Центральный банк и его функции. Коммерческие банки. Центральный банк России: основные задачи и функции

Центральный банк и его функции. Коммерческие банки. Центральный банк России: основные задачи и функции

Банковская система и ее структура.

Лекция 12. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

Вопросы лекции

1. Банковская система и ее структура. Кредитная система.

2. Центральный банк и его функции.

3. Коммерческие банки и их операции. Резервы коммерческих банков.

4. Создание денег коммерческими банками. Банковский (депозитный) и денежный мультипликаторы.

5. Равновесие на денежном рынке

Банки являются основным финансовым посредником в экономике. Деятельность банков представляют собой тот канал, с помощью которого изменения на денежном рынке трансформируются в изменения на товарном рынке.

Банки являются финансовыми посредниками, поскольку, с одной стороны, они принимают вклады (депозиты), привлекая деньги вкладчиков, т.е. аккумулируют временно свободные денежные средства, а с другой, предоставляют их под определенный процент различным экономическим агентам (фирмам, домохозяйствам и др.), т.е. выдают кредиты. Таким образом, банки – это посредники в кредите. Поэтому банковская система является частью кредитной системы.

Кредитная система состоит из банковских и небанковских (специализированных) кредитных учреждений. К небанковским кредитным учреждениям относятся: фонды (инвестиционные, пенсионные и др.); компании (страховые, инвестиционные); финансовые компании (ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы); ломбарды , т.е. все организации, выполняющие функций посредников в кредите.

Однако главными финансовыми посредниками выступают коммерческие банки. Слово «банк» происходит от итальянского слова «banco», что означает «скамья (менялы)». Первые банки с современным бухгалтерским принципом двойной записи появились в ХVI веке в Италии, хотя ростовщичество (т.е. предоставление денег в долг) как первая форма кредита процветало еще до н/э. Первые специальные кредитные учреждения возникли на Древнем Востоке в VII – VI веке до н/э, кредитные функции банков в Древней Греции и Древнем Риме выполняли храмы, в Средневековой Европе – монастыри.

Современная банковская система двухуровневая . Первый уровень – это Центральный банк. Второй уровень – это система коммерческих банков.

Центральный банк – это главный банк страны. В США он называется ФРС (Федеральная Резервная Система – Federal Reserve System), в Великобритании – это Банк Англии (Bank of England), в Германии – Bundesdeutchebank, в России – Центральный банк России и т.п.

Центральный банк выполняет следующие функции , являясь:

· эмиссионным центром страны (обладает монопольным правом выпуска банкнот, что обеспечивает ему постоянную ликвидность. Деньги Центрального банка состоят из наличных денег (банкноты и монеты) и безналичных денег (счета коммерческих банков в Центральном банке)


· банкиром правительства (обслуживает финансовые операции

правительства, осуществляет посредничество в платежах казначейства и кредитование государства. Казначейство хранит свободные денежные ресурсы в Центральном банке в виде депозитов, а, в свою очередь, Центральный банк отдает казначейству всю свою прибыль сверх определенной, заранее установленной нормы.)

· банком банков (коммерческие банки являются клиентами центрального банка, который хранит их обязательные резервы, что позволяет контролировать и координировать их внутреннюю и зарубежную деятельность, выступает кредитором последней инстанции для испытывающих затруднения коммерческих банков, предоставляя им кредитную поддержку путем эмиссии денег или продажи ценных бумаг)

· межбанковским расчетным центром

· хранителем золотовалютных резервов страны (обслуживает международные финансовые операции страны и контролирует состояние платежного баланса, выступает покупателем и продавцом на международных валютных рынках).

· Центральный банк определяет и осуществляет кредитно-денежную (монетарную) политику .

Центральный банк РФ. Основные функции

Центральный Банк РФ занимает место главной банковско-финансовой организации страны. Он был основан в 1990 году 13 июля на базе существующего Госбанка. Затем, полгода спустя, был утвержден закон о ЦБ, согласно которому Центробанк начал работать как самостоятельное юридическое лицо и главная банковская организация страны. ЦБ РФ занимает место банковского учреждения первого (высшего) уровня.

Причины создания Центрального банка РФ.

К созданию единого банка в стране способствовала необходимость появления главного института для:

  1. Проведения эмиссионной политики.
  2. Реализации взаимоотношений банковской системы с государственной системой власти.
  3. Регулирования работы всех кредитно-финансовых организаций в стране.
  4. Координирования и управления всей кредитной сетью.
  5. Отслеживания деятельности банков, проверка, выдача и отзывы лицензий на проведение банковских операций.
  6. Защита курса и устойчивости национальных денег – рублей.
  7. Дальнейшего развития банковского сегмента и всей финансовой отрасли страны.

Месторасположение и руководство Центрального банка РФ.

Штаб-квартира ЦБ расположена в столице России – Москве, на улице Неглинная, дом 12.
В лице главы ЦБ с 24 июня 2013 года представлена Эльвира Набиуллина. Директорский Совет ЦБ состоит из главы и четырнадцати членов Совета, которые работают в учреждении на постоянной основе в течение пяти лет и назначаются Государственной Думой по предложению Председателя (главы) банка.

Кому подчиняется ЦБ РФ.

В соответствии с ФЗ, ЦБ является юридическим субъектом, а его уставный капитал и все имущество являются собственностью федерации государства, но при этом ЦБ имеет финансовую и имущественную самостоятельность. Он может распоряжаться своим имуществом в законодательном порядке и целях, и никто не имеет права изымать у него имущество. Все свои расходные действия ЦБ осуществляет за счет своих доходов.

ЦБ РФ не несет ответственности по обязательствам государства, а государство неответственно за обязательства банка. Банк не вправе кредитовать долги государства.

Таким образом, получается, что ЦБ РФ никому не подчиняется, но выполняет государственные указы и постановления. Он не принадлежит к органами госвласти, но все его полномочия относятся к госфункциям.

Действия ЦБ РФ по отношению к другим банкам и МФО.

ЦБ регулирует работу всех финансовых учреждений, действующих на территории РФ, как банков, так и МФО. К его полномочиям относятся:

  1. Утверждение порядка создания новых банков.
  2. Проведение проверок.
  3. Предоставление и обратный отзыв лицензий на проведение определенных операций.
  4. Определение правил проведения кредитования населения и организаций банками и МФО.
  5. Правовое регулирование межбанковских коммуникаций.
  6. Определение минимальных резервов для банков и МФО под возможные потери.
  7. Выступление в роли кредитора для кредитных организаций.
  8. Контроль и осуществление выплат вкладчикам банков-банкротов.
  9. Контроль за банками и МФО по поводу информирования клиентов о ПСК и передаче данных в БКИ

Основные функции Центрального банка РФ.

Все свои функции центральный банк РФ осуществляет согласно Конституции РФ и другими ФЗ. Согласно своим обязанностям, Центробанк:

  1. Проводит эмиссионную и денежно-кредитную политику совместно с Правительством. Выпуском наличных денег в стране занимается только ЦБ. Он же занимается выпуском дополнительных банкнот и уничтожением ветхих и старых купюр.
  2. Организует общий денежный кругооборот и имеет право монопольного выпуска денег. ЦБ следит за количеством денег в обращении, чтобы избежать дефляции или инфляции. Все купюры печатаются только с его разрешения. Купюры, которые были напечатаны иными способами, считаются недействительными.
  3. Контролирует и регулирует все финансово-кредитные организации страны, предоставляет и отзывает лицензии. Именно ЦБ принадлежит право выдавать или отзывать лицензии у организаций, желающих получить статус банка. Без этих лицензионных разрешений никто не имеет права проводить хоть какие-то операции с деньгами или ценными бумагами клиентов. Для получения любого сертификата организация должна предоставить все необходимые документы и доказательства, что она сможет выполнять банковские операции. При отзыве лицензии, возможность проведения операций прекращается.
  4. Утверждает общие условия расчетов и проведения операций в банках. Чтобы избежать всевозможных уловок банковских организаций с целью проведения операции по своему желанию, ЦБ установил общие для всех банков условия расчетов и операций. Благодаря этому, клиенты смогут находиться в равноправных условиях, а ЦБ сможет пресекать «своевольные» действия других банков.
  5. Обслуживает бюджетные счета всех уровней. Средства бюджетов регионов и столиц не могут располагаться на счетах коммерческих банков. Бюджеты всех уровней обслуживаются исключительно в Центробанке.
  6. Управляет ЗВР. Контроль и управление золотовалютными резервами принадлежит исключительно Центробанку. Даже государство не имеет права распоряжаться этими запасами. ЗВР включает в себя монетарное золото, вложение в ценные бумаги и иностранную валюту, резервы в МВФ. Это не деньги в чистом виде, ЗВР представляет собой безналичную форму денежных запасов страны.
  7. Проводит валютный контроль и расчетные транзакции с международными организациями и другими государствами. Для валютного контроля ЦБ проводит соответствие проводимых валютных операций законам, проверяет наличие лицензий и других документов на это. Контроль за валютными операциями необходим, чтобы организации не скрывали объемы полученных доходов и выполняли свои обязательства перед государством.
  8. Устанавливает курсовые цены валют по отношению к рублю. Установленные курсы не предполагают обязательность пользования ими всеми участниками рынка. Остальные просто ориентируется на курсы валют ЦБ и могут устанавливать свои, но не сильно отличающиеся от официальных. Курсы валюты зависят от рыночных котировок на валютном рынке.
  9. Разрабатывает платежный баланс страны. Это очень важный показатель того, как страна проводит внешнеэкономические операции с другими странами, как развивается собственное производство, как меняется уровень занятости граждан. На основе платежного баланса рассчитывается ВВП, проводится денежная политика, оценивается уровень ввозимых и вывозимых товаров для «здоровой» конкуренции отечественных и иностранных производителей.
  10. Устанавливает порядок работы валютных бирж, выдает, приостанавливает или отзывает у них лицензии. Вся работа валютных бирж отслеживается Центробанком. Только он может выдавать лицензию на осуществление их деятельности и проводить проверки. Это необходимо для того, чтобы все участники валютного рынка соблюдали законодательство страны и исполняли свои обязанности.
  11. Контролирует и анализирует экономику страны в целом и по регионам. Поскольку счета всех регионов находятся в ЦБ, то он может контролировать использование средств по назначению, отслеживать развитие экономики каждого региона. Это необходимо для формирования общего баланса страны и выявления слабых мест и проблем, которые нужно решать.
  12. Занимается выплатами вкладчикам банков-банкротов, которые не подключены к системе страхования вкладов. Если банк лишается лицензии, то выплаты производит

Московский Государственный заочный институт пищевой промышленности

Кафедра бухучета и финансов


Контрольная работа

по финансам, денежному обращению и кредиту

студентки 4 курса факультета

"Экономика и предпринимательство",

специальность "Коммерция", шифр 359-ЭК-95,

Панкратьевой Екатерины Олеговны



Тема:

Функции Центрального банка РФ


1. Понятие кредитной системы.

2. Роль и задачи ЦБ РФ.


Центральный банк РФ (Банк России) является юридическим лицом и имеет свой устав, утверждаемый Государственной Думой. Банк России - самостоятель­ное учреждение, осуществляющее свои расходы за счет собственных доходов. Он единственный банк в России, наделенный правом выпуска (эмиссии) наличных денег. Выполняет роль главного координирующего и регулиру­ющего органа денежно-кредитной системы страны. На­ходится в собственности Российской Федерации.


Функции ЦБ РФ

Центральный банк РФ выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа денежно-кредитной системы России. Одной из основных целей его деятельности является обеспечение эффективной и стабильной работы всей банковской системы. В связи с этим на ЦБ РФ возложен ряд функций:

Разработка и проведение кредитно-денежной поли­тики;

Регулирование денежного обращения;

Регулирование деятельности кредитных организа­ций и осуществление контроля за ними;

Осуществление безналичных расчетов в общенаци­ональном масштабе;

Организация валютного регулирования;

Хранение золотовалютных резервов страны.

Для их выполнения ЦБ РФ использует следующие инструменты и методы:

Установление правил, регламентирующих деятель­ность кредитных организаций;

Осуществление надзора за деятельностью кредит­ных организаций;

Установление и осуществление контроля за соблю­дением обязательных экономических нормативов кредитными организациями;

Установление резервных требований;

Рефинансирование кредитных организаций;

Проведение дисконтной политики;

Проведение операций на открытом рынке;

Осуществление валютных интервенций. Для поддержания надежности банковской системы Центральным банком активно используются все пере­численные выше инструменты.

Постоянно проводится работа по совершенствованию правил бухгалтерского учета и отчетности, основной це­лью этого шага являются: приближение российской от­четности к международным стандартам, повышение ин­формативности, однозначность трактовки отдельных бухгалтерских операций и, как следствие, адекватность реально проводимых банком операций их отражению в отчетности. К сожалению, большие различия в функци­онировании экономического механизма России и разви­тых индустриальных стран Запада не позволяет в пол­ной мере использовать зарубежный опыт в составлении отчетности, так как это в значительной степени снижа­ет качество анализа и контроля за финансовым состоя­нием российских банков.

Большое внимание уделяется вновь создаваемым бан­кам. Постоянно ужесточаются условия их лицензирова­ния, требования к величине уставного фонда, порядку работы на финансовом рынке, правам и обязанностям вновь созданной кредитной организации.

В целях обеспечения экономических условий для ус­тойчивого функционирования банковской системы и за­щиты интересов вкладчиков и кредиторов ЦБ РФ уста­новлены обязательные экономические нормативы дея­тельности кредитных организаций. К ним относятся: нормативы достаточности капитала, нормативы ликвид­ности кредитной организации, максимальные размеры рисков и ряд других нормативов. Невыполнение кредит­ной организацией отдельных нормативов влечет нало­жение штрафных санкций вплоть до отзыва лицензии.

В целях совершенствования надзора и ориентации его, в первую очередь, на то, чтобы выявить проблемы, способные в будущем осложнить финансовое положение банков, ЦБ РФ разработал рекомендации по определе­нию критериев степени проблемности банков. Эти кри­терии используются подразделениями ЦБ РФ при про­ведении надзорных проверок и разработке мер воздейст­вия, применяемых к банкам в зависимости от степени их проблемности, при принятии решений о санации бан­ков либо их ликвидации.

Установление резервных требований преследует две цели: регулирование уровня денежной массы и частич­ное страхование привлекаемых банками средств. Для вкладчиков такое страхование служит дополнительной гарантией надежности вложения. Однако, во-первых, оно приводит к существенному снижению доходности по вкладам (так как по обязательным резервам проценты не начисляются, банки снижают ставку процента по привлекаемым ресурсам). Во-вторых, механизм обяза­тельного резервирования до конца не отработан, как следствие, использование банками своих резервов в кри­тических ситуациях для их исправления практически невозможно.

Под рефинансированием банков понимается кредито­вание банков Центральным банком. Предоставление кредитных ресурсов осуществляется в виде прямых и ломбардных кредитов, переучета векселей и проведения кредитных аукционов. Рефинансирование проводится в случаях, когда кредитные организации испытывают трудности и не могут в короткое время привлечь необ­ходимое количество кредитных ресурсов из других ис­точников. То есть Центральный банк выступает в роли кредитора последней инстанции. Кредиты выдаются, как правило, на короткие сроки и под высокие процен­ты и полностью обеспечиваются залогом.

Ставка рефинансирования в последнее время носит более формальный характер. Во все меньшей степени она определяет процентную политику ЦБ РФ и все бо­лее величину штрафных санкций к банкам.

В связи с продолжающимся кризисом на валютном рынке и рынке МБК, неразвитостью фондового рынка, особое значение для поддержания ликвидности банков­ской системы и отдельных банков получает проведение операций на открытом рынке посредством купли-прода­жи государственных ценных бумаг. Из всех обяза­тельств, обращающихся на рынке, государственные цен­ные бумаги являются наиболее ликвидными (с учетом объема обязательств, которыми может владеть отдель­ный участник финансового рынка). Именно оперативная работа ЦБ на открытом рынке смягчила воздействие кризиса на ряд банков в августе 1995 г, когда в течение нескольких дней коммерческие банки продали на вто­ричных торгах государственные ценные бумаги на 1,6 трлн. рублей.

А в связи с уменьшением объема сделок на валютном рынке воздействие отдельных валютных интервенций на состояние банковской системы не оказывает значи­тельного влияния. В целом же проводимая ЦБ РФ и Правительством жесткая валютная политика на протя­жении последних лет привела к значительному сокра­щению доли спекулятивных валютных операций от об­щего объема проводимых банками.

Роль Центрального банка РФ

Как извест­но, центральные банки возникают тогда, когда в них возникает экономическая необходимость, и их создание явилось выдающимся историческим открытием, потому что они позволяют решить по крайней мере одну, но сложнейшую экономическую задачу. Дело в том, что рыночные отношения по природе своей являются стихийными. Это приводит к тому, что чем развитее становятся капиталистически-рыночные отношения, тем сильнее и, следовательно, разрушительнее оказывается их стихий­ный характер. На определенном этапе развития цивили­зации общество начинает понимать необходимость огра­ничения указанного стихийного начала рынка, миними­зации связанных с ним экономических потерь, которые несут все участники рынка - и производители, и потре­бители, и посредники.

Задача эта поистине сложная: с одной стороны, надо сохранить свободу предпринимательства и распоряжения частными средствами; с другой - ограничить по возмож­ности стихийно-разрушительное начало, внутренне при­сущее рынку, избавить общество и конкретных его членов от неоправданных потерь (можно даже сказать, что задача состоит в том, чтобы сохранить в рынке его «хорошие» качества и по возможности нейтрализовать «плохие» - задача, долгое время служившая предметом насмешек, но вполне корректная для условий XX в). Вторая часть данной задачи решается с помощью общественного кон­троля основных параметров рынка и целенаправленного на них воздействия, т. е. общественно организованного регулирования. В банковской сфере функции такого регу­лятора рыночных отношений поручаются такому госуда­рственному институту, как центральный банк.

В условиях рыночной экономики или перехода к ней государственное регулирование хозяйственной деятель­ности должно преследовать три главные цели:

создание (поддержание) общих условий цивилизован­ного функционирования рынка, всего народного хозяйства;

стратегическое планирование науки и научно-техни­ческого прогресса;

решение макроэкономических проблем. Как орган государственный центральный банк приме­нительно к своей сфере должен участвовать в достиже­нии всех трех целей, для чего, в частности, он обязан:

поддерживать правопорядок в финансовой сфере, за­ставлять участников денежно-кредитных отношений вы­полнять заключенные ими договоры, предупреждать споры или разрешать их, если они возникают;

осуществлять эмиссию денег, обеспечивать правиль­ное денежное обращение в стране, определять стандарты и порядок ведения расчетов и платежей;

выполнять или организовывать выполнение общезна­чимых для денежно-кредитной сферы работ (создание инфраструктуры, обеспечение надежности и безопасно­сти банковской системы и т.д.);

добиваться стабильности денежной единицы и цен с учетом других макроэкономических задач (обеспечение оптимальных объемов национального производства, те­мпов и качества экономического роста, уровня занятости и т. д.).

Реализация перечисленных и некоторых других целей и задач представляет собой необходимое условие нор­мального функционирования и развития каждого банка (кредитного учреждения) и их сообщества. И никто, кроме центрального банка, действующего совместно с другими государственными органами, достичь этих це­лей и решить задачи не способен. Поэтому коммерческие банки (кредитные учреждения) правы, когда именно от правительства и Центрального банка РФ ожидают обес­печения приемлемых общих условий для своей деятель­ности.

Отсутствие таких общих условий может иметь неско­лько объяснений.

Во-первых, их могли еще не успеть создать. Примени­тельно к нашему случаю такая причина частично имеет место. Вместе с тем здесь важна динамика, тенденция. Она же такова, что по ряду направлений, зависящих прежде всего от правительства, а потом от ЦБ РФ, прогресса в создании таких условий не наблюдается уже в течение 4-5 лет. Это касается в первую очередь состо­яния национальной экономики в целом и базирующегося на нем состояния национальной денежной единицы, а также состояния правопорядка в стране.

Во-вторых, ситуация может объясняться неумением властей взяться за дело и создавать указанные условия по крайней мере в тех объемах, в каких это объективно возможно в данный момент. Нет сомнений, что и эта причина частично действует.

В-третьих, здесь может сказываться влияние ориен­тации властей и части самих предпринимателей на созда­ние дикого, нерегулируемого цивилизованными средствами рынка, такого, который стихийно развивался во всем мире в течение тясячелетий вплоть до начала XX в. С сожалением следует констатировать, что подобная ориентация достаточно сильна в современном российс­ком обществе. К тому же данная установка определенно и последовательно проводится в жизнь правительством.

Следует только заметить, что в рамках такого подхо­да уже неочевидна сама необходимость иметь и совер­шенствовать Центральный банк РФ как таковой. Перво­бытно-дикий рынок не приемлет и не нуждается ни в общественно организованном регулировании вообще, ни в центральном банке в частности. Поэтому надо ясно понимать: если в России культивируется именно такой рынок, и, исходя из такого сознательно выбранного кур­са, государство в лице правительства добровольно уда­лилось от регулирования экономики, то очередным, по-своему логичным шагом в данном направлении должна была бы стать ликвидация ЦБ РФ. Если же нет, тогда к делам регулирования экономики наряду с ЦБ РФ долж­ны быть снова призваны и другие органы государствен­ной власти и управления.

В-четвертых, следует иметь в виду и такую причину, как неадекватное понимание Центральным банком РФ целей своей деятельности, связанной с ними огромной его ответственности не только перед банковским сообще­ством, но и перед всей экономикой, всем обществом, необходимости более активно отстаивать право на со­бственную позицию, защищать интересы даже не банков как таковых, а банковского дела, интересы здоровья денежно-кредитной системы страны. Например, практические шаги Банка России в последнее время не дают оснований однозначно утверждать, что он в полной мере осознает свою ответственность за действительное укрепление рубля и за устойчивое развитие националь­ной банковской системы.

Наконец, в-пятых, необходимо принять во внимание еще одну возможную причину - дефицит независимости У Центрального банка РФ. В наших условиях это до­статочно реальная причина, к тому же традиционная для России. При этом для современного Банка России характерна меньшая, чем закреплено за ним в Законе, степень независимости.

Это означает, что система Центрального банка РФ, которая должна являть собой финансовую ветвь власти наряду с законодательной, исполнительной и судебной ее ветвями, на деле поставлена под власть правительства и президентского аппарата, причем негласно, поскольку такое соотношение между ними законодательством не предусмотрено (власть правительства над центральным банком может считаться даже нормальным явлением, если таков закон).

Это означает также, что ЦБ РФ в сегодняшних обсто­ятельствах стеснен, с одной стороны, в смысле собст­венной защиты в отношениях с исполнительной властью; с другой - в плане выражения и отстаивания законных и долговременных интересов «подведомственной» ему сферы в целом и составляющих ее отдельных орга­низаций.

В уже упоминавшемся исследовании группы авторов «Стратегия развития банковской системы России» от­мечается: «Независимый статус ЦБР в системе государ­ственного управления остается до сих пор декларацией, не воплощенной в действия ЦБР... Скорее ЦБР демо­нстрирует независимость по отношению к нижнему уров­ню системы... Слабо проявляется консолидирующая роль Банка России...

Естественная разобщенность и зачастую противоре­чивость интересов КБ, вытекающая из конкурентных принципов их деятельности, не устраняет их общей заин­тересованности в устойчивости банковской системы в целом. Однако современная денежно-кредитная полити­ка ЦБР не отвечает требованиям обеспечения подобной устойчивости...

Имея мощную... структуру, ЦБР реализует далеко не полный круг своих функций. В основном сложившийся организационный потенциал ЦБР используется им для реализации собственных и правительственных директив, которые практически игнорируют состояние и условия деятельности КБ. Функции регулирования деятельности КБ сужены до макроустановок по резервным требование ям и ставкам рефинансирования, которые... не направлены на регулирование собственно банковской деятель­ности.

Принятое в Законе о Центральном банке положение о снятии с него ответственности по долгам КБ определя­ет позиции ЦБР относительно всего спектра его обяза­тельств перед вторым уровнем банковской системы. Та­кие задачи, как укрепление основ банковской системы, создание условий для активизации деятельности КБ, для предсказуемости курса кредитно-денежной политики отошли... на второй план».

Можно отметить, что легальный статус ЦБ РФ в соответствии с новым Законом достаточно высокий. На­до только этот статус наполнить реальным содержанием (и в этом пункте ЦБ РФ вполне мог бы опираться на поддержку коммерческих банков, их ассоциаций и со­юзов). Последнее же зависит не только от законов, но и от множества других факторов, среди которых:

качество и направленность подзаконных актов, пре­жде всего нормативных актов самого Банка России;

желание и готовность ЦБ РФ четко и последователь­но отстаивать свое видение проблем и свою политику, держать известную дистанцию между ним и исполни­тельной властью, которая, как и власть законодательная, менее склонна смотреть далеко вперед;

качество работы ЦБ РФ, прежде всего работы анали­тической;

персоналии на ключевых постах в ЦБ РФ и других властных структурах.

Центральный банк РФ должен быть независимым. Иначе он не способен быть центральным в действитель­ном смысле этого слова (большую или меньшую часть его функций фактически будут выполнять какие-то иные органы).

В то же время независимость ЦБ РФ может и должна быть относительной. Другими словами, в определенных моментах он не может не быть зависимым. Вопрос лишь в том, от чего он должен быть зависим. Представляется, что это должна быть зависимость прежде всего и больше всего от потребностей экономики страны (и от курса законодательной и исполнительной властей, если он пра­вильно отражает эти потребности).

«Опыт многих зарубежных государств показывает, что для обеспечения независимости ЦБ руководство страны должно ответить на два главных вопроса. Во-первых, какая степень формальной независимости может рассматриваться... как желательная и реальная. Во-вто­рых, что требуется для обеспечения такой степени неза­висимости ЦБ... В наших условиях свои ответы на данные вопросы в первую очередь должен дать, видимо, сам ЦБ РФ (поскольку, как уже отмечено, легальный его статус вполне высок) и убедить общественность в их обоснованности.

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам, развитием и укреплением банковской системы страны, обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов .

Центральный банк выполняет три основные функции:

· регулирующую. К ней относится регулирование денежной массы в обращении, что достигается путем сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики;

· контролирующую. Центральный банк получает обширную информацию о состоянии того или иного банка при проведении, например, политики минимальных резервов или редисконтирования. Контролирующая функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Сюда относится разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм и контроль за Ними;

· информационно-исследовательскую. Во многих странах эта функция отмечена в законодательном порядке. Центральный банк, имея, анализируя и публикуя объективную информацию о ситуации в денежно-кредитной сфере, может оперативно реагировать на глобальные и локальные экономические процессы. От верности оценки информации зависит выбор направлений денежно-кредитной политики в целом. Информационно-исследовательская функция центрального банка предполагает также консультационную деятельность. В большинстве экономических учебниках изложено, что Банк России выполняет следующие функции, которые так же определены законодательно.

1. Во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.

2. Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение.

3. Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования.

4. Устанавливает правила осуществления расчетов в РФ.

5. Устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы.

6. Осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом.

7. Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций.

8. Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами.

9. Осуществляют самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России.

10. Осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами.

11. Организует и осуществляет валютный контроль как посредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ,

12. Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует его составление.

13. В целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные.

14. Осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

В законодательстве РФ закреплены функции банка России, однако его задачи не определены.

Горина Т.И. в своих трудах указывает, что в большинстве стран функционирует промежуточная модель ЦБ, позволяющая выполнять ему следующие основные функции:

1) Регулирующие функции:

* управление совокупным денежным оборотом;

* регулирование денежно-кредитной сферы;

* регулирование спроса и предложения кредита.

2) Контрольные функции:

* контроль за деятельностью кредитных институтов (лицензирование, установление нормативов деятельности кредитных учреждений);

* валютный контроль (курс национальной валюты, условия продажи и обращения валют и пр.) Обслуживающие функции:

* организация расчетно-платежных отношений в экономике;

* кредитование банковских учреждений и правительства;

* выполнение роли финансового агента правительства (исполнение государственного бюджета, осуществление государственных заимствований, управление государственным долгом) .

Некоторые финансовые ресурсы содержат следующую информацию об основных функциях центрального банка:

1. Эмиссия денег состоит в том, что центральный банк осуществляет монопольное право выпуска неразменных кредитных денег.

2. Осуществление национальной денежно-кредитной политики (схема 2.1).

Схема 2.1 - Денежно-кредитная политика центрального банка

центральный банк кредитный экономический

Денежно-кредитная политика центрального банка осуществляется методами либо кредитной экспансии, либо кредитной рестрикции.

5. Банкир правительства - в этой функции на центральный банк возложено кассовое обслуживание государственного бюджета и государственного долга. 4. Банк банков. Поскольку центральный банк не работает с физическими лицами и хозяйственными структурами, то звеном-посредником выступают коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые институты.

5. Хранение золотого и валютного запаса страны.

6. Денежно-кредитное регулирование экономики .

Таким образом, анализируя данные из разных источников, можно утверждать, что центральный Банк осуществляет регулирование экономики с помощью денежно-кредитной системы. Действуя по кредитным инструментам, это создает определенные условия для их функционирования. От этих условий зависит от направления деятельности коммерческих банков и других финансовых учреждений, впоследствии это оказывает влияние на развитие экономики страны.

Благодаря тому, что в интернете, прессе и на телевидении часто появляются сообщения о том, что Центральный Банк лишил лицензии очередную кредитную организацию – эту его прерогативу все хорошо знают, а вот что это за структура – Банк России, чем занимается и кто им руководит, знают далеко не все.

 

Регулятором кредитно-денежной системы в России выступает Центральный банк РФ. Это юридическое лицо - орган государственной власти, деятельность которого регламентирована главным законом государства - Конституцией страны и законами №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», №395-1 «О банках и банковской деятельности».

Альтернативное название Центрального банка - Банк России, принятая аббревиатура ЦБ ФР. Особенность: государство не несет ответственности по обязательствам Центрального Банка, а он не отвечает по государственным долгам.

Интересно, что ЦБ прямо не относится ни к одной из ветвей власти: судебной, исполнительной или законодательной и не имеет какой бы то ни было организационно-правовой формы.

  • Адрес головного органа: г. Москва, ул. Неглинная д. 12.
  • Адрес официального сайта: цб.рф и cbr.ru
  • Уставный капитал: 3 миллиарда российских рублей.
  • Дата основания структуры: октябрь 1921 года, назывался тогда Государственный Банк РСФСР, с 13.07.1990 года носит современное название.
  • Управляющий орган: Совет директоров, в него входит председатель и 14 членов Совета директоров.

Примечательно, Банк России - это один-единственный из госорганов власти, которому законодательно предписано расходовать средства только из собственных доходов, так что осуществление Центральным Банком сделок на комиссионной основе не разрешено законом, хотя в нем и прописано, что получение прибыли не является целью деятельности ЦБ.

На что нацелен и как функционирует

В своей деятельности Банк России руководствуется следующими целями:

  • поддержание и развитие стабильного состояния финансового рынка и российской платежной и банковской систем;
  • ЦБ обеспечивает защиту и устойчивость национальной валюты - рубля.

Чем занимается Центральный Банк РФ? Функции регламентированы законом №86-ФЗ, в нем дан полный перечень, основные из них следующие:

  • денежно-кредитная политика страны, ее проведение и разработка (вместе с Правительством РФ);
  • в выпуске (эмиссии) наличных денег в государстве и организации их обращения ЦБ является монополистом;
  • знак рубля в виде рисованного изображения - прерогатива Банка России;
  • установка свода правил, по которым осуществляются банковские операции в стране;
  • контролирует золотовалютные резервы;
  • принятие и исполнение решений о лицензировании банков и других кредитных организаций, отзыве лицензий на осуществление банковских операций , приостановке их деятельности;

Ряд экспертов критикуют меры ЦБ РФ по «зачистке» банковского сектора в России, и подчеркивают, что только за первые 10 месяцев 2016 года экономика страны из-за лишенных лицензий банков понесла потери исчисляемые суммой в более чем 700 млрд. рублей.

  • производит банковский надзор, контролирует, регулирует деятельность кредитных организаций;
  • негосударственные пенсионные фонды могут быть зарегистрированы только при положительном решении Банка России;
  • бухгалтерский план счетов, в частности его отраслевые стандарты утверждаются ЦБ РФ;
  • официальные курсы валют - установка и публикация по отношению к российскому рублю;
  • рефинансирование кредитных организаций и установка ключевой ставки (с сентября 2016 года она равна 10%);
  • у обанкротившихся банков, которые не были участниками системы обязательного страхования вкладов остаются долги перед клиентами. Такие долги вкладчикам-физическим лицам выплачивает ЦБ РФ (порядок таких выплат предусмотрен Законом №96-ФЗ).

ЦБ РФ участвует в уставном капитале Сбербанка России , размещать средства в капиталах других кредитных организаций ему запрещено по закону, исключением составляет возможность участия в капиталах международных структур, которые развивают сотрудничество в финансовых сферах.

СМС-мошенничество: мошенники рассылают сообщения на телефоны граждан о том, что их банковская карта заблокирована, подписываются при этом подписью «Центробанк» или иной подобной в русской или английской транскрипции. Пытаются выяснить пин-коды и другую конфиденциальную информацию с целью хищения денежных средств с карты. На своем официальном сайте ЦБ РФ предупреждает, что рассылкой СМС-сообщений не занимается и призывает граждан быть бдительными.

Председатель ЦБ РФ

Действующим председателем (декабрь 2016г.) Банка России с 2013 года является Эльвира Сахипзадовна Набиуллина - это первая женщина, занявшая такой пост в Центральном банке стран Большой восьмерки.

Председателя Центробанка назначает Государственная Дума на срок 5 лет по представлению Президента России путем голосования. Причем один человек не может быть назначен на эту должность более чем три раза подряд.

Есть исчерпывающий перечень случаев, когда председатель может быть снят с должности:

  • истек срок, на который он назначен;
  • не может исполнять служебные обязанности по состоянию здоровья (это должно быть подтверждено заключением комиссии врачей);
  • покидает пост по собственному желанию, подав заявление об отставке;
  • если в отношении него вынесен обвинительный приговор суда за совершение уголовного преступления;
  • нарушит нормы федеральных законов, регулирующих деятельность ЦБ РФ;

в случае коррупции, сокрытии дохода, непринятие мер по урегулированию конфликтов, хранение денежных средств в иностранных банках и расходах (в том числе и членов его семьи), не соответствующих доходу.