Причины безработицы. Социально-экономические последствия безработицы и методы ее преодоления

Борьба с безработицей - комплекс мер по уменьшению уровня безработицы. Методы борьбы с безработицей определяются властями конкретной страны. Для эффективной реализации этих методов требуется выявить факторы, детерминирующие соотношение спроса и предложения рабочей силы. Очевидно, что только факторно-ориентированная политика воздействия на рынок труда может принести результаты. Сокращение безработицы является чрезвычайно сложной задачей, так как существует множество её типов. Поэтому невозможно выработать единый способ борьбы с безработицей и любому государству приходится использовать различные методы для решения этой проблемы. Описанные ниже меры рассматриваются применительно к рыночной экономике, но некоторые могут применяться в рамках командной экономики или только в ней, о чём будет особо отмечено.

Классификация методов борьбы с безработицей по принимаемым мерам

Различают активную и пассивную политику занятости.

[править] Активная политика на рынке труда

Не все из мер активной политики считаются эффективными и могут подвергаться критике, так как степень их воздействия на уровень безработицы трудно проверить. Существуют разные методы активного влияния на рынок труда, вот некоторые из них:

1. Создание новых рабочих мест. Этот метод считается основным методом борьбы с безработицей и предполагает создание условий для массового строительства, развития большого и малого предпринимательства, создание новых рабочих мест государством и тому подобное. Вот некоторые способы создать рабочие места:

Стимулирование малого предпринимательства позволяет относительно быстро создать новые рабочие места. Основным источником стимулирования малого бизнеса является банковская система. Чаще всего применяется субсидирование процентных ставок по кредиту и снижение налогов.

Безработица в США в 1910-1960 годах, годы Великой депрессии (1929-1939) выделены

Создание государством рабочих мест, для выполнения работ в интересах общества. Это, например, работа в области охраны окружающей среды, строительства автомобильных и железных дорог, очистка мест проживания от мусора и так далее. Такой подход является частью кейнсианской модели экономики. Он показал свою эффективность во время Великой Депрессии в США. Монетаристы считают такие меры несостоятельными, указывая на большие задержки в проявлении эффекта этих мер, что, по их мнению, ведёт к непредсказуемости результатов. Позднее монетаристы указывали на эффект вытеснения частных инвестиций в сферу государственных опера­ций, опасаясь, что то, что выигрывает экономика от увеличения госинвестиций теряется из-за сокращения инвестиций из частного сектора. Одним из примеров использования такой политики является эксперимент по «отмене» безработицы, проведённый бургомистром Унтергуггенбергером в австрийском городе Вёргль.



Принятие мер по перераспределению имеющегося спроса на труд путем побуждения предприятий к уменьшению рабочего времени отдельных работников. Нехватка трудовых ресурсов компенсируется созданием новых рабочих мест. Склонить предприятие к такой политике можно только путём субсидирования.[неавторитетный источник?] Пигу предлагает делить между работниками не только рабочее время, но и заработную плату, что позволяет снизить затраты на неё. Даже при неблагоприятной конъюнктуре, эти меры способствуют уменьшению безработицы. Уменьшение длительности рабочего времени не всегда даёт нужные результаты. В частности, во Франции закон 1981 года о 39-часовой рабочей неделе дал 40 000 рабочих мест вместо ожидаемых 430 000.

2. Помощь молодым специалистам в интеграции на рынок труда. На рынке труда молодёжь часто оказывается в невыгодном положении по сравнению с более опытными старшими работниками. Особенно остро эта проблема стоит в государствах, в которых рынок труда строго контролируется.[Примечание 1]

Правительственная биржа труда, Берлин, Германия

3. Улучшение обеспечения рынка труда информацией о существующих вакансиях. Безусловно, если безработный не владеет этой информацией, он не сможет устроиться на работу. Для решения этой проблемы создаются биржи труда, центры занятости и другие подобные частные или государственные организации. Не менее важны систематические исследования рынка труда. Они должны проводиться по нескольким направлениям:

исследование структуры занятости на полном рынке труда государственных субъектов;

исследования проблем регистрируемой безработицы;

исследования по проблеме взаимодействия с работодателями;

исследования по проблемам занятости отдельных категорий населения;

исследования по проблемам организации работы службы занятости и ее отдельных направлений;

Кроме того, проводятся различные ярмарки вакансий, дни открытых дверей и тому подобное.

4. Устранение препятствий мобильности рабочей силы. Важна как географическая мобильность, то есть миграция рабочей силы, так и межпрофессиональная мобильность.

Существует тенденция миграции рабочей силы из экономически отсталых районов в экономически развитые, что создаёт проблемы и там и там. Для решения этой проблемы необходимо концентрировать усилия по борьбе с безработицей в тех районах, где она выше.

Безработный может согласиться сменить профессию на более востребованную, даже если это повлечёт снижение заработной платы (подробнее в пункте 8).

Существует особый вид мобильности рабочей силы, предполагающий дистанционное управление работником. Работодатель связывается с работником через интернет, даёт ему определённое задание, а затем получает результаты труда также через интернет. Конечно, существуют определённые ограничения такой мобильности: работодателю достаточно трудно оценить результат, если дело не касается обработки информации.

Отсутствие активной государственной политики на рынке труда в сочетании с сокращающейся мобильностью населения может привести к социальным конфликтам.

5. Монетарные, или фискальные меры, направленные на повышение спроса и регулирование цен путём борьбы с инфляцией. Такая политика, позволяя уменьшить инфляцию и улучшить сальдо торгового баланса, мало влияет на уровень безработицы. Сторонники монетарной теории экономики критикуют такие меры, заявляя, что эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен. Исследования показали отсутствие в развитых странах связи между безработицей и инфляцией, но такая связь когда-то существовала. Например, в Соединённых Штатах эта связь явно прослеживалась в 60-е годы, а в 80-90-е инфляция и безработица сокращалась одновременно. Также выяснилось, что безработица и инфляция детерминируются большим количеством факторов, причем их набор в каждой стране в определенный период времени уникален, хотя не все специалисты с этим согласны.

6. Политика дерегламентации, предлагаемая либеральными экономистами, предполагает принятие следующих мер:

уменьшение влияния профсоюзов;

сокращение разного рода компенсаций;

отмена минимума заработной платы;

смягчение правил найма и увольнения работников.

А. С. Пигу и его последователи, считающие, что проблема в слишком высокой за­работной плате, предлагают снижать заработную плату и разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, кото­рого они добиваются, влечёт рост безработицы. Ещё они предлагают государству трудоустраивать безработных, претендующих на невы­сокий доход, в частности, содействовать развитию социаль­ной сферы. Такая политика является спорной и приводит к состоянию неуверенности работников в завтрашнем дне, побуждает домохозяйства к сбережению доходов, снижая потребление.

7. Выплата государственных субсидий предприятиям. В данном случае государственные субсидии (называемые ещё дотациями, субвенциями или премиями) используются для в стимулирования предприятий к совершению действий, которые они не стали бы осуществлять в обычных условиях в отсутствие подобной помощи ввиду их экономической неоправданности. Субсидии, выделяемые на борьбу с безработицей бывают 3-х видов:

Субсидии, позволяющие избежать ликвидации рабочих мест, если предприятие столкнулось с экономическими трудностями.

Освобождение предприятий от налогов и выплаты, упрощающие их создание.

Полная или частичная выплата государством зарплат и пособий работникам, если в течение длительного времени предприятие не может этого сделать.

8. Развитие системы профессионального образования позволяет повысить квалификацию работников, тем самым приспосабливая их к изменениям рынка труда. Особое внимание должно уделяться дефицитным специальностям и профессиям. Недостатком этого метода является то, что он не даёт быстрого результата и увеличивает неравенство среди работников, так как вероятность получения образования повышается в соответствии с занимаемым положением. Однако, безработица вызванная спадом производства или резким увеличением численности трудоспособного населения не может быть снижена таким образом.

9. Поскольку многие описанные в этой статье меры осуществляются с помощью заёмного капитала, то развитие системы кредитования может помочь их реализации.

10. Снижение пенсионного возраста. Это позволяет освободить некоторую часть рабочих мест, но создаёт дополнительную нагрузку на систему пенсионного обеспечения.

Пропагандистский советский плакат 1964 года

11. Судебное преследование безработных с целью побудить их к поиску работы (так называемые статьи «За тунеядство»). Этот метод распространён в государствах с плановой экономикой. В СССР лица, не работавшие более четырех месяцев подряд, подлежали уголовной ответственности. Объяснялась такая мера тем, что каждый гражданин СССР был обязан заниматься общественно полезным трудом. Исключение делалось лишь для нетрудоспособных граждан и для домохозяек, имеющих детей. Кампания борьбы с тунеядством особых результатов не дала. Статья просуществовала 30 лет и была отменена 19 апреля 1991 года законом «О занятости населения», легализовавшим безработицу.

[править] Пассивная политика на рынке труда

Направлена на формирование определённого отношения к безработице в обществе, и сглаживание её негативных последствий.

С точки зрения пассивной политики, Субсидирование занятости - это поддержка безработных, открывающих собственное дело и льготное кредитование.

Помощь в оформлении досрочного выхода на пенсию, с частичным или полным сохранением её размера, в тех государствах, где такая возможность предусмотрена законодательством.

Пособия по безработице поддерживают тех, кто не имеет работы. Они позволяют безработным искать место работы, частично сохраняя прежний уровень жизни, поддерживают внутренний спрос и ослабляют социальное неравенство. Но увеличение количества безработных и продолжительности безработицы создают угрозы финансовому равновесию всей системы пособий. Сторонники политики дерегламентации считают, что повышение пособий по безработице способствует её увеличению, однако существует и противоположное мнение.

Наблюдение за обязательностью выплаты установленного минимума заработной платы и пособий является необходимой мерой для снижения уровня безработицы.

Политика пассивной занятости в отличие от активной включает много мер, не уменьшающих скрытую безработицу и ограниченных следующим:

Вопросами учёта и регистрации безработных в ее различных проявлениях;

Поиском рабочих мест для безработных, их трудоустройством;

Поиском соответствующих работников на вакантные рабочие места и материальной поддержкой безработных.

[править] Методы борьбы с различными типами безработицы

Общие для всех типов безработицы меры:[Примечание 2]

создание новых рабочих мест

создание бирж труда и иных видов служб занятости.

Меры для борьбы с фрикционной безработицей:

усовершенствование системы информационного обеспечения рынка труда;

создание специальных служб для этого.

Меры для борьбы со структурной безработицей:

создание возможностей для переподготовки и переквалификации безработных;

поддержка частных и государственных служб, которые этим занимаются.

С маргинальной безработицей:

социальная защита слабозащищённых слоёв населения;

борьба с преступностью.

С технологической безработицей:

повышение квалификации работников;

сдерживание технологического прогресса и/или замедление темпов внедрения его результатов.

С циклической безработицей:

проведение стабилизационной политики;[Примечание 3]

создание дополнительных рабочих мест государством.

[править] Классификация методов борьбы с точки зрения различных экономических теорий

Различные экономические теории предлагают свои варианты уменьшения уровня безработицы.

С точки зрения кейнсианства саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Сторонники этой теории считают, что уровень занятости населения зависит от величины, называемой «эффективным спросом» (упрощенно - это уровень потребления и инвестиций). Джон Мейнард Кейнс полагал, что тенденция к неполной занятости, характерная для общества того времени, имеет корни в недопотреблении. Причиной недопотребления он считал психологические факторы, которые побуждают потребителя к сбережению доходов при их увеличении, что снижает объём инвестиций и, в конечном счёте, влечёт спад производства и безработицу. Таким образом, кейнсианцы, указывая на неизбежность кризиса рыночной экономики, считали необходимыми меры государственного экономического воздействия для достижения полной занятости. Самыми главными задачами они считали повышение эффективного спроса, снижение ссудного процента и увеличение инвестиций.

Монетаристы считали кейнсианские методы неэффективными. В 1967 году Милтон Фридман предположил существование «естественного уровня безработицы», жёстко определенного условиями рынка труда и не изменяемого мерами государственной политики. Использование традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса для поддержания занятости выше «естественного уровня», по их мнению, будет иметь кратковременный эффект и приведёт лишь к росту цен. Важным аргументом монетаристов по поводу несостоятельности кейнсианской политики борьбы с безработицей считается непредсказуемость результатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер. Монетаристские методы регулирования занятости предполагают большие изменения на рынке труда. Монетаристы считают, что пособия позволяют безработным воздерживаться от поисков работы. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы считают нужным отказаться от стимулирования экономического роста методом увеличения спроса.

[править] Факторы, косвенно влияющие на безработицу

Изменение численности и состава экономически активного населения может по-разному влиять на ситуацию. Сокращение числа иммигрантов не оказывает существенного влияния. Перераспределение рабочих мест в пользу местного населения перед приезжими не является эффективной мерой, так как в этом случае последние остаются без работы. Кроме того, зачастую несоблюдение трудового законодательства в отношении мигрантов дает возможность оплачивать их труд ниже, чем труд местного населения. В результате иностранные граждане получают значительно более низкие доходы, чем те, на которые рассчитывают, что нередко инициирует их участие в преступной деятельности, а обособленность существования в чужой стране способствует формированию этнических преступных групп. Гибкость системы оплаты труда, вопреки ожиданиям, не влияет на уровень безработицы. В 1990-х годах в России отмечалась прямо пропорциональная зависимость между объемами денежной массы и показателями занятости.

[править] Борьба с безработицей в России

После распада СССР в основу программ перехода к рыночной экономике в России были положены монетаристские модели экономической политики. К факторам, влияющим на общий уровень безработицы, относятся процессы, связанные со структурными сдвигами в экономике, развитием новых хозяйственных форм, приватизацией, с введением принципа добровольности труда, а также факторы, замедляющие вовлечение рабочей силы в процесс труда. Тяжелее всего было положение в тяжелой промышленности и добывающих отраслях, ориентированных на внутренний рынок. Сильное влияние на занятость и безработицу в России оказывают региональные диспропорции.

В России 2010 год был назван годом борьбы с безработицей. В некоторых регионах для безработных были организованы общественные работы, увеличилось кредитование малого бизнеса, организованы курсы по переобучению. Максимальный размер пособия по безработице был увеличен до 4300 рублей. В 2011 году планируется его очередное повышение.

Эффективность мер по организации общественных работ подвергается критике. Эти работы в основном заключались в уборке улиц, благоустройстве территорий, обслуживании общественного транспорта, ремонте памятников культуры. Возможно, организация работ по ремонту и строительству дорог и других объектов инфраструктуры дала бы лучшие результаты.

6,2 миллиарда рублей в 2011 году будет выделено на стимулирование среднего и малого бизнеса. Это востребованная мера, как по снижению социального недовольства, так и по общему оздоровлению экономики.

Пособие на открытие собственного дела увеличено с 58 800 рублей (2009 год) до более чем 100 000 рублей. Ключевое условие для получения большего пособия - создание новых рабочих мест для безработных.

«В следующем году безработный, открывающий свое дело, сначала получит все те же 58 800 рублей. Но если в дальнейшем он создаст дополнительные рабочие места и примет на работу официально зарегистрированных безработных, ему выплатят еще 58 800 рублей. Четкий порядок предоставления дополнительных субсидий безработным предпринимателям регионы будут определять самостоятельно при подготовке программ содействия занятости.»

Максим Топилин

В 2009 году минимальное пособие по безработице составило 850 рублей, максимальное - 4300 рублей. На последнее могли претендовать граждане Российской Федерации, уволенные в течение 2009 года и работавшие на последней работе не менее 26 недель. Такие меры снижают социальное напряжение в обществе, одновременно лишая безработных стимулов к труду. Повышенные пособия увеличивают нагрузку на более активную экономически часть населения.

Одной из мер снижения напряженности на рынке труда в 2011 должна стать организация стажировок для выпускников вузов, находящихся под риском нетрудоустройства. В 2011 году стажировки смогут пройти 85,3 тысячи выпускников образовательных учреждений. Трудоустроить стажёров не очень сложно, ведь работодатели зачастую мало платят стажёрам, а иногда и не платят вообще.

Принято решение выделять субсидии 30 000 рублей предприятиям, предоставляющим рабочие места инвалидам. Эта мера может снизить хроническую безработицу. Но такой дотации может быть недостаточно, чтобы заинтересовать работодателей. Ранее предприятиям предоставлялись иные выгоды - налоговые льготы за принятие ограниченно трудоспособных в штат, что привело к тому, что инвалиды формально зачислялись в штат, получая минимальную зарплату.

В 2009 году 189 тысяч человек прошли переобучение. Этого количества недостаточно, так как по данным Центра социальной политики, в этом в России нуждаются ещё 10 миллионов человек.

Рассчитывать на вышеуказанные меры могут только граждане, зарегистрированные в центре занятости.

Статистика:

5.4 миллиона человек - общая безработица в России[Примечание 4]

1.6 миллиона безработных зарегистрировано в центрах занятости[Примечание 4]

189 тысяч человек прошли переобучение в 2009 году

95 тысяч человек нашли работу по программе поддержки малого бизнеса

Количество зарегистрированных безработных в среднем по России 6,9 %, в Москве 0,7 %[Примечание 4]

Есть мнение, что все эти меры не решают принципиально проблему безработицы и даже мешают «излечению страны от кризиса». Мнение это таково:

Кадровые агентства не способствуют росту занятости, а только помогают компаниям найти нужного высококвалифицированного работника. Остальными безработными они не занимаются, так как не получают за это больших денег.

Поддерживая неконкурентноспособные предприятия, государство не позволило экономике «вылечиться» от кризиса. Это может привести к новому кризису в начале 2012 года.

Улучшилась ситуация для высооплачиваемого персонала, но с рабочими и инженерными кадрами ситуация как была тяжёлой, так и осталась.

Социальная защита населения её сущность и содержание.

Социа́льная защи́та - система мероприятий, осуществляющихся обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддерживанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Виды социальной защиты

Государственные формы:

Доступное здравоохранение

Доступное образование

Пенсионное обеспечение (Пенсия)

Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг

Меры социальной поддержки

Негосударственные формы:

Добровольное социальное страхование

Благотворительность

Частные системы здравоохранения и др.

Социальная защита включает три основных формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.

[править] Социальная защита в России

В России за социальную защиту отвечает Министерство здравоохранения и социального развития России, которое, в свою очередь, управляется Правительством Российской Федерации.

Глава министерства на данный момент: Татьяна Алексеевна Голикова.

Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на различных уровнях: федеральном, региональном, местном.

Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ:

Пенсионный фонд Российской Федерации

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонд обязательного медицинского страхования

[править] Награды

Профессиональным социальным деятелям, работающим в области социальной защиты населения минимум 15 лет, присваивается почётное звание «Заслуженный работник социальной защиты населения Российской Федерации».

Часть незанятого населения, активно ищущего работу, но не имеющего ее, получило названиебезработицы. Так, доля безработных составила в 1995 году: 11,1 % - в Италии, 8,3 % - в России, 3,2 % - в Японии. В Орловской области уровень безработицы колебался в 1992 – 2000 гг. от 0,9 до 8,5 %.

Безработица - сложное явление. Она существует в разных видах, в зависимости от причин, ее порождающих, и характера динамики.

Фрикционная безработица возникает при переходе работника на новое место работы, на другое предприятие или при переезде в другую местность. Время поиска новой работы от двух недель до трех месяцев составляет текучую, или переменную, безработицу. Причинами перемещений людей являются технический прогресс и изменение квалификационной структуры занятости. Работники одной квалификации увольняются, другие принимаются. Люди увольняются по собственному желанию в поисках более подходящей работы. Фрикционная безработица возникает вместе с появлением машинного производства и динамичностью технологических нововведений. Текучесть кадров по этим причинам составляет до 5 процентов, занятых и этот уровень называют естественной нормой безработицы.

Структурная безработица вызывается более глубинными сдвигами в отраслевой и региональной структуре занятости. Под воздействием научно-технического прогресса и конкуренции некоторые отрасли бизнеса устаревают, им на смену приходят прогрессивно развивающиеся отрасли. В последние десятилетия уменьшалась занятость в материальном производстве, в т.ч. в промышленности и сельском хозяйстве. Зато быстро нарастает занятость в сфере услуг и информатики. Не все люди могут переквалифицироваться и освоить новые профессии и виды работ. Возникают устаревающие или неперспективные профессии. Структурная безработица отличается от фрикционной большей длительностью - свыше шести месяцев - и более тяжелыми последствиями для работников. Экономические реформы в России вызвали резкие изменения занятости. Более чем вдвое снизилась занятость в промышленности и строительстве, значительно меньше спрос на труд в других отраслях материального производства. Одновременно в десятки раз выросла занятость в малом бизнесе, в сфере индивидуального предпринимательства, а так же занятость в банковском деле, в торговле, в сфере социальных услуг.

Сезонная безработица связана со значительными колебаниями трудовых нагрузок по объективным причинам. В сельском хозяйстве, в строительстве, в туризме, на транспорте объемы производства и спрос на труд зависят от времени года. Пиковые нагрузки в определенные промежутки года сменяются частичной занятостью и уменьшением спроса на труд. Характерен пример сельского хозяйства, где посевные и уборочные работы до сих пор требуют привлечения весной и осенью дополнительных работников.


Циклическая безработица возникает во время экономических кризисов и депрессий. Резкий спад производства или его депрессивное состояние уменьшают спрос на труд. Банкротства предприятий, отсутствие заказов и недогрузка производственных мощностей выталкивают на улицу массы безработных. Так, в годы «великой депрессии» США (1929 - 1933 гг.) уровень безработицы достигал 37 % трудоспособного населения. Возникают зоны социального бедствия, как, например, в Ивановской области или на Северном Кавказе, где не имеют работы каждый 4-5 трудоспособный человек и треть молодежи. С оживлением деловой активности, тем более в периоды экономического бума, спрос на рабочую силу может превысить ее предложение, и цена труда повышается.

Действительная и фиктивная безработица различается по отношению человека к поиску работы и его желанию работать. Фиктивная безработица выражается в нежелании людей поступать на вакантные виды работ, если они не подходят по квалификации, статусу, заработной плате. Действительно, безработный не может найти работу из-за отсутствия соответствующих вакансий. Действительная безработица определяется законодательством и регулируется государственными службами занятости.

По Закону о занятости (статья 3) в России безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней. Не могут быть признаны безработными подростки до 16 лет и пенсионеры, получающие пенсию. Не признаются безработными или лишаются статуса безработного лица отказавшиеся дважды в течение 10 дней от подходящей работы. Но через две недели они могут вновь встать на учет в службу занятости.

Соответствующая профессиональной пригодности работника по квалификации, опыту работы и состоянию здоровья;

Транспортная доступность работы по времени поездки на работу и обратно согласно решениям местных органов власти. Например, в Москве и Санкт-Петербурге не более 45 минут в один конец;

Предлагаемый заработок не должен быть ниже среднего заработка за два последних месяца работы до увольнения или ниже средней зарплаты в данном субъекте Федерации.

Уровень безработицы оценивается по методике МОТ как отношение ищущих работу к трудовым ресурсам. Минтруд России занижает уровень реальной безработицы, определяя ее соотношением официально зарегистрированных безработных к экономически активному населению. Так, по методике МОТ уровень безработицы в Орловской области в 2000 г. оценивался в 8,5 %, а по методике Минтруда РФ - в 1,2 %.

Безработица наносит обществу экономический и социальный ущерб.

Экономические издержки безработицы связаны с неполной занятостью и потерями BHП. По исследованиям А. Оукена увеличение безработицы на 1 % выше естественной нормы в 5 % ведет к потере ВНП на 2,5 %. Например, естественная норма безработицы равна 5 %, фактический уровень – 8 %, региональный валовой продукт – 10 млрд. рублей. Значит, недобор продукции по закону Оукена составляет 7,5 % (3*2,5), или 750 млн. рублей, что для Орловской области составляет значительную сумму.

Социальный ущерб безработицы связан с неравномерным распределением ее тягот по разным социальным группам. Так, больше страдают от безработицы молодежь, женщины, рабочие (синие воротнички) из-за трудностей переквалификации, некоренное население. В этой связи особенно угрожающее положение русских в бывших республиках СССР, где они подвергаются дискриминации при конкурсах на вакантные рабочие места.

Снижение безработицы возможно прежде всего через содействие росту занятости. Все меры и программы повышения занятости есть одновременно пути снижения безработицы. В то же время во всех программах содействия занятости должны разрабатываться целевые разделы снижения конкретных видов безработицы.

Стратегическое значение для России имеют программы финансовой стабилизации и оживления деловой активности предприятий как основа для уменьшения циклической безработицы. Снижение уровня безработицы выступает одной из целей экономической стабилизации и одновременно показателем (индикатором) эффективности действий власти, предпринимателей, профсоюзов.

Опыт развитых стран показывает, что до 50-60 % фрикционной и структурной безработицы можно устранить через развитие малого и семейного бизнеса. Этот путь снижения безработицы активно используется в Москве, Санкт-Петербурге, других регионах, где численность занятых в малом бизнесе за несколько лет выросла в восемь - десять раз. Политика поддержки малого бизнеса, развитие финансовой и социальной инфраструктуры предпринимательства, обеспечение доступности инвестиций и кредитов, снятие искусственных барьеров и препон становятся одновременно основной формой самозанятости. Следует отметить, что стоимость рабочего места в малом бизнесе во много раз ниже, чем на крупных предприятиях. Значит, инвестиции в развитие малого бизнеса при его нормальной организации дают более быструю отдачу.

Для уменьшения фрикционной безработицы большое значение имеет поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, в том числе для социально уязвимых и малоконкурентоспособных групп населения - молодежи, инвалидов, одиноких женщин, бедных. Льготные и, налоговые кредиты на создание новых рабочих мест и переквалификацию кадров дают значительный эффект.

Особую проблему составляет финансирование расширения занятости в регионах повышенной напряженности на рынке труда, когда на одну вакансию приходится более пяти-восьми безработных. Для таких регионов как Ивановская и Псковская области, Ингушетия, Дальний Восток, необходимы федеральные программы содействия занятости, включая перераспределение капиталов и межрегиональное стимулирование перемещения семей в трудонедостаточные районы.

Проблемами безработицы занимаются службы занятости на всех уровнях. Основные направления работы службы занятости России заключаются:

ð в содействии в трудоустройстве;

ð профессиональном обучении;

ð формировании банка вакансий;

ð консультировании клиентов;

ð организации общественных работ;

ð содействии самозанятости и предпринимательству безработных;

ð содействии организации дополнительных рабочих мест;

ð поддержке доходов безработных граждан;

ð оформлении выхода безработных на досрочную пенсию.

По этим вопросам может обращаться в службу занятости и каждый гражданин, у кого возникли трудности с работой или желание найти более подходящую работу.

Контрольные вопросы

1. Какими показателями можно оценить уровень конкурентоспособности национальной экономики?

2. К каким выводам пришли американские аналитики, сравнивая конкурентные преимущества Японии и США?

3. Что понимается под национальным человеческим капиталом?

4. Назовите основные цифры совокупных инвестиций в человеческий капитал в России, США и Японии по доле расходов в ВВП на здравоохранение, образование и науку.

5. Напишите формулу Т. Шульца для оценки эффективности инвестиций в образование.

6. Какова роль науки в формировании национального интеллектуального капитала?

7. Расскажите об основных трудовых правах граждан, закрепленных в Конституции РФ.

8. Как определяется занятость в Законе РФ «О занятости населения в РФ»?

9. Какие группы работающих относят к занятым по Закону РФ «О занятости населения в РФ»?

10. Раскройте содержание контрактной теории занятости.

11.Каковы основы и особенности концепции гибкой занятости?

12. Что нового привносит в концепции занятости теория

человеческого капитала?

13.Что понимается под полной занятостью работника и населения страны?

14. Постройте диаграмму количественных соотношений степени занятости, отраженной в показателях трудовые ресурсы, экономически активное население, работающие по найму, незанятое население и безработные.

15. Какими основными мотивами руководствуется человек при выборе профессии, отрасли занятости и рабочего места?

16. Как оценивается профсоюзами и работником продуктивность занятости?

17. Как влияют производственные инвестиции на увеличение занятости?

18. Назовите основные формы самозанятости населения и их эффект по сравнению с социальным иждивенчеством?

19. Кого по закону можно признать безработным?

20. Дайте сравнительную характеристику видов безработицы: фрикционной, структурной, сезонной, циклической.

21. В чем отличия действительной и фиктивной безработицы?

22. Какая работа по закону признается подходящей?

23. Как оценивается уровень безработицы по методике MОТ и методики Минтруда РФ?

24.0характеризуйте основные пути снижения безработицы.

Причины безработицы

Отношение к безработице как социально-экономическому критерию состояния общества с течением времени менялось, но ущерб, нанесенный безработицей, влечет за собой значительное отставание страны в экономическом развитии.

Повышение или снижение экономической активности являются основными причинами роста и снижения занятости и уровня безработицы в стране. Циклическое развитие экономики, следующие друг за другом подъемы и спады экономической активности в течение нескольких лет или десятков лет, ведут к определенным колебаниям численности занятых и безработных.

Основными экономическими причинами безработицы являются:

1) Высокая цена рабочей силы (зарплата), которую требуют ее продавец.

Поведение работодателя на рынке рабочей силы определяется в данных условиях соотнесением затрат на покупку рабочей силы и дохода, который он получит от ее использования в течение определенного периода времени, с теми затратами, которые он понесет за покупку машины, заменяющей рабочую силу и того результата, который принесет ему эта машина. Если такое сопоставление будет в пользу машины, то предприниматель откажется от использования рабочей силы и отдаст предпочтение машины. Научно-технический прогресс и повышение технического строения производства есть одна из причин безработицы в современных условиях.

2) Низкая цена рабочей силы (зарплата), которую устанавливает покупатель.

В этом случае наемный рабочий отказывается продавать за бесценок свою рабочую силу и ищет другого покупателя. В течение определенного времени он может оставаться без работы и относится к категории безработных.

3) Отсутствие стоимости, а соответственно и цены рабочей силы.

В обществе всегда есть люди, которые не могут быть вовлечены в процесс производства по причине отсутствия у них рабочей силы как таковой или наличие рабочей силы настолько низкого качества, что работодатель не желает ее приобретать. Это бродяги, инвалиды и т. п.

Таким образом, основной причиной возникновения безработицы является нарушение равновесия на рынке рабочей силы. Это не равновесие особенно усиливается в период экономических спадов, войн, стихийных бедствий и т.п.

Виды безработицы

Для рыночной экономики безработица является естественной на рынке труда. Многие экономисты, рассматривая, как объект своих изучений, безработицу делают акцент именно на естественности и неизбежности этого процесса. В тоже время, для обычного человека безработица чаще всего представляет сугубо негативное явление.

Важно подчеркнуть, что к безработным обычно относят не только уволенных по различным причинам, но и лиц, добровольно оставивших работу и предпринимающих попытку найти новую. Структура безработицы по ее причинам включает четыре основные категории рабочей силы: потерявшие работу в результате увольнения; добровольно оставившие работу; пришедшие на рынок труда после перерыва; впервые пришедшие на рынок труда. Соотношение этих категорий зависит, прежде всего, от фазы экономического цикла.

Для того, что бы разобраться в истинном значении безработицы, необходимо выделить и проанализировать виды безработицы.

В основном экономисты делят безработицу на естественную и вынужденную.

Рассмотрим каждый вид более подробно:

1) Естественная безработица

Естественная норма безработицы - это такая ее норма при данной структуре спроса и предложения в экономике, которая удерживает на неизменном уровне реальную заработную плату и при условии нулевого прироста производительности труда поддерживает неизменный уровень цен.

К естественной безработице относится фрикционная, добровольная и институциональная.

· Фрикционная

К фрикционным безработным относятся люди: уволенные с работы по приказу администрации; уволившиеся по собственному желанию; ожидающие восстановления на прежней работе; нашедшие работу, но еще не приступившие к ней; сезонные рабочие (не в сезон); впервые или вновь появившиеся на рынке труда с требующимся в экономике уровнем профессиональной подготовке и квалификации.

Уровень фрикционной безработицы, равен выраженному в процентах отношению количества фрикционных безработных к общей численности рабочей силы. При этом фрикционная безработица представляет собой явление не только неизбежное, поскольку связана с естественными тенденциями в движении рабочей силы (люди всегда будут менять место работы, стремясь найти работу, в наибольшей степени соответствующую их предпочтениям и квалификации), но и желательное, так как способствует более рациональному размещению рабочей силы и более высокой производительности (любимая работа всегда более производительна, чем та, которую человек заставляет себя выполнять).

Фрикционная безработица порождается постоянным перемещением населения из одного региона (города, поселка) в другой, сменой профессии, этапов жизни (учеба, рождение ребенка и уход за ним и т.п.). Безработица, возникающая по этим мотивам, рассматривается как добровольная, поскольку люди по собственному желанию меняют место жительства, работу, профессию, принимают решение учиться или иметь ребенка. Фрикционная безработица существует всегда, она неизбежна. Главный ее признак - низкая продолжительность. Так, в США в конце 1980-х гг. примерно 50% безработных были таковыми 5 недель, а 80% безработных - примерно 14 недель. Это говорит о том, что американская безработица по природе в значительной мере носит фрикционный характер, что свидетельствует о достаточно высокой эффективности рынка рабочей силы, нормальном процессе перераспределения ресурсов в экономике, а не о серьезной социальной проблеме. Существенной чертой такой безработицы является также то, что люди, ищущие работу, обладают необходимой квалификацией, профессиональной подготовкой и навыками. На их способности существует спрос со стороны фирм.

· Добровольная

Добровольная безработица включает в себя контингент незанятых трудоспособных людей, который по своей воле самоустранился от трудовой деятельности, т. е. не просто не желает работать.

Добровольная безработица возникает, как уже говорилось ранее, когда человек не работать за низкую заработную плату. Кроме того, в любом обществе есть определенный процент людей, которые вообще не хотят работать (в западных странах их доля в общей сложности доходит до 15%). В эту категорию входят достаточно богатые люди, которые могут себе позволить не работать, поскольку не нуждаются в доходах от труда. Сюда же можно отнести своего рода "врожденных тунеядцев" (бомжи, клошары и т.п.), для которых бродяжничество - своеобразный стиль жизни, психологическая установка. Часть людей получают доход из других источников (находятся на иждивении супругов, государства) и считают, что тот заработок, который они получают, не компенсирует им потерю досуга или нерыночную деятельность, включающую работу по дому и воспитанию детей. Наконец, в категорию добровольных безработных нередко попадают люди с низкой квалификацией, которые не могут рассчитывать на высокие заработки, а также работники тех стран, где налоги настолько высоки, что трудовые доходы не приносят ощутимой чистой прибыли 4 .

· Институциональная

Она вызывается функционированием инфраструктуры рынка труда, а также факторами, деформирующими спрос и предложение на рынке труда. Относительно большое пособие по безработице может провоцировать удлинение сроков поиска работы, что оказывает ощутимое воздействие на предложение труда.

2) Вынужденная безработица

Вынужденная безработица, которая называется или диктуется происходящими изменениями в хозяйственной деятельности, связанными с технологическими переворотами, сдвигами в отраслевой структуре общественного производства, изменениями в территориальном размещении производительных сил. К ней относятся структурная, циклическая, застойная, региональная и скрытая безработица.

· Структурная безработица

В основе структурной безработицы лежит научно - технический прогресс, использование его достижений в хозяйственной практике. Это выражается в изменении структуры производственного и потребительского спроса населения, в соответствующем совершенствовании технологии производства и т.д. В результате изменяется структура рабочих мест, происходит их модернизация, появляются новые, ликвидируются старые. Такие новации трансформируют профессионально - квалификационный состав занятого населения и в этой связи количественные характеристики спроса на рабочую силу. Предложение же труда более консервативно и дольше сохраняет свое качество и структуру. Людям необходимо для переориентации определенное время, в течение которого они приобретут новые навыки труда, знания, умения, приспособятся к изменяющейся среде обитания.

Таким образом, Структурная безработица возникает в результате несовпадения спроса на рабочую силу и предложения труда, связанного с технологическими изменениями в производстве, которые порождают и структурные изменения в спросе на рабочую силу. По этой причине структурную безработицу иногда называют технологической. Под влиянием технологических изменений спрос на некоторые виды профессий прекращается, и работодатели ищут специалистов с новыми профессиями. Кроме того, происходят изменения территориального распределения рабочей силы, в результате чего в отдельных регионах может накапливаться незанятое население. В 1990-е гг. в России и других странах СНГ безработица возросла в значительной мере за счет структурного компонента, так как, с одной стороны, спрос на многие специальности стал резко падать (инженеры, проектировщики, научно - исследовательские работники и т.д.), а с другой стороны - появилась потребность в новых профессиях (банковские служащие, бухгалтеры, коммерсанты, менеджеры и т.д.).

· Циклическая

Безработица, которая предопределяется циклическим характером общественного воспроизводства и возникает на стадии спада производства или в фазе экономического кризиса.

· Застойная

Застойная безработица характеризует ту часть населения, которая постоянно лишена работы или перебивается случайными заработками. Это нищие, бродяги, инвалиды и т. д. Эта часть людей, потерявшая законный источник существования, как правило, пополняет ряды преступного мира.

· Региональная

Региональная безработица связана с целым комплексом фактором исторического, демографического, культурно-национального, социально-психологического характера. Поэтому при решении данной проблемы должно быть тесное взаимодействие местных административно-национально-территориальных органов власти с центральной властью.

· Скрытая

В условиях, когда спрос на рабочую силу почти отсутствует, многие люди, потеряв надежду ее найти, не идут на биржу труда и не регистрируются. Поэтому эта часть безработных остается вне поля зрения официальной статистики, поэтому считается скрытой.

Работодатели зачастую стремятся снизить свои расходы, а потому по возможности стараются нанять дешевую рабочую силу – конечно, при условии, что сотрудники в состоянии справиться с поставленными задачами. Это порождает сразу две популярных причины безработицы.

Во-первых, люди, не желающие соглашаться на низкую заработную плату, вынуждены порой подолгу искать подходящую вакансию. Чем больше таких безработных, тем выше «конкурс» на каждую должность и тем ниже шанс кандидатов ее получить. Нередко в поисках подходящего места люди проводят несколько месяцев или даже лет. Во-вторых, если у работодателя есть возможность заменить человека более дешевой машиной, которая будет выполнять процедуры не хуже рядового сотрудника, он наверняка это сделает. В результате, часть вакансий и вовсе пропадает, а уровень безработицы возрастет. Эта проблема особенно актуальна на производстве: многие заводы переходят на автоматические системы и вместо большого коллектива нанимают минимальное количество работников, которого будет достаточно, чтобы следить за функционированием машин и чинить их при необходимости.

Еще одна широко распространенная во многих странах причина безработицы заключается в том, что определенный процент населения попросту не может предложить свои услуги работодателям. Речь идет в основном о деклассированных элементах, о людях с плохой репутацией, включая ранее судимых, а также, увы, об инвалидах. В список входят и люди невостребованных или, напротив, очень популярных профессий. Первые не могут найти подходящую должность, а вторые – устроиться на работу при наличии огромного числа конкурентов, выбравших ту же престижную специальность.

Дополнительные причины безработицы

Спрос на товары и услуги меняется очень быстро, и это тоже влияет на уровень безработицы. Нередко представители профессий, популярных 5-10 лет назад, оказываются невостребованными, в то время как «в моду» входят новые вакансии и особые должности.

Проблема заключается еще и в том, что работодатели не всегда могут найти сотрудников с нужной квалификацией. Это связано с тем, что люди попросту не успевают пройти обучение и «перестроиться», чтобы соответствовать новым требованиям. В результате получается неприятная ситуация: есть много свободных вакансий, а безработица все равно растет.

Не стоит забывать и о сезонной безработице. Она связана с тем, что некоторые вакансии актуальны только в определенное время года.

Возникновение безработицы связано с различными причинами, и сократить ее можно лишь за счет создания условий, способных ослабить влияние той или иной из этих причин. Необходимость для любой страны стремиться к сокращению безработицы до экономически рационального минимума порождается рядом причин.

Методы борьбы с безработицей определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны. В мире накоплен богатый опыт борьбы с безработицей. Сокращение безработицы является чрезвычайно сложной задачей, так как существует множество её типов. Поэтому невозможно выработать единый способ борьбы с безработицей и любому государству приходится использовать различные методы для решения этой проблемы.

Уровень безработицы, возможно снизить за счет таких факторов:

  • - Создание новых рабочих мест. Этот метод считается основным методом борьбы с безработицей и предполагает создание условий для массового строительства, развития большого и малого предпринимательства, создание новых рабочих мест государством и тому подобное
  • - Стимулирование малого предпринимательства позволяет относительно быстро создать новые рабочие места. Основным источником стимулирования малого бизнеса является банковская система
  • - Создание государством рабочих мест, для выполнения работ в интересах общества. Это, например, работа в области охраны окружающей среды, строительства автомобильных и железных дорог, очистка мест проживания от мусора и так далее
  • - Помощь молодым специалистам в интеграции на рынок труда. На рынке труда молодёжь часто оказывается в невыгодном положении по сравнению с более опытными старшими работниками. Особенно остро эта проблема стоит в государствах, в которых рынок труда строго контролируется
  • - Улучшение обеспечения рынка труда информацией о существующих вакансиях. Безусловно, если безработный не владеет этой информацией, он не сможет устроиться на работу. Для решения этой проблемы создаются биржи труда, центры занятости и другие подобные частные или государственные организации
  • - улучшение развития рынка жилья
  • - выделение государством средств для массового строительства и так далее Государству необходимо предоставить неплохие условия для поддержки молодых работников. Также нужно создание дополнительных вакансий, чтобы безработные могли устроиться на работу. Значительным шагом по преодолению безработицы является предоставление возможности досрочно выйти на пенсию. К сожалению, эти и многие другие методы борьбы с безработицей малоэффективны до тех пор, пока в стране не повысится экономический уровень развития в целом. Проблемы безработицы не решаются в один шаг, а носят характер многосторонних программ, которые и необходимо реализовывать для предотвращения и понижения уровня безработицы.

Изучая проблемы безработицы, экономическая наука пришла к выводу: фрикционная и структурная безработица - явления естественные и не представляющие угрозы для нормального развития страны. Более того такое развитие без них просто невозможно.

Так, одним из наиболее эффективных способов борьбы с фрикционной безработицей является создание и поддержание развитой информационной системы о состоянии рынка труда и имеющихся вакансиях. Способом борьбы со структурной безработицей является активная структурная и инвестиционная политика государства. Наиболее тяжелой по своим последствиям и трудно управляемой является циклическая безработица. Для борьбы с ней используют весь арсенал мира антициклического регулирования.

Наличие безработицы заставляет людей опасаться потери рабочего места и побуждает их трудиться более производительно и качественно. Поэтому полная занятость - как ее сегодня понимают в большинстве развитых стран - это ситуация, когда существуют фрикционная и структурная безработица, но нет безработицы циклической. При таком положении безработица в стране соответствует своей естественной норме, в разных странах она складывается по-своему. Какова естественная норма безработицы для России сегодня сказать нельзя, еще только предстоит экспериментально определить эту величину. Но сделать это можно будет только тогда, когда экономика нашей страны выйдет из кризиса и начнется процесс сокращения циклической безработицы.