Сумасшествие: виды, причины и методы профилактики. Как понять, что человек сошел с ума

Сумасшествие: виды, причины и методы профилактики. Как понять, что человек сошел с ума

Как не сойти с ума и не переступить грань безумства: причины умопомешательства


Современный мир можно справедливо назвать сумасшедшим во многих его проявлениях. Распущенность нравов, аморальность различных слоев населения, извращенность ценностей, полное попирание законов природы – именно такими характеристиками можно охарактеризовать «продвинутую» действительность. Реальность сумасшедшая еще потому, что довольно много субъектов из ныне живущего поколения не могут гордиться крепким психическим здоровьем. По данным Всемирной организации здравоохранения каждый пятый житель планеты (цифра шокирует – более 1,5 миллиарда человек) страдает от каких-либо психических расстройств в разной степени тяжести. Именно поэтому, для сохранения адекватной реальности и жизни вообще, дабы Терра не сошла с ума окончательно, 6 миллиардам жителей Голубой планеты необходимо заботиться о сохранении своего психического здоровья.

В первой части этой статьи мы познакомились с признаками, которые могут свидетельствовать о развитии сумасшествия – тяжелых психических расстройств. Цель сегодняшней встречи – постараться понять, почему люди сходят с ума, какие факторы провоцируют развитие психических расстройств. В рамках данной публикации мы не будет рассматривать врожденные дефекты центральной нервной системы, избежим темы возникновения психических расстройств, которые сопряжены с аномальным течением беременности матери. Наша работа посвящена изучению условий и обстоятельств, которые приводят к сумасшествию изначально здоровых от рождения людей.
Следует оговорить, что в современной психиатрии отсутствует полное понимание причин, давших старт многим психическим расстройствам. Виновники некоторых психических отклонений и вовсе не ясны. Это можно объяснить следующим: практически все гипотезы, сколь бы логичными и основательными они ни звучали, не могут быть полностью изучены и проверены экспериментальным путем. Почему? Дело в том, что психиатрам и психотерапевтам по большей мере приходится иметь дело и лечить людей, уже ставших душевнобольными. Ни один здравомыслящий человек не согласиться стать добровольным участником эксперимента, на практике проверяющий механизм того, как сходят с ума и лишаются рассудка.

Почему люди теряют рассудок: причины и провокаторы
Представители научной среды и практикующие врачи сошлись во мнении: причиной возникновения всех серьезных психических отклонений является совокупное влияние биологических (физиологических) условий, психологических составляющих и социальных факторов.

Физиологические аспекты
Биологические причины душевных болезней – хронически влияющие или стремительно действующие факторы, которые вызывают повреждения и поражения центральной нервной системы, в частности – головного мозга. Физиологическими провокаторами безумства выступают и факторы внешнего мира, и условия внутренней среды организма, воздействие которых вызывает сбои в нормальном функционировании психики. Угнетение и распад высшей психической деятельности часто провоцируют нижеследующие обстоятельства.
Пальма первенства среди физиологических причин сумасшествия принадлежит травматическим воздействиям на черепную коробку средней и тяжелой степени тяжести. Любые повреждения вещества головного мозга и его оболочек так или иначе негативно сказываются на психических функциях. Например, ушиб головного мозга чреват образованием очага поражения в тканях и развитием кровоизлияния. Впоследствии тяжелая травма приводит к гибели нервной ткани, что становится прямым виновником психических дефектов, эпилептических припадков, грубых двигательных нарушений, расстройства речевой функции.

Сойдет ли человек с ума, или его минует такая участь, зависит от степени тяжести травмы и от того, какая именно зона пострадала. Поэтому у одних больных после внутричерепных повреждений возникает амнезия – потеря памяти. Другие особы начинают полагать, что окружающие читают их мысли и строят козни против них. Третьи персоны становятся вспыльчивыми и грубыми, демонстрируют агрессию против других.
Еще одной физиологической причиной, объясняющей, почему человек сошел с ума, является регулярная интоксикация организма сильнодействующими психотропными веществами и алкоголем. Бесконтрольный прием мощных лекарственных средств, употребление наркотиков, регулярное распитие спиртных напитков постепенно отравляет организм и разрушает нервную систему. От интоксикации особый урон ощутим в структурах головного мозга. Именно поэтому наркоман или алкоголик ведет себя неадекватно, деградирует, как личность и со времен сходит с ума, утрачивая человеческий облик.

Биологическая причина безумия человека – нарушение баланса некоторых активных химических элементов головного мозга. Функциями нейротрансмиттеров является регуляция эмоционального состояния: дефицит их производства или сбой в нейромедиаторном обмене приводит к беспричинному ухудшению настроения или же дает старт маниакальной эйфории.
К сожалению, симптомы психических расстройств могут возникнуть и в результате перенесенных инфекционных заболеваний. Нейроинфекция, вызванная бактериями, вирусами, грибками или простейшими, очень быстро поражает структурные отделы центральной нервной системы. Например, следствием герпетического энцефалита часто является депрессия и аутизм.

Очевидным фактором риска выступает пожилой и старческий возраст человека. У лиц преклонного возраста часто присутствуют тяжелые дефекты со стороны сердечно-сосудистой системы. В структурах головного мозга происходят тяжелые дегенеративные изменения. Из-за нарушения кровоснабжения и питания мозга, изменений в структуре сосудов происходит постепенная гибель нейронов – нервных клеток. Уменьшение количества нейронов и нарушение связи между клетками напрямую отражается на ухудшении интеллекта человека.

Именно поэтому среди лиц преклонного возраста встречается много особ, которые напоминают душевнобольных людей. Так, при сенильной деменции, определяется значительное снижение памяти, возникают тяжелые когнитивные дефекты. Больной человек утрачивает критику и лишается возможности самостоятельного обслуживания. Возникает возрастная регрессия: пожилой человек «впадает в детство». Он может демонстрировать злобу и агрессию либо, наоборот, стараться всем угодить. Он не способен логически мыслить, часто не понимает, что и для чего он делает. Атрофия головного мозга в старческом возрасте приводит к нарушениям восприятия реальности. Больной не может ориентироваться правильно во времени и пространстве. У него появляются бредовые мысли и высказывания. Очень часто возникают галлюцинации.

Психологические и социальные факторы
Нас могут обсчитать в магазине и развести на уличных лохотронах. Мы можем нечаянно разбить свой дорогой мобильник и забыть портмоне на сиденье в маршрутке. Мы можем получить уведомление о своем увольнении. Нас могут поставить в известность о том, что банк, где у нас был депозит, разорился. Тысячи факторов: как негативных аспектов, так и позитивных моментов, в какой-то мере могут поколебать наше психическое равновесие. Психические травмы причиняют боль, калечат душу, лишают благоразумия, доводят до самоубийства.
Однако некоторые из нас устойчивы к воздействию стрессовых факторов и не получают серьезного вреда даже после самой трагичной катастрофы. Другие же люди впадают в депрессию и лишаются рассудка при воздействии, казалось бы, крошечных и невредных раздражителей. Все потому, что понимание одной и той же жизненной ситуации у разных людей различается. Для кого-то насморк у любимой кошки – шокирующая драма, для других же даже известие о собственной тяжелой болезни не лишает хладнокровия и здравого рассудка. Это объяснимо тем, что люди по-разному интерпретируют события, наделяют их различной степенью важности.

Немаловажен и еще один факт: стрессоустойчивость человека. Устойчивость к стрессам не что иное, как сила и способность нервной системы адекватно реагировать на раздражители. Чем более устойчивая нервная система, тем человек меньше рискует, что он сойдет с ума.
Соответственно, чем бурнее ответ на предъявленный раздражитель, чем значимее происходящее изменение, то тем больше человек рискует, что в результате стресса у него «снесет башню». При этом вероятность «слететь с катушек» присутствует и у тех, кого накрыло неожиданное глобальное несчастье, и у тех, кого регулярно и методично «прессуют» морально и физически. От того, как мы ведем себя при стрессе, зависит будущее нашей психики (подробная информация о стрессе указана ).

Неадекватно интенсивная реакция субъекта на психотравмирующий фактор часто приводит к реактивным психозам, которые в народе называют безумием человека. В результате инцидента сильный, самостоятельный, доброжелательный человек может стать агрессивным, неуправляемым, опасным для себя и для окружающих психом. Активная и энергичная персона в мгновение ока может погрузиться в депрессию, замкнуться на своих переживаниях и навязчиво прокручивать в голове сцены случившегося. При этом она будет болезненно переживать свою неполноценность и ущербность, размышляя о бессмысленности бытия.
Действие самого крошечного раздражителя при роковом стечении обстоятельств может переполнить чащу, послужив пусковой кнопкой для потери рассудка. Что же может дать старт формированию психического расстройства? Чаще всего непосредственными провокаторами сумасшествия являются следующие ситуации и состояния.

Риск пополнить ряды безумцев и сойти с ума особо велик у того человека, который постоянно терпит неудачи во всех начинаниях. При этом он снимает с себя ответственность за допущенные промахи и винит во всем белый свет. В его понимании, именно окружающая среда является источником бед и проблем. Он убежден, что к нему относятся несправедливо. Против него плетут интриги, ставят палки в колесо. Все свое окружение он воспринимает, как заклятых врагов. При этом такой человек отрицает, что в его характере имеются грубые изъяны, его способности лишены совершенства, а прикладываемые усилия недостаточны для достижения успеха. Такая жизненная позиция в итоге приводит к тому, что человек, измученный закономерными провалами, обретает тяжелые бредовые переживания – паранойю.
Еще одной очевидной причиной того, что человек лишается рассудка, является патологический трудоголизм. Трудоголик не только чрезмерно много и слишком усердно трудится. Он не умеет полноценно расслабляться и грамотно проводить досуг. С его точки зрения, отдых – своеобразный показатель лени. Для него мысль быть незанятым и бездельничать вызывает панику. Однако с научной точки зрения, трудоголизм – прямой признак, что у человека не все благополучно в жизни. Это знак того, что он утратил способность полноценно общаться с окружающими, и погружением в работу он стремится убежать от своих неразрешенных проблем. В результате чрезмерное рвение и избыточная трудовая нагрузка приводит к переутомлению и истощению ресурсов нервной системы. И, как следствие, человек перестает быть адекватной личностью.

Непосредственным провокатором сумасшествия является тяжелая психическая травма, которая оказала громадное влияние на жизнь особы и привела к утрате смысла существования. Вызвать психические расстройства может физическое и сексуальное насилие, тяжелый развод, измена близкого человека, банкротство собственной фирмы, внезапная гибель ребенка или супруга.
Не менее вредной для психического здоровья является вынужденная социальная изоляция человека. Дефицит общения, отсутствие новых впечатлений, невозможность проявить свои эмоции приводит к тому, что особа лишается рассудка. Социальная изоляция делает людей крайне эмоциональными и беспокойными. Пребывание вне человеческого сообщества приводит к искажению восприятия времени, появлению галлюцинаций и навязчивых мыслей, снижению интеллектуальных возможностей.

Виновником того, что человек перешагнул грань нормы и болезни, может стать и психологическая зависимость. Зависимое (аддиктивное) поведение является универсальным решением для «бегства» от реальной жизни. Эмоциональная зависимость заставляет человека отказаться от своих интересов, планов, вынуждает игнорировать собственные потребности и менять жизненные ценности. Аддикция приводит к полному разрушению исходного «Я» и грубым изменениям личности.
Следует помнить: существующая очевидная проблема провоцирует «сдвиг крыши» не всегда и не фатально. Явная причина начинает свое разрушительное действие лишь при наличии ряда условий. При этом возникновение психических расстройств, их развитие, отягощение и исход зависят не только от исходной причины, но и от различных вредных влияний окружающей среды и состояния организма.

Это означает, что тибетская медицина лечит не с помощью общих противо-психотических средств.

Лекарства и соответствующие методы лечения должны учитывать соотношение трех жизненных сил больного, в противном случае они могут только навредить. Их следует назначать согласно индивидуальным причинам болезни. Например, безумие, вызванное ядами и нарушением праны, требуют разных лекарств. В случае болезни, вызванной «призраками» и невидимыми силами, которые, согласно тибетской традиции, являются главной причиной умственных заболеваний, следует использовать религиозную практику и тантрические лекарства вкупе с травами и другими соматическими средствами.

Поскольку тибетская медицина считает симптомы, в особенности психические, результатом бесчисленных тонко переплетенных кармических факторов, она не ищет средств быстрого излечения. Она принимает во внимание наличие коренного яда на духовном уровне, а также и то, что его влияние может усилиться при попытке насильно устранить симптом.

Согласно Бурангу, основная причина умственного расстройства лежит в образе жизни, противоречащем глубинным духовным склонностям и сути больного.

…Чисто кармический случай безумия не будет проявляться органическими нарушениями и не может быть вылечен медицинскими средствами.

Согласно и Абхидхарме, и медицинской традиции существует пять причин безумия. Это: карма, горе-беспокойство, неуравновешенность трех жизненных сил, яды (органические) и «злые духи». Эти причины могут действовать по отдельности или совместно друг с другом.

  1. Карма. В общем, можно сказать, что карма ответственна за все заболевания, однако в данном случае имеется в виду другое. Умственное кармическое заболевание подразумевает особую связь с судьбой, пожинание плодов деяний прошлого. Для лечения таких кармических заболеваний нет других лекарств, кроме Дхармы: ничто другое не помогает против дурной кармы. Это верно как для соматических, так и для психических расстройств.

Считается, что причина любого умственного заболевания — принесение страданий другим людям в прошлой жизни; результаты — более, чем определенны. Например, если кто-либо потревожил чью-либо медитацию, или даже просто побеспокоил добрых людей, следствием в этой жизни будет великая печаль и подавленность, наступающая внезапно и без всякой видимой причины. Сходным образом, если человек был злонамерен в прошлом, следствием в этой жизни будет вечная боязливость без причины. Только ламы-врачи, достигшие высокого уровня, способны при кармическом психическом заболевании своим глубинным видением распознавать прошлые деяния, которые стали причиной душевного расстройства.

  1. Горе-беспокойство и т.п. Причиной помешательства могут быть и исключительно психологические состояния. В этом случае какой-либо психологический фактор вмешивается в работу жизненного ветра (срог-лунг), того, что имеет непосредственное отношение к сознанию и всегда причастен к расстройствам психики. Навязчивое и неотступное прокручивание причин своей эмоциональной боли, несчастная любовь или потеря положения считаются весомыми факторами, нарушающими сознание, которые могут приводить к неврозу и психозу.

Фактически, три основных класса душевных болезней, определяемых тибетцами, выражаются в терминах их психологических характеристик. Это: 1) страх и одержимость; 2) враждебность; 3)подавленность и замкнутость.

Осознание неизбежных фактов старения и смерти, непостоянства во всех сферах жизни — отношениях, интересах, общественном положении, собственности — может оказаться пагубным. Особенно когда этому сопротивляются, отрицают и подавляют, что вызывает психологическое напряжение и шизофренические тенденции.

Признание изначальной пустотности наших «я» и поступков — болезненно и устрашающе. Без поддержки Дхармы (в самом широком смысле, то есть жизни и деятельности, пронизанной признанием этой пустотности) возникает сильная паника, что ведет к подавлению бессознательных тенденций. В конечном итоге, это может привести к психозу.

Здесь-то и кроется самое главное. Психическая основа безумия та же, что и просветления. Все зависит от того, принимается и понимается ли она и служит ли, в конечном счете, ключом к освобождению. Если нет, она становится, в силу того, что осознавшее ее пока еще подсознательно, причиной отрицания, подавления и, в конечном счете, умственного заболевания.

Сочетание соматических лекарств, травяных смесей, прижигания п т.п., а также дхармическая практика используются для победы над душевными заболеваниями, вызванными психологическими факторами. Невротик может практиковать дхарму самостоятельно, заниматься медитацией, углублять понимание, закалять характер и уравновешивать ум. В более тяжелых случаях, каковой представляют психотики, они не могут заниматься этими практиками самостоятельно, поэтому лама или иной духовный наставник должен выполнять религиозные практики за них.

  1. Физический дисбаланс (трех жизненных сил). Когда жизненные силы функционируют нормально, т.е. когда они идут по своим путям, они поддерживают здоровье ума и тела. Когда они функционируют неправильно, то вызывают болезни. Избыток психологических эмоциональных качеств, связанных с каждой из них, ухудшает ментальное состояние. Эмоциональная неуравновешенность вызывает неуравновешенность жизненных сил, которая проявляется как нарушение психики. Самые различные аспекты теории трех жизненных сил — причина, диагностика и лечение - вступают здесь в игру.

А. Ветер. Умственное и эмоциональное напряжение приводит к увеличению ветров, или пран. Чрезмерное сосредоточение и обдумывание чего-либо, беспокойство по поводу неоконченных проектов и не достигнутых целей, сокрушение о семейных проблемах и расстройства о потерянных предметах — все это, как известно, вредит ветру, а значит сознанию, поскольку сознание и ветер взаимосвязаны. Вообще считается, что заболевание ветра происходит из-за чрезмерного желания, похоти и привязанности.

Помимо печали и возбудимости, прочие симптомы психических пранических расстройств таковы: человек говорит все, что взбредет на ум, не помнит сказанного и не может сосредоточиться или окончить что-нибудь. Может все время кричать и внезапно гневаться без причины. Он неугомонен, встревожен и напряжен.

Это психологическое состояние ведет к ошибочному поведению, которое еще более ухудшает поврежденное состояние ума. То есть, психологические страдания, испытываемые таким человеком, приводят его к потере двух опор здоровья: диеты и поведения. Таким образом, его состояние еще более ухудшается. Из-за горя человек не хочет есть — голодание усиливает ветер. Из-за ветра он не может спать, что еще более усиливает его дисбаланс (бессонница-болезнь ветра).

Психиатрическое лечение первым делом восстанавливает должное питание и поведение. Это натуропатия, программа мягкого лечения. Согласно традиции, человек с психологическим расстройством типа «ветра» должен употреблять маслянистую сытную пищу, которая уменьшает «ветер». Пациент должен оставаться в теплой, уютной, темной комнате. Светлая комната отражает свет и яркие цвета, стимулируя таким образом ветры. Пациент должен находиться в приятном месте, в «хорошей комнате с множеством цветов». Лучшей лечебной средой считается место, наделенное естественной красотой.

Во многих случаях больному желательно иметь сексуальные отношения. Одним из симптомов психиатрических расстройств праны явпяется то, что больной часто «хочет быть обнаженным и пытается снять с себя одежду». Он постоянно думает и говорит о сексе. Все это вследствие элемента желания и его прямого отношения к ветру. Сексуальные отношения могут помочь, удовлетворив желание, а потому назначаются вместе с лекарствами.

Тем не менее при некоторых психических болезнях ветра, к примеру, вызванных «духами», сексуальная активность не принесет лечебного эффекта. В этих случаях применяют лекарства и другие методы лечения.

Решающим при лечении психических нарушений, вызванных нарушением ветров, является «любовная забота». Говорится, что пациент должен быть окружен любящими друзьям и семьей. Каждый должен говорить «приятные слова» любви и заботы пациенту — особенно врач. Пациенту должно быть позволено иметь все вещи, любимые им более всего, — музыку, книги и т.п. Его следует развлекать и давать все приятное. Все это древняя форма того, что сегодня мы называем окружением и активной терапией.

Если такое мягкое лечение позитивными впечатлениями от пищи и окружения не вылечит пациента, то, по крайней мере, придаст ему крепость и сопротивляемость. Такой помощи может оказаться достаточно для того, чтобы у него появились моменты прояснения, в течение которых лама-психиатр может повлиять на его сознание, разговаривая с ним, то есть применяя что-то вроде психотерапии.

Другим видом относительно мягкого лечения являются упражнения в глубоком, или «горшечном» дыхании. Поскольку психические заболевания праны часто вызваны непра-вильным действием ветров, особенно «поднимающимся ветром» и «жизненным ветром», такие дыхательные упражнения стабилизируют и регулируют дыхание и успокаивающе действуют на сознание. Также они увеличивают и оживляют тонкую жизненную силу, которая как бы придает человеку уверенности в жизни, порождая чувство благополучия. Полагают, что глубокое дыхание — прекрасное терапевтическое средство в случае депрессии. Впрочем, такое лечение должно производиться правильным образом, поскольку неправильное дыхание, в особенности с задержкой, без соответствующих наставлений, естественно, повредит ветрам.

В некоторых редких случаях йоги впадают в безумие из-за неправильного обращения с дыханием. То есть им не удается попытка собрать ветры вместе в центральном канале и преобразовать их в неотъемлемую природу «йеше-лунг» - прану мудрости. Вместо этого они загоняют нечистые ветры в центральный канал, где сходятся пять сосудов сознания, и это приводит к уже описанным умственным проблемам.

Более радикальные методы психиатрического лечения включают прижигание и иглоукалывание. Для этого используются особые точки: макушка, основание шеи — называемое первым позвонком в тибетской системе (в европейской — седьмой шейный), шестой позвонок (четвертый грудной) и мечевидный отросток. Последние три обычно применяются вместе. Их иногда упоминают как «места тайных жизненных пран». Макушка-точка, наиболее часто используемая при любых психических расстройствах.

Тибетский медицинский массаж, называемый «ку-нье», (буквально: притирание мазями), применяется при психических нарушениях. Для массажа используется лечебное масло на травах. Оно расчищает путь ветрам, которые заблокированы в каналах и кожных порах. При расстройствах ветра на уровне психики («срог-лунг»), лекарственное или просто сливочное масло втирается в четыре точки для прижигания, упомянутые выше. Вообще считается, что массаж с медицинским или любым другим маслом крайне полезен в случаях сильного ментального напряжения, беспокойства, нервозности, а также для пожилых людей со слабым здоровьем.

Одними из наиболее популярных и довольно эффективных лекарств при психических болезнях ветра являются травяные благовония, представленные в тибетской медицине очень широко, а также, конечно, многочисленные травяные лекарства, принимаемые внутрь.

Б. Желчь. Психические расстройства, обусловленные желчью, вызывают у человека безумие буйного и грубого типа, поскольку доша желчи на ментальном плане происходит от гнева-неприязни. Гнев и ненависть, в свою очередь, способствуют чрезмерному возбуждению желчи. Эмоциональные и психологические факторы ведут к потере «двух опор» — пищи и поведения, и возникающее безумие классифицируется как имеющее природу желчи, хотя оно также включает в себя и нарушение ветра.

Результатом является буйное помешательство. Пациент разговаривает с другими грубо и оскорбительно, разбрасывает и ломает вещи и может поранить или даже убить кого-нибудь. Он постоянно разгневан, раздосадован прошлым и крайне напряжен. Полагают, что такого человека нужно приструнить и назначить суровое обращение и наказание.

Что касается образа жизни, то пациент должен оставаться в прохладном месте, вроде овеваемого ветром сада или на берегу реки, или горного ручья. Цвета и среда, окружающая его, должны производить охлаждающий эффект.

Его пища и напитки также должны иметь прохладную природу. Кофе, алкоголя, стимулирующих препаратов, жирной пиши и яиц следует избегать. Назначают специальные медицинские ванны для прочищения канала ветра умственной деятельности, закупоренного вследствие избытка желчи (за подробностями обращайтесь к примечанию \ главы 78 «Чжуд-ши»).

В. Слизь. Омраченность, неведение и леность способствуют образованию слизи. Человек, обезумевший по причине увеличения доши слизи, выказывает признаки болезненной флегматичности. Он становится замкнут, молчалив, пассивен и угрюм. Такой человек отказывается есть, закатывает глаза, подвержен припадкам головокружения. Он кладет вещи и забывает куда. В дополнение к своей молчаливости, он еще и чрезвычайно себе на уме. Для того чтобы вывести его из этого состояния применяется крайне заботливое обращение. Его побуждают к деятельности при каждом удобном случае. Он должен много двигаться. Массаж тут тоже помогает, потому что телу передается физическое движение, и оно производит тепло, хотя и пассивным способом (слизь — холодная). Пациент должен находиться в теплом светлом месте, где с ним будут его друзья и семья, рассказывающие ему истории и говорящие «приятные слова». Его пища и напитки должны противодействовать слизи. Помимо этих мягких методов лечения, следует назначать лекарства из трав. Медицинским маслом следует вызывать рвоту, чтобы прочистить канал ветра и ума, закупоренный слизью. Иногда для этой же цели будет полезна горячая лечебная ванна со взбитым медицинским маслом, или смесью трав.

  1. Яды. Токсины могут быть непосредственной причиной безумия. В таких случаях сознание полностью омрачается, силы исчезают и человек теряет здоровый вид, «цвет», что особенно заметно по лицу. Слабость тела, вызванную ядом, невозможно исправить приемом хорошей пищи и экстрактами, потому что яд не удален. Умственное помрачение, вызванное ядом, называется «глубокая иллюзия». Отравленный не знает вовсе, о чем думает, или может переключаться от обычной ясности, к абсолютно иллюзорному мышлению и неосознанности.

Ядом может быть особый токсин или ядовитое сочетание нетоксичных пищи и напитков, а также постепенное накопление токсических веществ в теле. Для лечения безумия, вызванного отравлением, применяют составы с растительными и животными компонентами.

  1. Демоны, или злые духи. «Демон», или «злой дух», вызывающий безумие, это постороннее воздействие, которое берет верх над человеком и определяет действия его тела, речи и ума. Эта отрицательная энергия проникает в сознательную психику личности, потому что человек психологически слаб и не сопротивляется. Дух, или демон может быть как единственной причиной безумия, так и действовать совместно с причинами психологическими, отравляющими и вызванными расстройством трех жизненных сил.

Симптомы присутствия духа при психических нарушениях таковы: поведение человека внезапно меняется, и он ведет себя совсем иначе, чем до этого. Его поведение зависит от того, каким духом он поражен. Классификация различных типов духов, таким образом, это классификация различных типов психозов. Тибетская медицина демонстрирует очень древнюю и подробную классификацию безумия, основанную на психологических, поведенческих и физических симптомах, понимаемых как действие духов.

Лечение достаточно сложно, потому что включает много особых тантрических процедур, и, конечно, привлекает религиозную медицину, поскольку одержимость демонами и темными силами, в первую очередь, относится к карме, хотя и может включать (или не включать) психологические или органические сопричины. Существуют различные, довольно сложные методы лечения травами безумия, вызванного различными духами.

Некоторые из этих психиатрических методов — это очень засекреченные процедуры для противодействия дурному воздействию духов с использованием вещей, также затронутых злом. Одна из таких вещей — кровь убитых людей. Тибетские врачи обычно имеют при себе запас высохшей крови убитого человека для этих целей. Использование амулетов и т.п., для предохранения от этих негативных сил стоит на первом месте. Мантры также применяются в качестве терапии, и религиозные практики часто приходится применять для пациентов, неспособных проводить их самостоятельно.

Из книги Терри Клиффорд «Демоны нашего ума: алмаз исцеления.»

Уже на следующий день после трагедии в Ижевске , где в результате взрыва бытового газа обрушилась часть многоэтажного жилого дома, правоохранительными органами был задержан подозреваемый. По словам самого предполагаемого виновника чрезвычайного происшествия, он слышал некие осуждающие голоса, которые смолкли лишь при звуке поступающего в квартиру газа из открытого шланга, соединяющего трубу и плиту. И хотя гражданин отдавал себе отчет о последствиях такого поступка, следственные органы сомневаются в его психическом здоровье.

Учитывая, что в последнее время специалисты в области медицины серьезно озабочены ростом психических расстройств среди населения, «СП» задалась вопросом — а можно ли каким-то образом понять, что, например, у соседа по подъезду начались подобные проблемы, которые могут привести к опасным для окружающих последствиям? И куда можно обратиться в таком случае, чтобы не допустить беды?

Признаки, по которым можно увидеть, что человек страдает психическим заболеванием, действительно есть, соглашается врач психиатр-психотерапевт столичного ГБУЗ «Психиатрическая больница № 14» Софья Шемякина . Во-первых, это резкое расширение круга знакомых, вплоть до приведения домой людей с улицы. Или, наоборот, резкое ограничение контактов, подозрительность, нелюдимость, вспышки немотивированной агрессии, жестокость, собирательство хлама или выбрасывание нужных вещей из дома. Сюда же можно отнести попытки прислушаться к несуществующим голосам или присмотреться к несуществующим образам, внезапную религиозность или сектантство, отказ от пищи, воды, нежелание выполнять гигиенические процедуры или, наоборот, повышенная чистоплотность, ритуальные действия.

Во-вторых, констатирует эксперт, это беспричинное снижение или повышение настроения. То есть, либо безразличие ко всему, либо резкий интерес к чему-то, длительное пребывание в эйфории. У человека могут проскальзывать суицидальные высказывания в духе «вот если бы меня не стало, вот если бы заснуть и не проснуться». Может проявиться вульгарное поведение или повышенное сексуальное влечение, возникнуть резкая склонность к грубому юмору. Может меняться внешний облик, причем объяснений этим изменениям человек либо не дает, либо они могут быть нелепы по сути.

В-третьих, человек начинает высказывать идеи преследования, ревности, отравления, идеи ущерба. Он может начать говорить о своей связи с великими людьми, может загореться проектированием вечного двигателя, системой устройства мира или чем-то еще, причем деятельность будет носить малопродуктивный характер. Может измениться речь: она будет ускоренная или замедленная, а смысл сказанного может быть непонятен. Встречаются перескакивания с мысли на мысль, повторения одних и тех же слов, выдуманные и вычурные слова в речи. Человек может не узнавать себя в зеркале, принимать чужих людей за знакомых или знакомых за неизвестных ранее. Вероятно появление ощущений изменений формы тела, присутствия насекомых или других существ в органах или под кожей. Бывает, что пациенты с психическими расстройствами посещают специалистов терапевтического, неврологического, хирургического, гинекологического, дерматологического или стоматологического отделений с жалобами на боль, зуд и жжение, но причиной оказывается заболевание психики.

В-четвертых, возникает повышенная сонливость или, наоборот, резкое уменьшение количества сна до 2−3 часов сутки. В-пятых, имеют место нарушения памяти: забывается не только то, что было давно, но и то, что было совсем недавно. Человек может не узнавать родных, путать их с уже умершими родственниками, может теряться во дворе, забывать выключить газ и воду, путаться в квартире.

— Но нельзя ставить знак равенства между наличием душевного недуга и опасностью для общества, — подчеркивает Шемякина. — Это как раз одна из стигм ( в медицине — негативная ассоциация человека с чем-либо позорным — авт. ), в связи с которой люди вынуждены длительно скрывать ото всех свои страдания, в противном случае многие начнут остерегаться контакта с ними.

При наличии признаков, развивает она мысль, стоит обращаться к врачу-психиатру. Если пациент сам желает прийти на прием, то можно обратиться как к государственному врачу в психоневрологический диспансер, так и в частную клинику. Но если страдающий не осознает свой недуг и считает себя здоровым, то, скорее всего, речь пойдет об осмотре в недобровольном порядке, который обычно в частных клиниках не проводят. Такой осмотр осуществляется исключительно по заявлению родственников или других лиц, контактирующих с пациентом. Но, по словам специалиста, есть одна преграда:

— Порой родные или соседи не хотят писать заявление на осмотр страдающего душевным расстройством по разным соображениям. В итоге они оставляют человека без помощи, а себя — в потенциальной опасности. Если же заявление написано, то врач-психиатр рассматривает его, ждет разрешения суда на осмотр, после чего проводит освидетельствование лица и принимает решение о мерах помощи. Если же психотическое состояние развилось прямо на глазах у людей, то им необходимо звонить по телефону «Скорой помощи» и описывать увиденное. Тогда вызов может быть сразу переадресован бригаде неотложной психиатрической помощи.

«СП»: — Может ли современная медицина диагностировать возможные проблемы с психикой в раннем детском возрасте или даже вообще на этапах беременности? Какие меры врачебного воздействия могут применяться в этом случае?

— Психические заболевания не являются генетическими или врожденными, поэтому их невозможно диагностировать в период беременности. В дальнейшем смотрят темпы психического, социального и моторного развития детей. При их нарушении, а также при появлении в поведении ребенка каких-то странностей, замкнутости, ритуалов, жестокого поведения, повторяющихся страхов стоит обратиться к детскому психиатру и неврологу. Они помогут понять, с чем связано изменение в развитии и поведении: с неврологической патологией, реакцией на какие-то события или с психическим заболеванием. Это уже и будет определять тактику дальнейшего лечения и необходимость дополнительных обследований.

«СП»: — Насколько эффективно современная система медицинской помощи может среагировать в этом случае?

— Современная система психиатрической помощи достаточно эффективно реагирует на случаи первичного обращения и возникновения психотических реакций. Это и неотложные бригады, и помещение в стационар. Опять же, все это возможно при наличии у человека состояния, требующего госпитализации, а при необходимости осмотра в недобровольном порядке — при наличии заявления со стороны свидетелей изменившегося состояния у человека и разрешения суда на осмотр. Потому что врач-психиатр — это не Бэтмен, который ночью облетает город, выискивает больных и самолично госпитализирует их на койку в стационар.

«СП»: — Есть ли гарантия, что врачи своевременно обезопасят общество от буйнопомешанного или социально опасного больного? Может ли врач сейчас принять какие-то превентивные меры по изоляции подобного больного от общества или каким-то иным способом обезопасить его?

— Гарантии есть, в соответствии с « Законом о психиатрической помощи ». Пациента осмотрят и назначат комплекс медицинских мероприятий либо при самообращении, либо после заявления со стороны с описанием ситуации и при наличии в состоянии больного признаков, попадающих под пункты «а», «б», «в» статей 4 и 24. Иногда случается ситуация, что пациента осматривают в недобровольном порядке и госпитализируют в стационар в недобровольном порядке согласно статье 29, но судья, который знакомится с врачебной документацией и мнением докторов, решает прекратить госпитализацию больного после беседы с ним, а также с его родными. В таком случае врачи немедленно прекращают госпитализацию и выписывают пациента из стационара.

«СП»: — Насколько эффективно действует имеющаяся на данный момент система лечения психически больных людей?

— Сейчас происходит реструктуризация здравоохранения. В том числе и психиатрии. Сокращено количество коек в стационарах, количество дней пребывания. Весь упор делается на амбулаторную службу, стационары на дому и дневные стационары. К сожалению, врачей не всегда хватает, часто они работают с повышенной нагрузкой. И зарплаты отнюдь не такие высокие, как рапортуют с трибун. Тем не менее случаи первичного обращения и изменение состояния пациента всегда стояли в приоритете у психиатров.

Есть и другая сторона, которая, к сожалению, тоже влияет на состояние наших больных — это экономическая и социальная ситуация, а также психологический комфорт в семье. Родственники наших пациентов подчас не хотят контролировать состояние больных после выписки или следить за приемом лекарств, и контактируют с лечащим врачом не тогда, когда тот зовет их на группу по психообразованию, а когда состояние пациента резко изменилось из-за отсутствия адекватной лекарственной и психологической поддержки. Порой также родные больных алкоголизируются, что тоже не улучшает лечебный и реабилитационный процесс после выписки.

«СП»: — А что, по вашему мнению, можно и нужно поправить в современном законодательстве, чтобы трагедии, подобные ижевской, больше не повторились?

— Трагедии будут повторяться, пока в обществе на психически больных людях будет висеть клеймо опасных или неполноценных. Это значительно сокращает процент обращаемости к психиатру за адекватной помощью, зато увеличивает походы к бабкам-гадалкам, шаманам, колдунам. Трагедии будут происходить, пока родные не начнут разделять ответственность за состояние родственника, находящегося на поддерживающей терапии дома, а не сваливать на доктора в диспансере или стационаре, потому что психическое состояние определяется не только концентрацией лекарственного вещества в крови, но и отсутствием алкоголя, наркотиков, конфликтов дома. В самом законодательстве пункты, касающиеся осмотра, госпитализации и выписки пациентов, прописаны очень четко. Доктора выполняют их, причем часть пунктов требует не просто единоличного решения, а вердикта комиссии из трех врачей-психиатров. И это выполняется неукоснительно. Вот чего нет в «Законе о психопомощи», так это решения вопросов безопасности самого врача, который едет на освидетельствование, осматривает пациента в диспансере или находится с ним в одной палате. Нет кнопок тревоги, нет санитаров, нет отряда полиции, который помог бы в случае агрессии у больного. Практически каждый врач-психиатр на своей шкуре испытал опасность для жизни со стороны возбужденного и агрессивного пациента.

Сейчас со стороны врачей делается все, чтобы уменьшить стигмы психического недуга. Есть современные препараты, программы реабилитации. Это доступно не везде, но это, опять же, связано с финансированием здравоохранения и особенно с финансированием психиатрии, на которую часто выделяются деньги по остаточному принципу. Это же не высокотехнологичная помощь, не нанотехнологии, несмотря на то, что психиатрические препараты и сама реабилитации очень дорогостоящие. Конечно, необходимо расширять амбулаторное звено, организовывать кабинеты психиатрического приема в поликлиниках. Вместе с тем нашим пациентам требуются рабочие места, возможно лечебно-трудовые мастерские. Сейчас они, к сожалению, упразднены, а в свое время помогали нашим пациентам и жить активной жизнью и зарабатывать отнюдь не лишние деньги.

С древних времен люди сталкивались с проявлением безумия. Кто-то считал это неизлечимой болезнью, кто-то же, напротив, божественным даром. Что же такое безумие? В чем его причины? Поддается ли оно лечению? И если да, то какими способами?

Что означает слово безумие?

Вплоть до окончания 19 века словом безумие называли целый ряд психических расстройств человека. Сюда относили галлюцинации, бред, эпилепсию, судороги, попытки совершения суицида, депрессии - в общем, любое поведение, выходящее за рамки нормального и привычного.

В настоящее время безумие - это устаревшее понятие, которым, однако, люди все же активно пользуются в разговорной речи. Теперь каждому конкретному нарушению психики присвоен свой диагноз. Сумасшествие же является обобщенным понятием, которым можно назвать любое отклонение в

Формы безумия

Существует множество различных классификаций сумасшествия. С точки зрения влияния на окружающих выделяют полезное и опасное безумие. К первому типу относят магический дар предвидения, поэтические и другие виды вдохновения, а также восторг и экстаз. Опасное безумие - это ярость, мания, истерия и другие проявления сумасшествия, в ходе которых больной может нанести травмы и окружающим.

По характеру проявления безумие делится на меланхолию и манию или истерию. Первая форма психических отклонений выражается в подавленности, полной апатии ко всему происходящему. Люди, страдающие этим заболеванием, испытывают душевные терзания и мучения, длительное время пребывают в угнетенном состоянии.

Истерия и мания являются полной противоположностью меланхолии. Они проявляются агрессией больного, его возбужденным состоянием и свирепостью. Такой человек может совершать импульсивно необдуманные действия, которые часто имеют ужасные последствия.

Также безумие можно классифицировать по степени тяжести (слабое, серьезное и острое). При слабом расстройстве психики люди испытывают нежелательные симптомы достаточно редко, либо они проявляются в легкой форме. Серьезное безумие - это с которым человек не в состоянии справиться самостоятельно. Симптомы становятся более частыми и мощными. Острое сумасшествие характеризуется сильными расстройствами психики, носящими постоянный характер.

Причины безумия

В связи с тем, что формы и разновидности сумасшествия очень разнообразны, очень сложно выделить общие факторы, которые могут довести до безумия. Обычно различают сверхъестественные и физические причины помешательства.

В древности безумие часто связывали с божественной карой за грехи. Высшие силы, делая человека сумасшедшим, таким образом наказывали его. Что же до полезного безумия, то его, напротив, считали божественным даром. Еще одной сверхъестественной причиной такого состояния считали одержимость демонами. Как правило, в этом случае поведение больного сопровождалось неконтролируемыми действиями.

Очень часто моральные и душевные проблемы могут вызвать безумие. Это повторение неприятностей изо дня в день, большое горе, сильная ярость или гнев. Все эти состояния могут вывести разум человека из-под контроля. К физическим причинам безумия относят также травмы, в результате которых повреждается головной мозг человека. Приводит к сумасшествию и нарушение нейромедиаторного баланса.

Симптомы безумия

В связи с многообразием форм и разновидностей безумия невозможно выделить единые симптомы, характеризующие это состояние. Единственной общей чертой любого сумасшествия является отклоненное от привычных норм поведение.

Очень часто безумие - это полная потеря контроля над собой и своими действиями. Оно проявляется в виде агрессии, страха, гнева. При этом действия человека лишены смысла либо направлены на удовлетворение инстинктивных потребностей. Самоконтроль и осознание своих поступков полностью отсутствуют. В некоторых случаях безумие - это точное повторение бессмысленных и бесполезных действий.

Симптомами меланхолического сумасшествия являются подавленное состояние, апатия, отрешенность от внешнего мира. Человек замыкается в себе, слабо реагирует на внешние раздражители, не идет на контакт с окружающими.

Часто безумие характеризуется такими симптомами, как потеря ощущения реальности и времени, смешивание объективно существующего и вымышленного. В таком состоянии человек может бредить, говорить странные вещи и видеть галлюцинации.

Безумие в культуре

В истории культуры человечества безумие не всегда считалось болезнью. В некоторые времена люди считали сумасшествие даром Богов, источником вдохновения. В эпоху гуманизма, к примеру, процветал культ меланхолии. Эта форма безумия служила средством самовыражения многих поэтов и художников.

В живописи имеется ряд картин с изображениями сумасшедших. Больные показаны на них с в нелепых позах, с косящими глазами и жуткими гримасами. Очень часто их мимика и не соответствуют изображенной на картине ситуации. Просто безумие - видеть, к примеру, на похоронах смеющегося человека.

В литературных произведениях тоже довольно часто описываются люди с нарушениями психики. Они могут играть роль предсказателей и колдунов либо людей с душевными болезнями. Тема сумасшествия затрагивается как в классической, так и в современной литературе.

Лечение безумия

В течение всей истории развития человечества существовали различные методы лечения безумия. В древности от этой болезни пытались избавиться с помощью магии и колдовства. Из человека старались изгнать демона, произносили над ним заклинания и читали молитвы. Известны случаи, когда в черепе больного проделывали отверстия, якобы помогая тем самым бесу покинуть голову несчастного.

В средние века безумие считалось наказанием людей за грехи, поэтому лечением его не занимались. Как правило, во все времена люди с опаской и презрением относились к блаженным. Их пытались изолировать от общества, изгнать из города или запереть подальше от остальных. Даже в современном мире сумасшедших помещают в клиники и занимаются их лечением, предварительно оградив от остального мира. На сегодняшний день существует несколько способов излечить безумие. Слово "психотерапия" используется все чаще и включает в себя различные виды и методики избавления от сумасшествия.

Безумие нередко приписывают творческим людям, гениям, а также магам и экстрасенсам. В этом случае оно приобретает романтический окрас и граничит с гениальностью человека. Но безумие относят и к тяжелым психическим расстройствам. Сумасшедшего изолируют от общества, поскольку он способен нанести вред окружающим. Для того чтобы понять значение этого термина, следует внимательно изучить данную статью.

Что такое безумие?

Старинное название этого термина - сумасшествие. Сегодня безумие - это психическое заболевание. А в далеком прошлом безумцами считали людей, которые мыслили не так, как остальные. Они могли выйти за рамки приличия и не следовали общепринятым правилам. Затем безумными считали людей, совершивших суицид или страдающих судорогами. Сегодня такое название применяют для обозначения психического состояния человека, когда тот теряет способность здравомыслия и становится сумасшедшим.

Безумие может отличаться по форме проявления:

  • Полезное сумасшествие - состояние в котором человек не опасен для окружающих. Может быть: мистическим, поэтическим или эротическим. Творческие натуры или маги часто становятся сумасшедшими. Сюда относят и состояние экстаза или восторга.
  • Безрассудство, которое подразделяют на безумие, помешательство и невменяемость. По мнению И. Канта, первое проявляется в отсутствии логики, а второе - в безрассудстве.
  • Меланхолия. Раньше ранее данное состояние приписывали творческим личностям. В те времена особое внимание уделяли внешности человека. Если у него присутствовали тонкие черты лица и бледность, то он считался меланхолическим безумцем.
  • Истерия и мания - состояние противоположное предыдущему, проявляется в повышенной активности и неспособности контролировать собственные эмоции. Человек с такой формой заболевания добивается поставленной цели любыми способами.

Раньше под безумием подразумевали кучу заболеваний. К ним относились различные состояния: галлюцинации, кома, летаргический сон, эпилепсия и многое другое, что отличало человека от других.

Симптомы проявления заболевания

Основным критерием определения безумия является утрата способности логического мышления. Четкого проявления у этого состояния нет. Оно может проявляться в виде систематического неадекватного поведения у больного человека или временного - у здорового. Отсутствие логики в суждениях и мышлении относится к проявлению безумия, а также страх, ярость, аффект. Человек перестает понимать последствия совершаемых поступков. Главной жизненной целью для него становится удовлетворение животных инстинктов. Он не способен разграничить реальность и внутренние переживания. Человек погружен в иллюзии своего воображения.

Безумие может проявляться в виде следующих симптомов:


Психологи разделили безумие на такие состояния:

  • Меланхолия - проявляется в виде удрученности, апатии, безучастности, вялости, душевных терзаний. Это состояние носит продолжительный характер.
  • Мания и истерия - проявляется в виде агрессии, ярости, импульсивных поступков.

Состояние безумия постоянно прогрессирует, оно становится более длительным. Могут произойти серьезные психические отклонения, которые станут постоянными.

Как определить безумие?

Выявить сумасшедшего не трудно. Если человек совершает поступки, которые не вписываются в рамки дозволенного, его речь нелогична - это безумие.

Признаки заболевания:

  • отсутствие самокритики;
  • утрата самоконтроля;
  • разговоры с самим собой;
  • резкая перемена настроения, которая происходит без причин.

Безумие может быть как полезным, так и вредным. К первым относят поступки, которые не наносят окружающим вред. Это могут быть любовные подвиги или создание поэзии. Если поступок способен навредить окружающим, то такого человека в принудительном порядке заставляют лечиться в больнице.

Иногда творческие люди считаются безумцами. Они в своих рассуждениях выходят за рамки общественного сознания, воспринимают мир другим. Но если человек способен логически обосновать и вывести теорию, то его нельзя назвать таковым. Люди с психическими отклонениями относятся к инвалидам, если они теряют ощущение реальности и своими поступками могут нанести вред окружающим, а также не способны ухаживать за собой и обеспечивать. Эти люди выделяются своим внешним видом и нестандартным поведением.

Причины безумия в современной медицине

Проявлений данного состояния множество и поэтому происхождение болезни существенно отличается. Спровоцировать ее могут различные факторы.

В зависимости от тяжести состояния, безумие делят на:

  • Слабое - может встречаться иногда даже у здорового человека, на фоне несоответствия собственных стереотипов. Нежелание принимать реальность приводит к внутреннему конфликту. Человек, находящийся в таком состоянии, совершает иногда странные поступки.
  • Тяжелое - при такой форме у больного могут часто возникать сильные приступы, которые он не способен контролировать;
  • Острое - состояние выражается в патологических изменениях психики на постоянной основе.

Причины безумия в древние времена

Раньше причины появления безумия делили на:

  • Сверхъестественные. Считалось, что это наказание человеку за плохие поступки от высших сил. Также причиной считали одержимость демонами. Но если безумец приносил новые знания, то ему прощалось многое.
  • Физические - считали, что болезнь возникла вследствие травмы головы.

Современная медицина выделяет совершенно другие причины появления безумия. Постоянное нахождение в стрессовой ситуации, когда человек не видит выхода из нее и постоянно ощущает гнев, ярость или горе. Такие чувства могут спровоцировать развитие сумасшествия. Другой причиной в психиатрии считают сбои в работе нервной системы, которая сказывается на проводимости нейромедиаторов.

Лечение безумия раньше

В разные времена методики борьбы с заболеванием существенно отличались. В годы, когда безумие считали вселением бесов, его лечили при помощи заклинаний, чтения Библии и других магических способов. А до того даже делали Хоть этот метод и был неэффективен, но уже тогда становилось ясно, что причина болезни кроется в голове. В средние века считали, что безумие - это физическое заболевание. Методики лечения в те времена не существовало. Люди того времени пытались понять, что это за состояние - безумие. Поэтому искали причину, удаляя поочередно различные части тела, что, естественно, не приносило результата.

Лечение безумия сейчас

В современной медицине при лечении сумасшествия используют медикаментозную и терапевтическую методики. Определяют лечение симптомы безумия и его тяжесть. Во время реабилитации пациенты находятся в изоляции от общества. Легкую форму болезни лечат у психолога или психиатра. Специалист помогает принять реальность и избавиться от нежелательного поведения.

Болезнь не отражается на продолжительности жизни, если присутствует должный уход и лечение. Человек не может самостоятельно идентифицировать свое состояние и не способен самостоятельно проходить лечение. Поэтому такие пациенты часто находятся в изоляции от общества. Люди, страдающие этим заболеванием, нередко совершают преступления, после чего их отправляют на лечение принудительно.

Культура древних

Это расстройство еще с древних времен пугало людей. Поэтому изображение богов безумия выглядят ужасающе. В древней Греции воплощением сумасшествия являлись Пан и Мания. Эллины изображали Богиню со странной улыбкой, высунутым языком и пустым взглядом. Мания, согласно легенде, могла одурманить человека и наградить любой одержимостью. Это могла быть излишняя самоуверенность или чрезмерная страсть к деньгам.

Пан, по легенде, шокировал свою мать, поскольку родился с рогами, копытами и козлиной бородой. Сразу после появления на свет он начал плясать. Став пастушьим покровителем, он постоянно мешал им спать своими воплями. Оба мифических героя позже стали названиями психиатрических терминов, которые характеризуют безумие. Мания - чрезмерная страсть, которая может проявляться к чему угодно. Второй термин - это панические атаки. Они проявляются в виде неконтролируемого состояния ужаса.

Отсутствие знаний о психических заболеваниях привели к тому, что безумию приписывали мистическое происхождение. Даже ходили слухи, что из него можно черпать вдохновение. Особенно популярным такое мнение было в эпоху Возрождения, когда в моду вошла меланхолия. Но современные психологи доказали, что придание романтического окраса безумию - это проявление страха перед ним. И сейчас бытует мнение, что гениальность граничит с безумием. Поэтому в современном словаре появился новый термин, который характеризует творческое проявление безумия - креативность. Что в переводе с английского означает "сумасшедший".

Итак, безумие в древние времена трактовали по-разному. Его относили и к наказанию свыше, и к гениальности. В разные времена использовались различные методы лечения. Некоторые из них вызывают шок и отвращение у современного человека. В современном обществе безумие лечат в специализированных учреждениях медикаментозными и психотерапевтическими методиками.