Принцип уравнительного распределения какой тип экономики. Принципы распределения доходов в обществе

  • Принцип уравнительного распределения характеризует командную экономику или рыночную?
  • Т. к. принцип уравнительного распределения предполагает разделение чего-либо на равные части (Допустим некой добычи, которая делится поровну между членами некоего сообщества), то можно сделать вывод, что принцип уравнительного распределения характеризует командную экономику.
  • 1)какие задачи решает правительство при составлении государственного бюджета?

    2)в чем опасность инфляции для семьи и общества в целом?

    3) в чем проявляется положительное и отрицательное значение внешней торговли для развития национальной экономики?

    4) какую экономическую систему характеризует следуйщий признак: вопросы производства и рапределения продукции жестко регламентируются государством, государство устанавливает цены на продукцию?

    а)командную (плановую) экономику. б) свободную рыночную экономику.

    в) социально ориентированное рыночное хозяйство. г) традиционную экономику

  • 2)Для семьи - обесцениевание сбережений, рост доходов медленнее роста цен, невозможность средне и долгосрочного планирования семейного бюджета.
    Для общества все то же самое только в массовом характере. Общее обесценивание денег, снижение уровня жизни (со всеми вытекающими последствиями

  • ! Есть способы вмешательства государства в рыночную экономику это: 1) убеждение, 2)налогооблажение, 3)льготы, 4)регулирование. Какие цели у этих способов, которых пытается достичь государство?
  • Цели всегда одни вне зависимости от народа необходимо как можно больше денег выкачить из люде но сделат это прямым способом не получится вот и придумывают всякие законы налоги убеждения тем самым и само государство развивается за счёт налогов вчястности без этого не как

  • На уроке обществознания рассматривались различные типы экономических систем. Сравните рыночную экономику с командой. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем- черт отличия

    1)осуществление производства товаров и услуг

    2)конкуренция товаропроизводителей

    3)необходимость разрешения проблемы ограничености ресурсов

    4)господство государственной формы собственности

  • Рыночная.
    1) спрос рождает предложение. Что хотят люди, то и будут пооизводить.
    2) конкуренция между всеми
    3) использование неорганического сырья
    4) частная собственность
    Командная
    1) государство все производит
    2) конкуренция отсутствует
    3) нет такой проблемы, так как производитель один
    4) все принадлежит государству
  • 1) г
    2) представлений
    3) анимизм
    4) верны оба высказывания.
    5) в семье
    6) традиции
    7) а, в

    9) мотивы
    10) г

    13) культурой
    14) 2
    15) верно только а
    16) этики
    17) 2
    18) духовно-практической.
    19) земледелец
    20) скорее всего - 3. Объективно ответить невозможно.
    21) 2
    22) 3
    23) политической
    24) объективно ответь невозможно.
    25) 3.

  • Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу? А) замедленные темпы развития реликтовых племён Центральной Африки; б) строительство Цимлянского водохранилища; в) формирование рас; г) развитие торговли и мореплавания в Древней Греции. 2. Рациональное познание (процесс мышления) не предполагает продуцирование: а) понятий; б) суждений; в) представлений; г) умозаключений. 3. К мировым религиям не относится: а) буддизм; б) ислам; в) анимизм; г) христианство. 4. Определите, какое из высказываний является верным. А. Высказывание «Яблоня – это дерево» является умозаключением. Б. Высказывание «Все люди смертны. Антонов – человек. . Следовательно, Антонов смертен» является суждением. 1) верно только А; 3) верны оба высказывания; 2) верно только Б; 4) оба высказывания неверны. 5. Социальной потребностью является потребность в: 1) пище; 2) воздухе; 3) воде; 4) семье. 6. Социальными нормами являются: а) традиции; б) документы; в) нравы; г) контракты; д) законы природы. 7. Семья как социальный институт выполняет следующие функции: а) репродуктивную; б) досуговую; в) просветительскую; г) социализации; д) эротическую. 8. Экономическую сферу жизни общества характеризует (-ют): 1) важнейшие открытия и изобретения в науке; 2) национальная дифференциация; 3) общественное разделение труда; 4) социальные конфликты. 9. К осмысленным побудителям деятельности человека относятся: 1) мотивы; 2) влечения; 3) привычки; 4) эмоции. 10. Какой тип семьи преобладает в индустриальном обществе? А) расширенная семья, б) малодетная семья, в) многодетная семья, г) нуклеарная семья, д) временный незарегистрированный брак. 11. В отличие от природы, общество: 1) является системой; 2) находится в развитии; 3) выступает в качестве творца культуры; 4) развивается по собственным законам. 12. Какой из признаков присущ традиционному обществу? 1) развитое фабричное производство; 2) создание основного продукта в сельском хозяйстве; 3) завершение промышленного переворота; 4) высокоразвитая инфраструктура. 13.. Все виды производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества, а также все их результаты в совокупности можно назвать: 1) культурой; 2) экономикой; 3) мировоззрением; 4) историей. 14. Какую функцию науки иллюстрирует разработка новых способов защиты жилища человека от несанкционированного вторжения? 1) познавательную; 2) прогностическую; 3) объяснительную; 4) социальную. 15. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни? А. Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения является примером связи политической и экономической сфер общества. Б. Финансирование меценатом деятельности музея является примером связи экономической и духовной сфер общества. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 16. Для какой науки вопрос о соотношении понятий «добро» и «зло» является основным? 1) психологии; 2) этики; 3) эстетики; 4) социологии. 17. Человек, в отличие от животного, обладает способностью: 1) действовать сообща с себе подобными; 2) видеть цель своих действий; 3) обучать потомство; 4) защищаться от опасности. 18. Для какой деятельности характерно обобщение свойств вещей в понятиях? 1) материально-производственной; 2) социально-преобразовательной; 3) духовно-практической; 4) духовно-теоретической. 1 19. Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает: 1) земля; 2) техника; 3) выращиваемая культура; 4) земледелец. 20. Верны ли следующие суждения об истине? А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира. Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 21. Культура в широком смысле – это 1) уровень технического развития общества; 2) совокупность всех достижений человечества; 3) уровень образованности населения; 4) все жанры искусства. 22. И человеку, и животному свойственны потребности в 1) социальной активности; 2) целенаправленной деятельности; 3) заботе о потомстве; 4) изменении среды обитания. 23. Деятельность государства по управлению обществом представляет собой пример деятельности: 1) экономической; 2) духовной; 3) социальной; 4) политической. 24. Верны ли следующие суждения об истине? А. Относительной истиной называется знание, обязательно порождающее разные точки зрения. Б. Относительной истиной называется неполное знание, верное лишь в определённых условиях. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 25. В стране А. гарантировано существование предприятий различных форм собственности. Успех этих предприятий напрямую зависит от спроса потребителей на выпускаемый товар. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны А.? 1) плановому; 2) командному; 3) рыночному; 4) традиционному.
  • 1)б
    2)в
    3)в
    4)4
    5)4
    6)а
    7)г
    8)3
    Пока в е

    1) г
    2) представлений
    3) анимизм
    4) верны оба высказывания.
    5) в семье
    6) традиции
    7) а, в
    8) общественное разделение труда
    9) мотивы
    10) г
    11) выступает в качестве творца культуры
    12) 2) создание основного продукта в сельском хозяйстве;
    13) культурой
    14) 2
    15) верно только а
    16) этики
    17) 2
    18) духовно-практической.
    19) земледелец
    20) скорее всего - 3. Но тут вообще-то, тут кто как считает.
    21) 2
    22) 3
    23) политической
    24) см вопрос 20 - опять же только по мнению каждого.
    25) 3.

  • 1. Зачем государство вмешивается в рыночную экономику?
    2. Механизмы гос. регулирования рыночной экономики. Какой бы вы механизм выбрали?
  • Говоря о внешнем, вправе задать такой вопрос. Ресурсы и всё произведённое встране, априори, является государственным.
    Говоря о внутреннем. Вопрос о слове государство отпадает. Тут правильно говорить ПРАВИТЕЛЬСТВО или, если это может касаться исключительно всех, то слово употребляется СООБЩЕСТВО.
    Т. е. норката, радиоактивные, вредные и прочие гадости - в этот экономический процесс вклиниваются все неравнодушные и правительству поручают довести до логического конца. Потом с правительства отчёт взымают или гонят в зашей. Вот и хотелось бы узнать, что там уж с наркотой или пора в загривок гнать.
    ОБЯЗАННОСТЬ правительства создать благоприятную среду для экономических процессов.
    Не в состоянии - гнать метлой поганой.

    Государство создает экономические законы для того, чтобы регулировать права производителя и защищать права потребителя. Если бы государство не участвовало в развитии рыночной экономики, то производители завышали цены до небес, а покупатель. приобрев некачественный товар не смог бы защитить свои права и обменять его на качественный.2)Признаки рыночной экономики: 1) в любой экономике присутствует многообразие форм собственности, как минимум две: государственная и частная; 2) рыночное ценообразование не предполагает какого-либо вмешательства государства; 3) любое вмешательство государства в экономику является ограниченным.

    Рыночная экономика - социально - экономическая система, развивающаяся на основе частной собственности и товарно-денежных отношений. Рыночная экономика опирается на принципы свободы предпринимательства и выбора.
    3)Потому что спрос зависит от предложения и наоборот, производители будут продавать то, на что будет спрос, для того, чтобы получить денежек по-больше, в то время как покупать будут только то, что будет на прилавках
    4)Кстати в России именно смешанная, потому что наряду с рыночной экономикой присутствует и государственный контроль, а это плюс, дабы предприниматели не обнаглели и не завысили цены до потолка, чтобы производили товар, надлежащий качеству, не добавляли всякие вредные добавки
    5)Частная собственность, государственная собственность, муниципальная
    6)Функции денег: средство обращения, мера стоимости, средство накопления

  • 1. В каких формах осуществляется вмешательство государства в экономику?
    2. Перечислите те секторы экономики, которые нуждаются в государственном контроле прежде всего.
    3. Что делает правительство для того, чтобы:
    а)сохранить рыночную систему
    б)обеспечить общественные товары и услуги
    в)защитить население от вредных побочных последствий
    г)перераспределить доходы
    д)стабилизировать экономику
    4. Перечислите основные виды налогообложения и дайте их характеристику.
    5. Какие наиболее эффективные способы государство может использовать при сборе налогов?
  • 1) Государство может вводить дополнительные налоги для производителей различных товаров. Во времена СССР государство указывало производителям, сколько товара нужно производить и по какой цене его продавать.
    2)Налог на предпринимательство (часть прибыли отправляется в казну) Налог на использование гос. земли. .. За право проживания в РФ. Малый бизнес, нестабильные предприятия+ предприятия государственной важности(приносят в казну неплохие деньги)
    3)1. Сокращение численности населения путём искусственного создания таких условий, которые делали бы невозможным естественный прирост.
    2. Развал армии и оборонной промышленности.
    3. Сдача своих внешнеполитических позиций по всем направлениям.
    4. Удушение конкурентноспособных отраслей промышленности и поддержание на плаву экспортно-ориентированных предприятий.
    5. Разрушение сельского хозяйства страны.
    6. Недопущение инвестирования сверхдоходов, образующихся от экспорта сырья, на нужды народного хозяйства страны
    4) тоже самое что в 1м)
    5) У американцев есть налоговые и финансовые инспекторы. И их там боятся, потому что они профессионалы и выводят на чистую воду преступников и нарушителей закона. Это мужчины-- они не боятся и подраться. У наших налоговиков не хватает профессионализма. Если бы они работали как следует, то. многие олигархи не досчитались своих миллиардов, а иные сидели бы в тюрьме. .. В этой системе должны работать лучшие, а не жены начальников.
    Ахах, ну вроде так;))
  • распределение общественного продукта между классами, социальными и профессиональными слоями общества, отдельными лицами, характеризующееся отсутствием существенной дифференциации в доходах в зависимости от количества и качества труда и соответственно – в имущественном состоянии.

    Уравнительное распределение материальных благ преобладало в первобытном обществе, и был обусловлено низким уровнем развития производительных сил, отсутствием дополнительного продукта, недостаточными материальными ресурсами. В этих условиях распределение жизненно необходимых материальных благ по другим принципам неизбежно привело бы к увеличению потребления одних за счет уменьшения необходимого продукта для других, что поставило бы под угрозу их физическое существование. Уравнительное распределение материальных благ в первобытном обществе сочеталось с коллективным характером труда и общей собственностью на примитивные средства производства.

    Развитие производительных сил, рост производительности труда обусловили появление прибавочного продукта и переход к распределению материальных благ на принципиально новых началах – в зависимости от распределения средств производства, размера капитала, стоимости рабочей силы.

    Уравнительное распределение потеряло свое значение, хотя в определенной форме элементы уравниловки имели место в разные периоды развития человеческого общества, в частности – в сельской общине России в виде уравнительного землепользования. В эпоху кризиса феодального общества распространенной была требование уравнительного распределения земли между всеми членами общества, прежде всего, между крестьянами и помещиками. Равное распределение земли считался наиболее справедливым и оправданным. Идея уравнительного распределения была особенно привлекательной для крестьян, поскольку они не владели землей. В области землепользования требование уравнительного распределения было прогрессивным (направлялось против помещичьего землевладения, остатков феодализма и способствовало развитию товарно-денежных отношений в аграрном секторе).

    Сторонники теории уравнительного распределения – социалисты-гуманисты и их последователи. Уравнительное распределение потребительских благ они рассматривали как одно из важных звеньев построения гуманного, справедливого общества. Обоснование теории уравнительного распределения в идеологии утопического социализма имело идеалистический характер с христианско-религиозной окраской, и реализация рассматривалась как воплощение принципа «абсолютного равенства», справедливости, стремления в условиях недостатка материальных благ уравнять всех членов общества в бедности.

    Идеи уравнительного распределения материальных благ пытались внедрить в практику большевики в период «военного коммунизма», в первые годы насильственной коллективизации. В новообразованных коммунах, сельскохозяйственных артелях внедряли распределение произведенной продукции поровну, по душам, «едокам». В отдельных хозяйствах применяли дифференциацию «едоков» по возрасту: и взрослые получали больше, дети – меньше. Впоследствии от уравнительного распределения доходов в сельскохозяйственной артели, как и в других отраслях народного хозяйства, перешли к распределению по труду. Мерой труда в колхозах стал трудодень, который имел натуральную и денежную оценку. Лишь в середине 60-х гг. труд стал оцениваться, а его оплата осуществляться в денежной форме. В целом в марксизме, хоть и не было обоснования уравнительного распределения, однако концепция распределения по труду имела слишком общий характер. Распределение по труду в условиях, когда сама работа неоднородна, требует решения проблемы ее редукции. Попытки же теоретического решения этой проблемы, за исключением ее постановки, не имели в экономической науке ощутимых успехов. Нерешенность в теоретическом плане проблемы обеспечения дифференциации трудовых доходов в экономике, основанной на общественной (государственной) форме собственности, была ориентирована на отмирание товарных отношений и стоимостных форм. Это стало одной из главных причин постоянного притяжения к уравниловке и обезличиванию, характерных, хотя и с разной степенью интенсивности, для разных этапов развития командно-административной системы хозяйствования.

    При ослаблении стоимостных рычагов делались попытки обеспечить дифференциацию в доходах усовершенствованием прямого нормирования труда в масштабах общества. Ставилась задача обеспечить соответствие степени распределения степени труда через механизм доведения до каждого работника норм выработки и меры вознаграждения за их выполнение. Однако эти попытки не были эффективными. Чрезмерная централизация в нормировании не могла учесть всех особенностей производства и конкретных условий труда. Насаждение единых стандартов для различных по объективным условиям предприятий и рабочих мест нередко приводило не к утверждению принципа распределения по труду, а к его нарушению. Децентрализация нормирования, смещение его центра тяжести на уровень предприятия и региона не практиковались, поскольку они противоречили самой идее обеспечения единства меры труда и распределения на уровне общества. Однако предприятия и регионы находили пути к фактической индивидуализации нормативов. Нередко тенденция к уравниловке рассматривалась в экономической литературе и директивных документах как конкретное проявление глубинного процесса выравнивания в социально-экономическом плане различных классов и слоев общества, что считалось закономерностью социалистического общества. Нарастание, особенно в 70-80-х гг., уравнительных тенденций в распределении в значительной мере предопределялось существующими в то время принципами формирования фондов заработной платы предприятия и фондов материального стимулирования, источником которых была прибыль. Создание фонда заработной платы на плановый период зависело не от конечных результатов хозяйствования, повышения эффективности производства, а от количества работников и среднего уровня оплаты их труда за отчетный период. Фонды стимулирования регулировались централизованно установленными нормативами. К тому же они нередко произвольно перераспределялись министерствами и ведомствами. Наличие уравнительных тенденций в распределении в значительной мере было обусловлено также несовершенством тарифной системы. Одновременно с критикой уравниловки, особенно на этапе перелома командно-административной системы, высказывались предложения по существенному ослаблению централизации в процессе формирования доходов. В частности, обосновывались предложения относительно нецелесообразности сохранения тарифной системы. Однако отказ от нее может привести к потере влияния общества на процесс дифференциации доходов в зависимости от сложности труда. А потому тарифную систему следует сохранить, несколько изменив ее функции, главной из которых должно стать определение и обеспечение минимума оплаты в конкретным профессионально-квалификационных группах на общегосударственном уровне.

    Уравнительное распределение доходов по командно-административной системы было вызвано также отсутствием или ограниченностью распределения по собственности. Уравнительные тенденции в распределении имели негативные последствия для развития экономики и социальной сферы, морально-психологического климата в обществе. Отсутствие ощутимой дифференциации в доходах стала одной из главных причин низкого уровня мотивации к труду. Это не способствовало развитию инициативы, повышению производительности труда, улучшению качественных показателей в работе. Работая интенсивнее и продуктивнее, часть людей правомерно видела в уравниловке грубое нарушение принципов социальной справедливости. Менее интенсивно работающие не мотивировались уравниловкой к наращиванию усилий, повышению производительности и интенсивности труда. Поэтому японский работник, по данным некоторых исследований, реализовал свой потенциал на 4/5, американский – на 2/3, а российский – только на 1/3.

    Реформирование экономики предусматривает создание системы мощных мотивов и стимулов к труду. Решить эту проблему возможно только на пути коренной перестройки подсистемы распределительных отношений и преодоления, прежде всего, уравнительных тенденций.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    1.)Применяя антимонопольное законодательство
    2.)Контролируя цены
    3.)Директивно планируя производство
    4.)Централизованно распределяя ресурсы

    2=)Что из перечисленного характеризует рыночную экономику?
    1.)Уравнительное распределение производимых продуктов
    2.)Централизованное планирование производства
    3.)Частная собственность на орудия и средства производства
    4.)Государственное регулирование ценообразования

    3=)Верны ли следующие суждения о монополиях?
    А. Возникновение в условиях рыночной экономики монополистических объединений устраняет конкуренцию.
    Б. Цель антимонопольного законодательства – ограничить на рынке диктат монополий.
    1.)Верно только Б
    2.)Верны оба суждения
    3.)Верно только А
    4.)Оба суждения неверны

    4=)Положение, что все товары на рынке обмениваются по стоимости на основе затрат общественно необходимого труда.
    Относится к закону:
    1.)Стоимости
    2.)Спроса в виде предельной полезности и предложения в виде издержек производства.
    3.)Спроса и предложения
    4.)Предельной полезности вещи

    5=)К деньгам, стоимость которых устанавливается, обеспечивается и гарантируется государством, не относятся
    1.)Электронные деньги
    2.)Фиатные деньги
    3.)Ассигнации
    4.)Металлические деньги

    6=)К прямым налогам относится:
    1.)Земельный налог
    2.)Налог на добавленную стоимость
    3.)Налог на доходы физических лиц

    7=)Спрос потребителя непосредственно определяется
    1.)Уровнем его индивидуальных доходов
    2.)Качеством трудовых ресурсов
    3.)Ограниченностью природных ресурсов
    4.)Затратами на производство товаров

    8=)Основу традиционной экономической системы составляет
    1.)Директивное ценообразование
    2.)Свободное распределение ресурсов
    3.)Распределение ресурсов государством
    4.)Использование ресурсов в соответствии с обычаями

    9=)Особый тип хозяйства, где материальные ресурсы находятся в общественной собственности, распределяются централизованно.
    1.)Административно-командная экономика.
    2.)Традиционная экономика.
    3.)Смешанная форма экономики.
    4.)Рыночная экономика.

    10=)В цикле деловой активности бум характеризуется
    1.)Падением цен на товары и услуги
    2.)Повышенным потребительским и инвестиционным спросом
    3.)Падение производства и рост безработицы достигают максимальных значений
    4.)Сверхвысокая занятость, уровень цен и зарплат очень высок.

    1)Что характеризует общество как систему? а)обособление от естественной среды б)совокупность подсистем и элементов в)наличие

    общественных отношений

    г)сохранение связи с природой

    2)общим для науки и искусства,как областей(форм) культуры является а)стремление к осмыслению действительности

    б)обоснованность предположений

    в)стремление к достоверности

    г)формирование чувства прекрасного

    3)Что характеризует рыночную экономику?

    а)централизованное планирование производства

    б)государственное регулирование ценообразования

    в)частная собственность на средства производства

    г)уравнительное распределение производимых продукто

    в помогите пожалуйстаа

    Проверьте мое домашнее задание, просто оценка за полугодие за это задание имеет огромное значение!!! Само задание: "В России

    переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве, соответствовавшей всеобщности и обязательности труда при социализме, к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся. Более половины экономически активного населения работают не на государственные структуры, а на себя, трудятся на предприятиях и в организациях частно-корпоративного типа. При этом 15% заняты в малом бизнесе. Около 9% классифицируются по методике МОТ как безработные...

    Пропорции распределения занятых изменились в пользу тех отраслей, деловая активность которых возросла в связи с рыночными преобразованиями: торговли и общественного питания, материально-технического снабжения и торгового посредничества, кредитования, финансов и страхования.. . По показателю доли безработных в общей численности экономически активного населения наша страна практически догнала Великобританию, Германию, Нидерланды, Швецию.

    Видимые метаморфозы занятости отражали перемены в характере и содержании «непосредственно общественного труда». Из коллективно-принудительной деятельности по производству плановой продукции и услуг заданного количества и ассортимента труд становится способом существования экономически независимых товаропроизводителей. На смену общественному и коллективному приходит частный индивидуальный труд.

    Революция в собственности и сопровождавшие ее институциональные преобразования в экономике привели к тому, что миллионы людей, ранее занятых планомерно организованным профессиональным трудом на государство, испытали свои силы и способности в преследуемом доселе предпринимательстве и в малом бизнесе, где слиты воедино труд, собственность и управление (контроль). Почти 1/4 занятых в частном секторе - лица не наемного труда. В их деятельности сочетается в самых разных пропорциях профессиональный и новаторский труд и одновременно труд по управлению с исполнительским трудом"

    1. Какие проблемы социально-трудовой сферы жизни российского общества выделяет и рассматривает автор?

    2. Назовите перемены, произошедшие в содержании и характере общественного труда, положении наемного работника в результате рыночных преобразований.

    3. Что имеет в виду И. Заславский, утверждая: «В России переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве.. . к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся»? Опираясь на текст, найдите объяснения этому утверждению.

    1. 1)Половина экономического активного населения работают не на государство.

    2)На смену общественному и коллективному приходит частный индивидуальный труд.

    2. На смену командной пришла рыночная экономика.

    3. И.Заславский имел ввиду, что в системе экономической активности будут изменения, то есть "от полной и безусловной занятости в общественном производстве"(командной экономики) "к системе экономической активности"(к рыночной).

    Правильно ли я ответил на заданные вопосы?

    В какой экономической системе отсутсвовала частная собственность, связанная с возможностью извлечения прибыли? 1.в традиционной; 2. в

    административно - командной;

    3 в рыночной экономике свободной конкуренции;

    4. в современном капитализме.

    С5. Назовите

    любые четыре глобальные проблемы современности.

    С6. Перечислите
    любые три черты, характеризующие общество как открытую динамическую систему.

    С8.
    Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Налоги в Российской
    Федерации».

    Составьте
    план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен
    содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в
    подпунктах.

    С9. Напишите эссе
    по экономике или социальной психологии:




    Социальная
    психология

    уравнительное распределение

    форма распределения потребительских благ между членами коллективапоровну, независимо от трудового вклада каждого.

    У. р. было объективно необходимой формой при первобытнообщинномстрое. В условиях нерегулярности поступления и недостаточности средствсуществования У. р. выступало не только как естественный результатобщего труда, но и как средство сохранения общинной организации. Еслиматериальные условия диктовали необходимость У. р., то кровное родствозакрепляло его, превращало в обычай и ограничивало рамками родовойобщины.

    Развитие производительных сил, появление частной собственности насредства производства и возникновение классового неравенства обусловилиизменения в способе производства, а следовательно, и в распределении.Однако в течение многих веков У. р. продолжало существовать в формеуравнительного землепользования в сельских общинах Китая, Индии, России,Германии и некоторых других стран.

    Требование У. р., являясь отражением примитивных представленийо равенстве и справедливости, не раз выдвигалось трудящимися массами иих идеологами. Так, один из лидеров английской буржуазной революцииXVII в., вдохновитель диггеров Уинстэнли, в памфлете «Закон свободы...»писал, что в новом обществе все будут поровну получать необходимыепредметы потребления из общественных складов. В той или иной степениидею У. р. разделяли французские социалисты-утописты XVIII в. Наиболеепоследовательным идеологом У. р. выступил Бабеф, который считал, что ниинтенсивность труда, ни количество произведенных продуктов не могутслужить основанием для неравного распределения. Проповедуя аскетическийуравнительный коммунизм , ранние социалисты исходили изсравнительно невысокого уровня развития производительных сил тоговремени. В России сторонниками У. р. выступали революционные народники70‑х гг. (см. Народнический социализм). Показывая социальноесодержание их требований, Ленин писал, что в условиях России тоговремени «идея равенства и всевозможные планы уравнительности» были«самым полным выражением задач не социалистической, а буржуазнойреволюции, задач борьбы не с капитализмом, а с помещичьим ибюрократическим строем» (т. 15, с. 227).

    Научный коммунизм, обосновывая принципы распределения при социализмеи коммунизме, противопоставляет У. р. научное понимание равенства.Требование уравнительности не может претендовать на выражение сущностисоциализма, поскольку оно препятствует экономическому прогрессу, роступроизводительности труда. Основанные на этом принципе в первые годысоциалистического строительства у нас сельскохозяйственные коммуны, гдебыли обобществлены не только основные средства производства, но ипродуктивный скот, птица, жилища и домашний инвентарь, оказалисьнежизнеспособными. Отказ от принципа личной материальнойзаинтересованности, мелочная регламентация быта и потребления подрывалиэкономические стимулы к труду, отрицательно воздействовали напроизводство и другие стороны общественной жизни. В период массовойколлективизации коммуны были преобразованы в сельскохозяйственныепроизводственные кооперативы.

    История знает и такие примеры, когда уравнительность возводиласьв ранг государственной политики. Так, в КНР в 1958 г. была предпринятапопытка решить задачи «коммунистического строительства» в деревнепосредством «народных коммун» с У. р. потребительских благ. В течениенескольких месяцев 700 тыс. сельскохозяйственных кооперативов былипревращены в 26 тыс. народных коммун, им были переданы приусадебныеучастки, домашний скот и птица. Однако уравнительность привелав конечном счете к проеданию созданного продукта, снизилапроизводительность труда и затормозила развитие сельскохозяйственногопроизводства. Убедившись в неэффективности уравнительности, руководителиКНР в 60‑е гг. отказались от этого принципа распределения материальныхблаг.

    Отрицая уравнительность как критерий коммунистического равенства,КПСС и другие братские партии проводят вместе с тем экономическуюполитику, направленную на выравнивание реальных доходов рабочих икрестьян. Однако подобное выравнивание не однозначно уравниловке,поскольку оно так или иначе опирается на изменения в характере труда иквалификации. В этом значении выравнивание является отражением процессовстирания социальных различий, происходящих в социалистическомобществе.

    Дальнейшее развитие экономической и социальной мысли изменило взгляд человечества на социальную справедливость. Основным принципом справедливого распределения материальных благ стал принцип распределения в соответствие с затраченным трудом. Принцип «от каждого по способностям, каждому по труду», декларируемый советскими социалистическими учеными и партийными идеологами с середины XX века на самом деле не является их изобретением, и, даже не принадлежит перу классиков марксизма-ленинизма. Еще Роберт Оуэн, выдающийся английский социалист XIX века, ввел в широкое употребление такой термин как «трудовые деньги». Внедренные в созданной Робертом Оуэном общине в Нью-Лэнарке, эти деньги нашли свое практическое применение. В Нью-Лэнарке каждый трудящийся получал такое количество денег, которое соответствовало часам его труда, потраченного на благо общины. Масштабом денег был принят 1 час труда. Несколько похожую систему советские власти внедрили через столетие в социалистическом сельском хозяйстве. В советских колхозах и совхозах оплата труда производилась в соответствие с учетом трудодней, потраченных крестьянами на работах в их коллективных хозяйствах. Именно у Роберта Оуэна К.Маркс унаследовал принцип измерения труда рабочим временем. Однако, мы уже указывали, что такой принцип измерения труда физическим временем его продолжительности не является справедливым и научно правильным. Один час работы сапожника не может быть эквивалентен одному часу работы кузнеца или шахтера. Такой принцип измерения количества затраченного труда нами уже был раскритикован, и продолжать дискуссию в рамках данной главы уже не уместно.

    Основным шагом к достижению социальной справедливости все социалисты-утописты, классики марксизма и их последователи считали уничтожение частной собственности на средства производства. Частная собственность на средства производства, предполагали они, порождает эксплуатацию. Частная собственность дает возможность в человеке созреть ложным представлениям о добродетелях, вызывает к жизни все самые низменные его инстинкты, утверждали они. Роберт Оуэн писал: «Владение частной собственностью ведет к тому, что ее владельцы становятся невежественно эгоистичными, причем этот эгоизм обычно пропорционален в своих размерах величине собственности». Казалось бы действительно, частная собственность – это экономический и социальный институт, порождающий отдаление и отчуждение людей друг от друга, порождающий социальное неравенство. Частная собственность и социальная справедливость кажутся двумя несовместимыми понятиями.