Применение ЕСХН разрешено не всем, а только сельхозтоваропроизводителям, которые соответствуют требованиям гл. 26.1 НК РФ. Кроме того, для применения ЕСХН необходимо подать соответствующее заявление в налоговый орган в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого планируется переход на ЕСХН (п. 1 ст. 346.3 НК РФ).
То есть теоретически сельхозтоваропроизводитель, соответствующий требованиям гл. 26.1 НК РФ, может сменить "упрощенку" на более близкую ему систему налогообложения в виде уплаты единого сельхозналога (ЕСХН), для чего ему необходимо в общем порядке подать в налоговый орган заявление о переходе на ЕСХН.
Глава 26.2 НК РФ устанавливает для налогоплательщиков, переходящих с УСН на ЕСХН, единственное "переходное" правило. Оно касается учета основных средств и нематериальных активов.
"Упрощенцы", переходящие на ЕСХН, руководствуются общим правилом, закрепленным в п. 3 ст. 346.25 НК РФ, которое позволяет учесть в рамках нового налогового режима ту часть стоимости основных средств и нематериальных активов, приобретенных до перехода на ЕСХН, которая к моменту перехода не была еще учтена в целях налогообложения в рамках УСН.
Это правило является единым для перехода от "упрощенки" к иным налоговым режимам (кроме ЕНВД). Поэтому при переходе на ЕСХН (принимая во внимание тот факт, что при ЕСХН доходы и расходы учитываются кассовым методом) учет основных средств и нематериальных активов ведется по тем же правилам, что и при переходе с УСН на общий режим с уплатой налога на прибыль кассовым методом (см. с. 197).
Никаких "переходных" правил по учету доходов и расходов для случая перехода с УСН на уплату ЕСХН в НК РФ нет. В принципе, это понятно. Ведь УСН и ЕСХН похожи (оба этих спецрежима основаны на кассовом методе учета доходов и расходов).
Однако и здесь могут возникнуть проблемы.
"Упрощенцу", применявшему объект налогообложения "доходы", следует быть внимательным при учете расходов, понесенных в период применения УСН, а оплаченных после перехода на ЕСХН. Ведь при применении ЕСХН объект налогообложения может быть только один - "доходы минус расходы" (также с учетом расходов по ограниченному перечню).
Поскольку объект налогообложения "доходы" в принципе не предполагает учета расходов, то расходы, относящиеся к периоду применения УСН, но оплаченные после перехода на ЕСХН, учитывать при исчислении ЕСХН нельзя.
Если налогоплательщик применял объект налогообложения "доходы минус расходы" и какие-то расходы оказались "переходными" (т.е. оплата была при УСН, а осуществление при ЕСХН или наоборот), то в большинстве случаев проблем быть не должно - перечни учитываемых расходов для данных спецрежимов в основном совпадают.
Однако совпадение все же не полное. Следующие виды расходов, учет которых разрешен на "упрощенке", отсутствуют в перечне расходов, разрешенных при ЕСХН:
Расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;
Расходы на патентование и (или) оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, включая средства индивидуализации;
Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, признаваемые таковыми в соответствии с п. 1 ст. 262 НК РФ;
Расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию;
Расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;
Расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники;
Расходы по вывозу твердых бытовых отходов.
Учет таких расходов, понесенных при УСН, а оплаченных при применении ЕСХН, может стать предметом налогового спора.
При этом теоретически некоторые виды расходов можно "подогнать" под разрешенный при ЕСХН перечень - например, расходы на обслуживание ККТ и по вывозу ТБО можно попытаться учесть как материальные.
Однако лучше всего, во избежание споров, все такие расходы оплатить до перехода на ЕСХН.
Кроме того, расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, разрешенные при "упрощенке" уже с 2007 г. (задним числом), при применении ЕСХН можно учитывать только с 2008 г. (согласно Закону N 85- ФЗ). Соответственно, если такие расходы окажутся "переходными" (например, реконструкция проведена в рамках УСН в 2007 г., а оплачена уже после перехода на ЕСХН в 2008 г.), то также могут возникнуть проблемы с их учетом.
И, конечно же, следует помнить, что убытки, полученные налогоплательщиком при применении упрощенной системы налогообложения, не учитываются после перехода на иные режимы налогообложения (п. 7 ст. 346.18 НК РФ). Поэтому сумма неучтенного убытка, полученного при применении УСН, при переходе на ЕСХН учтена быть не может.
А также затрагивали темы использования общего режима. На самом же деле, есть еще один спецрежим – единый сельскохозяйственный налог (или сокращенно ЕСХН).
Его, как понятно из названия, может применять довольно узкий круг налогоплательщиков, но рассказать о нем все же стоит. Во-первых, среди читателей, есть те, кто занимается сельским хозяйством. Во-вторых, информация может пригодиться тем, кто только собирается заняться бизнесом именно в этой сфере. Тем более что у нас в стране в последнее время тема сельского хозяйства и импортозамещения достаточно активно развивается – об этом, наверное, слышали все, кто хоть иногда смотрит телевизор и читает новости.
Итак, ЕСХН – специальный режим налогообложения для сельскохозяйственных производителей.
Каковы его особенности? Разберемся по порядку.
На самом деле, прочитав эту статью, вы сами поймете, что ЕСХН очень похож на упрощенку с базой «доходы — расходы». И это правда. Среди общих условий использования ЕСХН отметим:
Обратите внимание, что освобождение от НДС не касается НДС по внешнеторговым операциям.
Как я уже сказала, что перейти на ЕСХН могут и юрлица, и ИП. Но для этого надо соответствовать определенным критериям. Каким именно?
Налогоплательщиком по этому спецрежиму может быть только сельскохозяйственный товаропроизводитель. Кто это такой?
Согласно НК РФ, с/х товаропроизводителем признаются :
Что же считается с/х продукцией? В это понятие включают:
Подведем итог. Чтобы применять ЕСХН, надо отвечать следующим критериям:
ЕСХН не вправе применять:
Перейти на ЕСХН можно:
Уведомление составляется по . Тем, кто принял решение перейти на ЕСХН с нового года, уведомить налоговую надо до 31 декабря текущего года. При этом в бланке необходимо проставить долю доходов от реализации с/х продукции во всех доходах текущего года. Только что зарегистрированным юр. лицам или ИП на подачу уведомления дается 30 дней с даты постановки на учет.
Если вы не подали уведомление № 26.1-1 в установленные сроки, то платить налог по ЕСХН вы не можете. Кстати, если все-таки перешли на ЕСХН, то сделать возврат на иной режим налогообложения до конца года нельзя.
Возращение на другой режим происходит в трех случаях:
Как любой налог, ЕСХН характеризуется стандартными параметрами: он имеет свою базу, ставку, правила расчета и форму декларации. Рассмотрим основные моменты:
Объект: доходы минус расходы.
Порядок определения и признания доходов / расходов: прописан в ст. 346.5 НК РФ. Расходы представлены, как и на упрощенке, в виде определенного перечня. Кроме того, их также надо подтвердить первичкой, ну и экономическую обоснованность никто не отменял.
Налоговая база: сумма доходов минус сумма расходов в денежном выражении. Суммы доходов / расходов в валюте переводятся в рубли по курсу ЦБ РФ, действовавшему в день получения дохода или осуществления расхода. Доходы в натуральной форме принимаются в расчет в суммах, соответствующих их рыночной стоимости. Суммы доходов / расходов считаются нарастающим итогом сначала года. Из базы по налогу разрешается вычесть убытки прошлых лет (перенос возможен в течение 10 лет после периода, к которому относится убыток).
Налоговый период – год, отчетный – полугодие.
Ставка: стандартная ставка 6%. По республике Крым и г. Севастополь она может быть снижена в 2017-2021 годах – до 4%.
Порядок исчисления:
Налог = (доходы – расходы) * 6% (или иную ставку, если она используется)
По итогам полугодия рассчитывается авансовый платеж, уплачивается он в срок до 25 календарных дней после завершения периода.
Плюсы ЕСХН:
Минусы ЕСХН:
Выбирать или не выбирать этот спецрежим, каждый с/х производитель решает сам. Так как режим добровольный, вы можете остаться, например, и на УСН. Но тут важно учесть вот что. На УСН-Доходы минус расходы стандартная ставка равна 15% (регионы могут снизить ее), на ЕСХН она изначально составляет 6%. Это первое «За» в пользу ЕСХН. И второе «За» ЕСХН – отчетный период в виде полугодия. На УСН авансовые платежи делаются после каждого квартала. Согласитесь, что для некоторых предпринимателей, эти условия могут быть очень привлекательными.
ОСНО — общеустановленная система налогообложения, которой посвящен практически весь НК РФ. Применяя эту систему, при наличии соответствующего объекта налогообложения налогоплательщик должен уплачивать все налоги, действующие на территории России.
По желанию налогоплательщика НК РФ допускает применение налоговых спецрежимов, которые могут либо заменять ОСНО, либо использоваться наряду с ней. К таким спецрежимам, в частности, относятся УСН и ЕНВД, широко распространенные в малом и среднем бизнесе.
УСН можно использовать только вместо ОСНО, а ЕНВД может как заменять ОСНО или УСН, так и использоваться совместно с каждым из этих режимов.
Несмотря на ряд сходств, суть спецрежимов УСН и ЕНВД принципиально разная. УСН представляет собой упрощенный вариант ОСНО, который с учетом установленных законодательством ограничений могут применять небольшие организации и ИП для любых видов деятельности. ЕНВД применим только к определенным видам деятельности фирм и ИП, но от масштабов этой деятельности почти не зависит.
При применении обоих спецрежимов вместо обязательных к уплате на ОСНО 3 налогов (на прибыль, на имущество и НДС) уплачивается 1 налог (единый). Хотя в некоторых случаях наряду с этим налогом может возникать и необходимость осуществления платежей по заменяемым им налогам.
Алгоритмы расчета этого единого налога при УСН и ЕНВД также абсолютно разные. Уплата прочих налогов и страховых взносов для систем УСН и ЕНВД при наличии объекта налогообложения так же обязательна, как и при ОСНО.
При применении всех 3 систем налогообложения фирмы обязаны вести бухучет и составлять бухгалтерскую отчетность. СМП могут делать это по упрощенным вариантам. ИП от ведения бухучета и сдачи бухотчетности освобождены.
На ОСНО и УСН и фирмы, и ИП должны вести налоговый учет.
При всех вариантах совмещения режимов необходимо организовать раздельное ведение бухгалтерского и налогового учета.
Применение ОСНО основано на следующих принципах:
Отличительные особенности УСН сводятся к следующему:
О различиях в обязательной и добровольной процедурах смены УСН на другой режим читайте .
Режим ЕНВД характеризуется следующими особенностями:
О региональном коэффициенте читайте в этой .
Влияние налогоплательщика на величину налоговой базы ограничивается определением фактической величины физического показателя и учетом понижающего коэффициента для неполных месяцев применения ЕНВД.
Месячная база по налогу рассчитывается как произведение всех перечисленных показателей, а квартальная — как сумма 3 месячных величин базы.
Подробнее о расчете ЕНВД читайте .
Налог начисляется по общеустановленной ставке 15% от квартальной базы или по более низкой, установленной в регионе. Он никак не зависит от результатов работы налогоплательщика и должен уплачиваться на протяжении всей деятельности на этом режиме.
При выборе системы налогообложения налогоплательщику необходимо оценить ряд факторов:
С учетом всех вышеперечисленных факторов нужно провести прогнозные расчеты результатов деятельности фирмы или ИП на различных режимах с целью их сопоставления. И только по их результатам можно сделать вывод о том, какая система будет предпочтительнее.
Обязательным к применению для налогоплательщика является режим ОСНО, если он не выбрал какой-либо из спецрежимов, при котором определенная группа налогов заменяется на 1 единый налог. Наиболее широко используемыми спецрежимами являются УСН и ЕНВД, имеющие ряд сходных ограничений по возможности их применения, но существенно различающиеся в части иных аспектов работы с каждым из них. При выборе из них оптимальной системы налогообложения придется провести сравнительный анализ ряда сопоставимых показателей по каждому из режимов.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ ДЛЯ СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ: ЕСХН И УСН
АннотацияSPESIAL TAX REGIMES FOR AGRICULTURAL PRIDUCERS: UAT AND STS
Gorelusheva Mary Alexandrovna
Ulyanovsk State Agriculcural Academy named after P.A. Stolypin
4th year student of economic faculty
Научный руководитель: Лаврова Елена Евгеньевна,
Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия имени П.А. Столыпина, старший преподаватель, к.э.н.
Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. Рассмотрим их основные принципы (Рис.1).
Рисунок 1.
Оба специальных режима призваны в первую очередь, упростить процедуру налогообложения – множество налогов, существующих на общем режиме, заменяются одним. Это делает порядок их исчисления и уплаты более удобным и простым. Каждый спецрежим должен создавать благоприятный налоговый климат, иметь более мягкие и выгодные для плательщика условия, иначе его применение будет бессмысленным. Принцип добровольности предусматривает, что каждая сельскохозяйственная организация сама решает, оставаться ли ей на общем режиме налогообложения или переходить на специальный. Однако законодательство устанавливает ограничения по виду деятельности и масштабу налогоплательщика, который имеет возможность перейти на спецрежим. Сосуществование – все режимы предусматривают применение как единого налога, так и других обязательных взносов (например, страховых). Также следует помнить, что единый налог каждого специального налогового режима заменяет несколько других из общей системы. Учет особенностей экономических условий каждого субъекта – этот принцип реализуется при помощи введения различных корректирующих коэффициентов.
Начнем с более детального описания единого сельскохозяйственного налога. Он предназначен для применения на предприятиях рыбоводческой и аграрной отрасли для уменьшения налоговой нагрузки. Однако для организаций существуют ограничения на применение данного специального режима, его не могут применять:
производители подакцизных товаров (табак);
предприятия, доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции или рыболовецкого улова которых составляет менее 70% от всего дохода;
казенные, бюджетные и автономные учреждения.
Налоги уплачиваются во 2 квартале не позднее 25 июля и 4 квартале (по итогам года) не позднее 31 марта. Если сельскохозяйственное предприятие просрочило сдачу отчетности, ему будет выставлено требование об уплате штрафа в размере 5–30% от суммы налога, но не меньше 1 000 рублей .
Что же касается сельскохозяйственных предприятий, желающих выбрать УСН, стоит помнить, что положениями для отказа в этом могут служить следующие особенности:
среднегодовая численность работников в организации превышает 100 человек;
организации, производящие подакцизные товары (табачная продукция);
организации-участники соглашений о разделе продукции;
организации, перешедшие на ЕСХН либо не уведомившие об этом в установленные сроки;
организации, доля участия в которой других организаций не превышает 25 %;
организации, у которых остаточная стоимость основных средств более 100 млн. руб. (с 2017 года - 150 млн. рублей);
казенные и бюджетные учреждения;
иностранные организации;
организации, чей годовой доход превышает 79,74 млн. руб. (с 2017 года - 120 млн. руб.);
организации, имеющие филиалы и (или) представительства.
Декларация заполняется следующим образом: в 1 квартале – не позднее 25 апреля; во 2 квартале – не позднее 25 июля; в 3 квартале – не позднее 25 октября; в 4 квартале (по итогам года) – не позднее 30 апреля. Штрафы по поводу просроченной сдачи отчетности аналогичны с предыдущей системой налогообложения .
Проанализируем основные моменты, касающиеся уплаты налогов предприятиями, применяющих УСН и ЕСХН (Таблица 1):
Таблица 1 – Сравнительные характеристики ЕСХН и УСН
*для республики Крым и города федерального значения Севастополя в период в 2016 году – 0,5%, с 2017 по 2021 гг. – 4% .
Безусловно, для сельхозпредприятий выгодно применять упрощенную систему налогообложения, поскольку упрощенно ведется бухгалтерский и налоговый учет, отсутствует необходимость предоставления бухгалтерской отчетности в ИФНС, есть возможность выбрать объект налогообложения, три налога заменяются на один, декларации подаются всего лишь 1 раз в год, можно уменьшить налоговую базу на стоимость основных средств и нематериальных активов единовременно в момент их ввода в эксплуатацию или принятия к бухгалтерскому учету .
Чтобы подтвердить свои слова на практике, прибегнем к статистическим данным (Таблица 2).
В данной таблице рассмотрены Ульяновские сельскохозяйственные товаропроизводители, которые выбрали при ведении своей хозяйственной деятельности упрощенный и единый сельскохозяйственный налог. Однако при проведении общего анализа были выявлены и предприятия с общей системой налогообложения.
Таблица 2 – Распределение сельскохозяйственных предприятий по выбранному специальному налоговому режиму: ЕСХН и УСН
* оставшаяся часть(28%) принадлежит предприятиям с ОСН, они выплачивают 50% необходимых налогов;
**низкая налоговая нагрузка у предприятий с ОСН (треть от общего количества).
Как видим из таблицы, единый сельхозналог уплачивается в основном средними предприятиями со средним уровнем прибыльности, причем далеко не в полном размере, хотя начисленная налоговая нагрузка ниже, чем при УСН. При упрощенной системе налогообложения количество уплаченных налогов выше, да и объем «добросовестных» предприятий больше. Но здесь следует учесть во внимание, что данный специальный режим выбирают в основном крупные предприятия с высоким уровнем прибыльности, которые могут себе позволить более высокий уровень налоговой нагрузки, чем при ЕСХН .
В прошлом году мы уже перечисляли расходы, которые налоговики «снимают» у организаций и предпринимателей на УСН (см. « »). Сейчас этот «запретительный список» пополнился новыми пунктами. В него попали суммы, израсходованные на участие в электронных торгах, и остаточная стоимость объектов, полученных при реорганизации. Подробнее о позиции ФНС по этим расходам, а также о некоторых затратах, опасных для плательщиков единого сельхозналога, читайте в настоящей статье (об опасных расходах при общей системе см. «” »).
В последнее время все больше компаний участвуют в электронных аукционах. Суть их в том, чтобы каждый участник наряду с другими фирмами мог предложить заказчику свои товары или услуги. В свою очередь заказчик (как правило, это бюджетное учреждение) выбирает того поставщика или подрядчика, кто предложит наиболее выгодные условия.
Не совсем понятно, каким образом организация-участник на упрощенной системе налогообложения должна учесть уплату и возврат обеспечения. В Налоговом кодексе на этот счет ничего не сказано. На практике же бухгалтеры зачастую поступают следующим образом: при списании денег сумму обеспечения включают в расходы, а при зачислении ее обратно на счет — в доходы.
При налоговой проверке такой подход может вызвать серьезные проблемы. По мнению инспекторов затраты в виде обеспечения не правомерны, поскольку они не упомянуты в закрытом перечне расходов, который приведен в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ. Что же касается доходов в виде полученного назад обеспечения, то их налоговики аннулировать «забывают». В итоге облагаемая база оказывается заниженной, и ревизоры начисляют дополнительную сумму единого налога, пени и штраф.
Правда, судьи далеко не всегда разделяют такие выводы. Одно предприятие выиграло спор с ИФНС и доказало, что величина обеспечения — это материальные затраты, поименованные в подпункте 5 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ (постановление АС Северо-Западного округа от 08.10.14 № А13-9590/2013). Но решение в пользу налогоплательщика приняла только кассационная инстанция, тогда как в первой и апелляционной инстанциях победили налоговики. Учитывая неоднозначный характер арбитражной практики, на наш взгляд проще не включать сумму обеспечения ни в доходы, ни в расходы.
Кроме того, участнику аукциона необходимо позаботиться о средствах электронной подписи. Для этого надо оплатить услуги удостоверяющего центра, который выдает сертификат ключа электронной подписи. Компании-«упрощенщики» не могут списать данные расходы на уменьшение облагаемого дохода. Такой запрет содержится в письме Минфина России от 08.08.14 № 03-11-11/39673 (см. « »).
В главе 26.2 НК РФ, посвященной упрощенной системе, довольно подробно прописано как именно следует учитывать стоимость основных средств в целях налогообложения. В частности, есть четкие правила на случай, когда ОС были приобретены или созданы до перехода на УСН с объектом «доходы минус расходы». Но эти правила применяются лишь в ситуации, когда до перехода налогоплательщик находился на общей системе, либо применял УСН с объектом «доходы». Если же ОС получены от правопреемника в ходе реорганизации, то никаких инструкций относительно формирования облагаемой базы в Кодексе найти не удастся.
Инспекторы при проверках утверждают, что компания, созданная путем реорганизации, обязана действовать так же, как если бы она сменила объект налогообложения при УСН. То есть так, как будто раньше она применяла объект «доходы», а теперь перешла на объект «доходы минус расходы». Это означает, что на реорганизованную компанию распространяется абзац второй пункта 2.1 статьи 346.25 НК РФ, который запрещает учитывать в затратах стоимость основных средств, приобретенных или созданных до смены объекта налогообложения (в данном случае — до реорганизации).
Аналогичной точки зрения придерживается и ФНС России в письме от 27.05.15 № ГД-4-3/8983@ . Авторы подчеркивают, что список расходов, разрешенных при «упрощенке», является закрытым. И стоимость основных средств, полученных при реорганизации, в данный список не входит. Следовательно, такие суммы нельзя учесть при налогообложении (см. « »).
Однако в арбитражной практике есть примеры, когда судьи не поддержали позицию налоговиков. Так, компания из Перми доказала, что при реорганизации нужно руководствоваться нормой, установленной для случая перехода на УСН с общей системы (абз. 1 п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ). Данная норма позволяет списать в расходы стоимость основных средств, приобретенных до перехода (в данном случае до реорганизации). Такой вывод содержится в постановлении ФАС Уральского округа от 03.09.13 № Ф09-8157/13.
Мы считаем, что обращаться в суд целесообразно, только если остаточная стоимость составляет весьма существенную величину. Если же речь идет о незначительной сумме, проще последовать рекомендациям ФНС и отказаться от признания подобных расходов.
У плательщиков единого сельхозналога нередко возникает вопрос, как отразить в учете различные удержания из заработной платы работников: НДФЛ, алименты и проч. Можно ли отнести их к расходам, уменьшающим облагаемый доход? Ответ зависит от того, что произошло с данными суммами после их удержания. Если бухгалтер не перечислил их по назначению, то включить их в издержки нельзя.
Действительно, по общему правилу плательщикам ЕСХН разрешено списывать затраты на оплату труда. Об этом прямо говорится в подпункте 6 пункта 2 статьи 346.5 НК РФ. Но при этом не следует забывать, что в данной системе налогообложения расходы учитываются только после их фактической оплаты (подп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ). Значит, удержанные, но не перечисленные суммы затратами не являются.
Данный вывод в полной мере относится к налогу на доходы физлиц, который был удержан из зарплаты, но не переведен в бюджет. Инспекторы при проверках исключают его из расходов, и судьи находят это правомерным. В ходе одного спора, проигранного налогоплательщиком, суд отметил: «право на учет налога возникнет у налогоплательщика в том налоговом периоде, в котором налог будет фактически перечислен в бюджет» (постановление ФАС Уральского округа от 22.08.11 № Ф09-4553/11).
Но если суммы не только удержаны, но и перечислены, то бухгалтер может без проблем отнести их к затратам. Против такого подхода не возражают и Минфин России. В частности, в письме от 27.01.14 № 03-11-06/1/2726 сказано, что алименты и другие выплаты по исполнительным листам учитываются в расходах в момент их списания с расчетного счета или выдачи из кассы (см. « »).
Зачастую разногласия с налоговиками возникают в ситуации, когда плательщик ЕСХН продает основное средство, купленное менее трех лет назад. Дело в том, что при приобретении ОС плательщик сельхозналога вправе списать все расходы в момент ввода объекта в эксплуатацию. Если впоследствии объект будет реализован до истечения трех лет с даты списания расходов (а при большом сроке полезного использования — до истечения 10 лет), базу нужно пересчитать по правилам главы 25 НК РФ, посвященной налогу на прибыль. Это закреплено в пункте 4 статьи 346.5 НК РФ. Но в Кодексе ничего не сказано о том, какие именно правила главы 25 нужно применить.
Инспекторы настаивают, что речь идет только о начислении амортизации. Другими словами, организация обязана задним числом аннулировать расходы, учтенные при покупке, и вместо них начислить амортизацию за весь срок пользования объектом. Что же до остаточной стоимости ОС, то ее при продаже учесть нельзя.
Налогоплательщики придерживаются иного мнения. С их точки зрения применять нужно все положения главы 25 НК РФ, в том числе и те, где говорится об учете остаточной стоимости. Проще говоря, при реализации основного средства следует не только «снять» расходы и начислить амортизацию, но и уменьшить доходы на величину остаточной стоимости. Такая возможность предусмотрена подпунктом 1 пункта 1 статьи 268 НК РФ, и она распространяется на плательщиков ЕСХН, которые продают объекты до окончания трехлетнего срока.
В арбитражной практике есть примеры, когда судьи согласились с налогоплательщиком (см., например, постановление АС Восточно-Сибирского округа от 25.03.15 № А19-8460/2014). Тем не менее, нет никакой гарантии, что и другие аналогичные споры закончатся поражением инспекторов. Поэтому, как нам кажется, затраты в виде остаточной стоимости ОС нельзя признать безопасными.