Отчисления в страховые фонды. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Проводки при перечислении сумм

Минтруд России подготовил проект закона, в котором срок окончания действующих тарифов в фонды социального страхования переносится на год – с конца 2018 года на конец 2019 года. При этом порядок взаимодействия страхователей с ФСС России планируется сохранить до 31 декабря 2020 года включительно.

Размер отчислений в государственные внебюджетные фонды сейчас составляет:

  • ПФР – 22% (10% – свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов);
  • ФСС России – 2,9%;
  • ФФОМС – 5,1%.

Отметим, что нынешние тарифы отчислений в государственные внебюджетные фонды действуют с 2012 года (ст. 58.2 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ " "). Причем в прошлом году они были продлены на год (Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 347-ФЗ "О внесении изменений в статью 33.1 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 58.2 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования "). В текущем году, ситуация, судя по всему, повторится.

Напомним также, что со следующего года изменится порядок администрирования отчислений в государственные внебюджетные фонды – полномочия в этой сфере будут ФНС России. Для этого в НК РФ была добавлена глава 34 "Страховые взносы", вступающая в силу с 1 января 2017 года (Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ " ").

Какой штраф нужно будет заплатить за нарушение срока предоставление отчетности по страховым взносам за каждый не представленный (несвоевременно представленный) документ? Узнайте из материала "Ответственность за отказ или непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов" в "Энциклопедии решений. Налоги и взносы " интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите на 3 дня бесплатно!

Однако ряд функций планируется сохранить за ФСС России вплоть до конца 2020 года. В рассматриваемом законопроекте предполагается, что правила взаимодействия этого фонда со страхователями останутся неизменными в ближайшие четыре года. Речь идет о том, что сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВниМ) плательщикам страховых взносов можно будет по-прежнему уменьшить на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения, а переплату зачесть в будущих периодах. Проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения на ОСС на случай ВНиМ будут проводиться также территориальными органами ФСС России. Единственное изменение (от текущей практики) будет заключаться в том, что расчеты по страховым взносам об исчисленных страховых взносах на ОСС на случай ВНиМ и о суммах расходов плательщиков на выплаты страхового обеспечения ФСС России будут направляться в ФНС России не позднее пяти дней со дня их получения в электронной форме и не позднее 10 дней со дня их получения на бумажном носителе в соответствующий территориальный орган ФСС России (

Виды обязательных страховых взносов

Существует четыре вида страховых взносов.

Первый вид - пенсионные взносы (взносы в ПФР). Они делятся на две части: взносы на страховую часть пенсии и взносы на накопительную часть пенсии.

Второй вид - медицинские взносы (взносы в ФФОМС).

Третий вид - взносы в ФСС на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. За счет этих взносов Фонд соцстраха выплачивает пособия по больничным листам и декретные пособия.

Четвертый вид - взносы в ФСС по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Неофициальное их название - взносы «на травматизм».

В данную группу отчислений включены взносы в следующие внебюджетные фонды:

Государственный фонд социального страхования;

Пенсионный фонд РФ;

Государственный фонд занятости;

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Внебюджетные фонды имеют одинаковый механизм образования доходов за счет обязательных страховых платежей, уплачиваемых предприятиями и организациями всех форм собственности, индивидуальными предпринимателями, а также непосредственно работающими гражданами.

Плательщиками взносов во внебюджетные социальные фонды являются:

Юридические лица по российскому законодательству;

Филиалы юридических лиц, имеющие самостоятельный баланс и расчетный (текущий счет);

Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

Граждане, использующие труд наемных работников;

Работающие граждане (в части взносов в Пенсионный фонд РФ).

Все вновь созданные юридические лица обязаны в 30-дневный срок со дня их государственной регистрации встать на учет в территориальном органе каждого фонда.

Объектом обложения для взносов во все внебюджетные фонды является сумма начисленной оплаты труда работников предприятия по всем основаниям.

Удержания юридическими лицами взносов в Пенсионный фонд РФ с работающих граждан производятся с заработка, определяемого аналогично оплате труда, на которую начисляют взносы юридические лица. Подачи заявления от работников об удержании с него взноса в Пенсионный фонд РФ не требуется.

За счет части взносов, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ, налогоплательщики вправе осуществить расходы на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством РФ.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ, уменьшается на сумму соответствующих расходов.

Уплата взносов во внебюджетные фонды производится путем безналичных расчетов с расчетного (текущего) счета плательщика ежемесячно в сроки, установленные для выплаты заработной платы (кроме ПФ РФ). Отчисления в ПФ РФ производятся в сроки, установленные для выплаты заработной платы, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены взносы.

Платежные поручения на перечисление взносов представляются в банк одновременно с истребованием средств на оплату труда за истекший месяц.

Предприниматели, а также физические лица творческих профессий уплачивают взносы в порядке и сроки, установленные для уплаты этой категорией налогоплательщиков федерального подоходного налога с физических лиц.

Государственные социальные внебюджетные фонды РФ (Пен­сионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государст­венный фонд занятости населения РФ, фонды обязательного меди­цинского страхования) формируются за счет различных источни­ков, в том числе добровольных взносов и ассигнований из бюдже­та. Однако основным и постоянным источником финансовых ре­сурсов этих внебюджетных фондов являются обязательные плате­жи, именуемые в действующем законодательстве «страховые пла­тежи» либо «страховые взносы».

Денежные средства государственных социальных внебюджет­ных фондов являются федеральной собственностью, однако при этом не включаются в бюджет и имеют строго целевое назначение, обусловленное задачами фондов и содержанием разработанных и реализуемых с их помощью общегосударственных социальных программ. Концепция этих программ базируется на положениях Конституции РФ, устанавливающих каждому гражданину гаран­тии прав на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на защиту от безрабо­тицы (ст. 37,39,41).

Таким образом, именно общегосударственная значимость на­званных социальных внебюджетных фондов позволяет законода­телю отнести страховые взносы в них к числу особых обязательных платежей и запретить изъятие денежных средств государственных социальных внебюджетных фондов * , в том числе и в целях погаше­ния бюджетного дефицита.

Одним из характерных признаков создания названных фондов, согласно действующему законодательству, является особый метод финансирования на основе обязательности уплаты страховых взносов работодателями (страхователями), а в определенных слу­чаях - гражданами (застрахованными) либо органами управле­ния* (за отдельные категории застрахованных граждан). Ведь все действующие в России государственные социальные внебюджет­ные фонды формируются страховым методом, предусматриваю­щим обязанность всех страхователей - работодателей (организа­ций), работающих и самозанятых граждан (нотариусов, занимаю­щихся частной практикой, частных детективов, адвокатов), а в определенных случаях и органов управления вносить обязатель­ные страховые платежи (взносы) в фонды.

Страховой метод образования финансовых ресурсов государст­венных социальных внебюджетных фондов, в свою очередь, и предопределил название платежей в эти фонды как «страховые взносы».

В материальном аспекте страховой взнос представляет собой сумму, периодически вносимую страхователями (организациями и физическими лицами) в государственный социальный внебюд­жетный фонд для материального обеспечения граждан в связи с достижением определенного возраста, при наступлении болезни, инвалидности, в случае безработицы, на охрану здоровья и полу­чение бесплатной медицинской помощи.

Уплата страховых взносов производится по страховым тари­фам - ставкам платежей по социальному страхованию с единицы страховой суммы за определенный период. Размер страховых та­рифов в государственные социальные внебюджетные фонды по представлению Правительства РФ утверждается Федеральным Со­бранием РФ в ежегодно принимаемом Федеральном законе «О та­рифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федера­ции, Фонд социального страхования Российской Федерации, Госу­дарственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования».

Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования в первоначаль­ном варианте Налогового кодекса РФ должны были быть объеди­нены в социальный налог, включенный в перечень федеральных налогов. Однако в окончательном варианте первой части Налого­вого кодекса РФ, принятой 31 июля 1998 г., вместо «социального налога» в перечень федеральных налогов и сборов (ст. 13) включе­ны «взносы в государственные социальные внебюджетные фонды», предусматривающие сохранение действующих в настоя­щее время обязательных платежей в каждый из этих внебюджет­ных фондов. Однако необходимо учитывать, что ст. 13 Налогового кодекса РФ будет введена в действие со дня введения в действие части второй Налогового кодекса. Поэтому к идее объединения отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды в едином обязательном платеже законодатель возможно вернется позднее, после ее всесторонней дополнительной проработки, тем более что данные предложения поддерживают как ученые, так и представители финансово-кредитных органов.*

С учетом анализа норм действующего финансового законода­тельства, страховые платежи (взносы) в государственные социаль­ные внебюджетные фонды в правовом аспекте можно определить как вид обязательных платежей, взимаемых с организаций и фи­зических лиц по ставкам (тарифам), в порядке и сроки, закреплен­ные в нормативно-правовых актах, в целях финансового обеспече­ния гарантированных государством прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь, а также обеспечения деятельности самих внебюджетных фондов.

Таким образом, страховые взносы в государственные социаль­ные внебюджетные фонды устанавливаются как ставки (тарифы) платежей в размерах, покрывающих затраты на выполнение госу­дарственных социальных программ и обеспечивающих рентабель­ную деятельность самих фондов.

В законодательстве не раскрыта социально-правовая природа страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. Данное положение констатировано даже Конституцион­ным Судом РФ в постановлении от 24 февраля 1998 г.

Следовательно, страховые взносы по своему социально-право­вому содержанию относятся к целевым платежам, что, с одной стороны, сближает их со сборами, а с другой стороны, законода­тель установил публичные цели взимания этих платежей, что яв­ляется сущностным признаком налогов;

в-седьмых, законодатель при установлении страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды как одного из видов обязательных платежей закрепляет такие элементы обло­жения страховыми взносами, как

Субъект страховых взносов(т.е. определяет плательщика-страховщика);

Объект (т.е. выплаты, на которые начисляются страховые взносы);

Ставка (т.е. тариф - размер страхового платежа с определен­ного вида доходов или выплат);

Льготы (т.е. выплаты, на которые страховые взносы не начис­ляются);

Сроки и порядок уплаты;

Ответственность плательщиков и банков за правильность на­числения, своевременность уплаты и перечисления страхо­вых взносов в фонды и порядок защиты прав плательщиков этих взносов;

в-восьмых, в правоотношениях по уплате страховых взносоввовнебюджетные социальные фонды на стадии их исполнения анало­гично, как и при уплате налогов, участвуют банковские кредитные организации. Банки обязаны обеспечить перечисление страховых платежей в соответствующие внебюджетные фонды. За несвоевре­менное зачисление или перечисление по вине кредитных органи­заций страховых взносов на счета органов фондов банки несут фи­нансовую ответственность в виде начисления пени за каждый день просрочки;

в-девятых, правовое регулирование обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды базируется на основных принципах правового регулирования налогообложения. При этом часть этих принципов действуют как правовые идеи,т.е. без закрепления в нормах права. Другая же часть принципов за­креплена в налоговом и бюджетном законодательстве.

На основе анализа финансово-правовой литературы и действу­ющего финансового законодательства можно выделить следующие принципы, установления, взимания и расходования страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды:

принцип всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, га­рантированный установлением мер финансово-правовой ответст­венности как к плательщикам-страховщикам (за неуплату и не­своевременное внесение страховых взносов), так и к банковским и иным кредитным организациям (за несвоевременное зачисление или перечисление сумм страховых взносов, а также сумм пени, штрафов и иных финансовых санкций на счета органов фонда);

принцип законности и публичности, связанный с установле­нием страховых взносов на основе закона. Это, в свою очередь, обусловлено общегосударственными целями образования самих социальных внебюджетных фондов;

принцип единства и федерального характера платежей, оз­начающий, что страховые взносы в указанные внебюджетные фонды взимаются на всей территории России по единым прави­лам, установленным федеральными законодательными актами, что денежные средства фондов являются федеральной собствен­ностью. Отнесение взносов в государственные внебюджетные со­циальные фонды в Налоговом кодексе к числу федеральных пла­тежей (ст. 13) не означает, что поступления от их сбора будут зачисляться исключительно в федеральный бюджет. Это означает лишь то, что эти обязательные платежи ко всем плательщикам-страховщикам независимо от форм собственности применяются единообразно и подлежат уплате на всей территории Российской Федерации;

принцип справедливости и равенства тарифов страховых взносов для различных категорий плательщиков, означающий со­размерность (нечрезмерность) ограничений прав и свобод граж­дан социально значимым интересам и целям их введения. Други­ми словами, введение таких обязательных платежей не должно лишать лиц реализовывать конституционные права на собствен­ность и достойное существование. Несоразмерными такие плате­жи будут признаны в том случае, если они фактически «парализу­ют реализацию конституционных прав и свобод» юридических и физических лиц;*

принцип непридания обратной силы закону, ухудшающему положение одних категорий плательщиков страховых взносов в сравнении с иными категориями;

принцип возвратности страховых взносов, что предполагает, в основном, общественную возмездность. Однако, с учетом пос­ледних изменений пенсионного законодательства и перехода к индивидуальному (персонифицированному) учету в целях назна­чения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и размера их страховых взносов, можно говорить и об индивиду­альной возмездности и возвратности страховых платежей (взно­сов) их плательщикам;

принцип целевого использования страховых взносов в государ­ственные социальные внебюджетные фонды в соответствии с зада­чами формирования конкретных фондов. Этот принцип обуслов­ливает запрет на изъятие средств одного государственного соци­ального внебюджетного фонда для передачи в другой аналогичный внебюджетный фонд, за исключением случаев, прямо установлен­ных в законодательном порядке. Например, в числе средств, ис­пользуемых для формирования Пенсионного фонда РФ, преду­смотрены средства Государственного фонда занятости населения РФ, идущие на возмещение досрочно назначенных пенсий безра­ботным.** Кроме того, в соответствии с этим принципом устанавли­вается запрет на изъятие средств внебюджетных фондов в бюджет. Это особенно важно в условиях хронического бюджетного дефицита, когда требуются не только дополнительные финансовые ресур­сы для его покрытия, но и мобильность в перераспределении бюд­жетных средств на осуществление конкретных особо важных ста­тей расходов. Однако от подобного перераспределения бюджетных средств могут страдать другие статьи расходов бюджета. Чтобы этого не случилось с наиболее важными социальными потребнос­тями членов общества, государство и создает социальные внебюд­жетные фонды. Финансовые ресурсы этих фондов как раз и служат гарантией обеспечения наиболее значимых социальных нужд (пенсии, пособия и т.п.), так как на перераспределение и изъятия денежных средств этих фондов наложен запрет, а сами страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды отно­сятся к специальным обязательным (целевым) платежам.

Осуществление выплат во внебюджетные фонды — обязанность каждого работодателя. Что такое внебюджетные фонды, какие перечисления в них осуществляются, как отразить в учете операции по — на все эти вопросы мы ответим в нашей статье.

Внебюджетным фондом называют государственный орган, финансовые ресурсы которого формируются за пределами государственного бюджета. Источник финансирования внебюджетных фондов — обязательные отчисления, которые осуществляют юридические лица с целью реализации социальных прав граждан. Именно поэтому внебюджетные фонды также называют социальными.

В настоящий момент в РФ действуют 3 основных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный, Фонд социального страхования (ФСС) и обязательного медицинского страхования ФФОМС).

Выплаты во внебюджетные фонда обязательны к перечислению. Базой начисления выплат являются доход сотрудника, выплачиваемый работодателем. К таким доходам относятся:

  • зарплата;
  • надбавка, доплата;
  • оплата по договору подряда, авторскому договору;
  • выходные пособия.

Страховые взносы начисляются работодателем на выплаты, получаемые сотрудником в рамках трудовых отношений, исполнителем по договору подряда, авторскому договору. Также начисление осуществляется на вознаграждение, выплачиваемое руководителю организации, если он является единственным ее участником.

Согласно изменениям в законодательстве, вступившим в силу в 2015 году, взносы во внебюджетные фонды (ПФР) также начисляются на доходы сотрудников-иностранных граждан, лиц без гражданства. При этом срок заключения и действия трудового договора значения не имеет.

Отражение операций с внебюджетными фондами в учете

Для учета операций по взносам во внебюджетный фонды используют счет 69. Для каждого из органов социальной защиты (Пенсионный фонд, ФСС по взносам на социальное страхование, ФФОМС) создают отдельный субсчет.

Типовые проводки по начислениям и перечислениям во внебюджетные фонды рассмотрим на примерах.

Социальные взносы с выплат по трудовым договорам

ООО «Маркер» в августе 2015 произвело начисление выплат в пользу сотрудников: зарплата — 1 350 000 руб., больничные пособия 54 500 руб. (в том числе 2700 руб. за первые 3 дня за счет организации).

Был произведен расчет суммы социальных взносов:

  • Пенсионный фонд — 1 350 000 руб. * 22% = 297 000 руб.
  • ФСС — 1 350 000 руб. * 2,9% = 39 150 руб.
  • ФФОМС — 1 350 000 руб. * 5,1% = 68 850 руб.

Бухгалтером ООО «Маркер» были сделаны такие проводки:

Дт Кт Описание Сумма Документ
44 Начисление заработной платы 1 350 000 руб.
44 за первые 3 дня за счет ООО «Маркер» 2 700 руб. Больничные листы
69 ФСС Начисление больничных за счет ФСС (54 500 руб. — 2700 руб.) 800 руб. Больничные листы
44 69 ПФР Начисление взносов в Пенсионный фонд 297 000 руб. Ведомость расчета заработной платы
44 69 ФСС Начисление взносов в ФСС 39 150 руб. Ведомость расчета заработной платы
44 69 ФФОМС Начисление взносов в ФФОМС 68 850 руб. Ведомость расчета заработной платы

Расходы ООО «Маркер» на социальное страхование составили 800 руб., что больше начисленной суммы взносов за август (39 150 руб.). По этой причине ООО «Маркер» какие-либо перечисления в ФСС в августе 2015 не осуществляло. Часть непокрытых расходов ( 800 руб. — 39 150 руб. = 12 650 руб.) была учтена в сентябре 2015.

Социальные взносы с выплат по договору подряда

Между ООО «Глобус» и Кондратенко Ю.П. был заключен договор подряда на сумму 000 руб. (строительно-монтажные работы). Согласно условиям договора, Кондратенко был выплачен аванс в размере 10% от стоимости работ (4 300 руб.). Остаток средств был выплачен по факту выполнения работ (38 700 руб.).

В учете ООО «Глобус» были сделаны такие проводки:

Дт Кт Описание Сумма Документ
76 Перечисление аванса Кондратенко по договору подряда 4 300 руб. Платежное поручение, договор подряда

Страховые взносы в Фонды: Пенсионный, Медицинского страхования и Социального страхования исчисляются с заработной платы сотрудников фирмы. Для предпринимателей с работниками и не являющихся работодателями, установлен фиксированный размер взносов ПФР и ФФОМС.

Тарифы страховых взносов и база обложения

На данный момент основные ставки страховых взносов:

  • ПФР – 22%
  • ФФОМС – 5,1%
  • ФСС – 2,9%
  • НС (страхование от несчастных случаев) – устанавливается Фондом для каждого страхователя, в зависимости от класса опасности основного вида экономической деятельности.

Ранее выплаты в Пенсионный фонд по пенсионному страхованию делились на страховую и накопительную часть. Сейчас взносы нужно начислять только на страховую часть.

Страховыми взносами облагаются выплаты сотрудников по трудовым договорам: заработная плата, отпускные, премии, компенсации по заработной плате, доплаты. Также страховые взносы в ПФР нужно начислять на выплаты по договорам гражданско-правового характера, авторского заказа, лицензионным договорам. Данная категория выплат не облагается взносами в ФСС.

Напротив, не облагаются взносами: все виды социальных пособий, материальная помощь, льготные выплаты, пособия по безработице, денежное довольствие военнослужащих и т.д.

Учет страховых взносов в бухгалтерских проводках

Начисление страховых взносов отражается по кредиту . Для каждого вида страхования – свой субсчет. По дебету 69 счет корреспондирует со счетами затрат: 20, 44.

Проводки для начисления взносов:

  1. Дебет 20 (…) Кредит 69.1 (ФСС) – начисление в Фонд социального страхования.
  2. Дебет 20 (…) Кредит 69.2 (ПФР) – начисление Пенсионный фонд.
  3. Дебет 20 (…) Кредит 69.3 (ФФОМС) – начисление в Фонд мед.страхования.
  4. Дебет 20 (…) Кредит (НС) – начисление в Фонд социального страхования на страхование от несчастных случаев.

За апрель была начислена заработная плата сотрудникам в общем размере 259 874 руб. Рассчитать и произвести отчисление в Фонды. Для страхования от несчастных случаев установлен тариф 0,2%.

  • ФФОМС = 259 874 х 5,1% = 13 253,57

  • ФСС = 259 874 х 2,9% = 7536,35

  • НС = 259 874 х 0,2% = 519,75

Пример проводок по начислению и уплате страховых взносов

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
69.1 Начислены страховые взносы в ФСС 7536,35 Расчетная ведомость Т-51
69.2 Начислены взносы в ПФР 57 172, Расчетная ведомость Т-51
69.3 Начислены взносы в ФФОМС 13 253,57 Расчетная ведомость Т-51
Начислены взносы от НС 519,75 Расчетная ведомость Т-51
Переданы материалы в производство 100 318 Расчетная ведомость Т-51
69.1

Регулируется Федеральным законом №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного страхования» от 24.07.2009 года

Плательщиками взносов признаются:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

Организации;

Индивидуальные предприниматели;

Физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Объектом обложения:

Для налогоплательщиков пункта 1 признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым договорам, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, лицензионным договорам о предоставлении права использования указанных произведений. Включаются все выплаты физическим лицам независимо от отнесения их на расходы, уменьшающие базу по налогу на прибыль организаций.

Для налогоплательщиков, указанных в пункте 2, признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

База для начисления страховых взносов плательщиками, производящими выплаты физическим лицам.

Предельная величина доходов каждого физического лица для начисления страховых взносов составляет 415 000 руб. Она определяется нарастающим итогом с начала календарного года. Если суммы выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица превысят этот предел, то страховые взносы с суммы превышения не взимаются. Регрессивной шкалы в отношении страховых взносов не предусмотрено. Начиная с 2011 года указанная предельная величина дохода будет ежегодно индексироваться в размере, определяемом Правительством РФ, в соответствии с ростом средней заработной платы.

Если работодатель производит выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), при расчете базы для уплаты взносов учитывается цена этих товаров (работ, услуг), указанная сторонами договора с учетом НДС и акцизов.

Страховыми взносами не облагаются:

1. государственные пособия, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

2. установленные законодательством РФ, компенсационные выплаты* ;

* Из перечня не облагаемых страховыми взносами сумм, выплачиваемых в пользу физических лиц, исключены:

Компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск;

Суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемые членам семьи умершего работника;

Выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда;

Стоимость форменной одежды, выдаваемой обучающимся и воспитанникам в соответствии с законодательством;

Стоимость льгот по проезду, предоставляемых обучающимся и воспитанникам.

3. суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников;

4. суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц;

5. с 01.01.2009 г. взносы работодателя, уплаченные налогоплательщиком в соответствии с ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», в сумме уплаченных взносов, но не более 12 000 рублей в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя;

6. суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам не превышающие 4000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период;

7. с 01.01.2008 г. сумма материальной помощи, выплачиваемая при рождении ребенка, не превышающая 50000 рублей на каждого ребенка;

8. с 01.01.2009 г. - суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

9. с 01.01.2009 г. - суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций - применяются до 1 января 2012 года.

Тарифы страховых взносов для лиц , производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (таблица 14).

В течение 2010 года для плательщиков страховых взносов – работодателей сохраняется максимальная ставка, которая действовала по ЕСН в отношении доходов до 280 000 рублей.

В течение 2010 года для индивидуальных предпринимателей, которые не используют труд наемных работников и применяют специальные налоговые режимы, сохраняется фиксированный платеж, уплачиваемый в пенсионный фонд.

С 2011 года тарифы для индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов будут аналогичны тем, которые установлены для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам.

Таблица 14 – Тарифы во внебюджетные фонды

Период действия тарифов

Пенсионный фонд РФ

Общая ставка

Для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

Организации, индивидуальные предприниматели, физические лицас суммы, не превышающей 415 000 руб.

на 2010 год

с 2011 года

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН или уплачивающих ЕНВД, а также лиц, использующих труд инвалидов и общественные организации инвалидов

на 2010 год

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН или уплачивающих ЕНВД

с 2011 года

Для организаций и индивидуальных предпринимателей,

применяющих ЕСХН

на 2010 год

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН, а также лиц, использующих труд инвалидов или общественные организации инвалидов

на 2011 – 2012 годы

на 2013 – 2014 годы

Расчетным периодом признается календарный год.

Расчеты по страховым взносам предоставляются плательщиками, производящими выплаты физическим лицам по месту своего учета:

Плательщики, не производящие выплаты физическим лицам, подают расчеты в территориальный орган ПФР до 1 марта следующего года.

Отчетными периодами по взносам признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Плательщики, производящие выплаты физическим лицам, в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого месяца уплачивают ежемесячный обязательный платеж не позднее 15 числа следующего месяца.

Плательщики, не производящие выплаты физическим лицам, уплачивают взносы за расчетный период не позднее 31 декабря текущего.

1Рикардо Д. Начало политической экономии и податного обложения. - М., 1935.- С.100.

2Налоговый кодекс РФ, статья 8.

1Галкин В.Ю. Некоторые вопросы теории налогов. //Финансы №1. 1993. - С.35.

1Теория финансов. / Под ред. Заяц Н.Е., Фисенко М.К. - 2-е изд. - МН.: Высшая школа, 2008. - С. 20-22, 299-300.

2Финансы. / Под ред. Родионовой В.М. - М.: Финансы и статистика, 2006. - С. 11, 21, 23, 240.

1Общая теория финансов./ Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - С. 8, 12, 14, 94.

2Финансы /Под. ред. М.В. Романовского – М.: «ЮРАЙТ», 2006. – С.17, 20

3Налоги и налогообложение. /Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – Санкт-Петербург: 6-е изд., Питер, 2009. – С. 19 - 23

1Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1998. - С.137, 138.

2Управление налогообложением рассматривается на примере России и основе работ:

Финансы и кредит. / Под ред. А.Ю. Казака - Екатеринбург: МП «ПИПП» , 1994. - С. 124 - 131.

Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1998. - С.134-171.

1Налоговый кодекс РФ, часть 1.

1Составлена на основе статей 31 и 32 Налогового кодекса

1Составлена на основе статей 21 и 23 Налогового кодекса

1Составлена на основе главы 26.2 Налогового кодекса.

1Составлена на основе главы 26.3 Налогового кодекса.

2Налоговый кодекс глава 26.3