Раздел iv. готовая продукция и товары. Бухгалтерский план счетов с основными проводками

Раздел iv. готовая продукция и товары. Бухгалтерский план счетов с основными проводками

Любая хозяйственная операция в жизнедеятельности предприятия должна найти соответствующее отражение в бухгалтерском учете. Для этого бухгалтеры организации составляют специальные бухгалтерские записи - проводки, которые, в свою очередь, формируются из действующих счетов бухучета. В статье расскажем, какой план счетов использовать в зависимости от типа организации.

Общие положения

Организация ведения бухгалтерского учета, независимо от типа компании, основывается на полноте, достоверности и систематизации информации о хозяйственной жизни экономического субъекта.

Чтобы сгруппировать и систематизировать учет, законодатели предусмотрели особый порядок отражения бухгалтерских проводок в учете компании на основании Единых планов счетов бух. учета (ЕПСБУ). Однако для каждого типа организаций действуют свои правила.

Определим основные правила, которые едины для всех экономических субъектов:

  1. Вести бухгалтерский учет обязаны все экономические субъекты, кроме индивидуальных предпринимателей, частников и иностранных представительств. Некоторые компании имеют право вести БУ по упрощенной схеме.
  2. Руководство компании несет прямую ответственность за функционирование бухгалтерии на предприятии.
  3. Компания самостоятельно определяет доступные методы и формы ведения БУ. Данную информацию необходимо закрепить в учетной политике. Отметим, что документ является обязательным для всех фирм.
  4. Все факты жизнедеятельности субъекта должны быть подтверждены соответствующими первичными документами. Они, в свою очередь, подлежат регистрации в специальных учетных журналах, регистрах и ведомостях.
  5. Учет обязательно вести в рублях и на русском языке. При необходимости производят пересчет по действующим курсам ЦБ (на дату операции) либо делают построчный перевод.
  6. Компания обязана обеспечить достоверность и полноту отражения информации. Также необходимо организовать детальный внутренний контроль.

Действующий план счетов бухгалтерского учета 2019, таблица по типам экономических субъектов:

Нормативно-правовой акт

Государственные и муниципальные учреждения

Раздел II
А

Животные на выращивании и откорме

П

Резервы под снижение стоимости материальных ценностей

А-П

Отклонение в стоимости материальных ценностей

Раздел III
А

Полуфабрикаты собственного производства

А

Обслуживающие производства и хозяйства

Раздел IV

40 А-П
П

Торговая наценка

А

Выполненные этапы по незавершенным работам

Раздел V
А

Расчетные счета

П

Резервы под обесценение финансовых вложений

Раздел VI
П

Все синтетические счета, которые могут применяться в бухгалтерском учете, указываются в Плане счетов. ПЛАНОМ СЧЕТОВ или СЧЕТНЫМ ПЛАНОМ называется систематизированный пер е чень счетов бухгалтерского учета. По Плану счетов должен быть организован бухгалтерский учет на предприятиях всех о т раслей народного хозяйства РФ, независимо от подчиненности, организационно-правовой формы и формы собственности. Исключение составляют банки, бюджетные и страховые организации, где действуют свои планы счетов. Применение Плана счетов обеспечивает: – единообразие в построении бухгалтерского учета всех хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации. – получение сопоставимой информации и, как следствие, обобщенных показателей в масштабах отдельных отраслей, объединений предприятий и народного хозяйства в целом. В Плане все счета сведены в восемь разделов: 1 – Внеоборотные активы 2 – Производственные запасы 3 – Затраты на производство 4 – Готовая продукция и товары 5 – Денежные средства 6 – Расчеты 7 – Капитал 8 – Финансовые результаты Видно, что в счетном плане сначала помещены счета активов и процессов, а затем обязательств и капитала. Завершающим является раздел, формирующий информацию о финансовых результатах как конечной цели деятельности предприятия. Таким образом, в каждый раздел объединены счета, связанные с определенной стадией кругооборота хозяйственных средств. Внутри каждого раздела счета расположены в определенной логической последовательности. Все синтетические счета, включенные в указанные разделы, называются балансовыми счетами – они участвуют в формировании статей баланса и служат для учета хозяйственных средств и их источников, принадлежащих предприятию и привлеченных им в оборот. Балансовым счетам в плане присвоен двузначный шифр (номер). Например, счету “Касса” присвоен номер 50. Это значит, что на л ю бом предприятии в любой точке страны счет 50 отражает информацию о наличии денежных средств в кассе предприятия и их движении. К каждому счету в Плане счетов имеется Инструкция (руководство) по его примен е нию. Она включает краткие характеристики экономического содержания и структуры всех счетов и общую схему их корреспонденции. После балансовых в Плане счетов приведен список забалансовых счетов , предназначенных для учета хозяйственных средств, не принадлежащих предприятию, но находящихся у него в ограниченном пользовании, а также средств, взятых предприятием на ответственное хранение (например, арендованных основных средств; материалов, принятых в переработку; оборудования, приятого для монтажа; товаров, принятых на комиссию и т.п.). Забалансовым счетам присваивается трехзначный номер. На основании Плана счетов на предприятии разрабатывается рабочий план счетов с учетом специфики деятельности предприятия и решаемых управленческих задач. Рабочий план счетов утверждается в приказе об учетной политике. Для учета специфических операций предприятие может вводить дополнительные синтетические счета, закрепляя свое решение в учетной политике. Для этого в каждом разделе Плана счетов предусмотрены свободные кодовые номера, позволяющие по необходимости дополнять План новыми счетами без изменения общей нумерации счетов. Субсчета могут использоваться предприятием по своему усмотрению – можно уточнять их содержание, исключать, объединять их, вводить дополнительные счета. ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

Отношение к балансу Номер счета
Раздел I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
А 01 Основные средства
П 02 Амортизация основных средств
А 03 Доходные вложения в материальные ценности
А 04 Нематериальные активы
П 05 Амортизация нематериальных активов
А 06 Отложенные налоговые активы
А 07 Оборудование к установке
А 08 Вложения во внеоборотные активы
Раздел II. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАПАСЫ
А 10 Материалы
А 11 Животные на выращивании и откорме
П 14 Резервы под снижение стоимости материальных ценностей
А-П 15 Заготовление и приобретение материальных ценностей
А-П 16 Отклонение в стоимости материальных ценностей
А 19 Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
Раздел III. ЗАТРАТЫ НА ПРОИЗВОДСТВО
А 20 Основное производство
А 21 Полуфабрикаты собственного производства
А 23 Вспомогательные производства
А 25 Общепроизводственные расходы
А 26 Общехозяйственные расходы
А 28 Брак в производстве
А 29 Обслуживающие производства и хозяйства
Раздел IV. ГОТОВАЯ ПРОДУКЦИЯ И ТОВАРЫ
А-П 40 Выпуск продукции (работ, услуг)
А 41 Товары
П 42 Торговая наценка
А 43 Готовая продукция
А 44 Расходы на продажу
А 45 Товары отгруженные
А 46 Выполненные этапы по незавершенным работам
Раздел V. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА
А 50 Касса
А 51 Расчетные счета
А 52 Валютные счета
А 55 Специальные счета в банках
А 57 Переводы в пути
А 58 Финансовые вложения
П 59 Резервы под обесценение финансовых вложений
Отношение к балансу Номер счета Название синтетического счета
Раздел VI. РАСЧЕТЫ
П 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками
А 62 Расчеты с покупателями и заказчиками
П 63 Резервы по сомнительным долгам
П 66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам
П 67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам
П 68 Расчеты по налогам и сборам
П 69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению
П 70 Расчеты с персоналом по оплате труда
А-П 71 Расчеты с подотчетными лицами
А-П 73 Расчеты с персоналом по прочим операциям
А-П 75 Расчеты с учредителями
А-П 76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
П 77 Отложенные налоговые обязательства
А-П 79 Внутрихозяйственные расчеты
Раздел VII. КАПИТАЛ
П 80 Уставный капитал
А 81 Собственные акции (доли)
П 82 Резервный капитал
П 83 Добавочный капитал
А-П 84 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
П 86 Целевое финансирование
Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
А-П 90 Продажи
А-П 91 Прочие доходы и расходы
А 94 Недостачи и потери от порчи ценностей
П 96 Резервы предстоящих расходов
А 97 Расходы будущих периодов
П 98 Доходы будущих периодов
А-П 99 Прибыли и убытки
Забалансовые счета
001 Арендованные основные средства
002 Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение
003 Материалы, принятые в переработку
004 Товары, принятые на комиссию
005 Оборудование, принятое для монтажа
006 Бланки строгой отчетности
007 Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов
008 Обеспечения обязательств и платежей полученные
009 Обеспечения обязательств и платежей выданные
010 Износ основных средств
011 Основные средства, сданные в аренду

Отправляем письма с главными обсуждениями недели

План счетов бухгалтерского учета на 2018 год (скачать)

План счетов бухгалтерского учета - 2018 российские фирмы, как и ранее, должны использовать в обязательном порядке. Рассмотрим, какие НПА регулируют план счетов бухгалтерского учета 2018 года и как корректно применять данный документ.

Что такое план счетов бухучета

Планы счетов бухучета — это сводные документы, утверждаемые НПА федерального уровня. Существует несколько отраслевых разновидностей соответствующих документов.

Так, план счетов бухучета для коммерческой сферы утвержден приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. Российские налогоплательщики должны использовать данный документ как основу для создания внутреннего рабочего плана бухучета (абз.4 Инструкции по применению плана счетов, утвержденной приказом № 94н).

План бухучета — ключевой источник для заполнения документов, составляющих бухгалтерский баланс организации. Чуть позже мы рассмотрим, как соотносятся их компоненты между собой.

В соответствии со счетами внутреннего рабочего плана фирмы, работающие в РФ, осуществляют стандартизированный бухгалтерский учет различных хозяйственных операций, связанных с управлением активами, выполнением обязательств, расходованием средств, извлечением доходов и т.д.

Основные элементы плана счетов, утвержденного Минфином для частных компаний, следующие:

  • номера и наименования основных счетов;
  • номера и наименования субсчетов.

Формируя собственный рабочий план, организация не вправе изменять первые 2 параметра, а вот параметры субсчетов может. При необходимости фирма также может утвердить дополнительные субсчета.

Как правило, для эффективного отражения хозяйственных операций предложенные Минфином счета требуют дальнейшей детализации. Фирма может осуществить таковую посредством введения собственных аналитических счетов, дополняющих зафиксированные в приказе № 94н.

Рассмотрим, какие еще бывают планы бухучета.

Какими НПА утверждены планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности

Выше мы отметили, что коммерческие организации обязаны формировать рабочие планы бухучета на основе положений приказа № 94н. Данный НПА могут дополнять источники права, адаптирующие бухгалтерское законодательство к деятельности отдельных категорий налогоплательщиков. В числе таких нормативных актов — приказ Минфина России от 21.12.1998 № 64н, которым утверждены рекомендации по ведению бухучета для малых предприятий.

Необходимость ведения бухучета законодательно закреплена также для государственных и муниципальных организаций. Главный НПА, устанавливающий план бухучета для таких структур, — приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Существуют также дополняющие его источники права:

  • приказ от 16.12.2010 № 174н, утвердивший план бухучета для бюджетных учреждений;
  • приказ от 23.12.2010 № 183н, утвердивший план бухучета для автономных учреждений.

В свою очередь, казенные организации обязаны работать в рамках бюджетного учета — подвида бухгалтерского, адаптированного главным образом для учета некоммерческих финансовых операций. Соответствующий план счетов приведен в приказе Минфина России от 06.12.2010 № 162н.

Отдельный план бухучета утвержден для банков, работающих в РФ, положением ЦБ РФ от 27.02.2017 №579-П.

Отдельный план бухучета для некредитных финансовых организаций, утвержден Банком России от 02.09.2015 № 486-П. К некредитным финансовым структурам относятся, в частности, страховые компании. Таким образом, в РФ установлено несколько видов планов счетов бухучета. Но главным из них для коммерческой сферы традиционно считается тот, который утвержден приказом № 94н. Изучим его особенности, в частности определим, кому его нужно использовать обязательно.

Кто должен использовать план счетов БУ

Использовать утвержденный приказом № 94н план счетов бухучета должны организации, которые в соответствии с законом обязаны, во-первых, вести бухучет, а во-вторых, применять в процессе его ведения метод двойной записи. Таковыми являются все субъекты предпринимательской деятельности в РФ, кроме:

  • кредитных и государственных (муниципальных) учреждений;
  • филиалов и представительств иностранных фирм.

ИП и филиалы зарубежных компаний вправе не вести бухучет вовсе. Микропредприятия и НКО могут не задействовать двойную запись и потому не использовать счета, зафиксированные в приказе № 94н (п. 2.1 информации Минфина России № ПЗ-3/2015). Но на практике это оказывается не слишком удобно, поэтому микропредприятия так или иначе все же используют счета из числа утвержденных Минфином.

Для некоторых предприятий законодатель устанавливает преференцию в виде возможности вести упрощенный рабочий план счетов бухучета. Рассмотрим данный аспект подробнее.

Кто может использовать упрощенный план счетов бухучета

В соответствии с информацией Минфина России № ПЗ-3/2015 преференцией, о которой идет речь, могут воспользоваться:

  • малые предприятия;
  • фирмы, работающие в «Сколково».

Применение упрощенного плана счетов бухучета предполагает, прежде всего, сокращение количества используемых синтетических счетов в структуре рабочего плана. Еще одно послабление — возможность не задействовать в работе регистры бухучета (п. 4.1 информации № ПЗ-3/2015).

Таблица плана счетов бухгалтерского учета с субсчетами: соотнесение с бухгалтерским балансом

Итак, значительная часть российских фирм обязана работать со стандартным планом счетов бухучета. Полный план бухучета отражен в приказе № 94н в виде таблицы. Ее структура состоит из 8 разделов. Рассмотрим связь данных разделов, включающих счета и субсчета, с разделами бухгалтерского баланса.

Счета раздела 1 плана бухучета предназначены для отражения операций с внеоборотными активами. Остатки по этим счетам являются источником данных для формирования строк бухгалтерского баланса в части внеоборотных активов.

Счета раздела 2 плана бухучета используются для отражения хозопераций по производственным запасам. Сальдо счетов раздела 2 используется для заполнения раздела, отражающего оборотные активы в бухгалтерском балансе. С аналогичной целью используются данные из разделов 3 «Затраты на производство», 4 «Готовая продукция и товары» и 5 «Денежные средства» плана бухучета.

Про отражение на счетах учета отдельных операций читайте в наших материалах:

Показатели, отражаемые по счетам, включенным в раздел 6 «Расчеты», используются для отражения информации о дебиторской и кредиторской задолженностях (в том числе долгосрочных).

Как отразить выдачу подотчетных сумм, ищите в материале .

В разделах 7 «Капитал» и 8 «Финансовые результаты» плана счетов бухучета приведены счета, на которых отражаются данные о капитале, целевом финансировании, о финансовом результате организации.

Проводки по учету финансовых результатов смотрите в статье .

С порядком отражения нераспределенной прибыли можно познакомиться в статье .

Новый план счетов бухучета с 2018 года

Привнес ли какие-либо законодательные корректировки в план счетов бухгалтерского учета 2018 год? Ответ на данный вопрос зависит от сферы применения соответствующего документа.

Приказ Минфина России № 94н, используемый коммерческими фирмами, издан довольно давно — порядка 15 лет назад. Можно отметить, что с того момента правки в него вносились 3 раза:

  • приказом от 07.05.2003 № 38н;
  • приказом от 18.09.2006 № 115н;
  • приказом от 08.11.2010 № 142н.

Таким образом, положения приказа № 94н не корректируются уже почти 7 лет. Так что говорить о том, что в 2018 году появился новый план бухучета для коммерческих фирм, не приходится.

Другое дело — государственные и муниципальные организации. Законодатель весьма активен в части корректировки бухгалтерской политики бюджетных структур, особенно в главном НПА, регулирующем бухучет в бюджетных структурах, — приказе № 157н.

Подробнее о структуре счета бюджетного учета читайте в статье .

Где можно скачать план счетов бухгалтерского учета

Скачать актуальный план счетов бухучета, который надлежит применять коммерческим организациям, вы можете на нашем сайте.

Данный документ полностью соответствует положениям приказа № 94н.

Итоги

В РФ для бюджетных, автономных, казенных учреждений, кредитных и некредитных финансовых организаций, коммерческих организаций применяются различные планы счетов. Для организаций коммерческой сферы план счетов утвержден приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. Малые предприятия могут применять упрощенный план счетов, рекомендованный Минфином в приказе от 21.12.1998 № 64н. Рабочий план счетов каждая организация должна разработать самостоятельно и утвердить его в учетной политике.

Официальный план счетов бухгалтерского учета в 2019 году мы собрали в таблицу. Ее можно скачать и распечатать. К каждому счету есть пояснения и проводки в виде шпаргалки.

Официальный план счетов бухгалтерского учета: какими нормативными документами регулируется

Последнее кардинальное изменение плана счетов произошло в 2000 году. Тогда приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н были введены новые счета, переименованы старые, а некоторые старые счета полностью изменили свое назначение.

С тех пор данный приказ несколько раз корректировался, но несущественно. Последний раз небольшие изменения вносились в 2010 году. В 2019 году нужно использовать этот же документ.

Может ли предприятие корректировать план счетов в 2019 году с пояснениями причин этих изменений

Лицо, ведущее бухгалтерский учет, в обязательном порядке утверждает учетную политику. Приложением или одним из разделов Положения об учетной политике является рабочий план счетов, который разрабатывается на основании плана счетов, утвержденного законодателями.

При создании такого документа необходимо оценить необходимость глубины учета, степени подробности аналитики по счетам и иные факторы.

Организации вправе вводить необходимое им для учета количество субсчетов к основным счетам, а также структуру аналитики по каждому из счетов и субсчетов.

Бухгалтерский план счетов с основными проводками

Возможных проводок в бухгалтерском учете существует бесконечное множество. Они зависят от вида деятельности, учетной политики, структуры предприятия и еще от очень многих факторов.

Приведем лишь несколько типовых операций:

  1. Расчетный счет:
    • поступила оплата от покупателя – Дт 51 Кт 62;
    • оплачены налоги, страховые взносы – Дт 68, 69 Кт 51;
    • выплачена зарплата – Дт 70 Кт 51;
    • произведена оплата поставщику – Дт 60 Кт 51.
  2. Приобретение основных средств:
    • поступил объект основных средств от поставщика – Дт 08 Кт 60;
    • выделен НДС при покупке объекта основного средства – Дт 19 Кт 60;
    • НДС предъявлен к вычету – Дт 68 Кт 19;
    • введен в эксплуатацию объект основных средств – Дт 01 Кт 08;
    • начислена амортизация – Дт 20, 23, 26, 44 и т. д. Кт 02.
  3. Расчеты с персоналом по зарплате:
    • начислена заработная плата - Дт 20, 23, 26, 44 и т. д. Кт 70;
    • удержан НДФЛ – Дт 70 Кт 68;
    • выплачена зарплата персоналу – Дт 70 Кт 51, 50;
    • начислены взносы от зарплаты – Дт 20, 23, 26, 44 и т. д. Кт 69.
  4. Выручка:
    • начислена выручка по обычным видам деятельности – Дт 62 Кт 90;
    • начислен НДС – Дт 68 Кт 62.

Этим списком возможные операции не ограничиваются. Предприятие вправе вести учет на тех счетах учета затрат, которые соответствуют их специфике деятельности. Кроме того, можно вводить любую аналитику по счетам для более информативного учета показателей.

Шпаргалка по плану счетов бухгалтерского учета 2019 года и статьям баланса

Счета бухгалтерского учета делятся на пассивные и активные. Есть и смешанные активно-пассивные счета. Понять, чем они отличаются легко.

Активные счета собирают информацию об активах предприятия – основные средства, товарно-материальные ценности, денежные средства и т. п. Увеличение активов на таких счетах отображается всегда по дебету счета. Остаток на таких счетах всегда также по дебету.

Пассивные счета собирают информацию по источникам, за счет которых появились активы – уставный или добавочный капитал, кредиторская задолженность по заемным средствам и т. п. Увеличение обязательств или капитала на таких счетах всегда происходит по кредиту, остатки также всегда кредитовые.

Активно-пассивные счета могут иметь как дебетовое, так и кредитовое сальдо. Например, счет для расчетов с поставщиками 60 – предоплата по этому счету отражается по дебету счета и говорит о том, что в скором времени у предприятия появится некий актив, а остаток по кредиту показывает, что у предприятия висит некое обязательство в виде кредиторской задолженности.

Счет для учета прибылей и убытков является активно-пассивным. Остаток по кредиту говорит о накопленной прибыли, а вот остаток по дебету – о непокрытом убытке.

В таблице вы можете увидеть, как разносятся некоторые счета по статьям баланса:

Актив баланса

Наименование статьи баланса

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы

Остаток по счету 04 за минусом остатка по счету 05

Основные средства

Остаток по счету 01 за минусом остатка по счету 02

Финансовые вложения

Отложенные налоговые активы

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Счет 10 + счет 11 + счет 41 + счет 43 + счет 45

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

Дебиторская задолженность

Дебетовые сальдо по активно-пасивным счетам 60, 62, 76, 71, 68, 69 и т. п.

Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)

Денежные средства и денежные эквиваленты

Счет 51 + счет 50 + счет 55 + счет 57

Пассив баланса

Наименование статьи баланса

Остаток по счету, попадающий в баланс

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)

Добавочный капитал (без переоценки)

Резервный капитал

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Заемные средства

Отложенные налоговые обязательства

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Заемные средства

Кредиторская задолженность

Кредитовые сальдо по активно-пасивным счетам 60, 62, 76, 71, 68, 69 и т. п.

Чтобы найти нужную проводку, вы можете воспользоваться Банком проводок от журнала "Упрощенка".

2018 год привнёс новые изменения в учёте и будет активным. Главным бухгалтерам нужно быть внимательными ко всем тонкостям перехода на новые стандарты. Следует обратить особое внимание на корректность ведения учёта в информационной базе и привести все дела в порядок. В противном случае ошибки и неточности чреваты штрафами и проверками.

В апреле 2015 года Минфин России утвердил программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора (Приказ от 10.04.2015 № 64н).

По программе с 1 января 2018 года должны действовать десять стандартов. Однако вступление в силу трёх из них планировалось перенести с 2018 на 2020 год: Минфин России подготовил проект приказа о внесении в программу соответствующих изменений.

31 октября 2017 года Минфин России издал Приказ № 170н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора на 2017-2019 гг. и о признании утратившими силу приказов Минфина России от 10.04.2015 № 64н ″Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора″ и 25.11.2016 № 218н «О внесении изменения в приказ Минфина России от 10.04.2015 № 64н ″Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора″».

Стандарты вступают в силу поэтапно с 1 января 2018 года. Окончательный переход к применению запланирован на 2020 год. Параллельно будут вноситься изменения в действующие инструкции по ведению учёта и составлению отчётности, формы первичных учётных документов и регистров.

В настоящее время утверждены и прошли регистрацию в Минюсте России пять стандартов:

  • «Концептуальные основы бухгалтерского учёта и отчетности организаций государственного сектора» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н);
  • «Основные средства» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 257н);
  • «Аренда» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 258н);
  • «Обесценение активов» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 259н);
  • «Представление бухгалтерской (финансовой) отчётности» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 260н).

Проекты других стандартов размещены на сайте Минфина России в разделе «Бухгалтерский учёт и бухгалтерская (финансовая) отчётность государственного сектора», подразделе «Стандарты финансовой отчётности для государственного сектора».

Как было отмечено, изменения в учёте будут вводиться постепенно, в период с 2018 по 2020 год. Всего ожидается 29 новых стандартов . Нововведения влекут за собой ряд существенных изменений. Их цель ‒ повысить эффективность работы госучреждений.

Название стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учёта и отчётности организаций государственного сектора» говорит само за себя. Это базовый документ, который определяет единые требования к ведению бухгалтерского учёта и составлению отчётности в организациях госсектора:

  • основные правила (способы) ведения бухгалтерского учёта;
  • объекты бухгалтерского учёта, общие правила их признания (прекращения признания), оценку (денежное измерение) и методы оценки;
  • общие правила формирования сведений, раскрываемых в бухгалтерской (финансовой) отчётности, их качественные характеристики;
  • основные принципы (допущения) подготовки отчётности;
  • основные требования к инвентаризации активов и обязательств.

Организации госсектора должны применять стандарт при ведении бухгалтерского (бюджетного) учёта с 1 января 2018 года. Для составления отчётности положениями стандарта необходимо руководствоваться начиная с отчётности 2018 года. Отчётность за 2017 год представляется по старым правилам.

Положения стандарта применяются одновременно с другими утверждёнными стандартами, а также нормативными правовыми актами, которые регулируют ведение бухгалтерского (бюджетного) учёта и составления отчётности.

Чтобы понять суть грядущих изменений, изучение стандартов необходимо начать именно с концептуальных основ. Проанализируем положения документа. В чём заключаются принципиально новые подходы к формированию данных?

Глобальные изменения

Объекты учёта

Основные нововведения касаются объектов учёта. В стандарте впервые даны определения актива, обязательства, чистых активов, дохода, расхода.

Актив - это имущество (включая наличные и безналичные денежные средства), которое отвечает следующим условиям:

В определении актива используется ряд новых терминов. Полезный потенциал - это пригодность актива для использования в деятельности учреждения, обмена, погашения принятых обязательств. Использование имущества не обязательно должно сопровождаться поступлением денежных средств. Достаточно того, что оно служит для выполнения учреждением своих функций и достижения целей. Таким образом, актив характеризуется определёнными потребительскими свойствами.

Будущими экономическими выгодами признаются поступления денежных средств (их эквивалентов) в результате использования актива, например, арендные платежи.

О контроле над активом можно говорить, если учреждение вправе использовать актив (в том числе временно) для извлечения полезного потенциала или получения будущих экономических выгод и может исключить или регулировать доступ к этому полезному потенциалу или экономическим выгодам. В целях учёта предполагается, что учреждение контролирует имущество, которое за ним закрепил собственник (учредитель).

Обязательство - это задолженность, погашение которой приведёт к выбытию активов, заключающих полезный потенциал или экономические выгоды. Обязательства принимаются к бухгалтерскому учёту, если они возникли в силу закона, иного нормативного правового акта, муниципального акта или договора (контракта, соглашения).

Разница между активами и обязательствами на определённую дату показывает величину чистых активов. Имущество, которым учреждение не отвечает по своим обязательствам, в расчеёт чистых активов не включается. Чистые активы могут принимать как положительное, так и отрицательное значение.

Доход - это увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод за отчётный период (кроме поступлений, связанных с вкладами собственника, учредителя). Вкладом собственника (учредителя) является имущество, которое он передал учреждению (кроме денежных средств и их эквивалентов).

Расход - это снижение полезного потенциала активов и (или) уменьшение экономических выгод за отчётный период в результате выбытия или потребления активов, возникновения обязательств.

Исключение составляет изъятие имущества собственником (учредителем), за исключением денежных средств и их эквивалентов.

Разница между доходами и расходами представляет собой финансовый результат за отчётный период.

Доходы бюджетов учитывают администраторы, расходы - главные распорядители (распорядители) и получатели бюджетных средств.

Таким образом, при ведении отчётности за 2017 год на балансе могут числиться только активы. Но к 2018 году бухгалтерии учреждения необходимо разобрать разделение имущества на актив и не актив (рис. 2). То же самое должно произойти с дебиторской задолженностью, её нужно списать и убрать с баланса.

Признание объектов учёта

Объект принимается к бухгалтерскому учёту и (или) отражается в отчётности при одновременном соблюдении трёх условий:

Если стоимость объекта нельзя оценить, в бухгалтерском учёте он не признаётся, однако информация о нём раскрывается в пояснительной записке к отчётности.

Объект выбывает с балансового учёта на дату, когда хотя бы одно из перечисленных условий перестало соблюдаться.

Если доходы признаются в течение нескольких отчётных периодов, расходы, которые соответствуют этим доходам, должны быть распределены между теми же отчётными периодами.

Оценка объектов учёта

В стандарте введено новое понятие «справедливая стоимость». Она соответствует цене, по которой право собственности на актив переходит между независимыми сторонами сделки. Объекты учёта, которые необходимо оценивать по справедливой стоимости, и случаи её применения будут устанавливаться в стандартах, посвящённых этим объектам.

Справедливую стоимость активов и обязательств можно определить двумя основными методами:

В качестве примера стоимости восстановления (воспроизводства) актива приведена стоимость восстановления здания в случае его разрушения. Стоимость замены актива рассчитывается на основе рыночной цены покупки аналогичного актива с сопоставимым оставшимся сроком его полезного использования. Например, стоимость замены разрушенного здания иным зданием с сопоставимым сроком полезного использования.

Формирование данных для отчётности

В стандарте впервые сформулированы характеристики, которым должна отвечать информация в отчётности:

В стандарте впервые закреплён принцип приоритета содержания над формой. Он означает, что информация об объектах бухгалтерского учёта, фактах хозяйственной жизни должна быть представлена в соответствии с их экономической сущностью, а не только их правовой формой.

Юридическое и экономическое содержание фактов хозяйственной жизни может различаться или даже противоречить друг другу. Например, если говорить об имуществе, то с юридической точки зрения важен объём прав на это имущество: находится оно в учреждении на праве оперативного управления или взято в аренду, получено в безвозмездное пользование, на хранение, на комиссию.

С экономической точки зрения для признания имущества активом важны не права на него, а его полезный потенциал, способность приносить экономические выгоды и возможность контролировать объект.

Имущество может использоваться в деятельности учреждения для достижения его уставных целей, но не принадлежать на праве оперативного управления, а находиться в аренде. Возможна и обратная ситуация: имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления и числится на балансе, но непригодно к эксплуатации.

В настоящее время на балансе учреждения отражается только имущество, которое закреплено на праве оперативного управления. Имущество, полученное в возмездное или безвозмездное пользование, показывается на забалансовых счетах. Однако с 2018 года принцип представления информации в учёте и отчётности кардинально меняется. Определяющей становится не юридическая, а экономическая трактовка фактов хозяйственной жизни. Тем самым методология учёта сближается с подходами, принятыми в международных стандартах финансовой отчётности.

Применительно к операциям с имуществом это означает, что право пользования арендованными основными средствами будет отражаться пользователем (арендатором) в составе нефинансовых активов как самостоятельный объект бухгалтерского учёта . Это закреплено и в федеральном стандарте «Аренда», который также вступает в силу с 1 января 2018 года.

К чему должны подготовиться сотрудники учреждений госсектора?

В первую очередь, нужно быть готовыми к тому, что будут вводиться новые счета и субсчета в единый план счетов, а также процесс заполнения документов немного изменится. Для этого необходимо с 2018 года загрузить новый ОКОФ и обновить редакцию.

Изменение в субсчетах единого плана счетов:

101.х3 «Инвестиционная недвижимость».

101.х7 «Биологические ресурсы».

В амортизации счёта 104 субсчета меняются аналогично!

НМА счёт 102 теперь будет подразделяться по видам:

102.х1 «Программное обеспечение и базы данных».

102.х2 «Оригиналы произведений».

102.х3 «Результаты НИР».

102.х9 «Прочие НМА».

А также добавляются счета:

111.00 «Права пользования имуществом».

114.00 «Обесценение активов».

Счёт 401.00 (Финансовый результат) добавляется:

401.11 «Доходы текущего финансового года».

401.18 «Доходы прошлых лет».

401.19 «Результат исправления ошибок по доходам».

Счёт 401.20 (Расходы текущего финансового года):

401.21 «Расходы текущего финансового года».

401.27 «Результат от оценки резервов».

401.28 «Расходы прошлых лет».

401.29 «Результат исправления ошибок по расходам».

Расширяется 120 (Доходы от собственности) КОСГУ, теперь он содержит перечень:

121 «Доходы от операционной аренды».

122 «Доходы от финансовой аренды».

123 «Природоресурсные (рентные) платежи».

124 «Проценты по депозитам».

125 «Проценты по заимствованиям».

126 «Проценты по иным финансовым инструментам».

127 «Дивиденды от объектов инвестирования».

128 «Доля в прибыли (убытке) объектов инвестирования».

129 «Доходы от участия в иных организациях».

12Т «Доходы от простого товарищества».

12К «Доходы от концессионной платы».
При начислении амортизации специалистам нужно быть внимательными, так как в связи с изменениями в учёте в 2018 году появятся ещё два подраздела начисления амортизации (рис. 7).

Стоит быть внимательными, так как только для БГУ используются два новых метода (метод уменьшаемого остатка и метод пропорционально объёму продукции). Доначисление амортизации, а также списание на забалансовые счета объектов ОС пока что не требуется.
Что касается инвентарных объектов, то единицей учёта, как известно, является инвентарный объект. К объекту ОС инвентарного объекта относятся всё то, что было ранее, и добавляется ещё один пункт «Комплекс объектов ОС» . Это разнородные объекты, срок использования которых одинаков, а стоимость не является существенной. А в структурной части объекта ОС можно самостоятельно определить период поступления экономических выгод.
В связи с изменениями в учёте в 2018 году на весь комплекс нужно будет открывать только одну отдельную инвентарную карточку (0504031) при разнородных объектах ОС. Например, кабинет в государственном учреждении, в котором находятся стулья, столы, компьютеры. Все ОС будут учитываться как один инвентарный объект, в учёте для которого заводится одна инвентарная карточка.
Учёт доходов от аренды у арендодателя переходит на счёт 401.40 (Доходы будущих периодов), а счёт учёта прав пользования арендованным имуществом числится на счёте 111.00 (Права пользования имуществом) (рис. 8).

В заключение ещё раз отметим, что в статье рассмотрена лишь часть изменений, которые введены федеральными стандартами для организаций государственного сектора.

Утверждённые Минфином России федеральные стандарты, согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», являются одним из основных документов, регулирующих бухгалтерский учёт.

Вслед за федеральными должны быть утверждены отраслевые стандарты, а также рекомендации по их применению.

Письмо Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 «Методические рекомендации по применению федерального стандарта бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора ″Основные средства″»;

Письмо Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464 «Методические указания по применению федерального стандарта бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора "Аренда"».

Следовательно, несмотря на то, что с 1 января 2018 года федеральные стандарты вступят в силу, правильное и единообразное их применение не может быть обеспечено без утверждённых отраслевых стандартов и соответствующих рекомендаций.

Другими словами, бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений пока остаётся лишь следить за нормотворчеством Минфина России и ждать.