Общие положения:
Целью ФЗ является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка как фактора прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества
В ФЗ закреплены следующие основные понятия:
· Валюта РФ
· Иностранная валюта
· Внутренние и внешние ценные бумаги
· Валютные ценности
· Резиденты и нерезиденты
· Уполномоченные банки
· Валютные операции
Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в соответствии с ФЗ являются:
1. приоритет экономических мер реализации государственной политики в области валютного регулирования
2. исключение неоправданного вмешательства гос-ва в валютные операции резидентов и нерезидентов
3. единство внешней и внутренней политики
4. единство системы валютного регулирования и валютного контроля
5. обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов
6. все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства и подзаконных актов толкуются в пользу резидентов и нерезидентов
7. если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов не установлены органами валютного регулирования, то валютные операции осуществляются без ограничений
8. не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении индивидуальных разрешений
9. валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений за исключением операций, предусмотренных ст. 7, 8, 11 173-ФЗ, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса России
Ограничения на проведение валютных операций: в ст. 7 отражены ограничения, устанавливаемые Правительством РФ.
Правительство РФ осуществляет регулирование валютных операций и движения капитала путем внесения хозяйствующим субъектом суммы резервирования, не превышающей в эквиваленте 50% суммы валютной операции на срок до исполнения обязательств, но не более 2х лет, в случаях предоставления резидентами нерезидентам:
Отсрочки платежа на срок более 3х лет при экспорте товаров, указанных в разделах 16, 17 и 19 ТНВД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности)
Коммерческих кредитов на срок более 3х лет в виде предварительной оплаты при импорте товаров, указанных в разделах 16, 17, 19 ТНВД
Отсрочки платежа на срок более 5 лет за производимые резидентами за пределами территории РФ строительные и подрядные работы
Отсрочки платежа на срок более 180 дней, связанные с осуществлением внешнеторговой деятельности
Коммерческих кредитов на срок более 180 дней в виде предварительной оплаты, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности
Ограничения, устанавливаемые Правительством при расчетах и переводах при приобретении резидентами у нерезидентов долей вкладов, паев в имуществе юр. лиц, при внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества могут заключаться либо в установлении требования об использовании спец. Счета резидентом, либо в установлении требования об резервировании суммы, не превышающей в эквиваленте суммы 100% от суммы валютной операции на срок не более 60 дней.
Ограничения, которые установило Правительство:
v постановление Правительства № 204 от 11.4.2005 – устанавливает резервирование резидентам 25% суммы осуществляемой валютной операции на срок 15 календарных дней, если эта валютная операция связана с приобретением резидентами у нерезидентов долей, вкладов, паев в имуществе юр. лиц и при внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами
v постановление Правительства № 32 от 16.5.2005 – при осуществлении расчетов и переводов между резидентами и нерезидентами, при предоставлении резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более 180 дней в виде предварительной оплаты в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности резидент обязан резервировать 10% на срок не более 15 календарных дней. При этом под внешнеторговой деятельностью понимается передача нерезидентам прав на интеллектуальную собственность, а также выполнение нерезидентами работ, услуг
Ст. 8 173-ФЗ. Ограничения устанавливаемые Банком России.
ЦБ сможет также устанавливать требования об использовании спец. счетов и резервировании. Требования об использовании спец. счета резидентом может быть установлено ЦБ при регулировании след. операций:
· расчетов и переводов при предоставлении, получении кредитов и займов в иностранной валюте
· операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг и исполнения резидентами обязательств по ним
· операции кредитных организаций, за исключением банковских операций
Требование об использовании спец. счета нерезидентом может быть установлено при регулировании следующих операций:
ü расчетов и переводов при предоставлении, получении кредитов, займов в валюте РФ
ü операции с внешними и внутренними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг и исполнения резидентами обязательств по ним
Также ЦБ может использовать в качестве меры регулирования по указанным выше операция установление требования резервирования суммы, не превышающей в эквиваленте 100% на срок не более 60 календарных дней или суммы, не превышающей 20% от суммы валютной операции на срок не более года. На данный момент ЦБ издал в соответствие с требованиями, рассмотренными выше, Указание № 1465-У, которое накладывает определенные ограничения на проведение валютных операций. Расчет суммы резервирования по валютной операции в иностранной валюте осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому ЦБ на день внесения суммы резервирования. Резиденты и нерезиденты вносят сумму резервирования на отдельный счет в уполномоченном банке. Сумма резервирования вносится в рублях. Уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня после внесения суммы резервирования обязан внести равную ей сумму в валюте РФ на счет в ЦБ. На сумму резервирования проценты не начисляются.
Ограничения, установленные прямо в законе:
Согл. Ст. 9 валютные операции между резидентами запрещены, за исключением:
1. операций по сделкам между уполномоченными банками
2. операций между резидентами и уполномоченными банками (кредиты, внесение/снятие с использованием банковских счетов, гарантии, векселя, валютно-обменные операции и иные операции, отнесенные законодательством к банковским)
3. средств, находящихся в банках за пределами РФ
4. некоммерческих операций (передача в дар валютных ценностей РФ или ее субъектам; близким родственникам, завещание, наследование, покупка/продажа коллекционных монет, перевод средств без открытия счета до 5 тыс. долларов)
5. операции, связанные с расчетами в магазинах беспошлинной торговли
6. операции между комиссионерами, агентами, поверенными
7. операции по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования груза ввозимого/вывозимого в/из РФ
8. операции с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени РФ
9. операции юр. лиц с внешними ценными бумагами, при условии осуществления расчетов в рублях
10. операций, связанных с осуществлением обязательных платежей в бюджеты всех уровней
Резиденты открывают без ограничений счета в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами организации экономического сотрудничества и развития или группы разработки финансовых мер с отмыванием денег. Нерезиденты вправе осуществлять без ограничения между собой расчеты в иностранной валюте. При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами обеспечить:
Ø получение от нерезидентов средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, услуги и т.п.
Ø возврат в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на территорию РФ товары, невыполненные работы, услуги и т.п.
Обязательная продажа части валютной выручки резидентов осуществляется в размере 30% суммы валютной выручки, если иной размер не установлен ЦБ РФ. Объектом обязательной продажи является валютная выручка, поступившая резиденту за передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результаты интеллектуальной деятельности. В настоящее время размер обязательной продажи составляет 10% (с 26.12.2004 согл. 1520-У)
Закон направлен на либерализацию валютного законодательства и предусматривает значительное смягчение процедур государственного регулирования и контроля в отношении валютных операций.
Уточняются понятия иностранной валюты и валюты Российской Федерации, резидентов, нерезидентов, уполномоченных банков. Вводятся понятия внутренних и внешних ценных бумаг, специального счета, резервирования и валютных бирж.
Устанавливается, что в состав валютных ценностей входят только иностранная валюта и внешние ценные бумаги. Таким образом, из перечня видов имущества, признаваемых валютными ценностями, исключаются драгоценные металлы и камни.
Дается новое определение понятия валютной операции: к таким операциям относятся действия, направленные на исполнение или иное прекращение обязательств с валютными ценностями и использование их в качестве средства платежа, а также в иных случаях, предполагающих переход прав собственности. Валютными операциями считаются также подобные действия с валютой РФ и внутренними ценными бумагами, при условии, если они совершаются с участием нерезидентов.
В новом законе не предусматривается разграничение валютных операций на текущие и связанные с движением капитала. Если порядок осуществления валютных операций и использования счетов не установлен органами валютного регулирования, то валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением ряда валютных операций, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса РФ. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление. Крайний срок их действия - 1 января 2007 г.
Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений. Кроме того, не допускается установление органами валютного регулирования требования о предварительной регистрации, за исключением ряда случаев.
В Законе содержится общее правило, запрещающее совершение валютных операций в иностранной валюте между резидентами; в то же время установлен перечень валютных операций, которые могут осуществляться между резидентами. Впервые законодательно закреплен также перечень валютных операций, осуществляемых без ограничений, между резидентами и уполномоченными банками, который не является закрытым и может дополняться Банком России.
Закрепляется право резидентов открывать без ограничений счета в банках, расположенных на территории иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) в уведомительном порядке, в иных случаях - в порядке, установленном Банком России, который может предусматривать предварительную регистрацию. Юридическим лицам это право будет предоставлено лишь через год после вступления закона в силу.
Детально расписан порядок предварительной регистрации, включающий в себя исчерпывающий перечень представляемых резидентами и нерезидентами документов и срок для рассмотрения заявлений о предварительной регистрации, а также закреплены основания отказа в предварительной регистрации.
Сохраняется требование о репатриации валютной выручки и о последующей ее обязательной продаже в сочетании с возможностью регулирования порядка купли-продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Размер обязательной продажи части валютной выручки не изменился.
С 1 января 2007 г. норма об уведомительном порядке открытия/закрытия счетов будет действовать в отношении всех счетов, открываемых резидентами в банках, расположенных на территории иностранных государств.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования, за некоторыми исключениями.
- основополагающий документ в блоке НПА, регламентирующем обращение валют в РФ. В статье дадим ответы на распространенные вопросы о системе валютного регулирования и роли закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ в этой системе.
Правовое регулирование валютных операций в РФ осуществляется по схеме, представленной на рисунке 1.
Как видно из схемы, участники валютных отношений - субъекты могут производить определенные операции с валютными ценностями - объектами и при этом приобретают права и обязанности, определяемые законодательством РФ в сфере валютного регулирования и контроля.
Регулируются, по сути, все операции с объектами, представленными на рисунке 1. Вместе с тем нюансы регулирующих нормативов могут зависеть от того, какой именно вид операций совершается: исходящий или входящий трансфер, переход имущественных прав на валютные ценности и т. п.
Наглядно виды регулируемых по валютному законодательству РФ 2016 операций представлены на рисунке 2.
Регулирование и контроль операций с валютой осуществляются в РФ на нескольких уровнях. На первом уровне находятся Правительство РФ и Банк России. Именно эти органы являются законодательными и издают нормативно-правовые акты общегосударственного уровня. На уровнях ниже в общей схеме контроля за регламентами в сфере операций с валютными ценностями находятся подконтрольные Правительству РФ структуры, связанные с движением средств и ценностей, выраженных в валюте. В ведении Банка России находятся агенты валютного контроля - банковские и аналогичные структуры, непосредственно осуществляющие обслуживание обращения валют и валютных ценностей. Вместе с тем на практике структуры более низких уровней, подотчетные правительству или Центробанку, могут взаимодействовать друг с другом и оказывать влияние на процесс работы по контролю и регулированию.
Детальнее система валютного контроля представлена на рисунке 3.
ВАЖНО! В 2017 году система будет изменяться.
Структура законов о валютном регулировании и валютном контроле является отражением схемы органов валютного регулирования и контроля, приведенной в предыдущем разделе.
Основным нормативным актом, составляющим законодательство о валютном регулировании , является закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ, принятый Госдумой, или ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле. ФЗ содержит основные аспекты правового регулирования валютных операций в РФ, а также закрепляет основы изложенных выше схем отношений и взаимодействия различных участников валютного рынка.
Со своей стороны, Банк России тоже издает соответствующие регламенты - это различные распоряжения и инструкции ЦБ по операциям с валютой, обязательные для исполнения агентами валютного контроля и через них - субъектами валютных правоотношений.
Схематично нормативно-законодательная база представлена на рисунке 4.
Закон о валютном контроле и регулировании № 173-ФЗ является частью государственной системы регламентирования и контроля правоотношений в валютной сфере. Назначение закона - установка основных схем и аспектов взаимоотношений участников валютных операций. Кроме того, закон содержит большинство определений и понятий, которые фигурируют в других НПА, связанных с валютным законодательством РФ.
Мнение экспертаВладимир Чикин, партнер практики таможенного права и внешней торговли, Елена Белозерова, руководитель направления внешнеторговая деятельность, таможенное и валютное регулирование, Goltsblat BLP.
14 ноября 2017 г. был опубликован Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – «Закон»), вступающий в силу 14 мая 2018 г.
Законом устанавливаются новые требования в части репатриации валютной выручки и проведения валютных операций, а также изменяются некоторые нормы об административной ответственности за нарушения валютного законодательства.
Основные положения Закона сводятся к следующему:
1. Вводится требование об указании во внешнеторговых контрактах, заключаемых между резидентами и нерезидентами, конкретных сроков исполнения обязательств сторонами.
2. Резиденты должны представлять в уполномоченные банки информацию о конкретных сроках получения от нерезидентов иностранной валюты или валюты РФ за исполнение обязательств по внешнеторговому контракту, а также информацию о конкретных сроках исполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговым контрактам путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности в счет осуществленных резидентами авансовых платежей (в настоящее время действуют правило о предоставлении информации об ожидаемых максимальных сроках получения от нерезидентов валютной выручки или исполнения нерезидентами обязательств по передаче товаров, выполнению работ, оказанию услуг или передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности).
3. Вводится требование о предоставлении резидентами уполномоченным банкам информации о сроках возврата авансовых платежей, осуществленных в пользу нерезидентов, в соответствии с условиями внешнеторговых контрактов.
4. Дополнен перечень оснований для отказа в осуществлении уполномоченными банками валютных операций. Банки не будут проводить операции, если они не отвечают требованиям к валютным операциям между резидентами, если они нарушают требования по использованию счетов резидентов в иностранных банках и если операции нарушают нормы о правах и обязанностях резидентов, установленные соответственно статьями 9, 12 и 14 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле в Российской Федерации» от 10 декабря 2013 г. (далее – «ФЗ «О валютном регулировании»). Также банки будут отказывать в проведении валютных операций, если они не отвечают требованиям иных актов валютного законодательства РФ, если документы, представленные резидентом, не отвечают требованиям ФЗ «О валютном регулировании», а также в случае непредставления документов, перечисленных в части 4 статьи 23 ФЗ «О валютном регулировании». Резиденты будут уведомляться банками об отказе в осуществлении валютной операции в письменной форме не позднее рабочего дня со дня принятия соответствующего решения.
5. Изменяется понятие «должностное лицо» применительно к составам правонарушений, установленных частями 1, 4, 4.1 и 5 статьи . В настоящее время в силу примечания 1 к статье 15.25 КоАП РФ под должностными лицами для целей применения указанных частей статьи 15.25 КоАП РФ понимаются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Закон отменяет указанное примечание и в этой ситуации надлежит руководствоваться общими положениями об ответственности должностных лиц, установленных статьей 2.4 КоАП РФ. Таким образом, за осуществление незаконных валютных операций и нарушение требований о репатриации валютной выручки к административной ответственности будут привлекаться не только юридические лица, но также их руководители и иные работники, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Санкциями частей 1, 4, 4.1 и 5 статьи 15.25 КоАП для должностных лиц во всех случаях предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 20 до 30 тысяч рублей.
6. Одновременно с вышеперечисленными изменениями вводится ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных частями 1, 4, 4.1 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, должностными лицами ранее подвергнутыми административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (часть 5.1 статьи 15.25 КоАП РФ). В этом случае должностное лицо подлежит дисквалификации на срок от шести месяцев до трех лет, которая назначается судом общей юрисдикции. В Законе не оговаривается, что следует считать аналогичным правонарушением для целей применения части 5.1 статьи 15.25 КоАП РФ, что на практике может привести к спорным ситуациям. В свою очередь, для определения того, было ли должностное лицо ранее подвергнуто административному наказанию, следует руководствоваться положениями статьи 4.6 КоАП РФ, которая предусматривает, что лицо считается подвергнутым наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
7. Изменяется порядок расчета штрафов, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ. Для определения процентного коэффициента, применяемого к базе для расчета штрафов (суммам несвоевременно зачисленных или возвращенных на счета в уполномоченных банках денежных средств), вместо ставки рефинансирования ЦБ РФ будет использоваться ключевая ставка ЦБ РФ.