Современные проблемы российской экономики

Современные проблемы российской экономики

Основные экономические проблемы. Изучение экономики принято начинать с анализа некоторых самых общих закономерностей. Эти закономерности действуют в любые эпохи и в любой стране. Они проявляются в процессе решения людьми так называемых основных (центральных) экономических проблем:

1 Что производить? (Какие блага и в каком количестве?)

2. Как производить? (По какой технологии? С какими затратами?)

3. Для кого производить? (Какой уровень благосостояния будет обеспечен, кому достанутся произведенные блага?)

Три центральные экономические проблемы являются выражением взаимосвязи потребностей, ресурсов и производства.

Потребности и благосостояние. Потребности - это необходимость нужда человека в чем-то. В обществоведении обычно выделяют материальные, духовные и социальные потребности. Развитие, возвышение потребностей, выражая процесс развития человека в окружающем его мире, и состоит в том, что по мере удовлетворения материальных потребностей, особенно самых насущных, элементарных (потребности в пище, одежде, жилье), усиливается настоятельность, значимость духовных и социальных потребностей.

Этот подход использован в известной классификации А. Маслоу (рис. 1-1), в которой американский психолог ранжирует потребности по мере движения от первичных (элементарных) к высшим (потребностям в самовыражении).

Для решения вопроса о том, что производить, раскрытия взаимосвязи «потребности - производство» наиболее «работающей» является классификация потребностей, которая основывается на концепции деятельностного подхода в развитии человека. Эта концепция исходит из того, что возвышение потребностей человека представляет собой процесс развития его жизнедеятельности, основных ее форм: труда, семейно-бытовой деятельности, досуга. В соответствии с этим подходом в структуре потребностей современного человека выделяются (рис. 1-2):

1. элементарные потребности (потребности в пище, одежде, жилище);

2. потребности в общих условиях жизнедеятельности: потребности в здоровье, в образовании, в культуре, в передвижении в пространстве, в личной безопасности;

3. потребности в деятельности, в труде, в семейно-бытовой деятельности, в досуге.

Степень развития и удовлетворения элементарных потребностей и потребностей в общих условиях жизнедеятельности определяется показателями объема и структуры потребления продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, показателями развития материальной базы сферы услуг.

К числу показателей, характеризующих удовлетворение и развитие потребностей в деятельности, относятся:

1) мотивация человека, т.е. мотивы, которые побуждают человека к данному виду деятельности;


2) затраты времени на каждую из форм деятельности;

Рассмотрим, например, использование этих показателей при определении степени удовлетворения и развития потребности в труде.

Выделяют следующие виды трудовой мотивации: 1) средство к жизни; 2) интересная творческая работа; 3) стремление сделать карьеру; 4) желание участвовать в управлении производством; 5) стремление принести пользу организации, общине, своему народу, всему человечеству. Так, труд, работа могут интересовать работника лишь постольку, поскольку они обеспечивают ему заработок, позволяющий приобрести необходимые жизненные блага. Такая трудовая мотивация характеризует отношение к труду, как средству к жизни. Трудовая мотивация, как правило, бывает сложной, в ней присутствует несколько мотивов трудовой деятельности. Например, работника может интересовать и заработок, и интересная работа, и участие в принятии управленческих решений.

Для каждого уровня экономического и социального прогресса существует общественно-нормальный уровень затрат рабочего времени. Так, в наши дни нормальной воспринимается продолжительность рабочей недели в 36 - 42 часа, хотя в XIX в. даже в передовых капиталистических странах она составляла более 70 часов и сводила у наемных работников практически к нулю время досуга в будни. Если же человек трудоспособен, ищет, но не может найти работу, то это означает, что он не может удовлетворить свою потребность в труде. Содержание труда определяется образованием и квалификацией, структурой трудовых функций (что конкретно делает человек), а также соотношением умственных и физических затрат, исполнительских и управленческих функций.

Деятельностный подход к изучению потребностей позволяет системно подойти к изучению благосостояния, т.е. уровня и качества жизни, под которыми понимаются степень развития и удовлетворения потребностей.

Ресурсы. Экономическая эффективность. Ресурсы (факторы производства, производительные силы) - это все, с помощью чего производятся товары и услуги.

В курсах «экономикс» выделяют четыре основных вида ресурсов: труд, земля, капитал, предпринимательский талант.

Труд (рабочая сила) - это физические и умственные способности, а также умение и желание работника использовать свои способности. Особенность человеческого фактора производства заключается в том, что работник является одновременно и ресурсом, и субъектом потребностей. Работая, он создает блага для удовлетворения и развития своих же потребностей. Способность человека к труду и его благосостояние неразрывно связаны. Поэтому здоровье, образование, квалификация работника, содержание его труда и отношение к нему являются показателями и благосостояния, и качества рабочей силы.

Земля - так называют все естественные ресурсы, предоставляемые природой. К ним относят плодородную почву, лес, запасы полезных ископаемых, энергию ветра и солнца, воду, воздух и т.д.

Капитал - это все созданные людьми средства для производства благ (машины, оборудование, сырье и т.д.). В данном случае речь идет о материальном, физическом капитале. Деньги и другие финансовые активы, сюда не включаются.

Предпринимательский (организаторский) талант - это способность творчески руководить использованием всех остальных ресурсов, брать на себя ответственность и риск.

Некоторые экономисты выделяют еще один фактор производства под названием информация - данные о новаторских приемах использования других ресурсов, выраженные, как правило, в знаковой форме (книжные тексты, программы для компьютеров). Если предпринимательский фактор неотрывно связан с личностью человека, то информация отделяется от ее создателя и может функционировать вполне самостоятельно (торговля патентами, «ноу-хау» и т.д.). Подобно капиталу, информация является вторичным фактором, она используется для производства жизненных благ. Но в отличие от капитала (и от других ресурсов) информация может тиражироваться. «Если у меня есть рубль и у тебя есть рубль, то после обмена у каждого останется по рублю, - гласит пословица. - Но если у меня есть идея и у тебя есть идея, то, поменявшись ими, каждый будет иметь по две идеи.»

Существует и другой подход к классификации ресурсов, широко используемый в хозяйственной практике. Средства производства, к которым относят материально-вещественную часть производительных сил (по ранее предложенной классификации - это капитал и земля), разделяют на средства труда и предметы труда. Средства труда, или основные производственные фонды, многократно участвуют в производственном процессе и изнашиваются постепенно. К ним относятся машины, оборудование, здания, сооружения и т.п. Предметы труда, или оборотные производственные фонды (сырье, материалы, и т.п.), расходуются в одном производственном процессе.

Все перечисленные факторы производства существовали практически всегда и везде (информация - с момента возникновения письменности). Однако их значение существенно менялось. В доиндустриальных обществах главными факторами были физический труд и земля. При капитализме первенство переходит к капиталу и предпринимательству. С развертыванием НТР основное значение получают творческий труд и информация, «человеческий капитал». Известный американский экономист Г. Беккер предложил это понятие для обозначения имеющихся у работника запасов знаний, навыков, мотиваций - способности к творческому самостоятельному труду, которые позволяют увеличивать его доход.

Для анализа использования ресурсов в процессе производства применяется система показателей эффекта и эффективности.

Эффект - конечный результат производства. Различают экономический эффект (результат производства как сумма произведенных товаров и услуг) и социальный эффект (благосостояние населения).

Под экономической эффективностью понимают соотношение экономического эффекта (как результата) и затрат ресурсов. Система показателей экономической эффективности производства включает в себя три основных показателя: производительность труда, фондоотдачу и материалоотдачу (табл. 1-1). Они характеризуют соответственно эффективность использования рабочей силы, основных и оборотных производственных фондов.

Таблица 1-1. Основные показатели экономической эффективности производства

Глобальные проблемы экономики

Определение 1

Проблемы экономики представляют собой глобальные нарушения развития и ведения хозяйственной деятельности отдельных государств или всего мирового хозяйства.

Основными глобальными проблемами экономического характера являются:

  • разделение сообщество на полюса развития,
  • проблемы с продовольствием,
  • проблемы бедности,
  • вопрос глубокого истощения ресурсов,
  • слабое развитие научно-технического прогресса и др.

К глобальным проблемам относят совокупность проблем, ставящих под вопрос не только развитие планеты, но и каждой отдельно взятой страны в экономическом смысле, а также существование человечества в целом.

В этих проблемах затрагиваются вопросы, требующие срочного решения и полноценных мер со стороны мирового общества. Рассмотрим основные проблемы и пути их решения.

Проблема разных «полюсов» экономического развития

Проблема разных полюсов обусловлена появлением разделения глубокого характера севера и юга. Это разделение происходит между государствами, которые уже развиты, и теми, кто относится к категории развивающихся стран.

Развивающиеся страны нуждаются в помощи других государств в предоставлении более гибких условий. Отсталость большинства государств является опасным фактором не только внутреннего характера, но и для экономического состояния в мировой экономике в целом.

Составной частью экономического пространства является более отсталое положение южных стран, поэтому их проблемы становятся общими для всех государств. Можно наблюдать всё более активное перемещение населения из менее развитых государств в страны с высоким уровнем развития. Это способствует переносу ряда заболеваний, а также увеличению нагрузки на экономику, возникновению проблем по социальному обеспечению и др.

Пути решения этой проблемы заключается в новой концепции, суть которой заключается в активной помощи развивающимся государствам с нестабильным экономическим состоянием. Следует выделить основные идеи этой концепции:

  • льготный режим для государств, которые идут по пути развития при формировании международных отношений.
  • Реальная помощь стабильного характера для решения социальных и экономических проблем отсталых государств, что снижает долговое бремя и помогает разобраться с текущими проблемами.

Проблема бедности

По своей сути проблема бедности является следствием явных пробелов экономики, включая неспособность правительства к обеспечению своего народа. В ситуации бедности появляется большая пропасть между людьми, которые имеют большие средства для существования, и другой категорией населения, которая находится за чертой бедности.

Существует два критерия проблемы бедности: международный и национальный. На национальном уровне речь идёт о населении, которое можно отнести к наиболее бедному. Эти группы населения характерны для многих стран, в которых Россия не является исключением.

Глобальное решение проблемы бедности заключается в экономическом росте государства, увеличении уровня валового внутреннего продукта, росте фонда потребления.

Замечание 1

Вторым решением проблемы может быть международная государственная помощь людям, которые находятся за гранью бедности. Этот подход способен справиться с данной проблемой только при преодолении при помощи других государств.

Международное сообщество на сегодняшний день большое внимание уделяет проблеме бедности. Так, создается ряд предприятий, которые готовы работать на общее благо и снижать общий уровень бедности и роста бедных государств. Все пути решения могут принести свои плоды лишь при комплексном решении проблемы.

Продовольственный кризис

Определение 2

Продовольственный кризис тесно связан с экономическими проблемами мирового масштаба. Развивающиеся государства не всегда могут обеспечить население жизненно необходимыми продуктами питания.

Природные ресурсы развивающихся стран очень богаты, при этом сама экономика имеет большие перспективы. При всём этом существует проблема нехватки продовольствия, которая требует оперативного решения.

Последнее время проблема голода перестает быть актуальной только для развитых государств, которые полностью покрывают потребности своего общества. Но в целом на планете наблюдается большой разбег в обеспечении продуктами.

Лучшим решением для борьбы с продовольственным кризисом является рост урожайности в развивающихся государствах, включая увеличение обрабатываемых земель, поголовье скота и др. В этом случае большое внимание следует уделить росту уровня развития сельского хозяйства, улучшению технологий, совершенствованию обработки почвы, засева земли высокоурожайными видами растений и др.

В этой проблеме также сложно найти решение внутри государства, необходима коллегиальная помощь мирового уровня.

Замечание 2

Многие страны большие надежды возлагают на Зеленую революцию, которая дает возможность внедрить новую технику в сельскохозяйственные отрасли, использовать только высококачественные высокоурожайные культуры, лучшую обработку земель и др.

Для решения проблемы нехватки продовольствия необходимо участие государства в развитии этой отрасли, включая дополнительные вложения внутри государства и привлечение иностранных инвестиций.

Энергетические проблемы

Замечание 3

Энергетические проблемы характерны для стран со слабой экономикой, они обусловлены чаще всего ростом стоимости нефти, что создает огромные проблемы для экономики большинства мировых государств.

Некоторые страны вышли из энергетической зависимости, но при этом мировая экономика до сих пор испытывает острый дефицит в энергетических ресурсах. Основной причины энергетической проблемы является резкий рост использования энергетических ресурсов, что актуально для начала 20 века.

С одной стороны происходит открытие крупных месторождений энергетических ресурсов, с другой стороны с каждым годом всё больше становится автомобильный парк, растет потребность в экономических сферах.

Основным путем решения этой проблемы является увеличение объема разработки и добычи полезных ресурсов. Эту работу необходимо продолжать даже тогда, когда запасов кажется больше, чем нужно. Это обусловлено тем, что мировое потребление газа и нефти с каждым годом всё больше вырастает.

Вторым важным вопросом является перестройка экономики, включая снижение доли энергоемких производств.

После 1917 г. в России сложился особый экономический комплекс: производство работало не на человека, а само на себя («производство ради производства») и на политику. Государство оказывало значительное давление на экономику.

При строительстве новых предприятий проявлялась тенденция к «гигантомании». Существовала диспропорция между отраслями в пользу тяжелой промышленности. Ведущую роль играли отрасли топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов. Несмотря на огромные капиталовложения в , оно развивалось крайне медленно, экстенсивным способом.

Экспорт имел сырьевую ориентацию. Валютная выручка от экспорта топливно-энергетических ресурсов была фактически буфером, позволяющим смягчать последствия сбоев в экономике.

Показатели, характеризующие сферу услуг, были значительно хуже аналогичных в ведущих странах Запада. Отставание по уровню потребления было более существенным, чем по общему уровню экономического развития. Ученые-экономисты сравнивают хозяйство страны в 80-е годы с громоздким индустриальным зданием на слабом аграрном фундаменте и под дырявой сервисной крышей.

Главная полоса экономического развития соответствовала Главной полосе расселения. Здесь производилось 80% всей продукции, в том числе почти 100% аграрной.

Существовала ярко выраженная асимметрия в экономическом развитии европейского и азиатского макрорегионов. Занимая 1/4 площади страны, европейская часть сосредоточивала более 70% экономического потенциала. Основные экономические районы (Средняя , ), дающие более 40% валового внутреннего продукта (ВВП), имели «глубинное» географическое положение, то есть были удалены от морей, границ, мировых центров торговли.

Централизация производства привела к ярко выраженному контрасту между центром и периферией. Так, Москва, имея менее 6% всего населения, производила до 10% всей продукции. С конца 80-х годов центр начал уступать лидерство «срединному поясу» ( -Урал-Волга). Последний стал давать до половины экспортной продукции. Разные территории России существовали как бы в разных экономических эпохах — от доиндустриальной до постиндустриальной.

Негативные явления в экономике накапливались десятилетиями. Они были вызваны в значительной мере неправильной реакцией на изменяющиеся условия производства и требования научно-технического прогресса, господством командно-административных методов хозяйствования. Стремление экстенсивными способами сдерживать начавшееся падение роста производства привело к непомерным затратам на расширение топливно-энергетических отраслей, усиленному вовлечению в оборот новых природных и , их нерациональному использованию. Основные фонды оказались изношенными. Все это отрицательно сказалось на производительности труда, качестве продукции, экологической ситуации.

Кризис, охвативший экономику России в конце XX в., очень глубокий. В 1990-1999 гг. спад валового внутреннего продукта составил 47%, промышленного производства — 56, сельскохозяйственного производства — 42%. Кризис является одновременно и системным (охватившим все сферы жизни общества), и структурным (изменение пропорций и акцентов в экономике). В 1992 г. проблему дефицита заменила проблема дороговизны. Кризис еще более снизил покупательную способность населения. Обесценились сбережения людей, многие отрасли рухнули. Экономические реформы, начатые в 1992 г., идут медленно и с большим трудом. Предполагается, что на смену командно-административной экономике с ее государственным диктатом придет рыночная с многообразием форм собственности и свободной конкуренцией. Переход к рынку означает создание социально ориентированной экономики, поворот производства к запросам потребителя.

Преобразование экономики осуществляется по нескольким направлениям:

  • Либерализация , то есть снятие административных ограничений. Административная экономика эффективна в экстремальных для страны ситуациях- войны, восстановление разрушенного хозяйства. В обычных условиях ее «преимущества» теряются. Интересы производителя не соответствуют интересам потребителя, не поощряется внедрение новейших технологий, перекосы в структуре экономики порождают дефицит, качество товаров и услуг не соответствует международным стандартам, громадных размеров достигает управленческий аппарат. В России были сняты административные ограничения на хозяйственную деятельность и цены. Эта болезненная для населения мера привела, с одной стороны, к наполнению страны товарами, созданию массы малых предприятий, развитию предпринимательства и т. д., с другой — к падению уровня жизни основной массы людей из-за роста цен.
  • Стабилизация денежной системы . В результате непродуманной политики, зародившейся в 60-70-х годах, когда средства шли в военно-промышленный комплекс, нефтедоллары расходовались нерационально, часть средств уходила за границу, и по ряду других причин к концу 80-х-началу 90-х годов денежная система страны оказалась в глубоком кризисе. Рубль обесценился, страна стала валютным банкротом. Для восстановления экономики необходимо преодолеть финансовый кризис.
  • Демонополизация — процесс ликвидации монополий, диктующих условия рынку, направлен на создание свободной конкуренции как важного элемента рыночной экономики. В дореформенный период производство многих видов продукции и услуг было сосредоточено на ограниченном числе предприятий, а иногда и на одном предприятии, что не способствовало улучшению качества, снижению цен на продукцию и издержек производства. Но и в настоящее время роль естественных монополий в экономике России велика. Это снижает эффективность рыночных преобразований. В середине 90-х годов в стране действовало почти 500 предприятий-монополистов, производивших 1/5 всей промышленной продукции. Особенно велика их роль в металлургической, топливной, химической и и .
  • Приватизация — разгосударствление экономики, передача (продажа) государственных предприятий в руки коллективов или частных лиц — важный элемент реформ. Цели приватизации — пополнение государственного бюджета, формирование многоукладной экономики, производственно-экономическая самостоятельность товаропроизводителей. Пока государство остается собственником или совладельцем крупных промышленных объектов, играющих важную роль как в экономике, так и в обороноспособности страны.
  • Конверсия . Перестройка экономики России предусматривает ее демилитаризацию, то есть перевод части военных производств на выпуск товаров народного потребления.
  • Восстановление нарушенных экономических связей. Разрыв хозяйственных связей между бывшими республиками СССР, произошедший после распада Союза, вызвал падение производства во всех постсоветских государствах.
  • Ресурсосбережение . Пока не существуют достаточные экономические стимулы к ресурсосбережению. Высок удельный вес ресурсоемких отраслей, в которых используются устаревшие технологии. Например, около 1/3 добываемых остается в отвалах, сгорает в факелах и т. д. Наблюдается большой
    перерасход сырья и топлива. Электроемкость и энергоемкость ВВП России в несколько раз выше соответствующих показателей ВВП , Западной . Низкая эффективность использования природных ресурсов может привести к возникновению их дефицита.
  • Переход к наукоемким технологиям , формирование сети технополисов. Кризис 90-х годов привел к ухудшению положения науки и снижению научно-технического потенциала страны. Наукоемкие производства и отрасли (авиакосмическая, лазерная, атомная, программное обеспечение и т. д.) не получали необходимой государственной поддержки. Структурный сдвиг в пользу привел к тому, что наукоемкие отрасли оказались в роли аутсайдеров.

Технополисы — населенные пункты, в которых имеются научные и наукоемкие предприятия, соответствующие системы коммуникации. Основа технополиса — научный коллектив (НИИ, КБ, университет). В России более 60 населенных пунктов можно отнести к категории технополисов. Около половины из них — в Московской области.

Экономическая теория - дисциплина экономической науки, представляющая собой её теоретическое и философское основание. Состоит из множества школ и направлений. Экономическая теория развивается и пополняется новыми данными со временем, поэтому её развитием в исторической перспективе занимается такое направление как история экономических учений. Основная задача экономической теории - дать объяснение происходящих событий в экономической жизни с помощью моделей действительности, отразить в себе реальную экономику. Экономическая теория состоит из ряда разделов: методологии экономической науки, микроэкономики, макроэкономики, международной экономики, эконометрики, теории игр. В современной экономической теории можно выделить ряд научных школ и направлений: неокейнсианство, монетаризм, новую институциональную экономическую теорию, нейроэкономику, австрийскую школу, новую политическую экономию, экономика и право.

Методы экономической теории:

Метод анализа и синтеза - анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.

Метод индукции и дедукции - при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.

Метод системного подхода - рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определённого количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.

Метод математического моделирования - предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощённом виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.

Метод научной абстракции - позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.

Функции экономической теории:

Познавательная - позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население).

Методологическая - позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование).

Образовательная - позволяет формировать у граждан экономическую культуру, логику, основные понятия о рынке.

Практическая - рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства.

Прогностическая - на основе анализа экономических явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития.

Основные экономические проблемы общества

Располагая информацией о своих производственных возможностях хозяйственные субъекты общества должны знать что, как и для кого производить. Выделенные слова формулируют три основные задачи , которые должны решаться в любом обществе.

Что производить (проблема выбора) - это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.

Общество в целом не может получить все нужные товары и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего вообще отказаться.

Как производить (проблема эффективности) - это принятие решений о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага.

Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого блага в отдельности. По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, оно может быть одно- или многоэтажным, его могут строить частные лица или государство. Общество должно определиться кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии это будет осуществляться.

Для кого производить (проблема распределения) - это проблема, связанная с распределением благ: кому достанутся произведенные блага, и в каком количестве будет располагать ими экономический субъект.

Количество созданных товаров и услуг ограничено, поэтому и возникает проблема их распределения.

СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ

И БЛАГОСОСТОЯНИЕ

Основные

экономические

проблемы

Изучение экономики принято начинать с анализа некоторых самых общих закономерностей. Эти закономерности действуют в любые эпохи и в любой стране. Они проявляются в процессе решения людьми так называемых основных (центральных) экономических проблем :

1. Что производить? (Какие блага и в каком количестве?)

2. Как производить? (По какой технологии и организации производства? С какими затратами?)

3. Для кого производить? (Какой уровень благосостояния будет обеспечен, кому достанутся произведенные блага?)

Три центральные экономические проблемы являются выражением взаимосвязи потребностей, ресурсов и производства.

Потребности

и благосостояние

Потребности - это необходимость, нужда человека в чем-то. В обществоведении обычно выделяют материальные, духовные и социальные потребности. Развитие, возвышение потребностей, выражая процесс развития человека в окружающем его мире, и состоит в том, что по мере удовлетворения материальных потребностей, особенно самых насущных, элементарных (потребности в пище, одежде, жилье), усиливается настоятельность, значимость духовных и социальных потребностей.

Этот подход использован в известной классификации А. Маслоу (рис. 1-1), в которой американский психолог в зависимости от мотивов деятельности человека ранжирует потребности по мере движения от первичных, элементарных к высшим.

Рис. 1-1. “Пирамида” потребностей

(по А. Маслоу)

Для решения вопроса о том, что производить, и для определения того, в какой мере производство благ удовлетворяет и развивает потребности людей, наиболее “работающей” является классификация потребностей, которая, развивая подход А.Маслоу, основывается на том, что возвышение потребностей человека представляет собой процесс развития всей его жизнедеятельности, основных ее форм, включая и мотивацию деятельности:

Рис. 1-2. Структура потребностей

(по Р. Косовой)

труда, семейно-бытовой деятельности, досуга. В соответствии с этим подходом в структуре потребностей современного человека выделяются (рис. 1-2):

1. элементарные потребности (потребности в пище, одежде, жилище);

2. потребности в общих условиях жизнедеятельности : потребности в здоровье, в образовании, в культуре, в передвижении в пространстве, в личной безопасности;

3. потребности в деятельности : в труде, в семейно-бытовой деятельности, в досуге.

Как отмечал английский экономист А. Маршалл: "...на ранних стадиях развития человека его деятельность диктовалась его потребностями, в дальнейшем каждый новый шаг вперед следует считать результатом того, что развитие новых видов деятельности порождает новые потребности..." (А. Маршалл. Принципы экономической науки, т.1. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1993. - С.152.)

Степень развития и удовлетворения элементарных потребностей определяется показателями объема и структуры потребления продовольственных и непродовольственных товаров и услуг; обеспеченности жильем, его комфортности; потребностями в общих условиях жизнедеятельности, показателями развития материальной базы сферы услуг, контингентом обслуживаемого населения.

К числу показателей, характеризующих удовлетворение и развитие потребностей в деятельности, относятся:

1) мотивация человека, т. е. мотивы, которые побуждают человека к данному виду деятельности;

2) затраты времени на каждую из форм деятельности;

Рассмотрим, например, использование этих показателей при определении степени удовлетворения и развития потребности в труде.

Выделяют следующие виды трудовой мотивации : 1) средство к жизни; 2) интересная творческая работа; 3) стремление сделать карьеру; 4) стать богатым, 5) быть хозяином, собственником, участвовать в управлении производством, в распределении прибыли; 6) стремление принести пользу организации, общине, своему народу, всему человечеству. Так, труд, работа могут интересовать работника лишь постольку, поскольку они обеспечивают ему заработок, позволяющий приобрести необходимые жизненные блага. Такая трудовая мотивация характеризует отношение к труду, как средству к жизни. Трудовая мотивация, как правило, бывает сложной, в ней присутствует несколько мотивов трудовой деятельности. Например, работника может интересовать и заработок, и интересная работа, и участие в принятии управленческих решений.

Для каждого уровня экономического и социального прогресса существует общественно-нормальный уровень затрат рабочего времени . Так, в наши дни нормальной воспринимается продолжительность рабочей недели в 36 - 42 часа, хотя в XIX в. даже в передовых капиталистических странах она составляла более 70 часов и сводила у наемных работников практически к нулю время досуга в будни. Если же человек трудоспособен, ищет, но не может найти работу, то это означает, что он не может удовлетворить свою потребность в труде. Содержание труда определяется образованием и квалификацией, структурой трудовых функций (что конкретно делает человек), а также соотношением умственных и физических затрат, исполнительских и управленческих функций.

Средняя продолжительность предстоящей жизни, душевой семейный доход и богатство семьи относятся к обобщающим показателям благосостояния.

Таким образом, деятельностный подход к изучению потребностей позволяет системно подойти к изучению благосостояния (уровня и качества жизни), под которым понимается степень развития и удовлетворения потребностей, в т. ч. обосновать систему основных показателей благосостояния (табл. 1-1)