Туркмения: уровень жизни. Туркмения глазами иностранца. Экономика туркмении

Отправить другу

Особенности туркменской экономики определяются несколькими факторами. Во-первых, это наличие больших запасов природных ресурсов. Во вторых, страна имеет закрытый тип экономики: иностранные инвесторы допускаются лишь в сложные для добычи месторождения. В-третьих, Туркменистан географически замкнутое пространство: не имеет выходов к морю и окружено государствами, политическая ситуация в которых затрудняет продвижение туркменских углеводородов на мировой рынок. До конца 2009 г. основным экспортером туркменского газа выступала Россия, через трубопроводы которой он поступал на европейские рынки.

Нефть потребляется внутри страны. Основными отраслями промышленности являются добыча и переработка природного газа и нефти, электроэнергетика, текстильная отрасль и строительство. Особенностью современного периода развития промышленности стал ускоренный рост перерабатывающих отраслей: химии, нефтехимии, машиностроения и металлообработки, легкой и пищевой промышленности. В сельском хозяйстве стратегическими отраслями являются хлопководство и зерноводство. В 2000-е годы начал создаваться морской торговый флот. В 2005-20010 гг. экономика страны развивалась высокими темпами.

Выпадение Туркменистана из общего ряда трансформации постсоветских государств, тем не менее не перечеркивает его развития, в том числе и очевидного прогресса в некоторых областях жизни. Оно лишь образует особый феномен, изучение которого может быть продуктивным только при условии избавления от чрезмерно политизированных подходов к анализу. Несомненно, потери были немалые, но отнюдь не катастрофичные.

Недостаточная развитость экономики Туркменистана и низкий уровень жизни большей части населения при советской власти в известной степени даже сыграл положительную роль в кризисный период распада СССР. Он смягчил социальную напряженность. Когда в других странах СНГ в массовом порядке останавливалась работа промышленных предприятий, рвались цепочки хозяйственных связей, базировавшихся на плановой экономике, и, как следствие этого, огромные массы населения лишались работы и заработка, Туркменистан был лишен этих кризисных явлений. Часть сельского населения, и раньше жившая в известной мере по укладу близкому к патриархальному натуральному хозяйству, не подверглась тотальному обнищанию. Соответственно никакой сколько-нибудь массовой политической активности в силу обострения социальной напряженности, Туркменистан так и не узнал.

В советское время внутреннее потребление природного газа было незначительным - около 10 млрд. куб. м., практически весь объем добычи либо шел на экспорт, либо использовался в качестве топлива на теплоэлектростанциях, причем две три объемов электроэнергии также экспортировалось. Избыток природного газа и электроэнергии позволили руководству Туркменистана обеспечить население республики бесплатным пользованием природным газом, а также электроэнергией и водоснабжением. Тем самым население республики было лишено тех социальных трудностей - жизни без тепла и света, которые стали обыденным явлением для многих других регионов бывшего Союза. Власти страны прекрасно понимали ценность «газового фактора», благодаря которому они не без оснований надеялись осуществить подъем и развитие экономики Туркменистана. Поэтому основной задачей во внешней политике страны стала задача обеспечения получения высоких доходов от экспорта углеводородов Туркменистана.

Первые совместные с иностранцами проекты по разработке нефтяных месторождений начали осуществляться в республике уже в 1993 г., хотя они не были полностью удачными в условиях падения добычи нефти в Туркменистане в тот период. Значительно более перспективными являются проекты с участием британской компании «Monument Oil & Gas» в разработке месторождений «Бурун», «Кызылкум» и «Каратепе». Пока добыча туркменской нефти находится на уровне, при котором серьезно нельзя обсуждать идеи строительства экспортных нефтепроводов. Однако в будущем не исключено, что с ростом нефтедобычи, эти проекты появятся. Правовой базой, регулирующей деятельность как национальных, так и иностранных нефтяных и газовых компаний служил принятый в 1996 г. закон Туркменистана «Об углеводородных ресурсах». Данный нормативный акт регулировал правоотношения, возникающие при выполнении любой деятельности, связанной с нефтеразработкой на всей территории, находящейся под юрисдикцией Туркменистана. Закон содержал регламентацию полномочий государственных органов, частных компаний и других субъектов, осуществляющих операции с нефтью и газом. Остается добавить, что законодательные гарантии инвесторам были закреплены также в законах «Об инвестиционной деятельности в Туркменистане» и «Об иностранных инвестициях в экономику Туркменистана».

Уже в последний период жизни президента Ниязова Туркменистан встал активно пытаться привлечь крупных иностранных инвесторов для осуществления проектов по добыче и транспортировке углеводородных ресурсов. Для этого, в частности, упор Ашхабадом был сделан на рекламировании весомости углеводородных ресурсов страны. После их масштабной разведки, уже в 2005 году ресурсы углеводородного сырья Туркменистана оценивались Ашхабадом в 34,5 млрд. тонн нефтяного эквивалента. Однако разведка на большей части территории республики (особенно на шельфе) только начиналась, и, возможно, подтвердятся именно надежды туркменских нефтяников. Доказанные же запасы туркменского газа (по версии Ашхабада) действительно значительны - 3 трлн. куб. м. Однако и здесь бесспорно, что на каспийском шельфе могут обнаружиться месторождения с запасами вчетверо превышающими этот показатель. Руководство же республики иногда называло цифру запасов в 50 трлн. куб. м. газа, но пока такие прогнозы не базируются на достаточно серьезных основаниях. Официальные оценки туркменской стороной были озвучены в ноябре 2005 года на международной конференции «Нефть и газ Туркменистана».

Однако при этом стоит учитывать, что российская специальная литературы во многом «подыгрывала» позиции «Газпрома», которому выгодно утверждать, что Туркменистан не располагает такими запасами газа, на которые он, тем не менее, заключает экспортные контракты с разными государствами. Тем самым читателя подводили к выводу, что для нероссийских покупателей туркменского газа его может просто не хватить. С приходом к власти президента Бердымухамедова эта проблема - отсутствие данных международного аудита стала тормозить планы нового руководства в сфере развития экономики Туркменистана. Партнеры Туркменистана все настойчивее стали добиваться установления ясности с запасами углеводородов республики. Поэтому в Ашхабаде были вынуждены отойти от прежней практики.

Со сменой главы государства в конце 2006 года Ашхабад не изменил сколько-нибудь принципиально ни стратегию, ни тактику в нефтегазовой сфере. Он лишь немного подкорректировал их. По-прежнему власти Туркменистана заявляют об огромных запасах углеводородов. В тоже время новый президент Туркменистана способствовал принятию 20 августа 2008 года нового закона «Об углеводородных ресурсах» . Этот акт призван обеспечить более эффективное использование природных богатств страны.

Подводя промежуточные итоги в экономической сфере Туркменистана, как базе, на развитии которой строится внешняя политика данного государства, отметим, что туркменское политическое руководство стремилось проводить в целом не такую уж неразумную политику, как об этом принято было писать в мировой прессе. Президент Ниязов, равно как и его преемник, - президент Бердымухамедов поставили перед собой цель: модернизировать экономику Туркменистана и последовательно шли по этому пути. Конечно делал президент Ниязов это подчас отнюдь не рыночными, а тоталитарными средствами. Но, если быть объективным, то подобным образом в истории поступали многие национальные лидеры.

Достаточно привести пример того же Китая периода правления Мао. Тогда власти этой страны тоже натворили многое из того, что решительно осуждается экспертами: гоняли воробьев, которые, по мнению Мао, были бесполезны и даже вредны, затем вредной объявили интеллигенцию, пропустив ее через кошмар культурной революции. В экономике устраивали один эксперимент за другим - например, директивно обязали в каждой деревне плавить металл. Но ведь в конце-концов, пройдя через это, Китай преобразился. И в этом, как сегодня считают китайцы, есть немалая доля заслуг председателя Мао, а не только Ден Сяо Пина.
С нашей точки зрения нечто подобное можно сказать и о президенте Ниязове: он создал условия для дальнейшей модернизации Туркменистана. Он не разрушил экономику республики, а укрепил ее.

Оценки перспектив развития экономики Туркменистана, данные руководством страны и международными экспертами, совпадают. И те, и другие достаточно позитивно оценивают возможности экономики Туркмении и развития ее экономического роста. По оценкам МВФ, в 2011 г. ожидается постепенное мировое экономическое оживление, особенно в странах-экспортерах энергии, связанное с глобальным ростом спроса на энергоносители. Экономика Туркменистана базируется на добыче, переработке и экспорте углеводородов и имеет достаточные шансы не только сохранить экономические позиции, но и преумножить их, тем более что в конце 2009 г. ей удалось диверсифицировать транспортировку природного газа, добываемого на территории страны.

В распространенном заявлении заместителя директора-распорядителя МВФ Н. Шинохары по итогам его визита в Ашхабад говорится: «Прогнозируются значительные темпы роста экономики Туркменистана, и ожидается сохранение положительного сальдо бюджета». Другой международный финансовый институт - Азиатский банк развития - также дает положительный прогноз экономического развития страны в ближайшей перспективе. Рост ВВП Туркменистана в 2011 г., по оценкам экспертов банка, составит 6,5%. Озвученная президентом Г. Бердымухамедовым в мае 2010 г. «Экономическая стратегия Туркменистана» нацелена на эффективную интеграцию экономики в мировую экономическую систему.

При этом основные финансовые поступления в национальный бюджет для выполнения экономической стратегии будут из ТЭК страны. Туркменское правительство заявило, что в 2011 г. иностранные инвестиции в энергетический сектор, обслуживаемый совместными предприятиями, возрастут на 46% - до 4,1 млрд долл. с 2,8 млрд долл. В 2009 г. Партнерами Туркменистана в этой сфере являются лондонская компания Dragon Oil и китайская государственная компания CNPC. Аналитики считают, что приток иностранных инвестиций в страну ограничен тем, что правительство страны предлагает иностранным компаниям лишь рискованные шельфовые месторождения, сохраняя свои права на разработку более прибыльных блоков на суше.

Туркменистан еще с начала века начал политику диверсификации своих газовых коммуникаций. Еще более интенсивно эта тенденция проявилась в середине 2009 г., после серьезнейших потерь из-за прекращения Россией импорта сырья более чем на полгода. Из-за этого была резко снижена добыча, законсервировано около 150 скважин. Намерение Ашхабада к 2015 г. довести объем газового экспорта до 125 млрд куб. м (увеличив его на 150% по сравнению с 2008 г.) эксперты оценивают как нереалистичное.

Туркменистан – одна из самых закрытых стран мира. Каких-либо официальных данных и статистики о жизни этого государства в свободном доступе практически нет. Поэтому представление о состоянии экономики Туркменистана основано на оценках иностранных аналитиков, является весьма примерным и, возможно, далеким от истины.

Официальный источник данных – государственный комитет Туркменистана по статистике – на своем сайте публикует весьма скудные сведения о состоянии экономики страны. Здесь не найдешь практически никаких цифр, характеризующих социально-экономическое положение. Данных о размере ВВП нет. Имеются сведения лишь о том, что его прирост, начиная с 2007 года по настоящее время, всегда имеет положительное значение, примерно в районе 10 процентов ежегодно к показателю прошедшего года.

Всемирный банк ставит в рейтинге стран по ВВП ставит Туркменистан в 2015 году на 85 место (из 193 возможных) и указывает, что его ВВП равнялось почти 89 млрд долларов США. Международный валютный фонд по объему ВВП в 2015 году ставит Туркменистан на 84 место и указывает величину ВВП, равную 88.6 млрд долларов США. Близкая оценка размера ВВП Туркмении дается и во Всемирной книге фактов ЦРУ.

Эта небольшая страна по запасам природного газа занимает 4-е место в мире, обладая вторым по величине газовым месторождением (Южный Иолотань). Имеются также богаты запасы нефти. Кроме нефти и газа, в Туркмении имеются значительные запасы серы, йода, брома, мирабилита, свинца, разнообразного сырья для строительно-отделочной промышленности.

Основой экономики Туркменистана в настоящее время является топливно-энергетический комплекс, в состав которого входят нефте- и газодобывающая, а также нефтеперерабатывающая отрасли, именно они и приносят основные валютные поступления и составляют основу внешнего товарооборота.

По различным оценкам (ОПЕК, независимого американского агентства ЕIA, британского нефтяного гиганта ВР) Туркмения ежедневно добывает около 200-260 тыс. баррелей нефти (28-36 тыс. тонн) и ежегодно - около 70 млрд кубометров газа, находясь по уровню добычи на 11 месте в мире.

Планы Туркменистана на дальнейшее развитие этой отрасли грандиозны. Так, согласно программе развития нефтегазовой промышленности Туркменистана на период до 2030 года предусматривается увеличение к 2030 году добычи нефти до 110 млн. тонн, а природного газа - до 250 млрд. куб. метров в год.
Для достижения этих целей правительством Туркменистана предпринимаются меры к привлечению в данную отрасль народного хозяйства иностранных инвестиций. О точном размере иностранных капиталовложений в экономику страны официальная информация отсутствует. По сообщению некоторых СМИ размер иностранных инвестиций в нефтегазовую отрасль в 2014 году составил около 10 млрд долларов США и продолжает расти. Вполне возможно, это соответствует действительности, поскольку Туркменистан действительно наращивает объемы нефте- и газодобычи из года в год.

Ввиду того, что в Туркменистане распространено хлопководство, развитой является текстильная промышленность. Имеются на территории страны предприятия химической, металлургической промышленности, а также развивается прикаспийское судостроение.

Электроэнергетическая отрасль представлена девятью теплоэлектростанциями, работающими на природном газе, и одной гидроэлектростанцией. Страна полностью обеспечивает себя электрической энергией и даже экспортирует ее в Иран, Турцию и другие страны. До недавнего времени для населения в пределах установленного лимита она была бесплатной.

Развита в Туркменистане и сельскохозяйственная отрасль экономики. Ведущей сельскохозяйственной отраслью является хлопководство, также высокоразвито зерноводство – производство пшеницы, риса. Имеются хозяйства, занимающиеся садоводством, бахчеводством, овощеводством. Животноводство представлено главным образом коневодством (Туркмения – родина ахалтекинских скакунов), овцеводством и верблюдоводством, производство крупного рогатого скота менее развито.

На территории Туркменистана имеются древнейшие памятники истории, культуры и археологии, протяженное побережье Каспия пригодно для пляжного отдыха. Правительство Туркменистана отчитывается о растущем потоке иностранных туристов. Однако, на деле получить визу в Туркменистан практически невозможно, и даже в случае ее успешного получения посещение страны связано со многими трудностями, вызванными различными запретами и ограничениями для иностранных туристов (запрет находиться вне отеля после 22 часов, посещать жилища местных жителей, даже если это родственники или друзья, менять место проживания, отклоняться от маршрута путешествия, одобренного при получении визы, самостоятельно и свободно передвигаться по стране без сопровождения сотрудников спецслужбы и другие).

Бюджет Туркменистана является дефицитным. В 2015 году доходы составили 102 800,8 млн. манатов (29 400 млн $), расходы - 106 200,8 млн. манатов (30 400 млн $). Но на 2016 год также запланирован бюджет с дефицитом. По плану в 2016 году доходы составят 102 478,5 млн. манатов (29 300 млн $), а расходы – 104 878,5 млн.манатов (30 000 млн $)

Сведения о государственном внешнем долге противоречивы. Официальные власти утверждают, что он отсутствует. Согласно данным книги фактов ЦРУ, государственный внешний долг Туркменистана в 2009 году составил 5 млрд долларов США, что составило 31 процент ВВП.
По данным Международного валютного фонда внешний долг Туркменистана в 2011 году составлял 20.5 процентов ВВП, то есть примерно 9 млрд долларов США. В 2012 года по оценкам МВФ эта сумма стала равняться уже 13 млрд (почти 27 процентов ВВП).

Сведения об уровне инфляции (индексе потребительских цен) – одни из немногих, имеющихся в открытом доступе на официальном сайте Госкомстата Туркменистана.
Сведения приведены в таблице ниже.

Год / значение по сравнению с тем же периодом прошлого года (%)

2015 - нет данных
2014 - 104,42
2013 - 104,02
2012 - 107,81
2011 - 105,6
2010 - 104,77
2009 - 100,11
2008 - 108,85
2007 - 108,72

Курс национальной валюты – маната – приведен в таблице ниже.

Год / абсолютное значение (манатов за 1 доллар США)

Август 2016 - 3,5
2015 - 3,40
2014 - 2,85
2013 - 2,85
2012 - 2,85
2011 - 2,85
2010 - 2,85

Как видно из таблицы, курс остается неизменным на протяжении долгого времени, поскольку волевым решением главы государства жестко зафиксирован, а не устанавливается рынком на основе спроса и предложения.

Оценки перспектив экономического развития Туркменистана противоречивы и подчас противоположны. Оппозиционные СМИ, запрещенные в стране, заявляют об экономическом спаде, падении уровня жизни населения. Правительство Туркмении всегда в официальных заявлениях указывает, что в стране во всех сферах, в том числе в экономике, все прекрасно.
В 2015 году Туркменистан посетила делегация МВФ. По итогам визита был сделан доклад, согласно которому отмечен впечатляющий рост экономики, что дало возможность независимым международным экспертам дать благоприятные прогнозы на экономическое развитие в будущем. Очень хочется надеяться, что такие благоприятные прогнозы в будущем осуществятся.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

Статистика Рост ВВП 7.5% ВВП на душу населения $ 5,700 (2004 год) ВВП за секторами сельское хозяйство (28,5%),
промышленность (42,7%),
услуги (28,8%%) (по состоянию на 2004) Инфляция (ИПЦ) 3,5% (2004 год) Рабочая сила 2.32 млн. чел. Безработица 60% (2004 год) Внешняя деятельность Импорт Россия 14%,
Украина 13,8%,
США 11,1%,
ОАЭ 8,1%,
Турция 8%,
Германии 6,8%,
Франции 4,6% (на 2004) Государственные финансы

Туркменистан - индустриально-аграрная страна. Основные отрасли промышленности: нефтегазодобывающая и нефтеперерабатывающая, машиностроительная и металлообрабатывающая, пищевая, легкая. Транспорт-автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, морской, речной. Гл. порт: Туркменбаши. Международное аэродром - в Агабади.

По данным : ВВП - $ 2,3 млрд. Темп роста ВВП - 5%. ВВП на душу населения - $ 486. Прямые зарубежные инвестиции - $ 2,7 млн. Импорт - $ 69 млн. (г.ч. Украина - 16%; Турция - 13%; РФ - 11%; Германия - 6,9%; США - 6,4%) . Экспорт - $ 26,2 млн. (г.ч. Иран - 24%; Турция - 18%; Азербайджан - 6,9%; РФ - 4,7%; Таджикистан - 4,5%).

В течение советского периода Туркменская ССР была источником сырья (главным образом хлопка и энергоносителей), которое отправлялось в другие советские республики для переработки. К концу 1991 Туркменистан никогда не вел самостоятельной торговли с другими странами. В середине 1990-х годов правительство активизировало внешнеэкономическую деятельность в таких секторах, как легкая и пищевая промышленность, разведка и разработка энергетических ресурсов.

В 1994 инфляция превысила 2400%, а ВНП снизился за тот же период на 50%. Только в 1995 правительство начало проведение умеренных реформ по перестройке и развитию экономики. В результате уровень инфляции снизился до 100% в год, но спад экономики только замедлился. К концу ХХ в. в республике проведена ограниченная приватизация, в основном в сфере услуг. Промышленность, сельское хозяйство, энергетический сектор, транспорт и коммуникации находятся г.ч. в руках правительства. В 1991 трудовые ресурсы республики составляли 1,9 млн. чел., Из них 0,3 млн. безработных.

Важнейшим фактором экономического развития Туркменистана являются водные ресурсы, контролируемые министерством мелиорации и водных ресурсов. В его ведении находятся Каракумский канал, 44 районных и 5 областных управлений оросительными системами, более 6 тыс. км оросительных каналов, сотни насосных станций и множество других гидротехнических сооружений. Эффективность их водопользования низка. Для ее повышения правительство в 1993 ввел плату за воду. Полученные средства планировалось направить на нужды перестройки сельского хозяйства. Большая часть пахотных земель Туркменистана, площадь которых составляет почти 810 тыс. га, используется для выращивания хлопчатника. Из других культур выращиваются кукуруза, дыни, виноград и овощи. Несмотря на различные планы передачи земель фермерам, сельское хозяйство в основном остается в государственном секторе экономики. Важную роль играет животноводство - разведение каракулевых овец, тонкорунных коз, верблюдов и племенных лошадей. В 1996 в Туркменистане было сделано 111,2 тыс. т мяса, 754,8 тыс. т молока и 273,1 млн. штук яиц на душу населения составило 24,2 кг мяса (при потреблении 42 кг) , 164 кг молока (при потреблении 185 кг) и 54,6 штук яиц. В 1997 в коллективных и индивидуальных хозяйствах страны насчитывалось 1155,6 тыс. голов крупного рогатого скота (против 829 тыс. в 1991), 6138,2 тыс. овец и коз (5477 тыс.), 105,6 тыс. верблюдов (86, 7 тыс.), 38,7 тыс. свиней (267 тыс.), 4975 тыс. голов домашней птицы (7393 тыс.). Ведущее место принадлежит традиционной отрасли животноводства - овцеводству, на долю которого приходится ок. 30% валовой продукции этой отрасли сельского хозяйства. За последние 10 лет ХХ ст. поголовье овец увеличилось на 33%, производство баранины - на 57%, а настриг шерсти на 22%.

Промышленное развитие замедляется из-за сокращения рынков сбыта в странах СНГ и непредсказуемых скачков мировых цен на сырье. Как и в других секторах народного хозяйства, правительство ищет выход в сотрудничестве с иностранными компаниями с целью модернизации производства. Однако не устранены бюрократические сложности таких контрактов в Туркменистане. Фактически развитие происходит главным образом в нефтяной промышленности и строительстве.

Производство электроэнергии в стране выросло с 12,8 млрд. кВт? ч в 1988 до 13,1 млрд. кВт? ч в 1992.


См.. также


Примечания

Источники

? о ? Экономика стран мира
Европа
Азия
Африка

Алжир ? Ангола ? Бенин? Ботсвана ? Буркина Фасо ? Бурунди? Габон ? Гамбия? Гана ? Гвинея ? Гвинея-Бисау? Джибути? Экваториальная Гвинея? Эритрея? Эфиопия ? Египет ? Демократическая Республика Конго ? Замбия ? Западная Сахара? Зимбабве ?

(номинальный)

31,34 млрд (2002) Внешняя торговля Государственные финансы Если не оговорено иное, все цифры даны в долларах США

Экономические перемены в стране последовали сразу же после провозглашения независимости. В 1994 году инфляция превысила отметку в 2400 %, а валовой национальный продукт снизился за тот же период на 50 %. Только в 1995 году правительство приступило к проведению умеренных реформ по перестройке и развитию экономики. В итоге уровень инфляции снизился до 100 % в год, однако искусственно поддерживавшийся курс туркменского маната и различные трудности для иностранных инвесторов и кредитных организаций, таких как Всемирный банк и МВФ, привели к дальнейшему спаду экономики в 1998 году .

Внутренний валовой продукт Туркменистана на 2002 год составил 31,34 млрд долл. При этом индустрия составляет 50 %, сельское хозяйство - 27 %, а прочие службы - 23 %.

В Туркмении проведена ограниченная приватизация, в основном в сфере услуг. Промышленность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт и связь, по-прежнему, в основном, составляют государственный сектор. В результате многие государственные услуги остаются бесплатными и зависят от субсидий.

В 1991 году трудовые ресурсы Туркменской ССР составляли 1,9 млн человек, из них 0,3 млн безработных. После провозглашения независимости рынок рабочей силы подвергся сильным изменениям во всех отраслях народного хозяйства.

Важнейшим фактором экономического развития являются водные ресурсы, контролируемые министерством водных ресурсов. В его ведении находятся Каракумский канал (Каракумская река), 44 этрапских (районных) и 5 велаятских (областных) управлений оросительными системами, более 6 тыс. км оросительных каналов, сотни насосных станций и множество других гидротехнических сооружений. Эффективность водопользования исключительно низка. Для ее повышения правительство в 1993 ввело плату за воду. Полученные средства предполагалось направить на нужды перестройки сельского хозяйства. Однако впоследствии плата была отменена.

Энергетика

Располагая большими запасами природного газа (15-20 трлн куб. м) и нефти (1,5-2,0 млрд т), Туркменистан является одним из важных экспортеров топливных ресурсов. Однако проблемы транспортировки и разведки осложняют развитие этого сектора экономики, формирующего примерно 70 % валового национального продукта. Энергопроизводство тоже пострадало от изменений в экономике, связанных с распадом СССР. Производство нефти составило 5,2 млн т в 1992 году против 5,7 млн т в 1988 году . Добыча натурального газа и газоконденсата составила 60,1 млрд м³ в 1992 году против 88,3 млрд м³ в 1988 году . Однако производство электроэнергии выросло с 12,8 млрд кВт·ч в 1988 году до 13,1 млрд кВтЧч в 1992 году . Открытие на юго-западе страны крупных запасов природного газа (2,8 трлн куб. м) заставило правительство обратить внимание на необходимость централизованного управления нефтегазовой промышленностью и энергетикой страны, что было реализовано в рамках одного министерства. Были созданы также совместные предприятия с иностранными фирмами для эксплуатации энергетических ресурсов. Правительство Туркменистана сотрудничает с Ираном и Турцией, чтобы наладить транспортировку нефти и газа на мировой рынок через территории этих стран.

Промышленность

К основным отраслям промышленности относятся очистка и переработка нефти и природного газа; производство стекла, тканей (в основном, хлопчатобумажных) и одежды; пищевая промышленность. Развитие промышленность замедляется из-за сокращения рынков сбыта в странах СНГ и сильных скачков мировых цен на сырье. Как и в других секторах экономики, правительство ищет выход в сотрудничестве с иностранными компаниями с целью модернизации производства. Однако бюрократические сложности заключения таких контрактов в Туркменистане по-прежнему не устранены. Фактически развитие происходит главным образом в нефтяной промышленности и строительстве.

Сельское хозяйство

После провозглашения независимости в большинстве отраслей объем сельскохозяйственного производства снизился по сравнению с концом 1980-х годов. В этих условиях Туркменистан вынужден импортировать продовольствие.

Бóльшая часть пахотных земель Туркменистана, площадь которых составляет почти 810 тыс. га, все еще используется для выращивания хлопчатника. В 1980-е годы Туркменистан производил более 1,3 млн т хлопка в год. Около четверти всего производимого хлопка относилось к высококачественным сортам. В настоящее время хлопковые севообороты частично заменяются зерновыми, что важно как для обеспечения продовольствием, так и для более рационального использования водных ресурсов. Из других культур выращиваются кукуруза, дыни, арбузы, виноград и овощи. Несмотря на планы правительства передачи земель фермерам, сельское хозяйство в основном остается в государственном секторе экономики.

Важную роль также играет животноводство - разведение каракулевых овец, тонкорунных коз, верблюдов и племенных лошадей. В 1996 году в Туркменистане было произведено 111,2 тыс. т мяса, 754,8 тыс. т молока и 273,1 млн штук яиц, что на душу населения составило 24,2 кг мяса (при потреблении 42 кг), 164 кг молока (при потреблении 185 кг) и 54,6 штук яиц.

В 1997 году в общественных и индивидуальных хозяйствах страны насчитывалось 1155,6 тыс. голов крупного рогатого скота (против 829 тыс. в 1991 году), 6138,2 тыс. овец и коз (5477 тыс.), 105,6 тыс. верблюдов (86,7 тыс.), 38,7 тыс. свиней (267 тыс.), 4975 тыс. голов домашней птицы (7393 тыс.). Ведущее место принадлежит традиционной отрасли - овцеводству, на долю которого приходится ок. 30 % валовой продукции этой отрасли сельского хозяйства. В основном разводятся овцы каракульской и сараджинской (мясошерстной) пород. За последние 10 лет поголовье овец увеличилось на 33 %, производство баранины - на 57 %, а настриг шерсти - на 22 %.

Источники


Wikimedia Foundation . 2010 .

На протяжении 1990-2016 гг. ВВП Туркменистана в текущих ценах повысился на 33.1 млрд. долл. (в 11.8 раз) до 36.2 млрд. долл.; изменение произошло на 1.7 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 2.0 млн., а также на 31.5 млрд. долл. благодаря росту ВВП на душу населения на 5 554.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП Туркменистана был на уровне 1.3 млрд. долл. или 9.9%. Среднегодовой прирост ВВП Туркменистана в постоянных ценах был на уровне 4.2%. Доля в мире выросла на 0.034%. Доля в Азии увеличилась на 0.076%. Минимум ВВП был в 1995 году (2.2 млрд. долл.). Максимум ВВП был в 2014 году (43.5 млрд. долл.).

На протяжении 1990-2016 гг. ВВП на душу населения в Туркменистане повысился на 5 554.0 долларов (в 7.7 раз) до 6 389.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП на душу населения в текущих ценах составил 213.6 долларов или 8.1%.

Изменение ВВП Туркменистана описывается линейной корреляционно-регрессионной моделью: y=1.6x-3 169.4 , где y - расчетное значение ВВП Туркменистана, x - год. Коэффициент корреляции = 0.932. Коэффициент детерминации = 0.868.

ВВП Туркменистана, 1990

ВВП Туркменистана в 1990 году составлял 3.1 млрд. долл., занимал 135е место в мире и был на уровне ВВП Макао (3.2 млрд. долл.), ВВП Малави (3.2 млрд. долл.), ВВП Буркина Фасо (3.1 млрд. долл.), ВВП Гаити (3.1 млрд. долл.), ВВП Ливана (3.0 млрд. долл.), ВВП Македонии (2.9 млрд. долл.). Доля ВВП Туркменистана в мире составляла 0.013%.

В 1990 году был равен 835.0 долларов, занимал 148е место в мире и был на уровне ВВП на душу населения в Никарагуа (858.0 долларов), ВВП на душу населения в Гайане (850.0 долларов), ВВП на душу населения в Сенегале (821.0 долларов), ВВП на душу населения в Мавритании (799.0 долларов), ВВП на душу населения в Филиппинах (793.0 долларов), ВВП на душу населения в Монголии (787.0 долларов). ВВП на душу населения в Туркменистане был меньше, чем ВВП на душу населения в мире (4 313.0 долларов) на 3 478.0 долларов.

Сравнение ВВП Туркменистана и соседей в 1990 году. ВВП Туркменистана был меньше, чем ВВП Ирана (96.4 млрд. долл.) на 96.8%, ВВП Узбекистана (14.7 млрд. долл.) на 79.1%, ВВП Афганистана (3.6 млрд. долл.) на 15.1%. ВВП на душу населения в Туркменистане был больше, чем ВВП на душу населения в Узбекистане (720.0 долларов) на 16%, ВВП на душу населения в Афганистане (296.0 долларов) в 2.8 раз, но был меньше, чем ВВП на душу населения в Иране (1 714.0 долларов) на 51.3%.

Сравнение ВВП Туркменистана и лидеров в 1990 году. ВВП Туркменистана был меньше, чем ВВП США (5 979.6 млрд. долл.) на 99.9%, ВВП Японии (3 140.0 млрд. долл.) на 99.9%, ВВП Германии (1 764.9 млрд. долл.) на 99.8%, ВВП Франции (1 275.3 млрд. долл.) на 99.8%, ВВП Италии (1 177.4 млрд. долл.) на 99.7%. ВВП на душу населения в Туркменистане был меньше, чем ВВП на душу населения в Японии (25 218.0 долларов) на 96.7%, ВВП на душу населения в США (23 679.0 долларов) на 96.5%, ВВП на душу населения в Германии (22 308.0 долларов) на 96.3%, ВВП на душу населения во Франции (21 789.0 долларов) на 96.2%, ВВП на душу населения в Италии (20 610.0 долларов) на 95.9%.

Потенциал ВВП Туркменистана в 1990 году. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Японии (25 218.0 долларов), ВВП Туркменистана был бы 92.9 млрд. долл., что в 30.2 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в мире (4 313.0 долларов), ВВП Туркменистана был бы 15.9 млрд. долл., что в 5.2 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Азии (1 726.0 долларов), ВВП Туркменистана был бы 6.4 млрд. долл., что в 2.1 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Иране (1 714.0 долларов), лучшего соседа, ВВП Туркменистана был бы 6.3 млрд. долл., что в 2.1 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Центральной Азии (1 053.0 долларов), ВВП Туркменистана был бы 3.9 млрд. долл., что на 26.1% больше фактического уровня.

ВВП Туркменистана, 2016

ВВП Туркменистана в 2016 году составил 36.2 млрд. долл., занимал 95е место в мире и был на уровне ВВП Иордании (38.7 млрд. долл.), ВВП Сербии (38.3 млрд. долл.), ВВП Азербайджана (37.8 млрд. долл.), ВВП Кот д"Ивуара (36.8 млрд. долл.), ВВП Боливии (33.8 млрд. долл.). Доля ВВП Туркменистана в мире была равна 0.048%.

ВВП на душу населения в Туркменистане в 2016 году составил 6 389.0 долларов, занимал 102е место в мире и был на уровне ВВП на душу населения в Ливии (6 826.0 долларов), ВВП на душу населения в Доминиканской республике (6 722.0 долларов), ВВП на душу населения в Перу (6 049.0 долларов), ВВП на душу населения в Эквадоре (5 982.0 долларов). ВВП на душу населения в Туркменистане был меньше, чем ВВП на душу населения в мире (10 134.0 долларов) на 3 745.0 долларов.

Сравнение ВВП Туркменистана и соседей в 2016 году. ВВП Туркменистана был больше, чем ВВП Афганистана (20.2 млрд. долл.) на 78.8%, но был меньше, чем ВВП Ирана (425.4 млрд. долл.) на 91.5%, ВВП Узбекистана (67.8 млрд. долл.) на 46.6%. ВВП на душу населения в Туркменистане был больше, чем ВВП на душу населения в Иране (5 299.0 долларов) на 20.6%, ВВП на душу населения в Узбекистане (2 155.0 долларов) в 3.0 раз, ВВП на душу населения в Афганистане (584.0 долларов) в 10.9 раз.

Сравнение ВВП Туркменистана и лидеров в 2016 году. ВВП Туркменистана был меньше, чем ВВП США (18 624.5 млрд. долл.) на 99.8%, ВВП Китая (11 218.3 млрд. долл.) на 99.7%, ВВП Японии (4 936.2 млрд. долл.) на 99.3%, ВВП Германии (3 477.8 млрд. долл.) на 99%, ВВП Великобритании (2 647.9 млрд. долл.) на 98.6%. ВВП на душу населения в Туркменистане был меньше, чем ВВП на душу населения в США (57 808.0 долларов) на 88.9%, ВВП на душу населения в Германии (42 456.0 долларов) на 85%, ВВП на душу населения в Великобритании (40 249.0 долларов) на 84.1%, ВВП на душу населения в Японии (38 640.0 долларов) на 83.5%, ВВП на душу населения в Китае (7 993.0 долларов) на 20.1%.

Потенциал ВВП Туркменистана в 2016 году. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в США (57 808.0 долларов), ВВП Туркменистана был бы 327.4 млрд. долл., что в 9.0 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в мире (10 134.0 долларов), ВВП Туркменистана был бы 57.4 млрд. долл., что на 58.6% больше фактического уровня.

ВВП Туркменистана, 1990-2016
год ВВП, млрд. долл. ВВП на душу населения, долларов ВВП, млрд. долл. рост ВВП, % доля Туркменистана, %
текущие цены постоянные цены 1990 в мире в Азии в Центральной Азии
1990 3.1 835.0 3.1 0.013 0.055 5.8
1991 3.0 800.0 2.9 -4.6 0.013 0.050 6.0
1992 2.6 676.0 2.5 -15.0 0.010 0.039 5.6
1993 2.7 683.0 2.5 1.5 0.010 0.036 6.1
1994 2.3 562.0 2.1 -17.3 0.0083 0.029 5.7
1995 2.2 520.0 1.9 -7.2 0.0070 0.024 5.6
1996 2.4 555.0 2.1 6.7 0.0075 0.027 5.9
1997 2.7 616.0 1.8 -11.4 0.0085 0.031 6.2
1998 2.9 648.0 2.0 7.1 0.0091 0.036 6.7
1999 3.9 864.0 2.3 16.5 0.012 0.044 9.6
2000 4.9 1 092.0 2.4 5.5 0.015 0.052 12.6
2001 6.8 1 480.0 2.5 4.3 0.020 0.076 16.5
2002 8.7 1 887.0 2.5 0.26 0.025 0.096 18.9
2003 11.3 2 420.0 2.6 3.3 0.029 0.11 20.2
2004 12.2 2 584.0 2.7 5.0 0.028 0.11 17.0
2005 14.2 2 983.0 3.1 13.0 0.030 0.11 15.7
2006 16.2 3 372.0 3.4 11.0 0.031 0.12 13.5
2007 18.5 3 797.0 3.8 11.1 0.032 0.12 12.1
2008 21.6 4 382.0 4.4 14.7 0.034 0.12 11.1
2009 20.2 4 036.0 4.6 6.1 0.034 0.11 11.3
2010 22.6 4 439.0 5.1 9.2 0.034 0.11 10.2
2011 29.2 5 650.0 5.8 14.7 0.040 0.12 10.4
2012 35.2 6 675.0 6.5 11.1 0.047 0.14 11.4
2013 39.2 7 304.0 7.1 10.2 0.051 0.15 11.2
2014 43.5 7 962.0 7.9 10.3 0.055 0.16 12.6
2015 36.1 6 478.0 8.4 6.5 0.048 0.13 11.9
2016 36.2 6 389.0 8.9 6.2 0.048 0.13 14.3

Picture. ВВП Туркменистана, 1990-2016

Picture. ВВП на душу населения в Туркменистане, 1990-2016

Picture. Рост ВВП в Туркменистане, 1990-2016

ВВП Туркменистана по расходам

ВВП Туркменистана по расходам, %, 1990-2016
Показатель 1990 2000 2010 2016
Потребительские расходы 57.9 51.6 14.4 19.6
в т.ч. Расходы домохозяйств 49.1 37.1 5.0 10.6
Государственные расходы 8.8 14.5 9.3 9.0
Частные инвестиции 39.6 35.4 51.9 49.8
Чистый экспорт 3.7 14.8 31.8 30.2
ВВП 100.0 100.0 100.0 100.0

Picture. ВВП Туркменистана по расходам, 2016, %

Сравнение ВВП Туркменистана и стран соседей

ВВП Туркменистана и стран соседей, порядок отношения к показателю Туркменистана
Страна 1990 2000 2010 2016