Элементы налога как экономической категории. Экономическая сущность налога. Налоги и налоговая система РФ

Через налоги осуществляется перераспределение совокупного продукта общества между реальными его производителями и государством. Учитывая сложность современной экономики, уровень общественного разделения труда и многообразие применяемых видов налогов, можно сказать, что посредством налогов перераспределяется и ВВП. Цель указанного перераспределения одна – формирование доходной части бюджета государства.

Экономическая сущность налогов проявляется по-разному с точки зрения участников этих отношений. С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы государства. С позиции налогоплательщика – это изъятие части его собственного дохода. Т.о., между участниками налоговых отношений неизбежно возникает объективное противоречие. Обе стороны прилагают большие усилия по защите своих экономических интересов.

Необходимость учета фактической платежеспособности налогоплательщика, с одной стороны, и коллективных потребностей членов общества, на удовлетворение которых и взимается налог, выражается в основных критериях налогообложения, которые могут быть определены следующим образом:

    справедливость налогообложения требует создания условий, при которых плательщики с более высоким уровнем доходов действительно уплачивают налог в больших суммах;

    критерий эффективности означает, что налоговая система должна быть так структурирована, чтобы содействовать максимально возможному экономическому росту производства;

    простота н алогообложения выражается в легкости и доступности пониманию широких кругов налогоплательщиков методики расчета налогов и заполнения налоговых деклараций, в стабильности налогового законодательства и единстве применения налоговых правил и налоговой отчетности на территории государства.

Государство в целях защиты своих экономических интересов организует налоговый контроль. Интересы государства по сбору налогов представляют и защищают специальные органы. В РФ – это Министерство РФ по налогам и сборам.

1.3 Функции налогов

Сущность налогов проявляется через их функции. Выделяют три основные функции налогов: фискальную, экономическую, контрольную. Рассмотрим каждую из них.

Фискальная функция является исторически первой и основной. Она отражает предназначение налогов, причину их появления. Фискальная функция заключается в том, что с помощью налогов формируются финансовые ресурсы государства и тем самым создается основа самого существования государства и его функционирования.

С развитием государства, расширением его политической, экономической и социальной деятельности возрастает значение фискальной функции налогов. Налоги превратились в главнейший источник государственных доходов. В странах с рыночной экономикой доля налоговых поступлений в доходной части бюджета составляет 80-90%.

Экономическая функция включает в себя регулирующую, распределительную, стимулирующую и социальную подфункции, влияющие на воспроизводственный процесс как налоговая волна. Налоги, воздействуя на воспроизводственный процесс, неизбежно влияют как на объем производства следующего цикла, так и на темпы экономического роста в целом.

Налоги также способны влиять на формирование отраслевых, межотраслевых и региональных пропорций экономики. Уменьшение налоговых изъятий через систему предоставления налоговых льгот позволяет стимулировать развитие тех отраслей и регионов, в которых заинтересовано общество. Налоги могут также содействовать развитию малых форм предпринимательства, увеличению занятости отдельных категорий рабочей силы.

Таким образом, экономическая функция отражает сущность налогов, заключающуюся в том, что последние представляют собой перераспределение совокупного дохода, созданного в обществе.

Экономическая функция налогов реализуется через налоговое регулирование , которое является составной частью государственного регулирования экономики. В современных условиях налоги признаны важным экономическим инструментом воздействия государства на объем потребительского спроса, инвестиции, темпы экономического роста, а также стимулирование отдельных отраслей и сфер экономики.

Распределительная функция налогов выступает в виде использования налогов в качестве инструмента при распределении и перераспределении валового внутреннего продукта. Этот процесс происходит путем введения новых и отмены старых действующих налоговых ставок, расширения либо сокращения налоговой базы, изменения уровня значения налогов. Первоначально распределительная функция была неразрывно связана с фискальными интересами государства, но увеличение роли государства в экономике привело к усилению регулирующих акцентов преимущественно через налоговую систему.

Стимулирующая функция налога, органично дополняющая регулирующую функцию, проявляется в дифференциации налоговых льгот, направленных на поддержку малого предпринимательства, производства продукции социального, сельскохозяйственного назначения, капитальных вложений, а также инновационной и внешнеэкономической деятельности.

Социальная функция налогов проявляется в применении налоговых методов поддержки социального обеспечения и социального страхования. Вычеты на благотворительные цели, на содержание детей, введение единого социального налога непосредственно направлены на обеспечение социальной защищенности и государственных гарантий членам общества, нуждающимся в первоочередной поддержке.

Воспроизводственная функция налогов предполагает зачисление налогов на специальные счета бюджетной классификации и использование средств на мероприятия, прежде всего, природоохранного значения и дорожного хозяйства. К таким налогам относятся: земельный налог; плата за пользование водными объектами; плата за загрязнение окружающей среды; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налоги, зачисляемые в дорожные фонды.

Контрольная функция заключается в том, что налоги выступают своеобразным «зеркалом» экономических процессов. Анализ динамики налоговых поступлений позволяет составить картину о процессах, происходящих в экономике, об эффективности действующей налоговой системы, о ее влиянии на национальное хозяйство. Контрольная функция реализуется органами, осуществляющими контроль за правильным исчислением, своевременной уплатой и правильным зачислением налогов, правильным заполнением и своевременным представлением налоговой отчетности. К ним относятся органы Министерства РФ по налогам и сборам, государственного таможенного комитета, Министерства финансов РФ.

Неотъемлемым элементом регулирования рыночных отношений в обществе выступают налоги, которые обеспечивают финансовыми ресурсами органы государственной власти и местного самоуправления для решения экономических и социальных задач, воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов, регулируют доходы, имущественную состоятельность, платежеспособный спрос населения.

Налоги - это историческая, экономическая и правовая категория. Исторически их появление связано с разделением общества на классы, возникновением государства, требующего соответствующего финансирования. Формы налогов, методы их взимания развивались по мере эволюции общественных отношений. Вместе с ними менялось представление о сущности и роли налогов, их теоретическое обоснование.

На первом этапе (эпоха Древнего мира - начало Средних веков) налоги носили исключительный, нерегулярный характер: дань с побежденного народа, военные трофеи, жертвоприношения и др. Государство не имело финансового аппарата для определения и сбора налогов и устанавливало лишь сумму средств, которую желало получить. Первопричиной существования налогов была потребность объединять усилия в целях жизнеобеспечения общества. В этот период налоги трактовались как общественно необходимое и полезное явление.

Вследствие роста государственных потребностей в денежных средствах, обусловленного расширением функций и увеличением числа задач, решаемых государством, налоги превратились в регулярные и обязательные платежи. В развитии налоговых форм и научных взглядов на налоги условно выделяется второй этап (ХVI-ХVIII вв.). Преобладающими являлись прямые налоги (поземельные, поимущественные, подушные), распространялось косвенное налогообложение. Одновременно формировались теоретические основы налогообложения. Законченную форму представления о налогах приобрели в XVII в.

Под налоговыми теориями следует понимать ту или иную систему научных знаний о сущности и природе налогов, их роли в экономической и социально-политической жизни общества, т. е. налоговая теория представляет собой комплекс научно обоснованных знаний о принципах и видах налогов.

Первой самой общей теорией налогообложения стала теория обмена , которая базируется на возмездном характере налогообложения. Суть теории заключается в том, что через налог подданные приобретают у государства услуги по защите от нападений, поддержанию порядка и др.

В эпоху Просвещения появляется разновидность теории обмена - атомистическая теория (по-другому - теория общественного договора, теория публичного договора - С. Вобан, Ш. Л. Монтескье). Данная теория признает, что налог есть результат договора между гражданами и государством, согласно которому подданный вносит государству плату за охрану, защиту и иные услуги.

В первой половине XIX в. была сформирована теория наслаждения (Ж. Сисмонди), согласно которой налоги есть цена, уплаченная гражданином за полученные им от общества наслаждения.

В тот же период складывается теория налога как страховой премии (А. Тьер, Дж. Мак-Кулох). По мнению авторов этой теории, налоги есть страховой платеж, который уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска. Однако в отличие от истинного страхования налоги уплачиваются не для того, чтобы при наступлении страхового случая получить сумму возмещения, а для того чтобы профинансировать затраты государства на обеспечение обороны и правопорядка.

Классическую теорию налогов обосновали А. Смит и Д. Рикардо. Они рассматривали налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты на содержание правительства. При этом какая-либо иная роль (регулирование экономики, плата за услуги, страховой платеж) налогам не отводилась. А. Смит предложил принципы налогообложения: равномерность, определенность, удобство, дешевизна.

Развитие монокапиталистических отношений в XIX-XX вв. - третий - четвертый этапы в эволюции налоговых форм и научных взглядов на налоги - сопровождалось уменьшением количества налогов, формированием налоговых систем , основанных на принципах подоходного налогообложения. Признавалось рациональным сочетание прямого и косвенного налогообложения в целях балансирования фискальных интересов государства и интересов налогоплательщиков . В обществе превалировали взгляды, согласно которым государство играло значительную роль в регулировании социально-экономических процессов, используя такие рычаги, как налоги. В финансовой науке развивались идеи о принудительном характере налога, возрастании значения права при его установлении и взимании, т. е. происходил поворот к пониманию налога как осознанной необходимости. Обоснование налогов как одного из воспроизводственных факторов содержится в работах русских экономистов И. М. Кулишера, И. Х. Озерова, В. Н. Твердохлебова , Н. И. Тургенева, И. И. Янжула и др. Несмотря на то что их налоговые теории носили сугубо прикладной характер, т. е. ограничивались изучением способов мобилизации финансовых ресурсов для содержания государства, в них были учтены закономерности развития товарно-денежных отношений и международные тенденции формирования основ рыночного хозяйствования.

Согласно кейнсианской теории (начало XX в.) налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее успешного развития.

Налоговая теория монетаризма , выдвинутая в 50-х годах XX в. М. Фридменом , принижала роль налогов (через налоги из обращения изымается «лишняя» денежная масса).

В теории экономики предложения , сформулированной в начале 80-х годов М. Бернсом, А. Лэффером, Г. Стайном, налоги рассматривались как один из факторов экономического развития и регулирования. При этом отмечалось, что высокий уровень налогообложения отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную деятельность, а это сказывается на базе налогообложения в сторону ее сокращения, что приводит к уменьшению налоговых поступлений.

В нашей стране отношение к налогам было отрицательное. Провозгласив построение первого в мире государства без налогов, социалистическая наука постепенно утвердила положение, согласно которому государство, являясь собственником предприятий, использовало во взаимоотношениях с ними так называемую систему отчислений в бюджет как нечто отличное от налогов. Соответственно в экономической литературе советского периода вопросы теории налогов не нашли должного отражения. Все сводилось к констатации текущих событий. Советские ученые М. М. Агарков, А. В. Бачурин, Г. Л. Марьяхин, М. И. Пискотин, Г. П. Солюс и др., анализируя налоговые системы зарубежных стран, доказывали имманентность налогов при капитализме, а не при социализме. В трудах А. М. Александрова, А. М. Бирмана, Э. А.Вознесенского, В. П. Дьяченко и других исследователей раскрывались отдельные проблемы налогообложения. Налоговая теория в Российской Федерации вновь стала развиваться с начала 90-х годов. Особого внимания заслуживают труды российских экономистов по теории налогов и налогообложения: А. В. Брызгалина, И. В. Горского, Л. П. Павловой, В. Г. Панскова, И. Г. Русаковой, Д. Г. Черника, Т. Ф. Юткиной и др. Экономические преобразования в Российской Федерации требуют системного подхода. Под налоговую реформу должны быть подведены фундаментальные экономические теории. Преобразования в системе налоговых правоотношений требуют не только профессиональных навыков в сборе налоговых платежей. Необходимо понять, какую роль играют налоговые категории в процессе расширенного воспроизводства и каким образом оптимизировать эту роль. Практика немыслима без теории.

Сущность экономической категории «налог» останется невыраженной, если исследовать ее только с позиций проводимой государством политики. Всестороннее познание всей многогранности экономических процессов и опосредующих их экономических категорий - необходимое условие создания действенного механизма управления этими процессами с учетом существующих базисных реалий. Любой налог должен способствовать достижению равновесия между общественными, корпоративными и личными экономическими интересами и тем самым обеспечивать общественный прогресс.

  • 1) должна быть объективной реальностью, т. е. не зависеть от воли и сознания отдельных людей или групп личностей;
  • 2) выражать реально существующие экономические отношения;
  • 3) иметь специфическое общественное предназначение, которое реализуется в выполняемых функциях.

Рассмотрим перечисленные признаки применительно к категории «налог». Налоги объективно возникают на определенном этапе экономического развития общества. При уплате налогов устанавливаются реальные отношения между государственной властью и корпоративными или индивидуальными собственниками, часть их доходов отчуждается для финансирования общегосударственных потребностей. В последнем и реализуется их общественное предназначение. При этом также осуществляется вмешательство в экономические и социальные процессы. Следовательно, можно заключить, что все три признака имеют место, значит, налог - экономическая категория. Поэтому целесообразно дать определение налога как экономической категории .

Налог - совокупность экономических отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости ВВП между государством (в лице соответствующих государственных структур), местными органами власти и налогоплательщиками (юридическими и физическими лицами), по поводу принудительно-властного изъятия части их доходов в одностороннем, безэквивалентном, индивидуально безвозвратном порядке в общегосударственное пользование. Это определение налога в широком смысле.

Конкретными формами проявления категории налога выступают виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. В узком смысле (с точки зрения организационно-правовой формы) налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств с целью финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Такое определение зафиксировано в Налоговом кодексе Российской Федерации. Анализ данного определения указывает на следующие признаки налога:

  • 1) обязательный платеж, при уплате которого возникают имущественные отношения между плательщиком и получателем, основанные на властном подчинении первого последнему;
  • 2) индивидуальный платеж - налогоплательщик не вправе переложить данную обязанность на других лиц, но может участвовать в налоговых отношениях через законного или уполномоченного представителя;
  • 3) безвозмездный платеж, взимается обязательно в денежной форме.

Налог — это платеж, носящий обязательный характер, который взимается государством с юридических и физических лиц по специально законодательно установленной ставке. Тем самым, налог выступает незаменимым элементом в процессе регулирования экономических рыночных отношений в общественной жизни. Обладая свойством финансового обеспечения, налогообложение решает многие вопросы государственной социальной и экономической политики, в области прямого регулирования доходов страны, а также в части поддержания стабильности поведения субъектов хозяйственных форм собственности, и установления уровня состоятельности и платёжеспособности всех слоев населения. Это позволяет уверенно утверждать, что государственное экономическое развитие и налоги, связано самым теснейшим образом.

Налог можно рассматривать как историческое, экономическое и правовое явление. Все эти категории в процессе устойчивого взаимодействия образуют полноценную налоговую систему. Благодаря наделению сущности налогов глубоким историческим качеством, можно, несомненно, утверждать, что они выступают в роли некой экономической категории.

Впервые экономическая сущность налогов была выделена в работах английского ученого Д.Рикардо. По мнению зарубежного экономиста, налог является полноценным продуктом труда каждой страны и носит императивный характер, что гарантирует государству его абсолютную уплату. Исходя из этого, экономическая природа налогов, в первую очередь, характеризуется материально-денежными отношениями, возникающими между государством и физическими, а также юридическими лицами.

Налог как экономическая правовая категория

Периодическое усовершенствование системы налогообложения в нашей стране, всегда порождало возникновение коренных изменений и экономических сломов форм государственного устройства и управления. В обществе современного периода, налог является ведущей экономической формой заимствования финансовых средств налогоплательщиков, с целью их внесения в общий доход государства. Налог как экономическая правовая категория проявляется в механизме взаимодействия самого государства с общественным производством, его структурой и динамикой, что оказывает влияние на развитие НТП.

Экономические элементы налога, как основание его взимания

Экономические элементы налога должны быть закреплены в законодательных актах любого государства, для того чтобы, процедура их взимания с граждан и организаций, имела правовой фундамент. Элементы налога – это основополагающие принципы организации и построения системы налогообложения.

Итак, налог имеет следующие экономические элементы:

— плательщик налогов;
— объект налогового обложения;
— налоговая база;
— льготы по налогам;
— единица обложения налогом;
— ставка;
— установленный порядок начисления;
— налоговый оклад;
— источник образования налога;
— период, порядок и срок уплаты налога.

Налоги в системе экономических отношений

С точки зрения экономической, налоги выступают фискальным инструментом, обладающим способностью косвенным образом, регулировать масштабные процессы в экономике. С правовой точки зрения, отношения в области налогообложения и уплаты налогов, образуют систему специфичных юридических обязательств с участием государства и субъекта налогообложения.
Участие налогов в системе экономических отношений естественным образом порождает правильное существование и развитие государства. Государственное изъятие денежных средств, носящее обязательный характер их уплаты, производится с целью поддержки общественного строя, что, безусловно, подтверждает экономическую сущность налогов.

Охарактеризуйте налог как важнейшую экономическую категорию.

1. Выделите основные сущностные признаки налога.

2. Осветите фискальную и регулирующую функции налогов.

3. Раскройте содержание принципов налогообложения.

4. По каким признакам можно классифицировать налоги?

5. Каким образом классифицируются налоги исходя из государствен­ного устройства?

6. В чем состоят отличия прямых налогов от косвенных?

7. Назовите элементы налогообложения.

8. Каким образом классифицируются налоги по объекту обложения?

9. Чем отличаются фактическая ставка налога от экономической?

10. Рассмотрите виды налоговых ставок.

11. Назовите основные методы налогообложения.

12. Охарактеризуйте налоговую систему в СССР в 20-е годы XX в.

13. Каковы направления налоговой реформы 30-х годов XX в.?

14. Какие изменения произошли в налогах с 30-х по 90-е годы?

15. Какие налоги несут в большей или меньшей степени фискальную нагрузку, а какие - регулирующую?

16. Какие налоги имеют регрессивный характер?

17. Какие элементы налогообложения могут устанавливать регио­нальные власти?

18. Какие операции относятся к реализации товаров (работ, услуг)?

19. Что относят к специальным налоговым режимам?

Еще по теме Вопросы для самоконтроля:

  1. Форма для самоконтроля: вопросы для выяснения делей и задач

Структура налоговой системы Российской Федерации

1.1 Налоги как экономическая категория. Принципы налогообложения

Главным элементом рыночной экономики является система налогообложения. Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Обязанность граждан платить законно установленные налоги закреплена в ст.57 Конституции РФ. В Налоговом Кодексе РФ (статья 8) подразумевается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения и т.д., в целях обеспечения деятельности государства. Именно налоги являются главным источником доходов государственной казны. Появление налогов характеризуется возникновением самых первых общественных потребностей. С развитием и преобразованием государства преобразовывалась и налоговая система. Помимо фискальной функции, налоги используются как инструмент экономического воздействия на общественное воспроизводство, на направление социально-экономического развития.

Анализируя структуру постсоветского развития, экономисты пришли к выводу, что налоговая система Российской федерации постоянно реформировалась. Государство и её законодательные и исполнительные органы находятся в постоянном поиске оптимальных решений в сфере налоговой политики. Налоги, по своей сути, можно отнести к основополагающим категориям рыночного хозяйства. Налоги представляют собой перераспределительные отношения между государством и налогоплательщиками. Налогоплательщиками являются граждане (физические лица) и индивидуальные предприниматели, организации и учреждения (юридические лица).

Государство, которое является важным общественным институтом, практически не имеет самостоятельного дохода (государство получает доход от акций или же от государственного сектора экономики, но объем данных доходов нельзя сопоставить с объёмом его расходов). Доходы же хозяйствующих субъектов формируется в процессе производства и реализации товаров и услуг. Для осуществления своей деятельности, государство изымает часть доходов, которые были сформированы в рамках индивидуальных хозяйствующих субъектов.

Можно сказать, что наблюдается перераспределение совокупного дохода между его производителями и государством посредством налогов. Также, с помощью налогов, перераспределяется и ВВП (Валовой внутренний продукт). Целью распределения является формирование доходной части бюджета государства.

Исходя из всего вышесказанного, можно дать такое определение налогам как экономической категории. Налоги есть совокупность отношений между налогоплательщиками (как физическими, так и юридическими лицами) и государством из-за перераспределения ВВП, чтобы сформировать централизованные денежные фонды в государстве.

Однако налоги воспринимаются по-разному, в зависимости от того, с чьей точки зрения рассматривать. С точки зрения государства, налоги - денежные доходы в казну, а с точки зрения населения - изъятие его собственного дохода. В отношениях между сторонами таких отношений всегда возникают противоречия. Государство, путём максимизации налогов, рассчитывает на получение большего количества денег в казну, что не устраивает налогоплательщиков, которые хотели бы платить низкие налоги, чтобы увеличить собственный доход. Большие усилия приложены обоими участниками налоговых отношения по защите их экономических интересов. Основной задача налоговой политики должна быть не только в том, чтобы собрать больше налогов, но и чтобы помочь развитию предпринимательской деятельности. Величина налогов должна соответствовать объему предоставляемых государством услуг.

Сущностью налогов являются их функции. Функции налогов? это те их свойства, с помощью которых налоги можно использовать как инструмент регулирования доходов государства, экономического развития и решения большинства проблем в стране.

Существует три основных функции налогов: фискальная, стимулирующая и регулирующая.

1. Фискальная функция является основной. С помощью реализации данной функции на практике, формируются государственные финансовые ресурсы, создаются материальные условия для функционирования государства. Она направлена на перераспределение первичных доходов юридических и физических лиц согласно существующей налоговой системе. Чем лучше она выполняется, тем успешнее осуществляются расходы.

2. Регулирующая функция нацелена на антикризисное регулирование, а также на возможность государства воздействовать на экономические и социальные процессы. Благодаря этой функции, государство может распределять налоговые платежи между юридическими и физическими лицами, а также регулировать доходы всех групп населения.

3. Стимулирующая функция осуществляется с помощью льгот, налогового кредита, пониженных ставок, что позволяет государству стимулировать технический прогресс. Также стимулирующая функция способствует более успешному развитию отдельного предприятия, отраслей, регионов.

Говоря о принципах налогообложения, можно сказать, что государство нуждается в полном удовлетворении потребностей, исходя из чего, оно устанавливает комплекс налогов, которые будут изыматься по единым законам и принципам. Впервые эти принципы выразил Адам Смит, который в своем труде "Исследование о природе и причинах богатства народов" пишет о четырех главных принципах налогообложения :

Принцип равенства и справедливости: всё население должно участвовать в формировании бюджета страны соразмерно получаемым доходам и возможностям.

Принцип определенности: все налоги, выплата которых обязательна, должны быть строго определены, определено время оплаты, способ и размер должны быть известны каждому налогоплательщику.

Принцип экономности взимания: система налогообложения должна быть экономична. Этот принцип подразумевает под собой, что под каждым конкретным налогом должна подразумеваться максимальная эффективность, которая выражена в низких издержках страны на сбор налогов и содержание налоговой системы. Иными словами, издержки по изъятию должны быть меньше, чем сумма самих налогов.

Принцип удобства: взимание налогов не должно причинять неудобства налогоплательщику. Все налоги должны взиматься в удобное время и место для каждого. Следовательно, необходимо устранить формальности и упросить акты уплаты налогов.

Именно Адам Смит заложил теоретические основы налогообложения, когда сформулировал и обосновал созданные им принципы налогообложения.

Адольф Вагнер, немецкий экономист, увеличил перечень, предложенный Адамом Смитом. Он изложил их девяти правилах, которые были объедены в четыре группы.

1. Финансовые принципы:

Достаточность налогообложения, то есть налоговых взиманий должно хватать для покрытия финансовых расходов государства;

Эластичность налогообложения, то есть возможность государства ввести новые налоги и отменить уже существующие, а также возможность варьировать налоговые ставки.

2. Экономико-хозяйственные принципы:

Надлежащий выбор объекта налогообложения - государство имеет возможность облагать налогом какой-либо объект;

Разумность построения налоговой системы, которая считается с последствиями и условиями их предложения.

3. Этические принципы:

Всеобщность налогообложения;

Равномерность налогообложения.

4. Принципы налогового администрирования:

Определенность налогообложения;

Удобство уплаты налогов;

Максимальное уменьшение издержек взимания.

Из чего следует, что в теории налогообложения была заложена основа системы принципов налогообложения, сочетающей в себе интересы как государства, так и налогоплательщиков.

На практике вышеперечисленные принципы были применены лишь в начале XX в. после Первой мировой войны, когда в экономике большинства стран начала проходить реформация в налогообложении. Налоговая система ни тогда, ни сейчас, не ограничивалась классическими правилами. По мере развития налоговой системы развивалась и финансовая наука, которая уточняла старые и вводила новые принципы в систему налогообложения

Разработанные в XVIII-XIX вв. принципы, с учетом внесения современных изменений в области экономической и финансовой теории, сейчас сформировались в определенную систему. Данная система состоит из нескольких принципов.

Принцип равенства и справедливости. По данному принципу налогообложения, каждый налогоплательщик должен принимать участие в финансировании потребностей страны соразмерно своим доходам. При этом равенство и справедливость должны быть обеспечены в вертикальном и горизонтальном аспектах.

Вертикальный аспект предполагает, что при увеличении доходов должны и увеличиваться налоговые ставки, а также то, что если налогоплательщик получает материальные блага в большом размере, то он обязан платить больше налогов.

Горизонтальный аспект предполагает, что налогоплательщики с одинаковыми доходами должны уплачивать налог по единой ставке.

При построении налоговой политики, эти аспекты довольно хорошо сочетаются, что позволяет создать благоприятные условия для развития важнейшего принципа налогообложения.

Считается, что прогрессивное налогообложение более справедливо, поскольку обеспечивает большее равенство среди налогоплательщиков.

Принцип эффективности. Суть данного принципа в том, чтобы налогообложение не мешало производству, проводя при этом политику стабилизации экономики нашей страны.

Эффективная налоговая политика должна помогать развиваться экономической сфере производства и государства в частности.

Принцип соразмерности налогов. Основой этого принципа является:

Состояние налогоплательщика, может ли он уплачивать налоги;

Налоги не могут быть произвольными, то есть, должно быть экономическое основание на изъятие;

Невозможность устанавливать сборы и налоги, которые ограничивают гражданина в реализации его конституционных прав.

Принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика. Согласно этому принципу, налогоплательщику не должны причиняться неудобства из-за времени или места взимания налога. В современном мире находят решение рационального распределения налогов между налогоплательщиками, решение социальных проблем и так далее.

Принцип единства налоговой системы. Согласно этому принципу, нельзя устанавливать законы, которые нарушают единство экономического пространства страны. Запрещается устанавливать законы, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение товаров, услуг и тому подобное. Также запрещается вводить законы, из-за которых один из субъектов страны может сформировать свой бюджет за счет другого субъекта.

Выделяется еще один принцип налогообложения, научный подход к формированию налоговой системы, который характерен только для отечественной экономики. Согласно этому принципу, доля налогообложения должна быть такой, чтобы гражданин, который уплатил все налоги, имел такой доход, который позволил бы ему обеспечивать нормальную жизнь в обществе. Нельзя определять ставки налога только из-за срочности наполнения казны государства в ущерб интересам населения.

Стоит отметить, что перед использованием какого-либо принципа необходимо его проанализировать с научной точки зрения. Следуя мировой теории и практике, нецелесообразно применение всей системы или же какого-либо отдельного принципа. Однако, существуют и такие принципы, которые существуют и признаются как аксиомы. Основополагающими принципами, которые необходимо заложить в основу любой существующей системы налогообложения, являются принципы, которые были разработаны Адамом Смитом и Адольфом Вагнером.

Множество принципов, таких как удобство, соразмерность взимания, экономность, достаточно легки в исполнении. Невозможно беспрекословное следование другим принципам, например, принципам равенства и справедливости, но государство должно стремиться к их соблюдению при построении эффективной налоговой системы.

Контроль налоговых служб за исчислением и уплатой налогов с физических лиц

Налоги как основной источник формирования государственного бюджета

Налоги - это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица - предприятия, организации, граждане. Платить налоги обязаны все. Однако это не значит, что те, кто их уплачивает...

Налоги. Налоговая система РФ

Налогообложение и тенденции налоговой политики

Ни одно государство не может существовать без налогов. Они отражают конкретные историко-экономические условия жизни людей и государства. Налоговый кодекс РФ (ст.8) так определяет налоги: «1. Под налогом понимается обязательный...

Особенности функционирования налоговой системы в современной Российской Федерации

Основным источником поступлений в доходную часть бюджета являются налоги. В 2001 г. на налоговые доходы приходилось, приблизительно 86% доходов Федерального бюджета РФ. Налоги - это обязательные платежи...

Проблемы игорного бизнеса в Российской Федерации

Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов...

Роль бюджета в финансовом обеспечении экономического и социального развития региона

Бюджет государства, а государство выражает интере-сы общества, в силу необходимости является как бы связующим звеном всех финансовых отношений, в значительной мере и общества в целом...

Роль финансов в расширенном производстве

Финансы появились вместе с возникновением государства, с целью создания материальной основы для выполнения им своих функций в политической, экономической, социальной областях...

Налоги составляют неотъемлемый элемент рыночной экономики...

Функции и свойства денег

Функции финансов

Этимология термина "финансы" имеет глубокие исторические корни. Многие исследователи связывают происхождение этого термина с латинским глаголом "Finis", означающим "уплачивать обусловленную сумму денег"...