Система валютных ограничений и валютный контроль. Валютные ограничения: сущность, принципы, цели

Валютные ограничения представляют собой одну из форм валютной политики страны, воздействующей на уровень валютного курса ее валюты. Среди форм валютной политики страны следует назвать дисконтную и девизную политику, разновидностью которой являются валютные ограничения.

При дисконтной политике центральный банк воздействует на уровень учетной ставки. При этом с повышением учетной ставки приток валюты в страну возрастает, что косвенно способствует повышению валютного курса. Вместе с тем, влияние дисконтной политики ограничено, так как международное движение валюты определяется не только нормой процента.

Более эффективным и непосредственным методом регулирования валютного курса является регулирование, основанное на девизной политике, представляющей собой искусственное повышение или понижение курса национальной валюты, например, с помощью валютной интервенции, т. е. продажи или покупки иностранной валюты центральным банком на внутреннем рынке своей страны. При этом если центральный банк производит продажи крупных сумм иностранной валюты на внутреннем рынке страны, то курс национальной валюты страны растет. Если же центральный банк начинает скупать на внутреннем рынке страны иностранную валюту, то курс национальной валюты падает. Следует отметить, что валютное регулирование. Основанное на целях девизной политики малоэффективно в тех случаях, когда платежный баланс страны длительно пассивен или когда в стране непрерывно растут цены, свидетельствуя о соответствующем росте инфляции.

Валютные ограничения - это законодательно введенный в стране запрет или лимитирование тех или иных валютных операций с валютными ценностями для отдельных групп субъектов валютных отношений, т.е. для резидентов и/или нерезидентов. Валютные ограничения носят дискриминационный и протекционистский характер. Они действуют как в сфере текущих валютных операций, так и в сфере операций, связанных с движением капитала. В зависимости от сферы их применения, валютные ограничения имеют различные формы. Например, в сфере текущих валютных операций валютные ограничения принимают следующие формы:

  • - запрет продажи товаров отечественного производства за рубежом за национальную валюту, хотя, например, для США совершенно безразлично за какую валюту продаются ее товары за рубежом - за национальную валюту страны, в которой продается товар, или за национальную валюту (доллары) США;
  • - запрет оплаты импорта некоторых товаров иностранной валютой;
  • - контроль авансовых платежей отечественных импортеров иностранным экспортерам;
  • - ограниченная продажа иностранной валюты импортерам (только при наличии разрешения органа валютного контроля);
  • - обязательная продажа всей или части валютной выручки экспортеров центральному банку по официальному валютному курсу, который, как правило, ниже коммерческого курса. (В Украине с 2004 г. отменена обязательная продажа экспортной выручки);
  • - ограничение сроков продажи экспортерами валютной выручки за национальную валюту (в целях предупреждения спекулятивных операций с поступившей иностранной валютой, подрывающих устойчивость национальной валюты);
  • - регулирование сроков платежей по экспорту и импорту. В Украине установлен предельный срок в 90 дней, а с 01.01.08 - 180 дней;
  • - ограничения или запрет на срочные операции с валютой. (В настоящее время в Украине запрещены фьючерсные и некоторые др. срочные операции с валютой на межбанковском валютном рынке Украины);
  • - блокирование выручки иностранных экспортеров, полученной от продажи своих товаров в данной стране и ограничение их возможности распоряжаться ею;
  • - множественность валютных курсов в виде дифференцированных курсовых соотношений валют по различным операциям, группам товаров, регионам, резидентам и нерезидентам;

В сфере операций, связанных с движением капитала и имущества валютные ограничений принимают следующие формы:

  • - запрет на операции с золотом и др. благородными металлами;
  • - ограничения на вывоз золота, национальной и иностранной валюты и выраженных в этих валютах, девиз;
  • - ограничения на форвардные продажи национальной валюты иностранцам;
  • - запрет или ограничения на погашение внешней задолженности (или разрешение ее погашения национальной валютой без права перевода за границу, что уже связано с блокированием счетов нерезидентов);
  • - контроль рынка ссудных капиталов;
  • - запрет на выплату процентов по срочным вкладам нерезидентов в национальной валюте;
  • - запрет на инвестиции как резидентов за рубежом, так и нерезидентов в данной стране;
  • - и другие формы ограничений и запретов.

Так как валютные ограничения направлены на лимитирование или запрет проведения ряда валютных операций как резидентами, так и нерезидентами с целью концентрации и роста в руках государства золотовалютных резервов, то принципы их организации соответствуют их целям. Среди принципов организации валютных ограничений следует назвать следующие:

  • - централизация всех валютных операций в центральном и уполномоченных банках;
  • - лицензирование и квотирование валютных операций, в том числе и экспортно-импортных;
  • - установление режимов валютных курсов;
  • - установление режимов валютных счетов резидентов и нерезидентов.

Необходимо учесть, что в соответствии с принципами межгосударственного регулировании валютных отношений, МВФ предусматривает необходимость избегать валютных ограничений по валютным операциям в целях недопущения дискриминации одних стран и протекционизма других, что сформулировано в ст. VII Устава МВФ.

Уровень валютных ограничений оказывает серьезное влияние на использование национальной валюты страны мировым сообществом.

Например, с повышением уровня валютных ограничений в стране - снижается степень используемости ее валюты на главных валютных рынках мира (Лондонском, Нью-Йоркском, Токийском, Сингапурском и др.).

Из этого следует, что уровень валютных ограничений определяет вид (используемость) валюты. Схематично виды валют представлены на рис. 9.3.

Рис. 9.3.

Как видно на рис. 9.3, чем выше уровень валютных ограничений, тем ниже уровень используемости валюты на главных валютных рынках мира.

Несмотря на то, что Украина ратифицировала ст. VIII Устава МВФ (еще в мае 1997 г.), в стране и по сегодняшний день существуют валютные ограничения, не дающие национальной денежное единице Украины быть свободно-используемой на главных валютных рынках мира.

Поэтому валюта Украины де-юре относится к виду частично-используемой валюты, а де-факто - к замкнутой валюте. Также следует отметить, что мировой опыт либерализации валютного регулирования (прежде всего в развивающихся странах, к которым относится и Украина) предусматривает ратификацию и ст. XIV Устава МВФ, закрепляющей переходные положения, которые дают возможность стране без специального разрешения МВФ сохранять валютные ограничения на международные платежи и переводы в сфере текущих валютных операций. С этой точки зрения, ратификация Украиной ст. XIV Устава МВФ в 1992 г. декларирует намерения нашей страны произвести отмену валютных ограничений, что в большей степени соответствует действительному ходу экономического развития Украины.

Особое место среди валют занимают резервные и коллективные валюты, относящиеся к виду свободно-используемых валют.

Резервные (или ключевые) валюты - это, прежде всего, национальные свободно-используемые валюты отдельных высокоразвитых стран. Однако, к резервным валютам относятся также и коллективные валюты. Отличительной чертой резервных валют является выполнение ими роли международного платежного средства, в связи с чем все страны формируют свои валютные резервы (для поддержания своей международной ликвидности), прежде всего, в этих валютах.

Среди резервных национальных валют, в первую очередь, следует назвать доллар США и английский фунт стерлингов. Эти валюты получили официальный статус резервных валют еще на Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. Резервные валюты служат базой котировки валют для других стран при установлении валютного курса и широко используются другими странами для проведения на их внутренних валютных рынках валютной интервенции в целях поддержания валютного курса своей национальной валюты.. В настоящее время к резервным валютам относятся японская йена, ряд валют развитых стран и валюта стран ЕС - евро.

Статус резервной валюты выдвигает перед страной-эмитентом (союзом стран) определенные требования:

  • - не вводить на своей территории валютные ограничения на валютные операции с валютными ценностями ни для резидентов, ни для нерезидентов; не вводить у себя и торговые ограничения;
  • - своевременно принимать меры по ликвидации дефицита платежного баланса с целью поддержания устойчивости своей валюты;
  • - не использовать различные формы валютной политики, нарушающие внешнее равновесие экономики страны.

Вместе с тем, наличие статуса резервной валюты у национальной валюты страны-эмитента создает ей и ряд преимуществ, так как страна-эмитент резервной валюты имеет возможность покрывать возникший у нее дефицит платежного баланса своей национальной валютой, имеющей статус резервной валюты. Кроме того, статус резервной валюты у национальной валюты страны-эмитента способствует укреплению позиций ее экспортеров, импортеров, банков и других резидентов на мировых рынках.

Среди коллективных валют следует назвать SDR (СПЗ) и EUR (заменившей собой ECU).

SDR (от англ. Special Drawing Rights - специальные права заимствования) - первая коллективная валюта в системе международных валютных отношений. В корзину СДР с 1 января 1999 г. входит четыре валюты: доллар США, английский фунт стерлингов, японская иена и евро (заменившая собой немецкую марку и французский франк). СДР эмитируется МВФ (в безналичной форме) с 1.01.1970 г. в качестве международного резервного и платежного средства для урегулирования сальдо платежных балансов стран и поддержания международной ликвидности. С 1 апреля 1978 г. поправками к Уставу МВФ предусмотрено закрепление за СДР статуса главной резервной валюты. Соответственно, СДР является базой котировки не только для других любых валют, но и для других резервных валют. Будучи главным резервным активом, СДР используется только на уровне центральных банков и международных организаций и ее держателями не могут быть банки или корпорации, фирмы, предприятия. Эмиссия СДР имеет кредитный характер и осуществляется в виде кредитовых записей на счетах центральных банков стран-членов МВФ в Фонде в соответствии с размерами их квот, которыми была наделена каждая страна, подписавшая Соглашение о СДР. Этим Соглашением предусматривается, что страна его подписавшая, обязана принимать СДР в обмен на свободно-используемую валюту. Однако, этот обмен должен осуществляется страной, подписавшей Соглашение о СДР, только в пределах двойной суммы ее квоты в СДР. Поэтому обязательства страны принимать СДР в обмен на свободно-используемую валюту прекращаются в тот момент, когда сумма СДР на счете центрального банка страны в МВФ возрастет до 300 % кумулятивной величины предоставленной стране квоты. Размер квоты, выделенный стране, подписавшей Соглашение о СДР, определяется Советом управляющих МВФ на основе доли экспорта страны в мировой торговле и уровня развития ее экономики. Подписка страны на квоту СДР оплачивается ею в СДР и/или свободно-используемой валюте (в размере 25 % квоты). Остальная часть квоты оплачивается страной в ее национальной валюте. Размер квот пересматривается каждые пять лет. В настоящее время квота Украины в МВФ с 31 марта 1998 года составляет 1372,0 млн. СДР. То, что СДР выпускается только в виде кредитовых записей по счетам центральных банков стран-членов МВФ означает, что СДР не имеет образцов денежных билетов и монет и их номиналов. В этой связи СДР рассматривается как международная счетная денежная единица (м.с.д.е.).

EUR (англ. european - европейская или евро) коллективная валюта стран Европейского Союза (ЕС). Покупательная способность евро рассчитывается методом корзины, в которую вошел ряд валют стран ЕС.

Евро вводилась в оборот стран ЕС в два этапа. Первый этап ввода евро в денежный оборот 12 стран Европейского валютного союза наступил 1 января 1999 г., когда была введена безналичная евро. С 1 января 2002 г. была введена и наличная евро, став в странах ЕС законным платежным средством. Эмиссию евро осуществляет Европейский центральный банк (ЕЦБ). Евро стала использоваться во всех межбанковских расчетах и, соответственно, сегодня отчетность банков стран ЕС также осуществляется в евро, несмотря на то, что банки могут осуществляют операции и в других валютах. Евро стала играть активную и важную роль в международной жизни ЕС, во-первых, потому, что ее введение позволило обеспечить создание единого экономического пространства в Европе; во-вторых, позволило экономить ресурсы на обменных операциях; в-третьих, потому, что позволило выровнять условия торговли в странах зоны евро. Усиление роли евро способствует переводу значительных сумм долларовых активов центральных банков других стран в активы в евро, что в свою очередь, будет способствовать дальнейшему росту курса евро относительно доллара США и удорожанию экспорта товаров из стран зоны евро, что снизит их конкурентоспособность.

Наличная евро вводилась в обращение путем бесплатного обмена национальных денежных билетов стран, входящих в ЕС, на евро. Дальнейший обмен (после завершения переходного периода) национальных денег на евро в каждой стране предполагается осуществлять по-разному - от трех до тридцати лет, а, например, в Австрии, Германии и Испании - без установления конечного срока. Введение евро в денежный оборот стран ЕС сопровождалось недоверием населения ряда стран к евро, что в свою очередь, способствовало парадоксальному усилению других валют в зоне евро.

ECU (European Currency Unit - европейская валютная единица) - это бывшая коллективная валюта Европейской валютной системы (ЕВС).

ЭКЮ просуществовала практически 20 лет (с 1979 г. по 1999 г.) и прекратила свое существование с введением безналичной EUR. По характеру своего использования и технике эмиссии ЭКЮ была схожа с СДР. Однако, эмиссия ЭКЮ в отличие от СДР, наполовину была обеспечена золотом и долларами США. Эмиссия ЭКЮ также как и СДР осуществлялась в виде кредитовых записей по счетам центральных банков стран-членов ЕВС и, соответственно, не имела образцов денежных единиц и потому также как и СДР рассматривалась как м.с.д.е. В отличие от СДР, являющейся мировой счетной единицей, ЭКЮ была региональной счетной единицей. ЭКЮ также как и СДР создана по методу валютной корзины., по тем же принципам устанавливались ее квоты и, соответственно, доли валют в ее корзине, в которой был и фунт стерлингов, хотя Великобритания не входила в ЕВС. С середины 90-х годов прошлого столетия ЭКЮ стала использоваться в расчетах по торговым операциям. Будучи резервной валютой, ЭКЮ использовалась как база котировки валют стран-членов ЕВС и счетная единица для выражения товарных цен, таможенных пошлин, уставных капиталов банков, корпораций и фирм.

Следует отметить, что для того, чтобы общаться на одном языке, все субъекты валютных отношениях во всех странах признают и соблюдают сформировавшиеся со временем международные стандарты и правила. Так, например, для обозначения валют, независимо от их вида, применяются во всех банковских документах, а также при подтверждении банками-корреспондентами сумм валюты, указанных в банковских документах, так называемые ISO-коды (коды международной организации по стандартизации). Каждой валюте мира присвоены буквенные и цифровые коды (шифры), состоящие из трех букв и цифр. В литерном коде каждой валюты две первые буквы обозначают страну-эмитента валюты, например, US (United States), GB (Great Britain), UA (Ukraine) и т.д., а третья буква - первую букву названия денежной единицы страны. Соответственно, гривна Украины имеет буквенный код UAH, а доллар США - USD. В Украине коды всех иностранных валют отражены в Классификаторе иностранных валют, а сами валюты в нем сгруппированы в три группы практически идентичные трем видам валют. Необходимость в использовании кодов валют обусловлена необходимостью, прежде всего, сокращения объема передаваемой межбанковской информации и ее безошибочности. Не случайно межбанковские системы связи такие, например, как SWIFT , устанавливают определенные стандарты для телеграфных сообщений передачи информации, среди которых важное место отводится кодам валют.

Валютные ограничения используются в качестве одной из форм валютной политики. «Валютные ограничения -- законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями» . Грязнова А.Г. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. Москва, издательство «Финансы и статистика», 2004г. - стр53.

Это составная часть валютного контроля, который обеспечивает соблюдение валютного законодательства путем проверок валютных операций резидентов и нерезидентов. При валютных ограничениях в процессе валютного контроля проверяется наличие лицензий и разрешений, выполнение резидентами требований по продаже инвалюты на национальном валютном рынке, обоснованность платежей в инвалюте, качество учета и отчетности по валютным операциям. При валютных ограничениях функции валютного контроля возлагаются обычно на центральный банк, а в некоторых странах создаются специальные органы (например, во Франции после второй мировой войны). В России этими органами валютного контроля являются Центральный банк РФ и Правительство РФ, а в роли агентов валютного контроля выступают Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК), Государственный таможенный комитет, федеральные органы налоговой полиции и др. Непосредственные исполнители валютного контроля -- уполномоченные коммерческие банки, подотчетные Банку России.

Цели валютных ограничений:

Валютные ограничения как разновидность валютной политики преследуют следующие цели: 1) выравнивание платежного баланса; 2) поддержание валютного курса; 3) концентрация валютных ценностей в руках государства для решения текущих и стратегических задач. Во время подготовки и ведения войн валютные ограничения используются военно-промышленными комплексами для импорта военно-стратегических товаров за счет лимитирования ввоза предметов гражданского назначения. Валютные ограничения отличаются дискриминационным характером, так как способствуют перераспределению валютных ценностей в пользу государства и крупных предприятий за счет мелких и средних предпринимателей, затрудняя им доступ к иностранной валюте.

Поэтому немонополизированный сектор обычно выступает против их введения. Валютные ограничения обычно являются составной частью политики протекционизма и дискриминации торговых партнеров. Немаловажную роль в их реализации играют политические мотивы.

В целях давления на другие страны ведущие державы применяют валютную блокаду. Это экономическая санкция в форме односторонних валютных ограничений одной страны или группы стран по отношению к другому государству, препятствующих использованию его валютных ценностей с целью принудить его к выполнению определенных требований и направленных на подрыв его валютно-экономического положения. Сущность валютной блокады заключается в замораживании валютных ценностей этого государства, хранящихся в иностранных банках, и применении дискриминационных валютных ограничений.

«Во время и после второй мировой войны Великобритания блокировала банковские счета, на которых хранилась иностранная (в основном английская) валюта стран стерлинговой зоны. Средства с этих счетов могли использоваться только для расчетов между участниками данной валютной группировки. В связи с национализацией Англо-Иранской нефтяной компании в начале 50-х годов Банк Англии прекратил обратимость фунтов стерлингов в доллары для Ирана и рекомендовал Италии и Японии не вести расчеты с этой страной в фунтах стерлингов. В 1956г. в ответ на национализацию Суэцкого канала банки Великобритании, США и Франции организовали валютную блокаду в отношении Египта, заморозив его валютные счета». Л.Н. Красавина - Международные валютно-кредитные и финансовые отношения - Учебник - Москва, издательство «Финансы и статистика», 2004г. - стр.239

Валютные ограничения предусматривают: 1) регулирование международных платежей и переводов капиталов, репатриации экспортной выручки, прибылей, движения золота, денежных знаков и ценных бумаг, 2) запрет свободной купли-продажи иностранной валюты; 3) концентрацию в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей. В их числе также платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, драгоценные металлы.

Валютные ограничения – это законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями.

Целями валютных ограничений являются:

выравнивание платежного баланса; поддержание валютного курса; концентрация валютных ценностей у государства.

Основными принципами валютных ограничений являются:

централизация валютных операций в центральном и уполномоченных (девизных) банках; лицензирование валютных операций – требование получения предварительного разрешения органов валютного контроля для приобретения импортерами и должниками иностранной валюты; полное или частичное блокирование валютных счетов; ограничение обратимости валют путем установления дифференцированного ее режима для резидентов и нерезидентов.

Соответственно различают категории валютных счетов: свободно конвертируемые; внутренние (в национальной валюте с использование в пределах страны); по двусторонним правительственным соглашениям; блокированные (т.е. официальное запрещение свободно распоряжаться средствами на счетах в банках для достижения определенных экономических или политических целей).

Валютные ограничения являются составной частью валютного контроля, как мероприятия государства по надзору, регистрации, статистическому учету валютных операций.

Негативное значение валютных ограничений состоит в следующем:

во-первых, они нарушают единство мирового хозяйства; во-вторых, препятствуют свободному развитию внешней торговли; в третьих, раздробляют мировой валютный рынок на более или менее изолированные валютные сферы. Искусственные ограничения платежей иностранной валютой по внешнеторговым операциям, вводимые одними странами, препятствуют вывозу товаров из других стран и побуждают их к ответным мерам.

Нередко валютные ограничения сочетаются с той или иной формой валютного демпинга. Например, когда государство, устанавливая официальный валютный курс, допускает надбавки к нему при покупке центральными банками иностранной валюты у экспортеров, то оно тем самым создает систему экспортных премий и стимулирует демпинг, ведущий к дальнейшему обострению конкурентной борьбы на мировом рынке.

Различают формы валютных ограничений по сферам их применения:

По текущим операциям платежного баланса они выступают в следующих формах: блокирование валютной выручки иностранных экспортеров от продажи товаров в данной стране, ограничение их возможностей распоряжаться этими средствами; обязательная продажа валютной выручки экспортеров полностью или частично центральному или девизным банкам; ограниченная продажа иностранной валюты импортерам (при наличии разрешения органа валютного контроля). В некоторых странах импортер обязан внести на депозит в банк определенную сумму национальной валюты для получения импортной лицензии; ограничение на форвардные покупки импортерами иностранной валюты; запрещение продажи товаров за рубежом за национальную валюту; запрещение оплаты импорта некоторых товаров иностранной валютой; регулирование сроков платежей по экспорту и импорту в условиях нестабильности валютных курсов.

При этом строго контролируются авансовые платежи иностранным экспортерам. Например, в Бельгии в марте 1983 г. были установлены ограниченные сроки продажи экспортерами иностранной валюты за национальную (30 дней) с целью избежать использования этих средств спекулянтами против национальной валюты.

По финансовым (капитальным) операциям платежного баланса валютные ограничения выступают в следующих формах: При пассивном платежном балансе применяются следующие меры по ограничению вывоза капитала и стимулированию притока капиталов для поддержания курса валюты: лимитирование вывоза национальной и иностранной валюты, золота, ценных бумаг, предоставления кредитов; контроль за деятельностью рынка ссудных капиталов: операции осуществляются только с разрешения министерства финансов и при предоставлении информации о размере выдаваемых кредитов и прямых инвестиций за рубежом; привлечение иностранных кредитов при условии предварительного разрешения органов валютного контроля (в частности, на выпуск займов) с тем, чтобы они не оказывали негативного воздействия на национальный валютный рынок, рынок ссудных капиталов и рост денежной массы в обращении; полное или частичное прекращение погашения внешней задолженности либо разрешение оплаты ее национальной валютой без права перевода за границу. При активном платежном балансе в целях сдерживания притока капиталов и повышения курса национальной валюты применяются следующие формы валютного контроля по финансовым (капитальным) операциям: депонирование на беспроцентном счете в центральном банке новых заграничных обязательств банков. Так, в ФРГ в 1978 г. минимальные резервы кредитных учреждений, которые они обязаны хранить в Бундесбанке, были повышены до 100% прироста иностранных обязательств банков. В Японии эта норма была увеличена в марте 1978 г. с 50 до 100%, чтобы приостановить поток долларов в страну, а в декабре 1978 г. снижена до 50% после объявления программы США по поддержанию доллара; запрет на инвестиции нерезидентов, продажи национальных ценных бумаг иностранцам. Например, в Швейцарии в 1972-1974 гг. частично, а с февраля 1978 г. до конца 1979 г. почти полностью была запрещена продажа краткосрочных швейцарских ценных бумаг нерезидентам. В ФРГ в январе 1978 г. также была запрещена продажа иностранцам национальных ценных бумаг сроком от 2 до 4 лет. В Японии запрет на покупку национальных ценных бумаг нерезидентами был введен в марте 1978 г.; обязательная конверсия займов в иностранной валюте в национальном центральном банке (например, практиковалась в Швейцарии); запрет на выплату процентов по срочным вкладам иностранцам в национальной валюте. Такой запрет действовал в Швейцарии с ноября 1974 г. по февраль 1980 г. для перераспределения капиталов из страны на рынок еврофранков и снижения курса национальной валюты; введение отрицательной процентной ставки по вкладам нерезидентов в национальной валюте (от 12 до 40% годовых).

В данном случае проценты платит или вкладчик банку, или банк, привлекающий вклады в иностранной валюте, выплачивает государственному учреждению – центральному банку. Эта мера применялась в 1972-1979 гг. в ФРГ, Швейцарии, Бельгии, Нидерландах для сдерживания притока капиталов из-за границы; ограничение ввоза валюты в страну. Впервые такая мера была введена в Швейцарии в 1976-1977 гг., а в 1979 г. банковским законом было запрещено банкам хранить банкноты в швейцарских франках в сейфах, арендуемых иностранцами, а также держать чеки на крупные суммы, выписанные на их имя по приказу иностранных клиентов; ограничения на форвардные продажи национальной валюты иностранцам. Так, в Швейцарии такие ограничения практиковались с ноября 1974 г. по март 1980 г.: по продаже франков на срок более 10 дней лимит был увеличен с 20 до 40% от суммы сделки по состоянию на 31 октября 1974 г., по сделкам на более длительный срок – с 50 до 80%; применение принудительных депозитов. Например, в ФРГ с марта 1972 г. по сентябрь 1974 г. фирмы, активно прибегавшие к еврокредитам, по которым процентные ставки были ниже, чем в стране, должны были помещать часть привлеченных капиталов на беспроцентный счет в центрально банке страны – Бундесбанке.

Введение валютных ограничений часто сопровождается установлением множественности валютных курсов, т.е. введением дифференцированных курсовых соотношений валют по различным видам операций, товарным группам и регионам. Впервые множественность валютных курсов стала применяться в период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. после отмены золотого стандарта и введения валютных ограничений. При этом многие валютные счета были блокированы, а скидки (дисконт) по отношению к официальному курсу валюты, например в Германии, колебались в пределах от 10 до 90%.

Один из действенных способов валютного контроля коммерческих структур - валютные ограничения, правила формирования единой электронной отчетности.

Валютные ограничения на счета с иностранной валютой

Валютные ограничения могут быть реализованы путем законодательной регламентации текущих или финансовых операций:

  • экспортно-импортных взаиморасчетов;
  • обмена валюты;
  • переводов физических, юридических лиц;
  • ввоза инвалюты.

Откройте в банке 2 спецсчета:

  1. Транзитный - для зачисления иностранной валюты.
  2. Текущий - для списания необходимой суммы.

Для разблокировки платежа предоставьте СВО (справку о валютных операциях), паспорт сделки, контракт (основание платежа), заявку на поступление средств (перевод).

Валютные ограничения на территории России носят либеральный характер и будут еще больше упразднены с целью улучшения конвертации рубля.

Валютные ограничения как элемент валютной системы

В рамках проекта МВФ существует такое понятие, как валютные ограничения - механизмы, направленные на стабилизацию экономики отдельных государств. Валютные ограничения как элемент валютной системы является одним из способов избежать резкого изменения стоимости валюты, а также потрясений среди населения страны. В рамках МВФ большая часть ограничений официально запрещена, но допускается в течение переходного периода для государств-участников, которые нуждаются в подобных инструментах. Временные валютные ограничения позволяют стабилизировать платежный баланс участника.

Ограничения финансовых операций

Все ограничения финансовых операций устанавливаются государством в зависимости от текущего состояния платежного баланса страны. Так как одним из способов улучшения ситуации является накопление капитала, то при пассивном платежном балансе часто делают акцент на ввоз валюты в страну, а также на ограничении ее вывоза. Как правило, государство приостанавливает выплату внешних долгов. Существует и другая ситуация, когда активный платежный баланс вынуждает государство идти по пути ограничения ввоза капитала. В этом случае приоритетным является повышение курса национальной валюты. Ценные бумаги не продаются нерезидентам, ограничиваются сделки с нерезидентами, а также ограничивается ввоз иностранной валюты.

Ограничения текущих операций

В списке ограничений текущих операций можно выделить несколько основных направлений:

  • обязательная продажа валютной выручки экспортеров центральным банкам страны;
  • запрет на экспорт товаров за национальную валюту;
  • ограничивается продажа иностранной валюты импортерам;
  • оплата некоторых импортных товаров иностранной валютой запрещается;
  • устанавливаются ограниченные сроки продажи иностранной валюты экспортерами и контроль авансовых платежей импортеров;
  • вводится регулирование сроков платежей по экспортным и импортным сделкам.

Комплексное применение этих мер позволяет стабилизировать общую ситуацию на рынке валюты, товаров и услуг. Одновременно государство может завышать или занижать национальный курс валюты для регулирования объемов экспорта и импорта в конкретный момент времени.

Валютный риск

Любой валютный риск представляет собой общее обозначение возможных убытков (потери прибыли) с вероятностью, отличной от нулевой. Валютный риск является нормальным и прогнозируемым явлением, которое неизбежно возникает при торговле валютой на внутренних и внешних рынках. Размер риска часто соответствует объемам закупки или продажи валюты, но также серьезно зависит от временного периода, который охватывает сделка купли-продажи. Основной источник риска - неблагоприятное изменение курса валют, ценных бумаг и драгоценных металлов, которое не было учтено или спрогнозировано при планировании сделки.

Валютное регулирование и контроль

Любое воздействие на валютную политику со стороны государства представляет собой явление, именуемое валютным регулированием и контролем. Государство устанавливает порядок проведения сделок по купле или продаже валют, а также вводит ограничения на те или иные виды сделок с целью стабилизации экономики. Именно государство устанавливает размер валютного резерва, который в свою очередь будет влиять на валютные потоки и операции. В принципах регулирования и контроля прописано единство внешней и внутренней политики РФ, максимальное невмешательство государства в расчеты резидентов и нерезидентов, а также обеспечение государством их защиты.

Почему государство устанавливает ограничения на операции с иностранной валютой? Основные виды ограничений.

Какие в России существуют ограничения на расчеты в валюте?

Валютная политика государства основана на системе валютного регулирования процесса проведения международных расчетов и оборота денежных знаков других стран на территории РФ. Внутренний оборот валют регламентируется на законодательном уровне, операции за пределами страны должны быть обеспечиваться международными соглашениями.

Валютные ограничения определяют условия оборота валют и позволяют контролировать выход российских компаний на мировой финансовый рынок . Все это направлено на сохранение позиций рубля как основной денежной единицы государства. Также все ограничения, которые устанавливает государство, связаны с состоянием его платежного баланса.

Порядок расчетов в иностранной валюте на территории РФ

Российский рубль является официальным платежным средством на территории РФ, в связи с этим все расчеты между резидентами должны производиться в рублях, даже если цена была установлена в иностранной валюте. Безналичные расчеты на банковских счетах резидентов РФ могут быть произведены в любой валюте, также юридическим лицам и физическим лицам разрешена покупка иностранных денежных знаков и оплата ими своей доли в уставном капитале организации. Порядок открытия и закрытия счетов устанавливается ЦБ РФ.

Физические лица могут осуществлять наличные расчеты в иностранной валюте без ограничений. Для юридических лиц и ИП предельный размер составляет 100 тыс. рублей. Данное ограничение действует при расчетах между организациями в рамках одного договора и при получении наличных денежных средств в банке со специальных счетов. Организациям запрещено экспортировать товары с оплатой в национальной валюте и продавать иностранную валюту импортерам. Также необходимо соблюдать законодательно установленные сроки по сделкам с нерезидентами.

Расчеты резидентов РФ с иностранными партнерами должны производиться только через банковские структуры в форме безналичных переводов. Также только банки могут оказывать услуги купли-продажи иностранных денежных знаков. При осуществлении внешнеторговых операций банки имеют право запрашивать у резидентов информацию о совершаемых ими сделках, а также об источнике получения средств. В ограниченном количестве возможно совершение сделок с зарубежными организациями, зарегистрированными в офшорных зонах, данное ограничение касается и оплаты услуг таким организациям в иностранной валюте.

Российские резиденты обязаны сообщать государству о наличии у них счетов в зарубежных банках , предоставлять отчетность в случае, если денежные потоки отправляются за рубеж. Валютный иммунитет предоставляется гражданам России, которые проживают на территории другого государства более 183 дней в год. При этом ограничения не устанавливаются вновь в случае въезда резидента в страну в течение указанного периода.

Подписка на обновления

Ежедневные уведомления о новых публикациях на сайте!

Следите за нашими обновлениями: