Экономика франции кратко в настоящее время. Современное положение экономики франции

Территория Франции

Самое большое государство в Западной Европе общей площадью 545 тыс. кв. км. Имеет владения в Карибском бассейне:

Мартиника и Гваделупа, а также остров Реюньон (к востоку от Мадагаскара). Площадь с учетом этих территорий составляет 640,05 тыс. кв. км. Западные и северные районы Франции — равнины, в центре и на востоке — сред невысотные горы, на юго-востоке — Альпы, на юго- западе — Пиренеи.

Население Франции

Численность населения без заморских департаментов 62 млн человек (2008 г.), с зависимыми территориями — 64,05 млн человек. Для Франции характерны: высокая рождаемость и высокая ожидаемая продолжительность жизни. По мнению экспертов IN SEE, по этим показателям Франция может оказаться лидером среди других стран Европейского союза. Средняя продолжительность жизни составляет 80,98 года (мужчины — 77,79 лет, женщины — 84,33 года) (на 2009 г.). Франция — страна массовой иммиграции, особенно велико количество эмигрантов из бывших французских колоний в Африке. Французы составляют около 90% всего населения, однако окраинные области заселены этническими группами, которые отличаются языком и культурой (в частности, бретонцы — 1,5 млн человек). Преобладающая религия — католицизм (84% населения).

Государственное устройство Франции

Президентская республика, глава государства и исполнительной власти — президент, избираемый сроком на пять лет. По согласованию с парламентом он назначает премьер-министра и членов правительства. Парламент состоит из двух палат: Национального собрания и Сената.

Административно-территориальное деление Франции

22 региона и 96 административных единиц. Столица — Париж. Другие крупные города: Марсель, Лион, Страсбург, Тулон.

Объем ВВП, темпы экономического роста и другие статистические показатели

Показатель

Темпы прироста, %

Численность населения, млн человек

Прирост населения

ВВП, млрд долл. США (по обменному курсу)

Рост реального ВВП (с учетом инфляции)

ВВП, млрд долл. США (по паритету покупательной способности)

Рост внутреннего спроса

ВВП на душу населения, долл. США (по рыночному обменному курсу)

Темпы инфляции

ВВП на душу населения, долл. США (по паритету покупательной способности)

Дефицит текущего баланса. % ВВП

Средний обменный курс, евро/долл. США

Приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ). % ВВП

Франция является членом многих международных экономических организаций: ООН (с 1945 г.), МВФ и Всемирного банка (с 1947 г.), НАТО (1949-1966 гг.), ОЭСР (с 1961 г.), ЕС (с 1957 г.), «Большой семерки» (с 1975 г.), ЕБРР (с 1990 г.), ВТО (с 1995 г).

Налогово-бюджетная сфера Франции

Через бюджет перераспределяется свыше половины национального дохода (в 1913 г. — 20%). Налоговые взимания составляют свыше 44% ВВП страны. По этому показателю страна занимает одно из ведущих мест в ЕС (наряду с Швецией). Налоговое бремя в 90-е годы увеличилось и превышает средний показатель но ЕС. Стандартная ставка НДС составляет 19,6%. Стандартная ставка корпоративного налога составляет 33,3%, но есть льготы для малых предприятий. Подоходный налог очень высок, особенно его верхние ставки. В 2008 г. самая верхняя ставка была снижена с 60 до 50%.

Для французской экономики характерны следующие особенности:

  • дефицит государственного бюджета;
  • высокий государственный долг;
  • дефицит внешнеторгового баланса;
  • французский рынок труда отличается негибкостью, а уровень безработицы — один из самых высоких по сравнению с другими странами — участницами ЕС;
  • уровень налогообложения французских компаний и социальных отчислений считается одним из наиболее высоких в Европе;
  • высокоразвитый банковский сектор;
  • эффективный механизм распределения финансовых потоков и, как следствие, незначительные масштабы теневой экономики;
  • высокий уровень забастовок.

На повестке дня правительства и законодателей числится целый пакет мер, охватывающих социально-экономические, юридические, политические и международные вопросы.

Сердцевиной намечаемых реформ станет комплекс финансовых и налоговых мер, направленных на реализацию главного лозунга программы Н. Саркози: «Больше работать — больше получать». «Реабилитировать работу» и улучшить покупательную способность французов должны следующие меры:

  • Освобождение от налогообложения сверхурочной работы (по данным статистики, 37% наемных работников во Франции трудятся сверх нормативного времени).
  • Вычет из налогооблагаемой базы сумм, уплачиваемых по ссудам, взятым на приобретение жилья.
  • Снижение или полная отмена (в случае передачи наследства в рамках семьи) налога на наследство.
  • Уменьшение налога на крупные состояния в случае инвестирования средств в малые предприятия.
  • Отмена налогов для работающих студентов.
  • Расширение возможности заработка для работающих пенсионеров.
  • Ограничение практики так называемых золотых парашютов — «финансовых подарков» ведущим менеджерам крупных компаний при выходе на пенсию.
  • Отмена практики авансовой оплаты налогов на предприятия.

Одной из самых трудных реформ, планируемых правительством на ближайшее время, обещает стать принятие закона о так называемых минимальных услугах в общественном секторе в случае забастовки. Речь идет главным образом о работниках общественного транспорта (метро, автобусы, пригородные поезда), забастовки которых не раз приводили к полнейшей дезорганизации транспортной системы больших городов, создавая крайнее неудобство их жителям. Предполагается, что по новому закону забастовщики будут обязаны обеспечить транспортное обслуживание на минимальном уровне, предупредить власти о начале забастовки за два дня до ее начала, а также провести тайное голосование о продолжении забастовки через восемь дней после ее начала.

Но, по подсчетам экспертов, задачи достижения «нового экономического роста» равно как и снижения государственного долга до менее 60% ВВП, выхода на бездефицитный бюджет к 2012 г. и соблюдения «пакта стабильности» ЕС могут оказаться труднореализуемыми.

Внешнеэкономические связи Франции

Страны, импортирующие продукцию из Франции: Германия — 14,9%, Испания — 9,3%, Италия — 8,9%, Великобритания — 8,1% (2007 г.).

Страны, экспортирующие продукцию во Францию: Германия — 18,9%, Бельгия — 11,4%, Италия — 8,4%, Испания — 7,1% (2007 г.).

Объем экспорта в 2008 г. составил 761 млрд долл., объем импорта — 838 млрд долл.

Основные позиции в экспорте в 2006 г.

Процент от общей суммы

Промежуточная продукция

Средства производства

Машины и оборудование

Потребительские товары

Продукты и напитки, прошедшие обработку

Основные позиции в импорте в 2006 г.

Процент от общей суммы

Промежуточная продукция

Средства производства

Потребительские товары

Машины и оборудование

Франция одна из крупнейших капиталистических держав; она расположена в западной части Европейского материка. Территория Франции - 552 тыс. км2, а население - около 46 млн. чел. С юга страна омывается теплыми водами Средиземного моря, в котором Франции принадлежит о-в Корсика. У 1западных берегов страны ни днем, ни ночью не смолкает шумное дыхание волн Атлантического океана. А от северной соседки - Великобритании - Францию отделяют морские проливы Ла-Манш и Па-де-Кале. На северо-востоке, во Фландрии и Арденнах, Франция граничит с Бельгией и Люксембургом. Далее, к востоку, высятся куполообразные вершины Вогезов. Здесь проходит франко-германская граница. Достигнув р. Рейна, пограничные столбы круто поворачивают к югу, поднимаясь все выше и выше: сначала на горные склоны Юры, по которым проходит граница со Швейцарией, а затем на покрытые снегами хребты Альп, отделяющие Францию от Италии. Здесь находится самая высокая гора Западной Европы - Монблан (4810 м).

Альпийские хребты прорезаны глубокими и довольно широкими долинами, удобными для сообщения. На юго-западе лежит менее высокая, но труднодоступная горная система Пиренеев. Она образует естественную границу Франции с Испанией и небольшим государством Андоррой.

В 1980-е гг. экономическое развитие Франции характеризовалось замедленными темпами роста, массовой безработицей, резкими сменами основных направлений государственного регулирования. Структурный кризис мирового хозяйства, переход к новому типу воспроизводства оказали сильное влияние на промышленное производство. После кризиса 80-х гг., французская промышленность восстановила свой уровень производства только в 1986г.Позиции Франции в мировой экономике несколько ослабли (1980 г. -- 5,7% ВВП мира.

В начале ХХ века французская экономика в своем развитии отставала от мировых лидеров. Индустриализация в стране шла более низкими темпами. Если в 1900г. Доля промышленной продукции в ВВП у США составляла 27,9%, у Германии - 23,4%, у Великобритании - 22,4%, то у Франции она не превышала 14%.

После первой мировой войны Франция превратилась из кредитора в должника, в 60-х гг. она потеряла свои колонии. В результате основным источником экономического роста стала промышленность. Основная деятельность по структурной перестройке экономики пришлась на 1946 - 1973 гг. Этот период получил название “тридцатилетия славы” сопровождался высоким экономическим ростом, который в среднем составлял 5,2% в год.

Французскую социально-экономическую модель принято называть дирижистской, или этатистской (от французского “Etat” - государство). Основополагающим признаком данной модели является интенсивное государственное вмешательство в экономику. Государство одновременно выступает как крупный предприниматель, осуществляет административное регулирование экономики и финансирует всеохватывающую систему социального обеспечения.

Административное регулирование экономики осуществлялось с помощью пятилетних индикативных планов, в которых централизованным образом определялись объемы и структура инвестиционных потоков. Например, первый план (1947 - 1952 гг.) выдвигал приоритет развития базовых отраслей: добычи угля, электроэнергетики, металлургии, сельского хозяйства, машиностроения и транспорта. Второй план (1953 - 1957 гг.) предусматривал общее равномерное развитие экономики. А согласно третьему плану (1958 - 1961 гг.), нужно было за 4 года обеспечить увеличение ВВП на 20%. Разработкой индикативных планов занимался Комиссариат планирования. В существовавшие при нем комиссии входили крупные министерские чиновники, эксперты, а также руководители крупных предприятий и союзов предпринимателей. Официально эти планы носили рекомендательный характер, но фактически их исполнение было обязательно как для государственного, так и для частного сектора. С конца второй мировой войны на протяжении практически 40 лет государство осуществляло административный контроль над ценами, который был законодательно отменен только 1 декабря 1986 года, правда с некоторыми исключениями. В сфере государственного регулирования остались тарифы за электричество и газ, плата за проезд в железнодорожном транспорте и метро, тарифы за услуги здравоохранения и лиц свободных профессий (например, нотариусов), квартирная плата и цены на 80% сельскохозяйственной продукции.

Доминирование в обществе мелких собственников и сильные позиции государства в экономике обусловили вторую особенность социально-экономической модели Франции - отставание по степени концентрации капитала от мировых лидеров. По данным журнала Forbes, в сотню крупнейших ТНК мира входит всего 7 французских компаний, в то время как количество американских компаний составляет 29, японских - 9, немецких - 11 и британских - 11. При этом важно отметить, что крупнейшая по активам американская компания Citigroup занимает 1-е место в иерархии, японская Mizuho Financial - 2-е, немецкая Allianz Worldwide - 6-е, британская Barclays - 10-е, а французская BNP Paribas - только 14-е. При этом остальные 6 французских компаний занимают соответственно 25-е, 26-е, 29-е, 80-е, 85-е и 93-е. Для сравнения среди первых двадцати компаний присутствуют 5 американских, 4 Японских, 3 немецких и 3 британских.

Экономическая модель французской экономики имела целый ряд достоинств. Централизованное перераспределение финансовых ресурсов и государственные инвестиции обеспечили быстрый экономический рост в течение трех десятилетий. Средний темп прироста ВВП составил в 50-е гг. 4,5%, в 60-е гг. - 5,8%, в 70-е гг. - 2,6%(стр.154 Учебный курс по основам эконом.теории).Быстрыми темпами увеличивался ВВП на душу населения. По данным ОЭСР, по ППС в ценах 1990г. этот показатель составил 3 855 долл. в 1946г., 7 875 долл. в 1961г., 15 183 долл. в 1981г. и 21 092 долл. в 2001г. Благодаря государственной поддержке “национальных чемпионов” произошло укрупнение французских компаний. Индикативное планирование, определявшее направление и пропорции экономического роста, позволило значительно увеличить французский экспорт и его промышленную составляющую.

Франция является одним из примеров стабилизации экономики за счёт государственного влияния, что является довольно характерным для развития стран. Эта страна - одна из ведущих западных держав, занимает седьмое место среди всех стран мира - 4,7% совокупного ВВП при 1% населения.По размерам территории и населения,она принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы. На долю Франции приходиться 17% промышленного и 20% сельхозхозяйственного производства Западной Европы (стр. 205 Основы эконом.теорий).

Позиции Франции в мировой экономике несколько ослабли (1980 г. - 5,7% ВВП мира). Доля страны в промышленном производстве стран ОЭСР сократилась с 6,6 до 5,7% за 80-е гг., уменьшились экспортные возможности. Норма безработицы превысила10%.Французскаяпромышленность по-прежнему имеет недостаточную специализацию, с трудом приспосабливается к быстро меняющему спросу на рынка.

Сравнительно низкая эффективность производственного аппарата связана с историческими особенностями развития экономики, которая в 50-60-е гг. в основном ориентировалась на внутренний рынок, а во внешних связях большое место занимали развивающиеся страны, главным образом, в пределах бывшей колониальной империи.

Немаловажную роль в этом процессе сыграло доминирование в структуре хозяйства кредитного сектора, который обычно проявляет чрезмерную осторожность при осуществлении долгосрочных промышленных проектов. Во Франции активно протекают процессы перестройки социальной структуры хозяйства, концентрации и централизации производства и капитала. Сотни крупнейших компаний сосредотачивают свыше 2/3 промышленного производства. В ряде отраслей монополизация производства приближается к наибольшей.

Мелкие и средние предприятия, укрепляя свои позиции в период 70-80-х гг., в основном ориентируются на сферу услуг и торговли. В черной металлургии две крупнейшие компании “Юнизор” и “Сасилор” сосредоточили 70% производства стали, “Компани женераль д"электрисите” (КЖЕ), “Томсон” -- 50% производства электронного и электротехнического оборудования, “Рено” и “Пежо” -- почти все производство автомобилей. “ПешиниЮжин-Кюльман” (ПЮК) и “Иметаль” -- почти полностью сосредоточили в своих руках производство и сбыт цветных металлов.

Процессы концентрации и централизации капитала и перестройки экономики Франции происходили одновременно с процессом интернационализации производства и капитала, которые привели к созданию огромных по мощи ТНК. Так, “Иметаль” объединил 62 общества, действующих в 25 странах. У автомобилестроительной компании “Рено” -- почти 45% производственных мощностей и 25% рабочей силы сосредоточены на заграничных предприятиях и так далее. Централизация капитала на национальном и международном уровне привела к укреплению целого ряда французских компаний в мировом производстве. Химическая компания “Пешине” превратилась в мирового лидера упаковочной продукции, полиграфическая фирма “Ашет” -- в ведущего издателя журналов в мире, фирма “Кабль де Лион” вышла на первое место в мире в производстве электрических кабелей. Электротехнический концерн “Томсон” занял первое место в мире по выпуску навигационного оборудования для самолетов, а в Европе -- по производству бытовой электроники. “Иметаль” занимает ведущее положение по производству свинца, цинка, никеля в промышленно развитых странах. В Западной Европе компании “Аэроспасиаль” и “Дассо-Бреге” заняли соответственно первое и третье места в авиакосмической промышленности. Упрочились позиции французских компаний среди крупнейших корпораций Западной Европы и мира. В список ста крупнейших компаний вошли 8 французских объединений.

Французские банки всегда активно участвовали в деятельности промышленных компаний через систему участия во владении акционерным капиталом, используя в том числе холдинговые компании, инвестиционные фонды. Процесс переплетения капитала привел к тому, что вся экономика охвачена несколькими финансовыми группами, имеющими широкие международные связи. Это группы “Нариба”, “Союз”, группы Ротшильдов и Ампен-Шнейдеров. Финансовые группы оказывают серьезное влияние на формирование экономической политике. Интересы крупнейших компаний при этом отстаивал Национальный совет французских предпринимателей (Патронат), а также различные отраслевые, межотраслевые и региональные организации предпринимателей, являющиеся мощными рычагами давления на правительство. Активную роль в экономике страны играет мелкий бизнес. Мелкие и средние предприятия, укрепляя свои позиции в период 1970-80-х гг. Мелкий сектор очень подвижен. 30% регистрируемых предпринимательских единиц терпят крах спустя два года, а каждое второе не дотягивает до пяти лет. Число фирм, терпящих банкротство, высоко. Препятствием в деятельности новых компаний выступает недостаточность накопления первоначального и оборотного капитала. Мелкий сектор в основном ориентирован на сферу услуг и торговли.

Функционирование экономической системы происходит под мощным воздействием государства на воспроизводственный процесс. По степени развития ГМК, проявляющемся в активном участии государства в регулировании и программировании экономики, в распространении государственной собственности Франция выделяется среди крупнейших промышленно развитых стран. В 1980-е гг. произошло изменение основных направлений экономической политики от дирежизма к неолиберализму, к усилению роли рынка. Большое влияние на экономическую политику оказали изменения в расстановке политических сил на правительственном уровне, что, прежде всего, проявилось в отношении к государственному сектору. В 1981 г. правительство социалистов провело национализацию 9 крупнейших промышленных компаний и 36 банков. Государственный сектор сосредоточил 28% производства и 16% занятых. Национализация способствовала модернизации и финансовому оздоровлению данных компаний, позволила избежать перехода некоторых фирм под контроль иностранного капитала. Пришедший к власти блок правых и центристских партий в 1986 г. принял программу денационализации 65 крупнейших промышленных, банковских и страховых компаний. В частный сектор были переданы крупнейшие банковские группы “Париба” и “Сосьете женераль”, индустриальные гиганты “Сен-Гобен”, “Компани женераль д"электрисите”, финансовая компания “Тивас”, военно-промышленная компания “Матра”, финансовая группа “Сюэз”.

Государственный сектор во Франции и в настоящее время является важным инструментом экономической политики. Обновление основного капитала, обеспечение условий воспроизводства во многих отраслях хозяйства непосредственно решается государством. Регулирующая роль государства находит свое яркое выражение в государственном программировании и планировании, которое получило широкое развитие в первые послевоенные годы. С этой целью были созданы официальные органы, среди которых выделяется Комиссариат плана. Разработанные планы ориентировали французскую экономику на освоение новых технологий, структурную перестройку, усиление научно-исследовательских работ.

Государство активно участвует в развитии НИОКР. На его долю приходится свыше половины общенациональных ассигнований на научно-конструкторские работы. Государство стремится ликвидировать существующий разрыв в научно-техническом потенциале между Францией и другими ведущими странами. Со второй половины 1980-х гг. в экономической политике правительства в качестве приоритетных выдвинулись вопросы, связанные с созданием единого рынка ЕС. К ним относятся структурные преобразования, проведение системы налогообложения и социального обеспечения в соответствии с уровнем Сообщества. Структурные особенности хозяйства влияют на позицию Франции в вопросах интеграции. Обычно она выступает за регулирование тех отраслей, где ее конкурентные позиции не высоки. Правительство сократило государственное регулирование экономики и стимулировало частный сектор, с этой целью был отменен валютный контроль, контроль над ценами, снижены налоги, увеличены льготы компаниям. Одним из краеугольных камней экономической политики являлось сдерживание роста заработной платы, благодаря чему потребительские расходы сохранялись на умеренном уровне, а норма прибыли достигла уровня начала 1970-х гг. .

Франция -- высокоразвитая страна, ядерная и космическая держава. По общему объёму экономики страна занимает ведущие места в Европейском союзе и стабильно входит в первую мировую десятку.

Реальный темп роста ВВП :

  • · В 2010 году 1,5%
  • · В 2009 году -- 2,5%
  • · В 2008 году 0.7%

Традиционная особенность французской экономической политики -- большая доля государственного сектора, особенно в стратегически важных областях -- нефтегазовой промышленности, транспорте. Существует планирование, но оно носит не нормативный, а индикативный характер (намеченные показатели не являются нормативными для частных предприятий). Велика доля в экономике иностранного капитала (промышленность до 40 %, недвижимость около 27,5 %, торговля -- 20 %, сфера услуг -- 9 %). На предприятиях с иностранным капиталом работают свыше 20 % трудящихся. Особенно велика доля иностранного капитала в информатике и других отраслях передовых технологий (свыше 50 %).

Существенную часть ВВП даёт промышленное производство -- 20 %, оно обеспечивает более 30 % рабочих мест, 40 % инвестиций, 80 % экспорта. Франция располагает значительными запасами полезных ископаемых: железных и урановых руд, бокситов, калийных солей и др. Это создаёт базу для горнодобывающей и тяжёлой промышленности. По уровню развития цветной металлургии страна занимает лидирующие места в мировых рейтингах, по выплавке стали находится на третьем месте в Западной Европе. Основные отрасли: машиностроение (2,6 % мирового производства), химическая (четвёртое место в мировом экспорте), авиакосмическая (Франция играет ведущую роль в Европейском космическом агентстве), автомобильная (десятое место в мире по выпуску автомобилей Список_стран_по_производству_автотранспортных_средств), пищевая (по объёму экспорта на втором месте в мире после США), радиоэлектронная, информатика, судостроение, электротехническая. Относительно незначительную роль в общем объёме экономики, но важную для престижа страны играет производство и продажа предметов роскоши. Одна из наиболее передовых стран в области развития атомной энергетики: свыше 75 % энергии получают на АЭС.

Сельское хозяйство является наиболее опекаемой государством отраслью, хотя основа его -- частное землевладение. Решающую долю продукции дают крупные хозяйства (с наделом 20-100 гектаров), но численно преобладают мелкие и средние. По объёму произведенной продукции Франция занимает 1-е место в Западной Европе и 3-е место в мире после США и Канады. Это крупнейший европейский производитель пшеницы, сливочного масла, говядины, сыров (более 400 сортов). Более 50 % продукции даёт животноводство (скотоводство). Традиционно высока доля вин в экспорте. Французские фермеры являются главными противниками внедрения генетически изменённой продукции в Европе, так как французская продукция традиционно высоко ценится из-за качества.

Франция располагает самой развитой в Европе сетью железных дорог. С 1981 года большинство городов связаны между собой сетью высокоскоростных магистралей, такая же ветка проложена в тоннеле под проливом Ла-Манш. Степень социальной защиты населения одна из самых высоких в мире. Примерно 30 % ВВП расходуется на социальные нужды. В 1998--2008 гг. была официально установлена 35-часовая рабочая неделя (самая короткая в Европе), но в 2008 году её отменили, теперь работодатель и вправе заключить индивидуальные соглашения с профсоюзами и определить количество рабочих часов и сверхурочных

В 2007 году товарооборот с Россией составил 16,7 млрд евро по данным французской статистики, 16,4 млрд долл. по данным российской статистики.

Таблица 2 - Экономические показатели

ВВП (номинальный)

1.646 трл. евро, то есть 84.5% ВНП страны. Данные на 30.06.2011)) (2011)

ВВП по ППС

2,097 триллион (2008)

Место по ВВП по ППС

всего: 8-е

на душу населения: 38-е

ВВП на душу населения по ППС

ВВП по секторам

сельское хозяйство: 2,2%

промышленность: 20,3%

сфера услуг: 77,4% (2008)

Инфляция (ИПЦ)

Население за чертой бедности

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)

0,952; 10-е место в 2005

Экономически активное население

28,5 миллиона человек

Занятое население по секторам

сельское хозяйство: 3,8%

промышленность: 24,3%

сфера услуг: 71,8% (2005)

Уровень безработицы

7,2% / 7,5% (Европейская Франция / Европейская Франция + ЗД, 1-й квартал 2008)

Основные отрасли

машиностроение, химическая, автомобильная, авиационная, электронная, лёгкая, пищевая

Внешняя торговля

761 миллиард (2008)

Статьи экспорта

машины и транспортное оборудование, авиация, пластмассы, химикаты, лекарства, железо и сталь, напитки

Партнёры по экспорту

Германия (14,9%), Испания (9,3%), Италия (8,9%), Соединённое королевство (8,1%), Бельгия (7,3%), США (6,1%), Нидерланды (4,1%) (2008)

833 миллиарда (2008)

Статьи импорта

машины и оборудование, автомобили, неочищенная нефть, авиация, пластмассы и химикаты

Партнёры по импорту

Германия (18,9%), Бельгия (11,4%), Италия (8,4%), Испания (7,1%), Нидерланды (7%), Соединённое королевство (5,6%), США (4,4%), Китай (4%) (2008)

Государственные финансы

Государственный долг

74,6% ВВП (2010)

Внешний долг

$4,7 трлн. (июнь 2010)

Государственные доходы

1 150 миллиардов (2006)

Государственные расходы

1 211 миллиардов (2006)

Экономическая помощь

10,6 миллиардов (2007)

Франция – высокоразвитая страна, обладающая современной промышленностью Ф. с большой долей наукоемких производств, высокоинтенсивным сельским хозяйством и развитой инфраструктурой.

Основные показатели социально-экономического развития Франции

Критерии

Численные показатели

Социальные:

· Площадь территории (тыс.км2)

· Численность населения (млн. чел.)

· Плотность населения (чел./км2)

· Годовой прирост населения (%)

· Трудовые ресурсы (млн.чел.)

Экономические:

· Инфляция

· ВВП (трлн.долл.)

· ВВП на душу населения (тыс. долл.)

· Годовые приросты ВВП (%)

· Безработица (%)

· Доля ВВП (%)

ü На образование

ü На НИОКР

ü На здравоохранение

· Доля ВВП (%)

ü промышленность

ü сфера услуг

Туризм (млн.чел)

· внешнеэкономические связи

ü импорт товаров и услуг (%)

ü экспорт товаров и услуг (%)

ü иностранные инвестиции (%)

Промышленность

(~4% мир. пром. производства, доля ВВП – 20,6% (2006 г.), 3,93 млн занятых,

20% общего объема инвестиций, 94% тов. экспорта).

1. Машиностроение (17,7% общепромышленного оборота)

Экспорт – 42,6% общего объема произ-ва

Крупнейшие производители:

автомобилестроение: «Пежо-ситроен», «Рено», «Фиат-Франс», «Форд-Франс»

авиаракетостроение: компания «Аэроспасьяль»

судостроение: г. Гавр, Напт, Сент-Назер.

2. Фармацевтика и парфюмерия

Экспорт – 30% производства

Основные производители:

концерны «Рон-Пуленк» (6 место в мире), «Эльф-Атошен», «Эр Ликид».

3. Электроника и электронное машиностроение (13% общепромышленного оборота)

Конторское оборудование и компьютеры – ½ продукции отрасли (55%)

Экспорт – 48,8% изделий

Основные производители:

концерны «Алкатель» (входит в тройку мир. производителей),

«Томсон» (2-й в мире по произ-ву электрон. оборуд-я военного назначения)

4. Атомная энергетика (10,5% общего оборота)

Обеспечивает 1/3 всего потребления энергии в стране, в 2002 г. на АЭС выработано 77% электроэнергии (1 место в мире).

Тяжелая промышышлен-ть Легкая промышлен –ть

Черная металлургия (13,6 млн т чугуна и - текстильная (испытывает кризис)

20,2 млн т стали в год) Основные центры: Рубэ, Пикардия,

Основные метал. районы: Север Франции Нормандия, Лион.

и Лотарингия, Лё Крёзо, Каэн.

Крупнейш. компания: «Юзинор-Сасилор». - швейная

Париж – главный законадатель мод

Цветная металлургия (870 тыс. т в год) и центр по выпуску одежды

Основные районы добычи бокситов: Альпы,

Перенеи. – пищевая промышленность

Крупнейш. алюмин. компания:

«Пешине-Южен-Кюльман».

Сельское хозяйство

(доля ВВП – 2,2% (2006 г.), доля производства в

национальном экспорте – 9,6%)

Растениеводство Животноводство

(39,8% хозяйств, дает 48,9 % общей стоимости (3,1% мирового производства, дает

Сельскохозяйственной продукции) 51,5% стоимости сельскох.прод-ции

Производство: - разведение крупного рогатого

(64% зерновых, по объему экспорта Франция скота (16,1%)

на 2-ом месте)

Свиноводство (13%)

Пшеница (1-е место в Зап.Европе, 3-е место

среди развитых стран). - овцеводство (10%)

Овес, ячмень, рожь, кукуруза, масличные - птицеводство

культуры, содоводство, огородничество.

Виноградорство (13,9% хозяйств, 28,5%

сельскохозяйственной продукции)

Франция – основной производитель вина

(делит 1-2 место с Италией).

Транспорт

(Высокого уровня достигли авиационные и автодорожные перевозки,

железнодорожный транспорт – приходится 7,3% ВВП)

1. автомобильный транспорт (74% перевозок)

2. железнодорожный транспорт

3. трубопроводный

Главный нефтепровод: Фос-Страсбург-Карлфуэ

4. внутренние водные пути и морской транспорт

Главные речные порты: Париж, Страсбург, Бордо, Гавр, Марсель.

5. авиатранспорт

Основные авиационные компании: «Эйр Франс»

Крупнейшие аэропорты: «Орли», «Руасси-Шарль-де-Голь»

Внешние экономические связи (торговля)

Экспорт Импорт

(490 млрд долл. – 2006 г.) (529,1 млрд долл. – 2006 г.)

Товары авиационного сектора

Продовольствие

Готовые изделия (промыш. оборудование и машины)

Электроэнергия

Партнеры по экспорту: Партнеры по импорту

Германия – 14,7% Германия – 18,9%

Испания – 9,7% Бельгия – 10%

Италия – 8,7% Италия – 8,3%

Великобритания – 8,3% Испания – 7%

Великобритания – 5,6%

По экономическому потенциалу Ф. – вторая держава в Западной Европе после Германии. Ф. – страна смешанной экономики. Главную роль в экономике играют несколько десятков промышленных корпораций и банков, тесно связанные между собой и с иностранным капиталом. Это «Альф-Акитен»(нефтяная), «Пежо-Ситроен» и «Рено» (автомобильная промышленность), «Алькатель» и «Томсон» (электроника), «Юзинор-Сисилор»(черная металлургия), «Рон-Пуленк» (химическая). В некоторых секторах экономики (сельское хозяйство, торговля, легкая и пищевая промышленность) высока доля мелкого предпринимательства. Ф. – индустриальная страна с большим значением сельского хозяйства и отраслей непроизводственной сферы. Ф. – страна высокоразвитого транспорта, пионер строительства скоростных железных дорог.

Ф. лидирует в мире по приему зарубежных туристов (иногда свыше 60 млн. в год). Доходы от них составляют более 25 млн. долл. Основные поставщики туристов: Германия, Великобритания, США, быстро растет число японцев. Наиболее популярны у туристов: Париж, Средиземноморское и Атлантическое побережье страны.

Внешние экономические связи Ф. весьма интенсивны и многообразны, имеют огромное значение для жизни республики. Основная сфера приложения французского капитала – страны Западной Европы, особенно Бельгия, Люксембург, Германия и Швейцария, и страны Африки. Растет значение экспорта капитала в США, страны ОПЕК и Латинской Америки.


Франция - одна из самых развитых европейских стран. Несмотря на то, что в стране довольно большая доля экономических субъектов принадлежит государству, Франция в мировой экономике стабильно занимает место в первой десятке. Во Франции один из самых высоких уровней жизни в мире.

По уровню сельскохозяйственного производства экономика Франции удерживает первое место среди стран ЕС и второе место в мире. Франция - лидер Западной Европы по производству молока и зерна, сахарной свеклы, картофеля, мяса, винограда и при этом крупнейший экспортер самых разнообразных видов продукции сельского хозяйства. Причем продукты растеневодства и животноводства представлены примерно в равном процентном соотношении.

Помимо сельского хозяйства, в этой стране развиты такие отрасли, как туризм, телекоммуникации, промышленность, транспорт, энергетика. Особенности экономики Франции в том, что движущей силой в развитии для неё стала сфера услуг. Объясняется это тем, что туризм - это одна из самых доходных статей бюджета страны.

Также экономика Франции обеспечивает своё развитие за счет эффективности систем внешней торговли и инвестирования. Прямые инвестиции составляют около 25 миллиардов долларов в год. Чаще всего капитал Франции размещается в Бельгии, Германии, Люксембурге, Швейцарии, США, странах Африки и Латинской Америки.

Стабильное развитие экономики Франции

Лидирующие позиции на европейском и мировом рынках - именно такая характеристика экономики Франции в настоящее время. После структурного кризиса 1980-х годов развитие экономики Франции стало стабильным. Реальные темпы роста такого важного макроэкономического показателя, как ВВП, составили в 2008 году - 0,1%, в 2009 году - 2,5% и в 2010 году - 1,5%.


Современная экономика Франции представляет собой смешанную систему, в которой велика управляющая роль государства. Государственное регулирование играет очень важную роль в отношениях общества, производства и экономики. Большая доля государственного сектора, представленная в стратегически важных для экономики отраслях, таких как транспорт и нефтегазовая промышленность, что позволяет обеспечить хорошую занятость и социальную защиту населения.

Экономика Франции на современном этапе - это наглядная иллюстрация принципа прагматизма, согласно которому все существующие экономические теории должны работать в реальности. Используя именно такой подход к экономике, французы смогли добиться хорошего баланса между свободным предпринимательством и государственным регулированием.

Мини-отель - лучший бизнес во Франции

Сфера услуг - самый большой бизнес во Франции по такому показателю, как занятость: в ней трудится около 70% экономически активного населения, что составляет больше 15 миллионов человек. Так как сфера услуг является одной из самых значимых для бюджета Франции, то именно она отличается высокой степенью развития.

Малый бизнес во Франции представлен такими видами, как гостиничное и ресторанное дело, услуги по перевозкам, розничная торговля, финансовые и телекоммуникационные услуги. Практически в любое время года малый бизнес во Франции работает для того, чтобы удовлетворить разнообразные потребности огромного числа туристов, и в настоящее время частные мини-отели представляют собой хорошую альтернативу большим сетевым отелям.

Гостиничный бизнес во Франции представлен не только крупными корпорациями, но и сотнями уютных малых отелей, каждый из которых имеет свою яркую индивидуальность. Поселяясь в мини-гостинице, постоялец ощущает себя желанным гостем, ему обеспечено больше внимания со стороны персонала и быстрота выполнения всех его просьб. Практически домашняя атмосфера мини-отелей в сочетании с невысоким уровнем цен на проживание привлекает всё больше внимания со стороны отдыхающих, и гостиничный мини-бизнес во Франции становится одним из самых доходных.

Промышленное производство во Франции

Интересно, что Франция занимает лидирующие позиции в мире по такому показателю, как производство и реализация предметов роскоши. И при этом около 20% валового внутреннего продукта экономика Франции получает за счет тяжелого промышленного производства. Производство во Франции обеспечивает рабочими местами около 30% всех занятых, 40% общего объёма инвестиций и около 80% объёмов экспорта. Промышленное производство во Франции представлено такими отраслями, как горнодобывающая, машиностроительная, химическая, авиакосмическая, пищевая, автомобильная, металлургическая, электротехническая, атомная промышленность. В большинстве из вышеперечисленных отраслей Франция удерживает первые места в мировых и европейских рейтингах. Достижение таких результатов стало возможным благодаря применению современных инновационных технологий добычи и переработки ресурсов.