Значение налоговой системы в жизни. Социально-экономическая роль налогов в современном обществе

Налоги – характеризуются денежными отношениями, складывающимися у гос-ва с юрид. и физ. лицами.

Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфич. общественное назначение: мобилизацию денежных средств в распоряжение гос-ва.

    финансовая – формируется бюджетный фонд страны

    стимулирующая – гос-во влияет на воспроизводство, при этом стимулирует или наоборот сдерживает его развитие, усиливает или ослабляет накопление капитала, расширяет или уменьшает платежеспособный спрос населения.

Конкретными формами проявления категории налога явл. виды налоговых платежей, кот. устанавливаются законодательными органами власти.

Налог – с организационно-правовой стороны представляет собой обязательную плату в бюджетный фонд, в определенных мерах и в определенный сроки.

Налоговая система – совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления в которых реализуются определенные принципы.

Каждый налог содержит обязательные платежи, в нем указывается:

    кто явл. плотильщиком, т.е. субъектом данного налога

    что выступает объектом налогообложения

    из какого источника уплачивается налог

    в каких единицах измеряется объект налогообложения

    величина налоговой ставки, кот. представляет собой величину налога, приходящую на единицу налогообложения

    налоговые льготы учитывающие специфические условия хозяйствования

Сущ. 3 способа взимания налогов:

    кадастровый – основан на использовании кадастров, т.е. реестров, содержащих классификацию типичных объектов по их внешним признакам

    «у источника» - он взимается до получения дохода налогоплательщиком. (распространен)

    по декларации – представляет заполнение декларации о совокупном годовом доходе и подаче этой декларации в налоговую инспекцию.

Виды налогов:

    прямые (подоходный с населения; на прибыль корпорации; на прирост капитала; с наследства и дарений; поимущественный налог) и косвенные налоги (налог с оборота; на добавленную стоимость (НДС); на отдельные виды товаров (акцизы); таможенные пошлины):

а) прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, косвенные – включаются в виде надбавки в цену товара или тарифа на услуги или оплачиваются потребителем

б) при прямом налогообложении денежные отношения возникают между гос-вом и самим плательщиком, при косвенном – субъектом налога становится продавец товара или услуги, выступающий посредником между гос-вом и плательщиком.

в) прямые налоги подразделяются на реальные, уплачиваемые с отдельным видом имущества и личные, взимаемые с юр. и физ. лиц у источника дохода или по декларации

г) косвенные налоги не однородны, в их составе выделяют акцизы и универсальные налоги, кот. могут быть представлены в виде таможенные пошлины

    пропорциональные налоги и их особенности – при этом в виде налога налоговая ставка действует в одинаковом % отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

Прогрессивный налог – здесь налоговая ставка повышается по мере возрастания дохода.

Репрессивный – ставки налога снижаются по мере роста дохода.

Известны 3 основных способа налоговых поступлений в бюджет:

    расширение круга налогоплательщиков

    увеличение числа тех объектов, с кот. взимаются косвенные налоги

    повышение налоговых ставок как при прямом так и при косвенном налогообложении

Эластичность налоговой системы – согласно этому понятию ставки налогов должны быть столь высокими, чтобы предотвратить инфляцию, но в то же время столь низкими, чтобы стимулировать вложение инвестиций.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ - ЭТО СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ И ИСТОЧНИКОВ ПОПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ.

Исторически налоги возникают с появлением государства. Сколько веков существуют налоги, столько экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения, первые из которых сформулировал А. Смит. На основе его взглядов к настоящему времени сложились ДВЕ КРУПНЬШ КОНЦЕПЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

Первая основана на идее, что налог должен быть пропорционален той выгоде, которую получает налогоплательщик от услуги, оказанной ему государством (пример А. Смита: ремонт дорог должен оплачивать тот, кто ими пользуется). Вторая концепция предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода.

Современные налоговые системы используют целый ряд принципов:

    ВСЕОБЩНОСТЬ, т.е. охват всех экономических субъектов, получающих доходы.

    СТАБИЛЬНОСТЬ, т.е. устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени.

    РАВНОНАПРЯЖЕННОСТЬ, т.е. взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам.

    ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ, т.е. принудительность налога, неизбежность его выплаты, самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога.

    СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ, т.е. установление налоговых ставок и налоговых льгот, оказывающих щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.

Налоговая система базируется на законодательных актах государства, которыми устанавливаются элементы налога. К ним относятся:

СУБЪЕКТ НАЛОГА, или налогоплательщик, т.е. лицо, на которое возложена обязанность уплачивать налог; им может быть юридическое или физическое лицо.

ОБЪЕКТ НАЛОГА, т.е. доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, недвижимое имущество и т.д.).

ИСТОЧНИК НАЛОГА - это, независимо от объекта налогообложения, чистый доход общества.

СТАВКА НАЛОГА - это важный элемент налога, определяющий величину налога на единицу обложения (скажем с одной сотки земли, с одной тысячи рублей и т.д.). Различают предельную налоговую ставку, среднюю, нулевую и льготную.

Предельная налоговая ставка есть прирост выплачиваемых налогов, поделенный на прирост дохода.

Средняя налоговая ставка - это общий налог, поделенный на величину налогооблагаемого дохода.

Налоговые льготы - это уменьшение налоговых ставок или полное освобождение от налогов отдельных физических или юридических лиц в зависимости от профиля производства, характера производимой продукции и других характеристик.

Льготы в силу их разнообразного характера и большого охвата налогоплательщиков могут приводить к ощутимому снижению реальной ставки налогообложения по сравнению с номинальной.

Поэтому по признаку соотношения между ставкой налога и доходом налоги делятся на:

Прогрессивный, при котором средняя ставка повышается по мере возрастания дохода;

Регрессивный, при котором средняя ставка понижается по мере возрастания дохода;

Пропорциональный, при котором средняя ставка остается неизменной, независимо от размеров дохода.

Существует 3 признака по которым можно судить превышена ли критич. точка налогообложения:

    если при очередном повышении налоговой ставки поступления в бюджет растут не пропорционально медленно или сокращаются

    если снижаются темпы экономич. роста, уменьшаются долгосрочные вложения в капитал и ухудшается материальное положение населения.

    если растет теневая эк-ка

Таковы общемировые стандарты. Налоговые реформы России приблизили ее систему налогообложения к международным нормам.

Налоги в России разделены на три группы: федеральные, республиканские и местные.

Федеральные налоги устанавливаются парламентом и в обязательном порядке взимаются на всей территории России.

Республиканские налоги тоже общеобязательны. При этом сумма платежей по налогу зачисляется равными долями в бюджет республики и в бюджет города или района, где расположен налогоплательщик.

Местные налоги лишь частично являются общеобязательными. Часть налогов может устанавливаться по решению местных властей.

Вопрос о том, каким быть налогу (высоким или низким), - предмет постоянных дискуссий экономистов. Государственное вмешательство в экономику всегда связано с повышением налогов, ослабление вмешательства - с их снижением. Главный вопрос в том, как то и другое влияет на экономику.

Последователи Кейнса ориентированы на «экономику спроса». Они считают, что высокий уровень налога снижает покупательную способность общества, т.е. совокупный спрос. Значит, цены снижаются, инфляция затухает. Напротив, сокращение налогов способствует росту совокупного спроса, увеличению цен и ускорению темпа инфляции.

Сторонники «экономики предложения» убеждены в противоположном: они считают, что высокие налоги увеличивают издержки предпринимателей, которые перекладываются на потребителей в форме более высоких цен и вызывают инфляцию. Они - за снижение налогов.

Исследуя связь между величиной ставки налогообложения и поступлением налоговых средств в гос. бюджет америк. экономист А. Лаффера доказал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов гос-ва. Он доказал, что один и тот же доход можно получить при разной налоговой ставке.

Кривая Лаффера

Х – это уровень налоговой ставки %

У – среднегодовой объем налоговых поступлений в бюджет

Х 0 – это оптимальная ставка налогообложения, при кот. поступления в бюджет максимальны

У 1 – равенство бюджетных поступлений при разных налоговых ставках, кот. достигается при ставке налога х 2 > х 1

Если налоговая ставка равна нулю (точка 0), то государство ничего не получит. Если налоговая ставка г, = 100%, то никто не будет заинтересован работать и государство тоже ничего не получит. При какой-то ставке (скажем, г0 = 50%) сумма, взимаемая государством в виде подоходного налога, достигнет максимума R 1 (точка М). Попытки повысить налоговые ставки приведут к снижению R 0 (точка N).

Объяснение кривой: более низкая ставка увеличивает число объектов налогообложения и привлекает к предпринимательской деятельности большее кол-во людей и наоборот. С ростом налога доходы бюджета уменьшаются, т.к. часть предпринимателей разорится, останутся только крупные фирмы, которые в дальнейшем могут выплачивать высокую % ставку налога.

Специфика построения системы налогообложения в любом гос-ве связана с необходимостью сделать предпринимательскую деятельность наиболее привлекательную, следовательно, налоги унифицированные, стабильные и гибкие.

Мощное воздействие на экономическую динамику оказывают не только расходные, но и доходные механизмы бюджета. Налоги образуют основную долю доходной части всех уровней бюджетной системы (федеральной, региональной и местной). Отсюда следует приоритетное внимание любого государства к формированию налоговой политики. Величина налоговой ставки и общая масса изымаемых в бюджет государства ресурсов оказывают непосредственное влияние на динамику социального экономического развития общества.

Налоги, являясь экономической категорией, имеют глубоко исторический характер.

В современном понимании налог -- это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций

В Налоговом кодексе РФ дается следующее понятие налога:

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образовании

Таким образом, экономическую сущность налогов составляет изъятия государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса.

Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта (ВВП):

  • · работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
  • · хозяйствующие субъекты, владельцы капитала.

Налогообложение в любом цивилизованном государстве должно базироваться на определенных принципах -- основополагающих идеях и положениях, существующих в налоговой сфере. Эти принципы во все времена были предметом особого внимания со стороны общества, так как от них во многом зависело социально-экономическое благополучие и спокойствие населения.

  • · принцип справедливости. Этот принцип означает, что налоги должны взиматься с учетом возможностей налогоплательщика, который обязан принимать участие в финансировании соответствующей части расходов государства. Государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов. Налоговое бремя возлагается на одних лиц, привилегии предоставляются другим;
  • · принцип определенности, согласно которому сумма, способ и время платежа должны быть совершенно точно и заранее известны налогоплательщику;
  • · принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика.
  • · принцип экономии, т.е. сокращение издержек взимания налога, рационализация системы налогообложения.

Налоги -- неотъемлемый атрибут и органическая часть государства, без них немыслима реализация задач и функций института государства. Несмотря на изменчивость приоритетов государственного строительства и воззрений на сущность налогов в разные исторические эпохи, финансово-экономический фундамент этой взаимосвязи остается неизменным и состоит в необходимости изъятия части дохода, извлекаемого из потребления факторов производства, в пользу государства для формирования его централизованных финансовых ресурсов (бюджета).

ВВП - валовый внутренний продукт; ФК - физический капитал; ЧК - человеческий капитал; ПК - природный капитал

Рассмотрим элементы представленной взаимосвязи. Национальное богатство представляет собой стоимостную оценку совокупности физического капитала (под ним понимаются основные производственные и непроизводственные фонды, оборотный капитал), человеческого капитала (накопленных населением здоровья, знаний, умений и навыков, используемых в производственной деятельности) и природного капитали (окружающей природной среды и запасов природных ресурсов). Данные виды капитала традиционно определяют как факторы производства. При их использовании (потреблении) в определенный промежуток времени (обычно за год) создается валовый внутренний (ВВП).

В процессе создания ВВП и его распределения между владельцами факторов производства посредством косвенных и прямых налогов происходит частичное изъятии доходов и пользу государства, т.е. перераспределение уже распределенного ВВП.

Каким же образом государственные расходы увеличивают национальное богатство страны и далее -- объем производимого ВВП?

Во-первых, государственные расходы напрямую увеличивают накопление всех видов капитала, составляющих основу национального богатства. Так, расходы на разведку месторождений полезных ископаемых, природоохранные мероприятия позволяют сохранять и даже увеличивать имеющийся в стране природный капитал. Социально ориентированные расходы, обеспечивающие доступное и качественное здравоохранение, образование повышают качество человеческого потенциала, а следовательно, увеличивают человеческий капитал страны. Расходы экономического характера -- государственные инвестиции, государственный заказ, поддержка отдельных отраслей -- увеличивают физический капитал страны.

Во-вторых, государственные расходы повышают эффективность использования накопленных в стране видов капитала в сторону увеличения ВВП. Например, расходы на правоохранительную деятельность повышают общественную и личную безопасность.

В-третьих, государственные расходы стимулируют повышение спроса на накопленные виды капитала, т.е. на факторы производства, тем самым вызывая экономический рост и развитие.

Российским правительством реализуется последовательный курс на создание стимулов для экономического роста не через развитие человеческого потенциала путем повышения качества жизни всех слоев населения, а через снижение налоговой нагрузки на экономику. Можно с определенной долей условности констатировать, что российская экономика перешла от негативного характера взаимосвязи налогов, экономики и государства, превалировавшего в середине 1990-х гг., к нейтральному ее характеру. Формирование устойчивой позитивной взаимосвязи -- это проблема выбора и перспективного согласования приоритетов экономической, социальной, налоговой и бюджетной политики государства.

ДИСЦИПЛИНА «НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ»

Тема: «Экономическая сущность налогов и их роль в современном обществе»

1. Вопросы о сущности налогов

2. Элементы налога

3. Эволюция научной мысли о сущности налогов

Как известно, сущность любой экономической категории должна определять структуру отношения, специфические свойства категории, основу отношения и ее социально-экономическую характеристику.

В вопросе о понятии и сущности налогов, среди ученых, сегодня нет существенно различных представлений, как, например, в области финансов. Однако не всегда можно найти четкие ответы на такие вопросы как: что является основой налоговых отношений, являются ли налоги частью финансов, почему в условиях становления рыночных отношений развиваются косвенные налоги и централизация их в госбюджет, в чем заключается социально-экономическое и общеэкономическое содержание категории налога и его взаимосвязь с другими стоимостными категориями.

Давайте разберемся с ответами на эти вопросы.

Структура налогового отношения включает в себя характеристику объекта и субъектов . Налоговые отношения возникают по поводу создания и использования централизованных и децентрализованных фондов, между фондами и (не обязательно государственный орган) сборщиками налогов. Это положение можно увидеть во всех теоретических исследованиях по вопросам: налогов и налогообложения и, на первый взгляд, все правомерно.

Однако из этого положения вытекает другое: почему возникают налоговые отношения, и если по поводу централизованных децентрализованных фондов денежных средств, то тогда, что же является основой создания национального дохода. Вот тут и начинаются сложности теоретического плана.

Если налоговые отношения - финансовые отношения (а это не вызывает никакого сомнения), то в априори их должны быть соответствующие - экономические (материальные) интересы, поскольку без экономических интересов нет экономических отношений. Экономический интерес налогоплательщика выражается в получении прибыли на основе организации эффективных финансовых отношений и создания общехозяйственного и специального фонда. А финансовый налоговый интерес налогоплательщика в обеспечении гарантии своего достигнутого материального положения опирается на сложившиеся налоговые отношения.

Если также учитывать, что налоговые отношения (т.е. отношения между плательщиками и бюджетом) возникают на стыке экономических интересов субъектов этих отношений, и они являются объективными, то значит реализация и того, и другого интереса не возможна без соответствующих субъектов. Так как налоговые отношения с точки зрения их целостности как экономической категории, являются зависимыми как от одного, так и от другого субъекта.

Отсутствие налогоплательщиков автоматически означает, что обеспечение интересов государства не возможно. Поскольку государство не может существовать без соответствующих ресурсов налоговых платежей субъектов, необходимых для создания общегосударственного фонда, и осуществления расходов в соответствии со своей экономической функцией. Ведь создавая фонды различного назначения в своем хозяйстве, производители могут реализовывать свои экономические интересы, что непосредственно подтверждается практикой хозяйствования внебюджетных организаций (предприятий).

Значит, категория налогообложения - это не только налоговые отношения (т.е. отношения, складывающиеся по поводу создания централизованного и децентрализованного фонда, как это толкуется в экономической литературе), а система или совокупность экономических интересов налогоплательщиков.

Если при этом, согласится, что реализация экономических интересов производителей происходит на основе производственных отношений, то тогда и налогообложение (т.е. реализация налоговых интересов, которые являются частью экономических интересов) непременно следует отнести в сферу первичных производственных отношений.

Учитывая вышеизложенное, можно придти к выводу, что налоги как экономические отношения, возникают в материальном и не материальном производстве, между его участниками на основе их экономических интересов.

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, регулирующую, стимулирующую и контролирующую.

· Фискальная функция налогообложения - основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения - производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

· Распределительная (социальная) функция налогообложениям - состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

· Регулирующая функция налогообложения - направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.

· Контрольная функция налогообложения - позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

· Стимулирующая функция налогообложения - направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т.д.

· Дестимулирующая функция налогообложения - направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Можно назвать также воспроизводственную подфункцию , которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Подытоживая все выше сказанное в рамках первого вопроса можно сказать, что понятие «налог» может рассматриваться с двух самостоятельных позиций – в узком и широком смысле слова . В узком смысле , налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст.8 НК РФ ).

В широком смысле налог - это сложная система отношений, включающее в себя ряд составляющих:

· с правовой точки зрения это прежде всего, отношения по установлению, введению и взиманию (исчислению и уплате) налогов как обязательных платежей в бюджет государства (вопросы осуществления налогового контроля и применения ответственности за налоговые нарушения правонарушения лежат за плоскостью понятия налог, однако составляют наряду с указанными выше отношениями предмет налогового права ).

· с общественно-политической, социальной точки зрения налог является комплексным экономико-правовым и общественным явлением и включает в себя совокупность определенных взаимодействующих составляющих, которые именуются в теории права как элементы (структура) налога, элементы налогового обязательства.

Каждый элемент налога имеет самостоятельное юридическое значение, что так или иначе нашло свое отражение в законодательстве или теории налогообложения, при этом, необходимо отметить, что выделение самостоятельных элементов обусловлено особой важностью налоговых отношений, затрагивающих материальные интересы налогоплательщиков, а к законодательным актам, на основании которых взыскиваются налоги, предъявляются повышенные требования.

Так, в п.6 ст.3 НК РФ указано, что «при установлении налогов должны быть определены ВСЕ ЭЛЕМЕНТЫ налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить».

Согласно п.1 ст.17 НК РФ «Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ , а именно:

· объект налогообложения;

· налоговая база;

· налоговый период;

· налоговая ставка;

· порядок исчисления налога;

· порядок и сроки уплаты налога.

Иначе говоря, Налоговый кодекс РФ устанавливает что только при наличии данных элементов налог будет считаться законно установленным и у налогоплательщика возникнет обязанность по его уплате; отсутствие какого-либо элемента из вышеперечисленных означает, что налог не установлен, а следовательно, отсутствуют правовые основания для его взимания.

Чуть позже мы дадим характеристику элементам налога, а пока хотелось бы отметить, что налоговое законодательство на различных этапах своего развития предусматривало и другие элементы налога, при наличии которых последний считался законно установленным. Так, в соответствии с п.2 ст.11 Закона об основах налоговой системы: «В целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают и определяют: налогоплательщика (субъект налога); объект и источник налога; единицу налогообложения; налоговую ставку (норму налогового обложения); сроки уплаты налога; бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад ».

Иначе говоря, данный нормативный акт содержал такие элементы налога, не предусмотренные законодательством в настоящее время, как источник налога, единицу налогообложения, налоговый оклад и бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад .

Указанные обстоятельства позволяют говорить, что элементов налога как совокупности определенных взаимодействующих составляющих налога, имеющих самостоятельное юридическое значение и содержание данного вопроса гораздо больше и шире, а элементы налога отнюдь не ограничиваются теми составляющими, которые перечислены в ст.17 НК РФ.

В связи с тем, что элементы налога имеют разный правовой статус (одни обязательно должны быть предусмотрены в законодательном акте по налогам и сборам, другие нет), можно попытаться классифицировать элементы налога, и выделить три основные группы элементов, которые будут подробнее рассмотрены ниже (выделение тех или иных элементов по признаку важности и значимости довольно условно, поскольку в условиях меняющегося законодательства отнесение тех или иных элементов налога к обязательным или необязательным весьма временно ).

Первую группу составляют основные (обязательные) элементы налога , которые определены в законодательном акте при установлении налогового обязательства. К ним, как уже отмечалось выше, относятся те элементы налога, которые перечислены в ст.17 Налогового кодекса РФ, а именно:

· налогоплательщик . Это сам участник налоговых правоотношений - плательщик налогов. Согласно ст.19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы. В соответствии с п.2 указанной статьи налогоплательщиками в установленном порядке могут являться филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций.

Иначе говоря, плательщиками налога являются юридические лица, другие категории плательщиков, физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги.

· объект налогообложения . В соответствии со ст.38 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

То есть объект налогообложения - это юридический факт или совокупность юридических фактов (юридический состав), с которым связано возникновение обязанности налогоплательщика уплатить налог.

· налоговая база в соответствии со ст.53 НК РФ представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Иначе говоря, налоговая база, представляющая собой количественное выражение объекта налога, тесно примыкает к элементу объекта налога и неразрывно с ним связана. Иными словами это та база, к которой применяется ставка налога.

Для получения фактических показателей налогооблагаемой базы необходимо ведение соответствующего учета. Основой для получения показателей является бухгалтерский учет . Вместе с тем в ряде случаев возникает необходимость ведения специального учета для целей налогообложения - налоговый учет , механизм которого отличен от бухгалтерских методик.

· налоговый период . Для того чтобы обеспечить временную определенность существования налога, необходимо установить налоговый период, т.е. срок, в течение которого завершается процесс формирования налогооблагаемой базы и определяется размер налогового обязательства.

В соответствии со ст.55 Налогового кодекса РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате, при этом налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

· налоговая ставка . Исчисление суммы налога невозможно без применения ставки налога - размера налога, приходящегося на единицу налогообложения. Ст.53 Налогового кодекса РФ определяет данный элемент налога как величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

· порядок исчисления налога . Порядок исчисления налог - совокупность определенных действий налогоплательщика по определению суммы налога, подлежащего уплате в бюджет за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В соответствии со ст.55 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исчислить налог. Однако исчисление некоторых налогов (так называемых, окладных) осуществляется налоговыми органами.

· порядок уплаты налога . Для упорядочения процедуры внесения налога в бюджет устанавливается порядок уплаты налога, представляющий собой нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет.

Согласно ст.58 Налогового кодекса РФ уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином законодательно установленном порядке, в наличной или безналичной форме, при этом конкретный порядок уплаты налога устанавливается налоговым законодательством применительно к каждому налогу.

· сроки уплаты налога . Сроки уплаты налога - это дата или период, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет. Согласно ст.57 Кодекса сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Вторую группу составляют элементы налогов, которые не обязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам и сборам, так называемые, факультативные элементы.

Данная группа на сегодняшний день представлена всего лишь одним элементом налога - налоговой льготой. Так, в соответствии с п.2 ст.17 Налогового кодекса РФ «в необходимых случаях при установлении в законодательном акте по налогам и сборам могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком».

Под налоговой льготой в соответствии со ст.56 Налогового кодекса РФ понимается предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Третью группу элементов налогов составляют те элементы, которые не предусмотрены в обязательном порядке для установления налога, но так или иначе должны или присутствуют при установлении налогового обязательства - дополнительные элементы налога.

Наличие данной группы обусловлено тем, что данные элементы, хотя могут быть и не отражены в нормативном акте, устанавливающем тот или иной налог, но они, так или иначе, участвуют при установлении налога и при определении размера налогового обязательства и его уплате. Так, например, отсутствие в данном правовом акте указания на источник налога будет говорить не об отсутствии последнего, а лишь о том, что источником налога будет являться чистая прибыль и т.д. К данной группе элементов, в частности, относятся:

· предмет налога . Предмет налога представляет собой события, вещи и явления материального мира, которые обуславливают и предопределяют объект налогообложения (квартира, земельный участок, экономический эффект (выгода), товар, деньги). Сам по себе предмет налога не порождает налоговых последствий, в тот время как определенное юридическое состояние субъекта по отношению к предмету налога, есть основание для возникновения соответствующих налоговых обязательств.

· масштаб налога . Масштаб налога как элемент налога необходим для определения налогооблагаемой базы, и представляет собой определенную физическую характеристику или параметр измерения объекта налога, к примеру мощность автомобиля и др.

· единица налога также необходима для установления налоговой базы и данный элемент тесно связан с масштабом налога. Единицей налога следует считать условную единицу принятого масштаба, используемую для количественного выражения налогооблагаемой базы. Например, при выборе в качестве масштаба для исчисления таможенной пошлины мощности автомобиля единицей налогообложения может являться лошадиная сила, при выборе для исчисления акцизов в качестве масштаба объема бензина единицей будет являться один литр (в других странах - галлон, баррель и т.д.).

· источник налога . Источник налога - это тот резерв, соответствующий экономический показатель, за счет которого производится уплата налога. Например, прибыль, финансовый результат и т.д.

· налоговый оклад . Сумма налога, причитающаяся взносу в бюджет, именуется налоговый оклад.

Размер налогового обязательства фиксируется в специальном налогово-отчетном документе, называемом налоговый расчет , который должен быть представлен в налоговые органы в установленный срок - срок подачи налогового расчета.

Расчет суммы налога производится по определенной методике (формуле) , установленной законодательством и находящем свое отражение в заполнении соответствующих строк и граф налогового расчета.

· получатель налога . Получателем налога являются бюджет либо внебюджетный фонд. В зависимости от вида налога, субъектов его установления, порядка уплаты налог может зачисляться в федеральный, региональный либо местный бюджеты.

Что касается внебюджетных фондов, то в настоящее время налоги могут зачислять только в три государственных фонда - Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ.

Таким образом элементы налога это своеобразная матрица, алгоритм формирования налоговой сферы, без которых невозможна реализация ни экономических, ни организационных аспектов налоговой системы.

Понятие «налог» уходит своими корнями в глубь веков. В нем заключен не только экономический, но и философский смысл. В исследовании природы и содержания этого понятия необходимо придерживаться логики постепенного и последовательного проникновения в сущность явлений и процессов, ассоциирующихся в современном сознании с отчуждением индивидуальных доходов и их сосредоточением в общенациональном фонде денежных средств – бюджете.

Налог – элемент общественного бытия . Первые упоминания о налоге можно наэти в философских трактатах античных мыслителей. На заре человеческой цивилизации философы трактовали налог как общественно необходимое и полезное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими. По мере общественного развития налоговые формы постепенно менялись, приближаясь к их современному содержанию, но неизменным оставался глубинный смысл понятия «налог» – опосредования процесса обобществления необходимой для общества части индивидуальных доходов (богатств).

На рис. 1 проиллюстрирован путь движения мысли и практических действий в познании глубинного смысла понятия «налог». Плоскость, заключенная в прямоугольнике 1 на рис. 1, условно представляет область философских воззрений на налог как на понятие, олицетворяющее саму необходимость сложения усилий (имуществ, богатств) индивидуумов для производства общественно значимых работ и затрат.

Пространство, очерченное на рис. 1 ромбом, – область методологии налогообложения, выводящая понятие «налог» из сферы его философского восприятия (прямоугольник 1) к конкретной налоговой практике (прямоугольник 3).

Рисунок 1 - Последовательность логических рассуждений и действий при исследовании сущности понятия «налог», начиная от его философского восприятия и заканчивая установлением в законодательном порядке конкретных налоговых форм, которые принимает налог как таковой в реальной действительности

Восприятие необходимости налога как такового позволило классикам экономической мысли более 300 лет назад сформулировать фундаментальные принципы налогообложения и определения налога в качестве «жертвоприношения», «добровольно отдаваемых наложений», «страховой премии», «платы за общественные услуги» и др.

Методология налогообложения является наименее исследованной в России областью налоговых правоотношений. Усилия ученых и законодателей обычно направлены на решение прикладных налоговых проблем. При этом подчас забывается, что без исследования методологии налогообложения успех налоговых реформ невозможен.

Методология налогообложения – это теоретическое, научно-практическое и концептуально-правовое обоснование сущности понятия «налог», а именно: это одновременное исследование налога в качестве объективной экономической категории и в качестве конкретной формы правовых взаимоотношений налогоплательщиков с государством.

Методологические основы налогообложения – это выбор налоговых форм и наполнение их конкретным содержанием (принятие организационно-правового порядка исчисления и уплаты налогов), установление прав и обязанностей сторон налоговых правоотношений.

На рис.1 эта сфера обозначена плоскостью, в которой ромб 2 накладывается на прямоугольник 3. Создание методик налогообложения, адекватно отражающих состояние экономики и политики, является логическим завершением методологических исследований налоговых проблем в рамках каждого этапа налогового реформирования. Процесс совершенствования налоговых правоотношений бесконечен.

Анализ сущности налога по логической схеме, приведенной на рис.1, предполагает исследование его двойственности. Налог – это философская и экономическая категория, и одновременно конкретная форма правовых взаимоотношений, закрепляемых в законодательном порядке при наполнении доходами казны государства (бюджета).

Налог как конкретная форма принудительного изъятия части совокупного дохода общества в казну государства отражает все достоинства и недостатки конкретного экономического пространства и конкретной системы государственного устройства и управления.

По состоянию налоговых правоотношений в государстве судят о его прогрессе или регрессе.

Налоговые формы взаимоотношений общества с государством носили самые разные названия. Немецкие ученые рассматривали налоги как поддержку, оказываемую государству гражданами (stauer – поддержка). В Англии налог до сих пор носит название datu – долг, обязательство. Законодательство США определяет налог как tax – такса. Закон о налогообложении во Франции налоговые отношения определяет как import (обязательный платеж). Принудительный характер налоговой формы в российской практике подчеркивал термин «подати» – принудительный платеж.

Схематично эволюция научной мысли о налогообложении описана на рис. 2.

Рисунок 2 - Воплощение теоретических положений о налоге в государстве с социально-ориентированной рыночной экономикой

От ранних схоластов и философов естественного права представления о налоговых формах взаимоотношений граждан с представителями верховной власти развивались по восходящей, постепенно отражая конкретно-исторические условия общественного бытия.

Выделим главные рубежи перехода налоговых отношений из одного качественного состояния в другое, более совершенное. Установление таких границ необходимо для того, чтобы выявить, в силу каких причин функционирует современное налогообложение в России, не подчиняясь действию объективных экономических законов расширенного воспроизводства, прежде всего законов рыночного хозяйствования, и не выполняя своего подлинного предназначения.

На рис. 2 обозначено несколько основных рубежей совершенствования налогообложения. Вплоть до раскола мирового сообщества на две противоборствующие политические системы воззрения ученых на налоги выстраивались в логическую систему, отражая прогресс экономики и политики, приобретая характер научно обоснованных налоговых концепций и теорий рационального налогообложения в конкретных исторических условиях.

Обоснования налогов как одного из воспроизводственных факторов содержатся в работах зарубежных и русских экономистов начала XVIII века – Э. Сакса, Ж.Б. Сэя, В.Т. Посошкова и др. (рис. 2). Позже эту идею в России развили известные налоговеды Н.И. Тургенев, В.Н. Твердохлебов, И.Х. Озеров, И.М. Кулишер, И.И. Янжул и др.

Несмотря на то, что их налоговые теории носили сугубо прикладной характер, т.е. они ограничивались изучением способов мобилизации финансовых ресурсов для содержания государства, в них были учтены закономерности развития товарно-денежных отношений и международные тенденции формирования основ рыночного хозяйствования. Вплоть до налоговой реформы 1930г. рекомендации этих русских ученых использовались при выработке мер по укреплению финансового хозяйства страны.

В истории развития налоговой науки определяющую роль сыграли два научных течения: марксизм и неоклассицизм, вобравший идеи А. Смита и Д. Рикардо о налогах (рис. 2).

Классовый характер марксистского учения о государстве, природе стоимости, смысле и целях распределения, товарно-денежных отношениях был положен в основу реформирования производственных отношений в СССР, начиная с конца 20-х годов. Советский Союз, приступив к построению социализма, отошел от магистрального пути налоговых преобразований (рис. 2, указатель 3), по которому пошли США, Великобритания, Германия, Франция, Япония. Их налоговые системы строились согласно идеям А. Маршалла, Д.С. Милля, Э. Селегмана и др. (рис. 2, указатель 2).

Советские ученые М.М. Агарков, А.В. Бачурин, Г.Л. Марьяхин, М.И. Пискотин, Г.Л. Рабинович, Н.Н. Ровинский, Г.П. Солюс, С.Д. Цыпкин и другие доказывали имманентность налогов капитализму, а не социализму. Экономическая мысль о налогах советского периода сводилась к констатации текущих событий; рекомендации вырабатывались в соответствии с резолюциями партийных съездов, всецело определявших финансовую политику. Принижение значения товарно-денежных отношений практически уничтожили созданную в дореволюционной России налоговую систему.

Осуществление принципов жесточайшей централизации финансовых ресурсов для подчинения центру региональных экономических интересов началось с принятием постановления ЦИК и СНК СССР от 21 декабря 1931 года «О республиканских и местных бюджетах». Региональные бюджеты были переведены с собственной доходной базы на формирование подавляющей части доходов за счет ежегодно устанавливаемых отчислений от общесоюзных государственных налогов и доходов.

Эта система оказалась чрезвычайно живучей. В видоизмененной форме она действует до сих пор, позволяя центру определять экономическую политику на местах, зачастую в противовес интересам последних. Во всем мире развитие регионов основано на собственной налоговой базе, что обеспечивает их хозяйственную самостоятельность.

Переориентация с налоговых на административные нормы перераспределительных отношений до сих пор негативно сказывается на ходе экономических преобразований в России, несмотря на то, что формально налоговая система была возрождена с принятием Закона РСФСР от 27 декабря 1991г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ».

Вместе с тем именно с 1992г. начинается эпоха налогового ренессанса в России (рис. 2, указатель 4). Однако способность российской налоговой системы в ближайшем будущем полностью вписаться в общемировую систему налоговых правоотношений все еще остается под вопросом (рис 2).

Финансовая мысль советского периода, таким образом, старалась доказать преимущества происходящих идеологических преобразований в системе производственных отношений, трансформируя их экономическое содержание в неприсущие им административные, идеологические формы. Образно такого рода трансформация представлена на рис.3 и рис. 4, на которых видно влияние надстройки на использование научных результатов исследований сущности любой категории, опосредующей ту или иную сферу производственных отношений.

Итоги идеологизации экономики, национальная политика первых десятилетий советской власти, индустриализация, коллективизация, деформация в размещении производительных сил, сталинская депортация коренных народов с мест их исторического проживания, создание административных единиц по национальному признаку до сих пор непосредственно сказываются на жизни российского общества.

Рисунок 3 - Политическая надстройка в условиях тоталитарного управления страной и при господстве директивных (волюнтаристских) способов хозяйствования приспосабливает под себя (существенно искажая) смысл теорий рационального налогообложения, которые используются практикой в демократических государствах

Это наследие предопределяет глубину проблем, вставших перед Россией с провозглашением перехода к новому типу государственно-политического устройства и к рыночной экономике. Более того, превалирование экономического романтизма первых лет реформ (1990 - 1993) над прагматизмом повлекло множество экономических просчетов и ошибок в осуществлении реформ.

Бесконтрольный отпуск цен, «бесплатная приватизация», позволившая за бесценок продать крупнейшие промышленные объединения узкому кругу лиц и лишившая бюджет необходимых финансовых ресурсов, замораживание заработной платы, долларизация денежного обращения и обесценение рубля, перекосы на рынке ценных бумаг, принятие налоговой системы на базе советского перераспределительного механизма и многие другие явления подтверждают тот факт, что в 1991 - 1999 гг. у российского правительства не было четкой экономической политики на перспективу.

Под налоговую реформу должны быть подведены фундаментальные экономические теории, в том числе классическая теория налогообложения, разработка которой возможна в той мере, в какой это позволяет состояние экономики и политики. Необходимо понять, какую роль играют налоговые категории в процессе расширенного воспроизводства, и каким образом оптимизировать эту роль. Данное фундаментальное положение налоговой теории до сих пор не реализовано в должной степени ни российскими законодателями, ни учеными, чьи налоговые концепции приняты за основу налоговых законов.

Неоднозначное определение понятия налога как такового приводит к дебатам вокруг практических проблем налогообложения: о построении налоговой системы, структуре ее слагаемых, ее роли в хозяйственной жизни страны, о взаимодействии с ценообразованием, кредитованием, бюджетным и корпоративным финансированием, валютным регулированием, денежным обращением. Разумеется, это важнейшая сфера научно-практических исследований, но она является завершающим этапом фундаментальных исследований сущности налоговых отношений.

Современное российское налоговое законодательство трактует понятия «налог», «пошлина», «сбор», другие платежи исключительно в качестве средства, обеспечивающего доход бюджета. Эти понятия определены как «обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетные фонды, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами», и как «форма финансового участия граждан, иных физических и юридических лиц в обеспечении доходной части бюджета всех уровней, решения общефедеральных, региональных и местных задач экономического и социального развития». Данная трактовка налога характеризует суть его видимых форм, в которых на практике используется объективная категория «налог».

Толкование налога лишь с позиций видимой формы предопределяет расширительное, а нередко и вольное определение границ налоговых правоотношений. Налоги подгоняются под существующую величину государственных расходов без учета реальных возможностей воспроизводства и общественных потребностей. Эволюция налоговых форм подтвердила – такие налоговые конструкции в большинстве случаев сдерживали развитие экономики и не способствовали удовлетворению общественно необходимых потребностей. Поэтому так важно теоретико-методологическое познание категорий «налог» и «налогообложение», в ходе которого мы абстрагируемся до определенной степени от конкретных форм.

Философия налога – это мировоззренческое учение о восприятии налога как осознанной общественной необходимости. Теория налогообложения формирует методологические основы налоговых отношений исходя из положений экономической теории о воспроизводстве, теории о государстве и его функциях.

Исследование налогообложения не требует каких-либо особых информационных научных сведений, кроме тех, которые имеются в арсенале политической экономии. Весь вопрос в том, каким образом преломить эти знания в плоскости постижения экономической природы налоговых отношений. Одного знания о том, что эти отношения выражают специфическую сферу перераспределения стоимости при отчуждении части доходов собственников в общегосударственное пользование, явно недостаточно для того, чтобы на практике конструировать налоговый механизм, отвечающий следующим фундаментальным требованиям, которые предопределены глубинным сущностным содержанием экономических категорий «налог» и «налогообложение». Вот эти требования.

1. Налогообложение выражает смену форм собственности. Только тогда форма принудительного изъятия средств в казну государства является налоговой, когда часть стоимости в денежном выражении переходит из корпоративной или индивидуальной собственности в государственное пользование.

2. По своей экономической природе оптимальное налогообложение основывается на рентной составляющей, будь то добавочный доход от использования земли, недр, труда или капитала.

3. Вся система налогообложения должна быть детерминирована по отношению к базису. Она должна строиться в пределах вновь созданной стоимости. Налоговые отношения не должны распространяться на капитал, авансируемый или инвестируемый для расширения производства товаров, работ и услуг. Система налогообложения должна служить своего рода индикатором достигнутого или недостигнутого относительного паритета между общенациональными, корпоративными и личными экономическими интересами и не нарушать прав собственников.

4. Вся сумма обобществленных через налогообложение финансовых ресурсов должна быть использована исключительно на общенациональные нужды под строгим конституционным надзором.

Данные положения являются общей принципиальной установкой теории налогообложения, которым неукоснительно должна следовать налоговая практика.

Рисунок 4 - Местоположение налогов в общественной системе отношений

Исследование эволюции системы налогообложения – это рассмотрение конкретных налоговых форм, подведение итогов и формулирование вывода: насколько полно отвечали эти формы всему комплексу принципов налогообложения и заранее заданным в законодательстве целям. Система налогообложения в этом смысле исторически характеризовалась в качестве страховой защиты граждан.

Какие же выводы необходимо сделать при переосмыслении сущности налоговых категорий? Таковыми являются следующие основные выводы.

Налоги – обязательные, преимущественно денежные платежи, устанавливаемые исходя из реалий экономического базиса, но строго императивно.

В налогах выражен повсеместный охват доходов, групп граждан, видов деятельности, типов предприятий, отраслей, а также территорий.

Налоги обеспечивают определенность (по объему финансовых ресурсов и сроку) поступления государственных доходов.

Налоги, используемые для пополнения доходов бюджета, не должны препятствовать развитию производства на новой структурно-технической основе.

В налогах заложены органичное сочетание и относительное равновесие двух функций: фискальной и регулирующей.

Последнее свойство налогов (налогообложения) наиболее значимо, ибо оно обеспечивает наиболее рациональное налоговое воздействие на темпы и уровень развития производительных сил, создает условия для наиболее полного удовлетворения общественных потребностей.

1. Налоговый кодекс РФ (части первая : офиц. текст в ред. последних изменений // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : СПС.– Электрон, дан. и прогр.

2. Налоги и налогообложение. Учебник / Под ред. профессора Г.Б. Поляка – М.: Юрайт-Издат – М., 2012 – 463 с.

Введение

История становления налогов

Понятие налога и сбора

Эволюция местных налогов и сборов в РФ

2.1 Местные налоги: налог на имущество физических лиц

История и современное состояние земельного налогообложения в России

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Актуальность темы исследования. С развитием рыночных отношений в России повышаются требования к надежности налоговой системы, которая в значительной мере определяется уровнем и динамикой налогового бремени хозяйствующих субъектов. В этих условиях усиливается потребность в достоверной оценке реальной тяжести налогов на отдельные группы налогоплательщиков. В частности, важность законодательного поэтапного снижения налогового бремени хозяйствующих субъектов для решения стратегической задачи обеспечения экономического роста национального хозяйства, подтверждают основные направления проводимой налоговой реформы. Важнейшим фактором, определяющим реальный уровень налогового бремени, является наличие или отсутствие возможности переложения налога.

Основным источником существования государства и выполнения им своих функций есть налоги.

Совокупность действующих в государстве налогов и налоговых платежей образовывает налоговую систему. Совокупность форм и методов взыскания части дохода юридических и физических лиц в доход бюджета образовывает систему налогообложения.

Налоговая система любой страны должны строиться исходя из ее социально-экономического положения. И для того чтобы эта система обеспечила получение положительных результатов, необходимо ее научное обоснование, которое включает системность, установление определяющей основы системы налогообложения, а также формирование правовой базы и исходных принципов.

Определяющей основой налоговой системы есть объем расходов бюджета. Виды налогов и их объем в государстве устанавливаются с целью покрытия расходов. Исходя из этого, налоги являются вторичными относительно расходов бюджета. Сбалансирование объема налогов и налоговых платежей, которые поступают в бюджет, с объемом бюджетных расходов государства - основная задача государственных финансовых органов.
Правовой основой налоговой системы есть отношения собственности. Форма собственности (государственная или частная) определяет право государства на доходы. При государственной собственности все имущество предприятий и доходы, которые создаются ими, принадлежат государству.



Государство решает, какую долю доходов предприятий централизовать в бюджет и другие централизованные фонды, а какую оставить трудовым коллективам. Что же касается частных и коллективных предприятий, то государство может централизовать в бюджет лишь часть доходов, которая необходимая для удовлетворения общегосударственных нужд.

Целью работы является рассмотрения эволюции местных налогов и сборов в РФ.

Из цели работы вытекают следующие задачи:

Рассмотреть экономическую и социальную роль налогов в современном обществе;

Раскрыть понятие налога и сбора;

Изучить эволюция местных налогов и сборов в РФ;

Раскрыть сущность и эволюцию налога на имущество физических лиц;

Рассмотреть историю и современное состояние земельного налогообложения в России.

Целью и задачами работы определены ее объект и предмет.


Экономическая и социальная роль налогов в современном обществе

Рассмотрение роли налогов можно свести к раскрытию их функций. Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как инструмента распределения и перераспределения доходов государства.

Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция.

Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейший экономический субъект.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для удовлетворения интересов общества и государства, т.е. осуществления собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.) .

Из фискальной функции вытекает следующая - функция контроля. В ходе налогообложения со стороны государства проводится контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений; над получением доходов гражданами; источниками этих доходов; над использованием имущества, в том числе земли. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

В налогах заложены большие возможности по регулированию государством социальных и экономических процессов в стране (регулятивная функция). При умелом использовании налоги могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления. Так, налоги могут использоваться для регулирования производства - государство при помощи налоговых льгот и санкций либо стимулирует развитие отдельных отраслей, либо наоборот сдерживает какие-либо экономические процессы.

С помощью налогов возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог.

В налогах заложены и возможности регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.

Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления. Например, бережному отношению к окружающей среде призваны способствовать платежи за пользование природными ресурсами.

Одна из функций, способствующих поддержанию социального равновесия - распределительная. Налоги изменяют соотношение между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними, что обеспечивает социальную стабильность общества.

Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (освобождение от налогов участников Великой Отечественной войны, Героев СССР и Российской Федерации).

Налоги - это один из экономических рычагов, при помощи которых государство обеспечивает социальную и экономическую стабильность. Только всесторонний учет всех вышеперечисленных функций налогов может обеспечить успешную налоговую политику, сделает налоги эффективным механизмом воздействия на экономику страны .

Итак, налоги играют ведущую роль в жизни современного общества и государства. Они выполняют важнейшие функции по формированию доходов государственной или муниципальной казны, по регулированию социально - экономических процессов, а также, по осуществлению контроля над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и граждан.

В современном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства должно всегда сопровождаться преобразованием налоговой системы.

Налоги связаны с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций - социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Налоги являются объективной необходимостью, т.к. обусловлены потребностями поступательного развития общества. Государство, исходя из объективной необходимости, формирует соответствующую налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны.

Налоги должны соответствовать особенностям страны, стадии экономического развития. Ведь они являются важной «кровеносной артерией» государственной бюджетно-финансовой системы, которая способствует осуществлению основной задачи государства - обеспечения достойных условий жизни человека и гражданина.