5. Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки (далее приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и пояснительная записка именуются пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках), а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
6. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.
Если при составлении бухгалтерской отчетности исходя из правил настоящего Положения организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.
Если при составлении бухгалтерской отчетности применение правил настоящего Положения не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то организация в исключительных случаях (например, национализация имущества) может допустить отступление от этих правил.
7. При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.
Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.
8. Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).
9. Организация должна при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним придерживаться принятых ею их содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому.
Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускается в исключительных случаях, например при изменении вида деятельности. Организацией должно быть обеспечено подтверждение обоснованности каждого такого изменения. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших это изменение.
10. По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному.
Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку.
11. Статьи бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и других отдельных форм бухгалтерской отчетности, которые в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету подлежат раскрытию и по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств, доходов, расходов и иных показателей, прочеркиваются (в типовых формах) или не приводятся (в формах, разработанных самостоятельно, и в пояснительной записке).
Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Показатели об отдельных видах активов, обязательств, доходов, расходов и хозяйственных операций могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчете о прибылях и убытках общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
12. Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.
13. При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.
В конце года каждый бухгалтер начинает задумываться о том, что впереди предстоит работа над бухгалтерской отчетностью.
Состав бухгалтерской отчетности строго регулируется нормативной документацией и может отличаться в соответствии с действующими на данный момент правилами формирования этой учетной документации.
Такого рода отчетность ежегодно сдают в вышестоящие инстанции все учреждения, на которых ведется бухгалтерский учет. Она должна быть представлена по итогам работы всех подразделений предприятия, включая его филиалы.
Информация об экономическом состоянии предприятия приобретает все большее значение для ведения его хозяйственной деятельности. От того, насколько полной и точной будет эта информация, зависит правильность формирования стратегии для получения максимальной прибыли организации. На основании этих документов предельно точно определяется состав поставщиков для данной организации, а также ее партнеров и клиентов. При этом главное значение имеет истинность и наибольшая полнота предоставленных данных о деятельности компании. Чаще всего эта информация берется из бухгалтерской отчетности, в состав которой входит несколько специальным образом оформленных документов.
Общеизвестно, что данная отчетность состоит из документов, имеющих вид специальных форм, которые единообразны для всех учреждений и регулируются нормативами. Она разрабатывается на основании информации из бухгалтерского учета и содержит максимально ясную картину об имущественном и финансовом положении организации и итогах ее хозяйственной деятельности.
Такого рода отчетность необходима не только для разработки стратегических направлений по управлению данным учреждением, планирования финансовой и хозяйственной работы предприятия, но и для проверки данной информации вышестоящими инстанциями, например, налоговыми органами.
Крайне важна финансовая отчетность и для внешних пользователей. Они взаимодействуют, как правило, не с одной, а с несколькими компаниями. Для того чтобы определить целесообразность работы с каким-либо учреждением, берется в рассмотрение содержание форм бухгалтерской отчетности каждого из них, и эти данные сопоставляются друг с другом. Для успешного сопоставления этих данных их нужно представить в одних и тех же формах, установленных нормативами.
Состав бухгалтерской финансовой отчетности должен строго соблюдаться и подчиняться нормативным требованиям к оформлению. Перечень форм этой документации может быть изменен - это зависит от того, какими документами регулируется их оформление на момент представления отчетов. В общем случае состав и содержание бухгалтерской отчетности включает в себя следующие формы:
При составлении данных документов необходимо соблюдать порядок заполнения финансовой отчетности. Она обязана исчерпывающим образом отражать картину всех хозяйственных операций и итогов проведенной инвентаризации для всех ресурсов предприятия. Необходимо, чтобы при этом совпадали данные синтетического и аналитического учета и к тому же был приведен правильный анализ статей баланса, а записи всех хозяйственных операций, подлежащих бухгалтерскому учету, должны быть подтверждены правильно оформленными актами.
Прежде чем приступить к началу комплектования бухгалтерской отчетности, надлежит создать график для проведения подготовительных процессов. Эти подготовительные процессы предполагают закрытие всех счетов операций. Крайне значимым понятием для составления данной отчетности служит отчетный год. Согласно этому понятию, отчетная информация должна быть представлена за промежуток между 1 января и 31 декабря, включая этот день. Все поправки в бухгалтерской отчетности необходимо завизировать тем людям, которые подписывали эту документацию, с обязательным указанием даты внесения корректировки.
Бухгалтерская отчетность подписывается главным руководителем учреждения и сотрудником, непосредственно выполняющим бухгалтерский учет, - чаще всего таким лицом является главный бухгалтер учреждения. При желании руководитель предприятия имеет возможность передоверить подписание данной отчетности иным лицам на основании оформленной доверенности. При этом нет необходимости ставить в известность об этом вышестоящие органы управления.
Такой вывод следует из пунктов 2 и 4 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н и подтверждается письмом Минфина России от 23 мая 2013 г. № 03-02-07/2/18285.
Таким образом, в состав бухгалтерской отчетности входят следующие документы:
В составе промежуточной отчетности составляйте Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах. Остальные формы нужно составить только по итогам года. Такой порядок следует из части 3 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пункта 49 ПБУ 4/99.
Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Поэтому в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах раскрываются сведения, относящиеся к учетной политике организации, а также дополнительная информация , которая не включается в Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах, но необходима пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации (п. 6, 24 ПБУ 4/99, письмо Минфина России от 9 января 2013 г. № 07-02-18/01).
Состав и содержание пояснений организация определяет самостоятельно, с учетом содержания пунктов 24–27 ПБУ 4/99 и других положений по бухучету.
Отчет о целевом использовании средств представляют все организации, получавшие в отчетном году целевые средства.
Подробнее о составе бухгалтерской отчетности см. в таблице .
Некоторые организации могут вести бухучет и составлять годовую бухгалтерскую отчетность в упрощенном варианте. К ним относятся:
При этом упрощенный порядок бухгалтерского учета и отчетности не могут применять, в частности, микрофинансовые, государственные и саморегулируемые организации, а также некоммерческие организации, признанные иностранными агентами.
Ситуация: по каким формам нужно сдавать Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах малому предприятию ?
Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах малому предприятию можно сдавать как по общеустановленным, так и по специальным формам.
Участники проекта «Сколково» вправе применять специальные упрощенные формы бухгалтерской отчетности. Для них предусмотрены формы:
Аналогичные выводы следуют из пункта 3 части 4 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и письма Минфина России от 27 декабря 2013 г. № 07-01-06/57795 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 17 марта 2014 г. № ГД-4-3/4788).
Вместе с тем, применение упрощенных форм является правом, а не обязанностью. Поэтому организации – участники проекта «Сколково» могут составлять отчетность и в общеустановленном порядке. То есть сдавать в составе отчетности Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах по основным формам, приведенным в приложении № 1 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.
Формы бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н, содержат показатели, отражающие финансовое и имущественное положение организации. Ряд показателей, включенных в разные формы, совпадает. Взаимосвязь между показателями типовых форм бухгалтерской отчетности представлена в таблицах . Используйте их для проверки правильности составления отчетности.
Типовые формы Бухгалтерского баланса, Отчета о финансовых результатах, Отчета о движении капитала и Отчета о движении денежных средств сформированы по группам статей (например, «Финансовые вложения», «Прочие доходы»). Детализацию этих статей организации определяют самостоятельно, исходя из существенности того или иного показателя (п. 3 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н). При этом для каждой строки, где это необходимо, вводят подстроки. В них указывают числовые значения, входящие в состав укрупненных показателей, предусмотренных типовой формой. Вводить подстроки нужно для существенных показателей. Несущественные показатели в подстроки можно не выделять. Показатель является существенным, если без сведений о нем нельзя правильно оценить финансовое положение организации.
Если отчетность представляется в органы исполнительной власти (например, в органы государственной статистики, налоговую инспекцию), то каждому показателю присвойте код согласно приложению 4 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Код укажите в соответствующей графе. При этом, в случае если в бухгалтерской отчетности отдельных категорий организаций (например, субъектов малого предпринимательства) отражаются укрупненные показатели, включающие несколько показателей, код строки указывается по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного.
Такой порядок установлен пунктом 5 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.
Критерий существенности организация определяет самостоятельно и прописывает его в учетной политике для целей бухучета.
Ситуация: нужно ли сдавать в налоговую инспекцию копию приказа об утверждении учетной политики для целей бухучета?
Нет, не нужно.
Законодательство не содержит таких требований. К тому же существенные элементы и принципы учетной политики раскрываются в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах, которые организация сдает в налоговую инспекцию (п. 17, 18 ПБУ 1/2008, подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Вместе с тем, в учетной политике для целей бухучета может содержаться информация, необходимая при проведении проверок (например, рабочий план счетов организации, утвержденный перечень первичных документов, используемых организацией, и т. д.). Поэтому в рамках выездной проверки инспекция вправе потребовать этот документ. Форма требования приведена в приложении 5 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.
В течение 10 рабочих дней после того, как из инспекции получено письменное требование, организация обязана представить копию приказа об утверждении учетной политики. Такие правила установлены пунктом 12 статьи 89 и пунктом 3 статьи 93 Налогового кодекса РФ.
Если организация не исполнит полученное требование, ее могут оштрафовать. Размер штрафа составит:
Пояснительная записка с 1 января 2013 года не входит в состав бухгалтерской отчетности. То есть начиная с отчетности за 2012 год сдавать пояснительную записку не нужно. Это следует из положений части 1 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и подтверждается письмами Минфина России от 23 мая 2013 г. № 03-02-07/2/18285, от 9 января 2013 г. № 07-02-18/01, информацией Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012.
Данный документ является информацией, сопутствующей бухгалтерской отчетности. Как правило, такая информация не связана с числовыми показателями Бухгалтерского баланса или Отчета о финансовых результатах (Отчета о целевом использовании средств). Организация может предоставить такую информацию, если считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В составе информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, раскрываются следующие показатели:
Из предоставления информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, должно быть ясно, что она не входит в состав данной отчетности. Для этого нужно соблюдать следующие правила:
Российские компании обязаны вести бухгалтерский учет независимо от режима налогообложения, а по завершении отчетного периода – составлять стандартные утвержденные отчетные формы, в которых демонстрируются результаты деятельности. Подведение итогов работы предприятия за отчетный период необходимо:
Рассмотрим, какой бывает бухгалтерская отчетность в компаниях разных форм собственности и как она различается по видам.
Законодателями разработаны формы отчетных документов и инструкции по их заполнению. К отчетным формам относятся:
Эти формы – основные. Существуют и дополнительные отчетные документы, расшифровывающие и детализирующие показатели строк основных отчетов. Так, бухгалтерская финансовая отчетность может быть расширена приложениями, такими, как:
Дополняют пакет приложений пояснительные записки к балансу , зачастую содержащие элементы анализа финансового состояния фирмы на текущий момент в сравнении с аналогичными прошлогодними периодами. Составляются пояснительные записки в произвольной форме: в текстовом и табличном форматах.
Состав бухгалтерской отчетности в 2017 году изменений не претерпел и остается прежним. Разобравшись с этим вопросом, перейдем к видам бухгалтерской отчетности, классифицируемой в зависимости от периода представления.
Названия видов финансовой отчетности говорят сами за себя. Промежуточная бухгалтерская отчетность обычно составляется за квартал, полугодие и 9 месяцев. Именно в ней фиксируют полученные результаты по всем показателям за отчетный период нарастающим итогом с начала финансового года.
Годовая бухгалтерская отчетность составляется по окончании налогового периода, т. е. года. В ней находят отражение все финансовые процессы, происходящие в компании. Она является завершающей, определяет результаты работы компании за год с 1 января по 31 декабря и состоит из пакета документов, перечисленных выше. Заметим, что промежуточная отчетность формируется из тех же форм.
Обязанность вести учет определяется законодательно, однако и здесь имеются исключения. Финансовая отчетность предприятия не для каждого предприятия является обязательной. Освобождены от ведения бухучета и представления отчетности:
Для остальных субъектов предпринимательской деятельности обязанность ведения учета и представления отчетности актуальна, но существует ряд послаблений, выраженных в возможности ведения учета по упрощенной форме и составления всего двух упрощенных отчетных форм - баланса и отчета о финансовых результатах . Это:
Таким образом, представление финансовой отчетности зависит не от сферы бизнеса, а от принадлежности организации к виду предприятий. Например, бухгалтерская отчетность ООО будет составляться полным пакетом из перечисленных выше документов, однако, если это ООО имеет статус малого предприятия или зарегистрировано в качестве участвующего партнера в проекте «Сколково», то вести учет, составлять и сдавать финансовую отчетность по нему можно в упрощенном варианте.
Еще одним весьма важным аспектом является то, что законом № 402-ФЗ определен перечень компаний, лишенных возможности вести упрощенный учет. К ним относятся предприятия ЖКХ, МФО, государственные организации, политические партии, нотариальные и адвокатские конторы, а также компании, подлежащие обязательному аудиту, например АО, СРО, участники рынка ценных бумаг и др.
1. Все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.
КонсультантПлюс: примечание.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 208-ФЗ наряду с бухгалтерской отчетностью организации составляется консолидированная финансовая отчетность этой организации.
2. Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности государственных (муниципальных) учреждений, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из:
(в ред. Федеральных законов от 23.07.1998 N 123-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
а) бухгалтерского баланса;
б) отчета о прибылях и убытках;
в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
В связи с утратой силы данного документа с 1 января 2013 года пункт "г" части 2 статьи 13 не подлежит применению. Исходя из этого с 1 января 2013 года аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и заключение ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающее достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, не входят в состав этой отчетности (Информация
Г) аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;
(см. текст в предыдущей редакции)
В связи с утратой силы данного документа с 1 января 2013 года пункт "д" части 2 статьи 13 не подлежит применению. Исходя из этого с 1 января 2013 года пояснительная записка не входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности. Однако в силу части 1 статьи 30 Федерального закона N 402-ФЗ продолжает применяться раздел VIII Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н. При этом предусмотренная этим разделом информация не является приложением к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012).
КонсультантПлюс: примечание.
Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н утверждена новая Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Состав бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений определяется Министерством финансов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), устанавливается упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.
(абзац введен Федеральным законом от 23.07.1998 N 123-ФЗ)
3. Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.
В связи с утратой силы данного документа с 1 января 2013 года часть 4 статьи 13 не подлежит применению. Однако в силу части 1 статьи 30 Федерального закона N 402-ФЗ продолжают применяться пункты 6 и Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012).
4. Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности, сведения, предусмотренные законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
(в ред. Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет ведется централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или бухгалтером-специалистом, подписывается руководителем организации, централизованной бухгалтерии или специализированной организации либо бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет.
6. Бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на бумажных носителях. При наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.