Обязательное страхование автомобилей предусматривает право потерпевших в аварии получить компенсацию в виде ремонта на СТО и восстановительных работ или денег. Для того, чтобы на законных основаниях была осуществлена выплата страховки при ДТП ОСАГО должно быть действующим. Как происходит возмещение по ОСАГО 2018 года? Каковы максимальные суммы страховой выплаты? В какие сроки страховая компания должна выполнить свои обязательства?
Страховое возмещение по ОСАГО в 2018 году выплачивается в соответствии с нормами Федерального закона №40 и Положения Центробанка №431-П «О Правилах ОСАГО». В нормативные акты в 2017 и в 2018 годах был внесен ряд изменений, касающийся того, как выплачивает страховая компания при ДТП суммы компенсации, какой лимит ответственности установлен, в какие сроки принимаются решения о выплате возмещения по страховому договору и т.д. К основным нововведениям, которые действуют и в 2018 году, относятся следующие:
В 2019 году правила выплат могут существенно измениться. Так, могут быть увеличены лимиты выплат по европротоколу до 400 тысяч рублей, а в случае оформления ДТП на месте сотрудниками ГИБДД (при ущербе, вреде здоровью водителей, пассажиров и пешеходов) до 1 или 2 млн рублей. В случае принятия отдельных поправок к новому закону об «автогражданке» может быть уменьшен до 5 дней срок обращения за выплатой страхового возмещения.
Выплата страхового возмещения по ОСАГО полагается всем пострадавшим в ДТП только в том случае, если у виновника аварии есть действующий страховой полис. Если он вообще не оформлен, все затраты по возмещению ущерба должен будет нести сам виновник. После ДТП страховая компания виновника или страховщик пострадавшей стороны по системе прямого возмещения убытков компенсирует следующее:
Согласно закону «Об ОСАГО» страховым случаем признается только аварии с участием двух или более автомобилей, в результате которого ТС были причинены повреждения, а также вред здоровью граждан. Другие ситуации, при которых имеется подобный ущерб, полис ОСАГО не компенсирует. То есть, если автомобиль получил повреждения из-за действий третьих лиц и прочего, страховая компания выплачивать денежные средства или направлять на ремонт не будет.
Получить выплату компенсации после происшествия от страховой компании можно 3 способами. Первый - по прямому возмещению убытков от страховщика, оформившего договор ОСАГО пострадавшему водителю. Второй - по европротоколу, в ситуации если ущерб был причинен только имуществу. И третий - в обычном порядке в компании, которая застраховала ответственность виновника ДТП. Получение выплат во всех трех случаях осуществимо, если у участников аварии будут действующие полисы ОСАГО.
После ДТП без пострадавших (получивших повреждения лиц) участники аварии должны оценить размер ущерба. После такой оценки должно быть принято решение - оформлять происшествие с помощью сотрудников ГИБДД или по европротоколу. Возмещение ущерба по ОСАГО осуществляется путем подачи заявления страховщику с пакетом документов, установленных в п. 3.10 Положения ЦБ №431-П. К ним относятся следующие:
Если заявление и документы будут оформлены правильно, то в течение 5 дней специалист страховой компании организовать проведение осмотра транспортного средства для определения размера ущерба. Если осмотр не сможет выявить причин получения машиной повреждений, будет назначено проведение независимой экспертизы. На основании калькуляции убытков, заключения независимого эксперта, а также документов, предоставленных владельцем автомобиля, страховая компания выдаст направление на ремонт. Выплата денежной компенсации будет возможна при полной гибели авто, при стоимости восстановительного ремонта, превышающей максимальную суммы страхового возмещения и в других случаях, предусмотренных п.16.1 ст. 12 закона «Об обязательном страховании».
Порядок выплаты по ОСАГО из-за ДТП с пострадавшими определяется гл. 4 Правил, установленных Положением ЦБ №431-П. Пострадавшему необходимо сообщить о факте происшествия своей страховой компании при первой возможности, а также внести в извещение данные обо всех гражданах, которые получили повреждения или травмы в аварии. Такое происшествие не может быть оформлено по европротоколу, даже если повреждения авто минимальные, а сумма ущерба не превышает 100 тыс. рублей. Для получения компенсации пострадавший в зависимости от ситуации должен обратиться к страховщику виновника со следующими документами:
Лимит по ОСАГО по данному виду ущерба составляет только 500 тыс. рублей, поэтому этой суммы может не хватить на компенсацию всех расходов в случае причинения тяжкого вреда здоровью, длительной реабилитации и т.д. Единственным решением будет обращение к виновнику ДТП, который согласно закону обязан компенсировать убытки, причиненные по его вине. С него также можно в суде взыскать компенсацию морального ущерба, так как по полису ОСАГО такая выплата не предусмотрена.
Если в результате аварии страхователь или иное лицо погибло, то за выплатой по действующему полису могут обратиться его наследники или иные граждане, имеющее право на страховку в соответствии с законом. Размер страховой выплаты по ОСАГО будет составлять 475 тыс. рублей в качестве компенсации за смерть и до 25 тыс. рублей в качестве компенсации затрат на захоронение. Чтобы получить данные выплаты необходимо обратиться к страховой компании виновника с заявлением и такими документами, как:
В течение 15 дней с момента подачи первого заявления на выплату страховки компания собирает заявления от всех выгодоприобретателей, после чего выдает деньги. Страховая сумма выплачивается пропорционально количеству поданных заявлений. Если после выплаты появляется еще одно лицо, имеющее право на страховку, оно может претендовать на свою часть денежных средств.
До 2015 года согласно Правилам ОСАГО выплата при аварии достигала суммы 120 тысяч рублей при повреждении машин и 160 тысяч рублей при причинении ущерба здоровью и жизни людей. После 1 апреля указанного года предельные размеры страховых сумм по полису ОСАГО были увеличены до 400 тысяч и 500 тысяч рублей. Это максимальные размеры выплат, и даже если ущерб оценен в гораздо большие суммы, страховая компания не будет их выплачивать. Единственным решением для пострадавшего владельца автомобиля будет взыскание денежных средств с виновника ДТП в порядке подачи претензии или через суд.
В 2017 году был принят закон, который увеличил лимит ответственности по европротоколу до 100 тысяч рублей. Изменения вступили в силу в 2018 году. До этого за ДТП, которое было оформлено по европротоколу можно было получить сумму до 50 тысяч рублей. Пострадавшая сторона после получения возмещения не могла повторно обращаться за компенсацией, если впоследствии обнаруживала новые дефекты авто после ДТП или ей становилось известно о вреде, причиненном здоровью.
Согласно Правилам ОСАГО страховая компания рассматривает заявление о возмещении ущерба, причиненного автомобилю или здоровью водителя в течение 20 дней. Если в своем заявлении пострадавшая сторона указывает СТО не из списка партнеров страховщика, то на принятие решения компании отводится 30 дней. По истечении этого срока страховщик обязан выдать направление на ремонт (выплатить денежные средства) или направить мотивированный отказ страхователю.
Если после ДТП по ОСАГО положена выплата в связи со смертью страхователи или иного лица, на составление акта о страховом случае и выплату денег страховщику отводится 5 дней после принятия всех заявлений. Если срок направления на ремонт или срок осуществления возмещения не будет соблюден, страховщику придется выплатить неустойку, равную 1% от размера ущерба. Если будет не соблюден срок направления отказа, то санкции составят 0,05% от страховой суммы по виду ущерба.
О том, как происходит выплата по ОСАГО и как рассчитывается ее размер, говорится в ряде нормативных актов РФ. Размер страховки, которую должен выплатить страховщик из-за наступления страхового случая, определяется независимой экспертизой или специалистами компании на основании единой методики расчета стоимости ремонта, если ущерб был причинен только транспортным средствам. Эта методика утверждена ЦБ в Положении №432-П. Согласно нормативному документу при расчете учитывается следующее:
На основании утвержденных формул и коэффициентов производится расчет, результаты суммируются и получается общая сумма возмещения. В случаях причинения вреда здоровью используется методика расчета, утвержденная Постановлением Правительства №1164. Документ определяет нормативы в процентах от страховой суммы, которые необходимо выплатить потерпевшему в зависимости от вида полученной травмы. Так, при переломе одного позвонка потерпевшему будет выплачено 50 000 рублей (10% от страховой суммы), при сотрясении головного мозга - 15 000 рублей (3%) и т.д. Для тех, кому выплачивается страховка по ОСАГО при ДТП, в результате которого была получена инвалидность, установлены отдельные суммы компенсации:
Объем полученных повреждений определяется страховщиком на основании документов из медицинских учреждений, из справок о проведенном лечении и т.д. Все данные при расчете суммируются, и таким образом складывается общая сумма, которую и выплачивает страховщик. Если ее не хватает для покрытия всех расходов, или расчет произведен некорректно, страхователь может направить страховой компании претензию. Если она не будет удовлетворена в добровольном порядке, нужно обращаться в суд.
Таким образом, в рамках действия полиса обязательного страхования потерпевший владелец автомобиля может рассчитывать на ремонт авто на СТО. Стоимость работ оплатит сам страховщик. Потерпевший может также получить деньги, если условиями договора такая возможность предусмотрена или вид причиненного вреда соответствует положениям закона, устанавливающим право получения денежной выплаты в качестве возмещения.
Начиная с 21.05.2017 г. вступили в действие поправки в закон об обязательном автостраховании (далее — ОСАГО). Этими поправками перед преобладающими ранее страховыми выплатами устанавливаются приоритеты возмещения натурального (в виде проведения восстановительных ремонтов поврежденных авто).
Можно утверждать, что изменения в законодательстве коснулись не только интересов страховых компаний. Эти нововведения по ОСАГО касаются всех без исключения автовладельцев.
Сразу следует отметить, что новые правила действовать будут лишь для новых договоров ОСАГО, заключение которых происходит после 28.04.2017г. и исключительно для легковых авто, принадлежащих физлицам и зарегистрированным на территории РФ.
Касательно ранее приобретенных полисов это возможно, однако лишь по договоренности между страхователем и страховщиком.
В общей сложности было принято 12 поправок, десять из которых коснулись страховых случаев при авариях, а две – процедуры приобретения полиса ОСАГО.
В этой статье мы рассмотрим изменения подробнее.
Основным считается изменение, внесенное федеральным законом №49-ФЗ от 28 марта 2017 года в закон об ОСАГО. Согласно этому документу: страховая проводит за свой счет ремонт поврежденного авто на станции техобслуживания, а не производит выплату денег пострадавшей стороне.
Отметим, что до 28.04.2017г. ситуация была другой: потерпевший имел право выбирать удобный для себя вариант между проведением восстановительного ремонта и страховой денежной выплатой.
На данный момент деньги за ремонт можно получать в отдельных следующих случаях:
Полисы не должны приобретать водители ТС, технические характеристики которых являются такими, на которые не распространяются требования касательно допуска ТС к эксплуатации на дорогах общего пользования и/или госрегистрации (ранее требования по ограничению максимальной скорости таких ТС составляли 20 км/ч).
Если автовладелец, который признан в результате аварии потерпевшим, согласен на проведение восстановительного ремонта на станции, у которой со страховщиком заключен договор, то в течение 20-ти календарных дней ему должно быть выдано направление на проведение ремонта авто.
В случае, когда автоводитель хочет чинить свой автомобиль на сервисе стороннем, то период выдачи уведомления может быть увеличен до 30-ти календарных дней.
Важно знать, что за каждый день задержки проведения восстановительных мероприятий, страховщик обязан выплачивать пеню в размере 0,5% от суммы общего нанесенного ущерба.
Если ранее сумма, затраченная на доставку авто с места аварии до места ремонта/хранения компенсировалась страховщиком на основании предоставленных клиентом квитанций (заказчик, оплатив доставку, получал документ/чек, на основании которого ему покрывались эти расходы), то сейчас новые правила регламентируют максимальное расстояние транспортировки, ограничивая его: только 50 км и не более. Таким образом, если СТО расположено на удалении более 50 км. от места аварии/хранения машины, то с формальной точки зрения страховщик имеет право не согласиться с подобной транспортировкой.
Если же клиент настаивает исключительно на этом варианте, то вся процедура по организации транспортировки авто и оплаты этой услуги возлагается на него (за свои деньги он может перевозить поврежденный автомобиль в любое место).
Регрессивный риск – представляет собой обратное требование страховой к виновнику ДТП с целью взыскания с него суммы, которая была затрачена на восстановление поврежденного авто потерпевшей стороны и ранее ей выплаченной.
Согласно новым правкам, к основаниям для предъявления таких регрессивных рисков можно отнести такие ситуации:
Внесенные изменения предусматривают новый размер максимальной страховой выплаты, которая осуществляется по ДТП, оформленным без участия сотрудников полиции (по Европротоколу). Теперь сумма увеличена с 50 000 руб. до 100 000 руб.
Помимо этого, Банку России предоставляется теперь право определять форму извещения об аварии по европротоколу.
Максимальным принимается такой размер страховых выплат по ОСАГО:
Принятые нововведения не решают вопрос о полном возмещении ущерба с виновника произошедшего ДТП в случае, когда страховой суммы на восстановление поврежденного ТС оказывается не достаточно.
Расчет выплат производится страховщиками на основании единой методики Центробанка. При этом, оплата ремонта/замены запчастей осуществляется с учетом их износа. Как правило, выплаты по ОСАГО покрывали стоимость ремонта не на все 100%.
К примеру, у автомобиля, которому 3 года, в результате ДТП был поврежден бампер. Эта деталь не подлежит ремонту и требуется ее замена. В подобном случае страховая компания выплатит пострадавшей стороне лишь часть стоимости бампера, а разницу он будет доплачивать самостоятельно. При этом бампер стоит, как новый, однако страховая оценивает его, как трехлетний.
Согласно общим правилам с виновника ДТП можно взыскать ущерб, даже если у него имеется полис ОСАГО. К примеру, если владельцу авто ремонт ТС обошелся в 70 000 руб., а страховая выплатили всего 40 000 руб. (с учетом износа), то оставшиеся 30 000руб. можно взыскать с виновной стороны.
Однако, подобная арифметика имеет место лишь на бумаге, поскольку суды по факту отказывали автовладельцам в удовлетворении таких исков, ссылаясь на методики ЦБ, а Верховный Суд эту позицию поддерживал.
В начале 2017г. в Конституционный суд России обратились лица, потерпевшие в результате аварии. Они пытались восстановить свои права и взыскать со страховой компании возмещение по ОСАГО, а сумму ущерба – с виновной в ДТП стороны. До этого во всех инстанциях суды были ими проиграны, что не давало им права взыскать компенсацию с виновника аварии.
Конституционный суд принял решение о том, что методика ЦБ должна применяться исключительно для расчета выплат по ОСАГО, а разницу между суммой страховой выплаты и размером реального ущерба пострадавшая сторона может требовать с виновника аварии.
Следовательно, потерпевшему в результате ДТП по ОСАГО выплачивается сумма с учетом износа поврежденных деталей, однако он вправе рассчитывать на возмещение имущественного вреда в полном объеме. Для этого от него потребуется доказать, что фактическая сумма ущерба больше той, что получена им по страховке. В свою очередь, виновная сторона имеет право настаивать на проведении дополнительной экспертизы, которая может стать основанием для снижения общей суммы возмещения ущерба потерпевшей стороне.
Новые правки коснулись и мошеннических действий лиц, которые оказывают услуги посредников .
Теперь документ обязывает автовладельца лично заполнять на сайте страховщика заявление о заключении обязательного страхового договора, а также лично оплачивать сам полис ОСАГО.
Достоверность электронной выписки проверяют на спецсервисе МВД РФ либо на официальном сайте РСА (Российского союза автомобильных страховщиков), где имеется соответствующая база данных.
Ранее у клиента страховой компании практически отсутствовало право на выбор места, где будет восстанавливаться его авто после ДТП, поскольку страховая предоставляла ему свою станцию ремонта (с которой действовал ремонтный договор).
По новым правилам автовладелец еще на этапе заключения страхового договора может выбирать СТО (станцию технического обслуживания), на которой в случае ДТП будет отремонтирован его автомобиль. Список таких СТО страховая компания предоставляет на своем сайте, а информация (в нем представленная) постоянно актуализируется и содержит такие сведения:
Подобная мера позволяет автовладельцу самостоятельно изучить все варианты и выбрать оптимально подходящий для себя.
СТО, которое указано в направлении на восстановительный ремонт, должно соответствовать таким требованиям:
В случае, когда ни один из представленных вариантов перечисленным требованиям не отвечает, возникают такие варианты:
Коэффициент «Бонус-Малус» (далее – КБМ) является показателем, используемым страховыми компаниями в момент расчета страховой премии в рамках договора. Здесь в зависимости от наличия/отсутствия ДТП коэффициент КБМ может быть, как понижающим, так и повышающим. Специальная таблица КБМ по ОСАГО позволяет быстро определять этот показатель.
Обратите внимание, что с 2017г. полис открепляется от автомобиля и связывается исключительно с безопасной и безаварийной ездой конкретного автоводителя. Теперь именно водителю присваивается КБМ, который будет изменяться в зависимости от отсутствия/наличия ДТП в его «послужном списке». Для этого применяют 14 классов КБМ (индивидуальных).
В настоящее время страховщик не имеет права самостоятельно подсчитывать КБМ. Теперь РСА должен разработать и ввести в действие автоматизированную систему, которая позволит в режиме реального времени для каждого водителя рассчитать его КБМ. В момент оформления страхового полиса сведения о КБМ водителя будут автоматически передаваться в страховую компанию. По мнению экспертов, такая мера позволит эффективно бороться со злоупотреблениями при определении стоимости страховых полисов со стороны страховых компаний.
Сейчас любой водитель может узнать собственный коэффициент на официальном сайте РСА (как по данным действующего в настоящий момент полиса, так и по информации из полиса, срок действия которого истек не более 1 года назад).
В случае оформления нового страхового полиса ОСАГО, автовладелец имеет право потребовать уточнений его личного КБМ (в базе РСА) и учета его при формировании стоимости страхового полиса.
Прямое урегулирование убытков – представляет собой ситуацию, при которой после ДТП потерпевший обращается лишь в свою страховую компанию.
Если до принятия нововведений было условие: в аварии пострадало лишь 2 автомобиля, то новые правки допускают правила обращения лишь в свою страховую на случаи аварий массовых (с участием в ДТП 3-х и более машин). Введение новых норм направлено на упрощение правил, по которым проводится оформление убытков и ремонта авто после ДТП.
Следует отметить, что мнения в экспертном сообществе по этому поводу разделились. Ведь для организации восстановительного ремонта авто страховщику нужно получить от страховой организации виноватой стороны согласие на денежную суммы предстоящих ремонтных работ. В случае, когда виновников два, три и более на это может уйти очень много времени, а законом это никак не регламентируется.
Новые правки закона об ОСАГО не дают возможности представителю потерпевшей стороны получать за нее выплаты, которые нанесены во время произошедшей аварии. Это нововведение лишает смысла выкуп у владельцев поврежденных в ДТП машин их прав на возмещение ущерба автомобильными коллекторами. Ведь деньги все равно не будут выплачены на законных основаниях.
В заключение следует отметить, что нововведения внесли ощутимые изменения в ОСАГО, однако вопросов осталось еще много. Из этого следует, что даже после применения нововведения ОСАГО будут нужны дополнительные меры по реформированию данной сферы.
1 октября вступили в силу изменения закона «Об обязательном страховании» 40-ФЗ, которые повлияют на размер возмещения по ОСАГО, сроки и порядок получения выплат. Давайте разберемся, на какие выплаты по ОСАГО за повреждение автомобиля можно рассчитывать в 2017-18 гг., что для этого нужно делать и сколько времени придется потратить на возмещение ущерба.
Объектом защиты при оформлении полиса ОСАГО являются имущественные интересы лиц, пострадавших в результате действий владельца, на которого оформлен полис. Таким образом, вы страхуете не свою машину, как по КАСКО, а потенциальный ущерб, который будет нанесен вашим транспортным средством другому автомобилю.
Если вы стали виновником ДТП, ваша страховая компания компенсирует ущерб пострадавшим денежными выплатами или ремонтом. Это делается в пределах установленного законодательством лимита. Если суммы лимита достаточно для устранения повреждений, то виновнику ничего платить не нужно. Если же ущерб превышает лимит, то пострадавший вправе требовать доплаты от виновника. В итоге защищен каждый: пострадавший – получением компенсации по страховке, виновник – отсутствием необходимости полностью оплачивать ремонт чужой машины.
Также следует помнить, что при пролонгации полиса ОСАГО на следующий период для виновника ДТП будет установлен другой класс страхования гражданской ответственности, в соответствии с которым за полис придется заплатить больше.
Приятным моментом в новом законодательстве стало многократное увеличение сумм покрытия. В итоге за повреждение автомобиля лимит выплат поднят до 400 000 рублей. Это регламентируется 7 статьей ФЗ №40 . При этом установленная величина не дробится на всех участников ДТП: каждый пострадавший вправе претендовать на полную сумму возмещения в пределах установленных законом размеров.
Когда при ДТП оформляется Европротокол (в случае согласия всех участников происшествия с определением виновного, размером нанесенного ущерба и при условии отсутствия вреда здоровью) для договоров ОСАГО, которые заключены после 01.10.2014 года, максимальная сумма возмещения также составляет 400 000 рублей.
Естественно, что речь идет о максимальных границах, которые на практике зачастую оказываются ниже. Так, согласно статистике РСА , средняя выплата по ОСАГО за 9 месяцев 2017 года составляет 77 253 руб. Для определения размера покрытия в каждом конкретном случае принимаются во внимание:
На практике для владельца пострадавшего автомобиля это часто оборачивается ситуацией, когда расчетная сумма не только значительно ниже 400 000 рублей, но и меньше реальных затрат, которые придется понести на ремонт. Это на руку страховым компаниям, но невыгодно участникам ДТП. Потерпевший рискует недополучить сумму, соответствующую фактическим повреждениям, а виновник – оказывается в ситуации, когда приходится доплачивать разницу из своего кармана.
Положение дел может поправить проведение независимой экспертизы. Если ее оценка ущерба будет отличаться от данных страховщика более чем на 10%, есть смысл выставлять требование страховой компании, которая искусственно занизила сумму затрат. В случае, когда СК отказывает удовлетворить претензию, можно обращаться в суд. Специалисты Хонеста занимаются экспертной оценкой поврежденных транспортных средств с 2005 года. Результаты экспертизы имеют юридическую силу, в том числе для урегулирования подобных споров в судебных органах.
Следующий момент, который учитывают, рассчитывая на выплаты при повреждении автомобиля, это способ возмещения. В 2017 году здесь произошли существенные изменения.
В согласии с последними изменениями в Законе об ОСАГО по полисам, заключенным после 28.04.2017, возмещение при страховом случае выполняется путем проведения ремонта за счет СК. Это обязательное требование, если страховщик выполняет ряд условий, которые касаются организации качественного ремонта:
При натуральном возмещении по страховому случаю ОСАГО нужно обратить внимание на следующие моменты:
Это «узкие» места для владельца автомобиля, каждое из которых может сыграть не в его пользу. Если есть причины сомневаться в адекватности определения стоимости запчастей, налицо использование неоригинальных деталей или ремонт выполнен некачественно, можно обратиться к независимой экспертизе, которая даст свое заключение по каждому конкретному случаю. Это позволит выставить претензию страховой компании и в случае отказа устранить дефекты начать судебные тяжбы.
Получить денежную компенсацию вместо ремонта поврежденного автомобиля на СТО можно в таких случаях:
Обратившись к страховщику в течение 5 дней после ДТП с заявлением о возникновении страхового случая, владелец поврежденного автомобиля должен получить страховую выплату, направление на восстановительный ремонт или обоснованный отказ от возмещения в течение 20 рабочих дней. Если установленные сроки выплаты или выдачи направления на ремонт не соблюдаются, СК уплачивает потерпевшему пеню, которая составляет 1% от размера возмещения по страховке в согласии с Федеральным Законом № 40-ФЗ.
Важным моментом, который должен учитываться всеми участниками дорожного происшествия для получения потерпевшей стороной выплаты по ОСАГО при оформлении Европротокола является необходимость заполнения обеими сторонами извещения о страховом случае (п. ж ст. 14 №40-ФЗ). Иначе страховщик имеет право применить регрессное требование к лицу, причинившему вред. Тогда с виновного будет взыскана сумма возмещения, уплаченная страховой компанией пострадавшему.
Итак, взаимодействие владельца полиса ОСАГО и страховщика имеет массу нюансов, связанных со своего рода конфликтом интересов, когда одна сторона старается получить как можно большую компенсацию (деньгами или в натуральной форме), а вторая – делает все, чтобы минимизировать такие расходы. Если действия страховой компании выходят за рамки правового поля необходимо обращаться за помощью к независимым экспертам, которые правильно определят сумму ущерба. Это даст владельцу полиса ОСАГО основание для дальнейшего отстаивания своих интересов.
С апреля 2017 года вступили в силу поправки в ФЗ «Об обязательном страховании». Они практически полностью изменили механизм выплаты по ОСАГО. в 2018 году выплаты по ОСАГО при ДТП осуществляются по новому.
С каждым годом убытки от ОСАГО повышались. Вызвано это было и тем, что опытные автоюристы подчас организовывали автоподставы и отсуживали максимальные выплаты, которые, по сути, и не требовались. Ситуация осложнялась и тем, что в некоторых регионах стало очень сложно приобрести полисы по ОСАГО или оформить его без дополнительных комиссий. Для исключения мошеннических действий руководством страны было дано поручение проработать более совершенный механизм страхования. Какие изменения произошли, рассмотрим подробнее.
Покупка полиса дает возможность обратиться за выплатой при аварии на дороге. Еще в 2014 году страховые суммы увеличены и не изменены поправками в закон 2018 года, теперь максимальные суммы по ОСАГО, которые можно получить при ДТП в 2018 году составляют:
Суммы указанные выше, выплачиваются за каждый случай отдельно. То есть годового лимита выплат по ОСАГО нет.
Указанный лимит выплат вовсе не означает, что пострадавший получит всю выплату в полном объеме. Как правило их размер устанавливается самими страховыми компаниями, но не должен быть больше установленных законом сумм. Если страховая компания действует незаконно и старается занизить сумму к выплате, потерпевший имеет право обратиться за защитой в судебные органы.
Как получить максимальный лимит компенсации ущерба после ДТП в 2018 году. Тонкости проведения независимой экспертизы.
Для получения страховых выплат по ОСАГО при ДТП следует обратиться в страховую компанию. Выплата будет произведена после проведения независимых экспертиз. Сумму, которую удастся получить, будет зависеть от марки, года выпуска авто, повреждений. К слову, если водители договорились не оформлять ДТП, выплата назначена не будет. Также не положена выплата при ДТП на учебной площадке. Воспользоваться компенсацией возможно лишь при законном оформлении. Указанный выше порядок распространяется на владельцев полисов, купленных до 28 апреля 2017 года.
Воспользоваться денежной компенсацией после оформления полиса позднее этой даты не получится. Сейчас компенсация заменена ремонтом. В выплате отказано владельцам легковых автомобилей, принадлежащих гражданам России. Т.е. в случае необходимости проведения ремонта страховая компания отправит водителя пострадавшего авто в специализированную мастерскую и оплатит ее работу.
По закону страховая компания отправляет на ремонт автомобиль в течение 20 календарных дней. При этом при ремонте используются только новые, а не б/у запчасти. Расчет стоимости ремонта производится по методике ЦБ. В расчет принимаются не фактически затраченные материалы, а усредненные. Иначе говоря, если суммы, выделенные страховой компанией для проведения ремонта не хватит для проведения всего ремонта, владельцу придется доплачивать за него самостоятельно. Лимит ответственности в этом случае не изменился и составляет 400 тысяч руюлей.
Вместе с тем, закон все же позволяет в некоторых случаях произвести выплату по ОСАГО:
Согласно новым изменениям, водитель теперь сможет воспользоваться правом самостоятельного выбора сервиса, с одной оговоркой. Ремонт машин осуществляется только в СТО, которые являются партнерами страховой компании. Вместе с тем, сервис не должен находится дальше 50 километров от места проживания потерпевшего или места ДТП. Ремонтировать автомобиль закон разрешает 1 месяц.
Срок исчисляется в рабочих днях и может быть увеличен при согласии водителя. Если работы сервисом проводятся крайне медленно и наблюдается необоснованное затягивание ремонта, водитель праве взыскать с СТО неустойку.
За качество проведенного ремонта ответственность несет страховая компания. Законом установлен шестимесячный срок гарантии на запчасти, лакокрасочные работы - 1 год.
Как быть с новыми машинами по гарантии? Законом установлено, что страховая компания обязана произвести ремонт автомобиля в сервисе, у которого есть соответствующая лицензия на обслуживание конкретной марки. Если с ним у страховой договор не заключен, водитель вправе отказаться от ремонта. В таком случае он получит на руки выплату и сможет произвести ремонт в дилерском центре. Это правило распространяется на машины не старше 2 лет.
За качество работ придется отвечать теперь страховой компании. Если работы проведены плохо или не в полном объеме, у водителя есть претензии, то сначала следует отправиться в страховую компанию, написать заявление и изложить в нем все свои претензии. Ели выясниться, что устранить недочеты невозможно, стоит потребовать неустойку, а в случае несогласия страховой компании подать иск в суд.
Водителей интересует вопрос. Полагаются ли выплаты виновнику ДТП по ОСАГО? Рассчитывать на выплату или ремонт за счет страховой компании водитель-виновник может, если ДТП произошло с участием нескольких машин. Т.е. виновник признается дополнительно и потерпевшим. Такая ситуация возможна если помимо несоблюдения правил движения водителем иной участник ДТП также их нарушил.
Если страховая компания откажется от возмещения ущерба (а такое возможно в большинстве случаев) доказывать право на получение компенсации придется в судебном порядке. Многое будет зависеть от квалификации правонарушения самим судьей. Если судья разделит ДТП на 2 состава правонарушения, виновник сможет получить компенсацию за причинение вреда другим лицом. Получить выплату за ситуацию, в которой водитель сам виновник он не сможет.
Поскольку, как видно из примера, доказать право на получение компенсации по ОСАГО в случае сложного ДТП будет утомительно и долго, сказывается и несовершенство судебной системы в стране и отсутствие прецедентов. Решение спорных ситуацией производится судьей единолично и от того, какая норма права будет применена зависит исход дела. Поэтому водителю имеет смысл задуматься об оформлении КАСКО, где выплата производится обеим сторонам и в повышенном размере.
Есть еще один вариант когда компенсация положена обоим участникам ДТП -
Теоретически принятые поправки в законе должны удовлетворить обе стороны. Как показало время все страховые начали ремонтировать автомобили. Выплат по ОСАГО при ДТП в 2018 году становится все меньше. В большинстве случаев восстановление автомобиля производят качественно и в срок.