Почему при составлении национальных счетов. Система национальных счетов (СНС)

Почему при составлении национальных счетов. Система национальных счетов (СНС)

Система национальных счетов (СНС) - современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне. Показатели и классификации этой системы отражают структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы функционирования. СНС была создана около 50 лет тому назад в наиболее развитых капиталистических странах, когда возникла потребность органов государственного управления в информации, необходимой для регулирования рыночной экономики.

В недалеком прошлом в СССР для описания и анализа макроэкономики применялась другая система показателей - баланс народного хозяйства (БНХ). БНХ был основан на марксистских концепциях общественного воспроизводства и предназначен для анализа такой модели экономики, которая основана на общественной собственности на средства производства и централизованном планировании. Поэтому при проведении экономических реформ в России и других странах СНГ было необходимо перейти от баланса народного хозяйства к системе национальных счетов.

В СНС используются некоторые важные приемы бухгалтерского учета (например, принцип двойной записи операций), и ее цели во многом аналогичны целям бухгалтерского учета: обеспечение информации для принятия управленческих решений. Однако в бухгалтерском учете информация используется для принятия решений на уровне предприятия (компании), а в СНС - для принятия решений, относящихся к экономике в целом. В известном смысле СНС - это бухгалтерский учет для экономики в целом. В связи с этим следует напомнить, что термин «национальное счетоводство» был предложен около 50 лет назад голландским экономистом В. Клиффом, который под национальным счетоводством понимал систему таблиц, напоминающих по форме бухгалтерские счета и балансы, содержащие систематизированное описание экономики на макроуровне. Большой вклад в развитие СНС внес Дж. Кейнс, который считал, что СНС - это система взаимосвязанных показателей (доход, потребление, сбережение) и ее данные должны представлять интерес для органов государственного управления при принятии решений по вопросам экономической политики и разработке мер по регулированию рыночной экономики.

В современной рыночной экономике осуществляются различные экономические операции: предприятия приобретают сырье и материалы, выпускают разнообразную продукцию, выплачивают заработную плату рабочим и служащим и налоги правительству, берут деньги взаймы в банках, инвестируют свободные и привлеченные ресурсы в машины и оборудование и т. д. Помимо предприятий, в экономическом процессе участвуют другие хозяйствующие субъекты: финансовые учреждения (банки, инвестиционные фонды, страховые компании), органы государственного управления, домашние хозяйства, различные некоммерческие организации (профсоюзы, политические, религиозные организации и т.д.). Они также выполняют много разнообразных операций с товарами и услугами, деньгами, кредитами, акциями и другими финансовыми инструментами. Все эти хозяйствующие субъекты взаимодействуют друг с другом, обмениваются товарами, услугами и активами в процессе создания новой стоимости. Для того чтобы разобраться, что происходит в экономике, и определить наиболее важные результаты экономического процесса, необходимо какимто образом упорядочить информацию как о самих хозяйствующих субъектах, так и о различных операциях, которые они проводят, а также об их активах и пассивах. Это упорядочение и осуществляется в рамках СНС с помощью особых правил и процедур. Его целями являются: описание общей картины состояния и развития экономики на макроуровне, установление взаимосвязей между наиболее важными макроэкономическими показателями, такими, как валовой внутрений продукт (ВВП), конечное потребление, инвестиции, сбережение, располагаемый доход и др. Информация, полученная на основе такого упорядочения, необходима:

  • органам государственного управления для принятия решений по вопросам макроэкономической политики;
  • предпринимателям и бизнесменам, желающим лучше ориентироваться в общей макроэкономической ситуации, в которой функционируют их предприятия и компании;
  • международным организациям (ООН, МВФ, Всемирный банк, ОЭСР) Для решения различных вопросов, связанных с организацией международного экономического сотрудничества (например, оказание помощи странам для их экономического развития, предоставление кредитов и т. д.).

Международные организации не только собирают информацию о наиболее важных показателях СНС, но и в большей степени занимаются вопросами теории и методологии СНС, разработкой международных стандартов в области национального счетоводства. В настоящее время таким стандартом является СНС 1993 года, одобренная Статистической комиссией ООН. В результате дальнейшего развития национального счетоводства СНС 1993 года заменила ранее действовавшую СНС 1968 года, при этом были учтены 25летний опыт применения СНС в различных странах мира и разработки по отдельным теоретическим и методологическим вопросам. Одобренный ООН в 1993 г. Международный стандарт в области национального счетоводства положил начало новому этапу развития СНС, который, повидимому, будет продолжаться около 10-15 лет. Основные усилия на этом этапе будут сосредоточены на внедрении новой СНС в практику стран-членов ООН, что неизбежно должно стимулировать дальнейшие исследовательские разработки в этой области.

Для того чтобы упорядочение в рамках СНС различных данных об экономических операциях и хозяйствующих субъектах (т.е. распределение по однородным группам) было наиболее эффективным и способствовало выявлению макроэкономических закономерностей и взаимосвязей, оно должно опираться на некоторые политэкономические концепции, а также постулаты, определяющие правила обработки информации. Согласно одной из таких концепций, необходимо определить границы «экономического производства», т. е. сферы, где происходят производство валового внутреннего продукта и создание нащюнального дохода.

Известно, что концепция экономического производства претерпевала в экономической науке значительные изменения по мере развития производительных сил. На ее формирование в свое время оказывали влияние работы Ф. Кэнэ, А. Смита, К. Маркса, А. Маршалла и других выдающихся ученыхэкономистов. В балансе народного хозяйства, который применялся в СССР для анализа макроэкономики, к сфере экономического производства относилось только материальное производство. В сфере нематериальных услуг (управление, оборона, здравоохранение, образование и т. д.) согласно концепциям БНХ происходят лишь перераспределение национального дохода и конечное потребление национального дохода. В СНС применяется более широкая концепция экономического производства, которая охватывает производство практически всех товаров и услуг, за исключением услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, поддержанию жилищ в чистоте, воспитанию детей и т. д. Это единственное исключение сделано по соображениям практического характера, поскольку деятельность домашних хозяек оценить весьма сложно. Таким образом, согласно концепциям СНС экономическое производство включает следующие виды деятельности:

  • производство товаров, включая товары для собственного потребления (например, производство фермерами сельскохозяйственных продуктов для собственного потребления);
  • оказание услуг для реализации;
  • деятельность финансовых посредников (банков, инвестиционных фондов, страховых компаний);
  • оказание нерыночных услуг учреждениями государственного управления (коллективные услуги в области управления, - обороны и индивидуальные услуги в области здравоохранения, образования и т.д.);
  • оказание нерыночных услуг некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства;
  • оказание услуг наемной прислугой (повара, садовники, шоферы);
  • оказание жилищных услуг собственниками жилищ для собственного потребления.

В сферу производства ВВП не включаются изменения, происходящие в окружающей среде (например, истощение запасов угля, нефти и других полезных ископаемых, загрязнение воздуха и воды и т.д.), однако деятельность, направленная на защиту окружающей среды, подлежит измерению и включению в ВВП. Многие специалисты в области макроэкономического анализа считают, что при определении результатов экономической деятельности и исчислении ВВП должны быть приняты во внимание негативные изменения, происходящие в окружающей среде. Они. .предлагают исчислять показатель «экологически чистого ВВП». В некоторых странах проводятся экспериментальные расчеты с целью исчислеЙия ВВП, скорректированного на истощение минеральных ресурсов, загрязнение окружающей среды и т. д. Однако в большинстве стран для внедрения таких расчетов в регулярную статистическую практику потребуется длительное время.

Другая важная концепция СНС, на которой основывается исчисление основных показателей доходов (национальный доход, располагаемый доход, первичные доходы и др.), отражает политэкономическое содержание категории «доход». Она разработана английским экономистом Дж. Хиксом. В соответствии с этой концепцией доход представляет со^§ой максимальную сумму денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не становясь при этом беднее, т. е. не уменьшая своего накопленного богатства и не принимая на себя никаких финансовых обязательств. Следующая концепция СНС заключается в определении роли различных факторов производства в создании стоимости. В отличие от марксистской теории согласно этой концепции земля и капитал рассматриваются как факторы, участвующие в создании стоимости наравне с трудом. Следует отметить, что в новой СНС 1993 года нет прямых ссылок на факторы производства и оценку показателей по факторной стоимости. Это во многом обусловлено желанием авторов СНС обойти дискуссионные Вопросы по данной теме. Понятие факторного дохода заменено в СНС 5993 года понятием первичного дохода, которое весьма близко по содержанию к категории факторного дохода, но вместе с тем имеет некоторые отличия. В этой связи следует отметить, что в некоторых странах, наприМер в США, национальный доход до последнего времени исчислялся по факторной стоимости, т. е. в рыночных ценах, за вычетом косвенных налогов, но с добавлением субсидий на продукты. Такая практика представляет собой известное отклонение от международного стандарта в области GHC, который рекомендует оценивать все показатели в рыночных ценах. В то же время в СНС предусмотрена возможность исчисления некоторых показателей и по факторной стоимости.

Важной особенностью СНС является группировка всех хозяйствующих субъектов по институциональным секторам. В СНС 1993 года различают пять секторов:

  • нефинансовые корпорации и квазикорпорации;
  • финансовые корпорации и квазикорпорации;
  • государственное управление;
  • домашние хозяйства;
  • некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

Все хозяйствующие субъекты относятся к одному из этих секторов в соответствии с функцией, которую они осуществляют в экономическом процессе. Например, функция нефинансовых корпораций состоит в производстве товаров и нефинансовых услуг для реализации их на рынке по ценам, возмещающим издержки производства; функция финансовых корпораций - в аккумулировании свободных финансовых ресурсов и предоставлении их на определенных условиях инвесторам. Таким образом, финансовые корпорации выполняют роль посредников между теми, кто сберегает ресурсы, и теми, кто их использует для финансирования инвестиций.

Функция учреждений государственного управления заключается в осуществлении перераспределения национального дохода и богатства, а также в предоставлении бесплатных услуг как обществу в целом (управление, оборона, научные исследования и т. д.), так и отдельным лицам или группам населения (образование, здравоохранение и т.д.).

Единицы, включенные в сектор домашних хозяйств, участвуют в производстве, предоставляя свою рабочую силу, и приобретают товары и услуги на рынке. Кроме того, домашние хозяйства являются собственниками мелких некорпорированных предприятий (фермы, семейные рестораны, магазины и т. д.). Эти некорпорированные предприятия производят товары и услуги для продажи их на рынке, но частично иногда и для собственного потребления собственниками некорпорированных предприятий. Финансовым результатом деятельности некорпорированных предприятий является смешанный доход, который включает как элементы прибыли, так и оплату труда. Некорпорированные предприятия включены в сектор домашних хозяйств по соображениям практического характера, так как на практике трудно отделить доходы и расходы некорпорированных предприятий от доходов и расходов их собственников.

Функцией некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (общественные, политические, религиозные организации), является оказание бесплатных услуг членам этих организаций.

Таким образом, бесчисленное число хозяйствующих субъектов сведено в СНС в пять относительно однородных групп. Для всех секторов в СНС предусмотрен стандартный набор счетов, в которых регистрируются экономические операции, связанные с производством, образованием, распределением и перераспределением доходов, сбережением и накоплением, приобретением финансовых активов и принятием финансовых обязательств. На основе информации, содержащейся в секторальных счетах, можно проводить анализ экономического и финансового положения отдельных секторов экономики, а также взаимосвязей между ними в экономическом процессе.

Наиболее важные счета (счет производства и счет образования доходов) составляются в СНС также для отраслей экономики, т. е. для совокупностей однородных подразделений предприятий и организаций, занятых аналогичными видами деятельности (например, производством промышленных, сельскохозяйственных, строительных товаров и т. д.). Информация, содержащаяся в секторальных счетах, а также в счетах для отраслей экономики, используется в конечном счете для получения так называемых агрегатов, т.е. наиболее важных макроэкономических показателей:

  • валовой национальный доход (ВНД);
  • валовой национальный располагаемый доход (ВНРД);
  • конечное потребление;
  • валовое накопление;
  • сальдо экспорта и импорта;
  • национальное сбережение;
  • чистое кредитование и чистое заимствование;
  • национальное богатство.

ВВП - центральный показатель СНС, который характеризует стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны за тот или иной период. ВВП исчисляется в рыночных ценах конечного потребления, т. е. в ценах, оплачиваемых покупателем, включая все торговотранстюртные наценки и налоги на продукты (НДС, акцизы и т.д.). ВВП используется для характеристики результатов производства, уровня эконо: Мического развития, темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике и т. д. Очень часто этот показатель используется в сочетании с другими показателями, например, если анализируется отношение дефицита государственного бюджета к ВВП и др. Показатель ВВП исчисляется, как видно из его названия, на валовой основе, до вычета потребления основного капитала, что сопряжено с трудностями практического характера при получении достоверных данных о потреблении основного капитала. Однако СНС признает, что с теоретической точки зрения более правильным является показатель чистого внутреннего продукта.

ВНД представляет собой сумму первичных доходов, полученных резидентами* данной страны за тот или иной период. ВНД отличается.от ВВП как в качественном, так и в количественном отношении. В качественном отношении различие между ВВП и ВНД состоит в том, что первый показатель характеризует поток конечных товаров и услуг, или вновь созданную стоимость, тогда как второй показатель представляет собой поток первичных доходов, полученных резидентами данной страны в результате их участия в создании ВВП данной страны, а также ВВП других стран. В количественном отношении ВНД отличается от ВВП на сальдо первичных доходов, полученных изза границы или переданных за границу. К первичным доходам в СНС принято относить оплату труда, прибыль, доходы от собственности, а также налоги на производство и импорт. Первичные доходы, поступающие изза границы или выплачиваемые за границу, обычно включают оплату труда и такие доходы от собственности, как проценты и дивиденды, а также реинвестируемые доходы от прямых зарубежных инвестиций.

ВНРД отличается от ВНД на сальдо текущих перераспределительных платежей (текущих трансфертов), переданных за границу или полученных изза границы. Эти трансферты могут включать гуманитарную помощь, подарки родственникам, получаемые изза границы, штрафы и пени, выплачиваемые резидентами за границей, и т. д. Таким образом, ВНРД охватывает все доходы, полученные резидентами данной страны в результате первичного и вторичного распределения доходов. ВНРД может быть получен путем суммирования валовых располагаемых доходов всех пяти секторов экономики. ВНРД подразделяется на расходы на конечное потребление и национальное сбережение.

Конечное потребление включает расходы на конечное потребление: домашних хозяйств; государственного управления; некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Расходы государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, на конечное потребление по существу совпадают со стоимостью нерыночных (бесплатных) услуг, оказываемых этими организациями и учреждениями.

Валовое накопление охватывает накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств, а также чистое приобретение ценностей (ювелирных изделий, предметов антиквариата и т.д.).

Сальдо экспорта и импорта представляет собой важный элемент конечного использования ВВП. Экспорт оценивается в ценах ФОБ, а импорт - в ценах СИФ.

Сумма конечного потребления, валового накопления и сальдо экспорта и импорта дает ВВП методом конечного использования. Теоретически эта величина должна совпадать с ВВП, исчисленным производственным методом, т. е. путем суммирования валовой добавленной стоимости всех секторов или отраслей экономики. Добавленная стоимость определяется в основных ценах, т. е. в ценах, которые включают субсидии на продукты, go не включают налоги на продукты, поэтому для перехода от суммы добавленной стоимости к ВВП необходимо добавить к ней налоги на продукты и исключить субсидии на продукты. ВВП может быть также исчислен распределительным методом, т. е. путем суммирования оплаты труда, выплаченной предприятиями и организациями данной страны своим рабочим и служащим, независимо от того, являются ли они резидентами или нерезидентами данной страны, валовой прибыли и валовых смешанных доходов, налогов (за вычетом субсидий) на производство и импорт.

Национальное сбережение - важный показатель СНС. Он может быть получен путем вычитания из ВНРД величины конечного потребления. Сбережение - это источник финансирования накопления, т. е. прироста основных фондов, запасов материальных оборотных средств, ценностей и др. Если абстрагироваться от существования других стран, то национальное сбережение равно величине национального накопления.

Чистое кредитование/чистое заимствование - это показатель, характеризующий объем финансовых ресурсов, временно предоставленных данной страной другим странам или временно полученных от них.

Национальное богатство представляет собой сумму чистого капитала всех хозяйствующих субъектов страны. Другими словами, национальное богатство равно сумме всех активов страны (нефинансовых и финансовых) за вычетом финансовых обязательств. Финансовые требования резидентов друг к другу взаимно погашаются, и в конечном счете национальное богатство включает (наряду с нефинансовыми активами) финансовые требования к другим странам за вычетом финансовых обязательств перед другими странами.

Все эти важные показатели взаимосогласованы, и Поэтому их можно использовать в сочетании друг с другом. Они дополняют друг друга, раскрывая различные аспекты экономического процесса.

Взаимосвязь между наиболее важными макроэкономическими показателями СНС представлена ниже:

А. Валовой внутренний продукт

Б. Потребление основного капитала

В. Чистый внутренний продукт (А-Б)

Г. Сальдо первичных доходов, полученных из-за границы

Д. Валовой национальный доход (А+Г)

Е. Чистый национальный доход (Д-Б)

Ж. Сальдо текущих трансфертов, полученных из-за границы

3. Валовой национальный располагаемый доход (Д+Ж)

И. Конечное потребление

К. Национальное сбережение (3Й)

Л. Сальдо капитальных трансфертов, полученных из-за границы

М. Источники финансирования инвестиций (К+Л)

Н. Валовое накопление (как элемент ВВП)

О. Чистое приобретение непроизведенных нематериальных нефинансовых активов

П. Чистое кредитование/чистое заимствование (М-Н-О)

Регистрация экономических операций в счетах СНС позволяет выявить ряд важных соотношений между наиболее значимыми экономическими показателями. Эти соотношения можно представить в виде равенств. Ниже приведены наиболее важные из этих равенств:

GDP = C + I + E,

где GDP - валовой внутренний продукт; С - конечное потребление; I - инвестиции (валовое накопление основных фондов, прирост запасов материальных оборотных средств, чистое приобретение ценностей); Е - чистый экспорт.

GDP = W + Q + R + P + Т,

где W - заработная плата, выплаченная предприятиями и организациями данной страны своим рабочим и служащим, независимо от того, являются ли они резидентами или нерезидентами данной страны; Q - отчисления на социальное страхование; R - валовая прибыль; Р - валовой смешанный доход; Т - налоги на производство и импорт (за вычетом субсидий).

GDP = D + N - U,

где D - добавленная стоимость всех отраслей экономики в основных ценах; N - налоги на продукты; U - субсидии на продукты.

GNI = GDP + L M,

где GNI - валовой национальный доход; L - первичные доходы, полученные резидентами данной страны за границей (оплата труда, проценты, дивиденды, реинвестированные доходы от прямых зарубежных инвестиций); М - первичные доходы, переданные резидентами данной страны за границу.

GNDI = GNI + В - G,

где GNDI - валовой национальный располагаемый доход; В - текущие трансферты, полученные резидентами данной страны изза границы; G - текущие трансферты, переданные резидентами данной страны за границу.

где С - конечное потребление; S - национальное сбережение.

S + K = f + Z + J - О,

где S - национальное сбережение; К - сальдо капитальных трансфертов, полученных д изза границы; I - накопление произведенных активов; Z - накопление непроизведенных нематериальных активов (патенты, лицензии и т. д.); J - чистое кредитование/чистое заимствование; О - потребление основного капитала.

где J - чистое кредитование/чистое заимствование; F - приобретение финансовых активов у нерезидентов; Y - принятие финансовых обязательств перед нерезидентами.

Источник - Экономическая статистика. 2-е изд., доп.: Учебник/Под ред. Ю.Н. Иванова. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 480 с.

На сегодняшний день все страны осуществляют в большей или меньшей степени государственное регулирование экономической деятельности. Различаются методы, но цель и результат такого вмешательства одинаковы - успешное развитие национального хозяйства. А для реализации регулирования необходима статистическая информация, которая бы позволила объективно рассмотреть ситуацию и ее изменение. Страны стали создавать свой собственный статистический инструментарий, а со временем появилась так называемая система национальных счетов, позволившая государствам сравнивать экономические успехи и перенимать опыт.

История возникновения концепции

Система национальных счетов (СНС) начала зарождаться в 1930 годы. После Великой депрессии и Второй мировой войны многие страны стремились укрепить свое национальное хозяйство за счет государственного управления. А для разработки макроэкономической политики, мер и программ нужна была статистическая информация.

В 1940-1950 годы подавляющее большинство ведущих капиталистических стран начинают разрабатывать свои собственные концепции СНС. Национальные хозяйства нуждались в перестройке на гражданский лад. Вскоре понятие системы национальных счетов проникает в отчеты ведущих международных организаций. Огромный вклад в разработку концепции внесла ООН. Данная организация подготовила первый международный стандарт СНС, опубликованный в 1953 году. Уже тогда было осуществлено привычное деление производства по отраслям, а также подробная разбивка финансовых потоков. С тех пор он пересматривался три раза: в 1968-м, 1993-м и 2008-м. Однако принцип расчета показателей СНС остался прежним. На сегодняшний день существует множество местных адаптаций методологии, существенный вклад в развитие концепции вносит ООН, МВФ, Мировой банк, ОЭСР, Статистическое бюро Европейских сообществ.

Сущность

СНС - это свод экономических таблиц, отражающих расходы и доходы хозяйственной деятельности в рамках государства. Основные показатели системы национальных счетов характеризуют:

  • выпуск товаров и услуг;
  • формирование, первичное и дальнейшее распределение, использование национального дохода;
  • изменение структуры имущества;
  • финансирование и кредитование.

Система национальных счетов позволяет упорядочить всю имеющуюся информацию о хозяйственной деятельности. Она учитывает все сферы производства. Тем не менее СНС не включает выпуск товаров и услуг домашними хозяйствами, использование промежуточного продукта и нелегальную экономику. В системе национальных счетов отображаются все стадии воспроизводственного процесса. На выходе получаются балансовые таблицы, характеризующие изменение национального богатства страны в течение определенного периода времени, зачастую года.

Структурные категории

Основные счета системы национальных счетов, разработанной ООН, включают:

  • Показатели валовой продукции. Это счет производства.
  • Показатели первичного распределения денежных поступлений. Это счет доходов.
  • Индикаторы перераспределения трансферов.
  • Счет расходов домохозяйств.
  • Показатели, связанные с капиталом.
  • Счет финансовых транзакций.
  • Индикаторы изменения стоимости активов.
  • Счет активов и пассивов.
  • Платежный баланс.

Данные счета включают многочисленные приложения и субкатегории, которые нужны для того, чтобы объективно рассмотреть транзакции между различными секторами. Однако нужно понимать, что не все страны ООН собирают данные показатели в полном объеме. Например, счет активов и пассивов до сих пор находится в разработке. Также ООН пытается создать методологию для категории стратегических запасов и природных ресурсов.

Классификация показателей

Структура СНС отражает деятельность четырех экономических агентов и циркуляцию факторов и денег между ними. Это домохозяйства, фирмы, государства и так называемый иностранный сектор или «остальной мир». Основными показателями СНС являются: ВНД, ВНП чистый национальный продукт, личный и национальный доход. Система национальных счетов, таким образом, характеризует отдельные стороны национального богатства.

Методы измерения

Если рассматривается система национальных счетов, ВВП всегда на первом плане. Он представляет собой общую рыночную стоимость всех благ, произведенных на территории страны за год. В отличие от ВНП, данный показатель не учитывает, кому принадлежат использованные в процессе факторы.

Существует несколько методов его расчета. Первый - по расходам. Все денежные затраты потребителей, фирм и государства, а также чистый экспорт суммируются. Таким образом, инвестиция в системе национальных счетов учитывается в том числе и в виде вложений коммерческого сектора.

Второй метод расчета ВВП - по доходам. Для исключения двойного счета в данном случае используется показатель добавленной стоимости. Оба метода расчета ВВП должны давать одинаковый результат. Однако на практике цифры могут незначительно отличаться. ВНП представляет собой разность ВВП и чистого экспорта. Расчет данного показателя аналогичен уже рассмотренному.

Чистый экспорт - это соотношение конечной стоимости проданных за границу товаров и купленных в других странах. Обычно разница между ВВП и ВНП является небольшой и составляет около 0,5-1,5%. При помощи этих двух показателей система национальных счетов дополняется еще целым рядом индикаторов. Среди них:

  • ЧНП, или чистый национальный доход. Это показатель, который объективно характеризует производственный потенциал страны. Он учитывает только чистые инвестиции. ЧНП равен разности ВНП и амортизации. Последняя переносится на стоимость произведенных товаров постепенно, поэтому нет смысла учитывать ее дважды.
  • Национальный доход (НД). Он представляет собой общую стоимость произведенных товаров и оказанных услуг. Для его расчета необходимо вычесть из ЧНП косвенные налоги.
  • Личный доход (ЛД). Данный показатель характеризует совокупный заработок экономических субъектов. В отличие от НД, это полученный доход. Данный показатель крайне важен для характеристики национального хозяйства, так как не весь доход поступает в распоряжение собственников ресурсов. ЛД равен НД минус взносы на социальное страхование, налог на прибыль, трансферы и проценты по государственным облигациям.
  • Располагаемый личный доход (РЛД). Данный показатель равен разности ЛД и индивидуальных налогов.
  • Чистый факторный доход (ЧФД). Показатель характеризует соотношение между заработками граждан страны за рубежом и иностранцев на ее территории.

Назначение СНС

На сегодняшний день система национальных счетов разрабатывается многими международными организациями, а не только ООН. Основной целью использования СНС является обеспечение интегрированной полной системы счетов, позволяющей сравнивать экономические успехи различных стран мира. Отдельные государства могут использовать стандарт для создания собственных вариаций. Системы некоторых стран, например, Франции, США и Китая значительно отличаются от версии СНС, принятой ООН. Однако это не является проблемой. Они предоставляют достаточный объем данных для того, чтобы переработать их в соответствии со стандартом ООН.

Публикация данных

Показатели становятся основой ежегодных (ежеквартальных) отчетов о ВВП, инвестициях, операциях с капиталом, государственных расходах и внешней торговли. В них отражается все национальная экономика. Система национальных счетов характеризует ее отдельные стороны, а потом позволяет построить на их основе грамотную макроэкономическую политику.

Данные часто пересматриваются, поскольку они собираются из огромного количества источников с использованием различных методов оценки, что приводит к тому, что цифры в отчетах могут незначительно отличаться. И это нужно принимать в расчет при их использовании в исследованиях.

Система национальных счетов России

Во времена СССР в стране существовали альтернативные концепции измерения успешности экономической деятельности. Для анализа общественного производства использовался баланс народного хозяйства (БНХ). В его основе лежали взгляды Карла Маркса и Адама Смита. Самым главным показателем БНХ был совокупный общественный продукт, а также реальные доходы. В 1988 году в баланс был включен ВВП. Это углубило анализ экономики и приблизило его к западным стандартам. После распада СССР данную концепцию признали устаревшей, был осуществлен переход на СНС. С применением в РФ системы национальных счетов связано три проблемы. Рассмотрим каждую из них.

Проблема идентификации товаров и услуг. Она связана с тем, что иногда трудно отличить производство от потребления. Особенно ярко эта проблема в национальных масштабах проявляется в сфере услуг. Считается, что она произрастает из несовершенства экономики, а не из слабости ее научного анализа. Чем менее эффективной является институциональная структура хозяйства, тем больший объем произведенных товаров и услуг не являются экономическими благами.

Еще одна трудность - это проблема двойного счета. Она связана с тем, что большинство продуктов являются промежуточными. На первый взгляд данную проблему легко решить, учитывая только конечные товары. Однако не все так просто. В производстве распространены замкнутые циклы, которые усложняют поиск конечного продукта. Своеобразным выходом является учет товаров и услуг не по рыночным ценам, а по добавленной стоимости, однако он не совершенен.

Огромной проблемой для России и других развивающихся стран является огромный охват теневого сектора. Он полностью не учитывается в ВВП, а по размеру иногда может даже превышать его.

Качество и охват

Как уже было сказано выше, во многих странах существуют собственные модификации СНС. Поэтому качество и охват систем национальных счетов может значительно различаться в зависимости от государства. И на это есть несколько причин:

  • различный уровень инвестирования в статистические расчеты;
  • трудности в оценке экономической деятельности в некоторых странах из-за разрастания теневого сектора, неграмотности населения, географических факторов, социально-политической нестабильности, чрезвычайно высокой мобильности человеческих ресурсов и активов, что особенно характерно для стран Субсахарной Африки;
  • различия в автономности статистических агентств;
  • несоответствие уровней развития статистики как науки в странах мира;
  • стандарт ООН является только плановой, а не единой системой, которая должна быть внедрена во всех государствах, поэтому последние могут в силу своих возможностей и потребностей модифицировать его, что иногда может приводить к снижению качества оценки экономики и охвата сфер.

Критика понятия ВВП

Несмотря на то что СНС широко применяется, существуют ученые, которые относятся к ее показателям весьма скептически. Однако зачастую критикуют не сам ВВП, а его использование. Например, известный экономист Джозеф Стиглиц отмечает, что данный показатель ни в коем случает не является тождественным благосостоянию нации. На этой идее базируются три самых распространенных подхода к критике ВВП.

Феминистический подход

Представители данного подхода, в частности Мелелин Уоринг и Мария Мис, считают, что основная проблема СНС заключается в том, что она никак не учитывает неоплачиваемую работу, например, домохозяек. Это приводит к искажению реальности. Во многих странах ОЭСР к возражениям феминисток подошли вполне серьезно и начали оценивать домашнюю работу в отчетах по использованию времени. Иногда также рассматривается статистика относительно того, сколько бы женщина могла заработать, если бы ей платили. По оценкам, домашняя работа могла бы составлять около половины ВВП.

Отношение марксистов

Изначально представители данного направления пытались создать собственную альтернативную концепцию. Они считают, что доход в СНС отображается неправильно и сильно переоценен. Существующая система, по мнению марксистов, не дает точный ответ на вопрос, сколько же все-таки получают люди.

Система национальных счетов - статистика и ее отображение

Еще одна проблема СНС - это различия в методологии расчета в различных странах. Например, Джохен Хартвиг считает, что разница в росте ВВП между США и ЕС после 1997 года связана не с реальной ситуацией, а с изменением в способе их оценки. Статистические расчеты являются достаточно дорогими, ими легко манипулировать, поэтому они далеко не всегда правдиво отражают действительность.

Понятие, сущность и функции национального счетоводства. Система национального счетоводства. Система национальных счетов (CНC): понятие, сущность, структура и теоретические принципы ее построения. Модель кругооборота ресурсов, продукта и дохода.

Система национального счетоводства: сущность, роль и функции

История развития национального счетоводства насчитывает несколько десятилетий. Целесообразность ее использования была испытана макроэкономической практикой статистики многих стран. Первый международный стандарт системы национальных счетов (СНС) был предложен ООН в 1950 г. Усовершенствованный вариант СНС, принятый Статистической комиссией ООН в 1968 г., был основой национального счетоводства стран до 1993 г. Последний вариант методологии СНС разработан Статистической комиссией ООН и принят в феврале в 1993 г. Сегодня СНС заказная ООН и другими международными организациями и разрабатывается больше как в 150 странах мира.

Национальное счетоводство в широком понимании являет собой масштабную систему макроэкономического первобытного бухгалтерского учета и статистики, которая базируется на методологических принципах и завершается построением системы национальных счетов (СНС). На основании системы показателей СНС отражаются взаимосвязи между экономическими процессами и явлениями. СНС - своего рода модель экономики, которая используется для исследования экономической деятельности в масштабах страны и ее регионов на основании взаимозасчитывающихся балансов (счетов), которые отражают потоки движения продуктов и их финансовых эквивалентов между экономическими агентами в процессе осуществления ими экономических операций.

Сущность СНС сводится к формированию обобщающих показателей функционирования экономики на разных стадиях процесса создания и взаимного согласования этих показателей между собой. СНС являет собой систему взаимозасчитывающихся статистических показателей, построенную в виде определенной подборки счетов и таблиц, которые характеризуют результаты экономической деятельности страны.

При этом учетчиками национальных счетов различаются такие понятия как экономическая операция, и экономический агент. Здесь экономический агент -- это любой хозяйствующий субъект рыночной экономики, включая домашние хозяйства и некоммерческие организации. Экономическая операция в таком случае есть перемещение денежных средств или иных благ от одного экономического субъекта к другому. При учете, разумеется, используется денежное выражение рыночной стоимости перемещенных благ, для обеспечения базы сравнения.

Сам учет проводится в виде двойной записи по типу принятой в бухгалтерском учете. Это обозначает, что каждая операция имеет плательщика и получателя, и поэтому записана один раз как ресурсы и один раз -- как использование. Таким образом, все операции характеризуются в реальном и финансовом аспектах. В общем, упрощенно, можно представить расчет национальных счетов как бухгалтерию гигантского предприятия, которым является экономика страны, а цехами в нем будут тогда являться определенные секторы экономики.

В основе национального счетоводства лежат процессы создания, распределения, перераспределения и использования дохода, в рамках экономической системы с определенной структурой и закономерностями функционирования.

Каждой стадии воспроизводительного цикла - производству продуктов, услуг и связанного с этим процесса образования доходов, первобытному и вторичному их распределению и использованию, - отвечает счет или группа счетов. Счета разрабатываются для национальной экономики в целом, а также для секторов, отраслей и регионов.

Следовательно, структура национальной экономики в рамках СНС определяется секторами, отраслями и регионами. Первую из отмеченных структур необходимо объяснить.

Секторы национальной экономики образуют так называемые институционные единицы. В СНС единица считается институционной, если она ведет полный набор бухгалтерских счетов и является юридическим лицом, то есть может самостоятельно принимать решение, распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами, принимать обязательства и осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами. Сектор являет собой совокупность институционных единиц, однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования. В соответствии с действующей концепцией национального счетоводства, согласно типов экономического поведения, институционные единицы объединяются в следующие секторы: нефинансовые предприятия, финансовые предприятия, государственные учреждения, - сектор общего государственного управления, некоммерческие организации, которые обслуживают домашние хозяйства. Выделяют также сектор “Домашние хозяйства” и сектор “Внешний мир”.

В СНС проводится четкое разграничение между внутренней (национальной) экономикой и “остальным миром” (внешним миром). Для понимания разницы между этими категориями необходимо осознать следующие понятия: “экономическая территория”, “центр экономического интереса”, “резидент”.

Под экономической территорией понимают географическую территорию, на которой могут свободно перемещаться лица, товары и денежные средства. К ней принадлежит также национальное воздушное пространство, территориальные воды и континентальный шельф в международных водах, на которые страна имеет исключительные права, и территориальные анклавы, в других странах (территории, на которых располагаются посольства, консульства, военные и научные базы, и т.п.). В то же время части собственной географической территории страны, которые используются другими странами, не включаются в состав ее экономической территории.

Институционная единица имеет центр экономического интереса на экономической территории страны, если она расположена строением или землей на этой территории, осуществляет или собирается осуществлять экономические операции в течение длительного времени (как правило не меньше одного года).

Резидент - институционная единица, которая имеет центр экономического интереса на экономической территории страны. Иначе говоря, резиденты - предприятия, организации, учреждения, домашние хозяйства, граждане данной страны, которые принимают участие в экономической деятельности на экономической территории страны в течение длительного срока времени (не менее года), а также лица (физические и юридические), которые проживают, или осуществляют экономические операции на территории страны более одного года. Следовательно, понятие “резидент” не совпадает с понятием “гражданство” или “национальность”.

Каждый счет СНС являет собой балансовую таблицу, где каждая операция отображается дважды: один раз в разделе “использования”, второй раз - в разделе “ресурсы”. Расчеты ведутся с помощью балансовой статьи.

В СНС используются две классификации. Первая классификации, используемая в счетах производства, потребления и капиталообразования, является функциональной, и выглядит следующим образом:

  • а) Отрасли производства товаров и услуг;
  • б) Органы общего государственного управления;
  • в) Частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
  • г) Домашние хозяйства.

Вторая классификация -- институционная -- используется в счетах расходов и доходов и в счетах финансирования капитальных затрат:

  • а) нефинансовые предприятия;
  • б) финансовые учреждения;
  • в) органы общего государственного управления:
  • г)частные некоммерческие предприятия, обслуживающие домашние хозяйства;
  • д) домашние хозяйства, включая мелкие предприятия.

Вторая классификация в отличие от первой не рассматривает функциональные группы в экономике, а рассматривает предприятия как юридические лица. В ней разделены финансовые и нефинансовые предприятия в графе "отрасли производства товаров и услуг": производственная деятельность домашних хозяйств и мелких производственных предприятий отражается в графе "домашние хозяйства"; и государственные производственные предприятия в ней относятся к графе "общие государственные органы управления", а не к графе "отрасли производства товаров и услуг".

При расчете показателей СНС накладываются определенные ограничения, связанные с исключением избыточности учета:

  • а) общий итог ресурсов должен быть равен общему итогу использования как по отдельным операциям, так и по отдельным счетам;
  • б) счета не должны отражать операций внутри одного и того же экономического агента. Однако на практике такие сделки могут учитываться как фиктивные купли и продажи одного и того же агента. Это необходимо для более точного расчета национального продукта, например, потребление фермером крупной части своей продукции;
  • в) теоретически счета не должны отражать также операций между экономическими агентами одной группы. На практике такие операции иногда отражаются в ресурсах и использовании данной группы агентов на одну и ту же сумму.

Роль национального счетоводства в экономической жизни общества огромна. Объясняется это тем, что, являясь на первый взгляд, чисто описательным инструментом, национальное счетоводство позволяет не только познать, но и прогнозировать различные комбинации экономических агентов, функций и операций, определяющих экономические равенства (сбалансированность) в общественном хозяйстве.

Эта роль национального счетоводства обусловлена функциями, которые призвана выполнять данная категория. Выделяют следующие функции СНС:

  • 1) экономической политики;
  • 2) экономического прогнозирования;
  • 3) оценки уровня жизни различных групп населения и сравнения его с уровнем жизни других стран;
  • 4) связи экономической теории с практикой.

Первые две функции - основные, так как описываемая в национальных счетах экономическая деятельность позволяет облегчить экономические действия государства в настоящем и будущем.

Вторые две функции - более конкретные. Последняя из них позволяет испытать некоторые гипотезы и теоретические концепции на реальном развитии, отраженном в счетах за определенный период времени.

Через систему национальных счетов видятся новые подходы к изучению динамики материальных и финансовых потоков при помощи дефляторов цен на товары и услуги конечного потребления и инвестиционного назначения. Рядом с направлением изучения рыночных процессов по методологии национальных счетов находятся вопросы статистического моделирования и анализа эффективности производства и производительности труда.

Система национальных счетов связывает воедино важнейшие экономические показатели - объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и расходы общества. СНС представляет собой современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики. Она позволяет в наглядной форме представить ВВП (ВНП) на всех стадиях его движения, т.е. производства, распределения, перераспределения и конечного использования. Ее показатели отражают структуру рыночной экономики, институты и механизмы функционирования. Использование СНС необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, для международных сопоставлений национального дохода.

Подводя итог, отметим, национальное счетоводство -- информационная система, отвечающая требованиям комплексного исследования экономики посредством статистического моделирования, анализа и прогнозирования рыночных экономических процессов на макроуровне. В структуру СНС входят определенные блоки, в которые включаются счета. Счета являются основной и наиболее развитой формой представления экономических явлений, прежде всего, экономического оборота. СНС позволяет измерить и прогнозировать различные комбинации экономических агентов, функций и операций, определяющих экономические равенства (сбалансированность) в общественном хозяйстве.

Для эффективного регулирования рыночной экономики необходима совокупность макроэкономических показателей, скоординированных между собой. Такой макроэкономической моделью стала система национальных счетов (СНС), получившая широкое распространение после второй мировой войны.

СНС – это макростатистическая модель экономики страны, которая строится с помощью статистического метода балансовых построений.

Задача СНС – отражение движения общественного продукта на всех стадиях процесса воспроизводства.

В модели НС отражаются разделы:

    производство;

    потребление;

    капитальные вложения;

    внешнеэкономическая деятельность.

Методы изложения СНС для всех стран едины и включают:

    систему простых бухгалтерских счетов;

    балансировочные таблицы;

    системы уравнения;

Необходимо усвоить принципы:

    классификация экономических операций и их виды (трансферты, текущие, капитальные)

    группировки хозяйствующих субъектов

    построения схем основных счетов СНС (продуктов и услуг; производства; образования доходов; распределения доходов; использования доходов; капитальных затрат; текущих операций «остального мира»).

В современных условиях Украина переходит к рыночной экономике, поэтому вводятся международные стандарты системы национальных счетов.

Цель национального счетоводства - дать наглядное цифровое отображение состояния экономики страны за определенный период времени. Система национальных счетов с помощью замкнутой системы счетов и ряда дополнительных таблиц показывает характер экономических процессов и основные макроэкономические показатели: ВНП, НД.

Для эффективного регулирования рыночной экономики необходима совокупность макроэкономических показателей, скоординированных между собой. Такой макроэкономической моделью стала система национальных счетов, получившая широкое распространение после II Мировой войны. Первые подсчеты НД по СНС - Германия, США, Япония, Франция - начало 30-х гг. нашего столетия. Статистика НД стремилась определить объем НД, чтобы определить потенциал страны, что делалось с помощью сводных показателей

Переход к замкнутой системе счетов является значительным достижением зарубежной экономической и статистической мысли.

В 51-53 гг. комитет экспертов по рекомендации статистического комитета ООН руководство "Система национальных счетов и система стандартных таблиц ООН". Эта методология пересматривалась в 1958, 1964, 1968 гг. В 1968 - 1991 гг. использовалась система ООН63, с 1993 г. - ООН93. В 1956 г. издается справочник ООН "Ежегодник по статистике национального счетоводства".

Система национальных счетов - макроэкономическое бухгалтерское цифровое отображение доходов за определенный хозяйственный период (1 год, обычно).

Макроэкономическое - всеобщий анализ экономического процесса.

Бухгалтерское - двойная запись хозяйственных операций по системе бухгалтерских счетов.

Система национальных счетов - макростатистическая модель экономики страны, стоится с помощью статистического метода балансовых построений.

В СНС народное хозяйство рассматривается как:

Конечная единица учета

Увеличенная копия частной компании с многочисленными подразделениями.

Задача системы национальных счетов - отражение движения общественного продукта на всех стадиях процесса производства.

Особенность - запись в бухгалтерских счетах относится к обороту дохода, учитываются потоки доходов, имеющих место за определенный хозяйственный период.

Методы изложения системы национальных счетов.

Деление экономики на сектора:

1). предприятия:

производственные единицы, производящие товары и услуги с целью их реализации и получения прибыли (АО, корпорации и некоторые ИЧП)

2). правительство:

все органы государственного управления вне зависимости от источника их финансирования.

3). домашние хозяйства:

объединение всех равотников наемного труда, их семей, в том числе частных некомерческих учреждений, обслуживающих сектор домашних хозяйств (профсоюзы, общества, клубы)

4). остальной мир:

все остальные экономические единицы.

В модели национальных счетов:

Производство

Потребление

Капитальные вложения

Внешнеэкономическая деятельность

Все страны используют следующие методы изложения системы национальных счетов:

1). система простых бухгалтерских счетов

2). балансировочные таблицы

3). система уравнений

5). матрицы

Пример.

Потоки доходов.

Два сектора: домашние хозяйства и предприятия.

а). сектор предприятий выплатил сектору домашних хозяйств заработную плату в размере 100 млн. руб.

б). сектор домашних хозяйств купил у сектора предприятий товары на 80 млн. руб.

в). сектор домашних хозяйств оставил 20 млн. руб. на собственные сбережения

г). сектор предприятий начислил в амортизационный фонд 10 млн. руб.

д). сектор предприятий осуществил капиталовложения на сумму 30 млн. руб.

1). Метод простых бухгалтерских счетов - принцип двойной записи.

Каждая операция записывается дважды:

В качестве использованных средств

В качестве ресурсов.

Дважды происходит списание каждой операции:

В счете плательщика

В счете получателя.

Получение денег, товара и т.п. регистрируется в правой стороне счета; предоставление услуг другим секторам - в левой стороне как использование ресурсов.

Предприятия Домашние хозяйства Накопления

Использован-ные ресурсы

2). Балансировочные таблицы.

Предприятия

Домашние

хозяйства

Накопления

Название операции

Предприятия

Домашние

хозяйства

Накопления

1). выдача з/п

2). покупка прод.

3). сбережения

4). амортизация

5). капитало-вложения

3). Уравнения

Капиталовложения = з/п + амортизация + товар

Накопления = капиталовложения - сбережения

5) Матрицы.

Позволяется обозначение в одной записи, характер операции определяется положением записи.

Дебит счета - по строкам, кредит по столбцам, к примеру.

Р Е С У СЫ - К Р Е Д ИТ

Предприятия

Домашние хозяйства

Накопления

Итоговая строка

Предприятия

И С П О Л Ь -

Домашние хозяйства

З О В А Н Н Ы Е

Накопление

Р Е С У Р С Ы

Итоговая строка

Классификация экономических операций.

Участие экономической единицы в предпринимательской деятельности отражается посредством экономической операцией, показывающей взаимоотношение двух сторон, одна из которых покупает, а другая продает.

Экономическая операция - первичная единица учета. Все экономические операции происходят не в один момент.

Операция реализации товара включает в себя:

Смена собственника товара

Доставка

Предъявление счета

Получение денежной суммы

Платеж происходит при смене собственника товара. Если поставка товара и платеж происходит частями, то идет речь об операциях кредитования:

1). операции торгового кредитования, если покупатель производит платеж после получения товара

2). кредит предоставляется продавцу, если покупатель обязуется произвести постепенный платеж до срока поставки товара.

Обязательства могут относиться к:

Определенному моменту (уплата налогов, пособия по социальному обеспечению)

Периоду (арендная плата, определенные виды налогов)

Идеология балансировочного построения предусматривает отражение не факта выплаты и поступления, а отражения потоков сумм, подлежащих оплате или получению.

Классификация экономических операций в зависимости

от значения:

Двусторонние - большинство операций с товарами и услугами

Односторонние - потребление фермером части своей продукции

Промежуточные

от объекта:

Материальные - покупка товаров, услуг, выдача заработной платы, налоги, субсидии

Финансовые - валютя, золото, акции, недвижимость.

Виды экономических операций:

Трансферты - не вызывают встречных потоков (социальное страхование, социальное обеспечение, безвозмездные ссуды, субсидии, получение недвижимости на средства):

1). текущие - операции с товарами и услугами для немедленного пользования (социальное обеспечение)

2). капитальные - операции по увеличению национального богатства.

Различие между текущими и капитальными операциями - методологическая основа системы национальных счетов (СНС).

Производственная деятельность:

1). рыночная - с целью получения прибыли

2). нерыночная - без получения прибыли (производство для собственного потребления)

СНС не охватывает:

1). теневую экономику, т.е. производство товаров и услуг, участвующих в экономических отношениях, но не подлежащих учету

2). бесплатные услуги домашних хозяйств - от 25% до 51% от ВНП, часто отдельно от основных услуг:

метод отличия:

1). метод выпуска (по рыночной цене)

2). исходит из оценки временных затрат.

Реальные сектора в системе национальных счетов (СНС):

1). сектор нефинансовых предприятий - институциональная единица, основной функцией которой является производство товаров и нефинансовых услуг для реализации по ценам, возмещающим издержки производства

2). финансовые учреждения - финансовая или состоящая из институтов единица, которая занята финансовыми операциями на коммерческой основе и операциями по страхованию (коммерческие банки, страховые компании).

3). сектор общегосударственное управление - институциональная единица, предоставляющая рыночные услуги для конечного потребления, также осуществляющая функции перераспределения Национального Дохода и Национального Богатства; занимается финансированием сфер:

Социальное обеспечение (фонды социального страхования)

Общее управление, финансовая деятельность, регулирование и планирование экономики, научно-исследовательская деятельность, защита окружающей среды, обеспечение правопорядка и национальной обороны, бесплатное и льготное обслуживание в области культуры и образования; доходы сектора образуются за счет налогов, сборов, уплачиваемых хозяйственными единицами.

4). негосударственные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства - все единицы, оказывающие нерыночные услуги домашним хозяйствам: - общественные организации

Политические партии

Профсоюзы

Церковь;

доходы складываются из добровольных взносов и пожертвований.

5). сектор домашних хозяйств - население, как потребитель продукции, работники наемного труда, члены их семей.

6). сектор "остальной мир" охватывает зарубежные экономические единицы в той мере, в которой они осуществляют операции с резидентами данной страны.

Характеристика адаптированной СНС в Украине

1992 г. - СНС, которая базируется на европейской системе интегрированных счетов (ЕСИЭС)

1993 г. - Последний вариант счетов ООН

Экономические операции, отражающиеся в СНС:

(по группам)

1). операции с продуктами и услугами

2). распределительные операции

3). финансовые операции.

Схемы счетов СНС макроуровня, отраслей экономики и схемы счетов секторов национального хозяства идентичны, носят сквозной характер.

Для всех счетов характерно, что итоги экономических операций каждого счета балансируются с помощью балансировочной позиции. Балансировочные позиции необходимы для перехода к следующему счету, для компетентного экономического анализа.

Система цен в СНС

Промежуточное потребление

Оплата труда

Валовая прибыль

Чистые налоги на производство

Чистые налоги на продукты и импорт

Торгово-транспортная наценка

ФАКТОРНАЯ СТОИМОСТЬ

ОСНОВНАЯ СТОИМОСТЬ (ЦЕНА)

ЦЕНА ПРОИЗВОДИТЕЛЯ (РЫНОЧНАЯ ЦЕНА)

ЦЕНА ПОКУПАТЕЛЯ

Факторные цены - первичные затраты: заработная плата, прибыль, амортизация.

Основные цены = факторные цены + чистые налоги на производство

Цена производителя (рыночная цена) = основная цена + чистые налоги на продукты и импорт =факторные цены + все налоги

1). прямые:

на доход, прибыль, имущество

2). косвенные:

на производство

косвенные товарные налоги - взымаются пропорционально стоимости произведенной или проданной продукции (НДС, акцизы, налог с продаж), продукты и импорт

косвенные нетоварные налоги (на продукты и импорт) - взымаются в связи с использованием факторов производства, уплачиваются в связи с разрешением на производство чего-либо или на пользование чем-либо (налоги на численность занятых, налог с владельцев строений, гербовые сборы, специализированные платежи, налоги на импорт)

1). текущие

2). единовременные (налог на капитал)

Субсидии - дотации государства того или иного вида деятельности: производство, продукты, импорт.

Схемы основных счетов СНС.

Схема счета продуктов и услуг - отражение формирования ресурсов продуктов и услуг за счет их производства и импорта и их использование на конечное потребление, накопление и экспорт.

Валовой выпуск продуктов и услуг включает

Реализованную продукцию

Продукцию, произведенную предприятием, им же потребленную для основного и непрофильного производства, личного и коллективного потребления своих работников и членов семей

Продукцию, передвижную в ходе натурального обмена

Продукцию, произведенную в домашних хозяйствах для собственного потребления

Рыночные услуги наряду с фактическими рыночными услугами включает

Услуги, предоставленные предприятиями своим работникам бесплатно и по льготным ценам

Проживание в собственном жилище

Условно исчисленную оплату финансовых посредников

Нерыночные услуги государственных учреждений подразделяются на:

Удовлетворяющие индивидуальные потребности

Удовлетворяющие коллективные потребности.

Сальдированный налог = Налоги - Субсидии

Налог на импорт - поступление в бюджет частного дохода в результате различий между внешнеторговыми и внутренними ценами по экспорту и импорту, а также импортные пошлины и реализованное наложение.

Промежуточное потребление - начальная фаза использования валового выпуска произведенной продукции и оказанных услуг, или произведенных совокупных ресурсов:

Использованные в текущем производственном процессе продукты и материальные услуги - покупные и собственного производства, кроме оставшихся в запасах и относящихся к основным фондам

Оплата нематериальных услуг

Дополнительные расходы в интересах текущего производства: командировочные; для обеспечения нормальных условий труда; на спецодежду, спецпитание, средства индивидуальной защиты; возмещение работникам затрат на приобретение инструмента; представительсккие расходы; оплата за обучение работников

Покупки продуктов питания и напитков гостиницами, ресторанами, кафе и т.п., медицинскими и учебными заведениями

Расходы домовладельцев на текущий ремонт домов

Питание и обмундирование военнослужащих

Расходы на покупку военной техники

Схема счета производства - отражение операций, относящихся к процессу производства в сфере материального производства и в сфере нематериальных услуг.

Схема счета образования дохода - отражение распределительных операций, непосредственно связанных с процессом производства, которые приводят к формированию первичных доходов его участников: оплата труда, чистые налоги на производство, валовая прибыль предприятий и смешанные доходы населения.

Использование

Оплата труда работников

Налоги на производство (включая налоги на продукты) и импорт

в том числе

на производство (включая налоги на продукты)

на продукты

на собственно налоги

на импорт

Валовая прибыль/валовой смешанный доход

в том числе

потребление основных фондов

чистая прибыль/чистый смешанный доход

Валовой внутренний продукт в рыночных ценах

Субсидии на производство (включая субсидии на продукты) и импорт

в том числе

на производство (включая субсидии на продукты)

на продукты

на собственно налоги

(другие налоги, связанные с производством)

на импорт

Оплата труда работающих по найму

Оплата за труд

Оплата за кратковременное отсутствие на работе (отпуск, квота по болезни)

Премии, участие в прибылях, предусмотренные в трудовом соглашении, контракте

Прибыль - финансово-экономическая характеристика результативности деятельности по национальному хозяйству в целом и по отдельным его структурным составляющим.

Смешанный доход - применяется в тех случаях, когда сложно или невозможно доход интерпретировать как оплату труда или только как прибыль.

Схема счета распределения дохода - отражение общей величины доходов, полученных и переданных хозяйственными единицами в результате производственной деятельности, от собственности, а также в результате перераспределительных процессов; отражение потоков доходов (прибыли, смешанного дохода, оплаты труда), полученных в результате производственной деятельности институционных единиц; отражение вторичных доходов (доходов от собственности, текущих трансфертов).

Доходы от собственности - проценты по ссудам, полученные и уплаченные банками, дивиденды, другие доходы от участия в акционерном капитале, чистая земельная рента, плата за разработку полезных ископаемых, лесных и рыболовных угодий, реинвестированный доход иностранных компаний.

Текущие трансферты - доходы перераспределительного характера: страховые платежи и возмещения, налоги на доходы и имущество, отчисления на социальное страхование, пособия по социальному обеспечению, штрафы и пеня, добровольные взносы, обязательные платежи и сборы.

Налоги на доходы и имущество отличны от налогов на производство и налогов на капитал, а пособия по социальному обеспечению как прочие текущие трансферты - от капитальных трансфертов.

Располагаемый доход - результативный показатель распределения доходов.

Схема счета использования доходов - отражение расходов на конечное потребление домашних хозяйств, государственных учреждений и государственных некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, и оставшейся части располагаемого дохода, представляющего собой валовое сбережение.

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств

Услуги социально-культурного характера, предоставляемые бесплатно предприятиями работникам

Социальные пособия в натуральной форме от государственных учреждений и общественных организаций

Продукты, произведенные домашними хозяйствами для собственного потребления

Условная стоимость услуг по проживанию в собственном жилище

Национальное потребление домашних хозяйств = потребление домашних хозяйств на экономической территории - потребление нерезидентов на экономической территории + потребление резидентов за границей.

Расходы на конечное потребление государственных учреждений и общественных организаций подразделяются на расходы:

Государственных учреждений и общественных организаций, обслуживающих домашние хозяйства или удовлетворяющие индивидуальные потребности

Государственных учреждений и общественных организаций, удовлетворяющих коллективные потребности

Валовое национальное сбережение = валовой национальный располагаемый доход - конечное национальное потребление.

Схема счета капитальных затрат - отражение формирования ресурсов для капитальных затрат и их использование на накопление основных фондов и материальных оборотных

средств, приобретение земли и нематериальных активов.

Накопление в СНС определяется в валовой форме, т.е. до вычета из капитальных вложений за год годового потребления основных фондов, исходя из нормы амортизационных отчислений.

Накопление основных фондов считается в виде изменения запасов материальных оборотных средств. Размеры накопления оборотных фондов определяются в виде суммы изменений:

Запасов материальных ценностей, используемых при производстве продукции и оказания услуг (сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов и т.п.)

Объемов готовой продукции, находящейся на складах изготовителей или торгово-снабженческих организаций

Незавершенного (неоплаченного) производства

Запасов государственных резервов.

Капитальные трансферты, переданные за границу или полученные из=за рубежа, подразделяются на субсидии на капитальные вложения, налоги на капитал и другие.

Операции с землей учитываются только между резидентами и по одной цене покупателя и продавца, включаются в накопление основных фондов.

Схема счета текущих операций "остального мира " - отражает движение продуктов, услуг, доходов.

Использование

Экспорт продуктов и услуг

Конечное потребление домашних хозяйств-"не резидентов" на экономической территории страны

Оплата труда работников, резидентов нанимателями-"не резидентами"

Субсидии на производство и импорт, полученные от "остального мира"

Текущие трансферты, полученные от "остального мира"

Импорт продуктов и услуг

Конечное потребление домашних хозяйств-"резидентов" за рубежом

Оплата труда наемных работников-"нерезидентов" "резидентами"

Налоги на производство (включая налоги на продукты) и импорт, уплаченные "остальному миру"

Доходы от собственности, переданные "остальному миру"

Текущие трансферты, переданные "остальному миру"

Сальдо текущих операций с "остальным миром"

Особенность - ресурсы и использование ресурсов показываются с точки зрения "остального мира".

Импорт и экспорт продуктов охватывают в счете текущих операций "остального мира" соответственно ввоз из других стран и вывоз в другие страны "видимых" товаров и услуг, состав которых предусмотрен международными стандартами.

Импорт "видимых" товаров - ввоз товаров в страну.

Экспорт и импорт "видимых" товаров включают:

Вывоз (ввоз) немонетарного золота, серебра и других драгоценных металлов, которые не поступают в качестве платежного средства

Товары, предоставленные в счет взносов в фонд технической помощи ООН в качестве даров, безвозмездной помощи

Вывоз (ввоз) электроэнергии, воды, товаров по трубопроводам (нефть, газ)

Бункерное топливо, продовольствие и материалы, проданные для иностранных судов, самолетов и грузовых автомобилей

Улов рыбы и других морских продуктов, проданных (купленных) в нейтральных и иностранных водах (на условиях концессий)

Вывоз (ввоз) кино- и телефильмов, включая оплату лицензий на них

Вывоз (ввоз) ценных бумаг, банкнот и монет, не находящихся в обращении.

Разница между экспортом "видимых товаров", услуг материального и нематериального характера и импортом "видимых товаров", услуг материального и нематериального характера образует сальдо экспорта-импорта. Сальдо экспорта-импорта - сводный показатель внешнеторгового баланса.

Текущие трансферты, полученные от "остального мира":

Платежи по страхованию от несчастных случаев

Текущие налоги на доходы и имущество

Отчисления на социальное страхование

Пособия по социальному обеспечению

Обязательные платежи и сборы домашних хозяйств государственным учреждениям

Штрафы и пени

Добровольные взносы

Прочие текущие трансферты

Капитальные трансферты, переданные "остальному миру" или полученные от него:

Субсидии на капитальные вложения, предоставленные другим странам или полученные от других стран безвозмездно

Налоги на капитал

Другие капитальные трансферты.

Схема счета капитальных затрат "остального мира" - отражение движения капитала.

Введение.

Становление в России рыночных отношений потребовало внедрения системы показателей, способных наиболее полно и объективно охарактеризовать результаты функционирования рыночной экономики. В первую очередь, это касалось макроэкономических показателей, характеризующих важнейшие результаты и пропорции национальной экономики. Вступление России в Международный Валютный фонд(МВФ) и международный банк реконструкции и развития(МБРР), усилили необходимость перехода отечественной статистики на рекомендуемую ООН и другими международными организациями методологию, основанную на национальном счетоводстве, принятую в международной практике, т.е. систему национальных счетов(СНС).

Система национальных счетов представляет собой построенный определенным образом набор счетов и балансовых таблиц, на основе которых вычисляются взаимосвязанные макроэкономические показатели, характеризующие результаты деятельности национальной экономики за определенный период времени (как правило за год), ее структуру и важнейшие взаимосвязи. Набор этот одинаковый для всех стан, использующих СНС.

СНС дает возможность сопоставления экономических показателей всех стран, использующих СНС, сводимость макроэкономических показателей на мировом уровне, позволяет определить место национальной экономики в мировой экономике, решает проблему международных сопоставлений. Это достигается единством методологии расчета макроэкономических показателей, и тем самым содействует международной интеграции и экономическому сотрудничеству.

В рамках данной работы я попытаюсь наиболее полно раскрыть понятие Системы национальных счетов, историю её возникновения, причины, обусловившие переход на применяемую практически во всём мире современную систему информации, рекомендованную ООН.


1. Система национальных счетов, ее сущность и задачи.

Итак, СНС представляет собой систему взаимосвязанных статистических показателей построенной в виде определенного набора счетов и таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности страны. Каждой стадии воспроизводственного цикла: производству продуктов и услуг и связанных с этим процессов образования доходов, первичному и вторичному их распределению и использованию - соответствует счет или группа счетов. Счета являются счетами потоков, то есть в них отражается сквозное движение стоимости товаров и услуг через все стадии воспроизводственного цикла - от производства до конечного потребления и накопления. Система завершается построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства в результате труда данного года, и межотраслевого баланса производства и использования продукции и услуг. Они образуют сводные счета и отражают, с одной стороны, отношения между национальной экономикой и другими странами, а с другой - отношения между различными показателями системы. Информация, которую предоставляет СНС, является основой для формирования и проведения в жизнь государственной политики, направленной на оптимизацию экономических процессов, т.е. для принятия управленческих решений. Потребителями данных СНС являются также научно-аналитические центры, занимающиеся изучением и прогнозированием экономических и политических процессов, представители крупного бизнеса, участие которых в инвестиционном процессе зависит от экономической конъюнктуры, различные общественно- политические организации, которым необходимо получить комплексное представление о социально- экономическом положении страны. Значительный интерес представляют показатели, рассчитанные на основе СНС, для различных международных организаций, так как от уровня экономического развития страны зависят формы международного сотрудничества, размеры и сроки предоставляемых ей кредитов, величина взносов в международные организации и т.д.

Впервые попытка создания системы показателей для характеристики и анализа макроэкономики была предпринята в СССР. Для этих целей был составлен первый баланс народного хозяйства(БНХ) за 1923/1924г. В его основу была положена таблица, являющаяся прообразом межотраслевых балансов, разработанных впоследствии бывшим нашим соотечественником, лауреатом Нобелевской премии В.Леонтьевым. на протяжении почти 70-ти лет в нашей стране для проведения макроэкономического анализа и формирования экономической политики использовался, составляемый ежегодно, баланс народного хозяйства. Он был основан на марксистской концепции общественного воспроизводства и предназначен для анализа модели экономики, базирующейся на общественной собственности на средства производства и централизованном планировании, т.е. экономической модели, которая впоследствии получила название командно-административной системы.

Согласно марксистской концепции к сфере экономического производства относится только материальное производство. В сфере нематериальных услуг(оборона, образование, управление и т.д.) происходит лишь перераспределение национального дохода и конечное потребление национального дохода.

СНС основана на концепции рыночной экономики, согласно которой в общий итог экономической деятельности включается производство всех товаров и услуг, за исключением услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, поддержанию жилищ в чистоте, воспитанию детей. В отличие от марксистской экономической концепции в СНС земля и капитал рассматриваются как факторы, участвующие в создании стоимости наравне с трудом.

Первые разработки СНС, выполненные в ряде развитых западных стран, относятся к концу 30-х годов прошлого столетия. После окончания Второй мировой войны СНС в рамках официальной статистики стала использоваться в Англии, США, Франции, Германии и ряде скандинавских стран.

В 1953году экономическими организациями ООН была разработана и предложена к внедрению первая официальная версия СНС. Вторая версия СНС была предложена в 1968г. важная особенность этой версии состояла в том, что она использовала принцип двойной записи каждой операции, позаимствованной из бухгалтерского учета. В 1993г. Статистическая комиссия ООН предложила новую версию системы национальных счетов, принятую большинством развитых стран мира.

Система национальных счетов Российской Федерации(СНС РФ)начала создаваться в 1991г. в настоящее время СНС РФ адаптируется к новым международным методологическим стандартом по национальным счетам, принятым в 1993 году ООН.

Суть СНС сводится к формированию системы обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях воспроизводства.Каждой стадии воспроизводства(стадия производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использование располагаемого дохода на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа счетов. Счета, отражающие экономику в целом, называют консолидированными счетами.

Счет представляет собой таблицу, отражающую наличие ресурсов и направление их использования. В каждом счете соблюдается равенство между объемом ресурсов и их использованием. В случае изначального отсутствия этого равенства, для его достижения в счете используются балансирующие статьи.

Счет товаров и услуг является счетом денежных потоков. Поток характеризуется величинами тех или иных процессов за период времени, например, производство продукции, покупки товаров, выплаты заработной платы и др. Счета потоков отражают сквозное движение стоимости продукции и услуг через все стадии – от производства до конечного потребления.

Система национальных счетов завершается построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства за отчетный период и межотраслевого баланса, в котором производство и использование стоимости продуктов и услуг показывается в детальном отраслевом разрезе.


2.Основные понятия, категории и структура системы национальных счетов.

СНС представляет экономику в виде институционных единиц, связанных между собой экономическими операциями.

Институционные единицы - это хозяйствующие субъекты, обладающие автономией в принятии экономических решений по всем вопросам хозяйственной деятельности. Существуют два типа институционных единиц: 1) юридические лица – предприятия, корпорации, квазикорпорации(единицы, сходные с корпорациям, но формально не имеющие их статуса) государственные учреждения, банки, страховые компании и др.

2)домашние хозяйства, рассматриваются как институционные единицы, так как самостоятельно принимают экономические решения, определяющие их поведение.

Все институционные единицы являются так называемыми резидентами страны. Это понятие включает в себя те институционные единицы, которые связаны с экономической территорией страны экономическим интересом в течение относительно длительного периода(обычно год или более).

Экономическая территория – это территория административно управляемая правительством страны, в пределах которой лица, товары и деньги свободно перемещаются.

На практике резидентами данной страны выступают все юридические лица, функционирующие на ее территории, независимо от того, контролируются они иностранным капиталом или нет. Понятие резидента не связанно с понятием национальности или гражданства.

Национальная экономика охватывает деятельность резидентов независимо от их местонахождения: на территории данной страны или за ее пределами. Например, строительные бригады, работающие временно в других странах, рассматриваются как резиденты страны, из которой они прибыли.

Внутренняя экономика учитывает деятельность на экономической территории страны как резидентов, так и нерезидентов.

Основные классификации СНС.

Для расчета обобщающих макроэкономических показателей необходим большой объем информации о различных аспектах экономических процессов, что вызвало необходимость разработки соответствующих классификаций.