Социальная политика государства — EC1201: Макроэкономика — Бизнес-информатика. Политика благосостояния населения доходы населения и их виды

Социальная политика государства — EC1201: Макроэкономика — Бизнес-информатика. Политика благосостояния населения доходы населения и их виды


^ Реальные доходы населения определяются путем вычета из но­минальных доходов сумм, уплаченных населением в виде налогов, других обязательных платежей и оплаты услуг. При этом учитыва­ется индекс цен в отчетном либо прогнозируемом периодах (уро­вень инфляции).

^ Реально используемые (конечные) доходы представляют собой ту часть реальных доходов населения, которая используется непос­редственно на приобретение материальных благ и получение мно­гообразных услуг. Таким образом, в объем реально используемых (конечных) доходов населения не входят денежные сбережения, взносы в общественные организации, суммы, израсходованные в порядке спонсорства, а также сокращение сальдо задолженности населения государству, предприятиям, финансовой системы по по­лученным у них кредитам.
Принципиальная схема формирования доходов населения име­ет следующий вид:

^ I. Номинальные доходы:

Денежные доходы;

Натуральные доходы;

Материальные затраты учреждений, бесплатно об­служивающих население.

Оплату услуг;

Обязательные платежи и налоги.

^ Равно: II. Реальные доходы населения

Вычесть:

Добровольные платежи и взносы;

Прирост сбережений;

Сокращение задолженности населения за товары, имущество, купленные в кредит.

^ Равно:III. Конечные (реально используемые) доходы. Индекс цен и тарифов

IV. Конечные (реально используемые) доходы в сопо­ставимых ценах и тарифах, всего: в том числе:

На душу населения;

Индекс роста (падения) доходов.

Большое значение в регулировании уровня жизни имеет про­гнозирование уровня доходов населения в определенный момент будущего.

Второй метод базируется на прогнозных значениях объема и структуры национального дохода, являющегося важнейшим эле­ментом ВНП. Для определения величины национального дохода (НД) необходимо вычесть амортизацию и косвенные налоги, т.е.: НД = ВНП-А-КН. При этом берется во внимание то обстоя­тельство, что национальный доход имеет следующую структуру: НД =Фп + Фн + Фр (где: Фп - фонд потребления, Фн - фонд накопления и Фр - фонд резервов).

В этом случае логика прогнозирования доходов населения в лю­бом году перспективного периода может иметь следующий вид:

I. Национальный доход в прогнозируемом периоде (определяется
по прогнозным таблицам СНС, МОБ (межотраслевого баланса).

II.Фонд потребления в национальном доходе (по прогнозным
таблицам СНС и МОБ)

прибавить:

Платные услуги;

+ накопление в домашних хозяйствах; вычесть:

Износ жилищного фонда;

Материальные затраты учреждений науки и управ­ления;

равно = III. Потенциальные ресурсы для потребления населе­нием.

вычесть - IV. Конечные (реально используемые) доходы насе­ления в базисном году.

равно = V. Общий прирост ресурсов потребления. Вычесть - VI. Ресурсы, обеспечивающие сохранение стабиль­ного уровня жизни (учет влияния роста числен­ности населения, стипендиатов и пенсионеров, изменение структуры занятости и т.д.).

равно = VII. Ресурсы, обеспечивающие рост реальных доходов населения.

VII а. Использование ресурсов:

а) на повышение фонда оплаты труда, всего в т.ч.:

Повышение минимального уровня оплаты труда;

Повышение среднего уровня оплаты труда;

Снижение налогового бремени

б) на увеличении объема трансфертных платежей:

Повышение уровня пенсий;

Увеличение других выплат.

Расчеты реальных доходов населения в прогнозируемом перио­де могут осуществляться по такой схеме:

1. Денежные доходы - всего в т.ч.:

Заработная плата;

Доходы от собственности;

Поступления из финансовой системы;

Пенсии и пособия;

Стипендии;

Другие доходы;

2. Денежные доходы, не реализуемые на приобретение товаров и услуг, всего: в т.ч.:

Налоги, сборы и другие обязательные платежи;

Взносы в общественные организации;

Приобретение лотерейных билетов;

Приобретение ценных бумаг;

Выплата процентов за кредит:

Другие нетоварные расходы.


  1. Изменение сбережений у населения.

  2. Денежные доходы, реализуемые на приобретение товаров (1 - 2 ± 3).
Натуральные доходы от домашних хозяйств, ферм, от пред­приятий и организаций.

Материальное потребление в сфере общественного обслужи­вания.

Выигрыш или проигрыш населения от динамики цен.

Конечные (реально используемые) доходы - (4+5+6±7).

Численность населения - млн. чел.


  1. Реальные доходы на душу населения - тенге.

  2. Динамика реальных доходов:
+ рост реальных доходов (%),

Падение уровня реальных доходов (%).

В связи с тем, что в общей сумме доходов населения подавля­ющая часть приходится на оплату работников наемного труда, боль­шое значение имеют расчеты реальной заработной платы. Они ве­дутся по следующей принципиальной схеме:


  1. Средняя месячная заработная плата лиц наемного труда.

  2. Удержано налогов при выплате заработной платы.

  3. Средняя месячная заработная плата выплачиваемая (1-2).

  4. Индекс цен на товары и услуги, приобретенные лицами на­емного труда в прогнозируемом году по отношению к отчетно­му (%).

общая сумма покупок всех видов товаров + оплата услуг (в ценах соответствующих лет)
общая сумма покупок всех видов товаров + оплата услуг (в сопоставимых ценах)


  1. Средняя выплаченная заработная плата по покупательной спо­собности тенге отчетного года (3:4).

  2. Индекс роста заработной платы.
В процессе расчетов показателей уровня жизни народа широко используется отчетный и прогнозный (по сокращенной схеме) ба­ланс денежных доходов и расходов населения, расчеты величины прожиточного минимума, а также таблицы СНС и, особенно, «Счет образования доходов по отраслям», таблицы «Оплата труда наем­ных работников по экономике в целом» и «Заработная плата по экономике в целом».

Особенно велика роль в этих расчетах баланса денежных дохо­дов и расходов населения. С его помощью определяется общий объем и структура денежных доходов и расходов населения, ис­числяются реальные и номинальные доходы и покупательная спо­собность населения, рассчитываются показатели распределения на­селения по уровню доходов, а также доля населения, живущего ниже уровня бедности. Он позволяет получить представление о доходах и расходах населения в группировке по источникам полу­чения средств и направлением их расходования.

Разрабатывается этот баланс по следующей принципиальной схеме:

Схема баланса денежных доходов и расходов населения


Доходы

Расходы и сбережения

1. Оплата труда.

  1. Доходы рабочих и служащих
    от предприятий и организаций,
    кроме оплаты труда.

  2. Дивиденды.

  3. Поступления от продажи про­дуктов сельского хозяйства.

  4. Пенсии и пособия.

  5. Стипендии.

  6. Поступления из финансовой системы: всего, в том числе:
а) страховые возмещения;

б) ссуды на индивидуальное жилищное строительство и дру­гие цели;

в) изменение задолженности по ссудам, выданным на потребительские цели;

г) проценты по вкладам;

д) выигрыши и погашения по займам;

е) выигрыши по лотереям;

ж) изменение задолженность
населения по покупке товаров в кредит (прирост ±, уменьше­ние -);

з) изменение задолженности по ссудам лицам, осуществляю­щим деятельность без образова­ния юридического лица (при­рост ±, уменьшение -);

и) возмещение ущерба репрессированным гражданам.

8. Прочие поступления:

а) от продажи вещей через комиссионные магазины и скупочные пункты;

б) от продажи утильсырья, металлолома и др. (несельско­хозяйственные заготовки);

в) другие доходы.

9. Деньги, полученные по пере­водам (за вычетом переведенных и внесенных сумм)

^ Всего денежных доходов

Превышение расходов над доходами

Баланс


1. Покупка товаров и оплата ус­луг, всего:

в том числе:

а) покупка товаров во всех ка­налах реализации;

б) оплата услуг и другие рас­ходы, всего:

в том числе:

Оплата жилья и коммуналь­ных услуг;

Оплата бытовых услуг;

Услуги системы образования;

Расходы на путевки в сана­тории и дома отдыха, туризм и медицинские услуги;

Расходы на кино, театры и другие зрелища;

Расходы на все виды транс­порта;

Оплата услуг связи;

Прочие расходы

2. Обязательные платежи и добровольные взносы, всего:

в том числе:

а) налоги и сборы;

б) платежи по страхованию;

в) взносы в общественные кооперативные организации;

г) возврат ссуд;

д) приобретение лотерейные билетов;

е) проценты за товарный кредит;

ж) обязательные страховые взносы

в пенсионный фонд;

з) страховые взносы в част­ные

пенсионные фонды.

3. Прирост сбережений во вкла­дах и ценных бумагах, всего:

в том числе:

а) прирост вкладов в учреж­дениях сберегательного банка;

б) прирост вкладов в коммер­ческих банках; в) приобретение облигаций государственного внутреннего займа;

г) приобретение облигаций
Государственного сберегатель­ного займа;

д) приобретение сертифика­тов Республики Казахстан;

е) прирост (уменьшение) средств

физических лиц, депо­нированных в банках для расче­тов с использованием пластико­вых карт;

ж) приобретение акций пред­приятий.

Расходы и сбережения

Покупка жилых помещений.

Расходы населения на приоб­ретение иностранной валюты.

Деньги, отосланные по пере­водам (за вычетом полученных сумм).

^ Всего денежных расходов и сбережений

Превышение доходов над расходами

Баланс

Важным инструментом государственного регулирования и стра­тегического планирования доходов населения является определе­ние величины прожиточного минимума, поскольку именно на него государство ориентируется при определении минимального размера оплаты труда.

Под величиной прожиточного минимума по­нимают показатель абсолютного измерения низких доходов насе­ления, обеспечивающих потребление им важнейших благ и услуг на минимально допустимом уровне.

В процессе расчетов величины прожиточного минимума может быть использован ряд методов;


  1. Статистический (прожиточный) минимум устанавливается на уровне доходов,
которыми располагают 10-20% самых малоиму­щих граждан страны).

  1. Нормативный (определяется по фактической стоимости по­требительских товаров и услуг, входящих в потребительскую кор­зину).

  1. Комбинированный или нормативно статистический (питание оп­ределяется по нормативам, а остальное - по его доле в общих расходах).

  2. Субъективный (на основе социологических опросов населе­ния о необходимом минимальном доходе).
Ресурсный (исходящий из возможностей экономики обеспе­чить прожиточный минимум).

Медианный (здесь порогом бедности считается величина, рав­ная половине медианного дохода (среднедушевого дохода населе­ния)).

Метод условных расчетов (в основном применяется в США, состо­ит в оценке уровня стоимости специально сконструированного про­довольственного набора и далее, исходя из условного соотноше­ния между величиной прожиточного минимума и стоимостью про­довольственного набора как один к трем, определяется величина прожиточного минимума).

Социальный минимум (в отличие от прожиточного, включает в себя более расширенный набор промышленных товаров).

В Казахстане при расчетах прожиточного миниму­ма используется принятый в международной практике комбини­рованный или нормативно-статистический метод.

В соответствии с ним прожиточный минимум есть не что иное как натуральный набор продуктов питания, учитывающий диетологические ограни­чения и обеспечивающий минимально необходимое количество ка­лорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджетам низкодоходных семей.

Продовольственный набор для расчета прожиточного миниму­ма разработан специалистами Института питания АМН Республики Казахстан. Он базируется на принятых в мировой практике представлениях о минимальных границах достаточного питания и учитывает в то же время традиционно сложившиеся в Казахстане особенности потреб­ления продуктов.

В продовольственный набор прожиточного минимума входят около 40 наименований продовольственных товаров, объединен­ных в 11 агрегированных групп: хлебопродукты, картофель, ово­щи, фрукты и ягоды, мясопродукты, молочные продукты, рыбопро­дукты, яйца, сахар и кондитерские изделия, масло растительное, маргарин, прочие продукты питания (соль, перец и т.д.). Он обес­печивает полное удовлетворение потребности в основных пище­вых веществах и энергии по всем социально-демографическим груп­пам при минимальной стоимости «продовольственной корзины». Минимальная продовольственная корзина дифференцируется по 8 природно-климатическим зонам, выделенным на основе количественной оценки факторов, определяющих материальные и культурные потребности населения и их территориальную диф­ференциацию по интегральному показателю условий жизни насе­ления.

Структура бюджета прожиточного минимума помимо расходов на питание включает в себя расходы на непродовольственные то­вары, услуги, налоги и другие обязательные платежи. Нормативы на эти цели устанавливаются по доле аналогичных затрат в бюд­жете низкодоходных семей. Информационной базой для их обос­нования служат материалы обследования бюджетов домашних хо­зяйств о фактической структуре расходов наименее обеспеченного населения.
^ Проблема бедности и возможности её разрешения на плановой основе.

Социальная защита населения осуществляется через механизм перераспределения доходов, так как с неравенством тесно связана проблема бедности. Понятие бедности – это сложное понятие, которое для стран постсоветского пространства возникло в 70-х годах, когда были введены пособия для малообеспеченных семей. В советское время к бедным относился достаточно узкий круг людей, в основном по демографическим признакам: возраст, здоровье, утрата кормильца, повышенная иждивенческая нагрузка на работающего. Масштабы бедности измеряются показателем подушного учета в целом по стране (например, он составляет 43, это значит, что 43% людей имеют уровень потребления ниже прожиточного уровня).

Существует понятие «глубина бедности», «разрыв бедности», который в целом по республике равен 9%. Это значит, что средний показатель потребления у бедного населения на 9% ниже размера минимальной потребительской корзины. В крупных городах разрыв бедности - 7,6%, а в сельской местности – 11,2%.

Бедность – это относительное понятие, определяется через введение «черты бедности».

В настоящих условиях считается целесообразным решением правительства за критерий для установления черты бедности принимать абсолютный её уровень и определять продовольственную черту бедности на уровне потребительской корзины. Натурально-вещественный состав и размеры потребления минимальной продовольственной корзины должны определяться по научно-обоснованным нормам потребления основных продуктов питания, разработанным Институтом питания Министерства Академии наук Республики Казахстан в 1998 году. Энергоценность научно-обоснованного минимального продуктового набора составляет 2137 ккал. в день при безопасном уровне минимального потребления белка 69,76 граммов в день.

В мире существует две концепции по поводу бедности: абсолютная и относительная.

В первом случае уровень бедности определяется размером минимального потребительского бюджета, здесь производятся доплаты семьям, доходы которых ниже биологического (физиологического минимума). Вторая концепция, получившая развитие в послевоенный период, рассматривает бедность как относительную категорию и причисляет к бедным те семьи, чьи доходы существенно ниже среднего достигнутого в обществе уровня благосостояния. Для этого анализируются дифференциация доходов и потребления в разных социально-экономических слоях, фактические статистические данные об уровне жизни семей с разными по величине доходами.

В Италии, например, бедные – это те, чей средний доход на человека в семье составляет менее половины этого показателя по стране; в Канаде – 70% этого показателя. В США размер доходов семьи, официально признаваемый за порогом бедности, с 60-х годов определяется исходя из того, что каждая американская семья в среднем тратит треть своих доходов на питание. Минимальный бюджет на питание в денежном выражении умножался на три, и получалась величина прожиточного минимума, которая была признана официальным порогом бедности в США, физический порог бедности ежегодно корректируется в зависимости от роста индекса цен.

Впервые механизмы социальной защиты были созданы в Германии в 1883 году Бисмарком.

В развитых странах государство выделяет средства на различные социальные программы, в том числе и по борьбе с бедностью:

Трансфертные платежи – пособия по безработице, пенсии, субсидии малообеспеченным слоям населения,

Регулирование цен на социально-значимую продукцию (например, на медицинские препараты через установление в РК 25%-ной скидки между производителем и аптекой.);

Индексация фиксированных доходов и трансфертных платежей при определенном законом уровне инфляции (в РК-6%);

Установление обязательного минимума заработной платы на уровне прожиточного минимума (в РК- менее 10%);

Прогрессивное налогообложение (в РК отменено с 01.01.01 г.)

Эти меры представляют собой попытку «осправедливить» рыночное распределение доходов. Но возникает вопрос- справедливо ли рыночное распределение? Оно экономически эффективно, ибо дифференцирует участников производства, иначе нет заинтересованности в работе ни у бедных (поддержит государство), ни у богатых (все равно отнимут). Неравенство в доходах обеспечивает экономическую эффективность, но сопровождается имущественной дифференциацией. Выбор между равенством и неравенством доходов- это выбор между несправедливой экономической эффективностью и неэффективной социальной справедливостью.

Примером является скандинавская модель общества равных возможностей, где борьба с бедностью направлена увеличение покупательской способности малообеспеченных слоев населения, без уменьшения стимулов к труду. Оптимальное соотношение между эффективностью и равенством представляет собой трудноразрешимую проблему рыночной экономики.

Существенное влияние на снижение доходов в переходной экономике оказывает инфляция. Она ведет также и к сокращению робертсонианского лага (интервала времени воздействием и его эффектом)- в частности, лага потребления, т.е. промежутка времени между получением дохода и намерением произвести покупку. Лаговую функцию потребления анализировал М. Фридмен. Сокращение этого лага в переходной экономике обусловлено инфляционными ожиданиями - либо покупки, либо сбережения.

Регулирование доходов осуществляется через перераспределительный механизм, создаваемый государством. Формами перераспределения являются налоги (с больших доходов) и трансферты для малоимущих.

Налоговая система только формируется, но в сфере налогообложения физических лиц довольно развитое законодательство, хотя оно непрерывно корректируется как в связи с появлением новых форм дохода (депозиты, акции с существенно растущей реальной стоимостью), так и в связи с высокой инфляцией, требовавшей непрерывного повышения границ налогооблагаемой базы.

Для уменьшения дифференциации в доходах необходимо:

Увеличить налогообложение расточительных и богатых, например через акцизы;

Увеличивать трансферты: их индексацию, носящую компенсационный характер по отдельным видам доходов;

Пенсионерам - индексация или компенсация,

Стипендии - индексация,

Индексирование заработной платы работников бюджетной сферы и государственных предприятий,

Изменение уровня минимальной заработной платы,

Субсидии на оплату жилья,

Компенсации на детей в малообеспеченных семьях.

Однако система трансфертных платежей несовершенна, поскольку существует множество выплат. Более эффективным является введение негативного подоходного налога, т.е. системы социальных вычетов, когда средства, использованные на обучение, здравоохранение (но не более 125 тыс. тенге в год) подлежат вычету из налогооблагаемой базы. Такую же природу имеют имущественные вычеты (не более 3 млн. тенге в течение жизни).

Любая социальная помощь бедным всегда означает перераспределение доходов и сокращение дифференциации условий жизни. Но повышение налогов свыше некоторой критической точки (кривая Лаффера) уменьшает экономическую активность и предприимчивость и приводит не только к замедлению экономического роста, но и к сокращению поступлений в государственный бюджет, что неизбежно ведет к сворачиванию социальных программ. Кроме этого, экстенсивная социальная помощь способствует распространению иждивенческих установок, что также снижает способность общества к дальнейшему развитию.

На официальном уровне во всех странах Запада применяется принцип измерения бедности, разработанный в середине 60-годов М.Оршански. Это подход в какой-то мере соединил в себе обе концепции бедности. Продуктовый набор определяется как минимальная по стоимости диета, удовлетворяющая биологические потребности людей в питании, а расходы, связанные с удовлетворением всех остальных потребностей,- с учетом реального потребительского поведения семей в зависимости от их доходов и цен на товары и услуги.

Как известно, при росте благосостояния доля расходов на питание в общем потребительском комплексе уменьшается (при росте абсолютного размера удельных расходов на него) – это одна из основных закономерностей динамики коэффициентов эластичности.

В мировой практике существуют несколько методов определения бедности:

Нормативный - определяющий минимальный потребительский бюджет;

Статистический – когда в качестве бедных рассматриваются 10-15% населения, получающих самые низкие доходы;

Стратификационный – когда к бедным относятся люди, неспособные сами себя обеспечить (старики, инвалиды, неполные и многодетные семьи, дети без родителей и т.п.);

Эвристический, определяющий, исходя из оценок общественного мнения или с позиций самого респондента, достаточный или недостаточный уровень жизни;

Экономический – когда помощь бедным ограничивается возможностями государства, и, исходя из этого, определяется: кто является бедным.

Существует три количественных показателя бедности, которые основываются на индексе Фостера, Гриэра и Торбеке.

Степень и масштабы бедности в стране определяются двумя факторами:


  1. уровнем дохода на душу населения;

  2. степенью неравномерности его распределения.
Неравенство в распределении доходов влечет за собой недоедание, плохое здоровье, бедность. Суточное потребление человеком протеина используется как показатель измерения недоедания.

Существует два основных показателя распределения дохода. Это распределение по факторам производства. Распределение дохода по абсолютному размеру происходит так: вначале население делится на группы по 10% или 20% (децили и квантили) по мере возрастания размера дохода, затем происходит соизмерение доходов, т.е. сколько процентов национального дохода приходится на каждую группу.

Показатель неравенства доходов рассчитывается как отношение доходов 40% населения, самого бедного к доходам 20% населения, самого богатого. Можно сравнить доходы части населения, относящейся к очень бедным, с доходами наиболее обеспеченных десяти процентов населения, расположенных, образно говоря, на другом полюсе.

В 1994 году номинальные доходы 10% наиболее обеспеченного населения превышали доходы наименее обеспеченного населения в 7 раз, а в 1995 году- в 6,4 раза (в РК, к примеру, эта разница составила 13,3 раза).

Совокупный доход- это сумма средств, полученных за отчетный период членами домашнего хозяйства в виде доходов от их производственной деятельности, доходов от собственности и текущих трансфертов.

Доходы от производственной деятельности складываются от заработной платы в денежной и натуральной форме (стоимостная оценка), доходов от индивидуальной предпринимательской деятельности, доходов от личного подсобного хозяйства.

В доходы от собственности включаются проценты, дивиденды, полученная арендная плата за землю, изъятия дохода владельцами и совладельцами предприятий.

К текущим трансфертам относятся пенсии стипендии, пособия, страховые возмещения, компенсационные выплаты текущего характера (материальная помощь, пособия переселенцам и др.), благотворительная помощь.

Бедность является отражением глубинного неравенства в распределении власти и ресурсов в обществе. Бедность как противоположность материальному достатку характеризует низкий уровень жизни и отсутствие доступа к средствам существования.

Существуют понятия абсолютной и относительной бедности. Абсолютная бедность может быть определена как черта минимального физиологического комфорта, неспособность удовлетворить минимальный уровень проживания. При относительной бедности порог может быть определен в соответствии с теми целями, которые необходимо достигнуть. Ее характер и оценка должны рассматриваться в контексте конкретной страны.

Можно выделить несколько видов бедности:

Экдемическая;

Циклическая;

Связанная с отдельными социально-экономическими группами или рисками;

Индивидуальная.

Имеются также в мировой практике понятия первичной и вторичной бедности. Первичная бедность предполагает, что любой доход бедных слоев населения расходуется «оптимально». Вторичная бедность допускает тот факт, что люди не всегда руководствуются региональными мотивами.

Лицо бедности в Казахстане имеет свои специфические черты. Во-первых, здесь есть большая категория бедствующих людей с вынужденными сбережениями из-за задержки в выплате зарплаты в трансформационный период. Во-вторых, качественный состав бедных включает в себя квалифицированных рабочих, образованных служащих, политически активные группы.

Для реализации закона «О государственной адресной помощи» утверждены правила назначения выплаты государственной адресной социальной помощи. Адресная социальная помощь рассчитана на временно нетрудоспособных людей, которые по тем или иным причинам не могут обеспечить себе устойчивый источник дохода. Адресная социальная помощь должна представляться только тем, кто по объективным причинам не может трудиться. Специальная рабочая группа изучает поступающие предложения по определению совокупного дохода. Предполагается делать это с учетом особенностей региона, причем нормативы могут корректироваться по решениям акимов областей и городов. Мы готовы к совместной работе, чтобы в конечном итоге выстроить четкую систему оказания адресной помощи нуждающимся.

Искоренение бедности достигается через создание условий для реализации потенциала страны так же, как для каждого человека. Это означает формирование посредством нормального государственного и общественного управления, устойчивой экономики, эффективной социальной системы развитие демократических институтов. Мобилизация политической воли, разработка и проведение в жизнь долгосрочных стратегий борьбы с бедностью, связанных с взаимодействием экономического роста и справедливой социальной политики, способны преодолеть экономическое и социальное неравенство и предоставить людям возможность наиболее достойно прожить жизнь.

В валовых доходах преобладают денежные доходы , представляющие собой объем денежных средств, которыми располагает домохозяйство для обеспечения своих расходов. Денежные доходы формируются за счет следующих источников:

1) оплата труда членов домохозяйств, полученная при выполнении трудовых соглашений при найме, а также премии, постоянные надбавки к зарплате, выплаты работодателями на социально-культурные цели: пособия, оплата транспортных услуг, путевок и т.п.;

2) доходы от предпринимательской деятельности в форме прибыли, дивидендов, процентов по ценным бумагам и вкладам, арендная плата и др.;

3) государственные социальные выплаты (трансферты) пенсии, пособия и другие платежи из бюджета и внебюджетных социальных фондов.

4) прочих поступлений (страховых возмещений, доходов от реализации имущества и др.

Соотношение между этими тремя источниками резко менялось: в условиях административно-командной системы с государственной собственностью основными доходами домохозяйств были заработная плата и выплаты из бюджета. По мере развития рыночных отношений роль второго источники стала возрастать. Однако и сегодня оплата труда остается главным доходом. Значение отдельного вида источника у конкретной семьи определяется ее социальным составом. Так, имеются домохозяйства, где оплата труда составляет почти 100% денежного дохода, например, работающая супружеская семья без детей. Есть домохозяйства, где денежный доход формируется только за счет государственных социальных трансфертов. Например, супруги-пенсионеры, воспитывающие малолетних внуков. На структуру доходов домохозяйств оказывает влияние место проживания – в городе или в сельской местности.

В Казахстане денежные доходы от трудовой деятельности в общих денежных доходах составляли в 2010 г. 81%; из объема доходов от трудовой деятельности доходы от работы по найму составляли 70,9%.; от самостоятельной занятости и предпринимательской деятельности 9,5%; социальные трансферты – 15,5%; доходы от собственности – 0,7%; материальная помощь от родственников и прочие доходы – 3,4%.

Кроме того, денежные доходы домохозяйств пополняются за счет натуральных поступлений (например, производимых в подсобных хозяйствах продуктов или выполнения для собственного потребления услуг, а также полученных в порядке поощрения товарно-материальных ценностей от работодателей или государства).

Доход от наемной занятости – заработная плата; все виды поощрительной оплаты, надбавки к заработной плате; гонорары; премии; выплаты: от прибыли, по больничным листам, выходных пособий; компенсация за медицинские расходы, получаемые от работодателя, в денежной и натуральной форме.

Доход от самостоятельной занятости – доходы от предпринимательской деятельности в денежной и натуральной форме.

Социальные трансферты – пенсии, стипендии, пособия, компенсационные выплаты, дополнительные льготы, благотворительная помощь.

Доход от собственности – дивиденды и выигрыши по акциям и другим ценным бумагам; проценты по вкладам, за пользование суммами, предоставленными в виде долга; выигрыши по вкладам; доходы от сдачи в аренду жилья, транспортных средств, техники, земельных участков.

Доход от продажи – доход от продажи недвижимости, различных изделий и товаров; продуктов питания, полученных из личного подворья (подсобного хозяйства); оказанных на сторону различных услуг.

Прочие источники дохода – алименты, поступления от родственников и знакомых.

Располагаемые денежные доходы – денежные доходы за вычетом обязательных платежей и взносов.

Реальные денежные доходы – денежные доходы с учетом изменения потребительских цен.

– денежные доходы за вычетом обязательных платежей и взносов с учетом изменения потребительских цен.

Денежные доходы могут быть номинальными (до уплаты налогов и обязательных платежей) и располагаемыми (после осуществления указанных выплат). Реальные денежные доходы –денежные доходы с исключением изменения потребительских цен. Исчисляются путем деления денежных доходов на индекс потребительских цен. Реальные располагаемые денежные доходы –денежные доходы за вычетом обязательных платежей и взносов с исключением изменения потребительских цен.

В основу классификации доходов положены разные признаки.

1. В зависимости от источника дохода они подразделяются на:

Заработную плату и дополнительную оплату трудовой деятельности;

Доходы от предпринимательской деятельности; доходы от ценных

Арендную плату за переданное во временное пользование имуще-

Страховое возмещение;

Доходы от реализации имущества;

Выплаты из государственных денежных фондов (бюджетов, внебюд-

жетных фондов);

2. В зависимости от равномерности поступления различают доходы:

Регулярные (оплата труда, арендная плата и др.);

Случайные или разовые (подарки, доходы от реализации имуще-

3. В зависимости от надежности поступления различают доходы:

Гарантированные (государственные пенсии, доходы по государст-

венным займам);

Условно-гарантированные (оплата труда);

Негарантированные (гонорары, комиссионное вознаграждение).

В Казахстане наблюдается значительная дифференциация по среднедушевым доходам, использованным на потребление. Соотношение максимального и минимального их значения по регионам в расчете за год: в 2005 году – 4,8 раза, в 2010г. – 3,7 раза. Дифференциация же прожиточного минимума гораздо меньше, хотя также достаточно велика – 1,4 раза.

Рост доходов, использованных на потребление, составил в 2010г. – 22,5%. Однако величина прожиточного минимума в 2010г. возросла на 6,5%, то есть реальный прирост доходов, использованных на потребление, составил 16%.

В 2005 г. среднемесячные номинальные денежные доходы на душу населения составили 15,8 тыс. тенге, в 2010г. – 40,5 тыс. тенге, что на 2,5 раз выше, чем 2005 г. Реальные денежные доходы за 2010 г. выросли за год на 10,2%. Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника в 2005 г. составила 34,06 тенге, в 2010 г. 77,5 тыс. тенге, увеличившись на 14,6% к предыдущему году, а реальная – на 7,0%. Постоянно низкой остается заработная плата у работников сельского хозяйства – 41,3% от средней по стране; у работников финансовой сферы заработная плата превышает среднереспубликанский уровень в 2,0 раза; в промышленности – в 1,3 раза; сохраняются различия в гендерном аспекте: средняя заработная плата у мужчин в 1,3 раза выше, чем у женщин. Значителен также разрыв по регионам – в 3,2 раза

Из-за специфики экономического развития сложились различия в уровне и структуре доходов городских и сельских домашних хозяйств денежные доходы, используемые на потребление, городского населения в 1,45 раза выше, чем у сельского (30,5 тыс. тенге против 21,0 тыс. тенге); бедность больше распространена в сельских районах – доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, в городах – 3,7%, в сельской местности – 10,1%.

В 2005 году доходы превышали прожиточный минимум в среднем в 2,6 раза, в 2010 г. – в 3 раза.

Учитывая, что трудовые доходы составляют почти три четверти всех денежных доходов населения, а в их числе более двух третей – доходы наемных работников, следует признать, что безработица может играть значимую роль в величине доходов. Расчеты показывают, что между уровнем безработицы и бедностью населения относительно прожиточного минимума существует заметная связь по коэффициенту корреляции. Сокращение безработицы на 1 процентный пункт вызывает сокращение бедности на 3 процентных пункта.

Статистика структуры и уровня доходов населения

Статистическое изучение доходов и расходов населения включает:

· определение объема, состава (структуры) и динамики доходов и рас­ходов населения;

· характеристику дифференциации населения по до­ходам;

· изучение влияния доходов на потребление;

· анализ и моделиро­вание распределения населения по доходам;

· характеристику уровня бедности населения и домохозяйств;

· изучение региональных различий в уровне доходов и их структуре.

Совокупные доходы населения включают:

1 Личные доходы

1.1.Доходы от работы в денежной и в натуральной форме;

1.2.Трансферты, в которые входят пенсии, стипендии, алименты и посо­бия по безработице, все виды пособий, получаемых населением в де­нежном и натуральном выражении;

1.3.Прочие доходы, включая продук­цию личного подсобного хозяйства, подарки и помощь близких, до­ход от сдачи в наем, наследство и т. д.

2.Стоимость бесплатных, предоставленных на льготных условиях услуг за счет общественных фондов потребления.

Располагаемый доход населения определяется совокупным доходом за вычетом обязательных и добровольных платежей.

Реальный доход населения определяется путём деления доходов населения в текущих ценах на индекс цен на потребительские товары и услуги.

Состав денежных до­ходов и расходов населения изучается на базе баланса денежных доходов и расходов населения и выборочного обследования бюджетов домохозяйств .

Баланс денежных доходов и расходов

На основе баланса денежных доходов и расходов (таблица №1) вычисляются следующие статистические показатели, характеризующие денежные доходы населения:

· номинальные (совокупные) доходы: сумма всех денежных дохо­дов, полученных населением;

· располагаемые денежные доходы: номинальные доходы за выче­том обязательных платежей и добровольных взносов;

· реальные денежные доходы населения: располагаемые доходы, де­ленные на индекс потребительских цен (ИПЦ).

Таблица №1

Баланс денежных доходов и расходов
Денежные доходы населения Денежные расходы и сбережения
оплата труда; покупка товаров и оплата услуг;
доходы рабочих и служащих от предприятий и организаций, кро­ме оплаты труда; обязательные платежи и добровольные взносы;
дивиденды; прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах;
социальные трансферты (пенсии и пособия); покупка жилых помещений;
деньги, полученные по переводам (за вычетом переведенных и внесенных сумм) расходы населения на приобретение иностранной валюты;
поступления от продажи продуктов сельского хозяйства; деньги, отосланные по переводам (за вычетом полученных сумм).
доходы населения от собственности;
поступления из финансовой системы;
доходы населения от продажи иностранной валюты;
прочие поступления;
стипендии;
Всего денежных доходов Всего денежных расходов и сбережений
Превышение расходов над доходами Превышение доходов над расходами
БАЛАНС БАЛАНС

Вторым источником, как уже отмечалось, является выборочное об­следование бюджетов домашних хозяйств . Это текущее выборочное наблюдение, охватывающее примерно 45 тыс. домохозяйств, которые ведут регулярные записи о своих доходах и расходах. Выборочное бюджетное обследование организуется Госкомстатом России.

По данным выборочного бюджетного обследования денежные до­ходы подразделяются на оплату труда, доход от предпринимательст­ва, пенсии, стипендии, пособия, проценты и выигрыши по вкладам, дивиденды по ценным бумагам, поступления от страхования, всех ви­дов продаж, от родственников, алименты.

На основе данных бюджетного обследования рассчитываются сле­дующие показатели:

· денежный доход домохозяйства: объем денежных средств, кото­рыми располагает домохозяйство для обеспечения своих расходов и создания сбережений (без привлечения ранее накопленных средств, ссуд и кредитов);

· денежная оценка натуральных поступлений продуктов питания (вычисленная по средним ценам покупки) и представленных в нату­ральном выражении дотаций и льгот (в денежной оценке);

· валовой доход домохозяйства: сумма денежных доходов и стои­мость натуральных поступлений;

· располагаемые ресурсы домохозяйства: сумма валовых доходов, накопленных средств, полученных ссуд, кредитов, т. е. сумма денеж­ных средств, которыми располагает домохозяйство для покрытия сво­их расходов и создания сбережений.

Пример.1.

Пусть имеются условные данные о доходах и расходах населения (таблица №2)

Определить: фонд заработной платы и его динамику; фонд оплаты труда; номинальные и реальные доходы и их динамику; сбережение населения в сопоставимых ценах; личные потребительские расходы в текущих и сопоставимых ценах.

Таблица №2

Расчетная таблица

показатели базисный период отчетный период Динамика
1.Среднегодовая численность работников, тыс. чел. 15%
2.Среднегодовая заработная плата одного работника, руб.
3.Взносы работников по соцстраху, млн. руб.
4.Получено работниками из фонда соцстраха, млн. руб.
5.Налоги и другие обязательные платежи, млн. руб.
6.Текущие трансферты полученные, млн. руб.
7.Текущие трансферты уплаченные, млн. руб.
8.Добровольные взносы и платежи, млн. руб.
9.Сбережения, % от заработной платы 8,00% 8,02%
9,1 1058,64 98,64
10.Индекс потребительских цен 1,02 1,05 0,03
Решение:
11.Фонд заработной платы (стр.1 · стр.2) 62 400 000 79 200 000 1,27
12.Фонд оплаты труда (стр.11+ 4) 62 406 795 79 207 170 1,27
13.Номинальные доходы (стр.12 - 3 - 5 + 6 - 7 - 8) 62 396 095 1,27
14.Реальные доходы (стр. 13 / 10) 61 172 642 1,23
15,Сбережения в сопоставимых ценах ((стр.11 · 9,1) / 10) 4 894 117 1,24
16.Личные потребительские расходы в текущих ценах (стр.13 – 11 · 9) 1,27
17.Личные потребительские расходы в сопоставимых ценах (стр.16 / 10) 1,23

Среднедушевые денежные доходы в Российской Федерации по­стоянно растут, однако межрегиональные различия в благосостоянии регионов не уменьшаются, а возрастают.



В регионах РФ, где удается обеспечить продвижение экономических и социальных реформ, где экономика диверсифицирована как по отрас­лям, так и по организационно-правовым формам, доля оплаты за работу по найму снижается, доходы от предпринимательской деятельности и от собственности становятся достаточно значимы. Чем более моноотраслевой является эконо­мика региона, чем слабее в ней развиты рынки, тем выше зависимость доходов от оплаты труда и малозначимы другие источники доходов.

Замечание

В понятие подлинного богатства нации включаются не только уровень дохода. «Человеческий потенциал» государства определяется качеством и количеством «общественных благ» у населения этого государства. К ним относятся: наука и научное обслуживание; общественные организации; кредитование и государственное страхование; жилищно-коммунальное хозяйство; народное образование; культура и искусство; пассажирский транспорт и связь; здравоохранение, физическая культура и социальное страхование.

Качество жизни по методике, предложенной в 90-е годы специалистами Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) оценивается индексом развития человеческого потенциала.

Определим, что такое доход и какие бывают виды доходов.

Доходы населения - это сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Уровень потребления населения напрямую зависит от уровня доходов.

Доходы населения можно разделить на денежные и натуральные .

Денежные доходы - это доходы, включающие в себя все поступления денег в бюджет семьи в виде оплаты труда работников, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности (проценты по вкладам, ренты, дивидендов по ценным бумагам, доходов от недвижимости), гонораров и др.

Натуральные доходы - это доходы, включающие продукцию, произведенную домашними хозяйствами для собственного потребления.

Доходы можно также классифицировать как:

  • совокупные, представляющие собой общую сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступлений;
  • номинальные, характеризующие уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен;
  • располагаемые, номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т. е. средства, используемые населением на потребление и сбережения;
  • реальные, характеризующие номинальные доходы с учетом инфляционного роста цен и тарифов;
  • реальные располагаемые денежные доходы, которые определяются исходя из денежных доходов текущего периода за вычетом обязательных платежей и налогов, скорректированных на индекс потребительских цен.

Основным доходом трудящихся является заработная плата, составляющая до 70% доходов работников. Различают номинальную и реальную заработную плату.

Номинальная заработная плата - это те средства, которые работник получает (или которые начислены ему) в денежном выражении за свой труд за определенный промежуток времени. Номинальная заработная плата зафиксирована в трудовом договоре (контракте), заключаемом между работником и работодателем.

Реальная заработная плата отражает покупательную способность полученных денежных средств и представляет собой номинальную заработную плату, скорректированную на индекс потребительских цен. Если темпы увеличения номинальной заработной платы ниже темпов роста уровня цен на товары и услуги, то реальная заработная плата понижается. Поэтому при повышении номинальной заработной платы необходимо учитывать рост цен, иначе увеличение размеров оплаты труда не будет нести в себе стимулирующей функции.

Распределение доходов происходит между владельцами экономических факторов производства - труда, земли, капитала, предпринимательских способностей. Однако если наемные работники участвуют в прибылях предприятия, то часть факторных доходов получают и они.

Кроме заработной платы, денежные доходы населения включают в себя доходы от предпринимательской деятельности (прибыль), доходы от собственности (проценты, дивиденды, арендная плата), социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии) и другие поступления (страховые возмещения, выигрыши, доходы, поступившие в порядке наследования, и пр.).

Структура доходов населения РФ при плановой экономике значительно отличается от структуры доходов при рыночных условиях хозяйствования. Позитивным проявлением рыночной экономики является рост доходов от собственности и доходов от предпринимательской деятельности, хотя их получает меньшая часть населения. В период плановой экономики СССР наблюдался высокий процент доходов по оплате труда и социальных выплат населению, что свидетельствовало о высокой социальной защищенности трудящихся, однако доходы от собственности и предпринимательской деятельности были крайне малы, так как в рамках действующего законодательства практически все виды такой деятельности считались незаконными.

Соотношение в структуре денежных доходов населения доли заработной платы и социальных трансфертов играет важную роль в мотивации труда работников. Если в структуре денежных доходов преобладает заработная плата или доходы от предпринимательской деятельности, то это свидетельствует о росте предпринимательской инициативы и хозяйственной самостоятельности. Тенденция к увеличению социальных трансфертов в структуре денежных доходов может привести к психологии социального иждивенчества у части работоспособного населения.

Различия в уровне доходов на душу населения называются дифференциацией доходов . Неравенство доходов характерно для любой экономической системы. Однако с ростом уровня социально-экономического развития страны показатели дифференциации доходов снижаются.

В современной России дифференциация доходов населения существенно выше, чем в экономически передовых странах, и имеет тенденцию к дальнейшему росту. В значительной степени это связано с тем, что многие предприятия, бывшие прежде градообразующими и зачастую единственными источниками доходов многих граждан, оказались неконкурентными и закрылись. Одновременно с этим возник общественный слой, живущий и действующий по законам рынка, «вписавшийся в рыночные отношения» и имеющий неизмеримо более высокие доходы. Но по мере вовлечения все более широких слоев населения в рыночные отношения, а также расширения государственной поддержки социально уязвимых слоев населения размеры неравенства должны сократиться.

Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца (см. рисунок). По оси абсцисс откладывается процент домашних хозяйств, а по оси ординат - процент получаемых совокупных доходов. Кривая Лоренца представляет собой кумулятивное распределение численности населения и соответствующих этой численности доходов.

Кривая Лоренца: ОСА - полное равенство; ODA - после вычета налогов; ОЕА - до вычета налогов

Абсолютно равномерное распределение доходов (полное равенство) представлено на рисунок одной линией ОСА, которая указывает на то, что любой процент семейных хозяйств получает соответствующий процент дохода. Область между линией, обозначающей абсолютное равенство, и кривой Лоренца ODA отражает степень неравенства доходов. Чем шире эта область, тем больше степень неравенства доходов.

Для преодоления социального неравенства в большинстве стран мира применяется пропорционально-прогрессивное налогообложение доходов. В России до 2001 г. также действовал пропорционально-прогрессивный подоходный налог. С 2001 г. налог на доходы физических лиц (НДФЛ) взимается по единой ставке 13%. С одной стороны, это, конечно, неплохо, так как большинство населения страны пока еще находится рядом с чертой бедности, но с другой - отмена пропорционально-прогрессивного налога противоречит демократическому принципу, который гласит: «Кто больше зарабатывает, тот больше и платит».

Прогрессивные налоги уменьшают социальное неравенство общества . Этот принцип справедливости, сформулированный еще А. Смитом, наглядно демонстрирует изображенная кривая Лоренца. На приведенном рисунке видно, что пропорционально-прогрессивные налоги делают распределение доходов более равномерным.

В мировой практике для количественного измерения уровня неравенства доходов используют следующие коэффициенты:

  • коэффициент фондов - соотношение между средними значениями доходов сравниваемых групп или их долями в общем объеме доходов;
  • децильный коэффициент - соотношение между средними доходами 10% наиболее обеспеченных и средними доходами 10% наименее обеспеченных граждан;
  • индекс концентрации доходов населения , или коэффициент Джини , изменяющийся от 0 до 1; чем ближе этот коэффициент к единице, тем сильнее неравенство в обществе.

10.1 Доходы населения и их виды

В условиях рыночной системы доходы хозяйствующим субъектам не гарантированы и распределяются между различными слоями населения неравномерно. Неравенство в доходах - одна из главных причин социальной нестабильности в обществе. Для того чтобы смягчить неравенство и предупредить социальные конфликты, государство проводит социальную политику, важнейшим направлением которой выступает перераспределение доходов между отдельными категориями населения.

Определим, что такое доход и какие бывают виды доходов.

Доходы населения - это сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Уровень потребления населения напрямую зависит от уровня доходов.

Доходы населения можно разделить на денежные и натуральные. Денежные доходы - это доходы, включающие в себя все поступления денег в бюджет семьи в виде оплаты труда работников, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности (проценты по вкладам, ренты, дивидендов по ценным бумагам, доходов от недвижимости), гонораров и др.

Натуральные доходы - это доходы, включающие продукцию, произведенную домашними хозяйствами для собственного потребления.

Доходы можно также классифицировать как:

Совокупные, представляющие собой общую сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступлений;

Номинальные, характеризующие уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен;

Располагаемые, номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережения;

Реальные, характеризующие номинальные доходы с учетом инфляционного роста цен и тарифов;

Реальные располагаемые денежные доходы, которые определяются исходя из денежных доходов текущего периода за вычетом обязательных платежей и налогов, скорректированных на индекс потребительских цен.

Основным доходом трудящихся является заработная плата, составляющая до 70% доходов работников. Различают номинальную и реальную заработную плату.

Номинальная заработная плата - это те средства, которые работник получает (или которые начислены ему) в денежном выражении за свой труд за определенный промежуток времени. Номинальная заработная плата зафиксирована в трудовом договоре (контракте), заключаемом между работником и работодателем.

Реальная заработная плата отражает покупательную способность полученных денежных средств и представляет собой номинальную заработную плату, скорректированную на индекс потребительских цен. Если темпы увеличения номинальной заработной платы ниже темпов роста уровня цен на товары и услуги, то реальная заработная плата понижается. Поэтому при повышении номинальной заработной платы необходимо учитывать рост цен, иначе увеличение размеров оплаты труда не будет нести в себе стимулирующей функции.

Распределение доходов происходит между владельцами экономических факторов производства - труда, земли, капитала, предпринимательских способностей. Однако если наемные работники участвуют в прибылях предприятия, то часть факторных доходов получают и они.

Кроме заработной платы, денежные доходы населения включают доходы от предпринимательской деятельности (прибыль), доходы от собственности (проценты, дивиденды, арендная плата), социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии) и другие поступления (страховые возмещения, выигрыши, доходы, поступившие в порядке наследования, и пр.). В условиях рыночной экономики в России в связи с развитием предпринимательства и различных форм собственности структура денежных доходов населения значительно изменилась по сравнению с плановой экономикой СССР (табл. 10.1).

Таблица 10.1

* С 1995 г.- включая скрытую(официально не учтенную) заработную плату
Источник: www.gks.ru/free_doc/2006/606_13/06-07.htm

Из приведенной таблицы видно, что структура доходов по оплате труда в России начиная с 1995 г. снижается, в то время как социальные выплаты (трансферты) остаются примерно на том же уровне, что свидетельствует о слабой социальной защищенности наемных работников и малообеспеченных слоев населения. Позитивным проявлением рыночной экономики является рост доходов от собственности и доходов от предпринимательской деятельности, хотя их получает меньшая часть населения. В период плановой экономики СССР наблюдался высокий процент доходов по оплате труда и социальных выплат населению, что свидетельствовало о высокой социальной защищенности трудящихся, однако доходы от собственности и предпринимательской деятельности были крайне малы, так как в рамках действующего законодательства практически все виды такой деятельности считались незаконными.

Соотношение в структуре денежных доходов населения доли заработной платы и социальных трансфертов играет важную роль в мотивации труда работников. Если в структуре денежных доходов преобладает заработная плата или доходы от предпринимательской деятельности, то это свидетельствует о росте предпринимательской инициативы и хозяйственной самостоятельности. Тенденция к увеличению социальных трансфертов в структуре денежных доходов может привести к психологии социального иждивенчества у части работоспособного населения.

Различия в уровне доходов на душу населения называются дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для любой экономической системы. Однако с ростом уровня социально-экономического развития страны показатели дифференциации доходов снижаются. В современной России дифференциация доходов населения существенно выше, чем в экономически передовых странах, и имеет тенденцию к дальнейшему росту. В значительной степени это связано с тем, что многие предприятия, бывшие прежде градообразующими и зачастую единственными источниками доходов многих граждан, оказались неконкурентными и закрылись. Одновременно с этим возник общественный слой, живущий и действующий по законам рынка, «вписавшийся в рыночные отношения» и имеющий неизмеримо более высокие доходы. Но по мере вовлечения все более широких слоев населения в рыночные отношения, а также расширения государственной поддержки социально уязвимых слоев населения размеры неравенства должны сократиться.

Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца (рис. 10.1). По оси абсцисс откладывается процент домашних хозяйств, а по оси ординат - процент получаемых совокупных доходов. Кривая Лоренца представляет собой кумулятивное распределение численности населения и соответствующих этой численности доходов.

Рис. 10.1. Кривая Лоренца:
ОСА - полное равенство; ODA - после вычета налогов; ОЕА - до вычета налогов

Абсолютно равномерное распределение доходов (полное равенство) представлено на рис. 10.1 линией ОСА, которая указывает на то, что любой процент семейных хозяйств получает соответствующий процент дохода. Область между линией, обозначающей абсолютное равенство, и кривой Лоренца ODA отражает степень неравенства доходов. Чем шире эта область, тем больше степень неравенства доходов.

Для преодоления социального неравенства в большинстве стран мира применяется пропорционально-прогрессивное налогообложение доходов. В России до 2001 г. также действовал пропорционально-прогрессивный подоходный налог. С 2001 г. налог на доходы физических лиц (НДФЛ) взимается по единой ставке 13%. С одной стороны, это, конечно, неплохо, так как большинство населения страны пока еще находится рядом с чертой бедности, но с другой - отмена пропорционально-прогрессивного налога противоречит демократическому принципу, который гласит: «Кто больше зарабатывает, тот больше и платит». Прогрессивные налоги уменьшают социальное неравенство общества. Этот принцип справедливости, сформулированный еще А. Смитом, наглядно демонстрирует изображенная кривая Лоренца. На рисунке 10.1 видно, что пропорционально-прогрессивные налоги делают распределение доходов более равномерным.

В мировой практике для количественного измерения уровня неравенства доходов используют следующие коэффициенты:

Коэффициент фондов - соотношение между средними значениями доходов сравниваемых групп или их долями в общем объеме доходов;

Децильный коэффициент - соотношение между средними доходами 10% наиболее обеспеченных и средними доходами 10% наименее обеспеченных граждан;

Индекс концентрации доходов населения, или коэффициент Джини, изменяющийся от 0 до 1; чем ближе этот коэффициент к единице, тем сильнее неравенство в обществе.


(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)