Экономическое развитие регионов. Социально-экономического развития территории

Как известно, термины «движение населения» и «миграция» не однозначно трактуются в современной научной литературе, отдельные авторы их употребляют как синонимы. При этом оба термина употребляются тогда, когда речь идет о вопросах воспроизводства населения и ресурсов для труда.

Попытаемся разобраться в этом вопросе. Термин «миграция» (латинское migration), означающий переселение, перемещение, движение, в настоящее время широко используется для обозначения различных социальных явлений, неоднозначных по своему характеру, обусловливающим факторам и последствиям. Словосочетание «миграция населения» используется как в широком, так и в узком смысле слова.

В наиболее широкой трактовке к миграциям относят все виды движения населения, имеющие общественную значимость, то есть не только пространственные перемещения населения, но и текучесть кадров, профессиональное движение, различные социальные перемещения.

Согласно другому подходу, миграция – это «такой процесс пространственного движения населения, который, в конечном счете, ведет к его территориальному перераспределению».

По поводу того, какие виды движения населения следует выделить и что относить к каждому из них, в литературе так же не существует единого мнения.

И.С. Матлин в 70-е годы прошлого столетия в своей книге «Моделирование размещения населения» утверждал, что движение населения и трудовых ресурсов подразделяется на такие типы, как демографическое, межотраслевое, межпрофессиональное и территориальное. В данной классификации отсутствуют перемещения, связанные с изменением социального статуса, образовательного уровня и так далее.

Г.И. Касперович выделял территориальные, производственные и социальные перемещения.

Российский демограф В.А. Борисов различает всего два вида движения населения: естественное и механическое (миграционное). В данной типологии отсутствует социальное движение, включающее профессиональное, образовательное, межотраслевое и т.д. движение населения.

Наиболее приемлемым считается выделение трех видов движения населения : естественное, миграционное и социальное (рисунок 1).

В данной схеме социальное движение объединяет все то, что не входит в естественное и миграционное движение. При этом естественное, миграционное и социальное движение населения тесно взаимосвязаны.

Движение населения приводит к его качественным и количественным изменениям. Причем, если естественное и миграционное движение влечет за собой как количественные, так и качественные изменения, то социальное меняет в первую очередь качественные характеристики.

Миграционное движение занимает в этой схеме центральное место, поскольку оно оказывает влияние и на естественное и на социальное движение.

Используя различные признаки, выделяют несколько видов миграции населения . По целям, которые преследует население при перемещении из одного населенного пункта в другой, выделяют эпизодическую, маятниковую, сезонную и безвозвратную миграции.

Эпизодические миграции представляют собой деловые, рекреационные и иные поездки, совершающиеся не только не регулярно по времени, но и необязательно по одним и тем же направлениям. В деловых поездках участвует трудоспособное население. Данный вид миграции отличается разнообразием состава участников и превосходит все остальные по масштабам.

Маятниковые (челночные) миграции представляют собой ежедневные или еженедельные поездки населения от мест жительства до мест работы (учёбы) и обратно, расположенных в разных населенных пунктах. Участниками маятниковых миграций во многих странах является значительная часть городского и сельского населения. В основном, перемещения происходят между пригородами и городами.

В ряде стран масштабы ежедневных маятниковых миграций близки к объемам ежегодных безвозвратных переселений и даже превышают их. Этот вид миграции влияет количественно и качественно на трудовые ресурсы поселений - центров притяжения, где число рабочих мест превышает собственные ресурсы труда или не соответствует профессионально-квалификационной структуре населения.

В то же время маятниковая миграция создает условия для удовлетворения разнообразных потребностей в труде жителей, как правило, небольших поселений, в которых ограничен выбор рабочих мест.

Сезонные миграции - это перемещения, главным образом, экономически активного населения к местам временной работы и жительства на срок в несколько месяцев, с сохранением возможности возвращения в места постоянного жительства. Сезонные миграции повышают реальный жизненный стандарт и удовлетворяют потребности производства, испытывающего дефицит рабочей силы.

Безвозвратный вид миграции (переселение) может быть назван миграцией в узком смысле этого слова. Ряд исследователей безвозвратную миграцию называют полной, полноценной. Выделяют два условия, которым отвечает безвозвратная миграция:

  • население перемещается из одних населенных пунктов в другие (из миграции исключаются перемещения населения внутри населенных пунктов);
  • перемещения сопровождаются сменой постоянного места жительства (исключает возвратные или краткосрочные поездки в другие населенные пункты).

В отличие от других видов миграции безвозвратная миграция является важнейшим источником формирования постоянного состава населения в заселяемых местностях.

Не всегда можно разграничить разные виды миграции, поскольку один из них может превращаться в другой или выступать его исходным пунктом. Так эпизодическая, маятниковая и сезонная миграции могут быть предшественниками безвозвратной миграции, так как они создают условия (в первую очередь информационные) для выбора возможного постоянного места жительства.

В соответствии с тем, совершается ли перемещение населения внутри страны или между странами, выделяют внутреннюю и внешнюю.

Внутренние миграции не влияют на общую численность населения страны, так как в них участвуют граждане данного государства, не меняя своего подданства, при этом, однако изменяется территориальное распределение населения.

Под воздействием внутренних миграций меняется так же демографическая структура. Они оказывают влияние на этнические процессы, воспроизводство населения, социальное движение и другие стороны жизнедеятельности населения различных территорий.

Внешние миграции оказывают влияние и на численность и на территориальное размещение населения, то есть на демографическую ситуацию, социальную обстановку, на рынок труда и другое. Это влияние является более сильным, чем от внутренних миграций, так как иностранные граждане являются носителями другой культуры, ориентированы на иные, чем у жителей данной страны, ценности.

Кроме того, эпизодическая, маятниковая, сезонная и безвозвратная миграция может быть как внутренней, так и внешней.

Необходимо отметить, что миграция воздействует на общественное развитие посредством осуществления своих функций, которые выражают ее сущность и свойства этого явления. Выделяют общие функции миграции (ускорительную, перераспределительную, селективную) и специфические функции. К последним относятся экономическая и социальная функции, которые способствуют изменению условий жизнедеятельности населения.

Экономическая функция миграции населения в самом общем виде сводится к соединению со средствами производства рабочей силы и ее носителя - трудоспособного населения.

Социальная функция миграции населения всецело определяется уровнем экономического развития страны и проводимой ею политики. В этих рамках мигранты решают свои жизненные задачи - путем переселения стремятся улучшить свою жизнь.

Серьезным фактором социально-экономического развития территории является внешняя миграция. Она не только изменяет территориальное распределение, но и количественные и качественные характеристики населения, а, следовательно, и трудовых ресурсов, определенным образом влияет на экономику рассматриваемой территории.

При этом внешняя миграция может способствовать изменению возрастной структуры населения, поскольку среди мигрантов, как правило, преобладает население трудоспособного возраста, она воздействует на рынок труда региона, изменяя не только количественные характеристики трудовых ресурсов, но и качественные (рисунок 2).

Несомненно, внешняя миграция вносит изменения и в профессиональную структуру населения. Поскольку в миграцию вовлечены люди разнообразной квалификации, то изменяется и образовательный уровень трудовых ресурсов территории. Внешняя миграция воздействует и на подвижность местных трудовых ресурсов, поскольку может способствовать усилению конкуренции на рынке труда. Таким образом, внешняя миграция способна, так или иначе, изменить все основные характеристики трудовых ресурсов региона.

Воздействие миграции на социально-экономическое состояние территории может быть следующим :

Привлечение на работу высококвалифицированных иностранных специалистов позволяет экономить на затратах на их обучение и получать эффект за счет улучшения качественной структуры занятых. По некоторым оценкам, чистый выигрыш от привлечения в страну «среднего» ученого, скажем, в области естественных наук составлял в 90-е годы более 500 тысяч долларов США.

Отток высококвалифицированной рабочей силы, напротив, может иметь негативные экономические последствия, которые связаны с потерей человеческого капитала, утраченными возможностями научно-технических достижений, упущенной экономической выгодой и др.

Трудовые мигранты, способствующие устранению дефицита рабочей силы, помогают осваивать новые территории и их природные ресурсы, осуществлять прогрессивные структурные изменения в экономике.

Приток рабочей силы в страну может повысить уровень концентрации трудовых ресурсов, способствовать кластеризации экономики, развитию территориально-производственных комплексов. В то же время, эмиграция способна уменьшить напряженность на рынке труда.

Рост занятости иммигрантов стимулирует увеличение числа квалифицированных рабочих мест еще и потому, что все они являются и потребителями. Переселенцам нужны дома и квартиры для проживания - значит, понадобится дополнительное строительство. Им необходимо питаться - возникнут новые рабочие места в сфере производства и реализации продуктов. Они добираются до места работы на общественном транспорте - нужны дополнительные водители и так далее. Так внешняя миграция воздействует и на размещение производительных сил общества.

В условиях трудодефицитной экономики иммиграция способствует конкуренции на рынках труда, повышению уровня требований к работнику и росту его образовательной и профессиональной подготовки, снижению уровня издержек производства и повышению конкурентоспособности национальной экономики благодаря привлечению более дешевой рабочей силы.

Когда миграция носит массовый характер - это свидетельствует не только о несоответствии между уровнем развития экономики и ростом численности населения, но также является и отражением внутренних противоречий общества, постоянно усугубляемых периодически повторяющимися кризисными ситуациями.

В экономическом смысле миграция представляет собой перемещение собственно рабочей силы, то есть «производительного богатства» страны, затратившей средства на профессиональную подготовку и обучение, в другие страны, которые используют эту рабочую силу, присваивая себе результаты ее труда.

Миграция рабочей силы, достигшая сегодня невиданных масштабов, - это не только особенность современного рынка труда, но и определенная черта мировой экономики в целом . В поисках лучших условий труда и более высокой его оплаты люди покидают родные места и ищут счастья в других странах.

Внешнюю миграцию традиционно рассматривают как фактор восполнения недостающих трудовых ресурсов, который способствует экономическому развитию принимающей территории. В то же время, существующие негативные социально-политические последствия миграции ставят под сомнение это позитивное воздействие.

В первую очередь, к таким последствиям относятся угроза терроризма, эрозия национальной идентичности, рост межэтнической конфликтности и политического экстремизма. Кроме того, с миграцией населения связывают увеличение безработицы, падение заработков коренного населения, повышение социальных расходов и др.

Сорокин Роман

Введение

Термин "развитие" часто употребляется в следующих сочетаниях: экономическое развитие, социально-экономическое развитие, развитие экономики России (или другой страны), развитие региона, города. В каждом случае под развитием обычно подразумевается любое прогрессивное изменение прежде всего в экономической сфере. Если изменение количественное, говорят об экономическом росте. При качественном изменении речь может идти о структурных изменениях или об изменении содержания развития, или о приобретении экономической системой новых характеристик.

Наряду с чисто экономическими характеристиками нередко рассматривают социальные параметры развития. Более того, социальные характеристики давно уже стали полноправными показателями, оценивающими степень развития любого региона.

Развитие всегда имеет направленность, определяемую целью или системой целей. Если эта направленность положительна, то говорят о прогрессе, если отрицательна, то о регрессе, или о деградации. Иными словами, природа развития регионов всегда предполагает определенную цель или несколько целей.

Развитие региона - многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматривается совместно с развитием социальным. Социально-экономическое развитие включает в себя такие аспекты, как:

· рост производства и доходов;

· перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества;

· перемены в общественном сознании;

· перемены в традициях и привычках.

В настоящее время основной целью экономического развития большинства стран мира и их регионов является улучшение качества жизни населения. Поэтому процесс социально-экономического развития включает в себя три важнейшие составляющие:

· повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;

· создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства;

· увеличение степени свободы людей, в том числе их экономической свободы.

Последние две составляющие качества жизни не всегда учитываются при оценках степени социально-экономического развития стран и регионов, однако в последнее время в экономической науке и политической практике им придается все большее значение.

Развитие любого региона - многоцелевой и многокритериальный процесс. Содержание развития регионов может сильно различаться. Действительно, развитие Бурятии, Калининградской области, Ямало-Ненецкого автономного округа и Москвы по своему содержанию сильно различаются, и это различие обусловлено не только исходным уровнем развития, но и особенностями каждого региона, его производственной структурой, географическим положением, производственной специализацией и пр.

Развитие социальной сферы

Социальная сфера охватывает все пространство жизни человека - от условий его труда и быта, охраны здоровья, досуговой деятельности до социально-культурных и национальных отношений. К целям развития социальной сферы относятся: устройство благоприятных социальных отношений между группами, индивидуумами по поводу их положения, места и роли в обществе, образа и уклада жизни. Реализация этих целей осуществляется на основе социальной технологии - алгоритмов и процедур развития объектов социальной сферы, таких как: сфера услуг, образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт и связь. При этом одной из ключевых технологий развития социальной сферы региона является разработка и реализация программ его перспективного развития.

Особенностью социальной сферы российских регионов является преобладающая доля государственного участия в ее развитии. Поэтому все большая роль в процессе совершенствования социальной сферы региона отводится программам межрегионального сотрудничества, обеспечивающих улучшение отраслевой инфраструктуры региона. Использование данного механизма развития социальной сферы региона способствует интенсификации социально-экономических взаимосвязей между субъектами различных регионов и повышает качество услуг социального характера.

Цели развития регионов состоят их системы критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии.

Используются три показателя экономического развития:

· ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

· интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительность обучения);

· величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода.

На ряду с ними можно использовать и отдельные частные показатели развития региона. Среди них:

· национальный доход на душу населения;

· уровень потребления отдельных материальных благ;

· степень дифференциации доходов;

· продолжительность жизни;

· уровень физического здоровья;

· уровень образования;

· степень счастья населения.

Каждый гражданин нуждается в социальной поддержке государства, особенно в начале и конце жизни. Преимущественно именно в детстве и юности, а также в старости он получает от общественного сектора максимальное количество благ такого рода. Компенсация социальных благ осуществляется в основном в серединном отрезке жизни посредством взимания налогов и социальных взносов. Это вполне разумно, так как в этот период человек имеет наивысшую способность к труду.

Территория, чаще всего, представляет собой административно-территориальное образование в рамках государства (федеральный округ, группа субъектов федерации, субъект федерации, муниципальное образование) или муниципалитета (район города, отдельное поселение в муниципальном образовании и т.п.).

Субъекты социально-экономического развития -государства, их административно-территориальные единицы, муниципалитеты, коммерческие и некоммерческие организации и предприятия, общественные организации граждан и отдельные граждане, реализация целей которых ведет к СЭР территории.

Улучшение городской среды

Мероприятия, направленные на повышение качества городской среды, должны быть рассчитаны на длительный срок и регулярное пристальное внимание со стороны местных властей. Поскольку городская среда – это очень сложный многоуровневый феномен, скорее, социально-психологического, чем материального характера. Понятия «город» и «городская среда» различаются тем, что город существует объективно, а городская среда возникает тогда, когда появляются субъекты, для которых она является средой, то есть жители, прежде всего, и гости города.

Вместе с этим, городскую среду формируют вполне конкретные элементы, от состояния (наличия) которых зависит уровень комфортности жизни и отдыха в городе. Соответственно, качественная городская среда – это пространство для максимально безопасной, комфортной и интересной жизни и отдыха.

Учитывая сложность регулируемого явления, целесообразно распределить необходимые для улучшения качества городской среды мероприятия на следующие группы:

1) институциональные мероприятия,

2) инвестиционные проекты,

3) идеологические мероприятия.

Основной задачей институциональных мероприятий в сфере повышения качества городской среды является выработка и устойчивая реализация системной градостроительной политики, направленной на развитие города комфортного и привлекательного для жизни и отдыха. Это, в свою очередь, предполагает переориентацию пространственного развития с функциональной, производственной парадигмы на градостроительное освоение и переосвоение городских территорий в названном направлении.

Важнейшим первоочередным мероприятием является корректировка и утверждение нового Генерального плана города, включая проект его реализации, а также систему норм и требований к проектам нового строительства, реконструкции, развитию общественных мест и т.п., предполагающих общественный контроль.

Задачей инвестиционных проектов является, помимо общих элементов благоустройства (скамеек, клумб, элементов освещения, системы пешеходных дорожек, объектов розничной торговли и т.п.), обустройство пространства городской площади должно быть осуществлено с учетом потребностей отдельных групп населения – детей, молодежи, пожилых людей.

Группу идеологических мероприятий составляют мероприятия, связанные с формированием идентичности населения по признаку принадлежности к городу, осознания участия в жизни городского сообщества и ответственности за его будущее.

В настоящее время существует множество проектов, с помощью которых можно решать различные городские проблемы, например:

* Проект «РосЯма» - объединяет граждан, столкнувшихся с некомпетентностью дорожных служб, которые не выполняют свои обязательства. На сайте пользователям доступна вся сопутствующая информация и поддержка по данной проблеме.

* Доступность средств передвижения (проект «Метро для всех»).

* Эффективность работы коммунальных служб (проект «РосЖКХ») и др.

Экономическое развитие территорий

Особое значение в определении уровня экономического развития региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения (валовой национальный доход (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей).

Для оценки динамики развития целесообразно использовать показатели, оценивающие темпы экономического роста в регионе: темпы роста душевого дохода, производительности труда, а также темпы структурной трансформации производства и общества. Воздействие на темпы экономического роста - жизненно важный вопрос для экономической политики как страны в целом, так и отдельного региона.

Чисто экономические показатели, какими являются ВВП, душевой доход, производительность труда и темпы их роста, не могут в полной мере оценить социально-экономическое развитие региона. Не менее важны показатели продолжительности жизни, уровня здоровья населения, степени его образования и квалификации, а также показатели структурных изменений в производстве и обществе.

Экономическое развитие многих стран и регионов сопровождается изменением структуры общественного производства, в частности, на смену индустриальному обществу постепенно приходит постиндустриальное. Все большая часть занятых работает в нематериальном секторе, все меньшая часть - непосредственно в промышленности и сельском хозяйстве.

Так называемые базовые отрасли перестают быть таковыми и никогда не станут базовыми опять. Потребление индивидуализируется, тиражность производства падает, происходит так называемая демассификация производства. Углубляется его интеллектуализация, основными факторами производства становятся информационные ресурсы. Добавленная стоимость создается главным образом в нематериальной сфере, при этом труд приобретает новые черты: в нем начинают преобладать творческие функции, превалирующим типом работника становится творческая личность, приверженная своему делу и стремящаяся привнести в свою работу новые элементы. Стираются различия между низко- и высокотехнологичными отраслями: все отрасли становятся наукоемкими, абсорбируя поток управленческих, финансовых и коммерческих инноваций. Навыки работников и наличие прогрессивной технологии становятся важнее низких затрат на рабочую силу и других обычных факторов конкурентоспособности. Традиционные преимущества стран и регионов начинают утрачивать былое значение. Все названные тенденции проявляются почти во всех странах мира в большей или меньшей мере.

Нематериальное производство становится парадигмой экономического развития, что заставляет по-новому оценивать степень богатства стран и регионов. Традиционно страны и регионы оцениваются с точки зрения богатства лесом, полезными ископаемыми, почвами, климатическими условиями, основными фондами, географическим положением. Новые представления о нематериальном производстве как о сфере, где создается большая часть стоимости, меняют критерии оценки богатства стран и регионов. На первое место выдвигаются такие факторы, как богатство людьми и их квалификацией, управленческими технологиями, рыночной инфраструктурой, сетью бизнеса, культурой организаций. Новые представления об источниках и факторах экономического развития позволяют по-новому посмотреть на образование, науку, медицину, телекоммуникации, навыки менеджмента как на те сферы общественной жизни, которые оказывают решающее влияние на темпы и направление экономического развития страны в целом.

Стандартным способом оценки экономического развития региона является оценка уровня производства (к тому же, как правило, материального производства). Такая оценка является сегодня односторонней и недостаточной. Разработанные международными организациями подходы к оценке экономического развития стран заставляют при оценке уровня развития региона рассматривать не только объем производства, но и такие, например, аспекты, как образование, здравоохранение, состояние окружающей среды, равенство возможностей в экономической сфере, личная свобода и культура жизни. Вполне уместно в качестве интегрального показателя развития региона использовать индекс развития человека, разработанный и применяемый Программой развития ООН для оценки развития отдельных стран.

Стратегическое рыночное планирование

Конкуренция за ресурсы (материальные и нематериальные, финансовые и трудовые) заставляет территории искать новые пути повышения ее инвестиционной привлекательности.

Выделяют четыре сферы деятельности по созданию факторов привлекательности: развитие социальной среды, улучшение городской среды, экономическое развитие и стратегическое рыночное планирование. Первые три привычно являются показателями уровня развития современного города, однако цели и методы стратегического рыночного планирования требуют более четкого определения. Именно долгосрочное планирование развития становится в настоящее время «точкой роста» для территории, ее конкурентным преимуществом и фактором привлекательности для инвестиций.

Для каждого города или района цель и масштаб стратегического планирования зависят от достигнутого уровня развития. Исследователи выделяют три «поколения» рыночного планирования территорий

Поколения стратегического рыночного планирования развития территории
Поколение Цели Методы Ресурсы
“ охота за дымовыми трубами “ Создание рабочих мест в промышленном производстве Переманивание предприятий у других территорий Низкие операционные издержки, субсидии от государства
Целевой маркетинг Создание рабочих мест в производстве и обслуживание отраслей, находящихся на стадии эффективного роста. Улучшение физической инфраструктуры Переманивание предприятий и расширение уже существующих. Повышение качества трудового обучения. Частно – государственное партнерство. Преимущества места для елевых отраслей. Высокое качество жизни (с акцентом на климатические условия и инфраструктуру развлечений)
Создание конкурентной ниши Подготовка территории для появления рабочих мест в развивающихся отраслях. Рабочие места а производстве и обслуживании перспективных отраслей. Ключевые цели – избирательность и совершенствование Удержание и развитие предприятий. Поощрение всяческой предпринимательской деятельности и инвестиционной активности. Создание отраслевых, территориальных кластеров. Привлечение предприятий из других территорий. Совершенствование образовательных программ. Готовность к росту. Конкурентоспособные операционные издержки. Высококачественные человеческие ресурсы способные адаптироваться к будущим переменам. Высокое качество жизни (с акцентом на культурное и интеллектуальное развитие)

Процесс стратегического рыночного планирования состоит из пяти стадий, отвечающих на следующие вопросы:

1. Аудит территории: Каково сравнительное состояние города сегодня? Каковы его основные сильные/слабые стороны, возможности/угрозы (SWOT)?

2. Концепция развития и цели: Каким хотят видеть город находящиеся здесь компании и жители?

3. Формулирование стратегии: Какие широкие стратегии помогут городу достичь своих целей?

4. План действий: Какие конкретные действия должен предпринять город для реализации стратегии?

5. Реализация и контроль: Что должен сделать город, чтобы обеспечить успешную реализацию стратегии?

Обычно существует местная или территориальная организация, занимающаяся проблемами экономического развития. Слишком часто чиновники на этом уровне плохо делают свою работу. Эта проблема может быть вызвана, по крайней мере, пятью причинами:

1. Слишком редко происходит переосмысливание системы стимулирования. Чиновники могут думать, что какая-то правительственная организация примет спасительные меры.

2. Возможна нехватка опыта в сфере подготовки и осмысления прогнозов.

3. Часто не существует диалога между местными ведущими предприятиями и государственными чиновниками. Информация о первых тревожных сигналах не распространяется и не обсуждается.

4. Слабость местных лидеров может подорвать самые лучшие попытки прогнозирования и решения проблем.

5. Планы тщательно разрабатывают и надеются на их полное исполнение. Но никто не обладает способностью к реальным действия, и планы пылятся на полке.

Заключение

Слишком многие места не успевают распознать угрозу, пока она не станет огромной, если не непреодолимой, и в результате они реагируют на удар, а не предупреждают его. Но такая пассивность не неизбежна. Некоторые места в Европе решили применять активные подходы, такие как развитие местного управления, улучшение городской среды, городское планирование и экономическое развитие. Стратегическое рыночное планирование помогает месту создать проект лучшего будущего. Он требует анализа ситуации, в которой находится место: определения его сильных/слабых сторон, возможностей/угроз и основных узких мест; разработки концепции развития, постановки целей и задач; определения эффективных стратегий для достижения этих целей; разработки соответствующих действий и реализации плана и контроля за реализацией.

В процессе этого даже места, не обладающие на первый взгляд сильными сторонами, могут пересмотреть свою ситуацию и найти новые комбинации факторов привлекательности, которые придадут ему уникальную ценность на рынке мест.

Хотя этот вариант стратегического планирования чересчур упрощает многие из проблем, связанных с управлением сложными объектами, такими как города, муниципалитеты и регионы, это более перспективный подход, чем любая другая альтернатива, включая метод проб и ошибок с его риском опасных перемен. Многие европейские места уже ввели в практику важные элементы стратегического рыночного планирования.

| следующая лекция ==>
Свойства хромосом и ДНК человека |
  • III Развитие студенческого спорта, физической культуры и формирование ценностей здорового образа жизни у обучающихся
  • III. Развитие рынка труда и гарантии занятости населения
  • III. Экономическое развитие во второй половине 1950-х - начале 1960-х гг
  • IV. Выполнение упражнений по подготовке детей к письму. Развитие речи. В мире книг

  • Социально-экономическое развитие территории характеризу­ется системой общепринятых в национальной статистике пока­зателей. Они могут быть годовыми, квартальными, месячными, декадными, суточными. В странах со стабильной экономикой на­иболее распространенным является анализ развития за год и по­лугодие. При неустойчивой экономике приходится использовать квартальные и месячные наблюдения, чтобы оперативно выяв­лять новые тенденции социально-экономического развития.

    Совокупность статистических показателей можно разбить на группы экономических и социальных показателей, выделив при этом основные параметры развития страны и ее регионов.

    Национальное богатство страны - обобщающий показатель экономического потенциала страны. Оно образуется совокупно­стью материальных ресурсов, включающих:

    Запасы материальных благ, накопленных в результате предшествующего труда населения (национальное имущество);

    Учтенные (оцененные) и вовлеченные в экономический оборот природные ресурсы.

    Размер национального богатства определяет экономическую мощь, ресурсно-экономический потенциал страны.

    В натурально-вещественный состав национального богатства включаются:

    Основные фонды производственного и непроизводственного назначения;

    Оборотные фонды (материальные и нематериальные активы, средства в расчетах);

    Запасы и резервы (золотые и валютные запасы страны, культурные и иные ценности, товарные государственные резервы и т.д.);

    Земля и природные ресурсы (экономически оправданные для эксплуатации, хозяйственного освоения).

    Количественная оценка величины национального богатства достаточно условна. При сведении в один стоимостной показа­тель приходится решать проблему сопоставления и измерения разнокачественных его компонентов. Более точно можно оценить отдельные элементы национального богатства.

    В региональном аспекте аналогом национального богатства является социально-экономический потенциал региона (СЭП).

    Социально-экономический потенциал региона - это совокуп­ность элементов национального богатства, обеспечивающих ре­гиональное воспроизводство и нормальные условия жизнедея­тельности населения.

    На региональном уровне может использоваться более дробная компоновка натурально-вещественного состава СЭП:

    Основные производственные фонды в материальном произ­водстве и оказании производственных услуг; материальные оборотные средства;

    Используемые природные ресурсы;

    Основные непроизводственные фонды жилищно-коммунального хозяйства, сферы услуг, образования, культуры и др.;

    Имущество домашних хозяйств.

    Показатели национального богатства страны и СЭП региона редко применяются в экономическом анализе, так как имеют ста­тичную природу.



    Наибольшее распространение, как в мировой, так и в отече­ственной макроэкономической статистике получили два других показателя: национальный доход (НД) и валовой национальный (внутренний) продукт (ВНП или ВВП). Эти показатели характе­ризуют обобщающий стоимостный результат функционирования национальной экономики за определенный период времени (как правило, за год).

    В отечественной экономике валовой продукт и националь­ный доход являются показателями баланса народного хозяйства (БНХ), в котором отражаются только материальное производ­ство.

    В мировой практике в 1970-е г. сформировалась универсальная стандартизированная система статистической информации - система национальных счетов (СНС). Ее целью является ин­формационное обеспечение многостороннего анализа процесса создания и использования национального продукта и националь­ного дохода. СНС позволяет упорядочить и классифицировать экономическую информацию, согласовать данные, относящиеся хотя и к взаимосвязанным, но различным аспектам воспроизвод­ственного процесса: производству, распределению и перераспре­делению доходов, потреблению, накоплению, внешнеторговым операциям ит.д.

    Развитие в экономике России рыночных отношений обусло­вило необходимость перехода отечественной статистики на ре­комендуемую Статистической комиссией ООН методологию, основанную на национальном счетоводстве и принятую в между­народной практике. Этим достигается единство системы стати­стических показателей экономической деятельности и ее резуль­татов, теоретических и методологических основ их расчета, при­емов и методов ведения учета и получения необходимой инфор­мации о состоянии и изменениях в экономике и о результатах ее функционирования. Единство статистической методологии обес­печивает сопоставимость показателей всех стран, определение места и роли национальной экономики в мировой, что значительно упрощает решение проблемы международных сопоставлений, способствуя их достоверности.

    СНС - это интегрированная система внутренне связанных и совместимых макроэкономических показателей, она представ­ляет собой вид балансовых построений в виде счетов балансов итаблиц, разработанных на основе понятий, определений, клас­сификаций и правил бухгалтерского учета. Основу этой системы составляет блок наиболее общих макроэкономических показате­лей, который включает ряд подсистем, при этом каждая из них характеризует те или иные аспекты социально-экономического процесса. СНС и ее подсистемы связаны с другими блоками со­циально-экономической статистики, что позволяет проводить глубокий анализ для принятия решений в сфере социально-эко­номической политики.

    В России реализуется долгосрочная программа перехода на принятую в международной практике систему учета и статисти­ки, отвечающей требованиям рыночной экономики.

    Основным макроэкономическим показателем в статистике большинства зарубежных стран и международных организаций является валовой внутренний продукт.

    Валовой внутренний продукт - итоговая стоимость всех про­дуктов и услуг, созданных на территории данной страны в тече­ние определенного срока, за вычетом стоимости их промежуточ­ного потребления. Иными словами, ВВП - суммарная добавлен­ная стоимость, созданная всеми экономическими субъектами или резидентами данной страны.

    Резиденты - отечественные и иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории данной стра­ны, кроме иностранцев, приезжающих в нее на временный срок.

    Валовой национальный продукт характеризует стоимостной объем конечной продукции и услуг, созданных гражданами дан­ной страны как в ее пределах, так и за границей. Следовательно, в зачет ВНП идет вся продукция, произведенная на территории страны (ВВП), к которой присоединяются доходы граждан и вы­читаются доходы иностранцев внутри страны.

    Совокупность показателей можно условно разделить на эко­номические и социальные индикаторы:

    Экономические индикаторы:

    Показатели масштабов производства - объем промышлен­ной продукции, объем сельскохозяйственного производства, объ­ем грузоперевозок, розничный товарооборот и объем платных услуг, внешнеторговый оборот, сальдо «вывоза - ввоза» и др .;

    Финансовые показатели - доходы и расходы бюджета территории, объем инвестиций, размеры прибыли по всем видам деятельности и др.;

    Ценовые показатели - уровень и индексы оптовых и розничных цен (уровень - это абсолютное значение цены, индекс - отношение двух показателей, характеризующих одно явление объекта или процесс, но различающиеся во времени).

    В статистику промышленного производства, кроме общих сто­имостных показателей, включаются также стоимостные объемы в отраслевом разрезе, выпуск основных видов промышленной про­дукции в натуральном выражении; процентное сравнение (темпы ииндексы роста) с предшествующим периодом.

    Развитие сельского хозяйства характеризуется такими пара­метрами, как производство продуктов животноводства, валовой сбор продукции растениеводства, средняя урожайность сельско­хозяйственных культур, средняя продуктивность животновод­ства.

    К показателям капитального строительства относятся капи­тальные вложения производственного и непроизводственного на­значения, объем строительно-монтажных работ, ввод в действие основных фондов по отраслям экономики и социальной сферы.

    В капитальные вложения включаются затраты на новое строи­тельство, реконструкцию, расширение и техническое перевоору­жение действующих предприятий всех народнохозяйственных отраслей, в том числе на жилищно-коммунальное и культурно-бытовое строительство.

    Сумма капитальных затрат складывается из стоимости при­обретенного оборудования и стоимости строительно-монтажных работ.

    В показатель ввода в действие основных фондов включается стоимость введенных в эксплуатацию зданий, сооружений, обо­рудования и других объектов.

    Розничный товарооборот определяется как продажа потреби­тельских товаров населению официально зарегистрированными предприятиями торговли и общественного питания независимо от их организационно-правовой формы, а также продажа товаров населению непосредственно на предприятиях и в организациях.

    Платные услуги населению включают бытовые услуги, услуги пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяй­ства, по содержанию детей в дошкольных учреждениях, туристско-рекреационные, учреждений культуры, искусства, образования, просвещения, здравоохранения, физкультуры и спорта и т.п.

    Внешнеторговый оборот складывается из экспорта и импорта продукции. В объеме экспорта выделяется централизованный экс­порт, осуществляемый по заказу и обязательствам государства, а также экспорт по прямым связям предприятий. Экспортно-им­портные поставки детализируются по товарным группам, фикси­руется также географическая структура экспорта и импорта. Финансовое положение региона описывается:

    Показателями прибыли в целом по хозяйственному комплексу и ведущим отраслям, измеренными в текущих ценах и с помощью индекса дефлятора;

    Объемом бюджетных поступлений в федеральный и местный бюджеты;

    Исполнением местного бюджета и соотношением доходов и расходов с выявлением дефицита и профицита.

    Индексы цен являются обобщающими показателями динамики и соотношения уровня цен. Они могут быть индивидуальными, определяемыми для отдельных видов товаров и услуг, и сводны­ми, характеризующими соотношения уровней цен по совокупности различных товаров и услуг.

    Социальные показатели:

    Сводный индекс потребительских цен;

    Объем и структура денежных доходов и расходов населения;

    Уровень безработицы;

    Стоимость потребительской корзины или размер прожиточного минимума;

    Средняя заработная плата и т.д.

    Сводный индекс потребительских цен рассчитывается по пол­ному кругу товаров и услуг как отдельно за каждый период вре­мени (неделя, декада, месяц, квартал), так и нарастающим итогом на базе статистических наблюдений за изменением розничных цен во всех видах торговли, а также в сфере услуг на основе фак­тически сложившегося в наблюдаемом периоде уровня потребле­ния товаров и услуг.

    Индексация цен проводится также по группам товаров (про­довольственных и непродовольственных) и отдельно по платным услугам.

    Денежные доходы и расходы населения характеризуют вели­чину и источники денежных доходов, а также объем и структуру расходов граждан.

    Понятие «потребительская корзина» включает набор жиз­ненно необходимых товаров и услуг в объемах, соответствующих физиологическим нормам потребления человека за определен­ный период времени (неделю, месяц, год).

    Основные параметры, описывающие состояние и динамику социально-экономического развития территорий, дают общее представление об уровне и тенденциях развития страны и регионов.


    Литература

    1. Региональная экономика: учеб. для вузов / под ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова.- М. : ИНФРА-М, 2009

    2. Региональная экономика и управление: учеб. пособие для вузов / Е. Г. Коваленко, Г. М. Зинчук, С. А. Кочеткова [и др.] .- 2-е изд.- СПб. : Питер, 2008

    3.Желтиков В. П. Экономическая география и регионалистика: учеб. пособие для студ. вузов /.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.; Дашков и К; Академцентр, 2009

    4. Основы демографии учеб. пособие / Е. Б. Бреева.- 4-е изд., перераб. и доп.- М. : Дашков и К, 2009

    5. Региональная экономика: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. Н.Г. Кузнецова и С.Г. Тяглова. - Ростов н/ Д: Феникс, 2003

    6. Андреев А.В. Основы региональной экономики: учебное пособие/ А.В. Андреев, Л.М. Борисова, Э.В. Плучевская. – М.: КНОРУС, 2007. – 336с.

    7. Батмак М., Малов В. Сибирь и ее проблемные регионы: подходы к разработке программ их развития // Экономист. 1997. №4.

    8. Бункина М.К. Национальная экономика: Учеб. для вузов. - М.: Палеотип; Деловая литература: Логос, 2002.

    9. Бюджетный кодекс РФ. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. // Российская газета. 1998. 12 августа.

    10. Варламов В.С., Трейвиш А.И. Федеральные целевые программы развития регионов России и их роль в смягчении межрегиональной ассиметрии. .

    11. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник. М.: ГУ ВШЭ, 2004.

    12. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов/ А.Г. Гранберг; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – 5-е изд. [стер.]. – М.: Изд.дом ГУ ВШЭ, 2006. – 495 с.

    13. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие. М.: Дашков и Ко, 2001.

    14. Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России: Основы теории и практики: Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2000.

    15. Дмитриева М., Бычкова Е. Экологические аспекты государственного регулирования // Экономист, 2005. №4.

    16. Иоффе И. Ассоциации экономического взаимодействия и промышленная политика // Экономист. 2005. №1.

    17. Кетова Н.П., Овчинников В.Н. Региональная экономика: универсальный учебный экономический словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

    18. Кистанов В.В. Региональная экономика России: учебник. М.: Финансы и статистика, 2004.

    19. Климанов В., Лавров А. Межбюджетные отношения в России на современном этапе // Вопросы экономики. 2004. №11.

    20. Климов С.М. Государственное регулирование экономики в регионе: курс лекций для экономических специальностей. СПб., 2005.

    21. Региональная экономика. Основной курс: Учебник/ под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 686 с.

    22. Региональная экономика: Учеб. для вузов/ Под ред. Т.Г. Морозовой. - М..: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1998.

    23. Региональная экономика: Учебник для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 472 с.

    24. Регионы России: социально-экономические показатели. .

    25. Регионы России: социально-экономические показатели. М.: Госкомстат России, 2003.

    26. Симагин Ю.А. Территориальная организация населения и хозяйства: учебное пособие/ под ред. В.Г. Глушковой. М.: КНОРУС, 2005.

    27. Скрябина Т.Л. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во УрТИСИ ГОУ ВПО «СибГУТИ», 2004.

    28. Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации/ под ред. А.Г. Гранберга. М.: Наука, 2004.

    29. Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. №803 «Об основных направлениях региональной политики в Российской Федерации» // Информационно-справочная система «Консультант плюс».

    30. Экономическая статистика: Учебник/ под ред. Ю.Н. Иванова. – М.: ИНФРА-М, 1999 г. – 480 с.

    31. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов/ под ред. проф. А.Т. Хрущева. – М.: Дрофа, 2001. – 672 с.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://allbest.ru

    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ

    Реферат по дисциплине Теоретические основы экономической безопасности

    На тему: Устойчиво-безопасное социально-экономическое развитие территории

    Студента Мироненко Валерии

    Научный руководитель

    Резник Константин Николаевич

    Москва, 2014

    Определение устойчивого развития территории

    XX век, ставший периодом беспрецедентного роста городов и систем расселения, выявил также потребность человечества в разработке и внедрении принципов устойчивого развития в области градостроительства и территориального планирования. Соответствующая концепция получила название «устойчивое развитие территорий», подразумевающее под собой обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.

    Социально-экономическое развитие (СЭР) территории в основном смысле --это процесс повышения уровня жизни населения.

    · Это увеличение количества и качества общественных и частных благ (товаров, работ, услуг) предоставляемых населению, в том числе и полученных при взаимовыгодном обмене с другими территориями.

    · Кроме того, СЭР может предполагать увеличение количества и качества благ, предоставляемых этой территорией для целей более высоких уровней территориальной организации власти (на безвозмездной основе). Например, перераспределение финансовых средств между территориями при межбюджетных отношениях.

    То есть, СЭР может предполагать конфликт между интересами территории и более высоких уровней власти.

    Устойчивое социально-экономическое развитие территории предполагает выбор такого способа развития, при котором достижение его целей в настоящий момент способствует их достижению в будущем.

    · Это рациональное и обоснованное использование потенциала территории, сохраняющее ресурсы, производственную базу и т.д. для будущих поколений.

    · Кроме того, необходимы меры по развитию и увеличению потенциала территории.

    То есть, возможен конфликт между текущим производством благ и сохранением ресурсного потенциала на будущее, между текущим потреблением и увеличением экономического потенциала территории.

    Основные компоненты социально-экономического развития территории

    Территория , чаще всего, представляет собой административно-территориальное образование в рамках государства (федеральный округ, группа субъектов федерации, субъект федерации, муниципальное образование) или муниципалитета (район города, отдельное поселение в муниципальном образовании и т.п.).

    Потенциал территории --это способность природных и общественных структур на этой территории производить различные блага, необходимые для СЭР. Включает совокупность всех видов природных, материально-технических, человеческих и информационных ресурсов территории, а также потенциал их сочетания на территории и взаимодействия.

    Критерий социально-экономического развития --это показатели, характеризующие уровень и степень достижения целей СЭР. Прежде всего, это уровень обеспеченности населения различными благами и мнение населения о достаточности этого уровня.

    Субъекты социально-экономического развития --государства, их административно-территориальные единицы, муниципалитеты, коммерческие и некоммерческие организации и предприятия, общественные организации граждан и отдельные граждане, реализация целей которых ведет к СЭР территории.

    Административно-территориальное устройство происходит по «принципу матрешки», вышестоящий уровень включает нижестоящий. СЭР вышестоящих уровней включает:

    · СЭР нижестоящих уровней,

    · выполнение целей СЭР, присущих только вышестоящему уровню.

    Программа социально-экономического развития территории --это правовой документ, содержащий принципы, цели, задачи и мероприятия по СЭР территории. Программа обычно включает в себя следующие компоненты, структурированные по отраслям экономики и социальной сферы:

    · анализ социально-экономического положения,

    · социально-экономические проблемы,

    · цели и задачи, критерии СЭР,

    · стратегия СЭР --долгосрочные принципы, методы и приоритеты,

    · мероприятия по СЭР и субъекты, ответственные за их реализацию,

    · ресурсы, необходимые для реализации мероприятий СЭР и их источники,

    · механизм контроля достижения целей СЭР и корректировки программы.

    Уровень программы социально-экономического развития --это административно-территориальный уровень власти, реализующий программу СЭР (международный, государственный (федеральный и субъекта федерации), муниципальный (городской, районный, уровень территориального общественного самоуправления). Программа СЭР определенного уровня включает развитие нижестоящих уровней, и отдельные блоки по выполнению целей вышестоящего уровня.

    Основные методологические проблемы разработки программ СЭР территории заключается в сочетании следующих принципов:

    · федерализма, самостоятельности территорий и иерархического построения административно-территориальной системы,

    · самодостаточности (автономии) территории и развития связей между ними,

    · развития потенциала территории и увеличения уровня потребления,

    · внутреннее использование ресурсов территории и перераспределение ресурсов в пользу других территорий и уровней административно-территориальной системы.

    Взаимосвязь экономической безопасности и социально-экономического развития территории

    градостроительство финансовый планирование

    Экономическую безопасность можно рассматривать как одну из составляющих (подсистем) системы обеспечения устойчиво-безопасного социально-экономического развития территории.

    В свою очередь, под устойчиво-безопасным социально-экономическим развитием (УБСЭР) территории понимается способность экономики территории сохранять устойчивую положительную динамику и векторность развития основных социально-экономических показателей без резких «скачков» и колебательных процессов, обеспечивать в ходе такого развития приемлемые показатели уровня экономической безопасности, поддерживать сбалансированность развития различных сфер жизнедеятельности на территории без «перекосов» в сторону отдельных сфер и иметь конечной целью постоянный рост благосостояния, а также улучшение качества и условий жизни проживающего на территории населения.

    Список используемой литературы

    Электронные ресурсы:

    1. Wikipedia, статья «Устойчивое развитие».

    2. Dissercat.ru, статья «Безопасность как фактор устойчивого развития».

    4. Moluch.ru, статья « Интеллектуальные ресурсы как фактор обеспечения социально-экономического развития общества».

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Основные проблемы развития сельской территории. Выработка мер, направленных на рост сельской экономики, улучшение экологической ситуации, уровня, качества жизни в сельской местности, преодоление социально-экономических различий между городом и деревней.

      дипломная работа , добавлен 08.05.2013

      Понятие концепции устойчивого развития. Особенности устойчивого развития Тюменского региона. Основные проблемы в обеспечении устойчивости социально-экономического развития Тюменской области. Сценарии и прогноз социально-экономического развития области.

      курсовая работа , добавлен 25.10.2015

      Основные принципы территориального планирования, его сущность и содержание, направления реализации на современном этапе. Базовые принципы и этапы разработки программ социально-экономического развития муниципальных образований, главные требования к ним.

      курсовая работа , добавлен 15.11.2012

      Необходимость применения инструментов активизации инвестиционной деятельности на горных территориях как одного из ведущих факторов их устойчивого развития. Сохранение и развитие этнокультурного наследия. Приоритетные направления развития экономики.

      контрольная работа , добавлен 22.02.2013

      Тенденции и динамика социально-экономического развития России в 2006-2008 гг. Анализ страны с точки зрения размещения ресурсов, климатических условий, эффективности экономического развития. Характеристика населения и основных экономических показателей.

      контрольная работа , добавлен 04.11.2010

      История образования Елыкаевской территории, мероприятия среднесрочного плана социально-экономического развития. Задачи и виды экономической деятельности муниципального образования, структура органов местного самоуправления и динамика кадрового состава.

      отчет по практике , добавлен 17.12.2010

      Мировой финансово-экономический кризис и обострение проблем и противоречий в социально-экономическом развитии Украины. Необходимость системного перехода к инвестиционно-инновационной модели развития. Совершенствование регулятивной функции государства.

      реферат , добавлен 21.07.2010

      Концепт устойчивого развития: понятие, история. Проблема определения путей развития Украины. Воспроизводство национальной хозяйственной системы. Капитализация природного капитала в систему, ориентированную на управленческую парадигму устойчивого развития.

      контрольная работа , добавлен 30.03.2013

      Миссия и приоритеты социально-экономического развития Томской области до 2030 года. Создание инновационного территориального центра "ИНО Томск". Повышение качества жизни и развитие социальной сферы. Оптимистический сценарий и его реализация в жизнь.

      реферат , добавлен 30.03.2016

      Понятие и сущность социально-культурных услуг. Изучение исторического аспекта развития сферы оказания услуг. Рассмотрение проблемы повышения экономической эффективности некоммерческих организаций в системе социально-экономических отношений Росии.

    Понятие интегрального показателя

    Территорию можно рассматривать в определенной мере как саморазвивающийся объект и как объект управления извне (например, со стороны федерального уровня). Если социально-экономические показатели территории можно рассматривать с точки зрения нормативно задаваемых и внутренне вырабатываемых целей, то остальные элементы, например, население, окружающая среда, в определенной мере развиваются по своим законам, которые неотделимы от общих социальных законов жизнедеятельности населения страны и естественно-природных законов развития окружающей среды. Поэтому к территории в целом не может применяться понятие единой цели, глобального критерия.

    Основные показатели социально-экономического развития территории можно характеризовать числовыми значениями. Однако эти показатели не существуют отдельно, они взаимосвязаны, причем таким образом, что нередко улучшение одного показателя приводит к ухудшению другого и наоборот. Поэтому практическую значимость, как правило, имеет совокупность показателей. Такую совокупность чаще всего нельзя полностью охарактеризовать только одной числовой функцией. Вследствие этого представить в формализованном виде глобальный критерий и целевую функцию, связывающую обобщенный показатель состояния и качества функционирования территории в целом с показателями состояния отдельных его элементов, не представляется возможным.

    Однако, несмотря на непреодолимые трудности, связанные с определением глобального критерия и формализацией целевой функции, реальные системы управления территорией в большинстве своем функционируют и зачастую достаточно успешно. Достигается это за счет того, что управление ведется не по глобальному критерию, а по выявляющимся в процессе функционирования отклонениям отдельных компонентов от нормы.

    Поэтому для оценки управления, с точки зрения показателей социально-экономического развития территории, можно сформулировать основной критерий качества как приближение параметров территориальных систем, планов их функционирования к параметрам потребностей, к их распределению во времени и в пространстве. Сравнение существующего уровня с нормативным вектором показателей территории позволяет проводить более эффективное управление. Поэтому в ТИС можно, использовать единый интегральный показатель социально-экономического развития территории.

    В качестве примера можно дать векторную интерпретацию интегрального показателя социально-экономического развития территории. Пусть для улучшения социально-экономического развития территории принимается некоторое целевое решение, характеризуемое вектором. В то же время для территории существует некоторый нормативный вектор, в котором {b n } – множество нормативов, определяющих эти частные показатели. Тогда произведение отношения длины векторов на косинус угла между ними характеризует степень приближения интегрального показателя к его целевому состоянию.


    где – длина вектора, характеризующего фактическое состояние развития территории, a – длина вектора цели.

    где i = 1, 2, …, n – компоненты векторов.

    Косинус угла между векторами определяется отношением скалярного произведения векторов к произведению их длин.

    Приближение вектора к нормативному по модулю и углу будет свидетельствовать о сбалансированном движении к целевым ориентирам. Рациональная стратегия управления развития территории может состоять в том, чтобы максимально приблизить фактический вектор территории к его целевому состоянию. Таким образом, принципиально, в ТИС может формироваться и использоваться единый интегральный показатель оценки управленческих решений администрации.

    Сложности векторной оптимизации привели к тому, что значительное распространение получили приемы линеаризации критериев. Для решения подобных задач необходимо объединение выбранных показателей, т.е. свертки их в единую функцию. Эти приемы могут предусматривать переход от векторной формы глобального критерия к одномерной линейной. Известны, например, аддитивные и мультипликативные критерии.

    Аддитивный критерий (А) получают суммированием произведений частных показателей эффекта (l i ) на весовые коэффициенты i -го показателя (p i), сумма которых равна единице.

    Мультипликативный критерий (М) получают умножением произведений частных показателей эффекта l i на p i – весовые коэффициенты i-го показателя, сумма которых равна единице.

    В ТИС могут использоваться значительное количество еженедельных, ежемесячных и ежеквартальных показателей государственной, ведомственной и финансовой статистики. В комплектовании системы показателей территории могут участво­вать все подразделения администрации. Это могут быть:

    · частные показатели, используемые непосредственно в деятельности ответственных сотрудников;

    · социально-экономические индикаторы – показатели, предназначенные для оценки решений лицами, ведущими отдельные направления работ;

    · обобщенные показатели, предназначенные для оценки решений высшим руководством администрации.

    Источником первичной информации для отобранных показателей являются:

    · данные государственной статистики;

    · данные выборочных обследований предприятий, организаций различных форм собственности, отдельных групп населения;

    · данные специальных социологических опросов и экономических переписей, проводимых на предприятиях и среди населения;

    · данные, получаемые в ходе регулярного изучения общественного мнения.

    Выбранные показатели могут быть разнонаправленными, измеряться в разных единицах и иметь большие отличия в размерности (масштабе). Поэтому прежде чем выполнять их свертку, необходимо провести масштабирование показателей, перейти от абсолютных величин показателей к относительным величинам, единой шкале измерения. Кроме того, обобщенные показатели должны удовлетворять требованиям:

    · информативности (содержать значительное число существенных аргументов);

    · соответствия (должны реагировать на изменения характеристик целей развития и степени их достижения);

    · критичности (существенности изменения значения показателя при существенном изменении его аргументов);

    · устойчивости (незначительности изменения значений показателя при незначительных изменениях его аргументов).

    Интегральный показатель оценки решений позволяет сделать администрации вывод о влиянии принимаемого решения на развитие территории.

    При расчете интегрального показателя, который характеризует этот уровень, используются следующие частные показатели (приводится фрагмент интегрального показателя):

    1. Макросоциалъные показатели:

    · коэффициент рождаемости, число родившихся за год на 1000 чел.;

    · коэффициент старости населения, доля лиц в возрасте 65 лет и старше в общей численности населения;

    · средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет);

    · коэффициент смертности, число умерших на 1000 чел. населения;

    · общая заболеваемость детей в возрасте от 0 до 14 лет, на 1000 детей;

    · общая заболеваемость взрослого населения в возрасте от 18 лет и старше, на 1000 чел. взрослого населения;

    · уровень потребления алкоголя на одного человека в год (литров);

    · охват населения общим образованием, от общего числа граждан в возрасте до 15 лет;

    · уровень регистрируемой безработицы от экономически активного населения;

    · общая площадь жилья в среднем на одного проживающего (кв.м/чел);

    · доля расходов на покупку продуктов питания в потребительских расходах населения;

    · уровень социально-экономической дифференциации, соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения;

    · доля населения с доходами ниже прожиточного минимума;

    · динамика уровня преступности к уровню предыдущего года.

    2. Макроэкономические показатели:

    · валовой региональный продукт к показателю предыдущего года;

    · индекс промышленного производства к показателю предыдущего года;

    · доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве;

    · объем инвестиций в основной капитал к валовому региональному продукту;

    · индекс потребительских цен, показатели по состоянию на декабрь текущего года к показателям по состоянию на декабрь предыдущего года;

    · отношение объема государственного долга к объему доходов бюджета;

    · отношение расходов на обслуживание государственного долга к расходам бюджета;

    · отношение дефицита бюджета к объему доходов бюджета.

    Для каждого показателя рассчитывается индекс безопасности (I i), принимающий значения I i (0...1). Для показателей, индекс которых имеет тенденцию к возрастанию, расчет проводится следующим образом:

    Для показателей, индекс которых имеет тенденцию к убыванию, расчет проводится как

    где х i – текущее значение показателя;

    x d – нормативно утвержденное пороговое значение показателя;

    x c – нормативно утвержденное целевое значение показателя.

    Интегральный критерий степени безопасности можно определить по формуле:

    Приближение к единичному вектору будет свидетельствовать о сбалансированном движении к целевым ориентирам. Выводы, полученные на основе интегрального показателя социально-экономического развития территории, носят ориентировочный характер, выполняя вспомогательную роль определения характера изменений, однако эта роль может быть существенной при принятии управленческих решений.