РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Одобрен
Советом Федерации
10 апреля 2002 года
Последнее изменение: 26 августа 2017
Настоящий федеральный закон определяет основные правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, он был разработан для обеспечения защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании автомобиля или другого транспортного средства другими участниками движения.
Важнейшим законом, регламентирующим гражданскую жизнь нашего общества, является ФЗ-№40 от 25.04.2002 г. Закон об ОСАГО «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» устанавливает правила и условия разрешения возможных споров между участниками движения, страховыми компаниями и третьими лицами. Нанесение материального ущерба, физического или морального урона с участием ТС возмещается виновником аварии по действующему закону об ОСАГО.
Законодатель регулярно вносит поправки и изменения в ФЗ-40, согласно существующим особенностям момента и требованиям граждан. Например, сейчас действует и имеет юридическую силу редакция от 28.04.2017 г., предшествующие установки на сегодняшний день утратили свое значение.
Главным посылом закона является установка, что передвигаться на транспорте без полиса ОСАГО запрещено. Владелец понесет наказание, если при проверке на дороге будет установлено отсутствие страхования. Ответственность за ущерб, причиненный третьим лицам, должен быть возмещен с учетом страхового возмещения по обязательному полису ОСАГО.
Основные правовые установки закона об ОСАГО :
Все возникающие спорные моменты должны решаться судебным порядком по иску участника происшествия или страховой компании. На практике, большинство судебных споров происходят между страхователем и страховщиком по размеру компенсации. Если в результате аварии пострадавшей стороне будет предоставляться фактическое возмещение в виде ремонта, то качество страховых договоров поднимется на более высокий уровень.
Проверять наличие полиса должны инспекторы ГИБДД, которые составляют административный протокол при отсутствии страхового полиса у водителя. В настоящее время идет подготовка федеральной базы страхователей, по которой можно получить сведения о наличии полиса у данного водителя. Оперативная работа по проверке наличия полиса будет поручена отдельной государственной структуре.
Чтобы оформить полис ОСАГО, водителю необходимо пройти ТО и иметь действующую диагностическую карту. Административное наказание за отсутствие полиса составляет :
Низкая финансовая ответственность приводит к многочисленным нарушениям, поэтому законодатели рассматривают вопрос о повышении материальной ответственности за отсутствие полиса. Требуется найти действенное решение, когда участникам движения было бы невыгодно отказываться от приобретения страховки.
Чтобы отказаться от ремонта, а получить денежную компенсацию, необходимо выполнение определенных условий. К подобным исключениям относятся случаи :
Нововведения кардинально изменили существовавшую систему, в которой было много спорных моментов. Желание законодателей привести ОСАГО к прозрачному и справедливому виду потребует еще немало нововведений. При этом значительно снизится возможность мошеннических схем со стороны водителей и злоупотреблений страховых компаний, меньше станет судебных споров.
Изменения потребовались по причине проблем в существовании системы ОСАГО :
Начиная с 1.01.2017 г., водители получили возможность приобретать электронный полис ОСАГО. Это во многом экономит время, способствует официальному учету проданных полисов и снижает риски злоупотреблений. При оформлении документа водитель вводит установочные данные, за правдивость которых несет ответственность. Если будет установлено, что внесенные данные способствовали уменьшению стоимости страхования, то виновному придется возместить разницу и понести административное наказание в виде штрафа.
Усилено право регрессивного требования страховой компании к водителю, имеющему полис, но нарушившему правила ПДД. Одновременно практика отражала желание страховых организаций снизить или полностью аннулировать свои выплаты. Принятие новых положений, в частности по натуральному возмещению ущерба, выводит из применения финансовые потоки, что снижает злоупотребления.
Автомобильная сфера касается многих граждан, поэтому общество заинтересованно в качественном и своевременном выполнении закона об ОСАГО.
Законодательство регулирует страхование гражданской ответственности отдельным регламентом. Федеральный закон под номером 40 был принят в апреле 2002 года, однако вступил в силу лишь через год. С момента его принятия закон претерпел ряд изменений, которые требуют отдельного рассмотрения.
ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” структурно состоит из шести основных глав. Разделение призвано сгруппировать статьи закона по основным вопросам:
Назначение закона сводится к установлению обязательного автострахования и получения полиса ОСАГО. Цель ФЗ — защита прав пострадавших и выплата им возмещения нанесенного ущерба за счет страхования по ОСАГО.
Закон вступил в силу 1 июля 2003 года. Последние изменения приходятся на 28 марта 2017 года. Их принятие регламентируется ФЗ 49, вносящим изменения в Закон об ОСАГО. Большинство поправок вступило в силу 28 апреля, однако изменения пункта 12 статьи 1 актуальны лишь с 25 сентября 2017.
А вы знаете какие изменения претерпел ФЗ 28 о гражданской обороне? Последняя редакция
Последние изменения Закона об ОСАГО по ФЗ 49 призваны урегулировать следующие аспекты:
Последние изменения в ФЗ 40 по ОСАГО вызвали ряд вопросов по трактовке и регламентированию отдельных моментов:
Текущую редакцию ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” можно рассмотреть на примере отдельных статей.
Первая статья ФЗ 40 согласно последним поправкам претерпела ряд изменений:
Статья 2 ФЗ 40 регулирует систему обязательного автострахования в законодательстве РФ. Предписывается приоритетность положений международных соглашений. Изменения в данное положение не вносились с момента первоначальной редакции.
В статье 4 ФЗ 40 формулировка «страховой выплаты по обязательному страхованию » изменена на «страховых сумм, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона, «.
В статье 12 ФЗ 40 также заменены формулировки “страховые выплаты ” на “страховые возмещения ”. Изменено название положения на «Статья 12. Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда «. 15-ый пункт дополнен тремя подпунктами, регулирующими страховое возмещение нанесенного вреда, требования о проведении ремонтных работ и возможность самостоятельного проведения ремонта потерпевшим с той компанией, с которой у страховщика имеется соответствующий договор.
Статья 17 ФЗ 40 регулирует компенсацию страховых премий по ОСАГО. На 2017 год изменений в данное положение не последовало. Последняя редакция данной статьи была приведена в актуальное состояние в 2008.
Для полного ознакомления с актуальной версией ФЗ 40 об ОСАГО с последними изменениями рекомендуется обратиться к самому документу. Ниже приведены ссылки на скачивание Федеральных законов 40 и 49. Второй документ является тем законом, который содержит список последних изменений в страхование по ОСАГО на 2017 год. Скачать последнюю редакцию “Закона об обязательном страховании” ФЗ 40 можно . ФЗ 49 с изменениями можно скачать .
В 2014 году ФЗ об обязательном автостраховании получил большое количество изменений. Так, закон об ОСАГО, новая редакция которого была принята в начале июля 2014 года, пересматривает многие действовавшие ранее положения, например, касательно прямого возмещения убытков при ДТП, уточнения порядка оформления выплат по Европротоколу, максимального значения выплат в связи с причинённым имуществу ущербом.
Включает он и многие другие поправки, основное количество которых вступило в силу с августа по октябрь.
Это без преувеличения важнейшее изменение, которое предусматривает увеличение лимита страховых выплат до 400 000 рублей при возмещении имущественного ущерба, а также до 500 000 рублей по возмещению вреда здоровью.
Напомним, закон о страховании ОСАГО в старой редакции устанавливал 120 000 рублей в качестве максимальной суммы возмещения вреда имуществу единственного потерпевшего и 160 000 рублей, если потерпевших несколько. Вред здоровью и жизни каждого потерпевшего оценивался в те же 160 000 руб.
В настоящий момент ст.7 закона об ОСАГО предусматривает уже выплату в 400 000 рублей, причём независимо от числа потерпевших. Данная поправка действует с 1.10.2014 г. и, соответственно, под её действие подпадают все ТС, застрахованные после вышеуказанной даты. Изменения касательно возмещения вреда жизни и здоровью также существенные. Сумма составляет уже 500 000 рублей, однако в действие поправка вступает только с 1.04.2015 г.
Изменятся и правила, по которым эти страховые выплаты будут начисляться. Так, если сегодня на выплату могут рассчитывать лишь те пострадавшие (за исключением смертельных случаев), которым невозможно оказать помощь в рамках обязательного медстрахования, то 1.04.2015 г. выплаты пострадавшим будут фиксированными в зависимости от тяжести травмы.
В том случае, если при ДТП сложились условия для прямого возмещения убытков (ПВУ), то уже со 2 августа все автомобилисты могут обратиться за возмещением ущерба только к своему страховщику. Напомним эти условия:
Ранее потерпевший мог обращаться не только в собственную страховую компанию, но и в компанию виновника ДТП. Это в ряде случаев приводило к проблемам. Так, страховщик зачастую выплачивал своим клиентам лишь незначительные суммы, а за возмещением крупного ущерба отправлял в компанию виновника. Сегодня федеральный закон об ОСАГО запрещает подобные манипуляции.
Автомобилисты должны уделять внимание такому термину ст. 12 закона об ОСАГО, как предельный объём износа ТС, который принимается во внимание при оценке ущерба при ДТП. Ранее он ограничивался 80%, но с 1.10.2014 г. предельный износ составляет 50%. Между тем эти проценты имеют очень важное значение, если дорогу не поделили автомобили, застрахованные по ОСАГО и КАСКО.
При выплатах по ОСАГО виновнику ДТП возмещаются не полные затраты на ремонт автомобиля, а только лишь причинённый ущерб. Если автомобиль не новый, то и в цене он значительно теряет, ОСАГО учитывает этот фактор, а КАСКО – нет. Износ, конечно, не учитывают и поставщики запчастей, сервисы.
Соответственно, виновник останется должен даже тогда, когда лимит по ОСАГО покрывает ущерб, так как стоимость ремонта в т. ч. и с заменой запчастей им должна быть компенсирована полностью. В этом смысле уменьшение предельного износа ТС до 50% несколько сокращает возможные финансовые убытки водителя-виновника ДТП.
Новый закон об ОСАГО пересматривает и методики подсчета величины износа. Ранее свой метод существовал для расчёта амортизации кузова, подвески, аккумулятора и т.д. Теперь же существует всего две формулы расчёта объёма износа — для шин и для автомобиля.
В рамках первого пакета изменений закона об ОСАГО в новой редакции, вступившего в силу 2.04.2014 г. водители, не желающие собирать многокилометровые очереди из-за пустякового ДТП и решившие оформить его самостоятельно по Европротоколу, могут рассчитывать на страховые выплаты до 50 тыс. руб.
Напомним, что водители, оформившие страховку до 2 августа, могут рассчитывать получить по Европротоколу лишь 25 000 рублей.
Условия для оформления ДТП по Европротоколу:
При этом одновременно с увеличением лимита по ОСАГО до 400 тыс. рублей, то есть с 1.10.2014 г., в экспериментальных регионах — Москве, СПБ и соответствующих областях максимальные выплаты по Европротоколу также стали составлять 400 000 рублей. В остальных российских регионах поправка вступит в силу через несколько лет.
Однако и жителям экспериментальных регионов на такие значительные выплаты по Европротоколу сильно рассчитывать, наверное, не следует. Дело в том, что закон об ОСАГО 2019 для данного случая устанавливает дополнительные требования. Так, обязательно должны присутствовать фото- и видеоматериалы с места ДТП, причём сделаны последние должны быть устройствами, соответствующими требованиям правительства РФ и работающими в связке с GPS/ГЛОНАСС. Словом, при необходимости страховщик сможет найти повод отказать в выплате.
Выше мы уже упоминали, что страховые выплаты по ОСАГО практически всегда не покрывают полную стоимость ремонта . Но это связано не только с учётом степени износа ТС, но и с тем, что при проведении экспертизы использовались несовершенные методики подсчета стоимости восстановительного ремонта, которые зачастую брали в расчёт лишь стоимость самих поврежденных деталей, но не в полном объёме учитывали стоимость проведения работ и совсем не принимали во внимание необходимость использования расходных материалов. Таких методик существовало целых пять, а результаты подсчета по ним могли отличаться в разы.
Например, при необходимости покраски кузовной детали учитывалась лишь стоимость краски, иногда шпатлёвки, но в расчёт не принималось, что для проведения покраски эту деталь нужно снять, демонтировать некоторые другие элементы, зашпатлевать, прогрунтовать и лишь затем покрасить.
С 17.10.2014 г. для подсчета стоимости восстановительного ремонта закон 40 фз «Об ОСАГО» предусматривает единую и более справедливую методику, обязательную для страховщиков, экспертов-техников, судебных экспертов и т.д.
Словом, новые поправки закона об ОСАГО новой редакции призваны в большей степени защитить автовладельцев. Одновременно они увеличивают финансовую нагрузку на страховые компании, и даже уже состоявшееся 30%-е повышение тарифов по ОСАГО будет не последним. Видимо, весной 2019 года, вместе с введением в действие поправок о фиксированных страховых выплатах при возмещении вреда жизни и здоровью пострадавшим в ДТП, можно ожидать следующего и довольно существенного повешения стоимости полисов ОСАГО.