Способы обеспечения банком возврата вкладов юридических лиц определяются договором банковского вклада


1. Возврат вкладов граждан банком обеспечивается путем осуществляемого в соответствии с законом обязательного страхования вкладов, а в предусмотренных законом случаях и иными способами.

2. Способы обеспечения банком возврата вкладов юридических лиц определяются договором банковского вклада.

3. При заключении договора банковского вклада банк обязан предоставить вкладчику информацию об обеспеченности возврата вклада.

4. При невыполнении банком предусмотренных законом или договором банковского вклада обязанностей по обеспечению возврата вклада, а также при утрате обеспечения или ухудшении его условий вкладчик вправе потребовать от банка немедленного возврата суммы вклада, уплаты на нее процентов в размере, определяемом в соответствии с пунктом 1 статьи 809 настоящего Кодекса, и возмещения причиненных убытков.

Комментарии к статье 840 ГК РФ

1. Законодательство предусматривает, что возврат вкладов граждан может обеспечиваться путем:

а) обязательного страхования за счет средств федерального фонда обязательного страхования вкладов (ст. 38 Закона о банках). Порядок создания, формирования и использования этого фонда определяется федеральным законом;

б) добровольного страхования вкладов (ст. 39 Закона о банках);

в) реализации традиционных способов обеспечения исполнения обязательств в гражданском праве (ст. ст. 329 - 381 ГК РФ);

г) реализации иных способов обеспечения банком возврата вкладов, предусмотренных в договоре (п. 2 ст. 840);

д) осуществления выплат ЦБР (Федеральный закон от 29.07.2004 N 96-ФЗ "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (далее - Закон о выплатах по вкладам)).

2. Законом о страховании вкладов определяются правовые основы системы страхования вкладов, формирования и использования ее денежного фонда, выплат возмещения по вкладам при наступлении страховых случаев. Система страхования вкладов строится на основе обязательности участия в ней банков. Участниками системы страхования вкладов являются: вкладчики, признаваемые выгодоприобретателями, банки-страхователи и Агентство по страхованию вкладов - страховщик.

В соответствии с указанным Законом подлежат страхованию все вклады, в т.ч. помещенные в банк на основании договора банковского счета, за исключением: 1) размещенных на счетах граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица; 2) размещенных в банковские вклады на предъявителя; 3) переданных банкам на условиях доверительного управления; 4) размещенных во вклады в находящихся за пределами территории РФ филиалах банков РФ.

Страхование вкладов осуществляется в силу закона и не требует заключения договора страхования.

Право вкладчика на получение возмещения по вкладам возникает со дня возникновения страхового случая. Страховым случаем признается: 1) отзыв (аннулирование) у банка лицензии ЦБР на осуществление банковских операций; 2) введение ЦБР моратория на удовлетворение требования кредиторов банка. Вкладчик (его представитель) вправе обратиться в агентство с требованием о выплате возмещения по вкладам со дня наступления страхового случая до дня завершения конкурсного производства, а при введении ЦБР моратория на удовлетворение требований кредиторов - до дня окончания действия моратория. Возмещение по вкладам выплачивается вкладчику в размере 100% суммы вкладов в банке, в отношении которого наступил страховой случай, но не более 100 тыс. руб. Если вкладчик имеет несколько вкладов в одном банке, суммарный размер обязательств которого по этим вкладам перед вкладчиком превышает 100 тыс. руб., возмещение выплачивается по каждому из вкладов пропорционально их размерам. Если страховой случай наступил в отношении нескольких банков, в которых вкладчик имеет вклады, размер страхового возмещения исчисляется в отношении каждого банка отдельно.

3. До 01.01.2007 в соответствии со ст. 49 Закона о страховании вкладов возврат вкладов физических лиц в части сумм, превышающих суммы возмещения по вкладам, определенные указанным Законом, в кредитных организациях, в капитале которых участвует ЦБР, обеспечивается субсидиарной ответственностью РФ по требованиям вкладчика к банку в порядке, предусмотренном ст. 399 ГК РФ.

Развитой системы добровольного страхования вкладов в РФ не существует. В отдельных редких случаях банки заключают договоры страхования вкладов до определенной, достаточно низкой суммы. Тем самым требования комментируемой статьи выполняются в данном случае лишь формально.

Способы обеспечения исполнения обязательств, перечисленные в ст. ст. 329 - 381 ГК РФ, не используются в банковской практике для возврата вкладов.

Иногда в договорах указывается, что возврат вкладов обеспечивается суммами обязательных резервов, депонируемых в ЦБР. Однако обязательные резервы не могут превышать 20% от суммы привлеченных средств. Таким образом, этот способ обеспечения исполнения обязательств банков оказывается неэффективным.

4. В соответствии со ст. ст. 4 и 5 Закона о выплатах по вкладам для принятия ЦБР решения об осуществлении выплат вкладчикам неплатежеспособных банков необходимо одновременное наличие следующих условий:

1) вынесение арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом;

2) истечение установленного Федеральным законом от 25.02.99 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (СЗ РФ, 1999, N 9, ст. 1097) срока для осуществления предварительных выплат кредиторам первой очереди;

3) вклад не относится к числу вкладов, по которым выплаты не производятся. В соответствии со ст. 4 Закона о выплатах по вкладам выплаты не производятся: а) по счетам физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если эти счета открыты с указанной деятельностью; б) по вкладам, размещенным физическими лицами в банковские вклады на предъявителя; в) по вкладам, переданным физическими лицами банкам в доверительное управление; г) по вкладам в филиалах банков РФ, находящихся за пределами территории РФ; д) по вкладам лиц, получивших их по уступке требования после отзыва лицензии у банка, не участвующего в системе страхования вкладов.

При этом размер выплат ЦБР определяется исходя из 100% суммы признанных в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) требований вкладчика, но не более 100 тыс. руб., за вычетом сумм предварительных выплат кредиторам первой очереди, осуществленных конкурсным управляющим в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

5. Информация об используемых банком способах обеспечения возврата вкладов своих клиентов может быть доведена до сведения вкладчиков разными способами, в т.ч. путем вывешивания в операционном зале соответствующих объявлений.

6. Пунктом 4 статьи предусмотрены правовые последствия утраты или ухудшения обеспечения возврата вклада. В этом случае вкладчик вправе в одностороннем порядке потребовать расторжения договора (ст. 310 ГК РФ), возврата суммы вклада и выплаты процентов в размере, установленном п. 1 ст. 809 ГК РФ (ставка рефинансирования), за весь период фактического пользования его средствами, а также возмещения причиненных ему убытков. На практике понятие "ставка рефинансирования" понимается как ставка рефинансирования ЦБР.

Однако она установлена лишь для кредитов ЦБР в рублях. О процентной ставке, используемой для валютных обязательств, см. п. 1 комментария к ст. 838.

7. В результате галопирующей инфляции начала 90-х гг. прошлого столетия вклады граждан в банках обесценились. В целях ревалоризации их прав требований был принят Федеральный закон от 10.05.95 N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, N 20, ст. 1765) (далее - Закон о восстановлении сбережений). В соответствии со ст. 1 указанного Закона государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений граждан, если они помещены:

1) в Сбербанк России (ранее - Государственные трудовые сберегательные кассы СССР, действовавшие на территории РСФСР; Российский республиканский банк Сбербанка СССР; Сбербанк РСФСР) в период до 20.06.91;

2) в организации государственного страхования РФ (ранее - организации государственного страхования СССР, действовавшие на территории РСФСР; организации государственного страхования РСФСР) по договорным (накопительным) видам личного страхования в период до 01.01.92;

3) в государственные ценные бумаги (СССР и РСФСР), размещение которые производилось на территории РСФСР в период до 01.01.92.

Указанные сбережения граждан являются государственным внутренним долгом РФ. Механизм восстановления покупательной способности вкладов граждан, предусмотренный Законом о восстановлении сбережений, на сегодняшний день применяется не в полной мере. Так, ст. ст. 5 и 6 Закона о восстановлении сбережений предусмотрено, что восстановление и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений граждан производится путем перевода их в целевые долговые обязательства РФ, являющиеся государственными ценными бумагами. Однако на сегодняшний день соответствующая компенсация вкладчикам выплачивается деньгами в соответствии с принимаемым законом о государственном бюджете на соответствующий год. Например, ст. 137 Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" (СЗ РФ, 2003, N 52 (ч. I), ст. 5038) предусматривает выплату предварительной компенсации отдельным категориям граждан РФ вкладов в Сбербанке России, вкладов (взносов) в организациях государственного страхования (ОАО "Росгосстрах" и общества системы Росгосстраха) и выкуп имеющихся в наличии у владельцев - граждан РФ Государственных казначейских обязательств СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР.

Компенсация по вкладам может осуществляться только лично тем вкладчикам, которые подпадают под действие ст. 137 указанного Закона. Их наследники не вправе претендовать на компенсацию, если вкладчик умер, не получив ее. Однако наследники или иные лица, понесшие соответствующие затраты, могут рассчитывать на определенную этим Законом сумму компенсации на ритуальные услуги.

1. Возврат вкладов граждан банком обеспечивается путем осуществляемого в соответствии с законом обязательного страхования вкладов, а в предусмотренных законом случаях и иными способами.


2. Способы обеспечения банком возврата вкладов юридических лиц определяются договором банковского вклада.


3. При заключении договора банковского вклада банк обязан предоставить вкладчику информацию об обеспеченности возврата вклада.


4. При невыполнении банком предусмотренных законом или договором банковского вклада обязанностей по обеспечению возврата вклада, а также при утрате обеспечения или ухудшении его условий вкладчик вправе потребовать от банка немедленного возврата суммы вклада, уплаты на нее процентов в размере, определяемом в соответствии с пунктом 1 статьи 809 настоящего Кодекса, и возмещения причиненных убытков.




Комментарии к ст. 840 ГК РФ


1. Возврат вкладов граждан обеспечивается путем: а) обязательного страхования вкладов граждан за счет средств федерального фонда обязательного страхования вкладов (ст. 38 Закона о банках), порядок создания, формирования и использования этого фонда определяется федеральным законом (ст. 30 Закона о банках); б) введения субсидиарной ответственности РФ, субъектов РФ, а также муниципальных образований по долгам банков - в случаях, установленных законодательством; в) добровольного страхования вкладов (ст. 39 Закона о банках); г) использования традиционных способов обеспечения исполнения обязательств в гражданском праве (ст. ст. 329 - 381 ГК РФ).

Вкладчики - граждане РФ вправе предъявить к РФ, субъектам РФ, а также муниципальным образованиям иск о привлечении их к субсидиарной ответственности по долгам тех банков: а) к которым вкладчики уже предъявляли соответствующие требования, но принадлежащего им имущества оказалось недостаточно для их удовлетворения; б) в капитале которых более 50% акций или долей участия принадлежит государству и указанным выше государственным и муниципальным образованиям. Акционерами (пайщиками) банка, размер участия которых в уставном капитале банка должен учитываться при определении размера доли государства (муниципальных образований) в капитале банка, должны быть не только соответствующие государственные органы (фонд государственного или муниципального имущества, Минфин РФ и т.п.), но и государственные (муниципальные) предприятия и организации. Федеральными законами может быть предусмотрен особый порядок формирования уставных капиталов кредитных организаций за счет средств федерального или муниципального бюджетов (бюджетов субъектов РФ), другого государственного или муниципального имущества, не распределенного среди государственных и муниципальных предприятий (ст. 11 Закона о банках). Например, федеральными законами может быть предусмотрена возможность создания банков, в которых 100% их акций (долей участия) принадлежит государству (муниципальным образованиям). Держателями акций (паев) таких банков будут соответствующие государственные органы (государственные и муниципальные имущественные фонды, Минфин РФ и т.п.). На сегодняшний день такая возможность предусмотрена только при создании муниципальных банков (Постановление Верховного Совета РФ от 22 июля 1993 г. "О создании муниципальных банков в городах" // Ведомости РФ. 1993. N 32. Ст. 1266).

2. Пункт 2 предусматривает, что способы обеспечения банком возврата вкладов юридических лиц должны определяться договором. Это может быть любой из способов обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных ст. ст. 329 - 381 ГК.

3. Информация об используемых банком способах обеспечения возврата вкладов своих клиентов может быть доведена до сведения вкладчиков разными способами, в т.ч. путем вывешивания в операционном зале соответствующих объявлений.

4. Пунктом 4 предусмотрены правовые последствия утраты обеспечения или ухудшения его условий. В этом случае вкладчик вправе в одностороннем порядке потребовать расторжения договора банковского вклада (ст. 310 ГК), возврата суммы вклада и выплаты процентов в размере, установленном п. 1 ст. 809 ГК (ставка рефинансирования), за весь период фактического пользования средствами вкладчика а также возмещения причиненных ему убытков. На практике понятие "ставка рефинансирования" понимается как ставка рефинансирования ЦБ РФ. Однако она установлена лишь для кредитов ЦБ РФ в рублях. Поэтому для валютных обязательств она неприменима. В этом случае следует использовать среднюю процентную ставку банка-должника по предоставляемым им валютным кредитам. Договорные проценты при этом не уплачиваются.

Способы обеспечения банком возврата вкладов юридических лиц определяются договором банковского вклада.
3. При заключении договора банковского вклада банк обязан предоставить вкладчику информацию об обеспеченности возврата вклада.
4. При невыполнении банком предусмотренных законом или договором банковского вклада обязанностей по обеспечению возврата вклада, а также при утрате обеспечения или ухудшении его условий вкладчик вправе потребовать от банка немедленного возврата суммы вклада, уплаты на нее процентов в размере, определяемом в соответствии с пунктом 1 статьи 809 настоящего Кодекса, и возмещения причиненных убытков.

Комментарий к статье 840:
1. Возврат вкладов граждан обеспечивается путем: а) обязательного страхования вкладов граждан за счет средств федерального фонда обязательного страхования вкладов (ст. 38 Закона о банках). Порядок создания, формирования и использования этого фонда определяется федеральным законом (ст. 30 Закона о банках); б) введения субсидиарной ответственности РФ, субъектов РФ, а также муниципальных образований по долгам банков — в случаях, установленных законодательством; в) добровольного страхования вкладов (ст. 39 Закона о банках); г) использования традиционных способов обеспечения исполнения обязательств в гражданском праве (ст. 329 — 381 ГК РФ).
Вкладчики — граждане РФ вправе предъявить к РФ, субъектам РФ, а также муниципальным образованиям иск о привлечении их к субсидиарной ответственности по долгам тех банков: а) к которым вкладчики уже предъявляли соответствующие требования, но принадлежащего им имущества оказалось недостаточно для их удовлетворения; б) в капитале которых более 50% акций или долей участия принадлежит государству и указанным выше государственным и муниципальным образованиям. Акционерами (пайщиками) банка, размер участия которых в уставном капитале банка должен учитываться при определении размера доли государства (муниципальных образований) в капитале банка, должны быть не только соответствующие государственные органы (фонд государственного или муниципального имущества, Минфин РФ и т.п.), но и государственные (муниципальные) предприятия и организации. Федеральными законами может быть предусмотрен особый порядок формирования уставных капиталов кредитных организаций за счет средств федерального или муниципального бюджетов (бюджетов субъектов РФ), другого государственного или муниципального имущества, не распределенного среди государственных и муниципальных предприятий (ст. 11 Закона о банках). Например, федеральными законами может быть предусмотрена возможность создания банков, в которых 100% их акций (долей участия) принадлежит государству (муниципальным образованиям). Держателями акций (паев) таких банков будут соответствующие государственные органы (государственные и муниципальные имущественные фонды, Минфин РФ и т.п.). На сегодняшний день такая возможность предусмотрена только при создании муниципальных банков (Постановление Верховного Совета РФ от 22 июля 1993 г. «О создании муниципальных банков в городах». — Ведомости РФ, 1993, N 32, ст. 1266).
2. П. 2 предусматривает, что способы обеспечения банком возврата вкладов юридических лиц должны определяться договором. Это может быть любой из способов обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных ст. 329 — 381 ГК.

Статья 840. Обеспечение возврата вклада

Комментарий к статье 840

1. Пункт 1 комментируемой статьи возложил на банк обязанность установить обеспечение возврата вклада гражданина одним или несколькими способами. При этом законодательство предусматривает, что возврат вкладов граждан может обеспечиваться путем:
а) обязательного страхования за счет средств федерального фонда обязательного страхования вкладов (ст. 38 Закона о банках). Порядок создания, формирования и использования этого фонда определяется федеральным законом (ст. 30 Закона о банках; Закон о страховании вкладов);
б) субсидиарной ответственности Российской Федерации по долгам банков (действовала до 1 января 2007 г. в соответствии со ст. 49 Закона о страховании вкладов);
в) добровольного страхования вкладов (ст. 39 Закона о банках);
г) реализации традиционных способов обеспечения исполнения обязательств в гражданском праве (ст. ст. 329 — 381 ГК);
д) реализации иных способов обеспечения банком возврата вкладов, предусмотренных в договоре (п. 2 ст. 840 ГК);
е) путем осуществления выплат Банка России (Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 96-ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (далее — Закон о выплатах);
———————————
Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3232.

ж) путем ревалоризации суммы вклада (Федеральный закон от 10 мая 1995 г. N 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» (далее — Закон о восстановлении сбережений)).
———————————
Собрание законодательства РФ. N 20. Ст. 1765.

2. Обязательное страхование вкладов осуществляется в соответствии с Законом о страховании вкладов.
Субъектный состав правоотношения по обязательному страхованию вкладов установлен ст. 4 Закона о страховании вкладов:
— страховщиком является специально созданная государственная организация — Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов»;
— страхователями являются банки, внесенные в установленном порядке в реестр банков. В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона о страховании вкладов участие в системе страхования вкладов обязательно для всех банков, привлекающих средства физических лиц — потребителей;
— выгодоприобретателями являются вкладчики банков страхователей. В соответствии с п. 4 ст. 2 Закона о страховании вкладов вкладчиком является гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства, заключившие с банком договор банковского вклада или договор банковского счета, либо любое из указанных лиц, в пользу которого внесен вклад.
Обязательное страхование вкладов носит ограниченный характер, оно распространяется не на все вклады в банках и не на всех вкладчиков. Кроме того, страхование ограничено по сумме.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона о страховании вкладов вклад — это денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами или в их пользу в банке на территории Российской Федерации на основании договора банковского вклада или договора банковского счета, включая капитализированные (причисленные) проценты на сумму вклада. Из ч. 2 ст. 5 Закона о страховании вкладов вытекает, что страхование банковских вкладов распространяется только на вклады и счета физических лиц — потребителей банковских услуг, за исключением случаев, установленных ч. 2 ст. 5 Закона о страховании вкладов.
В соответствии со ст. 8 Закона о страховании вкладов под страховым случаем признается одно из следующих обстоятельств:
1) отзыв (аннулирование) у банка лицензии Банка России на осуществление банковских операций в соответствии со ст. 20 Закона о банках;
2) введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.
Таким образом, объектом обязательного страхования вкладов является риск возникновения у выгодоприобретателя убытков, вызванных неисполнением банком своих обязательств по надлежащему исполнению договора банковского вклада и договора банковского счета, вызванных наступившей юридической невозможностью исполнения, за которую банк не отвечает.
В течение семи календарных дней после наступления страхового случая банк, в отношении которого он произошел, должен сформировать реестр обязательств банка перед вкладчиками и направить его в Агентство (ч. 1 ст. 12 Закона о страховании вкладов). В течение семи дней после получения указанного реестра Агентство направляет в банк, в отношении которого наступил страховой случай, а также для опубликования в журнале «Вестник Банка России» и печатный орган по месторасположению этого банка сообщение о месте, времени, форме и порядке приема заявлений вкладчиков о выплате возмещения по вкладам. В течение месяца со дня получения из банка реестра обязательств банка перед вкладчиками Агентство направляет также соответствующее сообщение вкладчикам банка, в отношении которого наступил страховой случай.
В соответствии со ст. 11 Закона о страховании вкладов размер возмещения по вкладам каждому вкладчику устанавливается исходя из суммы обязательств по вкладам банка, в отношении которого наступил страховой случай, перед этим вкладчиком. При исчислении суммы обязательств банка перед вкладчиком в расчет принимаются только вклады, застрахованные в соответствии со ст. 5 Закона о страховании вкладов. Возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается вкладчику в размере 100% суммы вкладов в банке, но не более 700 тыс. рублей. Если вкладчик имеет несколько вкладов в одном банке, суммарный размер обязательств которого по этим вкладам перед вкладчиком превышает 700 тыс. рублей, возмещение выплачивается по каждому из вкладов пропорционально их размерам. Если страховой случай наступил в отношении нескольких банков, в которых вкладчик имеет вклады, размер страхового возмещения исчисляется в отношении каждого банка отдельно.
3. В соответствии со ст. 49 Закона о страховании вкладов до 1 января 2007 г. возврат вкладов физических лиц и средств на их банковских счетах в части сумм, превышающих суммы возмещения по вкладам, определенные указанным Федеральным законом, в кредитных организациях, в капитале которых участвует Банк России, обеспечивается субсидиарной ответственностью Российской Федерации по требованиям вкладчика к банку. Такая ответственность применялась, если договоры банковского вклада и договоры банковского счета были заключены физическими лицами до 1 октября 2004 г., если в указанные договоры не вносились какие-либо изменения и дополнения после 30 сентября 2004 г.
4. Развитой системы добровольного страхования вкладов в Российской Федерации не существует. В отдельных редких случаях банки заключают договоры страхования вкладов до определенной, достаточно низкой суммы. Тем самым требования комментируемой статьи выполняются в данном случае лишь формально.
5. Способы обеспечения исполнения обязательства, перечисленные в ст. ст. 329 — 381 ГК РФ, не используются в банковской практике для возврата вкладов.
6. Иногда в договорах указывается, что возврат вкладов обеспечивается суммами обязательных резервов, депонируемых в ЦБ РФ. Однако обязательные резервы не могут превышать 20% от суммы привлеченных средств. Таким образом, этот способ обеспечения исполнения обязательств банков оказывается неэффективным.
7. В соответствии со ст. ст. 4 и 5 Закона о выплатах для принятия Банком России решения об осуществлении выплат вкладчикам неплатежеспособных банков необходимо одновременное наличие следующих условий:
1) вынесение арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом;
2) истечение установленного Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (далее — Закон о банкротстве кредитных организаций) срока для осуществления предварительных выплат кредиторам первой очереди;
3) вклад не относится к числу вкладов, по которым выплаты не производятся. В соответствии со ст. 4 Закона о выплатах выплаты не производятся:
— по счетам физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если эти счета открыты с указанной деятельностью;
— по вкладам, размещенным физическими лицами в банковские вклады на предъявителя; по вкладам, переданным физическими лицами банкам в доверительное управление; по вкладам в филиалах банков Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации;
— по вкладам лиц, получивших их по уступке требования после отзыва лицензии у банка, не участвующего в системе страхования вкладов.
При этом размер выплат Банка России определяется исходя из 100% суммы признанных в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) требований вкладчика, но не более 100 тыс. рублей, за вычетом сумм предварительных выплат кредиторам первой очереди, осуществленных конкурсным управляющим в соответствии с Законом о банкротстве кредитных организаций.
8. В результате галопирующей инфляции начала 90-х гг. прошлого столетия вклады граждан в банках обесценились. В целях ревалоризации их прав требований был принят Закон о восстановлении сбережений. В соответствии со ст. 1 указанного Закона государство гарантирует восстановление и обеспечение ценности денежных сбережений граждан, если они помещены: 1) в Сберегательный банк РФ (ранее Государственные трудовые сберегательные кассы СССР, действовавшие на территории РСФСР, Российский республиканский банк Сбербанка СССР, Сбербанк РСФСР) в период до 20 июня 1991 г.; 2) в организации государственного страхования Российской Федерации (ранее организации государственного страхования СССР, действовавшие на территории РСФСР, организации государственного страхования РСФСР) по договорным (накопительным) видам личного страхования в период до 1 января 1992 г.; 3) либо в государственные ценные бумаги (СССР и РСФСР), размещение которых производилось на территории РСФСР в период до 1 января 1992 г. Указанные сбережения граждан являются государственным внутренним долгом Российской Федерации. Механизм восстановления покупательной способности вкладов граждан, предусмотренный Законом о восстановлении сбережений, на сегодняшний день применяется не в полной мере. Так, ст. ст. 5 и 6 Закона о восстановлении сбережений предусмотрено, что восстановление и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений граждан производятся путем перевода их в целевые долговые обязательства Российской Федерации, являющиеся государственными ценными бумагами. Однако на сегодняшний день соответствующая компенсация вкладчикам выплачивается деньгами в соответствии с принимаемым законом о государственном бюджете на соответствующий год. Например, ст. 113 Федерального закона от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» предусматривает выплату предварительной компенсации отдельным категориям граждан РФ по вкладам в Сберегательном банке РФ. Поскольку сумма компенсации представляет собой часть вклада, восстановленного на основании закона, то она подлежит выплате даже в тех случаях, когда вклад был изъят вкладчиком до возникновения у него права на компенсацию, или умер после изъятия вклада.
Информация об используемых банком способах обеспечения возврата вкладов своих клиентов может быть доведена до сведения вкладчиков разными способами, в том числе путем вывешивания в операционном зале соответствующих объявлений.
9. При невыполнении банком предусмотренных законом или договором банковского вклада обязанностей по обеспечению возврата вклада, а также при утрате обеспечения или ухудшении его условий вкладчик вправе потребовать от банка немедленного возврата суммы вклада (расторжение договора), уплаты на нее процентов в размере действующей ставки рефинансирования Банка России (п. 4 комментируемой статьи), а также возмещения причиненных ему убытков.

Новая редакция Ст. 840 ГК РФ

1. Возврат вкладов граждан банком обеспечивается путем осуществляемого в соответствии с законом обязательного страхования вкладов, а в предусмотренных законом случаях и иными способами.

2. Способы обеспечения банком возврата вкладов юридических лиц определяются договором банковского вклада.

3. При заключении договора банковского вклада банк обязан предоставить вкладчику информацию об обеспеченности возврата вклада.

4. При невыполнении банком предусмотренных законом или договором банковского вклада обязанностей по обеспечению возврата вклада, а также при утрате обеспечения или ухудшении его условий вкладчик вправе потребовать от банка немедленного возврата суммы вклада, уплаты на нее процентов в размере, определяемом в соответствии с пунктом 1 статьи 809 настоящего Кодекса, и возмещения причиненных убытков.

Комментарий к Ст. 840 ГК РФ

Вкладчик, в первую очередь гражданин, является фактически более слабой стороной в договоре банковского вклада. Лицо вверяет свои деньги коммерческой организации с целью их увеличения за счет процентов. Банк использует эти денежные средства в предпринимательском обороте. Вероятность утраты вклада в нестабильной экономике весьма высока, и это служит основанием укрепления правового положения вкладчика, принятия обеспечительных мер, минимизации риска утраты вклада иными способами.

Специальный закон.

Положения комментируемой статьи развиваются Федеральным законом от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".

Другой комментарий к Ст. 840 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая норма посвящена обеспечению возврата вкладов. Для обеспечения возврата и компенсации убытков создается Федеральный фонд обязательного страхования вкладов, участниками которого выступают Банк России и коммерческие банки. Банки вправе создавать фонды добровольного страхования вкладов (ст. 38, 39 Закона "О банках и банковской деятельности"). По вкладам граждан в банках, в которых Российской Федерации, ее субъектам, а также муниципальным образованиям принадлежит более 50% уставного капитала (например, Сбербанк РФ) или долей участия, эти субъекты несут субсидиарную ответственность по требованиям вкладчика к банку. Способы обеспечения исполнения обязанностей банка по депозитам юридических лиц определяются договором между ними. При заключении договора банковского вклада банк обязан предоставить вкладчику информацию об обеспеченности возврата вклада (п. 3 ст. 840 ГК РФ).

2. Ответственность по договору банковского вклада наступает в следующих случаях: невыполнение предусмотренных законом или договором обязанностей по обеспечению возврата вклада; утрата обеспечения возврата вклада или ухудшение его условий; принятие вклада от граждан неуполномоченным лицом или с нарушением законодательства о вкладах; невозврат вклада, его неправомерное удержание или невыплата процентов. Во всех этих случаях вкладчик вправе потребовать от своего контрагента немедленного возврата суммы вклада. В первом и втором случае ответственность состоит в уплате вкладчику неустойки в форме банковского процента (ставки рефинансирования), исчисленной на день возврата долга, а также в возмещении убытков (п. 4 ст. 840 ГК РФ). В третьем случае ответственность строже: это ставка банковского процента на день возврата долга, а сверх нее взыскиваются все причиненные вкладчику-гражданину убытки (сверх суммы неустойки). В четвертом случае банк обязан уплатить вкладчику проценты, предусмотренные договором банковского вклада, за все время хранения вклада и, сверх того, неустойку в размере ставки рефинансирования.