Пенсионное страхование является разновидностью долгосрочного страхования, которое подразумевает, что гражданин на протяжении некоторого периода времени регулярно делает страховые взносы, а страховщик, в свою очередь, обязуется в будущем выплачивать пенсию. Обязательное пенсионное страхование представляет собой систему, на основании которой размер пенсии определяется трудовым стажем страхователя, а также размером пенсионных отчислений.
Система пенсионного страхования предполагает формирование у каждого гражданина страховой пенсии и пенсионных накоплений (последние являются добровольными). Вариант пенсионного обеспечения каждый гражданин выбирает для себя самостоятельно.
В настоящее время именно 167 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», который был издан в декабре 2001 года, определяет существующую пенсионную систему. В соответствии с ним, начиная с 2002 года, была изменена система пенсионного обеспечения, а гражданам России необходимо было стать застрахованными лицами. Сейчас для учета пенсионных и социальных прав открывается лицевой счет и устанавливается страховой номер индивидуального лицевого счета, или СНИЛС. Именно на этот счет работодатель ежемесячно (одновременно с начислением заработной платы) переводит сумму обязательного страхового взноса, которая и формирует будущую пенсию.
Обязательное пенсионное страхование является способом защиты граждан от возникающих рисков, связанных с наступлением нетрудоспособного возраста. В роли страховщика в данной системе выступает Пенсионный фонд РФ.
Современная система пенсионного страхования, определенная 167 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», выполняет две основные функции:
Социальное предназначение системы состоит в том, чтобы обеспечить достойный уровень жизни нетрудоспособным гражданам. Эта функция реализовывается не только через выплату фиксированного пособия, но также через регулярное увеличение страховой пенсии и предусмотренные социальные надбавки нуждающимся.
Суть стимулирующей функции состоит в том, что гражданин может самостоятельно влиять на размер своей будущей пенсии. При ее расчете учитывается трудовой стаж, а также размеры страховых взносов, уплачиваемых в течение жизни.
Данный договор представляет собой соглашение между Пенсионным фондом и застрахованным гражданином, которое и устанавливает обязанность фонда выплачивать пенсию при наступлении страхового случая, а именно, по достижении гражданином пенсионного возраста.
Договор пенсионного страхования содержит следующую информацию:
Страховщиком может выступать как Пенсионный фонд, так и негосударственные фонды. Ежегодно гражданин имеет право сменить страховщика, написав заявление. Смена может быть осуществлена через пять лет либо в следующем году (досрочный переход). Второй вариант, как правило, предполагает определенные потери накоплений.
Таким образом, закон «Об обязательном пенсионном страховании» определил, что каждый гражданин имеет право обратиться в региональное подразделение Пенсионного фонда и получить страховое свидетельство с номером индивидуального лицевого счета. На данный счет производятся отчисления страховых взносов в размере 8–26 % от заработной платы. Изменяемый процент позволяет каждому гражданину самостоятельно определять особенности своего пенсионного обеспечения и влиять на размер будущей пенсии.
903 просмотра
Подпишитесь на Bankiros.ru
ОПС - комплекс мер, организованных государством в правовой и экономической сферах, направленных на возмещение гражданам части заработка после их выхода на заслуженный отдых .
Другими словами, в России пенсионное обеспечение гарантировано. Каждому из нас предстоит формировать свои пенсионные права и свою будущую выплату в этой системе. Выплата денежных средств от государства осуществляется после наступления страхового случая , а именно:
Граждане - участники системы ОПС являются застрахованными лицами . К ним относятся также работодатели, уплачивающие страховые взносы за своих сотрудников. Главной фигурой выступает сам ПФР, контролирующий и управляющий пенсионными денежными средствами.
Основы ОПС регулируются законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» № 167-ФЗ от 15.12.2001 г. В данном документе отражены права и обязанности всех участников системы, определены принципы формирования бюджета ПФР и расходования его денежных средств, утверждены правила уплаты страховых платежей.
Основой формирования будущей пенсии в системе ОПС являются страховые взносы, уплачиваемые работодателем за работника на протяжении его трудовой деятельности. Этот страховой принцип действует в нашей стране с 2002 года.
Стать участником системы ОПС просто: для этого необходимо зарегистрироваться в системе персонифицированного учета.
Система такого учета появилась в России в 1997 году. С ее созданием изменилось качество управления средствами ПФР и была упрощена процедура назначения выплат.
Принципы организации индивидуального учета отражены в законе «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» № 27-ФЗ от 01.04.1996 г. Он позволяет :
Специалисты ПФР осуществляют регистрацию всех российских граждан, даже детей и подростков, а также иностранных граждан и лиц без гражданства. Результатом регистрирования является открытие для гражданина индивидуального лицевого счета и присвоение ему уникального номера - СНИЛС.
Для страхователей законодательно определен порядок уплаты страховых платежей в ПФР - каждый месяц не позднее 15 числа , следующего за отчетным. Данный срок может быть перенесен только в случае, если это число выпадает на выходной или праздничный день. Тогда последним днем уплаты взносов будет считаться ближайший к нему рабочий день.
При начислении взносов на ОПС определена предельная величина заработной платы, с которой происходит оплата. Если доход превышает данную величину, то предусмотрены еще 10% тарифа. При исчислении же платежей по дополнительному тарифу при наличии льготных рабочих мест ограничение базы не действует.
Кроме того, ежеквартально работодатель предоставляет единую форму отчетности :
С 1 апреля 2016 года введена дополнительная ежемесячная форма отчетности для выявления факта работы застрахованных лиц и проведения своевременного перерасчета их пенсии.
Неуплата страховых взносов в полном объеме или некоторой их части является нарушением прямой обязанности страхователя и влечет за собой наложение штрафа .
Тариф платежей в ПФР на обязательное страхование в 2018 году составляет 22% . Предельная заработная плата для исчисления взносов на настоящий момент равна 1021000 рублей .
По-прежнему дополнительный тариф для страхователей, имеющих льготные рабочие места, составляет в 2018 году:
Если же страхователь провел аттестацию рабочих мест, то по ее результатам устанавливается определенный класс условий труда и размер дополнительных тарифов страховых взносов.
В 2018 году изменился порядок перечисления средств по ОПС, в связи с передачей полномочий по учету пенсионных взносов Федеральной Налоговой службе (ФНС). В связи с этим страхователи сами за себя (ИП, адвокаты и др.) перечисляют страховые взносы в фиксированном размере - 26 545 рублей в текущем году. Ранее суммы взносов рассчитывалась, как 26% от годового МРОТ.
С начала 2016 года изменились коды бюджетной классификации для уплаты страховых платежей индивидуальными предпринимателями, а по пеням и процентам - для всех категорий плательщиков.
ПФР является самостоятельным внебюджетным фондом , его денежные средства не включены в состав федерального бюджета и расходуются только на выполнение пенсионных обязательств.
При составлении бюджета на финансовый год главным является принцип сбалансированности доходов и расходов. Данный документ утверждается Президентом РФ по представлению Правительства.
Формирование бюджета ПФР осуществляется за счет:
Средства ПФР имеют целевое назначение . В случае необходимости осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом на определенный финансовый год, вносятся поправки в соответствующий бюджет согласно закону. Основными целями расходования средств бюджета ПФР являются:
Расходы ПФР могут и превышать имеющиеся средства, что наблюдается в последние годы. Происходит это в том числе по причине неуплаты начисленных страховых взносов работодателями. Для компенсации таких расходов производятся дотации из бюджета РФ для покрытия дефицита.
С 2017 года контроль за расчётом и уплатой страховых взносов переходит от фондов к Федеральной налоговой службе, в связи с чем изменятся реквизиты платёжных документов. На следующий год уже утверждены новые КБК: страховые взносы за работников и в ПФР в 2016 году для ИП за себя.
КБК или код бюджетной классификации - это реквизиты в платёжных и банковских документах, на основании которых происходит распределение перечисленных плательщиком сумм. Если указан неверный КБК, платёж будет считаться уплаченным, но из-за того, что он распределён неверно, за плательщиком будет признана недоимка. Чтобы разобраться в этом вопросе, придётся производить розыск платежа и его перераспределение.
В отношении уплаты страховых взносов за сотрудников и индивидуальных предпринимателей за себя ситуация усложняется тем, что в 2017 году меняется получатель платежей. Взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также взносы на случай временной нетрудоспособности и материнства теперь оплачивают в налоговую инспекцию. Только взносы на травматизм за работников по-прежнему выплачивают в фонд соцстраха.
Основная часть страховых взносов, уплаченных страхователями в 2016 году, уже ушла на реквизиты фондов (ПФР, ФОМС, ФСС). А вот дополнительный взнос ИП за себя (1% при превышении лимита годового дохода в 300 тысяч рублей), если он ещё не был уплачен в текущем году, надо перечислять уже в ФНС. Для работодателей же важен вопрос: по каким КБК платить страховые взносы за декабрь 2016 в январе 2017?
Важно: ставки взносов страхователей за работников и ИП за себя в 2017 году остались прежними. Изменение для исчисления пенсии по возрасту индивидуальным предпринимателям вызвано ростом МРОТ (минимальный размер оплаты труда в 2017 году составляет 7 500 рублей), а не увеличением тарифов.
Справочник КБК на 2017 год приводится в Приказе Минфина России от 01.07.2013 N 65н с изменениями , внесёнными Приказом Минфина России от 7 декабря 2016 года № 230н. Этим же документом изменены также коды доходов для разных систем налогообложения и государственных пошлин.
Новые КБК по страховым взносам с 2017 года отражает эта переходная таблица (код указывают в поле 104 платежки). Таблица подготовлена Федеральной налоговой службой, оригинальный файл в формате excel можно скачать по этой ссылке .
Вид платежа | Новые КБК с 2017 года |
---|---|
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, уплачиваемые ИП за себя (прежнее название -минимальные фиксированные страховые взносы в ПФР в 2016 году для ИП) | 182 1 02 02140 06 1100 160 |
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование, уплачиваемые ИП за себя (прежнее название - взносы в ФОМС) | 182 1 02 02103 08 1011 160 |
Дополнительные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование ИП за себя, уплачиваемые с доходов, превышающих 300 тысяч рублей (прежнее название 1-процентные дополнительные страховые взносы в ПФР в 2016 году для ИП) | 182 1 02 02140 06 1200 160 |
182 1 02 02010 06 1000 160 |
|
182 1 02 02101 08 1011 160 |
|
182 1 02 02090 07 1000 160 |
|
182 1 02 02131 06 1010 160 |
|
182 1 02 02131 06 1020 160 |
|
182 1 02 02132 06 1010 160 |
|
182 1 02 02132 06 1020 160 |
|
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, уплачиваемые ИП за себя (в том числе, с дохода свыше 300 000 рублей) | 182 1 02 02140 06 1110 160 |
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование, уплачиваемые ИП за себя | 182 1 02 02103 08 1013 160 |
На обязательное пенсионное страхование работников | 182 1 02 02010 06 1010 160 |
На обязательное медицинское страхование работников | 182 1 02 02101 08 1013 160 |
На случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством | 182 1 02 02090 07 1010 160 |
Дополнительные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование работников, занятых при вредных условиях труда, тариф для которых не зависит от результатов спецоценки | 182 1 02 02131 06 1010 160 |
Дополнительные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование работников, занятых при вредных условиях труда, тариф для которых зависит от результатов спецоценки | 182 1 02 02131 06 1020 160 |
Дополнительные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование работников, работающих в тяжелых условиях труда, тариф для которых не зависит от результатов спецоценки | 182 1 02 02132 06 1010 160 |
Дополнительные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование работников, работающих в тяжелых условиях труда, тариф для которых зависит от результатов спецоценки | 182 1 02 02132 06 1020 160 |
Обратите внимание: последние новые КБК по страховым взносам с 17 мая 2016 года (утверждены приказом Минфина РФ от 17.05.2016 № 66н) уже недействительны!
Страховые взносы на травматизм за работников (ИП сами за себя их не платят) отчисляют по-прежнему в Фонд социального страхования, поэтому КБК у них остался тот же, что и в 2016 году:
Как видим, проблемы с выбором КБК на границе 2016-2017 годов могут возникнуть в двух ситуациях:
В этой таблице мы указали КБК для страхователей, перечисляющих в январе 2017 года взносы за декабрь 2016 года.
С 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы ФНС России.
Цель - реализация мер направленных на снижение административной нагрузки на налогоплательщиков за счет сокращения количества государственных органов, осуществляющих контрольные мероприятия, а также за счет оптимизации количества представляемой в контролирующие органы отчетности.
В связи с этим, расчеты РСВ-1 и 4-ФСС, предстчаляемые в ПФР и ФСС отменяются. Вместо них вводится Единый расчет , представляемый в налогоаве органы. В Едином расчёте отражаются суммы начисленных и уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд, ФФОМС и Фонд социального страхования. Его форму планируется утвердить к 1 октября 2016 года.
Единый расчет по страховым взносам будет ежеквартальным. Срок представления - не позднее 30 числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Сроки представления в ИФНС России Единого расчета :
C 2017 года ФНС Росии переданы только полномочия по администрированию страховых взносов. При этом ПФР продолжит ведение персонифицированного учета застрахованных лиц. Кроме того, назначение и выплата пенсий останется важнейшей функцией Пенсионного фонда. В ведении ФСС будет отвечать за выплату пособий. Следовательно, ПФР и ФСС необходимо получать соответствующую отчетность.
*
Крайний срок представления ежемесячной отчетности по персонифицированному учету (форма СЗВ-М) - не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.
До вступления в силу Федерального закона N 1040799-6 срок представления СЗВ-М - 10-е число.
В ФСС будут представляться сведения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (форму и формат готовит ФСС).
Срок уплаты Единого сбора - не позднее 15-го числа масяца, следующего за расчетым. Если день уплаты выпадает на выходной, то день уплаты переносится на ближайший рабочий. Сбор уплачивают в рублях и копейках.
Уплата будет производится на специальный КБК Единого сбора, который утвердит Минфин России.
Единый сбор администрирует налоговая служба. При этом Сбор не являлся федеральным налогом и к налоговым платежам не относится. Следовательно, проводить зачеты между единым сбором и налогами нельзя.
Указ Президента РФ от 15.01.2016 № 13 и письмо ФНС России 02.02.2016 № БС-4-11/1539@
ФНС получит всю информацию по платежам страхователей и сопоставит данные, с учетом особенностей поступлений сумм НДФЛ и страховых взносов (в ПФР и ФСС). При обнаружении расхождений - проведет соответствующие проверки за период после 1 января 2017 года и за три предыдущих года: 2014г, 2015 и 2016 годы.
При обнаружении недоимок, не выявленных ранее ПФР и ФСС, потребует погашения. При этом штрафы, вероятно, взиматься не будут.
Если при проведении повторной выездной проверки выявлен факт совершения плательщиком страховых взносов нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной проверки, к плательщику страховых взносов не применяются штрафные санкции, за исключением случая, если невыявление факта правонарушения при проведении первоначальной проверки явилось результатом сговора между плательщиком страховых взносов и должностным лицом органа контроля за уплатой страховых взносов.