Закон об обязательном страховании осаго. Новый закон об осаго

Закон об обязательном страховании осаго. Новый закон об осаго

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Одобрен
Советом Федерации
10 апреля 2002 года
Последнее изменение: 26 августа 2017


Настоящий федеральный закон определяет основные правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, он был разработан для обеспечения защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании автомобиля или другого транспортного средства другими участниками движения.

  • Глава 1. Общие положения
    • . Основные понятия
    • . Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
    • . Основные принципы обязательного страхования
  • Глава 2. Условия и порядок осуществления обязательного страхования
    • . Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности
    • . Правила обязательного страхования
    • . Объект обязательного страхования и страховой риск
    • . Страховая сумма
    • . Регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию
    • . Базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов
    • . Срок действия договора обязательного страхования
    • . Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая
      • . Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции
    • . Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда
      • . Независимая техническая экспертиза транспортного средства
    • Статья 13. Утратила силу с 1 сентября 2014 года.
    • . Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред
      • . Прямое возмещение убытков
    • . Порядок осуществления обязательного страхования
    • . Обязательное страхование при ограниченном использовании транспортных средств
      • . Особенности рассмотрения споров по договорам обязательного страхования
    • . Компенсации страховых премий по договору обязательного страхования
  • Глава 3. Компенсационные выплаты
    • . Право на получение компенсационных выплат
    • . Осуществление компенсационных выплат
    • . Взыскание сумм компенсационных выплат
  • Глава 4. Страховщики
    • . Страховщики
    • . Особенности осуществления страховщиками операций по обязательному страхованию
    • Статья 23. Утратила силу с 1 марта 2008 года
  • Глава 5. Профессиональное объединение страховщиков
    • . Профессиональное объединение страховщиков
    • . Функции и полномочия профессионального объединения страховщиков
    • . Правила профессиональной деятельности
      • . Соглашение о прямом возмещении убытков
    • . Обязанность профессионального объединения по осуществлению компенсационных выплат
    • . Имущество профессионального объединения страховщиков
    • . Взносы и иные обязательные платежи членов профессионального объединения
  • Глава 6. Заключительные положения
    • . Информационное взаимодействие
    • . Международные системы страхования
    • . Контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию
    • . О вступлении в силу настоящего Федерального закона
    • . Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
  • Федеральный Закон об ОСАГО последняя редакция 2018 года

    Важнейшим законом, регламентирующим гражданскую жизнь нашего общества, является ФЗ-№40 от 25.04.2002 г. Закон об ОСАГО «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» устанавливает правила и условия разрешения возможных споров между участниками движения, страховыми компаниями и третьими лицами. Нанесение материального ущерба, физического или морального урона с участием ТС возмещается виновником аварии по действующему закону об ОСАГО.

    Законодатель регулярно вносит поправки и изменения в ФЗ-40, согласно существующим особенностям момента и требованиям граждан. Например, сейчас действует и имеет юридическую силу редакция от 28.04.2017 г., предшествующие установки на сегодняшний день утратили свое значение.

    Основные положения по ОСАГО

    Главным посылом закона является установка, что передвигаться на транспорте без полиса ОСАГО запрещено. Владелец понесет наказание, если при проверке на дороге будет установлено отсутствие страхования. Ответственность за ущерб, причиненный третьим лицам, должен быть возмещен с учетом страхового возмещения по обязательному полису ОСАГО.

    Основные правовые установки закона об ОСАГО :

    1. Даны все описания и положения, позволяющие оптимально защитить интересы пострадавшей стороны.
    2. Водители, вина которых доказана, обязаны возместить все виды нанесенного вреда участникам происшествия.
    3. Действия виновного определяются положениями, отраженными в полисе ОСАГО, и должны беспрекословно исполняться.

    Все возникающие спорные моменты должны решаться судебным порядком по иску участника происшествия или страховой компании. На практике, большинство судебных споров происходят между страхователем и страховщиком по размеру компенсации. Если в результате аварии пострадавшей стороне будет предоставляться фактическое возмещение в виде ремонта, то качество страховых договоров поднимется на более высокий уровень.

    Контроль за выполнением закона

    Проверять наличие полиса должны инспекторы ГИБДД, которые составляют административный протокол при отсутствии страхового полиса у водителя. В настоящее время идет подготовка федеральной базы страхователей, по которой можно получить сведения о наличии полиса у данного водителя. Оперативная работа по проверке наличия полиса будет поручена отдельной государственной структуре.

    Чтобы оформить полис ОСАГО, водителю необходимо пройти ТО и иметь действующую диагностическую карту. Административное наказание за отсутствие полиса составляет :

    • при просроченном страховом полисе 1 тыс. рублей;
    • отсутствие документа при проверке 500 рублей;
    • управление не внесенным в полис водителем 500 рублей.

    Низкая финансовая ответственность приводит к многочисленным нарушениям, поэтому законодатели рассматривают вопрос о повышении материальной ответственности за отсутствие полиса. Требуется найти действенное решение, когда участникам движения было бы невыгодно отказываться от приобретения страховки.

    Изменения 40-ФЗ об ОСАГО и перспективы дальнейшей эволюции

    1. Срок осмотра поврежденного автомобиля сотрудниками СК изменен. Ранее осмотр проводился в течение 5 дней после предоставления ТС, теперь в течение 5 дней после подачи документов о страховом случае.
    2. Установлен запрет на проведение независимой экспертной оценки, которая часто была необъективной и защищала интересы одной из сторон. Вопрос о сторонней экспертизе решает суд, если открывается судебный процесс.
    3. Срок заявления несогласия с выводами страховой компании увеличен в два раза, до 10 дней.
    4. Полисы, оформленные с 1.09.2017 г., имеют длительность 1 год, не менее.
    5. Натуральное возмещение ущерба стало применяться в подавляющем большинстве страховых случаев. Ремонт проводится на лицензированных СТО, страховщик перечисляет средства на замену комплектующих и восстановление авто. При заключении договора, автовладелец имеет возможность ознакомиться с перечнем прикрепленных ремонтных мастерских. Подписывая соглашение, тем самым собственник машины дает свое согласие на их использование.
    6. Лимиты платежей по европротоколу увеличен до 100 тыс. рублей вместо 50 тыс. ранее. Покрытие ремонта на СТО составляет 400 тыс. рублей, разница в оценке выдается наличными владельцу. В законе указаны ситуации, когда страховая компенсация выдается деньгами, а не осуществляется ремонтом.

    Чтобы отказаться от ремонта, а получить денежную компенсацию, необходимо выполнение определенных условий. К подобным исключениям относятся случаи :

    • срок ремонта может значительно превысить один месяц, о чем указывает официальное заключение СТО;
    • при полном уничтожении транспортного средства и невозможности восстановления;
    • при дополнительном соглашении, указанном в договоре страхования;
    • если владелец является инвалидом и желает получить компенсацию деньгами, а не ремонтом.

    Нововведения кардинально изменили существовавшую систему, в которой было много спорных моментов. Желание законодателей привести ОСАГО к прозрачному и справедливому виду потребует еще немало нововведений. При этом значительно снизится возможность мошеннических схем со стороны водителей и злоупотреблений страховых компаний, меньше станет судебных споров.

    Изменения потребовались по причине проблем в существовании системы ОСАГО :

    • двоякое толкование многих установок и правил;
    • нежелание страховых компаний в полном объеме исполнять свои обязательства;
    • наличие спорной судебной практики. Часто суды выносили решение, попадавшее в дальнейшем в апелляционное и кассационное производство и обжаловалось участником процесса;
    • широкое распространение фальшивых полисов;
    • низкое покрытие рисков, требующее дополнительного финансирования пострадавшей стороной.

    Начиная с 1.01.2017 г., водители получили возможность приобретать электронный полис ОСАГО. Это во многом экономит время, способствует официальному учету проданных полисов и снижает риски злоупотреблений. При оформлении документа водитель вводит установочные данные, за правдивость которых несет ответственность. Если будет установлено, что внесенные данные способствовали уменьшению стоимости страхования, то виновному придется возместить разницу и понести административное наказание в виде штрафа.

    Усилено право регрессивного требования страховой компании к водителю, имеющему полис, но нарушившему правила ПДД. Одновременно практика отражала желание страховых организаций снизить или полностью аннулировать свои выплаты. Принятие новых положений, в частности по натуральному возмещению ущерба, выводит из применения финансовые потоки, что снижает злоупотребления.

    Автомобильная сфера касается многих граждан, поэтому общество заинтересованно в качественном и своевременном выполнении закона об ОСАГО.

    Законодательство регулирует страхование гражданской ответственности отдельным регламентом. Федеральный закон под номером 40 был принят в апреле 2002 года, однако вступил в силу лишь через год. С момента его принятия закон претерпел ряд изменений, которые требуют отдельного рассмотрения.

    ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” структурно состоит из шести основных глав. Разделение призвано сгруппировать статьи закона по основным вопросам:

    • установление общих понятий и положений ОСАГО, указание на принципы, которые легли в основу принятия ФЗ 40;
    • условия гражданского автострахования, порядок его осуществления;
    • выплаты компенсаций по страховке ОСАГО;
    • регулирование деятельности страховых фирм.

    Назначение закона сводится к установлению обязательного автострахования и получения полиса ОСАГО. Цель ФЗ — защита прав пострадавших и выплата им возмещения нанесенного ущерба за счет страхования по ОСАГО.

    Закон вступил в силу 1 июля 2003 года. Последние изменения приходятся на 28 марта 2017 года. Их принятие регламентируется ФЗ 49, вносящим изменения в Закон об ОСАГО. Большинство поправок вступило в силу 28 апреля, однако изменения пункта 12 статьи 1 актуальны лишь с 25 сентября 2017.

    А вы знаете какие изменения претерпел ФЗ 28 о гражданской обороне? Последняя редакция

    Последние изменения в Законе об ОСАГО

    Последние изменения Закона об ОСАГО по ФЗ 49 призваны урегулировать следующие аспекты:

    • ранее страховщик обязывался провести анализ повреждений транспортного в течение 5 дней с момента предоставления его к экспертизе, последние изменения в законе оставили указанный срок, но установили его отсчет на момент подачи заявления о ДТП страховщику ОСАГО;
    • была упразднена возможность проведения независимой экспертизы, соответствующие документы потеряли юридическую силу;
    • был увеличен период, в течение которого по закону ФЗ 40 подаются претензии к страховщику по ОСАГО, теперь он составляет 10 дней;
    • с начала сентября 2017 период страхования по полису ОСАГО не может быть меньше одного года;
    • денежное возмещение ущерба не выплачивается пострадавшему, а перечисляется ремонтным компаниям, с которыми у страховщика заключен соответствующий договор;
    • до 100 тыс. рублей увеличен лимит страховой суммы по Европротоколу;
    • приобрести полис ОСАГО с 2017 года допускается через интернет;
    • вступает в силу право регрессии — если страховщик докажет умышленное нанесение вреда виновником ДТП, то с последнего по закону ФЗ 40 будет взыскана полная или частичная сумма страховки.

    Последние изменения в ФЗ 40 по ОСАГО вызвали ряд вопросов по трактовке и регламентированию отдельных моментов:

    • низкий уровень ответственности страховых компаний в выплатах по полисам ОСАГО, отсутствие регулирования соответствующих механизмов воздействия;
    • определенные положения размыты в формулировках, допускают двоякую трактовку;
    • как следствие неточностей Закона об ОСАГО — отсутствие адекватных решений при судебном рассмотрении отдельных моментов;
    • не регулируется вопрос о поддельных полисах ОСАГО;
    • в отдельных ситуациях пострадавший, несмотря на наличие ОСАГО у виновника ДТП, вынужден доплачивать за ремонт транспортного средства.

    Текущую редакцию ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” можно рассмотреть на примере отдельных статей.

    Первая статья ФЗ 40 согласно последним поправкам претерпела ряд изменений:

    • в восьмом абзаце формулировка “(осуществить страховую выплату) ” была заменена на “(осуществить страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства) ”;
    • в одиннадцатом, тринадцатом и четырнадцатом абзацах формулировки “страховые выплаты ” меняются на “страховые возмещения ”;
    • в шестнадцатом абзаце формулировка «на выбранной потерпевшим по согласованию со страховщиком станции технического обслуживания из числа станций технического обслуживания, с которыми страховщиком заключены договоры, устанавливающие обязанность станции технического обслуживания осуществить восстановительный ремонт транспортного средства потерпевшего и обязанность страховщика оплатить такой ремонт в счет страховой выплаты » сокращена до «на определенной в соответствии с настоящим Федеральным законом станции технического обслуживания «;
    • добавлен дополнительный абзац — «договор на организацию восстановительного ремонта — договор, заключенный между страховщиком и станцией технического обслуживания и устанавливающий в том числе обязанность станции технического обслуживания провести восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства потерпевшего и обязанность страховщика оплатить такой ремонт в счет страхового возмещения в соответствии с настоящим Федеральным законом. «.

    Статья 2 ФЗ 40 регулирует систему обязательного автострахования в законодательстве РФ. Предписывается приоритетность положений международных соглашений. Изменения в данное положение не вносились с момента первоначальной редакции.

    В статье 4 ФЗ 40 формулировка «страховой выплаты по обязательному страхованию » изменена на «страховых сумм, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона, «.

    В статье 12 ФЗ 40 также заменены формулировки “страховые выплаты ” на “страховые возмещения ”. Изменено название положения на «Статья 12. Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда «. 15-ый пункт дополнен тремя подпунктами, регулирующими страховое возмещение нанесенного вреда, требования о проведении ремонтных работ и возможность самостоятельного проведения ремонта потерпевшим с той компанией, с которой у страховщика имеется соответствующий договор.

    Статья 17 ФЗ 40 регулирует компенсацию страховых премий по ОСАГО. На 2017 год изменений в данное положение не последовало. Последняя редакция данной статьи была приведена в актуальное состояние в 2008.

    Скачать ФЗ

    Для полного ознакомления с актуальной версией ФЗ 40 об ОСАГО с последними изменениями рекомендуется обратиться к самому документу. Ниже приведены ссылки на скачивание Федеральных законов 40 и 49. Второй документ является тем законом, который содержит список последних изменений в страхование по ОСАГО на 2017 год. Скачать последнюю редакцию “Закона об обязательном страховании” ФЗ 40 можно . ФЗ 49 с изменениями можно скачать .

    В 2014 году ФЗ об обязательном автостраховании получил большое количество изменений. Так, закон об ОСАГО, новая редакция которого была принята в начале июля 2014 года, пересматривает многие действовавшие ранее положения, например, касательно прямого возмещения убытков при ДТП, уточнения порядка оформления выплат по Европротоколу, максимального значения выплат в связи с причинённым имуществу ущербом.

    Включает он и многие другие поправки, основное количество которых вступило в силу с августа по октябрь.

    Увеличение выплат по ОСАГО

    Это без преувеличения важнейшее изменение, которое предусматривает увеличение лимита страховых выплат до 400 000 рублей при возмещении имущественного ущерба, а также до 500 000 рублей по возмещению вреда здоровью.

    Напомним, закон о страховании ОСАГО в старой редакции устанавливал 120 000 рублей в качестве максимальной суммы возмещения вреда имуществу единственного потерпевшего и 160 000 рублей, если потерпевших несколько. Вред здоровью и жизни каждого потерпевшего оценивался в те же 160 000 руб.

    В настоящий момент ст.7 закона об ОСАГО предусматривает уже выплату в 400 000 рублей, причём независимо от числа потерпевших. Данная поправка действует с 1.10.2014 г. и, соответственно, под её действие подпадают все ТС, застрахованные после вышеуказанной даты. Изменения касательно возмещения вреда жизни и здоровью также существенные. Сумма составляет уже 500 000 рублей, однако в действие поправка вступает только с 1.04.2015 г.

    Изменятся и правила, по которым эти страховые выплаты будут начисляться. Так, если сегодня на выплату могут рассчитывать лишь те пострадавшие (за исключением смертельных случаев), которым невозможно оказать помощь в рамках обязательного медстрахования, то 1.04.2015 г. выплаты пострадавшим будут фиксированными в зависимости от тяжести травмы.

    Прямое возмещение убытков только в своей компании

    В том случае, если при ДТП сложились условия для прямого возмещения убытков (ПВУ), то уже со 2 августа все автомобилисты могут обратиться за возмещением ущерба только к своему страховщику. Напомним эти условия:

    • только два ТС являются участниками аварии;
    • вред причинён только этим ТС;
    • оба участника ДТП с действующими полисами ОСАГО.

    Ранее потерпевший мог обращаться не только в собственную страховую компанию, но и в компанию виновника ДТП. Это в ряде случаев приводило к проблемам. Так, страховщик зачастую выплачивал своим клиентам лишь незначительные суммы, а за возмещением крупного ущерба отправлял в компанию виновника. Сегодня федеральный закон об ОСАГО запрещает подобные манипуляции.

    Изменение предельного объёма износа

    Автомобилисты должны уделять внимание такому термину ст. 12 закона об ОСАГО, как предельный объём износа ТС, который принимается во внимание при оценке ущерба при ДТП. Ранее он ограничивался 80%, но с 1.10.2014 г. предельный износ составляет 50%. Между тем эти проценты имеют очень важное значение, если дорогу не поделили автомобили, застрахованные по ОСАГО и КАСКО.

    При выплатах по ОСАГО виновнику ДТП возмещаются не полные затраты на ремонт автомобиля, а только лишь причинённый ущерб. Если автомобиль не новый, то и в цене он значительно теряет, ОСАГО учитывает этот фактор, а КАСКО – нет. Износ, конечно, не учитывают и поставщики запчастей, сервисы.

    Соответственно, виновник останется должен даже тогда, когда лимит по ОСАГО покрывает ущерб, так как стоимость ремонта в т. ч. и с заменой запчастей им должна быть компенсирована полностью. В этом смысле уменьшение предельного износа ТС до 50% несколько сокращает возможные финансовые убытки водителя-виновника ДТП.

    Новый закон об ОСАГО пересматривает и методики подсчета величины износа. Ранее свой метод существовал для расчёта амортизации кузова, подвески, аккумулятора и т.д. Теперь же существует всего две формулы расчёта объёма износа — для шин и для автомобиля.

    Другой лимит выплат по Европротоколу

    В рамках первого пакета изменений закона об ОСАГО в новой редакции, вступившего в силу 2.04.2014 г. водители, не желающие собирать многокилометровые очереди из-за пустякового ДТП и решившие оформить его самостоятельно по Европротоколу, могут рассчитывать на страховые выплаты до 50 тыс. руб.

    Напомним, что водители, оформившие страховку до 2 августа, могут рассчитывать получить по Европротоколу лишь 25 000 рублей.

    Условия для оформления ДТП по Европротоколу:

    • участие лишь двух застрахованных по ОСАГО ТС в ДТП;
    • вред причинен лишь имуществу и нет других потерпевших;
    • определены и не вызывают сомнений обстоятельства аварии и виновность одного из участников.

    При этом одновременно с увеличением лимита по ОСАГО до 400 тыс. рублей, то есть с 1.10.2014 г., в экспериментальных регионах — Москве, СПБ и соответствующих областях максимальные выплаты по Европротоколу также стали составлять 400 000 рублей. В остальных российских регионах поправка вступит в силу через несколько лет.

    Однако и жителям экспериментальных регионов на такие значительные выплаты по Европротоколу сильно рассчитывать, наверное, не следует. Дело в том, что закон об ОСАГО 2019 для данного случая устанавливает дополнительные требования. Так, обязательно должны присутствовать фото- и видеоматериалы с места ДТП, причём сделаны последние должны быть устройствами, соответствующими требованиям правительства РФ и работающими в связке с GPS/ГЛОНАСС. Словом, при необходимости страховщик сможет найти повод отказать в выплате.

    Размер средних выплат по ОСАГО повысится

    Выше мы уже упоминали, что страховые выплаты по ОСАГО практически всегда не покрывают полную стоимость ремонта . Но это связано не только с учётом степени износа ТС, но и с тем, что при проведении экспертизы использовались несовершенные методики подсчета стоимости восстановительного ремонта, которые зачастую брали в расчёт лишь стоимость самих поврежденных деталей, но не в полном объёме учитывали стоимость проведения работ и совсем не принимали во внимание необходимость использования расходных материалов. Таких методик существовало целых пять, а результаты подсчета по ним могли отличаться в разы.

    Например, при необходимости покраски кузовной детали учитывалась лишь стоимость краски, иногда шпатлёвки, но в расчёт не принималось, что для проведения покраски эту деталь нужно снять, демонтировать некоторые другие элементы, зашпатлевать, прогрунтовать и лишь затем покрасить.

    С 17.10.2014 г. для подсчета стоимости восстановительного ремонта закон 40 фз «Об ОСАГО» предусматривает единую и более справедливую методику, обязательную для страховщиков, экспертов-техников, судебных экспертов и т.д.

    Видео: Поправки к закону об ОСАГО в 2014 году

    Итоги

    Словом, новые поправки закона об ОСАГО новой редакции призваны в большей степени защитить автовладельцев. Одновременно они увеличивают финансовую нагрузку на страховые компании, и даже уже состоявшееся 30%-е повышение тарифов по ОСАГО будет не последним. Видимо, весной 2019 года, вместе с введением в действие поправок о фиксированных страховых выплатах при возмещении вреда жизни и здоровью пострадавшим в ДТП, можно ожидать следующего и довольно существенного повешения стоимости полисов ОСАГО.