Труд в контексте новой индустриализации экономики россии. Место и роль труда в структуре социально-экономических отношениях общества в современных условиях

"Управление персоналом", 2009, N 5

Поведение человека в процессе труда, его отношение к производству независимо от общественно-экономического строя всегда находится под воздействием объективных и субъективных причин и факторов. В процессе развития производственно-экономических отношений трансформируются инструменты влияния на человека, побуждающие его более или менее активно и эффективно трудиться. В системе мотивации главными являются потребность и интерес к труду. В целях рассмотрения вопроса мотивации труда необходимо раскрыть сущность таких экономических категорий, как потребность и интерес.

Потребность человека обуславливается его взаимодействием с окружающей средой. В свою очередь, человек, как и любая система, обладает элементами, которые характеризуются определенными свойствами. Человек как бы находится в равновесном положении с определенными свойствами, и в случае нарушения равновесного состояния возникает потребность реакции на изменившуюся ситуацию.

Анализ экономической литературы позволил сформулировать понятие "потребности": это внутренняя движущая сила человека, его необходимость в чем-либо, появление которых обусловлено взаимодействием человека с внешней средой.

Потребности невозможно осязать, об их наличии можно говорить только при анализе поведения людей, так как потребности с целью их удовлетворения "подталкивают" людей к действиям. Результатом достижения цели человеком может быть полное, частичное или отсутствие удовлетворения потребностей. Факт удовлетворения одних потребностей стимулирует работников к увеличению своего трудового вклада в производство с целью удовлетворения других потребностей. Если разрыв между потребностями и возможностью их удовлетворения становится большим и работник не получает от своего труда соответствующую долю благ - эффективность труда уменьшается.

В научной литературе Ф. Энгельс потребности делил на физические, интеллектуальные и социальные. Другие ученые, рассматривая виды потребностей (по Энгельсу), делили каждую из них на более узкие группы: материальные, социально-психологические, территориальные, национальные, политические, духовные, интеллектуальные, социальные . Анализ экономической литературы показал, что потребности могут быть также представлены другими видами: индивидуальные, групповые, отраслевые, общенародные и т.д.

Все существующие варианты классификации потребностей людей, сделанные различными учеными, в разное историческое время обладают схожими принципами при их рассмотрении. Так, большинство ученых признают существование иерархии в структуре потребностей, отдавая предпочтение физиологическим потребностям, как элементарным и первичным, без удовлетворения которых невозможно существование человека, а значит, и невозможно наступление необходимости в удовлетворении более высоких (вторичных) потребностей.

Отдельные экономические литературные источники связывают интерес и потребность. При этом интерес трактуется как выразитель направленности движения, то есть характеризует как бы целевую функцию потребностей или же как стремление достигнуть определенных материальных результатов, как мотивированная модель действий или качественный аспект потребностей. Такая трактовка выделяет потребность в системе экономических отношений, а интересу не отводится самостоятельной роли. Некоторые ученые пытаются раскрыть сущность интересов через призму самоутверждения субъектов "содержание интересов выражает обусловленный их сущностью способ социального и экономического самоутверждения" .

Исследования показали, что существует несколько точек зрения по вопросу содержания категории "интересы". Например, указывается что "интерес - это осознанная форма удовлетворения потребностей" . В Толковом словаре В.И. Даля подчеркивается, что "интересы - польза, выгода, прибыль, проценты... занимательность или значение, важность дела" .

Таким образом, методологические попытки раскрыть сущностную сторону экономического интереса многообразны. Они оттеняют ту или иную его сторону, что принципиально важно, ибо несомненна многогранность данного экономического явления.

В качестве такой сущностной формы может выступать, по нашему мнению, объективная необходимость участия человека в экономическом процессе (потребность) и, как следствие или результат экономической деятельности, польза, материальная выгода.

Интерес, выступая как потребность, является импульсом к действию человека, конкретизируя и материализуя его цель, а с другой стороны, возможность получения материального блага или выгоды обуславливает состояние неудовлетворенности и формирует способы изменения этого состояния. Поэтому, когда речь идет о формировании интересов, подразумевается создание выгоды, возбуждение к потребности в них, а реализация интересов - использование выгоды, удовлетворение потребностей. В результате потребления выгоды человек меняет форму потребностей из неудовлетворенной - в удовлетворенную. После чего происходит зарождение новой потребности, которая требует ее удовлетворения другими способами.

Экономический интерес представляет собой пользу, выгоду, формирующуюся в процессе производства, обмена, распределения, потребления материальных благ и являющуюся стимулом к эффективной деятельности человека.

Общим для указанных и других определений экономических интересов является то, что речь идет о движущих силах, побуждающих субъектов хозяйствования к функционированию в производственном процессе. При исследовании интересов необходимо исходить из первопричины экономической деятельности и субъектов общественных отношений или от их объективной главной цели. Этой целью является самовоспроизводство, постоянно возобновляемая жизнедеятельность в имеющейся социально-экономической системе. Функция самовоспроизводства субъектов объективна, но осознается и реализуется субъективно. Интересы формируются в результате воздействия общества на субъекты и постоянно реализуются в их деятельности в воспроизводственном процессе.

Большинство исследователей различных научных школ указывают, что человек стремится к удовлетворению собственной выгоды, и такой интерес выступает главным движущим стимулом его поведения. Аристотель предполагал, что импульсом в процессе товарообмена выступает потребность в чем-либо, чего нет у товаровладельцев. Представители меркантилизма формировали свое мнение о выгоде как о продукте неравного товарообмена, а классики политэкономии при рассмотрении вопроса интересов отдавали приоритет производству.

Ученые признают, что интересы - это не просто движущая сила, являющаяся стимулом в направленности действий человека, но и явление, которое объединяет людей между собой с целью действовать совместно для удовлетворения своих потребностей. Экономические интересы опосредованы конкретными способами производства с характерно сформировавшимися экономическими отношениями.

Общность и реализация интересов работников, подразделений предприятия, осуществляющих свою трудовую деятельность на основе разделения труда и внутрихозяйственного эквивалентного обмена, является важной задачей при разработке экономического механизма развития и совершенствования экономических отношений, а также обеспечения максимальной эффективности конечных результатов.

В настоящее время все субъекты рыночных отношений представлены взаимосвязью собственных интересов в единую систему. Потребляя или обменивая один продукт на другой, субъект удовлетворяет как собственные интересы, так и интересы остальных. Так, сельскохозяйственный товаропроизводитель, осуществляя свою производственную деятельность, способствует получению блага поставщику материально-технических средств производства, финансово-кредитным учреждениям, своим работникам. Мы, как потребители, используя продукт, даем возможность в получении дохода производителю, а значит, и ведению расширенного воспроизводства, а также прямого инвестирования. Вышеприведенное позволяет сделать вывод, что субъекты экономических отношений соединены своими интересами в единую систему.

Экономические интересы можно классифицировать на личные, коллективные и общенародные (общегосударственные).

В системе интересов в первую очередь осознаются личные экономические интересы, так как каждодневная практика, опыт наталкивают каждого индивида на конкретные условия реализации его экономического положения. Вначале осознаются его текущие потребительские интересы, формы их реализации. Экономические интересы, будучи осознанными, порождают в процессе их реализации материальную заинтересованность как сложное социальное явление, в котором синтезируются элементы объективного и субъективного характера. Интересы реализуются путем использования соответствующих экономических форм, призванных выполнять определенную стимулирующую роль в деятельности работников. Поэтому от реализации на практике экономических интересов зависит и материальная заинтересованность работников.

Неоспоримым является утверждение, что личный интерес, наиболее материально ощущаемый человеком, и выступает фактором развития производства. Он является отражателем отношений между отдельными работниками, между работниками и предприятием, работниками и обществом. Адам Смит подчеркивал доминантность личных интересов в системе интересов. П.М. Першукевич указывает на то, что на практике люди не могут выражать только личные, коллективные или общественные интересы . В человеческой деятельности одновременно отражаются частично различные группы интересов. Например, работник сельскохозяйственного предприятия является носителем сразу трех групп интересов: личных, коллективных и общественных.

Коллективные интересы возникают в результате совместного использования средств производства и производительных способностей. Природа формирования коллективных интересов двояка: во-первых, они представлены как совокупность личных интересов, во-вторых, как интегрированные интересы, возникающие из коллективной формы деятельности.

Объединение части личных интересов работников в производственном коллективе в значительной мере расширяет сферу их интересов. Так, на предприятии в сферу интересов работника вовлекаются все составные элементы производимого продукта: средства воспроизводства, оплата труда, прибыль. Особенно четко они выражаются через систему хозрасчетных принципов.

Коллективные интересы могут быть представлены на уровне первичного трудового коллектива (бригады, подразделения), предприятия, отдельных групп специалистов, социально-экономических групп населения и т.д. Коллективные интересы различных групп могут вступать в противоречие. Например, коллективные интересы предприятия могут не совпадать с общенародными интересами, а интересы внутрихозяйственного производственного коллектива - с интересами предприятия.

Общенародные интересы нельзя представлять как совокупность интересов отдельных предприятий или людей. Общенародные интересы присущи отдельной стране, ее населению. На уровне общенародных интересов центральными вопросами становятся объем и структура общественного продукта, который должен удовлетворять потребности всех жителей страны. Макроэкономические показатели становятся стержнем в системе общенародных интересов.

Личные, коллективные и общенародные интересы часто вызывают дискуссию в научных кругах по поводу приоритетности одних над другими. Некоторые ученые, выстраивая иерархию интересов по приоритетности - общенародные, коллективные, личные, в качестве доказательства приводят пример, где предприятие не имеет финансовой возможности выплатить заработную плату работникам, что подчеркивает приоритетность в данном случае коллективных интересов над личными, и т.д.

Автор придерживается иной точки зрения. Нельзя недооценивать общенародные интересы в масштабах страны, когда устойчивая ситуация в стране (политическая, экономическая, военная) позволяет реализовывать коллективные и личные интересы граждан. Однако справедливо отметить, что рост макроэкономических показателей (общенародный интерес) в нашей стране за последние 5 лет неодинаково дает возможность реализовывать личные интересы различным слоям населения. Поэтому невозможно дать обоснованную теорию о приоритетности каких-либо групп интересов. Разновидности интересов, раскрытие их направлений реализации показывает, что функционировать и реализовываться они могут лишь в системе, лишь во взаимосвязи и взаимодействии. Само взаимодействие многопланово, сложно, оно проявляется в разных формах, которые также между собой взаимосвязаны.

Существует утверждение, что потребитель заинтересован в низкой цене, а производитель - в высокой. Однако если рассмотреть этот вопрос глубже, то дело не только в высокой или низкой цене. Например, существующий экономически необоснованный низкий уровень цен на отечественную сельскохозяйственную продукцию привел отрасль сельского хозяйства в упадок: основные фонды не обновляются; уровень заработной платы не способствует повышению производительности труда из-за отсутствия достатка в денежных средствах; не совершенствуется технология производства, что в конечном итоге негативно влияет на объемы производства. В результате наша страна находится в продовольственной зависимости от импорта по основным видам продуктов питания, а россияне вынуждены потреблять низкокачественную импортную продукцию. Это еще раз подчеркивает взаимозависимость различных групп интересов.

Другой немаловажный вопрос - объективность экономических интересов. Большинство ученых признают объективный характер экономических интересов. Это можно объяснить тем, что они являются отражателем объективных производственных отношений. Формирование интересов происходит независимо от воли человека.

Развитие любого общества находится в зависимости от трудовых усилий всех его членов, последние, в свою очередь, управляются посредством мотивов и стимулов, характерных конкретному историческому периоду.

Мотивы, являясь экономической категорией, отражают в себе потребность, интерес работника, дающий импульс к действиям человека определенным образом в конкретной ситуации. При этом мотивы зарождаются в том случае, если существует дополнительное внешнее воздействие в виде стимула. Стимул - это составляющая интереса, выраженная в материализованной форме, в количественном выражении степени реализации интересов.

Стимул - это объективная форма выражения интереса, побудитель деятельности человека. Как известно, работники обладают различными характерами и интересами, которые определяют их отношение к тем или иным ситуациям и предопределяют ответную реакцию на них. Администрация предприятия может порождать определенные события и управлять ими, что дает возможность вызывать необходимую ответную реакцию и направлять действия работников в нужное русло. Поэтому стимул играет первостепенную роль в системе мотивации труда.

Мотивация труда выступает как набор различных экономических и неэкономических инструментов, способных возбуждать физические, умственные способности человека в процессе трудовой деятельности с целью удовлетворения разнообразных его потребностей.

П.М. Першукевич под мотивацией понимает "весь комплекс мер внутренних психологических условий формирования или активизации определенного мотива поведения. Условия эти включают формирование мотивирующей среды, экономических потребностей, ценностных ориентаций, интересов и их актуализацию на основе стимулов или необходимости" . А.М. Югай считает, что "мотивацию труда следует рассматривать как сложнейший процесс воздействия на интересы человека..." . Большинство ученых едины во мнении, что главная функция мотивации труда - это воздействие на человека с помощью различных мер с целью активизации его способностей.

Все мотивы можно условно разделить на внутренние и внешние мотивы. Внутренние мотивы принадлежат самому человеку, они полностью ему подконтрольны. Внешние мотивы объективны по отношению к человеку (если его рассматривать как отдельную личность), существенно влияют на уровень мотивации труда работника посредством внешнего воздействия - на его трудовую активность. К внешним мотивам мы можем отнести: заработную плату, условия труда и отдыха на рабочем месте, общепризнанную престижность труда, психологический климат в трудовом коллективе как продукт управления персоналом предприятия, возможность карьерного роста и т.д.

Заинтересованность работника будет проявляться на предприятии, где созданы благоприятные финансовые условия, культурно-бытовые блага, социально-психологическая обстановка в трудовом коллективе, возможности проявления творческих способностей.

Рассматривая проблему мотивации труда в сельском хозяйстве, можно констатировать факт социальной пассивности работников отрасли в настоящее время. Эта ситуация объясняется в первую очередь недостаточной внешней мотивацией работников села. Низкий уровень заработной платы и организации труда, слабая техническая оснащенность, дискомфортные условия труда, отсутствие признания со стороны общества важности и необходимости результатов труда крестьянина - все перечисленные внешние мотивы негативно влияют на трудовую активность людей, занятых в сельскохозяйственном производстве. В экономической литературе часто встречается мнение о "социальной несправедливости" по отношению к крестьянину, которая подразумевает не только большой разрыв в заработной плате между работником промышленности и сельского хозяйства, но и правовое отношение людей к средствам производства. Практика показывает, что работник - собственник сельскохозяйственного предприятия не реализует полноценно свои права хозяина путем получения достойных материальных благ, как совладелец средств производства, в отличие от собственников промышленных предприятий. Этот мотив в значительной мере определяет уровень трудовой активности работника.

Последнее время большой упор делается на внешние мотивы, в частности на уровень заработной платы, который в отрасли сельского хозяйства остается самым низким из всех отраслей народного хозяйства нашей страны. В данном случае этот подход справедлив и имеет право на существование. Однако ситуация, когда специалисты и менеджеры крупных компаний, получая достойную заработную плату, снижают свою трудовую активность, наталкивает на мысль о необходимости соразмерной внешней мотивации работников и внутренней.

Внутренняя мотивация работника - когда он сам стремится выполнить ту или иную работу по той причине, что его внутреннее психолого-поведенческое состояние располагает к этой работе. Сформировать трепетное отношение работника к какому-либо виду трудовой деятельности очень сложно. Поэтому, осознавая проблему невозможности так глубоко повлиять на своих работников, администрация предприятия должна со всей тщательностью и ответственностью подходить к вопросу найма работников. При этом необходимо помнить, что спустя какое-то время, даже после тщательных многоступенчатых методов отбора кандидатов, работник может потерять тот самый внутренний мотивационный стержень, который был у него ранее. Поскольку эта субстанция тяжело идентифицируема, руководству предприятия всегда необходимо поддерживать внутреннюю мотивационную среду своих работников.

Экономисты отмечают, что нередко причиной снижения трудовой активности может стать смена сильной внутренней мотивации на сильнейшую демотивацию. С. Мясоедов по этой проблеме придерживается мнения, что: "...как только люди выходят на определенный уровень дохода, они начинают предпочитать свободное время деньгам. Но здесь важно, каков в стране уровень нормального дохода" . С. Галицкий, наоборот, рассматривая фактор демотивации, подчеркивает: "...пока зарплаты в стране не достигнут примерно 700 долл., нормальной мотивированности не будет. Нет разницы между зарплатой 150 долл. и 250 долл." .

Исследования показали, что истинные причины, побуждающие человека активно трудиться, чрезвычайно важны и многогранны. При рассмотрении мотивации труда на конкретном предприятии необходимо учитывать все факторы, которые заставляют человека действовать и усиливают его действие независимо от принадлежности данных факторов внутренним или внешним мотивам. Обоснованно сформированный мотивационный механизм на предприятии создаст не только внешнюю, но и внутреннюю мотивацию, ощущение личного вклада каждого работника в деятельность и развитие предприятия.

Рациональное воздействие на мотивацию труда работников с помощью сочетания различных мотивов и стимулов будет базироваться на конкретных условиях производства и труда, особенностях национального менталитета работников, уровне образованности и культуры тружеников и на многих других факторах. Обоснованное применение на практике мотивов и стимулов может привести к положительным, осязаемым производственным результатам, и наоборот.

Литература

1. Агеев В.М., Щербаков В.Н. Система экономических отношений в России. М., 1998. С. 95 - 111.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 2. М.: "ОЛМА-ПРЕСС", 2003. С. 41.

3. Лившиц В.И. Коллективные экономические интересы и хозяйственный механизм. Ростов-на-Дону, 1981. С. 18.

4. Першукевич П.М. Научные основы мотивации труда в сельском хозяйстве. Новосибирск: СНИИЭСХ, 1998. 87 с.

5. Прока Н.И. Мотивация труда и механизм формирования доходов работников сельскохозяйственного производства: Монография. ВНИЭСХ. М., 1995. С. 5.

Под трудом как фактором производства понимается особая целесообразная деятельность людей, направленная на создание необходимых обществу благ. В качестве такой деятельности труд существует во всех экономических системах.

Специфика того или иного типа системы экономических отношений обусловливает свои особенности труда как фактора производства и носителя этих отношений.

Так, в товарном хозяйстве труд одновременно является общественным и частным.

Первая особенность труда связана с его специализацией и соответствующим разделением труда товаропроизводителей. Труд отдельных производителей предстает как часть общественного труда, создающего общественный продукт. Он является трудом для удовлетворения потребностей других людей, то есть трудом на общество.

При этом труд одного производителя оказывается связанным с трудом других, что характеризует обобществление труда. Благодаря обобществлению труда экономика превращается в единую общенациональную систему, именуемую в экономической теории народным хозяйством. Так что системность экономики, ее народнохозяйственный характер обеспечиваются обобществлением труда, обусловленным развитием товарного производства.

Вторая особенность труда заключается в том, что он выступает как труд обособленных, экономически самостоятельных товаропроизводителей, имеет частный характер.

В основе этого характера труда лежит частная собственность на капитал как фактор производства и на производимый товар. Она обусловливает то, что производство того или иного товара является частным делом владельца капитала как товаропроизводителя. Лишь рынок через покупку товара признает труд его производителя общественным - трудом на общество. Но произведенный товар могут не купить на рынке, что означает его непризнание обществом. В этом случае вложенный в него труд так и остается частным.

Следующая характерная особенность труда в товарном производстве заключается в его подчиненном положении по отношению к капиталу. Это обусловлено прежде всего тем, что именно собственность на капитал как фактор производства определяет собственность на произведенный товар, и именно собственники товаров, включая деньги как товар-эквивалент, являются субъектами рынка. Отсутствие капитала обусловливает и отсутствие возможности выхода на рынок с произведенным товаром. В этом случае единственным товаром, который можно продать, становится способность человека к труду, то есть рабочая сила. Покупателем такого товара становится владелец капитала, достаточно крупного, чтобы привлекать для обеспечения его функционирования дополнительную рабочую силу.

Таким образом, труд, если его рассматривать в системе социально- экономических отношений, оказывается либо свободным, либо наемным.

Свободным является труд собственников капитала, которые сами определяют условия труда, его напряженность и продолжительность. Товарный характер производства обусловливает такую особенность данного труда как его единство с предпринимательской деятельностью. Эта деятельность включает выбор вида товара, который нужно производить, организацию производства такого товара и его реализацию.

Подобное единство труда и предпринимательской деятельности характерно для мелкотоварного производства, именуемого простым товарным производством. Его представителями являются ремесленники, фермеры (крестьяне), торговцы.

При достаточно крупных размерах капитала необходимый для его использования труд может быть возложен на наемных работников, а за собственниками капитала остается чисто предпринимательская деятельность. Так возникает отделение труда работников от предпринимательской деятельности, отражающее отношения найма.

Наемный труд возникает при трех основных условиях.

Первое условие. Личная свобода работников как собственников своей рабочей силы, которая позволяет им распоряжаться ею по своему усмотрению, в том числе продавать на рынке труда. Такой возможностью не обладали в свое время ни рабы, ни крепостные крестьяне, так как не были лично свободны.

Второе условие. Лишение работников собственных средств производства в виде земли и капитала, а также средств существования. Так, в свое время развитию наемного труда способствовало освобождение крепостных крестьян без земли. Мы также знаем уже, что могут лишиться собственных средств производства и разорившиеся в результате действия закона стоимости мелкие товаропроизводители.

Третье условие. Сосредоточение крупного капитала как фактора производства в руках отдельных людей, именуемых капиталистами. Этот процесс получил название «первоначальное накопление капитала». В результате данного процесса появляются владельцы крупных капиталов, не способные обеспечить его функционирование собственным трудом без привлечения наемных работников.

В целом, отношения найма возникают при наличии, с одной стороны, массы людей, лишенных собственных средств производства и средств существования и обладающих лишь рабочей силой, потому вынужденных идти в наем, а с другой - крупных капиталов, требующих для своего функционирования значительных затрат труда. Сам характер данных отношений обусловливает подчиненное положение труда по

отношению к капиталу - ведь именно владельцы капитала нанимают носителей труда, а не собственники рабочей силы нанимают капитал.

Еще по теме 8.1. Социально-экономические особенности труда в товарном производстве:

  1. 8.1. Социально-экономические особенности труда в товарном производстве
  2. Глава 11. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ТОВАРНОГО ХОЗЯЙСТВА.
  3. 3.2 ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО - ИСХОДНЫЙ ПУНКТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КАПИТАЛИЗМА И ОСНОВНАЯ ФОРМА СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
  4. 8.1. Сущность, формы проявления и причины инфляции, ее социально-экономические последствия
  5. 8.1. Сущность, формы проявления и причины инфляции, ее социально-экономические последствия
  6. Инфляция, ее виды и способы измерения. Причины, механизмы и социально-экономические последствия инфляции
  7. 3. Безработица и инфляция как проявление макроэкономичекой нестабильности и их социально-экономические последствия
  8. Инфляция, ее социально-экономические последствия и антиинфляционная политика в условиях российской экономики.

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право -





4. Эволюция понятий о труде.



Виды рынка труда.

Внешний (общенациональный) рынок труда характеризуется открытостью, доступностью, конкурентностью для всех лиц наемного труда. Внешний рынок труда предполагает мобильность рабочей силы между фирмами.
Внутрифирменный рынок труда характеризуется закрытостью, слабой конкурентностью. Внутренний основан на движении кадров внутри предприятия, либо когда работник перемещается на новое рабочее место, сходное по выполняемым функциям и характеру работы с прежним местом, либо на более высокие должности и разряды. Таким образом, внешний рынок труда характеризуется большей текучестью кадров по сравнению с внутренним рынком труда, где движение кадров осуществляется преимущественно внутри предприятия.

13. Зарубежные модели рынка труда.
Американская
модель рынка труда предполагает свободный вход и выход рабочей силы и гибкость затрат на нее. Управление осуществляется посредством свободного найма и гибкостью заработной платы. Наемный работник чаще самостоятельно заботится о своем образовании. Часто происходит смена работодателя при предложении более выгодных условия труда и заработной платы. На одних и тех же должностях в различных организациях могут быть разные уровни заработной платы. При установлении ставок заработной платы обычно не учитываются анкетные данные (пол, возраст, стаж, образование). При выполнении одинаковых трудовых функций оплата труда не различается.Для американской политики занятости характерна ориентация на высокую территориальную мобильность рабочей силы.

Японская модель рынка труда – это «система пожизненного найма, предусматривающая гарантии на весь срок трудовой деятельности работников. Модель предполагает закрытый вход и выход рабочей силы и постоянно высокие затраты на нее. Основные особенности данной модели: тщательный отбор кадров, слабая мобильность рабочей силы, низкая текучесть кадров. Гарантии работодателя по отношению к наемным работникам поддерживаются профсоюзами. Затраты на обучение лежат в основном на работодателе, низкая текучесть кадров позволяет использовать внутрифирменное обучение, воспитывать у работников творческое отношение к труду, к высокому качеству работы. Заработная плата зависит от множества критериев (стаж, квалификация и так далее). Работодатели проявляют интерес также к другим сторонам жизни наемных работников помимо профессиональной.

Шведская модель рынка труда предполагает активную государственную политику занятости. Государство финансирует образование, создает рабочие места в государственном секторе, субсидирует частные компании с целью создания рабочих мест и так далее. Политика занятости в данном случае увязана с общей экономической политикой государства.

Понятие и формы занятости.

Под занятостью в трудовом законодательстве понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Различные виды такой деятельности рассматриваются как формы занятости. Формы: трудовая занятость, нетрудовая занятость. При полной занятости все желающие трудоспособные граждане имеют объективную возможность иметь оплачиваемую работу, при этом уровень безработицы равен естественному.Рациональная занятость - это разновидность полной занятости, предполагающая качественное соответствие работников и рабочих мест, которые они занимают. При продуктивной занятости население занято в общественном производстве, это занятая часть экономически активного населения, что соответствует методологии Международной Организации Труда. Социально-полезная занятость характеризуется деятельностью людей, которые работают в общественном производстве, служат в вооруженных силах и внутренних войсках (в органах внутренних дел), обучаются в очных формах обучения (в трудоспособном возрасте), заняты ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками.

Эффективная занятость - это такое использование трудовых ресурсов, при котором достигается максимальный материальный результат и социальный эффект при минимальных затратах труда (в т.ч. рабочего времени), при минимальных социальных издержках.Формы занятости – это организационно-правовые условия трудоиспользования.

Принципы оплаты труда.

1) Принцип повышения реальной заработной платы по мере роста эффективности производствапредусматривает возможность получать за свой труд заработную плату в зависимости от результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия и эффективности труда. Отсутствие такой связи может привести к получению незаработанных денег, к инфляции, а, следовательно, к снижению реальной заработной платы.

2) Принцип опережающих темпов роста производительности труда над темпами роста средней заработной платы означает максимизацию трудовых доходов на основе развития и повышения эффективности производства. Его нарушение приводит к выплате необеспеченных товарами и услугами денег, инфляции, развитию негативных явлений в экономике

3) Принцип дифференциации заработной платы призван учитывать зависимость трудового вклада каждого работника в результаты деятельности предприятия от организации и условий труда, района расположения и отраслевой принадлежности предприятия.

4) Принцип равной оплаты за равный труд означает как недопущение дискриминации в оплате труда по полу, возрасту и другим признакам, так и справедливость распределения средств по трудовому вкладу каждого работника. Это одно из важнейших требований к организации оплаты труда на предприятии, заключающееся и в том, чтобы показатели, используемые для учета затрат труда наемных работников, давали возможность оценивать их количество и качество.

5) Принцип учета воздействия рынка труда обоснован необходимостью учета условий, складывающихся на рынке труда, где формируется оценка различных его видов, широкий диапазон заработной платы в сферах трудовой деятельности, занятость населения, и в конечном счете наличие спроса и предложения на рабочую силу.

6) Принцип простоты и доступности призван обеспечить информированность работающих и потенциальных работников о формах, системах и размере заработной платы, что позволяет им предлагать свой труд за определенную, заранее известную плату, а работодателям – предъявлять на него спрос. Расчет заработной платы должен быть простым и вполне доступным для понимания всеми работающими.

Труд в системе экономических ресурсов.

Цель труда- производство благ и ресурсов. Мотив-всё то, что побуждает человека трудиться.

Классификация труда осуществляется по наличию в труде творческой составляющей:

1)труд регламентированный, осуществляемый по заданной инструкции, приказу, когда работник не вносит в него элементы новизны и творчества(альфа-труд).

2)труд творческий, инновационный, связанный с созданием новых идей, знаний, образов, представлений во всех сферах жизни и деятельности человека(бета-труд).

3)Существует гамма труд(связан с духовной деятельностью).

Труд как процесс-вид деятельности человека по производству благ и ресурсов, необходимых для потребления в домашнем хозяйстве, или для экономического обмена, или для того и др. одновременно.

Труд рассматривается как важнейший экономический ресурс (фактор производства).Согласно теории факторов производства к ним относятся: труд(кол-во раб-ков),земля (природные ресурсы), капитал(здания), предпринимательские способности(вид творческих способностей ч-ка). Экономические ресурсы связаны с доходом(з/п, рента, %,прибыль).

Экономические ресурсы делятся на:

1.природные ресурсы 2. трудовой потенциал 3.ресурсы, произведённые человеком.

Трудовой потенциал определяет возможности участия человека, коллектива, предпринимателя, и общества в целом в производстве и обмене благ. Трудовой потенциал оценивается на уровне индивида, коллектива, общества.

Состояние здоровья, нравственность, творческий потенциал, организованность, образование, профессионализм.

Цель труда- производство благ и ресурсов. Мотив-всё то, что побуждает человека трудиться. Содержание труда- целесообразное преображение ресурсов природы и связанные с этим затраты времени и ресурсов энергии человека.
2. Методы исследования проблем экономики труда.
Методы: метод количественного и качественного анализа, экспериментальный метод, сравнительный, балансовый и дельфийский метод.
3. Место экономики труда в системе экономических наук.

Экономика труда как научная дисциплина находится в тесном взаимодействии со всеми названными составляющими комплексной науки о труде(эргономика, физиология, психология, гигиена, социология и т.д), опирается на разработки и результаты исследований каждой из этих наук. На практике происходит постоянное взаимопроникновение одних научных дисциплин в другие, что обеспечивает комплексное исследование всех проблем, составляющих содержание экономики труда.Однако их объединяет объект исследования - труд человека, трудового коллектива и общества в целом. экономика труда изучает систему социально-экономических отношений, складывающихся в процессе организации труда.
4. Эволюция понятий о труде.
Первоначальное определение труда как деятельности, направленной на удовлетворение материальных потребностей доминировало в течение XX века. Особенности труда, как объекта исследования можно охарактеризовать специальным основным положением:

1. Труд представляет собой целую деятельность по созданию различных благ и услуг которая должна быть эффективно организована.

2. Труд является одним из условий жизнедеятельности человека и общества в целом, а так же условием эффективного функционирования любой организации.

3. Труд не может как товар, так как не является таковым. Товарную форму принимает услуга труда.

4. В процессе трудовой деятельности формируется система социально-трудовых отношений, составляя стержень общественных отношений на уровне национальной экономики региона, организации и человека.

Современный автор Б.Генкин определяя труд, акцентировал внимание именно на деятельность, направленную на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. По его мнению трудовая деятельность может осуществляться не только по принуждению, но и согласно внутренней мотивации.

В рассмотренных трудовых отношениях следует ориентироваться на концепцию развития общества. Наиболее разработана формационная концепция общественного развития. Его основатели: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Ключевым понятием в данном подходе является общественно - экономическая формация, охватывающая все стороны общественного развития. Весь ход истории - закономерные процессы смены общественно - экономической формации: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический. К.Маркс выделил шестую «азиатский способ производства», он был в древних обществах Востока (Египет, Китай, Месопотамия),

расположенных в долинах крупных рек. Формационная модель включает такие элементы: развитие производственных сил, правовые отношения общественной связи, политический строй.
5. Понятие и основные характеристики трудового потенциала.
Трудовой потенциал общества – совокупная общественная способность к труду, потенциальная трудовая дееспособность общества.Структура трудового потенциала общества включает в себя: трудовой потенциал личности; трудовой потенциал коллектива предприятия, организации, фирмы; трудовой потенциал отрасли, региона и т.д.

Качественная сторона трудового потенциала общества характеризуется:

· состоянием здоровья трудоспособного населения, показателями его психо-физиологического развития;

· профессионально-квалификационным уровнем трудоспособного населения, т.е. уровнем общего и профессионального образования, наличием определенных знаний и практического опыта и навыков;

· социально-личностными характеристиками.Количественная сторонатрудового потенциала выражается численностью трудоспособного населения и ресурсами рабочего времени (потенциальным фондом рабочего времени). Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. На качество профессиональной подготовки работников влияют следующие факторы: профессиональная и социальная ориентация, профессиональный отбор; состояние материально-технической базы обучения; программы и методы обучения, информационное обеспечение процесса обучения; качество преподавательских кадров; финансовое обеспечение; качество обучаемых работников и их мотивация и стимулирование; приобретение практических навыков, адаптация к реальным условиям работы; конкуренция на рынке труда; социально-психологический климат в коллективе.

В жизни общества труд занимает особое место. Под трудом понимают целенаправленную деятельность людей по видоизменению веществ и сил природы и приспособлению их для удовлетворения человеческих потребностей. Рассмотрим особенности, свойства труда и элементы процесса труда.

Первая особенность труда состоит в том, что труд человека является целенаправленной деятельностью, т.е. в процессе труда человек осуществляет заранее поставленную цель.

Вторая особенность труда человека коренится в его уникальной способности создавать средства труда и орудия производства, при этом усиливая и усложняя рабочую силу, т.е. труд содержит творческую, созидательную силу.

Третья особенность труда вытекает из второй. Труд является фактором исторического развития человечества и общественного прогресса. Следует выделить естественноисторический подход в понимании роли труда в развитии человека: труд создал самого человека, являясь самой существенной частью его жизнедеятельности.

Свойства труда . Среди множества характеристик можно выделить следующие:

· продолжительность,

· интенсивность,

· производительность.

Продолжительность труда человека как его неотъемлемое средство определяется многообразными историческими, социально-политическими, экономико-демографическими и иными факторами, играющими важную роль в жизни общества и являющимися объектом серьезных социальных катаклизмов. Так, в истории рыночной экономики борьба трудящихся за сокращение продолжительности рабочего времени определила вектор продолжительности труда. Продолжительность рабочего дня измеряется в часах рабочего времени, т.е. в часах труда.

Сам по себе рабочий день – величина неопределенная; он может быть длинным или коротким в зависимости от многообразных обстоятельств. Тем не менее у него есть максимальная граница, диктуемая физическими возможностями организма и моральными факторами, суть которых состоит в необходимости иметь время не только для труда, но и для семьи, а также для удовлетворения интеллектуальных и социальных потребностей человека, определяемых принятыми нормами в данном обществе.

Но в то же время продолжительность труда не может сокращаться до минимума, который необходим для поддержания существования собственного работника и его семьи, так как нужно затратить так называемый прибавочный труд для создания условий развития общества, содержания нетрудоспособных, социально незащищенных, бедствующих и т.д.

Под интенсивностью труда понимается плотность, напряженность труда, измеряемая количеством труда, затраченного в единицу времени. В этом случае рост количества производимых изделий в единицу времени пропорционален росту затраченного на них труда за это же время. С этой точки зрения интенсивность труда равнозначна его продолжительности.

Однако рост интенсивности труда тоже имеет свои границы в пределах одной и той же продолжительности рабочего времени. В известный момент рост интенсивности труда потребует сокращения его продолжительности.

В отличие от продолжительности и интенсивности труда, которые имеют определенные границы, сдерживая таким образом общественный прогресс, производительность труда совершенно феноменальное свойство труда, характеризуемое тем, что её рост безграничен и бесконечен. Объяснение этому феномену следующее: рост производительности труда означает присоединение в силам труда сил природы, масштабы которых практически безграничны, а также велики возможности человека овладевать этими силами, направляя их на удовлетворение потребностей общественно-экономического прогресса.

Производительность труда есть его плодотворность, результативность; она измеряется количеством изделий, производимых в единицу времени, либо количеством труда, затраченного на единицу изделий.

Таким образом, собственно процесс труда включает в себя следующие простые элементы :

· труд человека,

· предметы труда,

· средства труда.

Предметами труда называется все, на что человек воздействует в процессе труда.

Средства труда – это то, при помощи чего человек обрабатывает предметы труда.

В процессе труда человек реализует свою способность к целенаправленной деятельности, т.е. свою рабочую силу.

Именно труд делает возможным само производство или процесс изготовления материальных благ. Но существующие экономические теории по-разному оценивают человеческую деятельность, её различные виды с точки зрения организации производства.

Марксистская теория выделят личный и материально-вещественные факторы производства. При этом в качестве личного фактора выступает индивидуальная и совокупная рабочая сила , а в качестве материально-вещественного – средства производства . При этом главной ценностью для организатора является рабочая сила, так как она – единственный товар, способствующий возникновению новых товаров и услуг. Потребление рабочей силы сопровождается созданием новой стоимости.

Экономика также в качестве главного фактора производства выделяет материальные ресурсы (землю, капитал, природные богатства) и человеческие ресурсы (труд и предпринимательскую деятельность).


Несмотря на внешнюю схожесть приведенных классификаций факторов производства, в них четко прослеживаются принципиальные различия, главное из которых – выделение в рамках экономики предпринимательской деятельности в отдельный фактор производства. При этом главная роль отводится производителю как ключевой фигуре бизнеса, инициирующего процесс производства. Труд же в системе данной классификации ассоциирован с наемным работником и, следовательно, с наемным трудом.

Марксистская теория объединяет все виды деятельности в процессе производства под категорией личного фактора производства, не выделяя фигуры предпринимателя как трудящегося, рассматривая его с классовых позиций лишь в качестве эксплуататора, а не в качестве организатора производства. Более того, сам процесс труда рассматривается как процесс потребления рабочей силы капиталистом. Такой методологический подход придает классовую направленность данной теории.

Изучение роли труда не ограничивается марксистской концепцией. В работах А. Смидта и Д. Рикардо уделяется большое внимание человеку и его месту в трудовом процессе. В результате исторических исследований сформировалась модель «экономического человека», который характеризовался следующими чертами:

1) экономическое поведение каждого человека определяется личным интересом;

2) экономический субъект должен обладать компетентностью в собственных делах;

3) человеку необходимо учитывать классовые различия и ненадежность сегодняшнего благосостояния.

Дж. Миль рассматривал человека как индивида, стремящегося к получению богатства и способного эффективно оценивать оптимальность путей достижения данного богатства. При этом он считал, что человек испытывает отвращение к труду и именно это толкает его к добыванию богатства.

Многие авторы уделяли основное внимание мотивации трудовой деятельности в увязке с потребностями людей (А. Маслоу), с экономической сущностью человека (Ф. Тейлор), с «социальной гигиеной» (Ф. Херцберг), с различными подходами к оценке человека в процессе труда (Д. Макгрегор).

При всем различии отношения к самому понятию «труд», определению места и роли человека в экономической системе общества, выделению тех причин, которые побуждают человека к труду, общим является признание труда в качестве основы жизни как отдельного человека, так и общества в целом.

При характеристике роли человека в системе экономики используется ряд понятий: «рабочая сила», «трудовые ресурсы», «личный фактор производства», «человеческие ресурсы», «человеческий капитал». Рассмотрим их.

Рабочая сила – это индивидуальная способность к труду, которой обладает живая личность человека и которая пускается им в ход в процессе целенаправленной деятельности. Способностью к труду потенциально обладает каждый человек, но реальной производительной силой она становится только в процессе труда.

Личным фактором производства является производительная сила совместного труда, определенная кооперация индивидуальных рабочих сил, т.е. совокупная рабочая сила в определенной общественно комбинированной форме. Структура личного фактора определяется структурой и степенью концентрации производства, уровнем разделения, кооперации и специализации труда. Каждая из индивидуальных рабочих сил развита до общественно необходимого уровня, а проявляется это в профессионально-квалификационных характеристиках конкретного работника, которые формируются в соответствии с потребностями общественного производства. Поэтому индивидуальная рабочая сила является составным элементом совокупной рабочей силы, а индивидуальный труд человека – неотъемлемой частицей интегрированного труда общества.

Трудовые ресурсы – это часть населения страны, представленная физическими лицами, которые обладают необходимыми физическими и умственными способностями, профессиональной подготовкой и квалификацией для работы в общественном производстве. В России к трудовым ресурсам относятся мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55 лет, за исключением инвалидов I и II групп и лиц, получающих пенсии на льготных условиях.

Численность трудовых ресурсов характеризует потенциальную массу живого труда, которой в данный момент располагает общество.

Человеческие ресурсы в экономике отождествляются с ресурсом труда, который является важнейшим фактором производства. Рабочая сила, предлагаемая её собственниками на рынке, рассматривается в качестве человеческих ресурсов в том случае, если речь идет об их взаимозависимости и взаимозаменяемости с другими видами ресурсов (землей, капиталом, предпринимательством) и их конкурентном использовании на рынке факторов производства.

Человеческий капитал – это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас физического здоровья, знаний, навыков, умений и мотиваций, который используется в той или иной сфере приложения труда и приносит доход как собственнику рабочей силы, так и работодателю.

Тема 1

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИКИ ТРУДА

Понятие о труде

Предмет экономики труда

Задачи экономики труда

Понятие о труде

Английский экономист Альфред Маршал писал в своей работе «Принципы политической экономии»: «Всякий труд имеет свой целью произвести какой-либо результат. … Поэтому труд можно определить как сякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достичь какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы».

А.Маршал не труд вообще (затраты энергии), а в первую очередь труд созидательный, который участвует в создании экономического продукта.

Основываясь на вышесказанном можно дать определение понятию труд. Труд – целесообразная деятельность людей, направленная на производство материальных и нематериальных благ для удовлетворения потребностей человека.

Труд можно рассматривать как процесс и как вид экономических ресурсов.

Труд как процесс – вид деятельности человека по производству экономических продуктов (ресурсов, благ, услуг), которые необходимы для потребления в домашнем хозяйстве, общественном производстве или для экономического обмена.

Труд как вид экономических ресурсов – возможность участия человека или группы людей в процессах производства благ и ресурсов. Эта возможность определяется как трудовой потенциал, характеризующий в свою очередь труд с качественной и количественной сторон.

Качественная сторона труда - потенциальные возможности человека к труду,определяется:

· состоянием здоровья и физической дееспособностью человека;

· уровнем образования и квалификации человека.

Количественная сторона труда - реализация потенциальных возможностей человека трудиться,определяется:

· продолжительностью рабочего дня;

· интенсивностью труда.

При изучении экономики труда и представлений о человеке, как субъекте экономической жизни необходимо раскрытие понятий «рабочая сила», «трудовые ресурсы», «человеческие ресурсы», «человеческий потенциал», «человеческий капитал», составляющих их элементов, а также факторов формирования и использования. Рассмотрим основные понятия:

1. Рабочая сила – способность человека к труду, совокупность физических и интеллектуальных качеств, используемых в процессе производства жизненных благ, носителем которых является работник, главная производительная сила.

2. Трудовые ресурсы – часть населения страны, достигшая трудоспособного возраста и обладающая необходимыми физическими и умственными способностями, дающими возможность трудиться в народном хозяйстве. Численность трудовых ресурсов характеризует потенциальную массу живого труда, которой располагает общество. Если говорить о России, то в состав трудовых ресурсов включают:

1. Население трудоспособного возраста (за исключением неработающих инвалидов 1-ой и 2-ой группы, льготной категории пенсионеров):

Мужчины 16 – 59 лет,

Женщины 16 – 54 года;

2. Население старше и моложе трудоспособного возраста занятое в общественном производстве.

3. Человеческие ресурсы – трудоспособное население, материальный носитель человеческого потенциала.

4. Человеческий потенциал – степень развития физических и духовных способностей человека. Структура понятия человеческий потенциал включает два уровня:

· первый, базовый уровень – физическое, психическое, социальное здоровье;

· второй, деятельностный уровень – физиологический, психологический, интеллектуальный, социальный и культурный потенциал.

Формирование человеческого потенциала происходит в течение всей жизни человека с момента рождения. По мере развития человека проявляются и развиваются его природные и приобретенные способности, происходит становление его потребностей. Человек, как носитель потенциала, с одной стороны, адаптируется к внешней среде, с другой стороны, изменяет её.

5. Человеческий капитал – мера способности человека получать доход на основе своих качеств, особенно таких качеств как образование и квалификация. Таким образом, человеческий капитал – капитал в форме интеллектуальных способностей, приобретенных благодаря обучению, образованию, практическому опыту. Человеческий капитал один из основных факторов дифференциации заработной платы.

Следовательно, рассматривать понятия рабочая сила, трудовые и человеческие ресурсы необходимо с точки зрения их участия в трудовой деятельности, учитывая наиболее значимые характеристики:

· уровень образования и интеллектуального развития;

· степень профессиональной подготовки (знания и компетентность);

· способность к творчеству и самосовершенствованию;

· уровень информационно-технологической подготовки;

· креативность.

Можно сделать вывод, что среди социальных приоритетов трудовая деятельность человека занимает особое место. Это объясняется следующим, трудовая деятельность человека:

1. Составная часть естественных производительных сил страны, ее богатство.

2. Важнейшая жизнеобеспечивающая функция человека, его потребность.

3. Основное и главное условие экономического роста.

Предмет экономики труда

Развитие экономики основывается на постоянном совершенствовании разделения труда. Разделение труда это объективный процесс трудовой деятельности. Разделение труда бывает: естественное (стихийное), технологическое и общественное (целенаправленные). Результатом последних двух является рост производительности общественного труда.
С появлением товарного производства экономика обретает особую форму разделения труда в единстве процессов специализации и кооперирования, что означат развитие экономики от низших к высшим формам.

Таким образом, предметом всех наук о труде является труд как целесообразная деятельность человека во всех формах её проявления.

Современный этап развития наук о труде характеризуется гуманитарным подходом к трудовой деятельности человека, то есть к личности работника, условиям проявления его творческих способностей.

Предметом экономики труда является система социально- экономических отношений, складывающихся в процессе трудовой деятельности, между работодателем, наемным работником и государством в области организации труда.

Экономика труда изучает проблемы формирования и эффективного использования трудового потенциала общества на основе рационального применения экономических законов развития производства, распределения, обмена и потребления, то есть изучает проблемы:

· рынков труда и занятости;

· повышения производительности и эффективности труда;

· вознаграждения за труд;

· взаимодействия субъектов труда;

· планирования численности;

· управления трудом.

Таким образом, экономика труда это система знаний о труде (трудовой деятельности человека), который является основным предметом изучения и анализа. Труд рассматривается как основной фактор производства и взаимосвязи с человеческими ресурсами.

Задачи экономики труда

Рассмотрев предмет экономики труда можно сформулировать основные задачи экономики труда. Приоритетными задачами экономики труда являются:

Исследование сущности и содержания рынка труда, проблем занятости и безработицы;

Определение сущности понятий эффективность и производительность труда, факторов их динамики и резервов роста;

Исследование показателей и методов измерения производительности труда;

Оценка систем управления трудом в организации;

Анализ формирования и использования трудовых ресурсов в организации и обществе в целом, воспроизводства рабочей силы;

Изучение механизмов государственной и социальной политики и оценка её воздействия на качество трудовой жизни;

Рассмотрение организации оплаты труда, ее форм и систем;

Анализ дифференциации заработной платы, обусловленной качественными особенностями рабочей силы и различиями в условиях труда;

Раскрытие основных теорий мотивации труда, сущности потребностей, интересов мотивов и стимулов для обеспечения высокой трудовой активности работников;

Раскрытие сущности и содержания организации труда в организации;

Исследование сущности, типов и содержания социально- трудовых отношений и их регулирования со стороны государства.

Исследование научных основ организации труда.

Таким образом, экономика труда как наука изучает социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления рабочей силы, обеспечения условий для производительного труда и его охраны (в процессе организации труда).

Место экономики труда в системе экономических наук о труде

Система наук о труде включает множество разнообразных и относительно самостоятельных экономических наук. Все эти экономические науки объединяет, прежде всего, объект исследования -труд человека, коллектива и общества в целом. Поэтому становление и развитие наук о труде проходило во взаимосвязи и взаимозависимости, обусловленных развитием человеческого общества.

Ещё раз повторим вывод предыдущего вопроса - экономика труда изучает систему социально-экономических отношений, складывающихся в процессе организации труда.

Многообразие наук о труде обусловлено спецификой трудовых проблем, которые являются объектом исследования каждой из них.

К числу наук о труде, кроме экономики труда, относят следующие науки:

Физиология труда - изучает влияние и механизм воздействия трудового процесса на физиологические характеристики человека. Учитывая, что человек имеет физиологические границы своих возможностей, существует необходимость изучения влияния труда на состояние человеческого организма. Физиология труда является научной основой разработки норм труда, режимов труда и отдыха, планировки рабочего места, обеспечения благоприятных условий трудовой деятельности.

Нормирование труда -исследует принципы и методы установления затрат труда, его результатов, норм оплаты труда, численности работников в соответствии с количеством единиц оборудования в конкретных условиях. Результаты позволяют снижать утомляемость работников, обеспечивают заинтересованность работников в результатах своего труда, являются основой обеспечения благоприятных условий труда и в итоге оптимизации производственных и трудовых затрат.

Психология труда - изучает психологические характеристики человека в процессе труда, отношение человека к трудовой деятельности. Формируя трудовой коллектив необходимо учитывать способности работников, степень эмоциональности, жизненной активности, коммуникабельности, самооценки. Результаты психологических исследований используют при профессиональной ориентации и подготовке, для разработки систем мотивации и стимулирования труда, как инструментуправления трудовыми конфликтами.

Социология труда – изучает взаимоотношения людей и социальных групп в процессе труда. Социология труда исследует демографические различия людей, различия в их образовании и квалификации, особенности воспитания и политических взглядов, вероисповедания и общественного положения. Это позволяет определить особенности трудового поведения и эффективно управлять трудовым коллективом, разрабатывать кадровую политику для организации.

Эргономика - изучает деятельность человека в его связи с техникой, машинами, средствами производства и разрабатывает научные основы рационализации трудовых процессов. Эргономика и экономика труда тесно взаимосвязаны, эргономика позволяет оптимизировать взаимодействие человека с машинными системами, а экономика труда ставит перед эргономикой задачи по снижению напряженности труда и утомляемости работника, тяжести труда, снижению и экономии рабочего времени.

Наука о безопасности труда – изучает создание на производстве безопасных и здоровых условий труда. Особую значимость результаты исследований имеют для вредных и опасных производств, экстремальных условий труда (добывающая, химическая металлургическая промышленность, ядерная энергетика, строительство крупных сооружений, мостов). Безопасность труда разрабатывает систему норм и нормативов параметров производственной среды, обеспечивающих благоприятные условия труда и предупреждающих возникновение и развитие профессиональных заболеваний, а также меры социальной защиты работника в случае неблагоприятных условий труда.

Демография – изучает процессы воспроизводства населения, его половозрастную структуру, расселение по регионам страны, что позволяет удовлетворять потребности предприятий в необходимых трудовых ресурсах в текущем периоде и в перспективе.

Управление персоналом (человеческими ресурсами) - изучаетсистему управления персоналом (человеческими ресурсами) организации, их стратегическое планирование, эффективного использования трудового потенциала персонала организации. Реализация трудового потенциала осуществляется путем подбора, обучения, вознаграждения персонала организации. Эффективность управления трудовым коллективом определяется оптимальным стилем управления, кадровой политикой, проведением маркетинга персонала, исследованием кадрового потенциала и потребности в персонале.

Организация труда – изучает основы проектирования трудовых процессов и рабочих мест, оптимизации, разделения и кооперации труда. Организация труда обеспечивает эффективное соединение рабочей силы со средствами производства в конкретных условиях, реализацию трудового потенциала работников и удовлетворение потребности всех субъектов социально-трудовых отношений.

Трудовое право - изучает юридические основы трудовых отношений, предусмотренных Трудовым Кодексом РФ (ТК РФ). Трудовое право определяет правовые нормы труда, права и обязанности субъектов трудовых отношений, дифференциацию оплаты труда, служит основой социальной защиты работников. Трудовое право позволяет разрешать трудовые конфликты.

Кроме выше перечисленных наук, экономика труда связана с такими науками как макроэкономика, микроэкономика, менеджмент, маркетинг персонала, статистика труда, экология человека, экономика предприятия.

Таким образом, комплекс наук о труде обеспечивает научную основу его организации, позволяющую удовлетворять потребности и интересы всех субъектов социально-трудовых отношений.


Маршал А. Принципы политической экономии. Ч.1.- М.: Прогресс, 1983. - С.124 - 125.

Экономика труда: учебник / Под ред. Ю.П. Кокина и П.Э. Шлендера.- 2-е из. - М.: Магистр, 2010. С.57.

Экономика труда: (социально-трудовые отношения)/ под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова.- М.: ЭКЗАМЕН, 2003. С.10.