Отказ в принудительном обмене жилого помещения. Принудительный обмен. У Как происходит принудительный обмен

Отказ в принудительном обмене жилого помещения. Принудительный обмен. У Как происходит принудительный обмен

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

Здоровье – состояние полного физического, духовного(психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических эффектов.

Физическое здоровье – естественное состояние человека, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем; оно зависит от двигательной системы, от правильного питания , от оптимального сочетания устной и физической работы. Для того, чтобы иметь нормальное физическое здоровье, нужно много отдыхать (например, 8 – 9 часов сна). Духовное здоровье зависит от:

    отношения к окружающему миру;

    ориентации в этом мире;

    от умения определять своё положение в обществе;

    от своего отношения к людям и вещам;

    системы мышц.

Психическое понятие здоровья

Достигается умением жить в согласии с собой, с друзьями и близкими; прогнозированием различных ситуаций; разработкой моделей своего поведения в соответствии с возможностями и желаниями.

Как определить, здоров человек или нездоров?

Это определяется по личным ощущениям и показателям.

Индивидуальное здоровье обуславливается:

Сохранением и развитием биологических (размножение), физиологических (дыхание, питание, выделение, кровообращение), психофизиологических (восприятия, память, мышление), социальных (трудоспособность) функций при наибольшей продолжительной активной жизни.

Факторы, влияющие на здоровье

Примерный удельный вес в %

Группы факторов риска

1. Образ жизни

алкоголь, неправильное питание, вредные условия труда, переживания,

стрессы, привычки, гиподинамия, материально – бытовые условия,

наркотики, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество,

низкий образовательный и культурный уровень, высокий уровень

урбанизации (населения)

2. Генетика, биология

Предрасположенность к наследственным заболеваниям

3. Внешняя среда

Загрязнение воздуха, воды, почвы, резкая смена природно-атмосферного давления, магниты и другие излучения

4. Здравоохранение

Неэффективные профилактические меры, низкое качество медицинской помощи и несвоевременность её оказания

Общественное здоровье складывается из здоровья отдельных людей. Показатели:

    общая смертность;

    средняя продолжительность жизни;

    детская смертность.

На общественное здоровье влияют:

Природные факторы (загрязнение окружающей среды, жилищная среда) и социальные факторы (зарплата, продолжительность рабочего труда, условия труда, здравоохранение, уровень питания).

Здоровый образ жизни.

З.О.Ж. – это индивидуальное поддержание и укрепление здоровья.

Составляющие З.О.Ж.:

1) умеренное и сбалансированное питание;

2) режим дня с учетом динамики индивидуальных биоритмов;

3) достаточная двигательная активность;

4) закаливание организма;

5) личная гигиена;

6) грамотное экологическое поведение;

7) психогигиена и умение управлять своими эмоциями;

8) сексуальное воспитание;

9) отказ от вредных привычек;

10) безопасное поведение в быту, на улице, в школе, обеспечивающее предупреждение травматизма и отравления.

На сегодняшний день, к сожалению, в нашей стране 2/3 населения не занимаются спортом, 70 млн. чел. курят.

Связь понятия здорового образа жизни с профилактикой заболеваний.

Значение соблюдения правил личной и общественной гигиены.

Гигиена – это область, изучающая влияние условий жизни, труда на человека и разрабатывающая профилактики различных заболеваний; обеспечивающая оптимальные условия для существования; сохраняющая здоровье и продлевающая жизнь.

Личная гигиена – совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.

Для личной гигиены нужно:

Разумное сочетание умственного и физического здоровья;

Занятие физкультурой;

Закаливание;

Рациональное питание;

Чередование труда и активного отдыха;

Полноценный сон.

Здоровье, по определению ВОЗ, – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье человека и общества в целом зависит от множества социальных, природных и биологических факторов. Ученые утверждают, что здоровье народа на 50 – 55% определяется образом жизни (ОЖ), на 20-25% – экологическими, на 20% – биологическими (наследственными) факторами и на 10% – медициной.

Образ жизни – это совокупность типичных видов жизнедеятельности человека, социальной группы, общества в целом, которая берется в единстве с условиями жизни. Это понятие довольно широкое. В последнее время в ОЖ все чаще и чаще выделяют и такие две его составные части – ЗОЖ и НеЗОЖ. Хотя понятие «здоровый образ жизни» утвердилось в нашем обществе сравнительно недавно (в 80-е гг. 20-го столетия), однако нормами и правилами ЗОЖ народ пользовался всегда, в течение всей истории человечества.

Научно-технический прогресс резко изменил (и продолжает изменять) трудовую деятельность человека. В современных условиях роль умственного труда постоянно возрастает, а доля физического труда уменьшается. Все это ведет к тому, что работники умственного труда в процессе своей профессиональной деятельности, как правило, не получают физических нагрузок в необходимом (достаточном) объеме и качестве. Но организм человека по-прежнему нуждается в этих нагрузках. Следовательно, только занятия физической культурой, спортом, туризмом становятся практически наиболее эффективным и экономичным способом обеспечения физическими нагрузками современного человека.

На каждом этапе своего развития человечество всегда имело в своем арсенале такие нормы жизнедеятельности, которые в конечном счете были нацелены на созидание и сотворение материальных и духовных ценностей, на преобразование и процветание общества, на развитие человека, на раскрытие его нравственных черт, умственных и физических способностей и возможностей. Прогрессивность человечества в конечном счете все-таки всегда предопределялась его способностью к самосовершенствованию, к наиболее полному развитию самого человека, к ведению им (человечеством) нормального и единственно разумного ЗОЖ.

Представляется, что нам необходимо более четко разобраться в самом понятии – здоровый образ жизни.

Ниже мы приводим некоторые из определений ЗОЖ, которые имеют место в литературе:

    «Здоровый образ жизни – рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья».

    «Здоровый образ жизни… можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную в первую очередь на сохранение и улучшение здоровья».

    «ЗОЖ – это такая целенаправленная форма поведения, которая обеспечивает сохранение и длительное поддержание психического и физического здоровья, а также повышение адаптационных возможностей организма».

    «Здоровый образ жизни – это прежде всего культурный образ жизни, цивилизованный, гуманистический».

    «Под здоровым образом жизни… понимается такой, при котором сохраняются или расширяются резервы организма».

    «Здоровый образ жизни – типичная совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма».

    «Здоровый образ жизни – мобильное сочетание форм, способов повседневной жизнедеятельности, которые соответствуют гигиеническим принципам, укрепляют адаптивные и резистентные возможности организма, способствуют эффективному восстановлению, поддержанию и развитию резервных возможностей, оптимальному выполнению личностью социально -профессиональных функций».

С нашей точки зрения, характер и целевая направленность понятия ЗОЖ предопределяется словом «здоровый». Прилагательное «здоровый», являясь производным от существительного «здоровье», таким образом, несет в себе все основные качественные характеристики последнего. В этой связи еще раз отметим, что здоровье – это состояние физического, душевного и социального благополучия.

Нам представляется, что в понятии ЗОЖ должны найти отражение такие положения, которые исторически сложились в нашем обществе, которые помогут четко определить и отделить ЗОЖ от его антипода – НеЗОЖ.

И, следовательно, речь должна идти о жизнедеятельности:

    устремленной в будущее. ЗОЖ всегда был нацелен на решение глобальных проблем, связанных с обеспечением бесконечности человеческого бытия;

    созидательной Следовательно, речь идет о жизнедеятельности, нацеленной на сотворение материальных и духовных ценностей, на обеспечение мира и благополучия, на воспитание подрастающего поколения, более подготовленного к жизни;

    восстановительно-оздоровительной. После напряженного труда человек должен уметь полностью восстанавливать свои жизненные силы, постоянно проводить определенный минимум восстановительно-оздоровительных мероприятий, использовать для этого естественные силы природы – солнце, воздух, воду, красоты природы и так далее;

    развивающей. Каждый человек должен научиться средствами физической культуры и спорта развивать и совершенствовать, укреплять и поддерживать свои физические качества и способности, свое здоровье.

Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем следующее определение ЗОЖ.

Здоровый образ жизни – свод исторически проверенных временем и практикой норм и правил жизнедеятельности, нацеленных на то, чтобы человек:

    умел высокоэффективно и экономично трудиться, рационально расходовать силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно полезной деятельности;

    владел умениями и навыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда;

    постоянно углублял свои нравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и совершенствовал свои физические качества и способности;

    самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье и полностью отвергал вредные для здоровья привычки саморазрушающего поведения.

Таким образом, здоровье - это состояние физического, душевного и социального благополучия.

Определить понятие болезни и здоровья ученые и медики пытались издавна. Со времен Гиппократа было множество точек зрения на этот вопрос. Болезнь и здоровье всегда воспринимались как два взаимоисключающих состояния, следовательно, плохое самочувствие и хорошее самочувствие логично рассматривать как два полюса, подходящих к любому из этих состояний. Понятие плохого и хорошего самочувствия носит чисто субъективный характер. Даже при серьезном заболевании человек может считать себя здоровым, так как он хорошо себя чувствует. Типичным примером может служить онкологическое заболевание, являющееся прогностически очень серьезной проблемой для всего организма, но не приносящее в начальной стадии никаких неприятных субъективных симптомов. Наоборот, плохое самочувствие может быть обусловлено разнообразными причинами, помимо соматической патологии. Кроме соматических, основными причинами плохого самочувствия можно считать социальные. К ним относятся семейные проблемы, любые нарушения коммуникации, взаимодействия личности с представителями социальной среды, в которой она обитает.
Понятие здоровья нужно рассматривать как состояние, к которому должны стремиться успешные лечебные воздействия, а также как цель постоянно предпринимаемых и пропагандируемых профилактических мер. Понятие психического здоровья включает в себя три основных аспекта: хорошее самочувствие, как физическое, так и душевное; самоактуализация, т. е. способность к саморазвитию, наличие самодостаточности; уважение к себе и окружающим, или чувство собственного достоинства. Все эти качества можно рассматривать как характерологические особенности личности с низким риском возникновения психического расстройства. Вероятность определяется не только преморбидными свойствами личности, но и экологическими, экономическими и социальными условиями жизни. «Вся жизнь – театр, а все мы в ней актеры». Уместность этой цитаты объясняется тем, что помимо объективных понятий здоровья и болезни существует не менее актуальное понятие роли здорового и роли больного. Роль подразумевает определенные ожидания общества от поведения данного индивида. Роль здорового подразумевает, что человек в состоянии выполнять все возложенные на него окружающим обществом социальные функции и в перспективе брать еще и дополнительные. Роль здорового характеризуется нормальной работоспособностью, выносливостью, готовностью к выполнению возложенных функций. Роль больного подразумевает прямо противоположную ситуацию. В состоянии болезни человек претендует на повышенное внимание, заботу со стороны окружающих. Роль больного подразумевает, что возложенные на него прежде социальные функции должны быть переданы другому лицу или их выполнение должно быть приостановлено, так как роль больного включает в себя невозможность выполнения прежних действий в полном объеме.
Любое заболевание диагностируется на основе анализа клинических признаков (симптомов) и результатов проведенных обследований. Среди многообразия симптомов присутствуют признаки соматического неблагополучия, а также измененной реакции психики в результате заболевания. При ряде заболеваний, таких как нейроинфекции, разнообразные интоксикации, психические болезни, заболевания сосудов головного мозга, изменения психики обусловлены непосредственным воздействием на головной мозг. При других заболеваниях изменения психики и поведения будут обусловлены не поражением головного мозга, а изменившимися ощущениями со стороны других органов и систем. Общий механизм таких изменений принципиально одинаков. Нарушение привычной деятельности органов и систем в результате возникновения и развития соматического заболевания приводит к изменению нервной импульсации, поступающей от пораженного органа в головной мозг. В результате происходит изменение физиологических параметров высшей нервной деятельности, что и приводит к изменению психической деятельности пациента. Такие изменения не могут быть односторонними, им всегда сопутствует церебро-висцеральная связь. Взаимодействие по принципу прямой и обратной связи создает в конечном итоге целостную картину заболевания. Изменения в психическую деятельность человека вносит именно обратная связь. Реагирование на одинаковую болезнь или травму у разных личностей будет различным. Оно обусловлено разным осознанием болезни или травмы, предшествующим жизненным опытом, уровнем интеллекта и знаний в конкретной области и многими другими обстоятельствами. В практической деятельности врачу нередко приходится сталкиваться с несоответствием обилия предъявляемых жалоб и скудностью объективных данных. Все психологические особенности осознания больным своей болезни можно условно разделить на виды переживаний и реакций на заболевание. К ним относятся суждения пациента о начальных проявлениях болезни, особенности изменения самочувствия в связи с усугублением болезненных расстройств, в дальнейшем, на пути к выздоровлению и восстановлению здоровья – представления о вероятных последствиях перенесенного болезненного процесса для себя и окружающих, возможности продолжения привычной профессиональной деятельности и многое другое. Следует обратить внимание на то, что в центре переживаний больного находятся его субъективные ощущения, они занимают максимум его внимания и интересов. Они имеют несколько разновидностей:
1) сенситивный, подразумевающий ощущения соматического дискомфорта в виде общей слабости, болевых ощущений и других проявлений;
2) эмоциональный, выражающийся в надеждах на выздоровление, опасениях за неблагоприятный исход болезни, возможные осложнения;
3) волевой, характеризующийся отчетливым пониманием необходимости принятия мер к преодолению заболевания в результате обследования и активного лечения;
4) рациональный и информативный, выражающийся в потребности знать особенности своего заболевания, возможную длительность течения, вероятные осложнения, возможные варианты исхода: полное выздоровление, временная нетрудоспособность (краткая или длительная), инвалидность, смерть.
Перечисленным субъективным переживаниям соответствуют различные типы реагирования на возникшую болезнь. Они подразделяются на нормальные и аномальные.
Нормальные реакции:
1-й тип – склонность переоценивать значение отдельных симптомов и заболевания в целом;
2-й тип – реальная оценка своего состояния и дальнейших перспектив, совпадающая с мнением лечащего врача;
3-й тип – склонность недооценивать тяжесть и серьезность своего состояния в текущий период времени и возможности последствий и осложнений;
4-й тип – полное отрицание болезни в целом и каких-либо отдельных патологических симптомов в частности в результате отсутствия критики к своему состоянию или диссимуляции;
5-й тип – вытеснение из своего сознания явных угрожающих признаков заболевания в связи со страхом его неизвестных последствий.
Аномальные реакции:
1) астенический тип характеризуется повышенной утомляемостью, истощаемостью, несмотря на благоприятный исход болезни; пациента мучают сомнения, он боится повторения заболевания или перехода его в хроническую форму;
2) депрессивный тип характеризуется преобладанием чувства тревоги, тоски, растерянности, отсутствием надежды на выздоровление, в связи с чем утрачиваются побудительные мотивы к борьбе с болезнью;
3) ипохондрический тип характеризуется «уходом в болезнь», которая заполняет всю его жизнь, определяет интересы и помыслы, с ней связаны все его желания и стремления;
4) истерический тип характеризуется склонностью к фантазированию, искусной демонстрации воображаемых болезненных симптомов, сопровождающихся богатой мимикой, театральными жестами, стонами, криками. При этом больные охотно делятся своими переживаниями, красочно и подробно рассказывают об отдельных симптомах, они проявляют придирчивость по отношению к медицинскому персоналу, который обвиняют в недостаточном внимании, равнодушии и черствости по отношению к ним, несчастным страдальцам;
5) мозаичный тип является комбинацией из отдельных признаков, присущих другим типам. В разные периоды заболевания преобладает один из описанных выше видов аномальной реакции.
Одной из характерных особенностей аномальных реакций является их склонность к быстрому развитию и быстрому исчезновению. При психопатологических реакциях у пациентов отсутствует критика к своему состоянию или присутствует, но в недостаточной мере.
Сочетание нормальных и аномальных типов реагирования в преломлении эмоциональных особенностей и социальных потребностей позволяет выделить три основных наиболее часто встречающихся варианта отношения к своему заболеванию.
Первый вариант расценивается как нормальная реакция на болезнь. Пациент адекватно оценивает свое состояние и дальнейшие перспективы, в связи с чем стремится выполнять назначенное лечение и обследование, интересуется полученными результатами. В действиях такого больного отмечаются целеустремленность, настойчивость, самообладание, стремление взять ситуацию под свой контроль.
Второй вариант является депрессивным типом аномальной реакции на болезнь. Больные этой группы растеряны, суетливы, пессимистичны, в поведении неуравновешены. Цели и задачи, прежде значимые для этих пациентов, уходят на второй план, свои неудовлетворенные потребности им иногда удается решать при помощи демонстрации своей беспомощности. Пациенты малоинициативны, интерес их к результатам своего обследования и лечения недостаточен, они не используют своих собственных резервных возможностей.
Третий вариант – истерический тип аномальной реакции на болезнь: больные пассивны, игнорируют существующие трудности, их настроение неустойчивое, поведение неровное. Контакт с окружающими затруднен вследствие частой непредсказуемой смены настроения. Пациенты долго и цветисто повествуют о своих болезненных переживаниях, нередко демонстрируя их.



Ятрогения

В целом ятрогении являются частным случаем психогении, т. е. заболевания, развивающегося вследствие психической травмы, в данном случае слова врача. В более узком смысле ятрогенией следует считать изменения психики человека под влиянием неправильного мнения, ошибочного высказывания врача. Таким образом, слово врача является серьезным оружием, способным как лечить, так и наносить вред здоровью. Человек, страдающий практически любым заболеванием, становится более восприимчивым и чувствительным к окружающим воздействиям, более подвержен отрицательным влияниям. Однако не все пациенты одинаково подвержены таким воздействиям. Имеют значение особенности личности человека. Наибольшая подверженность характерна для лиц тревожных, мнительных, впечатлительных, привыкших прислушиваться к своим ощущениям, с легко ранимой психикой. Поводом обычно служат неправильно понятые слова врача в сочетании с ярким впечатлением о болезни какого-либо другого пациента, сопровождающиеся чувством тревоги: вид тяжелобольного, рассказы очевидцев, чтение литературы о внезапном заболевании с трагическим исходом. Спустя непродолжительное время у такого впечатлительного больного появляются разнообразные неприятные ощущения, напоминающие, по его мнению, признаки того самого заболевания, о котором он узнал или наблюдал у другого человека. Если врачебным обследованием не подтверждаются его опасения, он начинает обращаться к другим докторам, будучи уверенным, что он болен. Если заболевания не находят и другие врачи, он может жаловаться в вышестоящие инстанции, требуя повторного обследования и назначения лечения. Иногда такие пациенты становятся «профессиональными жалобщиками», отнимающими массу времени у врачей и контролирующих организаций на поиски несуществующей болезни и ответы заявителю. Одновременно такой пациент пытается самостоятельно разобраться в своем состоянии здоровья, пытается читать специальную медицинскую литературу, которую весьма нелегко понять человеку без медицинского образования, делает ошибочные выводы и на их основании пытается заниматься самолечением. Недостающие симптомы появляются в результате самовнушения, мнимые ощущения в конечном итоге приходят в систему, приобретают упорядоченность. На этом этапе больной может действительно производить впечатление истинно больного человека. Отсутствие понимания и сочувствия со стороны медицинских работников может вызвать снижение настроения, расстройство сна, аппетита, общего самочувствия. В таком состоянии действительно развиваются функциональные расстройства со стороны «больного» органа. При повседневном общении с пациентом большое значение имеет его степень внушаемости. Она может иметь положительное значение, так как легко внушаемый пациент лучше воспримет и запомнит советы, назначения и рекомендации. В других случаях внушаемость может сыграть злую шутку с врачом и пациентом в случае ошибочного мнения или опрометчивого высказывания доктора. Особенно часто ятрогенные влияния наблюдаются в ходе обследования при выявлении ранних проявлений той или иной болезни, когда больной уже обеспокоен изменениями в своем самочувствии и становится предрасположенным к вольным толкованиям своего меняющегося состояния. Тщательный анализ жалоб и переживаний больного позволяет лучше понять особенности его психической индивидуальности, найти более эффективные и приемлемые формы влияния на него. Этому способствует также исключение из употребления в присутствии больного терминов, не понятных для него, которые из непонятных могут превратиться в пугающие. Большое значение следует придавать анализу переживаний больного, ибо врач в результате непосредственного словесного контакта может получить материал, нередко превосходящий тонкостью наблюдения физические методы исследования. В самом начале контакта с больным врач должен укреплять положительные установки пациента, а не излишне сочувствовать ему и говорить о возможных тяжелых последствиях и длительности заболевания, неоправданно много и долго лечить, назначать большое количество препаратов с разнонаправленным действием, без особой необходимости выдавать листок нетрудоспособности, как бы перестраховываясь, вместо того, чтобы давать рекомендации по трудоустройству, исходя из психического и соматического здоровья. Особо следует отметить необходимость соблюдения аккуратности и осторожности при сообщении больному результатов обследования и установленного диагноза. Сообщение одного и того же диагноза разным пациентам носит сугубо индивидуальный характер с элементами театральности. Форма сообщения, слова, выражения, демонстрация собственного отношения врача к сообщаемому диагнозу должны зависеть от уровня интеллекта, образования, культуры, соматического и эмоционального состояния пациента. Наиболее неприемлемым, вредоносным вариантом считается медикоцентричное отношение к сообщению о диагнозе. Оно характеризуется сухой научной характеристикой свершившихся фактов. В этом случае врач выступает только как профессионал в одной конкретной своей узкой области знания, с небольшой натяжкой в этом случае его можно назвать просто ремесленником. Вредное влияние на больного могут оказать и рассуждения врача вслух, особенно если это касается дифференциально-диагностических вопросов. Он порой даже не может догадаться, какой вихрь вопросов и сомнений поднимает в голове больного замечание о том, с какими разнообразными болезнями может быть связан симптом, беспокоящий больного. Рассматривая аспект сообщения пациенту результатов его обследования, следует особое внимание уделить электрокардиографии, так как до сих пор этот метод диагностики остается одним из наиболее информативных в отношении состояния сердца, а оно является крайне важным органом, что известно любому, самому необразованному пациенту. В ряде исследований ведущих кардиологов отмечается, что неосторожное сообщение результатов электрокардиографии нанесло не меньший вред, чем выявленные этим методом соматические проблемы. Распространенный в настоящей медицине диагноз «кардиальный невроз» нередко становится следствием нетактичных сообщений результатов ЭКГ особо мнительным пациентам. Больные с ипохондрическим складом личности порой скрупулезно коллекционируют результаты проведенных обследований, мнения различных специалистов, сравнивают их между собой и с результатами исследований других больных, пытаются самостоятельно делать выводы, чем наносят себе серьезный вред, концентрируя свои интересы на состоянии своего здоровья и проявлениях болезни. Мысль о возможной болезни сердца ужасает их особо, они просят, требуют повторных проведений электрокардиографии, а затем впадают в панику, услышав даже о незначительных отклонениях. Не имея медицинского образования, не зная медицинской терминологии, такие больные приходят к выводу о наличии у них серьезной болезни сердца, хотя объективно об этом нет и речи. Они требуют повторных ЭКГ-исследований и немного успокаиваются только тогда, когда удается обнаружить хотя бы минимальные отклонения в сторону ухудшения, так как этим подтверждаются их опасения, с которыми никто не хочет соглашаться. Трактовка рентгенологических исследований тоже имеет свои подводные камни. В большей степени это касается спорных заключений, которые в этом виде обследований встречаются довольно часто. Одна и та же картина может быть расценена как вариант нормы у одного пациента и как проявление патологии у другого, причем это не всегда ясно сразу. Рентгенологические данные всегда необходимо оценивать в сочетании с другими обследованиями, поэтому рентгенолог единолично не должен ставить диагноз и сообщать об этом пациенту. Характерным примером может служить следующий случай из педиатрической практики. Ребенку 2 лет было назначено рентгенологическое исследование легких в связи с длительно сохраняющимся кашлем после перенесенного бронхита. Рентгенолог детской поликлиники находился в отпуске, поэтому заключение делал рентгенолог, работающий с взрослым населением и утративший навыки изучения детских рентгенограмм. Его вердикт был однозначен: у ребенка диссеминированный туберкулез легких. К счастью или к несчастью, у матери ребенка было медицинское образование. К несчастью потому, что она сразу представила себе предстоящий объем и длительность лечения, последствия перенесенного столь серьезного заболевания в столь нежном возрасте для организма в целом и последствия влияния токсичных лекарственных препаратов, без которых невозможно добиться излечения этого заболевания. Такая ситуация могла привести к неправильному лечению ребенка с непредсказуемыми последствиями и невротическому расстройству со стороны матери. К счастью, мать не удовлетворилась заключением этого рентгенолога и стала искать возможность проконсультировать ребенка и проверить результаты обследования у специалиста, работающего в детском лечебном учреждении. Заключение гласило, что такой результат может быть вариантом нормы, что и подтвердилось дальнейшими клиническими наблюдениями.

Патология как наука. Нозоология. Здоровье.

Болезнь. Смерть.

1.Патология – это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития и исхода болезни.

Предметом ее исследования является больной организм. Как дисциплина патология основывается на синтезе двух наук: патологической физиологии и патологической анатомии. Для познания и объяснения патологического процесса используются данные клинического обследования, морфологическое изучение прижизненно взятых участков тканей больного органа; Результат исследования трупов, а также факты, полученные в эксперименте при моделировании болезни на животных.

Выделяют два раздела патологии : общая и частная.

Общая патология изучает - типовые патологические процессы: дистрофия, некроз, атрофия, аллергия, гипоксия и др.

Частная патология изучает конкретные болезни или нозологию.

Слайд 4

Для решения, стоящих перед патологией, задач используется два подхода:

1. Патофизиологический подход - он позволяет изучить функциональные расстройства организма на разных этапах развития отдельных патологических процессов и болезней в целом.

2. Патоморфологнческий подход - использует разнообразные современные морфологические методы. Дает возможность изучать нарушение структуры органов и тканей во время болезни и при выздоровлении.

Вместе с тем, единство этих подходов дополняет друг друга.

Слайд 5

Патологическая анатомия - это клиническая медицина, которая использует три метода:

1. Вскрытие (аутопсия) трупов.

2. Прижизненные исследования кусочков органов больного (биопсия).

3. Эксперименты на животных.

Патологическая физиология - это экспериментальная дисциплина, которая исследует развитие болезни. Оценивает различные способы лечения, разрабатывает проблемы диагностирования и профилактики болезни.

Слайд 6

2.Нозология - учение о болезнях и классификациях.

Что же такое болезнь, чем она отличается от здоровья, каковы причины и механизмы выздоровления или смерти?

Нозология включает три раздела:

1. Этиология;

2. Патогенез;

3. Морфогенез.

Этиология (aitia – причина ,logos - учение ) - учение о причинах и условиях возникновения патологических процессов и заболеваний.

Рассматривая этиологию, стараются ответить на вопрос «что?»: что вызывает определенный процесс и какие условия этому способствуют.

Патогенез (patos – болезнь, страдание , genesis – происхождение ) – это учение о механизмах развития патологического процесса или заболевания, т.е. о том, как они начинаются, как развиваются и чем заканчиваются.

Морфогенез - отражение динамики изменений морфологических структур в процессе развития заболевания, выздоровления или смерти.

Слайд 7

Причина болезни - это патологический фактор, вызывающий определенные заболевания и определяющий ее специфические особенности.

Болезнетворные условия - это факторы, которые не вызывают определенного заболевания, но способствуют его возникновению. Этиологические факторы (причины заболевания):

Экзогенные(микробы, вирусы, простейшие и др.)

Эндогенные (собственная флора организма и др.)

Экзогенные болезнетворные причины - это множественные внешние, химические, физические и психогенные биологические патогенетические воздействия.

Эндогенные болезнетворные причины - это находящиеся в организме сапрофиты, нарушающие обменные процессы и т.д.

Слайд 8

Понятие здоровье, болезнь.

Здоровье по определению ВОЗ – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Физиологи ческой мерой здоровья является норма.

(Это процесс сохранения и развития биологических, психических, физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни).

Профилактика . Профилактика в медицине – это широкая разносторонняя сфера деятельности, относящаяся к выявлению причин заболеваний и повреждений, их искоренению или ослаблению среди отдельных людей, их групп и всего населения.

Болезнь по определению ВОЗ – это особый вид страдания, вызванный поражением организма, отдельных его систем различными повреждающими факторами, характеризующийся нарушением системы регуляции и адаптации и снижением трудоспособности.

(Нарушение норм жизнедеятельности человека, обусловленное функциональными или морфологическими изменениями. Возникновение болезни связано с воздействием на организм вредных факторов внешней среды (физических, химических и социальных) с его генетическими изменениями).

Болезнь характеризуется общим или частичным снижением приспособляемости

организма и ограничение свободы жизнедеятельности больного. При болезни нарушается нормальный ход химических, физических и физиологических процессов. Организм переходит на наиболее высокий уровень саморегуляции и включает защитные механизмы, противодействующие болезни. Для болеющего человека характерно нарушение взаимосвязи не только с биологической, но и с социальной средой, что проявляется ограничением трудоспособности.

Разнообразные повреждения и приспособительные реакции проявляются различными отклонениями жизнедеятельности от нормы.

Эти проявления болезни получили название симптомов , а совокупность их, характеризующая болезнь - синдром.

Существуют следующие симптомы:

Объективные - это когда доктор может их проверить.

Субъективные - то, что человек чувствует.

Слайд 9

В течении болезни различают несколько периодов:

1. Латентный (скрытый, инкубационный) - это когда видимые проявления отсутствуют. При инфекционных заболеваниях это может длиться от момента попадания инфекции в организм до клинических проявлений.

2. Продромальный - это проявление неспецифических, общих для многих заболеваний признаков (вирусный гепатит).

3. Период разгара проявлений - это появление специфических симптомов и синдромов.

Здоровье – комплексное понятие, характеризующее состояние человека. Здоровье нужно рассматривать широко, масштабно и целостно. Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения, «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия», а не только определяется отсутствием болезней и физических дефектов. Такое расширенное понимание здоровья очень важно и помогает увидеть причинно-следственные связи.

Здоровье - естественное состояние человека , норма жизни. И достигается это состояние просто - соблюдением законов природы. Ведь если мы соблюдаем регламент по эксплуатации технического прибора, то и срок службы у него будет максимальным. Грамотная эксплуатация своего организма поможет не отвлекаться на ремонтные работы. Главное понять возможности организма и определить посильную нагрузку.

«Медицина есть искусство подражать целебному воздействию природы »

/Гиппократ/

Каждый из нас закодирован матушкой-природой на безупречное здоровье , но нарушение естественных биоритмов и законов приводит к сбою адаптационных возможностей. Очень важно вовремя включить, поддерживать и тренировать механизмы адаптации и саморегуляции. Младенец появляется на свет с колоссальным резервом жизненной силы. Русский физиолог И.А. Аршавский писал: «Физиологически зрелые новорождённые не могут не только умереть, но и заболеть». Тогда почему по статистике мы имеем не более 5% здоровых детей? Ответ прост: потому что мы нарушаем законы физиологии ещё на этапе планирования ребёнка и его зачатия. Культура здорового образа жизни недостаточно распространена среди населения. Родителей в большей степени волнует успеваемость детей в школе нежели правильно организованный режим дня, питания, наличие времени на отдых. Из-за большого количества уроков, кружков, из-за дефицита времени, в погоне за оценками родители пренебрегают базовыми потребностями ребёнка. Дети пропускают прием пищи, употребляют фаст-фуд, поздно ужинают, поздно ложатся спать. В результате у детей появляются проблемы с желудочно-кишечным трактом, частые простуды, вегетососудистая дистония, невротические расстройства. Однако, данная ситуация не означает, что не надо учиться или посещать образовательные кружки. Родителям важно научиться не выбирать из двух зол меньшее, а создавать лучшее для своего ребёнка, качественно планировать и режим дня, и программу обучения, реализуя потребности детского организм и учитывая интерес юной личности. Почаще вспоминайте слова И.А. Аршавского: «Помните: ваш малыш может не болеть. А значит - не должен болеть. И зависит это прежде всего от вас» .

Возвращаясь к природному ритму, здоровому питанию, занимаясь физкультурой, контролируя свои мысли и эмоции, каждый может вновь обрести целостность и здоровые.

«Сама по себе болезнь – это факт удаления человека от природных механизмов, призванных следить за его здоровьем и жизнеобеспечением… Польза, которую может извлечь человек, установивший информационный контакт, сблизив себя с небольшим участком мира природы, значительно большая, чем борьба с заболеваниями»

/В.Н. Мегре «Анастасия»/

От чего зависит здоровье?

По статистике здоровье любого человека на 50-60% зависит от образа жизни и только на 10 % от медицины и 10-15 % от генома, т.е. наследственности. Получается, что наш образ жизни, наши повседневные привычки во многом определяют уровень здоровья. Так подумайте, в какой фонд необходимо вкладывать ресурсы и инвестиции: в медицинский проект, который даёт 10% дохода, или в проект ЗОЖ с доходом 60%?

Обратите внимание, с каждым годом улучшается качество медицинских услуг, появляются новые технологии, но при этом наблюдается интенсивный рост заболеваемости, болезни молодеют. Где же логика? Если уровень медицины растёт, то заболеваемость обязана снижаться. А если заболеваемость растёт? Очевидно, основная причина в современном образе жизни и отсутствии первичной профилактики в системе здравоохранения.



Основные причины роста заболеваемости при высоких технологиях в современной медицине:

  1. Нездоровый образ жизни, вредные привычки, неграмотность населения в области здоровья. Постепенное самоотравление организма за свой же счёт алкоголем, курением, рафинированной и консервированной пищей.
  2. Отсутствие первичной профилактики в медицинских учреждениях. Наблюдается подмена: вместо настоящей профилактики и пропаганды ЗОЖ, людям предлагают сдавать анализы на ВИЧ, гепатиты и др., чтобы выявить заболевание на ранних этапах. Задача правильная и нужная. Но ещё лучше не допустить появление и распространение этих заболеваний, а здесь только анализы не помогут. Нужна информационная работа, повышение культуры и нравственности общества, ответственности. Разумная пропаганда ЗОЖ должна быть в поликлиниках, в кино, телепередачах, журналах. Необходимо возобновить бесплатные секции физической культуры, распространение информации по закаливанию, гигиене. Главная задача – не дать сформироваться патологии, а не лечить уже возникшую болезнь.
  3. Симптоматическая направленность медицины. Причины многих болезней не известны, поэтому основная задача врача подавить симптомы заболевания, а не вылечить. Однако причины не известны, если смотреть на болезнь поверхностно, но если оценивать организм целостно, то многие процессы становятся понятными и закономерными.
  4. Не желание людей что-то менять в своей жизни, потрудиться во благо собственного здоровья. Вся надежда на «волшебную таблетку».
  5. Нарушение экологии окружающей среды, которая опять-таки зависит от образа жизни и нашей осознанности.

А как же наследственность?

Часто на наследственность мы списываем вредные привычки, передающиеся из поколения в поколение, например: способ готовить пищу, еда на ночь, преобладание в питании рафинированных продуктов, солёного, заранее приготовленные на неделю вперёд блюда, а также стереотипные эмоциональные реакции, негативное мышление. Всё перечисленное не относится к информации, передаваемой по генам, а касается вопросов воспитания и самовоспитания человека.

Согласно научным данным в области генетических исследований, установлено, что не каждый патологический ген будет немедленно запускать болезнь, в большинстве случаев необходима активация патологического гена неблагоприятными факторами окружающей и внутренней среды. Т.е. человек, носитель патологической генетической информации, должен сам постараться, чтобы запустить наследственную болезнь. Вредные привычки, рафинированная пища, избыток лекарств – вот триггерные факторы, которые спускают курок начала болезни.

Если мы обобщим причины всех заболеваний, то увидим, что любая болезнь, независимо от названия, является следствием засорения внутренней среды организма и негативного мышления. Не задумываясь, мы перегружаем организм неорганическими солями, нитритом натрия (добавляется в колбасы и сыры), глутаматом натрия, другими канцерогенными добавками, химическими препаратами, рафинированным сахаром, солью, крахмалами, клейковиной, животными продуктами, перееданием. Организм тратит огромные усилия на пищеварение, расщепление поступивших веществ, всасывание, складирование, упаковку, обезвреживание и выведение лишнего. До 70% энергии, полученной от съеденной пищи, тратится на обеспечение процесса пищеварения и выведение отходов. Как видно, коэффициент полезного действия очень низкий. Много сил расходуется напрасно, если рацион не сбалансирован и содержит много вредных балластных веществ. Со временем силы организма истощаются, мощности на детоксикацию и выделение не хватает, естественные фильтр системы перегружены и забиты. Тогда токсины и побочные продукты обмена складируются в тканях, снижая уровень обмена веществ, провоцируя хроническое воспаление, или просто до поры до времени лежат как бомба замедленного действия. В основном процесс загрязнения внутренней среды обеспечен поступлением некачественной, невидовой пищи, её неправильным сочетанием и перееданием.

«Мы есть то, что мы едим»

/Гиппократ/

Несмотря на важность внутренней чистоты организма, определяющим в формировании и удержании здоровья является внутреннее эмоционально-духовное состояние человека, чистота помыслов, умение жить в радости и любви, уровень гармонии в отношении с другими.

Заболевание всегда начинается на энергоинформационном уровне и изначально порождается негативными мыслями и эмоциями самого человека. Именно неуверенность в себе, не понимание смысла своей жизни, конфликты, обида и гнев заставляют людей вредить себе же, употребляя алкоголь, переедая и взращивая другие вредные привычки, приводящие к загрязнению организма не только ментально, но теперь и физически. Болью, мышечным спазмом проявляются глубоко запрятанные эмоции тоски, раздражения, обиды, страха. Боль сигнализирует о неправильно выбранном пути, о потери радости в жизни, блокировании любви. Так, аллергические проявления отображают внутренний протест против шаблонных установок, обязанностей, против жизни от ума, перекрывающей любовь и чувства. Контролируя свои мысли и эмоции, мы блокируем появление и развитие болезни. Поэтому так необходимо обрести внутреннее спокойствие, принятие, почувствовать свою душу, уметь радоваться каждому дню. Радость – это та витаминка, которая не даёт прорасти «псоре» (семени патологии).


Взаимосвязь эмоций и заболеваний была известна с глубокой древности. Однажды Гиппократа спросили, что такое здоровье, и великий врач ответил: «Глубочайшее расслабление». Удивительно! Ни питание, ни физкультура, ни моржевание, ни медосмотры…, а глубочайшее расслабление. Сыроедение, диеты, двигательные практики, голодание, травы – мощные инструменты, они помогают, но почему-то не всегда дают 100% результат и полное исцеление. Мешает неверие, старые обиды, претензии, гордыня, созданный и поддерживаемый образ «нездоровья». Глубочайшее расслабление успокаивает ум, усиливает ясность сознания, осознанность, устраняет спазмы и суету. В расслабленном состоянии нормализуется работа мозга, восстанавливается гармоничное взаимодействие органов, активизируются скрытые внутренние силы, запускаются процессы самовосстановления.

Здоровье – идеальный баланс внутренних процессов, результат глубочайшего расслабления, самоконтроля и позитивного мышления.

ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ

1. Позитивное мышление и внутренняя работа над собой.

Психоэмоциональная гигиена, эмоциональный детокс (отслеживание своего эмоционального состояния и выбор позитивных мыслей), контроль и изучение работы своего сознания, ф ормирование духовно-нравственной внутренней опоры;

Практики расслабления, цигун;
- состояние ответственности за собственную жизнь и здоровье.

Обратите внимание на книги Анастасии Новых «Сенсей I, II, III, IV» и п редачи на Аллатра ТВ «Что такое сознание? ».

2. Поддержание гармоничного баланса функциональных систем организма.
Другими словами поддержание своего инструмента – тела в рабочем настроенном состоянии. Данный процесс можно сравнить с периодическим подстраиванием музыкального инструмента, например, скрипки или рояля, которые перестают держать строй из-за воздействия факторов окружающей среды. Если музыкант ограничится только протиранием (очищением) музыкального инструмента, то получит фальшивые звуки. А мы в свою очередь дискоординацию обменных процессов.
Изолированные чрезмерно интенсивные практики очищения могут не дать желаемого результата, если организм находится в выраженном дисбалансе. Ресурсов организма может не хватить, чтобы компенсировать перегрузки при уже имеющихся дисфункция, что приведёт к ухудшению состояния и ещё большему сбою. Поэтому никогда не нужно спешить и преувеличивать свои возможности. Дозированные же нагрузки повышают внутренние резервы и помогают организму восстановить баланс.
Равновесие функциональных систем организма сильно зависит от нашего психоэмоционального состояния, цели, мотивации. Как говорят, «все болезни от нервов», а нервы от неумения управлять собой.

Пример из жизни:

Девушка с детства имеет проблемы с пищеварением, дискинезию желчевыводящих путей, гастрит. Чтобы улучшить своё состояние здоровья, она решает провести очищение кишечника сульфатом магния три раза за неделю, а потом проводит три разгрузочных дня на яблочном соке. В результате такого очищения появляется тошнота, боли в животе, сыпь.

Что сделано не так?
Дело в том, что частый приём магнезии и кислого яблочного сока спровоцировало раздражение слизистой оболочки ЖКТ и нарушение работы поджелудочной железы. Данная нагрузка не приемлема для ослабленного ЖКТ.

Подробнее о том, что приводит к обострению со стороны органов ЖКТ мы поговорим в разделе о питании.

3. Поддержание чистоты внутренней среды и очищение организма.
Обеспечивается соблюдением «инструкции эксплуатации организма», что препятствует процессам аутоинтоксикации, и по необходимости периодическими курсами очищения в подобранном режиме. Заметьте, это не бесконечные «чистки», а более бережное и разумное поведение человека.

Подобранное индивидуальное питание, соответствующее ферментативным и функциональным возможностям организма;

Нормализация пищеварительных и ферментативных процессов в организме, что снижает вероятность хронической аутоинтоксикации, т. е. самоотравления тканевыми токсинами и другими продуктами обмена.

Очищающие практики в индивидуальном режиме (баня, массаж, физкультура, нормализация работы кишечника, тюбажи печени, пиявки, разгрузочные дни, фитосборы).

Прмните: больше не значит лучше! Всё хорошо в меру и эта мера у каждого своя!

4. Здоровое питание.

Поступление в организм оптимального количества нутриентов, белка, витаминов и минералов;

Соответствие поступающей пищи ферментативным и функциональным особенностям организма;

Режим питания.

5. Высокая функциональная активность капиллярного русла (микроциркуляции) и обменных процессов.

Физкультура, пешие прогулки в индивидуальном режиме;

Контрастные процедуры (баня, скипидарные ванны, закаливающие процедуры);

Фитосредства;

Гирудотерапия;

Обёртывания, массаж.

6. Соблюдение природных биоритмов. Со-настройка с ритмом природы.

Отход ко сну с 21.30-22ч;

Корректировка деятельности с учётом сезонных биоритмов, своевременное снижение нагрузки;

Отсутствие ночных перекусов.

7. Здоровая (чистая) окружающая среда. Помощь природе.

Образно состояние здоровья постоянно находится в подвижном балансе, подобно весам. На одной чаше весов мы складываем привычки, укрепляющие здоровье, на другой – привычки, ведущие к нездоровью. Неблагоприятные факторы накапливаются, и однажды система адаптации организма не справляется с нагрузкой, происходит сначала функциональный сбой в работе, а позже присоединяются и анатомические изменения. Какие факторы перевешивают, такие и последствия.


Укрепление здоровья

Разрушение здоровья

Позитивное мышление, контроль мыслей.
Состояние радости.
Глубочайшее расслабление.
Добрые дела.
Творчество.

Добрые и искренние отношения с близкими.

Здоровое питание.
Умеренность в еде, свежеприготовленные блюда, овощи, фрукты, зелень.
Приготовление пищи в благостном состоянии и с любовью.

Регулярные занятия физкультурой.

Закаливание (солнце, вода, земля, воздух).

Забота о природе, улучшение экологии.

Пребывание на природе.

Режим дня.

Напряженная психоэмоциональная атмосфера в семье, семейные конфликты, гордыня, обида, раздражение.

Нездоровое питание.
Дефицит витаминов и минералов в питании, переедание, длительное следование ограниченным диетам без учёта потребности организма, потребление рафинированной пищи, консервантов, избыток соли, еда на ночь.
Пища, приготовленная в гневе и раздражении.

Малоподвижный образ жизни
Недостаточное пребывание на свежем воздухе

Отсутствие стимуляции адаптивных процессов природными факторами, закаливания. Искусственная среда помещения выключает способность к терморегуляции.

Нарушение режима сна, поздний отход ко сну

Неблагоприятная экологическая обстановка.

Неблагоприятная экология жилища (искусственные материалы, пары формальдегида и др.)

« Глупо стремиться вылечить тело, не вылечив Душу »

/Платон/

Болезнь – следствие вредных привычек, страстей, непонимания своей сути. Болезнь – разговор человека с Богом, сигнал о необходимости внутренней работы над собой. Поэтому необдуманное исцеление, без покаяния и осознания первопричины, без участия самого человека, может нанести вред. Теперь уже телесно здоровый человек будет продолжать удаляться от своего предназначения и познания мира, погружаясь в желания материального и раздувая своё Эго, всё больше и больше опустошая свою Душу. Профессор В.А. Савинов пишет по этому поводу: «Допускается лечить тех, кто выстрадал свои болезни, очистился в процессе заболевания. И если кто-то из больных не смог самостоятельно этого сделать, врач обязан заняться его духовным очищением, переориентацией и в социуме…» Важно восстановить духовность, осознанность, доброе отношение к миру и людям, а уж потом приниматься за лечение.

Природные методы оздоровления обычно дают хорошие результаты, потому что в них участвует сам человек. На пути к здоровью приходится ограничивать себя, контролировать своё поведение и настроение, больше времени проводить на природе, что повышает уровень ответственности, осознанности и внутренней гармонии, укрепляет волю. Однако в своей практике часто наблюдаю зацикленность людей на ЗОЖ, суженное понимание здоровья и игнорирование духовных причин. Необходимость духовной работы отодвигается на второй план или создаётся видимость таковой. Мало кто хочет меняться, прощать, любить безусловно, доверять Миру и верить Богу.

Путь к здоровью очень прост, и именно из-за простоты люди проходят мимо. Просто любить, просто радоваться, просто соблюдать природный ритм, делать простые физические упражнения, просто обливаться холодной водой, просто быть счастливым здесь и сейчас – слишком просто для нашего ума. У человека больше впечатлений и надежд будет, если на консультации поставить его к стене и начать метать рядом кинжалы, совершить какой-то сложный ритуал, дать дорогую таблетку, нежели просто порекомендовать простую диету, контрастное обливание, формирование позитивного мышления. Это слишком просто для нашего ума. А к тому же делать-то самим придётся. Никому не хочется отмывать грязь, разгребать ментальный мусор и вычищать храм души – тело. Но пока вы этого не сделаете, здоровье будет призрачной тенью. Вы делаете шаг вперед, и здоровье также поспешно удаляется от вас.

Искоренить любую болезнь возможно! Эффект зависит прежде всего от вашей веры, искреннего желания и понимания, для чего вам нужно здоровье.

Здоровье ради здоровья не приносит счастья и удовлетворённости. Физически здоровый человек может постепенно самоуничтожать себя обидой и гордыней, привлекать в свою судьбу несчастные случаи. А главное на рубеже жизни, в тот последний миг не будет иметь ценность и значение ваше здоровье, ваш здоровый образ жизни, хорошенький дом и дорогая машина, успешный бизнес. Ничего материального с собой не взять. Истинной ценностью будут ваши добрые чувства в каждом прожитом дне, ваша любовь к ближнему, ваши добрые и искренние поступки. Думайте, решайте, делайте...

«Если в человеке нет злобы, то у него нет злых болезней. Если нет страха, то нет страшных болезней. Если нет чувства вины, то он находится в состоянии душевного покоя»

/Лууле Виилма/

Истории из жизни.

Инструменты здоровья

Природа щедра. В природе существует много факторов и инструментов, которые положительно влияют на здоровье. Важно лишь правильно пользоваться ими и соблюдать инструкцию, кстати, написанную тоже природой и проверенную народами в течение тысячелетий.

Оздоровительные практики старайтесь использовать комплексно, равномерно воздействуя на все системы организма. Не следует чрезмерно увлекаться каким-либо одним методом, игнорируя остальные. Например, человек может активно заниматься бегом, но при этом есть всё подряд, постоянно переживать, находиться в раздражённом состоянии. В таком случае бег будет помогать преодолевать хронический стресс и способствовать сжиганию вредных веществ пищи, однако при возрастании нагрузки резервы адаптации могут не сработать, и начнётся заболевание. Человек должен развиваться гармонично. Другой пример. Представьте автомобиль, которому нужен общий ремонт, но хозяин решил поменять только резину и выбрал самую дорогую и престижную. Толку в подобном решении мало. Так и с телом человека нужно заниматься комплексно.

Внимательно наблюдайте за собой. В организме человека любой местный симптом, подобно вершине айсберга, рассказывает об общеорганизменной проблеме. Важно воспринимать организм комплексно, не сужаясь до одного симптома.

Человек всегда заботится о своей машине, заправляет качественным бензином, но при этом безответственно относится к собственному телу. Однако, заботясь о теле, важно помнить, что тело – биомашина, данная нам во временное пользование, чтобы доехать до цели, стать Человеком.

Новое или хорошо забытое старое?

В книге я не изобретаю велосипед заново. Многие эффективные способы укрепления здоровья известны с древности. Знания сохранились в народной мудрости, в трудах Гиппократа и Авицена, в книгах прошлого столетия. Однако долго пришлось ходить вокруг да около, блуждая в догмах, набивая шишки, прежде чем началось знакомство с интересными работами прошлого и настоящего. И это путешествие, несмотря на наличие более короткого пути, было не напрасным, сформировался личный опыт и более объёмное восприятие. Так выявив закономерности в питании на своём опыте, собрав статистику опыта других, вдруг открыла книгу 1931 года издания «Сырая пища и рецепты её приготовления», а в этой книге профессором В.В. Марковым тезисно написаны основные положения по питания, которые искала более десяти лет и с которыми полностью согласна. Парадокс в том, что если бы книга попалась раньше, то не было бы доверия к её выводам, так сильны постулаты времени, трудно снять зелёные очки и посмотреть на мир настоящий.

Методология здоровья отработана и выверена веками, но ценные знания дошли до нашего времени в разделённом и нередко зашифрованном виде, перемешанные с ложными установками. Настало время для объединения специалистов разных направлений медицины, интеграции знаний и формирования целостного подхода к здоровью человека.