Тенденции и перспективы развития энергетики китая. Новый состав Политбюро

Тенденции и перспективы развития энергетики китая. Новый состав Политбюро

Вывести национальный футбол на ведущие позиции в мире. Такова цель плана, рассчитанного до 2050 года, опубликованного правительством Китая. За эти годы национальные сборные должны войти в ряды сильнейших и Китай подаст заявку на проведение чемпионата мира по футболу. Уже через несколько лет в стране появятся 20 тыс. центров по подготовке игроков и 70 тысяч новых полей. Особое значение в программе развития футбола отводится вовлечению в игру детей. Для этого разработаны специальные школьные программы и учебники.

План по развитию футбола в Китае состоит из трех частей. Первая - поднять интерес населения к этой командной игре. Предполагается, что к 2020 году увлечься ей должны как минимум 50 миллионов детей. Для этого необходимо сделать мощный скачок в развитии инфраструктуры. За ближайшие годы будут построены 70 тысяч полей и 20 тысяч футбольных центров по подготовке спортсменов. К 2030 году на каждые 10 тысяч китайцев будет по одному футбольному полю, а мужская сборная по футболу станет лучшей в Азии. Цель на более далекую перспективу - к 2050 году, привлечь к соревнованиям в стране крупнейшие мировые футбольные клубы. Особое значение в программе отводится детям. Чтобы привить им любовь к самому распространенному виду спорта в мире, в школьную программу введены уроки футбола, разработаны учебники, запланированы семинары для тренеров.

Цзян Цзивэй, Замначальника комитета по образованию района Чаоян г. Пекин:
"Мы разработали учебники для школьников разных возрастов. Эти книги отличаются от прежних учебников по физкультуре. Теперь упор в них сделан именно на футбол".

В Пекине будут созданы 3 учебных футбольных центра. При этом, все расходы возьмут на себя местные власти. Планируется, что в этом году в столицу приедут 200 лучших тренеров из разных уголков страны. Для них организуют спецкурсы повышения квалификации.

Ли Ляньцзян, Генсекретарь футбольной ассоциации школьников Китая:
"Мы будем вместе изучать единые правила футбольной ассоциации Китая. Кроме этого, мы организуем встречу с приглашенными иностранными специалистами, с тем чтобы они познакомили нас с передовым мировым опытом".

Но, теория без практики - мертва. Тем более, когда дело касается такого азартного вида спорта как футбол. Важнейшим условием его развития в школах назвали организацию регулярных соревнований внутри страны и усиление связей с иностранными командами.

Цзинь Юй, Директор школы в г. Хуньчунь провинции Цзилинь:
"Обычно наши школьники участвуют в масштабных футбольных соревнованиях по два раза в каждом семестре. Они очень любят этот вид спорта. Потому и после уроков не перестают тренироваться и повсюду играют".

Сейчас сборная Китая по футболу занимает в рейтинге ФИФА 81-е место из 204-х. Самым важным достижением стал факт отбора на Чемпионат мира 2002 года. Хотя китайская команда проиграла все матчи и не забила ни одного мяча, за ее выступлениями наблюдали около 300 млн. соотечественников. В текущем квалификационном турнире к чемпионату мира 2018 года зоны "Азия" сборная Китая во втором раунде заняла второе место в группе С и вышла в третий этап.

2018-й - знаменательный год для Китая. Ровно 40 лет назад, в декабре 1978 года, выступая на 3-м пленуме ЦК КПК XI созыва, Дэн Сяопин поставил Китай на путь реформ.

Китайское руководство отказалось от жесткой модели строительства социализма и объявило новую политику реформ и открытости. Началась всеобъемлющая модернизация страны. Спустя 40 лет Китай встал у руля мировой экономики, воплотив собой мечту о социализме - социализме с китайской спецификой.

Китай, который в те времена являлся на 90% аграрной страной, отчаянно нуждался в модернизации. Поэтому основная цель реформаторов заключалась в создании прибавочной стоимости, достаточной для финансирования модернизации китайской экономики. Курс "четырех модернизаций" Дэн Сяопина был ориентирован на преобразования в четырех областях - сельском хозяйстве, промышленности, армии, науке и технике на основе "четырех основных принципов": социалистический путь развития, демократическая диктатура народа, руководство компартии, марксизм-ленинизм. Первоначальной задачей стало решение проблемы мотивации рабочих и крестьян.

Китайские экономические реформы состояли из нескольких этапов.

Первый этап (декабрь 1978 года - сентябрь 1984 года): выдвинут лозунг "Плановая экономика - основа. Рыночное регулирование - дополнение". Основное внимание уделялось деревне, в городе проводились эксперименты по расширению хозяйственной деятельности предприятий, создавались специальные экономические зоны (СЭЗ). Государственное регулирование экономики было сокращено, коммуны-колхозы были ликвидированы и землю вернули крестьянам.

Второй этап (октябрь 1984 года - декабрь 1991 года): развертывание реформ под лозунгом "Плановая товарная экономика". Центр тяжести переместился из деревни в город, государственные предприятия стали основным звеном реформ, при этом приоритетное внимание уделялось ценам. Реформы стали постепенно распространяться на социальную сферу, науку, технику и образование.

Третий этап (1992-2002 годы): под лозунгом "Социалистическая рыночная экономика" начала формироваться новая экономическая система, направленная на дальнейшее расширение и развитие рынка, создание управления предприятиями, а также формирование макрорегулирования и контроля со стороны государства.

С 2003 года начался четвертый этап реформ , который на 3-м пленуме ЦК КПК XVI созыва был обозначен как "Этап совершенствования социалистической рыночной экономики".

Для того чтобы оценить эффективность реформ и открытости необходимо рассматривать такие критерии, как развитие производства, рост совокупной мощи социалистического государства и рост уровня жизни населения.

Сегодня благодаря политике реформ и открытости Китай является второй по величине экономикой в мире, крупнейшей страной по объему золотовалютных резервов, ведущим индустриальным и торговым субъектом, гарантом стабильности и роста мировой экономики. Им написана "самая успешная история борьбы с нищетой". 40 лет реформ и открытости позволили китайскому народу достигнуть уровня сяокан (средняя зажиточность). В век высоких технологий и цифровизации Китай переживает бурное развитие электронной промышленности и стоит в авангарде индустриальной революции. Страна активно наращивает торгово-экономические отношения со своими стратегическими партнерами, придерживается взвешенного внешнеполитического курса, следует в ногу со временем и меняется согласно современным тенденциям развития.

Социализм с китайской спецификой

Благодаря многолетним экспериментам Китай смог построить эффективную рыночную экономику, сохранив при этом значительную долю регулирования со стороны государства. Исходя из реалий страны, руководство поощряло частное предпринимательство в организации производства (нередко диктуя их параметры), регулировало поток инвестиций с помощью административных рычагов и кредитно-налоговой политики, одновременно стимулировало и сдерживало процесс "открытости" в разных регионах Поднебесной, контролировало спрос и либерализацию цен, обеспечивало социальные интересы трудящихся, улучшало качество жизни китайского народа. Достижение социального прогресса и по сей день ставится во главу угла экономических реформ Китая.

Успехи четырех десятилетий непрерывного прогресса позволили Китаю поставить перед собой новую цель - к 2050 году Коммунистическая партия Китая намерена превратить Поднебесную в супердержаву, современную социалистическую страну, процветающую, сильную, демократическую, культурно развитую, гармоничную и красивую. На XIX съезде ЦК КПК (2017 г.) председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул идею о социализме с китайской спецификой в новую эпоху, дополняющую прежние концепции социализма с китайской спецификой.

Си Цзиньпин призвал народ Китая строить социализм с китайской спецификой в соответствии с возможностями и вызовами новой эпохи. "Политика реформ и открытости Китая соответствовала историческим требованиям китайского народа к развитию, инновациям и лучшей жизни, совпадала с веянием времени в стремлении народов всех стран к развитию, сотрудничеству и мирной жизни", - говорит Си Цзиньпин. Теперь же необходимо устремить взор в будущее. В первую очередь речь идет об укреплении мощи Китая: экономической, производственной, интеллектуальной. Во-вторых, необходимо обеспечить "всеобщее процветание". Предполагается, что к 2035 году Китаю удастся если не преодолеть, то хотя бы минимизировать разрыв в региональном развитии, неравенство между городом и деревней, сбалансировать уровень жизни населения. А до 2050 года Китай намерен искоренить неравенство между богатыми и бедными и достичь "всеобщего процветания". В-третьих, исторической миссией Коммунистической партии Китая является возрождение китайской нации. К 2050 году Китай должен стать социалистической культурной державой. Китайская цивилизация будет крепнуть, а влияние ее мягкой силы - расти. И, наконец, в-четвертых, Китай призван играть ведущую роль на мировой арене и вносить весомый вклад в процветание всего человечества. Открытость внешнему миру определила судьбу современного Китая: крупнейший двигатель экономического роста, торговли и производства, источник инвестиций, лидер в области инноваций, развития науки, достижения научно-технического прогресса, мировой новатор в области производства экологически чистой энергии и развития зеленых технологий.

Экономическое развитие

Китай обладает самым значительным демографическим потенциалом - на территории, равной 7,1% площади всего Земного шара, проживает 18,6% населения планеты. Суммарный объем ВВП Китая на сегодняшний день составляет около 23 процентов, что делает его второй (после США) экономикой в мире. Последние несколько лет Китай стабильно удерживает рост ВВП на уровне 6-7% в год. В прошлом году инфляция составила 4,1%. Высокий вклад потребления в рост ВВП (более 64%) в Китае расценивают как свидетельство улучшения структуры экономики. Объем прямых иностранных инвестиций в Китай в 2017 году составил 168 миллиардов долларов США (больше только у самих США - 287 миллиардов). Удельный вес Китая в мировом товарном экспорте составляет более 13 процентов, в то время как доля в мировом товарном импорте приближается к 10%. Уровень урбанизации превышает 57%. Китаю принадлежит 37% мировых запасов редкоземельных металлов, 1/3 мировых запасов угля, на его территории находятся залежи более 150 видов минеральных ресурсов. Китай называют "мировой фабрикой", он является крупнейшим в мире производителем большинства видов продукции тяжелой и легкой промышленности - от чугуна и стали до телевизоров и мобильных телефонов (из 10 крупнейших производителей мобильных телефонов 7 компаний принадлежит Китаю).

Следуя тенденциям мирового развития, Китай не остался в стороне и от процесса глобализации мировой экономики. Благодаря реструктуризации производства Китай активно встраивается в глобальные производственные цепочки. В 2001 году Китай вступил в ВТО, что позволило ему увеличить приток иностранных инвестиций, расширить объемы экспорта и поддерживать высокие темпы экономического роста в последующие годы. Всего этого Китай смог достичь благодаря постепенному наращиванию темпов реформ и открытости, как и завещал Дэн Сяопин - "переходить реку, нащупывая камни".

Во благо всего мира

Растущая мощь Китая оказывает влияние и на перераспределение полномочий в системе глобального управления. Армия Китая - одна из самых передовых в регионе, а по количеству миротворцев страна занимает первое место в мире среди постоянных членов Совета Безопасности ООН. При этом Китай предпочитает решать разногласия исключительно политико-дипломатическим путем. При его содействии активно развиваются институты и механизмы глобального управления - Китай планомерно увеличивает капиталовложения в Международный валютный фонд и Всемирный банк, развивает сотрудничество в рамках БРИКС.

Многолетний положительный опыт в модернизации собственной экономики Китай готов разделить с развивающимися странами. Помощь слаборазвитым экономикам с целью преодоления неравенства между Севером и Югом - такую задачу поставил перед страной Си Цзиньпин. Китай достиг внушительных успехов на пути ко "всеобщему процветанию" и готов всецело содействовать всеобщему развитию и прогрессу.

В рамках инициативы "Один пояс и один путь" Китай вложил в инфраструктурные проекты соседних стран немало трудовых, материальных и финансовых ресурсов. "Один пояс и один путь" - это настоящее проявление открытости. Инициатива затрагивает множество новых моделей финансового сотрудничества и предоставляет Китаю новые финансовые возможности. С его помощью во многих странах строятся производственные парки. Финансовую поддержку странам с развивающейся экономикой оказывают Новый банк развития БРИКС и созданный по инициативе Китая Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.

Китай - уникальное явление в истории человечества. Он успешно строит социалистическую рыночную экономику. Оптимизация производства и распределения ресурсов за 40 лет реформ и открытости позволила обеспечить в отдельно взятой стране экономический и социальный прогресс и процветание. "Не важно, какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей" (т.е. важен реальный результат) - такой прагматичный подход позволил Дэн Сяопину стимулировать развитие китайской экономики. Поднебесная взяла уверенный курс на возрождение китайской нации, и повода сомневаться в том, что китайская мечта сбудется, ни у кого нет.

18.10.2017 19:50

Глобальное лидерство к 2050 году. Китай представил стратегию развития на съезде Компартии

В Пекине 18 октября открылся XIX съезд Коммунистической партии Китая. В рамках форума, который будет продолжаться до 24 октября, планируется наметить линию развития страны на ближайшие пять лет, оценить результаты прошедшей работы, а также обновить кадровый аппарат высших партийных органов. Republic вкратце рассказывает, чем интересен нынешний съезд и как прошел его первый день, на котором выступил председатель Китая Си Цзиньпин.

Новый состав Политбюро

Основной политической интригой форума является избрание новых составов Политбюро (25 человек) и Постоянного комитета политбюро партии (7 человек). Во время предыдущих съездов ответы на эти вопросы были неофициально известны задолго до их начала, однако на этот раз наблюдатели расходятся в оценках.
Такая ситуация связана с тем, что первый срок Си Цзиньпина прошел под знаком жесткой антикоррупционной чистки госаппарата Китая, из-за чего многие партийные связи были нарушены, а новые еще не успели сложиться. Помимо этого, председатель КНР и его сторонники сконцентрировали в своих руках достаточное количество власти, чтобы сформировать состав Политбюро по своему усмотрению, не обращая внимания на существующие неформальные традиции.

Выступление Си Цзиньпина

В первый день съезда на нем выступил председатель партии Си Цзиньпин. В своей речи он рассказал о 14-ти основополагающих принципах, по которым в ближайшие пять лет будет развиваться китайский социализм. Помимо традиционных пунктов об основополагающей роли партии и работе на благо простого народа и на достижение ценностей социализма, в число основных приоритетов Китая на следующие годы попали укрепление принципов правового государства, охрана окружающей среды, глобальная интеграция и сохранение концепции «одна страна, две системы».

В своей речи председатель КНР подчеркнул, что к настоящему моменту в стране удалось в целом построить среднезажиточное общество – первоначально эта цель ставилась на 2020 год, теперь же до этого времени планируется завершить этот процесс полностью. Дальнейшее развитие Китая в первой половине XXI века Си Цзиньпин разделяет на два этапа: с 2020 по 2035 год по мере проведения социалистической модернизации Китай поднимется «до уровня стран-лидеров инновационного типа». С 2035 по 2050 год Китай должен превратиться «в богатую и могущественную державу».

«У нас есть своя, китайская мечта – быть великой современной социалистической страной. Китай приближается к тому, чтобы стать центром мировой сцены. К 2050 году мы станем глобальным лидером по общей силе нации и международному влиянию», – заявил Си Цзиньпин.

Он также пообещал, что в ближайшие пять лет будет принят целый ряд реформ, который облегчит доступ на внутрикитайский рынок иностранным инвесторам. Одновременно Китай модернизирует собственные методы инвестиции в экономику других стран и оптимизирует систему управления госсектором, чтобы сделать принадлежащие государству предприятия более востребованными на мировых рынках. Председатель КНР также заявил, что Китай, находящийся на лидирующих позициях по вредным выбросам в атмосферу, намерен активизировать борьбу с глобальными изменениями климата.

Говоря о передовых технологиях, Си Цзиньпин, в первую очередь, упомянул о разработке госпрограмм, которые помогут Китаю уже в ближайшие годы стать мировым лидером в сфере фундаментальных научных исследований, аэрокосмичееских технологий и интернета. При этом власти намерены еще более усилить регулирование интернета и в перспективе создать систему «тотального контроля», чтобы «обеспечить чистоту и свет глобальной сети» .

PS. У американцев очевидно будет свое мнение на сей счет, но тут скорее вопрос, смогут ли они эффективно вставлять палки в колеса китайцам.
Но в любом случае, китайцы уже особо и не скрывают, что глобальная конкуреция за мировое лидерство будет обострятся, что вызвано как усилением самого Китая, так и ослаблением США. Стороны постепенно сближаются и в том или ином виде столкновение произойдет, ибо глобальное лидерство еще никто не получал без суровой борьбы.

Избранное в Рунете

Андрей Виноградов, Валентин Головачев, Артем Кобзев, Александр Ломанов, Юрий Чудодеев

Виноградов Андрей Владимирович – руководитель Центра политических исследований и прогнозов Института Дальнего Востока РАН, доктор политических наук.
Головачев Валентин Цуньлиевич – старший научный сотрудник отдела Китая Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук.
Кобзев Артем Игоревич – профессор, заведующий отделом Китая Института востоковедения, доктор философских наук.
Ломанов Александр Владимирович – главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, доктор философских наук.
Чудодеев Юрий Владимирович – ведущий научный сотрудник отдела Китая Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук.


Сейчас Китай уже стал второй экономикой мира и может стать первой еще в первой половине XXI в. Однако КНР предстоит преодолеть немало препятствий на своем пути, включая технологические, социальные, экономические, экологические проблемы внутри страны, а также сложности утверждения в качестве крупнейшей мировой державы в системе международных экономических отношений. Тем не менее, есть свидетельства тому, что США уже готовы принять Китай в этой его новой роли. В Вашингтоне уже обсуждают концепцию «G-2», которая должна по сути дела заменить «G-7» и «G-8».

Для анализа долгосрочных перспектив развития КНР были определены следующие сценарии.

«Экологическая катастрофа». Специалисты, анализирующие ситуацию в Китае, указывают именно на эту опасность, как наиболее серьезную для будущего развития этой страны. Основные факторы, предопределяющие эту опасность - очень большая численность населения, особенно сельского, даже после трех десятилетий успешной демографической политики, и ресурсоемкий характер экономического роста. Экономические потери Китая от нарушения экологического равновесия и загрязнения окружающей среды оценивают от 10% до 20% ВВП, причем около 2/3 потерь от нарушения экологического равновесия и 1/3 от загрязнения окружающей среды . Таким образом, можно считать, что 2/3 потерь связаны с чрезмерной нагрузкой на среду в сельской местности из-за перенаселения, а остальные связаны с современным промышленным производством. В целом же загрязнение воздуха и водных ресурсов определяют остроту экологической проблемы.

Наиболее чревата кризисом ситуация с разрушением природной среды в перенаселенной сельской местности, поскольку экологический кризис в этом случае перерастает в социальный. Что касается загрязнения вод и воздуха, то аналогичная ситуация возникала в Японии, Германии и США на стадиях интенсивного промышленного роста. Для решения этих проблем имеются технологические решения, но они требуют больших экономических затрат и проведения государственной политики по внедрению экологически безопасных технологий.

«Быстрое старение населения и угасание по японскому варианту». Одним из важных факторов успеха китайских реформ и быстрого экономического роста в результате их проведения стала демографическая политика, направленная на сокращение рождаемости в стране. Ее несомненный успех имеет оборотную сторону - старение населения, то есть рост доли пожилых в населении страны. По имеющимся прогнозам, к 2050 г. около 30% населения Китая будет старше 60 лет . В настоящее время в Японии - стране с наиболее старой структурой населения, сталкивающейся с большими проблемами пенсионного обеспечения граждан и необходимостью переносить промышленное производство в другие страны из-за дефицита молодой рабочей силы, доля лиц старше 60 лет составляет 23%. К 2050 г. этот показатель в США достигнет 27%, то есть население Китая будет более старым, чем население США.

Очевидно, что Китай может потерять свое конкурентное преимущество как страна, обладающая достаточно квалифицированной, но дешевой рабочей силой. Удержать позиции «мастерской мира» при стареющем населении, которое будет нуждаться в социальном обеспечении, что будет отрывать средства от экономического развития, будет затруднительно. Китай станет похож на современную Японию по своим достижениям и проблемам, но с гораздо более низким уровнем ВВП на душу населения.

«Борьба за лидерство в мире»

Как подчеркивали авторы доклада Национального разведывательного совета США «Глобальные тенденции - 2025: меняющийся мир»: «Китай имеет предпосылки в ближайшие двадцать лет оказывать на мир большее влияние, чем какая-либо другая страна. Если нынешние тенденции не изменятся, к 2025 г. экономика Китая станет второй по величине в мире, а сам он - ведущей военной силой» . Ныне Китай уже стал второй экономикой мира и, по различного рода оценкам, может стать первой еще в первой половине XXI в. Важно отметить то, что экономика Китая будет лидировать не только по объемам, хотя и здесь ее отрыв от других впечатляет уже сейчас. Например, КНР находится на первом месте в мире по производству стали с гигантским отрывом от других государств - 568 млн. т в 2009 г., Япония - 88 млн. т, США - 58 млн. т, Россия - 60 млн. т. Аналогичная ситуация в энергетике, других отраслях металлургии, машиностроении. С 2004 г. Китай является крупнейшим в мире экспортером продукции цифровых технологий, опережая и Японию, и ЕС, и США . По абсолютному числу пользователей Интернета КНР находится на первом месте в мире (свыше 250 млн. чел.) .

КНР планирует долгосрочную стратегию развития. В ее разработке участвует Академия общественных наук, Академия наук, исследовательские центры Госсовета, Комитета по планированию развития Китая. При сопоставлении прогнозных оценок, сделанных ранее, и реальных результатов экономического развития оказывается, что прогнозные оценки были вполне реалистичны и весьма близки к тому, что осуществилось .

Безусловно, КНР предстоит преодолеть немало препятствий на пути к экономическому лидерству, включая технологические, социальные, экономические, экологические проблемы внутри страны, а также сложности утверждения в качестве крупнейшей мировой державы в системе международных экономических отношений. Тем не менее, есть свидетельства тому, что США уже готовы принять Китай в этой его новой роли. Экспертные и политические круги США обсуждают концепцию «G-2» (механизм неформальных договоренностей между США и КНР) , которая должна по сути дела заменить «G-7» и «G-8» (США, Канада, ФРГ, Великобритания, Франция, Италия, Япония и Россия).

Рис. 1.

Возможные сценарии развития китайской цивилизации


Виноградов А. В.

Выше выделены только некоторые факторы и тенденции, любой сценарий будет результатом их взаимодействия. Здесь перечислены только негативные сценарии, поэтому я тоже буду рассматривать негативные.

На мой взгляд, начавшийся перенос промышленного производства из Китая в ЮВА и др. регионы ослабит, во всяком случае, не будет усугублять экологическую проблему, но сокращение сельскохозяйственных земель будет обострять продовольственную проблему. -10% экология .

Старение населения при отсутствии государственной системы всеобщего социального страхования - не проблема государства, старики будут делать посильную работу и находиться на содержании семей. Ни экономических, ни социальных потрясений из-за этого не будет. - 10% старение населения .

Встраивание во внешний мир политически - более серьезный вызов, у Китая нет ни отработанных внешнеполитических моделей, ни опыта активного политического взаимодействия с миром. - 35% .

Политическая нестабильность в центре и экономическая регионализация на фоне вышеперечисленного. Она позволит решить ряд проблем на уровне отдельных регионов - 45% .

Головачев В. Ц.

Мой «прогноз»:

Сценарий 1-5% (крайне маловероятно)

Сценарий 2-5% (крайне маловероятно)

Сценарий 3-90%

Мой комментарий:

«Экологическая катастрофа»

Трудно представить себе некую экологическую катастрофу, способную реально погубить весь Китай, как огромную страну, и уж тем более - цивилизацию. Потоп или внезапное опускание материков (судьба Атлантиды) Китаю не грозят, либо относятся к категории совершенно непрогнозируемых сценариев. Катастрофы же вроде «глобального потепления» грозят не только Китаю и китайской цивилизации, но и всему миру с его глобальной цивилизацией. Что касается общих и зональных экологических проблем Китая, то они регулируемы на уровне тенденций, при помощи последовательной экологической политики. В последние десятилетия в Китае происходит относительно радикальный и эффективный разворот к решению экологических проблем, курс на которое подтвержден, например, в документах 18-го съезда КПК. В дальнейшем этот курс будет уточняться и упрочиваться. Поэтому негативный сценарий под названием «экологическая катастрофа» - нереален для Китая и должен учитываться только теоретически.

«Быстрое старение населения и угасание по японскому варианту»

Попытки оценить вероятность (прогнозировать) социального развития Китая «по японскому варианту» представляются в принципе некорректными. При относительно «быстром» старении в 130-миллионной Японии, очевидно, этот же процесс может иметь совсем иные темпы, масштабы и последствия в 1,5-миллиардном Китае. При этом опыт Японии, безусловно, внимательно изучается и учитывается в Китае при разработке долговременной политики социального макрорегулирования. Подобный «японский» сценарий развития китайской цивилизации нереален, либо крайне маловероятен, как и сценарий «экологической катастрофы».

«Борьба за лидерство в мире»

Борьба за мировое лидерство - не прогнозный сценарий, а давно идущий процесс, вероятность которого не подлежит сомнению и не требует процентных расчетов. Если же речь идет о вероятности достижении лидерства, то Китай уже сейчас является одним из признанных мировых лидеров во многих отношениях. При этом достижение формального или абсолютного мирового лидерства - заманчивая, но сомнительная цель, которая сопряжена с огромными, труднопредсказуемыми и контролируемыми внешними ожиданиями, обязательствами и обстоятельствами. Учитывая особое стратагемное мышление китайцев, легче предположить, что для них желаемым сценарием может быть осуществление мирового лидерства «из тени», при внешнем сохранении на вторых ролях.

Мировое лидерство Китая - не цель, а скорее исторический идеал (национальная идея), не требующий временных сроков, но способный идеологически мобилизовать китайское общество на реализацию планируемого курса, темпов и качества развития страны.

Заключение

Стабильное и динамичное внутреннее развитие, а также «возвращение» к мировому цивилизационному доминированию (не обязательно за счет формального лидерства) через качественную внутреннюю метаморфозу - вот, на мой взгляд, наиболее вероятная стратегическая цель или сценарий развития китайской цивилизации в 21 веке , которая на данный момент выглядит безальтернативной (если отбросить апокалиптические, гибельные сценарии), и потому не требует «гаданий на процентах» путем «вероятностных прогнозов». Ее достижение потребует, в частности, уклонения (на уровне регулируемых тенденций) от вышеперечисленных негативных сценариев, а также разработки позитивных тактических сценариев и «нормативных прогнозов». Очевидно, нынешнее китайское руководство хорошо понимает, что ключевым условием для реализации всех долговременных целей развития страны было и будет сохранение устойчивого комплексного экосоциалъного (экологического и социального) баланса как в самом Китае, так и по возможности за его пределами. Соответственно, главная внутренняя угроза для современного Китая - не социальное «угасание» и не всекитайская экокатастрофа, но обрушение экосоциалъного баланса , чреватое кризисом всей существующей государственной системы. Например, внезапный и резкий социальный взрыв с последующей цепной реакцией, толчком для которого может послужить даже локальное экологическое бедствие или отдельная «роковая» ошибка в политике современных властей Китая. Последние, безусловно, будут предпринимать все возможные усилия для предотвращения подобных угроз и кризисов, во имя достижения вышеназванных стратегических целей.

Кобзев А. И.

Оценка сценариев:

1-5-10% (7,5%), 2-5-10% (7,5%), 3-80-90% (85%).

Первые два сценария носят социоестественный характер и соответственно зависят от двух факторов: общественных отношений и взаимодействия человека с природной средой. С исторической точки зрения Китай обладает наибольшим в мире опытом решения подобных проблем. Общеизвестны его рекордные с древности достижения в сфере социальной регуляции и особенно в демографии: это единственная в истории человечества страна, способная в зависимости от тех или иных потребностей существенно как увеличивать, так и уменьшать численность своего населения. В условиях самого длительного иноземного завоевания - маньчжурами в эпоху Цин (1644-1911) китайцы в 6-8 раз превысили максимум своей численности в 50-60 млн. человек, до этого не преодолевавшийся тысячелетиями. И наоборот, в конце 20 - начале 21 в. они плановыми мерами остановили рост населения на экономически приемлемом уровне, чего, к примеру, не может добиться находящаяся в сходном положении Индия. С полномасштабными же экологическими проблемами они столкнулись еще в середине 1 тыс. до н.э. и за многие века научились их умело решать, первыми в мире начав применять для этого и экологические методы, в частности истребление одних насекомых с помощью других. Подобный багаж заключает в себе и гомеопатические, и терапевтические, и хирургические методы вроде смертной казни, что сомнительно с точки зрения западных стандартов гуманности, демократичности или политкорректности, но весьма эффективно на практике. Никакой экономический рост в такой огромной, разнообразной и сложной стране не был бы возможен без колоссального культурно-исторического потенциала, аналогом которого не располагает ни одна страна в современном мире. В целом помимо богатого исторического наследия, способного конвертироваться в актуальные результаты, Китай располагает таким важным для преодоления указанных угроз ресурсом, как высокая степень управляемости, социально-политической централизации и хозяйственно-экономической планируемости.

Третий сценарий обусловлен более сложной конфигурацией факторов, во многом зависимой не от самого Китая. И исторический опыт здесь не столь богат и полезен, поскольку основополагающая мироустроительная модель предполагала естественно-цивилизационную, а не завоевываемую политикой и экономикой покорность менее культурной периферии всего мира его центру - Срединному государству (Чжун-го). Позднее навязывавшиеся агрессивными соседями признания дипломатического равенства с ними не устраняли восприятия их как варваров. Попытка Мао Цзэдуна в середине 20 в. сделать Китай мировым лидером по западному образцу не была подкреплена экономически и обернулась провалом как вовне, так и внутри страны. Два раза в 20 в. отход от исконных ценностей в пользу западного капитализма и советского коммунизма оборачивался для Китая катастрофой. Глобализация - проблема обоюдоострая и для него, и для остального мира. Принятое современным Китаем древнее самоназвание - Срединное государство говорит о центральности и независимости, но экономически он привязан к Западу (США и Евросоюзу), а идейно-политически и геостратегически - к Востоку, т. е. прежде всего России и странам постсоветского пространства. География и история требуют от КНР и РФ союзнических отношений, но если посчитать не только товарооборот, который у КНР с США чуть ли не на порядок больше, чем с РФ, а, например, количество учащихся в США китайских студентов, т. е. будущей элиты страны, то станет виден противоположный вектор сближения. Однако по этому направлению Китаю грозят самая жесткая экономическая конкуренция, военно-политические демарши в виде поддержки Тайваня, тибетских и синьцзянских сепаратистов, противодействие китайским интересам в Азии и Африке, спорах с Японией и т.д. Отсюда ясно, что судьбоносный выбор Китаем пока не сделан. Сделать его - важнейшая задача грядущего 10-летия для него и России. Надоело играть в подвалах? Играй в казино кристалл онлайн не выходя из дома.

Между Россией и Китаем много общего. Современные (республиканские) формы государственности там и тут насчитывают около ста лет. За это время иногда даже ставился вопрос об объединении двух стран, хотя, с другой стороны, дело доходило и до военных столкновений. Дважды в 20 в., после Октябрьской революции 1917 г. и образования КНР в 1949 г., самые дружественные отношения между нашими странами оборачивались вооруженными конфликтами. На общем пути Россия стартовала в 1917 г. - на 6 лет позже начала Синьхайской революции в Китае. Точно с таким же временным разрывом начался и новейший этап развития обеих стран: в КНР в 1978, в СССР в 1984 г. Наши государства пошли разными путями реформ: Россия - прежде всего политических, Китай - экономических, но сейчас произошла конвергенция, хотя в России больше политических достижений, а в Китае - экономических. Одна из главных общих черт обеих стран - наличие властной вертикали с одной доминирующей партией "и огромными полномочиями лидера. 1

В настоящее время Китай стоит на пороге судьбоносных решений, обусловленных серьезными проблемами беспрецедентного роста и чреватых непредсказуемыми последствиями. Пришедшему к власти новому поколению руководителей предстоит решить целый комплекс сложнейших задач: от испорченной экологии, перегрева экономики, дисбаланса в доходах различных слоев населения и регионов страны, политических конфликтов в Синьцзяне, Тибете, на Тайване и спорных островах Южно-Китайского моря, до противоречий между официальной коммунистической идеологией и всепроникающими западными ценностями, а также традиционным конфуцианским мировоззрением и исконными даосско-буддийскими верованиями, завоевывающими всё большую популярность. Естественно, другой глобальный гигант - США - постарается использовать в своих геополитических и экономических интересах риски переходного этапа КНР, возможно, вовлекая своего главного конкурента в разного рода конфликты. В силу упомянутых исторических и геополитических обстоятельств, в частности, конфигурации управляющих миром сил после Второй мировой войны, распределения ролей в Совбезе ООН и т. п., РФ и КНР - безусловные лидеры Востока как нового геополитического центра силы, который может противостоять Западу. Причем достоинства той и другой страны дополняют друг друга. У КНР бесспорные экономические преимущества, а у РФ - военно-политические и дипломатические, прежде всего недостающий пока Китаю огромный опыт участия в решении глобальных проблем человечества.

Ломанов А. В.

Мой вариант оценки:

Хотелось бы подчеркнуть, что предложенные сценарии не являются полностью взаимоисключающими. Вполне возможно представить себе «грязный» и «старый» Китай, успешно продолжающий борьбу за глобальное лидерство. Набор альтернатив китайскому лидерству включает много других проблем, которых нет в этом списке. Губительная социально-политическая дестабилизация внутри страны может быть вызвана факторами, не имеющими прямой связи с экологией и демографией.

Несколько соображений по поводу сказанного в сценарной части:

Китайские власти сделали экологию государственным приоритетом. Поскольку китайское государство имеет больше возможностей для прямого директивного вмешательства в экономику (закрытие загрязняющих производств без долгих тяжб, запрет автомобилистам выезжать на улицы в определенные дни и т.д.), чем на Западе или в Японии, нет оснований полагать, что Китай справится с этим хуже. Научно-технические разработки в сфере экологии там идут весьма активно.

Китайские эксперты серьезно встревожены тем, что страна «постареет раньше, чем разбогатеет». Вместе с тем о сохранении позиции «мастерской мира» речь не идет в любом случае. Официально поставлена задача поменять модель роста. Дешевый труд и массовый экспорт созданного им ширпотреба больше не приоритет, зарплаты в Китае растут быстро. Предполагается, что расширение социального обеспечения будет не вредить, а помогать экономическому развитию (люди не будут копить на старость, смогут больше тратить сами, да и дети будут меньше сберегать), что соответствует нынешнему курсу на расширение внутреннего спроса.

США более не готовы принять Китай в его новой роли, о чем свидетельствует негативное развитие двусторонних отношений в последние годы («поворот к Азии» с обещанием перебросить основные силы ВМФ США на Тихий океан, участие американцев в территориальных спорах на стороне оппонентов Китая, и так далее). От роли младшего подчиненного партнера Китай отказался, иного США не предложили. Так что концепция «G-2» теперь мало отличается от рассуждений о счастливом вхождении России в «общеевропейский дом».

Чудодеев Ю. В.

Успешное догоняющее развитие - 95%

Экологические проблемы - 5%

Старение населения - 0%

Несколько слов в обоснование предложенных оценок. Первое - китайское руководство, как свидетельствуют итоги 17-го и 18-го съездов КПК, видит и осознает эти проблемы и по-своему пытается их решать. Более того, они заявляют о готовности к конструктивному сотрудничеству с мировым сообществом в решении этих вопросов, хотя по-прежнему не подписывают Киотский протокол и т.д. Позиция КНР, конечно, будет соразмеряться с международными реалиями, реакциями и позициями. Но Китай все время твердит о своей автономности и определенной самодостаточности, несмотря на огромную зависимость от реализации своей продукции за рубежом. И в этом вопросе он будет действовать по-своему. Экологические проблемы - это своего рода плата за рост китайской экономики, который будет продолжаться ради достижения «умеренного благополучия» (сяокан), развития внутреннего рынка и пр. Для китайского руководства главное - не нарушить социально-политическую стабильность развития общества, реализовать идею социальной гармонии и продолжать курс на великое возрождение китайской нации. А проблем на этом пути немало: резко возросшая дифференциация общества, значительный разрыв в развитии между приморскими и сравнительно бедными внутренними (особенно западными и юго-западными) районами, несогласованное развитие города и деревни. Мы уже не говорим о дефиците природных ресурсов, экономических преступлениях и коррупции. А между тем Китай не может спуститься ниже ежегодного прироста в 5%, ниже производства зерна в 500 млн. т, ниже 120 млн. га пахотной земли («красная черта») ! - Китай к ней сегодня приблизился. А это уже проблема продовольственной безопасности. Китайцы решали и будут решать эти проблемы, но прежде всего с учетом своих национальных интересов.

Проблема старения. Да, существует. Но для Китая далеко не первая. Тем более что ее решение в руках государства. Достаточно разрешить рождение второго ребенка, тем более что это уже практикуется частично в западных районах и частично в деревне. К 2050 г. в КНР, безусловно, вырастет производительность труда и квалификация рабочей силы.

Наконец, о «борьбе за лидерство» Китая. Конечно, китайским лидерам будет импонировать лидирующие позиции их страны в мире, тем более что это согласуется с выдвинутом на съездах КПК курсом на «великое возрождение китайской нации». Но на какие-либо неформальные договоренности с США и замене «G-7» или «G-8» они вряд ли пойдут. Думается, по-прежнему будут называть себя - «самостоятельная развивающаяся нация». Потому что позиция лидера всегда вызывает зависть, косые взгляды, неприятие и отчуждение. А это китайцам ни к чему.

Ниже представлена сводная таблица ответов экспертов.

Таблица 1

Оценка экспертами вероятности сценариев, %


Примечания:

Ушаков И. В. Экологический лабиринт. Социально-экономические аспекты природопользования в Китае. М.: ИД «Форум», 2008. С. 37.

World Population Ageing 1950-2050. UN, NY, 2002.

Мир после кризиса. Глобальные тенденции - 2025: меняющийся мир. Доклад Национального разведывательного совета США. М. С. 13.

Данные World Steel Association, сайт world steel.org В 2009 г. выпуск в КНР рос, а в других странах в условиях кризиса значительно уменьшился.

Промышленная политика Китая: очередное достижение // Экономист, № 1, 2006. С. 50.

Jens Damm. Chinas cape moving beyond the People’s Republic // The Newsletter HAS No 50, spring 2009. P. 28.

См.: Наумов И.Н. Стратегия экономического развития КНР в 1996-2020 гг. и проблемы ее реализации. М.: ИДВ РАН, 2001. С. 70. Табл. 14.

Bergsten С. F., Freeman С., Lardy N. R., Mitchell J. D. China’s Rise. Washington D. C., 2008. P. 25-27.