Список счетов, при помощи которых осуществляется хозяйственный учет в компании, называется планом счетов (ПС) . ПС организаций бюджетного типа располагается обособленно от плана коммерческих фирм.
Финансирование бюджетных предприятий может проводиться при помощи бюджетных средств и внебюджетных.
Внебюджетные Фонды (ВНФ), учреждения государственного типа, муниципалитеты – все они относятся к категории бюджетных организаций . Данные предприятия входят в структуру государственной учетной политики (ГУП). Она представляет собой строго упорядоченную систему учета в органах власти любого характера – муниципальной, территориальной и государственной, а также в сфере ВНФ.
Для разработки собственной политики каждый орган руководствуется определенным документом , который был утвержден законодательством – инструкцией по бюджетному учету . Она исключает слишком большую свободу при составлении учетной политики и одновременно является сводом правил по ее формированию.
В соответствии с законодательством РФ существует регулирование, состоящее из четырех уровней :
Основным назначением ПС является осуществление бухгалтерского учета и отслеживание предпринимательской деятельности организаций любого типа.
ПС на 2018 год был утвержден при помощи Приказа Минфина РФ №94н . Этот документ служит образцом для составления фирмой своего рабочего плана счетов (РПС). Правила регламентируются в тексте ПБУ 1/2008 , в котором идет речь об организации учетной политики (УП) предприятий. Изменения внесены в Инструкцию №157н и Инструкцию №162н .
При создании РПС уполномоченный работник бухгалтерского отдела должен принимать во внимание особенности, специфику и классификацию деятельности компании. После того как документ будет сформирован, его следует включить в состав учетной политики.
В 2018 году структура ПС будет представляет упорядоченную систему обобщенной информации о происходящих на предприятии операциях, записанную в закодированные строчки и выраженную в денежном эквиваленте.
Единый план счетов (ЕПС) – это нормативный документ, который является обязательным для всех фирм, кроме организаций бюджетного или кредитного типа. При составлении РПС нужно учитывать некоторые обязательные требования :
Разработанный ПС должен быть утвержден приказом руководящего аппарата . В течение года в составленный и принятый ПС нельзя вносить изменения.
Изменения на 2018 год:
В 2018 году нужно будет вносить в ПС аналитические параметры . В случае если их не было, в учетной политике необходимо прописать принципы ведения такого учета.
Аналитический учет помогает понять информацию, заключенную в бухгалтерской документации. Факторы, от которых он зависит:
Для такого учета данные фиксируются в справочной документации и структурах субсчетов и счетах.
План счетов в бюджетных организациях необходим для сопоставления показателей бюджетов этих предприятий между собой. ПС нового образца содержит в своем составе более 2000 счетов синтетического характера .
Однако, при составлении своего индивидуального плана организация включает только те, которые необходимы.
ПС представлен следующей структурой :
Раздел 1 – содержит в себе информацию по активам внеоборотного типа (имущество, ОС, НМА, инвестиции в ТМЦ и затраты на покупки, списание и строительство объектов). УС – 01, 05, 07, .
Раздел 2 – запасы производства (имущество, участвующее в процессе один раз, причем его стоимость в полном объеме включается в состав цены на готовое изделие) – 10, 11, 14, 16, .
Раздел 3 – расходы на производственный процесс (учитываются траты не только по выпуску, но и внереализационные, а также по прочим услугам) – 20, 21, 23, 25, 26, 28 и 29.
Раздел 4 – готовые товары (часть материально-производственных запасов, которые предназначены для реализации) – 40, 46.
Раздел 5 – деньги (отображаются все, которые имеются на счетах), также описывается процесс их движения. Учитываются во всех местах – кассах, р/с, документах по платежам и ценным бумагам. Могут фиксироваться как в рублях, так и в зарубежной валюте — счета 50, 52, 55, 57, 59.
Раздел 6 – основные расчеты (внутри фирмы, с лицами юридического толка или физического) – 60, 62, 63, 75, 77, 79.
Раздел 7 – содержит в себе сведения о состоянии и операциях с капиталом (любые разновидности капитала, акции, неоприходованная прибыль) – 80, 84, 86.
Раздел 8 – итог деятельности предприятия в финансовом выражении (итоговая прибыль, полученные доходы и понесенные расходы) – 90, 91, 96, 99.
Группирование проводится с учетом параметров:
Характеристика счета с учетом типа:
Состав:
К активам нефинансового вида относятся ОС, НМА, имущество непроизводственного назначения, материалы, затраты, износ. Главным отличием от финансового является присутствие специального счета, для того чтобы вложить его в пункт материальных запасов.
Финансовые — все денежные средства (кассы, р/с и т.д.), ЦБ, задолженность других контрагентов, дебиторского типа и инвестиции в ФА компании.
Обязательства – отображается не только размер задолженности, но и все совершенные платежи по ней.
Раздел 5 – это перечень счетов . На нем не только можно получить данные о положении фирмы, но и увидеть движение операций по ним. Основные счета:
В отдельности может иметь либо пассивную основу, либо активную.
Данные счета предназначены для учета обобщенной информации о наличии в распоряжении или временном пользовании ценного имущества, такого как основные средства, находящиеся аренде, ценности материального характера, которые отданы на хранение или переработку.
Помимо этого здесь отображаются сведения о наличии у организации определенных прав и обязательств условного типа. ПС помогает не только фиксировать данные, но контролировать некоторые хозяйственные операции.
Перечень забалансовых счетов :
В тексте инструкции по ведению ПС, которая содержит единые требования для предприятий любого типа, доступно объясняются правила открытия субсчетов .
Заполнение происходит в том же порядке, что и совершались записи. Когда фирме нужно выпустить свою документацию, которой нет в инструкции, то она готовится с учетом всех правил и требований.
На ее основании ПС и текстов инструкции необходимо разработать собственный РП компании :
Система составления плана :
Бюджетный учет – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органам гос. власти, органам управления гос. внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, судом или бюджетными учреждениями; об операциях проводящих к изменению указанных активов или обязательств.
Задачи бюджетного учета:
Формирование полной и достоверной информации о состоянии активов и обязательств учреждений, а т. ж. о финансовых результатах их деятельности;
Формировать полную и достоверную информацию об исполнении всех бюджетов бюджетной системы;
Обеспечение контроля за соответствием законодательства РФ осуществляемых в ходе исполнения бюджета, а т. ж. контроля за состоянием активов и выполнения обязательств учреждений;
Обеспечение внутренних и внешних пользователей отчетностью о состоянии активов и обязательств, а т. ж. отчета по испол -
нению бюджета.
Нормативное регулирование:
Бюджетный кодекс (закон о бух.учете ФЗ№115 ФЗ от15.08.96г. «О бюджетной классификации).
Инструкция по бюджетному учету, утверждена по приказу МИНФИНа 10.02.2006г. №25Н.
Нормативно-правовые акты издаваемые органами организующими исполнение ФБ, буджета гос. внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных по вопросам бюджетного учета.
Формируется нормативно-правовые акты издаваемые с учетом отраслевых особенностей главными распорядителями средств соответствующего бюджета.
Локально-правовые документы бюдж. учреждений.
Субъекты бюджетного учета:
Органы организующие исполнение бюджета (финн.органы).
Органы осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов (УФК).
Главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств (бюдж. средства- являются органы гос.власти, органы управления гос. внебюдж. фондом, орган местной администрации находящийся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюдж. средств в бюдж. учреждения имеющие право на принятие и исполнение бюдж. обязательств за счет средств соответствующего бюдж. в соответствии с бюдж. росписью.
Объекты бюджетного учета:
Нефинансовые активы.
Финансовые активы.
Обязательства.
Финансовый результат.
Санкционирование расходов бюджета.
Порядок исполнения бюджета учреждениями, казначейская система исполнения бюджета.
Основные этапы исполнения бюджета:
Составление и утверждение бюдж. росписи (- это свод бюдж. обязательств признанных органом исполняющим бюджет, обязанность совершения расходов бюдж. средств в течение определенного срока, возникающего в соответствии с законом о бюдж.).
Утверждение и доведение уведомлений о бюджетных асигнованиях до распорядителей и получателей бюдж. средств, а т. ж. утверждение смет доходов и расходов.
Утверждение и доведение о лимитах бюдж. обязательств до распорядителей и получателей бюдж. средств.
Принятие денежных обязательств получателями бюдж. средств.
Подтверждение и выверка исполнении бюдж. денежных обязательств.
Представление бюдж. отчетности.
Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюдж., привлечения и погашения источников финн. дефицита бюджета и осуществле-ние всех расходов с единого счета. Кассовое обслуживание исполнения бюдж. осуществляет федер. казначейство, которое открывает счет в ЦБ РФ. Все кассовые операции по исполнению бюджетов осущ. федер. казн. через указание счета и отража-ются в отчетности о кассовом исполнении бюджетов.
Учетная политика бюджетной организации.
Статья 5 ФЗ «О бух. учете» обязывает организации самостоятельно формировать учетную политику исходя из своей структуры отрасли и др. особенностей деятельности.
Порядок (разделы) учетной политики:
Организация бух. службы.
Порядок и сроки проведения в дни финансовых активов.
Рабочий план счетов, корреспонденции счетов.
Документооборота граф.
Технология обработки учетной информации.
Форма первичных учетных документов.
Формы учетных регистров.
Структура инвентарного номера.
Учет расчета с подотчетными лицами.
Перечень лиц имеющих право подписи первичных учетных документов.
Учетная политика для целей налогообложения. Бюджетные учреждения формируют на общих основаниях в соответствии с НК, а именно по НДС 167 п.12 НК и по налогу на прибыль ст. 312 НК, т. к. отсутствуют документы регламентирующие организацию и состав калькуляции учреждения составляет смету доходов и расходов по предпринимательской деятельности не содержащей информации о себестоимости, поэтому в учетной политике необходимо отразить порядок определения себестоимости. Если бюдж. учреждение выпускает несколько видов продукции или оказывает различные услуги, выполняют работу, т. ж. необходимо определять порядок распределения накладных расходов. определяются учетные моменты связанные с отраслевой спецификой деятельности.
Отражение операций при ведении бюджетного учета учреждениями осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета, установленным настоящей Инструкцией № 25Н.
1-17 разряд - код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов (приложение N 4);
18 разряд - код вида деятельности:
бюджетная деятельность - 1;
приносящая доход деятельность - 2;
деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении, - 3;
19-21 разряд - код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета;
22-23 разряд - код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета;
24-26 разряд - код Классификации операций сектора государственного управления (приложение N 5).
Разряды 18-23 образуют Код счета бюджетного учета.
Кроме того, при отсутствии в корреспонденции счетов бюджетного учета (приложение N 1) операций, отражающих деятельность учреждений, главные распорядители средств бюджета имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей настоящей Инструкции.
При завершении отчетного финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бюджетного учета следующего финансового года не переходят.
Планом счетов называют систематизированный по установленным принципам перечень синтетических счетов и субсчетов бухгалтерского учета.
Отражение операций при ведении бюджетного учета учреждениями осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета.
Плана счетов бухгалтерского учета состоит из пяти разделов:
Раздел 1. Нефинансовые активы
Раздел 2. Финансовые активы
Раздел 3. Обязательства
Раздел 4. Финансовый результат
Раздел 5. Санкционирование расходов бюджетов
Номер счета Плана счетов бюджетного учета состоит из двадцати шести разрядов. При формировании номера счета Плана счетов бюджетного учета используется следующая структура:
1 - 17 разряд - код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов;
18 разряд - код вида деятельности: при отсутствии возможности отнесения к определенному виду деятельности - 0, бюджетная деятельность - 1, предпринимательская и иная деятельность, приносящая доход - 2, деятельность за счет целевых средств и безвозмездных поступлений - 3;
19 - 21 разряд - код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета;
22 - 23 разряд - код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета;
24 - 26 разряд - код Классификации операций сектора государственного управления.
Разряды 18 - 23 образуют Код счета бюджетного учета.
Органам государственной власти, органам управления государственных внебюджетных фондов, органам управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям.
Бухгалтеры бюджетных учреждений должны руководствоваться Планом счетов и Инструкцией по его применению , которые утверждены Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. No174н (с изменениями и дополнениями от 31.12.2015).В составе бюджетного плана счетов примерно 2000 счетов. Но, в сущности, большая их часть - это субсчета. Конечно же, бухгалтеры не пользуются всеми счетами, а, равно как и в коммерческих структурах, разрабатывают рабочий план счетов.
Собственно, те счета, которые наиболее активно используются в деятельности бюджетников, входят в следующие разделы, их всего пять:
1. Нефинансовые активы.
Сюда включаются основные средства и нематериальные активы, а также все связанные с ними операции, например амортизация. Также в этот раздел входят материальные запасы, готовая продукция и капвложения.
2. Финансовые активы.
Название говорит само за себя и охватывает денежные средства и финансовые вложения учреждения, такие как ценные бумаги, депозиты, акции. Помимо этого к финансовым активам относят также все виды дебиторской задолженности, включая расчеты с дебиторами по доходам, расчеты с подотчетными лицами и т.п.
3. Обязательства.
Раздел схож с понятием обязательств в коммерческой сфере и подразумевает любые формы кредиторской задолженности, такие как расчеты с поставщиками и подрядчиками, расчеты по налогам и сборам, расчеты по долговым обязательствам…
4. Финансовый результат.
В разделе помещается информация о финансовых итогах не только за текущий год, но и за предшествующие годы деятельности учреждений. Также в нем указываются сведения о кассовом исполнении бюджета и о доходах будущих периодов.
5. Санкционирование расходов бюджетов.
Пожалуй, самый кардинально отличающийся от коммерции раздел. На входящих в него счетах идет учет бюджетных ассигнований и лимитов по бюджетным обязательствам.
Аналогично общему плану счетов, бюджетный содержит забалансовые счета, отражающие ценности, временно находящихся в учреждении и не принадлежащие ему.
Например, если увеличивается стоимость материалов, то бухгалтер формирует проводку:
Если стоимость материалов уменьшается , проводка будет иной:
А теперь на примере попробуем расшифровать кодировку бюджетного счета.
Очевидно, бухгалтерский учет в бюджете только с первого взгляда кажется особенно трудным. Достаточно небольшой теории и практики, чтобы самостоятельно вести бюджетный учет. А для этого нужно записаться на уникальный курс , который построен на одновременном изучении теории и углубленной практики с использованием документов реальной организации. По окончании курса Вы сможете смело работать бухгалтером в государственных и муниципальных учреждениях.
План счетов бюджетного учета состоит из пяти разделов и забалансовых счетов.
Таблица 1.3. Структура плана счетов бюджетного учета
Номер раздела |
Название раздела |
Номер счета синтетического учета |
Нефинансовые активы |
101 Основные средства |
|
102 нематериальные активы |
||
103 непроизведенные активы |
||
104 амортизация |
||
105 материальные запасы |
||
106 капитальные вложения |
||
Финансовые активы |
201 Денежные средства учреждения |
|
201 01 Денежные средства учреждения на счетах |
||
201 04 Касса |
||
204 Финансовые вложения |
||
204 01 Депозиты |
||
204 02 Акции и иные формы участия в капитале |
||
204 03 Облигации, векселя |
||
205 Расчеты по доходам |
||
206 Расчеты по выданным авансам |
||
208 Расчеты с подотчетными лицами |
||
209 Расчеты по недостачам |
||
Обязательства |
302 Расчеты по принятым обязательствам |
|
303 Расчеты по платежам в бюджет |
||
304 Прочие расчеты с кредиторами |
||
Финансовый результат |
401 Финансовый результат учреждения |
|
401 01 Финансовый результат текущей деятельности учреждения |
||
401 03 Финансовый результат прошлых отчетных периодов |
||
Санкционирование расходов бюджетов |
501 Лимиты бюджетных обязательств |
|
503 Бюджетные ассигнования |
В первом разделе - "Нефинансовые активы " - представлены счета для учета основных средств, непроизведенных и нематериальных активов, амортизации, материальных запасов, вложений в нефинансовые активы и нефинансовых активов в пути.
Во втором разделе - "Финансовые активы " - сосредоточены счета для учета денежных средств и денежных документов учреждения, дебиторской задолженности.
В третьем разделе - "Обязательства " - представлены счета для учета кредиторской задолженности учреждения.
В четвертом разделе - "Финансовый результат " - представлены счета для учета доходов и расходов учреждения и отражения финансового результата прошлых периодов.
В пятом разделе - "Санкционирование расходов бюджетов " - сосредоточены счета для отражения информации о лимитах полученных и переданных бюджетных обязательств, а также о бюджетных ассигнованиях.
На забалансовых счетах учитывают ценности, временно находящиеся в учреждении и не принадлежащие ему, а также бланки строгой отчетности, санаторные путевки, полученные безвозмездно.
В Инструкции N 148н предусмотрены 26-разрядные счета бюджетного учета. Конкретно же они представляют собой КБК - код бюджетной классификации (20 знаков) плюс собственно коды счетов бюджетного учета (6 знаков).
План счетов бюджетного учета построен таким образом, чтобы обеспечивалась взаимосвязь учетной информации и КБК РФ.
Структура счета такова:
Таблица 1
Структура счета бюджетного учета
|
|||
Код счета бюджетного учета |
Вид деятельности:
|
||
трехзначный синтетический счет бюджетного учета, указывает номер счета по существу. Первая цифра которого соответствует номеру раздела плана счетов; |
|||
двузначный аналитический счет бюджетного учета, во многих случаях субсчета. |
|||
Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ ) |
Это связано с Классификацией операций сектора государственного управления (КОСГУ). Код КОСГУ отражается в 24-, 25- и 26-м разрядах.
Разряд 24 кодируется знаком в зависимости от объекта учета и влияния операций на изменение этого объекта.
Правило определения значения разряда 24
Правило определения значения 25-го - 26-го разрядов |
|||||||
1. Нефинансовые активы |
|||||||
Основные средства |
Нематериальные активы |
Непроизведенные активы |
Материальные запасы |
Вложения в нефинансовые активы |
Амортизация |
Нефинансовые активы в пути |
|
В зависимости от вида актива10, 20, 30, 40 |
|||||||
2. Финансовые активы |
|||||||
Денежные средства |
Финансовые активы |
Дебиторская задолженность |
|||||
Облигации, векселя |
Депозиты |
||||||
3. Обязательства |
|||||||
Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам |
Расчеты по принятым обязательствам |
||||||
внутренним |
|||||||
4. Финансовый результат |
|||||||
в соответствии с экономической классификацией доходов |
в соответствии с экономической классификацией расходов |
||||||
5. Санкционирование расходов бюджетов |
|||||||
Осуществление расходов |
Приобретение активов |
Погашение долговых обязательств |
|||||
В соответствии с экономической классификацией расходов |
Основных средств |
Нематериальных активов, ценных бумаг (кроме акций) |
Непроизведенных активов, акций |
Материальных запасов, бюджетных кредитов |
Иных финансовых активов |
Внутренних |
|
Последние три разряда - 24-26 - также входят в КБК. Их значения соответствуют кодам Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ ). Содержит следующие основные разделы:
100 "Доходы", 200 "Расходы", 300 "Поступление нефинансовых активов", 400 "Выбытие нефинансовых активов", 500 "Поступление финансовых активов", 600 "Выбытие финансовых активов", 700 "Увеличение обязательств", 800 "Уменьшение обязательств".
Из-за наличия в бухгалтерском счете классификатора операций сектора государственного управления на некоторых счетах вводятся отдельные названия и номера дебета и кредита счета. На активных счетах эта ситуация выглядит следующим образом:
В Плане счетов нет активно-пассивных счетов. Любой счет - строго либо активный, либо пассивный. Если активный счет имеет кредитовое сальдо, он будет отражен в балансе со знаком "-", если пассивный счет имеет дебетовое сальдо, то он так же будет отражен со знаком "-". С помощью введения кодировки 24-26 разрядов отражаются дебетовые и кредитовые обороты счета. Сальдо по счету определяется как разница между оборотами по дебету и кредиту.