Валютное законодательство. Штрафы за нарушение валютного контроля

Валютная политика России направлена, в т.ч., на обеспечение нормального оборота валюты внутри нашей страны, устойчивости российской валюты — рубля, привлечение иностранного капитала и т.д. Нормами российского законодательства установлен ряд правил, запретов и ограничений, составляющих основу регулирования в этой сфере правоотношений. Установлена государством и ответственность за нарушение валютного законодательства. Составы нарушений и виды соответствующей ответственности рассмотрим в данной статье.

Нарушение валютного законодательства

Ситуация вторая. Российский институт взимает плату за участие в конференции. Нерезидент — представитель иностранного ВУЗа внес плату в кассу института, минуя уполномоченный банк. Подобная ситуация не является нарушением валютного законодательства, т.к. в данном случае плату внесло физическое, а не юридическое лицо, что допускается (Постановление ФАС ДВО от 05.09.2008 по делу N А51-5126/200820-90).

Уголовная ответственность за нарушение валютного законодательства

За преступления в рассматриваемой сфере правоотношений помимо штрафов предусмотрены и более суровые меры ответственности.

Часть 1 статьи 193 УК РФ за невыполнение обязанности по зачислению валюты на счет в уполномоченном банке и другие нарушения в рассматриваемой сфере правоотношений, совершенные в крупном размере (т. е. свыше девяти миллионов рублей), предусматривает такие виды ответственности, как:

  • штраф;
  • принудительные работы;
  • лишение свободы.

Частями 1.1 и 2 указанной статьи установлены квалифицирующие признаки.

Таким образом, властные полномочия государства в рассматриваемой сфере правоотношений реализуются, в т.ч., через применение различных мер ответственности к нарушителям.

Регулирование операций с валютой осуществляется законом «О валютном регулировании и контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ. Контрольные функции возложены на Центробанк и Правительство РФ. Информация может поступать в контролирующие органы через агентов – банки. При выявлении неправомерных действий в сфере валютного обращения госорганы вправе инициировать назначение наказаний. Санкции могут применяться как к резидентам, так и к нерезидентам.

КоАП РФ: штрафы за нарушение валютного контроля

Ответственность за валютные правонарушения относят к сфере действия КоАП РФ и УК РФ. Выбор конкретных санкций зависит от степени тяжести проступка и суммы причиненного противоправными действиями ущерба. Систему административных взысканий регламентирует КоАП РФ в ст. 15.25.

Возможные штрафы по валютному контролю в соответствии с КоАП систематизированы в следующей таблице:


Форма наказания

Операции с иностранной валютой в обход специальных счетов в кредитных организациях

Штраф в размере от ¾ до полной суммы сделки (ИП и граждане), или 20 000-30 000 руб. (должностные лица) (п. 1 ст. 15.25 КоАП)

Нарушение срока уведомления об открытии или закрытии заграничных счетов (либо смене реквизитов по ним), или несоблюдение формы оповещения

    Если в роли правонарушителя выступает физическое лицо, взыскание будет равно 1000 – 1500 руб.;

    для должностных лиц – 5000-10 000 руб.;

    для юрлиц штрафная санкция может быть назначена в размере 50 000 – 100 000 руб. (п. 2 ст. 15.25 КоАП)

Непредставление контролирующему органу (ИФНС) информации об открытии или закрытии заграничных валютных счетов (или изменении их реквизитов)

    Физические лица должны заплатить в бюджет штраф в сумме 4000 – 5000руб.;

    для юридических лиц предусмотрено взыскание 800 000 – 1 000 000 руб.;

    если виновным в правонарушении признано отдельное должностное лицо, взыскание составит 40 000 – 50 000 руб. (п. 2.1 ст. 15.25 КоАП)

Неисполнение резидентом обязанности по получению в установленный срок на свои счета денег за переданные нерезидентам товары (выполненные работы и т.п.), несоблюдение правил возврата уплаченной нерезидентам валюты за не ввезенные в РФ ценности (не оказанные услуги и т.п.).

Штрафная санкция выводится за каждый день задержки возврата валютных средств в РФ. Величина взыскания для юрлиц и ИП за каждый день просрочки рассчитывается путем перемножения текущей ставки рефинансирования с коэффициентом 1/150 и суммой, возвращенной с опозданием.

Если возврат не был произведен, сумма штрафа равна ¾ или полной сумме невозвращенных средств.

На должностное лицо за допущение правонарушения будет наложен штраф в фиксированной сумме – от 20000 до 30000 руб. (п.п. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП)

Необеспечение резидентом условий для зачисления рублевой части поступлений (в размере, определяемом Правительством РФ) на его счета, в т.ч. заграничные, по внешнеторговым договорам, для которых необходимо составление паспорта сделки

Для ИП и юридических лиц штрафы по валютному контролю составят 40 000-50 000 руб.

Для должностных лиц действует штраф 20 000-30 000 руб. (п. 4.1 ст. 15.25 КоАП)

Повторное привлечение к ответственности за аналогичные проступки должностного лица (по п. 1, 4, 4.1 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ)

Дисквалификация на период от 6 до 36 месяцев (п. 5.1 ст. 15.25 КоАП)

Несоблюдение сроков представления отчетов и подтверждающих документов по валютным операциям, движению валютных средств по заграничным счетам

    Если сроки подачи документации нарушены не более чем на 10 дней, физические лица платят штраф в размере 300-500 руб., юридические лица в сумме 5000-15 000 руб. (п. 6.1 ст. 15.25 КоАП);

    при нарушении сроков на 10-30 дней, штраф по физическим лицам возрастает до 1000-1500 руб., должностным лицам – 2000-3000 руб., по предприятиям – 20 000-30 000 руб. (п. 6.2 ст. 15.25 КоАП);

    при более длительных задержках взыскания гражданам назначаются в размере 2500-3000 руб., должностным лицам – 4000-5000 руб. юридическим лицам – 40 000-50 000 руб. (п. 6.3 ст. 15.25 КоАП)

Несоблюдение порядка подачи отчетности по операциям с валютой, порядка представления отчетности и подтверждающих документов по заграничным счетам, оформление паспортов сделок с нарушениями, несоблюдение сроков хранения отчетности, подтверждающих и учетных документов по валютным операциям, паспортов сделок

    Штраф для физлиц – 2000-3000 руб.; для компаний – 40000-50000 руб.; для должностных лиц 4000-5000 руб. (п. 6 ст. 15.25 КоАП);

    повторное совершение правонарушения влечет наложение штрафа на граждан 10000 руб.; на должностных лиц – 12000-15000 руб.; на юрлиц – от 120 000 до 150 000 руб. (п. 6.4 ст. 15.25 КоАП);

    повторное несоблюдение порядка отчетности о движении денег по заграничным счетам и подачи подтверждающих документов наказывается штрафом 20 000 руб. для физлиц; 30 000-40 000 руб. для должностных лиц; 400 000-600 000 руб. для юрлиц (п. 6.5 ст. 15.25 КоАП)

Штрафы за нарушение валютного контроля предусмотрены только КоАП РФ. Если подобные нарушения привели к крупному ущербу, к субъектам хозяйствования применяются нормы уголовного права. Они предусматривают принудительные работы и разные сроки лишения свободы в зависимости от степени тяжести проступка, количества вовлеченных в незаконную операцию лиц и т.д.

Изменения валютного законодательства коснулись и санкций за его несоблюдение.

Напомним, что закон № 325-ФЗ вступает в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 14.11.2017 г.). Поэтому новации начнут действовать с 14.05.2018 г.

Ужесточение административной ответственности

Законом №325-ФЗ введена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, а также за совершение правонарушений, связанных с репатриацией денежных средств, для должностных лиц организаций (выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции руководителей и других работников).

Напомним, что в настоящее время за правонарушения, предусмотренные п.1 ст.15.25 КоАП, устанавливается наказание в виде штрафа, налагаемого на граждан, должностных и юридических лиц в размере от 3/4 до 1 размера суммы незаконной валютной операции.

А за правонарушения, предусмотренные п.4 и п.5 ст.15.25 КоАП, также предусмотрена ответственность только в виде штрафа, налагаемого на должностных и юридических лиц. При этом административная ответственность в отношении должностных лиц применяется только к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Практика показывает, что указанная санкция малоэффективна, поскольку не препятствует недобросовестным лицам становиться учредителями новых юридических лиц, создаваемых для совершения противоправных действий.

Важно!

Законом №325-ФЗ расширено понятие должностного лица, что позволит привлечь к ответственности руководителей организаций.

За осуществление незаконных валютных операций, а также за совершение правонарушений, связанных с репатриацией денежных средств, законом №325-фз устанавливаются отдельные административные наказания:
  • на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 3/4 до 1 размера суммы незаконной валютной операции;
  • на должностных лиц - от 20 тыс. до 30 тыс. рублей (п.1 ст.15.25 КоАП РФ).
Таким образом, штраф в размере от 3/4 до 1 размера суммы незаконной валютной операции распространяется и на ИП.

А невыполнение резидентом по обеспечению получения на свои счета, открытые в уполномоченных банках, и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории РФ, по внешнеторговым контрактам, для которых предусматривается оформление паспорта сделки, валюты РФ в доле, определяемой Правительством РФ, влечет наложение административного штрафа:

  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 40 тыс. до 50 тыс. рублей;
  • на должностных лиц - от 20 тыс. до 30 тыс. рублей (п.4.1 ст.15.25 КоАП РФ).

Судебная практика применения КОаП за нарушения в области валютного законодательства

В случае привлечения к административной ответственности следует учитывать сроки давности за соответствующие правонарушения.

Федеральным законом от 05.04.2016 г. №89-ФЗ «О внесении изменений в ст.4.5 КоАП РФ в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования» (вступил в силу 16.04.2016 г.) срок давности привлечения увеличен с одного года до двух лет.

При этом сроки исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. А течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока (п.1 ст.4.8 КоАП РФ).

При рассмотрении споров необходимо разграничивать действие новой и старой редакции ст.4.5 КоАП РФ.

Пример №1

При исполнении условий договора на предоставление беспроцентного займа, заключенного с ZODIPOLJS LIMITED, компания не предоставила в уполномоченный банк заявление о переоформлении паспорта сделки, документы и информацию, которые необходимы для переоформления паспорта сделки, в срок, установленный п.8.4 Инструкции Банка РФ от 04.06.2012 г. №138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением», а именно не позднее 29.01.2016 г. (пятница).

Компания просрочила указанный срок и, соответственно, была привлечена административным органом к ответственности.

Однако действовавшая на момент правонарушения редакция п.1 ст.4.5 КоАП РФ, устанавливала, что постановление по делу об административном правонарушении за нарушение валютного законодательства не может быть вынесено по истечении одного года со дня его совершения.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации, предельным сроком исполнения обязанности по представлению документов являлось 29.01.2016 г. (пятница), вследствие чего 30.01.2016 г. (суббота) являлся пропущенным сроком и именно в эту дату правонарушение являлось совершенным. Соответственно, с 30.01.2016 г. начал исчисляться годичный срок давности привлечения к ответственности, вследствие чего привлечение к ответственности 31.01.2017 г. уже считается незаконным (Определение ВС РФ от 26.12.2017 г. №305-АД17-13725).

Немало судебных баталий в части законности применения административной ответственности разгорается по поводу переоформления паспорта сделки (например, Определение ВС РФ от 11.12.2017 г. №305-АД17-11035).

Пример №2

Компания была зарегистрирована в форме ЗАО и открыла паспорт сделки в уполномоченном банке. Впоследствии компания изменила форму на Непубличное акционерное общество, о чем внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ЗАО в части изменения наименования.

При этом паспорт сделки компания не переоформляла.

По данным основаниям административным органом был сделан вывод, что компания нарушила установленный Инструкцией №138-И срок представления документов для переоформления паспорта сделки, то есть совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена п.6 ст.15.25 КоАП РФ.

Суды трех инстанций поддержали решение об административном правонарушении. Однако Судебная коллегия отменила решение судов на основании следующего.

Изменение наименования компания в связи с приведением его в соответствие с нормами гл.4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. В рассматриваемой ситуации, изменение наименования общества с ЗАО на Непубличное акционерное общество в связи с приведением его в соответствие с нормами гл.4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование, в том числе в паспорт сделки.

Важно!

Приведенная судебная практика рассматривала действие Инструкции Банка РФ от 04.06.2012 г. №138-И, которая с 1 марта 2018 года утратит силу в связи с изданием (Указание Банка РФ от 29.11.2017 г. №4629-У).

Инструкцией №181-И не предусмотрена обязанность оформления паспорта сделки. Вместо этого банки должны вести учет экспортных контрактов.

Основу валютного законодательства образует Закон о валютном регулировании и валютном контроле, который, в частности, определяет права и обязанности резидентов в сфере валютных отношений.

Что относится к валютному законодательству в РФ?

Ключевым законодательным актом, регулирующим валютные отношения на территории РФ или за ее пределами, если в них участвует резидент РФ, является Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Согласно статье 4 173-ФЗ к валютному законодательству РФ также могут быть отнесены другие принятые в соответствии с 173-ФЗ федеральные законы.

При этом базовые принципы использования валюты на территории РФ заложены в Гражданском кодексе РФ (статьи 140 и ), который определяет рубль в качестве законного платежного средства на территории РФ, а также предусматривает возможность включения в состав договорных условий валютной оговорки. В остальном ГК РФ содержит отсылку к 173-ФЗ.

Валютное законодательство РФ в 2017 году: аспекты валютного регулирования

Последние изменения в 173-ФЗ, внесенные в июле 2016 года, относились к , и и не касались валютного регулирования.

Вопросы валютного регулирования, освещенные в 173-ФЗ в актуальной редакции:

  • возможности и условия проведения валютных операций между резидентами и нерезидентами (), между резидентами () и между нерезидентами ().

Валютные операции между резидентами преимущественно запрещены за исключением отдельных предусмотренных 173-ФЗ случаев. По операциям между нерезидентами, а также между резидентами и нерезидентами имеются отдельные ограничения;

  • порядок купли-продажи иностранной валюты (и номинированных в иностранной валюте чеков) ().

Ключевым требованием является проведение таких операций исключительно через уполномоченные банки;

  • порядок открытия (и ведения) резидентами счетов в банках, находящихся за пределами РФ (), и нерезидентами в банках, находящихся на территории РФ ();
  • вопросы осуществления резидентами отдельных валютных операций ();
  • порядок ввоза и вывоза через границу РФ валюты, валютных ценностей, внутренних ценных бумаг ().

Валютное законодательство и валютный контроль в РФ

Порядок валютного контроля в РФ определен главами 3 и 73-ФЗ.

Органами валютного контроля выступают Банк России (в отношении кредитных организаций и НФО) и уполномоченные Правительством РФ ФОИВ (в отношении остальных организаций). Также в отношении второй группы организаций валютный контроль осуществляют агенты валютного контроля (в первую очередь уполномоченные банки).

Права и обязанности субъектов валютного контроля представлены в статье 23 173-ФЗ .

Участники валютных операций на территории РФ обязаны вести учет по проводимым валютным операциям и предоставлять учетную информацию и необходимые документы органам (и агентам) валютного контроля, а также выполнять их предписания. Они вправе знакомиться с актами проводимых в их отношении проверок и обжаловать решения органов (и агентов) валютного контроля.

Порядок предоставления документов и учетной информации, касающейся проводимых валютных операций, предусмотрен Инструкцией Банка России от 04.06.2012 N 138-И .

В случае нарушения требований валютного законодательства для участников валютных операций предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 15.25 КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с учетом изменений).

В соответствии с Конституцией России валютное регулирование и валютный контроль относятся к полномочиям федеральных властей. Правовую основу для этого создает одноименный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ .

Валютное регулирование и валютный контроль 2017 года

Основные цели валютного регулирования обозначены в 173-м законе . К ним относятся:

  • обеспечение устойчивости национальной валюты;
  • стабильность внутреннего валютного рынка.

Для реализации этих целей государство принимает и реализует комплекс мер, которые могут быть более или менее жесткими в зависимости от экономической обстановки в стране. Так, в новейшей истории России начиная с 90-х годов, когда одним из приоритетов валютной политики было обозначено стремление к конвертируемости российской валюты, государство использует различные методы валютного регулирования. Условно эти методы можно разделить на 2 основные группы:

  • экономические (валютные интервенции Банка России, повышение и понижение ставки рефинансирования и другие);
  • административные (валютные ограничения, препятствующие оттоку валютного капитала из страны).

До принятия нового валютного закона в 2003 году валютное регулирование в РФ осуществлялось с применением большого количества валютных ограничений. В отношении многих валютных операций действовал разрешительный порядок их совершения, когда для того, чтобы осуществить операцию, необходимо было получать разрешение Банка России.

После принятия нового валютного закона меры валютного регулирования значительно изменились. Вместо ранее действовавшего разрешительного порядка осуществления валютных операций появились требования резервирования, осуществления операций с использованием специальных счетов. Таким образом, в целом произошла значительная либерализация валютного режима. В дальнейшем в 2006 году прекратили действовать и эти меры, также было отменено требование об обязательной продаже валютной выручки, а государство перешло преимущественно к экономическим методам валютного регулирования.

Вместе с тем ослабление валютного режима не означает, что оно будет иметь перманентный характер. В зависимости от политической и экономической обстановки, состояния валютного рынка государство может ввести валютные ограничения снова. Однако для этого потребуется внесение изменений в валютный закон. Сами же органы валютного регулирования, к которым относятся Правительство и Банк России, не могут выйти за рамки закона и установить какие-либо не предусмотренные им ограничения.

В 2017 году также продолжают действовать запреты и ограничения по совершению ряда операций. Закон запрещает операции с валютными ценностями между резидентами страны. При этом в законе приводится перечень исключений из этого правила (например, допускаются оплата в валюте в магазинах беспошлинной торговли, выплаты в валюте по внешним ценным бумагам, кредитные и заемные операции, переводы на счета за рубеж и т.д.). Установлены ограничения по суммам переводов в иностранной валюте. Валютно-обменные операции допускаются только через уполномоченные банки. Сохраняется требование репатриации (возврата) валютной выручки.

Реализацию этих и других требований и правил валютного законодательства обеспечивают органы и агенты валютного контроля, которые осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль. В 2017 году к таким органам относятся Банк России, ФТС и ФНС. Росфиннадзор, который также осуществлял полномочия по контролю в валютной сфере, в 2016 году был упразднен, а его полномочия перешли к ФНС и ФТС.