Экономический выбор. экономические системы

Экономический выбор. экономические системы

Экономический выбор предполагает избрание предпочтительного варианта из всех возможных. В любой конкретный момент времени может прослеживаться ограниченность различных источников, необходимых для осуществления деятельности субъекта, что образует некоторую объективную границу для

И проблема выбора - постоянная дилемма, стоящая перед специалистами данной сферы. При этом не должен рассматриваться данный вопрос в их ограниченности. Возникновение такой нехватки может остро ощущаться для удовлетворения потребностей каждого отдельного человека.

Экономический выбор существует практически во всех странах (развивающихся и развитых, бедных и богатых). Жители любого государства горят желанием получать большее количество услуг и благ. В реальности человечеством эксплуатируются не все имеющиеся в наличии ресурсы. Поэтому источники, ранее использованные, могут превратиться в ненужные или «лишние». Наглядным примером служит в период экономического производственного спада избыток рабочей силы.

Экономический выбор способен определить редкость ресурсов по отношению к безграничности потребностей человека, которым характерен постоянный рост и изменение в процессе расширения рынка и развития и общества.

Данная проблема осложняется еще и тем, что порой обнаруживается ограниченность в отдельных источниках (речь идет, например, о либо их невоспроизводимость. Так, современным человечеством еще не изобретен способ восстановления таких запасов. Поэтому экономический выбор должен быть направлен на те ресурсы, которые можно воспроизвести. Например, на месте вырубленного виноградника можно посадить новые молодые и здоровые растения. Однако для того, чтобы они начали плодоносить, потребуется какое-то время.

В научной литературе не раз затрагивалась ситуация экономического выбора, так как она способна оказывать влияние на дальнейшее Одними авторами таких публикаций делается упор на относительность ограниченности благ и ресурсов. Иначе говоря, период исчерпания того или иного источника определяется эффективностью использования его обществом.

Все экономические ресурсы с позиции их роли в подразделяются на природные, инвестиционные и трудовые.

Другими авторами обращено внимание на абсолютную и относительную ограниченности таких источников. При этом по второму вопросу они должны быть согласованы с мнением ученых, упомянутых выше. А вот абсолютно ими определяются как такие, которые могут быть заменены другими. Мнение авторов первой концепции звучит убедительней, благодаря постоянному совершенствованию современных технологий. Они позволят уже сегодня применять безотходное производство, которое способно сохранить источники хозяйствования.

1. Распредели по соответствующим графам таблицы примеры потребностей человека. Запиши в каждую графу таблицы номера соответствующих потребностей.

1) пища; 2) общение с другими людьми; 3) сон; 4) воздух; 5) признание со стороны других людей; 6) познание; 7) труд; 8) комфортный температурный режим; 9) успех в делах; 10) занятия музыкой


Понятия:

А) потребность
Б) ресурсы
В) блага

Определения:

1) всё, что является полезным для человека, ценится им
2) средства, необходимые для удовлетворения различных нужд
3) нужда в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей и общества в целом

Запиши в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

А-3 Б-2 В-1


3. Используя текст учебника, заполни пропуски в приведённом ниже тексте.

При организации различной деятельности люди сталкиваются с проблемой ОГРАНИЧЕННОСТИ ресурсов. Человеческие ПОТРЕБНОСТИ постоянно растут и практически безграничны, а РЕСУРСОВ для их удовлетворения всегда недостаточно. Это одна из главных ЭКОНОМИЧЕСКИХ проблем, определяющая во многом жизнь общества. Ресурсы необходимы для производства БЛАГА.


4. В регионе Z крайне низкая плотность населения, поэтому фирма, начавшая там разработку газового месторождения, вынуждена приглашать рабочих из других регионов на полугодовые вахты. Как этот факт соотносится с проблемой ограниченности ресурсов?

Ограниченность рабочих ресурсов в регионе Z- Недостаток рабочей силы.


5. Прочитай текст учебника и заполни схему.


6. В чём заключается проблема экономического выбора? Объясни и проиллюстрируй примером её сущность. Человек, делая свой экономический выбор, делает важный шаг. К примеру: выбор института для дальнейшей работы. Сам выбирает куда тратить свои ресурсы.
7. Анна решила заниматься восточными танцами. Сами занятия, приобретение костюмов и аксессуаров — удовольствие не из дешёвых. Вполне вероятно, что Анне придётся отказаться от затрат на удовлетворение других потребностей. Что в данном случае может выступить в качестве альтернативной стоимости? Обведи номера правильных ответов.

1) затраты на еду
2) затраты на посещение бассейна
3) затраты на одежду
4) затраты на изучение иностранного языка


8. Вспомни, какой была последняя крупная покупка твоей семьи.

Телевизор

Что являлось её альтернативной стоимостью?

Ноутбук

Объясни мотивы экономического выбора своей семьи.

Телевизор в зал, нужда.

2. Установи соответствие между понятиями и определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца.

Экономический выбор (economic choice) - выбор наилучшего варианта среди альтернативных, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах, или максимизация полезности в результате использования ограниченных ресурсов. Он проявляется в эффективном использовании ресурсов.

Экономический выбор проявляется в эффективном использовании ресурсов. В обычной жизни вы смотрите в кошелек и выбираете, что вам купить: кроссовки или мороженое? Точно так же экономика в целом решает вопросы: что и сколько производить? Если объединить все товары в две группы - средства производства (например, станки) и предметы потребления (например, хлеб), то общество должно решить: сколько производить станков и сколько хлеба? Иначе говоря, отдельный индивидуум, организация и общество в целом решают одну и ту же проблему - проблему выбора: что и сколько производить. В этом случае фирма преследует свой собственный интерес, основанный на рациональном эгоизме, - получение максимума прибыли. Компания определяет оптимальный вариант из множества имеющихся на основе анализа ограниченных производственных возможностей1 и исследования доступной информации с целью эффективной реализации выбранного варианта за определенный период времени.

Зададимся вопросом: зачем нужно решать проблему выбора? Ответ очевиден - из-за ограниченности ресурсов. Таким образом, суть проблемы выбора - в эффективном использовании ресурсов. Отсюда новое определение микроэкономики.

Микроэкономика - это наука об эффективности использования редких ресурсов.

Эффективность характеризует связь между количеством редких ресурсов, которые применяются в процессе производства, и количеством и качеством какого-либо произведенного продукта. Чем больше производится продукта отданного объема затрат, тем эффективнее производство, а точнее, воспроизводство.

Типы воспроизводства в хозяйственной жизни

Воспроизводство (англ. reproduction) в хозяйственной жизни - непрерывно продолжающийся (незатухающий, бесконечно повторяемый) процесс производства благ, по ходу которого возобновляются (воспроизводятся) и жизненные средства, и их производители (человек как потребитель и как рабочая сила), и производственные отношения между участниками этого общественного процесса.

В количественном аспекте воспроизводство исследуется с позиции трех его типов:

  • o простое воспроизводство (simple reproduction) - возобновляющееся в неизменном объеме;
  • o суженное воспроизводство (contracted reproduction) - возобновляющееся в сокращенном объеме, фактически недопроизводство;
  • o расширенное воспроизводство (expanded reproduction) - возобновляющееся в возрастающем объеме, рассматриваемое как "норма", синоним прогресса.

В комплексном социально-экономическом анализе воспроизводство общественного продукта представляется как предпосылка существования человечества и как системообразующий фактор условий его бытия, изменяющийся в зависимости от конкретных исторических условий. В классической экономической теории оно рассматривается как единый процесс воспроизводства:

  • o материальных благ;
  • o рабочей силы;
  • o производственных (экономических) отношений.

Вот что интересно. Все мы хотим иметь хорошую квартиру, машину, дачу и т.д. Но что получается? Да, кто-то имеет все это, но далеко не все желающие. Причина заключается в том, что из-за недостаточности освоения ресурсов и их редкости воспроизводство не обеспечивает население достаточным количеством благ. Экономика не может предложить неограниченный выпуск товаров и услуг, обеспечить всех нормальным жильем, поэтому экономисты принимают решения, какие и в каком количестве товары и услуги следует производить, а от каких временно отказаться.

Рассмотрим пример. Поскольку ресурсы ограничены и применяются целиком, всякое увеличение производства, скажем, промышленных роботов, потребует переключения части ресурсов с производства пиццы. Правилен также и противоположный вывод: если мы предпочтем увеличить производство пиццы, необходимые для этого ресурсы должны быть получены лишь за счет сокращения производства роботов (табл. 1.2). Общество не может преследовать две взаимоисключающие цели. В этом суть проблемы экономии.

Таблица 1.2.

Главная идея здесь сводится к следующему: в любой момент времени экономика полной занятости и полного объема производства должна жертвовать частью продукта X (пиццы), чтобы получить больше продукта У (роботов). Тот решающий факт, что экономические ресурсы редки, не позволяет такой экономике увеличивать обе позиции одновременно.

Чтобы углубить наше понимание производственных возможностей, рассмотрим приведенные в таблице данные в их графическом отображении (рис. 1.6).

Рис. 1.6.

Из рисунка 1.6 видно, что каждая точка на кривой производственных возможностей АВСйЕ представляет максимальный объем производства двух продуктов. Точка Л", расположенная внутри области производственных возможностей, означает, что ресурсы не используются полностью. Это возможно в условиях спада производства. Точка М, расположенная за пределами кривой, характеризует такой объем продукции, который хотя и желателен, но недостижим, так как нет достаточных ресурсов. Следовательно, только точки, лежащие на кривой АВСйЕ, представляют одновременно возможный объем производства.

Итак, кривая производственных возможностей показывает альтернативные варианты при полном использовании ресурсов. Если улучшается технология или увеличивается количество ресурсов, кривая сдвигается вправо вверх.

Какие две сто­ро­ны эко­но­ми­че­ско­го вы­бо­ра от­ме­ти­ли авторы? В чём со­сто­ит про­бле­ма эко­но­ми­че­ско­го выбора? При­ве­ди­те при­мер си­ту­а­ции эко­но­ми­че­ско­го выбора.


За последние 250 лет человечеству удалось существенно увеличить производство и улучшить качество жизни. И сейчас экономический прогресс общества открывает всё более и более эффективные способы превращения имеющихся в его распоряжении ресурсов в желанные товары и услуги. Но это не отменяет фундаментального закона - человек всё равно испытывает и будет испытывать дефицит. Ресурсы в мире ограничены, а человеческие желания бесконечны. И, поскольку всего того, что хочется, иметь невозможно, приходится выбирать.

Если для производства какого-либо одного товара мы используем труд, станки, природные ресурсы, - это вынуждает отказываться от других товаров, которые могли бы быть произведены в иной ситуации. Этот выбор в рыночной экономике осуществляют потребительский спрос и издержки производства. Спрос на товар - сигнал потребителя, указывающий предпринимателю, что следует производить. Однако чтобы произвести, исходные ресурсы должны быть «откуплены» у других направлений их использования. Издержки на закупку ресурсов напоминают предпринимателю, что существуют и другие производства, требующие тех же ресурсов.

В результате производители имеют сильный стимул поставлять на рынок только те товары, которые могут быть проданы по цене, по крайней мере равной издержкам их производства, и особенно те товары, ценность которых в глазах потребителя в наибольшей степени превышает издержки на их производство.

Важно понимать, что товар может быть предоставлен человеку или группе людей бесплатно, только если его кто-то оплатит, и это лишь перераспределит бремя издержек, ничуть его не уменьшая. Политики часто говорят о «бесплатном образовании», «бесплатной медицине» или «бесплатном жилье». Эти выражения способны лишь ввести в заблуждение. Ни одно из благ не предоставляется бесплатно - для производства каждого из них требуются дефицитные ресурсы. Например, здания, труд и другие ресурсы, вовлечённые в процесс обучения, могли бы использоваться для производства продовольствия, оказания услуг в сфере отдыха и развлечений и т. д. Издержки «производства образования» есть стоимость тех товаров, от которых пришлось отказаться в результате того, что требуемые для их производства ресурсы были потрачены на образование. Правительство может переложить эти издержки с одних плеч на другие, но избавиться от них невозможно. Правило «за всё надо платить» верно во всех случаях жизни.

(Р. Строуп, Дж. Гвартни)

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие элементы:

1. Стороны: по­тре­би­тель­ский спрос и из­держ­ки производства.

2. Проблема: ис­поль­зо­ва­ние ре­сур­сов для про­из­вод­ства какого-либо од­но­го то­ва­ра вы­нуж­да­ет от­ка­зы­вать­ся от дру­гих товаров, ко­то­рые могли бы быть про­из­ве­де­ны в иной ситуации.

Стороны и про­бле­ма могут быть ука­за­ны в иных, близ­ких по смыс­лу формулировках.

3. Пример: если на гряд­ке по­са­же­ны кабачки, то вы­ра­щи­вать на этой же гряд­ке клуб­ни­ку не удастся.

Могут быть при­ве­де­ны дру­гие примеры.

Любое общество заинтересовано в эффективном использовании ресурсов и получении при этом наибольшего количества экономических продуктов. Для этого оно стремится полностью занять свои ресурсы и добиться полного объема производства. Под полной занятостью ресурсов понимается использование всех пригодных для производства ресурсов: рабочей силы, пахотных земель, производственных зданий, оборудования и т. п. Полный объем производства означает, что ресурсы надо распределять эффективно, чтобы обеспечить наибольший выпуск продукции, следующим образом:
их надо использовать там, где они принесут наибольшую пользу (не стоит, например, труд пианиста использовать при уборке картофеля);
необходимо применять наилучшие из имеющихся технологий (не стоит, к примеру, в современных условиях убирать пшеницу косой, а автомобили изготавливать так, как это делалось в прошлом веке).
Поскольку ресурсы редки и ограниченны, то даже при полной их занятости и полном объеме производства невозможно обеспечить неограниченный выпуск всей необходимой продукции, что, в свою очередь, свидетельствует об ограниченности производственных возможностей общества. Таким образом, в каждый данный момент можно производить лишь определенное количество той или иной продукции и не более. Отсюда возникает необходимость решения следующей проблемы: какую продукцию следует производить, а от какой отказаться.
В экономической науке такая проблема носит название проблемы выбора, решая которую, общество стремится дать ответы на три фундаментальных вопроса:
что нужно производить и в каком количестве?
как и кто должен производить, из каких ресурсов, с помощью каких технологий?
длякого производится продукция, кем она будет потребляться?
Проиллюстрировать экономический выбор можно с помощью кривой производственных возможностей, которая строится на основе шкалы производственных возможностей (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Возможности производства продуктов А и Б
при полном использовании ресурсов

Предположим, что экономика производит не бесчисленное количество продукции, а лишь два продукта – А и Б. Из данных таблицы видно, что одновременно экономика может производить 1 ед. продукта А и 9 ед. продукта Б. Но если экономика будет производить 2 ед. продукта А, то производство продукта Б составит 7 ед. Таким образом, экономика должна жертвовать количеством одного продукта, чтобы производить больше другого продукта. Один продукт как бы трансформируется (превращается) в другой. Поэтому кривая производственных возможностей АД называется также кривой трансформации (рис. 2.3)

Рис. 2.3. Кривая производственных возможностей

Из рисунка видно, что каждая точка на кривой производственных возможностей представляет какой-то максимальный объем производства двух продуктов. При этом предполагается, что все ресурсы экономики использовались полностью, а она функционировала на грани своих производственных возможностей и была эффективна.
В случае, когда ресурсы используются неудачно, экономика будет находиться не на кривой трансформации, а под кривой – в точке Е. Это свидетельствует о неэффективности ее функционирования. Производство в точке К вообще неосуществимо, так как эта точка лежит за границей производственных возможностей, у общества нет необходимых для этого ресурсов. Таким образом, экономика работает эффективно, когда она находится на границе производственных возможностей, а не под ней или за ее пределами.
Производство дополнительных единиц одного продукта влечет за собой сокращение производства другого продукта. Из-за ограниченности ресурсов экономика должна жертвовать выпуском одних продуктов, чтобы добиться увеличения производства других. Те издержки, или расходы ресурсов, на производство одного продукта, от которых следует отказаться ради производства другого, называют вмененными (альтернативными) издержками. Переключение ресурсов из одной сферы в другую обусловливает действие закона возрастающих вмененных издержек, графическим изображением которого и является кривая производственных возможностей. Суть этого закона в следующем: производство дополнительных единиц одного продукта влечет за собой жертвование возрастающим количеством другого продукта.
Те жизненные блага, которых мы лишаемся, когда выбираем иной вариант своих экономических действий, нежели тот, который мог принести нам эти блага, называются альтернативной стоимостью. В нашем примере количество недопроизведенного продукта Б, производством которого пришлось пожертвовать для получения дополнительной единицы продукта А, и есть альтернативная стоимость этой единицы: при увеличении производства продукта А с 1 до 2 ед. производство продукта Б сократилось на 2 ед. (с 9 до 7 ед.), что и составляет величину альтернативной стоимости. Это «цена» экономического выбора.

Еще по теме 2.4. Проблема экономического выбора:

  1. 3. Ограниченность ресурсов и решение проблемы экономического выбора. Кривая производственных возможностей
  2. 1. Производство в условиях ограниченных ресурсов. Граница производственных возможностей. Проблемы экономического выбора
  3. 3. Экономические потребности, блага, ресурсы.Экономический выбор
  4. 2.4 Основные экономические проблемы. Экономические системы общества
  5. 1.Экономический рост и его типы. Факторы и проблемы экономического роста
  6. Проблема выбора, ограниченность, альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей
  7. Проблема "лимонов": как ложный выбор влияет на финансовую структуру
  8. Принципы рациональности выбора в макроэкономической политике. Проблемы согласования целей и инструментов
  9. 3. Экономический выбор. Линия производственных возможностей.
  10. Н. Макашева Проблема интеграции теорий экономического цикла и равновесия (вторая половина 1920-х - 1930-е годы) и проект теории экономической динамики Н. Д. Кондратьева
  11. Проблемы выбора индикаторов денежно-кредитной политики
  12. Тема 3. Ограниченность ресурсов и проблема выбора в экономике
  13. ПРОБЛЕМА ВЫБОРА В ЭКОНОМИКЕ. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБЩЕСТВА

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право -