Вопрос. Система инструментов регулирования экономики

Методы и инструменты государственного регулирования экономики

В современных условиях применяются разнообразные методы воздействия на экономику. К ним относятся:

1) 1)государственные методы. Среди них следует выделить программирование, прогнозирование, планирование, налоговое регулирование, регулирование цен и т.д.;

2) негосударственные методы. К ним относятся общественные рычаги воздействия на экономику (соглашения между товаропроизводителями о рынках сбыта, ценах; функционирование различных ассоциаций, обществ потребителей и т.д.);

3) институциональные методы. Они представлены товарными и фондовыми биржами, коммерческими банками, рекламными агентствами и другими учреждениями, обслуживающими рыночное хозяйство.

Комбинация этих методов позволяет создать эффективный рыночный механизм.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами в целях стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределение доходов.

Свои функции по регулированию экономики государство осуществляет с помощью определенных методов и инструментов. Анализ западных теорий и мирового опыта позволяет говорить как о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном наборе методов и инструментов ГРЭ.

Методы государственного регулирования экономики подразделяются на косвенные (экономические) и прямые (административные). В рыночной экономике преобладают экономические методы регулирования.

Экономические методы регулирования рыночных отношений представляют собой методы, основанные на управлении интересами и через интересы. Экономическое регулирование осуществляется через кредитно-денежную, налоговую, бюджетную, социальную, ценовую и внешнеэкономическую политику государства, а также путем использования программирования, прогнозирования и планирования.

Кредитно-денежная политика предполагает использование государством метода косвенного воздействия на элементы рыночного механизма и, прежде всего, оптимальность денежного обращения. Основные инструменты кредитно-денежной политики – норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными ценными бумагами на фондовом рынке. Эти инструменты позволяют государству противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них инвестиционный процесс, производство и занятость, оказывать воздействие на движение курса акций.

Налоговая политика. Инструментарий налоговой политики включает: налоговые скидки на инвестиции («налоговый кредит»), систему ускоренной амортизации основного капитала, специальные налоговые льготы. С помощью налоговой политики государство налаживает эффективное стимулирование экономического роста, организует перераспределение доходов, распространяет систему прогрессивного налогообложения, освобождает от налогообложения ту часть доходов, которая идет на благотворительные цели.

Бюджетная политика включает в себя: регулирование государственных расходов; осуществление государственных закупок; выпуск государственных внутренних займов; поддержку и регламентирование государственного предпринимательства. В рамках бюджетной политики государство оказывает косвенное воздействие на экономику посредством бюджетных субсидий на развитие отстающих районов страны, отстающих отраслей. Бюджетная политика помогает осуществить структурные преобразования производства, сглаживает региональные диспропорции, снижает остроту проблемы вынужденной безработицы.

Важное место в воздействии государства на экономические процессы занимает государственное предпринимательство. Наблюдается рост государственного сектора в экономике, причинами которого являются необходимость поддержания национальной обороны, инфраструктурное обеспечение макроэкономических процессов, рост народонаселения, урбанизация, охрана окружающей среды и т.д. Сфера государственного предпринимательства достаточно широка. Оно развито в таких отраслях, где срок окупаемости и капиталоемкость сравнительно высоки. Это энергетика, добывающая промышленность, транспорт, связь, то есть отрасли низкорентабельные и поэтому мало привлекательные для частного бизнеса. Государство берет на себя развитие этих отраслей, тем самым, способствуя нормальному функционированию всех сфер экономики.

Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального дохода передается от относительно богатых к относительно бедным слоям населения.

При формировании социальной политики используют такие инструменты, как регулирование минимальных ставок оплаты труда, установление размеров пенсий, пособий по безработице и т.д. В связи с проблемой инфляции используется всесторонний контроль за динамикой зарплаты и цен. Регулирование цен осуществляется с помощью косвенных методов. При этом используют инструменты, влияющие на цены через соотношение между спросом и предложением на рынке. Здесь важную роль играет эмиссионная политика, направленная на ограничение денежной массы в обращении, и налоговая политика (например, отмена ряда налогов, снижение налоговых ставок). Применяется и прямое регулирование цен путем их «замораживания», установления определенного уровня цен на отдельные товары.

Во внешнеэкономической политике государство использует такие инструменты, как законодательное установление ставок таможенных пошлин и обменных курсов валют, использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений.

Важными формами государственного регулирования являются программирование, прогнозирование и планирование. Их применение связано с усложнением хозяйственных связей и необходимостью применения комплексных методов в достижении кратко-, средне- и долгосрочных целей. Объектами таких целевых программ являются отдельные отрасли, регионы, социальная сфера, направления научных исследований и т.д. Программы бывают обычные, целевые, чрезвычайные.

Наиболее распространены общенациональные программы по восстановлению экономики, структурной перестройке, приватизации, стабилизации экономики.

В условиях рыночной экономики применяется планирование экономики в рамках довольно продолжительного периода – 4 – 5 лет. Такие планы разрабатываются правительствами Японии, Франции, Южной Кореи. Эти планы отличаются от планов командно-административной экономики тем, что не имеют директивного характера. Это индикативные планы, то есть планы целевого, рекомендательного характера при определенном ресурсном обеспечении со стороны государства.



Экономические методы государственного регулирования не ограничивают свободу предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или понижение учетной ставки являются мерами, направленными на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Экономические методы регулирования адекватны природе рынка.

Административные методы регулирования экономики базируются на силе государственной власти, и включает в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Административные меры заметно сужают свободу экономического выбора. Но они вполне обоснованны в ситуациях, когда ничем не ограниченная свобода отдельных субъектов оборачивается тяжелыми потерями для остальных и для рыночной экономики в целом.

К административным методам регулирования относятся:

1) прямой государственный контроль над монопольными рынками. Монополист может натворить в экономике много пагубных дел. Его трудно обуздать с помощью экономических методов воздействия. Монопольные рынки весьма неодинаковы. Поэтому к ним применяются и различные административные меры воздействия. Например, там, где государственная монополия признана естественной, оправдано полномасштабное администрирование. Здесь имеются в виду директивное планирование производства, издержек и цен, прямой контроль за качеством и потребительскими свойствами товаров и услуг, гарантированное материально-техническое снабжение (фундаментальная наука, оборона, энергетика, железная дорога и т.д.).

Несколько иного отношения со стороны государства заслуживают групповые монополии. По отношению к ним применяются мягкое администрирование (планирование, допустимые пределы колебания цен:

1. определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения, той «планки», ниже которой - нищета. В данном случае имеются в виду: гарантированный минимум заработной платы, пособия по безработице, социальные выплаты;

2. лицензирование и квотирование, субсидии, субвенции, дотации, льготное кредитование, инвестиции со стороны государства. Целью таких мероприятий является: достижение приоритетов экономического развития, защита общественно необходимых секторов экономики и отдельных групп населения. Государство осуществляет прямое воздействие на размер, структуру и направление развития национального рынка путем государственного заказа. Через инвестиции государство обеспечивает развитие отраслей, определяющих научно-технический прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проведение научных исследований;

3. разработка стандартов и контроль за их соблюдением. Это жесткие стандарты, гарантирующие населению жизнь в условиях экологической безопасности;

4. правовые методы. Государство возлагает на себя обязанность гаранта, обеспечивающего правовые нормы поведения всех субъектов рыночной экономики.

Следует отметить, что жесткое разграничение экономических и административных методов, возведение между ними непроницаемой стены, а тем более, предпочтение какому-то одному методу в ущерб другому, несостоятельно, так как само разграничение этих методов до некоторой степени носит условный характер.

Дело в том, что с одной стороны, элемент администрирования несет в себе любой экономический регулятор. Например, денежное обращение ощутит влияние такого экономического приема, как изменение нормы процента по кредитам, не раньше, чем будет принято административное решение о ее повышении, скажем с 20 до 30%.

С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое, так как он косвенно оказывает влияние на поведение субъектов рынка. Например, жесткий административный контроль государства над завышением цен побуждает предприятия искать другие источники роста доходов: снижать издержки, изменять номенклатуру выпускаемой продукции и т.д.

В государственном регулировании экономики существуют ограничения, связанные с требованиями рынка. Так, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм. К примеру, тотальное директивное планирование, натуральное распределение материально-технических средств и т.д. Необходимо рациональное сочетание экономических и административных методов, так как одностороннее увлечение теми и другими может привести к разрушению рыночного механизма.

Среди экономических регуляторов нет ни одного идеального. Каждый из них дает положительный результат в одном случае, а в другом, вызывает негативные явления. Например, стимулируя внедрение новой техники и технологии, государство способствует освобождению работников, усложняет ситуацию на рынке труда. Поэтому оно должно позаботиться о вовлечении в производство высвобождаемых работников.

Нужно творчески применять все методы государственного регулирования, но для каждого из них необходимо определить те экономические зоны и ситуации, те ниши, где его применение более целесообразно.

Вопросы для самопроверки

1. Решение, каких проблем не подвластно рыночному механизму?

2. Какова главная задача государства в развитии рыночной системы?

3. Назовите и охарактеризуйте основные функции государства.

4. Какие методы использует государство для воздействия на экономику?

5. Что такое государственное регулирование экономики?

6. Охарактеризуйте экономические и административные методы государственного регулирования экономики.

7. Почему необходимо рациональное сочетание экономических и административных методов государственного регулирования экономики.

Литература:

1.Камаев В.Д., Абрамова М.А., Александрова Л.С. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.,1999. – 635 с.

2. Мостовая Е.Б. Основы экономической теории. – М.: Инфра – М, 1997

3. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Экономическая теория. – М.: Инфра – М, 2003

4. Экономическая теория./ под. ред. Видяпина В.И., Добрынина А.И., Журавлевой Г.П., Тарасевича Л.С. – М.: Инфра – М, 2002

5. Экономическая теория / под. ред. В.Д. Камаева. – М.: Владос,1998

6.Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. – М., 1997. – 783 с.


К факторным доходам относятся: доход наемных работников, рентный доход, ссудный процент, прибыль корпорации.

Трансфертные платежи – это выплаты государства отдельным частным лицам и фирмам (в виде пенсий, пособий, денежных и натуральных выплат), увеличивающие возможности их потребителей.

Инструментами государственного регулирования рыночной экономики являются:

Налоги, налоговые льготы и финансовые санкции;

Государственные инвестиции и субсидии;

Учетная ставка процента, нормы обязательных резервов и операции на открытом рынке;

Государственные заказы, размещаемые на конкурсных и договорных началах;

Государственные товарные резервы, используемые для стабилизации рынка товаров и цен;

Прямое управление государственными предприятиями, принадлежащими государству природными ресурсами, имуществом, пакетами ценных бумаг;

Целевые социально-экономические и научно-технические программы;

Хозяйственное законодательство и т.п.

Фискальная политика - важный инструмент для достижения стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неразумное применение этого инструмента превращает фискальную политику в фактор, дестабилизирующий экономику.

Не менее важной является денежная политика. Денежно-кредитная политика состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Государство через центральный банк способно регулировать эмиссию и общую денежную массу, устанавливать предельные ставки банковского процента и влиять на них через учетную ставку, норму резервирования и другие нормативы, устанавливаемые центральным банком. Предоставлять льготные займы, выпускать облигации и другие ценные бумаги. Такое регулирование способно изменять денежные потоки и накопления и тем самым оказывать воздействие на экономические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции.

Как инструмент борьбы с инфляцией используют политику регулирования доходов («замораживание» цен и зарплаты).

Любое государство проводит определенную социальную политику. Социальное регулирование со стороны государства направлено на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня условий жизни, достойных человека.

Функцию перераспределения доходов государство выполняет через налоговую систему. Налоговое регулирование осуществляется путем установления тех или иных объектов налогообложения, назначения и дифференциация налоговых ставок, введение налоговых льгот, освобождение от налогов. В том же направлении воздействует и введение пошлин, налоговых сборов. Изменяя в ту или иную сторону налоговое бремя, государство может ускорять или замедлять экономические процессы. В тоже время взимание налогов есть главный источник доходов государственного бюджета, финансовая база социальной политики.

Государство осуществляет торговое и валютное регулирование. Государственное внешнеэкономическое регулирование - это обширный спектр мер и инструментов государственного воздействия на структуру экспорта и импорта, процессы внешней торговли, контроль за товарными потоками, пересекающими государственную границу, движение капитала в страну и из страны, валютный обмен. Такое регулирование преследует цели отстаивания экономических интересов страны, повышение эффективности внешнеэкономических связей, обеспечения экономической безопасности.

Все инструменты тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Изменение в фискальной политике, требует соответствующего изменения денежной массы. Изменения в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень доходов. Важно подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не действуют изолировано от других.

При этом в рыночной экономике к инструментам, формам и методам регулирования обычно предъявляются определенные требования:

1 Недопустимы любые действия государства, серьезно разрушающие рыночный механизм саморегулирования: тотальное директивное планирование, натуральное распределение инвестиционных и потребительских товаров (фонды, купоны, талоны), административный контроль над ценами на конкурентных рынках и т.п.

2 Воздействие на рынок должно осуществляться в основном все же косвенными, экономическими методами.

3 И экономическими регуляторами следует пользоваться осторожно, не ослабляя и тем более не заменяя рыночные стимулы в соответствии с принципом «не помешай рынку».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика.

Помимо финансирования производства государство осуществляет ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение дохода в частном секторе экономики. Множество трудно поддающихся количественному изменению регулирующих мер, предназначенных, для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определённых отраслях, вовлекает государство практически во все сферы экономической деятельности. Экономическая роль государства велика.

Государственное вмешательство в рыночную экономику растет в тех сферах, в которых механизм рынка не в состоянии устранить последствия внешних эффектов. Этих сфер становится все больше и больше, и тем сложнее становятся формы государственного вмешательства в экономические процессы.

В рыночной экономике государственное регулировании играет вспомогательную роль, оно строится на основе принципа «необходимости» и только в тех сферах, где действие рыночных регуляторов в силу различных причин неэффективно.

Вмешательство государства в экономику носит прямой и косвенный характер. К прямым мерам государственного регулирования относится государственный сектор экономики. К косвенным мерам относятся инвестиции, обеспечение занятости, налогообложение, стимулирование импорта и экспорта. Таким образом, средства или методы государственного вмешательства подразделяются на административные и экономические.

В рыночных условиях перед государством встает трудная задача: с одной стороны оно с помощью экономических рычагов должно поддержать и облегчить функционирование рыночной системы, а с другой стороны - не разрушить эту систему излишним воздействием.

Государство создаёт условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоёв населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны. Поэтому основной задачей государства является удерживание “золотой середины” в стабильное время и умение принять жёсткие решения в сложных ситуациях.

Под формой госрегулирования понимается соответствующий способ организации регулирования экономики, который представляет собой совокупность условно внешних по отношению к экономике средств и инструментов регулирования - нормы, административные законы, стандарты, правила, условия и другие. С известной долей условности применяемые формы государственного регулирования можно разделить на следующие три группы:

  • 1. Законодательно - правовая форма. Она представляет собой совокупность законов, механизмов их разработки, принятии и реализации, с помощью которых устанавливаются общие принципы движения данной экономической системы, функционирования его производственных, социальных и иных отношений как внутри национальной экономики, так и во внешнем мире.
  • 2. Финансово - кредитная форма, включающая бюджетно-налоговую и кредитно-денежную формы. Эта форма используется правительством для регулирования (стимулирования - сдерживания) макроэкономической активности, установления соответствующего равновесия совокупного спроса и совокупного предложения. Через адекватную сложившейся экономической ситуации политику государство воздействует на конкретные процессы посредством различных финансово - кредитных инструментов:
    • · налоговую политику - установление налоговых ставок, налогооблагаемых зон и объектов, налоговых льгот и преференций и др.;
    • · денежную политику - эмиссию денежной массы, установление и изменение размеров и минимальных резервов, которые финансовые институты должны хранить в Национальном банке;
    • · кредитную политику - установление учетной ставки процента за банковские кредиты, рыночные операции с правительственными ценными бумагами, целевое кредитование, прямое финансирование и т.д.;
    • · валютную политику - выбор системы обменного курса национальной валюты, установление соответствующего номинального и реального обменного курса, определение валютных резервов и др.;
    • · амортизационную политику - установление норм амортизации, соотношение амортизационного фонда на капитальный ремонт и восстановление и др.;
    • · таможенную политику - установление экспортно-импортных таможенных пошлин и квот.
  • 3. Административная форма, которая делится на административно-экономическую и организационно-административную формы. Эта форма связана с правительственными решениями, указами, командой. Основным инструментами административного регулирования являются система нормативов, жестких правил и рамок деятельности, выработка стандартных процедур административного воздействия, установления твердых цен и объемов производства на некоторые товары и услуги и др.

В различных национальных экономиках обычно складывается определенное соотношение между различными формами регулирования. С изменением экономической ситуации меняются цели и задачи макроэкономической политики. Это, в свою очередь, меняет и сложившееся соотношение между различными формами, отдавая предпочтение то одной, то другой, то третьей форме регулирования, определяя их приоритетное положение в сложной системе государственного регулирования.

Регуляторы или инструменты - это такие понятия, с помощью которых реализуется определенная форма. По способу воздействия на регулируемый объект можно выделить прямые и косвенные регуляторы.

Прямые регуляторы - это такие регуляторы, которые жестко регламентируют поведение всех хозяйствующих субъектов. Это законы, указы, приказы, постановления, распоряжения, решения судебных властей и т.д.

Косвенные регуляторы допускают вариантность действий и проявляются, прежде всего, в мотивационном характере поведения регулируемого объекта (материальная заинтересованность, моральное удовлетворение и др.). К ним относятся условия налогообложения, уровень цен, тарифов, таможенных пошлин, процентов за кредит, нормы амортизации, условия компенсации за работу с вредными и тяжелыми условиями труда и т.д.

Иногда для обозначения этих регуляторов используют такие понятия как административные и экономические регуляторы, по существу отождествляя административные с прямыми, а косвенные - с экономическими регуляторами. На самом же деле и прямые, и косвенные регуляторы используют одни и те же рычаги, оставаясь при этом либо прямым, либо косвенным воздействием на регулируемый объект.

К примеру, прямое регулирование использует кроме чисто административных инструментов и рычагов такие как запрет, разрешение, принуждение, и такие экономические рычаги как финансирование - централизованное распределение бюджетных инвестиций, субсидии, санации, субвенции, дотации, трансфертные платежи некоторым территориям, субъектам, создание государственных объектов. В тоже время, косвенное регулирование осуществляется через установление жестких норм, стандартов, пошлин, квот и лицензий, а не только через применение экономических инструментов - налогов, льгот, ставок процентов по кредитам, операций на рынке ценных бумаг, заказы и контракты на поставку и выполнение работ для государственных нужд, участие в управлении через конкретную долю акций и т.д.

В реальной хозяйственной практике каждый из регуляторов используется не только сам по себе, но и во взаимной увязке и сочетании с другими, будь то экономический либо административный рычаг, имея либо широкий круг, либо ограниченную сферу воздействия, постоянно изменяя не только свои количественные параметры, но и целевую направленность, решаемые тактические задачи, корректируя место и роль каждого из регуляторов.

Множественность и разнообразие регуляторов, разная результативность их применения в разных сферах, сложность адаптации к быстро изменяющимся условиям, необходимость обеспечения комплексности и взаимосвязанности всех мер воздействия на экономику обуславливают исключительно высокую сложность государственного регулирования экономики. (Приложение 2. Схема государственного регулирования экономики)

Для решения многочисленных задач, стоящих перед государством в сфере экономики, в распоряжении государства имеется широкий набор инструментов.

Основные инструменты государственного регулирования:

Фискальная политика

Важный инструмент для достижения стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неразумное применение этого инструмента превращает фискальную политику в фактор, дестабилизирующий экономику.

Денежная политика

Денежно - кредитная политика состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Государство через центральный (национальный) банк способно регулировать эмиссию и общую денежную массу, устанавливать предельные ставки банковского процента и влиять на них через учетную ставку, норму резервирования и другие нормативы, устанавливаемые центральным (национальным) банком. Предоставлять льготные займы, выпускать облигации и другие ценные бумаги. Такое регулирование способно изменять денежные потоки и накопления и, тем самым, оказывать воздействие на экономические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции.

Политика регулирования доходов

Как инструмент борьбы с инфляцией используют политику регулирования доходов («замораживание» цен и зарплаты).

Социальная политика

Социальное регулирование со стороны государства направлено на

обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержания уровня условий жизни, достойных человека.

Государственное регулирование ценообразования

Государственные мероприятия по регулированию цен бывают трех типов: законодательные, административные и судебные. Принятые Парламентом законы создают правовую основу отношений между хозяйственными субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой ценовое право. Мероприятия по регулированию цен осуществляют министерства экономики и бюджетного планирования, финансов и национальный (центральный) банк.

Внешнеэкономическое регулирование

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Отдельным самостоятельным инструментом государственного регулирования экономики является государственный сектор в экономике. Основные экономические средства - это:

регуляция учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая Национальным банком);

установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном (национальном банке);

операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

Используя эти инструменты, государство пытается изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Налоги в государственном регулировании экономики играют две роли:

это самый главный источник финансирования государственных расходов и затрат;

это инструмент регулирования. Поскольку в задачу государственных бюджетных органов входит не просто обложить налогами субъектов экономики, но и создать тонкий механизм воздействия на хозяйственное поведение.

Государство проводит политику, используя определенный арсенал методов и инструментов. Их состав и преимущества одного над другими зависят от состояния национальной экономики, фазы её реформирования и содержания целей и задач, определённых на данный период развития.

Методы государственного вмешательства в хозяйственную жизнь принято делить на две большие группы: методы прямого (административного) воздействия на экономические и социальные процессы и методы косвенного регулирования, охватывающие экономические и институциональные инструменты.

Прямое воздействие достигается административными мерами: предписаниями, запретами, разрешениями, т.е. воздействием на волю хозяйствующих субъектов. Их задача создать правовое поле, разумные рамочные условия для развития бизнеса, обеспечить относительную стабильность правил поведения, а, следовательно, доверие бизнеса к проводимой политике.

К формам реализации прямого (административного) воздействия относятся:

Размещение государственных заказов на поставку для нужд государства определённых товаров и услуг;

Выделение бюджетных средств на поддержку отдельных сфер экономики (например, аграрного сектора, малого и среднего бизнеса, реформирование ЖКХ и др.);

Установление ограничений деятельности монополий;

Лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование и установление таможенных пошлин по экспорту и импорту;

Запреты на определённые виды хозяйственной деятельности;

Установление предельного уровня цен на ограниченный круг товаров и услуг;

Установление минимального размера заработной платы, пенсий, предоставление социальных льгот для отдельных категорий граждан и т.д.

Государственное администрирование способно давать быстрый результат ввиду высокой оперативности, что особенно важно в кризисной ситуации. Однако применение административных мер должно быть дозированным, поскольку прямое вмешательство государства всякий раз создает помехи рыночному процессу, отпугивает бизнес.

Косвенное воздействие достигается через экономические и институциональные регуляторы, влияющие на определённые стороны рыночного механизма. Государство прямо не влияет на хозяйственные решения субъектов экономики, а лишь создаёт предпосылки к тому, чтобы субъекты, преследуя свои интересы, тяготели к тем решениям, которые соответствуют целям экономической политики. С их помощью государство может воздействовать на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации и централизации капитала, структуру экономики и т.д.

К числу экономических методов государственного регулирования

Финансовую (бюджетную, фискальную) политику;


Денежно-кредитную (монетарную) политику;

Прогнозирование и индикативное планирование (программирование).

Через бюджет осуществляется перераспределение доходов в пользу приоритетных направлений экономического развития тех или иных отраслей, сфер экономики, регионов. Регулируя денежную массу в обращении, центральный банк воздействует на объемы кредитования предприятий коммерческими банками, динамику цен, структуру расходов населения.

Преимущество экономических мер заключается в том, что они не нарушают рыночную ситуацию, сохраняют механизм взаимодействия спроса и предложения. Недостатком же является временной лаг. Желательные хозяйственные результаты наступают не сразу, а спустя определённое время. Экономика реагирует на косвенные методы с некоторым запозданием (реструктуризация задолженности перед бюджетом, изменение таможенных тарифов, ставки рефинансирования, нормы обязательных резервов коммерческих банков и др.).

Институциональные методы обеспечивают большую организованность и упорядоченность в деятельности экономических субъектов. Институт представляет собой преобладающий способ мышления и действия, который стал привычным для какой-либо социальной группы или обычаем для народа. К примеру, «институт права», обеспечивает защиту интересов физических и юридических лиц, судебную процедуру разрешения конфликтных ситуаций; «институт частной собственности» гарантирует имущественную принадлежность, неприкосновенность частного достояния. К институциональным методам регулирования относят деятельность саморегулируемых организаций (например, НАУФОР, АУВЕР, АРБ и др.), региональных ассоциаций социально-экономического сотрудничества (например, ассоциации «Северный Кавказ», «Большая Волга» и др.), союзов предпринимателей (например, РСПП, региональных торгово-промышленные палат и т.д.), обществ защиты прав потребителей и т.д., которым государство делегирует часть своих полномочий и регулирующих функций и к мнению которых прислушивается, разрабатывая и реализуя экономическую политику.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике.

Высшая форма государственного регулирования экономики — это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики.

Основные экономические инструменты — это:

1) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);

2) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые страны обязаны хранить в центральном банке;

3) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг , такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремиться изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и, особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами, действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени в государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в государственном регулировании экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.

Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам. Государственный сектор существовал во многих странах задолго до развития капитализма, включая почту, частично транспортную службу, изготовление оружия и др. По мере становления системы государственного регулирования экономики государство строило, выкупало у частных собственников хозяйственные объекты, главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было всегда выгодно и необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала . В одних странах государственный сектор возник в основном в результате национализации ряда отраслей и предприятий (во Франции, Италии, Великобритании, Австрии), в других государство строило либо приобретало разоряющиеся хозяйственные объекты (в США , Швеции, Японии). В первой группе стран доля государственного сектора в национальном богатстве выше, чем во второй. Значительная часть государственного сектора — это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть — государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции , а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора — это пакеты акций смешанных частно — государственных компаний.

Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства.

Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования.

Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал и др.

Однако имеются и специальные инструменты непосредственного воздействия на хозяйственные связи с заграницей. Это, в первую очередь, меры стимулирования экспорта товаров , услуг, капиталов, научно-технического и административного опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных ограничений, изменение пошлины во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение условий его функционирования, качественная селекция (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы капитала, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях , интеграционных государственных объединениях.

Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться в различных целях, в различных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования экономики в конкретный период.