Асв повышает отчисления в фонд страхования вкладов. Размер ставки страховых взносов

Проблема нехватки средств для расчета с вкладчиками банков, лишившихся лицензии, вскоре будет решена. Уже более трех кварталов подряд Фонд страхования вкладов (ФСВ) испытывает дефицит, Агентство по страхования вкладов использует для выплат компенсаций кредит ЦБ. За системное решение проблемы заплатят банки - как стало известно «Ъ», АСВ рассчитало необходимое повышение банковских взносов в ФСВ. В результате отчисления банков в ФСВ в этом году могут вырасти на 9-14 млрд руб., и половину заплатит Сбербанк.

По информации «Ъ», в ближайшие дни совет директоров АСВ рассмотрит три варианта повышения базовой ставки отчисления в ФСВ. Сейчас ее уровень - 0,1% от ежеквартальных остатков средств физлиц на счетах банка. Однако уже три квартала подряд фонду не хватает отчислений, которые поступают от банков на страховые выплаты вкладчикам. В июне 2015 года было принято решение, что для этих целей ЦБ может кредитовать агентство. Впрочем, ЦБ и АСВ неоднократно признавали, что такой механизм взаимодействия нельзя назвать нормальным и от повышения базовой ставки не уйти.

Одно время регулятор и АСВ надеялись, что дополнительно пополнить Фонд страхования вкладов удастся за счет дифференциации отчислений - повышения взносов для банков, которые превышают средний уровень доходности вкладов или нарушают показатели финансовой устойчивости. Но по итогам двух кварталов увеличение поступлений от таких банков, по данным АСВ, составило всего 170 млн руб., или менее 0,5% от всех взносов. Всего, по информации «Ъ», по подсчетам АСВ, при текущем уровне базовой ставки в этом году взносы банков в фонд составят 88,4 млрд руб., и так как этой суммы явно недостаточно, отчисления будут повышены для всех банков.

На совете директоров предлагается утвердить один из трех вариантов повышения, во всех его предлагается провести не раньше третьего квартала 2016 года. В первом сценарии предлагается повысить базовую ставку в два этапа - до 0,12% с третьего квартала 2016 года и до 0,13% с третьего квартала 2018 года. Второй вариант предлагает более щадящее повышение на первом этапе, но более значительное на втором: 0,11% - с третьего квартала 2016 года, 0,14% - с четвертого квартала 2018 года. Третий - однократное повышение с третьего квартала 2016 года до 0,13%. В зависимости от варианта взносы банков в фонд в этом году могут вырасти на 7-14 млрд руб. В АСВ не ответили на запрос «Ъ» о повышении базовой ставки отчислений в ФСВ.

Каждый из перечисленных вариантов позволит АСВ к 2020 году полностью погасить обязательства перед ЦБ. Сейчас задолженность АСВ перед ЦБ составляет 177 млрд руб. К 2020 году ее размер может заметно вырасти. По словам источника «Ъ», знакомого с ситуацией, в АСВ прогнозируют, что в 2016 году выплаты вкладчикам составят 490 млрд руб., в 2017-м - 177 млрд руб., в 2018-м - 130 млрд руб., в 2019-м - 90 млрд руб., в 2020-м - 65 млрд руб., в общей сложности - более 950 млрд руб. При этом АСВ придется увеличить кредит от ЦБ примерно до 400 млрд руб. При сохранении текущей базовой ставки отчислений объем взносов от банков за этот период составит только 565 млрд руб., еще чуть менее 300 млрд руб. АСВ сможет получить за счет возврата из конкурсной массы банков с отозванными лицензиями. Таким образом, к 2020 году АСВ все равно останется должником ЦБ в размере более 140 млрд руб.

Банкиры грядущему повышению расходов на отчисления в ФСВ не рады. Категорически против всех перечисленных вариантов выступает крупнейший поставщик взносов в ФСВ (около 45%) Сбербанк - с портфелем средств граждан на 1 марта 10,5 трлн руб. «Любой из вариантов повышения я считаю неправильным,- заявил „Ъ“ зампред правления Сбербанка Александр Морозов.- Сейчас система страхования порочна, ибо позволяет вкладчикам размещать средства в любом банке, не обращая внимания на риски. Критериев для того, чтобы банки платили повышенные взносы, должно быть больше помимо существующих, например кредитный рейтинг, потому что сейчас наиболее надежные банки платят за менее надежные». В любом случае недифференцированное повышение базовой ставки ключевую проблему не решит: в системе страхования вкладов слишком много участников, которых там не должно быть, считает он. «Требуется реклассификация банков, входящих в систему. В противном случае хорошие вкладчики платят за „серийных“, которые, получая страховку, тут же размещают свои средства в очередном сомнительном банке»,- резюмирует господин Морозов. Солидарны со Сбербанком и в других банках. «Розничному бизнесу сейчас очень непросто, и более значительное повышение заставит банки понижать ставки по вкладам или же ударит по их процентной марже»,- говорит глава Росбанка Дмитрий Олюнин. «Для любого коммерческого банка, если уж повышение взносов неизбежно, лучше, если оно будет поэтапным, а не резким, причем минимальным на первом этапе»,- добавляет первый вице-президент МИнБа Павел Неумывакин.

Страховые взносы в фонд страхования вкладов едины для всех банков и подлежат уплате банком с момента внесения банка в реестр банков и до момента отзыва (аннулирования) лицензии Банка России на осуществление банковских операций или; исключения банка из реестра банков в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 20 настоящего Федерального закона.

Первым расчетным периодом для уплаты страховых взносов признается период; со дня включения банка в реестр банков до дня окончания календарного квартала, в котором банк был включен в реестр банков.

Введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка приостанавливает обязанность данного банка уплачивать страховые взносы на время действия моратория. При этом банк обязан уплатить страховые взносы за расчетный период, в течение которого введен мораторий, включительно по день, предшествующий введению моратория.

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов банков

-■Расчетным периодом для: уплаты страховых взносов банков является календарный квартал года.
-■Размер страховых взносов не может превышать 0,15 процента средней хронологической за расчетный период ежедневных балансовых остатков на счетах по учету вкладов, которые страхуются в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, в рублевом эквиваленте за предыдущий квартал.
-■В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, страховой взнос может быть увеличенi до 0,3 процента* средней хронологической за расчетный период ежедневных балансовых остатков на счетах по учету вкладов, но не более чем на два отчетных периода.
-■Конкретный размер страховых взносов банков устанавливается советом директоров Агентства. При изменении размера страховых взносов банков новый размер вводится не ранее 45 дней после принятия соответствующего решения:
-■Решение об установлении размера страховых взносов: банков-публикуется в "Вестнике Банка России" и "Российской газете" не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
-■ Порядок расчета средней хронологической за расчетный период ежедневных балансовых остатков^ на? счетах по учету вкладов устанавливается Агентством. В случае изменения указанного порядка новый> порядок подлежит применению, со следующего* расчетного периода. При этом» новый порядок расчета должен быть доведен до сведения банков не позднее чем за 30 дней до начала нового расчетного периода.
- Расчет страховых взносов в фонд страхования вкладов осуществляется банками самостоятельно.
-■Уплата страховых взносов в; фонд страхования г вкладов
производится в течение 5 дней со дня окончания расчетного периода
путем перевода денежных средств на счет Агентства в Банке России, на
котором размещаются средства фонда страхования вкладов.
Обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной с момента списания средств: с корреспондентского счета банка в: Банке России.
-■Сумма излишне уплаченного страхового взноса подлежит зачету
в счет предстоящих платежей" или; возврату в случае прекращения в:
соответствии со статьей 27 настоящего Федерального закона обязанности
банка уплачивать страховые взносы.



-■Уплата страховых взносов осуществляется в i валюте Российской
Федерации. В случае если вклады сделаны в иностранной валюте, уплата
страховых взносов производится в валюте Российской Федерации по
курсу, установленному Банком России на день, предшествующий дню
уплаты.

Вклады населения.

Деньги в функции средства накопления в виде наиболее мобильной и ликвидной их части (наличные деньги), с одной стороны, не приносят доход; с другой (особенно в условиях инфляции) - подвержены опасности обесценения. Различные условия использования денег в функции накопления предполагают необходимость определенных усилий по целесообразному размещению накопленных денег.

При решении проблемы целесообразного размещения денежных сбережений принимается во внимание следующий комплекс требований:

1. возможность беспрепятственного использования размещенных денежных средств. Накопление наличных денег населением обладает этим преимуществом. Это играет немалую роль в выборе этой формы накопления.

2. надежность вложений;

3. минимизация риска;

4. возможность получения дохода от вложений средств.

Вновь созданной организации (предпринимателю) тариф устанавливает территориальное отделение ФСС России, в котором она зарегистрирована. При этом никакие дополнительные сведения в фонд подавать не нужно.

Основной вид деятельности организации (предпринимателя) сотрудники фонда определят по тем сведениям, которые есть в ЕГРЮЛ (ЕГРИП). А точнее им будет считаться тот вид, который стоит первым в списке всех заявленных.

Организации называют планируемые виды деятельности в листе «И» заявления по форме № Р11001, которое подают для регистрации. А предприниматели - в листе «А» заявления по форме № Р21001. И та и другая форма утверждены приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25.

Это следует из пункта 10 Порядка, утвержденного постановлением ФСС России от 23 марта 2004 г. № 27, абзаца 2 статьи 6 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.

Присвоенный тариф ФСС России сообщит организации в уведомлении. Форма этого документа приведена в приложении 3 к Порядку, утвержденному постановлением ФСС России от 23 марта 2004 г. № 27.

Тариф для тех, кто работает больше года

Организации и предприниматели, которые работают больше года, должны ежегодно подтверждать право на установленный им изначально тариф взносов «на травматизм». Вот какие этапы придется для этого пройти:

Предприниматели, работающие больше года, не обязаны ежегодно подтверждать установленный им тариф взносов «на травматизм» (п. 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. № 713). Но если предприниматель изменил основной вид деятельности в ЕГРИП, то ему должен быть установлен новый страховой тариф, соответствующий новому классу профессионального риска.

Новый тариф может быть меньше прежнего. Однако самостоятельно ФСС России не учтет изменения и сохранит максимальный тариф, установленный раньше. Поэтому в таких ситуациях предпринимателю лучше самому подтвердить свой основной вид деятельности на текущий год

Как определить основной вид деятельности

Организации и предприниматели самостоятельно определяют свой основной вид деятельности (п. 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. № 713).

Для этого посчитайте, сколько доходов от реализации продукции (работ, услуг) по каждому виду деятельности получили в прошлом году. Затем рассчитайте удельный вес каждого вида деятельности в общем объеме доходов от реализованной продукции (работ, услуг):

Деятельность, которой соответствует наибольший удельный вес, на текущий год и будет основной.

Если наибольший удельный вес имеют несколько видов деятельности, то основной деятельностью будет та, которой соответствует более высокий класс профессионального риска. Классы профессионального риска приведены в Классификации, утвержденной приказом Минтруда России от 25 декабря 2012 г. № 625н.

Такой порядок определения основного вида экономической деятельности следует из пунктов 9 и 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. № 713.

Расчет удельного веса видов деятельности сдавайте в территориальное отделение ФСС России в пояснительной записке. Если расчет не сдать, то фонд может установить тариф, который предусмотрен для деятельности с максимально высоким классом профессионального риска. Причем выбрать могут любой ваш вид деятельности.

Пример, как определить основной вид деятельности для установления тарифа взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний

Общая выручка без НДС от реализации продукции (работ, услуг) ООО «Альфа» за 2015 год составила 8 000 000 руб., в том числе:

  • от реализации бытовой мебели по агентским договорам (код ОКВЭД - 51.15.1) - 1 000 000 руб.

Основным видом деятельности «Альфы» на 2016 год признается деятельность по производству мебели.

  • ;
  • .

Эти документы бухгалтер представил в отделение ФСС России, в котором зарегистрирована организация. Фонд присвоил «Альфе» тариф взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на 2016 год, соответствующий 8-му классу профессионального риска. Его размер составил 0,9 процента (ст. 1 Закона от 14 декабря 2015 г. № 362-ФЗ, ст. 1 Закона от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ).

Совет: в течение года основной вид деятельности организации может измениться по сравнению с первоначально заявленным. Если новому виду деятельности соответствует пониженный тариф страховых взносов, фонд должен вернуть (или зачесть) страховые взносы, уплаченные по более высокому тарифу.

Применение тарифов, которые не соответствуют фактическому виду деятельности, противоречит сущности обязательного страхования. Поэтому, если тарифы, установленные для деятельности, которая в прошлом году была основной, не соответствуют деятельности, которой организация занимается в текущем году, она имеет право на их пересмотр. Для этого в территориальное отделение фонда нужно представить документы и расчеты, подтверждающие фактический вид деятельности. Представители фонда должны рассмотреть эти документы и принять решение независимо от ранее установленного класса профессионального риска и размера тарифа. Причем если в результате пересмотра тарифов возникнет переплата по страховым взносам, то она должна быть возвращена организации.

Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, определение Верховного суда РФ от 2 сентября 2015 г. № 303-КГ15-10066, постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 мая 2015 г. № Ф03-1493/2015, Пятого арбитражного апелляционного суда от 3 февраля 2015 г. № 05АП-15626/2014).

Какие документы представить в ФСС России

На основании заполните документы, которые нужно представить в территориальное отделение ФСС России:

  • справку-подтверждение основного вида экономической деятельности ;
  • заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности .

К ним приложите копию пояснительной записки к балансу за предыдущий год. Сдавать ее не нужно только малым предприятиям и предпринимателям .

Документы представьте в территориальное отделение ФСС России не позднее 15 апреля года, на который устанавливается тариф. Указанные документы можно подать на бумаге (лично или по почте). Но ФСС России рекомендует направлять документы через единый портал госуслуг . Пошаговая инструкция, как это сделать, размещена на сайте ФСС России .

Это предусмотрено пунктом 3 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. № 55, пунктом 47 Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 6 сентября 2012 г. № 178н и подтверждено на официальном сайте ФСС России.

Чтобы сдать документы через портал госуслуг, у организации должна быть усиленная квалифицированная электронная подпись на физическом носителе. Получить ее можно в одном из удостоверяющих центров, аккредитованных Минкомсвязи России . Кроме того, на компьютере, с которого будут направлять документы, должна быть установлена программа-криптопровайдер .

Когда ждать решения о новом тарифе

На основании полученных документов ФСС России присваивает тариф взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на текущий год. Об этом заявителя известят в двухнедельный срок с даты, когда документы представили (п. 4 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. № 55). Форма уведомления приведена в приложении 3 к постановлению ФСС России от 23 марта 2004 г. № 27. Если вы отправляли документы через единый портал госуслуг, статус своей заявки вы можете отслеживать в личном кабинете. Пошаговая инструкция, как это сделать, размещена на сайте ФСС России .

Ситуация: как платить взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в начале года до получения из ФСС России уведомления о тарифе на текущий год?

Пока новый тариф не присвоили, страховые взносы платите с учетом основного вида деятельности, который подтверждали в прошедшем году. Это прямо прописано в пункте 11 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. № 55.

Но в любом случае тариф берите тот, который утвержден для соответствующего класса профессионального риска на текущий год. Сейчас для этого применяют Классификацию видов экономической деятельности по классам профессионального риска, утвержденную приказом Минтруда России от 25 декабря 2012 г. № 625н.

Когда же ФСС России установит другой класс профессионального риска, взносы «на травматизм» пересчитайте по новой ставке. И даже если в результате возникнет недоплата в бюджет, пени и штрафы платить не придется. Ведь вы ничего не нарушили, а действовали согласно установленному порядку.

Что будет, если сведения в ФСС России не представлять

Бывает, что в установленный срок до 15 апреля необходимые сведения так и не представляют. В этом случае фонд самостоятельно определяет основной вид деятельности работодателя на текущий год.

Основной признают ту деятельность работодателя, которой соответствует самый высокий класс профессионального риска. При этом фонд не вправе выбирать самый «рискованный» вид бизнеса произвольно из всех видов деятельности, заявленных организацией при регистрации. При определении фонд должен учитывать только те виды деятельности, которыми организация фактически занималась в предыдущем году. Это следует из пункта 13 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. № 713, и подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 5 июля 2011 г. № 14943/10 и определением Верховного суда РФ от 30 июня 2015 г. № 301-КГ15-6612.

Более того, если фактический вид деятельности отличается от заявленного, фонд должен вернуть организации страховые взносы, уплаченные по более высокому тарифу. На это указывают судьи в определении Верховного суда РФ от 2 сентября 2015 г. № 303-КГ15-10066.

Тариф для обособленных подразделений

Если обособленное подразделение организации самостоятельно платит взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, ему присваивают отдельный тариф. Это следует из пунктов 7 и 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. № 713.

Если организация имеет такие обособленные подразделения, то основной вид деятельности определяйте отдельно:

  • по каждому обособленному подразделению;
  • по головному отделению организации без учета обособленных подразделений.

Порядок, согласно которому тариф устанавливают обособленным подразделениям такой же, как и для организаций (абз. 2 п. 8 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. № 55). Форма уведомления для обособленных подразделений приведена в приложении 7 к Порядку, утвержденному постановлением ФСС России от 23 марта 2004 г. № 27.

Обособленному подразделению, которое не платит взносы самостоятельно, а также структурному подразделению организации (например, цеху) можно установить отдельный тариф взносов. Это возможно в следующих случаях:

  • подразделение занято деятельностью, которая для организации не является основной;
  • по данному подразделению организация отдельно отчитывается в ФСС России;
  • у организации нет недоимок по страховым взносам, а также пеней и штрафов по страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, не погашенных на день подачи заявления (приложение 3 к Порядку, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. № 55).

Это следует из пункта 7 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. № 55.

Если организация решила установить отдельный тариф по такому подразделению, одновременно с подтверждением основного вида деятельности организации представьте:

  • заявление. При этом виды деятельности, которые организация указала в справке-подтверждении, должны соответствовать видам деятельности, перечисленным в заявлении;
  • копии документов, подтверждающих ведение подразделением не основных для организации видов деятельности (Положение о подразделении, приказ (выписка из приказа) об учетной политике).

Такое правило установления отдельного тарифа взносов определено в пункте 8 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. № 55.

Решение об установлении отдельного тарифа принимает территориальное отделение ФСС России. Делают это после согласования с фондом, куда в течение семи рабочих дней направляют представленный комплект документов. Фонд рассматривает их в течение двадцати рабочих дней и сообщает о результатах территориальному отделению ФСС России. После этого в течение двух недель отделение ФСС России по месту регистрации организации должно сообщить ей о тарифе, присвоенном обособленному подразделению. Об этом сказано в пункте 9 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. № 55.

Пример установления тарифа взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний по организации, имеющей структурное подразделение

Общая выручка от реализации продукции (работ, услуг) ООО «Альфа» за 2015 год составила 8 000 000 руб., в том числе:

  • от издательской деятельности (код ОКВЭД - 22.1) - 3 500 000 руб.;
  • от производства мебели (код ОКВЭД - 36.1) - 3 500 000 руб.;
  • от реализации мебели по агентским договорам (код ОКВЭД - 51.15) - 1 000 000 руб.

Удельный вес издательской деятельности составляет 43,75 процента (3 500 000 руб. : 8 000 000 руб. × 100%), деятельности по производству мебели - 43,75 процента (3 500 000 руб. : 8 000 000 руб. × 100%), деятельности агентов по оптовой торговле мебелью - 12,5 процента (1 000 000 руб. : 8 000 000 руб. × 100%).

Наибольший удельный вес имеют два вида деятельности организации. Поэтому бухгалтер определил, какому виду деятельности соответствует наиболее высокий класс профессионального риска.

В 2016 году издательской деятельности соответствует 1-й класс профессионального риска, а деятельности по производству мебели - 8-й класс.

Основным видом деятельности «Альфы» на 2016 год признается деятельность по производству мебели. Ей соответствует тариф в размере 0,9 процента.

Издательской деятельностью занимается структурное подразделение «Альфы». Данное подразделение в процесс производства мебели не вовлечено.

Издательская деятельность (код ОКВЭД - 22.1) относится к 1-му классу профессионального риска, которому соответствует тариф взносов в размере 0,2 процента (ст. 1 Закона от 14 декабря 2015 г. № 362-ФЗ, ст. 1 Закона от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ). Поэтому организации выгодно установить отдельный тариф для структурного подразделения, занимающегося только издательской деятельностью.

На основании проведенных расчетов бухгалтер заполнил:

  • справку-подтверждение основного вида экономической деятельности;
  • заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности;
  • заявление об установлении отдельного тарифа для структурного подразделения.

Эти документы организация представила в отделение ФСС России по месту учета «Альфы».

К ним бухгалтер приложил копии:

  • пояснительной записки к балансу за предыдущий год;
  • Положения о подразделении;
  • приказа об учетной политике.

Отделение ФСС России присвоило «Альфе» тариф взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на 2016 год, соответствующий 8-му классу профессионального риска. Его размер составил 0,9 процента (ст. 1 Закона от 14 декабря 2015 г. № 362-ФЗ, ст. 1 Закона от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ). Подразделению, занимающемуся издательской деятельностью, присвоили тариф в размере 0,2 процента.

Скидки или надбавки к тарифам

ФСС России может установить организации тариф с учетом скидки или надбавки. Для этого показатели безопасности труда в организации сравнивают со среднеотраслевыми значениями.

Среднеотраслевые показатели утверждены:

  • на 2016 год - постановлением ФСС России от 26 мая 2015 г. № 72.

Сравнивают следующие критерии:

  • соотношение расходов ФСС России на выплату всех видов обеспечений по всем страховым случаям у работодателя и общей суммы начисленных взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;
  • количество страховых случаев на 1000 работающих;
  • количество дней временной нетрудоспособности на один страховой случай.

Такой порядок предусмотрен пунктом 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 мая 2012 г. № 524.

Скидки и надбавки к тарифам территориальные отделения фонда определяют по Методике, утвержденной приказом Минтруда России от 1 августа 2012 г. № 39н.

Помимо основных показателей, указанных в пункте 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 мая 2012 г. № 524, определяя размер скидки или надбавки, учитывают и результаты специальной оценки условий труда. Во внимание берут и сведения о проведении обязательных предварительных и периодических медосмотров сотрудников. Это предусмотрено пунктами 2.4 и 2.5 Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 1 августа 2012 г. № 39н.

Как получить скидку

Скидку к тарифу можно получить, если организация:

  • зарегистрирована и фактически действует три года или более;
  • своевременно платит текущие взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;
  • на дату подачи заявления не имеет задолженности по страховым взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;
  • не имеет страховых случаев со смертельным исходом.

Размер скидки рассчитывают по итогам работы организации за три года.

Это следует из положений пункта 1 статьи 22 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ и пунктов 3, 4 и 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 мая 2012 г. № 524.

Чтобы получить скидку на следующий год, не позднее 1 ноября текущего года в территориальное отделение ФСС России представьте заявление .

Скидки устанавливают с учетом сведений о специальной оценке условий труда, по результатам аттестации рабочих мест. Также учитывают итоги обязательных медицинских осмотров сотрудников по состоянию на 1 января текущего года. Раньше эти сведения нужно было подавать вместе с заявлением. Теперь же их отражают в таблице 10 раздела II

Об этом сказано в пунктах 7 и 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 мая 2012 г. № 524.

В каких случаях ФСС России может установить надбавку к тарифу

ФСС России может самостоятельно установить надбавку к тарифу, если уровень травматизма у работодателя за предшествующие три года был выше среднего уровня по отрасли (п. 1 ст. 22 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ). Размер надбавки не может превышать 40 процентов тарифа, установленного работодателю (абз. 2 п. 1 ст. 22 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Присвоенный организации тариф с учетом надбавки рассчитывают так:

Установить надбавку к тарифу на следующий год ФСС России должен, приняв решение не позднее 1 сентября текущего года. Уведомить об этом работодателя ФСС России обязан в течение следующих после принятия решения пяти дней.

Об этом сказано в пункте 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 мая 2012 г. № 524.

Тариф для предпринимателей, у которых работают инвалиды

Независимо от основного вида деятельности право на льготы имеют предприниматели, которые принимают на работу инвалидов. С выплат в пользу таких сотрудников предприниматели начисляют страховые взносы исходя из 60 процентов страхового тарифа, установленного по основному виду деятельности. Об этом сказано в статье 2 Закона от 14 декабря 2015 г. № 362-ФЗ.

Утвержден

решением Правления

Государственной корпорации

"Агентство по страхованию вкладов"

(в редакции решения Правления Агентства

(протокол N 146, раздел 7))

ПОРЯДОК УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

при уплате страховых взносов за 1 квартал 2019 г.

и последующие расчетные периоды

I. Общие положения

1.1. Порядок уплаты страховых взносов (далее - Порядок) установлен государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство) в соответствии с частью 5 статьи 28 , - Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" (далее - Закон N 177-ФЗ).

1.2. Порядок определяет процедуры исполнения банками - участниками системы обязательного страхования вкладов (далее - банки) обязанности по уплате страховых взносов (далее - взносы) в фонд обязательного страхования вкладов (далее - Фонд), а также регулирует отношения, связанные с неуплатой, несвоевременной, неполной или излишней уплатой взносов.

1.3. Первым расчетным периодом для уплаты взносов признается период со дня внесения банка в реестр банков - участников системы обязательного страхования вкладов (далее - реестр банков) до дня окончания календарного квартала (включительно), в котором банк был внесен в реестр банков.

1.4. Порядок исчисления расчетной базы взносов (далее - расчетная база) устанавливается Порядком расчета страховых взносов (далее - Порядок расчета взносов).

II. Исполнение обязанности по уплате взносов

2.1. Уплата взносов за расчетный период производится в срок, установленный частью 11 статьи 36 Закона N 177-ФЗ, путем перевода денежных средств на счет Агентства в Банке России, на котором учитываются денежные средства Фонда (далее - счет Фонда).

2.2. Номер счета Фонда и иные реквизиты для перевода взносов в Фонд доводятся Агентством путем размещения соответствующих сведений на официальном сайте Агентства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт Агентства) в разделе "Для банков"/"Реквизиты". В случае изменения указанных сведений Агентство в течение 5 рабочих дней информирует об этом банки путем размещения соответствующего сообщения на сайте Агентства.

2.3. Перевод денежных средств в уплату взносов и (или) пеней за несвоевременную или неполную уплату взносов (далее - пени) осуществляется в форме расчетов платежными поручениями. Правила заполнения поля платежного поручения "Назначение платежа" установлены в приложении 1 к Порядку.

2.4. Уплата взноса по дополнительной (повышенной дополнительной) ставке банком, соответствующим критериям такой уплаты, осуществляется единым платежом за соответствующий расчетный период вместе с взносом по базовой ставке.

2.5. Введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка приостанавливает обязанность банка уплачивать взносы на время срока действия моратория. При этом у банка сохраняется обязанность уплатить взносы за расчетный период, в течение которого введен мораторий, включительно по день, предшествующий введению моратория. Уплата взносов возобновляется банком со дня прекращения действия моратория.

III. Контроль уплаты взносов

3.1. Агентство осуществляет контроль уплаты взносов в ходе анализа получаемой от Банка России отчетности банков и сведений о соответствии банков критериям уплаты взносов по дополнительной (повышенной дополнительной) ставке, а также при проверках банков, проводимых Банком России с участием работников Агентства.

3.2. Агентство осуществляет сверку суммы фактически уплаченного взноса с суммой взноса, подлежащего уплате в соответствующем расчетном периоде, выявляет факты неуплаты, несвоевременной, неполной или излишней уплаты взносов.

При прекращении обязанности банка уплачивать взносы в связи с отзывом (аннулированием) лицензии на осуществление банковских операций либо исключением банка из реестра банков по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 части 3 статьи 28 Закона N 177-ФЗ, Агентство осуществляет сверку обязательств по уплате взносов за последний расчетный период на основании информации об обязательствах банка перед вкладчиками, полученной от банка по запросу Агентства. В случае если указанная информация отсутствует или является неполной или недостоверной, Агентство использует доступные данные отчетности о подлежащих страхованию обязательствах за последний расчетный период и (или) данные реестра обязательств банка перед вкладчиками, включая изменения, внесенные в указанный реестр после его представления в Агентство на основании части 2 статьи 30 Закона N 177-ФЗ.

3.3. Агентство вправе на основании мотивированного запроса в письменной форме получать от банков разъяснения, касающиеся информации об уплате банками взносов, о ведении учета и формировании реестра обязательств банка перед вкладчиками, об обязательствах вкладчика перед банком, исполнении банком иных обязанностей, предусмотренных Законом N 177-ФЗ. Указанные разъяснения направляются банками в Агентство в течение 15 дней со дня получения соответствующего запроса, если Агентством не определен иной срок их направления.

IV. Регулирование отношений, связанных с неуплатой,

несвоевременной или неполной уплатой взносов

4.1. За несвоевременную или неполную уплату взносов (далее - недоплата взносов) банки, допустившие указанное нарушение, уплачивают пени.

4.2. Если в ходе контроля уплаты взносов выявлены факты недоплаты взносов или неуплаты пеней, Агентство составляет соответствующий акт и не позднее 5 рабочих дней со дня его подписания уполномоченным работником Агентства направляет в банк требование о погашении задолженности. К требованию Агентства прилагается выписка из указанного акта (приложение 2 к Порядку).

4.3. Пени исчисляются за каждый календарный день просрочки взноса в соответствии с частью 4 статьи 37 Закона N 177-ФЗ. Условный пример исчисления пени указан в приложении 3 к Порядку.

4.4. Если требование о погашении недоплаты взноса и (или) уплате пеней не исполнено банком в течение 10 календарных дней со дня его получения, Агентство взыскивает задолженность в судебном порядке.

4.5. Банк может в любое время добровольно погасить недоплату взноса и уплатить пени.

V. Регулирование отношений, связанных с излишней

уплатой взносов

закона уведомления Агентства по итогам I квартала 2017 г. будут доводиться до банков - участников системы страхования вкладов, соответствующих критериям уплаты дополнительной или повышенной дополнительной ставки, путем направления территориальными учреждениями Банка России копий указанных уведомлений Агентства в режиме ограниченного распространения с последующей досылкой Агентством оригиналов указанных уведомлений через ФГУП "Почта России" или иным способом в соответствии с пунктом 12


В целях выполнения указанных требований Федерального закона уведомления Агентства по итогам IV квартала 2016 г. будут доводиться до банков - участников системы страхования вкладов, соответствующих критериям уплаты дополнительной или повышенной дополнительной ставки, путем направления территориальными учреждениями Банка России копий указанных уведомлений Агентства в режиме ограниченного распространения с последующей досылкой Агентством оригиналов указанных уведомлений через ФГУП "Почта России" или иным способом в соответствии с пунктом 12 Порядка уплаты страховых взносов, утвержденного решением Правления Агентства от 5 февраля 2004 г. (протокол N 2).


В целях выполнения указанных требований Федерального закона уведомления Агентства по итогам III квартала 2016 г. будут доводиться до банков - участников системы страхования вкладов, соответствующих критериям уплаты дополнительной или повышенной дополнительной ставки, путем направления территориальными учреждениями Банка России копий указанных уведомлений Агентства в режиме ограниченного распространения с последующей досылкой Агентством оригиналов указанных уведомлений через ФГУП "Почта России" или иным способом в соответствии с пунктом 12 Порядка уплаты страховых взносов, утвержденного решением Правления Агентства от 5 февраля 2004 г. (протокол N 2).


В целях выполнения указанных требований Федерального закона уведомления Агентства по итогам II квартала 2016 г. будут доводиться до банков - участников системы страхования вкладов, соответствующих критериям уплаты дополнительной или повышенной дополнительной ставки, путем направления территориальными учреждениями Банка России копий указанных уведомлений Агентства в режиме ограниченного распространения с последующей досылкой Агентством оригиналов указанных уведомлений через ФГУП "Почта России" или иным способом в соответствии с пунктом 12 Порядка уплаты страховых взносов, утвержденного решением Правления Агентства от 5 февраля 2004 г. (протокол N 2).


В целях выполнения указанных требований Федерального закона уведомления Агентства по итогам I квартала 2016 г. будут доводиться до банков - участников системы страхования вкладов, соответствующих критериям уплаты дополнительной или повышенной дополнительной ставки, путем направления территориальными учреждениями Банка России копий указанных уведомлений Агентства в режиме ограниченного распространения с последующей досылкой Агентством оригиналов указанных уведомлений через ФГУП "Почта России" или иным способом в соответствии с пунктом 12 Порядка уплаты страховых взносов, утвержденного решением Правления Агентства от 5 февраля 2004 г. (протокол N 2).


В целях выполнения указанных требований Федерального закона уведомления Агентства по итогам IV квартала 2015 г. будут доводиться до банков - участников системы страхования вкладов, соответствующих критериям уплаты дополнительной или повышенной дополнительной ставки, путем направления территориальными учреждениями Банка России копий указанных уведомлений Агентства в режиме ограниченного распространения с последующей досылкой Агентством оригиналов указанных уведомлений через ФГПУ "Почта России" или иным способом в соответствии с пунктом 12 Порядка уплаты страховых взносов, утвержденного решением Правления Агентства от 5 февраля 2004 г. (протокол N 2).


В целях выполнения указанных требований Федерального закона уведомления Агентства по итогам III квартала 2015 года будут доводиться до банков - участников системы страхования вкладов, соответствующих критериям уплаты дополнительной или повышенной дополнительной ставки, путем направления территориальными учреждениями Банка России копий указанных уведомлений Агентства в режиме ограниченного распространения с последующей досылкой Агентством оригиналов указанных уведомлений через ФГПУ "Почта России" или иным способом в соответствии с пунктом 12 Порядка уплаты страховых взносов, утвержденного решением Правления Агентства от 5 февраля 2004 г. (протокол N 2).


1. Регламент контроля поступления страховых платежей (далее - Регламент) определяет процедуры и формы взаимодействия структурных подразделений государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство) при осуществлении Агентством контрольных функций, предусмотренных Порядком расчета страховых взносов, утвержденным решением Совета директоров Агентства 3 февраля 2004 года (протокол N 3), и Порядком уплаты страховых взносов, утвержденным решением Правления Агентства 5 февраля 2004 года (протокол N 2) (далее - Порядок уплаты страховых взносов).