйственных отношений.

Главные особенности переходной экономики

Переходная экономика - это нормальное эволюционное состояние экономической системы, когда экономика работает в период перехода от одной ступени эволюции общества к другой, часто это период экономических, политических и социальных изменений. Исходя из этого, черты переходной экономики отличают ее от «обычной» экономической системы. Среди этих специфических особенностей можно выделить:

  • Заторможенность (инерционность) процесса воспроизведения.
  • Развитие новых форм, элементов и экономических институтов.

Зачастую эти особенности определяются как главные проблемы переходной экономики. Первая особенность (инерционность) объясняется тем, что из-за постоянного оглядывания на предыдущий этап не возможна быстрая, как бы этого не хотелось, замена экономических форм и отношений новыми. Именно этим явлением объясняется сохранение на достаточно большом промежутке времени пережитков старых экономических взаимоотношений.

Но поскольку процесс эволюции остановить не возможно, новые формы и новые отношения будут возникать и развиваться. Особенно интенсивно развиваются новые экономические институты в случае наличия спланированной программы реформ. Эффективность реформ возрастает в том случае, если они проводятся не спонтанно, а базируются на экономических законах. В этот период возрастает роль субъективных факторов, в конце концов, определяющих пути реализации реформ и их практическое значение.

Основные черты характерные для переходной экономики

В экономической теории выделяют основные черты переходной экономики, их как минимум пять.

  • Изменчивость.

Экономика переходного периода отличается своей изменчивостью, которая нарушает равновесие. Данная черта присуща для любого типа переходной экономики, обеспечивает как динамизм развития процесса, так и неопределенность перспектив процесса развития экономической системы.

  • Смешение нового и старого.

Особенности переходной экономики проявляются в переплетении новых и старых форм ведения хозяйства являются лакмусовой бумажкой на то, что процесс действительно начат, он идет и по мнению многих специалистов свидетельствует о необратимости процесса.

  • Альтернативность.

Является фактором многовариантности развития событий и свидетельствует о возможности выбора наиболее благоприятного варианта развития.

  • Противоречивость.

Эта особенность касается не столько функционирования экономики, сколько возникающих противоречий между слоями общества и стоящими за ними субъектами хозяйствования. Обострение противоречий насколько сильно, что это может привести к революционным потрясениям и социальным катаклизмам.

  • Историчность.

Экономика переходного периода сама по себе носит исторический характер, который, несомненно, зависит от особенностей региона. Это значит, что одни и те же закономерности протекания экономических процессов проявляются в каждой стране по-разному.

Совершенно очевидно, что при формировании программ экономического развития следует учитывать основные черты переходной экономики, с целью недопущения возможных ошибок и просчетов.

Российская переходная экономика и ее особенности

Несмотря на то, что в России экономические процессы протекают по той же схеме, что и в большинстве стран мира, переходная экономика России имеет целый ряд собственных уникальных особенностей. Также существуют проблемы переходной экономики характерные только для России.

  • Беспрецедентность.

Под этим термином понимают то, что переход к рыночной экономике происходит не от традиционного уклада, а от специфического, складывавшегося 70 лет особого типа «социалистической» экономики. Российская переходная экономика как экономическая и социальная система, бесспорно, накладывает свои отпечатки на ход преобразований. Более того, ход процесса не до конца предсказуем, поскольку аналогов в мировой истории попросту нет. Россия вновь, как и после 1917года, выступает как первопроходец.

  • Возвратность.

Дело в том, что основные понятия рыночной экономики для России не совсем чужды. Многие понятия были попросту «вытравлены» из сознания людей советской идеологией и способом жизни. Сегодня происходит возврат к утраченным ценностям.

  • Глобализация.

Особенности переходной экономики усиливаются процессами глобализации. Мировые процессы попросту не могут не влиять на Россию, на сами переходные процессы и на главные ориентиры. Поэтому российская переходная экономика представляет собой уникальное переплетение локальных тенденций и направлений развития.

  • Территориальность.

Переходная экономика России связана с географическим положением, как звена связывающего экономики западной и восточной цивилизации. Эта особенность накладывает свой отпечаток не только на стили хозяйствования, но и на ментальность жителей.

Задачи переходной экономики России

Переход на новую экономическую систему процесс тяжелый и требует четко поставленных задач:

  • Либерализация экономической системы. Для России трудно, но жизненно необходимо отказаться от запретов и ограничений, а также от чрезмерного государственного контроля во всех экономических сферах. Поэтому государство в переходной экономике играет важную и сложную роль.
  • Демонополизация. Суть заключается в создании в стране среды истинной конкуренции, то есть равных условий для ведения бизнеса абсолютно всеми субъектами хозяйствования.
  • Структурные преобразования. Такие преобразования, которые устранят диспропорции как в экономической системе в целом, так и в отдельных ее отраслях в частности.
  • Стабилизация макроэкономических параметров. Под этим подразумевается контроль над инфляцией, денежной эмиссией, сбалансированности государственного бюджета.
  • Социальная защита. Поскольку от не всегда популярных экономических реформ страдают простые люди, необходима четко функционирующая по установленным прозрачным правилам социальная сфера. Главная задача социальных служб должна заключаться в облегчении адаптации населения к новым экономическим условиям.
  • Институциональные преобразования включают в себя создание частного сектора, действующей рыночной инфраструктуры, создание эффективного законодательства адаптированного под условия рынка.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

РЕФЕРАТ

по курсу «Экономика»

по теме: «Особенности переходной экономики»

Введение

1. Становление переходной экономики России

2. Современные особенности экономики России и пути ее развития

Заключение

Список использованных источников

Введение

Все страны мира подразделяются на три основные группы: развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой, которые занимают как бы промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами.

В современной обстановке в России проблемы анализа переходных экономик, факторов и условий экономического роста, выделение особенностей, присущих переходной экономике России находятся в центре внимания общества и профессиональных дискуссий экономистов.

К данной теме постоянно приковано внимание экономической науки и практики. Вряд ли какой другой вопрос столь интенсивно обсуждается и в дискуссиях и в литературе. Это легко объяснить: без правильно проведенного экономического анализа, невозможно решить свои экономические, социальные и политические проблемы.

Вышесказанное определяет актуальность данной работы.


В переходе от командно-административной экономики, которая существовала в нашей стране до конца 80-х годов, к экономике переходного типа можно выделить следующие составляющие:

приватизация;

реформа цен;

формирование рынков;

реформа предприятий;

преобразования в аграрной сфере.

Положительные результаты приватизации в России связаны, главным образом, с системной трансформацией экономического строя России, в том числе с устранением монополии госсобственности в стране и формированием основы многоукладной экономики. Важным результатом является также то, что приватизационные программы реализованы в целом без социальных потрясений, с обеспечением минимально необходимых предпосылок для включения субъектов развивающегося отечественного рынка в мировые хозяйственные связи. Как обобщающий итог приватизации можно привести следующий факт: в настоящее время уже до 70% ВВП России создается негосударственным сектором экономики.

Сравнение с практикой других стран Восточной Европы показывает, что хотя во многих из них, как и в России, при решении проблем приватизации преобладали политико-идеологические мотивы, относительно больший положительный эффект от приватизации наблюдался в Чехии, Словакии, Венгрии, Хорватии, Польше. Намного хуже, чем в России, результаты приватизации почти в двух десятках бывших социалистических стран и союзных республик бывшего СССР. Сопоставление таких параметров, как уровень и динамика реальных доходов, инфляция, глубина и продолжительность экономического спада позволяет констатировать, что переход к частной собственности идет в России средними темпами и с относительным успехом.

К важнейшим особенностям российской модели приватизации можно отнести следующие аспекты :

· Приватизация проводилась не столько по законам, сколько по указам Президента и ведомственным нормативным документам Госкомимущества (которые даже не всегда направлялись в Минюст для регистрации).

· Для предприятий госсектора были разработаны типовые стандарты процедур приватизации, однако широко применялись «индивидуальные процедуры приватизации», вводимые местными органами власти (т.е. незаконные).

· Составлялись ежегодные государственные программы приватизации, но включение в эти программы адресных заданий означало выбор лучших предприятий и их форсированный передел.

· Из-за отсутствия финансовых средств у населения осуществлялась бесплатная раздача государственной собственности и продажа ее по минимальным ценам, главным образом в интересах директоров и государственных чиновников.

· При выборе модели ускоренной массовой приватизации главенствовала текущая политическая целесообразность, а не экономическая разумность.

Фактически устанавливалось господство частной собственности в условиях неполноценной среды ее функционирования и неблагоприятных макроэкономических условиях. При этом внешняя открытость национальной экономики, вместо фактора развития рыночной экономики, оказывала не стимулирующее, а скорее угнетающее и разрушающее воздействие.

Таким образом, при ощутимом политическом результате (возникли слои мелких и крупных собственников) экономически приватизация в России оказалась малоэффективной. Очевидно, что вместо форсирования этого процесса было необходимо налаживать действенное управление остававшейся государственной собственностью.

Суть либерализации цен заключалась в отказе от назначения цен государством, отпуске цен и расширении свободы экономических действий субъектов в области ценообразования.

Первый период реформы цен продолжался с начала 1992 по октябрь 1994 года. Следствием либерализации явился беспрецедентный рост цен. Высокий уровень монополизации отечественной промышленности препятствовал формированию рыночного механизма ценообразования и при отсутствии действенной антимонопольной политики существенно обострил существовавшие и ранее диспаритеты цен.

Этот период закончился в так называемый «черный вторник» (октябрь 1994 г.), в который произошло обвальное падение курса рубля по отношению к доллару.

Второй этап рыночных реформ в России (октябрь 1994 г. – август 1998 г.) характеризуется проведением жесткой финансовой политики государства, введением валютного коридора, наличием более умеренной инфляции, усилением конкуренции на рынке за счет иностранных производителей (особенно в потребительском секторе).

В этот период складывалось затратное ценообразование, смысл которого в том, что цена должна быть таковой, чтобы имелась возможность возмещения издержек и получения прибыли при определенном объеме продаж.

Третий этап трансформации российской экономики – август 1998 г. - 1999 г. Этот период начался 17 августа 1998 г. с расширения валютного коридора, верхнюю границу которого Центральному банку сдержать не удалось. Фиксированный курс уступил место плавающему с элементами регулирования при помощи валютных интервенций Центрального банка РФ. Этот период характеризуется паникой на валютных рынках, дестабилизацией банковской системы (в связи с ГКО, ОФЗ), фактическим снижением покупательной способности рубля, инфляционными ожиданиями, массовым повышением цен как на импортные, так и на отечественные товары.

Главная особенность ценообразования на этом этапе: имеет неустойчивый, хаотичный характер и привязано к динамике курса доллара.

Современный этап реформ – с 2000 г. по настоящее время. Переходный процесс в сфере ценообразования продолжается. Он связан с тем, что :

· структура прежних цен перестраивается и постепенно приближается к рыночной структуре цен;

· внутренние цены соотносятся, сопоставляются и приближаются к мировым.

Особенно это характерно для тех сфер, где присутствует государственное регулирование цен.

В российской экономике в ценообразовании устойчиво превалирует фактор затрат, а фактор спроса действует слабее. По-прежнему слабо влияет на динамику цен и конкуренция. Поэтому наиболее сильнодействующими факторами ценообразования в переходный период являются структура и уровень затрат, образующих нижний предел цены, индексируемый с учетом инфляционных ожиданий.

Для преодоления затратного характера ценообразования необходимо способствовать максимальному насыщению рынка товарами и капиталами, стимулировать накопления и инвестиции в реальный сектор экономики.

Рыночная экономика – это не любая экономика, где существует сеть рынка, а лишь такая экономика, где рынок является основной, господствующей формой обмена и, следовательно, основным, автоматически действующим регулятором производства, оказывающим определяющее воздействие на структуру производства и другие стороны воспроизводственного процесса.

Сегодня экономика стран Западной Европы, США, Японии все более перестает быть экономикой рыночной и трансформируется в контрактную экономику. Классическая рыночная экономика уходит в прошлое, становится вчерашним днем цивилизации.

В этом смысле переход к классической рыночной экономике представляется попыткой исторического регресса, возврата назад к исчерпавшей себя во всем цивилизованном мире экономике XIX в. Этот переход был связан с тяжелейшими последствиями для экономики России. В 1990-е г., когда интенсивно развивались переходные процессы, в России разрушались производительные силы, дробились крупные предприятия, началась деиндустриализация экономики. Наиболее тяжелый ущерб был нанесен высокотехнологичным наукоемким отраслям. Открытая мировому рынку экономика страны все более приобретает однобокую топливно-сырьевую направленность. Жестко сегментированный современный мировой рынок не допускает развития российского наукоемкого и высокотехнологического производства. Россия интересует его лишь как поставщик энергетических и сырьевых ресурсов, пространство для размещения экологически «грязных» отраслей, источник дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы.

В социальной сфере также развивались негативные социально-экономические процессы. Резкое социальное и имущественное расслоение общества, сопровождаемое абсолютным обнищанием большинства населения. За последнее десятилетие прошлого века уровень жизни 80% населения сократился в 2,5-3 раза. Устойчивое превышение смертности над рождаемостью ведет к вымиранию российского населения.

Угрожающе нарастает тенденция к территориальной дезинтеграции России. Межрегиональные различия в уровне экономического развития российских регионов и уровне жизни их населения исчисляются десятками раз. Оказалась разрушенной не только система хозяйственных связей России с бывшими республиками СССР, но и система внутрироссийских межрегиональных связей.

Опыт 1990-х гг. показал, что свободный рынок (даже в стабильной экономике), традиционно ориентированный на кратко- и среднесрочные интересы и цели, не способен в условиях России обеспечить конкурентной структуры рынков во многих отраслях. Прежде всего, речь идет о капиталоемких высокотехнологических отраслях с длительным производственным циклом.

В ходе трансформации централизованно планируемой экономики можно выделить несколько этапов реформирования российских предприятий:

1. Этап, ориентированный на совершенствование существующих субъектов экономики в рамках сохраняющейся планово-распределительной системы хозяйствования.

2. Этап формирования субъектов рыночной экономики.

3. Современный этап реструктуризации предприятий.

Снятие ограничений на создание новых предприятий и на размеры частных предприятий резко ускорили институциональные изменения в экономике. Значительно возросло количество и усилилось многообразие предприятий. Если в середине 90-х гг. в Едином государственном регистре предприятий и организаций насчитывалось 1946 тыс., то в 2004 г. – уже 3106 тыс.

В ряду многих мер, предусмотренных новой программой аграрных преобразований, важнейшей стало форсированное разгосударствление и приватизация социалистических предприятий, в том числе в аграрном секторе экономике. Впервые была поставлена сверхзадача – не только коренным образом изменить прежнее организационное и технологическое строение АПК, но и осуществить это в условиях перехода к рыночной экономике. После революции 1917 г. это был один из наиболее рискованных экспериментов. По своим последствиям для АПК России реформы 1990-х гг. оказались значительно радикальней и разрушительней. Основной причиной этого стало желание демократического правительства решить не столько экономические, сколько политические задачи, не столько построение каких-то новых экономических конструкций и механизмов, сколько слом и ликвидацию существовавших.

В качестве первоочередных целей аграрной реформы выдвигались:

· реорганизация колхозов и совхозов,

· развитие предпринимательства,

· создание условий для привлечения в аграрный сектор иностранных инвестиций.

Характерным является то, что переход от исключительно государственно-кооперативной собственности на землю, существовавшей до 1991 г., к новым многообразным формам был проведен путем жестких законодательных указаний. Приоритет в развитии аграрного комплекса был беспрекословно отдан мелкотоварному производству, а крупные хозяйства (колхозы и совхозы), которые производили большую часть товарной продукции, практически оказались «вне закона».

В настоящее время на базе реорганизованных колхозов и совхозов создано 13,3 тыс. акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, около 2,2 тыс. сельскохозяйственных производственных кооперативов, 0,8 тыс. ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств, 2,2 тыс. коллективных сельскохозяйственных предприятий. Формируется также фермерский сектор, который насчитывает до 285 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Свидетельства собственности на землю получили 95,5% сельскохозяйственных предприятий, а также более 8 млн. граждан страны (71,6% от общего числа владельцев земельных долей).

Сегодня в частной собственности находится уже 136 млн. га, что составляет 62% от всех сельхозугодий. При приватизации подразумевалось, что впоследствии будут налажены механизмы перехода первично распределенной собственности в руки эффективных пользователей. Пока таких механизмов не создано, поэтому значительная часть земель и основных средств без всякого использования находится у практически прекративших свое нормальное функционирование хозяйств.

К настоящему времени из сельскохозяйственного оборота выведено около 30 млн. га земель. Вынос питательных веществ из почвы в среднем в 4 раза превосходит их внесение с удобрениями. Приходят в упадок мелиоративные системы, растут площади закисленных почв. Продолжается техническая деградация аграрного сектора. Обеспеченность предприятий сельскохозяйственной техникой снизилась на 40-60%. Износ техники достиг 75%. Темпы ее ежегодного выбытия в 3-4 раза опережают темпы обновления. При сохранении такой тенденции через несколько лет нечем будет выполнять механизированные работы.

Долги сельхозпредприятий превышают годовую выручку от реализации всей продукции сельского хозяйства. Даже в 2000 г., когда экономическая ситуация на селе несколько улучшилась, 55% сельхозпредприятий оставались убыточными. За годы реформ государственные капитальные вложения сократились в 20 раз.

Формирование рыночной аграрной структуры на основе реорганизации колхозов и совхозов являлось в первую очередь политической задачей и не могло помочь в решении экономических трудностей. Рост числа фермерских хозяйств и создание на базе колхозов и совхозов новых форм хозяйствования не смогли нейтрализовать разрушающего действия диспаритета цен, рыночной стихии, самоустранения государства от выполнения многих объективно необходимых функций управления.

Только в последние несколько лет в экономике РФ появились признаки стабилизации и увеличения промышленного производства. Это явление во многом связано с оживлением внутреннего производства, вызванного дефолтом 1998 г. и благоприятной конъюнктурой мировых цен на нефть. Дефолт, девальвация и высокие цены на нефть смягчили остроту проблем, связанных с недостатками реформирования национальной экономики. Но в целом многие экономические и социальные проблемы страны еще остаются нерешенными.

За счет экспорта в России формируется порядка 90% прироста промышленного производства. Впрочем, сама по себе высокая внешняя зависимость экономического роста в России не является уникальной. Во многих развитых странах мира (Бельгии, Ирландии, Голландии) доминирование экспорта в структуре факторов роста не меньше. Главной особенностью отечественной хозяйственной динамики является минимальный уровень диверсификации экспортных потоков, преобладание в их составе топливных и сырьевых ресурсов. Согласно данным Госкомстата, на готовую продукцию приходится лишь 9,2% российского экспорта, тогда как на минеральные продукты – 56,7% и на продукцию металлургического комплекса – 15,3%. Именно сырьевая направленность российского экспорта ставит хозяйственную динамику в зависимость от малейших колебаний мировой хозяйственной конъюнктуры и сезонности спроса.

Нефтедолларовые дожди играют в России противоречивую роль. С одной стороны, обеспечивают бюджетное благополучие государства, экономический рост. Но, с другой стороны, они держат правительство в инерционном состоянии. Экономика движется на основе конъюнктурных недолгосрочных факторах. Экономически прогрессивные факторы не задействуются.

В России финансовая система в гораздо меньшей степени, чем в рыночных экономиках, вовлечена в инвестиционные процессы реального сектора. Доля капитальных вложений, осуществляемых из собственных средств, составила в нашей стране, по данным Госкомстата, 48,7%, удельный вес кредитования в ВВП не превышает 10,8%. При этом даже предоставляемое рыночное финансирование почти полностью приходится на экспортные предприятия и осуществляется, главным образом, в рамках тесных межфирменных взаимоотношений. Доля экспортеров в объеме кредитования банковской системой составляет 80% (состояние на 2005 г.).

Как результат, большинство отечественных компаний оказалось перед необходимостью создания своих механизмов стабилизации производства и капитальных вложений, главным из которых, на наш взгляд, является ценовой. В отсутствии достаточного по размеру финансового сектора и высокой нестабильности собственных денежных доходов единственной возможностью для предприятий является привлечение ими внешних финансовых ресурсов контрагентов. Этого удается достичь благодаря неодинаковой динамике цен. Однако возможности повышения цен для разных отраслей далеко неодинаковые. И если постоянные попытки ускоренного повышения цен со стороны естественных монополий часто оказываются успешными, то для большинства отраслей, ориентированных на внутренний спрос, реализация такой политики затруднена ввиду крайне низкого уровня конкурентоспособности продукции. Доля производственных мощностей, не позволяющих выпускать конкурентоспособную продукцию, составляет, по данным Минэкономразвития, в легкой промышленности более 40%, а в машиностроении и металлообработке – почти 32%. Причем в силу ограниченности возможностей отечественных производителей по выпуску качественной продукции, от 50% до 80% ассортимента по различным товарным группам формируется за счет импортных поставок.

Чтобы хоть как-то обеспечить сбыт своей некачественной продукции, по целому ряду ассортиментных позиций российские компании, ориентированные на внутренний конечный спрос, начинают сознательно занижать цены относительно импортных аналогов, а также следовать в ценообразовании за инфляцией в потребительской сфере. Зачастую этого удается достичь лишь за счет продажи в убыток. На протяжении последних трех лет удельный вес убыточных промышленных предприятий, по данным Госкомстата, не опускался ниже 34%, а доля плановой убыточности продукции в суммарных затратах, по данным Российского экономического барометра (РЭБ), устойчиво превышала 25%.

В книге «Благосостояние для всех» Л. Эрхард пишет о том, что в процессе послевоенного устройства экономики Германии профсоюзы и предприниматели состязались друг с другом в повышении заработной платы трудящимся. Нам представляется, что эта состязательность, возможно, явилась главным фактором определения оптимальной доли социальных слоев общества в национальном доходе и построения социальной экономики. В России на предпринимателей такие надежды возлагать не приходится. Профсоюзы абстрактно выступают за повышение заработной платы, но даже не ставят вопроса о доле в национальном доходе. Более того, их представители участвуют в принятии законов, которые не улучшают положение работников. В негосударственном секторе практически отсутствуют профсоюзы. В этих условиях роль государства в формировании социальной экономики оказывается решающей. Тем более, что социальный характер государства отражен в Основном законе.

Подавляющую долю ВВП в индустриально развитых странах производят предприятия с корпоративной формой организации. Для переходной экономики России эффективное функционирование данной формы имеет решающее значение. Практика становления корпораций (акционерных обществ) в России существенно отличается от мировой.

Отличительными признаками системы корпоративного управления в России в настоящее время являются следующие :

· относительно высокая по сравнению с мировой практикой доля менеджеров на крупных предприятиях;

· довольно низкая доля банков и других финансовых институциональных инвесторов;

· фактически отсутствует такая национальная группа институциональных инвесторов, как пенсионные, акционерные фонды, являющиеся важнейшими субъектами рынка в развитых странах с рыночной экономикой;

· неразвитый рынок ценных бумаг обеспечивает низкую ликвидность акций большинства предприятий и невозможность привлечения инвестиций из сферы малого бизнеса;

· с другой стороны, отсутствие развитого рынка ценных бумаг снижает актуальность обеспечения для предприятий достойной репутации на рынке и прозрачности информации;

· во многих случаях отношения с кредиторами или акционерами более важны для руководителей предприятия, чем отношения с собственниками;

Важнейшей особенностью остается «непрозрачность» отношений собственности: характер приватизации и пост-приватизационного периода привели к тому, что фактически невозможно провести четкую границу между реальным и номинальным собственником. В российских условиях противоречия в сфере корпоративных отношений традиционно наиболее остры. В результате массовой приватизации в России сложилась своеобразная структура капитала акционерных обществ, основанная на распределении мелких пакетов акций среди большого круга мелких акционеров, а также на наличии «эксклюзивных» отношений между крупными акционерами и менеджментом таких обществ. Поэтому достаточно часто возникают парадоксальные ситуации, когда крупные акционеры российских эмитентов заинтересованы не столько в повышении прибыльности бизнеса компании, сколько в сохранении своих специфических отношений с предприятиями (например, контроле за финансовыми потоками или экспортно-импортными операциями).

С другой стороны, потребность в усилении контроля над российскими эмитентами заставляет крупных акционеров осуществлять активный процесс консолидации пакетов акций, проводимый зачастую методами, ущемляющими права мелких акционеров. Так, широко используемым способом избавления от мелких акционеров по-прежнему является увеличение доли крупных акционеров за счет размывания долей других акционеров.

В этой связи основным принципом государственной политики на рынке ценных бумаг должно стать повышение регулирующей роли государства, которая должна обеспечить:

· защиту инвесторов от рисков фондового рынка;

· создание условий для привлечения капитала в страну;

· установление стабильных правил, по которым будет функционировать рынок;

· исполнение указанных правил всеми участниками рынка ценных бумаг.

Следующей после корпораций ступенью анализа структуры собственности социальной рыночной экономики является индивидуальная и партнерская собственность. Им соответствуют уровни хозяйственной организации, получившие название среднего и малого бизнеса. Безуспешность многолетних попыток развить данный спектр экономики как основу формирования массового среднего класса (жесткого ядра социальной рыночной экономики) объясняется бессистемностью усилий, направленных в заданном русле. Малый и средний бизнес направлен на обслуживание большинства населения, охватывая, в основном, сферу услуг. Для того, чтобы он был развит, требуется определенный уровень доходов абсолютного большинства населения, включая пенсионеров. Уровень их доходов должен позволить прибегать к услугам малых фирм в сфере обслуживания, питания, торговли и т.д. Кроме того, представители малого и среднего бизнеса взаимно пользуются услугами. Если уровень доходов большинства населения не позволяет прибегать к специализированным услугам, то большинству приходится ограничиваться собственным самообслуживанием на примитивном уровне. Ошибочность и безуспешность многократных попыток «создать средний класс» по мнению Н. Райской и Я. Сергиенко состоит в том, что проблема решалась не с того конца . Можно ввести какие угодно льготы по созданию, регистрации и налоговым льготам для малых и средних фирм. Но если узок круг потребителей их продукции, то вырасти искусственно они не смогут. Если же вырастут доходы большинства населения и существенно расширится его платежеспособная база, то естественно-экономическим путем вырастет количество малых и средних фирм как организационная форма индивидуальной и партнерской форм собственности.

Свою нишу в социальной рыночной экономике должны занять кооперативная собственность, показавшая высокую эффективность в разных странах (Испания, Израиль). В России для существования и развития этой формы имеются глубокие исторические корни.

В государственное русло следует направить хотя бы часть доходов, извлекаемых в сфере теневой экономики. Это усилит государство и ослабит его экономически негативных оппонентов. Государство должно овладеть потоками доходов, основу которых составит монопольная прибыль и природная рента (табак, алкоголь, сырьевые ресурсы).

В переходный период, когда несовершенный рыночный механизм еще не только не обеспечивает саморегулирование воспроизводственных процессов, но не способен даже стабилизировать ситуацию и предотвратить дальнейший развал аграрной экономики, необходимым является соблюдение принципа сочетания индикативности (рекомендательности) и директивности. Однако наиболее эффективными средствами воздействия на сельское предпринимательство являются методы экономической поддержки, когда вместо призывов или предписаний частному сектору для наиболее перспективных групп предпринимателей государством создаются условия получения большей прибыли (в основном за счет бюджетных средств).

Важно отметить, что государство при соответствующей направленности ее экономической политики может быть активным, эффективным и состоятельным участником и субъектом новой экономики.

Российская экономика относится к экономической модели переходного периода или трансформационной модели. Если даже не брать во внимание политические аспекты трансформационного перехода, то уникальность экономических факторов развития России преломляет общемировые тенденции формирования рыночной модели в российский вариант не из-за особенностей «русской души», а хотя бы из-за масштабов и климатических условий ее территории. Независимо от эффективности транспортной системы и характера энергообеспечения экономики и населения издержки на эти составляющие часто резко отличаются от подобных затрат в других странах. Все это лишь количественные параметры, которые не влияют на суть модели. Однако и эти обстоятельства не только модифицируют инфраструктурную составляющую российской модели, но и в значительной мере формируют пути включения экономики страны в мировое рыночное хозяйство. При этом не следует забывать, что и развитые страны, и мировая экономика в целом не застыли, а двигаются вперед, в известном смысле находясь в состоянии перехода к современной стадии рыночного развития. Поэтому и Россия должна ориентироваться не на промежуточную, середины прошлого века, а на формирующуюся в XXI веке стадию рыночного развития мирового сообщества.

1. Курс экономической теории: Учебное пособие / Рук. авт. колл. А.В. Сидорович. – М.: ДИС, 2001.

2. Курс переходной экономики / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Финстатинформ, 1997.

3. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник – М.: ВЛАДОС, 1999.

4. Райская Н., Сергиенко Я. Особенности хозяйственной динамики в переходной экономике России. // Материалы Международной конференции «Экономический рост: после коммунизма» 20-21 марта 2005 г., Москва.

5. Теория переходной экономики: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспект, 2004.

6. Хубиев К.А. О количестве и качестве роли государства в трансформационной экономике.// Экономика и жизнь. 2005. №10.

7. Экономика переходного периода / Под ред. В.В.Радаева, А.В. Бузгалина. – М.: Из-во МГУ, 2005.

8. Экономика переходного периода: Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1992-1997. – М.: ИЭППП, 1998.

9. Экономика: Учебник / Под ред. Д.В. Валового. – М.: Щит-М, 1999.

10. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 1999.


Экономика переходного периода: Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1992-1997. – М.: ИЭППП, 1998. С. 17.

Экономика переходного периода / Под ред. В.В.Радаева, А.В. Бузгалина. – М.: Из-во МГУ, 2005. С. 311.

Хубиев К.А. О количестве и качестве роли государства в трансформационной экономике.// Экономика и жизнь. 2005. №10.

Райская Н., Сергиенко Я. Особенности хозяйственной динамики в переходной экономике России. // Материалы Международной конференции «Экономический рост: после коммунизма» 20-21 марта 2005 г., Москва.

Экономическое развитие неизбежно связано с переходами экономики из одного состояния в другое. Сегодня пристальное внимание как российских и зарубежных ученых, так и широкой общественности, привлекают сложные и противоречивые преобразования, проходящие в постсоциалистических странах, в том числе и в России. В этой главе мы рассмотрим сущность переходной экономики, ее основные черты, варианты перехода к рынку, а также специфику реформ в ряде постсоциалистических стран.

Переходная экономика: сущность и особенности

Современная классическая экономическая теория изучает зрелое состояние рыночной экономики с позиций устойчивости и равновесия, упорядоченности и однородности, делающей акцент на развитии как поступательном процессе. В последней четверти XX в. в связи с трансформацией индустриального общества в постиндустриальное, обусловленной революционным скачком в развитии производительных сил, стала формироваться новая наука транзитология - теория экономической трансформации. Транзитология (экономика переходного периода) - экономическая научная дисциплина, предметом которой являются проблемы трансформации хозяйственных систем, а объектом - экономика страны или стран, находящихся в процессе перехода от одного состояния социально-экономической системы к качественно иному состоянию.

Переходные экономические отношения характеризуются тем, что в этот момент они соединяют в себе черты как прежнего, так и нового устройства общества. Переходная экономика представляет собой преобразование всей системы экономических отношений, а не только реформирование их отдельных элементов. Переходная экономика - промежуточное состояние экономики в результате социально-экономических преобразований; это переходное состояние от одной социально-экономической системы к другой.

Экономика переходного периода обладает рядом специфических характеристик, отличающих ее от экономики, находящейся в относительно стационарном состоянии и развивающейся на собственной основе. Во-первых, переходная экономика много- укладна. Экономический уклад - особый тип экономических отношений. Многоукладность - наличие ряда секторов хозяйства, характеризующихся различными формами производства. Главной особенностью межсистемного перехода является то, что в обществе сосуществуют экономические отношения обеих экономических систем - и уходящей и формирующейся. Во-вторых, неустойчивость развития. Каждая из зрелых ступеней эволюции общества и экономики являлась и является целостной системой. Переходная экономика характеризуется сочетанием как старых, так и новых экономических форм и отношений. Поэтому она объективна нецелостна, а следовательно, и неустойчива. Переходная экономика предполагает поиск новых более эффективных форм экономических отношений. На этом пути допускаются и просчеты и ошибки. Возможно возвратное движение. Например, в случаях, когда применение той или иной хозяйственной инновации ухудшает макроэкономическую ситуацию. В-третьих, альтернативность развития. Итоги развития переходной экономики могут быть вариантны. Экономические реформы направлены на достижение определенного ожидаемого результата. Однако эти реформы могут и не оправдать ожиданий. Многие экономические преобразования либо не дали положительных результатов, либо дали, но слишком незначительные. В итоге завершения периода перехода от одной экономической системы к другой могут сформироваться разные варианты хозяйственного уклада, которые представляют разные варианты развития, эволюции общества. В-четвертых, особый характер противоречий. В условиях переходной экономики экономические противоречия представляют собой противоречия развития (между новыми и старыми элементами производственных отношений), а не противоречия функционирования (внутри каждого производственного отношения). В-пятых, историчность, т. е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы. Длительность преобразований в переходной экономике объясняется как сложностью проходящих процессов, так и инерционностью прежней системы хозяйствования (невозможностью быстро изменить технологический базис и структуру народного хозяйства, создать новые экономические институты, обучить кадры и пр.). Переходный период - исторически непродолжительный срок, во время которого происходит ликвидация или коренное преобразование одной экономической системы и формирование другой.

Группы стран с переходной экономикой

2. Особенности переходной экономики России:

Экономика страны накануне радикальных реформ

2.2. Рыночные преобразования в России:

Механизм российских реформ

Совокупные спросы совокупное предложение в переходной экономике

Россия: монополизм особого рода и особенности антимонопольной политики

Российский рынок труда. Безработица

Предпринимательство в России

2.3. Источники и распределение денежных доходов россиян:

Источники денежных доходов

Неравенство в распределении доходов

Проблема бедности в России

Социальная политика в России

Экономический рост в России: проблемы и перспективы

2.4. Формирование открытой экономики России:

Открытая экономика: сущность и показатели

России: от автаркии к открытой экономике

Переходная экономическая система

Экономическое развитие неизбежно связано с переходами экономики из одного состояния в другое. Сегодня пристальное внимание как российских и зарубежных ученых, так и широкой общественности, привлекают сложные и противоречивые преобразования, проходящие в постсоциалистических странах, в том числе и в России. В этой главе мы рассмотрим сущность переходной экономики, ее основные черты, варианты перехода к рынку, а также специфику реформ в ряде постсоциалистических стран.

1.1. Переходная экономика: сущность и особенности

Современная классическая экономическая теория изучает зрелое состояние рыночной экономики с позиций устойчивости и равновесия, упорядоченности и однородности, делающей акцент на развитии как поступательном процессе. В последней четверти XX в. в связи с трансформацией индустриального общества в постиндустриальное, обусловленной революционным скачком в развитии производительных сил, стала формироваться новая наука транзитология - теория экономической трансформации.

Транзитология (экономика переходного периода) - экономическая научная дисциплина, предметом которой являются проблемы трансформации хозяйственных систем, а объектом - экономика страны иди стран, находящихся в процессе перехода от одного состояния социально-экономической системы к качественно иному состоянию.

Переходные экономические отношения характеризуются тем, что в этот момент они соединяют в себе черты как прежнего, так и нового устройства общества. Переходная экономика представляет собой преобразование всей системы экономических отношений, а не только реформирование их отдельных элементов.

Переходная экономика - промежуточное состояние экономики в результате социально-экономических преобразований; это переходное состояние от одной социально-экономической системы к другой.

Экономика переходного периода обладает рядом специфиче­ских характеристик, отличающих ее от экономики, находящейся в относительно стационарном состоянии и развивающейся на собственной основе.

Во-первых, переходная экономика многоукладна. Экономический уклад - особый тип экономических отношений. Многоукладность - наличие ряда секторов хозяйства, характеризующихся различными формами производства. Главной особенностью межсистемного перехода является то, что в обществе сосуществуют экономические отношения обеих экономических систем - и уходящей и формирующейся.

Во-вторых , неустойчивость развития. Каждая из зрелых ступеней эволюции общества и экономики являлась и является целостной системой. Переходная экономика характеризуется сочетанием как старых, так и новых экономических форм и отношений. Поэтому она объективна нецелостна, а следовательно, и неустойчива. Переходная экономика предполагает поиск новых более эффективных форм экономических отношений. На этом пути допускаются и просчеты и ошибки. Возможно возвратное движение. Например, в случаях, когда применение той или иной хозяйственной инновации ухудшает макроэкономическую ситуацию.

В-третьих , альтернативность развития. Итоги развития переходной экономики могут быть вариантны. Экономические реформы направлены на достижение определенного ожидаемого результата. Однако эти реформы могут и не оправдать ожиданий.

Многие экономические преобразования либо не дали положительных результатов, либо дали, но слишком незначительные. В итоге завершения периода перехода от одной экономической системы к другой могут сформироваться разные варианты хозяйственного уклада, которые представляют разные варианты развития, эволюции общества.

В-четвертых, особый характер противоречий. В условиях переходной экономики экономические противоречия представляют собой противоречия развития (между новыми и старыми элементами производственных отношений), а не противоречия функционирования (внутри каждого производственного отношения).

В-пятых , историчность, т.е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы. Длитель­ность преобразований в переходной экономике объясняется как сложностью проходящих процессов, так и инерционностью прежней системы хозяйствования (невозможностью быстро изменить технологический базис и структуру народного хозяйства, создать новые экономические институты, обучить кадры и пр.).

Переходный период - исторически непродолжительный срок, во время которого происходит ликвидация или коренное преобразование одной экономической системы и формирование другой.

1.2. Современная переходная экономика: основные направления и проблемы, модели реформирования

В настоящее время в центре внимания экономики переходного периода (транзитологии) находятся вопросы перехода от централизованно планируемой социалистической экономики к рыночной капиталистической. Почти 30 странам предстояло осуществить переход от системы, основанной на тотальном огосударствлении экономической и политической жизни, к основам рыночной демократии. Причем если в ряде государств это было возвращение к относительно недавнему прошлому, то на постсоветском пространстве речь шла о восстановлении практически заново хозяйственно-политических принципов рыночной экономики.

Общепризнанной теоретической концепции перехода от плановой экономики к рыночной на сегодняшний день не существует. Это тот случай, когда создание научной теории переходного периода следует за практикой преобразований.

Основные направления и проблемы перехода к рынку

Перед всеми бывшими социалистическими странами стояла одна и та же задача - переход от административно-командной к рыночной экономике. Эта задача в разных странах решалась по-разному. Однако во всех государствах переходный период имел общие тенденции.

Выделяют следующие основные направления перехода к рынку.

Во-первых , либерализация экономики. Либерализация экономики - система мер, направленных на отмену или резкое сокра­щение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. Основные направления либерализации экономики - либерализация цен, хозяйственных операций и внешней торговли. Либерализация цен - это снятие государственного контроля за ценообразованием, переход к формированию цен в соответствии со спросом и предложением. Предполагает свободную торговлю и свободное ценообразование. Либерализация хозяйственных операций - отмена государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности, пре­доставление возможностей для осуществления предприниматель­ства. Либерализация внешней торговли - отмена монополии государства на внешнюю торговлю, открытость экономики мировому хозяйству.

Во-вторых, структурные преобразования экономики. Структурная перестройка - формирование новой структуры экономики, устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. В первую очередь, она предполагает изменение структуры собственности и отраслевой структуры национального хозяйства. Во всех бывших социалистических странах государственный сектор охватывал почти всю экономику. Например, в СССР структура собственности на средства производства к началу 90-х гг. имела следующий вид: 88,6 % - государственная; 8,7 % - колхозная; 1,5 % - кооперативная; 1,2% - собственность граждан. Практически во всех бывших социалистических странах была утяжелена структура промыш­ленности (преобладало производство средств производства) и не­доразвит агросектор. Экономика бывшего СССР, кроме тoгo, была перегружена военными расходами. По оценкам специали­стов, оптимальным считается, если военное производство со­ставляет примерно 1-2 % ВВП. Максимальной считается доля в 6 % ВВП. В СССР к концу 80-х гг. расходы на военное производ­ство превысили 25 % ВВП. Главная цель перестройки структуры экономики - развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.

Структурная перестройка базируется на разгосударствлении и демонополизации экономики. Разгосударствление - процесс снятия с государства функций прямого хозяйственного управления и передача соответствующих полномочий на уровень пред­приятий. Разгосударствление экономики опирается на проведе­ние денационализации и приватизации. Денационализация собст­венности - переход государственной собственности в руки частных лиц, банков, кооперативов и прочих элементов эконо­мики. Приватизация представляет лишь один из многих вариан­тов денационализации. Приватизация - переход государствен­ной собственности в частные руки. Демонополизация - создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов. Здесь предполагается обеспечение дос­тупа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса, регулирование деятельности естественных монополий.

В-третьих, институциональные преобразования экономики. Институциональные преобразования представляют собой создание условий для функционирования рыночной системы путем преобразования правовых институтов, формирования рыночной инфраструктуры и новой системы государственного регулирования экономики. Преобразование правовых институтов предполагает принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства, а также правил и норм, регулирующих поведение субъектов экономики. Формирование рыночной инфраструктуры предполагает создание коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и т. д. Институциональные преобразования необходимы для создания основ рыночной системы, приведения в действие движущих сил рыночного хозяйства - предпринимательства и конкуренции.

Для современной переходной экономики характерны три группы проблем, которые так или иначе проявили себя во всех государствах осуществляющих переход от плановой экономики к рыночной. Во-первых, проблемы либерализации экономики и макроэкономической стабилизации. Эти проблемы стоят рядом, поскольку кризис системы в большинстве стран совпал с финансово-бюджетным кризисом, и проблема перехода к рыночному ценообразованию оказалась сопряжена с проблемой остановки инфляции. На практике либерализация цен почти всегда и везде (кроме Китая и отчасти Венгрии) вела к огромному ценовому скачку. Снижение инфляции до социально приемлемого уровня в 20-30 % в год занимало от нескольких месяцев (в Польше) до нескольких лет (в России), причем затягивание стабилизации повышало ее социальные издержки. Стабилизационная политика включает жесткие бюджетные и денежно-кредитные ограничения, регулирование обменного курса национальной валюты и, возможно, заработной платы. Во-вторых, институциональные проблемы, т. е. формирование условий для функционирования рыночной системы. Об институциональных преобразованиях уже говорилось. Важнейшее из таких преобразований - создание системы отношений частной собственности на основе общенародной. В-третьих, возможности и перспективы экономического роста. Решение данной проблемы усложнялось необходимостью коренной трансформации хозяйственной структуры плановых экономик. Выход из трансформационного кризиса определяли способы адаптации индустриальных экономик к постиндустриальным требованиям, а также принципиальная способность той или иной страны догнать со временем развитые страны по уровню своего экономического развития.