Стадии «отмывания. Отмывание денежных средств и иного имущества: позиция ВС РФ

Стадии «отмывания. Отмывание денежных средств и иного имущества: позиция ВС РФ

Отмывание имущества, добытого преступным путем, причиняет вред экономической безопасности и финансовой стабильности страны, а также затрудняет раскрытие и расследование преступлений. Но самое главное – легализация такого имущества способствует финансированию противоправной, в том числе террористической, деятельности.

В целях противодействия подобного рода преступлениям предусмотрена уголовная ответственность за:

  • отмывание имущества и денег, добытых другими лицами преступным путем ();
  • отмывание имущества, приобретенного лицом вследствие совершения им преступления ();
  • покупку или реализацию вещей, заведомо добытых преступным путем ).

Максимальный срок лишения свободы по всем трем статьям составляет семь лет.

При этом несмотря на обширный перечень как международных, так и российских правовых актов, направленных на борьбу с отмыванием имущества, у судей, рассматривающих такие уголовные дела, нередко возникают вопросы. В связи с этим ВС РФ дал судам некоторые разъяснения – 13 июля был опубликован документ, уточняющий порядок применения судами норм об ответственности за легализацию (отмывание) имущества ( ; далее – Постановление № 32).

Узнайте, может ли индивидуальный предприниматель использовать накопленные на своем расчетном счете средства в личных целях и не будет ли это считаться отмыванием имущества, в Базе знаний службы Правового консалтинга интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Так какое имущество, по мнению ВС РФ, может быть предметом легализации, что является обязательным признаком отмывания имущества и с какого момента такое преступление считается оконченным? Ознакомимся с позицией Суда подробнее.

Какое имущество может быть предметом легализации?

Предметом отмывания по общему правилу являются денежные средства и иное имущество ( , ). При этом ВС РФ уточнил, что под денежными средствами следует понимать не только наличные деньги в российских рублях, но и иностранную валюту, а также безналичные и электронные денежные средства. А иным имуществом считается как движимое и недвижимое имущество, так и имущественные права, ценные бумаги, а также имущество, полученное в результате переработки добытого преступным путем (например, дом, построенный из похищенных стройматериалов, или слитки драгметаллов, изготовленные из краденых и переплавленных ювелирных изделий) ().

НАША СПРАВКА

Отмывание имущества – совершение сделок и операций с целью придания правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными преступным путем ( , ).

Список предметов отмывания соответствует перечню объектов гражданских прав, закрепленных в гражданском законодательстве (). Разве что в категорию нелегально добытого имущества в силу специфики не вошли результаты работ и оказания услуг, объекты интеллектуальной собственности и нематериальные блага.

Суд также отдельно подчеркнул, что незаконное приобретение денег и иного имущества может в равной степени быть:

  • признаком конкретного состава преступления (например, хищения, взяточничества и т. д.);
  • материальным вознаграждением за совершенное преступление (например, за заказное убийство);
  • платой за сбыт предметов, ограниченных в гражданском обороте (оружие, боеприпасы, наркотические и лекарственные средства и др.).

Ранее при рассмотрении дел об отмывании имущества судьи нередко сталкивались с трудностями в разрешении ситуаций, когда не имеющие индивидуальных характеристик денежные средства или иное имущество, приобретенные преступным путем, смешивались с однородным правомерно приобретенным имуществом – например, при зачислении на банковский счет денежных средств из разных источников, перечислении денег третьим лицам в счет исполнения различных обязательств и т. д. (приговор Балаковского районного суда Саратовской области от 14 апреля 2011 г. по делу № 1-99/2011). Основная сложность состояла в том, что суды не могли определить, действительно ли преступник, к примеру, при пополнении счета использовал украденные деньги или они были приобретены им законным путем. Это становилось основанием для оправдательных приговоров.

ВС РФ указал, что последующее совершение сделок или операций с неправомерно приобретенным имуществом в таком случае считается отмыванием и учитывается в том размере, который соответствует сумме приобретенного в результате преступления имущества ().

Что является обязательным признаком отмывания имущества?

Суд разъяснил, что основным признаком отмывания является намерение придать правомерный вид владению, пользованию и распоряжению имуществом, добытым преступным путем. И в своих обвинительных приговорах суды обязательно должны перечислить как доказательства такого намерения, так и доказательства приобретения имущества в результате преступления ().

Как уточняет ВС РФ, вывод о преступном характере приобретения имущества можно сделать, основываясь на:

  • обвинительном приговоре по основному преступлению;
  • постановлении о прекращении уголовного преследования по нереабилитирующим обстоятельствам (в связи со смертью подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, недостижением им возраста уголовной ответственности, деятельным раскаянием и др.);
  • постановлении о приостановлении следствия или дознания по причине того, что не был установлен главный фигурант дела ().

Отметим, что в настоящее время суды не всегда учитывают наличие приговора по основному преступлению или иного документа из перечисленных (например, приговор Сунженского районного суда Республики Ингушетия от 12 апреля 2010 г. по делу № 1-30/2010).

Что же касается цели придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению имуществом, то она может быть установлена на основании фактических действий виновного лица, направленных на сокрытие преступления. Такими действиями могут быть, например:

  • приобретение недвижимого имущества, произведений искусства, предметов роскоши и т. д.;
  • отчуждение имущества, приобретенного преступным путем, в отсутствие реальных расчетов или экономической целесообразности в таких сделках;
  • фальсификация оснований возникновения прав на денежные средства или иное имущество (гражданско-правовых договоров, первичных учетных документов и др.);
  • обналичивание денег, в том числе с участием подставных лиц, с использованием расчетных счетов фирм-"однодневок" или счетов физических лиц, не осведомленных о преступном происхождении денежных средств;
  • совершение внешнеэкономических финансовых операций при участии контрагентов, зарегистрированных в офшорных зонах;
  • совершение финансовых операций с использованием электронных средств платежа и др. ().

Данный перечень не является исчерпывающим.

ВС РФ также отметил, что ни одно из указанных действий само по себе не может быть доказательством виновности лица. В каждом конкретном случае суду необходимо установить, что лицо заведомо намеревалось придать правомерный вид владению, пользованию и распоряжению имуществом.

С какого момента преступление, связанное с отмыванием имущества, считается оконченным?

Ответственность за отмывание имущества наступает даже при совершении одной финансовой операции с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем. Главное – установить наличие цели придать правомерный вид владению, пользованию и распоряжению указанным имуществом – например, когда преступное приобретение дома при заключении договора купли-продажи маскируется заведомо подложными документами о праве собственности на него ().

Оконченным такое преступление считается с момента:

  • использования преступно полученных денежных средств для расчетов либо предъявления банку распоряжения о переводе денежных средств и т. п.;
  • исполнения хотя бы части обязанностей или реализации хотя бы части прав, которые возникли по сделке, если преступления совершались путем сделки (например, с момента передачи денег или имущества другой стороне договора вне зависимости от того, получено ли встречное исполнение по сделке);
  • оформления между виновным и иным лицом договора, которым маскируется преступное приобретение денежных средств, если этим создается лишь видимость заключения сделки и в действительности фактическая передача имущества по ней не предполагается ().

Кстати, распоряжение незаконно приобретенным имуществом в целях личного потребления (приобретение продуктов питания, товаров первой необходимости, получение бытовых услуг и т. п.) не свидетельствует о наличии умысла на легализацию такого имущества (). В зависимости от конкретных обстоятельств дела совершение таких действий может повлечь за собой ответственность либо за основное преступление, либо за сбыт имущества, приобретенного преступным путем ().

Другие выводы Суда

Важное разъяснение дал ВС РФ и по поводу ситуации, когда при намерении лица отмыть деньги в крупном либо особо крупном размере фактически легализованное имущество не образовало указанный размер по обстоятельствам, которые от преступника не зависели. Суд указал, что содеянное при этом тем не менее нужно квалифицировать как оконченное преступление, совершенное в крупном или особо крупном размере – свыше 1,5 млн руб. или свыше 6 млн руб. соответственно ().

Юристы признают данную позицию ВС РФ спорной.

МНЕНИЕ

Антон Матюшенко, президент Ассоциации честных адвокатов:

"Умышленные действия, направленные на совершение преступления, должны расцениваться как покушение, если злодеяние не было доведено до конца по независящим от фигуранта причинам (). Однако Суд не предписывает ссылаться на статью о покушении, применение которой автоматически снизило бы максимальный предел наказания – не более 3/4 максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей УК РФ за оконченное наказание (). Вместо этого ВС РФ выбрал для легализации имущества формальную конструкцию. Напомню, в отличие от преступлений с материальным составом, преступления с формальным составом признаются оконченными с момента совершения деяния, без связи с наступлением его последствий.

Даже с учетом значимости угрозы, которую представляет собой легализация преступных доходов и давления международной общественности, нельзя обосновать изменение общепринятых подходов к моменту признания преступления оконченным для отдельно взятого деяния. Думается, что позиция ВС РФ в данном вопросе не является целесообразной, либо в текст вкралась логическая неточность".

Еще одним ключевым выводом Суда стало положение о том, что в отношении лиц, виновных в легализации, судам необходимо решать вопрос о конфискации имущества (). Связано это с тем, что несмотря на предусмотренную законом возможность конфискации имущества в подобных случаях (), суды не всегда учитывали это.

Если же говорить о документе в целом, то, несмотря на незначительные его недочеты, эксперты склонны считать его принятие своевременным и позитивным событием.

Обналичка или обналичивание?

Вопрос перевода денег из безналичного оборота в натуральный вид стоял еще в советскую эпоху. Даже когда экономика была полностью плановая. Так, американские исследователи отмечали, что в 1973 году до 4% экономики СССР находилось в тени. А это все - расчеты наличными деньгами, которые находились вне поля зрения государства.

В 1988 году после закона о кооперации, в СССР вопрос наличных денег поднялся с особой остротой. Тогда же и появились первые "мутные" схемы с выводом наличных денег из поля зрения контролирующих органов, которые в то время попросту не понимали, как реагировать на действия ловких махинаторов.

В то же время появился термин "обналичка", который у всех на слуху и в ходу, однако ни один словарь не дает определения этому слову, нет этого термина и в Уголовном или Налоговом кодексах. Тем не менее, традиционно "обналичкой" называют любые схемы по получению наличных денег, которые используют лазейки или несовершенство закона. В настоящее время применение таких схем может привести к санкциям как со стороны банков, так и со стороны правоохранительных органов. Банки могут заморозить счета и потребовать документы от бизнесмена, подтверждающие, что этот вывод средств связан именно с предпринимательской деятельностью. А правоохранители находят для пресечения обналичивания денежных средств статьи УК, которые помогают начать расследование по подозрению в незаконной предпринимательской деятельности (ст. 171 УК РФ), незаконной банковской деятельности (ст. 172 УК РФ), уклонении от уплаты налогов (ст. 198, 199 УК РФ), отмывании денежных средств (ст. 174 УК РФ), мошенничестве (ст. 159 УК РФ) или спонсировании терроризма (ст. 205 УК РФ). В общем, причин стать объектом пристального внимания более чем достаточно.

Коментарий юриста

Илья Шенгелия, старший юрист юридической фирмы VEGAS LEX

Само по себе обналичивание денежных средств квалифицируется на практике не в качестве преступления, а как доказательство его совершения. Для применения наказания большее значение имеют цели и последствия этой операции - снижение налоговой нагрузки, получение средств для коррупционных расчетов, легализация незаконных доходов и т.д. При этом дозволяет ли закон использовать конкретную схему обналичивания значения не имеет.

Есть и другой термин - "обналичивание". Он относится к совершенно обыденной процедуре снятия денег, например, в банкомате или со счета в банке, либо к другим прозрачным для закона и понятным для государства вариантам перевода денег из безналичного в наличный формат. В конце концов невозможно везде и всегда платить только безналичными средствами, это понимают все.

Законодательство постоянно совершенствуется, но не успевает за новыми "схемами". Идет постоянная борьба между правоохранительными органами и законотворцами с одной стороны и представителями бизнеса - с другой. Как отмечают представители "обнальной" деятельности, если государство закрывает одну схему, тут же появляется другая. Эти теневые операции показывают поразительную устойчивость потому, что ими пользуются не только представители малого и среднего бизнеса. Так или иначе в них задействованы практически все банки и многие игроки крупного бизнеса национального масштаба.

Так какие же варианты для обналичивания денежных средств допускает законодательство РФ? Их несколько:

    вывод средств на хозяйственные нужды предприятия;

    выплата дивидендов учредителям ООО;

    выдача займов;

    обналичивание денег через ИП.

Несмотря на легальность, эти способы при неумелом использовании могут показаться "схемами", банки и государство уделяют им повышенное внимание. И при любом подозрении запускают механизмы, призванные усложнить получение наличных. И презумпция невиновности здесь не работает - коммерсанту придется доказывать свои честные намерения, вплоть до обращения в суд. Поэтому для обналичивания денежных средств следует досконально знать нормы права и все установленные ограничения, а также правильно оформлять всех бухгалтерские документы.

Обналичивание денежных средств входит в сферу профессиональной ответственности различных ведомств и служб России. Среди них - Центробанк РФ, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная налоговая служба, а также Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности. Кроме того, контролем за такими операциями занимаются все службы безопасности банков.

Вывод денежных средств на хозяйственные нужды предприятия

Это одна из самых распространенных схем обналичивания денежных средств с расчетного счета ООО. Единственный нюанс - деньги должны быть потрачены на саму компанию. Это может быть закупка канцелярских товаров, офисная техника, аренда транспорта. Следует быть готовым к тому, что банк при выдаче наличных денег на хозяйственные нужды предприятия может удержать комиссию, которая зависит от условий договора обслуживания. В среднем она составляет до 0,5% от снимаемой суммы.

Самое главное при обналичивании денежных средств с расчетного счета на хозяйственные нужды - по этим расходам должны быть отчетные документы, оформленные надлежащим образом. Выглядит это так. Сотрудник компании пишет заявление о предоставлении наличных денежных средств, а руководитель компании указывает суммы и сроки выдачи денег, а также поставить подпись и дату. Есть прямое указание Банка России от 11 марта 2014 года № 3210-У, п. 6.3, о том, что нельзя выдавать деньги сотруднику компании, который еще не отчитался по ранее выданным денежным средствам. Законодательство не устанавливает ограничений на размер сумм, которые могут выданы сотруднику. Однако согласно указанию Центрального банка России от 7 октября 2013 года № 3073-У, предельный объем расчетов наличными установлен в 100 тысяч рублей по одному договору с одним юридическим лицом. Поэтому сотрудник, выступая от имени фирмы, должен соблюдать это ограничение. За нарушение этого предела предусмотрен штраф в размере до 50 тысяч рублей, который накладывается на того, кто расплатился наличными. Кроме того, на руководителя компании может быть наложен штраф до пяти тысяч рублей - статья 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Чтобы обойти это ограничение, предприятия заключают несколько договоров, в рамках которых каждый платеж не превышает установленного Центробанком лимита. Формально в этом случае придраться не к чему. Однако невнимательность и небрежность при оформлении отчетных документов могут сыграть против руководителя компании. Обычно для подтверждения платежа используются товарные чеки, накладные или акты о выполненных работах, а если они заполнены с ошибками, то траты по ним не признаются производственными. Определение об этом вынес Верховный суд РФ от 9 марта 2016 № 302-КГ16-450. Если в чеке или других документах не указана дата, не заполнены графы "цена товара", "количество", не стоит подпись продавца, допущены другие ошибки, тогда деньги включаются в доход сотрудника, а с этого дохода необходимо уплатить налог на доходы физических лиц.

Выплата дивидендов учредителям ООО для обналичивания денежных средств

Это одна из самых прозрачных, с точки зрения легальности, схем обналичивания денежных средств. ООО создаются с целью получения прибыли учредителями, это их законное право. Однако в этой процедуре есть ряд определенных формальностей и ограничений, которые необходимо соблюдать. Самое главное неудобство - выплата дивидендов может производиться не чаще одного раза в квартал. Это ограничение исключает оперативное получение наличных.

Есть ограничения, которые запрещают выплату дивидендов:

    не полностью оплачен уставный капитал компании;

    не выплачена стоимость доли общества;

    общество находится на стадии банкротства или может им стать после выплаты дивидендов;

    есть непокрытый убыток по данным бухгалтерского учета;

    стоимость чистых активов меньше уставного капитала и резервного фонда или станет таковой после выплаты дивидендов.

Если ограничений нет, то необходимо провести собрание учредителей, где будет утверждена бухгалтерская отчетность за итоговый период, будет принято решение о выплате дивидендов, а также их объем и сроки. По итогам встречи учредителей должен быть оформлен протокол собрания. Дивиденды выплачиваются из кассы общества, либо перечисляются с расчетного счета. С дивидендов обязательно удерживается налог на доходы физических лиц. Для резидентов РФ ставка составляет 13%, для нерезидентов - 15%.

Выдача займов

Займы, в отличие от кредитов, могут выдавать любые юридические лица. Также займ может быть выдан на любой срок и без процентов. При выдаче займа с формулировкой "до востребования", он должен быть возвращен в течение 30 дней после предъявления займодателем требования о возврате. Впрочем, такое требование может не произойти никогда.

Несмотря на то, что заем может быть беспроцентным, необходимо с него уплатить налог. Дело в том, что при процентной ставке ниже 2/3 от ставки рефинансирования, а в случае беспроцентного займа она нулевая, неначисленные проценты признаются доходом и подлежат обложению НДФЛ. Сам налог на доходы физического лица рассчитывается как 35% от суммы, составляющей разницу между суммой процентных выплат по договору займа и величиной, составляющей 2/3 ставки рефинансирования.

Несмотря на кажущуюся простоту сделки, она может быть признана "обналичкой", ведь в сущности - это просто вывод наличных денег.

Оплата услуг ИП

Это наиболее спорный, хоть и формально законный способ обналичивания денежных средств. Контролирующие органы знают о нем и при желании могут серьезно усложнить жизнь предпринимателю, если посчитают, что это "схема обналички", а не реальные траты, связанные с предпринимательской деятельностью. Тем не менее, этот способ работает и "прикрыть" его законодатели пока не могут.

Суть этого способа заключается в следующем. Согласно пункту 2 статьи 862 Гражданского кодекса РФ, все денежные операции между юридическими лицами и ИП ведутся в безналичном виде. А индивидуальный предприниматель может свободно распоряжаться имеющимися денежными средствами. Таким образом предприниматель, руководитель ООО заказывает у ИП услуги или выполнение работ, которые обязательно должны быть экономически обоснованными. И если эти услуги или работы нематериального характера, то отследить реальные расходы ИП на проведение - практически невозможно.

Индивидуальный предприниматель обязательно должен вести хозяйственную деятельность - оказывать компаниям или внешним заказчикам услуги, выполнять работы, вести торговлю с контрагентами и т. д. Кроме того, между участниками сделки не должно быть признаков взаимозависимости, иначе контролирующие органы могут признать сделку ничтожной. И обязательно документальное подтверждение сделки - договор и закрывающий акт. В зависимости от того, на какой системе налогообложения находится ИП, изменяется и налогооблагаемая база полученных средств. ИП получает денежные средства от заказчика, уплачивает налог и положенные комиссии банку. Дальше он может снять их и использовать по своему усмотрению. Де-юре - закон соблюден, де-факто - наличные могут быть переданы любому лицу по устной договоренности.

Борьба с незаконным обналичиванием денежных средств

Обналичивание денежных средств УК РФ прямо не запрещает, такой статьи попросту нет. Тем не менее, "обналичка" наносит серьезный ущерб экономике страны.

В 2015 году в России объем незаконно обналиченных денег составил порядка 200 млрд рублей - такие данные указывает Росфинмониторинг. Другой регулятор, Центробанк РФ заявляет о том, что 200 млрд рублей было выявлено только в первом полугодии 2015 года. Разница в данных возникла из-за различных методик подсчета "обналички". Тем не менее, эксперты отмечают, что этот теневой рынок значительно уменьшился, цена обналичивание выросла на четверть, а схемы стали более сложными.

Силовики в рамках борьбы с "обналичкой" руководствуются также ФЗ № 115 от 7 июля 2001 года "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

В нем указаны основания для определения сомнительных операций и их дальнейшего документирования:

    запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

    несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

    выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных действующим законодательством;

    иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Незаконное обналичивание в крупных и особо крупных размерах относится к сомнительным операциям, поэтому банки самостоятельно выявляют такие операции, документируют их и передают в уполномоченные органы власти, а также самостоятельно вырабатывают меры противодействия "обналичке".

Кроме упомянутых статей УК РФ, давление на теневой рынок обнала оказывает Центробанк России. Ведь в схемах так или иначе задействованы банки, и если ЦБ обнаружит, что банк не принимает никаких мер по противодействию таким операциям, то может лишить его лицензиию.

Преступные схемы, позволяющие получать незаконную прибыль, создаются и внедряются в практику постоянно. Еще в 90-е использовалось обналичивание денег, то есть незаконный вывод средств со счетов юрлиц. Несмотря на популярность методики отдельная статья в УК РФ, разбирающая правонарушение, не введена. Законодатель решил проблему иначе.

Разберем, какая уголовная ответственность предусмотрена за обналичку, под какие статьи УК подпадает правонарушение. А также в чем таковое выражается и почему законодатель не выделил обнал в отдельную статью.

Правила оборота денег на счетах юрлиц и индивидуальных предпринимателей описаны в статьях ГК. К примеру, ст. 286 содержит норму об обязательном расчете контрагентов безналичным способом. Введена таковая, в том числе с целью осуществления контроля оборотов каждого отдельного предприятия, являющегося налогоплательщиком. Ведь сбор в бюджет исчисляется на основании оборота или прибыли.

Незаконное обналичивание состоит в выводе денег из баланса фирмы. Без объективного обоснования операция является незаконной. Переводить деньги разрешено только для:

  • развития производства (контрагентам);
  • организации работы администрации;
  • выплаты дивидендов;
  • осуществления иных законных операций.

Важно: каждая трата юрлица или индивидуального предпринимателя должна быть обоснована документально. Иначе проверяющие органы могут заподозрить обналичку денег.

Распоряжение средствами компании так строго нормируется с тем, чтобы избежать укрытия таковых от налогообложения. После выплат в бюджет собственник может распределять прибыль любым образом. Правонарушители же пытаются вывести из поля зрения налоговой инспекции как можно больше денег. Способы, которыми проводится незаконное обналичивание, разнообразны. Рассмотрим самые популярные.

Известные методы обналички

Количество операций, проводимых фирмами в правовом поле, ограничено. На их основе строится механизм укрытия от налогообложения. Поэтому нелегальные финансовые операции (обнал) обычно маскируют под законные. Самыми распространенными являются следующие:

  • использование фирм-однодневок;
  • проведение средств через банки;
  • перевод индивидуальным предпринимателям;
  • выплата дивидендов;
  • привлечение средств маткапитала;
  • создание липовых контрагентов.

Схема через фирмы-однодневки состоит в том, что участник рынка регистрирует иное предприятие на реальное лицо. С фирмой заключается договор на поставку товаров или услуг. На его основании переводятся средства. Деньги снимаются со счета, а фирма закрывается. Кроме того, бухгалтер сумму вносит в убытки предприятия. А это уменьшает базу налогообложения. В таковой ситуации могут привлечь к ответственности владельцев обоих предприятий. Сложность состоит в сборе доказательной базы, подтверждающей обналичку.

Похоже по сути и форме на вышеописанное незаконное обналичивание денег фирмы через подставное предприятие. ИП или ООО регистрируется на «липовый» паспорт. То есть документ вполне реальный. Но принадлежит или умершему, или обворованному человеку. переводит деньги со счета предприятия липовому контрагенту в рамках договора. Затем они снимаются и тратятся на собственные нужды. А поддельное ООО даже закрывать не требуется. Ведь оно оформлено на подложный паспорт.

Банковские учреждения в преступных схемах используются только с согласия менеджеров. Без участия работника финансовой организации обналичивание денежных средств невозможно. Транзакции проводит специалист. Он старается перегнать сумму через счета большого количества банков, чтобы трудно было отследить операции. В настоящее время такие схемы используются довольно редко. Банковские транзакции контролируются крайне жестко. Кроме того, наказание в случае выявления махинаций настигнет и недобросовестного финансиста.

Раньше преступники переводили незаконным способом деньги на счета физлиц. Но таковая операция требует документального оформления. К примеру, фирма может приобретать у людей материалы, информацию и иное. Операция оформляется на подставных лиц. Им за «товар» переводят деньги. Сумма, таким образом, дробится. А за небольшое нарушение уголовной ответственности преступник не подвергается. Чтобы его наказать за обналичивание, незаконность всех переводов, что не так просто.

Следующая схема реализуется путем преступного сговора с индивидуальным предпринимателем. Организация (юрлицо) заключает с ИП договор об оказании услуг (чаще всего). Деньги отправляются на счет предпринимателя и делятся в оговоренных пропорциях. «Законность» операции подтверждается договором и актом выполненных работ. Контрагенты подписывают документы, считая себя в полной безопасности.

Выплата дивидендов – это вполне законная операция. Но только в том случае, если они отчисляются с прибыли после уплаты налогов. Кроме того, акционеры также обязаны внести в бюджет взнос с доходов физических лиц. Преступной в данном случае является попытка уклониться от налогообложения. То есть дивиденды переводят физлицам без взимания с них взноса в казну.

С 2009 года практикуется схема с маткапиталом. Обналичивание происходит путем оформления поддельной сделки купли-продажи жилого помещения. На основании договора ПФР перечисляет деньги, которые впоследствии снимаются со счета преступником.

Существуют иные схемы обнала, они менее распространены. Но уже из вышеописанных примеров видно, что уголовные правонарушения подпадают под различные статьи УК. Поэтому законодатель решил не вводить отдельно нормы, описывающей обналичивание. Каждая отдельная нарушает норму, описанную в 22-й главе УК, посвященной описанию преступлений в экономической сфере.

Уголовная ответственность

Преступные деяния, связанные с обналичиванием денег, разбираются в рамках 22-й главы УК. зависит от того, какая из статей применяется в том или ином случае. Так, за обналичку путем увода крупных сумм от налогообложения гражданам полагается одна из таких кар (статья 198):

  • до года принудительного труда;
  • арест до полугода;
  • тюремное заключение до года.

Если выяснится, что от налогообложения скрыта особо крупная сумма, то наказание увеличивается. А именно:

  • штраф может составить от 200 до 500 тыс. руб.;
  • принудительные работы назначаются до трех лет;
  • в тюрьму посадить могут на период до трех лет.

Крупным ущербом признается не перечисление в бюджет суммы размером в 900 000 руб. в течение трех финансовых периодов. При условии, что недоимка превышает 10% от полагающихся налогов и иных обязательных платежей. А особо масштабным – 4,5 мил. руб., что превышает 20%.

Внимание: не подлежит уголовному преследованию человек, совершивший правонарушение впервые, если он добровольно выплатил все полагающиеся взносы в казну и соответствующие фонды.

Предприятие, незаконно обналичивающее средства, наказывается по статье 199 УК. Ответственности подлежат должностные лица, отвечающие за финансовые операции (имеющие право подписи). Так, за невыплату обязательных сборов в крупном размере руководителя или бухгалтера могут наказать одним из следующих способов:

  • штраф от 100 до 300 тыс. руб.;
  • арестом на полгода;
  • тюремным заключением на период до двух лет;
  • дополнительно: лишением права занимать указанную в решении суда должность на срок до трех лет.

Незаконное обналичивание денежных средств юрлицом в особо масштабном размере приводит к более строгому наказанию. Штрафные санкции увеличиваются до полумиллиона рублей, а лишить свободы могут на период до шести лет.

Справка: крупная сумма невыплаты в бюджет составляет 5 млн. руб. и более.

Задолженность перед казной подсчитывают за три предшествующих финансовых года. Уголовная ответственность наступает, если недоимка превышает 25% от положенной суммы. Особо масштабное уклонение – это 15 млн. руб. и более.

В 199 статье УК законодатель выделил квалифицирующий фактор. Он состоит в совершении правонарушения участниками . За таковое деяние наказываются все выявленные лица с учетом виновности каждого.

Лица, причастные к обналичиванию, могут понести ответственность в рамках статьи 199.2. Она описывает преступление, состоящее в сокрытии денег от налогообложения. Наказание за таковое деяние:

  • штраф до полумиллиона руб.;
  • принудительные работы до трех лет;
  • тюремное заключение до трех лет.

Компании, занимающиеся системной преступной деятельностью, могут закрыть путем прекращения регистрации. Кроме того, в ходе расследования выявляются все пособники правонарушителей. Людей, способствующих уводу сумм от налогообложения, также наказывают. Виновность определяется исходя из размера ущерба, нанесенного государственному бюджету.

Квалификация преступлений, связанных с обналичкой, представляется довольно сложным делом. Так, злодеи часто прибегают к фальсификации документов (оформление на поддельный паспорт), иным незаконным операциям. Поэтому их деятельность может подпадать под следующие статьи УК:

  • 327 – подделка документов;
  • 171 – незаконное предпринимательство;
  • 173 – лжепредпринимательство;
  • 174, 174.1 – отмывание средств.

Как правило, первоначально нарушение законодательства выявляет сотрудник налогового органа. В его обязанности входит передача информации о злодеянии в прокуратуру. Работники последней проводят анализ данных. В случае необходимости дают задание дознанию провести предварительное следствие с целью выявить состав того или иного преступления.

Если состав обнаружен, то проводится расследование. К обналичиванию средств, как правило, причастно несколько физических, должностных и юридических лиц. В отношении каждого решается вопрос о привлечении к уголовной ответственности. Связываться с нарушителями законов очень опасно. Последствия легкой наживы могут оказаться крайне тяжелыми.

Страницы в журнале: 114-117

В.С. КИРИЛЕНКО,

доцент кафедры теории государства и права Южно-Российского университета экономики и сервиса

В статье рассматриваются различные виды легализации денежных средств и имущества, приобретенных преступным путем; исследуется практика применения ст. 174 УК РФ; анализируется международный опыт борьбы с этим видом преступлений и подчеркивается необходимость сотрудничества в этой области.

Одной из серьезных угроз экономической безопасности государства представляется в настоящее время процесс криминализации экономики, рост экономической преступности. Специфика этой угрозы заключается в том, что она имеет как внутренний, так и внешний аспект, т. е. реализуется в деятельности зарубежных и национальных субъектов хозяйствования, организованных преступных сообществ, имеющих антиобщественные интересы.

Преступления экономической направленности, нарушая нормальную деятельность управленческих, банковских и предпринимательских структур, лишают федеральный и местный бюджеты значительной части доходов. По оценкам специалистов - криминологов, экономистов, политиков, ежегодные объемы утечки средств за рубеж многократно превышают кредитную и гуманитарную помощь, получаемую Россией от различных государств и международных организаций. В нарушение действующего законодательства из страны за год вывозится иностранная валюта на сумму, превышающую 20-25 млрд долл. США. Эксперты утверждают, что в России около 40 тыс. различных фирм, контролируемых криминальными группировками, принимают участие в легализации (отмывании) денежных средств, полученных незаконным путем. Основными направлениями вывоза считаются оффшорные зоны, в первую очередь Кипр, где ежегодно отмывается до 12 млрд долл. США. Активно используются также подставные фирмы в Швейцарии, Австрии, Лихтенштейне и странах Персидского залива.

На эффективности борьбы с легализацией незаконных доходов серьезно сказываются отсутствие необходимой законодательной базы, просчеты в государственной системе контроля, недостатки во взаимодействии правоохранительных и контролирующих органов. К таким неутешительным выводам пришли органы прокуратуры, обобщившие практику следствия в сфере экономической деятельности.

На сегодня Россией не ратифицирована Страсбургская конвенция 1990 года «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» и не решен вопрос о присоединении нашей страны к Международной комиссии по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ). Не в полной мере урегулирован вопрос о взаимодействии правоохранительных органов России по выявлению фактов отмывания денежных средств, полученных незаконным путем, с соответствующими органами стран СНГ и стран, входящих в Совет государств Балтийского моря.

Согласно УК РФ, легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, является совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными преступным путем, а равно использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

Результаты изучения практики привлечения к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные ст. 174 УК РФ, показывают, что основные источники незаконных доходов - злоупотребления при приватизации и акционировании, взяточничество, контрабанда, уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей, незаконный сбыт запрещенной к обороту продукции, незаконные операции с ценными бумагами, нарушение авторских и смежных прав, незаконное пользование природными ресурсами и т. д. Однако пальма первенства принадлежит все же хищениям.

Законодательное регулирование ответственности за отмывание «грязных» денег необходимо прежде всего в интересах борьбы с организованной преступностью. Способы отмывания различны. Наиболее широко они используются в торговле наркотиками и оружием, мошенничестве, террористической деятельности, вымогательстве, проституции, торговле контрабандными и украденными товарами. Колоссальные средства, полученные от указанной запрещенной деятельности, преступники стремятся легализовать, придать им видимость легитимной прибыли. Наличные деньги могут превратиться в другие ценности, например, во вклады в банки, в недвижимость (затем недвижимость продается и средства, полученные от продажи, становятся легальными).

Следует признать порочной практику некоторых органов предварительного следствия, которые часто исходят из того, что лицо (лица), добывшее деньги или иное имущество посредством совершения хищения в различных формах (статьи 158-162 УК РФ), а затем сбывшее похищенное, во всех без исключения случаях наряду с хищением несет ответственность по ст. 174 УК РФ.

Поверхностный подход органов предварительного расследования к определению признаков преступлений, предусмотренных ст. 174 УК РФ, приводит к вынесению судами оправдательных приговоров. При этом суды отмечают, что действия подсудимых, совершивших, скажем, хищения и использующих похищенное в своих личных целях без осуществления каких-либо действий, направленных на придание легитимности похищенному, охватываются основным составом преступления (хищением), поэтому дополнительная квалификация по ст. 174 УК РФ не требуется.

Определенные сложности у оперативных и следственных работников при квалификации деяний по ст. 174 УК РФ вызывает используемая в этой статье терминология, не характерная для уголовного права и недостаточно раскрытая в данной норме. Трудности возникают в связи с использованием таких понятий, как «финансовые операции», «другие сделки», «приобретение денежных средств или иного имущества заведомо преступным путем», «иная экономическая деятельность», «крупный размер».

Возбуждение большинства уголовных дел по ст. 174 УК РФ стало возможным из-за того, что в диспозиции данной нормы не содержится никаких указаний о размерах финансовых операций, за которые наступала бы ответственность при легализации денежных средств и имущества, добытых незаконным путем. Размер финансовых операций и сделок определяется лишь приблизительно.

Данный пробел в уголовном законодательстве затрудняет практику применения ст. 174 УК РФ. Согласно положениям этой статьи не исключается возможность привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших легализацию незаконных доходов, сумма которых превысила 1 МРОТ (мелкое хищение - ст. 7.27 КоАП РФ). Отсутствие четкого суммарного критерия легализации приводит к различным толкованиям размера финансовых операций при легализации незаконно приобретенного имущества и к необоснованному возбуждению уголовных дел. Размер финансовой операции или имущественной сделки по уголовным делам данной категории, как правило, следователи определяют исходя из ущерба, причиненного преступлением, а не количеством легализованных средств.

В настоящее время, руководствуясь нормами уголовного законодательства, предусматривающими размер ущерба в экономических преступлениях, превышение которого влечет уголовное преследование, и исходя из целей введения законодателем в УК РФ данного состава преступления, целесообразно, на наш взгляд, установить конкретные размеры финансовых операций и сделок с незаконными доходами, проведя трехступенчатую градацию: простой состав - свыше 200 тыс. руб., квалифицированный состав - свыше 500 тыс. руб. и особо квалифицированный состав - свыше 1 млн руб.

Четкий конкретный размер, определяющий подобные операции (сделки) с незаконными доходами как уголовно наказуемые, приведет к единому толкованию и практике применения ст. 174 УК РФ.

Результаты анализа существующей правоприменительной практики приводят к выводам, подтверждающим, что принимаемые меры борьбы с экономическими преступлениями не отвечают реалиям сегодняшнего дня, когда преступления в сфере экономической деятельности всерьез угрожают устоям государства.

Разрешить проблему возможно путем усиления и ужесточения мер уголовного воздействия за экономические преступления. Однако многие нормы главы 22 УК РФ, по нашему мнению, обладают необоснованной либерализацией, не отвечают мировой практике и сложившейся криминальной ситуации в стране. В частности, ст. 174 УК РФ по характеру и степени общественной опасности не соответствует категории преступлений средней тяжести.

Большинство практиков, не согласных с действующей нормой в связи с ее пробельностью и разноречивостью, предлагают провести законодательное усовершенствование статьи, раскрыв ее основные признаки и понятия. Государственная дума приняла Федеральный закон от 07.08.2001 № 121-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем”». Этим законом была введена в уголовное законодательство ст. 174.1 и изменена редакция ст. 174, но признаки новых составов преступлений, по нашему мнению, еще более казуистичны, что однозначно затруднит применение принятых норм и ослабит, а не усилит, как это было задумано законодателем, борьбу с рассматриваемым явлением.

Борьба с легализацией преступных доходов - это составная часть борьбы с международной организованной преступностью. Поскольку перемещение и размещение средств организованных преступных структур за рубеж является обязательным условием их отмывания, то для успешного противодействия данному виду преступности необходимо международное сотрудничество. Противодействие криминальным группировкам в процессе расследования случаев легализации преступных доходов - вот наиболее эффективный способ борьбы с ними, поскольку именно так подрывается материальная основа их функционирования. Для России, США и других стран отмывание денег связано в основном с перемещением их за рубеж с использованием оффшорных банков и компаний. Способы отмывания при этом практически не отличаются друг от друга.

По мнению аналитиков, процесс отмывания денег состоит из трех этапов. На первом этапе происходит размещение незаконных доходов в финансовых институтах (этап размещения). Второй этап заключается в проведении финансовых операций, цель которых - сокрытие преступного происхождения доходов (этап преобразования). На третьем этапе «очищенный» капитал возвращается преступнику в виде денежных средств, имущества или имущественных прав (этап консолидации). Классические схемы отмывания денег включают в себя операции с наличностью, злоупотребление услугами банковских и других финансовых институтов, операции с дорогостоящим движимым и недвижимым имуществом, азартные игры. В последние годы широкое распространение получили схемы с вовлечением оффшорных финансовых компаний, сети Интернет, кредитных карт, небанковских («альтернативных») систем перевода денежных средств и международной торговли товарами и услугами.

Суть процесса отмывания денег затрагивает важные вопросы, связанные с взысканием налогов. По мнению зарубежных специалистов, до тех пор пока существует возможность наживать деньги незаконными способами, преступники будут стараться скрыть их от тщательной проверки органами власти, в том числе налоговыми органами. После завершения отмывания денег необходимость в этом отпадает. Несмотря на то что при уклонении от уплаты налогов и при отмывании денег используются схожие методы и эти процессы могут быть взаимодополняющими, важно понимать, что по своему действию они совершенно разные. В целом при уклонении от уплаты налогов либо скрывается само существование законно полученного дохода (например, если он поступает в виде наличности), либо маскируется его характер (путем оформления таким образом, чтобы доход попал в категорию, не подлежащую налогообложению). В обоих случаях законный доход превращается в незаконный. При отмывании денег происходит обратное: незаконно полученному доходу придается видимость законного. Кроме того, уклонение от уплаты налогов и отмывание денег совершенно по-разному сказываются на финансовом положении страны.

Международный опыт показывает, что регулирующие органы должны располагать достаточно широкими полномочиями для осуществления контроля финансовых институтов, для сбора и передачи информации о подозрительных сделках. Практика также показывает, что эффективность борьбы с отмыванием денег тесно связана с возможностью доступа регуляторов к необходимой информации даже при наличии в законе положений о коммерческой и банковской тайне. Обязательным условием в этом случае должно быть соблюдение регуляторами требований конфиденциальности полученной информации.

По мнению специалистов Интерпол/ФОПАК, отмывание денег определяется как любое действие или покушение, предпринимаемое с целью сокрытия или маскировки подлинного характера незаконно полученных доходов таким образом, чтобы эти доходы выглядели как происходящие из законных источников. Американские специалисты отмечают, что термин «отмывание денег» включает в себя различные методы, при помощи которых преступники маскируют источник, происхождение и права собственности применительно к незаконно полученным деньгам посредством участия в сделках, которые позволяют этим деньгам выглядеть так, как будто они получены из законного источника.

Неприменение государством правовых мер для противодействия легализации незаконно полученных доходов способствует криминализации экономических связей (по некоторым данным, в настоящее время под контролем преступных формирований находится около 70% банков страны), в хозяйственную жизнь проникают нравы преступного мира, что угрожает государственной безопасности Российской Федерации. В странах, где есть большой опыт борьбы с организованной преступностью, разработана эффективная система мер противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Прежде всего ищут и отсекают деньги преступной организации, которые составляют финансовую основу ее деятельности, отмываются и идут на воспроизводство преступного бизнеса. Именно поэтому исключение возможности распоряжаться полученными таким образом доходами становится одним из методов предупреждения и пресечения корыстных правонарушений, разрушения финансовой базы организованной преступности, а также способствует оздоровлению экономики.

Библиография

1 См.: Коротков А., Завидов Ф., Попов И. Преступления в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях // Право и экономика. 2000. № 7. С. 57.

2 См.: Лазутин А.Ю. Отмывание денег: традиционные формы, современные тенденции. Интерпол // Информационно-аналитический бюллетень национального центрального бюро Интерпола в России. Вып. 2 (28)/2004. С. 17.

3 Более подробно о способах отмывания денег в США см.: Кузнецова Н.Ф., Багаудшова С.К. Контроль над легализацией преступных доходов США / Вестник МГУ. Сер. 11, Право. 1997. № 6.

4 См.: Борьба с отмыванием денег: Международный опыт и уроки для России. Аналитические материалы / Сб. ФСНП России. - М., 2005. С. 66-68.

5 См.: Финансовые убежища, банковская тайна и отмывание денег // Информационный бюллетень по вопросам предупреждения преступности и уголовного правосудия. - ООН, Нью-Йорк, 2003. № 34-35. C. 6-7.

6 См.: Борьба с отмыванием денег. Указ. изд. С. 73-74.

7 См.: Оперативная сводка о деятельности по отмыванию денег в Российской Федерации Интерпол/ФОПАК: Американская ассоциация юристов. Министерство юстиции США. Совместный проект по оказанию содействия реформе уголовной юстиции // Подборка сравнительно-правовых материалов по вопросам борьбы с экономическими преступлениями. - Тамбов, 2005. С. 166.

8 Джозеф А., Бекнер Б., Бекнер М. Уголовное преследование за «отмывание денег» в США: Американская ассоциация юристов. Министерство юстиции США. Совместный проект по оказанию содействия реформе уголовной юстиции // Подборка сравнительно-правовых материалов по вопросам борьбы с экономическими преступлениями. Указ. изд. С. 201-203.